Аджанта индия

Тема статьи: Аджанта индия - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

29 пещер Аджанты и их предназначение

Пещерный монастырский комплекс Аджанта — туристическая достопримечательность Индии, древние мастера в скальных пещерах создали памятник буддистской культуры.

Буддистский пещерный монастырь Ajanta расположен в штате Maharashtra (Махараштра), в центральной части Индии.Комплекс состоит из 29 пещер, в 13 из которых сохранились уникальные росписи, покрывающие стены, колонны и потолок.Аджанта входит в список ЮНЕСКО, и является важной туристической достопримечательностью Индии.

История пещерных храмов

Монастырский комплекс создавался на протяжении семи столетий – со II в.до н.э.до V в.Наиболее интенсивное строительство велось в конце этого периода.Монахи жили в монастыре предположительно до XI–XIII вв.К этому времени индийский буддизм уступил свои позиции в стране возрождавшемуся индуизму и активно насаждавшемуся мусульманскими захватчиками исламу.Аджанта оказалась заброшенной и забытой.

Второе открытие пещерного монастыря состоялось в 1819 г.Охотившиеся в джунглях на тигров английские солдаты, раздвинув густые заросли, обнаружили вход в пещеру.Англичане вошли в него, зажгли факелы, и неожиданно оказались в большом расписанном зале с колоннами и каменной буддистской ступой.Затем они обнаружили множество тропинок, ведущих в другие пещеры скалы, имеющей форму подковы.

За следующую четверть века Аджанту посетили несколько учёных и туристических групп.

Серьёзное исследование пещерного комплекса предпринял в 1843 г.британский археолог Джеймс Фергюсон.Он подробно описал пещеры, указал на их научную ценность и необходимость спасения разрушающихся росписей.

Хотя заброшенность и труднодоступность Аджанты способствовали её сохранности, росписи продолжали исчезать под воздействием времени и климата.

После доклада Фергюсона Королевскому Азиатскому обществу, в монастырь в 1844 г.был командирован художник Роберт Гилл.Перед ним поставили задачу тщательно скопировать уникальную наскальную живопись на полотно.Гилл очень добросовестно подошёл к своему делу, которому посвятил два десятилетия жизни.Во время работы до нередко болевшего художника доходили разговоры индусов о проклятии, довлеющем над пещерами, но он не придавал им значения.

По окончании работы он показал свои труды в Хрустальном дворце Лондона.Увы, плоды 20-летней кропотливой работы художника сгорели в крупном пожаре, случившимся в 1866 г.на выставке. Тогда и пришлось ему вспомнить легенду о мести богов потревожившим их людям.Гилл нашёл в себе силы вновь приехать в Аджанту, и начать всё сначала.Вскоре, однако, он умер от неизвестной болезни, и был похоронен недалеко от пещер.

Следующую попытку копирования наскальной живописи предпринял бомбейский искусствовед Джон Гриффитс с учениками.Как ни странно, но на выставке в 1885 г.в Лондоне, где они представили выполненные ими 300 живописных полотен, произошёл пожар, и треть картин была уничтожена.

Единственная успешная попытка вывезти фрагмент фресок без негативных последствий для себя удалась Джеймсу Эдвину Уильямсу в первой половине XIX в.Сейчас эта древняя фреска V в.находится в Бостоне, в экспозиции Музея изящных искусств.

Широкую общественную известность пещерный монастырь получил менее века назад – в 1928 г.Тогда многие газеты опубликовали серию фотоснимков, сделанных итальянскими учёными, исследовавшими древний памятник.

29 пещер Аджанта

Пещерный монастырь простирается более чем на полкилометра в ущелье реке Waghora (Вагхора).От параллельной берегу дороги проложены ответвления в каждую из 29 пещер.Их входы соединены построенной много позже террасой.

Пещеры были пронумерованы Фергюсоном по направлению с востока на запад.Эта последовательность не совпадает с хронологией строительства.Самые древние пещеры находятся в центре комплекса, а получившие первые два номера были обустроены позже других.

Некоторые пещеры (№ 9, 10 и 12) были созданы в более ранний хинаянский период развития буддизма.В это время акцент делался на независимом совершенствовании личности в монашеской общине.Поэтому в них нет статуй Будды.Махаянскому периоду свойственен сложный религиозный культ.В пещерах, датированных этим временем, много картин и статуй Будды, а потолки декорированы растительными орнаментами и изображениями птиц и животных.Этот приём древних живописцев позволял им визуально приподнять высоту.

Сохранившуюся в 13 пещерах настенную и потолочную живопись можно назвать живописной энциклопедией жизни древней Индии.Поскольку Будда – не бог, а учитель человечества, живший среди людей, то в посвящённых ему сюжетах часто изображаются картинки повседневного быта.Много эротических рисунков, которые в Индии никогда не считались антагонистами религиозных сюжетов.

Храмы Чайтья

Из 29 пещер 5 были отведены под молитвенные храмы (caitya, чайтья), а оставшиеся 24 (vihara, вихара) – под общежития монахов или святилища Будды.Чайтья представляют собой узкий зал с высоким потолком и множеством колонн по бокам.Солнечный свет поступает через единственное окно над входом.

К чайтья относятся пещеры № 9, 10, 19, 24 и 26.Первые две из них – самые старые.Именно пещеру № 10 первой обнаружили англичане.Она состоит из центрального зала, боковых восьмиугольных столбов и замыкающей пространство каменной ступы.В пещере 19 можно увидеть множество нарядных резных элементов фасада, подковообразное окно, тройную ступу и множество изображений Будды в разных позах.Особенность пещеры 26 – огромная статуя лежащего Будды.Стены покрыты многочисленными высеченными эпизодами его жизни.

