Архетипы личности

Тема статьи: Архетипы личности - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Архетип — примеры архетипов по Юнгу и как найти свой архетип?

В переводе с греческого архетип — это «прообраз».Теорию архетипов разработал ученик великого З.Фрейда Карл Густав Юнг.Он переработал психоанализ и в результате появился целый комплекс сложных идей, основанный на философии, психологии, литературе, мифологии и других областях знаний.В чем заключается понятие архетип – в этой статье.

Архетип – что это?

Под ним понимают универсальные базовые врожденные структуры личности, которые и определяют потребности человека, его чувства, мысли и поведение.Архетип – это коллективное бессознательное, унаследованное от предков через фольклор.Каждый человек в соответствии со своим архетипом выбирает себе партнера, дело по душе, воспитывает детей и т.д.Имея представление об этой врожденной структуре личности, психотерапевт может помочь человеку избавиться от комплексов и даже поменять сценарий его жизни.

Архетипы Юнга

Между архетипами, выступающими элементами психоструктур, и мифологическими образами, которые являются продуктами первобытного сознания, есть прямая связь.Сначала автор проводил аналогию, затем тождество, а после высказал мысль, что одно порождает другое.Архетипы по Юнгу принадлежат всему человеческому роду и переходят по наследству.Первообразы концентрируются в глубоком бессознательном, выходящем за границы личности.

Их эмоциональная насыщенность и отчетливость определяют таланты человека, его творческий потенциал.В своих работах Юнг прибегает к анализу мифов народов мира.Позднее он использует архетип для обозначения общечеловеческих фундаментальных (мифологических) мотивов, лежащих в основе любого рода структур.Особое место в своей теоретической системе от отводил «маске», «аниме», «тени», «самости».Многие отождествлялись автором с героями литературных произведений.«Тень» – это Мефистофель Гёте в «Фаусте», «Мудрый старик» – это Заратуштра у Ницше.

Архетип мудрец

Его еще называют мыслителем, для которого духовное имеет большее значение, чем материальное.Мудрец спокоен и собран, сконцентрирован.Для него важны аскетизм и простота.Архетипы личности имеют и определенную цветовую гамму, так вот для мудреца это ахроматические, бесцветные оттенки.Внешне философы могут казаться холодными и необщительными людьми, но это не так.Просто они предпочитают бесполезным разговорам и увеселительным мероприятиям поиск истины.Они всегда экспериментируют, узнают что-то новое, творят и своими мудрыми советами помогают каждому.

Архетип Анима

Это один из архетипов гендера – женская составляющая психики мужчины.Данный архетип Юнга выражает чувства, настроение и порывы мужчины, его эмоции.В нем сконцентрированы все женские психологические тенденции – быстро меняющееся настроение, пророческие наития, способность полюбить один раз и на всю жизнь.Юнг говорил об аниме как о готовности к прыжку.Несколько лет назад мужчин, одержимых анимой, называли аниматозными.Это раздражительные, импульсивные и легко возбудимые представители сильного пола, психика которых реагирует на стимул неадекватно его силе.

Архетип Анимус

Второй архетип гендера – мужская составляющая психики женщины.Этот архетип по Юнгу производит мнение, тогда как анима – настроение.Зачастую солидные убеждения женщин ни на чем конкретно не обоснованы, но если уж она что-то решила… Позитивный анимус отвечает за прозрение женщины, ее приверженность всяким вероучениям.А негативный может толкнуть ее на безрассудный поступок.Данный архетип заключается в маскулинности, лежащей в основе женщины.И чем более женственно выглядит представительница слабого пола, тем сильнее в ней анимус.

Последний может брать на себя функции и коллективной совести.Мнения анимуса всегда коллективны и стоят выше индивидуальных суждений.Такая своеобразная «судебная коллегия» архетипа и является персонификацией анимуса.Он и реформатор, под влиянием которого женщина вплетает в свою речь незнакомые слова, использует выражения «общеизвестно», «так поступают все», черпая знания из книг, подслушанных разговоров и пр.Ее интеллектуальные рассуждения могут легко превратиться в абсурд.

Архетип самости

Юнг считал его главным архетипом – архетипом целостности личности, центрированности.Он объединяет сознательное и бессознательное, нормализуя баланс противоположных элементов психики.Открывая архетипы человека и исследуя другие структуры личности, Юнг и открыл этот первообраз самости, считая его всеобъемлющим.Это символ динамического равновесия и согласия противоположностей.Самость может проявляться во снах в качестве незначительного образа.У большинства людей она не развита и они ничего о ней не знают.

Архетип тени

Юнг называет его «анти-Я».Это те черты характера, которые человек в себе не признает и видеть не хочет.Архетип тень по Юнгу является темной, дурной, животной стороной личности, которую носитель подавляет.Это касается неприемлемых обществом страстей и мыслей, агрессивных поступков.Данный архетип пример имеет такой: если по доминантной функции человек чувственный, склонный к сильным эмоциям, то его тенью будет мыслительный тип, который в самый неожиданный момент может проявлять себя как черт из табакерки.

Тень растет по мере взросления и осознавать ее, все про себя понимать человек начинает на закате свой жизни.Разобраться с тенью можно путем индивидуальной исповеди и в этом отношении очень повезло католикам, в конфессии которых имеется такое явление.Каждый человек должен понимать и разуметь, что в любой момент он готов к дурному поведению и стремлениям.

Архетип персона

Говоря простым языком, это маска, которую человек надевает для исполнения определенной роли.Виды архетипов выделяют персону как некую часть психики, обращенную вовне и служащую задачам адаптации.Для маски характерна коллективность, поэтому это элемент коллективной психики.Персона выступает неким компромиссом между индивидуумом и социумом.Надевая на себя маску, человеку легче взаимодействовать с окружающими.Тех, у кого не развита персона, называют бесшабашными социопатами.Но и обратная ситуация нежелательна, так как она губит индивидуальность человека.

