Омар хайям родился

Тема статьи: Омар хайям родился - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Оглавление

Омар Хайям — биография

Краткая биография

Омар Хайям был чрезвычайно талантливым и известным персидским математиком, астрономом, философом и поэтом.Считается, что поэт принял свое второе имя Хайям в знак уважения к профессии своего отца.Его работа, как выдающегося математика и астронома, привела к реформе древнего мусульманского календаря.Кроме того, приведенные им теоремы по-прежнему применяются в математике.Несмотря на свою работу в области математики и астрономии, Хайям наиболее известен своими стихами, особенно как автор своего сборника четверостиший «Рубайят».

Мало кто помнит, что он заложил основы современной алгебры, а затем способствовал развитию геометрии.Реформация Персидского солнечного календаря была еще одним гениальным достижением великого перса.Нынешний грузинский календарь частично основан на его творчестве.Кроме того, он написал многочисленные трактаты по истории, географии, минералогии, механике и музыке, одновременно являясь магистром юриспруденции и медицины.

Он также был великим учителем — преподавал математику и философию Авиценны в последние десятилетия своей жизни.Хотя он был поэтом, он никогда не публиковал написанные им стихи.Обнаруженные после его смерти, они оставались заброшенными до тех пор, пока Эдвард Фицджеральд не перевел их на английский язык почти через восемь веков после рождения Хайяма.

Омар Хайям родился в 1048 году в Нишапуре, расположенном у подножия горы Биналуд на северо-востоке Ирана.В те времена этот город был большим торговым постом.О семье будущего поэта известно мало.Известно, что отец был ремесленником – создавал палатки (его называли Khayyami, так же, как и деда Омара), довольно успешным, поэтому семья не нуждалась.О матери Омара ничего не известно.

Мальчик получил всестороннее образование.Одним из его учителей был зороастрийский математик назвал Бахманяра ибн Марзбан, с которым он изучал естественные науки, философию и математику.Параллельно он изучал астрономию при Хавдже Аль-Анбари.В 8 лет он научился читать и вскоре выучил Коран полностью.Также он совершенствовал свои ораторские способности и занимался толкованием сур.

В 1068 году Омар Хайям уехал в Самарканд.Путешествие длилось около 3 месяцев.Там он связался с Абу Тахиром, известным юристом, который оказался старым другом его отца.Наблюдая за необычайным талантом Омара Хайяма в математике, Тахир принял решение взять юного Омара к себе на работу.

В 1070 году, работая под патронажем Тахира, Хайям написал «трактат о демонстрации проблем алгебры и балансирования».В нем он не только классифицировал различные типы кубических уравнений, но и представил их систематическое решение.Эта работа заложила принципы современной алгебры и открыла миру нового гения математики.Через некоторое время после публикации договоров по алгебре Хайям переехал в Бухару.В 1073 году Хайям получил приглашение от Малик шаха I, попросив его приехать в свою столицу Исфахан, чтобы построить для него обсерваторию.

Через год Омар достиг Исфахана и стал работать над строительством, не забывая и о книгах.В 1075 году он вместе с двумя другими учеными составил набор астрономических таблиц под названием «Аль-зидж Аль-Маликшахи», назвав его в честь своего королевского покровителя.К сожалению, большая часть работы, за исключением таблицы из 100 неподвижных звезд, теперь потеряна.

По приказу императора он также реформировал солнечный календарь, который затем использовался в Персии.Названный «Малеки» в честь императора, календарь был введен 15 марта 1079 года и использовался в течение тысячи лет.Грузинский календарь, который вошел в обиход через 500 лет, был также основан на расчетах Хайяма.

Омар прожил в Исфахане восемнадцать лет, работая в разных областях.Одним из его наиболее важных математических работ этого периода было «объяснение трудностей в постулатах Евклида».Позже этот труд был опубликован на английском языке как «о трудностях определений Евклида».

До 1092 года Хайям был одним из самых влиятельных придворных при дворе султана Малик-шаха.Но ситуация изменилась в 1092 году, когда его покровитель умер.И Хайям потерял свои ответственные посты.

В середине 1090 – х годов Хайям совершил паломничество – хадж — в Мекку.Завершив его, он сразу же вернулся в Нишапур, где занялся преподаванием, давая уроки философии и математики.Иногда местная знать приглашала его в качестве астролога и астронома.Последние годы жизни Омара Хайяма окутана тайной – не сохранилось ни письменных, ни устных сведений его учеников о нем.Доподлинно известно, что умер Хайям в своем родном городе Нишапуре в 1131 году, проведя последние годы жизни в уединении.

Омар отличался необычайными взглядами на жизнь и мудростью, которую он передавал своим ученикам.Многим западным историкам и ученым он известен в первую очередь, как мудрец и автор высказываний.Его афоризмы, написанные в форме стиха, пережили века.Точные высказывания о любви, жизни, отношениях до сих пор вызывают уважение и трепет к Хайяму – как точно он в 12 веке смог предугадать, что отношения между людьми останутся неизменными, и все те же проблемы буду тревожить их.

«Когда в человека кидаешь грязь, помни — до него она может не долететь, а на твоих руках останется».