Пещеры Вихара

Большинство пещер Аджанты ­– Вихара.Они, как правило, имеют квадратный зал с плоским потолком и расположенными по бокам монашескими кельями.В них собирались, трапезничали и отдыхали монахи.

Пещера 1 – самая большая: её высота – 6 м, а ширина – 12.Она считается и самой красивой.В ней находится наиболее известное произведение наскальной живописи Аджанты – изображение Bodhisattva Padmapani (Бодхисаттвы Падмапани).Потолок пещеры покрывает прекрасная роспись с удивительно точной художественной перспективой.

Пещера 2 не уступает № 1 красотой росписи потолка, а пещера 17 выделяется наилучшей сохранностью фресок.Их основные сюжеты – обыденная жизнь и путешествия царственных особ.

Как добраться до пещер Аджанты

Большинство туристов приезжает в Аджанту из центра штата Махараштра – города Aurangabad.Туда ходят поезда из Дели, Мумбаи, Джалгаона и Бхусавала.Есть в Аурангабаде и аэропорт, в который прилетают самолёты местных авиалиний.

Расстояние от Аурангабада до пещер Аджанты – примерно 100 км.В этом направлении работает автобус Аурангабад – Джалгаон.На нём за 2 часа и 80 INR (индийских рупий) следует доехать до посёлка Fardapur.Рядом с ним есть Т-образный перекрёсток, от которого до пещер – 5 км.Их можно преодолеть на часто курсирующих автобусах, заплатив 5 INR.

Монастырский комплекс открыт с 9 до 17:30.Входной билет для иностранцев стоит 250 INR, ещё 25 INR нужно заплатить за видеосъёмку.Следует учитывать, что по понедельникам пещерный монастырь закрыт.

Пещеры Аджанты — памятник всемирного наследия

Храмовый комплекс Аджанты расположен в индийском штате Махараштра.Утес, в котором выдолблены пещеры, напоминает подкову.Весь комплекс включает в себя 29 пещер, которые соединяются одной тропой.

Храмы Аджанты — это квадратные залы, окруженные монастырскими кельями.Надо сказать, что раньше от каждого храма вела дорога к набережной, однако теперь все они соединены широкой площадкой.

Буддистские монахи использовали пещеры для молитв многие столетия, однако позже внезапно покинули их.Вновь открыты пещерные храмы были лишь в 1819 году.

Как выглядит пещерный комплекс?

Все пещеры пронумерованы от 1 до 29.Совершенно обоснованно самыми красивыми считаются первая и вторая пещеры.Если вы впервые посещаете комплекс в Аджантах, то будете удивлены размерам первой пещеры, где высота потолка достигает 6 метров, а ширина 12 метров.

Арки в стенах созданы за счет массивной колоннады.Залы украшены изображениями сцен из жизни Будды.На фасаде установлены искусно выполненные резные фигурки.Замечу, что первая пещера выдолблена позже других, поэтому и сохранилась лучше всех.

Вторая пещера несколько отличается от первой.Ее отличает не столько тонкость исполнения, сколько монументальность.Внутри пещеры не колоннады, а мощные столбы-опоры, украшенные росписями.К сожалению, человеческое вмешательство сгубило некоторые из фресок, поэтому местами они сохранились лишь фрагментарно.Пещера под номером два больше похожа на все остальные, чем первая.

Тематика фресок во всех пещерах довольна обширна.Здесь изображались все слои населения : как правители, так и нищие.Рисунки повествуют о множестве народов, населявших Индию, об их истории и культуре.Боги, люди, растения и птицы, звери – все нашли свое место на фресках Аджанты.

Живописные фрески и старательно выполненные статуи изображают сцены из жизни Будды.Росписи в пещерах изображают повседневную жизнь, а также содержат записи о величайших правителях.

Загадки Аджанты

Ученые не могут объяснить, как в полумраке пещер монахи расписывали стены тончайшими рисунками с использованием нескольких красок.Существует версия, что древние живописцы ловили зеркалами солнце и посылали его во тьму, как это делали в Египте.Возможно, что монахи разработали свой способ освещения пещер.К сожалению, пока этот вопрос остается открытым.

Много споров вызывает и особая светящаяся краска, которую использовали для росписи стен.Даже спустя столько лет, она сохранила свои люминесцентные свойства, поражая посетителей яркостью и богатой палитрой изображений.Точный состав ученые и исследователи не могут определить до сих пор.

Существует предание о проклятии пещер Аджанты.В 1844 году Роберт Гилл старательно копировал фрески из пещер на отдельные полотна, чтобы сохранить их для потомков.Этому он отдал 20 долгих лет своей жизни.В течение всего этого времени на него сыпались разного рода неприятности: проблемы со здоровьем, непростая политическая ситуация в стране.

Копии основных фресок были выставлены в Хрустальном дворце для выставок в Лондоне в 1866 году.Но и тут не обошлось без беды: дворец сгорел вместе с полотнами Гилла, фактически, трудом всей его жизни.Художник еле пережил такую трагедию, позже пытался начать все заново, но после пяти лет кропотливой работы заболел и умер.

Похоронен Роберт Гилл недалеко от пещер.Неизвестно, случилось это по причине того, что Гилл осмелился нарушить покой Богов или же это просто неудачное стечение обстоятельств, но эта история имеет место быть.

