Что такое ум

Тема статьи: Что такое ум - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Что такое ум? Понятие и признаки ума

Ум — одна из самых странных вещей в мире.Его нельзя найти, потрогать, но можно с ним родиться, а можно также развить.Это в какой-то степени есть у многих людей, но все же.что такое ум? Рассмотрим ответ ниже.

Определение

Вообще, ум — это совокупность способности человека к таким вещам, как мышление, познание, восприятие, запоминание, логика и другие.Он определяется ощущениями, желаниями, памятью, эмоциями, характером, должным воспитанием в детстве и многими другими факторами.Ум и интеллект — это, как правило, два неразрывных и очень связанных между собой понятия.Уровень интеллектуальных способностей очень сильно влияет на человека.Стать умнее своими силами все же реально и зависит от человека больше, чем от генетики.И стоит учесть, что для проявления ума необходим только здоровый мозг человека.

В обычном понимании умным называют человека способного думать, отличающегося разумностью, хорошей памятью и эрудицией.У него, как правило, широкий кругозор, высокий интеллект и способность выходить из запутанных ситуаций как и в жизни, так и в шахматах или математических задачах, например.

Признаки ума

Все проявления умственных способностей — вещь очень неуловимая.Дело в том, что это все тоже может быть разным и проявляться в разных вещах.Никто не даст однозначного ответа, что такое ум.Потому что у кого-то он проявляется в знании нескольких языков, у других — в умении очень хорошо запоминать, у третьих — в том, что прекрасно играют в шахматы, а у четвертых в том, что могут прекрасно разбираться в математике, и т.д.Причем все это сугубо индивидуально и часто в человеке сочетается между собой.Также умными часто называют таких людей, которые очень легко находят контакт с любыми людьми, разговорчивы, очень социально направлены, про них думают, что они многого добьются.

Что же касается того, как человек определяет, обладает ли другой умом? Тут все уже зависит только от субъективного мнения.Обычно умными нам кажутся люди с серьезным отношение ко многим вещам, говорящие очень убедительно, рассказывающие много интересных вещей, о которых мало кто знает.Но по большей части большинство обращает внимание на образ в целом.Например, кому-то кажутся умными люди с очками или те, кто много молчит.

Теперь, когда мы узнали, что такое ум, перейдем к разновидностям сознания.

Если рассматривать ум как сознание, то выделяют первичную и вторичную разновидности.Рассмотрим, что это означает.

  • Так называемый первичный вид ума — это наше осознание таких базовых чувств, как слух, осязание, обоняние, зрение, вкус.
  • А вот вторичным называют все наши чувства: любви, страха, уважения, ненависти и прочее.Таким образом, этот вид ума — все наши концепции, мысли после восприятия предмета и вещей нашими органами чувств.
  • Разницами между этими составляющими лишь в способе познания.Вторичный ум отвечает за более сложные чувства, которые могут быть только у человека (все его приязни и неприязни, например).Мы сначала с помощью зрения видим предмет — кружку, а потом можем вспомнить, что это наш любимый цвет у нее, и понять, что кружка нравится.Но оба вида ума между собой взаимосвязаны.

    Известные умнейшие люди

    В истории человечества было много невероятно умных личностей.Многие из них были изобретателями, первооткрывателями, новаторами в области чего-либо.Например, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Аристотель, Платон, Никола Тесла, Галилей, Архимед.Этот список можно продолжать до бесконечности.Рассмотрим лишь некоторых умнейших в мире людей.

    Стивен Хокинг — невероятно известный в мире физик.Он разработал теорию струн, но это далеко не единственное его достижение.

    Есть такие умные люди, которые по показателям своего IQ являются рекордсменами в книге рекордов Гиннеса.Например, корейский вундеркинд Ким Унг-Йонг.У него показатель уровня интеллекта — 210.В 4 года он уже знал несколько языков и разбирался в математике.Он очень рано окончил университет, а в возрасте 8 лет его пригласили в НАСА на учебу.

    Еще один известный математик-вундеркинд — Теренс Чи Шен Тао.Он в 13 лет получил первое место в международной математической олимпиаде.А в 20 уже получил докторскую степень.По некоторым данным, его IQ — 230.

    А вот Кристофер Хирата — астрофизик.В 13 лет он победил в международной олимпиаде по физике.Его IQ к тому времени составляло 230.В 16 лет окончил университет.

    Эндрю Джон Уайлс еще в детстве начал увлекаться недоказанной теоремой Ферма.Он не смог доказать ее в детстве, но у него получилось, уже будучи взрослым.За это он удостоился Абелевской премии.

    Как развить умственные способности у ребенка?

    Этот этап воспитания ни в коем случае нельзя упускать, так как если не заниматься с ребенком, то в будущем, когда он станет подростком или взрослым, у него могут появиться проблемы с отставанием от сверстников.

