Хинаяна и махаяна

Тема статьи: Хинаяна и махаяна - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Махаяна и хинаяна основные направления в буддизме

Главная > Реферат >Религия и мифология

Глава I.Хинаяна

Глава II.Махаяна

Буддизм — древнейшая из трех мировых религий.Он распространен преимущественно в странах Южной и Восточной Азии: Индии, Китае, Непале, Монголии, Японии, Таиланде, Шри-Ланке и др.Буддизм — религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н.э.Входит в Сань цзяо — одну из трех главных религий Китая.Основатель буддизма — индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т.е.пробужденного или просветленного.

Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры.Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э.- начале I тысячелетия н.э.Буддизм оказал большое влияние на возрождавшийся из брахманизма индуизм, однако был вытеснен индуизмом и к XII веку н.э.практически исчез из Индии.Основной причиной этого стало противопоставление идей буддизма освященному брахманизмом кастовому строю.Одновременно, начиная с III века до н.э., он охватил Юго-восточную и Центральную Азию и частично Среднюю Азию и Сибирь.

Уже в первые столетия своего существования буддизм разделился на 18 сект, разногласия между которыми вызвали созыв соборов в Раджагрихе в 447 г до н.э., в Вайшави в 367 г до н.э., в Паталирутре в 3 веке до н.э.и привели в начале нашей эры к разделению буддизма на две ветви: Хинаяну и Махаяну.Хинаяна утвердилась в основном в юго-восточных странах и получила название южного буддизма, а Махаяна — в северных странах, получив название северного буддизма.

Будда Шакъямуни родился в 6 веке до нашей эры.Он достиг Пробуждения в 35 лет и занимался проповедью и обучением своих последователей.В течение 45 лет он учил почти круглосуточно, затрачивая на сон всего около двух часов в сутки.

Будда разговаривал со всеми людьми — будь то правители и их приближённые, брамины, крестьяне, нищие, образованные и простые люди.Его наставления соответствовали опыту, степени понимания и духовной вместимости тех, кто их слушал.Подобно всем великим учителям древности, Будда облекал свои поучения в форму бесед и в течение долгого времени, из поколения в поколение, они устно передавались от одних учеников к другим.Источником нашего знания об учении Будды в настоящее время является главным образом «Трипитака» («Три корзины учений»), о которой говорят, что они содержат мысли Будды, переданные самыми близкими его учениками.Эти три канонические работы называются «Виная-питака», «Сутта-питака» и «Абхидхамма-питака».Первая работа содержит правила поведения, вторая является собранием проповедей и притч, третья ставит и рассматривает проблемы буддийской философии.Все три работы являются памятниками древней буддийской философии.

С течением времени число последователей Будды настолько возросло, что это привело к разделению их на различные школы.Самые известные религиозные школы буддизма — хинаяна и махаяна.Первая утвердилась на юге, и ее оплотом в настоящее время являются Цейлон, Бирма и Сиам.Она претендует на наибольшую ортодоксальность и верность учению Будды.Махаяна распространилась главным образом на севере — в Тибете, Китае и Японии.Свои философские труды она излагала на санскрите, благодаря чему и на этом языке появилась обширная буддийская литература.Большая часть ее была переведена на тибетский и китайский языки, и в этих переводах она сохранилась в странах, где утвердился буддизм.Благодаря этим переводам теперь открыты и восстановлены многие из ценнейших санскритских текстов, утерянных в Индии.Так как буддизм процветал во многих странах, он приобретал национальный колорит этих стран и изменялся под влиянием прежней религии и убеждений обращаемых.

Глава I.Хинаяна


Буддизм хинаяны

Хинаяна — более ранняя форма буддизма.Здесь нет яркого выражения идеи Бога.Место Бога занимает в ней всеобщий нравственный закон кармы или дхармы.Согласно этому закону всё в мире происходит таким образом, что ни один результат действия не происходит бесследно и каждая личность получает такой ум, тело и место в жизни, которые она заслужила своими прошлыми деяниями.Учение Будды показывает личности возможность достижения освобождения.Поэтому следует жить по указанному Буддой пути и надеяться получить освобождение в этой или какой-нибудь другой, будущей жизни.Хинаяна — это учение о помощи самому себе.Нужно твердо держаться слов Будды: «Будь светильником самому себе».Каждый может и должен сам для себя достигнуть высокой цели.Последователи хинаяны следуют в жизни последним словам Будды, которые он произнес прежде чем покинуть этот мир: «Трудитесь усердно над своим спасением».

Одним из непременных условий достижения просветления в хинаяне является выполнение обетов и медитация.Медитация — это особое состояние сосредоточенного размышления.Цель медитирования заключается в изменении психического состояния человека, так как на уровне обычного состояния человека, его обыденного сознания невозможно обрести «высшую мудрость» и, следовательно, выйти из круга перерождений.В хинаяне выделяется семь типов медитации, наиболее эффективным из которых считается «чистое сосредоточение», или сосредоточение на «неволнении»: объектом медитирования является здесь «успокоенность» дхарм, т.е.нирвана.

В результате религиозной практики, которую буддист должен осуществлять в течение многих перерождений, он, наконец, становится «архатом», святым, полностью освободившимся от всех без исключения «заблуждений» и, следовательно, от каких-либо «привязанностей» к этому миру.Во время жизни «архат» находится в «нирване с остатком», поскольку еще обладает физическим телом (оно как раз и является «остатком»).После смерти, т.е.распада физического тела, он обретает «нирвану без остатка» и ни в каком облике больше не возродится, поскольку дхармы, «волнение» которых обусловливало его бесчисленные перерождения, полностью «успокоены».Сфера предельной цели на пути Малой Колесницы меньше сферы, достигаемой на пути Великой Колесницы.Хинаяна — это путь, на котором человек стремится к освобождению только ради себя самого.

Шакьямуни Будда, подобно отцу, наставляющему своих детей, очертил вплоть до малейших деталей, на благо как мирянам, так и монахам, те методы, посредством которых можно обуздать пагубное поведение телом, речью и разумом.Эти правила поведения содержатся в Винайя-питаке.Свод дисциплинарных правил четко излагает, что должно соблюдать обязательно, что допустимо и что категорически запрещено.Уже при жизни Шакьямуни Будды эти правила поведения часто изменялись, пересматривались и дополнялись.Это было необходимо в связи с изменениями в месте, времени и обстановке деятельности буддийских общин.Есть тибетская поговорка: «Правила Винайи зависят от места и времени».Из восьми сводов обетов первые три адресованы мирянам, остальные пять предписаны монахам.Человек, принявший и соблюдающий какой-либо обет, достоин похвалы.Это обусловлено тем, что соблюдение обета требует и выполнения определенных дисциплинарных правил, и поэтому поведение такого человека на физическом, вербальном и мыслительном уровне подвергается более строгой оценке.Поскольку восемь сводов обетов последовательно возрастают по своей сложности, то чем выше избранный свод обетов, тем больше и благо, приносимое его соблюдением.Идеалом является монах, принявший максимальное число обетов, — во всяком случае, как среди монашества, так и среди верующих мирян, обычная жизнь считается нечистой и ее надлежит отвергнуть, чтобы, применяя различные способы медитации, превратиться в чистое существо, вышедшее за пределы причин страдания, — стать архатом, который больше не возвращается в круговорот рождения и смерти зависимого существования.Все буддийские традиции сходятся в том, что существует главная проблема — страдание, но каждая из них предлагает свой метод ее решения, чтобы вернуть человека к переживанию изначального единства.Традиция Хинаяны придерживается Пути Отречения, который проповедовал Будда в облике человека.Позднее его слова были записаны в так называемых сутрах.Здесь эго сравнивается с ядовитым деревом, а применяемый метод подобен последовательному выкапыванию корней этого дерева.Согласно этому пути, следует преодолеть все привычки и склонности, которые считаются препятствиями к освобождению.

