Биология экология

Тема статьи: Биология экология - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Биология экология

В основе комплексных наук лежит изучение условий жизни организмов.Поэтому в них значительно глубже и шире развиваются экологические идеи, доминирует экологический подход при изучении конкретных явлений.Например, гидробиология изучает систематику, морфологию, физиологию (общие науки) животных, растений и микроорганизмов (частные науки), обитающих только в водной среде.Следовательно, экология как общая биологическая наука также может быть расчленена на составные части: на экологию животных, экологию растений, экологию насекомых, экологию лесных пород и т.д.но если для других наук индивидуум является найкрупнейшей единицей, то для экологии он – мельчайшая единица исследований.Экология – вполне самостоятельный раздел биологии, имеющий свои содержание, предмет, задачи и методы исследования.

Содержание, предмет и задачи экологии.

Термин «экология» (от греч.oikos – жилище, место обитания и logos – наука) предложил Э.Геккель в 1866 г.для обозначения биологической науки, изучающей взаимоотношения животных с органической и неорганической средами.С того времени представление о содержании экологии претерпело ряд уточнений, конкретизаций.Однако до сих по нет достаточно чёткого и строгого определения экологии, и все ещё идут споры о том, что такое экология, следует ли её рассматривать как единую науку или же экология растений и экология животных – самостоятельные дисциплины.Не решён вопрос, относится ли биоценология к экологии или это обособленная область науки.Не случайно почти одновременно появляются руководства по экологии, написанные с принципиально разных позиций.В одних экология трактуется как современная естественная история, в других – как учение о структуре природы, в котором конкретные виды рассматриваются лишь как средства трансформации вещества и энергии в биосистемах, в третьих – как учение о популяции и т.д.Нет необходимости останавливаться на всех существующих точках зрения относительно предмета и содержания экологии.Важно лишь отметить, что на современном этапе развития экологических представлений все более чётко вырисовывается её суть.Экология – это наука, исследующая закономерности жизнедеятельности организмов (в любых её проявлениях, на всех уровнях интеграции) в их естественной среде обитания с учётом изменений, вносимых в среду деятельностью человека.Из этой формулировки можно сделать вывод, что все исследования, изучающие жизнь животных и растений в естественных условиях, открывающие законы, по которым организмы объединяются в биологические системы, и устанавливающие роль отдельных видов в жизни биосферы, относятся к экологическим.

Однако приведенное определение слишком пространно и недостаточно конкретно, хотя на первых этапах развития экологии один из вариантов его (экология – это наука об отношениях организмов друг с другом и со средой, наука о приспособлениях и т.п.) не только был принципиально верным, но и мог служить ориентиром при постановке ряда исследований.В последнее время экологи пришли к принципиально важному обобщению, показав, что условия среды осваиваются организмами на популяционно-биоценотическом уровне, а не отдельными особями вида.Это привело к интенсивному развитию учения о биологических макросистемах (популяциях, биоценозах, биогеоценозах), что оказало громадное влияние на развитие биологии в целом и всех её разделах в частности.В результате стали появляться всё новые и новые определения экологии.Её рассматривали как науку о популяциях, о структуре природы, о динамике численности и т.д.Но все они, несмотря на некоторую специфичность, определяют экологию как науку, исследующую законы жизни животных, растений и микроорганизмов в естественной среде обитания с учётом роли антропических факторов.

Основные формы существования видов животных, растений и микроорганизмов в естественной среде обитания – это внутривидовые группировки (популяции) или многовидовые сообщества (биоценозы).Поэтому современная экология изучает взаимоотношения организмов и среды на популяционно-биоценотическом уровне.Конечной целью экологических исследований является выяснение путей, с помощью которых вид сохраняется в постоянно меняющихся условиях среды.Процветание вида заключается в поддержании оптимальной численности его популяций в биогеоценозе.Следовательно, основным содержанием современной экологии становится исследование взаимоотношений организмов друг с другом и со средой на популяционно-биоценотическом уровне и изучение жизни биологических макросистем более высокого ранга: биогеоценозов (экосистем) и биосферы, их продуктивности и энергетики.

Отсюда очевидно, что предметом исследования экологии являются биологические макросистемы (популяции, биоценозы, экосистемы) и их динамика во времени и пространстве.Из содержания и предмета исследований экологии вытекают и её основные задачи, которые могут быть сведены к изучению динамики популяций, к учению о биогеоценозах и их системах.Структура биоценозов, на уровне формирования которых, как было отмечено, происходит освоение среды, способствует наиболее экономичному и полному использованию жизненных ресурсов.Поэтому главная теоретическая и практическая задача экологии заключается в том, чтобы вскрыть законы этих процессов и научиться управлять ими в условиях неизбежной индустриализации и урбанизации нашей планеты.

Структура современной экологии.

В процессе развития экологические исследования в ботанике и зоологии шли довольно специфическими путями, что и привело к искусственному и не вполне обоснованному их разделению.В ботанике предметом экологии часто считаются только взаимоотношения растений с мёртвой седой, т.е.воздействия физико-химических факторов на отдельные виды растений.Взаимоотношения же между растениями, а, следовательно, и их сообществами рассматриваются специальной наукой – фитоценологией.Изучением отношений в животно-растительных сообществах занимается биогеоценология.Кроме того, экологию обычно подразделяют на аутэкологию (экологию особей) и синэкологию (экологию сообществ).Однако такое подразделение не отображает специфики современной экологии, изучающей жизнь на уровнях различных биологических макросистем.Поэтому Ю.Одум, к примеру, выделяет экологию видов, экологию популяций, экологию сообществ и экологию экосистем.Н.П.Наумов предлагает три подразделения: экологию особей, экологию популяций и экологию сообществ.Г.А.Новиков, также выделяя в экологии три подразделения, первое называет экологией видов.Есть и другие мнения.

Нет необходимости подробно анализировать все существующие точки зрения относительно структуры современной экологии.Очевидно, чёткое расчленение её – задача ближайшего будущего.Важно, что в экологии объективно выделяются подразделения, изучающие органический мир на уровне особи (организма), популяции, вида, биоценоза, биогеоценоза (экосистемы) и биосферы.В связи с этим уже можно чётко выделить: аутэкологию (экология особей), демэкологию (экология популяций), эйдэкологию (экология видов) и синэкологию (экология сообществ).Задачей аутэкологии (от греч.autos – сам) является установление пределов существования особи (организма) и тех пределов физико-химических факторов, которые организм выбирает из всего диапазона их значений.Изучение реакций организмов на воздействия факторов среды позволяет выявить не только эти пределы, но и физические, а также морфологические изменения, характерные для данных особей.