«Глупец ищет счастья вдали, мудрый растит его рядом с собой».

Омар Хайям — биография

Чтоб мудро жить прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

1) Человек как субъект отношений и сознательной деятельности.

Математические сочинения Омара Хайяма, дошедшие до наших дней, характеризуют его как выдающегося учёного.В трактате Трактат (от латинского tractatus — рассмотрение) — научное сочинение, в котором рассматривается отдельный вопрос или проблема; рассуждение на специальную тему.«О доказательствах задач алгебры и алмукабалы» он дал в геометрической форме систематическое изложение решения уравнений до третьей степени включительно.

В трактате «Об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле» рассмотрена известная классическая задача, решенная Архимедом.

Всемирную известность принёс Хайяму как поэту цикл четверостиший («Рубаийат»).Наукой ещё не решен вопрос, какие из приписываемых Омару четверостиший доподлинно принадлежат ему.Более или менее твёрдо можно признать атрибуцию 66 рубай, содержащихся в наиболее древних списках.

1) До середины 19 века вся художественная литература в отличие от нехудожественной.

2) Стихотворные произведения в отличие от художественной прозы (например, лирика, драма или роман в стихах, поэма, народный эпос древности и средневековья).Поэзия и проза — два основных типа искусства слова, различающиеся способами организации речи художественной и прежде всего ритмостроением.Ритм поэтической речи создается отчетливым делением на стихи.

В поэзии взаимодействие стиховой формы со словами (сопоставление слов в условиях ритма и рифм, отчетливое выявление звуковой стороны речи, взаимоотношение ритмических и синтаксических строений) создает тончайшие оттенки и сдвиги художественного смысла, не воплотимые иным способом.

Поэзия преимущественно монологична: слово персонажа однотипно с авторским.Граница поэзии и прозы относительна; существуют промежуточные формы: ритмическая проза и свободный стих.автора лишена вычурности образов, красивости; она функционально связана с кругом мотивов его философии, который четко ограничен: трава, произрастающая из праха умерших, символизирует мысль о вечном круговороте материи; гончар, гончарная мастерская и кувшины — взаимоотношения между творцом, миром и индивидом; культ вина, прославление вольнодумца-гуляки и отрицание загробной жизни позволяют поэту резко полемизировать с официальными религиозными догмами.Стиль Омара предельно ёмкий, лаконичный, изобразительные средства просты, стих Стих (от греческого stichos — ряд, строка) — художественная речь, фонически расчлененная на относительно короткие отрезки, которые воспринимаются как сопоставимые и соизмеримые (противоположность — проза); каждый из таких отрезков обычно графически выделяется в отдельную строку, которая также называется стих.чеканный, ритм гибкий.Основные идеи — страстное Страсть:

1) Сильная любовь, сильное чувственное влечение.

2) Сильно выраженное чувство, воодушевленность.

Миниатюра к рубаи Омара Хайяма.16 в.

В средне-вековой персидской и таджикской поэзии Хайям — единственный поэт, в стихах которого лирический герой в значительной мере выступает как автономная личность.Поэт поднялся до отчуждения лирического героя от царя и бога; герой этот, бунтарь и богоборец, противник насилия, подвергает сомнению религиозную догму о божественно-разумном устройстве мира.

Хайям возглавлял группу астрономов Исфахана, которая в правление сельджукского султана Джалал ад-Дина Малик-шаха разработала принципиально новый солнечный [гор] календарь.Он был принят официально в 1079 году.Основным предназначением этого календаря была как можно более строгая привязка Новруза (то есть начала года) к весеннему равноденствию, понимаемому как вхождение солнца в зодиакальное созвездие Овна.С чисто астрономической точки зрения календарь «Джалали» был точнее, чем древнеримский юлианский календарь, применявшийся в современной Хайяму Европе, и точнее, чем позднейший европейский григорианский календарь.

О.Хайям – не только поэт

Омар Хайям знаменит во всём мире своими четверостишиями «рубаи».Но этот удивительный человек был не только поэтом и философом.Хайям стоял у истоков алгебры, развивал астрономию и сестру ее, астрологию.Его великим открытием стала астрология питания: он первый составил кулинарную книгу для знаков Зодиака и изобрел множество потрясающих рецептов.

Единственный ребенок [en] в семье богатого ремесленника, Омар, чье имя переводится как «жизнь», получил в семье хорошее воспитание.Философы, медики [en] , астрономы и астрологи, он с удовольствием занимался науками.После смерти [en] родителей Хайяму пришлось бежать из Нишапура, он перебрался в город Исфахан.Там он написал свои первые стихи и при этом увлеченно учился готовить, собирал и совершенствовал старинные рецепты.

Слухи о человек, умеющем готовить удивительные блюда, разнеслись по всему Исфахану.Однажды сам великий султан Маликшах прислал к поэту своего визиря с предложением — стать придворным надимом.

Следующие десять лет Хайям устраивал для повелителя пышные приемы, изобретал все новые потрясающие рецепты и разработал таблицы астрологического питания, в которых подробно расписал, какую пищу следует есть представителям различных знаков зодиака.Этот труд принес ему поистине всемирную известность — даже сегодня его таблицами пользуются астрологи многих восточных стран [en] !

