Сканда пурана

Тема статьи: Сканда пурана - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Сканда пурана

  • КНИГИ 564 559
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 511 162
  • Перессказ Сканда Пураны

    Иванов Сергей Иванович

    Иванов Сергей Иванович

    ныне живущим на Земле.

    Те, кто выполняет предписанные обязанности под наблюдением Господа, относящиеся равно ко всем и не считающие кого-то высшим или низшим, называются Ариями.

    Права на этот труд защищены НЕБЕСНОЙ КАНЦЕЛЯРИЕЙ и принадлежат ТОМУ ЕДИНОМУ, КОМУ принадлежит всё, видимое и невидимое, потому что это всё и есть ОН, ВСЕВЫШНИЙ.

    Кто не верит, пусть проверит.И попробует оспорить ЕГО права.

    Было время, когда измерение, которое является и Небесами и Землёй, и которое называется Вайкунтха, было проявлено.Но с погружением человека во всю большую иллюзию этого мира оно стало ему не доступно, хотя это измерение где было в начале, там же находится и сейчас.

    Риши сказали: «Широкоглядящий! Поведай о тех пяти тиртхах на берегу южного моря, которые именуются самыми высшими!

    Нарада и другие утверждают, что эти тиртхи производят благословение превыщающее все тиртхи.Мы желаем услышать повествование о величии этих тиртх».

    Сута сказал: «Есть гатха провозглашённая Кумарой.Она — почитаема всеми богами, мудрецами и людьми.

    Если человек посещает Мадхвачара стамбха тиртху, он будет жить на Брахма-локе, подобно мне.

    Вишну-лока — величественней Брахма-локи, мир Шивы — величественней её, но поскольку Шива любит своего сына, Гуха-лока — самая величайшая.

    В этой связи есть история об Арджуне, рассказанная Нарадой.Я поведаю её вам.

    В прошлом, Арджуна отправился из Маникуты к пяти тиртхам у южного моря, чтобы совершить в них омовение.Подвижники всегда избегали эти тиртхи.

    Первая тиртха — Кумареша, любимая мудрецом Кумарешей, вторая — Стамбхеша, любимая мудрецом Саубхадрой, следующая — Баркарешвара, эта тиртха — любима мудрецом Пауломи.Четвёртая — Махакала, любима царём Карандхамой.Пятая называется Сиддхеша, это — любимая тиртха Бхарадхваджи.

    Арджуна увидел, что все эти тиртхи — достославны, но покинуты — подвижниками.

    Глядя на них вблизи, он спросил мудрецов, последователей Нарады: «Эти тиртхи — прекрасны и могущественны.Скажите, почему они — покинуты разъясняющими Веды? «

    Подвижники сказали: «Пять крокодилов поселилось в них.Они забирают подвижников, поэтому эти тиртхи обезлюдели».

    Арджуна вознамерился отправиться к этим тиртхам.

    Тогда подвижники сказали: «Тебе не стоит идти туда.Множество царей и мудрецов были убиты крокодилами за последние двенадцать лет.Ты уже совершил омовения в миллионах тиртх, на что тебе дались эти тиртхи? Не становись совершившим патангаврату (ритуальное самоубийство)».

    Арджуна сказал: «Может и верно, что было сказано вами, проливая на меня здесь милость.Человек, чтущий благочестие и добродетель, не должен пренебрегать благородными душами.

    Если скудоумный препятствует человеку, желающему совершить священные обязанности, он низвергается до праха, как дурной пример для людей, зависящих от него.Жизнь — коротка.Если она потрачена на совершение обрядов, пусть она и пройдёт так.В чём здесь — вред? Только те являются подлинными людьми на Земле, чьи жизнь, здоровье, жена и сыновья, земли, имения заняты служением Дхарме».

    Подвижники сказали: «Раз ты говоришь так, да приумножится твоя жизнь! Да будет твоя Любовь вести тебя к праведной жизни! Ступай и делай, как пожелаешь!»

    Арджуна поклонился им.Заручившись благословением, он отправился посетить эти святые места.

    Затем этот герой достиг тиртхи мудреца Саубхадры.Погрузившись в неё, он начал совершать омовение.В это время крокодил, двигавшийся рядом в воде, схватил сына Кунти.Арджуна схватил этого зверя, вытащил его из воды и крокодил превратился в женщину, украшенную украшениями.Её локоны были сияющими, она была соблазнительна и имела божественный облик.Глядя на это чудо, Арджуна пришёл в восхищение.Он обратился к женщине: «Женщина, прекрасная видом.Кто — ты? Как случилось, что ты стала водным зверем? Какойты совершила грех?»

    Женщина сказала: «Я — небесная танцовщица.Я обитала и гуляла в лесах богов.Прежде я была возлюбленной Куберы, звали меня Варча.У меня было четыре подруги, каждая из которых была великолепна и способна передвигаться, где пожелает.Я вышла с ними из обители царя богов.Затем мы увидели бездомного брахмана.Он был красив, воспевал Ведические мантры и находился в уединённом месте.Тот лес был окружён великолепием его аскезы.Он светился, освещая всё вокруг.Видя его аскезу, прекрасную наружность и привлекательную внешность, я последовала в то место с желанием потревожить его аскезу.Саурабхейя, Самейя, Будбуда, Лата и я одновременно обратились к этому брахману, пением, игрой и лестью соблазняя его.Но он не обратил на нас внимания.Этот отшельник оставался занятым своей аскезы.Этот брахман разгневался на нас и проклял: «Вы станете крокодилами и пребудете в воде сотню лет!»