    Для того чтобы ребенок вырос умным, нужно давать ему игрушки, направленные на развитие моторики, логики, интеллекта, на проявление талантов и др.Ум ребенка в раннем возрасте очень подвержен тому, чтобы впитывать информацию как губка и легко ее усваивать.Поэтому этим стоит воспользоваться.

    Желательно также сделать так, чтобы дитя контактировало со сверстниками.Это поможет ему социализироваться, а этот фактор, как известно, тоже может в значительной степени повлиять на умственное развитие.Для этой цели детей как раз и водят в садик.А также там уделяют должное внимание занятиям, развивающим чтение и другие навыки.Плюсом является и то, что при учебе с другими людьми, а не с родителями, ребенку захочется меньше лениться и уставать.

    Родителям следует также очень должное внимание уделять обучению чтению.Вводить это постепенно и ни в коем случае не давить, если ребенок устал и уже не хочет заниматься, так как в таком случае у него может выработаться неприязнь к этому процессу.Еще не стоит пренебрегать диалогами с чадом, нужно не только отвечать на его вопросы, но и задавать самому, чтобы он научился выражать свои мысли и лучше говорить.

    Как развить ум, будучи взрослым?

    Есть целый ряд советов, которые помогут любому человеку стать умнее и эрудированнее:

  • Решение логических задач — тут все просто: это помогает развить логику.
  • Тренировка памяти — для этого нужно выбрать то, что вы действительно хотите запомнить и стараться выучить.Например, стихи (прямо как в школе).Или же вас интересует вопрос запоминания сюжетов книг или вовсе хотите с помощью игровых упражнений «натренироваться» — все это в любом случае будет полезным.
  • Размышления над сложными вопросами, попытки найти необычный выход из ситуации.
  • Нелишним будет вводить в свою жизнь то, к чему мозг не привык.Например, пойти домой непривычным путем и чистить зубы другой рукой.
  • Известно, что очень помогают развить ум различные игры.Это могут быть шахматы, карты или же компьютерные, над которыми надо много думать (квесты, логические и т.д.).

    Ум и знания тоже очень сильно между собой связаны, но чтобы получить второе, нужно развиваться и узнавать много нового.Для расширения кругозора и для общей эрудиции очень помогают путешествия, чтение новостей, общение с другими людьми и, конечно же, чтение книг.Они помогают не только узнавать новое, испытывать эмоции, но и влияют на память, на общую зрелость и на многие другие вещи.Есть много книг также, которые посвящены развитию ума.Их мы и рассмотрим.

    Полезные книги

    Есть пособия, которые рассказывают о работе мозге, об интеллекте и о том, как развить ум.

  • Д.Рок.«Мозг.Инструкция по применению.Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок».
  • Роджер Сайп «Развитие мозга.Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей».
  • Джон Медина «Правила мозга».
  • С.Вуттон, Т.Хорн «Супертренинг для мозга».
  • Артур Думчев «Помнить все».
  • Дмитрий Чернышев «Как люди думают».
  • Кэрол Дуэк «Гибкое сознание».

    Вместо заключения

    Что такое ум? Это мыслительные способности человека вместе с логикой, интеллектом, памятью и другими важными составляющими.К счастью, это можно развить и в зрелом возрасте.

    Что такое ум?

    Развернутый ответ на вопрос, что такое ум, может дать далеко не каждый, даже образованный, человек.К тому же определений ума столько, и они так отличаются друг от друга, что без специальной статьи не обойтись.Именно поэтому мы решили собрать в этой статье все основные определения понятия «ум».

    Лингвистические определения ума

    В этой главе мы приведём словарные определения данного феномена.Толковый словарь Ожегова-Шведовой определяет ум как «способность человека мыслить, основу сознательной, разумной жизни».

    Похожее описание и в словаре Даля: ум — это «общее названье познавательной и заключительной способности человека, способность мыслить».

    Наконец, в толковом словаре Ушакова определение ума практически слово в слово совпадает с вышеуказанными: «мыслительная способность, лежащая в основе сознательной, разумной деятельности».

    Что такое ум с точки зрения науки

    Теперь обратимся к другим наукам; в частности, предложим определения ума с точки зрения психологии, нейрофизиологии и философии.

    Определение ума в психологии

    Ум или интеллект с точки зрения современной психологии представляет собой некую устойчивую структуру мыслительных способностей человека и его уровень возможностей познания окружающего мира.Кроме того, под умом также понимается механизм психической адаптации человека к различным жизненными ситуациям, то есть адекватная оценка взаимосвязей и законов действительности, а также вовлечённость того или иного человека в культурный опыт социума.

    Если говорить проще, то наш интеллект — это механизм, который позволяет нам вести деятельность в условиях окружающей среды и взаимодействовать с окружающими определённым образом.Современная психология отошла от понимания интеллекта как совокупности исключительно познавательных процессов.Таким образом, ум с точки зрения психологии — это не только умственные способности, но и умение адаптироваться к возникающим ситуациям.

