Что такое реальность

Тема статьи: Что такое реальность - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Что такое реальность? Значение слова

В наше й жизни очень важно различат ь , что такое реальность, а что есть вымышленн ый мир .Большинство жизненны х цел ей начина ю т превращат ь ся в ощутимые вещ и только благодаря фантазии челове ка.Но ч аст о некоторые лю ди мог ут потерят ь связь м е жду материальным и объек тами и выдуманными.Т ако е явление называ ют искаженной или с убъективно й реальностью.

Определения из словарей

Смысловое значение, что такое реальность, имеет общепринятые критерии.Но у каждого индивида представления о мире свои, они искажают происходящие события.Слово realis происходит от латинского языка и означает «вещественный, материальный, ощутимый».

Что указано в словарях:

Существующие вещи в действительности, то, что можно ощутить , потрогать .

В описании реальности присутствую т материальные объекты.

Реальность может представлять собой результат ч ье го-либо сознания .

Всё су ществующее вок руг — это есть реальность.

Реальные вещи и события не требуют доказательств того, что они существуют.

Описание слова указано в с ловар ях, сос тавлен н ы х с в еду щими в вопросе людьми .Однако реальность — понятие всео бъемлющее, чтобы не появилось ложное представление о фак тах бытия, потребуется много времени на изучение трудов философов.В одном определении вместить огромный смысл слова невозможно.Учёные создавали целые тома литературы по данно му направлени ю .

Сложности восприятия окружающего мира

Чтобы ощутить , что такое реальность , нужно взглянуть на вещи отстраненно.Существующие объ екты видоизменяются под влиянием того , как мы их воспринимаем .Имеет з начение время и место происходящего.Если использовать собственные взгляды на вещи , то возможны ошибки восприятия или непроизвольное формир о вание иллюзий.

Суть реальности содержится в самих объектах, вещах, событиях.В основу определения заложе ны без до ка з ательные факты существования бытия, всего сущего в окружающем мире.Однако по сей день продолжаются жаркие споры о значении слова и его истоках.Учёные продолжают вести обсуждение реальности с 13 века, сравнивая её с другими вещами , событиями .

Огром ное количество источников , описывающих сло во «р еальность» , может дать наиболее полное представление о существующем мире.Однако даже после изучения все возможной литературы , исследователи не могут дать краткое и ёмкое определение термина.Со сменой веков меняются взгляды, пути подхода к изучению имеющихся труд ов, а соответственно, происходит многократное искажение конечной информации .

Искажение представлений

Филосо ф ы всего мира описывают по — своему , что такое реальность .На личные взгляды влияет окружающий мир человека и собственн ое мировоззрение .Сознание создаёт невидимые грани , ко торые мешают мыслить абстрактно.Но , изучив все имеющиеся взг ляды, можно приблизиться к пониманию реальности.

Только младенец может принимать реальность без как ого — либо её изменения .Зрелый мозг уже напитал ся собственными представлениями о мир е в процессе становления личности.Чем больше возраст человека, тем более он отстраняется от сути вещей .По версии большинства учёных — философ о в , лишь познавший истинную веру в Бога человек способен лицезреть истинную природу ве щей.

Все ярые сторонники м атериа льного происхождения вещей перед смертью меняли свои взгляды, отдавая предпочтение духовному поз нанию окружающего мира.Воображение является виновником и одновременно представляет собой барьер для принятия объектов в истинно существующем виде.Большинство же людей живут в границах собственных устоявшихся п редставлений о мироздании.

Определения в трудах философов

Значение слова «реальность» для известных мыслителей:

Лейбниц определяет его словом «монада» , представляющ им собой вечную субст анцию.Она неделима и не материальная.

Спиноза выделил множество степеней реальности, среди которых основной является субст анция.

Локк рассматривал реальность как качество вещей , подразделяющи х ся н а первичные и вторичные.

Беркли определил реальность по нисходящим ступеням , начинающихся с Б ога, а заканчивающихся материальными вещами.

Спенсер рассматривал определение как результат творения сознания.

Кант разделил реальность на эмпирическую и категориальную.

Фихте стал сторонником точки зрения происхождения реальности от активной работы воображения.

Гегель связывал термин одновремен но с онтологи е й ( учение обо всем сущем ) и логическим определением окружающих предметов.

Брентано устанав ливает реальность как результат отношений или каких-либо событий.

Шиллер определяет термин результатом творчества умственной деятельности индивида.

Бергсон рассматривает определение источника реальности из жизненного порыва .

Множественные синонимы слова

У слова «реальность» существует огромное число определений, каждое из которых может быть применимо для её оп исания :

субстанция , действительность , монада;

материаль ный мир , ощутимые вещи, осязаемые события;

логически определяемые события, результат работы сознания ;

естественность вещей, жи вость и простота;

ощутимая исходная структура материи, окружающий мир, обыденност ь;

объективный мир, физическая и биологическая действительность человека;

интуитивно понятные вещи, то , что тяжело даже оспорить .

Игра мыслей

Мы се бе с рождения расставляем грани реальности .Все, что недоступно для нашего понимания, отодвигается в область нереального.Часто Бога причисляют к несуществующим объектам, так как ощутить физически его не получается.Но оспорить его существование довольно проблематично.Большинство исследователей сходятся к одному выводу: р еальность — это н епреложная истина .В с ё сущее исходит из действительных вещей .Н еосп оримая и без д оказательная субстанция , в оспринимаемая на уровне подсознания.

Сложность восприятия термина зависит от воспитания подрастающего поколения.Первой непрело жной ф разой ещё до школы становится выражение, что ч еловек — творец б удущего, он способен изменить реальность .Это ошибочное описание окружающего мира , в основе которого в се же лежит неизменность мироздания.Истоки заблуждений навеваю тся старшими.Мозг дикого человека более расположен к познанию реальности, чем людей, жив ущих в технократи чески й век.

Мысли материальны — част ая фраза в современном об ществе.Мечты и реальность нераз дел имы.В этом лежит суть изменения собственного сознания.Мир воспринимается таким, каким мы хотим его видеть .Однако в философии рассматривается иной подход к пониманию вещей : разум зеркален и отражает окружающий мир и збирательно .

Мож но привести следующее описание термина: м ечты становятся результ атом активного мышления человека, а раз с ознание реально , то и его плоды содержат некоторую степень реаль ности.Другими словами, плод воображения способен перейти гран ицы вымы ш л енного мира и стать ма териально ощутимым объектом.Это показывает то , что во Вс еленной всё относительно.

Миф или реальность часто выступают как вещи равно значные.Но люди часто мифологизируют события для упрощения понимания вещей.Вымышленный образ накладывается на действительно существующие осно в ы б ытия.Ведь нелегко описать божественные явлен ия простым языком .

Даже современные ученые до сих п ор не могут дать правильное толкование пред на зна чения духовной жизни человечества.Миф выступает связующим звеном для правильного движения сознания к истинным и непрелож ным фактам бытия.

РЕАЛЬНОСТЬ

Философский энциклопедический словарь.— М.: Советская энциклопедия .Гл.редакция: Л.Ф.Ильичёв, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Панов .1983 .

Философский энциклопедический словарь .2010 .

Философская Энциклопедия.В 5-х т.— М.: Советская энциклопедия .Под редакцией Ф.В.Константинова .1960—1970 .

Новая философская энциклопедия: В 4 тт.М.: Мысль .Под редакцией В.С.Стёпина .2001 .