Архетип бог

Последователем юнгианского учения является Джин Шинода Болен, которая изучала женские и мужские архетипы в мифологии.К мужским архитипическим образам она относила следующих Богов:

  1. Зевса – волевого и властного, уверенного в себе.
  2. Гадеса – тихого и загадочного, отстраненного.
  3. Аполлона – зрелого и рационального, обладающего здравым смыслом.
  4. Гефеста – трудолюбивого и сильного.
  5. Диониса – увлекающегося и неконфликтного.

Виды архетипов по Юнгу среди Богов-женщин такие:

  1. Артемида – сильная и рискованная.Она не терпит ограничений.
  2. Афина – мудрая и волевая, способная отбросить эмоции и анализировать только факты.
  3. Афродита – чувственная и нежная.
  4. Тюфе – противоречивая, стремящаяся объять необъятное, но при этом неспособная предусмотреть последствия своих действий.
  5. Геката – великий мистификатор.Предрасположенные к этому типу часто занимаются оккультными практиками.

В каждом человеке сочетается два-три и более архетипа.Они соперничают друг с другом, превалируют один над другим, управляя своим носителем, определяя область его интересов, направление деятельности, приверженность тем или иным идеалам.Эти Боги возможные модели поведения, но многое будет зависеть от воспитания, способности человека приспосабливаться, соответствовать и отвечать ожиданиям других.

Юнг – архетип матери

Это зло всех вещей и начало всех вещей.Этот архетип психология особенно выделяет, ведь в любом психотерапевтическом процессе обязательно всплывает эта фигура.При этом она может проявлять себя как материя и тогда у ее носителя будут проблемы по части обращения с вещами.Если архетип затрагивает семью и социальные связи, то любые нарушения этого аспекта будут проявляться в трудностях адаптации, общения.Ну а последний третий феномен матка определяет способность носителя к зачатию, вынашиванию и рождению или же возможность закончить начатое дело.

Архетип ребенка

Этот архетип в психологии называют Божественным.А все потому, что в нем заключена вся мощь духа, вся сила природы и коллективного бессознательного.С одной стороны, беззащитное дитя может уничтожить кто угодно, но с другой для него характерна потрясающая живучесть.Сознание носителя может разрываться различными противоборствующими тенденциями, но вспыхивающий архетип ребенка их объединяет.

Архетип ведьмы по Юнгу

Это самый инстинктивный прообраз, символизирующий потребность в познании и ведании.Такая женщина может интересоваться тайнами бытия, религией и эзотерикой.Она окружает себя оберегами, носит амулеты и нередко татуировки.Для носителей такого архетипа характерна высокоразвитая интуиция.Примеры архетипов по Юнгу включают Мери Поппинс.Данный прообраз продемонстрирован и в фильме «Муза».Так называют светлую сторону ведьмы.Темная сторона проявляется в способности интриговать и соблазнять, хитрить, руководить, вызывать желание.

Архетип шута по Юнгу

Это креативно мыслящий архетип, исповедующий нестандартный взгляд на вещи.Теория архетипов включает множество прообразов, но только этот учит легко относиться к жизни, не задумываясь о том, что подумают другие.Шут как лучик света в абсурдности современного мира и безликой повседневной бюрократической рутине.Он привносит хаос в упорядоченный мир и делает мечту былью.Для него характерны импульсивность и спонтанность, игривость, которую человек мог позволить себе лишь в детстве.

Архетип шута помогает людям выходить сухими из воды, выкручиваться из самых сложных ситуаций.Они открыты и приветливы, и способны даже самую рутинную и скучную работу превратить в творческий процесс, внести нотку задора и веселья.Яркий пример – Семен Семенович в фильме «Бриллиантовая рука».Чарли Чаплин и смешная девочка Тося из фильма «Девчата» также являются яркими представителями шута.

Архетипы личности

Сходила, сравнила записанный текст с текстом из книги Марк и Пирсон: формулировки из потерянного источника более емкие, чем у авторов «Создание бренда с помощью архетипов».Поэтому опубликую, но без атрибуции.Если вдруг кто-то из вас знает автора, подскажите мне, я укажу.

Детство: подготовка к путешествию.Эго.Защитить внутреннего ребенка.Архетипы: Простодушный, Славный Малый (Сирота), Герой-Воин, Заботливый (Опекун-Наставник)

Мотивация: простота, совершенство, быть счастливым.
Страх: делать то, что неправильно или плохое, за чем последует наказание.
Дар: вера, оптимизм.
Тень: отречение, сдерживание чувств.
Архетип с обетом «жизнь не должна быть тяжелой», спонтанный доверчивый ребенок, которому, несмотря на зависимость, достаточно оптимизма для того, чтобы вступить в путь.

Славный Малый (Сирота)

Мотивация: обрести безопасность, связь с людьми.
Страх: отвержение, пострадать.
Дар: эмпатия.
Тень: жертва, может нападать на людей, пытающихся помочь, вредя им и себе.
Архетип понимает, что значение каждого в том, кокой он есть; домашний и непретенциозный.Структура, подвергшаяся влиянию предыдущего архетипа (ребенка, раннего или осиротевшего), мало ждет от жизни, но учит эмпатии, житейской мудрости и реализму.

Мотивация: соревнование, победа, мастерство.
Страх: слабость, неспособность.
Дар: смелость, умелость, дисциплина.
Тень: сила для личной выгоды, тенденция к затаяжным конфликтам.
Архетип учит ставить цели и достигать их, преодолевать препятствия, выдерживать тяжелые времена.Хотя может в каждом видеть врагов и размышляет категорией «или/или».

Мотивация: помогать окружающим, делать добро.
Страх: эгоизм, неблагодарность.
Дар: сострадание.
Тень: проекция и ловушка вины, попустительство.

