Периоды жизни

Тема статьи: Периоды жизни - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Возрастные периоды жизни человека

Понятие «возраст» можно рассматривать с разных аспектов: с точки зрения хронологии событий, биологических процессов организма, социального становления и психологического развития.

Возраст охватывает весь жизненный путь.Отсчет его начинают от рождения и заканчивают физиологической смертью.Возраст показывает период времени от рождения до конкретного события в жизни человека.

Рождение, взросление, развитие, старость – все это периоды жизни человека, из которых и состоит весь земной путь.Появившись на свет, человек начал свой первый этап, и дальше, с течением времени, пройдет все их последовательно.

Классификация возрастных периодов с точки зрения биологии

Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-иному.Разграничение периодов связывают с определенным возрастом, когда происходят значительные перемены в организме человека.

Возрастные периоды жизни человека – это периоды между ключевыми «точками».

Паспортный, или хронологический возраст может не совпадать с биологическим.Именно по последнему можно судить о возможностях человека: как он будет выполнять свою работу, какие нагрузки может выдержать его организм.Биологический возраст может как отставать от паспортного, так и опережать его.

Рассмотрим классификацию жизненных периодов, в основу которой легло понятие возраста на основе физиологических изменений организма:

Взгляды ученых на возрастные периоды жизни человека

В зависимости от эпохи и страны ученые и философы предлагали различные критерии для градации основных жизненных этапов.

  • Китайские ученые делили человеческую жизнь на 7 фаз.«Желанным», к примеру, назывался возраст от 60 до 70 лет.Это период развития духовности и мудрости человека.
  • Древнегреческий ученый Пифагор отождествлял этапы жизни человека со временами года.Каждый длился 20 лет.
  • Идеи Гиппократа стали основополагающими для дальнейшего определения периодов жизни.Он выделил 10, длиной в 7 лет каждый, начиная от рождения.
  • Периоды жизни по Пифагору

    Античный философ Пифагор, рассматривая этапы бытия человека, отождествлял их со временами года.Он выделял их четыре:

  • Весна – начало и развитие жизни, от рождения и до 20 лет.
  • Лето – молодость, от 20 до 40 лет.
  • Осень – расцвет, от 40 до 60 лет.
  • Зима – угасание, от 60 до 80 лет.
  • Периоды жизни человека по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет.Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, к которым он относился не только как к математическим символам, но и наделял их неким магическим смыслом.Числа позволяли ему также определять характеристики космического порядка.

    К возрастным периодам Пифагор применял также и понятие «четверица», потому что сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.

    Периоды жизни человека (по Пифагору) и их преимущества имеют в основе учения об идею вечного возвращения.Жизнь – вечна, как сменяющие друг друга сезоны, и человек – частичка природы, живет и развивается по ее законам.

    Понятие «времен года» по Пифагору

    Отождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:

  • Весна – время начала, зарождения жизни.Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания.Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры.Ребенок расцветает.
  • Лето – период взросления.Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное.Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
  • Осень – человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
  • Зима – период размышлений и подведения итогов.Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.
  • Основные периоды земного пути людей

    Рассматривая существование индивидуума, можно выделить основные периоды жизни человека:

    На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе.

    Основу существования составляют периоды жизни человека.Особенности каждого из них связаны со взрослением, изменениями в окружении, состоянием души.

    Особенности основных этапов существования личности

    Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.

    Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие.В этом возрасте устанавливается система жизненных ценностей, начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих.Человек определяется с направлением своей жизни.

    Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин.В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию.Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других.Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.

    Старость более связана с потерями, чем с приобретениями.Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения.Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.

    Критические точки

    Важнейшие периоды жизни человека связаны с изменениями в организме.Их можно также назвать критическими: изменяется гормональный фон, из-за чего происходят изменения в настроении, появляется раздражительность, нервозность.

    Психолог Э.Эриксон выделяет 8 кризисных периодов жизни человека:

  • Подростковый период.
  • Вступление человека во взрослую жизнь — тридцатилетие.
  • Переход на четвертый десяток.
  • Сорокалетие.
  • Середина жизни – 45 лет.
  • Пятидесятилетие.
  • Пятидесятипятилетие.
  • Пятидесятишестилетие.
  • Уверенное преодоление «критических точек»

    Преодолевая каждый из представленных периодов, человек переходит на новую ступень развития, при этом побеждает трудности, возникшие у него на пути, и стремится к покорению новых вершин своей жизни.

