Познание и самопознание

Тема статьи: Познание и самопознание - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

ЕГЭ.Познание.Тема 7.Самопознание

Самое трудное — познать самого себя.Так говорили древние.Да, действительно, понять человеку, каков он, с каких позиций подходить к самооценке – это очень сложно, но необходимо.Человек должен стремиться к самосовершенствованию, а значит, нужно научиться познавать себя самого.

Самопознание – это познавательная деятельность, направленная на познание самого себя, своих психических и физических особенностей, осмысление себя как личности.

Данный процесс длится всю жизнь.Человеку свойственно стремление понять: кто он, каков он, каково его предназначение на земле, как его оценивают и воспринимают окружающие.

Я-концепция(или образ « Я») — это представления человеке о самом себе.

Я-образы:

  • Я-открытое ( я знаю о себе, все знают обо мне)
  • Я — закрытое ( я знаю, другие не знают этого обо мне)
  • Я — слепое ( другие знают, а я не знаю)
  • Я — непознанное (никто не знает этого обо мне, даже я )
  • Самооценка – оценка человеком своих способностей и возможностей.Может быть адекватной, завышенной или заниженной .

    Этапы самопознания

  • Первичный этап. На данном этапе происходит самоузнавание, доверчивое восприятие себя с позиций окружающих, чувственное восприятие мира.
  • Кризис первичного этапа самопознания, когда человек понимает противоречивость мнений окружающих о самом себе, начинает формироваться его собственное мнение о себе.
  • Вторичный этап.Это период активного самопознания, пересмотр своего прежнего самовосприятия, формирование самооценки.
  • Методы самопознания

  • Самонаблюдение.Его цель — наблюдение за своими поступками, мыслями, поведением.
  • Самосравнение. Человек сравнивает себя с окружающими людьми или с героями произведений, ставит определённые установки: в чём хочет быть похожим на них, в чём нет.У человека формируются симпатии и антипатии к людям.Он стремится понять причины этого.
  • Метод единства противоположностей.Это стремление понять себя и принять таким, каков есть.
  • Самоанализ – анализ своих поступков, поведения, слов.Самооценивание оценивание своих действий. Не всегда оон бывает объективным, самокритичным.
  • Средства самопознания

  • Самоотчёт и самоисповедь (дневник, блог, устные размышления)
  • Сопоставление себя с героями книг, театральных постановок, кинофильмов, стремление оценить свои возможности.
  • Изучение психологической литературы
  • Консультации психологов, которые помогают понять себя, причину конфликтов, например, наметить пути решения.
  • Участие в различного рода тестировании с целью выявления уровня развития своих способностей и возможностей.
  • Участие в социально-психологических тренингах, что значительно ускоряет процесс самопознания.
  • Таким образом, желание понять и познать себя свойственно каждому человеку.Это помогает ему самореализовать себя, радоваться жизнью, быть счастливым человеком.

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

    Самопознание и познание мира

    «Человек знает мир настолько, насколько он знает себя, так как в глубине его души открывается в самом исконном виде то, что наглядно существует во внешних предметах только в отражении, примере, символе.То, о чем обычно человек может говорить только как о необъяснимом, неисследованном, божественном, при самосозерцании предстает пред его взором в истинном образе.Так как при самосозерцании человек видит Идеальное в непосредственной форме, он приобретает силу и способность находить и признавать это Идеальное и во всех внешних явлениях, во всей Природе».4)

    Исходя из теории познания, речь идет о вопросе непосредственного восприятия идеального процесса.Это Идеальное, Существенное остается сокрытым от чувственного восприятия до тех пор, пока естествоиспытатель к чувственному ощущению в себе не присовокупит идею, понятие.Так как человек вбирает в себя идейное содержание мира через мышление, он един в познании с этой идеей.В этом восприятие идей является более истинным, чем чувственное восприятие по отношению к внешнему миру.И лишь объединение внутреннего восприятия (идея, понятие) и внешнего чувствующего восприятия воссоздает по Р.Штейнеру действительность.

    «Лишь форма того, каким образом понятие (идея) проявляется в чувственном мире, создает различия в природном царстве.Если явное, реальное существо достигает только такого бытия, при котором оно полностью находится вне понятия (идеи) и только им управляется в своих изменениях как законом, тогда мы называем это существо неорганическим.Все, что происходит с таким существом, можно свести к влиянию какого-то другого существа, а способ их влияния друг на друга объясняется с помощью закона, внешнего по отношению к ним.В этой сфере мы имеем дело с феноменами и законами, которые, если они являются первоначальными, могут называться прафеноменами.В этом случае понятийное, которое должно быть воспринято, находится вне воспринятого многообразия.Однако, очевидное единство может уже само по себе указывать; оно может, если мы хотим его охватить, побудить нас идти от определений, которые мы способны воспринять, к последующим определениям.И тогда появится понятийно Охватываемое как явное Единство.Они оба не идентичны, однако понятие появляется не вне чувствующего многообразия как закон, а появляется в нем как принцип.В основе многообразия уже нет пронизывающего его чувственно воспринимаемого, то, что мы называем телом.Этим занимается органическое естествознание.Однако и здесь понятие появляется еще не в свойственной ему форме, а вначале как тип.

    Там же, где тип выступает уже не только как таковой, как проводящий принцип, а сам в своей понятийной форме, там он проявляется как сознание и тогда, наконец, возникает то, что на нижних ступенях свойственно лишь Существу.Понятие само становится здесь восприятием.Мы имеем дело с человеком, осознающим себя».

    Из этого представления вытекает, что истинное познание или познание действительности является внутренним или идейным опытом.Поскольку человек в своем сознании, т.е.мысля, переживает идею, он с этой идеей един.Р.Штайнер назвал это «интуицией».Таким образом, действительность для человека состоит,

    F.Schiller: «Briefwechsel Goethe — Schiller»; Jena, 23.08.1794, Artemis-Verlag, Zurich und Stuttgart 1949

    1) Goethe: Faust, 1.Tell: «Wald und Hohle» z) R.Stelner (1861-1925): «Der Goetheanlsmus, ein Unwandlungs-impuls und Auferstehungsgedanke», 6 Vortrage, Domach 3.-12.1.1919, besonders im 6.Vortrag

    во-первых, из восприятия посредством чувств, а во-вторых, из идейной интуиции благодаря мыслящему сознанию.

