Притчи о совести

Тема статьи: Притчи о совести - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Притча о совести.Мудрые и короткие притчи

В жизни каждого наступают моменты, когда хочется поразмышлять о смысле своего существования, важности отношений с людьми и главных человеческих ценностях.Тогда на помощь приходят короткие иносказательные рассказы, в которых заключено некое нравоучение.Они очень близки к басням.Как утверждал В.Даль, подобное поучение на примере — это особый литературный жанр эпоса — притча.На тему «совесть» существует огромное количество рассказов, но в этой статье мы поговорим о самых распространенных и значимых из них.

Ведическая притча

Самой древней считается индоарийская (ведийская) цивилизация, оставившая в наследство Веды, что на санскрите переводится как «мудрость».Если считать данную культуру фундаментальной основой существования общества, то логично начать с небольшого рассказа «Голос совести».Притча относится к ведическим и закладывает понимание самого термина «совесть».

Содержание

Однажды в поисках Истины путник добрался до отшельника, который, по мнению большинства, познал Бога.Он попросил открыть ему тайну.Отшельник ответил довольно просто: «Во всех нас есть высшее «Я».Если оно пробудилось, то мы являем милосердие ко всему сущему».Путник недоумевал, задаваясь вопросом, откуда же тогда на Земле столько ненависти и насилия? Как Бог может это допускать? «Человек и Господь связаны между собой внутренним сознанием, — сказал мудрец, — если слышать голос Совести, значит, жить по-божески, а если его оборвать, значит, идти против его воли.Нарушить порядок и гармонию в мире».

Искатель Истины задумался: «Получается, что тот, кто лишил другого жизни, не имеет вести, сообщенной Богом? Эта весть и есть Совесть?» Мудрец подтвердил мысль путника, который продолжал искать ответ на мучивший его вопрос: «А как же люди умудрились потерять Совесть?»

Ответ отшельника не заставил себя ждать: «Высшее «Я» легко в себе заглушить, прервав связь с Богом.Этому способствуют алкоголь, табак и убитая пища.Но покаяние, посты и молитвы, общение со святыми помогут вернуть голос Совести.К сожалению, другого способа нет».

Буддийская притча

Очень часто можно встретить притчи про совесть и раскаяние, которые идут вместе рука об руку.Если человек нарушает божью весть, то это не значит, что он не испытывает нравственных мук.В религиозно-философском учении, возникшем на территории Индии задолго до новой эры, оба понятия являются ключевыми.Буддийская притча о совести основана на теории, что каждое живое существо имеет не одну жизнь.Всякий раз оно перерождается в новое в зависимости от того, как, например, человек вел себя в предыдущей.

Содержание иносказания

Как-то встретились на лесной тропинке волк и олень.И стали они спорить.Олень попытался убедить хищника, что тот портит свою карму, поедая живых существ.Сам же олень питается травой, и такая добродетельная жизнь приведет его на вершину блаженства.При этом парнокопытное животное не сознавало, что вместе с травой поглощает мелких насекомых и не испытывает раскаяния.После смерти его ожидало плохое перерождение.

Волк же действовал из естественной необходимости и при этом всегда переживал о содеянном.Именно он и очутился на вершине блаженства.

Притча про совесть для детей

Иносказательные рассказы несут важный воспитательный аспект, поэтому необходимо подобрать тот, который подойдет детям.Будет не только интересным и познавательным, но и заставит размышлять, совершать обдуманные поступки.Предлагаемая притча о совести полностью соответствует этим требованиям.

Учитель как-то обратился к своим ученикам: «Я беден, стар и слаб.Я учу вас много лет, поэтому вы должны найти средства, на которые я мог бы жить».

Ученики озадачились, ведь они понимали, что невозможно ждать помощи от жителей города, слишком скупы были те.Но учитель продолжал: «Я не призываю просить, нужно просто пойти и взять!» — «Как? Украсть, стать ворами?» — «А разве это грех? И разве ваш учитель не заслуживает лучшей доли?» — «Но нас же поймают!» — «А вы сделайте так, чтобы никто не увидел».

Все загалдели и начали обсуждать возможности добычи денег.И тут юноша, стоявший в сторонке и не принимавший участия в разговоре, вдруг громко сказал: «Прости, учитель! Но то, что вы просите, нельзя исполнить!» — «Почему?» — «На Земле нет такого местечка, где бы нас никто не увидел.Даже если никого нет рядом, есть я сам.Тот, который видит все.И лучше уж ходить по миру с нищенской сумой, чем наблюдать, как я краду у людей».

От сказанных слов лицо учителя просияло.Он подошел и крепко обнял своего ученика.

Пример короткой и очень мудрой притчи

Всем известно, что совесть ест человека.Она не дает ему покоя, если он совершил неправедный поступок.Так нужна ли она?

Человеку посоветовали заглянуть внутрь себя.Исполнив совет, он ужаснулся.Внутри оказалась целая груда мусора.»Разгреби!»- проговорил чей-то голос.Человек удивился: «Для чего?» — «А вдруг отыщется совесть?» — ответили ему.»И что же мне с ней прикажете делать?» — удивленно воскликнул человек.

Как родилась на свет совесть?

Любопытно, что есть иносказание и на этот счет.Полностью оно опубликовано в книге А.Новых «Сэнсэй.Исконный Шамбалы».А мы приведем краткое его изложение.