    Ум с точки зрения нейрофизиологии

    Собственно говоря, в нейрофизиологии нет такого понятия, как ум, а есть понятие мышления.Мышление — это основная функция головного мозга, способность воспринимать и анализировать поступающую в головной мозг информацию через пять органов чувств: глаза, уши, нос, язык и кожу.

    Согласно физиологической теории, мышление (ум) — это рефлекторная деятельность, то есть, по сути, реакция мозга на внешние раздражители.Впрочем, несмотря на то, что физиологи сходятся во мнении относительно рефлекторной деятельности мышления, они признают, что физиологические основы (то есть причины возникновения мышления) изучены очень слабо.Не вдаваясь в подробности, отметим, что пока не доказано, что определённый мыслительный процесс (например, принятие решения) возникает за счёт действия группы нейронов (нервных клеток) головного мозга.

    Понятие ума в философии

    Философские определения ума ещё более размыты, нежели в психологии и нейрофизиологии.О природе ума задумывались ещё античные философы, однако античный «нус» (именно так произносилось по-древнегречески слово «ум») — это не столько интеллект конкретного человека, сколько всеобщая сущность, разумная часть бессмертной души.Раннехристианские мыслители считали ум средством познания Бога, понимая под Богом разум абсолютный, а под интеллектом — ограниченный разум, который направлен на постижение божественного.

    Далее, уже в эпоху Нового времени и эпохи Возрождения произошло разделение ума (разума, интеллекта) и рассудка.Надо сказать, что современные научные трактовки ума больше относятся именно к рассудку, как его понимали в те времена (средневековый рассудок — способность человека рассуждать и исследовать), а не к уму (средневековый ум — способность проникать в истинную суть вещей).

    Рационалисты определяли интеллект (ум), как инструмент познания и формирования умозаключений, а великий философ и мыслитель Иммануил Кант определил ум как высшую познавательную способность и основу рассудочной деятельности.

    В веке двадцатом, когда страсть к измерению всего и вся проявила себя в наивысшей мере, понятие ума также не осталось в стороне.Сегодня мало кто не знает, что такое IQ — количественное измерение интеллектуальной деятельности индивида, что, пожалуй, уже выходит за рамки философской науки и относится больше к области экспериментальной психологии.

    Ум с точки зрения буддизма и индийской философии

    Последнее определение ума, которое мы рассмотрим здесь, связано с некоторыми восточными религиозными течениями, а именно буддизмом и индуизмом.Согласно трактовке буддистов и последователей учения недвойственности, адвайты (одно из ответвлений индуизма), наш ум — это наша память.И действительно: попробуйте лишить человека памяти, и он не будет способен не то, что говорить, но даже и совершать множество действий (например, использовать вилку и ложку для еды и даже просто правильно выбирать себе еду).Таким образом, без памяти, то есть без ума, человеку всему придётся учиться заново.

    А что такое память? Память — это, по сути, наш прошлый опыт.Именно наличие долговременной памяти выделяет человека среди остальных живых существ.Хотя надо сказать, что у многих животных память развита также очень хорошо.Однако они не могут мыслить на таком уровне, как человек, то есть анализировать происходящее в соответствии с уже имеющимся опытом.Получается, что именно аналитические способности вместе с памятью, по сути, и составляют то, что мы называем умом.

    Значение слова &laquoум»

    1. Познавательная и мыслительная способность человека, способность логически мыслить.Природный ум.Гаврилыча поражал необыкновенный ум ребенка.Кажется, все-то на свете он знал и так удивительно хорошо умел рассказывать обо всем. Мамин-Сибиряк, Господин Скороходов.У Михайлова был тот же душевный склад — и тот же острый, тонкий ум, умевший схватывать оттенки мыслей и чувств. Шелгунов, Из прошлого и настоящего.|| Такая способность, развитая в высокой степени, высокое развитие интеллекта.Он умел сказать чужое так осторожно, мимоходом и в то же время небрежно, как будто сказанное им являлось лишь ничтожной частицей сокровищ его ума. М.Горький, Жизнь Клима Самгина.Блеск ума и таланта великих современников Андерсена наполнял его ощущением собственной силы. Паустовский, Сказочник.|| Здравый смысл, способность оценивать обстановку, взвешивать обстоятельства и руководствоваться этим в своем поведении.[Анна Ивановна:] А ты, девка, люби, да ума не теряй. А.Островский, Бедность не порок.Считался Яков Лукич в хуторе человеком 489 большого ума, лисьей повадки и осторожности. Шолохов, Поднятая целина.

    2. Сознание, рассудок.Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках у разбойников. Пушкин, Капитанская дочка.И нечего было перебирать в уме неожиданную встречу.Но избавиться от нее было трудно. Каверин, Семь пар нечистых.Умом понимаю, что вот этот Валька Матвеев лежит —, а до сердца еще не дошло.Как будто совсем не его хоронят. Трунин, Белорусский вокзал.