    Гете высказался против инструментальных средств познания, выходящих за пределы духовно-чувствующей организации человека:

    «Человек сам по себе, поскольку он пользуется своими здоровыми чувствами, является величайшим и точнейшим физическим прибором, какой только может быть и наибольшее несчастье современной физики заключается как раз в том, что эксперименты, как бы отделены от человека и природа познается только по показаниям искусственных приборов, да и что она может совершить, желая этим ограничиться и этим же аргументировать.б)

    Он сказал, «что глаза Духа должны действовать в постоянном союзе с глазами Тела, иначе грозит опасность видеть, но все-таки просмотреть.7)

    И далее: «Если я знаю свое отношение к себе самому и внешнему миру, я называю это Правдой.И так каждый может иметь свою Правду, но она всегда одна и та же.8)

    Философско-познавательный обзор мировоззрения Гете можно было бы закончить основным замечанием к вопросу познания: «Восприятие есть часть действительности, которая дается объективно и это то понятие, которое дается субъективно (через интуицию).Наша духовная организация разрывает действительность на эти два фактора.Один фактор является восприятием, другой — интуицией.И только взаимосвязь обоих, закономерно включающаяся во вселенную является полной действительностью.Если мы рассматриваем голое восприятие само по себе, то мы имеем не действительность, а лишь бессвязный хаос; если мы рассматриваем закономерность восприятий саму по себе, то мы имеем дело только с абстрактными понятиями.Не абстрактное понятие содержит в себе действительность, а мыслящее наблюдение, которое не рассматривает односторонне ни понятие, ни восприятие само по себе, а рассматривает взаимосвязь обоих.9 (выделено автором).

    Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

    Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

    Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

    Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

    Самопознание

    Социальное познание.«Познай самого себя»

    Природа является только объектом познания: она не способна познать саму себя.Общество и человек в отличие от природы могут быть как объектом познания, так и его субъектом.В этом случае необходимо говорить о самопознании.

    Социальное познание обычно трактуется как особая форма познания, предметом которого является общество.

    Существуют три противоречивые точки зрения на социальное познание:

    о познание общества принципиально не отличается от познания природы.В процессе анализа общества можно применять методы точных наук и естествознания, а само общество подчиняется таким же строгим законам, как и физический мир; о изучение общества коренным образом отличается от изучения природного мира.Используя естественно-научные методы, невозможно познать общество, поскольку социальное развитие не подчиняется никаким законам, а каждое событие в обществе уникально и неповторимо.Соответственно невозможно и социальное предвидение.Науке об обществе остается только описывать то, что уже произошло, не пытаясь искать в этом какие-либо закономерности; о методы изучения общества и природы имеют как общие черты, так и существенные различия.Этой точки зрения придерживается большая часть ученых.

    К особенностям познания общества относят: о чрезвычайную сложность общества как объекта познания: общество сложнее природы уже тем, что включает в себя природное, биологическое как один из низших своих элементов; о необходимость познания не только материального бытия, но и духовного. Если в изучении природы можно ограничиться материальным, то социальные исследования предполагают учет тонких духовных факторов, не поддающихся измерению приборами;

    о тот факт, что на природу мы смотрим со стороны, на общество — изнутри самого общества; общество является не только объектом, но и субъектом познания, что искажает результаты исследования, так как ни один исследователь не может быть полностью свободен от ценностей и предпочтений.

    В общественном познании используется ряд методов как опытного (эмпирического) уровня, так и рационального (теоретического):

    о эмпирические методы — наблюдение (включенное, невключен — ное), социальный эксперимент;

    О теоретические методы — исторический и логический методы, моделирование, аналогия.

    Рассмотрим перечисленные особенности социального познания на примере его методов.

    При наблюдении за какой-либо группой людей лучшие результаты дает включенное наблюдение, когда наблюдатель внедряется в социальную группу.Если наблюдение ведется со стороны, люди в группе могут быть скованными, скрытными или даже враждебными по отношению к исследователю.

    Известны журналистские и социологические исследования, когда наблюдатель ради получения точной информации инкогнито внедрялся в религиозную секту, преступную группу или даже садился в тюрьму.

    Эксперимент представляет собой наблюдение в контролируемых условиях.Социальный эксперимент в отличие от естественно-научного имеет ряд моральных ограничений, поскольку по сути представляет собой опыты на людях.

    Исторический метод направлен на рассмотрение этапов развития общества, на выявление закономерностей исторической динамики.Важно не просто описать последовательность событий, а найти логику в этом процессе, поэтому исторический метод всегда дополнен логическим.

    Моделирование предполагает замещение сложного объекта его упрощенным аналогом.В частности, вместо опроса всех жителей большого города можно провести выборочный опрос, например 10 % горожан, учитывая, что социальные группы (мужчины и женщины, молодежь и пожилые, люди со средним и высшим образованием и т.д.) среди опрашиваемых должны быть представлены в той же пропорции, что и во всем городе.

    При аналогии проводятся параллели между различными историческими событиями.

    I Немецкий философ Освальд Шпенглер (1880—1936) писал:

    Средство для познания мертвых форм — математический закон.Средство для понимания форм живых — аналогия [1] .

    Поскольку исторические условия постоянно меняются, метод аналогии нельзя назвать сколько-нибудь достоверным, однако пока не существует более эффективных методов, позволяющих обществу не повторять своих ошибок.

    Социальное познание осуществляется рядом наук; их общим объектом является общество, а конкретные предметы существенно различаются.Ниже представлены различные науки об обществе и их предметные сферы: о экономика — закономерности функционирования и развития хозяйственной деятельности; отношения производства, распределения, обмена и потребления материальных благ; о история — прошедшие события, сохраняющиеся в памяти человечества; деятельность человека и общества в прошлом; о культурология — духовная и материальная культура человечества; о лингвистика — естественные и искусственные языки; о политология — жизнедеятельность людей, связанная с властными отношениями, государственно-политическая организация общества, политические институты, принципы, нормы; о психология — психическая деятельность и закономерности ее функционирования, поведение индивидов и малых групп;

    О культурная антропология — сходства и различия человеческих сообществ;

    О социально-экономическая география — территориальная организация общества, основные закономерности ее развития;

    О регионоведение — отдельный регион и его особенности (исторические, экономические, социально-политические, культурологические, правоведческие и т.д.); о социология — закономерности становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей; о этнография — этнические образования, их особенности и культура;

    о юриспруденция — государство и право, правовые идеи, правовое регулирование.

    Самопознанием на индивидуальном уровне называется деятельность по познанию собственных особенностей и свойств, осмыслению событий жизни, определению своего уникального места в мироздании.

    Самопознание — важнейшая потребность человека, условие его духовного развития.Это было осознано еще на ранних этапах развития общества: на фронтоне древнегреческого храма Аполлона в Дельфах, построенного в VII в.до н.э., была надпись «Познай самого себя». Эту фразу сделал девизом своей философии Сократ (ок.470—399 до н.э.), который считал, что внутренний мир человека гораздо богаче и важнее, чем его природное окружение.