Это случилось в далекие-далекие времена.Появилась Совесть в ночной тишине.В это время все живое начинает размышлять после дневной жизни и шума.Совесть была прекрасна: ее глаза отражали огонь далеких созвездий, а лицо было украшено лунным сиянием.Она сразу же отправилась к людям, но днем все отмахивались от нее, ссылаясь на дела.Зато по ночам Совесть беспрепятственно входила в любой дом и дотрагивалась до руки спящего.Тот мгновенно открывал глаза и спрашивал:

— Совесть, чего тебе нужно?
— А что за день ты сделал не так?
— Да ничего такого!
— А если подумать?

Совесть не слушала ответ, а шла дальше, но человек уже не мог уснуть, ворочаясь с боку на бок и вспоминая все свои дневные события.Вскоре все люди провинции стали страдать от бессонницы и обратились за советом к премудрому Ли-Хан-Дзу.Они считали его таковым, потому что было у него больше всех земель и денег.Но тот и сам страдал от визитов Совести и уже подумывал, а не раздать ли ему все свое богатство бедным?

Тогда люди устремились к А-Пу-О, живущему в Нанкине.Все знали, что даже китайские правители пользовались его мудрыми советами.Тот выслушал измученных бессонницей людей и сказал:

— Перестанет Совесть приходить тогда, когда вам не придется размышлять о том, что вы делали не так днем.Для этого надо на свитках написать законы и поступать строго в соответствии с ними.Мандарины выучат текст наизусть, а остальной люд будет обращаться к ним с вопросами, что надо делать в том или ином случае.Спросит Совесть: «А что за день ты сделал не так?» — а у человека уж ответ готов: «Все строго по свиткам».

Окончание притчи

Стали люди жить по законам и щедро платить мандаринам за советы из свитков.Их больше Совесть не беспокоила.Только бедные теперь страдали бессонницей, ибо нечем им было благодарить мандаринов.

Тогда решила Совесть навестить самого А-Пу-О.Но тот лишь раскричался в ночи:

— Зачем пришла, воровка? В законе сказано: если ночью кто-либо входит в дом без спроса, значит, он вор.А еще ты развратница, ибо явилась к постороннему мужчине.

Но Совесть отрицала, что явилась с целью кражи и является целомудренной.

— Но тогда ты просто не исполняешь законов, а это также карается тюрьмой.Эй, слуги! Наденьте на нее колодки и посадите в темницу.

Так и живут теперь люди, без Совести, но по законам А-Пу-О и мандаринов.Как было в далекие-далекие времена.И каково это, каждый решает сам, лишь только спускается на землю темнота и все живое пускается в раздумья.

О совести подлеца и праведника

Примеры совести праведного и подлого человека можно также найти в притче.Ее мы приведем в несколько сокращенном варианте.

Встретила Совесть подлеца свою подругу.Той посчастливилось жить с праведником.Спрашивает ее подруга:

— Как живешь?
— Это не жизнь, только мучаюсь! Совсем нет стыда у моего человека.Бесчувственный.И никто ему, кроме себя, любимого, не нужен.
— А пробовала до его сердца достучаться?
— Да столько раз книги ему нравственные подкладывала и с людьми хорошими знакомила, а он только тщеславие свое развивает.Стыдно слышать постоянно: «Совсем Совесть потерял!»
— Отлично, я тут кое-что придумала, — сказала подруга.

Пошептались они между собой, а на следующее утро Подлец проснулся, как всегда, не в настроении и подумал: «Ну как же мне уже жена надоела за столько лет!» — «Вот как! — воскликнула жена.- И чем же я тебе надоела?»

— Разве я произнес что-то вслух? Как эта старуха догадалась, о чем я подумал?
— Кто тут старуха?

Подлец опешил, у него не на шутку разболелась голова, и он решил отпроситься с работы.Позвонил начальству:

— Доброе утро! — начал он елейным голосом, а про себя подумал:» Старый козел! Когда уже его на пенсию проводят!»
— Что вы себе позволяете? — крикнул начальник на другом конце провода.- Если я козел, то вы.уволены!

Как подлец стал другим

Только к концу дня Подлец понял, что его мысли невероятным образом становятся известны собеседникам.От него отворачивались все, кто прежде и не догадывался о его темной стороне души.Теперь в ответ он слышал только одно: «Где же совесть твоя?» В полном отчаянии он понял, что надо научиться как-то по-другому мыслить, но не знал, как.И в этот самый миг раздался тихий голосок:

— Я твоя совесть, я здесь.Ты никогда раньше не слышал меня, потому что твое сердце не знало, что такое настоящая боль.Познав ее, ты стал способен расслышать мой голос.
— Скажи, как мне научиться жить по-новому, по совести?
— Желай людям только хорошее! Когда ты ощутишь на себе то, что раньше желал другим, изменишься сам.

Ставший изгоем подлец познал унижения, человеческое коварство и потери.Ему пришлось вновь учиться жалеть и сострадать, помогать и отдавать.Незаметно он превращался в доброжелательного, терпеливого и праведного человека.Так заканчивается притча о совести.

О покаянии

Невозможно в одной статье пересказать все притчи на предлагаемую тему, поэтому приведены лишь отдельные примеры.Совести, нравственной ответственности перед другими людьми, всегда сопутствует покаяние.Поэтому в заключение будет правильно поговорить именно об этом.Итак, притча о совести и покаянии.

Упал случайно человек в пропасть.Израненный, он лежит и не может выбраться.Попытались друзья ему помочь, да сами чуть вниз не свалились.Пришло на помощь милосердие.Спустило лестницу, да только не достает та до лежащего человека.Подоспели дела добрые, которые он в жизни сотворил, бросили веревку.Опять не хватает немного до дна пропасти.Попробовали помочь и деньги, власть, слава, но тщетно.

