Картина мира

Тема статьи: Картина мира - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Картина мира

Исходя из того, как понимают картину мира социологи, психологи, психоаналитики и нейрофизиологи, её следует определить как:

  • систему образов (и связей между ними) — наглядных представлений о мире и месте человека в нём, сведений о взаимоотношениях человека с действительностью (человека с природой, человека с обществом, человека с другим человеком) и самим собой; составляющие картину мира образы являются не только (и не столько) зрительными, но и слуховыми, осязательными и обонятельными; образы и сведения чаще всего имеют эмоциональную окраску;
  • порождаемые этой своеобразной конфигурацией образов и сведений жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации и духовные ориентиры; любые существенные изменения картины мира влекут за собой перемены в системе указанных элементов.
  • В соответствии с этими особенностями картина мира:

  • целиком определяет специфический способ восприятия и интерпретации событий и явлений;
  • представляет собой основу, фундамент мировосприятия, опираясь на который человек действует в мире;
  • имеет исторически обусловленный характер, что предполагает постоянные изменения картины мира всех её субъектов [1] .
  • Субъектом или носителем картины мира является и отдельный человек, и социальные или профессиональные группы, и этнонациональные или религиозные общности.

    Картина мира — сложноструктурированная целостность, включающая три главных компонента — мировоззрение, мировосприятие и мироощущение.

    Мировосприятие (то есть чувственно-образная часть) — это совокупность наглядных образов культуры, человека, его места в мире, взаимоотношений с миром и другими людьми и т.п.

    Мировоззрение — концептуальная часть, представленная общими категориями пространства, времени, движения и т.п.Основные крупные элементы — каркас картины мира — представляют собой набор исходных принципов или представлений, фундаментальных допущений о мире или тех его частях, которые касаются ситуации.Они могут и не осознаваться человеком, но встроены в картину мира, ибо необходимы для интерпретации любой жизненной ситуации, для определения смысла и для оценки того, что происходит.Некоторые из них, такие как движение, причинность, намерение, тождество, эквивалентность, время и пространство, возможно, даже основываются на врождённых свойствах человека [3] .Другие, такие как добро и зло, отношение к жизни и смерти, к себе в мире, к другим людям и т.п., явно порождаются и осваиваются в процессе воспитания и развития.

    Мироощущение представляет собой особый склад мышления, систему своих категорий или особое соотношение понятий.

    Обычно переход от одной стадии общественного развития к другой сопровождается резким изменением или ломкой общественной картины мира, утверждением новых эталонов мирообъяснения.Новое мировоззрение формирует новое мировосприятие и мироощущение в конечном счёте — новую картину мира.Прогресс — развитие человека и человечества — это последовательное изменение и усложнение индивидуальных и групповых картин мира.

    Таким образом, из картины мира вытекает всё остальное — и ценности, и иерархия, и парадигмы научного познания, и допустимые способы человеческих действий.Следовательно, картина мира может служить интегральной типологической характеристикой культуры [4] .По этим соображениям можно (и следует) применять термины «культура» и «картина мира» как взаимозаменяемые, ибо разные учёные вкладывают в слово «культура» противоречивые, порой взаимоисключающие толкования: от бытового уровня понимания воспитанности той или иной личности до понятия о созданном людьми мире культурных ценностей и далее вплоть до представления о культуре как о всеобщем способе существования человеческого рода [5] .

    Содержание

    Особенности различных картин мира

    Выделяют следующие признаки-критерии, на основе которых можно различать особенности различных картин мира:

  • масштабность;
  • чёткость;
  • эмоциональная окрашенность;
  • свет и мрак;
  • присутствие прошлого, настоящего и будущего;
  • аналитизм и синтетизм;
  • выделенность субъекта из внешней среды;
  • активность-пассивность;
  • знаковость (символичность);
  • рефлексивность;
  • насыщенность межчеловеческими отношениями;
  • конформность;
  • детерминированность мироустройства;
  • степень общей развитости;
  • особенности развития репрезентативной системы.
  • Субкультурная картина мира

    Мир не хорош и не плох, — утверждали ещё мудрецы древности, — он таков, каким мы его воспринимаем.Что же определяет восприятие мира, а следовательно, и отношение к нему, человеком?

    Издавна известно, что даже самые добросовестные свидетели, наблюдавшие один и тот же эпизод, часто дают о нём противоречивые показания.Происходит это потому, что у свидетелей могут более или менее существенно отличаться картины мира.Скажем, у одних в ней преобладают светлые, у других — мрачные тона, у одних в её центре прошлое, у других — будущее, у одних она насыщена человеческими отношениями, у других основное место отведено природе; одни картины мира сложны и красочны, другие просты и бесцветны и т.д.И, проецируя эпизод в сложившуюся у него картину мира, свидетель непременно подвергает его при этом трансформации.Картина мира служит чем-то вроде координатной сетки, определяющей смысл и содержание любых воспринимаемых объектов и образов.Это происходит потому, что люди чувствуют и действуют не в соответствии с некими «объективными фактами», но исходя из своих всегда субъективных представлений о них.А эти последние определяются многими обстоятельствами.Исследованиями установлено, что, например, «представления о счастье и иерархия жизненных ценностей могут заметно расходиться не только у разных народов и культур, но и у представителей разных поколений или разных субкультур внутри одной культуры, одного народа» [6] .Главная причина этого — наличие у разных народов, этносов и субкультур да и, пожалуй, у каждого человека своей индивидуальной картины мира, в соответствии с особенностями которой каждый человек и ведёт себя так или иначе [7] .

    Своеобразная картина мира присуща любой социальной общности — от нации или этноса до социальной или профессиональной группы или отдельной личности.Мало того, каждому отрезку исторического времени соответствует своя картина мира.Другими словами, любое достаточно крупное человеческое сообщество имеет дифференцированные картины мира как по горизонтали (различные социальные группы современников), так и по вертикали: картины мира — это не нечто застывшее, но исторически изменчивый процесс приспособления к меняющимся реалиям.Так, например, картина мира крестьянина отличается от картины мира его современника-университетского профессора.Но точно так же сегодняшний крестьянин или профессор воспринимает мир совсем не так, как представители этих же социальных групп сто лет назад.Различаются картины мира у католика и православного, у мусульманина и буддиста.Подобные различия хорошо иллюстрирует искусство.Например, Париж в изображении китайских художников отличается от Парижа Писсарро и Моне.А природа у современных пейзажистов разительно отличается от её изображения XIII—XIV веков.Не случайно также говорят, к примеру, о Петербурге Гоголя и Достоевского или о булгаковской Москве.