    Русский философ Николай Александрович Бердяев (1874—1948) объяснял это высказывание так:

    Познай самого себя, и через это познаешь мир.Все попытки внешнего познания мира, без погружения в глубь человека, давали лишь знание поверхности вещей.Если идти от человека вовне, то никогда нельзя дойти до смысла вещей, ибо разгадка смысла скрыта в самом человеке [2] .

    Русский поэт Ф.И.Тютчев говорит о целом мире, который находится в душе человека и который определяет нашу жизнь:

    Лишь жить в себе самом умей —

    Есть целый мир в душе твоей

    Их оглушит наружный шум.

    В течение жизни человека процесс самопознания проходит ряд последовательных этапов.Ребенок в первые годы своей жизни учится отделять себя от мира: формирует способность самоузнавания, затем он начинает осознавать себя в качестве члена какой-то группы, позже — в качестве уникальной личности.Человек познает себя при помощи самонаблюдения, оценки результатов своих действий, наблюдая реакцию окружающих и др.Самопознание происходит в ходе любого вида деятельности — в учебе, труде, игре и т.д.

    В процессе самопознания человек формирует идеальный образ самого себя, который становится объектом стремлений.Процесс такого стремления называется самосовершенствованием. Реализуя это стремление, человек оценивает себя с точки зрения личностного идеала; такая способность называется самоуважением.

    Философ и психолог Уильям Джеймс предлагает оценивать уровень самоуважения по такой формуле:

    уровень самоуважения = уровень достижений / уровень притязаний.Самооценка, уровень уважения будет тем выше, чем больше числитель дроби (чем больше достижений у человека) и чем меньше ее знаменатель (чем меньше у человека притязаний).

    Таким образом, можно сказать, что самопознание является необходимым условием самоуважения, развития личности, ее самосовершенствования.Познание себя позволяет человеку стать собой и не превратиться в марионетку, поведение которой определяется внешними факторами — социальным окружением, идеологией, рекламой и т.д.

    ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

  • 1.Социальное познание — это особая форма познания, предметом которого является общество.
  • 2.Особенностями социального познания являются сложность объекта познания, необходимость духовного познания, совпадение субъекта и объекта познания.
  • 3.Личностное самопознание — это деятельность человека по познанию собственных особенностей и свойств, осмыслению событий жизни, определению своего уникального места в мироздании.
  • 1.Назовите особенности социального познания.Почему социальное познание считается более сложным, чем познание природы?
  • 2.Перечислите основные науки об обществе.Какие из них, по вашему мнению, дают более точное знание о своем предмете? Почему?
  • 3.В чем состоит значение самопознания в жизни человека? Почему для того, чтобы понять мир, необходимо познать самого себя?
  • [1] Шпенглер О.Закат Европы.Т.1.Образ и действительность.М., 1998.С.129.
  • [2] Бердяев Н.Л.Смысл творчества.М, 1989.С.13.
  • Познавательная деятельность человека.Истина и ее критерии.Научное познание.Ненаучное познание.Социальное познание.Самопознание

    Познание – это активная деятельность людей, направленная на приобретение и развитие знаний.Проблемы познания решаются в рамках теории познания (гносеологии), которая включает в себя следующие составляющие:

    – объект познания, то есть то, на что направлено познание,

    – субъект познания – конкретный носитель познавательной деятельности (отдельные люди, группа людей, общество в целом),

    – уровни познания: чувственное (опытное) и рациональное (логическое),

    – чувственное познание включает в себя:

  • ощущения – результат воздействия внешнего мира на органы чувств человека, когда передаются отдельные свойства предмета: цвет, звучание, запах,
  • восприятия – совокупность ощущений, когда появляется целостный образ предмета,
  • представления – это возникшие в памяти образы на основе прошлых ощущений и восприятий.
  • Представление – высшая ступень чувственного познания.

    – рациональное познание – процесс абстрактного мышления, который включает в себя три ступени:

  • понятия – это элементарная частица рационального мышления, отражающее общее признаки предмета и выражающееся с помощью слов и словосочетаний,
  • суждения – совокупность понятий, которая отражает связи и отношения между предметами и свойствами, они выражаются в виде предложений,
  • умозаключение – высшая форма рационального познания, когда из нескольких суждений появляется новое суждение на основе законов логики.
  • Сущностью процесса является получение объективного, и точного знания о внешнем мире.Различные философские школы по-разному отвечают на вопрос о познании мира.

    Агностики считали, что получить достоверные знания о мире невозможно.Эмпирики утверждают, что мир познается при помощи ощущений.Рационалисты говорят, что мир познается при помощи разума.

    Истина – вот результат всего процесса познания.Она объективна по содержанию, так как не зависит от субъекта познания, но субъективна по форме, ибо не существует вне человеческого сознания.

    Истина может быть:

  • абсолютной – не изменяется в ходе дальнейшего познания (физические константы),
  • относительной – приближенное знание.
  • Главный критерий истины – это человеческая практика, которая является целенаправленной деятельностью, когда происходит преобразование действительности.

    Практика является источником познания.Мы и индивидуально, и социально можем узнать только о том, что включено в нашу практику.На индивидуальном уровне – это все, с чем мы сталкиваемся, в том числе в процессе обучения.На общественном уровне ситуация та же, но только она гораздо шире индивидуальной практики.Познавательная задача возникает, когда мы сталкиваемся с реальной проблемой в практике.Следовательно, практика источник познавательных процессов.

    Практика – это цель познания.Все что человек познает, существует для того, чтобы реализовать на практике.Этот тезис не всегда справедлив за пределами общественного познания.У ученого могут быть чисто познавательные мотивы деятельности, не ориентированные на практику.Г.Герц считал, что его открытие электромагнитных колебаний не найдет применения на практике.

    Практика – критерий познания.Познающий субъект исходит из правила, что практическая деятельность покажет прав он или нет.Практика находится в движении, что является стимулом развития всего процесса познания.

    Процесс познания:

  • классическая схема процесса: объект познания – субъект познания.
  • научная схема процесса познания: объект познания – средство познания (использование приборов, использование моделей) – субъект познания.
  • Методы научного познания:

    1. эксперимент – наблюдение,
    2. анализ – синтез,
    3. индукция – дедукция,
    4. абстрактное – конкретное.

    Ненаучное познание – это мифология, опыт повседневной жизни, народная мудрость, здравый смысл, художественное и эстетическое освоение мира, паранаука.

    Мифология как способ понимания природной и социальной действительности зарождается на ранних ступенях общественного развития.В мифах мифологические событие отдалено от настоящего значительным промежутком времени и воплощает не просто прошлое, но особую форму первопредметов и перводействий.Все происходящее в мифе своего рода образец для воспроизведения, повторения.

    Жизненная практика состоит в накапливании, переработке, распространение социального опыта не только с помощью языка, но и на невербальном уровне.Примером невербального способа передачи практических знаний могут служить инструменты, приборы, аппараты, предназначенные на получение практического результата.