Последним пришло покаяние.Стоило протянуть ему руку, как вылез человек из пропасти.»Как же тебе удалось?» — воскликнули остальные.Но покаяния уже не было рядом.Оно устремилось на помощь другим, ибо часто только оно способно помочь, людям, у которых есть совесть.

Притчи о совести

  • Книги
  • Притчи
  • Притча о Совести
  • Притча о Совести

    «Случилась эта история в далёкие, далёкие времена.Родилась на свет Совесть.Родилась она в ночной тиши, когда всё живое думает.Думает речка, сверкая в лунном свете, думает небо, усыпанное звёздами, думает травинка, замерши в ночной мгле.Куколка думает, с какими бы пестрыми разводами сотворить ей бабочку.Растения думают о своих прекрасных соцветиях, птицы — о песнях, а звёзды — о будущем.Потому так и тихо ночью.Днём всё шумит и живёт, а ночью всё молчит и думает.Вот в такую-то тихую ночь, когда всё живое думало, и родилась Совесть.Она была прекрасна.В глубине её больших, красивых глаз отражался огонь далёких звёзд.Лунный свет окрасил её лик своим сиянием.А ночь укутала в свои таинственные покровы.

    И пошла Совесть к людям.Жилось ей среди них наполовину хорошо, наполовину плохо.И жила она как ночная птица.Ведь днём никто с ней не хотел даже разговаривать.К кому не подойдёт — всяк отмахивается от неё руками и ногами, мол: «Дел невпроворот, кругом работа кипит, время ли с тобой ещё разговаривать!» Но зато ночью, она беспрепятственно заходила и в богатые и в бедные дома.Тихонько дотрагивалась до спящего и тот просыпался.Увидев её, спрашивал:
    — Что тебе надо, Совесть?
    А она тихонько говорила.
    — А что ты сегодня сделал?
    — Я? Да ничего такого я не делал…
    — А ты подумай.
    — А… Ну разве что…
    И пока он вспоминал, Совесть уходила к другому.А проснувшейся человек уже не мог заснуть до утра и всё размышлял о том, что он делал днём.И многое, чего он не хотел слышать в шуме дня, слышалось многократным эхом в ночной тишине.И так приходила Совесть к каждому до тех пор, пока на всех людей не напала бессонница.

    И решили люди спросить совета у самого премудрого в их провинции Ли-Хан-Дзу, не знает ли он средства от бессонницы.Люди звали Ли-Хан-Дзу премудрым, потому что думали раз у него больше всех денег, больше всех земель, больше всех домов, значит, у него больше всех ума! Но не знали они, что тот, кого они звали «премудрым» ещё больше других страдал от той же болезни бессонницы и не знал, как от неё избавиться.Ведь все кругом были ему должны.И всю жизнь эти люди только и делали, что отрабатывали ему долг.Так мудрый Ли-Хан-Дзу устроил свою жизнь.Как мудрый человек Ли-Хан-Дзу, к примеру, знал, что надо делать, когда кто-нибудь из должников крал у него и попадался.Ли-Хан-Дзу по своей мудрости колотил его, да так усердно, чтобы другим было неповадно.Днём у Ли-Хан-Дзу это выходило очень мудро, так как другие, видя это наказание, боялись его.Но по ночам Ли-Хан-Дзу сам боялся, и за жизнь свою, и за своё богатство.И потому по ночам ему приходили совсем иные мысли, чем днём: «А почему бедняк ворует? Потому что ему есть нечего и зарабатывать на еду некогда.Ведь он весь день только и делает, что мне долг отрабатывает».Ли-Хан-Дзу даже спорил с Совестью, оправдывая свои поступки: «Выходит, меня обворовали, я же и не прав?!» Однако хоть и оправдывался, а заснуть всё равно не мог.И до того его довели эти бессонные ночи, что однажды Ли-Хан-Дзу не вытерпел и, несмотря на свою мудрость, объявил:
    — Верну я им все их деньги, все их земли, все их дома!
    Но тут уже родня мудрого Ли-Хан-Дзу, услышав это, подняла страшнейший шум и вой, крича людям:
    — Это от бессонных ночей на мудрого человека такое безумие напало! А всё «она» виновата — Совесть!
    Испугались богатые:
    — Если уж на мудрейшего безумие напало, то что же с нами будет?
    Испугались и бедные:
    — А у нас-то всего меньше всех, значит, и ума меньше.Если на мудрейшего от бессонных ночей безумие нападает, что же с нашим умишкой будет?
    Богатые же, видя страх бедных, держали совет меж собой:
    — Видите, как Совесть бедных людей пугает.Надо нам хоть за бедных вступиться и от Совести отделаться!

    И стали думать, как бы им это дельце провернуть, но ничего придумать не могли.И решили они снарядить посольство к самому мудрейшему во всём Китае А-Пу-О, жившему тогда в Нанкине.Был он такой мудрый и учёный, что за советом к нему приходили правители со всего Китая.Снарядили посольство.Принесли ему щедрые дары, до земли много раз поклонились и изложили свою просьбу, мол, помоги от бессонницы избавиться, которую нам Совесть творит.Выслушал А-Пу-О про такое «народное горе», улыбнулся и сказал:
    — Да, можно сделать так, что Совесть даже не будет иметь права к вам приходить! Где же тёмному человеку знать, что он должен делать, чего не должен? Так давайте сочиним законы.Напишем на свитках, что человек должен делать, а чего нет.Мандарины же будут учить законы наизусть.А прочие пусть у них спрашивают: чего можно, чего нельзя.Но вначале, конечно, пусть платят им: ведь не даром же мандарины будут мозги себе законами набивать! А когда Совесть придёт и спросит тёмного человека: «Что ты сегодня делал?», тот ответит: «А то, что полагается делать, что в свитках написано».И все будут спокойно спать.