    КАРТИНА МИРА

    КАРТИНА МИРА — сис­те­ма пред­став­ле­ний о ре­аль­но­сти (от ми­ро­зда­ния в це­лом до бли­жай­ше­го ок­ру­же­ния, сию­ми­нут­но­го кон­тек­ста дея­тель­но­сти), ха­рак­тер­ных для ин­ди­ви­да или со­ци­аль­ной груп­пы (про­фес­сио­наль­ной, эт­ни­че­ской, ре­ли­ги­оз­ной, со­слов­ной, язы­ко­вой и др.).

    Картина мира син­те­зи­ру­ет пред­став­ле­ния (час­то не­осоз­на­вае­мые) че­ло­ве­ка о при­ро­де, ду­хов­ном ми­ре, об­ще­ст­ве, о са­мом се­бе и пре­до­пре­де­ля­ет вос­при­ятие и оцен­ку отдельных яв­ле­ний, цен­но­ст­ные, ми­ро­воз­зрен­че­ские и по­ве­ден­че­ские ус­та­нов­ки.Картина мира со­став­ля­ет од­ну из ос­нов куль­ту­ры; це­ло­ст­ность картины мира обес­пе­чи­ва­ет­ся та­ки­ми сис­те­мо­об­ра­зую­щи­ми на­ча­ла­ми куль­ту­ры, как язык, ре­ли­гия, нау­ка, идео­ло­гия, искусство, а так­же ря­дом пси­хо­ло­гических ме­ха­низ­мов.Раз­лич­ные нау­ки о че­ло­ве­ке вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «Картина мира» раз­ное со­дер­жа­ние.

    В язы­ко­зна­нии ши­ро­кую по­пу­ляр­ность при­об­ре­ло пред­став­ле­ние об оп­ре­де­ляю­щей ро­ли язы­ко­вых фак­то­ров в фор­миро­ва­нии глу­бин­ных пла­стов картины мира: струк­ту­ры род­но­го язы­ка вы­сту­па­ют для его но­си­те­ля как ап­ри­ор­ные фор­мы ор­га­ни­за­ции его опы­та и ми­ро­вос­прия­тия (К.В.фон Гум­больдт, Ф.де Сос­сюр, вы­дви­ну­тая Э.Се­пи­ром и Б.Уор­фом ги­по­те­за лин­гвис­ти­че­ской от­но­си­тель­но­сти).В ис­сле­до­ва­ни­ях язы­ко­вой картины мира (тер­мин вве­дён И.Л.Вайс­гер­бе­ром), иг­раю­щих важ­ную роль в се­ман­ти­ке и ког­ни­тив­ной лин­гвис­ти­ке, на­ря­ду с по­ис­ком уни­вер­саль­ных свойств ес­тественных язы­ков (син­так­сическое чле­не­ние ре­аль­но­сти на ак­тив­ный субъ­ект, дей­ст­вие-про­цесс и пас­сив­ный объ­ект, ис­поль­зо­ва­ние ан­тро­по­морф­ных ме­та­фор для опи­са­ния не­ве­ще­ст­вен­ных яв­ле­ний и т.п.) вы­яв­ля­ют­ся их ин­ди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти (спе­ци­фический ха­рак­тер так­со­но­мических сис­тем, например, при обо­зна­че­нии цве­та и др.).

    Ре­кон­ст­рук­ция язы­ко­вой картины мира (например, рус­ской язы­ко­вой картины мира в ра­бо­тах Ю.Д.Ап­ре­ся­на, Н.Д.Ару­тю­но­вой, А.Веж­биц­кой и др.) про­во­дит­ся на ос­но­ва­нии ком­плекс­но­го ана­ли­за клю­че­вых (час­то не имею­щих эк­ви­ва­лен­та в других язы­ках) по­ня­тий (смотрите Кон­цепт) то­го или ино­го язы­ка и куль­ту­ры.Другим рас­про­стра­нён­ным приё­мом яв­ля­ет­ся ана­лиз ме­та­фор, ис­поль­зуе­мых но­си­те­ля­ми язы­ка в по­все­днев­ной ре­чи (например, упо­доб­ле­ние спо­ра вой­не, тос­ки — хищ­но­му зве­рю: «гло­жет тос­ка», «тос­ка за­ела», «тос­ка на­пала» и т.п.).

    В ан­тро­по­ло­гии тер­мин «картина мира» на­чал ши­ро­ко упот­реб­лять­ся с 1950-х годов под влия­ни­ем американского ан­тро­по­ло­га Р.Ред­фил­да, счи­тав­ше­го, что для изу­че­ния куль­ту­ры то­го или ино­го на­ро­да не­об­хо­ди­мо взгля­нуть на мир с точ­ки зре­ния но­си­те­ля этой куль­ту­ры.Картина мира не яв­ля­ет­ся ста­тич­ной и в рав­ной ме­ре при­су­щей всем но­си­те­лям куль­ту­ры; на­род об­ла­да­ет ком­плек­сом взаи­мо­свя­зан­ных картин мира: так, в тра­диционном об­ще­ст­ве Ред­филд вы­де­лял картину мира кре­сть­я­ни­на и картину мира го­ро­жа­ни­на, или картину мира «школ и хра­мов» («боль­шая тра­ди­ция») и картину мира де­ре­вен­ской об­щи­ны («ма­лая тра­ди­ция»).Эта кон­цеп­ция ока­за­лась близ­ка французской «ис­то­рии мен­таль­но­стей» (М.Блок, Л.Февр), де­лав­шей ак­цент на изу­че­нии обы­ден­но­го ми­ро­вос­прия­тия лю­дей про­шлых эпох (смотрите «Ан­на­лов» шко­ла, Ис­то­ри­че­ская ан­тро­по­ло­гия), немецкие «пси­хо­ло­гии на­ро­дов» (В.Вундт) и «опи­са­тель­ной пси­хо­ло­гии» (В.Диль­тей), стре­мив­ших­ся че­рез ис­тол­ко­ва­ние про­дук­тов куль­ту­ры по­нять лю­дей, при­над­ле­жа­щих к этой куль­ту­ре (смотрите Гер­ме­нев­ти­ка).В рус­ле этих идей вы­рос­ли современные шко­лы ре­кон­ст­рук­ции картин мира лю­дей других куль­тур — в ког­ни­тив­ной ан­тро­по­ло­гии и других на­прав­ле­ни­ях куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии (например, би­нар­ные оп­по­зи­ции «сы­рое — ва­рё­ное», «зем­ля — не­бо», «бе­лый — чёр­ный» и т.п.как ба­зо­вые ка­те­го­рии эт­ни­че­ских картин мира в ра­бо­тах К.Ле­ви-Строс­са), куль­ту­ро­ло­гии (например, ра­бо­ты Ю.М.Лот­ма­на о русском дво­рян­ст­ве XIX века, ис­поль­зую­щие в ка­че­ст­ве ис­точ­ни­ка та­кие сим­во­лические сис­те­мы куль­ту­ры, как эти­кет или пра­ви­ла игр), ис­то­рии (например, ра­бо­ты М.Фу­ко о ста­нов­ле­нии пси­хи­ат­рии, тру­ды А.Я.Гу­ре­ви­ча о средне-вековой куль­ту­ре), ис­то­ри­че­ской пси­хо­ло­гии и эт­ноп­си­хо­ло­гии.