Архетип движимый состраданием, нежностью, желанием помогать другим, хотя склонный к мучинечиству и приспособленческому поведению.Помогает воспитывать детей, помогает тем, кто испытывает нужду, строит структуру для сохранения жизни и здоровья.

Юношество: путешествие.Душа.Вступить в тайны.Архетипы: Искатель-Землепроходец, Бунтарь-Изгой, Любовник-Эстет, Творец

Мотивация: поиск лучшей жизни.
Страх: комформность, «болото».
Дар: автономия, честолюбие, амбиции.
Тень: перфекционизм, гордыня, необязательность.
Архетип оставляет в покое известное ради познания неведомого.Сильная духом индивидуальность бравирует одиночеством и изоляцией для того, чтобы искать новые пути.Иногда опозиционный, иконоборческий архетип.Помогает открыть личную уникальность, перспективы, внутренние позывы.

Мотивация: метаморфозы, устранение вредного.
Страх: уничтожение, смерть без возрождения.
Дар: смирение, покорность.
Тень: деструкция в отношении других, деформация характера.
Архетип сосредотачивает задавленную агрессию вокруг структур, которые больше не служат жизни, даже в тех случаях, когда эти стуктуры поддерживаются обществом или сознательным выбором.

Мотивация: блаженство и чувствительность.
Страх: потеря любви.
Дар: страсть, верность.
Тень: ревность, зависть, донжуанство.
Архетип правит всеми типами любви, от родительской до дружбы и духовной любви.Но лучше всего архетип знаком в межполовом и романтическом варианте.Хотя может приносить все виды сердечной боли и драмы, архетип помогает испытывать удовольствие, добиваться близости, быть преданными, идти за своим счастьем.

Мотивация: творчество, созидание.
Страх: стагнация.
Дар: щедрость.
Тень: трудоголизм.

Архетип поощряет все воображаемое, устремления от высокого искусста до мельчайших инноваций в жизненном укладе или работе.В отличие от стагнации, может превести к перегрузке новыми проектами.В то же время, будучи направленным в нужное русло, помогает выразить себя.

Зрелость: возвращение домой.Стать свободным и проявить себя в мире.Архетипы: Правитель, Маг-Волшебник, Мудрец-Философ, Шут

Мотивация: порядок, гармония, процветание.
Страх: хаос, безконтрольность.
Дар: контроль, ответственность, компетентное управление.
Тень: тиран, манипулятор.
Архетип вдохновляет на принятие ответственности за собственную жизнь как в области персональных устремлений, так и в обществе вцелом.Если архетип преодолевает искушение доминирования над другими, то он создает среду, которая готова принимать взгляды всех.

Мотивация: трансформация к лучшему, мечты сделать явью.
Страх: негативные последствия.
Дар: личная сила.
Тень: превращение хорошего в плохое, притягивание негатива.
Архетип досконально изучает фундаментальные законы науки и метафизики, чтобы понять как преобразовывать ситуации, влиять на людей, превращать видение в реальность.Если Маг преодолевает искушение использовать личную силу для манипулирования, то он создает положительную энергию.

Мотивация: истина.
Страх: заблуждение, иллюзии.
Дар: мудрость, здоровый скептицизм.
Тень: бездушный, холодный, бессердечный, догматичный.
Архетип ищет истины, которые делают нас свободными, может помочь стать мудрыми, объективно увидеть себя и мир, корректировать личный курс на основе принимаемых решений и действий.

Мотивация: радость, удовльствие.
Страх: скука, нежизненность.
Дар: радость, свобода.
Тень: «чересчур», потакание слабостям: обжора, ленивец, распутник.

Архетип побуждвет к получению удовольствия от жизни.Позитивный Шут приглашает поиграть, показывая как превратить работу, взаимодействия с другими, трудные задачи и рутины в веселье.

АРХЕТИПЫ —
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД

Одно из практических применений теория архетипов нашла в брендинге — процессе, нацеленном на создании и позиционировании уникального образа личности или компании, её продуктов и услуг.

Понимание архетипов полезно не только профессионалам в области брендиинга, но и каждому, кто занимается саморазвитием, стремится к глубокому пониманию себя и хочет выразить свои таланты вовне, заявить о себе.

Стихия Воздух.Стратегия ИНДИВИДУАЛИЗМА.
Архетипы: Невинный, Искатель, Мудрец

Стратегии индивидуализма — это стратегия постоянного самопознания и совершенствования себя на пути к Богу и вечному знанию.Бесконечные сомнения, духовный поиск, размышления о мире и своем месте в нем, желание быть яркой индивидуальностью и идти собственной дорогой может приводить к чувству одиночества и решениям, принять которые не готовы даже самые близкие.

Это стратегия великих учителей и мыслителей — Будды и Иисуса Христа, а также всех путешественников и пиратов, великих мореплавателей и открывателей, интеллектуалов и преподавателей, которые искренне желают делиться своими знаниями.Представителями стратегии индивидуализма являются Владимир Познер и Форрест Гамп, а также бренды Coca Cola, McDonald’s, Starbucks, Louis Vuitton.

Стихия Огонь.Стратегия ИЗМЕНЕНИЯ.

Архетипы: Герой, Бунтарь, Волшебник

Стратегия изменения характеризуется готовностью к рискам, необходимостью проявлять мастерство, потребностью в признании и достижении результатов.

Честолюбивые замыслы и жажда оказывать влияние иногда приводит к революционному развитию ситуации.Если этот путь заканчивается победой, победителей не судят.

Это стратегия Ричарда Брэнсона и Стива Джобса, всех агентов «007», бренда Nike, спортсменов и новаторов, магов и воинов, революционеров и бунтарей всех времен.