После смерти повелителя Омар Хайям покинул дворец и отправился в Бухару, где до последнего дня занимался строительством обсерватории, наблюдением за светилами, уточнял свои расчеты в созданной им новой науке — астрологии питания.Умер он в глубокой старости со счастливой улыбкой на устах, составляя комментарии к лечебным диетам.(Магомед-Нури Османович Османов)

Омар Хайям: биография.Омар Хайям: интересные факты из жизни

Омар Хайям, краткая биография которого представлена в этой статье, родился в Нишапуре 18 мая 1048 года.Нишапур находится на востоке Ирана, в культурной провинции Хорасан.Этот город был местом, куда на ярмарку съезжались многие люди из различных районов Ирана и даже из соседних стран.Кроме того, Нишапур считается одним из главных культурных центров того времени в Иране.В городе с 11 века действовали медресе — школы высшего и среднего типа.В одной из них учился и Омар Хайям.

Биография на русском языке предполагает перевод имен собственных.Однако иногда читателям требуется и английский вариант, например, когда нужно найти материалы на английском.Как же перевести: «Омар Хайям: биография»? «Omar Khayyam: biography» — правильный вариант.

Детство и юность Хайяма

К сожалению, сведений о них недостаточно, как и сведений о жизни многих известных людей древних времен.Биография Омара Хайяма в детские и юношеские годы отмечена тем, что он жил в Нишапуре.Не сохранилось сведений о его семье.Прозвище Хайям, как известно, означает «палаточный мастер», «палаточник».Это позволяет исследователям сделать предположение о том, что отец его являлся представителем ремесленных кругов.Семья, во всяком случае, располагала средствами, достаточными для того, чтобы предоставить своему сыну приличное образование.

Обучением отмечена дальнейшая его биография.Омар Хайям сначала постигал науки в Нишапурском медресе, который в то время был известен как аристократическое учебное заведение, которое готовило для государственной службы крупных чиновников.После этого Омар продолжил образование в Самарканде и Балхе.

Знания, полученные Хайямом

Он владел множеством естественных и точных наук: геометрией, математикой, астрономией, физикой.Также Омар специально изучал историю, корановедение, теософию, философию и комплекс филологических дисциплин, который входил в понятие образованности в то время.Он знал арабскую литературу, владел в совершенстве арабским языком, а также знал основы стихосложения.Омар был искусен во врачевании и астрологии, а также изучал теорию музыки.

Хайям великолепно знал наизусть Коран, мог истолковать любой аят.Поэтому даже самые видные теологи Востока обращались к Омару за консультациями.Идеи его, однако, не вписывались в ислам в ортодоксальном его понимании.

Первые открытия в области математики

Первыми открытиями в области математики отмечена дальнейшая его биография.Омар Хайям сделал эту науку основным направлением своих занятий.В возрасте 25 лет он совершает первые открытия в математике.В 60-е годы 11 века он издает труд по этой науке, который приносит ему славу выдающегося ученого.Меценатствующие правители начинают оказывать ему покровительство.

Жизнь при дворе Хакана Шамс ал-Мулка

Правители 11 века соревновались друг с другом в блеске свиты.Они переманивали образованных царедворцев.Самые влиятельные просто требовали ко двору прославившихся поэтов и ученых.Не обошла эта участь и Омара.Службой при дворе была отмечена и его биография.

Омар Хайям сначала вел свою научную деятельность при дворе принца Хакана Шамс ал-Мулка, в Бухоре.Согласно свидетельствам летописцев 11 века, бухарский правитель окружил почетом Омара и даже сажал его на трон рядом с собой.

Приглашение в Исфахан

К этому времени выросла и утвердилась империя Великих сельджуков.Тугулбек, сельджукский правитель, в 1055 году завоевал Багдад.Он объявил себя владыкой новой империи, султаном.Халиф утратил власть, и это ознаменовало собой эпоху культурного расцвета, названную восточным Возрождением.

Эти события отразились и на судьбе Омара Хайяма.Новым периодом продолжается его биография.Омар Хайям в 1074 году был приглашен к царскому двору на службу в город Исфахан.В это время правил султан Малик-шах.Этот год ознаменовался началом 20-летнего периода его плодотворной научной деятельности, по достигнутым результатам оказавшейся блестящей.В это время город Исфахан являлся столицей сельджукской державы, которая простиралась от Средиземного моря до границ Китая.

Жизнь при дворе Малик-шаха

Омар стал почетным приближенным великого султана.По легенде, Низам ал-Мулк даже предложил ему управлять Нишапуром и прилегающей областью.Омар сказал, что не умеет запрещать и приказывать, что необходимо для управления людьми.Тогда султан назначил ему жалование в 10 тыс.золотых динаров в год (огромная сумма) для того, чтобы Хайям смог беспрепятственно заниматься наукой.

Управление обсерваторией

Хайяма пригласили управлять дворцовой обсерваторией.Султан собрал лучших астрономов у себя при дворе и выделил большие суммы для приобретения дорогостоящего оборудования.Перед Омаром была поставлена задача создать новый календарь.В 11 веке в Средней Азии и Иране одновременно существовало 2 системы: солнечный и лунный календари.Обе они были несовершенны.К марту 1079 года задача была решена.Предложенный Хайямом календарь был на 7 секунд точнее действующего сегодня григорианского (разработанного в 16 веке)!