Демэкология (от греч.demos – народ) изучает естественные группировки особей одного вида, т.е.популяции – элементарные надорганизменные макросистемы.Важнейшей задачей её является выяснение условий, при которых формируются популяции, а также изучение внутрипопуляционных группировок и их взаимоотношений, организации (структуры), динамики численности популяций.
Эйдэкология (от греч.eidos – образ, вид), или экология видов, — наименее разработанное подразделение современной экологии.Вид как уровень организации живой природы, как надорганизменная биологическая макросистема еще не стал объектом экологических исследований.Это объясняется тем, что по мере развития экологии внимание и интерес исследователей с организма, т.е.с аутэкологии, переключились на популяцию – дэмэкологию, а затем на биоценоз, биогеоценоз и биосферу в целом.

Синэкология (от греч.syn – вместе), или экология сообществ (биоценология), изучает ассоциации популяций разных видов растений, животных и микроорганизмов, образующих биоценозы, пути формирования и развития последних, структуру и динамику, взаимодействие их с физико-химическими факторами среды, энергетику, продуктивность и другие особенности.Базируясь на аут-, дем-, и эйдэкологии, синэкология приобретает чётко выраженный общебиологический характер.В основе аут-, дем-, и эйдэкологических исследований лежат особь (организм), популяция и вид конкретной группы живых существ (животные, растения, микроорганизмы).Синэкологические же исследования направлены на изучение сложного многовидового комплекса взаимосвязанных организмов (биоценоз), существующего в строго определённой физико-химической среде, на рассмотрение с качественной и количественной точки их соотношения.

На базе этих направлений формируются новые: глобальная экология, которая разрабатывает проблемы биосферы в целом, и социоэкология, которая изучает проблемы взаимоотношений природы и общества.При этом границы между направлениями и разделами довольно размыты: постоянно возникают направления на стыке таких отраслей экологии, как популяционная экология и биоценология, или физиологическая и популяционная экология.Все эти направления тесно связаны с классическими отраслями биологии: ботаникой, зоологией, физиологией.При этом пренебрежение традиционными натуралистическими направлениями экологии чревато негативными явлениями и грубыми методологическими ошибками, может привести к затормаживанию развития всех остальных направлений экологии.

Методы экологических исследований.

Полевые, лабораторные и экспериментальные исследования. Экология, как было отмечено, имеет свою специфику: объектом её исследования служат не единичные особи, а группы особей, популяции (в целом или частично) и их сообщества, т.е.биологические макросистемы.Многообразие связей, формирующихся на уровне биологических макросистем, обусловливает разнообразие методов экологических исследований.Для эколога первостепенное значение имеют полевые исследования, т.е.изучение популяций видов и их сообществ в естественной обстановке, непосредственно в природе.При этом обычно используются методы физиологии, биохимии, анатомии, систематики и других биологических, да и не только биологических наук.Наиболее тесно экологические исследования связаны с физиологическими.Однако между ними имеется принципиальная разница.Физиология изучает функции организма и процессы, протекающие в нём, а также влияние на эти процессы различных факторов.Экология же, используя физиологические методы, рассматривает реакции организма как единого целого на констелляцию внешних факторов, т.е.на совместное воздействие этих факторов при строгом учёте сезонной цикличности жизнедеятельности организма и внутрипопуляционной разнородности.

Полевые методы позволяют установить результат влияния на организм или популяцию определённого комплекса факторов, выяснить общую картину развития и жизнедеятельности вида в конкретных условиях.Однако наблюдения не могут дать вполне точного ответа, например, на вопрос, какой же из факторов среды определяет характер жизнедеятельности особи, вида, популяции или сообщества.На этот вопрос можно ответить только с помощью эксперимента, задачей которого является выяснение причин наблюдаемых в природе отношений.В связи с этим экологический эксперимент, как правило, носит аналитический характер.Экспериментальные методы позволяют проанализировать влияние на развитие организма отдельных факторов в искусственно созданных условиях и таким образом изучить всё разнообразие экологических механизмов, обусловливающих его нормальную жизнедеятельность.На основе результатов аналитического эксперимента можно организовать новые полевые наблюдения или лабораторные эксперименты.Выводы, полученные в лабораторном эксперименте, требуют обязательной проверки в природе.Это даёт возможность глубже понять естественные экологические отношения популяций и сообществ.Эксперимент в природе отличается от наблюдения тем, что организмы искусственно ставятся в условия, при которых можно строго дозировать тот или иной фактор и точнее, чем при наблюдении, оценить его влияние.

Эксперимент может носить и самостоятельный характер.Например, результаты изучения экологических связей насекомых дают возможность установить факторы, влияющие на скорость развития, плодовитость, выживаемость ряда вредителей (температура, влажность, пища).В экологическом эксперименте трудно воспроизвести весь комплекс природных условий, но изучить влияние отдельных факторов на вид, популяцию или сообщество вполне возможно.Примером экологических экспериментов широких масштабов могут служить исследования, проводимые при создании лесозащитных полос, при мелиоративных и различных сельскохозяйственных работах.Знание при этом конкретных экологических особенностей многих растений, животных и микроорганизмов позволяет управлять деятельностью тех или иных вредных или полезных организмов.В современных условиях экологические исследования играют существенную роль в решении ряда теоретических и практических задач.Динамика численности организмов, сезонное развитие, расселение и акклиматизация полезных и вредных видов, прогнозы размножения и распространения – вот основные в настоящее время экологические проблемы.Разработка их требует рационального сочетания полевых, лабораторных и экспериментальных исследований, которые должны взаимно дополнять и контролировать друг друга.

Математические методы и моделирование. При экологическом исследовании, которое обычно поводится на определённом количестве особей, изучаются природные явления во всём их разнообразии: общие закономерности, присущие макросистеме, её реакции на изменение условий существования и др.Но каждая особь, индивидуум неодинаковы, отличны друг от друга.Кроме того, выбор особи из всей популяции носит случайный характер.И лишь применение методов математической статистики даёт возможность по случайному набору различных вариантов определить достоверность тех или иных результатов (степень отклонения их от нормы, случайные отклонения или закономерности) и получить объективное представление о всей популяции.Однако как только было установлено, что все биологические системы, в том числе и надорганизменные макросистемы, обладают способностью к саморегуляции, ограничиваться методами математической статистики стало невозможно.Поэтому в современной экологии широко применяются методы теории информации и кибернетики, тесно связанные с такими областями математики, как теория вероятности, математическая логика, дифференциальные и интегральные исчисления, теория чисел, матричная алгебра.