    3. Общественное сознание, общественная мысль, умственные интересы общества, а также общество, люди или отдельные личности как носители определенных представлений, умственных запросов.Всё сам-самородок, живой и бойкий русский ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыплят, а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку. Гоголь, Мертвые души.Простой крестьянский ум в последнее время изобрел оборону против саранчи, выкапывая на границах своей и чужой ржи — канавы. Гл.Успенский, Побирушки.Знаменитая система Птоломея господствовала в умах четырнадцать столетий, почитаясь истиной. Федин, Шаг за шагом.

    4. Человек с точки зрения его умственных, интеллектуальных способностей.Нашлись подозрительные умы, которые будто бы очень хорошо знали, что у Кураевых всего 150 — душ, что денег ни гроша. Писемский, Тюфяк.[Клаус:] Но почему же сам доктор Кох не останется? Ведь это наша гордость, господин Кох.У нас говорят: «Кох — это государственный ум». Киршон, Суд.

    Что такое ум

    В русском языке прослеживается со времени Слова о полку Игореве (Спала князю умь похоти или туга умь полонила).В синодальном переводе Библии словом ум (ум Божий) переводится то, что в церковнославянском обозначено как сердце (лат.cor ) (Иез.28:2).Однако термин ум (оумъ, лат.sensum ) встречается и в церковнославянском переводе Библии (1Кор.2:16; 1Кор.14:20; Фил.4:7).

    Русское слово «ум» в переводной литературе часто используется как перевод санскритского термина читта, английского mind и немецких терминов geist (дух) [1] .Слово «ум» использовано при переводе сочинения Декарта «Правила для руководства ума» (Regulae ad directionem ingenii).К латинским синонимам может быть отнесен «интеллект» (от лат.intellectus — понимание, познание) — это разум, рассудок, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять окружающей средой или мыслить абстрактно [2] .

    Содержание

    К параметрам «ума»

    К параметрам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека, относят:

  • объём рабочей памяти, способность к прогнозированию, бескорыстной помощи, орудийной деятельности, логике [6] ,
  • многоуровневую (6 слоев нейронов) иерархию системного отбора ценной информации [7] ,
  • сознание [8] ,
  • память [9] .
  • Выделяются биофизические параметры «интеллектуальной энергетики»: количество информации, ускорение (частота, скорость) и расстояние её передачи, — с объединением их в «формулу интеллекта» [10] .

    Место «ума» в сознании

    В процессах сложившегося сознания самонаблюдение различает три основных группы явлений:

    1. Восприятия и их интеллектуальную переработку;
    2. Изменения эмоционального равновесия;
    3. Волевые импульсы.

    Различение это имеет характер абстракции в том смысле, что неизвестны состояния сознания, в котором какой-либо из этих элементов отсутствовал бы совершенно; но возможность различного количественного и качественного их комбинирования и невозможность сведения одного из них к другим заставляет различать их так же, как различаем мы в объективных предметах форму и цвет, никогда не наблюдаемые в чистом виде.Первая из основных групп психических процессов носит название ум, умственной или познавательной деятельности.Разнообразие явлений этой группы и количественное преобладание дифференцированных интеллектуальных процессов над процессами обеих других групп вели и нередко ведут до сих пор к чрезмерному расширению объёма понятия «ум» и отождествлению с ним всей совокупности явлений сознания; с другой стороны, та роль, которую в интеллектуальной деятельности культурного человека играют самые сложные процессы переработки восприятия, ведет к вносящему такую же сбивчивость сужению объёма понятия и отождествлению «Ума» с этими процессами, совокупность которых называется рассудком, разумом и т.д.

    Трехчленное деление получило в психологии всеобщее распространение благодаря, главным образом, Иммануилу Канту.Изучать умственную деятельность можно или в её элементах (Восприятие, Внимание, Ассоциации, Память, Рассудок, Разум, Суждение), или поскольку они объединены в индивидуальной психологии и характеризуют интеллектуальную индивидуальность.Характерная особенность человеческого сознания состоит в том, что из бесчисленного множества явлений внешнего мира материал для умственных операций доставляет только ничтожная часть — явления, могущие быть воспринятыми при посредстве органов чувств.

    Ум, опыт и органы чувств

    Можно представить себе душевный мир, область восприятия которого ограничена почти исключительно осязательными впечатлениями (слепая и глухонемая Лора Бриджмен); при этих условиях возможно образование довольно сложных представлений, но душевная жизнь будет отличаться поразительной односторонностью.Из восприятий зрительных и слуховых большее значение для умственного развития имеют, по-видимому, послания, вследствие тесной связи их со звуковой речью, которой главным образом человек обязан возможностью пользоваться умственным опытом, накопленным предшествовавшими поколениями: глухонемые, не получившие образования, остаются всю жизнь на уровне слабоумных даже в том случае, когда глухота не зависит от более общего поражения мозга.