Омар Хайям вел в обсерватории астрономические наблюдения.В его эпоху астрономия была тесно связана с астрологией, которая в Средние века являлась наукой практической необходимости.И Омар входил в свиту Малик-шаха в качестве его советника и астролога.Слава его как прорицателя была весьма велика.

Новые достижения в математике

При дворе в Исфахане Омар Хайям занимался также математикой.В 1077 году он создал геометрический труд, посвященный истолкованию трудных положений Евклида.Впервые он дал исчерпывающую классификацию главных видов уравнений — кубических, квадратных, линейных (всего 25 видов), а также создал теорию решения уравнений кубических.Именно он впервые поставил вопрос о связи науки геометрии с алгеброй.

Долгое время книги Хайяма были неизвестными европейским ученым, которые создавали неевклидовую геометрию и новую высшую алгебру.И им пришлось заново пройти нелегкий и долгий путь, который за 5-6 столетий до них уже был проложен Хайямом.

Занятия философией

Хайям занимался также проблемами философии, изучая научное наследие Авиценны.Он перевел на фарси с арабского языка некоторые его сочинения, проявив новаторство, так как в это время роль языка науки играл арабский язык.

Первый философский трактат его был создан в 1080 году («Трактат о бытии и долженствовании»).Хайям заявил, что он является последователем Авиценны, а также высказал суждения об исламе с позиций восточного аристотелианства.Омар, признавая существование бога в качестве первопричины сущего, утверждал, что конкретный порядок вещей определяется законами природы, это вовсе не результат божественной мудрости.Эти взгляды сильно расходились с мусульманской догматикой.В трактате они были изложены конспективно и сдержанно, эзоповым языком иносказаний и недомолвок.Гораздо более смело, порой вызывающе дерзко, антиисламские настроения выражал в поэзии Омар Хайям.

Биография: стихи Хайяма

Стихи он писал только рубаи, т.е.четверостишия, в которых рифмовались 1-я, 2-я, 4-я или все четыре строфы.Он создавал их в течение всей жизни.Хайям не писал никогда хвалебных од правителям.Рубаи серьезной формой поэзии не являлись, и как поэт Омар Хайям не признавался современниками.Да и сам он не придавал своим стихам большого значения.Они возникали, скорее всего, экспромтом, мимоходом.

Пошатнувшееся положение Омара при дворе

В конце 1092 года оборвался 20-летний спокойный период его жизни при дворе Малик-шаха.В это время султан скончался при невыясненных обстоятельствах.А Низам ал-Мулк был убит за месяц до этого.Смерть двух покровителей Хайяма источники средневековья приписывают исмаилитам, представителям религиозно-политического движения, направленного против тюркской знати.После смерти Малик-шаха они терроризировали исфаханскую знать.Расправы и доносы были рождены страхом перед наводнившими город тайными убийствами.Началась борьба за власть, стала разваливаться великая империя.

Пошатнулось и положение Омара при дворе вдовы Малик-шаха Туркан-хатун.Женщина не доверяла приближенным Низам ал-Мулка.Омар Хайям еще некоторое время работал в обсерватории, но не получал уже ни прежнего содержания, ни поддержки.В это же время он выполнял обязанности врача и астролога при Туркан-хатун.

Как оборвалась придворная карьера Хайяма

Рассказ о том, как потерпела крушение его придворная карьера, стал сегодня хрестоматийным.Его относят к 1097 году.Санджар, младший сын Малик-шаха, однажды заболел ветряной оспой, и Хайям, лечивший его, по неосторожности высказал сомнение в том, что 11-летний мальчик поправится.Сказанные визиру слова были подслушаны слугой и переданы больному наследнику.Ставший в дальнейшем султаном, правившим с 1118 по 1157 год сельджукским государством, Санджар на всю свою жизнь затаил неприязнь к Хайяму.

После смерти Малик-шаха Исфахан потерял положение главного научного центра и царской резиденции.Пришла в запустение и, в конце концов, была закрыта обсерватория, а столицу перенесли в г.Мерв (Хоросан).Омар покинул двор навсегда, возвратился в Нишапур.

Жизнь в Нишапуре

Здесь он прожил до самой своей смерти, лишь иногда покидая город для посещения Балха или Бухоры.Кроме того, он совершил длительное паломничество к мусульманским святыням в Мекку.Хайям преподавал в Нишапурском медресе.У него был небольшой круг учеников.Иногда он принимал ученых, искавших с ним встречи, принимал участие в научных диспутах.

Последний период его жизни был чрезвычайно труден, связан с лишениями, а также с тоской, которая была порождена духовным одиночеством.В нишапурские годы к славе Омара как астронома и математика прибавилась слава вероотступника и вольнодумца.Злобу ревнителей ислама вызывали его философские взгляды.