    В подростковом периоде ребенок отрывается от родителей и пытается самостоятельно найти свое направление в жизни.

    На третьем десятке человек пересматривает свои принципы, меняет взгляды на окружающее.

    Приближаясь к четвертому десятку, люди стараются укрепиться в жизни, подняться по карьерной лестнице, начинают думать более рационально.

    В середине жизни человек начинает задумываться, правильно ли он живет.Появляется желание что-то сделать, что оставит память о нем.Появляется разочарование и страх за свою жизнь.

    В 50 лет замедление физиологических процессов отражается на здоровье, происходят возрастные изменения.Однако человек уже правильно расставил жизненные приоритеты, его нервная система работает стабильно.

    В 55 лет появляется мудрость, человек наслаждается жизнью.

    В 56 лет человек больше задумывается о духовной стороне своей жизни, развивает внутренний мир.

    Врачи утверждают, что если быть готовым и знать о критических периодах жизни, то их преодоление произойдет спокойно и безболезненно.

    Заключение

    Человек сам решает, по каким критериям он разделяет свои жизненные периоды, и что он вкладывает в понятие «возраст».Это может быть:

  • Чисто внешняя привлекательность, которую человек стремится продлить всеми доступными способами.И считает себя молодым, пока это позволяет внешность.
  • Деление жизни на «молодость» и «конец молодости».Первый период длится, пока есть возможность жить без обязательств, проблем, ответственности, второй – когда появляются проблемы, жизненные трудности.
  • Физиологические изменения организма.Человек четко следует за изменениями и отождествляет с ними свой возраст.
  • Понятие возраста связано с состоянием души и сознания.Человек отмеряет свой возраст состоянием души и внутренней свободой.
  • Пока жизнь человека наполнена смыслом, желанием познавать что-то новое, и все это органично сочетается с мудростью и духовным богатством внутреннего мира, человек будет вечно молодым, несмотря на ослабление физических возможностей своего организма.

    Возрастные периоды жизни человека;

    Антропологическая характеристика возрастных периодов

    Возрастная периодизация

    В онтогенезе человека выделяют два основных периода – пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (внеутробный) (табл.1).Пренатальный период охватывает три стадии.

    1.Предзародышевая стадия (прогенез) занимает первые две недели внутриутробного периода – от оплодотворения яйцеклетки до ее внедрения в стенку матки.

    2.Эмбриональная стадия продолжается до конца 2-го месяца развития зародыша и заканчивается формированием плаценты.На этой стадии происходит закладка основных органов зародыша.

    3.Плодная (фетальная) стадия длится до рождения ребенка.К концу 3-го месяца определяется пол плода.С 7 месяцев плод способен к выживанию в воздушной среде и у него формируются рефлексы — сосательный, мигательный и хватательный, а также возникает реагирование на звук.К концу 9-го месяца формируются все клетки нервной системы.

    В настоящее время выделяют еще перинатальный период — от 28-й недели беременности до 7 дней после рождения.Этот период таит в себе наибольший риск для плода и новорожденного.

    Существует множество классификаций возрастных периодов после рождения.В России используется классификация, принятая в 1965 году на симпозиуме по возрастной периодизации, проходившем в Москве в институте морфологии и физиологии детей и подростков (табл.1).

    В педагогической антропологии, наряду с этим, выделяют младенческий возраст; младший и старший дошкольный возраст; младший, средний и старший школьный возраст.

    Отправным пунктом в изучении возрастных особенностей является организм новорожденного ребенка.Рождение на свет означает кардинальное изменение внешней среды и функциональных отправлений большинства органов, которые влекут за собой анатомические изменения.

    Сразу после рождения наступает период, называемый новорожденным.Основанием для его выделения служит тот факт, что в это время имеет место вскармливание ребенка молозивом в течение 8-10 дней.Доношенный новорожденный ребенок имеет длину тела от темени до пяток чаще всего от 45 до 52 см, массу тела не менее 2500 г.Средняя величина массы тела составляет у мальчиков 3400-3560 г, у девочек 3250-3400 г.Однако по скелетной зрелости мальчики отстают от девочек приблизительно на 4 недели.Пропорции тела резко отличаются от таковых у взрослого человека (рис.3).Голова составляет 1/4 общей длины тела, тогда как у взрослого на голову приходится лишь 1/8 длины тела.До трех месяцев окружность головы больше окружности груди.Пупок располагается несколько ниже линии, разделяющей тело пополам, тогда как у взрослого он находится выше этой линии.Слабо развиты таз и нижние конечности.