    М.Хай­дег­гер, под­чёр­ки­вая ис­то­рический ха­рак­тер са­мо­го по­ня­тия картина мира, пред­по­ла­гаю­ще­го дис­тан­цию ме­ж­ду че­ло­ве­ком и ми­ром (ко­гда «бы­тие в ми­ре» транс­фор­ми­ру­ет­ся в ре­пре­зен­та­цию ми­ра), счи­тал не­воз­мож­ным го­во­рить о «картине мира» тра­диционных куль­тур, по­сколь­ку они не вос­при­ни­ма­ют мир как кар­ти­ну, т.е.как не­что про­ти­во­пос­тав­лен­ное им и на­хо­дя­щее­ся в их рас­по­ря­же­нии.

    В пси­хо­ло­гии картина мира рас­смат­ри­ва­ет­ся как сеть ин­тер­пре­та­ций и ка­те­го­рий, на­кла­ды­вае­мых на ре­аль­ность и опо­сре­дую­щих лю­бые взаи­мо­дей­ст­вия с ней (смотрите Ка­те­го­ри­за­ция).Это мно­го­уров­не­вое об­ра­зо­ва­ние, со­дер­жа­щее мно­же­ст­во схем вос­при­ятия и дей­ст­вия: например, ког­ни­тив­ные кар­ты стра­ны, го­ро­да, квар­ти­ры, ин­ди­ви­ду­аль­ные тео­рии пси­хи­ки ок­ру­жаю­щих лю­дей, пред­став­ле­ние че­ло­ве­ка о са­мом се­бе (смотрите Иден­тич­ность), нор­мы и «сце­на­рии» по­ве­де­ния, смыс­лы, оцен­ки и т.д.Вы­де­ля­ют раз­ные фор­мы мен­таль­ных ре­пре­зен­та­ций, из ко­то­рых и со­сто­ит картина мира; например, раз­ли­ча­ют се­ман­ти­че­ский (аб­ст­ракт­ный, по­ня­тий­но-схе­ма­ти­че­ский, сло­вес­но оформ­лен­ный) и фрей­мо­вый (ори­ен­ти­ро­ван­ный на кон­крет­ные си­туа­тив­ные кон­тек­сты, со­стоя­щий из це­ло­ст­ных об­ра­зов) спо­со­бы ор­га­ни­за­ции картины мира, свя­зан­ные с осо­бен­но­стя­ми ра­бо­ты ле­во­го и пра­во­го по­лу­ша­рий го­лов­но­го моз­га (смотрите Меж­по­лу­шар­ная асим­мет­рия).

    В российской пси­хо­ло­гии вве­дён­ное А.Н.Ле­он­ть­е­вым по­ня­тие «об­раз ми­ра» обо­зна­ча­ет «иде­аль­ный мир» зна­че­ний и смы­слов, сквозь приз­му ко­то­ро­го вос­при­ни­ма­ет­ся ре­аль­ный мир и ко­то­рый свя­зы­ва­ет дан­ный мо­мент с про­шлым и бу­ду­щим (встро­ен­ные в об­раз ми­ра мо­де­ли же­лае­мо­го бу­ду­ще­го и др.).Об­раз ми­ра пер­ви­чен по от­но­ше­нию к дан­ным вос­при­ятия, он опо­сре­ду­ет так­же па­мять, во­об­ра­же­ние, мыш­ле­ние и другие пси­хические про­цес­сы, вы­сту­пая как глу­бин­ная ос­но­ва по от­но­ше­нию к чув­ст­вен­но оформ­лен­ной картине мира.Ре­кон­ст­рук­ция об­раза ми­ра как сис­те­мы зна­че­ний осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ме­то­да­ми экс­пе­риментальной пси­хо­се­ман­ти­ки.

    В ис­то­рии и ме­то­до­ло­гии нау­ки важ­ное ме­сто за­ни­ма­ет по­ня­тие «на­уч­ная картина мира» — еди­ная сис­те­ма пред­став­ле­ний о при­ро­де, сло­жив­шая­ся в Но­вое вре­мя в ре­зуль­та­те син­те­за кон­цеп­ций различных ес­тественных на­ук и вы­пол­няю­щая эв­ри­стическую функ­цию, по­зво­ляя от­би­рать прав­до­по­доб­ные ги­по­те­зы и ин­тер­пре­та­ции и на­прав­лять на­учный по­иск.В ос­но­ве на­учной картины мира ле­жит оп­ре­де­лён­ное ми­ро­воз­зренческое яд­ро (например, пред­став­ле­ние о «ес­те­ст­вен­ной» при­чин­но­сти, не до­пус­каю­щее воз­мож­но­сти чу­да), од­на­ко ба­зо­вые пред­став­ле­ния, вхо­дя­щие в это яд­ро (на­учная па­ра­диг­ма), вре­мя от вре­ме­ни из­ме­ня­ют­ся в ре­зуль­та­те на­учной ре­во­лю­ций (Т.Кун).