Научно-философское наследие Хайяма

Биография Омара Хайяма (краткая) не позволяет подробно говорить о его трудах.Отметим лишь, что невелико его научно-философское наследие.В отличие от Авиценны, своего предшественника, Хайям не создал целостной философской системы.Его трактаты касаются лишь отдельных вопросов философии, хотя и важнейших.Некоторые из них написаны в ответ на просьбу светских или духовных лиц.До наших дней сохранилось лишь 5 философских сочинений Омара.Все они лаконичны, кратки, порой занимают лишь несколько страниц.

Паломничество в Мекку и жизнь в деревне

Через некоторое время столкновения с духовенством стали настолько опасны, что Хайям был вынужден совершить трудное и долгое паломничество в Мекку (в уже немолодые годы).В эту эпоху путешествие к святым местам длилось порой годами.Омар поселился на какое-то время в Багдаде.Преподаванием в Низамийе была отмечена его биография.

Омар Хайям, о жизни которого известно, к сожалению, не так много, вернувшись домой, начал жить в деревне под Нишапуром в уединенном доме.По свидетельствам средневековых биографов, он женат не был и детей у него не было.Он жил замкнуто, в постоянной опасности из-за подозрений и преследований.

Как провел последние часы жизни Омар Хайям

Биография краткая на русском языке этого ученого, философа и поэта была написана множеством авторов.Все источники сходятся в том, что год его смерти точно неизвестен.Самой вероятной датой ее считается 1123 год.Из источника 12 века до нас дошел рассказ о том, как Хайям провел последние часы жизни.Эту историю слышал от его родственника Абу-л-Хасан Бейхаки.В этот день Омар внимательно изучал «Книгу исцеления», написанную Авиценной.Добравшись до раздела «Единое и множественное», Хайям вложил между листами зубочистку и попросил позвать нужных людей для того, чтобы сделать завещание.Омар не ел и не пил весь этот день.Окончив последнюю молитву, вечером он поклонился до земли.Затем Хайям сказал, обратившись к богу, что познал его по мере возможности, и что знание его — это путь к нему.И умер.На фото ниже — его могила в Нишапуре.

Из каких еще источников можно узнать о жизни такого человека, как Омар Хайям? Биография БСЭ (Большой советской энциклопедии) вам подойдет, если достаточно лишь основных сведений о нем.Вы можете также обратиться к изданиям книг Хайяма, в предисловии к которым часто даются описания его жизни.Мы представили лишь основные сведения о таком человеке, как Омар Хайям.Биография, национальность его, истории из его жизни, стихи и трактаты — все это и по сей день интересует множество людей.Это говорит о большом значении наследия, которое он оставил, о большой роли в истории личности Омара Хайяма.

Омар хайям где родился

Омар Хайям — жизнь и творчество

Биография и труды великого поэта и ученого

Таджикский и персидский поэт, математик и философ Омар Хайям родился в городе Нишапуре в 1048 году.В восьмилетнем возрасте Омар наизусть знал практически весь Коран.Он увлекался не совсем подходящими для его возраста науками – астрономией, математикой, философией.В родном городе получил начальное образование в элитном медресе, потом учился в Балхе, Самарканде и других крупнейших научных центрах того времени.Впоследствии он успешно применял на практике полученные знания.

Астроном, богослов, ученый, Хайям написал много трудов по истории, математике, медицине, философии.Такого человека должен был знать весь мир, однако его незаслуженно забыли и вспомнили лишь через несколько веков после смерти.И вспомнили только из-за великолепных стихов, которые сейчас известны как рубаи Омара Хайяма.

Находясь в Самарканде, в 1069 году Хайям создает трактат «О доказательствах задач алгебры и аллукабалы».Через пять лет в 1074 году Омара Хайяма пригласили на службу во дворце султана Малик шаха и поставили во главе крупнейшей астрономической обсерватории в Исфахане, где работал до ее закрытия после смены правителя.

Когда в 1092 году султан умер и Омар Хайям лишился своего могущественного покровителя он оказался в затруднительном положении.Считаясь вероотступником и вольнодумцем, в последние годы своей жизни Хайям лишился поддержки и средств к существованию.

В 1077 году завершает книгу «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида», а спустя пару лет вводит в действие знаменитый календарь, который на 7 секунд более точен чем григорианский календарь.

Во время работы врачом в Хорасане в 1097 году на языке фарси написал трактат «О всеобщности бытия», где он признал Бога создателем, но и утверждал, что большинство явлений в мире подчиняются законам природы.

По утверждению историков, Омар Хайям в полном одиночестве провел в Нишапуре последних 15 лет своей жизни.Его кончина стала такой же необычной, как и сам Хайям.Перед смертью он несколько часов читал «Книгу исцеления» Авиценны.Когда дочитал до главы «О единстве и общности», Омар поднялся, прочитал молитву и… скончался.Это произошло 4 декабря 1131 года.

Не только в своих трактатах, но и в стихах Омар Хайям выражал свои откровенные взгляды.Это послужило причиной того что их скрывали от общественности.И только опубликованные в 1859 году в вольном переводе Эдварда Фицжеральда на английский язык стихи Хайяма снова открыли имя великого поэта.

Понравилась статья? Не забудь поделиться с друзьями!

