Йога анатомия

Тема статьи: Йога анатомия - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Йога анатомия

  • КНИГИ 565 304
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 511 971
  • Данная книга ни в коем случае не может служить всеобъемлющим пособием по анатомии человека, равно как и в полной мере отражать все неисчерпаемое учение йоги.Обе эти области содержат бесконечное множество крупных и мелких деталей, каждая из которых интересна и важна в соответствующем контексте.Моя же задача заключается в том, чтобы продемонстрировать самые важные аспекты анатомии, которые могут оказаться полезными всем, кто занимается йогой, — как ученикам, так и учителям.

    Этого можно добиться только в рамках строгого подхода, который позволяет выделить самое важное из безбрежного моря доступной информации.Кроме того, такой метод помогает объединить все описываемые детали в единую картину, рассматривающую человека как «неделимое единство тела и духа»[1].

    Все аспекты йоги, рассматриваемые в данной книге, основываются на особенностях структуры и функций человеческого тела.Поскольку йога всегда особо подчеркивает взаимосвязь дыхания и позвоночника, я уделю этим темам особое внимание.Рассматривая все структуры тела во взаимосвязи с дыханием и позвоночником, данная система является универсальным принципом изучения анатомии.Кроме того, для тех, кто занимается йогой, знание анатомии станет мощным инструментом, позволяющим обеспечить безопасность тела и придать своим мыслям реальную основу.

    Взаимосвязь йоги и анатомии объясняется просто: основные принципы йоги основаны на глубоком понимании особенностей строения человеческого тела.Основная цель тех, кто изучает йогу, — познание своего «я», а это «я» обитает в физическом теле.

    Древние йоги придерживались мнения, что в действительности у нас три тела — физическое, астральное и каузальное.С данной точки зрения анатомия йоги представляет собой изучение слабых потоков энергии, проходящих между слоями этих тел.В своей работе я не ставлю перед собой цель подтвердить или опровергнуть подобное мнение.

    Я хочу лишь представить вам свой взгляд на вещи, который заключается в том, что если вы читаете эту книгу, то, следовательно, обладаете разумом и телом, которое живет и дышит в гравитационном поле.Поэтому упражнения, позволяющие ясно мыслить, легко дышать и эффективно двигаться, принесут вам огромную пользу.В этом и состоит основное предназначение йоги — достичь единства разума, дыхания и тела.

    Данное определение является отправной точкой книги точно так же, как дыхание и сила тяготения стали в свое время нашими первыми ощущениями в жизни.

    Возможности, которые йога предоставляет для изучения анатомии, основываются на том, что жизненная сила проявляет себя посредством движений тела, дыхания и разума.Источником древней и очень метафоричной терминологии йоги являются реальные анатомические наблюдения миллионов последователей данного учения, проводящиеся на протяжении нескольких тысяч лет.Все они имели общую лабораторию — человеческое тело.В своей книге мы ставили перед собой цель провести экскурсию по этой «лаборатории», объяснить, как работает ее «оборудование» и какую пользу из него можно извлечь.Это не инструкция по выполнению упражнений какого-то одного из направлений йоги.

    Я надеюсь продемонстрировать вам физические принципы, которым подчиняются все разновидности данной практики.

    Ключевым элементом, отличающим йогу от гимнастики или калистеники, является неразрывная взаимосвязь дыхания, поз и движений.

    Основную концепцию йоги, охватывающую все эти элементы, лучше всего демонстрируют следующие пары терминов:

    Чтобы уяснить себе суть данных терминов, необходимо обратиться к их происхождению.Это приводит нас к фундаментальным жизненным функциям.Определение мы дадим по ходу изложения.

    Для понимания базовых принципов йоги и анатомии нам понадобится вернуться к эволюционным и внутриутробным истокам жизни.

    Ключевые метафоры йоги, которые имеют отношение к жизни в целом и демонстрируют структуру и функции нашего мышления, дыхания и движения, применимы как к простейшему одноклеточному организму, так и к человеческому организму.

    Глава 1.ДИНАМИКА ДЫХАНИЯ

    Клетка — основа строения и жизнедеятельности всех живых организмов — может очень многое рассказать нам о йоге.И действительно, самые важные концепции данной системы можно вывести из наблюдений за формой и функциями клетки.В этой главе разъясняется анатомия дыхания с точки зрения йоги.

    Клетки — это самые маленькие кирпичики жизни, начиная от простейших растений и заканчивая животными, в организмах которых содержатся триллионы таких клеток.Человеческий организм, состоящий примерно из 100 триллионов клеток, развивается из одной-единственной оплодотворенной яйцеклетки.

    Клетка состоит из трех частей — клеточной мембраны, ядра и цитоплазмы.Мембрана отделяет содержимое клетки (цитоплазму и ядро) от внешней среды, в которой имеются необходимые клетке питательные вещества.Питательные вещества должны проникать сквозь мембрану, а когда они попадают внутрь, клетка в процессе метаболизма превращает их в энергию, поддерживающую жизненные функции.В ходе метаболического процесса образуются отходы, которые также должны быть каким-то образом выведены наружу через мембрану.Неспособность мембраны пропускать сквозь себя питательные вещества внутрь и отходы наружу приведет к гибели клетки либо от истощения, либо от отравления.Наблюдение за тем, как живые существа поглощают пищу, является основой для понимания термина «Прана», под которым подразумеваются не только питательные вещества, поглощаемые организмом, но и сам процесс их поступления[2].

    Разумеется, должно существовать и противоположное явление.

    В учении йоги прайс противопоставляется «апана», относящаяся ко всему, что выделяет организм живого существа, и к самому процессу выделения[3].Эти два фундаментальных термина йоги — «прана» и «апана» — описывают основные жизненные функции.

    Давайте проследим данные функции на конкретном примере.Чтобы питание (прана) попадало внутрь клетки, а отходы (апана) выводились из нее, должны существовать определенные условия.Структура мембраны должна позволять отдельным веществам проникать сквозь нее внутрь и наружу, то есть обладать проницаемостью (см.рис.1.1).

    Рис.1.1. Клеточная мембрана должна быть прочной и проницаемой.

    Однако она не может быть проницаемой настолько, чтобы утратить свою целостность и прочность.В противном случае клетка либо разорвется от внутреннего давления, либо сожмется от внешнего.

    В клетке (как, впрочем, и в любом живом организме) проницаемость уравновешивается стабильностью.Для выражения этих двух противоположностей в йоге существуют термины «стхира»[4] и «сукха»[5].Все живые существа должны балансировать между стабильностью и проницаемостью, твердостью и гибкостью, неизменностью и приспособляемостью, свободой и ограниченностью[6].