Смотреть что такое «РЕАЛЬНОСТЬ» в других словарях:

РЕАЛЬНОСТЬ — РЕАЛЬНОСТЬ, реальности, мн.нет, жен.(книжн.).1.отвлеч.сущ.к реальный.«Реальность нашей программы Это живые люди, это мы с вами, наша воля к труду, наша готовность работать по новому, наша решимость выполнить план.» Сталин.Реальность… … Толковый словарь Ушакова

РЕАЛЬНОСТЬ — (от ново лат.realis вещественный, с греч.оконч.).Вещественность, положительность действительность.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.Чудинов А.Н., 1910.РЕАЛЬНОСТЬ действительность, вещественность, положительность.… … Словарь иностранных слов русского языка

реальность — действительность, явь, факт; вещественность, существование, достижимость, осязаемость, материальность, реалия, очевидность, наличие, материя, сбыточность, субстанция, существенность, конкретность, осуществимость, фактичность, предметность,… … Словарь синонимов

РЕАЛЬНОСТЬ — (от позднелат.realis действительный) существующее в действительности; различают объективную реальность, т.е.материю, и субъективную реальность, т.е.явления сознания … Большой Энциклопедический словарь

РЕАЛЬНОСТЬ — англ.reality; нем.Realitat.1.Все существующее вообще, т.е.материальный мир, объективно сущест 292 вующий в действительности (объективная реальность) и мир, создаваемый индивидуальным сознанием (субъективная реальность).2.Данность, бытие… … Энциклопедия социологии

РЕАЛЬНОСТЬ — Весь мир в многообразии его форм: материальный мир, объективно существующий в действительности (объективная реальность); и мир, создаваемый индивидуальным сознанием (субъективная реальность) Словарь бизнес терминов.Академик.ру.2001 … Словарь бизнес-терминов

РЕАЛЬНОСТЬ — (лат.realis вещественный, действительный) все существующее в действительности.Как философская категория ‘Р.’ обозначает все сущее.Вместе с тем, в различных философских учениях Р.понимается и трактуется неоднозначно.Стартовые философские… … История Философии: Энциклопедия

реальность — РЕАЛЬНОСТЬ (от позднелат.realis действительный) многозначный термин, выступающий в паре с несколькими антонимами.LP.иллюзия.Р.то, что существует на самом деле, а не является плодом воображения.От категорий «бытие», «сущее» и … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

реальность — и, ж.realite f.< ср.век.лат.realis Норм.Засилье выставляемых к месту и не к месту апеллировать, манкировать, дефицит, регион, реальности просто удручает, и поневоле вспоминаешь Чехова, сто лет назад потешавшегося над, кто хочет свою… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

РЕАЛЬНОСТЬ — (от лат.res, realia дело, вещи) в традиционном естественнонаучном понимании совокупность всего материального вокруг нас, окружающий мир, воспринимаемый нашими органами чувств и независимый от нашего сознания.В ХХ в.такое понимание Р.не… … Энциклопедия культурологии

Что такое реальность на самом деле?

Что такое реальность?

Реальность – это окружающая нас действительность, скажете вы.Это все, что мы видим вокруг.И с этим трудно поспорить.Но каким образом создана эта реальность? Каким законам она подчиняется?

На самом деле реальность очень изменчива.И для того, чтобы жить той жизнью, о которой каждый из нас мечтает, достаточно лишь вызвать в себе те чувства, которые были бы у нас, если бы мы УЖЕ достигли желаемого.

Если это так просто, то почему не все получают от жизни все, чего захотят?

Потому что мы просто не привыкли этого делать.Проблема заключается в том, что с самого рождения нас учили НАБЛЮДАТЬ за тем, что происходит в реальности, а не СОЗДАВАТЬ ее самим.

Нас никто не учил ПРЕДСТАВЛЯТЬ СЕБЕ, какой эта действительность должна быть.Мы уверены, что все, что мы видим вокруг, — это ПРИЧИНА наших мыслей, эмоций и чувств.

На самом деле все, что окружает нас в нашей жизни – это лишь СЛЕДСТВИЕ наших представлений.Все, что происходит с нами сейчас – это результат тех мыслей и эмоций, которые были у нас раньше.

Все, что нас окружает, первоначально имело форму чьей-то мысли или идеи.Именно с идеи начиналось все сущее.

Что на самом деле представляет собой реальность?

Прямо сейчас оглянитесь вокруг и запишите три вещи, которые попались вам на глаза.

Пример:

По каждому из этих трех предметов отметьте, существовал ли он всегда материально или вначале имел форму идеи.Запишите, что это была за идея.

Пример:

  • Телефон – это изобретение Александра Белла.
  • Картину придумал и нарисовал художник.
  • Кольцо сделал ювелир.
  • Конечно же, вы можете спросить: «А если я смотрю на цветок, кошку или Луну?» Эти совершенные творения были тоже созданы, и созданы разумной силой.

    Друзья, почему мы допускаем, чтобы обстоятельства ИЗВНЕ стали частью нашей реальности?

    Количество денег на нашем банковском счету заставляет нас вибрировать на частоте богатства или бедности.

    От настроения нашей второй половины зависит, вибрируем мы на частоте человека, достойного любви, или наоборот — человека, который ее не заслуживает?

    Это полный бред и дикость, на самом деле! Вы так не считаете?

    Если смотреть наши новости, можно прийти к выводу (и многие в этом уверены), что наш мир катится в пропасть, хотя на самом деле с каждым годом уровень преступности снижается.

    Многие из нас уверены, что сценарий нашей жизни высечен на камне и его нельзя изменить.Реальность же такова, что мы сами – авторы этого сценария и режиссеры фильма под названием жизнь.

    Если мы сосредоточимся на позитивных мыслях, на четких зрительных образах счастливого будущего, мы начнем вибрировать на другой, более высокой частоте.И, по Закону Притяжения , притянем к себе новую Реальность, очень похожую на ту, чего мы на самом деле хотим.

    Вывод – нужно прекратить РЕАГИРОВАТЬ и начать ВООБРАЖАТЬ.

    Нужно сфокусироваться на тех сторонах «реальности», которые нам нравятся, на тех сторонах жизни, которые делают нас счастливыми.

    Для начала просто перечислим их.

    Список того, что делает вас счастливыми

    Пример:

    Сейчас мне приносят счастье:

  • Эта статья, которую я сейчас пишу
  • Взаимоотношения внутри моей семьи
  • Чтение позитивной литературы
  • Мой дом
  • Переписка с другом
  • Погода за окном
  • Перечислите все, что делает вас счастливыми – как серьезные вещи, так и мелочи.

    Одно лишь это упражнение повышает частоту ваших вибраций, поскольку концентрация внимания на том, что вы действительно любите – самый мощный фактор повышения этой частоты.

    Посмотрите на список, который вы составили, и вслух скажите «спасибо» каждому пункту из него.Возможно, вы впервые в жизни открыто выразите признательность за то, что вас окружает столько хорошего.

    Вселенная любит, когда мы испытываем благодарность за то, что имеем.И она сделает все, чтобы причин для счастья у нас становилось все больше и больше.

    Друзья, теперь вы знаете, что такое реальность на самом деле и понимаете, что ею можно и нужно управлять – создавать свою собственную и неповторимую!

    Станьте Творцом собственной жизни!

    Артур Головин — эзотерик, автор сайта «Твоя Мечта»

    Копирование возможно только при наличии активной ссылки.

    Интересное по теме:

    Значение слова &laquoреальность»

    1. То, что существует на самом деле; действительность.Даже в сказках надо исходить из реальности, из подлинных и интересных жизненных случаев и явлений. Паустовский, Секвойя.О шаровой молнии говорили, что это оптический обман и ничего более.— Постепенно был собран большой материал, говорящий о том, что шаровая молния — это реальность. Мезенцев, Энциклопедия чудес.

    2. Свойство по знач.прил. реальный.Реальность политики.Перед глазами витала тоненькая паутина, в реальность которой он начинал вдруг верить и тщетно пытался поймать рукой. Нагибин, На кордоне.

    Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т./ РАН, Ин-т лингвистич.исследований; Под ред.А.П.Евгеньевой.— 4-е изд., стер.— М.: Рус.яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Реа́льность (от лат.realis — вещественный, действительный) — философский термин, употребляющийся в разных значениях как существующее вообще; объективно явленный мир; фрагмент универсума, составляющий предметную область соответствующей науки; объективно существующие явления, факты, то есть существующие действительно.Различают объективную (материальную) реальность и субъективную (явления сознания) реальность.