В последнее время широкое распространение получило моделирование биологических явлений, т.е.воспроизведение в искусственных системах различных процессов, свойственных живой природе.Так, в «модельных условиях» были осуществлены многие реакции, протекающие в растении при фотосинтезе.Примером биологических моделей может служить и аппарат искусственного кровообращения, искусственная почка, искусственные лёгкие, протезы, управляемые биотоками мышц, и др.В различных областях биологии широко применяются так называемые живые модели.Несмотря на то что различные организмы отличаются друг от друга сложностью структуры и функции, многие биологические процессы у них протекают практически одинаково.Поэтому изучать их удобно на более простых существах.Они то и становятся живыми моделями.В качестве примера можно привести зоохлореллу, которая служит моделью для изучения обмена веществ; моделью для исследования внутриклеточных процессов являются гигантские растительные и животные клетки и т.д.Основной задачей биологического моделирования является экспериментальная проверка гипотез относительно структуры и функции биологических систем.сущность этого метода заключается в том, что вместе с оригиналом, т.е.с какой-то реальной системой, изучается его искусственно созданное подобие – модель.В сравнении с оригиналом модель обычно упрощена, но свойства их сходны.В противном случае полученные результаты могут оказаться недостоверными, не свойственными оригиналу.

Всё сказанное выше, красноречиво обобщается высказыванием академика С.С.Шварца: «Экология – наука о жизни природы – переживает свою вторую молодость.Возникшая более 100 лет тому назад как учение о взаимосвязи организма и среды, экология на наших глазах трансформировалась в науку о структуре природы, науку о том, как работает живой покров Земли в его целостности.А так как работа живого все в большей степени определяется деятельностью человека, то наиболее прогрессивно мыслящие экологи видят будущее экологии в теории создания изменённого мира.Экология на наших глазах становится теоретической основой поведения человека индустриального общества в природе.».

1.Радкевич В.А., Экология: Учебник.– 3-е изд., переработано и дополнено – Мн.: Высшая Школа, 1997 г.
2.Киселёв В.Н., Основы экологии: Учебное пособие – МН.: 1998 г.
3.Чернова Н.М., Былова А.М., Экология: Учебное пособие для студентов биологических специальностей пед.институтов – 2-е издание, переработанное – М.: Просвещение, 1988 г.

Определение экологии

Экология – это наука, которая изучает законы природы, взаимодействие живых организмов с окружающей средой, основы которой заложил Эрнст Геккель в 1866 году.Однако люди интересовались секретами природы еще с древности, имели бережное отношение к ней.Понятий термина «экология» существуют сотни, в разные времена ученые давали свои определения экологии.Само слово состоит из двух частиц, с греческого «ойкос» переводится как дом, а «логос» — как учение.

С развитием технического прогресса состояние окружающей среды стало ухудшаться, что привлекло внимание мирового сообщества.Люди заметили, что воздух стал загрязненным, исчезают виды животных и растений, ухудшается вода в реках.Этим и многим другим явлениям дали название – экологические проблемы.

Глобальные экологические проблемы

Большинство экологических проблем из локальных переросли в глобальные.Изменение небольшой экосистемы в конкретной точке мира может повлиять на экологию всей планеты.К примеру, изменение океанического течения Гольфстрим приведет к крупным климатическим изменениям, похолоданию климата в Европе и Северной Америке.

На сегодняшний день ученые насчитывают десятки глобальных экологических проблем.Приведем лишь наиболее актуальные из них, которые угрожают жизни на планете:

Это далеко не весь перечень глобальных проблем.Скажем так, экологические проблемы, которые можно приравнять к катастрофе, — это загрязнение биосферы и глобальное потепление.Ежегодно температура воздуха повышается на +2 градуса по Цельсию.Причиной этого являются парниковые газы.В Париже проводилась всемирная конференция, посвященная проблемам экологии, на которой многие страны мира обязались сократить количество выбросов газов.В результате высокой концентрации газов происходит таяние льдов на полюсах, повышается уровень воды, что в дальнейшем грозит затоплению островов и берегов континентов.Чтобы предотвратить надвигающуюся катастрофу, требуется выработать совместные действия и проводить мероприятия, которые будут способствовать замедлению и прекращению процесса глобального потепления.

Предмет изучения экологии

На данный момент существует несколько разделов экологии:

У каждого раздела экологии существует свой предмет изучения.Наиболее популярной является общая экология.Она изучает окружающий мир, который состоит из экосистем, их отдельные компоненты – климатические зоны и рельеф, почва, животный и растительный мир.

Значение экологии для каждого человека

Забота об экологии на сегодняшний день стала модным занятием, прситавку «эко» используют везде.Но многие из нас даже не осознают глубины всех проблем.Конечно, это хорошо, что огромное человечество людей стало неравнодушным к жизни нашей планеты.Однако стоит осознать, что состояние окружающей среды зависит от каждого человека.

Любой житель планеты может ежедневно выполнять простые действия, что поможет улучшить экологию.К примеру, можно сдавать макулатуру и уменьшить использование воды, экономить электроэнергию и выбрасывать мусор в урну, выращивать растения и использовать предметы многоразового использования.Чем больше людей будет выполнять эти правила, тем будет больше шансов сохранить нашу планету.

Основы экологии

Экология — синтез естественно-гуманитарных наук, ее особенности

Экология (от греч.ойкос — дом и логос — учение) — наука о законах взаимодействия живых организмов со средой их обитания.

Основателем экологии считается немецкий биолог Э.Геккель (1834- 1919 гг.), который впервые в 1866 г.употребил термин «экология». Он писал: «Под экологией мы подразумеваем общую науку об отношении организма и окружающей среды, куда мы относим все «условия существования» в широком смысле этого слова.Они частично являются органической частично неорганической природы».

Первоначально этой наукой была биология, изучающая популяции животных и растений в среде их обитания.

Экология изучает системы уровня выше отдельного организма.Основными объектами ее изучения являются:

  • популяция — группа организмов, относящихся к одному или сходным видам и занимающих определенную территорию;
  • экосистема, включающая биотическое сообщество (совокупность популяций на рассматриваемой территории) и среду обитания;
  • биосфера — область распространения жизни на Земле.
  • К настоящему времени экология вышла за рамки собственно биологии и превратилась в междисциплинарную науку, изучающую сложнейшие проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Экология прошла сложный и длительный путь к осознанию проблемы «человек — природа», опираясь на исследования в системе «организм — среда».

