Сенсорная изоляция

Тема статьи: Сенсорная изоляция - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Мир Психологии

Сенсорная изоляция

СЕНСОРНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ

Сенсорная изоляция (англ.sensory isolation) — содержание организма в условиях исключения из его окружающей среды максимально большого количества раздражителей.Различают 3 разновидности условий изоляции:

  1. абсолютное сведение на нет поступления раздражений (сенсорный голод);
  2. устранение раздражителей, несущих информацию, но без уменьшения силы энергетического воздействия, падающего на рецепторы;
  3. сведение сенсорного окружения к ряду простых монотонных и повторяющихся раздражителей.

1-е условие ведет к С.и., последние 2 к перцептивной изоляции.Такие исследования варьируют по времени содержания испытуемых в условиях изоляции; они разнообразятся применением фармакологических средств; опыты ведутся на животных и людях и т.д.В исследованиях в условиях сенсорной изоляции используется ряд показателей: словесные отчеты испытуемых, результаты выполнения перцептивных, мнемических и интеллектуальных тестов, двигательная активность, сердечная деятельность и т.п.

Исследования показывают, что в условиях С.и.нарушается протекание перцептивных процессов, возникают зрительные и слуховые иллюзии, резко снижается общительность, ясность поведения и способность мыслить.В ходе монотонных часов эксперимента испытуемый старается придать смысл экспериментальной ситуации, сделать ее информативной (напр., испытуемые пытаются разобраться в характере пищи, определить интервалы между подачами пищи, считают вдохи и выдохи и т.д.).Они пытаются компенсировать отсутствие внешних раздражителей воспоминаниями или воображением, но эти картины вскоре становятся навязчивыми, неуправляемыми, переходят в галлюцинации.По словам Р.Арнхейма, «эти отчаянные попытки мозга возместить отсутствие раздражений доказывают, что чувства не являются всего лишь приемными устройствами, что их деятельность является необходимым условием функционирования разума в целом».

Ряд исследователей отмечают большое значение прошлого опыта испытуемого для исхода эксперимента в условиях С.и.Дж.Брунер в связи с этим отмечает: «Человек, попавший в условия С.и., обречен на питание собственными внутренними ресурсами, и от объема и качества этих ресурсов и будет зависеть характер его поведения в новых условиях.Очевидно, существует категория людей, которая легче обходится своим внутренним миром».(Т.П.Зинченко)

Психологический словарь.А.В.Петровского М.Г.Ярошевского

нет значения и толкования слова

Словарь психиатрических терминов.В.М.Блейхер, И.В.Крук

нет значения и толкования слова

Неврология.Полный толковый словарь.Никифоров А.С.

Сенсорная изоляция

Сенсо́рная депривáция (от лат.sensus — чувство и лат.deprivatio — потеря, лишение [1] ) — частичное или полное прекращение внешнего воздействия на один или более орган чувств, которое приводит к снижению потока нервных импульсов в центральную нервную систему [1] .Сенсорная депривация может возникнуть при изоляции персонала в замкнутом пространстве (на подводной лодке, космическом корабле и т.п.); причём в космическом полёте развитию сенсорной депривации способствует состояние невесомости [1] .

Самые простые устройства для депривации, такие, как повязка на глаза или затычки для ушей, уменьшают или убирают воздействие на зрение и слух, в то время как более сложные устройства могут «отключать» обоняние, осязание, вкус, температурные рецепторы и вестибулярный аппарат.Сенсорная депривация используется в нетрадиционной медицине, йоге, медитации, психологических экспериментах (например, с камерой сенсорной депривации), а также БДСМ-играх и для пыток и наказаний.

Короткие периоды сенсорной депривации имеют расслабляющее воздействие на человека, запускают процессы внутреннего подсознательного анализа, структурирования и сортировки информации, процессы самонастройки и стабилизации психики, в то время как длительное лишение внешних раздражителей может привести к чрезвычайному беспокойству, утере связи с реальностью, галлюцинациям, депрессии, неспособности концентрироваться и асоциальному поведению [2] [3] [4] , которые впоследствии могут привести к посттравматическому стрессу.Эта особенность воздействия сенсорной депривации на личность человека через его органы чувств нашла широкое применение при ведении процедур форсированного дознания [5] (см.например, «пять методов» или «расширенные методы допроса»).

Содержание

Камера сенсорной депривации

Камера сенсорной депривации — звуко — и светонепроницаемый бак, где человек плавает в солёной воде, плотность которой равна плотности тела и температура которой очень близка к температуре тела.Такая камера была впервые использована Джоном Лилли в 1954 году для изучения эффектов сенсорной депривации.Такие камеры также используются для медитации, расслабления и в нетрадиционной медицине.Также используется термин «флоатинг» капсула (англ.float [flout] — свободно плавать, держаться на поверхности).

Питер Сьюдфелд и Родерик Борри из Университета Британской Колумбии изучали терапевтические применения камеры сенсорной депривации в конце 1970-х.Их техника была названа «Терапия ограниченной средовой стимуляции» (Restricted Environmental Stimulation Therapy, REST).

Преимущества сенсорной депривации

Сенсорная депривация очень активно используется в качестве средства борьбы со многими эмоциональными состояниями и заболеваниями.Наиболее распространенными из них являются:

  • стресс;
  • депрессии;
  • боязнь принятия решений;
  • проблемы с опорно-двигательным аппаратом [6]
  • Многие упражнения разнообразных школ используют депривации с целью коррекции личности.Закрытые глаза, тихое, уединенное место, неподвижная поза, отшельничество — все это разновидности сенсорной депривации, используемые для различных практик саморазвития [7] .