    Как видите, наблюдение за клеткой — основой строения и жизнедеятельности всех живых организмов — демонстрирует нам базовые концепции йоги: прана — апана и стхира — сукха.Давайте теперь, руководствуясь этими концепциями, рассмотрим структуру и функции дыхания.

    В данном случае я ссылаюсь на известное высказывание философа и писательницы Айн Рэнд:

    «Вы представляете собой неделимое единство материи и сознания.Отбросьте сознание — и вы превратитесь в животное.Отбросьте тело — и вы станете фантомом.Отрицая материальный мир, вы ввергаете себя в пучину зла».

    Слово «прана» на санскрите состоит из приставки «рта», означающей «перед», «прежде», и глагола «ап», который переводится как «дышать», «дуть» или «жить».В данном случае «прана» пишется с маленькой буквы, так как относится только к жизненным функциям конкретного живого существа.В случае, когда это слово пишется с прописной буквы, речь идет о более универсальном термине, отражающем творческие жизненные силы в целом.

    Слово «апана» состоит из приставки «ара», что означает «из«, «прочь», «вниз», и глагола «aп» — «дышать», «дуть» или «жить».

    Слово «стхира» переводится с санскрита как «твердый», «прочный», «сильный», «несгибаемый», «выносливый», «долговечный», «постоянный».Кстати, такие слова, как «стойкий» и «стабильный», происходят от того же общего индоевропейского корня.

    Слово «сукха» означает «удобный», «приятный», «ласковый», «мягкий».

    В сделанных руками человека вещах также присутствует баланс между стхирой и сукхой.

    Так, например, отверстия в дуршлаге достаточно велики, чтобы пропускать жидкость, но в то же время достаточно малы, чтобы сквозь них могли проваливаться макароны.Подвесной мост достаточно гибок, чтобы противостоять ветрам и землетрясениям, но в то же время достаточно прочен, чтобы выдерживать вес перевозимых по нему грузов.

    Анатомия йоги (отрывок).Lesli Kaminoff

    Д ревние йоги придерживались мнения, что в действительности у нас три тела — физическое, астральное и каузальное.С данной точки зрения анатомия йоги представляет собой изучение слабых потоков энергии, проходящих между слоями этих тел.В своей работе я не ставлю перед собой цель подтвердить или опровергнуть подобное мнение.Я хочу лишь представить вам свой взгляд на вещи, который заключается в том, что если вы читаете эту книгу, то, следовательно.обладаете разумом и телом, которое живёт и дышит в гравитационном поле.Поэтому упражнения, позволяющие ясно мыслить, легко дышать и эффективно двигаться, принесут вам огромную пользу.в этом и состоит основное предназначение йоги — достичь единства разума, дыхания и тела.

    Данное определение является отправной точкой книги точно так же, как дыхание и сила тяготения стали в своё время нашими первыми ощущениями в жизни.

    Возможности, которые йога предоставляет для изучения анатомии, основываются на том, что жизненная сила проявляет себя посредством движений тела, дыхания и разума.Источником древней и очень метафоричной терминологии йоги являются реальные анатомические наблюдения миллионов последователей данного учения, проводящиеся на протяжении нескольких тысяч лет.Все они имели общую лабораторию — человеческое тело.В своей книге мы ставили перел собой цель провести экскурсию по этой «лаборатории», объяснить, как работает её «оборудование» и какую пользу из него можно извлечь.Это не инструкция по выполнению упражнений какого-то одного из направлений йоги.Я надеюсь продемонстрировать вам физические принципы, которым подчиняются все разновидности данной практики.

    Йога-анатомия.Как работают асаны для здоровья и стройности тела

    О книге «Йога-анатомия.Как работают асаны для здоровья и стройности тела»

    Занятия йогой позволяют человеку сохранить здоровье, продлить молодость и поддержать все функции организма в активном состоянии.Но как работает йога, в чем источник ее силы? Можно ли так организовать свои занятия, чтобы избавиться от определенного заболевания или похудеть? Во всех асанах и других практиках йоги имеется глубокий смысл, связанный с нашей анатомией.Воздействуя на нужные мышцы и органы, можно добиться потрясающих результатов.В этой книге подробно разбирается, как «работают» все основные асаны.Вы получите четкое представление о том, какие мышцы задействованы в моменты входа в позу и ее удержания, как асана влияет на внутренние органы, как работа отражается на давлении грудной клетки и брюшной полости.Поскольку йога невозможна в отрыве от дыхания, приведена подробная информация об анатомии и физиологии дыхательной системы.Понимание биомеханики правильного дыхания, механизмов его регуляции поможет в освоении дыхательных техник.Для каждой асаны приведена ее верная техника и фотография.Анатомический смысл асаны раскрывается при помощи высококачественных ЗD-рисунков, на которых показано, какие мышцы в каком случае задействованы.Авторы книги – инструкторы йоги с многолетним стажем, имеющие высшее медицинское образование и огромный практический опыт.

    На нашем сайте вы можете скачать книгу «Йога-анатомия.Как работают асаны для здоровья и стройности тела» Громаковская Татьяна Алексеевна, Фомин Андрей бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

    Глава 2.ЙОГА И ПОЗВОНОЧНИК

    Глава 2.ЙОГА И ПОЗВОНОЧНИК

    Центральная нервная система с ее сложнейшими сенсорными и моторными функциями обеспечивает позвоночным существам поразительную гибкость действий, направленных на выживание.Развиваясь на протяжении миллионов лет, позвоночник стал защитной и прочной структурой, которая позволяет свободно двигаться, но в то же время предохраняет от повреждения жизненно важные, но очень уязвимые ткани.Он представляет собой, пожалуй, самое элегантное и изобретательное решение, отвечающее взаимно противоположным требованиям стхиры и сукхи.

    Позвоночник человека по сравнению с другими млекопитающими уникален, так как имеет первичные и вторичные изгибы.К числу первичных относятся кифозные (направленные назад) изгибы грудного и крестцового отделов, а к числу вторичных — лордозные (направленные вперед) изгибы шейного и поясничного отделов (см.рис.2.1).

    Рис.2.7. Изгибы позвоночника.

    Такая конструкция требуется лишь существам, передвигающимся на двух ногах.У приматов, скачущих по деревьям и при ходьбе опирающихся на передние руки, наблюдается некоторый шейный лордозный изгиб, но отсутствует поясничный, в связи с чем они не могут долго передвигаться на двух ногах.

    Кифозный изгиб был первым изменением формы позвоночника в направлении от живота к спине[12], который появился у морских животных, вышедших из океана на сушу.Ребенок, находящийся в утробе, напоминает своих далеких предков, и у него имеется только первичный изгиб позвоночника (см.рис.2.2).