    Здравый смысл, народная мудрость сопровождает человека всю жизнь, а проявляются они в загадках, пословицах, поговорках, которые содержат сведения о мире природы и людей.

    Паранаука существует, поскольку люди стремятся знать больше, а сама познавательная деятельность становится все более широкой по охвату явлений и событий жизни, но и более сложной.

    Художественное познание состоит в том, что оно осуществляется через художественные образы.Образ относится к сфере идеального.Мышление создает иллюзорный мир, существующий в сознании, но в чем-то подобный реальному материальному.

    Социальное познание начинается с установления социальных фактов, которые можно разделить на три группы:

  • действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп,
  • продукты материальной или духовной деятельности людей,
  • словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.
  • Установить истину в процессе социального познания нелегко, так как объектом познания является само общество.Ограничена возможность применения эмпирического метода исследования.Поэтому распространенным методом социального исследования является научная абстракция.Исследователь обязан учитывать следующие факторы: взаимосвязь производственной и творческой деятельности, материальной и духовной деятельности, деятельность различных субъектов – отдельных людей, социальных групп.Это позволяет понять зависимость настоящего и прошлого, значение настоящего как условия достижений будущего.

    Для того чтобы понять пути самопознания, представим наше сознание «Я» в виде круга, разделенного на четыре части:

    1. Открытое «Я»: знание о себе, о других.
    2. Слепое «Я»: то, что интересно другим, вам не очень ясно: привычки, манеры.
    3. Скрытое «Я»: секреты – все, что вы думаете, чувствуете, скрывая это в себе.
    4. Неизвестное «Я»: то, что неизвестно никому и проявляется в определенных ситуациях, бессознательное – мечты, комплексы, мистический опыт.

    Самопознание – это путь от скрытого «Я» к открытому.

    Процесс познаний, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъект познания) и познаваемого предмета (объект познания).В XVII в.сложилось и долгое время господствовало представление о том, что познающий разум как бы со стороны созерцает мир и таким путем узнаёт его.Цель познания — описать объекты такими, какие они есть на самом деле, вне и независимо от человека.Ее можно достигнуть, если правильно обобщить данные опыта и использовать правильный метод.

    В любом обществе существует своеобразное, только ему присущее сочетание экономических, духовных, социальных, политических факторов.Каждое общество имеет только ему присущие свойства, связанные с культурой народа, его историческим опытом и традициями, мировосприятием.Поэтому использовать при изучении одной страны знания, полученные при изучении другой, можно, лишь используя метод аналогии.Аналогия — это подобие, сходство предметов в каких-либо свойствах, признаках, отношениях, причем таких предметов, которые в целом различны.Если какой-либо социальный процесс в одной стране аналогичен процессу в другой, то можно лишь предполагать наличие некоторых общих признаков.Готового ответа аналогия не даст.Необходимо конкретное исследование данного процесса в определенных, специфических условиях, учитывая многообразие исторического процесса, многовариантность развития, многолинейность истории.

    Отношение к собственной внешности вместе с представлениями о своих способностях, отношении к себе других людей формируется в самооценку.Самооценка представляет собой эмоциональное отношение к собственному образу.«Я талантлив.», «Я — абсолютная бездарность», «Я не хуже других.» и т.д.— все это примеры самооценок.Самооценка всегда субъективна, но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о вашей персоне.Существуют три основных момента для понимания самооценки.

    Во-первых, в ее формировании важную роль играет сопоставление образа реального Я с образом того идеала, каким мы хотели бы быть.Повысить самооценку можно, либо добившись чего-то (успех), либо снизив требования к идеалу (притязание).

    Во-вторых, некоторые люди склонны оценивать себя так, как их оценивают другие.

    В-третьих, самооценка зависит от нашего отношения к собственным успехам и неудачам, к тому, что мы извлекаем из собственной истории жизни.

    Образ Я не остается неизменным на протяжении жизни.Меняется не только внешность, но и отношение к ней, более оправданной становится самооценка, принимаются меры к ее повышению.Стремление завоевать уважение заставляет человека менять отношение к себе и другим.Правильнее сказать, что у человека не один образ Я, а множество таких образов, попеременно выступающих на авансцену самосознания или уходящих в тень.

    Я-концепция (или образ «Я») представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.Эта концепция — итог познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.Для постижения Я не обязательно проводить психологические эксперименты.Достаточно наблюдать за собой и анализировать свои состояния: какие поступки дают вам удовлетворение, какие вызывают неприятные переживания, недовольство собой.

    Рекомендации к теме

    При изучении Темы 2 Вам следует попробовать себя в качестве философа.

    Обратите внимание на философские термины, определения, понятия, категории.

    Посмотрите на то, как решается основной вопрос философии, какие есть философские течения, как и почему они отличаются друг от друга.

    Вам необходимо внимательно изучить теоретический материал, знать определения понятий, понимать и разбираться в них, тогда выполнение заданий по теме не должно вызвать у Вас затруднений.

    Для выполнения заданий по Теме 2 Вам необходимо уметь:

    ОПРЕДЕЛЯТЬ ПОНЯТИЯ:
    Истина, научное познание, познание мира, сознание, знание.

    СРАВНИВАТЬ:
    Знание и веру, чувственное и рациональное познание, многообразие форм человеческого знания.

    ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ:
    Самопознание, социальное познание, научное познание.

    Рекомендованная литература:

  • Боголюбов Л.Н.ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО.
  • Познание и самопознание

    Человек, в отличие от животных, – существо, себя познающее и сознающее, способное себя поправлять и совершенствовать.

    Самопознаниеизучение личностью собственных психических и физических особенностей.

    Самопознание может быть опосредованным(совершается путем анализа собственной деятельности) и непосредственным(выступает в форме самонаблюдения).

    По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою жизнь, но не всегда отдает себе отчет в том, что он осуществляет этот вид деятельности.Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается нередко с последним вздохом.Оно формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

    Познание себя путем познания других.Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира.Но в возрасте 3–8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов.Этот процесс называется самоузнавание.С него и начинается самопознание.Взрослый является основным источником знаний ребенка о самом себе – он дает ему имя, приучает откликаться на него и т.д.

    Известные слова ребенка: «Я сам…» означают его переход к важному этапу познания себя – человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя.

    Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения.

    В общении люди познают и оценивают друг друга.Эти оценки сказываются на самооценке личности.

    Самооценкаэмоциональное отношение к собственному образу.

    Самооценка всегда субъективна, но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о данной личности.

    На формирование самооценки влияют следующие факторы:

    – сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким личность хотела бы быть;

    – оценка других людей;

    – отношение личности к собственным успехам и неудачам.

    Как полагают психологи, существуют три мотива для обращения человека к самооценке:

    1.Понимание себя (поиск точных знаний о себе).