    Рис.3.Возрастные изменения пропорций тела(схема по Тегако Л.И., 2003): 1) 2 месяца внутриутробного развития, 2) 5 месяцев, 3) 8 месяцев,

    4) новорожденный, 5) 1 год 8 месяцев, 6) 7 лет, 7) 13 лет, 8) 16 лет.

    У новорожденных сильно выражена подкожная жировая ткань.Ее быстрое нарастание происходит после 34-й недели беременности.В это время образуется коричневый жир.Он скапливается вокруг шеи, между лопатками и в поясничной области позади почек.Коричневый жир является органом теплопродукции и предохраняет ребенка от переохлаждения.Толстая жировая прокладка также предохраняет от повреждения при родах внутренние органы.Благодаря сильному развитию подкожной жировой ткани и слабому развитию мускулатуры туловище новорожденного, а также конечности имеют цилиндрическую форму; шея короткая и толстая.

    В грудном возрасте в основном сохраняются внешние формы и пропорции тела, свойственные новорожденному.В этот период наблюдается наибольшая интенсивность роста по сравнению со всеми остальными периодами внеутробной жизни.До 9 месяцев продолжается нарастание подкожных жировых отложений.Происходит быстрое нарастание массы тела и физическое развитие.Длина тела увеличивается от рождения до года в среднем в 1,5 раза, и масса — утраивается.С 6 месяцев начинают прорезываться молочные зубы формируются ходьба, движения рук и пальцев; появляются восприятие, образ-

    ная память, понимание речи, а также происходит эмоциональное развитие.

    В период раннего детства, когда ребенок начинает передвигаться на ногах, несколько изменяются пропорции тела, однако сохраняется преобладание размеров головы и туловища над конечностями.Все еще сильно развита подкожная жировая ткань, которая скрывает очертания мышц.Туловище на поперечном разрезе почти цилиндрическое.В нижней части живота хорошо выражена поперечная брюшная линия.Лицо округлое и слабо профилировано.Это зависит от слабого развития челюстей и жевательных мышц, а также скопления жира в щечной области (жировое тело щеки).То есть для этого периода характерен тип округлого сложения (первая полнота).В конце этого периода заканчивается прорезывание молочных зубов.После двух лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются.В данный период происходят развитие речи ребенка и наглядно-образного мышления, а также овладение бытовыми навыками и действиями с предметами.

    Первое детство характеризуется ростовым сдвигом, который по времени соответствует началу смены зубов, приходящемуся на возраст 5-6 лет.В этот период происходит как абсолютное, так и относительное удлинение конечностей.Развитие мускулатуры и уменьшение подкожного жира приводят к тому, что становится заметным мышечный рельеф тела.Туловище уплощается в переднезаднем направлении, и появляется внешняя граница между грудью и животом (талия).Для этого периода характерен вытянутый тип, свойственный школьному возрасту (первое вытягивание).

    Первый ростовой сдвиг выражается, в частности, в относительном удлинении конечностей.Показателем этого является «филиппинский тест».Он состоит в том, что правую руку ребенка кладут на темя, и он должен дотянуться до верхнего края левой ушной раковины.«Филиппинский тест» становится положительным у большинства детей после 5 лет.Этот тест рассматривается как один из показателей биологической зрелости ребенка в старшем дошкольном возрасте.

    Изменяются также пропорции кисти.Их показателем является «лучевой сдвиг»: указательный палец становится длиннее безымянного.Это наблюдается у 20-25% детей в 7-летнем возрасте.В 3,5 года выявляется отчетливое преобладание правой, а у левшей — левой руки.

    Наиболее резко возрастает относительная длина нижних конечностей, что приводит к общему изменению пропорций тела.

    Значительные изменения претерпевает форма головы и лица.Мозговой череп в своем росте начинает отставать от лицевого, и лицо относительно увеличивается.Наиболее интенсивно происходит рост лица в сагиттальном направлении, благодаря этому усиливается его профилировка, сильнее выступают нос и подбородок.

    В психологическом плане в первом детстве наступает развитие личности ребенка, познавательных процессов, формирование совести, нравственности и инициативы.