    Пер­вый этап на­учной картины мира пред­став­лен сло­жив­шей­ся под влия­ни­ем га­ли­ле­ев­ской фи­зи­ки во 2-й половине XVII века «ме­ха­ни­сти­че­ской картиной мира», со­глас­но ко­то­рой мир со­сто­ит из не­де­ли­мых кор­пус­кул, их взаи­мо­дей­ст­вие стро­го де­тер­ми­ни­ро­ва­но и осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в аб­со­лют­ном вре­ме­ни и аб­со­лют­ном про­стран­ст­ве.Пе­ре­ход от ме­ха­ни­сти­че­ской к элек­тро­ди­на­ми­ческой (в конце XIX века), а за­тем к кван­то­во-ре­ля­ти­ви­ст­ской кар­ти­не фи­зической ре­аль­но­сти (1-я половина XX века) при­вёл к пе­ре­смот­ру этих пред­став­ле­ний (например, под влия­ни­ем кван­то­вой ме­ха­ни­ки и тео­рии от­но­си­тель­но­сти воз­ник­ло пред­став­ле­ние о не­воз­мож­но­сти «объ­ек­тив­но­го на­блю­де­ния» без учё­та по­зи­ции на­блю­да­те­ля; под влия­ни­ем кон­цеп­ции «боль­шо­го взры­ва» воз­ник­ло пред­став­ле­ние о ко­неч­ном вре­ме­ни су­ще­ст­во­ва­ния Все­лен­ной).Ана­ло­гич­ная сме­на па­ра­дигм про­ис­хо­ди­ла и в других нау­ках; например, в био­ло­гии пред­став­ле­ние о не­из­мен­но­сти ви­дов сме­ни­лось уче­ни­ем Ч.Дар­ви­на об их эво­лю­ции.В даль­ней­шем с учё­том до­сти­же­ний ге­не­ти­ки воз­ник­ла син­те­тическая тео­рия эво­лю­ции и, на­ко­нец, по­лу­чи­ли раз­ви­тие пред­став­ле­ния о са­мо­ор­га­ни­за­ции це­ло­ст­ных жи­вых сис­тем, та­ких как ор­га­низм, по­пу­ля­ция, био­гео­це­ноз, био­сфе­ра.Для гу­ма­ни­тар­ных на­ук не ха­рак­тер­на еди­ная на­учная картина мира (ус­та­нов­ка многих учё­ных-гу­ма­ни­та­ри­ев не­ред­ко вы­ра­жа­ет­ся афо­риз­мом «кар­та — это не тер­ри­то­рия»).

    Дополнительная литература:

    Роль че­ло­ве­че­ско­го фак­то­ра в язы­ке: Язык и кар­ти­на ми­ра.М., 1988;

    Хай­дег­гер М.Вре­мя кар­ти­ны ми­ра // Хай­дег­гер М.Вре­мя и бы­тие.М., 1993;

    World views, from fragmen­tation to integration.Brussel, 1994; Веж­биц­кая А.Язык.Куль­ту­ра.По­зна­ние.М., 1996; она же.Се­ман­ти­че­ские уни­вер­са­лии и опи­са­ние язы­ков.М., 1999;

    Лот­ман Ю.М.Внут­ри мыс­ля­щих ми­ров.М., 1996;

    Язык.Че­ло­век.Кар­ти­на ми­ра.Омск, 2000;

    Язы­ко­вое соз­на­ние и об­раз ми­ра.М., 2000;

    Smart N.Worldviews: crosscultural explora­tions of human beliefs.3rd ed.Upper Saddle River, 2000;

    Шме­лев А.Д.Рус­ская язы­ко­вая мо­дель ми­ра: Ма­те­риа­лы к сло­ва­рю.М., 2002;

    Naugle D.K.Worldview: the history of a con­cept.Grand Rapids, 2002;

    Кун Т.Струк­ту­ра на­уч­ных ре­во­лю­ций.М., 2004;

    Ао­шу­ан Т.Ки­тай­ская кар­ти­на ми­ра.Язык, куль­ту­ра, мен­таль­ность.М., 2004;

    Ла­кофф Д., Джон­сон М.Ме­та­фо­ры, ко­то­ры­ми мы жи­вем.М., 2004;

    Цве­ту­щая слож­ность: Раз­но­об­ра­зие кар­тин ми­ра и ху­до­же­ст­вен­ных пред­поч­те­ний суб­куль­тур и эт­но­сов.СПб., 2004;

    Пет­рен­ко В.Ф.Ос­но­вы пси­хо­се­ман­ти­ки.2-е изд.СПб.и др., 2005;

    За­лиз­няк А.А., Ле­во­нти­на И.Б., Шме­лев А.Д.Клю­че­вые идеи рус­ской язы­ко­вой кар­ти­ны ми­ра.М., 2005.

    КАРТИНА МИРА

    Найдено 10 определений термина КАРТИНА МИРА

    Картина мира

    совокупность мировоззренческих знаний о мире; «совокупность предметного содержания, которым обладает человек» (немецкий философ Ясперс).Различают чувственно-пространственную, духовно-культурную и метафизическую картины мира, а также физическую, биологическую, философскую картины мира.

    Картина мира

    представления обыденного, религиозного, философского, научного и эстетического сознания, благодаря чему возникает полифонический образ мира.В картине мира доминируют идеи, соответствующие ценностным ориентациям и смыслу жизни человека.Это понятие очень близкое к философскому понятию мировоззрения.

    КАРТИНА МИРА

    совокупность представлений о мире, существующая как научные и философские концепции в общественном или индивидуальном сознании.Философская картина мира имеет мировоззренческое основание и выражается как: мифологическоая, религиозная, идеалистическая, материалистическая, космоцентрическея и т.д.картина мира.

    КАРТИНА МИРА

    в отличие от мировоззрения совокупность мировоззренческих знаний о мире, «совокупность предметного содержания, которым обладает человек» (Ясперс).Можно выделить чувственно-пространственную картину мира, духовно-культурную, метафизическую.Говорят также о физической, биологической, философской картинах мира (см.Причинно-механическая картина мира, Физическая картина мира).