    Сканда-пурана

    «Ска́нда-пура́на» — священный текст индуизма на санскрите, самая большая по объёму из восемнадцати основных Пуран (называемых «махапуранами»).[1] Бо́льшая часть «Сканда-пураны» посвящена описанию жизни и деяний сына Шивы и Парвати Картикеи (также известного под именами Сканда и Муруган).В этой Пуране также содержится много легенд о Шиве и о шиваитских святых местах паломничества.В частности, «Сканда-пурана» описывает культ Шивы в регионе Хемакута (Виджаянагар) в Карнатаке, в Варанаси и Ориссе.

    Традиционно, все тексты, являющиеся частью «Сканда-пураны», либо делятся на шесть самхит, каждая из которых состоит из нескольких канд, либо просто делятся на семь канд.В период с 1999 по 2003 год, известное индийское издательство Motilal Banarsidass опубликовало полный английский перевод «Сканда-пураны» в 20 томах.

    Примечания

    1. Studies in Skanda Purāṇa IAST , By Ganesh Vasudeo Tagare, Published 1996 Motilal Banarsidass, ISBN 81-208-1260-3

    Литература

  • Mani, Vettam.
  • Wikimedia Foundation .2010 .

    Смотреть что такое «Сканда-пурана» в других словарях:

    Сканда-пурана — (санскр.Skanda purana) в индийской литературе одна из пуран (см.), посвященная описанию подвигов бога С.(см.) и принадлежащая к числу шести темных пуран, в которых главную роль играет Шива и мрачные суеверия, связанные с его культом.По… … Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

    СКАНДА — (др.инд.Skanda, букв.«Излитый»), в индуистской мифологии предводитель войска богов, иногда осмысляемый как бог войны.Был включён в индуистский пантеон на рубеже новой эры.О рождении С.существует несколько мифов.По одному из них, С.был… … Энциклопедия мифологии

    Пурана — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направления Вайшнавизм · Шиваизм Шактизм · Смартизм … Википедия

    СКАНДА — (отпрыск, излитый) бог войны, юный предводитель войска богов (сенапати) в их битве с асурами.По одной из мифологических версий С.сын Агни, к рый сочетается с дочерью ведийского бога Дакши Свахой, принимающей облики шести жен из семерых… … Словарь индуизма

    Пурана — (от древнеиндийского purānam ākhyānam «древнее предание») жанр древнеиндийской поэзии, религиозно философская эпопея, включающая согласно указаниям туземных поэтик следующие обязательные «пять примет» (pañcalakṣaṇa): 1.sarga космогония; 2.… … Литературная энциклопедия

    Бхагавата Пурана — Статья по тематике Священные писания индуизма Веды Риг веда · Яджур веда · Сама веда · Атхарва веда Деление Самхиты · Брахманы · Аран … Википедия

    Падма Пурана — Статья по тематике Священные писания индуизма Веды Риг веда · Яджур веда · Сама веда · Атхарва веда Деление Самхиты · Брахманы · Аран … Википедия

    Брахма Вайварта Пурана — священный текст индуизма, одна из восемнадцати основных Пуран.«Брахма вайварта пурану» излагает ведический риши Сута Госвами собранию мудрецов в лесу Наймишаранья.Она разделена на четыре части.В первой части рассказывается о сотворении… … Википедия

    Брахма Вайварта-пурана — священный текст индуизма, одна из восемнадцати основных Пуран.«Брахма вайварта пурану» излагает ведический риши Сута Госвами собранию мудрецов в лесу Наймишаранья.Она разделена на четыре части.В первой части рассказывается о сотворении… … Википедия

    Брахмавайварта Пурана — Брахма вайварта пурана священный текст индуизма, одна из восемнадцати основных Пуран.«Брахма вайварта пурану» излагает ведический риши Сута Госвами собранию мудрецов в лесу Наймишаранья.Она разделена на четыре части.В первой части… … Википедия

    Сканда-пурана

    Сканда-пурана — священный текст на санскрите, самая большая по объёму из восемнадцати основных Пуран (называемых «махапуранами»).Бо́льшая часть «Сканда-пураны» посвящена описанию жизни и деяний сына Шивы и Парвати Картикеи (также известного под именами Сканда и Муруган).В этой пуране также содержится много легенд о Шиве и о шиваитских святых местах паломничества.В частности, «Сканда-пурана» описывает культ Шивы в регионе Хемакута (Виджаянагар) в Карнатаке, в Варанаси и Ориссе.

    Традиционно, все тексты, являющиеся частью «Сканда-пураны», либо делятся на шесть самхит, каждая из которых состоит из нескольких канд, либо просто делятся на семь канд.В период с 1999 по 2003 год, известное индийское издательство Motilal Banarsidass опубликовало полный английский перевод «Сканда-пураны» в 20 томах.

    Сканда Пурана

    Сканда Пурана стоит на тринадцатом месте в традиционном перечне Пуран.Это самая большая Пурана из восемнадцати.Её название определяется тем фактом, что в центре повествования находятся жизнь и достижения Сканды (Картикейи), сына Господа Шивы.Наряду с этим, она содержит комментарии, относящиеся к Господу Шиве, Деви, Вишну, Брахме и т.д.Пурана содержит описание многих важных мест паломничества.

    Заслуга возникновения этой Пураны принадлежит Господу Сканде, хотя записал её, равно как и все остальные Пураны, Махариши Вьяса.Ломахаршана и его сын Уграшрава рассказали эту Пурану группе святых в Наимишаранье.Многие учёные считают, что изначальная древняя Сканда Пурана не доступна в наши дни; мы имеем дело с более поздней версией.Хотя одни сведения, приведённые в Пуране, явно очень древние, другие относятся к эпохе Гуптов, поэтому учёные считают, что Пурана была написана в VII столетии.В своём трактате «Тахрик-и-Хинд» аль-Бируни приводит список Пуран, включающий Сканда Пурану.