    Рис.2.2. У ребенка, находящегося в утробе матери, имеется только первичный изгиб позвоночника.

    Впервые его позвоночник меняет свою форму, когда голова проходит через узкие родовые пути и шея вынуждена отклониться назад (см.рис.2.3)[13].

    Рис.2.3. Первые признаки шейного изгиба появляются, когда голова ребенка из шейки матки проходит во влагалище, расположенное под углом 90 градусов.

    Как уже было сказано, осанка человека формируется, начиная с головы.Шейный изгиб позвоночника продолжает развиваться после того, как ребенок в возрасте трех — четырех месяцев научится держать голову; его формирование полностью заканчивается к девяти месяцам, когда малыш уже умеет самостоятельно садиться (см.рис.2.4).

    Рис.2.4. Развитие первичных и вторичных изгибов позвоночника.

    Проползав несколько месяцев на животе и на четвереньках, ребенок должен подготовить поясничный отдел своего позвоночника к тому, чтобы перенести весь вес тела на ноги.В возрасте двенадцати — восемнадцати месяцев, когда малыш учится ходить, позвоночник в пояснице постепенно выпрямляется, избавляясь от первичного изгиба.В три года он уже начинает понемногу выгибаться вперед, хотя внешне это будет заметно только в возрасте шести — восьми лет.Лишь после десяти лет позвоночник приобретет такую же форму, как у взрослого человека.

    Изобретательность природы во всем блеске проявилась в человеческом позвоночнике.С точки зрения механики совершенно очевидно, что у людей самая маленькая площадь опоры, самое высокое расположение центра тяжести и самый тяжелый мозг (относительно общей массы тела) по сравнению с другими млекопитающими[14].Являясь единственным прямоходящим млекопитающим на Земле, человек представляет собой самую неустойчивую механическую конструкцию.К счастью, тот недостаток, что всю эту структуру венчает череп весом с шар для боулинга, компенсируется наличием такого большого мозга, способного рассчитать условия, при которых вся конструкция может действовать эффективно.

    И в этом ему окажут помощь занятия йогой.

    Форма человеческого тела в целом и позвоночника в частности представляет собой чрезвычайно удачное решение, отвечающее противоположным требованиям жесткости и гибкости.Как вы увидите в следующем разделе, структурный баланс между силами стхиры и сукхи в теле человека основывается на принципе внутреннего равновесия, познать который на практике позволяют занятия йогой.

    Если удалить все мышцы, прикрепленные к позвоночнику, то он не сломается и не рассыплется на части.Почему? Объяснить, каким образом позвоночник может не только поддерживать сам себя, но и при каждом движении производить потенциальную энергию, которая возвращает его в нейтральное положение, позволяет концепция внутреннего равновесия.По аналогичному принципу устроены также грудная клетка и таз.Знание основных структур костной системы позволяет понять, почему занятия йогой как бы высвобождают дополнительную потенциальную энергию в организме.

    В соответствии с принципами йоги самые значительные изменения в организме происходят тогда, когда уменьшается действие препятствующих им сил.В данном случае мы имеем дело со встроенными в основные структуры скелета мощными механизмами поддержки.Эта поддержка не зависит от мышечных усилий, потому что ее источником является взаимодействие тканей, лишенных способности к сокращению, — хрящей, связок и костей.Соответственно, этот механизм приводится в действие, когда исчезают мышечные усилия, пытающиеся вывести систему из равновесия.

    Нам требуется очень много энергии для непрерывных и бессознательных мышечных усилий, пытающихся противодействовать силе тяготения.Именно поэтому их прекращение ассоциируется с высвобождением энергии.Таким образом, внутреннее равновесие можно рассматривать как источник энергии, поскольку его обнаружение всегда сопровождается приливом жизненных сил.Короче говоря, йога способна помочь вам высвободить содержащуюся в скелете потенциальную энергию, снижая неэффективные мышечные усилия, которые мешают более глубоким силам внутреннего равновесия.

    ЭЛЕМЕНТЫ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПОЗВОНКАМИ

    Позвоночник в целом можно считать идеальной конструкцией, способной нейтрализовать комбинированное воздействие сил сжатия и растяжения, вызванное гравитацией и движениями человека.Двадцать четыре позвонка соединены между собой хрящевидными дисками, суставными капсулами и связками (схематично показанными голубым цветом на рис.2.5).

    Рис.2.5. Перемежающиеся зоны твердых и мягких тканей в позвоночнике.

    Такое сочетание костных и мягких тканей символизирует взаимодействие пассивных и активных элементов конструкции.Позвонки в данном случае являются пассивными, стабильными элементами (стхира), а межпозвоночные диски, суставные капсулы и связки, соединяющие отростки смежных позвонков, — активными и подвижными (сукха) (см.рис.2.6).

    Рис.2.6. Связки позвоночника.

    Внутреннее равновесие позвоночника обеспечивается единством пассивных и активных элементов.

    Чтобы в полной мере понять общую архитектуру позвоночника, целесообразно представить его в виде двух отдельных колонн.На рисунке 2.7 позвоночник условно разделен на две части, состоящие, с одной стороны, из позвонков, а с другой — из их отростков.

    Рис.2.7. Вид сбоку на позвоночник, условно разделенный на переднюю колонну, состоящую из позвонков и дисков, и заднюю, состоящую из позвоночных дуг и отростков.

    С функциональной точки зрения такое устройство позволяет выполнить взаимно исключающие друг друга требования стабильности и эластичности.Передняя колонна, состоящая из тел позвонков, противостоит силе сжатия, возникающей под действием веса тела.Задняя колонна, состоящая из отростков позвонков, противостоит силе растяжения, возникающей вследствие движений тела.

    В каждой колонне динамическое взаимодействие между костными и мягкими тканями символизирует баланс стхиры и сукхи.Тела позвонков передают усилие сжатия на диски, которые играют роль амортизаторов.Позвоночные отростки передают усилие растяжения на присоединенные к ним связки (см.рис.2.8), которые возвращают позвонки в исходное положение.

    Рис.2.8. Связки позвоночника.Вид сверху (а).Вид сбоку (б).

    Короче говоря, структурные элементы позвоночника находятся в постоянном внутреннем взаимодействии, защищая центральную нервную систему и нейтрализуя силы растяжения и сжатия.

    Диски и связки

    Если взглянуть на проблему глубже, то можно понять, каким образом стхира и сукха представлены в компонентах межпозвоночного диска.Прочные волокнистые слои фиброзного кольца плотно охватывают студенистое (пульпозное) сфрерическое ядро.В здоровом диске ядро полностью окружено со всех сторон фиброзным кольцом и телами позвонков (см.рис.2.9).