    Обрадовались этому решенью все.И в первую очередь мандарины.Ведь всё-таки легче в книжных значках ковыряться, чем землю обрабатывать.И прочие обрадовались.Ведь им лучше мандарину заплатить, чтобы днём с ним минутку поговорить, чем по ночам с Совестью по душам общаться.И принялись писать законы, что человек должен делать, а чего нет.И написали, а мудрого А-Пу-О за такой ценный совет сделали верховнейшим из мандаринов, дабы он своей мудростью помогал умным людям жить спокойно от Совести.
    И зажили люди по законам мандаринов и верховнейшего А-Пу-О.Нужно что сделать, или спор какой зайдёт, идут люди к мандарину и щедро оплатив ему ответ, спрашивают:
    — Разворачивай свитки.Кто из нас по ним выходит прав?
    Теперь только самые последние бедняки страдали бессонницей, так как у них даже мандарину за совет нечем было заплатить.А прочие, как только ночью к ним приходила Совесть, говорили:
    — Что ты ко мне пристала! Я по законам поступал! Как в свитках написано! Я не сам!
    Отворачивался от неё на другой бок и засыпал.
    Даже премудрый Ли-Хан-Дзу, который больше всех от бессонницы страдал, теперь только посмеивался, когда к нему ночью Совесть приходила: — Ну, здравствуй, красавица! Что теперь скажешь?
    А Совесть говорила, глядя на него своими глазами, в которых мерцали звёзды:
    — Что же ты, хотел имущество бедным вернуть, а не возвращаешь?!
    — А имею ли я на это право?! — насмехался над ней Ли-Хан-Дзу.— Ведь что в свитках написано? «Имущество каждого принадлежит ему и его потомству».Как же я буду чужое имущество расточать, если моё потомство на раздачу не согласно? Выходит я вор, так как у них краду, или сумасшедший, потому что у себя ворую.А в законе сказано: «Вора и сумасшедшего сажать на цепь».Потому оставь меня в покое.Да и тебе советую спать, а не шататься!
    Повернулся к ней спиной и сладко заснул.

    И повсюду, куда не приходила Совесть, она слышала одно и то же:
    — Почём мы знаем?! Как мандарины говорят, так мы и делаем.У них пойди и спрашивай! Мы — по закону.
    Пошла Совесть по мандаринам и спрашивает у них:
    — Почему меня никто слушать не хочет?
    А они смеются в ответ:
    — Разве можно, чтобы люди тебя слушались и поступали так, как ты советуешь? А законы на что? Ведь тут для всех тушью на жёлтой бумаге написано! Великая вещь! Недаром А-Пу-О за то, что это выдумал, верховнейшим из мандаринов числится.
    Пошла тогда Совесть к верховнейшему мандарину, самому мудрейшему во всём Китае А-Пу-О.Дотронулась до него слегка и стала.Проснулся А-Пу-О, вскочил, увидев Совесть и закричал с перепугу:
    — Как ты смеешь ночью без спроса в чужой дом являться? Что в законе написано? «Кто является ночью тайком в чужой дом, того считать за вора и сажать его в тюрьму»!
    — Да не воровать я пришла у тебя! — отвечала она.— Я Совесть!
    — А по закону ты развратная женщина! Там ясно сказано: «Если женщина является ночью к постороннему мужчине, считать её развратной женщиной и сажать в тюрьму!» Значит, если ты не воровка, то развратница!
    — Да какая я развратница?! — удивилась она.— Я Совесть!
    Но А-Пу-О вскипел ещё больше от гнева.
    — Ах, ты, значит, не развратница и не воровка, а просто не хочешь исполнять законов? В таком случае и на это есть закон: «Кто не хочет исполнять законов, считать того беззаконником и сажать в тюрьму».Эй, слуги! Заколотить эту женщину в колодки и посадить за решетку на веки вечные, как развратницу, подозреваемую в воровстве и уличенную в явном неповиновении законам.
    Схватили Советь слуги А-Пу-О, надели на неё колодки и заперли в темнице.С тех пор она уже ни к кому больше не является и никого не беспокоит.Так что даже совсем про неё забыли.Разве что редко когда какой-нибудь человек, недовольный мандаринами, крикнет:
    — Совести у вас нету!
    Так ему сейчас же бумагу покажут, что Совесть под замком сидит, да ещё ответят:
    — Значит, есть, если мы её под замком держим!
    И человек смолкает, смотрит на бумажку мандаринов, исписанную чернилами, и видит, что действительно они правы! И живут с тех пор люди без Совести по законам мандаринов и верховнейшего А-Пу-О.А тяжко ли кому от этого или сладко каждый решает сам, когда наступает ночь и всё живое начинает думать».