    КАРТИНА МИРА

    в широком смысле глобальный, всеохватывающий образ мира или представление о нем, присущее определенной исторической эпохе.В узком смысле это научная картина мира, включающая представления о Вселенной (о живой и неживой природе, об общественной жизни), которые основываются на совокупности научных данных о ней.Для всякой картины мира характерны изображение мира в целом в его существенных характеристиках и описание мира в терминах человеческого языка и знаний.Картина мира призвана помочь человеку определить его место в мире, возможности и смысл его существования.

    КАРТИНА МИРА

    общие представления о мире, его устройстве, типах объектов и их взаимосвязях.Все картины мира различаются по двум главным основаниям: 1) степени общности и 2) средствам моделирования реальности.По первому основанию классификация картин мира выглядит следующим образом: 1) всеобщая, 2) частная, 3) единичная.Например, всеобщая картина мира науки определенного периода, частно-научная картина мира той или иной науки (физическая, химическая, биологическая и т.д.картина мира, представленная в физике Аристотеля, или в физике Ньютона, или в теории относительности и квантовой механике).По второму основанию различают следующие картины мира: философскую, религиозную, мифологическую, научную, эстетическую.Все указанные выше картины мира «одинаково законны», исторически относительны и изменчивы, взаимодополняют друг друга, демонстрируя возможности различных средств и уровней моделирования реальности.(См.онтология, онтология науки, метатеоретическое знание).

    КАРТИНА МИРА

    систематизированное целостное представление о природе, ее фундаментальных законах и свойствах.Естеств.науки закономерно формируют определенную К.м., к-рая апробируется практикой, носит объективный характер и выступает антиподом религ.мировоззрения.К.м.складывается на основе локальных картин природы (физич., химия-, биологич.и др.).Основу К.м.составляют представления науки, лидирующей на данном этапе развития естествознания.Так, первая науч.К.м-, разрушившая ср.-век.религ.К.м., опиралась на механич.понимание природы (Галилей, Ньютон, Ломоносов).К кон.19 в.ее место заняла электродинамич.картина (Фарадей, Максвелл), обогащенная развитием химии, биологии (Менделеев, Дарвин), а в 20 в.ядро К.м.составила квантоворелятивистская картина природы (Планк, Эйнштейн), обогащенная революц.преобразованиями в астрономии, биологии и др.науках.Совр.естествознание (в первую очередь физика, биология, химия, астрономия), опираясь на диалектико-материали-стич.философию, постоянно развивает и обогащает К.м., углубляя ее науч.-атеистич.содержание.

    КАРТИНА МИРА

    это совокупность взаимосвязанных систематизированных представлений об устройстве мира, Вселенной, о месте в ней человека, его познавательных и творческих возможностях.Термин «картина мира» появился благодаря немецкому физику Г.Герцу, когда он описывал совокупность создаваемых исследователями об объектах внешнего мира.М.Планк уточнил его и дал следующее определение физической картины мира – это «образ мира», формируемый в физической науке и отражающий реальные закономерности природы.Картины мира последовательно сменяли одна другую, начиная с XVII в.: механическая, электромагнитная, релятивистская.Вслед за физической, начали говорить о химической, биологической и т.д.картине.Картина мира, которая складывается из всех существующих научных представлений о строении и развитии природы называется естественнонаучной картиной мира.Картина мира изменяется в ходе развития культуры.В соответствии с тем, какая форма постижения и восприятия мира является преобладающей, различают религиозную, философскую и научную картины мира.Современная картина мира является научной, так как соответствующие представления о реальности сформировались в ходе экспериментальных и теоретических исследований, обоснованы и подтверждены.Основаниями картины мира являются современные философские принципы и подходы.В основе картины мира лежит принцип объяснения мироздания.

    КАРТИНА МИРА

    целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер; формируется в об-ве в рамках исходных мировоззренческих установок.Являясь необходимым моментом жизнедеятельности индивида, К.м.обусловливает специфический способ восприятия мира.Исторически попытки последовательного построения К.м.в осн.были связаны с натурфилософией.В совр.науке осмысление К.м.происходит по линии рефлексии над наукой и в русле культурологического, лингвистического н семиотического анализа коллективного сознания, прежде всего на материале изучения фольклора и мифов.Чаще всего под К.м.имеют в виду научную К.м., под к-рой понимается система общих принципов, понятий, законов и наглядных представлений, формируемая на основе синтеза научных знаний.Научная К.м.— связующее звено-между мировоззрением и фундаментальными специальными формами теоретического освоения действительности.Она выделяет осн.исследуемые объекты, типологизирует и характеризует общие их соотношения.Характер К.м.в значительной мере обусловлен представлениями лидирующей фундаментальной области науки, хотя она, в свою очередь, служит важным элементом интерпретации отдельных теорий и.концепции.Принято выделять 3 разноуровневых типа научной К.м.: 1) общенаучная (объединяющая представления о природе и человеке); 2) естественнонаучная (предстающая как комплекс общих воззрений на природу) и социально-историческая картина действительности (система общих взглядов на об-во); 3) частнонаучные К.м.(являющиеся образами исследуемых отдельных значительных фрагментов действительности — биологической, геологической и т.п.).В настоящее время наиболее разработанной является физическая картина мира.Прогресс в науке сопровождается расширением и углублением границ познания, изменением содержания решаемых задач.Новые факты постепенно начинают приходить в противоречие с принятыми воззрениями и заставляют переосмысливать их.Вызревают радикальные смены одних образов мира другими как в отдельных областях познавательной деятельности, так и на уровне научной К.м.в целом.Важная тенденция в развитии К.м.связана с преодолением исходного антропоцентризма в видении мира за счет качественных преобразований взглядов на мир в трудах Коперника (преодоление геоцентризма), Дарвина (наведение мостов между живой и неживой природой).Совр.научная К.м.определяется синтезом разнообразных областей знания, прежде всего за счет выработки общенаучных эволюционистских концепций, распространяемых и на неживую природу.Эта тенденция уже привела к формированию идей синергетики и глобального эволюционизма.Ныне происходит переход к научной К.м„ отражающей существенную нелинейность мира, расширение представлений о взаимоотношении энергетических и информационных воздействий.Важную роль в формировании совр.К.м.в социально-историческом плане играет новое политическое мышление, представление о взаимосвязи и взаимозависимости, известной целостности мира.