В рамках Хинаяны выделяют Шравакаяну, т.е.Колесницу Слушателей, и Пратьекабуддаяну, т.е.Колесницу Молчаливых Будд.Колесница Слушателей объединяет всех тех верующих, кто «слышал» Учение Будды от Самого Будды или от других наставников Дхармы, и которые в результате получения этих наставлений достигли своей наивысшей цели, называемой Шравакабодхи, букв.»тот, кто очищен и совершенен», как качество, обретаемое буддой, или Пробуждение в Колеснице Слушателей.После достижения этой цели они провозглашали, или «обнародовали» свое постижение другим, будь эти другие последователями Хинаяны или Махаяны.

Словом «пратьекабудда», буквально «будда-сам-по-себе», обозначают всех тех последователей Хинаяны, которые достигли уровня Архата посредством своих личных усилий.Это означает, что в своем последнем существовании в сансаре они не нуждаются или не опираются на учение какого-либо наставника для своего достижения уровня Архата.Они способны достигнуть этого уровня силой своего прежнего запаса заслуги, в частности — силой своих молитв.Пратьекабудды подразделяются на два типа — «отшельники» и «общающиеся»:

1.»Пратьекабудда-подобный-носорогу» идет своим путем практики в полном одиночестве;

2.»Пратьекабудда общающийся».В пределах этого второго типа выделяют два подтипа.Во-первых, здесь те, кто уже достиг третьего этапа подготовки.Во-вторых, все те, кто находятся на уровнях между последней фазой Этапа Подготовки и незадолго до вступления на завершающий буддийский путь Этап Неучения.Эти два подтипа называются соответственно: «пратьекабудда, общающийся в большой группе» и «пратьекабудда, общающийся в узком кругу».Первый подтип можно понимать и как «обретший заслугу и мудрость великим усилием», поскольку он работает на более раннем этапе, а второй — «обретший заслугу и мудрость малым усилием», поскольку он работает на более поздних этапах.Отличительный момент здесь в том, что «большее усилие» необходимо тогда, когда верующий проходит начальные этапы Пути Дхармы, а по мере его духовного прогресса требуемые усилия уменьшаются.Поскольку главная тема сосредоточения в ходе медитации последователей Колесницы Слушателей отличается от той, на чем сосредоточены последователи Колесницы Молчаливых Будд, то и Тхарпа (нирвана, мокша), т.е.освобождение от сансары, которое они достигают в итоге, отличается.И хотя в конце концов о последователях обоих Колесниц говорят, как о достигших уровня Архата, но в их состояниях есть качественные различия.За исключением этих различий, обе Колесницы представлены пятью практически тождественными этапами Духовного прогресса, а именно:

1.Цхогс-лам (самбхарамарга) — этап Накопления заслуги и мудрости, на который вступают тогда, когда в человеке рождается необратимое решение следовать Стезей Будды, будь то Стезя шравака или пратьекабудды, с целью достичь освобождения от сансары.Такое решение должно быть основано на полном понимании трех типов страдания которые характеризуют сансару, а также и на осознании того не слишком очевидного факта, что три типа страдания мы претерпеваем постоянно, даже в минуты кажущегося нам наивысшего блаженства.Типы страдания: страдание, возникающее в результате каких-либо физических или ментальных причин; страдание, возникающее из-за преходящей природы любых явлений; и страдание, причиной которому служит наша зависимость от неизбежных пут, связывающих нас в круговерти перевоплощений.На первом Этапе человек начинает «накапливать заслугу» и мудрость быстрыми темпами.Этап имеет три подраздела, все три необходимо пройти прежде, чем вступить на второй Этап.

2.Прайогамарга — Этап Подготовки, начинается тогда, когда человек обретает «необычную мудрость, рожденную в процессе медитации.Этот Этап достигают в результате устремления разума к и сосредоточения на Четырех Благородных Истинах и Их шестнадцати аспектах.Такое сосредоточение должны осуществлять и шраваки, и пратьекабудды.Этап Подготовки содержит четыре подраздела: Теплота (дрод); Вершина (рце-мо); Смиренная Выносливость (бзод-па); и Возвышенная Дхарма (чхос-мчхог).

3.Даршанамарга — Этап Видения, является результатом дальнейшего углубления созерцания Шестнадцати Аспектов Четырех Благородных Истин.Этап Видения имеет шестнадцать подразделов.До этого момента медитация относительно неглубока по своему характеру, часто прерывается возвратом к мирским делам.Фактически на более ранних Этапах не наблюдается никакого различия между медитацией и нормальной жизнью.Достигнув этапа видения, верующий достигает уровня Ария, и далее его медитативная практика преобразуется в процесс глубокого созерцания, сходного с трансом.

4.Бхаванамарга — Этап Медитативного Развития.И шравака, и пратьекабудда вновь и вновь медитативно «прорабатывают» опыт медитации, — каждый сообразно своему типу медитации.Этот уровень медитации — первый из девяти уровней медитативной практики, из которых три называются «малыми», три — «средними» и три — «большими».Девятый завершающий уровень медитации называется на санскрите Ваджропама самадхи, т.е «Медитативное сосредоточение, подобное твердостью алмазу» — таково по твердости, стабильности и блистательности это достигнутое состояние медитации.

5.Ашаикшамарга — Этап-Более Не-Учения.И шравака, и пратьекабудда достигают архатства — наивысшего состояния, признаваемого в рамках традиции Хинаяны.

Хинаяна и Махаяна – сравнительная характеристика

Традиционно выделяют 4 исторические формы религии:

1.Хинаяна – Центральная Индия

2.Махаяна – Сев.Индния и Китай

4.Ламаизм — Япония

Хинаяна – малая колесница, узкий путь спасения.Последователи Хинаяны полагают, что спасение может достичь только тот, кто полностью посвятил себя религиозной жизни, то есть монашествующий.Отсюда и название – узкий путь спасения.Это ортодоксальная форма буддизма, верная первоначальным формам религии.Догматика и форма – Хинаяма.

Махаяна – большая колесница, широкий путь спасения.Последователи Махаяны полагают, что спасения могут достичь не только монахи, но и все верующие.Махаяна возникает на рубеже нашей эры.Первым Махаяна использует буддийский мудрец Ашвагоша, который создал «Рассуждение о пробуждении веры в Махаяну».Идеологом Махаяны признается другой мудрец Нагараджуна, живший в середине 2 века н.э.

После смерти Будды, текст его проповедей был похищен злыми демонами, а все, что осталось, не хватало.Нагараджуна смог попасть во дворец к демонам и вернуть истинный текст проповедей Будды.

Чем отличаются Хинаяна и Махаяна:

1.Хинаяна и Махаяна отличаются по основному догмату.Догмат о страдании в Хинаяне.В Махаяне – догмат о пустоте, в соответствии с которым настоящая жизнь рассматривается, как ничто, иллюзия, от которой необходимо избавиться и стремиться к достижению истинного бытия.Этим истинным бытием является Нирвана.