    Негативные последствия

    По мере увеличения времени пребывания в условиях сенсорной депривации на этапе неустойчивой психической деятельности появляется эмоциональная лабильность со сдвигом к пониженному настроению — заторможенность, депрессия, апатия, которые на короткое время меняются эйфорией, раздражительностью.

    Чем более жесткие условия сенсорной депривации, тем быстрее нарушаются процессы мышления, что проявляется в невозможности на чем-либо сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы.Фиксируют снижение функции экстраполяции и производительности при выполнении несложных умственных действий [8] .

    В случае увеличения времени воздействия сенсорной депривации эйдетические представления могут выйти из-под контроля актуального «Я» и проявляться в форме галлюцинаций.В генезисе этого процесса четко прослеживаются астенизация нервной системы и развитие гипнотических фаз в коре полушарий головного мозга.[8]

    Факторы риска у детей

    Говоря о депривации у детей, подразумевается нарушение чувствительности от поступающих из внешнего мира сигналов.У детей это нарушение подразделяется на тотальное или частичное и может привести к отставанию в умственном и психическом развитии.Чаще встречается зрительная и слуховая депривация.Опасность представляет лишение тактильного, зрительного, голосового контакта с матерью в первые месяцы жизни.

    Дети, воспитываемые в интернатах, не имеющие семьи, склонны испытывать недостаток в новых впечатлениях, поскольку постоянно находятся в одних и тех же условиях.Переживающие сенсорную депривацию дети имеют недоразвитость двигательных навыков, отставание речевого развития и умственное отставание [9] .

    СЕНСОРНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ

    Большой психологический словарь.— М.: Прайм-ЕВРОЗНАК .Под ред.Б.Г.Мещерякова, акад.В.П.Зинченко .2003 .

    Смотреть что такое «СЕНСОРНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ» в других словарях:

    СЕНСОРНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ — En.: Sensory isolation Сенсорная изоляция это экспериментальная методика, в ходе которой пациенты получают как можно меньше внешних раздражителей.Благодаря аппаратуре, называемой обычно «пузырь», стало возможным значительно уменьшить количество… … Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод.Введение в эриксоновскую гипнотерапию

    Сенсорная изоляция — Сенсорная депривация частичное или полное лишение одного или более органов чувств внешнего воздействия.Самые простые устройства для депривации, такие как повязка на глаза или затычки для ушей, уменьшают или убирают воздействие на зрение и слух … Википедия

    сенсорная депривация — (от лат.sensus чувство, ощущение и deprivatio лишение) продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений, осуществляемое с экспериментальными целями (см.экстремальная психология).Воздейс … Большая психологическая энциклопедия

    Сенсорная депривация — (англ.deprivation – лишение, утрата).Сенсорная изоляция, информационный голод, недостаточность общения.Наблюдается в экстремальных ситуациях (длительное одиночество человека в тайге, в пещере, океане и т.п.).Изучается при экспериментальном… … Толковый словарь психиатрических терминов

    изоляция сенсорная — резкое ограничение разнообразия обычных сенсорных ощущений зрительных, слуховых и пр.; частичное или даже полное исключение индивида из потока обычных сенсорных ощущений.Появляется либо «естественным» путем (у летчиков одиночек, космонавтов,… … Большая психологическая энциклопедия

    изоляция — 1.Исключение индивида из обычных отношений, что может наблюдаться при особых условиях работы (космический полет, зимовки), или в клинике нервных и душевных болезней (при поражениях анализаторов, при заболеваниях психических).В подобных условиях … Большая психологическая энциклопедия

    изоляция строгая — экспериментальный прием, посредством коего исследуется влияние изоляции на человека.Характерен максимальным устранением действия всяческих раздражителей.При этом с помощью различных технических приемов (например, за счет погружения в жидкую… … Большая психологическая энциклопедия

    ИЗОЛЯЦИЯ — – один из механизмов защиты, используемый человеком с целью недопущения обострения внутрипсихического конфликта или патологического его разрешения.Понятие изоляции использовалось З.Фрейдом в статье «Защитные невропсихозы» (1894), где… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Депривация — (от позднелат.deprivatio потеря, лишение) сенсорная недостаточность или недогрузка системы Анализаторов, наблюдаемая у человека в условиях изоляции (См.Изоляция) или при нарушении работы основных органов чувств.С явлением Д.… … Большая советская энциклопедия

    космическая психология — (от греч.kosmos Вселенная) отрасль психологии, изучающая психологические особенности труда космонавта, зависимость этих особенностей от ряда специфических факторов (невесомости, гиподинамии, относительной сенсорной депривации и др.), а также… … Большая психологическая энциклопедия

    ИЗОЛЯЦИЯ СЕНСОРНАЯ

    Содержание:

    Найдено 3 определения термина ИЗОЛЯЦИЯ СЕНСОРНАЯ

    ИЗОЛЯЦИЯ СЕНСОРНАЯ

    СЕНСОРНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ

    Исследования показывают, что в условиях С.и.нарушается протекание перцептивных процессов, возникают зрительные и слуховые иллюзии, резко снижается общительность, ясность поведения и способность мыслить.В ходе монотонных часов эксперимента испытуемый старается придать смысл экспериментальной ситуации, сделать ее информативной (напр., испытуемые пытаются разобраться в характере пищи, определить

    интервалы между подачами пищи, считают вдохи и выдохи и т.д.).Они пытаются компенсировать отсутствие внешних раздражителей воспоминаниями или воображением, но эти картины вскоре становятся навязчивыми, неуправляемыми, переходят в галлюцинации.По словам Р.Арнхейма, «эти отчаянные попытки мозга возместить отсутствие раздражений доказывают, что чувства не являются всего лишь приемными устройствами, что их деятельность является необходимым условием функционирования разума в целом».