  • В диалектическом материализме термин «Реальность» употребляется в двух смыслах:

    всё существующее, то есть весь материальный мир, включая все его идеальные продукты;

    объективная реальность, то есть материя в совокупности различных её видов.Реальность противополагается здесь субъективной реальности, то есть явлениям сознания, и отождествляется с понятием материи.

    Понятия бытия и реальности изучается разделом философии — онтологией.

    РЕА’ЛЬНОСТЬ, и, мн. нет, ж. (книжн.).1. Отвлеч.сущ.к реальный.Реальность нашей программы — это живые люди, это мы с вами, наша воля к труду, наша готовность работать по-новому, наша решимость выполнить план. Сталин.Р.политики.Р.предложения. 2. Объективно существующее явление, действительность, факт.Это не мечта, а р.

    Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

    Делаем Карту слов лучше вместе

    Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов.Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир.Помоги мне разобраться!

    Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

    Насколько понятно и распространено слово бодрость (существительное):

    Что такое реальность?

    Вы задумывались когда-нибудь над вопросом: что такое реальность? Как мы можем определить, что окружающий нас мир реален?! Поместить его в коробку, провести с ним парочку экспериментов для подтверждения наших выводов? Может быть, рассмотреть в микроскоп? Разобрать на запчасти? Как?

    Так уж устроен человек, что его сознание не имеет непосредственного контакта с окружающим миром.Даже с собственным телом.Да-да, наш разум, наше пресловутое «я» контактирует с внешним миром и со своим собственным телом опосредовано, через каналы восприятия.Так мы видим окружающие предметы, ощущаем боль, холод или тепло, слышим звуки.По сути, всё, что у нас есть – это только информация, которой снабжают нас органы чувств.

    А насколько реальны сознанные сновидения (ОС)? Хороший вопрос.Очень! Образы и события, генерируемые нейронами во время яркого сна, интерпретируются мозгом как реальные сенсорные данные.Поэтому можно утверждать, что пространство осознанного сновидения является частью реальности сновидца.

    Но как быть, если никто другой не видит «реальность» вашего сновидения, поскольку никак с ней не контактирует?

    И сколько вообще «реальностей» существует? Есть ваша, моя, её, его, наша общая?

    Или как предположил Эйнштейн, каждая форма реальности – всего лишь иллюзия, а на самом деле ничего реального нет?

    Реальность – это иллюзия, хотя и очень устойчивая.Альберт Эйнштейн.

    То, что когда-то могло быть названо чисто философским аргументом, теперь скрывается в откровениях квантовых исследований.

    Возможно, для лучшего понимания было бы полезно начать с того, как человеческий мозг воспринимает реальность, и как это затем становится субъективным опытом.

    Восприятие человека

    Мозг у людей состоит из двух полушарий: правое и левое.Каждое полушарие по-своему воспринимает и интерпретирует информацию, не так, как это делает другое, поскольку у них совершенно разные роли и задачи.Есть даже мнение, что у них разные личности.

    Но чтобы полушария могли функционировать как единое целое, между ними имеется перемычка – так называемое мозолистое тело.Это структура, соединяющая две половинки мозга.

    Когда вы поднимаете левую руку, значит, сигнал её поднять поступил из правого полушария, когда правую – то из левого.

    Примечательно, что если по каким-либо причинам нарушается соединение между полушариями, это может привести к состоянию, известному как «Синдром чужой руки», когда одна или даже обе руки могут действовать как бы самостоятельно, без участия сознательного «я» человека.

    Правое полушарие воспринимает информацию в целом, образно, как есть здесь и сейчас.Отвечает за образное мышление, не выделяет конкретные части из общего.Не знает границ между вашим индивидуальным сознанием и окружающим вас миром.

    Левое полушарие – совсем другое дело.Оно мыслит линейно, методично.Отвечает за логику, акцентируется на деталях, выбирает бесчисленные подробности из событий в прошлом и делает прогнозы на будущее.Способность мыслить словами – это его заслуга.Важно то, что именно левая половинка мозга заставляет нас осознавать себя как отдельное существо в общем мире.

    Субъективность восприятия

    А теперь представьте себе, что вы внезапно стали воспринимать мир только правым полушарием головного мозга.Представление о реальности было бы непривычным.Вы бы увидели Вселенную здесь и сейчас, без связи прошлого и будущего.Без понимания, где закончилось ваше тело, и началась земля, без различий между вами и кем-то другим.Всё существующее воспринималось бы единым, в настоящем времени.

    Это совсем другое видение мира.Данный умозрительный эксперимент подчеркивает природу субъективной реальности, так как различные способы восприятия приводят к совершенно разным представлениям, которые мы принимаем как истину.

    Всё, что вы наблюдаете, воспринимаете и есть реальность в том виде, в котором она вами воспринимается.Это означает, что нереальности просто не существует.Поэтому осознанные сновидения, галлюцинации, духовные переживания и мечты – всё формы одной субъективной реальности.

    Но вернёмся к вопросу о том, сколько «реальностей» существует?

    Виды реальности

    Человек может соглашаться или не соглашаться с другими людьми относительно предмета рассмотрения.Поэтому существует как индивидуальная реальность, так и общая.

    Если несколько человек согласились, у них появилась общая реальность относительно объекта согласия.

    Консенсуальная реальность (так называемая общепринятая реальность) основана на мнениях и наблюдениях, сделанных группой людей.Несколько человек могут принять решение о конкретном толковании события, которое распространяется по всему обществу и становится консенсуальной истиной.

    Религия является хорошим примером социальной реальности.

    Но как быть с объективной реальностью? Согласно квантовой теории, ничто не реально до тех пор, пока мы это не измеряем (т.е.пока не наблюдаем).Пока мы не наблюдаем реальность, она существует лишь как математическая функция вероятностей.Только приступая к наблюдениям, мы разрушаем неопределённость.Но любое возможное наблюдение или толкование запятнано субъективностью и уже поэтому не является абсолютной истиной.

    Так какой вывод?

    Поэтому осознанные сновидения ничем не хуже, чем окружающий мир.Конечно, нужно понимать, что ОС отличается от бодрствования, эти разные «реальности».Но кто сказал, что «реальность» сновидения хуже?

    Что такое реальность? Значение

    Что такое реальность? У этого слова существует крайне много значений, потому что оно абстрактно и к тому же имеет несколько трактовок.Более того, есть даже целая наука, которая изучает вопросы бытия и реальности, — онтология, являющаяся в свою очередь ответвлением философии.

    Что такое реальность? Вообще, слово произошло от латинского realis, что значит «действительный», «материальный».Этот философский термин, который употребляют, когда говорится об окружающей нас действительности, о всем материальном мире.

    Также оно обозначает объективную действительность, на что есть противовес — субъективная реальность, которая уже является продуктом сознания, и у каждого человека она своя, как и свое восприятие окружающего мира и представление о нем.

    В болеем просто смысле, этот философский термин «в народе» также употребляется, когда говорят про индивидуальное видение мира, который один на всех, но видят его все же по-разному (не путать с серьезными психическими отклонениями).

    Реальность включает в себя понятия истины и факта, а также бытие — как часть объективного мира.Множество ученых, философов и психологов изучали это.Например, Спиноза выделял даже ступени реальности, основной из которых является субстанция, а Герберт Спенсер считал, что это чисто результат человеческого сознания.

    Мы рассмотрели выше, что такое реальность, что она делится на объективную и субъективную.А теперь перейдем к более подробному рассмотрению разных видов.

  • Физическая реальность — это, пожалуй, основное значение, которое мы уже изучили выше.
  • Медиареальность включает в себе все то, что является продуктами масс-медиа.А это тот мир, которые до зрителей доносят, создаваемые имиджи, образы, медиатехнологии и многое другое, связанное с этим.
  • Социальная реальность — результат человеческих взаимоотношений.

    Существует еще много видов, но они употребляются в узких значениях.Например, консенсуальная реальность в психологии.