Еще один храмовый комплекс в Индии – пещеры Эллоры.

Ауровиль — город-достопримечательность на правом побережье Индии.Узнайте о нем подробнее и, может быть, вы захотите его посетить или даже остаться там жить.

Часто из Гоа туристы ездят в деревню Хампи, где находится исторический храмовый комплекс: https://indianochka.ru/travel/dostoprimechatelnosti/hampi.html

Однако это не единственная странная ситуация, связанная с попытками скопировать фрески Аджанты.Несколько бомбейских художников год перерисовывали росписи, после чего они были отправлены в лондонский музей Виктории и Альберта, где также произошел пожар.Что удивительно, огонь уничтожил только фрески из Аджанты!

Из истории о пещерах

Монахи выдолбили пещеры в утесе во 2 веке до н.э.Многие столетия храмовый комплекс был действующим, пока монахи не покинули монастырь.Забытый всеми храм постепенно ветшал и разрушался, пока в середине XIX века английский археолог Джеймс Фергюссон, услышав историю офицера о его странной находке в джунглях, не отправился сам в это место, где его взору открылся храмовый комплекс, 29 пещер, выдолбленных из камня.

Росписи хорошо сохранились в 16 пещерах из 29.Однако под действием климата и большого количества людей, желающих посмотреть на такое чудо, фрески начали разрушаться.Об этом и рассказал Фергюссон в своем докладе, после чего Восточно-Индийская компания отправила художника, капитана британской армии, Роберта Гилла в Аджанты.Именно его печальная история была описана ранее.

Как добраться?

Если вы уверены в своем желании посетить эти пещеры, то хочу предупредить вас о том, что путь туда будет нелегким и состоять из нескольких этапов:

  • Добраться до города Аурангабад.Сделать это можно двумя способами: доехать прямым поездом от Дели или же поездом из Мумбаи, а потом на рейсовом автобусе или рикше доехать до Аджанты
  • Существует альтернативный вариант.Можно доехать поездом до городов Джалгаона или Бхусавала, а оттуда добраться до Аджанты на автобусе.
  • Пещеры манят туристов по разным причинам: одних привлекает великолепие фресок, других — тайны, связанные с этим местом, некоторые находят душевное успокоение в этих величественных залах, кто-то просто не может устоять перед видами, открывающимися на террасе возле пещер.

    Так или иначе, Аджанта стала культовым местом для тысяч людей, ежедневно приезжающих увидеть своими глазами знаменитые пещеры.

    Видеоролик «Пещеры Аджанта»

    Понравилась статья? Скорей подписывайтесь на обновления сайта по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Twitter, Facebook или Google Plus.

    Индия — это удивительная страна, которая хранит на своих просторах множество уникальных достопримечательностей, равных которым нет больше нигде в мире.Говоря об Индии, прежде всего, стоит упоминать о ее колоссальном духовном наследии, составить полное представление о котором можно, побывав всего в одном месте.

    Речь идет об уникальном буддистском храмовом комплексе Аджанта — это рукотворный пещерный монастырь, состоящий из двадцати девяти храмов и прилегающим к ним кельям монахов-отшельников.Он находится в самом сердце страны, но при этом даже в наше время является труднодоступным, ведь до ближайшего населенного пункта отсюда нужно пройти более десяти километров, а с цивилизацией Аджанту разделяет почти сто десять километров.Но те, кто рискнет преодолеть такое расстояние, будет щедро вознагражден.

    Дорога до Аджанты нелегкая и займет у вас достаточно много времени, но не отказывайтесь от поездки, а просто будьте готовы к небольшим трудностям на пути к прекрасному.Есть прямой поезд от Дели до Аурангабада, также до этого города можно добраться поездом из Мумбаи, а потом уже рейсовым автобусом или даже посредством рикши доехать непосредственно до Аджанты.Поездом можно также доехать и до городов Джалгаона или Бхусавала, которые также имеют с Аджантой автобусное сообщение.Но в любом случае нужно помнить, что по понедельникам этот комплекс закрыт для посещений.

    Если вы планируете провести в Аджанте несколько дней, то лучше всего останавливаться в Аурангабаде, а для передвижений нанимать автомобиль, предприятие это вовсе не затратное, особенно если вы путешествуете небольшой компанией.Там же можно заказать экскурсию или даже персонального гида.

    Поиск авиабилетов в город Мумбай (ближайший а/п к Махараштре)

    Немного истории

    Считается, что начало возведения монастыря было положено еще во 2 веке до нашей эры, но активнее всего строительные и отделочные работы велись в 3-7 столетиях нашей эры, когда Индией правила могущественная династия Гуптов, в последствии этот период назвали «золотым» в истории государства.Но уже к 13 веку буддизм в Индии утратил свои позиции, а соответственно и интерес к монастырю ослабел, монахи перестали приходить сюда, и на протяжении нескольких веков пещеры Аджанты были заброшены и о них практически никто не знал.

    Только в 19 о них снова заговорили после того, как британские колонизаторы во время охоты случайно забрели в эти неприступные места.Уже через сто лет здесь провели масштабную реконструкции и включили этот исторический объект в список культурных ценностей не только Индии, но и ЮНЕСКО.

    Если бы не неприступность монастыря, вряд ли он сохранил бы свое величие до наших дней, ведь долгое время в стране происходили разрушения буддийских храмов фанатиками.Но свои коррективы внесло неумолимое время, из-за чего только в тринадцати храмах осталась уникальная роспись, которой украшен каждый сантиметр внутри залов.