    Ряд исследователей отмечают большое значение прошлого опыта испытуемого для исхода эксперимента в условиях С.и.Дж.Брунер в связи с этим отмечает: «Человек, попавший в условия С.и., обречен на питание собственными внутренними ресурсами, и от объема и качества этих ресурсов и будет зависеть характер его поведения в новых условиях.Очевидно, существует категория людей, которая легче обходится своим внутренним миром».(Т.П.Зинченко.)

    СЕНСОРНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ

    En.: Sensory isolation

    Сенсорная изоляция — это экспериментальная методика, в ходе которой пациенты получают как можно меньше внешних раздражителей.

    Благодаря аппаратуре, называемой обычно «пузырь», стало возможным значительно уменьшить количество слуховых, зрительных и особенно проприоцептивных стимулов (Lilly, 1977).Некоторые авторы предлагают сенсорную изоляцию в качестве терапевтической техники, создающей, в числе прочего, исключительные возможности для релаксации.Условия сенсорной изоляции представляют собой отрыв от окружающего, что перекликается с нашим определением гипноза.Действия этого подхода частично накладываются на наши, о чем свидетельствует используемый словарь терминов, очень близкий к словарю нового гипноза (Remond, 1990).

    Когда эксперимент дополняется межличностной связью с сопровождающим, сенсорная изоляция становится полностью сравнимой с нашим гипнозом.Сенсорная изоляция, без сомнения, один из интереснейших путей исследования.

    Эти выводы близки к выводам более старых авторов, сближавших гипноз с сенсорным ограничением (Kubie et Margolin, 1944; Gill et Brenman, 1959).

    СЕНСОРНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ

    СЕНСОРНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ (англ.sensory isolation) — содержание организма в условиях исключения из его окружающей среды максимально большого количества раздражителей.Различают 3 разновидности условий изоляции: 1) абсолютное сведение на нет поступления раздражений (сенсорный голод); 2) устранение раздражителей, несущих информацию, но без уменьшения силы энергетического воздействия, падающего на рецепторы; 3) сведение сенсорного окружения к ряду простых монотонных и повторяющихся раздражителей.1-е условие ведет к С.и., последние 2 к перцептивной изоляции.Такие исследования варьируют по времени содержания испытуемых в условиях изоляции; они разнообразятся применением фармакологических средств; опыты ведутся на животных и людях и т.д.В исследованиях в условиях С.и.используется ряд показателей: словесные отчеты испытуемых, результаты выполнения перцептивных, мнемических и интеллектуальных тестов, двигательная активность, сердечная деятельность и т.п.

    Исследования показывают, что в условиях С.и.нарушается протекание перцептивных процессов, возникают зрительные и слуховые иллюзии, резко снижается общительность, ясность поведения и способность мыслить.В ходе монотонных часов эксперимента испытуемый старается придать смысл экспериментальной ситуации, сделать ее информативной (напр., испытуемые пытаются разобраться в характере пищи, определить интервалы между подачами пищи, считают вдохи и выдохи и т.д.).Они пытаются компенсировать отсутствие внешних раздражителей воспоминаниями или воображением, но эти картины вскоре становятся навязчивыми, неуправляемыми, переходят в галлюцинации.По словам Р.Арнхейма, «эти отчаянные попытки мозга возместить отсутствие раздражений доказывают, что чувства не являются всего лишь приемными устройствами, что их деятельность является необходимым условием функционирования разума в целом».

    Ряд исследователей отмечают большое значение прошлого опыта испытуемого для исхода эксперимента в условиях С.и.Дж.Брунер в связи с этим отмечает: «Человек, попавший в условия С.и., обречен на питание собственными внутренними ресурсами, и от объема и качества этих ресурсов и будет зависеть характер его поведения в новых условиях.Очевидно, существует категория людей, которая легче обходится своим внутренним миром».(Т.П.Зинченко.)

    Сенсорная изоляция

    Мы видели, как действует мозг, чтобы поддерживать на постоянном уровне поток сигналов, направляемых в сознание, и как он отбирает из них те, которые считает приемлемыми и важными для выживания организма.Но что происходит, когда субъект находится в условиях сенсорной изоляции, сводящей к минимуму возбуждение рецепторов?

    В 1956 году в Университете Мак – Гилла группой психологов был произведен соответствующий опыт.Исследователи предлагали добровольцам пробыть как можно дольше в специальной камере, где они были максимально ограждены от внешних раздражителей мира (рис.5.13).Ученых поразил тот факт, что большинство испытуемых оказались неспособными выдержать такие условия дольше 2 – 3 дней.Был сделан вывод, что это отражает фундаментальную потребность организма в получении стимулов от изменяющегося окружения.У самых выносливых испытуемых возникали галлюцинации, и это, по мнению ученых, указывало на то, что без внешних раздражителей интеллектуальные функции и сама личность неизбежно деградируют.

    Другой ученый, Дж.Лилли (J.С.Lilly), в тот же период проверял действие сенсорной изоляции на самом себе.Он делал это в непроницаемой камере, где он был погружен в солевой раствор с температурой, близкой к температуре тела, так что был почти лишен даже ощущений, связанных с весом собственного тела.И лишь позднее, после нескольких лет исследований (в 1977 г.) он решился прокомментировать свои эксперименты.Однако его выводы диаметрально противоположны выводам, сделанным психологами из Университета Мак – Гилла.По мнению Лилли, условия изоляции в камере, напротив, увеличивают сенсорный опыт, и это происходит без участия известных внешних раздражителей.

    Рис.5.13.Во время экспериментов с сенсорной изоляцией, проводимых в Университете Мак – Гилла, испытуемые были лишены стимулов, идущих из внешнего мира.Они находились в лежачем положении в небольшой камере.Все звуки покрывались гулом мотора кондиционера.Руки испытуемых были вставлены в картонные муфты, а затемненные очки пропускали только рассеянный свет.