    Взаимодействие Человека с Природой имеет свою специфику.Человек наделен разумом, и это дает ему возможность осознать свое место в природе и предназначение на Земле.С начала развития цивилизации Человек задумывался о своей роли в природе.Являясь, безусловно, частью природы, человек создал особую среду обитания, которая называется человеческой цивилизацией. По мере развития она все больше вступала в противоречие с природой.Сейчас человечество уже подошло к осознанию того, что дальнейшая эксплуатация природы может угрожать его собственному существованию.

    Актуальность этой проблемы, вызванной обострением экологической обстановки в масштабах всей планеты, привела к «экологизации» — к необходимости учета законов и требований экологии — во всех науках и во всей человеческой деятельности.

    Экологией в настоящее время принято называть науку о «собственном доме» человека — биосфере, ее особенностях, взаимодействии и взаимосвязи с человеком, а человека — со всем человеческим обществом.

    Экология является не только интегрированной дисциплиной, где оказываются связанными физические и биологические явления, она образует своеобразный мост между естественными и общественными науками.Она не относится к числу дисциплин с линейной структурой, т.е.развивается не по вертикали — от простого к сложному, — она развивается по горизонтали, охватывая все более широкий круг вопросов из различных дисциплин.

    Ни одна отдельная наука не способна решить все задачи, связанные с совершенствованием взаимодействия между обществом и природой, поскольку это взаимодействие имеет социальные, экономические, технологические, географические и другие аспекты.Решать эти задачи может лишь интегрированная (обобщающая) наука, какой и является современная экология.

    Таким образом, из несамостоятельной дисциплины в рамках биологии экология превратилась в комплексную междисциплинарную науку — современную экологию — с ярко выраженной мировоззренческой составляющей.Современная экология вышла за пределы не только биологии, но и естествознания в целом.Идеи и принципы современной экологии имеют мировоззренческий характер, поэтому экология связана не только с науками о человеке и культуре, но и с философией.Столь серьезные изменения позволяют заключить, что, несмотря на более чем столетнюю историю экологии, современная экология — наука динамичная.

    Цели и задачи современной экологии

    Одной из главных целей современной экологии как науки является изучение основных закономерностей и развитие теории рационального взаимодействия в системе «человек — общество — природа», рассматривая человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.

    Главнейшая цель современной экологии на данном этапе развития человеческого общества — вывести Человечество из глобального экологического кризиса на путь устойчивого развития, при котором будет достигнуто удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколении.

    Для достижения этих целей экологической науке предстоит решить ряд разнообразных и сложных задач, в том числе:

  • разработать теории и методы оценивания устойчивости экологических систем на всех уровнях;
  • исследовать механизмы регуляции численности популяций и биотического разнообразия, роли биоты (флоры и фауны) как регулятора устойчивости биосферы;
  • изучить и создать прогнозы изменений биосферы под влиянием естественных и антропогенных факторов;
  • оценивать состояния и динамики природных ресурсов и экологических последствий их потребления;
  • разрабатывать методы управления качеством окружающей среды;
  • формировать понимание проблем биосферы и экологическую культуру общества.
  • Окружающая нас живая среда не является беспорядочным и случайным сочетанием живых существ.Она представляет собой устойчивую и организованную систему, сложившуюся в процессе эволюции органического мира.Любые системы поддаются моделированию, т.е.можно предсказать, как та или иная система отреагирует на внешнее воздействие.Системный подход — основа изучения проблем экологии.

    Структура современной экологии

    В настоящее время экология разделилась на ряд научных отраслей и дисциплин, подчас далеких от первоначального понимания экологии как биологической науки об отношениях живых организмов с окружающей средой.Однако в основе всех современных направлений экологии лежат фундаментальные идеи биоэкологии, которая сегодня представляет собой совокупность различных научных направлений.Так, например, выделяют аутэкологию, исследующую индивидуальные связи отдельного организма со средой; популяционную экологию, занимающуюся отношениями между организмами, которые относятся к одному виду и живут на одной территории; синэкологию, комплексно изучающую группы, сообщества организмов и их взаимосвязи в природных системах (экосистемах).

    Современная экология представляет собой комплекс научных дисциплин. Базовой является общая экология, изучающая основные закономерности взаимоотношений организмов и условий среды.Теоретическая экология исследует общие закономерности организации жизни, в том числе в связи с антропогенным воздействием на природные системы.

    Прикладная экология изучает механизмы разрушения биосферы человеком и способы предотвращения этого процесса, а также разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов.Прикладная экология базируется на системе законов правил и принципов теоретической экологии.Из прикладной экологии выделяются следующие научные направления.

    Экология биосферы, изучающая глобальные изменения, происходящие на нашей планете в результате воздействия хозяйственной деятельности человека на природные явления.

    Промышленная экология, изучающая влияние выбросов предприятий на окружающую среду и возможности уменьшения этого влияния путем совершенствования технологий и очистных сооружений.

    Сельскохозяйственная экология, изучающая способы получения сельскохозяйственной продукции без истощения ресурсов почвы при сохранении окружающей среды.

    Медицинская экология, изучающая болезни человека, связанные с загрязнением окружающей среды.

    Геоэкология, изучающая строение и механизмы функционирования биосферы, связь и взаимосвязь биосферных и геологических процессов, роль живого вещества в энергетике и эволюции биосферы, участие геологических факторов в возникновении и эволюции жизни на Земле.

    Математическая экология моделирует экологические процессы, т.е.изменения в природе, которые могут произойти при изменении экологических условий.

    Экономическая экология разрабатывает экономические механизмы рационального природопользования и охраны окружающей среды.

    Юридическая экология разрабатывает систему законов, направленных на защиту природы.

    Инженерная экология — сравнительно новое направление экологической науки, изучает взаимодействия техники и природы, закономерности формирования региональных и локальных природно — технических систем и способы управления ими в целях защиты природной среды и обеспечения экологической безопасности.Она обеспечивает соответствие техники и технологии промышленных объектов экологическим требованиям

    Социальная экология возникла совсем недавно.Лишь в 1986 г.во Львове состоялась первая конференция, посвященная проблемам этой науки.Наука о «доме», или месте обитании социума (человека, общества), изучает планету Земля, а также космос — как жизненную среду социума.

    Экология человека — часть социальной экологии, рассматривающая взаимодействие человека как биосоциального существа с окружающим миром.

    Валеология — одно из новых самостоятельных ответвлений экологии человека — наука о качестве жизни и здоровье.

    Синтетическая эволюционная экология — новая научная дисциплина, включающая частные направления экологии — общую, био-, гео — и социальную.