Стихия Вода.Стратегия ПРИНАДЛЕЖНОСТИ.
Архетипы: Славный малый, Любовник, Шут

Это стратегия ориентации на социум и отношения с людьми, на жизнь в обществе, удовольствие от общения, построение долгих и прочных связей, на управление энергией людей и ощущение единства с близкими.Иногда желание принадлежать к группе заставляет искать способы понравиться другим, приспосабливаться к их мнениям и взглядам, идти на компромиссы в опасности потерять себя.Такие люди максимально эффективны в группе, коллективе и организации — они верные командные игроки, на которых можно положиться.

Дон Жуан и все великие обольстители искусно применяли эти механизмы социального влияния.Генри Форд с их помощью построил свое состояние, а знаменитая марка «Фольксваген» получила великое признание.По той же причине народную любовь завоевал российский комик Сергей Светлаков и юмористический жанр в целом.Так популярен он стал именно потому, что позволяет смеяться над собой и сложными ситуациями, тем самым управляя реальностью.

Стихия Земля.Стратегия СТАБИЛЬНОСТИ.
Архетипы: Родитель, Творец, Правитель

Стратегию стабильности избирают те, кто испытывает потребность в безопасности и устойчивости, сохранении и преумножении мирным путем.Эта стратегия подразумевает материальный обмен, ориентацию на власть и контроль.Она реализуется через понимание того, как устроена и функционирует система, чтобы однажды суметь возглавить её, а при необходимости — поменять правила под себя.Часто без надежных, преданных людей и рутинной кропотливой работы добиться такой цели невозможно, но те, кто с ней справляются, получают заветный комфорт, авторитет и признание общества.

Уинстон Черчилль, Уильям Шекспир, бренд «автомобилей для лидеров» — Mercedes, Channel, принцесса Диана и даже Мать Тереза выбрали эту стратегию для своей реализации.

12 архетипов личности

Главное желание: ощутить Рай.
Цель: быть счастливым.
Страх: делать что-то неправильное, за чем последует наказание.
Стратегия: поступать правильно.
Награда: вера и оптимизм.

Простодушный больше всего на свете не хочет ни за что отвечать.Он более склонен до последнего оттягивать принятие решений и декларацию намерений.Ему бы хотелось, чтобы все устроилось как-нибудь само собой.

Простодушный стремится иметь идеальную работу, идеального супруга, идеальный дом, идеальных детей и идеальную жизнь.Главное обещание Простодушного заключается в том, что жизнь может быть Раем.

Простодушный верит, что для изгнанных из Рая возможно искупление и возвращение: неприятные или серьезные события могут, в конце концов, привести к счастливому финалу, а полоса неудач окончится обновлением.

Главное желание: свобода поиска себя через освоение мира.
Цель: жить лучшей, более естественной, полной жизнью.
Страх: оказаться в ловушке, приспосабливаться, ощущать внутреннюю пустоту, не чувствовать пульса жизни.
Стратегия: путешествовать, искать и переживать новое, избегать ловушек и скуки.
Награда: самостоятельность, честолюбие, умение быть честным с собой.

Искатель стремится к деятельному поиску своего пути.Он постоянно встречается с чем-то новым.И не просто созерцает новое, но и взаимодействует с ним, пробует на зуб и пытается угадать свойства.

Искатель не очень заинтересован в поиске связей и сути вещей, это удел Мудреца.Искателю нравится находить и разглядывать.

Одним из проявлений Искателя является простое желание выйти на открытую дорогу и оказаться в диких природных просторах, чтобы испытать радость открытий.

Главное желание: открыть истину.
Цель: использовать интеллект и анализ для постижения мира.
Самый большой страх: быть обманутым, введенным в заблуждение; невежество.
Стратегия: искать информацию и знание; саморефлексия и понимание процесса мышления.
Ловушка: может изучать вопрос бесконечно, так и не приступив к действию.
Награда: мудрость, интеллект.

Мудрецы превосходны в беспристрастном анализе, планировании, оценке и поиске решения.Когда другие впадают в панику, Мудрец просто абстрагируется от мира и уходит в себя, чтобы увидеть всю картину происходящего целиком.Он может даже «заглянуть в будущее», чтобы узнать что делать.

Когда возникает проблема, Мудрец обычно изучает, как ее решали другие люди.Ищет ответы, выделяет лучший способ и решает проблему.В заключение отслеживает и оценивает результаты.

Мудрецы обладают даром успокаивающего влияние: под их руководством события продвигаются вперед разумными способами.Правильные вещи выполняются правильным образом.Мудрец верит в способность человечества учиться и развиваться, позволяющую делать мир лучше.Хотят свободно думать своей головой и составлять собственное мнение.

Главное желание: месть или революция.
Цель: разрушить то, что не работает (для Бунтаря или для Общества).
Страх: оказаться бессильным, заурядным, непоследовательным.
Стратегия: ломать, разрушать или шокировать.
Ловушка: перейти на темную сторону.
Награда: неистовость, радикальная свобода.

Когда архетип Бунтаря активизируется в людях, они могут чувствовать свою отчужденность от господствующей культуры и презирать ее правление.Их могут привлекать поведение и действия, попирающие общие нормы этики, здоровья или приличий.

Бунтарь желает нарушить привычный ход вещей, шокировать людей, вызвать революцию, избавиться от чего-либо или просто почувствовать возбуждение от того, что он является «плохим парнем».

Бунтарь воплощает подавленную ярость в отношении структур, которые больше не служат жизни, даже если такие структуры поддерживаются социумом или нашим сознательным выбором.Бунтарь полон протеста избавиться от всего чужого, наносного и неважного.

Главное желание: знание фундаментальных законов того, как устроен мир и вселенная.
Цель: сделать мечты явью.
Опасения: непредвиденные негативные последствия.
Стратегия: развивать видение и претворять его в жизнь.
Ловушка: превратиться в манипулятора.
Награда: обнаружение взаимовыгодных результатов.

Когда у человека активирован архетип Мага, он становится катализатором изменений.Доверяя синхронизму или значимым совпадениям, человек ожидает, что, если он сделает свою часть работы, Вселенная пойдет ему навстречу.