    Доступная в наши дни версия Сканда Пураны делится на семь частей.Это Махешвара Кханда, Вишну Кханда, Брахма Кханда, Каши Кханда, Аванти Кханда, Нагара Кханда и Прабхаша Кханда.Махешвара Кханда состоит из трёх частей – Кедара Кханды, Кумарика Кханды и Аруначала Кханды.Эта часть, главным образом, посвящена Господу Шиве и его семье.

    Вишну Кханда делится на 9 частей, содержащих 221 главу – Венкатачала Махатмью, Пурушоттама Кшетра Махатмью, Бадри Ашрам Махатмью, Марга Ширша Махатмь, Вайшакх Маас Махатмью и самый популярный раздел – Картик Маас Махалайю (Картик-асван) Вайшнавского культа.32 главы этой Махатмьи содержат описание Господа Васудевы, а 25 глав Махалайи содержат Айодхья Махтмью.100 глав Кашикханды содержат описания великого места паломничества, Каши, и его окрестностей.

    Аванти Кханда делится на три части: Аванти Кшетра Махатмью, Чатуршит Лингам Махатмью и Рева Кханду.Рева Кханда содержит детальное описание происхождения реки Нармады и соседствующих с ней мест паломничества, связи Господа Шивы с этой областью и т.д.Особое место занимает Аванти Кханда, обладающая большим религиозным значением в центральной Индии.Этот раздел содержит описания славы храма Махакалешвара в Уджджайне.

    Шестая часть Сканда Пураны зовётся Нагара Кхандой.Её 297 глав содержат детальное описание всех важных мест паломничества в Индии и благих плодов посещения этих мест.

    Сканда Пурана содержит многие основополагающие мифы индуизма.Одна из таких легенд – история великого жертвоприношения Дакши (Дакша Яджны): Сати, супруга Господа Шивы, была дочерью Праджапати Дакшы, который, ненавидя Господа Шиву, не пригласил ни Шиву ни свою дочь Сати на яджну.Несмотря на это, Сати пришла на яджну и, видя, как отец оскорбил её благочестивого мужа, отринула своё тело, дабы оно не связывало её с отцом.Позже последователи Шивы разрушили арену яджны.На основе этой истории возникли многочисленные Шакти Питхи (места поклонения).

    Кроме того, Сканда Пурана содержит историю «пахтания океана» упоминающуюся также в Шримад Бхагаватам.Боги и демоны пахтали океан с помощью горы Мандирачалы и змея (наги) Васуки.В результате пахтания, из окена были извлечены четырнадцать драгоценностей (ратн).Одной из них была амрита (эликсир бессмертия).С «самудра-мантханой» (историей пахтания океана) связана история Курма-аватары и Мохини-аватары Господа Вишну.

    Естественно, оправдывая своё название, Пурана содержит историю рождения Сканды.Некогда жил могущественный демон по имени Тарака.Господь Брахма подарил ему благословение, согласно которому лишь сын Шивы мог убить его.Наряду с этим, рассказана история сожжения Камадевы и брака Шивы и Парвати.Вскоре после появления Сканды на свет, он был избран богами стать главой божественной армии, «дева сенапати»; боги подарили Сканде своё личное оружие.Тарака был убит.

    Кроме того, Сканда Пурана содержит рассказы о различных воплощениях Деви Ади Шакти и убийстве ею демонов – Шумбхи, Нишумбхи, Махишасуры и др.Пурана содержит сведения о священной области, известной как «джаграт шайва кшетра», где находятся 12 Джйотирлингамов Господа Шивы, а также о многих ипостасях Богини Матери, включая Дургу.Многие фестивали и праздники, популярные в Индии даже в наши дни, впервые упоминаются именно в Сканда Пуране.

    Сканда-Пурана

    Сканда Пурана стоит на тринадцатом месте в традиционном перечне Пуран.Это самая большая Пурана из восемнадцати.Её название определяется тем фактом, что в центре повествования находятся жизнь и достижения Сканды (Картикейи), сына Господа Шивы.Наряду с этим, она содержит комментарии, относящиеся к Господу Шиве, Деви, Вишну, Брахме и т.д.Пурана содержит описание многих важных мест паломничества.

    Заслуга возникновения этой Пураны принадлежит Господу Сканде, хотя записал её, равно как и все остальные Пураны, Махариши Вьяса.Ломахаршана и его сын Уграшрава рассказали эту Пурану группе святых в Наимишаранье.Многие учёные считают, что изначальная древняя Сканда Пурана не доступна в наши дни; мы имеем дело с более поздней версией.Хотя одни сведения, приведённые в Пуране, явно очень древние, другие относятся к эпохе Гуптов, поэтому учёные считают, что Пурана была написана в VII столетии.В своём трактате «Тахрик-и-Хинд» аль-Бируни приводит список Пуран, включающий Сканда Пурану.

    Доступная в наши дни версия Сканда Пураны делится на семь частей.Это Махешвара Кханда, Вишну Кханда, Брахма Кханда, Каши Кханда, Аванти Кханда, Нагара Кханда и Прабхаша Кханда.Махешвара Кханда состоит из трёх частей – Кедара Кханды, Кумарика Кханды и Аруначала Кханды.Эта часть, главным образом, посвящена Господу Шиве и его семье.