    2.Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).

    3.Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей личности окружающими).

    Чаще всего люди руководствуются вторым мотивом: большинство хотят повысить свое самоуважение.

    Уровень самооценки связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека самим собой, своей деятельностью.

    Реалистическая (у людей, ориентированных на успех).

    Нереалистическая: завышенная (у людей, ориентированных на избегание неудач) и заниженная (у людей, ориентированных на избегание неудач).

    Самопознание путем анализа собственной деятельности и поведения.Анализируя и оценивая достижения в определенной области, учитывая затраченные на работу время и усилия, можно определить уровень собственных способностей.Оценивая свое поведение в обществе, человек познает нравственно-психологические особенности собственной личности.

    Более широкий круг общения с другими людьми дает большую возможность сравнивать и познавать положительные и отрицательные свойства собственной личности.

    Самопознание путем самонаблюдения.На основе ощущений и восприятия начинает формироваться образ «Я».У молодых людей этот образ складывается прежде всего из представлений о собственной внешности.

    Образ «Я» («Я»-концепция)относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.

    Важным средством познания является самоисповедь – полный внутренний отчет человека перед самим собой о том, что происходит с ним и в нем.Исповедь человека перед самим собой помогает ему оценить собственные качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее.

    Основные формы самонаблюдения: личные дневники с записями размышлений, переживаний, впечатлений; анкеты; тесты.

    Самопознание тесным образом связано с таким явлением, какрефлексия (лат.reflexio – обращение назад), отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании.Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.

    Для постижения собственного «Я» не обязательно проводить психологические эксперименты.Самопознание может осуществляться через самонаблюдение, самоанализ и в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности и т.д.

    A1. Выберите правильный ответ.Процесс самопознания не характеризуется

    2) формированием отношения к своей внешности

    Психолог Сергей Ключников — Практики самопознания.Познание себя и познание я.

    Практики самопознания.Познание себя и познание я.

    I

    Хочется максимально серьезно поговорить о природе, путях и практиках самопознания.

    Итак, я – это я – это суть, основа, зерно, ядро, семя, искра.

    Оно изнутри оживляет все более внешние психические структуры, которые его окружают и которые называются себя собой ( к ним можно отнести эмоции, мысли, решения и все остальные проявления сознания).

    Что такое таинственное «себя»?

    Себя — это части, оболочки, функции, которые относятся к сфере организма и психики и с которыми человек периодически отождествляется.

    Когда он так делает, он уменьшает, суживает размер своего я до размера этой сферы или оболочки.

    Отождествляясь, то есть принимая форму этой оболочки, он закрепляет это словесно и называет новую уменьшенную до отдельной роли или психологического состояния личность «я».

    Говорят , что имя как бы рождает явление: нет имени, нет и явления.

    Но в данном случае мы рождаем более мелкие явления, гораздо более ничтожные, нежели наше я.

    Сказать, например, что «я ленюсь» или «я боюсь» — на самом деле родить в себе маленького лентяя или маленького труса, которые на самом деле не имеют отношения к истинному человеческому я и тем более к высшему Я.

    Но мы сейчас говорим о двух видах и двух практиках самопознания — «познании себя» и о «познании я».

    Это два разных вида знания, в которых предмет или объект знания оказывает огромное влияние на того, кто внутри нас знает, на субъект знания.

    Итак, мы определились с тем, что знать себя — значит знать свои оболочки (тело, эмоции, мысли, решения) и внешние стороны (привычки, возможные поступки, вероятные реакции на тех или иных людей, роли, которые мы играем и будем играть).

    Что значит знать в данном случае?

    Прежде всего управлять данной сферой или частью себя в обычных ситуациях и предвидеть (хотя бы до какой-то степени) как мы поведем себя в новой и необычной ситуации.

    Чем отличаются те инструменты самопознания, которые человек применяет, когда он пытается познать себя от тех инструментов, с помощью которых он пытается постичь природу своего я?

    Прежде всего нужно отметить, что у обоих путей есть сходные элементы.

    И для познания себя, и для познания своего я требуются специальные знания — в одном случае эти знания относятся в большей степени к сфере психологии, в другом случае это духовные или эзотерические знания.

    Для познания своих внешних сторон личности, поведения, способностей и талантов нужны профессиональные знания и практические навыки.

    Но конечно в обоих случаях нужны мысли и различные психотехники, связанные с сознательным отождествлением с тем, на чем вы концентрируетесь — с телом, с эмоциями, с умом, с волей, принимающей решения или с высшим Я.

    И сознательным разотождествлением с ненужными элементами, прилипшими к нашему сознанию.

    В одном случае это мешающие нам телесные ощущения, негативные эмоции, хаотические мысли, желание принять ложное решения.

    В другом случае — это все наши оболочки и образы высшего Я, которые с точки зрения духовных учений представляют собой иллюзорные образования.

    Отсюда парадоксальный призыв дзен-буддизма: встретишь Будду, убей Будду.

    Как понять этот призыв в устах адептов самой мирной и человеколюбивой восточной религии?

    Все просто: речь идет не о Будде, но об образе Будды, который возникает в сознании незрелых последователей в искажающем истину виде и потому подлежит растворению.

    Если же говорить об отличиях медитативных методов, то они относятся прежде всего к характеру концентрации

    Если можно смотреть на любые свои оболочки как бы со стороны как на внешний объект (хотя лучше изучать процессы, происходящие в любой из этих оболочек), то, концентрируясь на я ( высшем Я или на его заместителе), нужно сразу уходить в чистое беспримесное чувство я и проживать его всем существом.

    Такая медитация втягивает наше я в гигантский магнит высшего Я и делает саму медитацию очень яркой.

    Наверное, что-то похожее происходит, когда солнце, втягивает я себя метеориты, подлетающие к нему и они сгорают в огненном пламени.

    Знать себя – это значит познавать себя.

    Что значит такая практика самопознания как установка «знать свое тело»?

    Это значит управлять движениями своего тела, понимать, какие виды известных движений и какие виды новых движений вы сможете выполнить.

    Знающий свое тело должен интуитивно чувствовать, сможет ли он поднять тот или иной вес или перепрыгнуть через большую лужу или ров, сделать ту или иную сложную, чисто двигательную работу.

    Человек неопытный, слишком молодой может переоценить свою силу, перенапрячься и получить травму.

    Наоборот, изнеженный, нетренированный человек может наоборот недооценить себя, не зная своих возможностей и не сделать каких-либо нужных для себя действий физического характера.

    Что значит знать свои «эмоции?