    Наступление первого ростового сдвига может быть своевременным, ранним или запаздывающим.Вследствие этого усиливаются индивидуальные различия в размерах и пропорциях тела, а также в психологических особенностях, В этом возрасте уже могут быть выделены типы телосложения детей.

    Во втором детстве замедляется рост тела в длину, тогда как вес нарастает в большей степени (вторая полнота).В этот период выявляются половы различия в размерах и форме тела.В конце периода начинается продуцирование половых гормонов, обусловливающее развитие вторичных половых признаков, У девочек в 8-13 лет вначале формируются молочные железы, расширяется таз и округляются ягодицы, появляются волосы на лобке, затем — в подмышечных впадинах.Матка и влагалище развиваются одновременно с формированием молочных желез.В гораздо меньшей степени процесс полового созревания выражен у мальчиков.Лишь к концу этого периода у них начинается ускоренный рост яичек (11 лет), мошонки (12 лет), а затем — полового члена.В этом периоде ребенок включается в социальную группу и выходит за пределы семьи.Развиваются интеллектуальные умения и знания.

    Подростковый период характеризуется скачком продольного роста тела, происходит второй ростовой сдвиг (пубертатный скачок, второе вытягивание).Наряду с этим значительно нарастает масса тела.Начало ростового сдвига индивидуально варьирует: у мальчиков оно приходится на возраст 10,5-16 лет, у девочек — на 9,5-14,5 лет.Значительно изменяются пропорции тела, что зависит в первую очередь от абсолютного и относительного удлинения нижних конечностей, а у девочек — также от расширения таза.Наиболее информативными показателями созревания организма подростков являются рост половых органов и выраженность вторичных половых признаков.Половое развитие, как отмечалось ранее, начинается в конце второго периода детства и завершается в юношеском возрасте.Можно выделить три фазы полового созревания: препубертатную (начальную), пубертатную (истинное созревание) и постпубертатную (завершенное созревание).Эти фазы имеют ряд общих проявлений у мальчиков и девочек, но в то же время выявляются существенные различия между полами в сроках наступления и завершения полового созревания, а также в очередности появления отдельных признаков.

    В подростковый период половое созревание происходит наиболее интенсивно.У девочек продолжается развитие молочных желез, наблюдается рост волос на лобке и в подмышечных ямках.Наиболее четким показателем средней фазы полового созревания женского организма является наступление менструаций — менархе (10-16 лет).У мальчиков к 13 годам происходит изменение (мутация) голоса и появляются волосы на лобке, а в 14 лет — в подмышечных ямках и на верхней губе, происходит набухание грудных сосков, сморщивание и пигментация мошонки, а также отчетливое изменение пропорций тела.В 14- 15 лет отмечаются первые поллюции (непроизвольные извержения спермы).

    Постпубертатный период у мальчиков характеризуется усилением роста волос на туловище и конечностях, появлением бороды, резким замедлением и прекращением роста тела в длину (в 19-20 лет).У девочек в этом периоде вторичные половые признаки достигают полной выраженности, формируется взрослая молочная железа.Рост тела в длину резко замедляется к 16 годам и

    прекращается в 18 лет.

    Половые различия роста и развития детей состоят не только в более раннем ускорении роста и появлении признаков полового созревания у девочек, по сравнению с мальчиками, но и в составе тела и функциональных показателях.У мальчиков в пубертатном периоде в большей степени нарастает масса скелета и мускулатуры, благодаря чему у них развивается большая физическая сила и выносливость, становятся крупнее сердце и легкие, повышается систолическое артериальное давление и уменьшается частота сердечных сокращений.У девочек увеличение мышечной массы не столь велико, но более значительными становятся подкожные жировые отложения.

    В виду значительных индивидуальных различий в развитии и росте детей вводится понятие биологического возраста.Его показателями являются:

    1) скелетный возраст, который определяется по наличию центров окостенения и образованию синостозов;

    2) зубной возраст, определяемый по числу и срокам прорезывания постоянных зубов;

    3) выраженность вторичных половых признаков.

    Биологический возраст не всегда совпадает с паспортным, может опережать его или отставать.

    В психологической сфере в подростковом периоде происходят развитие логического мышления и формирование самосознания.

    Из-за резких морфологических, гормональных и эмоциональных сдвигов в подростковом и юношеском периодах высока вероятность отклонений в показателях здоровья.Подростковый кризис приходится на 13 лет.