    Виртуальная реальность

    Есть также этот вид, который встречается очень часто, его называют еще виртуальностью.Тут все просто — слово обозначает искусственную, созданную людьми реальность, которая выражается в виде игр.Ведь в них тоже есть свой мир, пусть и вымышленный, где главный герой — человек (вне зависимости от того, какую роль он играет) — решает, как сыграть, думает.Зачастую в таких играх исход зависит от действий людей.Более того, в них можно делать куда больше, чем в обычной реальности: летать, плавать, никогда не умирать и другое.

    Почему виртуальность так популярна в последнее время? Во-первых, это связано с резким развитием технологий.Каждый год выпускаются все более мощные и мощные компьютеры, и трудно представить, что самый первый прототип появился лишь в прошлом веке и прошло сравнительно очень мало лет.А первая игра была аж в 1952 году в виде обычных «крестиков-ноликов», но, конечно же, массово никто не играл.Только в 70-х-80-х начали появляться игровые автоматы и первые игровые приставки, которые тут же полюбили многие по всему миру.А уже затем заняли свою нишу компьютерные игры, продаваемые на дисках, но популярность была обоснована тем, что как раз к тому времени стали массово продаваться и распространяться персональные компьютеры.

    Теперь же, в новом тысячелетии, игровая индустрия поднялась еще на одну ступень, графика стала куда более детализированной, а сами игры стали очень реалистичными, что позволяет игроку погрузиться еще глубже в мир виртуальной реальности.

    Эзотерическое учение

    Существует также практика, называемая «трансерфингом реальности», которая направлена на то, чтобы человек мог влиять на окружающую его действительность.Основателем является так называемый Вадим Зеланд, который сильно скрывает свою личность: о нем неизвестно ничего.Однако благодаря ему в 2004 году вышла первая книга из серии, которая впоследствии начали пользоваться большой популярностью.

    Суть в том, что по мнению автора многие люди живут в мире и относятся к реальности пассивно, поэтому ни на что особенно не влияют, на свою жизнь в том числе.В книгах описаны методы, как можно это исправить.

    «Трансерфинг реальности» подвергается критике со многих сторон.Религии не воспринимают, ученые — тем более.Многие техники, описанные в книгах, в каком-то смысле просты и, возможно, даже полезны, но как и многие учения, оно дает лишь то, что нужно человеку и удовлетворяет потребность верить во что-то и к чему-то идти, почувствовать себя меняющим реальность.Выбор всегда остается за человеком.

    Искаженное восприятие реальности (действительности)

    К сожалению, существует множество психических отклонений, с которыми человек видит и воспринимают окружающий мир совсем не так, как видят обычно люди.Есть даже такое понятие, как искаженное восприятие реальности.Оно может проявляться совершенно по-разному.Бывает при таких отклонениях как шизофрения и параноидальный психоз.

    Однако искаженное восприятие бывает зачастую и после употребления наркотиков, а также у здоровых людей — обычно слуховые и зрительные галлюцинации, которые являются следствием перенапряжения органов, через которые мы познаем мир и контактируем с ним.

    Существуют еще так называемые иллюзии, которые тоже относятся к искаженному восприятию реальности.Но не стоит путать с галлюцинациями, объекта которых нет в действительности.В то время как иллюзии — это обман мозга, сам предмет в реальности есть, но он искажен восприятием.Обычно их очень легко вызвать.Например, существует очень много картинок с оптическими иллюзиями, которые прямо играются с нашим мозгом: изображаемое «шевелится», путаются между собой, меняется в цветах и т.д.

    Но зачастую слово употребляется и в бытовой жизни.Например, иллюзия любви (когда она ее на самом деле нет, но человек надеется, что есть).

    Вместо заключения

    Что такое реальность вкратце? Это физический объективный мир и все его составляющие в общем смысле, и в более узком — субъективное видение этой самой действительности вокруг у каждого человека.

    Нам никогда не узнать, что находится за гранью реальности, потому что это непостижимо и, возможно, этого нет.Все, что нам остается, — жить в мире, контактировать с другими людьми и быть частью реальности.

    Реальность

    Найдено 19 определений термина Реальность

    Реальность

    критериально-относительная категория, характеризующая существование определенного объекта в принятом условном пространстве состояний.

    Реальность

    от лат.realis — вещественный, действительный) — вещественность.Реальность (благодаря средству реализации) приписывается всему тому, что может возникнуть и возникло во времени, что существует и является преходящим.

    РЕАЛЬНОСТЬ

    термин, с помощью которого философия обозначает безусловно всеобъемлющее бытие.Она не есть внешнее для нас предметное бытие: она единство сознания и сознаваемого, переживания и переживаемого, как нечто, что существует вне человеческого сознания.

    РЕАЛЬНОСТЬ

    отпозднелат.realis — вещественный, действительный) — философский термин, употребляющийся в разных значениях: все существующее вообще; объективный мир; действительность; фрагмент универсума, составляющий предметную область соответствующей науки (напр., «физическая реальность», «биологическая реальность»).

    РЕАЛЬНОСТЬ

    (от позднелат.realis — вещественный, действительный) — в действительности существующее.Термин «Р.» употребляется в двух смыслах: 1) объективная Р., т.е.материя в разл.ее видах и на разл.уровнях (Р.противопоставляется здесь субъективной Р., т.е.явлениям сознания); 2) все существующее, т.е.материальный мир и все его идеальные продукты.Критерием Р.объектов, процессов, событий, фактов, свойств и т.п.явл.практика (см.Деятельность).В.И.Полищук

    РЕАЛЬНОСТЬ

    от позднелат.realis — вещественный, действительный), существующее в действительности.В диалектич.материализме термин «Р.» употребляется в двух смыслах: 1) объективная Р., т.е.материя в сово­купности различных ее видов (Р.противополагается здесь субъективной Р., т.е.явлениям сознания); 2) все существующее, т.е.материальный мир и все его иде­альные продукты.Критерием Р.объектов, процессов, событий, фактов, свойств и т.д.является обществ.практика.

    Реальность

    от лат.realis – вещественный) – 1.Синоним бытия (существования): объективная или субъктивная Р., бытие мира в целом.2.Синоним действительности как противоположности возможности.Р.здесь понимается как нечто реализованное.3.Противоположность воображаемого, существующего лишь в субъективной реальности.В этом значениии просматривается докатегориальное понимание Р.как вещественного, физического (то, что можно взять в руки).См.: Миф, Виртуальная реальность.

    РЕАЛЬНОСТЬ

    бытие с точки зрения его данности человеку; границы реальности всегда относительны, подвижны, историчны и определяются практическими, социальными, когнитивными интересами и средствами.Реальность дикаря существенно отличается от реальности цивилизационного человека, а реальность античного человека от реальности средневекового человека.Различают религиозную, художественную и научную реальность, а в рамках науки математическую, физическую, биологическую, социальную и др.

    РЕАЛЬНОСТЬ

    бытие вещей в его сопоставлении с небытием, а также с др.(возможными, вероятными и т.п.) формами бытия.В истории философии Р.отличали от действительности, т.е.Р.большей частью трактовалась как бытие ч.-л.существенного в данной вещи, как бытие ее самой, а действительность понималась как наличие всего существенного и несущественного в данной вещи.Р.в марксистской философии получает толкование либо как понятие, тождественное объективной реальности, либо как совокупность всего существующего (Материя, Сущность, Существование).

    Реальность

    Таким образом, вопрос, который нам предстоит рассмотреть — это вопрос о том, что можно иметь в виду при приписывании «реальности» некоторым, но не всем сущностям, составляющим мир.Мне кажется, что при употреблении в этом смысле слова «реальность» мы скорее чувствуем, чем осознаем, два следующих обстоятельства.

    Вещь реальна, если она продолжает существовать в то время, когда мы ее не воспринимаем; кроме того, вещь реальна, когда она соотносится с другими вещами так, как мы склонны ожидать в соответствии с нашим опытом.