2.Хинаяна и Махаяна отличаются догматом о Нирване.В Хинаяне Нирвана – это угасание, исчезновение, отсутствие страданий, ощущений.В Махаяне – это истинное бытие, полное блаженства.Нирвана приобретает черты со временем, райского наслаждения.

3.Догмат и Будда.И Хинаяна и Махаяна — политеистические религии, признают существование множества богов, однако в Махаяне значительно больше Будд (богов), которые имеют имя.Связывают с тем, что буддизм, распространяясь на территорию Северной Индии и Китая, вбирал в себя местных богов, как воплощений будды.

4.В Хинаяне изображение богов запрещено, а в Махаяне изображение разрешено.

5.Отличается догматом о Бодхисатвы.В Хинаяме Бодхисатвы – это те, кто своей праведной жизнью достигли возможности погружения в Нирвану, однако остаются на пути к ней для того, чтобы указывать этот путь другим людям.В Махаяне Бодх.– это проповедники Махаяны, которые своими проповедями помогают достичь Нирваны верующим.

6.Отношением к светской жизни, мирским делам.Последователи Хинаяны считают, что необходимо отречься от всего земного, посвятить себя религиозной деятельности.Последователи Махаяны настаивают на активном участии в социальных преобразований.

7.Отличаются укладом жизни духовенства.Хинаяна – по сути дела начальная, ортодоксальная форма буддизма, характерна жизнь в монастырях, убежища монахов в период дождей.Как только период дождей заканчивался, монахи продолжали свой путь учения людей, проводили время в духовных сессиях.Странстующая жизнь монахов, небольшие небогатые монастыри, небольшие пожертвования.

В Махаяне монастыри – это прекрасные здания, с великолепной архитектурой и безбедная жизнь монахов, значительные пожертвования.

8.Отличаются каноническими источниками.В Хинаяне единственным каноническим источником признается Типитака.А Махаяна, кроме Типитаки, признает учения Ашвагоши и Нагараджуни.

Основные направления буддизма

махаян ламаизм буддизм тхеравад

Буддизм как мировая религия не является однородным.Распространяясь в различных странах, буддийское вероучение не смогло сохранить своего единства.Уже через 100 лет после смерти Будды насчитывалось 17 толков буддизма и 6 конкурирующих сект, основанных современниками Будды.В I в.н.э.в буддизме произошел раскол и образовались 2 ветви: махаяна («широкий путь спасения») и хинаяна («узкий путь спасения»).Это разделение было вызвано прежде всего различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии.

На рис.1 представлены основные направления буддизма.

На одном из ранних этапов своей истории буддизм разделился на два основных направления: тхераваду, строгое, канонизированное учение древних, и махаяну, либеральное, открытое для нововведений течение.

Хинаяна и махаяна

Наивысшего расцвета буддизм в Индии достиг в III в.до н.э.при царе Ашоке, который утвердил его в своем государстве, сформировал институт миссионеров, заложивший основы буддизма как мировой религии.Однако уже в первые столетия своего существования буддизм разделился на 18 сект.

Разногласия между сектамии вызвали созыв соборов в Раджагрихе в 447 г.до н.э., в Вайшави в 367 г.до н.э., в Паталирутре в III веке до н.э.и привели в начале нашей эры к разделению буддизма на два основных направления: Хинаяна — Малая Колесница, самоназвание — тхеравада, (учение старейших) и Махаяна — Великая Колесница.

Хинаяна, тесно связанная с ранним буддизмом, получила распространение на Цейлоне, а позже в странах Юго-Восточной Азии, поэтому это направление называют южным буддизмом, а второе — северным буддизмом по причине его преимущественного распространения в странах, лежащих к северу от Индии.

Хинаянисты используют священные тексты на языке пали (один из среднеиндийских языков), а махаянисты — на санскрите.Долгое время в науке существовало представление о том, что Хинаяна почти точно воспроизводит учение раннего буддизма, а Махаяна является результатом позднейшего развития, однако современная наука показала, что с одной стороны, оба этих учения отличны от первоначального буддизма и сформировались в результате его многовековой эволюции, а с другой, что они равным образом восходят к различным аспектам раннего буддизма, развивая уже существовавшие в нем тенденции.

Религиозным идеалом Хинаяны является архат (достойный), то есть святой, полностью следующий монашеским обетам и предписаниям и достигший нирваны.Нирвана достигается индивидуально и лишь благодаря собственным усилиям.Достичь ее могут только монахи, цель же мирян — забота о сангхе и улучшение своей кармы.

Сторонники Хинаяны признают Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое может быть достигнуто только через уход от мира, только через монашество.Будда — не божество и не сверхъестественное существо, а просто человек, первоучитель, нашедший благодаря собственным трудам путь к освобождению и указавший его другим людям.Он обрел нирвану и в мире больше никак не присутствует.Поэтому все молитвы и другие формы культа имеют смысл лишь как мемориальные акты, цель которых — отдание почтения памяти учителя и воспоминание о нем как о примере для подражания.Ориентация Хинаяны почти исключительно на монашескую среду обусловила ее ограниченное распространение в странах, традиционно связанных с Индией.

Махаяна (“широкий путь к спасению”) — сложившаяся позднее и достигшая расцвета около 200 г.н.э.форма буддизма — во многом отличалась от раннего буддизма хинаяны.Она более похожа на обычную религию: не довольствуется функцией “внутреннего просветления” небольшого круга людей.Она делает понятие нирваны более доступным обыденному религиозному сознанию, исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор здесь сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь.Если в хинаяне дело спасения находилось целиком в руках самого спасающегося (ни от кого из богов-покровителей это не зависело), то в махаяне большая роль отводится институту бодисаттв.

Идеалом Махаяны является бодхисаттва (пробужденное существо), то есть святой, достигший высшего пробуждения и обретший состояние будды, но добровольно отказавшийся от вступления в окончательную нирвану во имя спасения всех живых существ.Бодхисаттвы дают обет не вступать в нирвану до тех пор, пока ее не обретут все живые существа.Главные качества бодхисаттвы — премудрость (праджня), то есть способность постигать истинную реальность, и великое сострадание (каруна), выражающееся в умении спасать различные типы живых существ (упая).

Оставаясь среди людей, они используют свое могущество для облегчения их страданий и для их спасения.Выполнив эту роль, бодисатва становится богом, которому молятся, в его честь совершают обряды.Учение о бодисатвах, достижимых для молитв и обрядов, сделало понятным для простых людей тот конечный итог, к которому должны привести все религиозные усилия в данной жизни.Вместо туманной нирваны на первое место выдвигается самый обыкновенный рай — царство бодисатв, попав в которое, душа может непосредственно с ними общаться и набираться добродетелей для окончательного спасения.

Первоначально бодхисаттвой назывался любой верующий, стремящийся к осуществлению такой альтруистической миссии.Позднее это слово стало применяться преимущественно лишь к великим святым, наделенным сверхъестественным могуществом, превосходящим мощь богов старой ведической религии и руководимым в своей деятельности великим состраданием.Такие бодхисаттвы как Авалокитешвара, Тара, Маньджушри, Самантабхадра и другие, стали популярнейшими объектами культа, надежд и благоговейного почитания миллионов верующих.Культ бодхисаттв настолько важен для Махаяны, что ее часто даже называют Бодхисаттваяной — Колесницей Бодхисаттв.