    Краткий исторический путь развития экологии как науки

    В истории развития экологии как науки можно выделить три основных этапа.Первый этап — зарождение и становление экологии как науки (до 1960-х годов), когда накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, были сделаны первые научные обобщения.В этот же период французский биолог Ламарк и английский священник Мальтус впервые предупреждают человечество о возможных негативных последствиях воздействия человека на природу.

    Второй этап — оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (после 1960-х до 1950-х годов).Начало этапа ознаменовалось выходом в свет работ русских ученых К.Ф.Рулье, Н.А.Северцева, В.В.Докучаева, впервые обосновавших ряд принципов и понятий экологии.После исследований Ч.Дарвина в области эволюции органического мира немецкий зоолог Э.Геккель первый понял, что Дарвин называл «борьбой за существование», представляет собой самостоятельную область биологии, и назвал ее экологией (1866 г.).

    Как самостоятельная наука экология окончательно оформилась в начале XX столетия.В этот период американский ученый Ч.Адаме создал первую сводку по экологии, публикуются и другие важные обобщения.Крупнейший русский ученый XX в.В.И.Вернадский создает фундаментальное учение о биосфере.

    В 1930-1940-е годы сначала английский ботаник А.Тенсли (1935 г.) выдвинул понятие «экосистема», а несколько позже В.Я.Сукачев (1940 г.) обосновал близкое ему представление о биогеоценозе.

    Третий этап (1950-е годы — до настоящего времени) — превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране окружающей человека среды.Одновременно с развитием теоретических основ экологии решались и прикладные вопросы, связанные с экологией.

    В нашей стране в 1960-1980-е годы практически ежегодно правительство принимало постановления об усилении охраны природы; были изданы земельный, водный, лесной и иные кодексы.Однако, как показала практика их применения, они не дали требуемых результатов.

    Сегодня Россия переживает экологический кризис: около 15% территории фактически являются зонами экологического бедствия; 85% населения дышат воздухом, загрязненным существенно выше ПДК.Растет число «экологически обусловленных» заболеваний.Наблюдается деградация и сокращение природных ресурсов.

    Аналогичное положение сложилось и в других странах мира.Вопрос о том, что произойдет с человечеством в случае деградации природных экологических систем и утраты биосферой способности поддерживать биохимические циклы, становится одним из наиболее актуальных.

    Биология экология

    Для всех представителей отряда Блохи характерны малые размеры тела (1–5 мм), сплющенность его

    на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

    Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д.Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по биологии.Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату.Достаточно скачать шпаргалки по биологии — и никакой экзамен вам не страшен!

    Не нашли что искали?

    Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

    Класс Паукообразные включает в себя пауков, скорпионов, фаланг, клещей.Ядовитые

    Экология – это наука о взаимоотношениях организмов, сообществ между собой и с окружающей средой.Задачи экологии как науки:

    1) изучение взаимоотношений организмов и их популяций с окружающей средой;

    2) исследование действия среды на строение, жизнедеятельность и поведение организмов;

    3) установление зависимости между средой и численностью популяции;

    4) исследование взаимоотношений между популяциями разных видов;

    5) изучение борьбы за существование и направления естественного отбора в популяции.

    Экология человека – комплексная наука, изучающая закономерности взаимоотношений человека с окружающей средой, вопросы народонаселения, сохранения и развития здоровья, совершенствование физических и психических возможностей человека.

    У человека имеется 3 среды обитания:

    Человек является объектом различных факторов среды (солнечный свет, другие существа), с другой – человек сам является экологическим (антропогенным) фактором.

    Среда – это совокупность факторов и элементов, воздейст-вующих на организм в месте его обитания.

    Биологические факторы, или движущие силы эволюции.К ним относят наследственную изменчивость и естественный отбор.

    Приспособление организмов к воздействию факторов окружающей среды называется адаптацией.

    Изменения среды в результате воздействия антропогенных факторов:

    1) изменение структуры земной поверхности;

    2) изменение состава атмосферы;

    3) изменение круговорота веществ;

    4) изменение качественного и количественного состава флоры и фауны;

    5) парниковый эффект;

    6) шумовое загрязнение;

    7) военные действия.

    Основные источники загрязнения атмосферы – автомобили и промышленные предприятия вызывая парниковый эффект.

    Основной причиной загрязнения гидросфера является сброс неочищенных сточных вод промышленных и коммунальных предприятий, а также сельскохозяйственных угодий.

    Литосфера – плодородный слой почвы формируется длительное время, а благодаря выращиванию сельскохозяйственных культур из почвы ежегодно изымаются десятки миллионов тонн калия, фосфора и азота – основных элементов питания растений.Истощения почвы не происходит, если вносятся органические и минеральные удобрения.

    Экологический кризис – это нарушение взаимосвязей внутри экосистемы или необратимые явления в биосфере, вызванные деятельностью человека.

    Похожие вопросы

  • Шпаргалки по социальной экологии
    Содержание социальной экологии проявляется в функциях.К важнейшим функциям социальной экологии с по.подробнее ».
  • Биология — Экология
    Экология.Экология – это наука о взаимоотношениях организмов, сообществ между собой и с окружающей средой.
  • Социальная экология — Агроэкология.
    Достаточно скачать шпаргалки по социальной экологии — и никакой экзамен вам не страшен!
    Агроэкология сформировалась как раздел экологии во второй половине ХХ века.
  • Социальная экология — Экологическая культура.
    Не менее важна экология культуры (термин выдвинут Д.С.Лихачевым), память о духовной жизни народа.
  • Социальная экологияЭкология экосистем.
    Экология экосистем.Экосистема – это совокупность сообществ, взаимодействующих с химическими и физическими факторами, создающими неживую окружающую среду.
  • Социальная экология — .предмет, цели и задачи социальной экологии.
    Социальная экология — наука об адаптации субъектов к процессам в естественных и искусственных средах.
  • Социальная экология — Урбоэкология.
    Используемые иногда термины — градостроительная экология, градоэкология, экология города и др.по смыслу уже термина урбоэкология, так как не охватывают обширные территории.
  • Социальная экология — Особенности развития экологических знаний.
    В справочнике «Экология» А.П.Ошмарина и В.И.Ошмариной даны два варианта определения социальной экологии.
  • Социальная экология — Экологическое мышление.
    Достаточно скачать шпаргалки по социальной экологии — и никакой экзамен вам не страшен!
  • Социальная экология — Синэкология – экология обществ (биогеоценозов).
    Синэкология – экология обществ (биогеоценозов).Популяции разных видов в природных условиях объединяются в системы более высокого ранга — сообщества и биоценоз.
  • найдено похожих страниц:10

    Что такое экология

    Экология — это наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания, или окружающей среде.Окружающая среда — это все живое и неживое вокруг нас.Ваша собственная окружающая среда — это все, что вы видите, и многое из того, чего вы не видите вокруг себя (например, воздух, которым вы дышите).Она в основном неизменна, но ее отдельные детали постоянно изменяются.Ваше тело — в каком-то смысле тоже окружающая среда для многих тысяч крошечных существ — бактерий, помогающих вам усваивать пищу.Ваше тело является для них естественной средой обитания.