    Мы увидим, что реальность и в том, и в другом смысле вряд ли необходима вещам, и, в сущности, может существовать целый мир, в котором ничто не будет реально ни в одном из этих смыслов.Может оказаться, что объекты восприятия лишены реальности в одном из указанных отношений (или в обоих), но из этого совершенно не следует, что они не являются частями внешнего мира, с которым имеет дело физика.

    РЕАЛЬНОСТЬ

    в марксист, философии — понятие, обозначающее совокупность всего существующего в отличие от того, что не существует.Различаются объективная Р., или материальный мир во всех его формах и проявлениях, и Р.субъективная, представляющая совокупность образов и состояний сознания.Объективная Р.существует независимо от сознания человека.Субъективные образы и состояния, хотя они в конечном итоге порождены воздействием материального мира на органы чувств и мозг человека и отражают материальный мир, представляют внутр.проявление деятельности сознания.В условиях, когда соц.отношения, уровень обществ, практики, накопленные обществом знания не обеспечивают контроля над процессом отражения каких-то существенных для людей факторов объективной Р., в сознании возникают образы, искаженно отражающие эти факторы, причем порой возникшие образы теряют сходство с отражаемым.Именно такими являются религ.образы, возникающие как иллюзорно-фантастич.отражения природных и соц.сил, господствующих над людьми в их повседневной жизни.

    Реальность

    Вселенная со всеми происшедшими и происходящими в ней процессами.Для человека познающего реальностью является (становится) то, что подтверждается общественной практикой, — действительность.

    В общем случае реальность — то, что уже реализовалось.В русском языке слово-понятие реально доопределяется словом-понятием нереально, что в совокупности показывает отношение данных терминов к разделу вероятных, возможных (вопросы «реально ли?», «возможно ли?»).Философы пытаются отличать реальность от действительности (см., например, [2]).

    Действительность — мир человеческих действий, то пространство, в котором он ориентируется, например, говорят: действительно, так оно и есть (!), «ваше удостоверение недействительно» (то есть удостоверение (!) реально, но не действительно) и т.п..Про действительность можно сказать: она реальна.Используя механизм скольжения мысли, можно сказать, что реальность становится действительностью.

    Нет Вселенной без человека — так как реально человек в ней уже есть, а гипотетические и возможные варианты не реальны.Вещи возможные — всегда не реальны, но лишь возможны.Тавтология — “хитрая” вещь.

    РЕАЛЬНОСТЬ

    от лат.realis — существенный, действительный; корневое слово res — вещь) — попытки дать целостное определение неоднократно и аргументированно опровергались.Из многих дефиниций наиболее предпочтительной выглядит такая: Р.— все существующее, весь материальный мир, включая все его идеальные продукты, в том числе — реальны ошибки и иллюзии.

    Термин был введен в гуманитарный обиход средневековыми схоластами в XIII веке применительно к вещам, обладающим значительной степенью бытия, в наибольшей мере — к богу как полноте бытия (ens realissimum).С тех пор понятие Р.в различных системах определяется исходными моментами соответствующей системы, каковым может быть что угодно: «жизненный порыв», бог, сверхидея, материя, индивидуальность, «вещь», процессы и отношения, научно-техническая практика человечества, надличностная воля и т.д., и т.п.

    В альтернативном контексте под Р.понимается Р.культуры либо социума, и, соответственно уровню радикализма субъекта, определяется отношение к ней — приятие, реформация, немедленное или даже насильственное переустройство, превращение в поле игры.Впрочем, наиболее привлекательной оказалась идея поливариативности (реальны все иллюзии и ошибки) — у каждого своя карта Р.и свой ракурс, полностью ее определяющий, а значит, и право эту Р.создавать заново.В итоге атаки на статус-кво, длящейся, с небольшими перерывами, уже более полувека, появилось множество обоснованных и довольно убедительных вариаций: психоделическая Р.(структура которой, в свою очередь, зависит от эффектов воздействия того или иного препарата), неорелигиозная (определяемая опять же, особенностями вероучения и харизматичностью лидера секты), виртуальная Р., Р.террористического подполья, Р.рейверской вечеринки, Р.хиппи, идущего автостопом по раскаленной от июльского солнца трассе, Р.скинхеда, избивающего этого хиппи в конце пути, Р.нелегала, прячущегося от многочисленных врагов, Р.талантливого театрального спектакля, перформанса, хэппенинга или кинофильма, ситуационистской акции, уличного боя, экстремального прыжка с небоскреба, шизоанализа, шизофреника, постмодернистского романа, сюрреальность.

    С точки зрения философии уже 800 (даже более, наверное) лет исследующей вопрос, все это — чушь полнейшая.С другой стороны — более чей реальный расклад.

    СМ.: Альтернатива, Виртуальная реальность, Наркотики, ЛСД, Психоделия, Сеть.

    РЕАЛЬНОСТЬ

    от лат.realis – действительный) – существующее в действительности.В диалектич.материализме термин «Р.» употребляется в двух смыслах: 1) объективная Р., т.е.материя в совокупности различных ее видов.Р.противополагается здесь субъективной Р., т.е.явлениям сознания; 2) все существующее, т.е.весь материальный мир, включая все его идеальные продукты.В этом смысле реальны ошибки и иллюзии.Термин «Р.» появился в 13 в.у схоластов применительно к вещам, обладающим «значительной степенью» бытия, а в наибольшей мере – к богу как «полноте бытия», ens realissimum.Несколько позднее содержание понятия Р.стало предметом спора между реализмом и номинализмом.Учение схоластов о степени Р.встречается затем у Декарта и Спинозы, к-рый приписал наивысшую степень Р.субстанции.Лейбниц соответственно считал, что наибольшая Р.присуща монадам.Согласно Локку, первичные качества вещей обладают большей Р., чем вторичные (см.»Опыт о человеч.разуме», кн.2, гл.30, § 2).У Беркли Р.по нисходящим степеням присуща богу, человеч.душам и наиболее «живым» идеям, т.е.ощущениям, тогда как Юм и Спенсер считали, что большей Р.обладают воскрешаемые сознанием и в этом смысле устойчивые впечатления.Кант различал «эмпирич.Р.» явлений и категориальную Р.как «трансцендентальную материю всех предметов» познания.С т.зр.Фихте, Р.совпадает с активностью и проистекает из продуктивной силы его воображения.Гегель рассматривал Р.не только как онтологич., но и как логическую категорию (см.»Наука логики», кн.II, отдел 3, гл.2).В совр.бурж.философии (как во всей предшествующей) содержание понятия Р.в той или иной системе определяется исходными моментами соответствующей системы.Если у Бергсона Р.актуализируется из «жизненного порыва», то прагматист Ф.Шиллер рассматривает Р.как результат преобразования субъектом «сырого опыта», так что субъект сам «делает» Р.В системах неопозитивизма Р.есть то, что поддается верификации и совпадает с ощущаемостью «данного» субъектом.В лингвистич.позитивизме позднего Витгенштейна и Остина «реальный» приобретает значения: «обычный», «естественный», «живой» и т.д.В ряде совр.концепций возрождается спор реалистов и номиналистов о Р.свойств, отношений и т.д.Крайние позиции были представлены реизмом позднего Ф.Брентано, по к-рому подлинная Р.присуща только вещам, и концепцией раннего Рассела, по к-рой реальны не вещи, но события (процессы) и отношения.В диалектич.материализме критерием Р.объектов, процессов, событий, фактов, св-в и т.д.является общественная, в т.ч.научно-экспериментальная и технич.практика человечества.Лит. см.при ст.Бытие, Материя.И.Нарский.Москва.