    Рис.2.9. Пульпозное ядро плотно окружено фиброзным кольцом, состоящим из нескольких концентрических слоев, волокна в которых расположены под разными углами (примерно так же, как во внутренней и наружной косых мышцах живота).

    Фиброзное кольцо, в свою очередь, прочно фиксируется прикрепленными к нему передней и задней продольными связками (см.рис.2.8).

    Такая конструкция обеспечивает постоянное стремление ядра к центру диска независимо от характера движений тела.

    Структура позвонков

    Позвонки в различных отделах позвоночника резко отличаются друг от друга по форме в зависимости от своих функций (см.рис.2.10), однако у них есть и общие элементы (см.рис.2.11).

    Рис.2.10. Изменение формы позвонков.

    Рис.2.11. Общие элементы позвонков.

    Продольные нагрузки, связанные с удержанием веса тела, а также осевое вращение (скручивающие движения) создают симметричную (аксиальную) нагрузку сжатия, которая придает ядру более плоскую форму.В ответ оно стремится к первоначальной форме, раздвигая позвонки (см.рис.2.12).

    Рис.2.12. Продольная нагрузка, связанная с весом тела (а), и скручивающие движения (б) вызывают симметричное давление на ядро, придавая ему плоскую форму.Под воздействием фиброзного кольца ядро возвращается к сферической форме, раздвигая позвонки.

    Если сила сжатия слишком высока, то ядро, стремясь избежать повреждения, выделяет часть своей жидкости в пористое тело позвонка.Когда нагрузка с позвоночника снимается, гидрофильное ядро вновь впитывает в себя жидкость, и диск возвращается к первоначальной толщине.Именно поэтому люди, вставая утром с постели, всегда несколько выше, чем по вечерам.

    Сгибание, разгибание позвоночника и боковые наклоны создают асимметричную нагрузку на ядро, но результат оказывается таким же.

    Как только позвонки начинают сближаться с одной стороны, ядро смещается в противоположном направлении, встречая сопротивление фиброзного кольца, которое заставляет его вернуться в нейтральное положение (см.рис.2.13).

    Рис.2.13. Сгибание (а) и разгибание (б) позвоночника вызывают смещение ядра в противоположном направлении.

    Этому противоположно направленному давлению помогают и продольные связки, проходящие с передней и задней стороны позвоночника по всей его длине.Передняя продольная связка тянется от передней поверхности крестца до затылочной кости и прочно прикрепляется к каждому межпозвоночному диску.Когда она растягивается при наклоне назад, то не только сама пытается вернуть позвоночник в нейтральное положение, но и оказывает при этом давление на каждый диск, заставляя ядро возвращаться к центру диска.То же самое происходит и с задней продольной связкой, которая растягивается при наклоне вперед.Она проходит от задней поверхности крестца до затылочной кости.

    Каждое движение, оказывающее давление на переднюю колонну позвоночника, неизбежно вызывает напряжение в соответствующих связках, прикрепленных к его задней колонне.Их возвращение в исходное положение помогает силам внутреннего равновесия вернуть позвоночник в нейтральное положение.

    Заметьте, что все эти действия совершаются без всякого участия мышечной, нервной и кровеносной систем.Другими словами, они не требуют расхода энергии.

    ТИПЫ ДВИЖЕНИЙ ПОЗВОНОЧНИКА

    Обычно считается, что позвоночник может совершать четыре вида движений — сгибание, разгибание, осевое вращение и боковое сгибание.Эти движения мы постоянно совершаем в повседневной жизни, наклоняясь, чтобы завязать шнурки (сгибание), доставая что-то с верхней полки (разгибание), поворачиваясь в машине, чтобы взять сумку с заднего сиденья (вращение) или засовывая руку в рукав пальто (боковое сгибание).Разумеется, в йоге существуют позы, в которых присутствуют все эти типы движений.

    Однако если пристальнее присмотреться, то выясняется, что существует еще и пятая возможность — осевое растягивание.Это движение, как правило, не встречается в повседневной жизни.Ему приходится специально обучаться и выполнять его сознательно, потому что оно носит несколько неестественный характер.

    Сгибание и разгибание, первичные и вторичные изгибы, вдох и выдох

    Основным движением позвоночника является сгибание, которое соответствует его первичному изгибу.Как уже говорилось, первичным называется кифозный изгиб, присутствующий главным образом в грудном отделе позвоночника и отчасти в крестцовом.Не случайно поза йоги, в которой позвоночник согнут по всей длине, называется позой ребенка (см.рис.2.14): она воспроизводит первичный изгиб позвоночника ребенка, находящегося в утробе матери.

    Рис.2.14. Поза ребенка воспроизводит первичный изгиб позвоночника ребенка, находящегося в утробе матери.

    Все выпуклости задней части тела можно рассматривать как следствия первичного изгиба.

    Проще всего выявить эти выпуклости, определив, какие части тела соприкасаются с полом в позе шавасана, или мертвой позе (см.рис.2.15, 2.16).

    Рис.2.15. В мертвой позе первичные выпуклости тела соприкасаются с полом (отмечены голубым цветом).

    Рис.2.16. Шавасана, вид снизу.

    Показаны ответвления нервов симпатической системы (грудной отдел позвоночника) и парасимпатической системы (шейный и крестцовый отделы).

    Это затылок, верхняя часть спины, крестец, задние части бедер, икры ног и пятки.Соответственно, в силу вторичных изгибов шея, поясница, задняя часть коленей и область ахилловых сухожилий не соприкасаются с полом.

    С этой точки зрения сгибание позвоночника можно описать как увеличение первичных изгибов и уменьшение вторичных.Соответственно, разгибание позвоночника выражается в увеличении вторичных изгибов и уменьшении первичных.

    Заметьте, что между движениями различных отделов позвоночника существует обратная зависимость.Чем больше вы увеличиваете первичные изгибы, тем больше уменьшаются вторичные, и наоборот.

    Так, например, увеличение кифозного изгиба грудного отдела автоматически уменьшает лордозные изгибы в шейном и поясничном отделах.

    Изучение движений

    Примите удобное положение сидя и постарайтесь согнуть позвоночник в грудном отделе, наклоняя грудь вперед.Заметьте, что при этом выпрямляются шейный и позвоночный отделы.А теперь проделайте то же самое, но движение начинайте от головы.Вы заметите, что грудной и крестцовый отделы следуют за головой.То же самое происходит, если вы начнете наклон с нижней части туловища.Вы заметите, что при сгибании позвоночника вы непроизвольно делаете выдох.