    Пещерный монастырский комплекс

    Стоя на краю каньона, в котором расположены пещеры, нельзя отказать себе в удовольствии хотя бы несколько минут созерцать это совместное величественное творение природы и человека.Глядя на масштабы монастыря (он простирается более чем на полкилометра в длину, а высота его составляет около двадцати двух метров), сложно представить, как можно было, не имея в своем распоряжении сверхмощной современной техники, воздвигнуть такой монументальный комплекс.

    Спустившись на самое ущелье, где в окружении базальтовых скал течет спокойная река Вагхора, снова удивляешься человеческому гению, который смог все так упорядочить — параллельно берегу проложена ровная и просторная дорога, ответвления от которой ведут во все двадцать девять храмов.Вход в каждый пещерный монастырь обрамлен величественными колонами, щедро украшенными необычной резьбой.

    Эта роспись представляет особую ценность, так как она досконально иллюстрирует быт того времени.На стенах, потолках и многочисленных колонах в мельчайших подробностях изображены сцены из жизни деревень и городов древней Индии, очень красочно вырисованы дворцы вельмож, то, как они проводили свое время.Помимо этого присутствует огромное количество фресок написанных по религиозным мотивам, а также особое внимание уделяется изображениям эротического характера.Внутри пещеры изображено все многообразие внешнего мира.

    Эта живопись послужила основой для дальнейшего развития индийского изобразительного искусства, а ее значение в мировом масштабе просто невозможно переоценить.

    Особенно поражает то, что все эти рисунки с множеством мелких довольно реалистичных деталей, причудливой игрой красок и цвета создавались в пещерном полумраке, такое впечатление, что древнем мастерам действительно покровительствовал высший разум.

    Проникнуться духом истории помогают живописные настенные полотна, а ощутить в полной мере особую энергетику этого необычного места можно благодаря статуям Будды.Все они высечены из камня, но так искусно, что, кажется, будто бы они воодушевлены, настолько тонко переданы черты и выражения лиц, в которых с легкостью прочитывается каждая эмоция и даже мысль.

    Пещерные храмы Аджанты

    Содержание поста

    Пещеры Аджанты можно считать Лувром Индии, именно тут находятся одни из самых первых религиозных строений в Индии, учитывая колоссальные размеры стройки, то наверное и самые большие в Индии.

    Самые старые пещеры датируются II веком до н.э, что намного старше пещерных храмов Эллоры, считается что рождение Эллоры привело к смерти и забвению Аджанты.

    Более 2 000 лет пещеры хранят тайны древних буддистских поселений, многие из которых стали настоящими легендами.

    Только подумайте, в те времена, когда про большинство сегодняшних религий и знать не знали, а до рождения Христа оставалось еще два столетия, в пещерах уже звучали молитвы.

    Несмотря на свой преклонный возраст пещерные храмы отлично сохранились, возможно благодаря тому, что на протяжении 1 500 лет о сохранности пещер заботилась сама матушка природа, а единственными посетителями пещер были дикие животные, которые изредка выбирали эти места в качестве своего дома.

    История пещер Аджанты

    Всю историю пещер в Аджанте можно разделить на несколько периодов жизни пещерного комплекса:

  • Первые пещеры на берегу реки Вагхоры появились примерно во во II веке до нашей эры, на протяжении нескольких столетий пещерный комплекс рос и в скале над рекой появлялись новые пещерные храмы и монастыри;
  • Примерно во времена с V до IX века нашей эры народ начал покидать пещеры, причины по которым это произошло так и не установлены;
  • Второе открытие пещер, произошло совершенно случайно, во время охоты британские военные набрели на каменный утес, в овраге которого бежала река Вагхора.Внимательно обследовав место, британцы обнаружили несколько удивительно красочных буддистских пещер;
  • Пещеры Аджанты в наши дни.Сегодня храмовый комплекс является одним из самых посещаемых туристических мест в Индии, весь комплекс пещер находиться под охраной ЮНЕСКО.
  • Подробно про историю пещер читайте в посте «История пещер Аджанты».

    Схема пещерного комплекса Аджанты

    Тридцать пещер Аджанты расположены на отвесной скале подковообразного ущелья, внизу которого бежит река Вагхора.Все пещеры последовательно пронумерованы, кроме пещер 29 и 30.Нумерация пещер в таком порядке была осуществлена Джеймсоном Фергюссоном в XIX веке и не имеет ничего общего с хронологией пещер.Самые древние пещеры находятся в середине, они окружены более новыми с обоих сторон.

    В пещерном комплексе регулярно ведутся реставрационные работы, так что некоторые из пещер могут быть закрыты для посещения.Время пребывания в некоторых пещерах в высокий сезон может быть ограничено 15 минутами.Есть ряд пещер, вход в которые в обуви запрещен, следует разуваться.

    Пещеры-храмы (чайтьи) в Аджанте

    В пещерном комплексе Аджанты всего пять пещер, которые были построены как пещеры-храмы, остальные 25 — это монастыри.Обратите внимание на храмовые пещеры под номером 9 и 10, по мнению ученых — это самые старые пещеры.

    Пещеры-монастыри (вихара) Аджанты

    Из тридцати древних пещер Аджанты, большая часть из которых являются пещерами-монастырями.Многие пещеры имеют очень красочное и запоминающееся оформление, особенно те что построены в поздней период.