    Но и при полной невредимости органов чувств не все впечатления, на них действующие, входят в человеческое сознание как материал, пригодный для дальнейшей умственной переработки.Большая часть получаемых ежедневно впечатлений для этого слишком неясны и расплывчаты.Для того, чтобы они стали восприятиями, нужны, помимо условий физиологического характера, условия интеллектуального свойства, определяющие интеллектуальную индивидуальность.Впечатления становятся ясными восприятиями только в том случае, если они встречают в сознании человека своего рода резонаторы, в виде содержащихся в нём образов воспоминания, совместное возбуждение которых усиливает чувственное раздражение (апперцепция).Человек, незнакомый с растительным миром, получит при рассматривании цветка изумительно скудное количество восприятий, сравнительно с ботаником.То же наблюдают на себе неспециалисты при посещении, например, выставки машин.Единичные сильные впечатления могут при этом ещё проникать в сознание, но они в нём не задерживаются и не усваиваются, так как не вступают в связь с нашими представлениями и понятиями и остаются без последствий в смысле дальнейшей умственной переработки.

    В таком положении, по отношению ко всей области внешних впечатлений, находится сознание ребёнка в первое время по его появлении на свет.Пока впечатления внешнего мира не образовали ещё никаких прочных следов для воспоминаний, до тех пор не возникает и та ткань психологических отношений, в которой все последующие впечатления тотчас же сплетаются с умственными приобретениями предшествующего времени.Даже тогда, когда часто повторяющиеся впечатления создали уже в сознании ребёнка прочные следы, число его восприятий отличается большою скудостью и односторонностью, в соответствии с малочисленностью и однообразием его воспоминаний.Так же скудны и односторонни восприятия дикаря.Образование и наука повышают нашу восприимчивость к внешним впечатлениям, создавая в нашем сознании созвучия с самыми разнородными впечатлениями внешнего мира.Самым важным следствием влияния наличного запаса представлений на процесс восприятия является возможность выбора между действующими на нас впечатлениями.Содержание сознания ребёнка находится в полной зависимости от случайностей окружающей его обстановки; на него действуют в каждый данный момент лишь наиболее сильные раздражения, независимо от внутренней связи явлений.

    У взрослых, напротив того, процесс восприятия все более и более подчиняется наклонностям каждого, складывающимся из личного душевного опыта.Человеком воспринимаются предпочтительно те впечатления, которые находят отзвук в накопленных им представлениях и ассоциациях их; каждый шаг в этом направлении прогрессивно усиливает отзывчивость, так что, наконец, самый лёгкий намек на близкое нашему интеллектуальному миру впечатление вызывает ясное и отчетливое восприятие.Этим путем поддерживается единство человеческой личности, создается интеллектуальная индивидуальность.Из сказанного ясно, что выдающееся влияние на все течение нашей умственной жизни оказывает память.

    Ум и память

    Расхожее представление, не связывающее развитие памяти с умственным развитием, основано на недоразумении.Наши воспоминания не только образуют ту сеть, в которую вплетаются новые впечатления, но отчасти определяют выбор тех восприятий, которые войдут в наше сознание в качестве обновляющего материала, и то место, которое они займут в общей сети психологических отношений.Они влияют не только на количество, но и на качество получаемых восприятий.Современный цивилизованный человек видит в фетише не то, что видит в нём африканский дикарь из первобытного племени; апперципируемый объект изменяется под влиянием «апперципирующей массы», как и сам он её видоизменяет, входя с ней в сочетание.Ослабление памяти в старости или под влиянием прогрессивного паралича ведет к распадению умственной жизни и утрате интеллектуальной индивидуальности: личность становится беспомощной жертвой случайных сильнейших впечатлений момента, не сочетающихся друг с другом и остающихся без дальнейшей переработки.

    То противопоставление памяти умственному развитию, о котором было упомянуто, основано на отождествлении памяти вообще с некоторыми специальными её видами.При привычке к отвлеченному мышлению могут, например, ослабевать конкретные воспоминания, потому что отвлечение и состоит в том, что в продукте сложной и разнородной ассоциации представлений отпадают их конкретные черты; на крайних степенях этого процесса конкретные черты могут даже отсутствовать совершенно и заместиться символом или знаком.На этих ступенях возможно то явление, которое Гёте охарактеризовал в словах: «Wo die Begriffe fehlen, da stellt ein Wort zur rechten Zeit sich ein», то есть возникновение идей, лишенных всякой конкретной основы в форме конкретных образов, воспоминаний, — подводный камень, о который так часто разбивались философские умозрения.Нельзя, однако, выводить отсюда заключение неблагоприятное для памяти вообще; наоборот, отвлеченное мышление предполагает наличность сложного и разнородного комплекса воспоминаний.