    Теперь выполните обратное движение, уменьшая свой первичный кифозный изгиб в грудном отделе, то есть выпячивая грудь.Заметьте, что при этом увеличивается изгиб шеи и поясницы.Если вы попробуете выполнить это движение, начиная от головы или нижней части туловища, то результат будет такой же.Вы заметили, что при разгибании позвоночника невольно делаете вдох?

    Классическим упражнением йоги, которое подчеркивает обратную зависимость первичных и вторичных изгибов, служат позы кошки и коровы (чакравакасана) (см.рис.2.17).

    Рис.2.17. Позы кошки и коровы подчеркивают первичные и вторичные изгибы позвоночника.

    Позвоночник, опирающийся на руки и ноги, может свободно сгибаться и разгибаться в любом направлении.Хотя ученикам, осваивающим это движение, обычно говорят, что надо делать выдох при разгибании позвоночника и вдох при сгибании, более корректно было бы говорить, что сгибание позвоночника — это и есть выдох, а разгибание, соответственно, вдох.Как видно из самого определения дыхания, изменение формы позвоночника синонимично изменению формы полостей тела (см.рис.1.6).

    Наклоны вперед и назад с точки зрения положения позвоночника и движения тела в пространстве.

    Разгибание позвоночника — это вовсе не то же самое, что наклон назад, а сгибание позвоночника вовсе не равнозначно наклону вперед.Эти понятия необходимо различать, чтобы избежать путаницы в дальнейшем.Сгибание и разгибание отражают взаимное расположение изгибов позвоночника, а наклоны вперед или назад говорят о движении тела в пространстве.Эти термины не взаимозаменяемы.Попробуем пояснить эту мысль на следующих примерах.

    Если попросить офисного клерка, проводящего весь день в сидячем положении, сделать обычную стойку прогнувшись с поднятыми руками, то его сутулость от этого не исчезнет.Позвоночник все равно останется согнутым, хотя тело вроде бы отклоняется назад в пояснице.

    Гибкая гимнастка, выполняя уттанасану, сгибает только тазобедренные суставы, но ее позвоночник при этом остается разогнутым.

    Умение подобным образом анализировать движения позволит отличать изменение формы позвоночника от изменения положения тела в пространстве.

    На рисунке 2.18 показано правильное положение тела при выполнении стойки прогнувшись.

    Рис.2.18. Правильное положение тела при выполнении стойки прогнувшись.

    Все вторичные изгибы находятся под контролем, а таз расположен прямо над ступнями.В результате почти не наблюдается отклонения тела в пространстве, но зато хорошо заметно разгибание грудного отдела позвоночника (ослабление первичного изгиба).

    Здесь нет никаких интенсивных движений, но зато происходит безопасная и эффективная растяжка грудной полости и грудной клетки, которая практически не мешает дыханию.

    Наклоны в стороны и осевые вращения с точки зрения положения тела в пространстве и формы позвоночника.

    Рассматривая асаны йоги, включающие боковые сгибания и осевые вращения, также очень важно различать положение тела и форму позвоночника.Триконасана считается упражнением на боковую растяжку, и это действительно так, поскольку в ней растягиваются соединительные ткани по всей боковой поверхности тела (см.рис.2.19).

    Рис.2.19. Триконасана.

    Добиться растяжки боковой поверхности тела можно, практически не сгибая позвоночник в сторону.Поэтому повторим еще раз: необходимо хорошо понимать, что подразумевается под термином «наклон в сторону».

    В триконасане растяжка происходит главным образом за счет широкой постановки ног.Наклон в сторону совершается в области таза, а позвоночник остается в нейтральном положении.При таком выполнении прорабатываются одновременно и суставы, и мышцы тазобедренной области.

    Если же поставить ноги несколько уже, то взаимное расположение костей таза и бедер вынудит согнуть позвоночник в сторону.

    Продолжая рассматривать позу треугольника, обратимся к ее обратному варианту (см.рис.2.20) и убедимся, что описанный подход относится и к вращению позвоночника.

    Рис.2.20. Паривритта-триконасана.

    Его поясничный отдел практически не способен к осевому вращению (всего на 5 градусов), поэтому в данной позе все зависит от положения крестца.Следовательно, чтобы развернуть нижние отделы позвоночника в нужном направлении, надо соответствующим образом развернуть таз.

    Если же тазобедренные суставы закрепощены, то вся нагрузка в результате осевого вращения будет приходиться на верхние отделы позвоночника (начиная с одиннадцатого и двенадцатого грудных позвонков), способные поворачиваться.Вдобавок за счет поворота плечевого пояса относительно грудной клетки может создаться иллюзия, что позвоночник вращается сильнее, чем это происходит в действительности.Таким образом, тело действительно поворачивается в пространстве, но лишь внимательное наблюдение позволит установить, действительно ли при этом происходит вращение позвоночника.

    Если свобода движений тазобедренных суставов не ограничена, то в этой позе происходит равномерное распределение осевого вращения по всей длине позвоночника (без излишней нагрузки на одиннадцатый и двенадцатый грудные позвонки).Поясничный отдел при этом полностью участвует в движении, так же как таз и крестец.Высвобождаются шея, плечи, грудная клетка и верхняя часть спины, что устраняет препятствия для дыхания.

    Осевое растягивание, бандха и махамудра

    Пятый тип движения позвоночника — осевое растягивание — представляет собой одновременное выпрямление как первичных, так и вторичных изгибов <см.рис.2.21).

    Рис.2.21. Осевое растягивание включает в себя одновременное выпрямление первичных и вторичных изгибов позвоночника, за счет чего увеличивается его общая длина.

    Другими словами, уменьшается изгиб шейного, грудного и поясничного отделов, в результате чего длина позвоночника увеличивается.

    Поскольку движения первичных и вторичных изгибов в повседневной жизни носят разнонаправленный характер, то осевое растягивание представляется несколько неестественным в том смысле, что оно не учитывает данного фактора и уменьшает кривизну всех изгибов позвоночника одновременно.Другими словами, осевое растягивание не происходит само по себе.Его освоение требует сознательных усилий и тренировки.

    Чтобы выполнить это действие, необходимо изменить тонус и ориентацию дыхательных структур (бандх).Тазовое дно, диафрагма и голосовая щель, а также окружающие их мышцы повышают свою стабильность (стхира).В результате способность грудной и брюшной полостей менять свою форму оказывается ограниченной во всех направлениях, кроме осевого.За счет этого уменьшается объем вдыхаемого и выдыхаемого кислорода, но зато выпрямляется позвоночник.

    Для этого состояния позвоночника и дыхания в йоге применяется общий термин — «махамудра», который всегда включает в себя осевое растягивание позвоночника и бандхи.Махамудру можно выполнять в положении сидя, стоя, лежа на спине и с упором руками.