С появлением бодисатв в буддизме стал развиваться пантеон святых, которым можно было молиться, прося у них помощи и заступничества.Наряду с великим Буддой (Шакьямуни) появились и многие другие будды, они приобрели имя, были персонифицированы, превратились в объекты почитания и культа.Возникла практика поклонения их изображениям, главным образом скульптурным.Во многих странах Востока сохранялись до наших дней высеченные в скальных породах фигуры будд и бодисатв, изображения различных сцен из их жизни.Наряду со всем этим появилось неизвестное раннему буддизму представление об аде и рае, была разработана космогония, изображавшая множество небес, на которых размещался божественный пантеон.И сам Будда из учителя мудрости превратился в бога-спасителя.Если хинаяна отвергала посредничество брахманов, то в махаяне вновь возникают представления о роли монахов и духовенства как посредников на пути к спасению.

В махаяне существенным образом изменяются роль и значение монахов в спасении.Они представляют собой отрешившиеся от жизни ради личного спасения существа и проповедников учения.Их основная роль — быть промежуточной ступенью между верующими и бодисатвами.Они — маги и заклинатели богов.Естественно, что при этом начинают быстро развиваться культ, сложные магические приемы воздействия на сверхъестественные силы для умилостивления добрых и обезвреживания злых.В культ широко включаются изобразительное искусство, архитектура, элементы театрального искусства в форме всевозможных сложных обрядов, музыка, танец [6].

Будда также понимается в Махаяне иначе, нежели в Хинаяне.Будда в строгом смысле этого слова — вечная и изначально пробужденная природа сознания, истинная реальность, как она есть, иногда приобретавшая в поздних текстах черты бескачественного абсолюта наподобие Брахмана адвайта-веданты.Эта подлинная сущность Будды называется в Махаяне Телом Дхармы (дхармакая).Но по своему великому состраданию этот вечный Будда являет себя еще в двух формах или «телах»: на уровне мира форм как «тело наслаждения» (самбхогакая), в котором Будда общается с бодхисаттвами и наставляет их, а также наслаждается блаженством нирваны, и на уровне мира желаний как «превращенное» или «магически созданное тело» (нирманакая), в котором Будда принимает вид человека — наставника и учителя истины.Именно «превращенным телом» и был, согласно Махаяне, исторический будда Шакьямуни.Если Тело Дхармы является общим и единым для всех будд, то остальные «тела» у всех будд свои.

Махаяна также учит, что каждое живое существо изначально наделено природой будды и является буддой как бы потенциально.Следуя путем бодхисаттвы, человек может реализовать эту природу, достичь «совершенного и полного пробуждения» и стать буддой.

В отличие от Хинаяны, Махаяна уделяет внимание не только монахам, но и всем верующим, стремясь максимально привлечь к религиозной практике как можно больше людей.При этом Махаяна утверждает, что достичь состояния будды могут не только монахи, но и отдельные благочестивые и мудрые миряне.

Другим принципиально важным нововведением Махаяны была разработанная концепция о рае и аде.Что касается ада, то представления о преисподней были достаточно хорошо известны как ближневосточной мифологии, так и индоиранской.В Индии владыкой ада считался первочеловек Яма (вариант древнеиранского Йимы), оказавшийся первым из умерших и впоследствии обожествленный.В Индии, даже учитывая существование в древнеиндийской мифологии преисподней и Ямы, разработанной концепции ада вплоть до оформления буддизма Махаяны все-таки не было, как не существовало и представления о рае.Обе идеи появились в Махаяне вместе, в рамках единого комплекса мифологических построений.При этом концепция рая (сукхавати, «счастливой земли», обитатели которой становятся бодисатвами и достигают в конечном счете нирваны) оказалась тесно связанной с буддой Амитабой («бесконечный свет»), который и создал этот рай, «поля Амитабы», где-то далеко на западе.Райское блаженство, равно как и муки ада, предназначались в рамках Махаяны для всех кармических существ, включая и богов, а пребывание в аду считалось временным и было лишь передышкой перед очередным кармическим перерождением.

И, наконец, третьим существенным нововведением Махаяны стал культ будды грядущего Майтрейи, своеобразного буддийского мессии.Здесь, в этом пункте, влияние западной иранской мысли проявляется наиболее отчетливо: генетические корни Майтрейи совершенно очевидно восходят к Митре и митраизму.Не исключено, что одновременно с этими митраистскими представлениями в Махаяну проникли и разработанный мифологический комплекс о рае и аде, и даже альтруистическая концепция святого подвижника, принявшего в Махаяне облик бодисатвы.При этом несомненно, что влияния были сильно переработаны и вполне органично влились именно в буддийские представления, что едва ли не наиболее наглядно видно на примере буддийской мифологии и космологии.

Таким образом, Махаяна существенно изменила содержанке основных положений раннего буддизма — произошло увеличение роли сверхъестественного в ее учении, была декларирована возможность спасения для всех и каждого, предложены богатство и многообразие буддийского пантеона, разработанный и красочный ритуал.Все это превращало буддизм в массовую религию, привлекало его последователей за пределами Индии.Постепенно в Махаяне сложилась та форма буддизма, которая дала ему возможность быстро распространиться за пределы Индии и быть принятой самыми различными азиатскими народами.

Буддизм Махаяны в первые века нашей эры довольно быстро распространился в Средней Азии, проник в Китай, через него — в Корею и Японию, даже во Вьетнаме, позже он укрепился также в Непале, Тибете, Монголии, Центральной Азии.В некоторых из этих стран буддизм стал играть очень важную роль, в других — превратился в государственную религию.Распространяясь за пределами Индии, Махаяна проявила исключительную гибкость в приспособлении к новым условиям и характеру иных культур и цивилизаций, что и позволило ей сделать буддизм мировой религией.

В самой же Индии буддизм Махаяны большого распространения не получил, хотя его позиции там по сравнению с Хинаяной были в начале нашей эры предпочтительней.Дело, в том, что буддизм как религиозно-философская доктрина даже в его махаянистской форме не сумел преодолеть в Индии главного препятствия — кастового строя, структура которого была для него институционально неприемлема.И хотя в Индии возникло немало буддийских центров, храмов и монастырей во главе с известной Наландой (существовали пещерные храмы, такие, как Аджанта, где в скальных породах были высечены буддийские изображения), буддизм в Индии после Ашоки и Канишки шел к упадку.Что же касается буддизма Ханиямы, то его влияние в Индии с начала нашей эры постепенно ослабевало, пока через несколько веков практически не исчезло вовсе .

Три колесницы — Три Пути.Хинаяна, Махаяна, Ваджраяна

В буддизме выделяют три основных направления Пути самосовершенствования, называя их Три Яны, Три Колесницы.

Хинаяна ( «яна» — колесница, «хина» малый ) — Малая Колесница

Махаяна ( «маха» великий ) — Большая Колесница

Ваджраяна ( «ваджра» — алмаз ) — Алмазная Колесница

Все они ведут к одной цели.Деление связано с тем, что Будда передал разные методы для людей с разными способностями к духовному развитию.

Каждое направление имеет своих последователей.Разные люди — разные методы.

Суть знания, переданного Буддой выходит за пределы человеческого измерения.Для ясного понимания этого знания принята некая форма, такая как Три Колесницы, каждая из которых содержит свои особые наставления, методы, постижения этого знания.