    Вишну Кханда делится на 9 частей, содержащих 221 главу – Венкатачала Махатмью, Пурушоттама Кшетра Махатмью, Бадри Ашрам Махатмью, Марга Ширша Махатмь, Вайшакх Маас Махатмью и самый популярный раздел – Картик Маас Махалайю (Картик-асван) Вайшнавского культа.32 главы этой Махатмьи содержат описание Господа Васудевы, а 25 глав Махалайи содержат Айодхья Махтмью.100 глав Кашикханды содержат описания великого места паломничества, Каши, и его окрестностей.

    Аванти Кханда делится на три части: Аванти Кшетра Махатмью, Чатуршит Лингам Махатмью и Рева Кханду.Рева Кханда содержит детальное описание происхождения реки Нармады и соседствующих с ней мест паломничества, связи Господа Шивы с этой областью и т.д.Особое место занимает Аванти Кханда, обладающая большим религиозным значением в центральной Индии.Этот раздел содержит описания славы храма Махакалешвара в Уджджайне.

    Шестая часть Сканда Пураны зовётся Нагара Кхандой.Её 297 глав содержат детальное описание всех важных мест паломничества в Индии и благих плодов посещения этих мест.

    Сканда Пурана содержит многие основополагающие мифы индуизма.Одна из таких легенд – история великого жертвоприношения Дакши (Дакша Яджны): Сати, супруга Господа Шивы, была дочерью Праджапати Дакшы, который, ненавидя Господа Шиву, не пригласил ни Шиву ни свою дочь Сати на яджну.Несмотря на это, Сати пришла на яджну и, видя, как отец оскорбил её благочестивого мужа, отринула своё тело, дабы оно не связывало её с отцом.Позже последователи Шивы разрушили арену яджны.На основе этой истории возникли многочисленные Шакти Питхи (места поклонения).

    Кроме того, Сканда Пурана содержит историю «пахтания океана» упоминающуюся также в Шримад Бхагаватам.Боги и демоны пахтали океан с помощью горы Мандирачалы и змея (наги) Васуки.В результате пахтания, из окена были извлечены четырнадцать драгоценностей (ратн).Одной из них была амрита (эликсир бессмертия).С «самудра-мантханой» (историей пахтания океана) связана история Курма-аватары и Мохини-аватары Господа Вишну.

    Естественно, оправдывая своё название, Пурана содержит историю рождения Сканды.Некогда жил могущественный демон по имени Тарака.Господь Брахма подарил ему благословение, согласно которому лишь сын Шивы мог убить его.Наряду с этим, рассказана история сожжения Камадевы и брака Шивы и Парвати.Вскоре после появления Сканды на свет, он был избран богами стать главой божественной армии, «дева сенапати»; боги подарили Сканде своё личное оружие.Тарака был убит.

    Кроме того, Сканда Пурана содержит рассказы о различных воплощениях Деви Ади Шакти и убийстве ею демонов – Шумбхи, Нишумбхи, Махишасуры и др.Пурана содержит сведения о священной области, известной как «джаграт шайва кшетра», где находятся 12 Джйотирлингамов Господа Шивы, а также о многих ипостасях Богини Матери, включая Дургу.Многие фестивали и праздники, популярные в Индии даже в наши дни, впервые упоминаются именно в Сканда Пуране.

    Сканда-пурана

    «Ска́нда-пура́на» — священный текст индуизма на санскрите, самая большая по объёму из восемнадцати основных Пуран (называемых «махапуранами»).[1] Бо́льшая часть «Сканда-пураны» посвящена описанию жизни и деяний сына Шивы и Парвати Картикеи (также известного под именами Сканда и Муруган).В этой пуране также содержится много легенд о Шиве и о шиваитских святых местах паломничества.В частности, «Сканда-пурана» описывает культ Шивы в регионе Хемакута (Виджаянагар) в Карнатаке, в Варанаси и Ориссе.

    Традиционно, все тексты, являющиеся частью «Сканда-пураны», либо делятся на шесть самхит, каждая из которых состоит из нескольких канд, либо просто делятся на семь канд.В период с 1999 по 2003 год, известное индийское издательство Motilal Banarsidass опубликовало полный английский перевод «Сканда-пураны» в 20 томах.

    На русский язык (с английского перевода др.G.V.Tagare, а не с санскрита!) «Сканда-пурану» переводит принявший недавно православие российский индолог Олег Николаевич Ерченков.Частично переведены и доступны в сети первые главы Кедара-кханды и 33 главы Каумарика-кханды (I и II части Махешвара-кханды).

    Примечания

    1. ↑ Studies in Skanda Purāṇa IAST , By Ganesh Vasudeo Tagare, Published 1996 Motilal Banarsidass, ISBN 81-208-1260-3

    Литература

  • Mani, Vettam.Puranic Encyclopedia.1st English ed.New Delhi: Motilal Banarsidass, 1975.
  • Текст «Сканда-пураны» на санскрите
  • Excerpts from Skanda Purana
  • Skanda PurāṇaIAST 1-2
  • Skanda PurāṇaIAST 3-4
  • The Skandapurāṇa Project
  • Перевод Сканда-пураны на русский.
  • Варанаси

    Варана́си (англ.Varanasi, санскр.वरणासी, varaṇāsī IAST или санскр.वाराणसी, vārāṇasī IAST [ʋaːɾaːɳəsiː] слушать) — букв.«между двух рек»; Бена́рес (англ.Benares [bə.naː.rəs]) или Банарас (англ.Banaras, хинди बनारस, урду بنارس‎, Banāras [bənɑːɾəs] слушать) или Каши (англ.Kashi, хинди काशी, урду کاشی‎, Kāśī [kaː.ʃiː] слушать) — главный город одноимённой области в северо-восточной Индии (штат Уттар-Прадеш), город, имеющий для индусов такое же значение, как Рим для католиков (ЭСБЕ называет его: «Рим индусов»), средоточие брахманской учёности.Считается святым городом для буддистов и джайнистов, наиболее святым местом в мире в индуизме (как центр Земли в индуистской космологии).Один из старейших городов мира и, возможно, старейший в Индии.