    В юношеском периоде в основном заканчиваются процессы роста и формирования организма, все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной (окончательной) величины (рис.4).Завершается формирование половой системы и созревание репродуктивной функции.Окончательно устанавливаются овуляторные циклы у женщин, ритмичность секреции тестостерона выработка зрелой спермы у мужчин.На юношеский период приходится пик ин-

    теллектуальных и познавательных возможностей.Происходят формирование мировоззрения и стабилизация характера, развитие профессиональных способностей и умений, выбор жизненной позиции, принятие ответственных жизненных решений, а также достижение социальной зрелости и самостоятельности.

    Зрелый возраст — это время относительной стабильности организма.Но это не означает отсутствия изменений, которые могут быть связаны с образом жизни, профессиональной деятельностью и социально-экономическими условиями в широком смысле этого слова.

    Рис.4.Возрастные изменения длины тела и телосложения мужчин

    (схема по Тегако Л.И., 2003).

    Приведем величины некоторых антропологических показателей в зрелом возрасте (табл.2).

    1.5.6.Периоды развития организма человека

    Основные периоды жизни человека.От чего зависит продолжительность жизни и есть ли “лекарство от старости”?

    В разделе 1.3.4 рассказывалось о жизненном цикле клетки.Нетрудно провести аналогию между клеточным циклом и жизнью человека.Основные периоды клеточного цикла – рождение, созревание, активное функционирование, угасание и гибель – в целом соответствуют периодам жизни человека (рисунок 1.3.16 и таблица 1.5.4).Снова мы столкнулись с неким алгоритмом, написанной природой программой, которую организм человека выполняет и выполнит до конца, если не вмешаются трагичные случайные факторы.

    Таблица 1.5.4.Основные периоды жизни человека (по Н.П.Гундобину)

    От момента рождения ребенок не только растет физически: развивается его костно-мышечная система, увеличивается рост и масса тела, но и “созревает” функционально: постепенно активируются ферментные системы печени и желудочно-кишечного тракта, стабилизируется терморегуляция, претерпевают функциональные изменения сердечно-сосудистая, дыхательная и другие системы.Например, у новорожденного частота сердечных сокращений (ЧСС) составляет 120-140 ударов в минуту, у 3-летнего ребенка – уже 105, а в 8-9 лет ЧСС практически соответствует параметрам взрослого – 90 ударов в минуту.Такое “урежение ритма” объясняется постепенной оптимизацией сердечной деятельности – нарастанием эффективности сердечного сокращения: если у новорожденного в течение одной минуты сердце перекачивает 450-550 мл крови, то есть с каждым сердечным выбросом в аорту выталкивается около 4 мл крови, то у 8-летнего ребенка этот объем уже составляет более 30 мл (2800 мл за 1 минуту).Однако наибольший прогресс наблюдается в развитии нервной системы и психики: становятся более дифференцированными эмоциональные реакции, богаче – мимика, активируются познавательные процессы, формируются механизмы запоминания, концентрации и сохранения внимания, закладываются основы логического и абстрактного мышления и многое другое (подробнее в разделе 1.5.2.13).В пубертатный период начинает меняться гормональный фон, организм готовится к выполнению репродуктивных функций.По разным данным, до 20-25 лет развитие организма идет по нарастающей, далее наступает фаза плато (с 25 до 30-35 лет), характеризующаяся максимальной активностью всех функций организма.После 35 лет постепенно уменьшаются резервные возможности организма, в организме начинают более интенсивно протекать процессы старения.Отчего это происходит? Ученые утверждают, что дело в генетической программе, записанной в ДНК клетки, и поиск “гена старения” продолжается.Ни для кого не секрет, что первые морщины – первые проявления процессов старения – обнаруживаются уже в 20-25 лет, однако темпы угасания второстепенных, а затем и основных функций организма нарастают после 35-40 лет.Наиболее показательны в этом отношении процессы высшей нервной деятельности и реакции психики.Более трудным становится усвоение нового материала, больше времени приходится тратить на запоминание информации, усложняются процессы быстрого реагирования на ситуацию или принятия нестандартных решений.После 60 лет обычно наблюдается угнетение интеллектуальной деятельности, значительно ухудшается память на текущие события, эмоциональные реакции становятся не всегда адекватными, отмечается склонность к депрессии, что обусловлено ухудшением кровоснабжения и обмена веществ в головном мозге, уменьшением числа нейронов и возрастными дегенеративными изменениями нервной системы.Однако процессы восприятия информации, к которой человек привык в силу своей профессиональной деятельности, и мышления могут долгое время сохраняться на достаточно высоком уровне.Отчего это зависит? Тут действует простой закон биологии: “В первую очередь угасает та функция организма, которая активно не используется”.

