Сурья индия

Тема статьи: Сурья индия - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Сурья индия

Сурья (санскр.Sûrya-s «солнце») — имя индийского солнечного божества = олицетворение солнца, встречающегося уже в Ригведе, где оно занимает более видное место, чем в позднейшей индийской мифологии.Его прославлению посвящено десять отдельных гимнов Ригведы.

Сурья, в ведийской и индуистской мифологии солнечное божество, всевидящее Око богов, особенно Митры и Варуны, иногда Агни.Согласно мифам, он — всезнающий и всевидящий, озирающий весь мир, взирающий на добро и зло, у него быстрый взгляд.Он рожден на Востоке, приветствуемый певцами; бог выходил из небесных врат и в течение дня обходил землю и небо, ограничивая день и ночь.Сурья двигался по небу без коней, хотя некоторые мифы упоминают семерку его скакунов.

Основное действие Сурьи — изливание света; им он озарял мир и разгонял тьму, уничтожал болезни, врагов.Путь Сурьи указан адитьями, юными солнечными богами, которые соотносились с двенадцатью месяцами.
Сурья и Варуна
Сурья, солнечное божество индийской мифологии, ездил на колеснице, возничим которой был Варуна, хранитель мирового порядка

Сурья и Варуна, XVIII век

Отец Сурьи — Дьяус, воплощение неба, мать — прародительница богов Адити.Ушас, божество утренней зари, упоминается как его жена.Со временем Сурья превратился в одного из локапал и стал хранителем мира на юго-востоке.Так как имя Сурья всегда означает самый огненный шар солнца, то Сурья является наиболее конкретным из всех солнечных божеств индийской мифологии и связь его со светилом никогда не теряется.Божественный свет Сурья на небе сравнивается с лицом великого Агни, бога огня.Часто говорится об оке Сурьи; затем сам Сурья называется оком богов Митры, Варуны, Агни или богов вообще (рассвет приводит с собой око богов); сурья называется также оком всех тварей, смотрящим сквозь небо, землю, воды, владыкой глаз, к которому уходят очи усопшего.Сурья принадлежит всем людям и встает как их пробудитель; отсюда он — душа и страж всего движущегося и далее неподвижного.Он имеет колесницу, влекомую одним конем, или вообще конями, или кобылицами, иногда семью лошадьми, получающими также эпитет быстрых.

Путь Сурье приготовляют светлые адитья — Митра, Варуна, Арьяман; Пушан является его послом; заря открывает или производит Сурью; она же является его супругой.Сурья, как сын Адити, получает также имя Адитья или Адитея.Его отец — небо, Дьяуш (Dyâush); он рожден богами.Боги подняли его из океана, где он был скрыт; они же поместили его на небе, как одну из форм Агни.Многие отдельные боги являются как его родители или создатели.Индра-Вишну родил его; Индра-Сома поднял его вместе со светом; Индра-Варуна или Митра-Варуна подняли его на небо; Сома породил его и поместил в нем свет.В такой же роли является и Агни.Творец Дхатр (Dhâtr) сделал солнце, как и луну и т.д.Нередко Сурья изображается в виде летящей птицы красного цвета, сравнивается с летящим орлом и даже прямо отождествляется с ним.Живительная сила солнца ведет к олицетворению Сурьи в виде быка, иногда пестрого, иногда белого.Лошади Сурьи изображают его лучи (числом семь).

Иногда Сурья изображается в виде неодушевленного предмета: он — драгоценный камень, перл неба, пестрый камень, помещенный в середине неба, колесо, колесница, блестящее оружие, которое Митра-Варуна закрывает тучами и дождем.Сурья торжествует над мрачными демонами и ведьмами, измеряет дни, продолжает время жизни, прогоняет хворь, заразу и дурные сны.Жить — значит видеть, как поднимается солнце.Все твари зависят от Сурьи, и небо поддерживается им.Эпитет Вишвакарман = творец всего — также прилагается к Сурье.Он — божественный жрец богов.Единственный встречающийся в ведах миф о Сурье рассказывает, что Индра победил Сурью и похитил его колесо.В этом мифе можно видеть изображение грозы, затмевающей солнце.Родственный Сурье образ находим в Авесте, где солнце обладает быстрыми лошадьми и называется оком Агурамазды.

В позднейшей индийской мифологии Сурья становится бледным второстепенным божеством, с которым связываются малохарактерные легенды: он является отцом близнецов Ашвинов, рожденных им от нимфы Ашвини.В Рамаяне и Пуранах Сурья является сыном мудреца Кашьяпы и Адити.В Рамаяне он называется также сыном Брахмы.Его блеск был так силен, что жена его Санджня дала ему Чхаю (Châyà = тень) в услужницы и сама удалилась в лес, чтобы отдаться благочестивым упражнениям.Когда Сурья привел ее домой, ее отец, Вишвакарма, положил светило на свой токарный станок и отрезал восьмую часть его блеска.Обрезки солнца упали кометами на землю; из них Вишвакарма сделал диск Вишну, трезубец Шивы и оружие прочих богов.В Махабхарате сын Сурьи, Ману Вайвасвата, является отцом Икхшваку, от которого ведет начало Сурьяванша — солнечная династия.В Бишну-Пуране рассказывается, что Сатраджит видел Сурью в его собственном образе, «низкого роста, с лицом, как полированная красная медь и красноватыми глазами».