Смотрите также:

Социальные комментарии Cackle

Читайте также:

  • Макияж в жизни мусульманки.Личный опыт

    Ко мне не раз приходили сообщения о том, что можно поднять тему ухода за лицом и телом, о макияже, в общем, обо всем, что не касается одежды.И сегодня я хочу написать об этом.Я пишу о том, чем сама живу.Наверно поэтому мои записи так интересны сестрам.Расскажу о тех вещах, которыми пользуюсь я.И делает ли это меня счастливее

    Были ли у Пророка Мухаммада (мир ему) проблемы в семье?

    Благородные супруги Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), матери правоверных, не всегда были спокойными и терпеливыми, не всегда были приветливы и дружелюбны.Иногда они поддавались чувствам, отчего у них менялось отношение к близким людям

    4 совета для грешника

    Жил в одно время грешный человек.Сколько бы он ни давал себе слово не совершать грехов, его дурные привычки не оставляли его.И вот он решил найти человека высокообразованного и строго соблюдающего Ислам.Ему посоветовали обратиться к Ибрахиму бин Атхаму.Грешник, придя к Ибрахиму бин Атхаму, попросил его.

    12 оптимистичных высказываний Посланника Аллаха (мир ему)

    Представляем вашему вниманию подборку некоторых сильных высказываний Пророка, которые помогут нам оставаться позитивными и не унывать при любых обстоятельствах

    О чем говорил Пророк Мухаммад (ﷺ) в своей самой первой проповеди?

    Во время хиджры Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) на короткое время остановился в поселении Куба, неподалеку от Лучезарной Медины, где была построена первая мечеть и совершен первый в истории ислама джума намаз.Это произошло 12 дня месяца Рабигуль-Ауваль.

    4 вида деяний, которые будут приносить вам пользу вечно

    Я слышал, что после смерти человека, ему будут приносить пользу некоторые из совершенных им благодеяний, не могли бы подробнее рассказать об этом?

    После замужества жена призналась мне в страшном грехе.Как мне быть?

    Если моя жена до меня совершила прелюбодеяние, что я должен делать? Мне очень плохо.Она в этом призналась, уже выйдя замуж за меня.

    Увидят ли Всевышнего люди в Судный день?

    В риваяте, переданном хафизом Байхаки от Адиййа ибн Хатима, сообщается, что посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Каждый из вас предстанет.

    Омар Хайям

    Омар Хайям: биография

    Омар Хайям – легендарный ученый и философ, знаменитый благодаря своей невероятно результативной деятельности в таких сферах, как история, математика, астрономия, литература и даже кулинария.Он стал знаковой фигурой в истории Ирана и всего Востока.Среди всеобщих гонений (аналога инквизиции), притеснений за малейшее вольнодумие жил и работал такой великий человек, свободный дух которого вдохновляет потомков сотни лет спустя.Просвещать людей, мотивировать их, помогать им найти смысл в жизни – все это делал Омар Хайям для своего народа долгие годы, став одним из творцов культурной, общественной и научной жизни в Самарканде.

    Восточный философ Омар Хайям

    Его жизнь была настолько многогранной, а выдающиеся достижения – в совершенно противоположных сферах деятельности, что существует версия, будто бы Омара Хайяма никогда не существовало.Есть вторая мысль – что под этим именем скрывается несколько людей, математиков, ученых, философов и поэтов.Конечно, исторически точно отследить деятельность человека, жившего тысячу лет назад, непросто.Однако существуют доказательства, что Омар Хайям – не миф, а реально существующий человек с выдающимися способностями, живший сотни лет назад.

    Известна и его биография – хотя, конечно, точность ее подтвердить не представляется возможным.

    Портрет Омара Хайяма

    Родился мужчина в 1048 году в Иране.Семья у Омара была полная и крепкая, отец и дед мальчика происходили из древнего рода ремесленников, поэтому в семье были деньги и даже достаток.С раннего детства мальчик демонстрировал уникальные аналитические способности и специфические таланты, а также такие черты характера как усидчивость, любознательность, ум и рассудительность.

    Он очень рано научился читать, к восьми годам полностью прочитал и изучил священную книгу мусульман – Коран.Омар получил хорошее для того времени образование, стал мастером слова и успешно развил свои ораторские способности.Хайям прекрасно разбирался в мусульманском законодательстве, знал философию.Он с молодых лет стал знаменитым в Иране знатоком Корана, поэтому к нему обращались за помощью в трактовке некоторых особо затруднительных положений и строк.

    Омар Хайям

    В юности Хайям теряет отца и мать, самостоятельно отправляется на дальнейшее обучение математике и философским наукам, продав дом и мастерскую родителей.Он призывается ко двору правителя, получает работу во дворце и долгие годы проводит исследования и развивается творчески под присмотром главного человека в Исфахане.

    Научная деятельность

    Омара Хайяма не зря называют уникальным ученым.Его перу принадлежит ряд научных работ на совершенно разные темы.Он проводил астрономические исследования, в результате которых им был составлен самый точный в мире календарь.Он разработал связанную с полученными данными по астрономии систему астрологии, которую использовал для создания рекомендаций по питанию для представителей разных знаков Зодиака и даже написал книгу удивительно вкусных и полезных рецептов.