    Это значит учиться практическим методам и практикам самопознания: хорошо понимать свое настроение и свои желания в каждый момент (нередко мы толком не понимаем, что мы чувствуем, а главное чего хотим), предвидеть какие эмоции у нас возникнут при тех или иных ситуациях, чьих-то и наших действиях или поступках, знать, какие у нас будут переживания, если мы что-то потеряем.

    Эмоционально неопытный человек совершает какие-либо действия, будучи совершенно неспособным предугадать, что он при этом будет чувствовать.

    Иногда в силу незнания собственной эмоциональной природы он не совершает никаких своевременных действий и проявляет поразительную беспечность, что приводит к поражению и его большим огорчениям.

    Знать свои эмоции — значит не допускать попадания в обстоятельства, вызывающие огорчения.

    Что значит знать свои мысли?

    Это значит использовать целый набор методов и практик самопознания: осознавать, какие мысли владеют нами в данный момент, светлые, позитивные это мысли или темные, негативные, к чему они приведут, понимать, каков должен быть алгоритм решения тех или иных проблем, видеть, ведут ли эти мысли к совершенствованию нашего духа или нет, стараться контролировать собственные мыслями и быть ответственным за их воплощение.

    Не знающий свои мысли — это человек без осознанных убеждений, он не проартикулировал для себя и других свои принципы и любимые идеи.

    В общении такой человек чаще всего действует, что называется по ходу и если он не очень хорошо контролирует свою речь, то может сказать все, что угодно, в том числе и выговорить какие-то негативные мысли, причем совершенно неожиданно для себя.

    Что значит знать свои решения?

    Это прежде всего означает предвидение своих решений в разных ситуациях, включая трудные и неожиданные обстоятельства и понимание насколько упорно мы отстаиваем эти решения перед лицом значительных препятствий и опасностей, в какой степени мы готовы отстаивать принятые решения и повторять их вновь и вновь.

    Что нам помогает лучше познать свой внутренний мир?

    Теперь поговорим о практиках самопознании своих внешних сторон жизни.

    Что значит знать свои привычки, действия, поступки, реакции других людей на нас?

    Это значит уметь формировать в себе правильные позитивные привычки, точно и четко действовать в трудной ситуации, понимать, какие поступки лучше всего соответствуют смыслу момента и иметь силу их совершить, четко видеть, как люди реагируют на те или иные наши действия и уметь заранее принять их к сведению.

    Мы далеко не всегда можем видеть свою склонность к тем или иным решениям, в том числе и к привычке избегать любых решений, предполагающих принятие ответственности за свою жизнь.

    Попросту говоря, мы не знаем, почему ведем себя так, как привыкли и почему мы не готовы к принятию решений о реальных изменениях своей жизни.

    Знание себя несет в себе позитивную и негативную сторону.

    Знание позитива предполагает, что вы реально стремитесь сделать что-то хорошее для себя и своей жизни и не только хотите, но и знаете, как это можно сделать.

    Знание негатива — предполагает понимание, что в внутри человека много самых разных отрицательных черт, желаний, программ и видение, что с высокой степенью вероятности эти силы проявятся.

    Доведенное до крайних форм, это знание негатива превращается в свойство цинизма.

    Криминальный авторитет, жулик, делец, политикан, идеолог оранжевых революций и другие бойцы империи зла очень хорошо знают теневую природу человека и если нужно заставить его делать то, что им нужно, то умело нажимают на эти психологические эго-клавиши, либо подкупая человека и предлагая ему некие материальные, выгодные блага, либо запугивая его.

    В каком-то смысле эту породу людей можно назвать мастерами самопознания, только это самопознание будет темным, негативным, теневым.

    Они глубже знают дно человека, чем какой-нибудь прекраснодушный интеллигент.

    Опытный священник, которому ежедневно приходится выслушивать десятки историй о человеческих пороках и он тоже хорошо знает, что в человеке есть сильная теневая часть.

    Но он знает и другое — в человеке есть еще более мощная светлая часть — его бессмертная душа, божественная искра, обращаясь к силе которой человек может одолеть свою внутреннюю тень.

    Если мы хотим обрести совершенство, избавиться от вредных привычек, изменить свою жизнь к лучшему, то нужно знать себя и свою двойственную психологическую природу.

    Знание себя, пришедшее к нам в результате жизненного самопознания означает также знание своих способностей и талантов.В зрелом возрасте человек, как правило, узнает их в полном объеме.

    Хотя как сказать Гончаров и О.Генри занялись литературным творчеством уже после сорока лет.И получилось.А ведь могли потерпеть фиаско.

    Как узнать, к чему ты предрасположен и что у тебя получится лучше всего?

    Огромную роль в этом вопросе играет правильное образование и воспитание.Потому в дворянских семьях гувернеры и учителя обучали детей самым разным предметам , областям знания и умениям — истории, географии, литературе, языкам, математике, изящным искусствам, фехтованию…

    Те родители, которые с детства отдают своих чад в самые разные кружки получают возможность увидеть, что у детей получается лучше, а что хуже, к чему они сами тянутся, а чего избегают.

    Позднее определенную помощь оказывают учителя, различные профориентационные центры и опытные наставники, преподаватели.

    Но в какой-то момент только сам человек определяет куда ему приложить свои силы, вкусы, способности, таланты.

    Что помогает лучше, быстрее и точнее познать себя?

    Прежде всего желание это сделать, желание испытать себя, попробовать свои силы и умения в разных жизненных обстоятельствах, ситуациях и сферах жизни.

    Чем разнообразнее и труднее такие обстоятельства, тем лучше, богаче, полнее человек может узнать себя.

    Призыв к такому самопознанию и многочисленных самоиспытаниям содержится не только в книгах психологов, но даже в таких древних источниках, как о Библия, вспомним книгу царя Давида.

    Важно только, чтобы человек правильно относился к трудностями и не проклинал их, а видел в них своеобразные тренажеры жизни, укрепляющие мускулы воли.

    В этом случае человек не просто познает себя, но и в значительной степени себя меняет.

    Другой способ глубже понять себя и обрести высокий уровень самопознания — это практика осознанного самонаблюдения, присутствующая практически во всех религиях и учениях Востока и Запада.

    Речь идет в данном случае не об оторванном от жизни самосозерцании небожителя, аскета, отшельника, а о внимательном всматривании в себя человека, ведущего активную социальную жизнь.

    Умение всматриваться в себя, в свой внутренний мир, в психологические состояния и действия, сохраняя при этом ясность сознания, бодрствование, внимательность позволяет человеку нарастить знание самого себя во много раз.

    Такую практику самопознания как всматривание в себя можно сравнить с мысленным психологическим фотографированием портрета своей души и личности, помещенной в разные обстоятельства и ситуации.

    Иногда бывает, что опытный фотограф посмотрит необычный ракурс и увидит такую грань своего клиента, которую надежно скрывает официальный, специально сделанный портрет.