    Притча о совести

    С лучилась эта история в далёкие-далёкие времена.Родилась на свет Совесть.Родилась она в ночной тиши, когда всё живое думает.Думает речка, сверкая в лунном свете, думает небо, усыпанное звёздами, думает травинка, замерши в ночной мгле.Куколка думает, с какими бы пёстрыми разводами сотворить ей бабочку.Растения думают о своих прекрасных соцветиях, птицы — о песнях, а звёзды — о будущем.Потому так и тихо ночью.Днём всё шумит и живёт, а ночью всё молчит и думает.Вот в такую-то тихую ночь, когда всё живое думало, и родилась Совесть.Она была прекрасна.В глубине её больших красивых глаз отражался огонь далёких звёзд.Лунный свет окрасил её лик своим сиянием.А ночь укутала в свои таинственные покровы.

    И пошла Совесть к людям.Жилось ей среди них наполовину хорошо, наполовину плохо.И жила она, как ночная птица.Ведь днём никто с ней не хотел даже разговаривать.К кому ни подойдёт — всяк отмахивается от неё руками и ногами, мол: «Дел невпроворот, кругом работа кипит, время ли с тобой ещё разговаривать!» Но зато ночью она беспрепятственно заходила и в богатые, и в бедные дома.Тихонько дотрагивалась до спящего, и тот просыпался.Увидев её, спрашивал:

    — Что тебе надо, Совесть?

    А она тихонько говорила:

    — А что ты сегодня сделал?

    — Я? Да ничего такого я не делал…

    И пока он вспоминал, Совесть уходила к другому.А проснувшийся человек уже не мог заснуть до утра и всё размышлял о том, что он делал днём.И многое, чего он не хотел слышать в шуме дня, слышалось многократным эхом в ночной тишине.И так приходила Совесть к каждому до тех пор, пока на всех людей не напала бессонница.

    И решили люди спросить совета у самого премудрого в их провинции Ли-Хан-Дзу, не знает ли он средства от бессонницы.Люди звали Ли-Хан-Дзу премудрым, потому что думали, раз у него больше всего денег, земель, домов, значит у него больше всего ума! Но не знали они, что тот, кого они звали «премудрым», ещё больше других страдал от той же болезни бессонницы и не знал, как от неё избавиться.Ведь все кругом были ему должны.И всю жизнь эти люди только и делали, что отрабатывали ему долг.Так мудрый Ли-Хан-Дзу устроил свою жизнь.Как мудрый человек, он, к примеру, знал, что надо делать, когда кто-нибудь из должников крал у него и попадался.Ли-Хан-Дзу, по своей мудрости, колотил его, да так усердно, чтобы другим было неповадно.Днём у него это выходило очень мудро, так как другие, видя это наказание, боялись его.Но по ночам Ли-Хан-Дзу сам боялся и за жизнь свою, и за своё богатство.И потому по ночам ему приходили совсем иные мысли, чем днём: «А почему бедняк ворует? Потому что ему есть нечего и зарабатывать на еду некогда.Ведь он весь день только и делает, что мне долг отрабатывает».Ли-Хан-Дзу даже спорил с Совестью, оправдывая свои поступки: «Выходит, меня обворовали, я же и не прав?!» Однако, хоть и оправдывался, а заснуть всё равно не мог.И до того его довели эти бессонные ночи, что однажды Ли-Хан-Дзу не вытерпел и, несмотря на свою мудрость, объявил:

    — Верну я им все их деньги, все их земли, все их дома!

    Но тут уже родня мудрого Ли-Хан-Дзу, услышав это, подняла страшнейший шум и вой, крича людям:

    — Это от бессонных ночей на мудрого человека такое безумие напало! А всё «она» виновата — Совесть!

    — Если уж на мудрейшего безумие напало, то что же с нами будет?

    Испугались и бедные:

    — А у нас-то всего меньше всех, значит и ума меньше.Если на мудрейшего от бессонных ночей безумие нападает, что же с нашим умишком будет?

    Богатые же, видя страх бедных, держали совет меж собой:

    — Видите, как Совесть бедных людей пугает.Надо нам хоть за бедных вступиться и от Совести отделаться!

    И стали думать, как бы им это дельце провернуть, но ничего придумать не могли.И решили они отправить послов к самому мудрейшему во всём Китае А-Пу-О, жившему тогда в Нанкине.Был он такой мудрый и учёный, что за советом к нему приходили правители со всего Китая.Снарядили к нему послов.Принесли ему щедрые дары, до земли много раз поклонились и изложили свою просьбу, мол, помоги от бессонницы избавиться, которую нам Совесть творит.Выслушал А-Пу-О про такое «народное горе», улыбнулся и сказал:

    — Да, можно сделать так, что Совесть даже не будет иметь права к вам приходить! Где же тёмному человеку знать, что он должен делать, чего не должен? Так давайте сочиним законы.Напишем на свитках, что человек должен делать, а чего нет.Мандарины же будут учить законы наизусть.А прочие пусть у них спрашивают: чего можно, чего нельзя.Но сначала, конечно, пусть платят им: ведь недаром же мандарины будут мозги себе законами набивать! А когда Совесть придёт и спросит тёмного человека: «Что ты сегодня делал?», тот ответит: «А то, что полагается делать, что в свитках написано».И все будут спокойно спать.

    Обрадовались этому решению все.И в первую очередь мандарины.Ведь всё-таки легче в книжных значках ковыряться, чем землю обрабатывать.И прочие обрадовались.Ведь им лучше мандарину заплатить, чтобы днём с ним минутку поговорить, чем по ночам с Совестью по душам общаться.И принялись писать законы, что человек должен делать, а чего нет.И написали, а мудрого А-Пу-О за такой ценный совет сделали верховнейшим из мандаринов, дабы он своей мудростью помогал умным людям жить спокойно от Совести.