    Как добраться до пещерного комплекса в Аджанте

    Добраться до пещер Аджанты можно двумя способами и все они исключительно автомобильные.Основная часть туристов приезжает посмотреть на пещерные храмы из города Аурангабад, но есть и альтернативный транзитный пункт — город Джалгаон.Ввиду отсутствия какой-либо туристической привлекательности Джалгаона, туристы предпочитают ехать через Аурангабад, к тому же в Аурангабаде есть локальный аэропорт, в который совершаются регулярные авиарейсы из остальных городов Индии.

    Дорога на общественном автобусе из Аурангабада длится несколько часов, но отправляясь с автовокзала в Аурангабаде обязательно предупредите кондуктора что вы едете в пещерный город.Альтернативный способ добраться из Аурангабада — это такси, таксисты прекрасно знают маршрут и требуют за него 2 000 рупи, обязательно торгуйтесь.

    Выйдя из автобуса, вы оказываетесь на Т-образном перекрестке, от которого ходят автобусы к пещерным храмам.Расстояние от Т-образного перекрестка до пещер не более 5 километров, автобусы ходят очень часто и стоят 10 рупи.

    Стоимость посещения пещерных храмов

    Как и принято в Индии, белый мистер должен платить больше.Стоимость входного билета на территорию пещерного комплекса для иностранных туристов 250 рупи, индийцы платят 10 рупи, за видеосъемку с вас потребуют дополнительную плату в размере 25 рупи.

    При планировании посещения пещер следует учесть что по понедельникам пещерный комплекс закрыт, так что в понедельник можете посетить знаменитые пещеры Эллоры.

    Пещерные храмы Аджанты

    Пещерные храмы Аджанты (Ajanta Caves)

    Пещерные храмы Аджанты, высеченные в гранитных горах Виндхья на северо-западе плоскогорья Декан — одно из самых больших чудес Индии.Храмы и монастыри, искусно украшенные резьбой, выполненной с помощью простых инструментов, сами по себе являются превосходными произведениями искусства; чувственная живопись и изящные скульптуры делают их шедеврами.

    Сэкономь на путешествии!

    Видео: Пещерные храмы Аджанты

    Общая информация

    индиец/иностранец 10/250 рупий;
    видеосъемка 25 рупий;
    09.00-17.30 вт-вс;
    Лицензированные гиды проведут для вас экскурсию за 600 рупий

    Ревностно охраняя целую сокровищницу бесценных художественных артефактов из прошлого тысячелетия, буддийские пещеры Аджанта находятся в 105 км от Аурангабада.Их запросто можно назвать Лувром древней Индии.Это место гораздо старше, чем Эллора, и тоже занесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Пещерные храмы Аджанты были созданы во II в.до н.э., во времена династий местных правителей.Пещеры оставались нетронутыми в течение тысячи лет, пока в 1819 г.их случайно не обнаружили британские солдаты, охотившиеся на тигров.Пещеры в Аджанте сохранились лучше, чем в Эллоре, где они постоянно использовались в качестве жилищ.

    Первые пещеры имели форму продолговатых помещений, в конце которых находились монолитные ступы.Помещения назывались чайтъи и служили кельями для буддийских монахов школы хинаяна («малая колесница»).Однако к IV в.н.э.на их место пришли монахи школы махаяна («большая колесница»).Эти монахи были более склонны к роскоши, и, поселившись в пещерах, вырубили в скалах храмы (вихары), щедро их украсив.Монахи и жили, и молились в этих огромных залах, расписывая их стены образами Будды и сценами из связанных с ним мифов, в то время как их предшественники были склонны к абстрактным символам.

    Это одни из самых первых религиозных сооружений в стране.По иронии судьбы, расцвет Эллоры принес упадок Аджанте, а историки считают, что место было покинуто потому, что внимание переключилось на новые пещеры Эллоры.После того, как их покинули люди, пещерами завладела дикая природа.О них забыли до 1819 г., когда британские охотники под руководством Джона Смита случайно наткнулись на них.

    Из этих 29 буддийских пещер Аджанты, пять — храмы, а остальные — монашеские кельи.Они выдолблены в утесе подковообразной формы, расположенном на 75 м выше ущелья, по которому бежит небольшая речка.

    Первоначально у каждого храма была своя лестница, спускающаяся к воде.Пещеры пронумерованы от 1 до 29, с запада на восток.Осмотрев всего девять из них, вы получите представление о храмовом комплексе в целом.Начните с середины, с самой старой пещеры, затем идите на восток, а потом возвращайтесь к пещерам более позднего периода, куда можно попасть с западного входа.

    Пещерные храмы Аджанты стоит посетить, в первую очередь, чтобы увидеть отреставрированные «фрески» — живопись темперой, украшающую многие интерьеры пещер.Хотя несколько других примеров древнего мастерства не уступают этим картинам в художественной ценности и красоте исполнения, эти картины, безусловно, ценятся как культурное наследие.Считается, что натуральные пигменты краски смешивали с клейкими веществами животного и растительного происхождения, чтобы приклеить их к сухой поверхности.Во многих пещерах есть небольшие дыры в полу, похожие на кратеры, которые во время рисования служили палитрой.

    Несмотря на свой возраст, рисунки в большинстве пещер неплохо сохранились.Многие считают, что они сохранились благодаря тому, что пещеры находились в относительной изоляции человеческого влияния в течение нескольких веков.Но, как бы там ни было, нельзя сказать, что рисунки ни капельки не сгнили.Указатели на входе в комплекс содержат целый набор запретов и разрешений, созданных для того, чтобы уменьшить влияние человека на уязвимые места.Пожалуйста, придерживайтесь их.