    Давайте еще раз посмотрим на рисунок 1.3.17.График, отражающий интенсивность процессов метаболизма в клетке в различные периоды ее жизненного цикла, в равной степени можно отнести и к процессам высшей нервной деятельности, и к любой другой функции организма человека в течение жизни.

    На протяжении истории человечества продолжительность жизни увеличивалась.Так, в XIV-XVII веках средняя продолжительность жизни человека составляла всего 24-29 лет.В конце XIX века в странах Европы люди в среднем жили 42 года, а во второй половине ХХ века – свыше 70 лет.По статистике, основными причинами смерти современного человека являются хронические неинфекционные заболевания – атеросклероз, артериальная гипертензия, ишемическая болезнь, злокачественные опухоли.Предполагают, что эффективная профилактика только сердечно-сосудистых заболеваний может привести к увеличению продолжительности жизни до 85 лет.Резервы повышения продолжительности жизни кроются в оптимизации двигательной активности, питания, ритмов жизни и эмоциональных реакций человека.Хотя по-прежнему актуальным остается высказывание “Нужно не только добавить годы к жизни, но и жизнь к годам”.А пути достижения обеих целей одинаковы!

    Возрастные периоды жизни человека и его психического развития

    Человек с рождения и до смерти проходит разные возрастные периоды.

    Существует несколько популярных научных подходов, рассматривающих данный вопрос с социальной, психологической и педагогической точки зрения.

    Возрастная периодизация — это классификация уровня развития человека в зависимости от его возраста, начиная от момента рождения и заканчивая смертью.

    Данный показатель имеет не только социальное, психологическое, но и правовое значение.

    Так, в определенном возрасте наступает уголовная ответственность, появляется право на представление своих интересов, право голоса, право на получение пенсии и т.д.

    Любой этап жизни человека имеет свои особенности, проблемы и приоритеты.Каждому отрезку жизни соответствует определенный уровень социализации, конкретное психическое состояние.

    Периодизация психического развития

    Психическое развитие — это состояние человека, по которому можно судить об уровне зрелости его личности с психологической точки зрения.Психологический возраст складывается из следующих составляющих:

  • Умственный уровень (коэффициент умственного развития человека специалисты вычисляют при помощи анализа результатов специальных тестов, которые проходит испытуемый).
  • Социальная зрелость (определяется уровень адаптации человека к окружающей его социальной действительности — способность к коммуникации, карьерные достижения, дружеские привязанности и т.д.).
  • Эмоциональная зрелость (уровень самоконтроля, степень выраженности или подавленности эмоций и др.).
  • В реальности отдельные составляющие психологического возраста человека могут совершенно не совпасть между собой и с реальным биологическим возрастом.

    Классификация по годам

    Общая классификация по годам в таблице:

    Категория

    Возрастной период

    Особенности развития и коммуникации

    Появление на свет является серьезным кризисом для ребенка, поскольку резко прекращается его внутриутробное существование и он попадает в новую, незнакомую среду.В раннем младенческом возрасте ребенок неразрывно связан с матерью, через контакт с ней познает окружающий мир.Развитие происходит неосознанно, рефлекторно, в соответствии с заложенной природой генетической программой.

    Значительное развитие психики, появление первых социальных навыков — улыбка, смех, контакт со взрослыми, распознавание близких людей.Мать все еще имеет преимущественное значение для ребенка, но он уже начинает осознавать возможность своего существования отдельно от нее.

    Происходит психологическое отделение ребенка от матери, осознание собственного «Я».В 3 года у большинства детей наступает кризис развития — стремление продемонстрировать свою самостоятельность и независимость, негативизм, отрицание.Дети часто не желают выполнять просьбы взрослых и стремятся действовать в соответствии со своими желаниями.Отказ в удовлетворении просьбы вызывает агрессию.

    Дети начинают разговаривать, учатся играть с другими детьми.Словарный запас в этом возрасте еще ограничен.