Традиция Хинаяны опирается на то, что можно назвать первыми учениями Будды, начиная с его знаменитой проповеди о Четырех Благородных Истинах: страдании, источнике страдания, возможности прекращения и способе прекращения страдания.

Основу учения образует Трипи́така, Палийский Канон — свод священных текстов, составленный вскоре после так называемого «ухода Будды в Нирвану».

Последователи Хинаяны считают эти писания самым древним источником Учения Будды, и следовательно самым авторитетным.Отсюда еще одно название Малой Колесницы: Тхеравада то есть «Учение старейших».

Традиция Махаяны возникла на севере Индии и распространилась преимущественно в Китае, Тибете и Японии.Она переосмысляет сложившиеся в Хинаяне положения о мироустройстве и духовном Пути, раскрывая смысл Учения Будды совершенно по новому.

Основа Махаяны и Хинаяны — Сутры.

Это писания, пришедшие к практикам древности в форме духовного откровения.Предполагается, что Сутры были переданы Буддой.Но Буддой уже не в форме конкретного исторического лица, Будды Шакьямуни, а как проявление природы Будды как таковой, вневременной, всеобъемлющей — метафизической реальности, запредельной относительно человеческого Ума.

Ваджраяна — последняя Колесница, называемая «тантрический буддизм».Это название связано с тем, что основа практик здесь — Тантры — знания, переданные предполагаемым воплощением Будды, учителем Падмасамбхавой.Конечная цель Ваджраяны та же, что у и Махаяны — обретение состояния Будды для блага всех существ.Отличие в Методах обнаружения этого изначального состояния.

— Хинаяна: Нирвана (Освобождение для себя)

— Махаяна, Ваджраяна: Благо всех существ

Хинаяна воспринимает Путь Будды Шакьямуни как руководство к действию: отречься от всего «мирского», отсечь привязанности и «загрязнения», чтобы стать просветлённым существом подобно Будде и покинуть этот мир, уйдя в бесконечное блаженство Нирваны — состояния за пределами цикла рождения и смерти — сансарического бытия.

Важно отметить: последователи Хинаяны верят, что Будда — конкретное историческое лицо, Учитель, обретя Просветление действительно ушел в Нирвану.То есть перестал существовать в нашей реальности.Это воззрение — ключевое отличие восприятия явлений в Хинаяне и Махаяне.

— Хинаяна: Будда — Человек достигший Просветления

— Махаяна: Будда- метафизическая Реальность

Сутры Махаяны указывают на то, что Нирвана — это уловка на пути, а Будда, Татхагата — нечто, гораздо большее, чем явленное миру тело Будды Шакьямуни.Будда — это аспект реальности, первоприрода, первоматерия, источник всего сущего.И потому Будда, воспринимаемый таким образом, не может «покинуть» Сансару.Он пребывает в ней внутри каждого из нас.

Такая концепция получила название Теория Татхагата Гарбхи.»Зародыша» Будды как изначальной природы внутри всех живых существ.

Об этом можно прочесть в Татхагатагарбхе сутре:

А также, сыновья хорошей семьи, (он) понимает, что внутри живых существ, утопающих в осквернениях, сидит множество Татхагат со скрещенными ногами и неподвижных, одаренных, как и я, знанием и видением.И понимает, что нутро тех (существ), оскверненное нечистотой, — истинная природа Татхагаты (татхагатадхармата), недвижимая и неколебимая любыми состояниями бытия, и затем говорит: «Все эти Татхагаты подобны мне!»

Идеалом Хинаяны является Архат — святой монах, собственными усилиями достигший Нирваны, цели пути в рамках этой традиции.

В Сутрах Махаяны хинаянских святых — Архатов называют Шраваками, «слушающими голос», подразумевая, что это ученики Будды, не постигшие всех глубин учения и привязавшиеся к идее Нирваны как Индивидуального освобождения, стремление к которому в принципе заблуждение.

Во-первых, нет разницы между Сансарой и Нирваной — это две иллюзии одного Ума.

Нет разницы вообще

Между Нирваной и Сансарой.

Что является пределом нирваны,

Есть также и предел сансары.

Между этими двумя мы не можем найти

Даже слабейшей тени различия.

Ум – корень, как круговорота перерождения, так и просветления.Из-за разнообразия накопленной кармы, каждый из многообразных видов существ имеет свое особое иллюзорное видение.

Намкай Норбу Ринпоче » Кристалл и путь света»

Этот ум творит и сансару и нирвану

Вне него не существует ни то ни другое.

Во-вторых, даже если Ум принимает правила игры этих иллюзий, стремление к «личному» Освобождению — не самый благородный путь.Ведь в шести мирах сансарического удела человек оставляет всех тех, кто будет продолжать пребывать в неведении и испытывать повторяющиеся страдания.

Потому задача практика — принести максимальное благо живым существам в течении своей жизни.Которая, как известно конечна, а рождение человеческое – бесценно, ибо дает возможность для практики.

Отказавшись от цепляния за собственное «Я», практик Махаяны переводит свой взор от себя к другим людям и существам.

Идеал Махаяны — Бодхисаттва — тот, кто породил в себе намерение стать Буддой дабы иметь возможность принести благо миру.

Намерение такого рода называется Бодхичитта ( «бодхи» — пробужденный», «читта» — сознание ).Зарождение такого намерения, обусловленного чувством великого Сострадания ко всему живому, является началом духовного развития на пути Великой Колесницы, Махаяны.

Вообще, в Махаяне есть такое воззрение, что определяющим природу нашего действия — является не само действие, а намерение, мотивация.И потому то, что по форме выглядит странно или даже жестоко, имея так называемую благую цель под собой — является благом.

— Хинаяна и Махаяна:

— Ваджраяна: Путь преобразования (Тантры)

Хинаяну и Махаяну называют Путь Отречения.То есть отказ от негативных, не благих действий, дабы очистив Ум, обнаружить свое изначально просветленное состояние — достичь Просветления.

Ваджраяна, и тантра в целом, это Путь Тантры, Преобразования.Где те омрачения, привязанности и страсти, что в Сутре следует отсечь, используются как часть практики.

Ученый, религиовед Евгений Торчинов пишет:

Ваджраяна утверждает, что главное преимущество такого метода — его чрезвычайная эффективность, «мгновенность», позволяющая человеку стать Буддой в течение одной жизни, а не трёх неизмеримых (асанкхея) мировых циклов — кальп.Вместе с тем наставники Ваджраяны всегда подчёркивали, что этот путь является и самым опасным.

Ваджраяна взаимодействует с темными пучинами бессознательного — того «тихого омута», в котором «черти водятся», используя его безумные сюрреалистические образы и архетипы для быстрого выкорчевывания самих корней аффектов: страстей, влечений (порой патологических), привязанностей, — всего того, что могло и не осознаваться практиком, «атакуя» его сознание «изнутри».

Сейчас под словом «тантра» на западе продвигаются мероприятия, имеющие очень отдаленное отношение к духовности.Такое явление связано с поверхностным пониманием, западным сознанием союза мужского и женского, который выделяется в тантре.Мужское и женское начало в Ваджраяне — это союз двух аспектов Пробуждения: мудрости и метода.

На изображениях тантрических божеств, изображается пара, священный союз, называемый «Яб-Юм».

Метод, «Упая» — это мужское начало, божество в мужском теле.

Мудрость, «Праджня» — женское начало, изображается как супруга божества.