    Вибхути (санскр.विभूति, vibhūti IAST) — священный пепел в индуизме, который широко используется в ритуальной практике как тилака в смартизме, шактизме и шиваизме.В вайшнавизме пепел также используется в особо торжественные дни.

    Широко применяется в Аюрведе — его используют как самостоятельное лекарство и часто включают в состав различных препаратов (он поглощает избыточную влагу, предотвращает простуду и головные боли), а также добавляют в пищу.Для получения вибхути могут быть использованы различные ингредиенты (сухой коровий навоз, дрова из бильвы, ашваттха и других пород дерева), которые сжигают в ритуальном огне хомы или даже в домашнем очаге.

    Га́нга (санскр.गंगा, хинди गंगा, Gaṅgā IAST, тайск.คงคา) — индуистская богиня, воплощение священной реки Ганга (Ганг).Река и богиня играют заметную роль в религии и мифологии индуизма.Она одновременно является символом материнства (существует эпитет «Ганга-Ма» — «мать Ганга»), связью между мирами и средством для очищения.Индусы верят, что река может снимать грехи и помогает спасению.Часто это действие ассоциируется просто с купанием в реке в любое время, а также с погружением в её воды пепла умерших, для чего люди приезжают к реке даже с удалённых районов.На берегах реки находятся несколько священных для индусов участков, в частности города Харидвар, Аллахабад и Варанаси.Во время фестиваля Лой Кратхонг в Таиланде отпускаются лодки с зажжёнными свечами с упоминанием богини Ганги.

    Река и богиня упоминаются в древнейших индийских литературных произведениях, в частности Ведах, Пуранах, Рамаяне и Махабхарате.С рекой связано множество легенд индуизма.Ганга, по разным версиям, была воплощением лодки Брахмы, его дочерью или дочерью Химавана, правителя гор.В начале времён Ганга была исключительно небесной рекой, недоступной на земле, но позже была спущена на Землю, протекая сейчас во всех мирах индуистской космографии.

    Гита (санскр.गीता, gītā IAST — «песнь» от gā IAST — «петь») — санскритский термин, используемый по отношению к группе индуистских текстов, написанных в определённом литературном жанре.Классическая «Гита» представляет собою беседу между божеством и учеником (или учениками — также нередко божественными), в ходе которой ученик задаёт вопросы и получает божественное откровение и наставление.Часто включает в себя:

    манифестацию вселенской формы божества — Вишварупа (санскр.विश्वरूप, viśvarūpa IAST);

    описание учеником (или самим божеством) деяний божества (санскр.चरित, carita IAST);

    один или больше гимнов, восхваляющих божество;

    теологический или метафизический дискурс;В «Гитах» нередко выступают на первый план джнана и карма-йога.

    Старейшим текстом этого жанра принято считать Бхагавад-гиту — она приблизительно датируется IX—II веками до н.э.Рассвет же этого жанра пришёлся на V-XII века н.э.В этот период были написаны многие крупные гиты — Деви-гита, Шива-гита, Уддхава-гита, Ганеша-гита и другие — входящие в состав Пуран и Махабхараты.

    Достаточно большой проблемой является классификация гит по тем или иным деноминациям.Ряд гит просто не могут быть четко отнесены к конкретной ветви Санатана-дхармы.Например, распространенной ошибкой является мнение, что такое писание, как Бхагавад-гита имеет сугубо конфессиональную принадлежность и относится исключительно к традиции вайшнавизма.В действительности это не так.Бхагавад-гита по своей философской составляющей является безусловным писанием Брахма-видьи.Недаром Ади Шанкарачарья написал свою бхашью именно на этот текст.Бхагавад-гита равно ценима большинством школ индуизма.В частности, Кришна, наставляя Арджуну, говорит как Бхагаван, персонифицированный Брахман, находящийся над конфессиональными делениями на те или иные персонификации Абсолюта.По этой причине, Бхагавад-гита одинаково подходит любой школе индуизма, будь то шайвы, вайшнавы или шакты.Наличие многочисленных переводов, содержащих узкоконфессиональные трактовки, сделали невозможным для многих адекватное восприятие данного текста.

    Известно более 50 текстов, имеющих в своем названии слово гита.По большей части, гиты выделены в текстах пуран и итихас, но существуют и в виде самостоятельных произведений (таких как Аштавакра-гита или Авадхута-гита).Некоторые гиты являются синкретическими сборниками, подобно Пандава-гите.Другие же носят более аутентичный характер и вышли из-под пера одного автора.Точное число писаний, выделенных в категорию «гита» не знает никто.Если считать узкошкольные тексты и тексты, написанные современными учителями, то их количество, скорее всего, будет приближаться к сотне.

    История Варанаси охватывает период в несколько тысячелетий.Точная дата основания Варанаси неизвестна, но он считается одним из древнейших непрерывно существующих городов мира.В древности Варанаси был известен как Каши («Светоч» или «Город божественного света»), в период британского правления — как Бенарес (среди других эпитетов — «вечный город», «город тысячи храмов», «воссиявший», «великое место кремации», «никогда не оставляемый Шивой», «место жительства Рудры» и «счастливый лес»).Среди семи священных тиртх Индии Варанаси традиционно считался самым важным и почитаемым.