    Ум и внимание

    Другим важным фактором, влияющим на течение умственной деятельности, является внимание.Оно оказывает влияние уже на процессы восприятия, повышая нашу восприимчивость к тем впечатлениям, на которые оно направлено.Ещё более значительной является его роль в процессах переработки восприятий.Если воспринимаются только впечатления, находящие себе отзвук в апперципирующей массе нашего сознания, то связь эта во всяком случае обоюдна, и восприятие оживляет в нашем сознании только созвучные следы прежнего душевного опыта.Подобных созвучных следов в развитом сознании каждое восприятие находит так много, что исходящее из него непроизвольное течение представлений может принимать крайне разнообразный и иногда совершенно беспорядочный характер.

    Последнее наблюдается в тех случаях, когда, под влиянием усталости, мы «даем полную волю» нашим ассоциациям представлений; в сознании проносятся тогда хаотические обрывки представлений, соединенные между собой часто только случайною внешней связью и заводящие нас так далеко от исходного пункта наших размышлений, что, сделав усилие над собой для обозрения пройденного нами пути, мы становимся в тупик перед зигзагами наших представлений.

    В ещё более резкой форме это наблюдается при «вихре идей» у душевнобольных.Внимание вносит в течение наших представлений планомерность; неизвестным нам ближе путем оно, при посредстве созвучных с данным восприятием «резонаторов», усиливает все соответствующее планам, желаниям и потребностям личности и таким образом создает для течения представлений определенные рамки.Устойчивость внимания, способность к его сосредоточению зависит, по-видимому, ближайшим образом от эмоциональной характеристики личности, глубины и устойчивости её эмоций, — а последнее определяется существованием в сознании мощной, тесно объединенной группы представлений и идей; этим, вероятно, объясняется, что способность к глубокому сосредоточению внимания часто наблюдается у «узких» и «односторонних» людей.

    Сочетание способности к устойчивому вниманию с широтой и разносторонностью идейного содержания сознания дает гениев.Ошибка, часто совершаемая людьми, говорящими о «рассеянности» учёного и о «рассеянности» ребёнка, отвлекающегося от занятий по поводу всякого пустяка, зависит от смешения двух прямо противоположных явлений: в последнем случае проявляется полная неспособность сосредоточить на чём-либо внимание (явление, часто наблюдаемое и у взрослых под влиянием усталости), в первом — такое глубокое сосредоточение внимания на внутренней работе, что посторонние ей предметы не в состоянии достигнуть сознания.На высших степенях этого состояния перед заполняющей все сознание умственной работой может отступить на задний план даже смертельная опасность (пример: предсмертные минуты Архимеда).

    Ум и утомляемость

    Важным моментом, определяющим течение умственной деятельности, является «утомляемость» личности.Она очень велика у слабоумных, идиотов, при старческом распадении умственной жизни.Уменьшаясь под влиянием упражнения, проявляясь менее заметно при занятиях в знакомых областях, утомляемость в то же время — как показали новейшие исследования, — имеет, подобно памяти и вниманию, резко индивидуальный характер и входит в характеристику интеллектуальной индивидуальности в качестве одного из существенных её признаков.Особый вид утомляемости мы имеем в тех случаях, когда она стоит в прямой связи с повышенной впечатлительностью: эти случаи и повели к возникновению теории, отождествляющей гений с психозом, так как гениальность часто сопровождается резко выраженной нервно — и психастенией.Завися от усиленной впечатлительности и находя в последней себе поправку, эта утомляемость не исключает — при благоприятных условиях — возможности крупной по своему объёму работы.

    Ум и эмоции

    На эмоции интеллектуальная деятельность оказывает умеряющее влияние; представление, соединенное с яркой эмоцией, вступая в ассоциацию с другими рядами представлений, находит среди них представления, связанные с иными чувствованиями, нейтрализующими до известной степени первоначальную эмоцию.Но в то же время она углубляет их: если с одним из членов сложной ассоциации связана пережитая нами когда-то эмоция, то чем разнороднее и сложнее ассоциация, тем чаще по самым разнообразным поводам будет возникать у нас в памяти воспоминание об этой эмоции.Распространенное представление о том, что «образование не делает людей более счастливыми» имеет, поэтому основание, если критерием счастья считать непосредственную жизнерадостность, а не интенсивность и полноту душевной жизни: дикари и дети, с их неразвитой памятью, непосредственнее и жизнерадостнее, чем образованный человек, сохраняющий воспоминания о прошлых страданиях, окрашивающие оттенком грусти и заботы думы о будущем.Эмоции первых ярче, но поверхностнее.В качественном отношении интеллектуальная деятельность влияет особенно на расширение симпатических чувствований; влияние её в этом отношении так резко, что известную формулу: «Все понять, значит все простить», можно было бы с полным правом парафразировать так: «Все познать, значит все полюбить».