    Картина мира

    существуют вещи и понятия, которые, в свою очередь, делятся на первичные и вторичные.Вещи — это все то, что существует независимо от познающего субъекта: материя, пространство, время, вселенная (мир), движение.Понятия — это механизм познания мира, детерминированный (определяемый) свойствами познающего субъекта.

    Человек в системе познания является понятием первичным — субъект познающий.Весь окружающий мир человек (сознание человека ?) познает исключительно с помощью собственных чувств и интеллекта, таким, каким они его видят (искажают, выделяют цвета и т.п.), все остальное является результатом переработки (упорядочения) этих сигналов в виде информации.Перед философами всегда стоял вопрос о начальной точке отсчета: что есть в мире такого по поводу которого мы можем не сомневаться, что это действительно существует.Декарт сказал: «Мыслю — следовательно, существую».Это действительно то, в чем человек может не сомневаться.Все остальное необходимо подвергать сомнению.Данный тезис тоже подвергают сомнению, вопрос только в том: насколько это конструктивно? Вдумаемся еще раз: для сознания познающего субъекта аппаратом познания мира является он сам, его органы чувств, его интеллект и в системе его познания он является первичным.Опыт других людей и человечества в целом для него вторичен.

    Нет субъекта познания — нет и объекта познания.Это очевидно, причем именно с точки зрения материализма, так как без субъекта не существует и само познание.Утверждение о существовании объекта независимо от наличия субъекта при последовательном развитии мысли неминуемо приводит к состоянию, при котором познание начинает существовать без его носителя, то есть к идеализму (в принятой терминологии).Заблуждения материалистов, нападающих на идеалистов, в большинстве случаев заключались в том, что ими опускалась такая вещь, как познание, понятие неотъемлемо входящее первоначально в парные понятия субъект и объект, без которого спор попросту терял смысл, так как происходило произвольное вычленение дискутирующими сторонами рассматриваемых систем.Имеет место обычная «игра слов».Понятия субъект и объект имеют смысл только применительно к феномену познания.В остальных случаях мы имеем дело с явлениями мира, его свойствами и его вещами.В том мире уже нет ни объектов, ни субъектов.

    Вещи существуют независимо от познающего субъекта и являются самодостаточными, то есть они или есть или их нет.Понятия определяются особенностями человеческого интеллекта и для правильного понимания картины мира требуют категорированности создания категорий, нужных именно интеллекту в их иерархии.При этом человек «видит и определяет» в мире как те вещи, которые действительно существуют, например, Вселенную, планету, дерево камень, животное, так и те, которых на самом деле нет, но они необходимы ему для более удобного ориентирования в жизни: погода, куча зерна, роща, лес, брат или сестра, экономика, биосфера и т.п.

    В общем случае для практической деятельности жесткость категорий не только не требуется, но даже и вредна, так как сковывает мышление и замедляет движение познающего субъекта к истине (что есть она?).С точки зрения наук (философии и др.) и системы образования в особенности, на определенных стадиях их функционирования, жесткость категорий необходима, так как обеспечивает более менее адекватную передачу знания (опыта).

    В нашем представлении картина мира такова: существуют пространство и время, заполненные материей (вакуумом, обладающим определенными свойствами, которые необходимо еще изучать и изучать), под действием (влиянием) времени (или чего-то иного) в материи возникают или исчезают напряжения, волны (в том числе и стоячие) — появляются поля и вещество, (простые системы) обладающие определенными свойствами.Вещество и поля принимают все возможные состояния и создают большое количество сложных систем, обладающих еще большим количеством свойств (и состояний).Одним из этих свойств является влияние предшествующего состояния области пространства на ее будущее состояние (причинно-следственная связь), что является основой всех информационных процессов — прототипом памяти.Поскольку вещество и поля принимают все возможные состояния, то во Вселенной существуют области, где связи между предшествующими и последующими состояниями на микро — и макроуровнях достаточно устойчивы — имеет место «опережающее отражение действительности» в устойчивом структурированном мире, области, где существуют информационные системы.Дальнейшее изменение структуры мира в этих областях (в нашем случае на планете Земля) происходит уже под действием этих информационных систем, начинается их совместная эволюция (пространства и информационных систем) — возникает жизнь.

    28.Понятие картины мира и её виды

    Картина мира — система интуитивных представлений о реальности.К.м.можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности.Каждому отрезку исторического времени соответствует своя К.м.К.м.древних индийцев не похожа на К.м.средневековых рыцарей, а К.м.рыцарей не похожа на К.м.их современников-монахов.

    Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном.Вот почему философские картины мира не похожи одна на другую.Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира, то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира.Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях, умозрительно (в мысли, в слове).Философское знание, это знание или взгляд живого человека.Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.

    Философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен.Для философии остается один путь — понять мир не «вширь», а»вглубь», не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности.Тогда философская картина мира осмысливается как системно-рационализированную совокупность представлений о мире в целом, включая в него и самого человека.Системообразующим принципом философской картины мира вступает понятие бытия.В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.

    Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется.Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты – их существования, что задает миру исходную целостность и гарантирует миру устойчивое существование.

    Признанием бытия, как сущего, неизменного и единого делает мир серьезным и ответственным, предсказуемым.Воздерживаясь от темы бытия, или отрицая ее, философия порождает нигилистическое мировоззрение.Действительно, если нет бытийной опоры, то все теряет надежду, все «суета сует».Потеря веры в вечный и неизменный абсолют приводит к тому, что человек начинает действовать по собственному произволу.

    Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего.Земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений.Причем тот мир, мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном.Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности.Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу.

    Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки.В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества.Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято называть естественно-научной картиной мира.

    Научная картина мира (НКМ) — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов, а также методология получения научного знания.

    В процессе развития науки происходит постоянное обновление идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий.Таким образом, научная картина мира — не догма и не абсолютная истина.В то же время, научные представления приближены к истине, так как основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей.В результате научные знания позволяют делать верные предсказания о свойствах нашего мира и способствуют развитию человеческой цивилизации.Противоречия между научными концепциями преодолеваются путём выявления новых фактов и сравнения их с предсказаниями различных теорий.В таком развитии — суть научного метода.