    Издревле город был крупным центром паломничества (ятра) к священным водам Ганга, а также центром индуистской культуры, науки и образования.Он считался земной обителью Шивы, куда бог вместе со своей супругой Парвати переселился с горы Кайлас (именно поэтому Каши являлся наиболее почитаемым центром шиваизма).Умершие в Варанаси получали шанс обретения мокши, поэтому в город стекались толпы стариков и больных, ожидавших здесь смерти.Постепенно обслуживание паломников, проведение пудж, бхаджан, омовений и кремаций превратились в важнейшую особенность общественной жизни Варанаси.

    Упадок Варанаси начался в период мусульманских завоеваний (с XI века), а затем продолжился в эпоху Делийского султаната (XIII—XVI века) и Могольской империи (XVI—XVII века).С усилением государства маратхов (конец XVII века) в Варанаси началось возрождение индуистской культуры, династии маратхских правителей финансировали строительство новых и восстановление старых храмов.В XVIII веке образовалось княжество Варанаси, а в последующий период Британского Раджа город сохранял статус важного религиозного и торгового центра.В 1949 году княжество Варанаси вошло в состав индийского штата Уттар-Прадеш.В независимой Индии Варанаси продолжает играть роль важнейшего религиозного центра шиваизма и шактизма (особенно почитается храм Каши Вишванатх, в котором хранится один из 12 священных джьотирлингамов).

    Киртимукха (Sanskrit कीर्तिमुख, kīrtimukha, kirti-mukha) — «лицо» величия, славы или великолепия, выглядящая как маска чудовища или существо без имени в искусстве и архитектуре Южной и Юго-Восточной Азии.Оно является частью декоративного дверного проёма, в котором находится божество.В Китае оно известно под именем Тао-те, или чудовище жадности.Киртимукха встречается в качестве стража ворот и дверных проёмов в храмах и дворцах.По одной из интерпретаций киртимукха отпугивает нечестивцев и заверяет верующих в защитных силах божества.

    Ла́кшми (санскр.लक्ष्मी, Lakṣmī IAST — «счастье») — богиня благополучия, изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья в индуизме.Она — воплощение грации, красоты и обаяния.Лакшми является супругой Вишну и олицетворяет его энергию.Вайшнавы считают, что поклонение Лакшми защитит их от мирских несчастий и бедности.Лакшми обещала своему супругу, что где бы он ни был в трёх мирах, она всегда будет рядом с ним.В земных воплощениях она замужем за аватарой Ваманой (как Падма или Камала), Рамой (как Сита) и Кришной (как Радха, а позже Рукмини).Лакшми иногда именуют «Шри» (Sri, «процветание», «счастье», «слава»), хотя в раннем вайшнавизме Шри, по всей видимости, была отдельной богиней, чей образ позже слился с Лакшми.

    В иконографии Лакшми изображается сидящей или стоящей на цветке лотосе.У неё белая или золотистая кожа и четыре руки.В двух из них она держит лотосы, а другими показывает мудры (жесты руками), благословляющие счастьем и процветанием.Традиционно Лакшми изображают в сопровождении двух небесных слонов, из чьих хоботов бьют фонтаны воды (образ именуется «Гаджа-Лакшми» или Лакшми со слонами).Вместе с Вишну Лакшми изображается с двумя руками, которыми она массирует стопы мужа, или же сидящей у него на коленях, или возле ног своего супруга.Когда Вишну предстаёт Яджна-пурушей (Yagna-purusha) или Богом жертвоприношения, Лакшми является Дакшиной (Dakshina), Богиней жертвы.

    Лакшми являлась важным женским божеством, которой поклонялись в джайнизме.В прошлом Лакшми была богиней изобилия и процветания в буддизме.В буддистских сектах Тибета, Непала и Юго-Восточной Азии роль Лакшми играет богиня Васудхара.

    С Лакшми ассоциируются символ свастики, сладкая еда, нут (горошек) и пятница, когда богине проводят пуджу.Индийский праздник огней, известный как Дивали или Дипавали, отмечается в октябре или ноябре и посвящён Лакшми.Почитатели Лакшми предлагают богине пищу, деньги, одежду и драгоценности.Женщины украшают дом зажжёнными лампами, светильниками и символами Лакшми, мужчины играют на деньги, поскольку Лакшми — богиня удачи.В современном индийском обществе символ «Шри» на санскрите используется в качестве благоприятной эмблемы на зданиях, книгах, продукции и пр.Почётную приставку «Шри» добавляют к именам выдающихся людей, она также используется для уважительного обозначения, как «господин».

    Индуизм включает в себя много течений и философских школ, которые принято относить к одному из направлений индуизма.

    Индуизм является очень разнообразной и сложной религией.Каждому направлению в индуизме присущ набор богатых религиозных практик.В индуизме принято выделять четыре основных направления:

    ШактизмВсе эти четыре направления имеют общие ритуальные практики, верования, традиции и концепции личностного Бога, но каждое из них исповедует свою собственную философию, разные способы достижения конечной цели жизни — мокши (освобождения) и имеет разные взгляды на Бога и девов.Каждое направление следует разным методам самоосознания и поклоняется разным аспектам или формам Верховной личности Бога.Каждое направление, однако, принимает и уважает другие традиции и любого рода конфликты случаются крайне редко.Среди последователей индуизма существует сильная вера в то, что есть много путей, ведущих к Единому Богу или Источнику, независимо от того, каким именем Его называют.

    В каждом из направлений индуизма, установившаяся философская школа называется сампрадаей, а традиционная цепь ученической преемственности каждой сампрадаи носит название парампары.

    Присутствие различных направлений и школ в индуизме не должно рассматриваться как схизма.Совсем наоборот, между разными направлениями индуизма не существует вражды или противостояния.Между ними преобладает здоровый обмен идей и философское обсуждение, которые служили и служат для оттачивания философии каждой школы.