    Махамудра, выполняемая в положении сидя (см.рис.2.22), добавляет к осевому растягиванию еще и вращение позвоночника.

    Рис.2.22. Махамудра сочетает в себе осевое растягивание и вращение позвоночника.

    Для этого упражнения требуются хорошая подготовка и умение правильно выполнять все три бандхи, поскольку оно является воплощением полного слияния асаны и пранаямы.

    Анатомия йоги

    Нажмите, чтобы сохранить эту страницу на стену Вконтакте

    Содержание


    ПОЗЫ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ СТОЯ

    Уттхита-триконасана — Поза вытянутого треугольника Вариант: уттхита-триконасана с широкой постановкой ног

    Паршвоттанасана — Интенсивная боковая растяжка Вариант: с руками в перевернутом положении намаскар и Вариант: с согнутым позвоночником

    ПОЗЫ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ СИДЯ

    ПОЗЫ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ СТОЯ НА КОЛЕНЯХ

    ПОЗЫ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕЖА НА СПИНЕ

    ПОЗЫ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ

    ПОЗЫ С УПОРОМ РУКАМИ

    Мне доставляет особое удовольствие писать предисловие к этому дополненному, переработанному и актуализированному изданию «Анатомии йоги», являющемуся еще одним плодом сотрудничества с моим другом Эйми Мэтьюз.Когда мы работаем вместе с ней, создается такое впечатление, будто наши индивидуальные знания и опыт — это два полушария мозга, которые, дополняя друг друга, в совокупности создают супермозг.Очень приятно, общаясь с человеком, чувствовать себя намного умнее, чем в одиночку.А если добавить талант нашего замечательного иллюстратора Шэрон Эллис и творческую помощь команды «Breathing Project», получается чрезвычайно мощное сочетание.

    Успех первого издания нашей книги, вышедшей летом 2007 года, удивил, пожалуй, всех.Она переведена на 19 языков.К настоящему моменту продано 300 тысяч экземпляров, и в США она остается самой популярной среди всех книг, посвященных йоге.Мы получили массу восторженных откликов читателей, многие из которых преподают йогу.Они включили эту книгу в перечень обязательной литературы на своих занятиях.Кроме того, ее используют в своей деятельности ортопеды, хиропрактики, физиотерапевты, тренеры по фитнесу и пилатесу.

    Особенно положительно были восприняты читателями две первые главы, в которых говорится о дыхании и позвоночнике.Как бы я хотел, чтобы содержащаяся в них информация была доступна мне 25 лет назад, когда я только пытался подвести анатомическую основу под обучение правильному дыханию при выполнении асан! Я очень рад, что эта часть книги оценена положительно, и поэтому новое издание содержит больше иллюстраций на данную тему.В нем более подробно обсуждается проблема внутреннего равновесия, разъясняется, что такое бандхи, дается краткая история эволюции позвоночника — всё, что было опущено в первом издании из-за нехватки места.

    По некоторым вопросам мы с Эйми получили критические замечания от читателей, коллег и уважаемых профессионалов во многих областях деятельности.Мы учли их, внеся многочисленные изменения в текст.К числу самых важных относятся две новые главы о скелетной и мышечной системах, принадлежащие перу Эйми.Для них характерно поразительное сочетание сложности темы и простоты изложения.Благодаря этим главам становятся доступными некоторые специфические анатомические аспекты, встречающиеся в описаниях асан и касающиеся главным образом действий суставов и мышц.

    Мы заново написали вместе главу 5, где излагаются принципы анализа асан.Ее следует прочитать прежде, чем переходить к конкретным асанам, потому что она объясняет наш нетрадиционный подход к их классификации, технике дыхания, работе суставов и мышц.

    Эйми полностью переработала раздел, посвященный асанам.Она убрала оттуда спорную классификацию, некоторые термины, концепции и добавила информацию, поясняющую действия суставов и мышц.Лидия Мэнн помогла нам изложить переработанные сведения в виде таблиц, улучшающих восприятие.Дополнительно включены некоторые варианты асан и изменены подписи к отдельным иллюстрациям.

    Мы с Эйми уверены, что новое издание «Анатомии йоги» по-прежнему будет оставаться ценным источником информации для всех, кто занимается йогой и преподает ее.Надеемся, что чтение книги доставит вам такое же удовольствие, как нам — работа над ней.Ждем ваших отзывов!

    Лесли Каминофф, Нью-Йорк, сентябрь 2011 года

    Прежде всего мне хотелось бы выразить благодарность своей семье жене Уме и сыновьям Саше, Джею и Шону.Их терпение, понимание любовь помогали мне на протяжении долгих лет, пока я обдумывал, писал и редактировал эту книгу.Хотелось бы также поблагодарить моих родителей за то, что они поддерживали столь необычный интерес сына на протяжении пяти десятков лет.Пожалуй, самый большой подарок, который родители могут сделать ребенку, — дать ему возможность самостоятельно выбирать свой путь в жизни.

    Это был поистине коллективный проект, и он никогда не воплотился бы в жизнь без постоянной и очень ценной помощи многих талантливых — и целеустремленных людей.Лидия Мэнн, которую можно было бы назвать главным двигателем проекта, — талантливый дизайнер, художник и отличный друг.Она была рядом со мной на каждом этапе работы — организовывала,, выясняла, уточняла структуру книги, делала основную массу снимков (включая фото автора) и разработала макет обложки.Без помощи Лидии книга все еще находилась бы где-то между моей головой и жестким диском компьютера.

    Шэрон Эллис зарекомендовала себя как умелый, вдумчивый и гибкий иллюстратор медицинских текстов.Когда я впервые познакомился образцами ее творчества в интернете и привлек ее к работе над проектом, она совершенно не разбиралась в йоге, но уже вскоре оперировала терминами на санскрите и названиями поз с такой легкостью, словно была опытным специалистом в этой области.

    Этот проект никогда не состоялся бы, если бы сотрудниками издательства «Human Kinetics» не была разработана его главная идея, в основу которой положены в первую очередь исследования Мартина Барнарда.В реализации проекта большую роль сыграла поддержка издательства в лице Лея Килокка, Лоры Подески и Джейсона Мьюзиника.Мне трудно найти слова благодарности за их помощь и терпение, главным образом за терпение.

    Особо хочется поблагодарить моего литературного агента и хорошего друга Боба Табиана, который обладает большой мудростью и опытом.Он был первым человеком, который разглядел во мне будущего автора и никогда не терял веры в то, что я действительно смогу им стать.