Для Мага сознание предшествует бытию.Следовательно, если вы хотите изменить свой мир, вы начинаете с изменения своих установок и поведения.Люди, у которых существует активный внутренний опыт магических ценностей, ищут духовной помощи и, в лучшем случае, стремятся быть достойными духовного руководства.
Такие люди, как правило, на глубинном уровне понимают, как работает сознание, поэтому они способны оказывать на окружающих влияние.

Архетип Мага очень силен у политиков с харизмой, руководителей бизнеса и во всех сферах маркетинга, который оказывает мощное влияние на человеческое сознание и поведение.

Главное желание: доказать свою ценность посредством мужественных и сложных действий.
Цель: использовать власть для того, чтобы усовершенствовать мир.
Страх: слабости, ранимости, стать беспомощной жертвой.
Стратегия: стать максимально сильным, компетентным и могущественным.
Ловушка: высокомерие, вечный поиск врага.
Награда: компетентность и мужество.

Архетип Героя ассоциируется с четкими нормами, умением держаться до конца и установлением границ.

Естественное окружение для Героя — это поле битвы, спортивное состязание, улицы, рабочее место, джунгли политики или любое другое место, где трудности или вызовы требуют мужественных и энергичных действий.

Брошенный вызов воодушевляет Героя, несправедливость приводит его в ярость, и он быстро и решительно реагирует на сложности и появляющиеся возможности.

Герой хочет сделать мир лучше.В глубине души он боится потерпеть поражение, не суметь выстоять до конца и не одержать победу.Этот архетип помогает нам воспитать в себе энергию, дисциплину, сосредоточенность и решительность.

Главное желание: добиться интимности и испытать чувственное удовольствие.
Цель: вступая в отношения с людьми, делать их работу, переживания и окружающую обстановку приятной.
Опасения: остаться в одиночестве, стать нежеланным и нелюбимым.
Стратегия: постоянно становиться все более привлекательным — в физическом, эмоциональном и любом другом отношении.
Ловушка: делая все возможное для того, чтобы привлекать окружающих и доставлять им удовольствие, утратить собственную индивидуальность.
Награда: страсть, благодарность, восхищение, преданность.

Любовник — это существо, очарованное кем-то или чем-то: картиной, девушкой, поэмой или решением задачи.Это человек, жаждущий ответа от мира, ожидающий любви и восхищения от других существ, так же, как восхищен ими сам.

Любовник хочет, чтобы вы знали, что вы один из его лучших друзей, что вы по-настоящему хорошо знаете его и что он особенно важен для вас.В этом смысле Любовник может быть архетипом компании друзей, чувствующих, что они по-настоящему знают друг друга.Они связаны не поверхностными отношениями союзников, но чем-то гораздо более глубинным.

Если архетип Любовника активизируется в жизни человека, он хочет выглядеть не просто хорошо, но и красиво.В глубине этого лежит желание привлекать и дарить любовь, а также выражать привязанность в интимной и приятной форме.

Что такое архетипы: просто о сложном

Психотерапевты и психологи часто интегрируют в свою практику техники и знания из разных подходов, да и сами подходы являются синтезом разных направлений.В работе с темой отношений мне часто доводится прибегать к психоаналитическим концепциям для анализа Ваших ситуаций.

Я хочу предложить Вам маленький кусочек одной из самых «вкусных» теорий — концепции Карла Гюстава Юнга и его архетипов.Это важная часть нашей личности, опираясь на которую мы выбираем себе круг общения и даже партнеров по жизни.Возможно, эта статья поможет Вам что-то понять о своих отношениях и о себе.А если Вы хотите проработать их глубже — милости прошу на консультацию.
Давайте посмотрим на изображение справа, так Юнг видел нашу психическую структуру.Непросто понять, правда же? 🙂 Не бойтесь, сейчас мы во всем разберемся и все поймем.

Ядро, которое находится в самом центре называется «Я».по сути «Я» это и есть сознание.Тут находятся все осознаваемые нами чувства, мысли и воспоминания.

Дальше мы видим примыкающую к «Я» структуру под названием Персона.В Персоне находятся недостаточно важные переживания, чтобы оставить отпечаток в нашем сознании (в «Я»).По разным причинам они были вытеснены, забыты или попросту проигнорированы.Однако, все эти вытесненные переживания могут быть извлечены.Между «Я» и Персоной существует постоянная взаимосвязь.Персона также определяет то, что принято называть социальным образом или имиджем.

Тень — это третий слой «пирога».С нее начинается бессознательная часть личности.Сюда входят те переживания и опыт, которые были вытеснены.Но если в Персоне вытеснение связано с незначимостью переживания, то в Тени оно вытеснено потому, что противоречит нашим глубоким установкам и идеалам.В Тень попадает все, что противоречит Персоне и непереносимо для «Я».Помимо всего, Тень — это личностное бессознательное, в котором содержатся т.н.комплексы.

Комплексы — это эмоционально заряженные переживания, которые могут влиять на наше поведение и, само собой, не осознаются.

За Тенью следуют Анима и Анимус.Эти две структуры заслуживают особого внимания.Анима и Анимус — это коллективное бессознательное, это те самые архетипы.Знанием о них мы обязаны именно Карлу Юнгу.В эту структуру входят идеальные представления о мужчинах и женщинах.Мы унаследовали их от наших предков через фольклор.В частности, сказки, сказания, мифологию и рассказы родных.

Так в представлении Юнга выглядит наша целостная психика.Все части связаны между собой и при поэтапной, очень аккуратной работе психотерапевта, можно шаг за шагом отработать каждую из подструктур.Именно это качественно меняет жизнь клиентов, находящихся в терапии.