    Пещеры Аджанты

    Тридцать пещер Аджанты устроились на отвесной скале подковообразного ущелья, внизу которого протекает река Вагхора.Все пещеры последовательно пронумерованы, за исключением пещер 29 и 30.Нумерация не имеет ничего общего с хронологией пещер; самые древние пещеры находятся в середине, они окружены более новыми с обеих сторон.

    Пещеры 3, 5, 8, 22 и с 28 по 30 либо закрыты, либо в них нельзя попасть.Другие пещеры могут быть иногда закрыты на реставрацию.Например, во время нашего посещения пещера 10 снаружи была полностью облеплена строительными лесами.В высокий сезон посетителям можно находиться в пещерах по 15 минут.Во многих пещерах приходится разуваться (можно ходить в носках).Пять пещер — это чайтьи, остальные 25 — вихары.Пещеры 8, 9, 10, 12, 13 и часть пещеры 15 — это древние буддийские пещеры, все другие датируются примернс V в.(периодом Махаяны).В ранней, более строгой и более простой школе буддизме Будду никогда не изображали прямо — его присутствие обозначали символом, например, отпечатком ноги или «колес) закона».

    Пещера 1 махаянская вихара, была найдена одной из последних во время раскопок и украшена красивее прочих.Здесь вы найдете версию Боттхисатвы Падмапани (Bodhisattva Padmapani) — самое известное и иконическое произведение искусства в Аджанте.Веранда в передней части пещеры ведет в большой зал для собраний, где находятся многие скульптуры и настенная роспись, знаменитые благодаря роскошной перспективе и впечатляющей детализации одежды, предметов обихода и выражений лиц.Все цвета на картине, за исключением ярко-синего (который получили из лазурита, добытого в Центральной Азии), появились благодаря местным минералам.Обратите внимание на потолок, где изображены четыре оленя с одной на всех головой.

    Пещера 2 — тоже махаянская вихара с украшенными колоннами и капителями и с несколькими рисунками.На потолке — геометрический и растительный орнамент.На фресках изображены сцены из сказок Джатаки (Jataka), в том числе сон матери Будды: слон с шестью бивнями, который ознаменовал просветление ее сына.

    Пещера 4 — самая большая вихара в Аджанте, ее потолок поддерживают 28 колонн.Хотя пещера так и не была завершена, здесь находится много впечатляющих скульптур, в том числе люди, убегающие от «восьми великих зол» под защиту Авалокитешвары.

    Пещера 6 — единственная двухэтажная вихара в Аджанте, но нижний этаж частично обвалился.Внутри есть статуя сидящего Будды, а дверь в храм украшена сложным узором.Наверху зал окружен кельями с рисунками на дверных проходах.

    Пещера 7 отличается необычным дизайном с крыльцом перед верандой, которая ведет к четырем кельям и красиво украшенному храму со скульптурами.

    Пещера 9 — одна из самых древних чайтья в Аджанте.Хотя она датируется периодом раннего буддизма, две фигуры возле входа, вероятно, установили позднее, уже в эпоху Махаяны.По обеим сторонам пещеры и вокруг трехметровой дагобы стоят колонны.Сводчатая крыша хранит следы деревянных балок.

    Пещера 10 считается самой старой (200 г.до н.э.).Именно ее первой обнаружили британские охотники.По оформлению она похожа на пещеру 9; это самая большая чайтья.Фасад сильно ослабел, и многие рисунки пострадали, в некоторых местах — от надписей, оставленных после открытия пещер.На одной из колонн вырезано имя Смита, которое он оставил для потомков.

    Пещера 16 — это вихара с лучшими рисунками в Аджанте.Пещера служила входом для всего комплекса.Самый известный рисунок — «умирающая принцесса» — изображает Сундари, жену сводного брата Будды, Нанды.По легенде, Сундари умерла, когда узнала, что ее муж отрекся от земной жизни (а значит, и от нее), чтобы стать монахом.Резные фигуры поддерживают потолок, чьи архитектурные детали имитируют дерево.Здесь есть скульптура учителя Будды на троне со львом, который учит благородному восьмеричному пути.

    Пещера 17 с гномами, окружающими колонны, содержит лучше всего сохранившиеся и самые разнообразные рисунки в Аджанте.Среди других знаменитых изображений есть принцесса, которая наносит макияж, принц, который пытается соблазнить свою возлюбленную, спаивая ее вином; Будда, который приходит домой после просветления, чтобы извиниться перед женой и изумленным сыном.Детальная картина повествует об экспедиции принца Симхалы (Simhala) в Шри-Ланку: он с 500 товарищами потерпел кораблекрушение возле острова, где живут людоедки, которые превращаются в прекрасных девушек, чтобы поймать и съесть своих жертв.Симхала спасается на летающем коне, а после этого возвращается, чтобы завоевать остров.

    Пещера 19 — потрясающая чайтья с очень детальной резьбой на фасаде; главная особенность пещеры — окно в форме подковы.Две прекрасные статуи Будды находятся по обе стороны входа.Внутри расположена тройная дагоба, впереди нее находится изображение Будды.Снаружи пещеры — потрясающее изображение царя Нага (Naga king), обращенное на запад.Его шею обвивают семь змей.Его жена, у которой на шее красуется только одна кобра, сидит рядом.