    Дети постигают правила и нормы, существующие в обществе.Осознают, какое поведение является допустимым.Начинают активно взаимодействовать со сверстниками.Родители в этом возрасте постепенно отходят на второй план.Словарный запас и знания об окружающем мире постоянно расширяются.

    Дети до 7 лет постоянно задают множество вопросов, на которые хотят получить ответы.

    Ребенок постепенно теряет детскую непосредственность.У него формируется самооценка, активно развивается внутренняя психическая жизнь, появляются собственные суждения.

    В этот период особое значение приобретает школьная жизнь.У ребенка развивается логическое мышление, самодисциплина, умение контролировать эмоции.

    Развивается нравственность, устанавливаются основные моральные принципы и вырабатывается отношение к существующим в обществе законам.

    Наиболее сложный период в жизни каждого человека, когда происходящие в организме значительные гормональные изменения отражаются на поведении, самооценке, отношениях со сверстниками и семьей.Основная проблема в том, что в результате значительных изменений во внешности ребенка (развитии вторичных половых признаков) он начинает осознавать себя взрослым, но в силу его возраста для общества подросток все еще остается ребенком.

    Необходимость подчинения родителям, учителям часто вызывает недовольство, протест.

    На первое место выходят отношения со сверстниками, которые становятся главными авторитетами.Коммуникативные навыки (умение влиться в коллектив, завоевывать друзей, нравится противоположному полу) приобретают особое значение.

    В этом возрасте все подростковые бури остается позади.Молодые люди обретают определенную уверенность в себе, осознают свои интересы и предпочтения.Окончательно формируется картина восприятия окружающего мира, устанавливается система моральных принципов.

    В этот период происходит выбор дальнейшего направления развития в социальном плане — определение будущей профессии.

    Как правило, в это же время наступает период первых серьезных отношений, первой взрослой влюбленности.

    Период зрелости и максимальной работоспособности.В это время люди находятся на пике своего интеллектуального, физического, психического развития.

    Это период активной профессиональной деятельности, создания семьи, рождения детей.

    В это время у большинства людей уже есть стабильная профессия, семья, растут дети.При этом появляются первые признаки старения — морщины, седина, снижение сексуальной и физической активности.

    Кризис среднего возраста настигает людей независимо от степени их социального и психического благополучия.

    В это время происходит оценка пройденных этапов жизни, анализ своих успехов и неудач.Нередко принимается решение о необходимости изменений в жизни изменений, об исправлении ошибок, сделанных ранее.

    Средний возраст — это время, когда у большинства людей дети находятся в подростковом периоде, а родители уже постарели или умерли.Сложности в общении с детьми и необходимость заботы о пожилых родителях требуют значительных затрат энергии.

    Как правило, преодолев непростой период среднего возраста, люди ближе к 60 годам вступают в пору стабильности и спокойной уверенности в себе.Большая часть жизни остается позади и в это время люди начинают по-настоящему ценить то, что у них есть.

    61-75 лет (пожилые)

    У большинства пожилых людей на первое место выходят проблемы со здоровьем, поскольку к этому времени обостряются все хронические заболевания и появляется общая слабость организма.

    При этом социальная активность, стремление к коммуникации, включенность в жизнь семьи не ослабевают.

    Многие пожилые люди продолжают осуществлять трудовую деятельность, что дает им дополнительный стимул к жизни.

    76-90 лет (старые)

    Большинство старых людей уже находятся на пенсии и сфера их интересов ограничивается собственным здоровьем, общением с семьей, заботой о внуках.

    У стариков значительно изменяется характер — он становится менее эмоциональным, ригидным.

    Нередко в этом возрасте проявляется некоторая инфантильность и эгоизм.

    У многих появляется тревожность, бессонница, страх смерти.

    старше 90 лет (долгожители)

    Активно проявляется физическая несамостоятельность, пассивность, тревожность и неуверенность.

    Большое значение приобретает наличие рядом близких людей, способных оказать максимальную помощь.

    Страх смерти у большинства притупляется и на смену ему приходит объективное осознание скорого конца жизненного пути.

    Принципы и подходы

    Классификация строится на оценке следующих показателей:

  • хронологического (количество лет по паспорту);
  • биологического (показатели функционирования организма);
  • психологического (умственное, социальное и эмоциональное развитие).
  • Основой периодизации является определение реального возраста человека, которому свойственны указанные выше особенности.