    Лилли отмечает, что после периода напряженности, которую он чувствовал сам и чувствовало большинство испытуемых в Университете Мак – Гилла, постепенно наступает новое состояние сознания, сопровождающееся множеством зрительных образов – всевозможных галлюцинаций и иллюзий.Когда субъект принимает эти явления спокойно и не рассматривает их как патологические, они позволяют ему испытать своеобразное ощущение «океанской волны», которое достигает такой интенсивности, что несколькими часами позже, в момент выхода из изолированной камеры, он чувствует себя вновь рожденным.

    Такое толкование сближает нас с опытом восточных мастеров медитации.Но в противоположность тому, как действуют эти последние, при опыте в изолированной камере происходит резкий разрыв с постоянно действующей на организм реальностью.И тогда сам организм принимает последствия столкновения со своим внутренним миром и со всеми видениями, которые развиваются и проявляются вне реальности.

    Открытие этого внутреннего мира, свободного от всякой цензуры, и обогащение, которое он, видимо, несет индивидууму, противоречит выводам, сформулированным психологами из Университета Мак – Гилла.Дело в том, что эти ученые рассматривают наш опыт как нечто ограниченное внешней реальностью, а это, как подчеркивает Лилли, есть та реальность, которая была смоделирована с помощью переданных нам мыслей и знаний социальной группой, к которой мы принадлежим.И мы не можем без тревоги отойти от этой нашей реальности (см.документ 5.9).

    Однако именно в этой внешней реальности – не следует этого забывать – индивидууму приходится жить, развиваться, приспосабливаться в соответствии со своими потребностями, которые он стремится удовлетворить.

    В следующей главе мы постараемся понять, как и почему организм постоянно стремится к получению сигналов, способных помочь ему восстановить равновесие.А это равновесие то и дело нарушается из – за потребностей самого организма, с одной стороны, и взаимодействий организма с окружающей средой, с другой стороны.Мы увидим, насколько неустойчиво это равновесие и как уровень эволюционного развития, достигнутый человеком, подводит его к использованию таких механизмов, как эмоции.Низшим животным эмоции не свойственны, а нам они позволяют оттенять и окрашивать как первичную реакцию на сигналы из окружающей среды, так и более развернутые ответные действия, если они требуются.

    Сенсорная изоляция

    Условия когда у субъекта сводятся на минимум возбуждение рецепторов называется сенсорной изоляцией.

    Проблема приема и переработки информации человеком представляет интерес для многих наук.Ею занимаются физиологи в плане изучения работы органов чувств психологи — в плане изучения познавательных процессов (восприятия, опознания, мышления) специалисты в области кибернетики — в плане разработки некоторых проблем теории познания.

    Знание характеристик и закономерностей процессов приема и переработки информации человеком важно не только для развития теории, но и для решения ряда задач, возникающих в педагогической (разработка эффективных методов обучения), медицинской (разработка средств и методов лечения ряда заболеваний) и инженерной практике (разработка технических средств передачи информации человеку).

    Одним из важнейших аспектов разработки этой большой проблемы является изучение деятельности человека в условиях недостатка информации, поступающей к органам чувств из окружающей среды, или так называемого “сенсорного голода”, т.е.голода по впечатлениям.

    Проблема “сенсорного голода” стала особенно острой в связи с развитием целого ряда отраслей техники.Условия, в которых приходится работать человеку, весьма многообразны.Обслуживание некоторых современных видов техники связано с необходимостью длительного пребывания в пространстве малого объема, ограничивающим движение человека, доставляющее человеку весьма бедные однообразные впечатления, значительно суживающие возможности общения человека с другими людьми.

    При изучении взаимодействия человека с окружающей средой необходимо учитывать всю систему его сенсорных входов и всю систему как внешних, так и внутренних воздействий.

    В условиях частичной изоляции начинает особенно сильно проявляться влияние так называемых сверхслабых или неспецифических раздражителей.Например, поднесение магнита к голове испытуемого, находящегося в гипнозе, приводит к сдвигу в пространстве зрительных образов или даже к их исчезновению.Гипноз может рассматриваться как своеобразная сенсорная изоляция организма, в условиях которой магнитное поле начинает ощущаться более сильно, чем обычно.

    Задача изучения и влияния сенсорной изоляции сводится к оценке состояния организма как функции величены потока информации в случае уменьшения этого потока до некоторой минимальной величены.

    Для наиболее эффективных исследований в этом направлении необходимо:

    — ввести признаки состояния организма (наиболее характерные для данной ситуации) и вести обсуждение всех экспериментов по сенсорной изоляции, пользуясь этими признаками

    — пронормировать величину потока информации, воздействующего на испытуемого в эксперименте

    — пронормировать и поддерживать на постоянном уровне во всех экспериментах поток информации по тем каналам, которые не могут быть изолированными

    — обеспечить в эксперименте контроль параметров среды.

    Формулировка условий сенсорной изоляции требует оценки количества поступающей информации (с учетом всех возможных каналов восприятия) до “изоляции” и во время “изоляции”, и только тогда можно будет сравнивать между собой результаты различных экспериментов.

    Длительная изоляция является основным этнологическим фактором психических нарушений.Степень выраженности психических нарушений, характер их клинической картины определились главным образом личностными особенностями испытуемых, что имеет большое практическое значение при отборе лиц для работы в особых, сложных условиях (полярные экспедиции, исследования космоса и т.д.).

    Самый известный в научном мире эксперимент с сенсорной изоляцией — это эксперимент, произведенный в Университете Мак-Гилла в 1956 году Героном и его сотрудниками.Ученые предложили добровольцам пробыть как можно дольше в специально устроенной изоляционной камере.