    реальность

    РЕАЛЬНОСТЬ (от позднелат.realis — действительный) — многозначный термин, выступающий в паре с несколькими антонимами.LP.— иллюзия.Р.— то, что существует на самом деле, а не является плодом воображения.От категорий «бытие», «сущее» и «действительность» Р.отличается своей гносеологической функцией.Это категория, с помощью которой объект, задаваемый истинным знанием, отличают от объекта, задаваемого знанием ложным.Предложение «Этот объект реален» эквивалентно предложению «Описание этого объекта истинно».Вместо слова «Р.» нередко употребляют выражение «на самом деле», которое приобретает уже категориальный смысл.По метонимии реальной называют не только действительность, отраженную в ее истинной картине, но и саму эту картину: говорят о реальных и нереальных картинах.2.Реальный — идеальный.Рациональное знание делится на эмпирическое и теоретическое.Первое описывает реальные объекты, локализованные в пространстве и времени, второе — идеальные, теоретические объекты, которых в реальности не только нет, но и не может быть.Р.— это не абстрактный объект, задаваемый содержанием теоретического понятия, а эмпирический объект, локализованный в пространстве и времени.Категорию «Р.» используют, когда возникает сомнение в эмпирическом существовании объекта, задаваемого содержанием эмпирического знания.Напр., солипсист признает Р.только собственного сознания, а мир за его границами Р.не считает.Реалисты (материалисты и объективные идеалисты) признают две Р.— объективную и субъективную.При этом под субъективной Р.понимается не только сознание самого реалиста, но и совокупное сознание всего человечества; соответственно, под объективной Р.— мир, существующий вне этого совокупного сознания.Объективную Р.делят, в свою очередь, на физическую, биологическую, социальную и т.д.3.Реальный — номинальный.В социальной действительности объекту нередко присваивают имя, которого он не заслуживает.Чтобы подчеркнуть это, говорят о номинальной свободе, номинальной зарплате и т.д., которым противопоставляют реальную свободу, реальную зарплату и т.д.Философов, утверждающих, что общие имена (nominis communis) ничему в действительности не соответствуют, называют номиналистами; философов, признающих реальность общих предметов, задаваемых общими именами, — реалистами.4.Реальное — прошлое.То, что было реальностью для Аристотеля, уже не Р.для нас.Реальным субъект называет не просто объект, в существование которого он верит, а современный ему объект: прошлое — уже не Р., а будущее — еще не Р.5.Реальная и номинальная возможность.Реальной называют не только действительность, в существовании которой убеждены и которую отличают от прошлого и будущего, но и возможность, предпосылки для реализации которой уже возникли; напр., возможность наступления следующего дня.В этом же смысле говорят о реальных и нереальных планах.Г.Д.Левин

    РЕАЛЬНОСТЬ

    лат.realis — вещественный, действительный) — все существующее в действительности.Как философская категория «Р.» обозначает все сущее.Вместе с тем, в различных философских учениях Р.понимается и трактуется неоднозначно.Стартовые философские представления Р.были созданы в философии Древнего мира (Платон, Аристотель и др.), в которой Р., как правило, отождествлялась с различными невещественными и вещественными формами бытия.Категория «Р.» была введена в эпоху Средневековья, когда в результате исследования проблемы степеней бытия в схоластической философии 13 в.понятием «Р.» стали обозначать вещи, обладающие «значительной степенью» бытия.При этом наивысшая степень бытия приписывалась Богу, как воплощенной «полноте бытия».В дальнейшем подлинное содержание понятия «Р.» было предметом дискуссии между лидерами номинализма и реализма, которая повлияла на понимание и трактовку Р.в философии Средневековья и Нового времени.Декарт и Спиноза полагали, что высшей степенью Р.обладают субстанции.Лейбниц считал, что наибольшая Р.

    присуща монадам.Локк считал, что первичные качества вещей (протяженность, величина, фигура, сцепление, взаиморасположение, непроницаемость, положение, количественные характеристики, толчок, механическое движение, покой, длительность) обладают большей Р., чем вторичные (цвет, звук, вкус, запах и др.).Беркли утверждал иерархию степеней Р.от высшей (присущей Богу) до низшей («живых» идей, т.е.ощущений).Юм и Спенсер полагали, что наибольшей Р.обладают впечатления.Кант осуществил важное подразделение Р.на «эмпирическую Р.» явлений и категориальную Р.как «трансцендентальную материю всех предметов» познания.Фихте считал, что Р.совпадает с активностью.Гегель утвердил статус Р.как онтологической и логической категории.В философии Новейшего времени проблема «Р.» получила различные трактовки.В лингвистическом позитивизме (Витгенштейн, Остин и др.) понятие «Р.» приобретает набор различных значений («обычный», «естественный», «живой» и прочее).В реизме утверждается, что подлинная Р.присуща только вещам (Брентано, Т.Котарбиньский и др.).Принципиально важным этапом понимания и трактовки Р.стала материалистическая традиция (Маркс, Энгельс и др.), утверждающая наличие объективной Р.(т.е.материальной реальности, всего материального мира в целом) и субъективной Р.(т.е.духовной реальности), которая, как правило, отождествляется с сознанием и его деятельностью.В современной теории и практике роль категории «Р.» и концепций Р.существенно возрастает.По В.И.Овчаренко и А.Е.Иванову, подразделение Р.только на объективную и субъективную является необходимым, но недостаточным.Потребности теории и практики (выступающей в качестве критерия Р.) предполагают как минимум подразделение ее на естественную Р.(т.е.Р., порожденную природой) и искусственную Р.(т.е.Р., созданную в результате творческой производительной деятельности людей).При этом особое значение приобретает вопрос об их соотношении, взаимодействии и построении соответствующих моделей.Большой интерес представляет исследование и классификация различных видов искусственной Р.Одной из наиболее важных разновидностей искусственной Р.является «виртуальная Р.», место, роль и значение которой в жизнедеятельности человечества стремительно возрастают.(См.также Вещь, Реизм, Виртуальная реальность, Виртуалистика.)

    Реальность

    лат.realis – вещественный, действительный) – все существующее в действительности.Как философская категория «Р.» обозначает все сущее.Вместе с тем, в различных философских учениях Р.понимается и трактуется неоднозначно.Стартовые философские представления Р.были созданы в философии Древнего мира (Платон, Аристотель и др.), в которой Р., как правило, отождествлялась с различными невещественными и вещественными формами бытия.Категория «Р.» была введена в эпоху Средневековья, когда в результате исследования проблемы степеней бытия в схоластической философии XIII в.понятием «Р.» стали обозначать вещи, обладающие «значительной степенью» бытия.При этом наивысшая степень бытия приписывалась Богу, как воплощенной «полноте бытия».В дальнейшем подлинное содержание понятия «Р.» было предметом дискуссии между лидерами номинализма и реализма, которая повлияла на понимание и трактовку Р.в философии Средневековья и Нового времени.Декарт и Спиноза полагали, что высшей степенью Р.обладают субстанции.Лейбниц считал, что наибольшая Р.присуща монадам.Локк считал, что первичные качества вещей (протяженность, величина, фигура, сцепление, взаиморасположение, непроницаемость, положение, количественные характеристики, толчок, механическое движение, покой, длительность) обладают большей Р., чем вторичные (цвет, звук, вкус, запах и др.).Беркли утверждал иерархию степеней Р.от высшей (присущей Богу) до низшей («живых» идей, т.е.ощущений).Юм и Спенсер полагали, что наибольшей Р.обладают впечатления.Кант осуществил важное подразделение Р.на «эмпирическую Р.» явлений и категориальную Р.как «трансцендентальную материю всех предметов» познания.Фихте считал, что Р.совпадает с активностью.Гегель утвердил статус Р.как онтологической и логической категории.В философии Новейшего времени проблема «Р.» получила различные трактовки.В лингвистическом позитивизме (Витгенштейн, Остин и др.) понятие «Р.» приобретает набор различных значений («обычный», «естественный», «живой» и прочее).В реизме утверждается, что подлинная Р.присуща только вещам (Брентано, Т.Котарбиньский и др.).Принципиально важным этапом понимания и трактовки Р.стала материалистическая традиция (Маркс, Энгельс и др.), утверждающая наличие объективной Р.(т.е.материальной реальности, всего материального мира в целом) и субъективной Р.(т.е.духовной реальности), которая, как правило, отождествляется с сознанием и его деятельностью.В современной теории и практике роль категории «Р.» и концепций Р.существенно возрастает.По В.И.Овчаренко и А.Е.Иванову, подразделение Р.только на объективную и субъективную является необходимым, но недостаточным.Потребности теории и практики (выступающей в качестве критерия Р.) предполагают как минимум подразделение ее на естественную Р.(т.е.Р., порожденную природой) и искусственную Р.(т.е.Р., созданную в результате творческой производительной деятельности людей).При этом особое значение приобретает вопрос об их соотношении, взаимодействии и построении соответствующих моделей.Большой интерес представляет исследование и классификация различных видов искусственной Р.Одной из наиболее важных разновидностей искусственной Р.является «виртуальная Р.», место, роль и значение которой в жизнедеятельности человечества стремительно возрастают.(А.Е.Иванов, Энциклопедия «История философии»).