    Наше мнение о самих себе основано на таких официальных портретах, где мы всегда гладко причесаны и хороши собой.

    В такие официальные моменты мы не всматриваемся в себя и не пытаемся быть объективными по отношению к самим себе.

    Самонаблюдение с целью изучения и познания себя немыслимо без объективности и зоркости, способности увидеть в себе нечто новое, неожиданное, иногда неприятное.

    Чем больше умных и неожиданных психологических селфи мы сделаем, тем больше у нас будет материала о самих себе, тем ближе мы подойдем к познанию самого себя.

    В эзотерических школах и учениях считалось, что ученик сам не сможем создать достаточное количество ситуаций, в которых можно реально увидеть в себе нечто новое и что эти познавательные и обучающие ситуации ему может создать только опытный духовный учитель.

    В данном случае речь идет о высших эзотерических, сакральных целях самопознания, связанных с просветлением или обретением Бога.

    Если же мы будем говорить о том, чтобы встать на подобный путь, стать гармоничной, счастливой личностью или о том, чтобы добиться серьезного жизненного успеха, то, у человека ничего не получится, если он не сможет хотя бы до какой-то степени разобраться в себе и познать себя.

    Изучая и познавая себя, вы должны с одной стороны отделиться от себя на некоторую дистанцию и проявлять искренний интерес и любознательность по отношению к своему внутреннему миру и внешнему поведению.

    К сожалению слова Пушкина «мы ленивы и нелюбопытны» попадают в точку не только в том случае, когда речь идет о нашем отношении к людям, истории и миру в целом, они отражает и наше отношение к себе.

    Мы сами во всем объеме не очень-то интересны себе.

    Если все-таки мы хотим исполнить завет «Дельфийского Оракула» «познай самого себя», то нужно научиться это делать и проявить настойчивость в этом занятии.

    Без этого мы не сможем овладеть собой и своей судьбой.

    Но тогда в этом жестоком мире другие будут владеть нами и управлять нашими судьбами.

    Но, если мы более или менее подробно разобрали, что значит познать себя, то что значит познать свое я?

    Ведь я относится к другому измерению.

    Кроме того, когда мы познавали себя, то кто был субъектом этого познания?

    Правильно, наше я, которое мы с помощью разных практик отделили от внутренних оболочек и научили делать психологические селфи.

    Здесь же речь идет о познании самого субъекта, о пребывании внутри я.

    Вспомним знаменитую формулу христианства: «Я есмь Путь, Истина и Жизнь».Я в данном случае – это сам Христос.

    Но в эзотерическом христианстве Христос или Крестос – это не только конкретная историческая личность и основатель религии любви, но и символ высшего Я.

    Правда церковное христианство не принимает эзотерических подходов, но в данном случае («Царство Божие внутри нас») внутренний подход этих двух направлений, ориентированный на поиски истины в глубине нашего духа един.

    Путь к Богу с этой точки зрения лежит внутри я, вне я, являющегося отражением высшего Я путь к божественному совершенству невозможен.

    На этом пути человек научается распознавать Истину, то есть различать Я и не-я, духовное и бездуховное, что помогает ему в практической работе над собой, в отделении чистых элементов сознания от нечистых.

    И это распознавание и очищение помогает человеку, идущему по я-пути придти к вечной жизни, бессмертию и совершенству.

    Кто может осуществить это самопознание?

    Только другой субъект, другое я.Но тогда оно должно превратить то я, которое оно познает в объект, действую по принципу «два медведя не могут ужиться в одной клетке.

    Тогда оно превратит это «я» в «себя».

    Но подобная внутренняя операция «объективизации я» на самом деле невозможна, поскольку я не есть «себя», оно не объект, не оболочки, не абажур , оно свет, излучаемый лампой накаливания, оно живой огонь, субъект и превратить его в объект, значит его в какой-то степени омертвить.

    Этим превращением и разложением на категории, подвластные холодному рассудку как раз занимается теоретическая наука, персоналистическая философия и академическая психология.

    Если же предложить этой науке какие-то инструменты для того, чтобы нырнуть в я как в море, то она скажет, что субъективным миром занимаются религия, мистика и в какой-то степени искусство.

    Тогда речь может идти о другом – о некоей практике поворота я во внутреннюю глубину, в более глубокие субъективные области.

    Буддийский мастер Тартанг Тулку назвал эту практику самопознания и высшей самореализации «наблюдением наблюдателя».Она направлена не на превращение наблюдаемое я в объект, а на устранение двойственности.

    Человек, пытающийся это сделать не занимается объективизацией я»- теоретической умственной практикой, о которой мы только что рассказали.

    Он просто сосредоточится на чистом и глубоком ощущении я и будет пытаться проникнуть в его сердцевину.

    При этом не будет никакого второго я — одно чистое я без всяких примесей.

    При этом он может следовать двум прямо противоположным стратегиям подобного самоуглубления.

    Одна стратегия это ощущение я в динамике.Можно назвать эту стратегию «я — поток», она ближе к буддийской практике, как мы уже говорили предлагающая своим адептам видеть в я не в виде некой неподвижной субстанции, а виде потока психических состояний, на который эти я распадаются.

    Миллион сверкающих частиц, капелек, жемчужин, искры света которых просветляют человеческую душу, бусины сменяющих друг друга мгновений — и все это миллион я, наполняющих и пространство и время!

    Не я, а река, в которой нет постоянства, кроме изменений.

    Искатель истины должен просто осознать их, присоединиться к их бесконечному и вечно-изменчивому движению, течению реки бытия, прожить этот быстрый поток всем существом и убедиться в иллюзорности этих я.

    Поскольку человек далеко не всегда осознает эти я и нередко смешивает их с мыслями, образами и эмоциями, то ощущение непрерывности я все время теряется.

    Если представить путь самопознания человека как поток и мысленно взглянуть на этот поток с воображаемый высоты, то мы увидим прерывистую светящуюся линию.

    Чем меньше осознанности в человеке, тем тоньше и тусклее эта линия и короче светлые полосы.

    Чем выше осознанность и чем глубже человек стал на путь практического самопознания, тем длиннее линии света и короче темные пятна, символизирующие погружение сознания в психологический сон.

    Есть одна проблема в этой практике самопознания – человек быстро теряет ощущение я, которое заменяется любыми образами и состояниями, если человек при этом не повторяет про себя слово «я».

    Именно повторение постепенно удлиняет световую линию осознанности и заменяет хаос мыслей и образов на ощущение упорядоченности и ясности.

    Куда же приведет человека этот путь, называемый «я-потоком»?

    Если он будет внимательно и пристально всматриваться в мелькание образов и мыслей и фотографировать себя в разных ситуациях, то все хаотические мысли и чувства выпадут в осадок, растворятся, остановятся и человек лицом к лицу столкнется со своей глубинной внутренней природой.