    И зажили люди по законам мандаринов и верховнейшего А-Пу-О.Нужно что сделать, или спор какой зайдёт, идут люди к мандарину и, щедро оплатив ему ответ, спрашивают:

    — Разворачивай свитки.Кто из нас по ним, выходит, прав?

    Теперь только самые последние бедняки страдали бессонницей, так как у них даже мандарину за совет нечем было заплатить.А прочие, как только ночью к ним приходила Совесть, говорили:

    — Что ты ко мне пристала! Я по законам поступал! Как в свитках написано! Я не сам!

    Отворачивался от неё на другой бок и засыпал.

    Даже премудрый Ли-Хан-Дзу, который больше всех от бессонницы страдал, теперь только посмеивался, когда к нему ночью Совесть приходила:

    — Ну, здравствуй, красавица! Что теперь скажешь?

    А Совесть говорила, глядя на него своими глазами, в которых мерцали звёзды:

    — Что же ты, хотел имущество бедным вернуть, а не возвращаешь?!

    — А имею ли я на это право?! — насмехался над ней Ли-Хан-Дзу.— Ведь что в свитках написано? «Имущество каждого принадлежит ему и его потомству».Как же я буду чужое имущество расточать, если моё потомство на раздачу не согласно? Выходит, я вор, так как у них краду, или сумасшедший, потому что у себя ворую.А в законе сказано: «Вора и сумасшедшего сажать на цепь».Потому оставь меня в покое.Да и тебе советую спать, а не шататься!

    Повернулся к ней спиной и сладко заснул.

    И повсюду, куда ни приходила Совесть, она слышала одно и то же:

    — Почём мы знаем?! Как мандарины говорят, так мы и делаем.У них пойди и спроси! Мы — по закону.

    Пошла Совесть по мандаринам и спрашивает у них:

    — Почему меня никто слушать не хочет?

    А они смеются в ответ:

    — Разве можно, чтобы люди тебя слушались и поступали так, как ты советуешь? А законы на что? Ведь тут для всех тушью на жёлтой бумаге написано! Великая вещь! Недаром А-Пу-О за то, что это выдумал, верховнейшим из мандаринов числится.

    Пошла тогда Совесть к верховнейшему мандарину, самому мудрейшему во всём Китае А-Пу-О.Дотронулась до него слегка.Проснулся А-Пу-О, вскочил, увидев Совесть и закричал с перепугу:

    — Как ты смеешь ночью без спроса в чужой дом являться? Что в законе написано? «Кто является ночью тайком в чужой дом, того считать за вора и сажать его в тюрьму!»

    — Да не воровать я пришла у тебя! — отвечала она.— Я Совесть!

    — А по закону ты развратная женщина! Там ясно сказано: «Если женщина является ночью к постороннему мужчине, считать её развратной женщиной и сажать в тюрьму!» Значит, если ты не воровка, то развратница!

    — Да какая я развратница?! — удивилась она.— Я Совесть!

    Но А-Пу-О вскипел ещё больше от гнева.

    — Ах, ты, значит, не развратница и не воровка, а просто не хочешь исполнять законов? В таком случае и на это есть закон: «Кто не хочет исполнять законов, считать того беззаконником и сажать в тюрьму».Эй, слуги! Заколотить эту женщину в колодки и посадить за решётку на веки вечные, как развратницу, подозреваемую в воровстве и уличённую в явном неповиновении законам.

    Схватили Совесть слуги А-Пу-О, надели на неё колодки и заперли в темнице.С тех пор она уже ни к кому больше не является и никого не беспокоит.Так что даже совсем про неё забыли.Разве что редко, когда какой-нибудь человек, недовольный мандаринами, крикнет:

    — Совести у вас нету!

    Так ему сейчас же бумагу покажут, что Совесть под замком сидит, да ещё ответят:

    — Значит, есть, если мы её под замком держим!

    И человек смолкает, смотрит на бумажку мандаринов, исписанную чернилами, и видит, что, действительно, они правы! И живут с тех пор люди без Совести по законам мандаринов и верховнейшего А-Пу-О.А тяжко ли кому от этого или сладко, каждый решает сам, когда наступает ночь и всё живое начинает думать.

    Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий…

    На четвертый он решил избавиться он нее.Да не на день или два – навсегда!

    Думал-думал, как это сделать, и надумал…

    — Давай, — говорит, — совесть, в прятки играть!

    — Нет, — говорит та.- Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!

    Притворился тогда человек совсем больным и говорит:

    — Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!

    Не смогла отказать ему в этом совесть.Спустилась в погреб.А мужик прыг из кровати – и закрыл ее!

    Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон.И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно.

    Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку.И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.

    — Ладно, — говорит, — выходи! Только теперь не командуй!

    А в ответ — молчание.

    Спустился он в погреб: туда, сюда — нет нигде совести!

    Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда…

    Зарыдал человек: — Как же я теперь без совести жить-то буду?

    И вдруг слышит тихий-претихий голос.Не из погреба – в сердце:

    Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!

    Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим.А он и не отказывался, и совесть не возражала.И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.

    Ведь, если разобраться, так всё оно и было!