В буддизме есть устойчивое триединство: Тело, Речь и Ум

— практика на уровне Тела: выполнение простираний

— практика на уровне: Речи: это начитывание Мантр

— практика на уровне Ума: визуализации

Основные практики Ваджраяны:

1) практика мантр

2) визуализация божеств

3) созерцание мандал

Практика чтения мантр имеет в Ваджраяне столь большое значение, что её часто даже называют Мантраяной — Колесницей Мантр.Произнесение мантр подразумевает понимание внутреннего смысла мантры и её воздействия.Часто в практике нужно визуализировать написанные тексты мантр, причём задаётся определённый цвет, размер, толщина и другие параметры созерцаемых букв.

Практика тантрических мантр предполагает получение специального Посвящения, которое сопровождалось объяснением правильного произнесения того или иного звука.

В Ваджраяне большую роль играет наставник, учитель, Гуру.Под руководством такого гуру для каждого ученика подбирается своя практика, в зависимости от характера.Качество, черта характера, имеющая негативное свойство называется аффект (клеша): гнев, страсть, невежество, гордыня или зависть.

Практикующие Ваджраяну утверждают, что такого рода аффекты должны не уничтожаться, а осознаваться и трансформироваться в пробужденное сознание.Как это возможно?

Основой претворения страстей и влечений в мудрость Будды является природа Будды, которая есть природа психики и всех ее состояний и которая присутствует в любом, даже самом низменном психическом акте.

Потому, Ваджраяну можно назвать выходом за пределы понятий «чистого» и «нечистого».

Прежде чем изучать практику тантрического буддизма, Ваджраяну, следует изучить фундамент на который она опирается, а именно предыдущие две Колесницы.

Когда начинающий практик ищет «передачу», Посвящение на сложные, «высшие» тантры Ваджраяны, не накопив опыт в более доступных практиках — в нем говорит Духовное Эго.Считается, что если человеку обьяснили какой то метод, например Мантру — то есть образно говоря «передали» её, вложив в некотором смысле свою энергию в эту передачу — то есть энергию Учителя, эту практику «реализовавшего» — важно действительно Практиковать.

Когда приезжают буддийские Ламы с лекциями, учениями и всевозможными передачами практик — надо быть честным перед собой — намерен ли ты действительно применять в жизнь те знания, что получишь на таком мероприятии.Если человек получает «передачу» и не практикует — он создает «препятствие».Поэтому лучше быть более пустой и легкой чашей применяющей переданные уже методы, чем переполненным духовными знаниями сосудом без практики.Это и называется Духовным накопительством.Везде нужна мера — Серединный Путь.

Мы можем прожить жизнь по-разному.Через пять лет, то, что важно сейчас потеряет значение.Vanitas Vanitatum Суета сует.Сансара.

Есть вещи вне времени.Они останутся в нас навсегда.Человек чувствует это вечное и ищет к нему дорогу.

Оттого — разные религии, книги и путешествия, разговоры — вдруг найдется?

Но изначальная природа человека, его суть — никогда не придет извне — это знание внутри.И Учение Будды — древнейший способ подобрать ключ к этой двери.Вернуться к истоку.

Сколько бы ни было дорог, какую бы мы ни выбрали Колесницу, главное — идти вперед.

Хинаяна и махаяна: сравнение

Термины «хинаяна» (Малая колесница, или Умеренная колесница) и «махаяна» (Великая колесница, или Обширная колесница) появились в «Сутрах о праджняпарамите» («Сутры о далеко ведущем распознающем осознавании», «Сутры совершенства мудрости»).Эти два понятия довольно уничижительны, поскольку они возвышают махаяну и принижают хинаяну.Однако альтернативные термины также не лишены недостатков, поэтому я буду пользоваться здесь именно этой, более традиционной терминологией.

Из восемнадцати школ хинаяны для наших целей наибольший интерес представляют сарвастивада и тхеравада.Единственной существующей в настоящее время школой является тхеравада, она распространена в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии.Благодаря тому что тибетцы стали путешествовать в Северную Индию, где в то время процветала сарвастивада, буддизм проник на территорию Тибета.

Главными ответвлениями сарвастивады были вайбхашика и саутрантика.В основе разделения лежали философские различия этих школ.Философские системы хинаяны, изучавшиеся в индийских монастырях-университетах, таких как Наланда, а позднее и в тибетских махаянских университетах, заимствованы у этих двух школ.Линия тибетских монашеских обетов идёт от другой ветви сарвастивады – школы муласарвастивады.

Будды и архаты Arrow down

Во взглядах хинаяны и махаяны на архатов и будд существуют значительные расхождения.Обе школы соглашаются с тем, что архаты, или освобождённые существа, более ограничены, чем будды, или просветлённые существа.Последователи махаяны определяют это различие с точки зрения двух групп омрачений (двух завес): эмоциональных, препятствующих освобождению, и омрачений познания, препятствующих всеведению.Они считают, что архаты свободны только от последних, тогда как будды свободны от обоих омрачений.В хинаяне нет этого разделения, оно свойственно лишь махаяне.

Обе традиции утверждают, что для достижения освобождения и просветления необходимо обрести неконцептуальное познание отсутствия невозможной «души», или «бессамостности».На санскрите, на котором написаны большинство духовных текстов сарвастивады и махаяны, отсутствие самости называется анатма, на пали – языке духовных текстов тхеравады – анатта.Школы хинаяны утверждают, что отсутствие невозможной «души» (или атмана), которая не подвержена влиянию, неделима, существует отдельно от тела и ума, и может познать себя, – свойственно не всем явлениям, а только личностям.Осознав отсутствие такой «души» только у личностей, можно стать либо архатом, либо буддой.Это зависит от того, насколько велик накопленный положительный потенциал, или так называемая «заслуга».Так как будды развивают просветляющую цель бодхичитты, они обладают большей положительной силой, нежели архаты.

Как утверждает махаяна, будды познают отсутствие невозможной «души» не только у личностей, но и у всех явлений.Они называют это отсутствие пустотностью.Индийские школы махаяны расходятся во взглядах на то, понимают ли пустотность явлений архаты.Последователи махаянской школы мадхьямаки-прасангики отвечают на этот вопрос утвердительно.Тем не менее, четыре тибетские традиции толкуют точку зрения прасангики различно.Одни считают, что архаты и будды по-разному понимают пустотность явлений, другие утверждают, что одинаково.Некоторые говорят, что архаты познают пустотность меньшего количества явлений, чем будды; другие считают, что это не так.Но здесь мы не будем вдаваться во все подробности этих разногласий.

В продолжение о буддах и архатах Arrow down

Хинаяна и махаяна расходятся во взглядах на архатов и будд и по многим другим вопросам.В частности, тхеравада утверждает, что одно из различий между шраваками, или «слушателями», которые стремятся стать освобождёнными архатами, и бодхисаттвами, которые стремятся к просветлённому состоянию будды, в том, что шраваки обучаются у буддийских учителей, а бодхисаттвы нет.Например, наставниками исторического будды, Шакьямуни, были не другие будды, а лишь небуддийские мастера, методы которых он в конечном счёте отклонил.Следовательно, свои познания и достижения Будда обрёл без опоры на буддийского учителя, и поэтому тхеравада считает, что мудрость будды превосходит мудрость архата.