    Общая характеристика экологии как раздела общей биологии и комплексной науки

    На современном этапе развития цивилизации экология представляет собой сложную комплексную дисциплину, основанную на различных областях человеческого знания: биологии, химии, физики, социологии, природоохранной деятельности, различных видов технологии и т.д.

    Впервые в науку понятие «экология» ввел немецкий биолог Э.Геккель (1886).Это понятие первоначально являлось чисто биологическим.В дословном переводе «экология» означает «наука о жилище» и подразумевала изучение взаимоотношений между различными организмами в природных условиях.В настоящее время это понятие очень усложнилось и разные ученые вкладывают в это понятие различный смысл.Рассмотрим некоторые из предлагаемых понятий.

    1.По В.А.Радкевичу: «Экология — это наука, исследующая закономерности жизнедеятельности организмов (в любых ее проявлениях, на всех уровнях интеграции) в их естественной среде обитания с учетом изменений, вносимых в среду деятельностью человека».Это понятие соответствует биологической науке и его нельзя признать полностью соответствующим той области знания, которую изучает экология.

    2.По Н.Ф.Реймерсу [34]: «Экология (всеобщая, «большая») — это научное направление, рассматривающее некую значимую для центрального члена анализа (субъекта, живого объекта) совокупность природных и отчасти социальных (для человека) явлений и предметов с точки зрения интересов (в кавычках или без кавычек) этого центрального субъекта или живого объекта».Данное понятие является универсальным, но оно трудно для восприятия и воспроизведения.Оно показывает многообразие и комплексность экологической науки на современном этапе.

    В настоящее время экология распадается на несколько направлений и научных дисциплин.Рассмотрим некоторые из них.

    1.Биоэкология — отрасль биологической науки, изучающая взаимосвязи организмов друг с другом; средой обитания и воздействие деятельности человека на эти организмы и среду их обитания.

    2.Популяционная экология (демографическая экология) — раздел экологии, изучающий закономерности функционирования популяций организмов в среде их обитания.

    3.Аутэкология (аутоэкология) — раздел экологии, изучающий взаимоотношения организма (отдельной особи, вида) с окружающей средой.

    4.Синэкология — раздел экологии, изучающий взаимоотношения популяций, сообществ и экосистем со средой.

    5.Экология человека — комплексная наука, изучающая общие законы взаимоотношения биосферы и антропосистемы, влияние природной среды (в том числе и социальной) на отдельного человека и группы людей.Это наиболее полное определение экологии человека, оно может быть отнесено и к экологии отдельной личности, и к экологии человеческих популяций, в частности, к экологии различных этносов (народов, народностей).Большую роль в экологии человека играет социальная экология.

    6.Социальная экология — многозначное понятие, одно из которых следующее: раздел экологии, изучающий взаимодействия и взаимосвязи человеческого общества с природной средой, разрабатывающий научные основы рационального природопользования, предполагающие охрану природы и оптимизацию жизненной среды человека.

    Различают также прикладную, промышленную, химическую, онкологическую (канцерогенную), историческую, эволюционную экологию, экологию микроорганизмов, грибов, животных, растений и т.д.

    Все вышеизложенное показывает, что экология — это комплекс научных дисциплин, имеющих в качестве объекта исследования Природу, учитывающих взаимосвязь и взаимодействие отдельных компонентов живого мира в виде отдельных особей, популяций, отдельных видов, взаимоотношения экосистем, роль отдельных людей и человечества в целом, а также пути и способы рационального природопользования, меры по охране Природы.

    Взаимосвязи

    Экология изучает, как растения и животные, включая людей, живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую их среду.Начнем с вас.Подумайте, как вы связаны с окружающей средой.Чем вы питаетесь? Куда выбрасываете отходы и мусор? Какие растения и животные живут рядом с вами.То, как вы воздействуете на окружающую среду, оказывает обратное воздействие и на вас, и на все живые организмы, которые живут рядом с вами.Взаимосвязи между вами и ними образуют сложную и разветвленную сеть.

    Среда обитания

    Естественное окружение группы растений и животных называется средой обитания, а сама группа, живущая в ней, — сообществом.Переверните камень и посмотрите, о пол над ним живет.Миленькие сообщества — всегда часть больших сообществ.Так, камень может быть частью ручья, если он лежит на его берегу, а ручей — частью леса, в котором протекает.В каждой крупной среде обитания живут различные растений и животных.Попробуйте отыскать несколько различных типов среды обитания вокруг вас.Глядите вокруг: вверх, вниз — во все стороны.Но не забывайте, что жизнь надо оставить такой, какой вы ее застали.

    Современное состояние экологической науки

    Впервые термин «экология» был употреблен в 1866 г.в работе немецкого биолога Э.Геккеля «Всеобщая морфология организмов».Самобытный биолог-эволюционист, медик, ботаник, зоолого-морфолог, сторонник и пропагандист учения Ч.Дарвина, он не только ввел в научный обиход новый термин, но и приложил все свои силы и знания для формирования нового научного направления.Ученый считал, что «экология — это наука об отношениях организмов к окружающей среде».Выступая на открытии философского факультета университета в Йене с лекцией «Путь развития и задачи зоологии» в 1869 г.Э.Геккель отмечал, что экология «исследует общее отношение животных как к их органической, так и неорганической средам, их дружественные и враждебные отношения к другим животным и растениям, с которыми они вступают в прямые и непрямые контакты, или, одним словом, все те запутанные взаимодействия, которые Ч.Дарвин условно обозначил как борьбу за существование».Под средой он понимал условия, создаваемые неорганической и органической природой.К неорганическим условиям Геккель относил физические и химические особенности мест обитания живых организмов: климат (теплота, влажность, освещенность), состав воды и почвы, особенности атмосферы, а также неорганическую пищу (минералы и химические соединения).Под органическими условиями ученый подразумевал взаимоотношения между организмами, существующими в пределах одного сообщества или экологической ниши.Название экологической науки произошло от двух греческих слов: «экое» — дом, жилище, местообитание и «логос» — слово, учение.