    В первые дни эксперимента отмечалось повышенное настроение, говорливость, активное стремление к общению с окружающими, некоторая взбудораженность с элементами тревожности, опасений за свое здоровье.Позже появлялись жалобы на то, что начинает надоедать монотонность, однообразие, дни стали похожими один на другой, нет ничего нового, надоели одни и те же лица, одни и те же разговоры время идет медленно.Появилась раздражительность, несдержанность, ворчливость.Малейший пустяк мог послужить поводом для бурных эмоциональных реакций, конфликтов с исследователями, обслуживающим персоналом.Испытуемые стали менее общительными, на вопросы часто отвечали неохотно, односложно, формально.Настроение временами было пониженным.Ухудшался сон, некоторые жаловались, что надоели одни и те же исследования, бурно протестовали против новых исследований, хотя бы они и были для них легкими.В то же время отмечали, что свободные от исследований дни (выходные, праздничные) они чувствовали себя хуже, было особенно скучно, не з

    нали, чем заняться, “куда себя девать”, время тянулось особенно медленно.

    К концу эксперимента нарастала раздражительность, отдельные испытуемые заявляли, что бывают такие состояния, что хочется что-нибудь “выкинуть”, кого-то ударить, “запустить чем-нибудь, что попадет под руку”, жаловались, что временами (чаще по вечерам) “наваливалась тоска”, вспоминался дом, родные, близкие.

    У ряда испытуемых имели место и более сложные психические нарушения, как, например, ипохондрия, неопределенный страх, довольно выраженная депрессия, параноидная настроенность.

    У самых выносливых испытуемых возникали галлюцинации, и это, по мнению ученых, указывало на то, что без внешних раздражителей интеллектуальные функции и сама личность неизбежно деградируют.

    Другой ученый, Дж.Лилли, в тот же период проверял действие сенсорной изоляции на самом себе.Он делал это в непроницаемой камере, где он был погружен в солевой раствор с температурой, близкой к температуре тела, так что был почти лишен даже ощущений, связанных с весом собственного тела.

    Однако его выводы диаметрально противоположны выводам, сделанным психологами Университета Мак-Гилла.По мнению Лилли, условия изоляции в камере, напротив увеличивают сенсорный опыт, и это происходит без участия известных внешних раздражителей.

    Индивидум, находящийся в условиях сенсорной изоляции, оказывается лицом к лицу со своим внутренним миром и представляющими его образами этот мир находит свое выражение в форме разнообразных иллюзий и галлюцинаций.

    1.Общая психология.Под редакцией Петровского А.В.— Москва: Изд-во “Просвещение”, 1986

    2.Что такое психология.Том 1.Ж.Годфруа — Москва: Изд-во “Мир”, 1992.

    3.Проблемы сенсорной изоляции.Сборник статей.Под редакцией Смирнова А.А.— Москва: 1970.

    Эффект сенсорной изоляции

    Чувственная изоляция, или, как ее называют психологи, сенсорная депривация, — это недостаточное получение информации со стороны органов чувств.Такое состояние характеризуется рядом психологических и психических феноменов, и на него давно обратили внимание медики, психологи, а в последнее время — и парапсихологи.

    Сенсорная депривация — как способ проникнуть в мир собственных мыслей

    ИЗОЛЯЦИЯ И ВИДЕНИЯ

    Что провоцирует чувственную изоляцию? Ну, прежде всего, случаев, когда человек с рождения или в силу жизненных обстоятельств оказался глух, слеп или нем, более чем достаточно, Сюда же следует отнести длительно существующую монотонную, однообразную обстановку, которая действует столь же угнетающе, Одиночное заключение, полярная зимовка, отшельничество, длительное пребывание на больничной койке, а также многодневный одиночный полет на космическом корабле — все это приводит к сенсорной депривации.

    С позиций парапсихологии чувственная изоляция часто является причиной и достаточным условием для открытия прямого канала связи с тонким миром.Она порождает «информационный голод» и так называемую отрицательную индукцию (усиление тормозного процесса под влиянием очага возбуждения).Прежде всего этот феномен проявляется у психически больных людей, Впервые это отметил еще 100 лет назад швейцарский психиатр Э.Блейлер, описывая особенности больных шизофренией.У таких людей изначально наблюдается аутизм — преобладание внутренней жизни с активным уходом из внешнего мира».Самоизоляция порождает иллюзии и галлюцинации, составляющие целый внутренний мир больного, который по яркости, значимости и реальности ничуть не уступает обычным впечатлениям обычного человека.

    Однако такие же видения возникают и у вполне здоровых людей, к числу которых относятся, к примеру, космонавты, прошедшие серьезный отбор, — в случаях, когда они проходили многодневную тренировку в сурдокамере.

    Аналогичные примеры встречаются в жизнеописаниях религиозных подвижников, подвергавших себя суровой аскезе и самоизоляции в келье, скиту и вдали от людей.Так, к примеру, Иисуса Христа во время сорокадневного одиночного бдения в пустыне искушал дьявол.А в 1507 году, после 23 лет пустынножительства, святому Александру Свирскому было явление Святой Троицы.

    Экспериментальная сенсорная изоляция психически здоровых испытуемых в наши дни точно так же закономерно приводила к активной стимуляции подсознательной области и возникновению галлюцинаций.Надо сказать, подобные опыты оказались не очень приятными для их участников.