    Все реки рано или поздно впадают в моря и океаны.

    Буддизм называет это состояние «нирваной», которую Запад ошибочно называет состояние небытия.Но самом деле нирвана – это высшее бытие.

    Можно сказать, что состояние нирваны — это состояние сверхъ-я.

    Как практически реализовать стратегию «я-поток»?

    Упорно и непрерывно наблюдать за всеми малейшими изменениями в своем я, стараясь не пропустить ни одного мельчайшего ощущения.

    Воспринимать все изменения внутри себя, как изменения внутри я.

    Сказать себе – я это поток непрерывных изменений, в я нет статики.

    Если вы сумеете настроиться именно таким образом, вы научитесь непрерывно держать в сознании ощущение потока внутри я.

    Вы станете движением в реке и река приведет вас к океану.

    Так перевозчик через реку Сиддхартха в одноименном романе великого писателя Германа Гессе в конце концов получил просветление, просто сидя на берегу реки и наблюдая за ее течением.

    Постарайтесь проникнуть в глубину этой художественной метафоры: я – это непрерывная, вечно изменчивая река.

    Если вы сумеете проникнуть в суть этой метафоры, вы рано или поздно трансформируете свое я.

    Другой путь и другая практика самопознания – это сосредоточение на своем высшем Я, высшем субъекте и господине внутри нас.

    Субъекте неподвижном, всеобъемлющем, абсолютно мудром и сильном.

    На древних восточных иконах и священных изображениях высшее Я изображалось как миллионы глаз, полностью покрывающие пространство иконы.

    Как можно сосредоточиться на том, чего мы не знаем?

    Мы можем выделить в себе ощущение сознательного я, которое, как мы уже говорили, является заместителем и представителем высшего Я.

    Выделив и укрепив в себе это ощущение, которое дает нам чувство уверенности и самоконтроля, попробуйте настроить это сознательное я на свет высшего Я.

    Думайте о высшем Я как о чистом божественном солнечном свете, как об абсолютно мудром и светлом Оке, смотрящем на эту вселенную, планету, человечество и на Вас лично.

    Думайте о высшем Я как об Универсальном Наблюдателе или Абсолютном Свидетеле.

    Чем больше вы будете так настраиваться, тем больше овладеете такой практикой самопознания как искусство созерцания — вдумчивого смотрения без слов, в процессе которого вы отождествляетесь с Абсолютным Свидетелем или Универсальным Наблюдателем.

    Чем длительнее мы концентрируемся на нашем я, тем полнее перед нами раскрывается внутреннее пространство нашей я — сферы.Оно раскрывается перед нами как некая расширяющаяся воронка.

    При этом меняется динамика наших мыслей и чувств: чем глубже концентрация, тем меньше движений.

    На поверхности сознания наши мысли, образы и чувства движутся куда быстрее, чем в глубине, где они останавливаются.

    Когда все движения мыслей, образов, ощущений постепенно остановятся, вы увидите основу мира как сверхъ – я, как высшее Я.

    Более того, практика самопознания, предполагающая вхождение внутрь я приведет к тому, что ваше маленькое я сольется с этим высшим Я в единое целое.

    Когда вы переживете это как яркое ощущение, вы увидите мир глазами этого высшего Я.

    Конечно, нужно учиться думать не словами, а внутренним чувством и непосредственным проникновением в глубину истины.

    К чему придет человек, который прошел по любому из этих путей? К пониманию, что основа мира — это Творец или Я бога.

    Это столь мощное состояние, что человек полностью сливается с Творцом и ощущает себя Им.

    Потому суфийский мистик Халладж войдя в транс и ощутив это высочайшее слияние с Творцом и выйдя из просветленного состояния воскликнул:»Я есть Он» (Аллах, Творец мира), за что был сожжен исламскими ортодоксами.

    Можно сказать так, что когда человек достигает слияния с высшим Я, он не просто попадет в мир света, но и за счет высочайшей энергетической мощи, излучаемой нашим внутренним солнцем создает этот мир вокруг себя.

    Огромное пространство просветления, которое человек ощущает — это сплошное я-состояние».

    В просветлении нет ничего, что можно было считать «не-я», только я здесь иное, чем то, к которому мы привыкли, оно огромное, не имеющее предела.

    Что происходит с человеком, который пошел по «я-пути» и постарался овладеть такой практикой самопознания как наполнение единым и беспримесным «я-чувством», но пока еще не достиг солнечного берега?

    Нужно сказать, что пока человек живет в мире и не уходит в монастырь или ашрам, ему не удасться достичь абсолютной чистоты энергий и беспримесного «я-чувства».

    Ему придется познавать не только свое я, но и самого себя, свои оболочки, которые соприкасаются со внешней жизнью напрямую и свой подход к миру.

    Ему придется сочетать оба вида энергии, оба потока — внешний, предполагающей управление собой и внутренний, который соединяет нашу личность с нашим духом, с высшим Я.

    Сочетание предполагает такую практику самопознания как культивирование в себе ясного, пробужденного состояния сознания, ежеминутного присутствия духа, осознанной готовности действовать в конкретных самых сложных обстоятельствах.

    Иначе говоря, нужно уметь сочетать в себе высокий духовный настрой с практичностью и трезвостью.

    Если кому-то это удается, можно говорить о мастерстве человека.

    Как меняется картина мира человека, живущего в мире и не собирающегося с ним разрывать, но вставшего на духовный путь, занимающегося практикой самопознания и идущего к высшему Я?

    Во-первых, картина мира такого человека становится намного богаче, когда он жил без цели или его цель не включала в себя его я.

    Теперь каждый его шаг, даже если он занимается решением каких — либо бытовых проблем наполняется смыслом: он начинает жить в более тесной связи со своей внутренней природой.

    Если он что-то делает что-то ошибочное, неправильное, вредное для себя и для мира, его я быстрее посылает ему об этом сигнал.И у него больше шансов быстро исправить ошибку.

    Во-вторых, он начинает отчетливее и полнее ощущать присутствие духа в мире, ведь я — это дух, искра божественного духа.Он начнет воспринимать природу, искусство, мир в целом более одухотворенно, как художник, видящий невидимые эманации за лепестками цветов, снежинками на деревьях, склонами гор и капельками дождя.

    В — третьих, данная практика самопознания сделает человека намного энергичнее и сильнее.Присутствие я, тем более когда оно сознательное всегда добавляет человеку силу, волю, энергетическую мощь.

    Потому очень полезно расширять свое сознание и неустанно познавать себя, постигая свои собственные глубины и корни.

    Возможностей для самопознания, неисследованных пространств и комнат в нашем внутреннем психологическом дворце у человека невероятно много.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Алиса Синдеева
    Написано статей
    398
    Ссылка на основную публикацию