    Пещера 24, если бы она была закончена, стала бы самой большой вихарой в Аджанте.Зато можно увидеть, как строили эти пещеры: в скале вырезали огромные галереи, а затем обрушивали скалу между ними.

    Пещера 26, огромная, разрушенная чайтья, теперь отлично освещается.В ней несколько скульптур, которые нельзя пропустить.На левой стене находится огромная скульптура «отклоненного назад Будды», который готовится отправиться в нирвану.Среди других изображений есть искушение Будды злым божеством Майя.

    Пещера 27 — фактически вихара, которая соединена с пещерой 26 — чайтьей.

    Информация

    Камера хранения рядом с туалетами возле главной кассы — надежное место, где можно оставить технику на хранение за один предмет на четыре часа) в том случае, если вы приехали в Аджанту по пути из Аурангабада в Джалгаон или наоборот.Пещеры находятся в конце крутого короткого подъема, который начинается возле кассы; люди старшего поколения могут заказать четырех носильщиков, которые поднимут их наверх на кресле (400 рупий).

    По трудно объяснимым причинам на момент написания книги власти затеяли строительство нового комплекса возле Т-образного перекрестка.По слухам, они собираются воспроизвести основные пещеры под современными куполами с климат-контролем!

    Дорога в пещеры Аджанты и обратно

    Автобусы из Аурангабада или Джалгаона останавливаются на Т-образном перекрестке (где трасса пересекается с дорогой к пещерам), в 4 км от пещер.Отсюда, заплатив символические 7 рупий, поспешите к месту отправления экологически чистых автобусов, которые можно узнать по зеленому цвету (с конд./ без конд.12/7 рупий).Они довезут вас до самых пещер.Автобусы регулярно возвращаются к Т-образному перекрестку (каждые полчаса, последний автобус в 18.15).

    Все автобусы MSRTC, которые идут через Фардапур, останавливаются на Т-образном перекрестке.После закрытия пещер вы можете сесть в автобус до Аурангабад или Джалгаон рядом с MTDC Holiday Resort в Фардапуре, в одном км от главной дороги на Джалгаон.В Фардапуре есть такси; за 900 рупий вас довезут до Джалгаона.

    Пещеры Аджанты — уникальный храмово-монастырский пещерный комплекс в Индии

    Адрес: Индия
    Постройка: со II века до н.э.по V век н.э.
    Количество пещер: 29 шт.
    Координаты: 20°33’12.4″N 75°41’58.6″E

    Весной 1819-го года британские офицеры, пробиравшиеся сквозь дебри тропических джунглей в поисках тигриного семейства, случайно оказались в ущелье индийской реки Вагхоры.

    Пещеры Аджанты с высоты птичьего полёта

    Раздвигая перед собой буйные заросли зелени, один из солдат вдруг резко вскрикнул, заставив всех остальных остановиться и буквально застыть в изумлении: прямо над ними возвышалась огромная каменная статуя Будды.Спустя несколько минут, когда прошло первое волнение, англичане, забыв об охоте, решили осмотреться и более детально изучить эту местность.Увиденное еще больше их заинтересовало: их взорам открылись множество ходов, уводящих путников глубоко в недра горы.Примерно так написано в документе 19-го века, когда случайно (!) был найден заброшенный буддистский пещерный монастырь неподалеку от селения Аджанта.

    На скалистом утесе подковообразной формы в заливе реки Вагхоры англичане обнаружили 29 пещер, протяженностью чуть более 500 метров.Сохранившиеся пещерные чайтьи (храмы) и вихары (кельи), украшенные внутри и снаружи скульптурами и удивительной красоты каменными фресками, говорили о том, что перед ними предстал покинутый людьми древнейший буддистский монастырь.Как позже удалось выяснить, впервые эти места были обжиты монахами еще во II веке до нашей эры, а примерно в IX веке нашей эры, когда внимание к буддизму в Индии было не столь велико, храм был покинут и заброшен.Безусловно, время не могло не сказаться на состоянии монастыря: помещения постепенно разрушались, зарастали вьющимся плющом, а дикие животные (обезьяны, тигры, медведи) находили в подземных залах приют для себя и своего потомства.

    Общий вид на пещеры

    Пещера Аджанта: история сокровищницы

    Удивительно, но найденная британцами сокровищница не вызвала интерес у индийских властей.За двадцать пять лет всего лишь несколько ученых были отправлены на исследование пещер Аджанты, которые, впрочем, так же не уделили должного внимания к этой археологической находке.В 1843-м году англичанин Джеймс Фергюссон отправляется в Индию с целью более детального изучения пещер Аджанты, дата строительства которых уходит своими корнями в глубочайшую древность.

    То, что он увидел, произвело на него сильнейшее впечатление: 29 пещер были вырублены в твердейшем базальте, 24 зала оказались заброшенными монастырями, а еще 5 – храмами.В них, на удивление, прекрасно сохранились великолепные росписи, описывающие различные этапы жизни Будды и скульптуры божества.По результатам своей поездки Джеймс Фергюссон сразу же написал научный доклад в Королевское Азиатское Общество.Кроме этого его волновала и дальнейшая судьба этого случайно найденного памятника истории: местный климат и набеги грабителей могли полностью уничтожить этот грандиозный комплекс.Конечно, после отчета Фергюссона индийские власти уже не могли оставаться в стороне: для дальнейшего исследования и для зарисовки наскальных рисунков пещер Аджанты Восточно-Индийская компания отправляет в штат Махараштра капитана Британской армии и художника Роберта Гилла.