    ЭКСПЕРИМЕНТ В ТИШИНЕ

    В 50-е года прошлого века изоляционный эксперимент проводили в канадском Университете Мак Гилла, Добровольцам из числа студентов полагалось лежать в удобных постелях в условиях полной тишины и мягкого, не раздражающего света, Для большего эффекта на глаза каждому надевали светорассеивающие очки, а на руки — длинные, до локтей перчатки с картонными манжетами, уши закрывали резиновой подушкой.Все это исключало поступление какой-либо информации от органов чувств.Одновременно было применено устройство для ограничения движений волонтеров.

    Большинство студентов охотно пошли на этот эксперимент, предвкушая хороший отдых от занятий в университете.Но не тут-то было.Через некоторое время у большинства испытуемых появились зрительные галлюцинации, в отдельных случаях сопровождаемые ложными слуховыми и тактильными ощущениями.Поначалу это их даже забавляло, однако через какое-то время видения и звуки стали назойливыми, вызывали раздражение и мешали уснуть.Добровольцы выдержали в этом состоянии несколько часов, а потом все до единого потребовали прекратить опыт.

    Подобные исследования с пребыванием в сурдокамере проводили и с группой советских космонавтов, Результаты оказались схожими: через некоторое время пребывания в сурдокамере появлялись иллюзии, а потом и галлюцинации.Однако будущие космонавты, как люди прошедшие особый отбор и отличающиеся выдержкой и подчинением приказу, стойко выдержали весь эксперимент до конца.

    Любопытно, что в схожих условиях подобные ощущения испытывают асе люди — вне зависимости от их образования, культурного уровня и конфессиональной принадлежности.Это подробно описано в книге О.Н.Кузнецова и В.И.Лебедева «Психология и психопатология одиночества».

    ПУСТОЕ ПОЛЕ

    Науке известен и еще один удивительный эксперимент под названием «ганцфельд», что в переводе с немецкого означает «пустое поле».Это исследование проводил парапсихолог Чарльз Хонортон из Эдинбургского университета в Великобритании в 70-80-е годы прошлого века, Основной задачей ученого было исследовать телепатические способности человека.

    Суть этого опыта заключалась в следующем.Испытуемый располагался в мягком кресле или на кровати в звуконепроницаемой комнате (сурдокамере).Его глаза были закрыты половинками шариков от пинг-понга, на которые через фильтр направлялся поток света.Одновременно через наушники он слышал белый или мерцающий («розовый») шум.Монотонность всех этих сигналов из внешней среды снижала уровень их восприятия, в результате чего сознание перципиента непроизвольно переключалось на восприятие слабых сигналов внутри себя, которые в обычной обстановке являются подпороговыми и не воспринимаются.Почему это интересовало Хонортона, изучавшего телепатию? Потому что к таким под по роговым сигналам относились и те, что телепатически передавались подопытному из соседнего кабинета.

    Перед началом эксперимента испытуемого знакомили с некими сюжетами, или «мишенями».А в коде опыта экспериментатор, сидящий в соседнем помещении, с помощью компьютера предъявлял эти «мишени» перципиенту методом случайного выбора.

    Серия экспериментов подтвердила исходную гипотезу, что каждый человек обладает скрытыми телепатическими способностями, которые проявляются в условиях сенсорной депривации.Более выражены они у женщин, лиц, длительное время практикующих медитацию, у людей творческих профессий, для которых большое значение имеет интуиция и работа подсознания, а также у лиц с врожденным эйдетизмом — способностью воспринимать предметы в их отсутствие.

    ВАННА ДЖОНА ЛИЛЛИ

    В середине прошлого века был проведен любопытный независимый эксперимент.Речь идет о так называемой изоляционной ванне — устройстве, созданном по инициативе американского нейрофизиолога и философа Джона Лилли и предназначенном для изучения свойств сознания человека в условиях максимальной изоляции от внешних раздражителей.

    В чем заключался эксперимент? Испытуемого помещали в просторную ванну, наполненную физиологическим раствором, подогретым до +34°С, и расположенную в темной звуконепроницаемой камере.На лицо волонтера надевалась специальная мягкая маска со шлангом, через который подавался воздух.

    В результате серии экспериментов с различными добровольцами, среди которых был и сам Джон Лилли, было установлено следующее.

    Отрезанное от внешнего мира, автономное сознание продолжает существовать, но в измененном виде.Сначала появляются грезоподобные видения — любые воспоминания и представления приобретают необычайную яркость и сочность.Удивительно легко работает мышление, возникают ассоциации с различными и подчас очень далекими, но не всегда приятными понятиями и представлениями, раскрепощается творческое мышление.Спустя еще некоторое время у человека в ванне появляются слуховые и зрительные галлюцинации, поток которых он уже не может прекратить.Так, сам Лилли путешествовал в пространстве и времени, посещал параллельные миры, беседовал с инопланетянами на их языке.Все это оказало на ученого просто неизгладимое впечатление!

    Сенсорная изоляция

    Опыты с сенсорной изоляцией.Сегодня их можно провести гораздо проще.

    В интернете нашла чудесную статью «Кого боятся подростки».В ней описывается эксперимент с 68 представителями современной молодёжи:
    «По условиям эксперимента участник соглашался провести восемь часов (непрерывно) в одиночестве, сам с собой, не пользуясь никакими средствами коммуникации (телефоном, интернетом), не включая компьютер или другие гаджеты, а также радио и телевизор.Все остальные человеческие занятия — игра, чтение, письмо, ремесло, рисование, лепка, пение, музицирование, прогулки и т.д.— были разрешены.»
    Результаты.забавные.95 процентам участников было дико некомфортно, в голове начинали крутиться «дурацкие мысли», а до конца эксперимента дошло (!) только 3 человека.»У двадцати девочек и семи мальчиков наблюдались прямые вегетативные симптомы: приливы жара или озноб, головокружение, тошнота, потливость, сухость во рту, тремор рук или губ, боль в животе или груди, ощущение «шевеления» волос на голове.»
    Мне это всё показалось крайне забавным, потому что недано я делала обзорный анализ экспериментов по сенсорной изоляции.
    Сенсорная изоляция – это условия, при которых у человека сводятся до минимума возбуждения рецепторов.
    Анализ можно прочитать ниже, он не претендует ни на оригинальность, ни на антиплагиат, это просто обычная учебная работа, которая как обычно делалась в последний момент, хотя тема была мне очень интересна.
    И суть в том, что похожие симптомы, как у сегодняшних подростков, наблюдались 60 лет назад у студентов при условии настоящей сенсорной изоляции! То есть испытуемых обеспечили условиями с минимальным ощущением чего бы то ни было.А сейчас для головокружения и сухости во рту достаточно просто побыть наедине с собой.Причём можно читать книги, можно рисовать, можно гулять!
    Ужас 🙂