Кроме того, бодхисаттвы стремятся стать вселенскими буддийскими учителями, а шраваки нет, хотя архаты обучают учеников.Перед тем как покинуть этот мир Будда доверил своему ученику-архату Шарипутре продолжать «вращать колесо Дхармы».Однако согласно тхераваде, будды более искусны в методах, ведущих других к освобождению, и в широте своих учений, чем архаты.В этом смысле будды всеведущи.Но в соответствии с представлением этой школы, будда не знает, например, местонахождение каждого человека – ему необходимо узнавать это у других.

С точки зрения хинаянской школы вайбхашики будды действительно всеведущи и обладают этим знанием, но в каждое мгновение они могут знать только одно явление.Согласно махаяне всё взаимосвязано и взаимозависимо, – нельзя выделить какую-либо единицу информации, которая не имела бы отношения к остальным, – поэтому всеведение будды означает одновременное знание всего.

Хинаяна утверждает, что исторический Будда в течение жизни достиг просветления, а когда он умер, поток его ума завершился, как у архатов.Поэтому согласно хинаяне будды обучают лишь до конца жизни, в которой они достигли просветления, а не вечно, проявляясь в бесчисленных мировых системах, как считает махаяна.Только махаяна утверждает, что Будда Шакьямуни стал просветлённым, обучаясь у буддийских мастеров, множество эонов тому назад.Он лишь продемонстрировал просветление под деревом бодхи, и это было одно из его двенадцати просветляющих деяний.Это описание происходит из махасангхики, одной из восемнадцати хинаянских школ, но оно не встречается ни в сарвастиваде, ни в тхераваде.

Ещё одно важное разногласие: только в махаяне есть учения о трёх телах будды – нирманакайе, самбхогакайе и дхармакайе.Таким образом, хинаянское и махаянское представления о будде существенно различаются.

Пути, ведущие к освобождению и просветлению Arrow down

Обе традиции утверждают, что стадии продвижения к очищенному состоянию (бодхи) архата или будды включают прохождение пяти уровней развития ума, так называемых «пяти путей»: пути создания (накопления); пути применения (подготовки); пути видения; пути привыкания (медитации); и пути, не требующего дальнейшей тренировки (пути за пределами обучения).И шраваки, и бодхисаттвы, достигшие пути видения, становятся арьями – существами с высоким постижением, – и обретают неконцептуальное познание шестнадцати аспектов четырёх благородных истин.

И хинаяна, и махаяна соглашаются, что, следуя пути видения, как арьи-шраваки, так и арьи-бодхисаттвы освобождаются от доктринально привнесённых беспокоящих эмоций, в то время как на пути привыкания они избавляются от самопроизвольно возникающих беспокоящих эмоций.Первый тип беспокоящих эмоций основан на изучении воззрений какой-либо из индийских небуддийских философских школ, второй же возникает естественным образом у всех, даже у животных.Беспокоящие эмоции, от которых избавляются шраваки, и бодхисаттвы, являются частью перечня умственных факторов.Каждая из хинаянских школ перечисляет разные умственные факторы, а в махаяне приводится свой список, и определения многих факторов в разных традициях неодинаковы.

И хинаяна, и махаяна сходятся также в том, что следование по этим пяти путям влечёт за собой практику тридцати семи факторов, приводящих к очищенному состоянию, бодхи, то есть к состоянию архата или будды.Тридцать семь факторов просветления включают в себя четыре ближайших размещения памятования, восемь ветвей пути арьи (восьмеричный благородный путь) и так далее; все они очень важны.В ануттарайога-тантре они представлены тридцатью четырьмя руками Ямантаки, его телом, речью и умом, а также дакинями в мандале тела Ваджрайогини.Тридцать семь – стандартный набор практик, однако характерные особенности каждой практики в традициях хинаяны и махаяны часто различны.

Как хинаяна, так и махаяна утверждают, что схема: вошедший в поток, единожды возвращающийся, более не возвращающийся и архат – описывает только этапы пути арья-шраваки, но не арья-бодхисаттвы.Так, вошедшие в поток обладают неконцептуальным познанием шестнадцати аспектов четырёх благородных истин, включая неконцептуальное познание отсутствия невозможной «души» личностей.Не следует думать, что вступление в поток – начальный уровень, поэтому, когда кто-либо говорит, что достиг этого состояния, будьте осторожны.

В традиции хинаяны нет подробного толкования путей бодхисаттвы.Махаяна же объясняет, что арьи-бодхисаттвы достигают просветления, проходя десять уровней развития ума, или бхуми, которые отсутствуют на пути шраваков.

И хинаяна, и махаяна соглашаются, что путь бодхисаттвы к просветлению занимает больше времени, чем достижение архатства шраваком.Однако только махаяна говорит о формировании двух систем, на которых основано просветление, – двух накоплений – на протяжении трех неизмеримо долгих эонов.«Неизмеримо долгий» обычно переводится как «бесчисленный», и это подразумевает конечный, хоть и неисчислимый временной промежуток.Шраваки могут достичь состояния архата за три жизни.В течение первой жизни шравака становится вошедшим в поток, в следующей – единожды возвращающимся, а в третьей жизни, в состоянии не возвращения, достигает освобождения и становится архатом.Для многих людей это довольно привлекательно.

Тем не менее, следует избегать крайностей, поскольку утверждение, что архаты эгоистичны похоже на пропаганду бодхисаттв.В сутрах же сказано, что Будда попросил шестьдесят учеников-архатов давать учения, и, если бы они действительно были эгоистичны, они бы на это не согласились.Однако архаты могут помогать другим в меньшей степени, чем будды.Но и те и другие могут помочь только тем, у кого есть соответствующая карма.

Бодхисаттвы Arrow down

Важно понимать, что хинаянские школы всё же утверждают: прежде чем стать буддой, нужно следовать пути бодхисаттвы.И у хинаяны, и у махаяны есть свои рассказы-джатаки, и в них описаны предыдущие жизни Будды Шакьямуни, в которых он был бодхисаттвой.Даже многие цари Шри-Ланки, начиная с царя Сири Сангхабодхи в III веке нашей эры, называли себя бодхисаттвами.Конечно, это немного запутанная история: в то время в Шри-Ланке уже распространилась махаяна.Трудно сказать, появились ли эти короли-бодхисаттвы до её влияния, но они существовали.Ещё более удивительно, что в V веке нашей эры старейшины Анурадхапуры – столицы Шри-Ланки – объявили великого тхеравадинского мастера абхидхармы Буддхагхошу воплощением бодхиситтвы Майтреи.

Махаяна считает, что в текущем «счастливом эоне» появится тысяча будд, которые положат начало вселенским религиям, и что на протяжении других мировых эпох было и будет ещё множество будд.При этом любой человек может стать буддой, поскольку каждый обладает факторами природы будды, позволяющими достичь этого состояния.Хинаяна не говорит о природе будды, однако в традиции тхеравады встречаются упоминания о сотнях будд прошлого: в одной из сутр двадцать семь из них перечислены по именам.Прежде чем стать буддами, все они были бодхисаттвами.Тхеравада утверждает, что в будущем появятся бесчисленные будды, в том числе Майтрея, и что каждый, кто практикует десять далеко ведущих состояний ума, может стать буддой.

Десять далеко ведущих состояний ума Arrow down

В махаяне считается, что только бодхисаттвы, а не шраваки, практикуют десять далеко ведущих состояний ума, или «совершенств», потому что, с точки зрения данной традиции, в основе этих состояний ума лежит цель бодхичитты.