    Геометрическая теория кубических уравнений Омара Хайама

    Хайяма очень интересовала математика, его интерес вылился в анализ теории Евклида, а также создание авторской системы вычислений для квадратных и кубических уравнений.Он успешно доказывал теоремы, вел расчеты, создавал классификацию уравнений.Его научные труды по алгебре и геометрии до сих пор высоко ценятся в научном профессиональном обществе.А разработанный календарь является действующим на территории Ирана.

    Потомки нашли несколько книг и литературных сборников, написанных Хайямом.До сих пор доподлинно неизвестно, сколько стихов из сборников, составленных Омаром, на самом деле принадлежат ему.Дело в том, что долгие века после смерти Омара Хайяма многие четверостишия с «крамольными» мыслями приписывались именно этому поэту во избежание наказаний для настоящих авторов.Так народное творчество становилось творчеством великого поэта.Авторство Хайяма именно поэтому часто ставится под сомнения, но доказано, что он точно самостоятельно написал более 300 произведений в стихотворной форме.

    Рубаи Омара Хайяма

    В настоящее время имя Хайяма связано в первую очередь с четверостишиями, наполненными глубоким смыслом, которые называют «рубаи».Эти стихотворные произведения заметно выделяются на фоне остального творчества периода, когда жил и сочинял Омар.

    Основным отличием их написания является наличие авторского «Я» — лирического героя, который является простым смертным, не совершим ничего героического, но размышляющим о жизни и судьбе.До Хайяма литературные произведения писались исключительно о королях и героях, а не о простых людях.

    Рубаи Омара Хайяма

    Также писатель использует необычную словесность – в стихах отсутствуют вычурные выражения, традиционные многослойные образы Востока и иносказательность.Наоборот, автор пишет простым и доступным языком, конструирует мысли в содержательных предложениях, не перегруженных синтаксисом или добавочными конструкциями.Краткость и понятность – вот основные стилистические черты Хайяма, которые выделяют его стихи.

    Будучи математиком, Омар мыслит логически и последовательно и в своих произведениях.Он сочинял на абсолютно разные темы – в его сборниках есть стихотворения о любви, о Боге, о судьбе, об обществе и месте обычного человека в нем.

    Взгляды Омара Хайяма

    Позиция Хайяма по отношению к основополагающим концептам средневекового восточного общества резко отличалась от общепринятой на тот момент.Будучи знаменитым ученым мужем, он не сильно разбирался в общественных тенденциях и не обращал внимания на происходящие вокруг изменения и тренды, что сильно подкосило его в последние годы жизни.

    Теология сильно занимала Хайяма – он смело высказывал свои нестандартные мысли, прославлял ценность обычного человека и важность его желаний и потребностей.Однако автор прекрасно отделял Бога и веру от религиозных институтов.Он верил, что Бог у каждого человека в душе, он его не покинет, и часто писал на эту тему.

    Стихи Омара Хайяма

    Позиция Хайяма по отношению к религии противоречила общепринятой, что вызывало много споров вокруг его персоналии.Омар действительно скрупулезно изучил священную книгу, а потому мог трактовать ее постулаты и не соглашаться с некоторыми из них.Это вызывало гнев со стороны священнослужителей, которые считала поэта «вредным» элементом.

    Любовь была вторым важным концептом в творчестве великого писателя.Его высказывания об этом сильном чувстве порой были полярными, он метался от восхищения этим чувством и его объектом — женщиной — до сокрушений, что так часто любовь ломает жизни.О женщинах автор всегда отзывался исключительно в положительном ключе, по его словам, женщину надо любить и ценить, делать ее счастливой, ведь для мужчины любимая женщина – это высшая ценность.

    Стихи о любви Омара Хайяма

    Любовь для автора была чувством многогранным – он часто писал о ней в рамках рассуждений о дружбе.Дружественные отношения для Омара были также очень важны, он считал их даром.Автор часто призывал не предавать друзей, ценить их, не разменивать на призрачное признание со стороны и не предавать их доверие.Ведь истинных друзей мало.Сам писатель признавался, что предпочтет быть одному, «чем с кем попало».

    Стихи о любви Омара Хайяма

    Хайям рассуждает логически и потому видит несправедливость мира, замечает слепоту людей к главным ценностям в жизни, а также приходит к заключению, что многие вещи, объясняемые теологически, имеют на самом деле вполне природную сущность.Лирический герой Омара Хайяма выступает человеком, который ставит под сомнение веру, любит баловать себя, прост в потребностях и неограничен в возможностях своего разума и рассуждениях.Он прост и близок, любит вино и другие понятные радости жизни.

    Стихи о смысле жизни Омара Хайяма

    Рассуждая о смысле жизни, Омар Хайям приходил к выводу, что каждый человек – лишь временный гость этого прекрасного мира, а потому важно наслаждаться каждым прожитым мгновением, ценить мелкие радости и относиться к жизни как к великому дару.Мудрость жизни, по Хайяму, заключается в принятии всех происходящих событий и умении найти в них положительные моменты.

    Омар Хайям – известный гедонист.Вопреки религиозному концепту отречения от земных благ ради небесной благодати философ был уверен, что смысл жизни – в потреблении и наслаждении.Этим он злил общественность, но приводил в восторг правителей и представителей высших слоев общества.Кстати, за эту мысль Хайяма любила и русская интеллигенция.