    РЕАЛЬНОСТЬ

    от позднелат.realis — вещественный, действительный) — вещественность, онтологическое бытие-в-себе, т.е.в-себе-6ытие, абстрагированное от его рефлектированности, выводимой из познавательной связи (см.Онтология).В отличие от действительности в реальности можно различить возможность и необходимость, в то время как в действительности они совпадают.Реальность (благодаря средству реализации) приписывается всему тому, что может возникнуть и возникло во времени (см.Необходимость), что существует и является преходящим.Реальность принадлежит последним вещам, которые не нуждаются в доказательстве.Проблема скорее заключается в том, каким образом дана нам реальность, как мы понимаем ее.Проблема эта может быть рассмотрена с различных сторон.

    1) Познание направляется на сущее-в-себе, которое, чтобы быть познанным, должно вступить в сознание, но как часть сознания должно сохранить известную самостоятельность по отношению к познавательному акту.Сущее-в-себе, выступающее как преднаходимое, имеет характер «достоверной видимости» (см.Видимость), и, кроме того, оно обладает еще большей значительностью в качестве акта сознания, который находит сущее-в-себе.Поэтому познание не является просто одним из актов сознания; оно является «трансцендентным», «перешагивающим» др.содержания сознания актом, который сообщает сущему-в-себе особый смысл, отличающий его от др.содержаний сознания.Трансцендентный акт отличается от др.актов (напр., от мыслительного акта) также и тем, что он представляет собой схватывающий акт.Человек знает, что предмет, на который направлено его сознание (см.Интенция), является не собственно преднаходимым, а онтологически сущим-в-себе, которое проявляется в преднаходимом.Это знание трансцендирует сферу психического, микрокосмического, и ведет в макрокосмос, физическую действительность (см.Психофизический уровень).Одновременно это знание есть осн.феномен естественного реализма.

    2) Наряду с (рациональным) трансцендентным познавательным актом существуют эмоционально-трансцендентные акты, среди которых наиболее важны для проблемы реализма эмоционально-рецептивные: опыт, переживание, страдание, терпение, которые объединяются как «происшествия», как затронутость чем-либо, а именно реальностью происшедшего и жесткостью реальности вообще (напр., в том случае, когда получают болезненный удар или толчок).В этом смысле я «знаю» последствия моего действия, настроение моих ближних и т.д., переживаю успех или неудачу.В каждом эмоционально-рецептивном акте содержится «необходимость перенести что-либо» (см.Фактичность).Из противодействия, которое реальность оказывает желаниям и действиям, вытекает также примитивное знание о реальности, которое становится сознательнее только в результате восприятия реальных предметов и их свойств.Осязание еще раньше всех др.чувств опосредует уверенность в реальности, ее достоверность (см.Труд).Эмоционально-перспективные акты (ожидание, предчувствие, готовность, подготовленность к чему-либо) также свидетельствуют о реальности, т.к.они являются заглядыванием в надвигающееся, в «грядущее» (см.Ситуация), которое, как мы знаем, ограничит свободу наших действий.Ожидание может обманывать, но только в частностях, а не в основном, поскольку грядущее — это будущее, неотвратимо надвигающееся на нас.Эмоционально-проспективные акты содержат реальную самоустановку по отношению к суровости надвигающейся реальности, с которой человек должен каким-либо образом справиться.Наконец, имеются эмоционально-спонтанные акты (влечение, желание, деятельность, действие).В принципе они тоже являются проспективными, т.к.направлены на возможность вмешательства в ход событий, следовательно, на изменение грядущего путем влияния на него.Они непременно порождают уверенность как в реальности грядущего, так и в реальности последствий этих актов.Действие может быть направлено также и на лица.»Затрагивайте» личности моими действиями может иметь своим следствием обратное «затрагивайте» меня самого, на основании чего можно судить о гораздо большем значении реальности личности по сравнению с реальностью вещей.Все эти акты неразрывно связаны.В человеческой повседневной жизни они исчезают в одной структуре актов, которая может быть охарактеризована как свойство целостности бытия.Центром этой структуры является реальная данность; реальная определенность постоянно руководит человеческим существованием.

    РЕАЛЬНОСТЬ

    от позднелат.realis — вещественный) — наличное, ограниченное, определенное бытие в форме вещей (предметов, качеств, дискретных индивидов).Р.обычно противопоставляют: 1) безграничному и неопределенному сущему (чистому бытию, субстанции, абсолюту), 2) невещественному бытию в формах эйдоса, идеи, идеала (см.»Идеальное»); тем самым «сущее» (оптическое, бытийное) в этом смысле противоположно Р.Обыденное мышление склонно подразумевать под Р.»все то, что есть» и отождествлять между собой понятия бытия, существования, Р.и действительности, тогда как философская рефлексия в некоторой мере разводит эти понятия: а) бытие есть либо сущее (греч.ontos, лат.ens, entia) в его отвлеченности от заполняющих его качеств и количеств, либо такая абсолютная полнота (лат.ess — есть, естина, истое), в которой все мыслимые противоположности (духа и материи, реального и идеального и т.п.) сняты, совпадают и образуют конкретное единство; б) существование (лат.ex-istentia, existentia — букв.: «прошлое бытие») — бытие, оформленное как вещи, свойства и отношения, проявленное из сущности (лат.essentia) и противостоящее существенному бытию; в) Р.- вещественный аспект существования; г) действительность (от лат.dei — Бог, Творец, Деятель) — единство творящего и сотворенного, действия и результата, существенного (внутреннего, целевого) и вещественного (внешнего, опредмеченного), идеи и вещи, идеального и реального.

    Р.- не предикат, дополняющий определение вещи неким свойством, подобным фигуре или тяжести, но именно суть бытия вещи.Вместе с тем вещество еще не есть вещь; чтобы стать вещью, вещество должно оформиться определенным образом.В механистическом естествознании XVII — XVIII вв.под веществом стали понимать все то, что имеет массу покоя и из чего состоят вещи, т.е.материальный субстрат.В XX в.вещество как нечто дискретное стали противопоставлять полю как чему-то континуальному и волнообразному.Понятие Р.раскрывается в различных философских системах и школах в зависимости от того или иного понимания природы вещи (лат res — вещь, дело, достояние) и не имеет однозначного толкования.Вещь — единица существующего, «это», «существующее нечто» (Гегель); вещь есть все то, что может находиться в отношении или обладать каким-либо свойством.В языке вещь чаще обозначается существительным, в логике — предметными (индивидными) константами.До XIX в.в естествознании и материалистической философии основными признаками вещи считались телесность и протяженность, в связи с чем вещь сближалась по смыслу с ее границами, метрикой (ср.: лат.area — площадь, areal — пространственное, область распространения какого-либо явления; англ.realm — царство, королевство, realty — недвижимое имущество).Вместе с тем во многих языках, в т.ч.в русском, слово «вещь» имеет альтернативные значения: а) тела, целого (ср.: вещь, весь, вес), б) подлинности, естины, истины (ср.: вещь, вещий, весть, совесть).Подобная двойственность характерна для слов «есть» и «реальный»: а) имеющий место в пространстве и времени, б) неподдельный, истинный.

    Аристотель различал в понятии «есть»: а) случайное наличие одного в Другом, б) приписывание вещи существенных признаков, в) истинность, соответствие действительности, естину, г) актуальное проявление или возможность.