    Научная картина мира существенно отличается от религиозных представлений о мире, которые основаны не столько на доказанных фактах, сколько на авторитете пророков и религиозной традиции.Религиозные интерпретации концепции мироздания постоянно изменяются, чтобы приблизить их к современным научным трактовкам.Догмы разных религий, как правило, противоречат друг другу, и эти противоречия весьма трудно преодолеть (в отличие от научных противоречий, которые преодолеваются экспериментальным путём).

    Картина Мира

    У каждого человека, когда либо живущего на свете, существует своя уникальная и неповторимая Картина Мира.Она оказывает огромное участие в формировании его жизни в целом.

    Наполняет удачами его жизненный путь …или заставляет натыкаться на бесконечные препятствия.

    Как она влияет на своего хозяина? Как формируется? И можно ли ее поменять?

    Содержание статьи:

    1.Что такое — Картина Мира?
    2.Немного практики…
    3.Как формируется индивидуальная Картина Мира каждого человека (или откуда растут ноги неприятностей в жизни)
    4.Можно ли поменять Картину Мира в течении жизни?
    5.Фокус внимания
    6.О развитии человечества
    7.Медитативное упражнение в подарок «Нейтрализация негативной кармы»

    Цикл статей об источнике негатива в жизни и трансформации его в гармонию и успешность:

    Картина Мира.(Вы здесь)
    Эффект зеркала .Как научиться жить в гармонии? Практические рекомендации.
    Фокус внимания и его влияние на жизнь человека.Улучшаем качество жизни!

    Так что же это такое — Картина Мира?

    Картина Мира — это внутреннее духовное и интеллектуальное содержание человека, его жизненные ценности, его опыт, внутренние установки, стандарты, шаблоны, психологические ограничения.Картина Мира у каждого человека очень индивидуальна.

    Мир, на самом деле, один для всех.Но воспринимает и оценивает его каждый из нас индивидуально, пропуская через «сеточку» своего сознания, подсознания, разума.И вот то, что мы получим «на выходе» и является Картиной Мира.

    То есть, мы можем с уверенностью сказать, что это субъективная реальность.

    Картина Мира может быть общей для большого количества людей, а может быть индивидуальной.

    Утверждение наших предков о том, что Земля плоская — один из ярких примеров Картины Мира.

    Например, в древние времена люди считали, что Земля плоская, за тем, утверждения Коперника и Ньютона поколебали уверенность человечества в данной информации.То есть произошла смена стереотипа в коллективной Картине Мира.

    В современном мире вновь многие ученые и исследователи говорят о том, что Земля плоская, находят этому доказательства.И Картина Мира многих людей таким образом подвергается изменениям.

    При чем, сторонники и плоской, и круглой Земли находят нерушимые доказательства своей правоты.Вселенная многообразна в своем величии, и каждый найдет свои доказательства).

    Немного практики…

    Даже одно и то же слово или словосочетание «расшифровывается» каждым человеком по-разному.Не говоря о более широком информационном потоке.

    Например, я люблю своим клиентам предложить представить себе БЕЛЫЙ СТОЛ, представьте и вы…

    …и вот у каждого это будет свой белый стол: у кого-то это будет крашенный дачный столик (у любителя покопаться в огороде, к примеру)…

    …у кого-то стол покрытый белой ажурной скатертью, возможно у кого-то это будет операционный стол (у хирурга или человека, недавно перенесшего операцию)…

    …и множество других образов, в зависимости от того, каким набором установок человек обладает.

    Мы взяли для примера всего одно словосочетание, представьте теперь насколько по разному видятся каждому из нас литературные произведения или события в жизни.

    Как формируется индивидуальная Картина Мира каждого человека?

    (или откуда растут ноги неприятностей в жизни)

    Давайте подумаем, почему же она так индивидуальна?

    Для этого давайте возьмем для примера какого-то человека.Да чего далеко ходить? Давайте возьмем вас!

    Заодно проведете осознанный анализ: что у вас во внутреннем мире просто отлично, что нуждается в «доработке», а что нужно менять как можно скорее!

    В предыдущем абзаце, по сути, я раскрыла, с чем же мы с вами будем «работать».

    Да-да! Картина Мира — это ваш Внутренний Мир!

    А, как известно, «что снаружи, то и внутри», «что вверху, то и внизу», «как на небе, так и на земле»!

    То, чем мы наполнены, иногда сразу, а иногда постепенно материализуется в жизни человека.

    Сейчас я просто буду перечислять и объяснять факторы, которые участвуют в в формировании Картины Мира, а вы как бы со стороны (это важно!), посмотрите, как откликается в вас мои высказывания.

    И, может быть, сразу у вас произойдут какие-то важные осознания!

    И так, начинаем:

    1.Рождение в определенной семье

  • Какие убеждения были в вашей семье?
  • -С самого рождения вы «записываете» в свою память все что когда либо говорилось при вас и о вас.Даже если вы об этом ничего не помните.

    Все высказывания, все представления о жизни, проговоренные и просто подуманные вашими родителями, родственниками, незримо впечатываются в ваше восприятие мира и и оценку себя, как личности в этом мире.

    Даже такие высказывания родителей, как: «Что за руки у тебя? Как крюки!», откладывают серьезный отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка.

  • Какая модель поведения у ваших родителей?
  • Неосознанно мы копируем своих родителей: их жизненные ценности, поступки, действия, рассуждения, привычки.Перенимаем отношение к жизни, людям, материальному достатку.

    Например: «не жили богато и нечего начинать» или «лучше быть бедным и счастливым, чем богатым и несчастным» все это ограничивающие убеждения.

    «Не мы такие — жизнь такая» не желание брать за себя ответственность в жизни, неосознанность.

    Или мама-одиночка передает своей дочке установку, что «все мужики — сво…» и т.д.

    «Надо идти учиться в экономический университет — это престижно.Ну и что, что мне больше всего нравиться играть на фортепьяно? На этом денег не заработаешь!» Часто такие установки ребенок перенимает от своих родителей.

    По истечению какого-то времени он забывает, в чем же заключалась самая большая радость жизни.А когда подходит средний или пожилой возраст, то человек начинает чувствовать непреодолимую тоску.Как будто он не сделал чего-то очень важное.

    Вдруг начинают развиваться какие-то болезни.А ему и не в домек, что его нереализованность напрямую связана с болезнью.