А теперь об Архетипах

В работе с отношениями очень важно понимать, откуда идет потребность, чувство, мысли или поведение в отношениях.Выбор партнера очень часто бывает связан именно с Архетипами и изучение архетипов позволяет определить истинные потребности в отношениях, психологические голоды и идеалы.А работая с ними можно сильно поменять сценарий отношений.
На мой взгляд, самое простое и понятное объяснения сути архетипов это следующее:

Архетип — класс психических содержаний, события которого не имеют своего источника в отдельном индивиде.

Иными словами, это совокупность образов и идеалов, которые не имеют реального отдельного прототипа в виде человека, нам знакомого.
На сегодняшний день архетипом мы называем те подсознательные образы, которые являются:

  • устойчивыми;
  • встречаются у всех народов и во всех временных периодах;
  • всегда удален и обладает набором как положительных, так и отрицательных характеристик;
  • находит отражение в мифах и сказках;
  • влияет на эмоциональное состояние человека;
  • всегда вызывает реакцию у индивида.
  • В своих работах Юнг прибегает к анализу мифов народов мира.Описывать его наблюдения — занятие долгое, лучше почитать его работы.Они интересны и понятны.

    Женские архетипы

    В продолжение теории Юнга, Шинода Болен стала изучать отдельно архетипы женщин в мифологии.Она выделила 11 архетипов:

  • Артемида — образ женщины, которая способна добиваться своих целей.Она сильная, целеустремленная, не терпящая ограничений.
  • Афина — это мудрая и сильная женщина, которая не поддается на эмоции и способна оставаться собранной в любой ситуации, анализировать и принимать решения.
  • Геста — это воплощение самодостаточности, уверенности целостности.Образ женщины, прекрасной самим фактом своего существования.
  • Юнона — женщина, смыслом жизни которой являются отношения с мужчиной, но в них она эмоционально нестабильна и ревнива.
  • Деметра — это образ заботливой и теплой женщины, в сердце которой есть место каждому.
  • Персефона — это женщина, которая зависит от мнения окружающих, она удобна всем, кроме себя и поддается любому влиянию.
  • Афродита — чувственный и нежный образ женщины, творческой и глубокой.Этот архетип воплощает в себе суть женского начала.
  • Геба — образ женщины, которая не принимает свой возраст и тщательно избегает малейших признаков зрелости.
  • Тюфе ( она же Фортуна) — этот архетип несет в себе противоречивую натуру, которая стремится все держать под своим контролем, но при этом не прогнозируя и не предусматривая последствия.
  • Немизида — это архетип женщин, для которых принципиальной явлется совесть и честность.Женщинвы с таким архетипам неспособны прощать несправедлаивость.
  • Геката — очень глубокий архетип, который проявляется в потребности мистифицировать все, что происходит в жизни.»Носители» такого архетипа часто уходят в оккультные практики.
  • Часто мы можем наблюдать сочетание двух-трех архетипов в одной женщине.Иногда они могут «соперничать» за доминирование в сфере бессознательного.Примером такой внутренней конкуренции является потребность иметь счастливую и крепкую семью, наряду со рвением преуспевать в карьере.Подробнее о вопросе роли женщины в обществе мы говорили в статье «Женщина в сфере труда».

    В работе с темой женственности, самореализации и отношений часто является очень уместным поиск доминирующего архетипа и вычленение из него базовых потребностей в отношениях.

    Мужские архетипы

    Носителями архетипов являются все, кто находится в обществе.На основании архетипов возникает интерес и вырабатывается предпочтительный типаж партнера.Именно поэтому при работе с отношениями анализ архетипов может быть очень полезен.
    В данной статье рассматриваются не все системы архетипов.Мы остановились на самых понятных и знакомых всем — божественные персонажи.Шинода Более, которую я упомянула выше, очень понятно пояснила и смысл мужских архетипических образов:
    Мужские архетипы несут в себе нагрузку двух ролей — отцовской и сыновьей.
    Отцовские архетипы это:

  • Зевс — отец богов, великий Зевс, является архетипом людей сильных и уверенных в своих успехах на любом поприще — от бизнеса до любовных похождений.
  • Гадес — это архетип мужчин, верящих в свою интуицию и часто уходящих в себя.Они обычно тихи и загадочны, слегка отстраненные и довольно эрудированные.
  • Посейдон — носители этого архетипа склонны к ярким и красивым эмоциям, которые часто подавляются общественным мнением.Иногда «посейдоны» бывают вспыльчивыми.
  • Далее идут архетипы сыновей:

  • Аполлон — архетип зрелого, сознательного и рационального мужчины.Он несет в себе здравый смысл и всеподавляющую логику.
  • Гермес — носитель этого архетипа очень легок на подъем, он с легкостью включается в идеи и предложения.
  • Гефест — архетип трудолюбивого, сильного человека, принявшего решение быть хорошим специалистом в том, что он делает.Однако при этом он остается очень уязвимой и глубокой личностью.
  • Арес — это «реагирующий» архетип.Это значит, что он склонен поддаваться импульсам и эмоциям, не всегда учитывая последствия.
  • Дионис — архетип, который четко вписывается в высказывание «мужчины как дети».Неконкурентный, неконфликтный увлекающийся тип, который способен с головой уходить в ту деятельность, которая приносит наибольшее удовольствие.
  • Обычно мужчины являются явными носителями одного архетипа, а остальные периодически «фонят».В выборе партнерш, и даже просто подруг, мужчины опираются на доминирующую потребность своего архетипа.

    Архетипы и Транзактный Анализ

    Как психолог, работающий в сфере транзактного анализа, я вижу в архетипах также структуру эго-состояний: Родителя, Ребенка и Взрослого.У женщин, к примеру, детское эго-состояние может проявляться через архетип Персефоны, Гебы или Афродиты.А у мужчин — Диониса, Ареса и Гермеса.Взрослое эго-состояние у женщин может проявляться через архетип Гесты, а у мужчин — в виде Зевса или Аполлона.Внутренний Родитель женщины может оказаться архетипом Немизиды или Деметры, а у мужчин — Гефест или Посейдон.