    Моими учителями и вдохновителями на всем этом пути были Свами Вишну Девананда, Линда Хьюи, Лерой Перри-младш, Джек Скотт, Ларри Пейн, Крейг Нельсон, Гарри Крафтсоу, Йен Диански, Стиви Шрам, Уильям Лесассье, Дэвид Горман, Бонни Бейнбридж Коэн, Лен Истер, Джил Хедли и Том Майерс.Я также благодарен всем моим бывшим и нынешним ученикам и клиентам, которые стали моими постоянными и требовательными учителями.

    Огромную признательность хотелось бы выразить всем моделям, которые позировали для иллюстраций.Это Эйми Мэтьюз, Алана Корнфелд, Джанет Ашкенази, Марико Хиракава (вы можете увидеть ее на обложке), Стив Руни (который также предоставил для фотосъемок свою студию в Международном центре фотографии), Иден Келлнер, Элизабет Лаккет, Дерек Ньюман, Карл Хоровитц, Дж.Браун, Джиоти Ларсон, Надя Ноттингем, Ричард Фримен, Арджуна (Рональд Стайнер), Эдди Стерн, Шон Каминофф и Ума Макнил.Большое спасибо также обществу «Krishnamacharya Yoga Mandiram» за разрешение использовать их фотографии для иллюстраций поз махамудра и мулабандхасана.

    Неоценимую помощь в создании книги оказали также Джен Харрис, Эдиа Кал ев, Леандро Вилларо, Руди Бах, Дженна О’Брайен, Сара Барнаби, а также все преподаватели, сотрудники, студенты и помощники курсов дыхательной гимнастики «Breathing Project».

    Прежде всего я хотела бы поблагодарить Лесли за щедрость духа.С того момента, как в 2003 году я впервые попала по его приглашению в «Breathing Project», он неустанно поддерживал меня в преподавательской деятельности, рекомендовал мои уроки и семинары ученикам, а затем предложил поучаствовать в работе над этой книгой.

    Я и представить себе не могла, что в конечном итоге получится из этой «неплохой идеи»! В процессе написания и первого, и второго издания мы много беседовали друг с другом, сопоставляя и оттачивая свои мысли.

    За то, что я стала преподавателем, хочу поблагодарить в первую очередь свою семью.Родители постоянно поощряли мое стремление понять себя.Отец всегда был готов ответить мне на любой вопрос, а мать стимулировала желание самостоятельно постигать истину.Они внушили мне, что я способна к исследовательской работе и что у меня могут быть собственные мысли.В том, чем я занималась, для них не было мелочей.

    Большое спасибо всем учителям, которые развивали мою любознательность и стимулировали тягу к знаниям, особенно Элисон Уэст — за привитие исследовательского духа на занятиях йогой, Марку Уитвеллу — за постоянное напоминание о качествах, необходимых преподавателю йоги, Айрин Дауд — за энтузиазм и стремление к совершенству, Джилу Хедли — за то, что он воспитал во мне желание браться за незнакомые дела, и Бонни Бейнбридж Коэн, которая демонстрирует пример страстной увлеченности работой, что делает ее непревзойденным учителем.

    В подготовке материалов для второго издания участвовали многие люди.Я чрезвычайно благодарна Хлое Чанг Миснер за редактирование черновиков новых глав и Мишель Гей за то, что она задавала мне в ходе работы массу полезных вопросов.Большое спасибо персоналу «Breathing Project», особенно Алане, Эде, Элисон и Алисии за то, что подменяли меня, давая возможность работать вместе с Лесли над книгой.

    Я очень благодарна всем, кто поддерживал меня в процессе написания книги: моим дорогим подругам Мишель и Эйнсли, участницам наших кухонных посиделок Уэнди, Элизабет и Тарине, а также Кидни и всем остальным, кто изводил меня вопросами о том, как продвигается работа.Я выражаю искреннюю признательность своим ученикам Муншедоу, Рейвен-Лайт, Майклу, Розмари и Джесс за поддержку.Огромное спасибо Саре, которая вдохновляет меня на творчество и продолжение преподавательской работы.

    Данная книга ни в коем случае не может служить всеобъемлющим пособием по анатомии человека, равно как и в полной мере отражать все неисчерпаемое учение йоги.Обе эти области содержат бесконечное множество крупных и мелких деталей, каждая из которых интересна и важна в соответствующем контексте.Наша же задача заключается в том, чтобы продемонстрировать самые важные аспекты анатомии, которые могут оказаться полезными всем, кто занимается йогой, — как ученикам, так и учителям.

    Истинное «я» обитает в физическом теле Править

    Цель йоги состоит в познании своего истинного «я», которое обитает глубоко внутри нас.Зачастую этот процесс окутывается мистикой и исходит из предположения, что истинное «я» существует в неких нематериальных измерениях.Мы же в своей книге придерживаемся противоположного мнения и считаем, что эти поиски следует вести, путешествуя по своему физическому телу.Это поможет нам не только разобраться в анатомии, но и обнаружить реальные явления, лежащие в основе самой концепции йоги — материального тела как вместилища духа.Мы проводим четкое разграничение между мистикой (восприятием сверхъестественной реальности с помощью неких экстрасенсорных средств) и духовным началом.

    Взаимосвязь йоги и анатомии объясняется просто: главные принципы йоги основаны на глубоком понимании устройства человеческого тела.Основная цель тех, кто изучает йогу, — познание своего «я», а это «я» обитает в физическом теле.

    Практика, познание и смирение Править

    Унаследованные нами древние учения формировались в процессе наблюдения за жизнью во всех ее формах и проявлениях.Пристальное наблюдение положило начало практической йоге (крия-йога), которую в классическом виде сформулировал Патанджали и закрепил в своей известной молитве Райнхольд Нибур(американский протестантский теолог: «Боже, дай мне мужества изменить то, что я могу и должен изменить, смирения, чтобы принять то, чего изменить нельзя, и мудрости, чтобы отличить одно от другого».).В рамках этой практики мы учимся пониманию (свад-хьяя) того, что бывают вещи, которые мы способны изменить (тапах), и те, которых мы изменить не можем (ишвара пранидхана).

    Разве этого недостаточно для того, чтобы изучать анатомию в контексте йоги? Мы хотим знать, что находится у нас внутри, чтобы понимать, почему одни вещи меняются относительно легко, а другие — с большим трудом.Сколько сил надо приложить, чтобы преодолеть собственное сопротивление? В каких случаях необходимо признать, что дальнейшие изменения невозможны? И для изменений, и для признания их невозможности нужны определенные усилия.Смирение — это тоже акт воли.Существуют вечные вопросы, ответы на которые меняются каждый день.Именно поэтому мы должны неустанно их задавать.

    В этом нам помогут некоторые познания в анатомии, особенно если включить в круг нашего рассмотрения вопросы дыхания.Почему дыхание имеет такое значение в йоге? Оно имеет двойственную природу, поскольку может совершаться как сознательно, так и неосознанно.Это одна из иллюстраций вечного вопроса о том, что мы можем, а чего не можем изменить.