    Надо отметить, что Э.Геккель и многие его последователи использовали термин «экология» не для описания изменяющихся условий среды и меняющихся со временем взаимоотношений между организмами и средой, а только для фиксации существующих неизменными условий и явлений окружающей среды.Как полагают С.В.Клубов и Л.Л.Прозоров (1993), фактически исследовался физиологический механизм взаимоотношения живых организмов, выделялось их отношение к окружающей среде исключительно в рамках физиологических реакций.

    В рамках биологической науки экология просуществовала до середины XX в.Акцент в ней был сделан на изучение живого вещества, закономерностей его функционирования в зависимости от факторов среды обитания.

    В современную эпоху экологическая парадигма основывается на концепции экосистем.Как известно, этот термин был введен в науку А.Тенсли в 1935 г.Под экосистемой подразумевают функциональное единство, образованное биотопом, т.е.совокупностью абиотических условий, и населяющими его организмами.Экосистема является главным объектом изучения общей экологии.Предметом познания ее являются не только законы формирования структуры, функционирования, развития и гибели экосистем, но и состояние целостности систем, в частности их устойчивость, продуктивность, круговорот веществ и баланс энергии.

    Таким образом, в рамках биологической науки общая экология оформилась и окончательно выделилась как самостоятельная наука, которая основывается на изучении свойств целого, не сводимого к простой сумме свойств его частей.Следовательно, экология в биологическом содержании этого термина подразумевает науку об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.Объектами биоэкологии могут быть гены, клетки, отдельные особи, популяции организмов, виды, сообщества, экосистемы и биосфера в целом.

    Сформулированные законы общей экологии широко используются в так называемых частных экологиях.Точно так же, как и в биологии, развиваются своеобразные таксономические направления в общей экологии.Самостоятельно существуют экология животных и растений, экология отдельных представителей растительного и животного мира (водорослей, диатомовых водорослей, определенных родов водорослей), экология обитателей Мирового океана, экология сообществ отдельных морей и водоемов, экология определенных участков водоемов, экология животных и растений суши, экология пресноводных сообществ отдельных рек и водоемов (озер и водохранилищ), экология обитателей гор и возвышенностей, экология сообществ отдельных ландшафтных единиц и т.д.

    В зависимости от уровня организации живого вещества экосистем в целом выделяют экологию особей (аутоэкологию), экологию популяций (демэкологию), экологию ассоциаций, экологию биоценозов и экологию сообществ (синэкологию).

    При рассмотрении уровней организации живого вещества многие ученые полагают, что самые низшие ее ранги — геном, клетка, ткань, орган — изучаются сугубо биологическими науками — молекулярной генетикой, цитологией, гистологией, физиологией, а высшие ранги — организм (особь), вид, популяция, ассоциация и биоценоз — как биологией и физиологией, так и экологией.Только в одном случае рассматриваются морфология и систематика отдельных особей и составляемых ими сообществ, а в другом — их взаимоотношение между собой и с окружающей средой.

    К настоящему времени экологическое направление охватило практически все существующие области научного познания.Не только науки естественного профиля, но и сугубо гуманитарные науки при изучении своих объектов стали широко пользоваться экологической терминологией и главное методами исследования.Возникло множество «экологий» (экологическая геохимия, экологическая геофизика, экологическое почвоведение, геоэкология, экологическая геология, физическая и радиационная экология, медицинская экология и множество других).В связи с этим была проведена определенная структуризация.Так, в своих работах (1990-1994) Н.Ф.Реймерс сделал попытку представить структуру современной экологии.

    Более простой выглядит структура Экологической науки с иных методологических позиций.В основу структуризации положено разделение экологии на четыре крупнейших и одновременно фундаментальных направления: биоэкологию, экологию человека, геоэкологию и прикладную экологию.Все перечисленные направления пользуются практически одинаковыми методами и методологическими основами единой экологической науки.В данном случае речь может идти об аналитической экологии с соответствующими подразделениями ее на физическую, химическую, геологическую, географическую, геохимическую, радиационную и математическую, или системную, экологии.

    В рамках биоэкологии выделяют два равноценных и важнейших направления: эндоэкологию и экзоэкологию.Согласно Н.Ф.Реймерсу (1990), к эндоэкологии относятся генетическая, молекулярная, морфологическая и физиологическая экологии.К экзоэкологии относятся следующие направления: аутоэкология, или экология отдельных особей и организмов как представителей определенного вида; демэкология, или экология отдельных группировок; популяционная экология, которая изучает поведение и взаимоотношение в пределах какой-то определенной популяции (экология отдельных видов); синэкология, или экология органических сообществ; экология биоценозов, рассматривающая взаимоотношение сообществ или популяций организмов, составляющих биоценоз между собой и с окружающей средой.Наиболее высшим рангом экзоэкологического направления являются учение об экосистемах, учение о биосфере и глобальная экология.Последняя охватывает все области существования живых организмов — от почвенного покрова до тропосферы включительно.

    Самостоятельным направлением экологического исследования является экология человека.В действительности, если строго придерживаться правил иерархии, данное направление должно входить составной частью в биоэкологию, в частности как аналог уаутоэкологии в рамках экологии животных.Однако, учитывая ту огромную роль, которую играет человечество в жизни современной биосферы, это направление выделяют в качестве самостоятельного.В экологии человека целесообразно выделить эволюционную экологию человека, археоэкологию, рассматривающую взаимоотношение человека со средой обитания начиная со времен первобытного общества, экологию этносоциальных групп, социальную экологию, экологическую демографию, экологию культурных ландшафтов и медицинскую экологию.

    В середине XX в.в связи с проводившимися глубокими исследованиями среды обитания человека и органического мира возникли научные направления экологической направленности, тесно связанные с географическими и геологическими науками.Их цель — изучить не сами организмы, а только их реакцию на изменяющиеся условия среды обитания и проследить обратное воздействие деятельности человеческого общества и биосферы на среду обитания.Эти исследования были объединены в рамках геоэкологии, которой придано сугубо географическое направление.Однако представляется целесообразным в пределах как геологической, так и географической экологий выделить по крайней мере четыре самостоятельных направления — ландшафтную экологию, экологическую географию, экологическую геологию и космическую (планетарную) экологию.При этом надо особо подчеркнуть, что не все ученые согласны с таким разделением.