    В проявлениях этих архетипов часто определяются внутренние «голоды», фиксированные на разных этапах жизни (Детское эго-состояние), актуальные потребности человека (его Взрослое эго-состояние) и моральные ценности и табу (Родительское эго-состояние).

    Очень красиво соотносятся теории разных подходов и очень часто приходится сочетать анализ одного направления психотерапии и другого.
    Если Вас заинтересовала тема Архетипов, рекомендую Вам уделить внимание таким книгам:

  • Карл Г.Юнг «Архетип и символ»
  • Ш.Боллен «Боги в каждом мужчине»
  • Ш.Боллен «Богини в каждой женщине»
  • Кларисса Эстес «Бегущая с волками.Женский архетип в мифах и сказаниях»
  • Джеймс Хиллман «Архетипическая Психология»
  • Я искренне надеюсь, что эта статья оказалась для Вас интересной и полезной! С интересом прочитаю Ваши отзывы ниже!

    Кто ты: 12 архетипов личности

    Стремясь познать свои возможности, мы прибегаем к помощи психологических учений.Недавно мы заново открыли для себя архетипы личности, которые являются проводниками смыслов в мир из коллективного бессознательного, глубинного опыта поколений.Архетип — это универсальный символ человеческого опыта.Он помогает определить свою роль в обществе и выстроить отношения с необходимой аудиторией.

    Термин Архетип (от греч, arche – начало, typos) ввел в психологию Карл Юнг, он определяет архетип как изначальные, врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики фантазий.

    Определить свой архетип по отношению к конкретной аудитории – первая ступень на пути понимания взаимоотношений с ней.Аудиторий может быть несколько (коллеги, семья, друзья, клиенты, соседи и другие).Для этого необходимо предварительно четко ответить на следующие вопросы:

    1.Что вы делаете чаще всего, находясь в данной аудитории?

    A.молча пишу в своем блокноте
    B.больше слушаю, иногда вставляю замечания
    C.активно перемешаюсь, громко говорю, выразительно жестикулирую
    D.наблюдаю
    E.говорю большую часть времени
    F.Затрудняюсь ответить

    2.Для того чтобы объяснить свою мысль данной аудитории я…

    G.говорю: «просто я знаю, что это так»
    H.привожу логическое доказательство
    J.отсылаю к первоисточнику
    K.привожу метафору или аллегорию
    L.черчу схему
    M.затрудняюсь ответить

    Теперь, в соответствии с таблицей, вы можете определить свой Архетип по отношению к данной аудитории:

    Архетипы Юнга.Тайны души

    Согласно теории Юнга, всеми процессами в живой среде управляют архетипы или первоформы.Все архетипы произрастают из сферы бессознательного — мира инстинктов.Анима и Анимус – две центральные архетипические фигуры в психике каждого человека, символизирующие противоположное начало.

    Архетипы по Юнгу лежат в сфере коллективного бессознательного и представляют собой некую библиотеку образов, передающуюся по наследству.Эти образы или модели поведения склоняют к шаблонной реакции на ситуацию, выработанной поколениями.

    Архетипы, происходят из инстинктов, потому в их действии – стремление к выживанию.Например, архетип врага в дикой природе помогает детенышам распознать опасность в виде приближающегося хищника и принять соответствующую форму поведения – спрятаться затаиться.

    Бывает, мы встречаем на пути людей, которые нам по необъяснимым причинам не нравятся.Мы испытываем внутренний дискомфорт рядом с ними и желание держаться от них подальше.Вполне вероятно, что встретившийся нам человек вписывается в наш образ врага, и наши чувства – это действие архетипа.

    Охваченность архетипом

    Чрезмерное отождествление сознания с архетипическим образом говорит об «охваченности архетипом».Иногда, это похоже на одержимость, когда кажется, что какая-то инородная суть завладела психикой человека.На самом деле, это похоже на правду.Во время охваченности архетипом человек теряет осознанный контроль над собой, и власть переходит в сферу бессознательного, инстинктивного.

    При этом сами архетипы объективны, а в архетипических формах сокрыты истинные причины явлений.Этот механизм объясняет, почему некоторые сны могут носить предостерегающий или вещий характер.Скажем, любимая мать в образе ведьмы или отец с головой и копытами козла вполне могут быть истрактованы, как предупреждение об иллюзорности восприятия.В данном случае, подсознание, располагающее более полной информацией о действительности посылает сознанию знаки, уберегающие от формирования ложных убеждений.

    Власть над архетипами

    Осмысление сути архетипов дает власть над ними.В умении распознавать и расшифровывать архетипические образы осуществляется связь двух, ранее разделенных, сфер души человека: сознания и подсознания.Эта связь в теории Юнга отображена в архетипе целостности или «Самости».

    Понимание языка подсознания дает доступ к истинным причинам явлений и жизненных ситуаций, зашифрованных в архетипах.Это – возможность для осознанного выбора, что есть — проявление индивидуальности.С точки зрения Юнга, индивидуальность – антипод архетипичности.Проявляя свою индивидуальность в осознанном выборе, мы уходим от шаблонов поведения, проявляя свою творческую суть.Индивидуация – это путь эволюции души.Путь от охваченности архетипами до достижения целостности, когда сознание и бессознательное сливаются в едином ядре личности.

    Мандала — символ архетипа Самости.

    Основные архетипы Юнга

    В структуре личности Юнг выделял 3 сферы: сознание, личное бессознательное, коллективное бессознательное.

    Личное бессознательное – это то, что ранее осознавалось, но перешло на уровень бессознательного.Коллективное бессознательное не приобретается в течении жизни, а наследуется, подобно информационному пакету образов и форм.При этом развитие личности основано на взаимодействии 5-ти основных архетипических фигур, с помощью которых осуществляется связь сознания с бессознательным.