    Притча «Совесть подлеца»

    Встретились однажды две совести: совесть праведного человека и совесть подлеца.
    — Как живёшь? — спросила первая.
    — Не спрашивай, — ответила вторая и заплакала, — не живу я, а мучаюсь.Мой хозяин стыд совсем потерял.Только о себе он думает, никто и ничего его не интересует.Каждого норовит обидеть, унизить, а о том, чтобы помочь кому — то в беде, и речи быть не может.
    — А пробовала ты достучаться до его сердца?
    — Конечно! По разному пробовала: я ему книги — о добре и зле — подсовывала, и людей к нему честных и добрых посылала.И всё напрасно.Знаешь, мне особенно обидно, когда ему говорят, что нет у него совести.
    — А знаешь ты, что ему дороже всего?
    — Тщеславен он.Он всегда хочет быть умнее всех, красивее всех и богаче всех.
    — Я помогу тебе.Я знаю, что надо делать.
    Пошептались совести и разошлись: каждая пошла к своему хозяину.

    Утром следующего дня проснулся подлец и подумал:
    — Ох и надоела мне моя жена.
    — Как это надоела? — услышал он голос жены.
    — Я разве что — то сказал? — удивился муж.- И как эта старая корова узнала, о чём я подумал?!
    — Это я старая корова?! — отозвалась жена.

    Подлец ничего не понимал.У него разболелась голова, он не мог себя заставить пойти на работу.Подлец позвонил начальнику:

    — Доброе утро, — ласковым голосом начал он, а про себя подумал — Хотя бы скорее этот старый пень отправился на пенсию.Засиделся в кресле, как кролик в норе!
    — Что-о-о? Я тебе покажу кролика! Ты уволен! — крикнул начальник и бросил трубку.

    Подлец весь день места себе не находил, не в силах понять, как это окружающие слышат его мысли.Но главное было в том, что он не знал, как изменить свои мысли.И решил он, что не надо вообще думать.Это оказалось невозможным.Он всю жизнь говорил одно, а думал другое, а ему верили, его уважали и даже любили.И вдруг такое!

    Подлец попробовал думать иначе, но это оказалось трудной задачей.Ведь всю жизнь он коллегам желал неудач, приятелям — бедности, соседям — болезнь, брату — одиночества.О думал о взятках, о чужой жене, завидовал успешным людям, хитрил и лгал, добиваясь своего.А теперь все обо всём узнают.Так и случилось.

    И он всё чаще слышал:
    — Бессовестный ты человек.Совсем совесть потерял!
    — О чём они говорят?! О какой совести? Где её взять? — терзался подлец.
    Все отвернулись от него.Он потерял аппетит, похудел, лишился сна.

    — Нужно найти эту совесть, — говорил он себе.- Но где она?
    — Я никуда не уходила.Я всегда была рядом, но ты не замечал меня.Я стучалась в твоё сердце, но оно было закрыто.Ты не хотел жить со мной в ладу, по совести.А теперь ты почувствовал, как страдали люди от того, что ты делал?
    — Я не знаю, что значит жить по совести.
    — Начни с того, что желай людям то, что ты пожелал бы себе.Когда изменишься, поговорим.А пока я ухожу.
    — Подожди, что значит «изменишься»? В чём? В одежде, причёске? А, может машину другую купить? Объясни, не уходи!
    — Ты изменишься тогда, когда испытаешь на себе всё, что творил с другими.
    — Нет у меня выбора: надо или измениться, или умереть.

    Всё, от чего страдали люди по его вине, бумерангом вернулось.Подлец испытал на себе коварство, предательство, обиды, унижения, издевательства.И научился он помогать, жалеть, сочувствовать, отдавать.

    Прошло время и подлец стал терпеливым, дружелюбным, добрым.Появились друзья.Вернулось уважение.
    Снова встретились две совести.
    — Как живёшь? — спросила совесть праведника.
    — Как видишь, хорошо! — ответила совесть бывшего подлеца.
    Совести загадочно улыбнулись и направились каждая к своему человеку.

    Короткая, но мудрая притча о совести и честности

    Жена одного бедного мужчины готовила масло, а он потом продавал его в местную бакалею.Вес одного бруска составлял 1 кг.Полученная выручка была неплохим подспорьем для семьи.

    Но однажды бакалейщик стал сомневаться в честности бедняка, продававшего ему масло, и решил взвесить купленные порции.Оказалось, что каждая из них весила не килограмм, а 900 грамм.Это очень рассердило мужчину.

    На следующее утро, когда тот самый нищий снова пришел в магазин, бакалейщик раздраженно сказал:

    — Больше не приноси мне свое масло! Я все равно у тебя ничего не куплю, обманщик! Ты мне говорил, что круги весят по килограмму, тогда как на самом деле в них 900 грамм.Я не позволю себя дурить!

    Бедолага заметно раскис, потупил взгляд и сказал:

    — У нас, хозяин, нет весов… Мерой мне всегда служил килограмм сахара, который я купил у тебя.По нему мы с женой и взвешивали масло…

    Всегда помни, что твоей мерой будут измерять и тебя!

    Притча о совести

    – Я беден и слаб, – сказал как-то учитель своим ученикам, – но вы молоды.Я учу вас, и ваш долг – найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.

    – Что делать нам? – спросили ученики.– Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!

    – Дети мои, — сказал учитель, – есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их.Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других.Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!

    – Мы молоды, — ответили ученики, – мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе!

    – Вы сильны, – ответил учитель, – для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея! Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда!

    – Отправимся прямо сейчас! – загалдели ученики.Только один из них, опустив глаза, хранил молчание.Учитель взглянул на юношу и сказал:

    – Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя?

    – Прости, учитель! – ответил юноша.– Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания!

    – Да ведь нет такого места, где никто не увидит, – ответил ученик.– Даже когда я совсем один, я сам вижу! Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим!

    От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика!