    В работе ниже описываются два типа экспериментов: когда в сенсорную изолюцию погружались люди, не искавшие до этого какого-то контакта с тобой, полностью живущие обычной жизнью и т д, в общем, «обычные люди».И когда погружались исследователи, увлекающиеся всяким «духовным развитием» и ИСС.Последние в сенсорной изоляции летали по мирам своего подсознания и получали кучу инсайтов.Первым было очень плохо.

    По этим экспериментам (включая то, что описано выше о подростках) можно заметить, как варьируется некоторый уровень духовного, психологического саморазвития человека.Так можно определить, насколько он вообще самодостаточен и целостен, насколько он доверяет себе, насколько он гармоничен со своим «Я».
    И по ситуации с современной молодёжью можно сказать, что этот уровень со временем неуклонно падает!!)))
    Откуда делаем выводы 🙂

    Эксперименты по сенсорной изоляции
    Автор-составитель: Ксения Молоканова

    Сенсорная изоляция – это условия, при которых у человека сводятся до минимума возбуждения рецепторов.С одной стороны, исследования этого понятия стали актуальны в связи с необходимостью изучения деятельности человека в условиях недостатка информации, поступающей к органам чувств из окружающей среды, или так называемого «сенсорного голода», т.е.голода по впечатлениям.Так, обслуживание некоторых современных видов техники связано с необходимостью длительного пребывания в пространстве малого объёма, доставляющее человеку весьма бедные впечатления, значительно суживающие возможности общения человека с другими людьми.
    С другой стороны, в какой-то момент у учёных возникла гипотеза, что при отключении внешнего возбуждения мозг может начать работать совсем непривычным для нас образом и, возможно, это можно использовать в целях саморазвития или переживания новых ощущений.Следовательно, эту гипотезу можно также исследовать.

    В данной работе мы рассмотрим два типа экспериментов по сенсорной изоляции: эксперименты в университете Мак-Гилла и эксперименты Джона Лили.Мы сравним их по полученным результатам и постараемся сделать вывод: что же есть сенсорная изоляция – вред или польза для человека?

    В университете Мак-Гилла
    В 1950-х годах в канадском университете Мак-Гилла Д.Хеббом и его сотрудниками (В.Г.Бекстоном, В.Героном, Т.Г.Скотом, Б.К.Доаном и др.) было проведены эксперименты по сенсорной изоляции.Участником эксперимента – студентам – предлагалось лежать в удобных постелях в звуконепроницаемых освещённых камерах.На глаза им надели светорассеивающие очки для уменьшения зрительных ощущений, на руки – перчатки (от локтей до кончиков пальцев) с картонными манжетами для уменьшения тактильных раздражений, а их уши были закрыты резиновой подушкой при постоянном легком звуке вентилятора.Движения испытуемых были сильно ограничены.
    Цель этого эксперимента заключалась в том, чтобы прервать не всю сенсорную информацию, а только восприятие образов и символов.

    Большинство студентов планировало отдохнуть в предоставленных условиях, а также размышлять о текущей учёбе..Однако результат исследований оказался неожиданным для всех: участники «не могли сосредоточить свои мысли на чём-либо конкретном; кроме того, процесс мышления был нарушен и в других отношениях».
    Через несколько часов изоляции у многих начались галлюцинации: «скала, на которую падает тень от дерева», «стайка белок» или «доисторические животные в джунглях».В ряде случае видения сопровождались слуховыми или тактильными галлюцинациями.Так, некоторые участники ощущали прикосновения чего-то чужого или внешние движения.
    Вначале галлюцинации казались интересными и занимательными, однако через некоторое время они начали вызывать раздражение и мешать спать.Добровольцы выдерживали в этом весьма некомфортном для них состоянии несколько часов.

    Кроме того, в 1956 году в университете Мак-Гилла также проводился эксперимент по сенсорной изоляции, но уже под руководством В.Герона.Ученые предложили добровольцам пробыть как можно дольше в специально устроенной изоляционной камере.
    В первые дни эксперимента отмечалось повышенное настроение, активное стремление к общению, некоторая взбудораженность с элементами тревожности.Позже появлялись жалобы на то, что начинает надоедать монотонность, а дни стали похожими один на другой.Появилась раздражительность, начали возникать конфликты с исследователями и обслуживающим персоналом.Испытуемые стали менее общительными, на вопросы часто отвечали формально, ухудшался сон.Испытуемые протестовали против некоторых лёгких исследований, но в то же время отмечали, что свободные от исследований дни они чувствовали себя хуже, т.к.было особенно скучно и время тянулось особенно медленно.
    К концу эксперимента нарастала раздражительность, а у ряда испытуемых были и более сложные психические нарушения, как, например, ипохондрия, неопределенный страх, довольно выраженная депрессия, параноидная настроенность.У некоторых возникали галлюцинации.
    Таким образом, Герон пришёл к выводу о необходимости постоянного изменения сенсорного окружения человека для его нормального существования, то есть стремление к раз¬нообразию впечатлений является важнейшей биологической потреб¬ностью.