    Около 70 % индуистов являются последователями вайшнавизма, хотя часто и с примесью некоторых аспектов традиции смарта.

    Нараси́мха (санскр.नरसिंह, Narasiṃha IAST) — в вайшнавизме «человек-лев», полу-антропоморфная аватара Вишну, ужасающая, свирепая и отражающая демоноборческие мотивы его образа.По преданию в Сатья-югу Вишну как человек-лев воплотился на Земле для восстановления дхармы, когда было необходимо устранить угрозу миру.Своё имя получил от того, что человеческое тело аватары венчала львиная голова («нара» — человек, «симха» — лев).

    В образе Нарасимхи Вишну избавляет Землю от тирании асура Хираньякашипу, который получил от Брахмы дар неуязвимости.Хираньякашипу не мог быть убит ни человеком, ни животным, ни оружием, ни голыми руками, ни днём, ни ночью, ни внутри дома, ни вне его.Благодаря своему дару Хираньякашипу захватил власть над тремя мирами, подчинил себе богов и поселился во дворце Индры на небе.Хираньякашипу жестоко преследовал своего сына Прахладу, который с малых лет был почитателем Вишну.Последний, приняв облик человека-льва, явился на помощь своему приверженцу.В сумерках, стоя на пороге своего дворца, Хираньякашипу в споре с Прахладой утверждал, что Вишну не вездесущ, поскольку его нет в ближайшей колонне.Он презрительно ударил по ней, после чего из разрушающейся колонны чудесным образом вышел человек-лев.Он растерзал демона, тем самым положив конец правлению Хираньякашипу, восстановив мир и дхарму на Земле.После молитв Прахлады Нарасимха исчез, оставив сына Хираньякашипу во главе асуров.

    История Нарасимхи и Прахлады изложена в Вишну-пуране, Бхагавата-пуране и других священных писаниях индуизма.Поклонение Нарасимхе распространено среди последователей вайшнавизма, которые считают его «великим защитником» преданных Вишну.В индуизме Нарасимха рассматривается как олицетворение божественного гнева.

    В переводах на русский язык Нарасимху иногда также именуют Нарасинхой или Нрисимхой.

    Пура́ны (санскр.पुराण purāṇa IAST «древняя былина») — тексты древнеиндийской литературы на санскрите.В основном это писания послеведийского периода, в которых описывается история Вселенной от её сотворения до разрушения, генеалогия царей, героев и дэвов, а также излагается индуистская философия и космология.Большинство пуран являются каноническими писаниями различных течений индуизма.Пураны в основном написаны в форме историй.В традиции индуизма составителем пуран принято считать ведийского риши Вьясу.Самое раннее упоминание о пуранах содержится в «Чхандогья-упанишаде» (7.1.2), где к мудрецу Нараде обращаются как к итихаса-пуранам панчамам веданам.«Чхандогья-упанишада» даёт пуранам и Итихасам статус «пятой Веды».В «Ригведе» слово «пурана» упоминается много раз, но учёные полагают, что оно используется в значении «древний».

    Пураны составляют единый комплекс из 18 объёмных текстов, называемых махапураны, к которым примыкают более мелкие тексты, называемые упапураны.

    Санат Кумара, или Санаткумара, или Санат-кумара, или Сананкумара (англ.Sanat Kumara, Lord Sunat Kumara, в переводе с санкср.Sanat-kumâra – «вечно юный», пали Brahmā Sanatkumāra, Brahmā Sanaṅkumāra) — великий мудрец, один из четырёх детей Брахмы, божественный риши, Сканда в индуизме; сын и обитатель мира Брахмы, приближенный к Будде, Брахма в буддизме; главный вознесённый владыка, «Господь Мира», глава духовной иерархии земли, живущий в Шамбале («Город Еноха») в теософии, Агни-Йоге, в индуизме — царствует в Джанаре.

    В разных религиях и учениях Санат Кумара представлен божеством высокого уровня, познавшим истину и обучающим ей богов, мудрецов, людей.Сотворение видимой вселенной также происходило при участии Санат Кумары.Согласно теософии Санат Кумара совершил акт самопожертвования, «пав» в материю и наделив людей знанием и волей.В индуизме предстаёт в образе предводителя богов, победителя демона невежества, в буддизме — один из брахм, дающий поучения богам.В священных текстах часто выступает в качестве учителя, помогающего возвысить сознание, преодолеть внутренние недостатки, опытного проводника и наставника на пути к истине.

    Сати (санскр.सती), также Дакшаяни — дочь Дакши и жена бога Шивы, описываемая в пуранической литературе индуизма.

    Существуют несколько схожих вариантов истории о жертвоприношении Дакши.

    Общей для них является следующая сюжетная канва: Дакша, устраивая сваямвару (один из разновидностей свадебных ритуалов) своей дочери, не пригласил на неё Шиву.Сати, тем не менее, не захотела другого мужа.Когда она подбросила вверх свадебную гирлянду, предназначенную для жениха, та, согласно с её желанием, упала на Шиву, который внезапно появился в нужном месте.

    После свадьбы Шива и Сати прожили много прекрасных лет на Кайласе.Но однажды, они совершили путешествие на большую яджну в Праяге, где Шива, который в силу своего высшего совершенства никогда не оказывал почтения в виде поклона Дакше — своему тестю, не поклонился ему и в этот раз.Будучи царем, Дакша, когда ему не выказали должного уважения, пришел в ярость и проклял Шиву, сказав, что отныне ни одна яджна не будет посвящена ему.Поэтому Дакша решил собрать большую яджну, с приглашением всех богов, но намеренно не позвал Шиву и свою дочь.Узнав об этой яджне, которая должна была проводится в Канакхале (совр.Канкхал около Харидвара), Сати решила пойти на неё, но Шива отказался, разрешив своей жене пойти туда.