    Этимологическая двойственность слов «есть» и «вещь» дает возможность применять термин «Р.» для радикально различающихся философских утверждений о сущем и существующем.

    1.Если вещь прежде всего связывать со свойствами протяженности и дискретности, то Р.видится как совокупность разделенных и сосуществующих тел, причем каждое отдельное тело есть нечто конкретное (от лат.concretus — сросшийся, целый).Такова, например, позиция философии реизма: Ф.Брентано приписывал подлинную Р.только вещам, Т.Котарбиньский призывал оставить в языке только имена тел, а «свойства» и «отношения» искоренить как квазиимена, метафорически употребляемые термины.Противники реизма полагают реальными не только веши, но также события (процессы), свойства и отношения.Так, философы-марксисты определяют Р.как объективно существующие вещи, свойства и отношения (материя), которые могут воспроизводиться в сознании как свойстве высокоорганизованной материи и иметь субъективно-реальное существование и выражение в знаках.

    2.Если вещь сближать со свойствами ее пространственно-временной изменчивости, то Р.может описываться как поток, становление, единство разрушения и возникновения (об этом смысле, вероятно, напоминает греч.rhei — река, течение; panta rhei — все течет).В этом случае Р.понимается как физическое (фюзис — сотворенная и изменчивая природа) и противопоставляется метафизическому (абсолютному) миру.Например, Гегель противопоставлял Абсолютную Идею и идеальное их инобытию в природной, физической, реальной форме.

    3.При отождествлении вещи с суммой ее свойств, данных нам чувственно, Р.превращается в кажимость, видимость, майю, поток сознания.Субъективный идеализм исходит из формулы Дж.Беркли «Существовать — значит быть воспринимаемым» и обычно сводит вещь к сумме чувственных данных, ощущений субъекта.Начиная с «теории типов» Б.Рассела, многие представители неопозитивизма и аналитической философии стремились теоретически обосновать возможность элиминации из языка имен собственных, обозначающих вещи (тела, предметы, индивиды), и замены индивидных терминов чисто предикативными описаниями; Р.при этом понимается как то, что описывается прилагательными (общими свойствами и отношениями), соотносимыми с субъективными состояниями воспринимающего.

    Другой поворот философской мысли — наивный реализм, отождествляющий объективное проявление вещи со свойствами чувственной воспринимаемости.Например, для наивного материализма характерно утверждение: Р.такова, каковой мы ее воспринимаем; явление — то же, что и видимость; субъективная Р.адекватно воспроизводит содержание объективной Р.

    4.При сближении вещи со свойствами дискретности, непроницаемости, упругости, сопротивляемости внешнему воздействию субъекта можно, во-первых, объяснить, почему так часто критерий Р.ищут в чувственной воспринимаемости вещей или практике (органы чувств фиксируют именно преграды, объект дан как нечто сопротивляющееся субъекту), во-вторых, понимать вещь как отдельное и нерасчленяемое целое (единицу, элемент, стихию, атом, монаду, индивид).Приписав вещи относительную неделимость, ее и Р.теперь можно наделять, в зависимости от представления о природе субстрата, либо исключительно посюсторонним, материальным, физическим существованием (материализм), либо относить вещь и Р.к трансцендентному миру идей (объективный идеализм), либо субъективизировать содержание вещи и Р.и придавать вещи имманентное существование в форме атома сознания, «факта», «протокольного предложения» (субъективный идеализм).Вместе с тем перенос акцента на вещь как нечто атомарное дает основание для логического обобщения понятия вещи, выпаривания из него упоминаний о тех или иных видах существования и закрепления за ним только определения предмета «вообще», единицы существования любого рода и вида Благодаря такой абстракции в современной философской литературе вместо категории вещи обычно употребляют категории предмета и объекта, говорят о материальных и духовных объектах, абстрактных и идеализированных предметах; соответственно расширяется и понятие Г.- им могут обозначать любую форму существования предметов и объектов.В связи с утратой критериев непроницаемости и воспринимаемости, которыми раньше определяли Р., в науке остро встала проблема физической и математической Р.Понятие Р.настолько сблизилось с понятием существования, что к Р.стали применять критерий У.Куайна «Существовать — значит быть значением квантифицированной переменной».

    5.Если вещь непроницаема, но все же как-то дана нам внешне, чувственно, то в понятии Р.вычленяется три аспекта: а) «вещь в себе» (по И.Канту, это — ноумен, сущность, непознаваемое ядро вещи); б) объективное проявление веши, феномену, фанерой, скорлупа вещи — это множество свойств вещи (феноменология, противостоя наивному реализму и психологизму, обычно описывает «феномен» как знак чего-то действующего изнутри «вещи в себе»); в) видимость, «вещь для нас», т.е.способность вещи своим влиянием производить в нас представления о ней.Эти представления могут быть адекватными явлению или иллюзорными и обладают свойством субъективной чувственной достоверности.Суждения о вещах — синтетические предположения и умозаключения о субъективно данном потоке свойств, но вовсе не прямое знание Р.Согласно такому взгляду, сущность, явление и кажимость как аспекты Р.имеют разные степени близости к подлинному бытию: сущность более реальна, чем явление, а явление более реально, чем чувственная достоверность восприятия вещи.

    6.Если понятие Р.раскрывать прежде всего исходя из представления о происхождении вещей из бытия путем реификации (от англ.reification — овеществление) подлинного бытия в тех или иных (широких или узких) границах, качествах, индивидах, но при этом также учитывать разную степень близости сущности, явления и видимости вещи к бытию, то Р.предстанет либо иерархией, состоящей из универсальных, общих и отдельных вещей, либо сущность каждой веши будет видеться как пирамида сущностей первого, второго и т.д.порядков глубины.В связи с необходимостью проговаривания связей между бытием (entia), сущностью (essentia) и существованием (existentia) и был введен в XIII в.схоластами в оборот сам термин Р.Вещь не самосуща, она определена извне и изнутри, имеет сущность и существование, внутреннюю и внешнюю стороны.Под Р.схоласты понимали вещи, обладающие значительной степенью бытия, а наибольшую Р.приписывали Богу как Полноте Бытия (лат.ens realisimum).

    Позднее содержание понятия Р.стало предметом спора между реалистами, придававшими универсалиям статус всеобщих и независимых вещей (объективных сущностей), и номиналистами, признававшими Р.только единичные вещи.Универсалии — либо просто собирательные имена единичных вещей и интервалов пространства, а потому не имеют статуса Р.(номинализм), либо универсалии суть родовые свойства вещей (типа «круглость», «лошадность» и т.д.), они объективно первичны, подобно тому как «человек» первичен по отношению к «Иван» (реализм), но во втором случае трудно признать за универсалиями протяженность и существование во времени, поскольку пространство и время — основа суждений о единичном.Философы нового времени также дискутировали о степенях Р.Например, Р.Декарт и Б.Спиноза приписывали высшую степень Р.субстанции, Г.Лейбниц — монадам, Д.Локк — первичным качествам (фигуре, размерам вещи), И.Кант различал эмпирическую Р.явлений и категориальную Р.Сенсуализм, склоняясь к номинализму, видит во внешнем опыте источник познания Р.; рационализм склонен допускать, что во внешних чувствах Р.искажена и только разум постигает сущности вещей, разграничивая Р.и видимость; интуитивизм ищет источник познания Р.в непосредственном (необразном) знании оригиналов — во внутреннем духовном зрении, интуиции, совести, мистическом постижении сущности и феномена.Для одних философов «чувство реальности» дает опыт или практика, для других — ясное и непротиворечивое размышление о вещах, для третьих — духовная способность души прямо пребывать в сущностях и феноменах, отличающаяся от плотской способности души к достижению внешней видимости вещей.Философское понятие реализма не совпадает с понятиями реализма в искусстве или политике, однако последние трудно раскрыть вне связи с первым.

  • Рейтинг автора
    Автор статьи
    Алиса Синдеева
    Написано статей
    398
    Ссылка на основную публикацию