    Также бывает, что ребенок натерпевшись в детстве от своих нерадивых родителей, во взрослой жизни стремится делать все с точностью наоборот.

    Но, в этом случае повзрослевший ребенок не принимает своих родителей, старается с корнем выдрать из себя ту боль, которую ему причинили родители.Старается доказать себе и Миру: «Я не такая(-ой), как они!» Но это уже разговор для другой статьи.

    2.Принадлежность к определенной социальной среде

  • Проанализируйте, какие духовные и материальные ценности в вашей среде?
  • Какие шаблоны и стереотипы вы приобрели?
  • Приведу простой пример, на самом деле их, конечно, множество.Тут уж вы сами дальше подумайте и понаблюдайте за собой.

    «Только тот, кто летает в Турцию на отдых по-настоящему счастлив».

    Если у вас где-то в глубине души есть такое понятие, а в Турцию все никак слетать не удается, подумайте, вполне возможно, ваше счастье в том, чтобы отдыхать каким-то другим образом?

    Например, сидя возле костра и любуясь на речной пейзаж или в том, чтобы ходить за грибами и наслаждаться пением птиц.

    Постарайтесь понять, какие ценности ВАШИ, а какие вам были просто навязаны и не вызывают вашей ИСТИННОЙ радости.

    Я сейчас не говорю о радости ЭГО, которое, конечно, будет радоваться, в случае реализации НЕ ВАШИХ желаний, а навязанных обществом.

    Оно будет радоваться скорее не самому факту исполнения желания, сколько произведенному впечатлению, утверждению себя в обществе и т.д.Важно научиться различать два этих чувства: истинную радость души и радость эго.

    На протяжении жизни человек «подцепляет» разные программы, установки, шаблоны поведения.

    Которые не могут его сделать счастливым, так как они не являются истинными его желаниями.Скорее, это желание соответствовать ожиданиям общества (одобрение родителями, друзьями, коллегами по работе и т.д.), критериям успешности в обществе.

    Конечно, не все шаблоны и установки плохи, многие, наоборот подталкивают нас и заставляют развиваться.

    То есть мы можем сделать вывод, что происходит формирование по четырем аспектам:

  • Воспитание
  • Приобретенные привычки
  • Опыт, полученный в жизни
  • Характер человека
  • Меняется ли Картина Мира в течении жизни?

    Все, о чем шла сейчас речь, конечно же, не просто так проявилось в вашей жизни.

    Когда Душа идет в воплощение, она подбирает себе государство, город, семью, общество для наилучшей реализации запланированных задач на воплощение.

    Бывает душа отклоняется от выбранного пути и тогда весь Мир стремится направить человека на путь истинный.Вначале деликатно, потом толчки становятся все настойчивей, а бывает и больнее.

    Картина Мира в течении жизни может изменяться, у всех это происходит по разному.

    У кого-то медленно, постепенно, но бывает, что человек практически в одночасье меняет все представление о своей жизни, о приоритетах в ней.

    Бывает, люди через боль, страдание и болезни обретают ИСТИННОГО СЕБЯ…иногда это единственный способ повернуть человека на Путь, который когда-то избрала Душа.

    Фокус внимания

    Неотъемлемой частью Картины Мира является ФОКУС ВНИМАНИЯ.Не просто так говорят, что Вселенная изобильна — в нашем мире, действительно есть все, что нам необходимо для развития и достойной гармоничной жизни.

    Но, в зависимости, например, от наших интересов и убеждений из окружающей среды мы выделяем интересующую нас информацию, людей и так далее.

    Та информация, которая нас НЕ интересует даже в глубинах подсознания, ни за что нас не коснется, человек ее просто не заметит.

    Здесь можно привести такой бытовой пример: предположим, появилась у вас идея купить новую куртку…неприменно красную… но вот какой фасон?… В таком случае мы часто начинаем наблюдать за людьми, в чем же они одеты.

    И тут выясняется, что очень большой процент людей ходит именно в красных куртках, хотя еще вчера вам это и в голову не приходило, так как вы не обращали на это внимание.

    Мы живем в огромной Вселенной, но, между тем, и каждый из людей живет в своей уникальной мини Вселенной, наполненной именно его интересами.

    В наших силах менять и расширять СВОЮ Картину Мира, это не значит одеть розовые очки и не замечать каких-то вещей, людей, событий, которые не нравятся, а значит ПОМЕНЯТЬ к ним свое отношение.

    Признать и принять даже самые негативные вещи, как часть себя, вот тут и начинается самое интересное, Мир вокруг начинает играть яркими красками, наполняется добром и светом!

    О развитии человечества

    Сейчас много говорится о том, что Земля и человечество переходят на новый этап развития и существования.

    В настоящее время, человечество делится, условно говоря, на две, пока не равные, половины: одна половина владеет информацией о том, что сейчас, как никогда, важно повышать свою осознанность, ведет работу над своим внутренним миром.

    Другая половина продолжает вести прежний уклад жизни: пришел с работы, поужинал, лег к телевизору, лег спать, с утра на работу — далее по кругу…

    Все это ни хорошо, ни плохо, так как такие люди просто еще не пришли к тому, что надо «проснуться» и задуматься, о том, кто же они такие на самом деле, зачем пришли в эту жизнь.

    Вполне возможно, что души таких людей еще не получили достаточно подобного опыта.

    Но так же может быть, что душа давно желает, чтобы человек задумался о духовной своей составляющей, а он просто ее не слышит

    Души людей, когда либо живущих на свете все равны, будь то душа порицаемого в социуме человека или душа занимающегося своим духовным развитием человека.

    Ведь каждая душа — частица Творца, а каждый Путь — ведет к Богу, просто у каждого он свой, неповторимый и уникальный.

    Информация для духовного пробуждения на самом деле находится везде, ее очень много.Но человек обычно видит то, что входит в его Картину Мира.

    Давайте потихонечку расширять сознание друг друга, помогать друг другу открывать в себе огромнейший потенциал, который у большинства еще спит!

    P.S.: Для тех кто настроен решительно и действительно планирует заняться улучшением своей жизни, я приготовила в подарок сильное медитативное упражнение для очищения сознания и подсознания от негативной энергии.

    Упражнение подойдет как для новичков в медитации, так и для более продвинутых практиков.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Алиса Синдеева
    Написано статей
    398
    Ссылка на основную публикацию