    Личная жизнь

    Хотя мужчина посвятил завидную часть своего творчества любви к женщине, сам он не стал связывать себя узами брака либо заводить потомство.Жена и дети никак не вписывались в образ жизни Хайяма, ведь он часто жил и работал под угрозой гонений.Вольнодумный ученый в средние века в Иране – это было опасное сочетание.

    Старость и смерть

    Все трактаты и книги Омара Хайяма, дошедшие до потомков, являются лишь крупицами всех его полноценных исследований, на самом деле свои изыскания он мог передать современникам и потомкам только в устной форме.Ведь в те суровые годы наука представляла опасность для религиозных институтов, поэтому подвергалась неодобрению и даже преследованиям.

    Перед глазами у Хайяма, долго время находившегося под защитой правящего падишаха, других ученых и мыслителей подвергали издевательствам и казни.Средневековье не зря считается самым жестоким веком, антиклерикальные мысли были опасны как для слушателей, так и для того, кто их изрекает.А в те времена любое вольное понимание религиозных постулатов и их анализ могли легко быть приравнены к инакомыслию.

    Памятник Омару Хайяму в Астрахани, Россия

    Философ Омар Хайям прожил долгую продуктивную жизнь, но последние годы его жизни были не самыми радужными.Дело в том, что долгие десятилетия Омар Хайям работал и творил, находясь под протекцией короля страны.Однако с его смертью Омар подвергся гонениям за свои своевольные мысли, которые многие приравнивали к богохульству.Он прожил последние дни в нужде, без поддержки любимых людей и средств к достойному существованию, стал практически отшельником.

    Тем не менее, до последнего вздоха философ продвигал свои идеи и занимался наукой, писал рубаи и просто наслаждался жизнью.Согласно легенде, Хайям ушел из жизни своеобразно – спокойно, рассудительно, будто бы по расписанию, абсолютно принимая происходящее.В возрасте 83 лет однажды он весь день провел в молитве, затем совершил омовение, после чего прочитал священные слова и умер.

    Интересные факты

    Омар Хайям был не самым известным человеком при жизни, и многие сотни лет после его смерти его фигура не вызывала интереса у потомков.Однако в XIX веке английский исследователь Эдвард Фицжеральд обнаружил записи персидского поэта, перевел их на английский язык.Уникальность стихов так поразила англичан, что было найдено, исследовано и высоко оценено сначала все творчество Омара Хайяма, а затем и все его научные трактаты.Находка поразила переводчиков и все образованное сообщество Европы – никто не мог поверить, что в далекие времена на Востоке жил и работал настолько умный ученый.

    Памятник Омару Хайяму в Нишапуре, Иран

    Произведения Омара в наши дни разобрали на афоризмы.Цитаты Хайяма часто встречаются в русских и зарубежных классических и современных литературных произведениях.Удивительно, но «рубаи» не потеряли актуальность сотни лет спустя после их создания.Точный и легкий язык, злободневность тем и общий посыл о том, что нужно ценить жизнь, любить каждое ее мгновение, жить по своим правилам и не разменивать дни на призрачные заблуждения — всё это приходится по душе жителям XXI века.

    Интересна и судьба наследия Омара Хайяма — образ самого поэта и философа стал нарицательным, а сборники его стихотворений переиздаются до сих пор.Четверостишия Хайяма продолжают жить, книги с его творчеством есть у многих жителей разных стран по всему миру.Забавно, но в России известная поп-певица Ханна, представительница молодого продвинутого поколения современной эстрады, записала лиричный музыкальный трек на песню «Омар Хайям», в припеве которой процитировала афоризм легендарного персидского философа.

    Памятник Омару Хайяму в Бухаресте, Румыния

    Мысли поэта трансформировались в так называемые правила жизни, которым следуют многие люди.Более того, их активно использует в социальных сетях подрастающее поколение.Например, следующие известные стихи принадлежат гению Омара Хайяма:

    «Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
    Два важных правила запомни для начала:
    Ты лучше голодай, чем что попало есть,
    И лучше будь один, чем вместе с кем попало».«Холодной думай головой
    Ведь в жизни все закономерно
    Зло излученное тобой
    К тебе вернется непременно».«Не оплакивай, смертный, вчерашних потерь,
    Дел сегодняшних завтрашней меркой не мерь,
    Ни былой, ни грядущей минуте не верь,
    Верь минуте текущей — будь счастлив теперь!» «»Ад и рай — в небесах», — утверждают ханжи.
    Я, в себя заглянув, убедился во лжи:
    Ад и рай — не круги во дворе мирозданья,
    Ад и рай — это две половины души» «Встань от сна! Ночь для таинств любви создана,
    Для метаний у дома любимой дана!
    Где есть двери — они запираются на ночь,
    Только дверь у влюбленных — открыта она!» «Сердце! Пусть хитрецы, сговорясь заодно,
    Осуждают вино, дескать, вредно оно.
    Если душу отмыть свою хочешь и тело —
    Чаще слушай стихи, попивая вино»

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Алиса Синдеева
    Написано статей
    398
    Ссылка на основную публикацию