    Настенную живопись пещер Аджанты некоторые ученные называют не иначе, как энциклопедией жизни всего индийского общества.По ней можно составить определенное представление не только о том, как жили в древности властители страны, но и узнать о буднях нищих и обездоленных .В подземных залах нет ни одного пустующего уголка, отовсюду на гостя «смотрят» боги и люди, животные и цветы.Все они о чем-то повествуют под музыку небесных сфер, многие скульптуры изображены поющими или танцующими.Роспись, созданная монахами в далекие времена, словно таинственная книга бытия, которая должна рассказать потомкам, что все в мире взаимосвязано: люди, боги, животные, небо и земля.Кроме этого, невозможно не упомянуть, что на картинах в пещерах Аджанты в рисунках можно проследить жизнь великого учителя Будды: от его просветления, перевоплощений и до ухода из жизни.

    Все это попытался запечатлеть в своих рисунках и Роберт Гилл, который в 1844-м году прибыл в пещеры Аджанты.Великолепный художник в мельчайших подробностях делал копии сохранившихся и уцелевших элементов росписи, для чего практически не выходил на свет, проводя все время внутри пещеры.Копируя наскальные фрески на полотно, Гилл позже их прорисовывал и окрашивал.Этому занятию, требующему неторопливости и выдержки, он посвятил целых 20 лет своей жизни (!).

    Многие индусы верят в существование легенды о проклятии пещер Аджанты.Нарушив своим присутствием покой богов, Роберт Гилл словно наслал на себя их гнев.Он не мог излечиться от множества болезней.А когда в 1866-м году часть копий основных фресок были собраны для демонстрации на выставке в Хрустальном дворце Лондона , случился пожар, уничтоживший не только все полотна художника и сам дворец, но и чуть не убивший самого Гилла.Несмотря на этот трагический факт, художник повторно принимается за титанический труд.Спустя пять лет он вновь заболевает, однако на этот раз недуг прогрессировал, организм Роберта Гилла не справился, и художник умер.Он был захоронен вблизи с пещерами, которыми так восторгался и которые погубили его.

    До наших дней дошла еще одна драматическая история.Группа художников из Бомбея довольно продолжительное время перерисовывала наскальные картины Аджанты.Готовые работы были отправлены в один из лондонских музеев, который сегодня известен, как музей Виктории и Альберта.Однако и эти копии ждала та же участь: все они были уничтожены всепоглощающим огнем, правда, сам музей во время того пожара остался нетронутым.

    Пещерно-храмовый комплекс Аджанты: наше время

    Примерно в 1928 году итальянскими учеными, занимавшимися изучением пещер Аджанты, были сделаны фотоснимки, которые они со временем опубликовали в средствах массовой информации.Мир был потрясен искусством древних мастеров, и эта наскальная живопись была признана «самым выдающимся художественным достижением Азии ».Уникальность пещер Аджанты со временем была признана и Всемирной Организацией ЮНЕСКО, которая в 1983-м году включила их в список памятников мирового наследия.В наши дни пещеры Аджанты представляют собой музей буддистского искусства, посетить который могут все желающие независимо от их веры.

    Но, все же, несмотря на те возможности, которыми сегодня обладает современное общество, и в наше время остается масса вопросов вокруг пещерно-храмового комплекса, ответы на которые все еще хранятся в недрах Аджанты.Так, например, до сих пор ученые не могут разгадать секрет светящихся красок, которые были применены еще до нашей эры монахами для росписи стен, потолков и колонн.

    Все пещеры Аджанты пронумерованы с востока на запад, хотя выбивались они мастерами не в этой последовательности.Самые древние из них расположены посередине горного массива, это, так называемые, пещеры хинаянского и махаянского периодов.Это время начала развития буддизма, когда было еще не принято изображать Будду, а только лишь намекать на его присутствие среди людей мистическими символами.Эти пещеры лишены скульптур божества.В зале под номером 9 среди восьмиугольных колонн можно увидеть огромную монолитную звучащую (!) ступу, как утверждают археологи и историки, именно здесь проводили время монахи во время пения мантр.В 26-й пещере находятся наиболее интересные скульптуры.Так, взору туристов предстает скульптурная композиция, рассказывающая о моменте, когда Будду искушают соблазнительные женщины, демоны и животные.Практически рядом с этой композицией находится лежащая скульптура буддистского бога, рассказывающая всем о его уходе в нирвану.К слову, довольно часто именно здесь можно встретить людей, находящихся в медитации, даже, несмотря на присутствие большого числа путешественников.Самый крупнейший храм Аджанты находится в пещере под номером 4.Популярными среди туристических групп считаются пещеры под номерами 1 и 2.Построенные позже всех, они лучше всего сохранились, позволяя гостям этой достопримечательности Индии, в деталях рассмотреть древние наскальные рисунки, фрески и скульптуры.Обойти все пещеры Аджанты за один день под силу не каждому путешественнику, однако, и часть увиденного за время экскурсии буддистского храмово-монастырского пещерного комплекса, оставит самые яркие воспоминания.

    Стоит добавить, что посетить пещеры Аджанты можно каждый день с 9 утра и до 5.30 вечера.Выходной день – понедельник.Добраться до них можно из Мумбаи (бывшего Бомбея), из Аурангабада рейсовым автобусом или на такси (поездка займет от 2 до 4 часов), или же из Дели: приблизительно 4-5 часов.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Алиса Синдеева
    Написано статей
    398
    Ссылка на основную публикацию