    Интеллектуальная деятельность сопровождается особыми «интеллектуальными эмоциями».Подобно другим высшим эмоциям, интеллектуальные эмоции уступают по своей интенсивности низшим в момент их появления, но характеризуются несравненно большей способностью к возобновлению.Сопровождая почти беспрерывно наше мышление в течение всей жизни, они у личности с широко развитой умственной деятельностью придают основному фону душевного настроения устойчивость и ровность и могут исчезнуть только под влиянием исключительно тяжелых потрясений, надламывающих психическую индивидуальность.Относительно наших реакций на внешние впечатления умственная деятельность оказывает резко задерживающее влияние.В этой задержке и смысл её возникновения в филогенезе органического мира, в качестве одного из механизмов приспособления организмов к более сложной среде.Кроме простых впечатлений, вызывающих даже у современного человека простые рефлексы (рефлекторный кашель при попадании в дыхательное горло инородного тела, рефлекторная рвота и т.д.), на организм действуют явления, слагающиеся из ряда последовательных впечатлений.

    Функция умственной деятельности и состоит в том, чтобы задержать реакцию при воздействии первого из этих впечатлений, дать возможность подействовать следующим впечатлениям, дать возможность сочетаться новым восприятием с воспоминаниями о прежнем опыте и выработать целесообразную и планомерную реакцию.Выработанные при посредстве сознания сложные ряды реакций на сложные ряды впечатлений превращаются благодаря навыку в инстинктивные, то есть протекающие настолько быстро, что обычно они не проникают в сознание и подходят к типу рефлекса.Умственной деятельности настолько присуща склонность к задержке реакций, что при одностороннем направлении душевного развития только в сторону воспитания ума, легко возникают явления «паралича» или, вернее, «недоразвития воли».

    Нормальный ряд психических процессов (восприятие, интеллектуальная переработка, волевая реакция) часто не совершается в полном виде или под влиянием пассивной мечтательности, или вследствие того, что воспитание заменяет самодеятельность дисциплиной и ставит рефлекторное исполнение приказания на место волевого акта, вытекающего из интеллектуальной работы личности.Отсюда может произойти то странное разъединение интеллектуальной и волевой сфер, которое так часто поражало моралистов и нашло себе выражение в известном стихе: «vidéo meliora proboque, deteriora sequor» («Вижу и одобряю лучшее, а следую худшему», Овидий, «Метаморфозы»).Действия личности определяются при этом по преимуществу принявшими инстинктивный характер привычками и не имеют опоры в её интеллектуальном мире, знаниях, убеждениях и взглядах.Переход интеллектуального процесса в волевой импульс возможен только при известной энергии первого, поэтому подобное явление наблюдается даже у людей с развитой волей в моменты усталости и представляет один из стойких симптомов неврастении, отражающейся не столько на качестве, сколько на энергии умственных процессов.

    Что такое — ум? Кто такой — умный человек?

    Кто такой — умный человек?
    скачать видео

    Учеба очень важна, но и среди образованных людей можно встретить людей не очень умных.
    скачать видео

    Ум — способность думать, способность находить решение жизненных задач, способность видеть и предсказывать последствия своих действий.Противоположность ума — глупость, отсутствие​​​​​​​ ума — слабоумие.

    Умный человек — это человек, умеющий думать, пользующийся своей головой (это делают не все и не всегда) и имеющий для этого необходимый материал (предметные знания).

    Думать — понимать и анализировать происходящее, принимать адекватные решения, учитывать последствия и делать выводы, способный активно и самостоятельно решать жизненные или ситуативные задачи.

    В бытовом понимании умный человек — это тот, кто много знает.Но это не вполне верно, поскольку умный — не то же самое, что начитанный или образованный.В части общества сложился стереотип, что умный человек обязательно должен знать физику, математику и тому подобные дисциплины.Однако, если человек знает много, это говорит лишь о его хорошей памяти и, возможно, о его стремлении что-то узнать.Умным же корректнее называть человека, который может пользоваться своими знаниями, на основе которых он может вырабатывать свою точку зрения по тем или иным вопросам, делать какие-то логические умозаключения и принимать решения.Умозаключения могут делаться как шаблонно, так и нетривиально, но в большинстве случаев приводят к правильному результату.Умный человек видит дальше своего носа (глядит в перспективу), в отличие от большинства людей.Он способен анализировать события и отличать существенное от несущественного.

    Люди не всегда пользуются умом; в повседневной жизни его с разной степенью успешности заменяют когда наработанные привычки и автоматизмы, когда образованность, а когда-то люди просто выключают голову и полагаются на свои эмоции и чувства.Конкретный анализ показывает, что, похоже, большинство людей думает едва ли более 10% времени.Люди делают глупости нередко вовсе не из-за недостатка ума, а из-за отсутствия привычки им пользоваться.Не все люди любят думать, не всегда это принято, и по крайней мере большинство женщин большую часть времени живут, руководствуясь не умом, а чувствами.Можно сказать, что умный человек — это жестко контролирующий свое сознание на высокой ноте концентрации в строго заданной точке.