    Притчи о нравственности совести

    Совесть и её таинство

    «Одна из основных тайн бытия — совесть, элемент всех нравственных явлений.Но конкретно она неуловима… От голоса совести, если он, конечно, есть, уйти нельзя.А если он есть, он есть целиком.Значит, совесть не делает выбора.… Мы сказали: совесть.и дальше этого не идем.Всё ясно, хотя сама совесть не ясна».

    Дерзнём окунуться в эту неуловимую «тайну бытия» и попытаемся её исследовать.

    Совесть призвана давать оценку нашим поступкам.Поэтому она.

    Притча о коротком Пути Развития

    Жил был Мудрец, и было у него трое учеников.Однажды он решил дать своим ученикам задание, от выполнения которого зависело, кто из них останется у него для обучения.

    — Ученики мои, я попрошу Вас принести мне воды из горной долины далёкого края, в которой я когда-то жил.

    Мне бы очень хотелось вспомнить вкус этой чудесной воды.Те из Вас, кто справится с этим заданием, останутся моими учениками и в дальнейшем.

    Они кивнули головами в знак согласия и понимания.

    Первый ученик, не мешкая.

    Притчи о душах, уроках и счастье

    Притча о душах и уроках

    Сидя за круглым столом, души выбирали свой следующий урок.Тут встала смелая и сильная душа:

    — В этот раз я иду на Землю, чтобы научиться прощать.Кто поможет мне в этом?

    Души с сочувствием и даже немного испуганно заговорили:

    — Это один из самых сложных уроков… Ты можешь за одну жизнь не справиться… Ты так будешь страдать… Нам так тебя жаль… Но мы тебя любим и будем помогать…

    Одна душа сказала: «Я готова быть рядом с тобой на Земле и помочь тебе.Я стану.

    Притча про скорость сознания

    В двух городах, которые находились недалеко друг от друга, были разные общественные устои, порядки и взгляды на правильную жизнь.Но, не смотря на отличия, они имели одну общую традицию: раз в год, каждый город отправлял в странствие по миру одного лучшего восемнадцатилетнего юношу.

    Когда наступил этот знаменательный момент, города провожали юношей в их жизненный Путь.Каждому подарили большой мешок для нужных вещей.

    Первый юноша, проходя поселения и города, всегда брал в мешок что-либо.

    Нравственное богословие

    Нравственное богословие ставит своей задачей раскрыть сущность нравственности, показать преимущества христианской морали перед всеми другими этическими системами и доказать универсальное значение христианской морали в совершенствовании условий человеческого существования как решающего условия спасения.

    Иными словами, нравственное богословие учит о том, как должен поступать и действовать христианин в земной жизни, чтобы последняя стала средством для достижения вечного блаженства.Именно.

    Притчи Иисуса

    1.Притча о сеятеле
    2.Новые притчи у моря (6 миниатюрных притч)
    3.Притча о плотнике
    4.Притча о прощении
    5.Притча о виноградаре

    6.Рассказ о добром самаритянине
    7.Притча о богатом человеке
    8.Притча о званом ужине
    9.Притча о фарисее и мытаре
    10.Притча о блудном сыне, добром пастухе и о пропавшей монете

    11.Притча о хитром управляющем
    12.Притча о двух сыновьях
    13.Притча об отлучившемся землевладельце
    14.Притча о брачном пире
    15.Притча о талантах
    16.Виноградная лоза и.

    Нравственные заповеди

    1.Да не будет Семейного Союза между рожденными в Едином Лете, кроме рожденных в Единый День и Единый Час.

    2.Самые великие и бесценные драгоценности в Мире — это Меч, Совесть и Мудрость.Все остальное не принесет процветание Роду.

    3.Овладевайте всеми искусствами и древней Мудростью, что хранят ваши Роды изначально, а также познавайте искусства и древнюю Мудрость других народов, но не всему учите другие народы.

    4.Помните, что за глоток из источника Мудрости Древней.

    Нравственного мировоззрения ветхозаветной религии

    Сущность нравственного мировоззрения ветхозаветной религии резюмирована в десяти заповедях, данных израильскому народу Богом через Моисея.

    Итак, этика ветхозаветной религии прежде всего является теономной, т.е.основанной на религии.

    Нравственная жизнь человека необходима потому, что на это есть всеблагая воля Господня.Основа основ всей ветхозаветной морали – любовь к Богу; на этой основе возникает необходимость любви к ближнему.На любви к Богу и ближнему основываются все нравственные.

    Нравственное поведение

    Палийское слово sila, означающее нравственность, имеет три значения: (1) нравственность на внутреннем уровне, т.е.заложенные в человеке качества доброты, удовлетворённости, простоты, правдивости, терпения и др.(2) нравственные поступки телом и речью, выражающие эти качества и (3) правила поведения, управляющие поступками тела и речи и предназначенные для приведения их в гармонию с этическими идеалами.

    Эти значения столь тесно связаны друг с другом, что в некоторых случаях их невозможно.

    Нравственные установки в Буддизме

    Прежде чем приступать к серьезной практике медитации, очень важно заложить прочное основание нравственности.Во-первых, само намерение соблюдать пять предписаний, не говоря уже об их соблюдении, создает вокруг йогина что-то типа защитного круга.

    Можно назвать это энергетической защитой.У него будет меньше проблем с окружающими, у него будет меньше врагов и недоброжелателей, а если его недоброжелатели попытаются причинить ему вред, то их вредоносные действия поменяют направление и вернутся.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Иван Огурцов
    Написано статей
    32
    Ссылка на основную публикацию