    В рамках прикладной экологии, как следует из ее названия, рассматриваются многоаспектные вопросы экологии, связанные с сугубо практическими задачами.В ее составе выделяют промысловую экологию, т.е.экологические исследования, связанные с добычей определенных биоресурсов (ценных пород зверей или древесины), сельскохозяйственную экологию и инженерную экологию.Последняя отрасль экологии имеет много аспектов.Объектами изучения инженерной экологии являются состояние урбанизированных систем, агломераций городов и поселков, культурных ландшафтов, технологических систем, экологическое состояние мегаполисов, наукоградов и отдельных городов.

    Концепция системной экологии возникла в ходе интенсивного развития экспериментальных и теоретических исследований в области экологии в 20-е и 30-е годы XX в.Эти исследования показали необходимость комплексного подхода к изучению биоценоза и биотопа.Впервые необходимость такого подхода была сформулирована английским геоботаником А.Тенсли (1935), который ввел в экологию термин «экосистема».Главное значение экосистемного подхода для экологической теории заключается в обязательном наличии взаимоотношений, взаимозависимости и причинно-следственных связей, т.е.объединение отдельных компонентов в функциональное целое.

    Определенная логическая завершенность концепции экосистем выражается количественным уровнем их изучения.Выдающаяся роль в изучении экосистем принадлежит австрийскому биологу-теоретику Л.Берталанфи (1901—1972).Он разработал общую теорию, позволяющую с помощью математического аппарата описывать системы различных типов.Основой концепции экосистемы является аксиома системной целостности.

    При всей полноте и глубине охвата в классификационной рубрикации экологических исследований, включающей все современные аспекты жизни человеческого общества, отсутствует такое важное звено познания, как историческая экология.Ведь при изучении современного состояния экологической обстановки исследователю для определения закономерностей развития и прогноза экологических условий в глобальном или региональном масштабе необходимо сравнивать существующие экологические ситуации с состоянием среды исторического и геологического прошлого.Эти сведения сосредоточены в исторической экологии, которая в рамках экологической геологии дает возможность с помощью геологических и палеогеографических методов определить физико-географические обстановки геологического и исторического прошлого и проследить их развитие и изменение вплоть до современной эпохи.

    Начиная с исследований Э.Геккеля термины «экология» и «экологическая наука» широко вошли в обиход научных исследований.Во второй половине XX в.экология разделилась на два направления: сугубо биологическое (общая и системная экология) и геолого-географическое (геоэкология и экологическая геология).

    Экологическое почвоведение

    Экологическое почвоведение возникло в 20-е годы XX в.В отдельных работах почвоведы стали употреблять термины «экология почв» и «педоэкология».Однако сущность терминов, как и магистральное направление экологических исследований в почвоведении, были раскрыты только в последние десятилетия.В научную литературу Г.В.Добровольским и Е.Д.Никитиным (1990) были введены понятия «экологическое почвоведение» и «экологические функции крупных геосфер».Последнее направление авторы трактуют применительно к почвам и рассматривают как учение об экологических функциях почв.Под этим подразумеваются роль и значение почвенного покрова и почвенных процессов в возникновении, сохранении и эволюции экосистем и биосферы.Рассматривая экологическую роль и функции почв, авторы считают логичным и необходимым выявить и охарактеризовать экологические функции других оболочек Земли, а также биосферы в целом.Это даст возможность рассмотреть единство среды обитания человека и всей существующей биоты, глубже понять неотделимость и незаменимость отдельных компонентов биосферы.В течение всей геологической истории Земли судьбы этих компонентов оказались сильно переплетенными.Они проникли друг в друга и взаимодействуют через круговороты вещества и энергии, что и обусловливает их развитие.

    Разрабатываются и прикладные аспекты экологического почвоведения, связанные главным образом с охраной и контролем за состоянием почвенного покрова.Авторы работ подобного направления стремятся показать принципы сохранения и создания таких свойств почв, которые определяют их высокое устойчивое и качественное плодородие, не наносящее ущерба сопряженным компонентам биосферы (Г.В.Добровольский, Н.Н.Гришина, 1985).

    В настоящее время в некоторых высших учебных заведениях читают специальные курсы «Экология почв» или «Экологическое почвоведение».В данном случае речь идет о науке, в которой рассматриваются закономерности функциональных связей почвы с окружающей средой.С экологических позиций изучаются почвообразовательные процессы, процессы накопления растительного вещества и гумусообразования.Однако почвы рассматриваются в качестве «центра геосистемы».Прикладное значение экологического почвоведения сводится к разработке мер по рациональному использованию земельных ресурсов.

    Проточный пруд

    Пруд — пример более крупной среды обитания, идеальной для наблюдения за экосистемой.Это дом для большого сообщества различных растений и животных.Пруд, его сообщества и неживая природа вокруг него образуют так называемую экологическую систему.Глубины пруда — хорошая среда для изучения сообществ его обитателей.Осторожно поводите сачком в разных местах пруда.Запишите все, что окажется в сачке, когда вы его вытащите.Положите самые интересные находки в банку, чтобы лотом изучить их подробнее.Воспользуйтесь любым пособием, в котором описана жизнь обитателей пруда, чтобы определить названия найденных вами организмов.А когда закончите опыты, не забудьте обязательно выпустить живых существ обратно в пруд.Сачок вы можете купить или сделать сами.Возьмите кусок толстой проволоки и согните ее кольцом, а концы воткните в один из краев длинной бамбуковой палки.Затем обшейте проволочное кольцо капроновым чулком и завяжите его снизу узлом.В наши дни пруды встречаются куда реже, чем лет сорок назад.Многие из них обмелели и заросли.Это неблагоприятно сказалось на жизни обитателей прудов: лишь немногие из них сумели выжить.При высыхании пруда гибнут и его последние обитатели.

    Устройте пруд сами

    Выкопав прудик, вы можете устроить у себя уголок дикой природы.Это привлечет к нему множество видов животных и не станет для вас обузой.Однако пруд надо будет постоянно поддерживать в хорошем состоянии.Чтобы его создать, потребуется немало времени и сил, но зато когда в нем поселятся различные животные, вы сможете изучать их в любое время.Самодельная трубка для подводных наблюдений позволит вам лучше познакомиться с жизнью обитателей пруда.Аккуратно обрежьте горлышко и дно у пластиковой бутылки.На один конец наденьте прозрачный полиэтиленовый пакет и закрепите его на горлышке резинкой.Теперь через эту трубку вы можете наблюдать жизнь обитателей пруда.Для безопасности свободный край трубки лучше всего оклеить клейкой лентой.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Алиса Синдеева
    Написано статей
    398
    Ссылка на основную публикацию