    Ум — не то же самое, что образованность.Образование обогащает и оттачивает ум, но его не заменяет, и среди высокообразованных людей иногда можно встретить людей не сильно умных.Ум — не то же самое, что интеллект, если интеллект понимать как способность быстро отвечать на вопросы тестов, решать логические задачи и головоломки.Ум — это не только способность думать (мыслить), это и жизненный опыт, предполагающий использование готовых решений, это также хитрость, сообразительность и другие способы нахождения нужного решения.

    Любопытно, что человек думает не только головой, в решении жизненных задач у человека задействовано все его тело: когда-то помогая ему, когда-то мешая.Умного человека от глупого можно отличить по выражению глаз, по интонации и даже по походке.На ум влияет и гормональная ситуация в организме: увеличение уровня тестостерона (мужского полового гормона) улучшает сообразительность и способность к пространственному (топографическому) мышлению.продолжение

    Одна из участниц моих тренингов, Вера, была на удивление умной — с хватким, четким, очень логичным умом.Но голос ее был мужской, грубоватый, манеры — немного мужские, а на верхней губе черные усики.Это было нехорошо, и Вера пошла на гормональное лечение.Гормональное лечение уменьшило у нее уровень мужских гормонов, кожа лица стала гладкой, чистой и без усиков, манеры у Веры стали более женственными — но и вдруг все заметили, как Вера (в сравнении с Верой прежней) поглупела.Стала — как все.

    Определенно, что ум — это не только знания, ум формируется характером ведущей деятельности человека и окружающей его культурой в целом.Так, Б.М.Теплов писал об особенностях ума полководца, И.П.Павлов — об особенностях русского ума.

    Ум связан с психологическими особенностями человека.Можно много знать, но с кривыми верованиями, неадекватными программами и позициями быть при этом дураком.В связи с личностными составляющими ум может быть ленив, лукав или боязлив.Женщины в целом ничуть ни глупее мужчин, но в деловых ситуациях, связанных с понятийным мышлением и принятием ответственных решений, мужчины действуют обычно умнее, поскольку реже ведутся на эмоции.

    Мужской ум (иногда его называют просто ум) — это привычка думать самому, искать решение прямое, без уверток и хитростей.Женский ум — другой, женщины при возможности выбора чаще предпочитают включить хитрость и решить вопрос обходным путем, причем по возможности не ломая собственную голову.Действительно, зачем думать самой, если можно сделать беспомощные глазки, доверчиво попросить помощи, и мне все подскажут мужчины? Нужно учесть и то, что многие мужчины не любят слишком умных женщин, и понимающие это женщины когда-то выбирают быть не слишком умными, чтобы удачнее выйти замуж.

    Разновидностью ума является сообразительность.Сообразительность отличается как от мужского, так и от женского ума поиском редких, неочевидных или обходных путей.

    Ум — только начало разума, его первая ступенька.Ум работает из нулевой либо в лучшем случае из первой позиции восприятия, у него есть только одна (своя) точка зрения и одна задача — вот есть Я и вот есть то, что мне нужно.Когда же у человека вырабатывается способность и привычка использовать разные позиции восприятия, думать не только с точки зрения своей точки зрения, но и с точки зрения других людей, а также с позиции объективного рассмотрения, системного подхода и позиции Ангела, у него развивается разум.Осваивая позиции восприятия, человек свой ум развивает до уровня разума, а к разуму прибавляя опыт, становится мудрым.

    Сам по себе ум не гарантирует ни счастья, ни любви, ни денег или карьеры.Чтобы все это получить, нужно провести инвентаризацию своих верований и ценностей, наработать волю, выстроить тело.- нужно действительно еще много чего.Впрочем, если умный человек поставит себе такие задачи, он добьется успеха быстрее других, не таких умных.Начинайте работать над собой?

    Можно ли поумнеть? Как развивать свой ум?

    Чтобы умнеть, нужно учиться.Но — чему и как? Школа и вуз развитию ума способствует, но ничего не гарантирует: умный в процессе учебы умнеет, глупый только забивает свою голову ненужной ерундой.Умный не столько тот, кто все знает, а тот, кто учит себя нужному и знает, где какие знания как применить.Ум развивается в первую очередь в окружении умных людей и при самостоятельном решении жизненных задач, когда человека учит жизнь.Ум во многом похож на мышцы нашего тела: он поддерживается постоянными тренировками и без тренировки постепенно атрофируется.​​​​​​​​​​​​​​

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Алиса Синдеева
    Написано статей
    398
    Ссылка на основную публикацию