    Эксперименты Джона Лилли
    Джон Лилли – известный канадский учёный-нейрофизиолог.Он изобрёл «изоляционную ванну».
    В то время в нейрофизиологии стоял вопрос о том, что требуется мозгу для работы, и откуда он берёт энергию.Одна из точек зрения состояла в том, что источник энергии является биологическим и внутренним, то есть не зависит от внешней среды.Однако утверждалось, что если все стимулы убрать, то мозг уснёт.Лилли решил проверить эту гипотезу, создав среду, полностью изолированную от внешних воздействий, и начал исследовать сознание и его связь с мозгом.

    По одним источникам, Лилли проводил опыты с изоляционной ванной только на себе.Суть эксперимента была в следующем: человек, снаряжённый дыхательным аппаратом с непрозрачной маской, полностью погружался в резервуар с тёплой водой, где он находились в свободном, «невесомом» состоянии, стараясь двигаться как можно меньше.То есть с помощью особых условий было снято ощущение веса и тела и ощущение поверхности тела.По другим источникам эксперименты проводились и над другими людьми, и при этом испытуемые не выдерживали и десятков минут.Без внешних точек опоры они дезориентировались во времени и пространстве.Были заметны признаки нарушения мышления, появлялись особые эмоциональные состояния и галлюцинации.
    Однако Джон Лилли и сам неоднократно проводил время в «изоляционной ванне».За 10 лет регулярной практики он получил множества инсайтов и сформулировал теорию живого мозга как природного биокомпьютера, обладающего совокупностью программ, сформировавшихся в процессе эволюции и в процессе жизни каждого конкретного человека.Впоследствии идея биокомпьютера Джона Лилли натолкнула инженеров на мысль об использовании биологических материалов в качестве составляющих процессоров современных компьютеров.
    Лилли так формулировал свою задачу: «Моей целью было увеличить гибкость, силу, объективность нашего теперешнего ограниченного ума и его знаний о самом себе, добраться до основных грамм и метапрограмм, управляющих каждым конкретным умом, чтобы затем изменить обычное слабое функционирование, превратив его в сильное и полноценное.».

    Лилли сделал вывод, что раскрепощённый мозг легко формулирует казавшиеся невозможными решения, открывает глубины памяти, фонтанирует образами и дарит ощущение полета в некоем интеллектуальном пространстве.
    Находясь в изоляционной ванне, Лилли совершал путешествия «в сферу странных, чуждых форм жизни.Некоторые были в виде жидкостей, иные — в виде светящихся газов.Я был наблюдающей точкой в их мире, не вовлеченный в него».Однажды он совершил путешествие внутрь себя, странствовал среди клеток мозга и сердца, проходил через кровь, рассматривая работу белых кровяных телец: «Проникнув до квантового уровня, наблюдал игру атомов в их собственных огромных мирах, их обширные пустые пространства, фантастическими силами удерживаемые у каждого отдаленного ядра с их орбитальными облаками электронных силовых полей и элементарными частицами, прорывающимися в эту систему из внешних пространств».

    По мнению Лилли, опыты достижения изменённых состояний сознания, дающие возможность реально ощутить безбрежность своего «я» и Вселенной, необходимы для выживания человеческого вида.Тот, кто прошёл через восприятие этой безбрежности, по мнению Лилли, уже не сможет относиться жестоко и халатно ни к себе подобным, ни к миру, в котором живет.
    По мнению Лилли и мнению добровольцев, участвовавших в его исследованиях, условия созданной сенсорной изоляции в такой специальной ванне увеличивают сенсорный опыт, который происходит без участия известных внешних раздражителей.
    В 1997 году Лилли прокомментировал свои эксперименты.Он отмечает, что после периода напряженности, которую он чувствовал сам, постепенно наступает новое состояние сознания, сопровождающееся множеством зрительных образов.Когда субъект принимает эти явления спокойно и не рассматривает их как патологические, они позволяют ему испытать своеобразное ощущение «океанской волны», которое достигает такой интенсивности, что несколькими часами позже, в момент выхода из изолированной камеры, он чувствует себя вновь рожденным.Отдаленные последствия повторных экспериментов Д.Лилли были определенно благоприятными: испытуемые обрели «новую внутреннюю уверенность и новую интеграцию», начали лучше понимать свои побуждения и свои действительные внутренние желания.

    Выводы
    Тема «сенсорной изоляции» тесно пересекается с темой изменённых состояний сознания.Они, как и сенсорная изоляция, могут приносить людям как вред, так и пользу.В опытах в университете Мак-Гилла испытуемые пугались реакций своего сознания на отсутствие внешних раздражителей и не принимали, пытались блокировать возникающие образы и галлюцинации.От этого их состояние только ухудшалось, и им было некомфортно находится в предоставленных условиях.
    Если цель подобных опытов – определить, с какими проблемами сталкивается человек, долго работая в замкнутом пространстве, то дальнейший шаг в изучении – это научить работника, а для начала испытуемых, эффективно справляться с возникающими изменёнными состояниями, не терять мозговую активность и быть в состоянии здраво мыслить.
    Однако цель может быть разной.Эксперименты Лилли показали, что если не блокировать галлюцинации (см курсив в конце предыдущего параграфа), необычные состояния (по сути – не бояться Себя самого), то в результате человек может погрузиться в своё подсознание настолько, что откроет для себя что-то новое и важное, получит инсайты и интересный опыт, а после выхода сможет иначе взглянуть на мир.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Алиса Синдеева
    Написано статей
    398
    Ссылка на основную публикацию