    Основные архетипы Юнга:

  • Эго;
  • Анима и Анимус;
  • Тень;
  • Персона;
  • Самость.
  • Темный аспект Анимы или архетип Тени в образе Малефисенты.

    Эго – центр сферы сознания в психике человека.Здесь расположена точка наблюдения сознательного «Я» за внутренним и внешним миром.Отсюда же начинается путь развития личности, которое Юнг видел в так называемой «индивидуализации».

    Индивидуализация — слияние сознания и бессознательного в одной единой структуре — архетипическом образе Самости.

    Эвридика в символическом образе Анимы — души Орфея, за которой он отправляется в поземное царство Аида.

    Анима и Анимус

    Анима и Анимус в аналитической психологии обозначают образ противоположного пола в генетической памяти человека.Анима – женское в мужчине.Анимус – мужское в женском.Юнг называет это образом души.Образ души несет в себе опыт всего человечества, опыт рода и личный опыт человека в сфере отношений.

    Анима и Анимус могут принимать разнообразные архетипические формы в психике человека, освещая позитивный или негативный аспект личности.Например, женское начало может быть проявлено в образе нежной девы или злой колдуньи.Мужское — может представать перед сознанием в форме благородного принца или ревнивого тирана.
    Образ души оказывает влияние на выбор партнера и на отношения с другим полом в целом.Также, от этого образа по большей части зависит проявление гендерных качеств в поведении личности.

    Архетип Анимы в образе Венеры — богини красоты.

    При этом, архетипы хотя и двойственны, но их двойственность находится в равновесном балансе.Сила проявления одного аспекта дает силу для проявления противоположного.Внешние, показательные проявления силы говорят о внутренней слабости.Например, сильная женщина, выполняющая в жизни мужские задачи, несет в своем сознании образ слабого Анимуса, по которому она подсознательно ищет для себя спутника жизни.Потому слишком сильные женщины выбирают слишком слабых мужчин.Вообще мы всегда выбираем тех, чьи качества отражают наше внутреннее естество.

    Тень формируется из установок и склонностей, которые были переданы нам по наследству, но которые мы сами в себе не приемлем.Все, что кажется нам нелицеприятным и неэстетичным; все, что мы привыкли скрывать от общества за масками благопристойности, формирует нашу Тень.

    То, что было отвергнуто на уровне сознания, уходит в сферу бессознательного.И оттуда, через архетип Тени продолжает свое воздействие на психику.Чем больше личностных качеств вытесняется сознанием, тем больше становится Тень, и тем чаще и сильнее она вмешивается в сознательную жизнь.

    Архетип Тени в образе Мефистофеля (слева) из романа Гёте «Фауст».

    Однако, хотя Тень и представляет темный аспект личности, ее цели вполне конструктивны.Своим вмешательством в сознательную жизнь, она направляет на удовлетворение подавленных желаний и высвобождение сдержанных эмоций.В конечном итоге, вмешательство тени должно привести человека к осознанию и принятию своей теневой стороны.В ином случае, происходит то, что Юнг называл «затоплением сознания архетипическим бессознательным содержанием».Или, проще говоря, психозом.

    Тень напоминает о себе как через символику мира внутреннего, так и в реальных фигурах мира внешнего.Она может преследовать во снах и видениях, в олицетворении демона или чудовища.Также Тень может проецироваться и на окружающих нас людей.Иногда, мы встречаем в окружающих образы, которые провоцирует нашу Тень на действие.И тогда, ведомые гневом и обидой мы поддаемся бессознательному влиянию Тени и начинаем вести себя неблаговидно.При этом негативные эмоции, которые мы испытываем в отношении других людей – результат встречи «Я» с собственной подавленной теневой стороной.

    Символически встречу с Тенью обозначают взглядом на собственное отражение в зеркале или в водоеме.

    Персона – это посредник между «Я» и внешним миром, набор масок, за которыми скрывается Тень.Фактически, этот архетип – светлый аспект личности.С другой стороны, это – только лишь образ, который выбирает человек, что бы понравится, скрывая свою темную сторону.

    Социальные модели поведения диктует человеку Персона — лицо личности

    Путь к достижению Самости лежит через осознание и принятие бессознательной теневой стороны, которая ранее была вытеснена сознанием, и скрывалась за маской Персоны.Принятие некого аспекта своей Тени, делает маску Персоны ненужной, и маска рушится.Такие разрушения могут быть болезненными, но в положительном исходе они влекут за собой позитивные изменения в структуре ядра личности.

    Формирование Самости – результат процесса «индивидуализации», который Юнг противопоставлял архетипичности.Таким образом, примиряя бессознательное с сознанием, человек может уходить от архетипичности, проявляя индивидуальность в осознанном выборе.

    Символическое изображение двойственной природы всего проявленного

    Самость – это также осознание своей сути и своего места в мире.Символично, достижение самости отображено в мифах, как воссоединение героя с его душой в образе противоположного пола.«Орфей и Эвридика» – миф о пути воссоединения мужчины со своим женским началом – Анимой.Египетский миф об Осирисе и Изиде – история о спасении и воскрешении женщиной своего разрубленного на части внутреннего мужчины — Анимуса.

    В процессе познания ни один раз мы будем обнаруживать, что когда-то в прошлом «потеряли» свою душу.А после, срывая очередную маску и принимая очередной аспект Тени, мы будем вновь свою душу обретать.

    Символическое изображение акта спасения души — Анимы

    Момент полного и окончательного воссоединения с душой – есть момент осознания всего опыта жизнепотока.Совершенство не имеет границ, и вероятно, окончательный момент недостижим.Однако это не должно останавливать устремления.Каждый от природы стремиться к гармонии внешнего и внутреннего.Это проявлено в желании быть счастливым.Но обретает счастье только тот, кто понимает, что оно не в конкретных материальных целях, а в отношении собственного «Я» к себе самому и миру.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Алиса Синдеева
    Написано статей
    398
    Ссылка на основную публикацию