    Добро пожаловать в мою лабораторию Править

    Возможности, которые йога предоставляет для изучения анатомии, основываются на том, что жизненная сила проявляет себя посредством движений тела, дыхания и разума.Источником древней и очень метафоричной терминологии йоги являются реальные анатомические наблюдения миллионов последователей данного учения, проводившиеся на протяжении нескольких тысяч лет.Все они имели общую лабораторию — человеческое тело.В своей книге мы ставили перед собой цель провести экскурсию по этой «лаборатории», объяснить, как работает ее «оборудование» и какую пользу из него можно извлечь.Мы не стремились дать вам инструкции по выполнению упражнений какого-то одного из направлений йоги.Наша задача — продемонстрировать вам физические принципы, которым подчиняются все разновидности данной практики.

    Поскольку в йоге подчеркивается взаимосвязь дыхания и движений позвоночника, мы обратим особое внимание на эти две системы.Рассматривая все остальные структуры тела в свете этой взаимосвязи, йога является неким объединяющим принципом при изучении анатомии.Поэтому мы отдаем должное принятой в йоге концепции динамической взаимосвязи всех систем организма, а не ограничиваемся только анализом поз и перечислением их полезных свойств.

    У нас есть все, что требуется Править

    Древние йоги придерживались мнения, что в действительности у нас три тела — физическое, астральное и каузальное.С этой точки зрения анатомия йоги представляет собой изучение слабых потоков энергии, проходящих между слоями этих тел.Мы не ставили перед собой цель подтвердить или опровергнуть подобное мнение.Мы хотим лишь представить вам свой взгляд на вещи, который заключается в том, что если вы читаете эту книгу, то, следовательно, обладаете разумом и телом, которое живет и дышит в гравитационном поле.Поэтому упражнения, позволяющие ясно мыслить, легко дышать и эффективно двигаться, принесут вам огромную пользу.

    В этом и состоит основное предназначение йоги — достичь единства разума, дыхания и тела.

    Другой древний принцип гласит, что главная задача йоги заключается в устранении препятствий, затрудняющих нормальное функционирование систем организма.Звучит достаточно банально, тем не менее данное утверждение противоречит широко распространенному мнению, что все наши проблемы связаны с нехваткой или отсутствием чего-то.Йога учит, что все, что нам необходимо для здоровья и счастья, уже имеется внутри нас.Надо только выявить и устранить препятствия, мешающие действию естественных сил, «подобно тому как крестьянин разрушает плотину, чтобы направить воду на поля»(Патанджали.«Йога-сутры», гл.4, сутра 3.Цитируется по Т.К.V.Desicachar, «The Heart of Yoga: Developing Personal Practice» (Inner Traditions International, 1995)..Это отличная новость для всех людей независимо от возраста, состояния здоровья и степени подвижности: если вы дышите и обладаете разумом, вам можно заниматься йогой.

    Из колыбели — к преодолению силы тяжести Править

    Вместо того чтобы представлять себе мышцы как средство приведения в движение системы рычагов и их сочленений с целью противодействия силе тяжести, давайте взглянем на организм как на динамическое сочетание сосудов, каналов и полостей, самостоятельно поддерживающих свою форму.

    Сохранение формы во многом происходит без участия мышц, нуждающихся в обмене веществ для выполнения своих функций.Мы называем это явление принципом внутреннего равновесия.Наиболее наглядно он проявляется в совместной работе позвоночника, грудной клетки и таза в условиях механического воздействия извне.Полости тела, поддерживаемые этими структурами, испытывают на себе разность давлений, поэтому находящиеся в них органы вопреки силе тяжести стремятся двигаться вверх, в направлении зоны пониженного давления в грудной клетке.

    Почему для того, чтобы овладеть глубинными источниками внутренней поддержки, нам требуется практика? В течение всей жизни мы используем усилия мышц для противодействия силе тяжести, а сложившиеся за долгие годы модели дыхания служат средством регуляции внутреннего эмоционального фона.И поддержание осанки, и дыхание в большинстве случаев носят непроизвольный характер — до тех пор, пока мы сознательно не вносим в них какие-то изменения (тапах), например в ходе занятий йогой.Именно поэтому йогу можно считать средством управления стрессом.

    В данном контексте систематическое выполнение приведенных в книге асан устраняет барьеры с пути глубинных сил саморегуляции.В каждом случае мы даем указания, касающиеся правильного положения тела и техники дыхания.

    Но не следует рассматривать асаны как способ внесения порядка в системы организма.Скорее, в данном случае речь идет об отыскании внутреннего порядка, заложенного от природы.Конечно, мы обращаем внимание на правильный вход в асану и последовательность движений, но мы не живем, чтобы заниматься йогой.Наоборот, мы занимаемся йогой, чтобы жить с чувством легкости, радости и благодарности.

    Лесли Каминофф — известный специалист в области анатомии йоги.Его стаж работы в этой области насчитывает 32 года.Он является ведущим инструктором и одним из соучредителей школы «Breathing Project» в Нью-Йорке, которая делает основной акцент на дыхании как одном из терапевтических аспектов йоги.

    В настоящее время Лесли занимается терапией с помощью йоги и преподает анатомию.Неоднократно проводил семинары в ведущих ассоциациях йоги, участвовал в организации международных конференций и симпозиумов.

    Лесли является организатором получившего международное признание блога e-Sutra, сотрудничает с «Yoga Journal» и «New York Times», а также с рядом интернет-изданий.

    Эйми Мэтьюз — аналитик в области анатомии, с 1994 года преподает кинетику человеческого тела в школе йоги «Embodied Asana» и Обществе инструкторов боевых искусств в Нью-Йорке.

    Эйми имеет частную терапевтическую практику, ведет занятия в школах каратэ и йоги, а также организует семинары в США, Канаде, Израиле, Ирландии, Великобритании, Словакии, Швейцарии и Японии.

    Шэрон Эллис — магистр искусств, обладатель гранта Нью-Йоркского фонда искусств, более 30 лет работает медицинским иллюстратором в Нью-Йорке.Ее иллюстрации неоднократно отмечались премиями и демонстрировались на выставках в Нью-Йоркской академии медицины, Обществе иллюстраторов, Ассоциации медицинских иллюстраторов и галерее Sping Street в Сохо.Шэрон является членом Ассоциации медицинских иллюстраторов, которая наградила ее призом «За лучшие иллюстра-ции к медицинской книге».Работы Шэрон Эллис публиковались во многих книгах и журналах.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Алиса Синдеева
    Написано статей
    398
    Ссылка на основную публикацию