Однако согласно тхераваде в основе десяти далеко ведущих состояний ума лежит отречение – решимость быть свободным, – поэтому, чтобы практиковать их, бодхичитта не обязательна; они становятся причиной освобождения.Таким образом, тхеравада утверждает, что и бодхисаттвы, и шраваки практикуют десять далеко ведущих состояний ума.Но шраваки и бодхисаттвы практикуют эти десять состояний ума не только с разной мотивирующей целью, но и с разной степенью углублённости.Так, каждое из десяти далеко ведущих состояний ума подразделяется на три уровня, или ступени: простые, средние и высшие.Пример высшего уровня практики щедрости: в предыдущей жизни, когда Будда был бодхисаттвой, он накормил своей плотью голодную тигрицу.

Перечень далеко ведущих состояний ума тхеравады и махаяны незначительно отличается.Список махаяны:

  • щедрость;
  • этическая самодисциплина;
  • терпение;
  • радостное усердие;
  • умственная устойчивость;
  • распознающее осознавание;
  • мастерство в средствах;
  • устремлённая молитва;
  • укрепление;
  • глубокое осознавание.
  • Список тхеравады не включает умственную устойчивость, мастерство в средствах, устремлённую молитву, укрепление и глубокое осознавание.Вместо этого она добавляет

  • отречение;
  • верность своему слову;
  • решительность;
  • любовь;
  • равное отношение.
  • Четыре безмерных состояния ума Arrow down

    Как хинаяна, так и махаяна учат практике четырёх безмерных состояний ума: любви, сострадания, радости и равного отношения.Обе традиции определяют любовь как желание, чтобы другие были счастливыми и имели причины для счастья, а сострадание – как желание, чтобы другие освободились от страданий и их причин.Однако хинаяна не развивает эти безмерные состояния посредством рассуждений – например, что каждое существо когда-то было нашей матерью и так далее.Скорее, она учит постепенно распространять любовь с тех, кого мы уже любим, на остальных – все больше и больше.

    Школы хинаяны и махаяны по-разному определяют безмерную радость и равное отношение.Хинаянские под безмерной радостью понимают радость счастью других без зависти и желание, чтобы оно росло; махаянские считают, что это желание другим радости бесконечного просветления.

    Равное отношение представляет собой состояние ума, свободное от привязанности, неприязни и безразличия.Традиция тхеравада определяет его по отношению к плодам нашей любви, сострадания и радости.Итог наших стараний в помощи другим зависит от кармы и усилий с их стороны.Но, как и махаяна, тхеравада признаёт возможность передачи другим положительной силы, «заслуги».Мы хотим, чтобы они были счастливы и свободны от страданий, но сохраняем равное отношение ко всему, что происходит в действительности: мы знаем, что для достижения этого они должны приложить собственные усилия.С точки зрения махаяны, безмерное равное отношение означает желание, чтобы все освободились от привязанности, неприязни и безразличия, поскольку эти беспокоящие эмоции и состояния ума приносят страдания.

    Хотя для достижения освобождённого состояния архата необходимо развить любовь и сострадание, это не влечёт за собой развитие исключительной решимости или цели бодхичитты.Исключительная решимость – это состояние ума, когда мы принимаем решение взять на себя ответственность привести других к освобождению и просветлению.Цель бодхичитты – состояние ума, когда мы стремимся к собственному просветлению, чтобы добиться цели исключительной решимости.В отличие от хинаяны, которая не рассматривает эти два состояния, так как в её учениях мало разъяснений о пути бодхисаттвы, в махаяне подробно представлены медитативные практики для развития исключительной решимости и бодхичитты.

    Таким образом, хинаяна подчёркивает развитие четырёх безмерных состояний ума, для того чтобы преодолеть противоположные им беспокоящие эмоции в самих себе.Любовь противодействует злонамеренности, она временно освобождает нас от мыслей враждебности и раздражительности, а также беспокойства и страха.Сострадание противодействует жестокому настрою, желанию принести вред.Радость, или сорадование, противодействует ревности и зависти, а беспристрастие – ожиданиям, разочарованию и безразличию.Более того, в тхераваде, перед тем как направить эти состояния ума на других, их практикуют в отношении себя.В махаяне упор делается на том, что переживают другие, а не на том, что мы переживаем в отношении других.

    Две истины Arrow down

    Хотя хинаяна не утверждает отсутствие невозможной «души» явлений, или пустотность, это не значит, что данная школа вообще не рассматривает природу явлений.Она делает это с точки зрения двух истин обо всех явлениях.Понимание двух истин предваряет постижение пустотности явлений.С позиций махаяны две истины – это два факта об одном и том же явлении, а в хинаяне это две совокупности явлений.Существуют поверхностные, или обусловленные, истинные явления и глубочайшие, или высшие истинные явления.

    Среди школ сарвастивады, вайбхашика утверждает, что поверхностно истинные явления – это физические объекты и ментальные явления, которые теряют свою условную идентичность, когда мы с помощью анализа разбираем их на части.Например, анализируя нашу руку и разбирая её на атомы или рассекая цепочку мыслей на отдельные моменты, мы больше не видим атомы руки как руку и моменты – как цепочку мыслей.Глубинно истинные явления – это явления, условную идентичность которых мы можем познать, даже когда их анализируем.Вайбхашика утверждает, что все атомы, составляющие физические объекты, и все мельчайшие моменты познания не состоят из частей: они обладают абсолютно минимальным размером.Эти явления сохраняют свою идентичность, сколько бы мы их ни анализировали.Важно осознавать, что всё воспринимаемое нами – поверхностно истинные явления, а на глубочайшем уровне явления состоят из атомов и моментов.Таким образом, это приводит к пониманию, что поверхностный уровень подобен иллюзии.

    Согласно саутрантике поверхностные истинные явления – это метафизические сущности, наши проекции на объекты, в то время как глубочайшие истинные явления – это сами объекты.Мы начинаем понимать, что проекции подобны иллюзиям, и если мы избавимся от них, то сможем взглянуть на мир непредвзято.Здесь с иллюзиями сравниваются наши проекции.

    Согласно тхераваде поверхностные истинные явления – это обозначенные явления.Это относится как к личностям, так и к физическим объектам; последние разделяются на внутренние и внешние по отношению к нашему телу.Глубочайшие истинные явления – это то, что обозначается.Тела и физические объекты приписываются элементам и полям восприятия.Что такое апельсин – образ, запах, вкус, физическое ощущение? Апельсин – это то, что обозначается на основе всего этого.Точно так же, личность может быть обозначена на основе совокупных факторов тела и ума.Шесть первичных сознаний и умственные факторы – глубочайшие истинные явления, поскольку личность – это обозначение на их основе.

    Хотя ни одна из школ хинаяны не говорит о пустотности всех явлений, они утверждают, что для достижения освобождения важно иметь неконцептуальное понимание глубочайших истинных явлений.Это во многом напоминает махаянские воззрения.

    Тхеравада имеет своеобразное объяснение кармы, которое не встречается в школах сарвастивады или в махаяне.Но мы не будем сейчас в это углубляться.

    Резюме Arrow down

    Теперь мы действительно можем понять место школ хинаяны – тхеравады и сарвастивады – в полном собрании буддийских учений.Благодаря этому мы избежим ошибки отказа от Дхармы, говоря, что те или иные учения Будды небуддийские.Понимая эти школы правильно, с их собственной точки зрения, мы начинаем по-настоящему уважать все учения Будды.Это очень важно.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Алиса Синдеева
    Написано статей
    398
    Ссылка на основную публикацию