    При этом дополнительный анализ психического, биологического состояния позволяет более индивидуально подойти к оценке личности.

    Д.Б.Эльконин склонялся к мнению, что возрастная градация имеет огромное научное значение. Построение грамотной классификации позволяет определить движущие силы развития человека на каждом этапе его жизни.

    Полученные в результате знания способствуют формированию наиболее полноценной педагогической системы, разработке эффективных правил воспитания подрастающего поколения.

    Особое значение ученый придавал ранним этапам жизни человека, когда закладывается основная система ценностей и формируется мировоззрение.Стандартные возрастные фазы Эльконин разделил на периоды:

  • раннее детство: младенчество, ранний детский возраст;
  • детство: дошкольный возраст, младший школьный возраст;
  • подростки: младший подростковый и старший подростковый периоды.
  • Каждый период оценивается по четырем показателям:

  • социальное воздействие — влияние общества на формирование личности ребенка;
  • ведущая деятельность — тип активности, оказывающей приоритетное воздействие на психическое состояние;
  • кризис — негативный период в рамках каждой фазы, который нужно преодолеть, что перейти на следующий уровень.
  • новообразования — появившиеся на новом этапе знания, умения и навыки.
  • к содержанию ↑

    Э.Эриксон выделил 8 стадий развития личности, каждой из которых соответствует определенная задача.

    По мнению ученого на каждой стадии при достижении задачи у человека проявляются приоритетные сильные и слабые стороны.

  • до года — доверие или недоверие;
  • до 3 лет — сильная воля или слабая воля;
  • от 3 до 7 — инициативность или пассивность;

  • от 7 до 12 — уверенность в себе или неуверенность;
  • от 12 до 18 — верность себе или диффузия;
  • от 18 до 25 — любовь или чувство исключительности;
  • от 25 до 65 — забота или одиночество;
  • от 65 — мудрость или презрение.
  • к содержанию ↑

    Выготского

    Л.С.Выготский уделял особое внимание детству, поскольку считал, что понимание специфики каждого этапа развития ребенка дает родителям возможность скорректировать свое поведение и лучше понять ребенка.

    Периоды, выделяемые Выготским:

  • новорожденность;
  • раннее детство (1-3 года);
  • дошкольный период (3 -7 лет);
  • школьный возраст (7-;11 лет);
  • пубертатный возраст (15-18 лет);
  • юность (19-25 лет);

  • молодость (20-30 лет);
  • граница молодости и среднего возраста (30-45 лет) — кризис творческой активности, вызванный формированием профессиональной состоятельности одновременно с нарастанием рутины;
  • средний возраст (30-45 лет);
  • зрелость (45-;60 лет);
  • пожилой возраст (после 60 лет) — кризис подведения итогов из-за изменения социального положения, замедления привычного ритма жизни.
  • Выготский и его периодизация развития психики:

    З.Фрейд считал, что поведение человека является результатом работы его бессознательного.Главная движущая сила — сексуальная энергия.

    Ученый выделял следующие стадии развития сексуальности:

  • Оральная (до года).Ребенок получает удовольствие в процессе грудного вскармливания.
  • Анальная (1-3 года).Основной эрогенной зоной становится слизистая оболочка кишечника, поскольку ребенка приучат к опрятности.
  • Фаллическая (3-5 лет).Пик детской сексуальности.В это время зарождаются движущие сексуальные комплексы — Электры и Эдипов.
  • Латентная (5-12 лет).Сексуальное развитие отходит на второй план, вытесняемое социальными интересами.
  • Генитальная (12-18 лет).Формирование сексуальных стремлений.
  • к содержанию ↑

    Проблемы периодизации

    Не всегда фактический возраст человека совпадает с уровнем его психического развития, со степенью социализации.

    Большинство очерченных границ могут сдвигаться в любую сторону с учетом особенностей конкретной личности.Наиболее расплывчаты границы периодизации применительно к подростковому возрасту.

    В любом случае один период уступает место другому, когда происходит появление качеств и свойств, которых не было ранее.

    Переход на следующий этап развития и мироощущения автоматически означает смену периода жизни.

    Таким образом, на каждом этапе жизни человеку свойственны определенные особенности эмоционального, психического, интеллектуального развития.

    Вопрос возрастной периодизации волновал многих известных ученых и продолжает вызывать интерес в современной науке.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Алиса Синдеева
    Написано статей
    398
    Ссылка на основную публикацию