    На этой яджне Сати спросила своего отца почему он не пригласил Шиву и её.На это Дакша просто не ответил.И тогда Сати обратилась к Вишну: «Почему Вы спокойно смотрите как оскорбляют моего мужа?» Но её отец — Дакша, прервал её и сказал: «Твой муж — невежа, он не достоин присутствовать на таком великом событии».При этом он был милостив, как отец, к самой Сати.Но она сказала, что не вынесет такого обращения к своему мужу и вернётся к нему (Шиве), когда вновь появится на земле у отца, которого сможет уважать.И тогда она бросила своё прекрасное тело в огонь.По версии, приведенной в Шримад Бхагаватам, Сати использовала свою йогическую силу (агнейи дхарану), воспламенив с помощью нее свое тело.Шива появился и поднял Сати из жертвенного огня яджны, и ещё долго ходил по миру с телом Сати на руках, пока Вишну не разрубил его своей Сударшана Чакрой на 51 часть (реже говорится о 64 частях или 108), и там где они упали на землю появился 51 Шакти-питх — места особого почитания Деви и места паломничества, которые также соотносятся с 51 акшарой и с Шри Чакрой.Сати, как и обещала, переродилась у отца, которого могла уважать, и снова стала женой Шивы в облике Парвати.

    По одной из версий, Дакша не пригласил Шиву, поскольку не считал его богом.Потом Дакша не согласился с выбором дочери и поэтому отстранил Шиву от жертвоприношения.Оскорблённая Сати потребовала у жениха, чтобы он разрушил жертвоприношение.Не стерпев унижения, она бросилась в огонь и сгорела.

    По другой версии, Дакша был против свадьбы, так как Шива был ужасен обликом и своим поведением, но ему пришлось согласиться с выбором дочери.Свадьба же сорвалась из-за того, что Шива, оскорблённый, не оказал почестей отцу невесты, и тот проклял его, отказав в жертве.Шива сотворил в своём гневе ужасное чудовище, разрушившее все вокруг, а сам отсек Дакше голову.Когда гнев Шивы утих, он стал оживлять мёртвых, но Сати, во искупление его поступка, совершила самосожжение.

    Слово «сати» в Индии приобрело нарицательное значение: так называют женщин, сжигающих себя заживо на погребальном костре мужа в ходе одноимённого ритуала сати.

    Триму́рти (санскр.त्रिमूर्ति, trimūrti IAST «три лика») — триада, объединяющая трёх главных божеств индуистского пантеона (Брахму-Создателя, Вишну-Хранителя и Шиву-Разрушителя) в единое целое, представляющее собой духовное начало — Брахмана.Само понятие тримурти часто трактуется как триединое божество.

    Трипундра (tripuṇḍraṃ IAST — «три черты», «три полосы») — вид тилаки.Представляет собой три поперечные линии, наносимые чаще всего на лоб, обычно в сочетании с точкой (бинди) из куркумы между бровей, на месте «третьего глаза», или аджна-чакры.Может наноситься:

    тремя горизонтальными линиями;

    тремя полукружиями от виска к виску;

    тремя линиями (как горизонтальными, так и слегка закруглёнными) в виде цифры «восемь».Наиболее широко нанесение трипундры практикуется в шиваизме и смартизме.Трипундру в качестве тилаки часто носят ганапатьи, шакты и преданные Сканды.В некоторых вайшнавских школах носят совмещённые трипундру и урдхвапундру.

    Некоторые шиваитские школы вместо трипундры могут наносить на лоб изображение тришулы или полумесяца.

    Упапура́ны (санскр.उपपुराण, upapurāṇa IAST «второстепенные пураны») — тексты литературы древней и средневековой Индии на санскрите и пракритах.В большинстве своём являются компиляцией из махапуран, часто с добавлением легенд и мифов, не вошедших в состав последних.Большинство уступает по объёму махапуранам.

    Также как и в случае с махапуранами считается, что упапуран 18.Их списки, однако, в большинстве своём не совпадают друг с другом и иногда вводят в состав упапуран некоторые из махапуран.Подобные списки встречаются как в махапуранах и упапуранах, так и в некоторых других текстах.

    Харишчандрагад (англ.Harishchandragad) — горный форт в округе Ахмеднагар, Индия.Его история связана с историей перевала Малшей Гат (англ.Malshej Ghat), форт сыграл важную роль в охране и управлении окрестностями.

    Хаягрива (санскр.हयग्रीव, буквально «лошадиная шея»; т.ж.Хайягрива) — персонаж индуистской мифологии (в современном индуизме обычно как воплощение Вишну) и буддийской образной системы (как «гневное божество-защитник Учения», дхармапала), также обнаруживается в древнем джайнизме.В архаичных статуях индуизма представлен с человеческим телом и головой лошади, в буддизме небольшая голова лошади (или три головы) изображаются над человеческим лицом (лицами).

    Истоки образа связываются с древнеарийским культом лошади (ср.культ лошади в жертвоприношении ашвамедха).В дальнейшем он, по-видимому, был переосмыслен при кодификации Вед и развитии вайшнавизма и буддизма.

    В индуизме Шива-сахасранама — перечисление тысяч имён Шивы — является своего рода гимном этому божеству.Эти имена перечисляют разнообразные качества божества, его участие в связанной с ним мифологии.В тантрах, пуранах и Махабхарате приведены несколько списков, включающие тысячи имён Шивы.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Алиса Синдеева
    Написано статей
    398
    Ссылка на основную публикацию