Лишь немногие из этих позднейших мифов имеют связь с образом ведийского Сурьи; все они представляют полный упадок фантазии и мифологического творчества в сравнении с яркими и поэтическими чертами ведийского мифа.Эпитеты, прилагаемые Сурье, весьма многочисленны, особенно в позднейших источниках.Культ Сурьи до сих пор еще соблюдается в Ориссе.Сурье посвящены многие храмы, замечательнейший из которых — в Канараке, на берегу моря, в 16 милях к северо-западу от Джаганнатха.Изображения Сурьи в современных индийских храмах рисуют его с головой, окруженной лучами, иногда с 4 руками, иногда с двумя; в одной он держит лотос, в другой свое колесо, сидя на пьедестале из лотоса или на блестящей одноколке, влекомой семиголовой лошадью изумрудного цвета или семью зелеными лошадьми.Иногда перед ним стоит красивая женская фигура — Прабха (блеск), его подруга, а также возница Аруна и разные оруженосцы.

Су́рья (санскр.सूर्य, «Солнце») — основное ведическое имя Солнца, которое переводится как побуждающий, вдохновляющий, ободряющий, преображающий.Сурья является божеством (дэватой) Солнца.Это он, являясь направляющей силой вселенной, исполнительной властью космоса и космическим разумом, приводит все в движение.Сурья — это великое божество, направляющее космические процессы, солнечный логос, или самосущее космическое бытие.Он представляет в существах космическую волю к росту, эволюции и развитию сознания.

В ведической мысли у Солнца множество имен, включая такие как Савитар (вдохновитель), Адитья (первичный ум) и Бхаскара (творец света).Многоликий спектр солнечных богов, таких как Адитьи (Митра, Варуна, Арьяман и Бхага), управляет разными накшатрами, месяцами, сезонами, временами суток и другими временными циклами.Например, про Митру говорят, что это название восходящего солнца, Индра — солнце в зените, а Варуна — на закате.Вообще, Сурья — это, скорее, божество солнечного диска, в то время как Савитар — бытие или сознание, Пуруша Солнца.

В давние времена у мудреца Кашьяпы Праджапати, прародителя человечества, и его жены Адити родилось двенадцать богов, получивших по имени своей матери общее имя Адитьев.Одним из них был Сурья, дающий свет мирам.У Сурьи много имен: «Вана-парва» приводит 108 его имен.Пураны в основном упоминают два имени: Мартанда — «Рожденный из мертвого яйца» и Вивасван — «Лучезарный».

Предание гласит, что однажды к дому Адити пришел Чандра, бог Луны.Адити была беременной и не смогла быстро встать, чтобы приветствовать гостя.Ее промедление Чандра принял за признак неуважения и в гневе воскликнул: «Пусть ребенок в твоем чреве умрет!» Слова Чандры безмерно опечалили Адити, и видя непрерывные слезы своей жены, Кашьяпа спросил о причине ее горя.Адити поведала мужу о проклятии Чандры, но Кашьяпа благословил жену, сказав, что ребенок в лоне Адити вернется к жизни.Так, сын Адити получил во чреве матери имя Мартанда, а после рождения стал известен как Вивасван.

Содержание

Сурья и Сангья

Пураны описывают, как Вивасван женился на Сангье, дочери зодчего богов Вишвакармы.Их первым ребенком был Ваивасвата Ману, от которого берет свое начало Солнечная династия.У Сангьи и Вивасвана было еще двое детей: сын Яма, который стал богом смерти и справедливости, и дочь Ями.

Сангья не смогла вынести постоянный жар, исходящий от супруга, и тайно ушла к отцу, оставив вместо себя свою тень, Чхаю, в которую вдохнула жизнь.Вишвакарма не одобрил поступок дочери, и чтобы искупить свой грех, Сангья приняла облик кобылицы и ушла на священное поле Куру предаваться аскезе.

Вивасван не заметил подмены, и Чхая родила ему еще троих детей.Одним из них был могущественный Шани, бог планеты Сатурн.Чхая баловала своих детей, а старших детей не любила.Однажды Яма, не стерпев обиды, пнул мать ногой, и Чхая в гневе воскликнула: «Пусть отсохнет твоя нога!» Испуганный Яма поспешил к отцу и стал жаловаться: «Отец! Мать ненавидит нас, а любит только младших.Я ударил ее, это правда, но я осознал свою ошибку.Сжалься надо мной и скажи, как мне избежать ее проклятия».Вивасван ответил сыну, что не может отменить проклятия матери, может только смягчить его.Так Ямарадж стал хромым, а Вивасван догадался, что Чхая не была его настоящей женой, матерью его старших детей.Он обратился к Вишвакарме, и Небесный зодчий сумел уменьшить сияние Вивасвана и сказал, где найти Сангью.Вивасван принял облик коня и вернул Сангью домой.Скоро у них родились Ашвини Кумары, два брата-близнеца в образе небесных коней, искусные врачеватели и целители богов, Утренняя и Вечерняя Заря.Они всегда сопровождают колесницу Сурьи, своим светом озаряя небеса.

Сурья — царь планет

Из всех планет Солнце считается самой важной, потому что олицетворяет три Веды: Риг, Яджур и Сама.Пураны объясняют смену дня и ночи путешествием Сурьи на большой колеснице, запряженной семью конями, которые представляют семь размеров ведических гимнов: гаятри, брихати, джагати и другие.Вместе с Сурьей в его колеснице путешествуют по небу другие адитьи, мудрецы, гандхарвы, небесные девы, якши, змеи, которые сменяются каждый месяц и несут тепло, холод и дождь в течение тридцати дней.

Сурья занят постоянным служением и потому часто остается в стороне от распрей между богами и демонами.Веды говорят о том, что однажды могущественный асур Равана, завоевав три мира, достиг области Солнца.Он направил своего министра во дворец Сурьи с дерзкими словами: «Царь света! Выходи на битву, тебя вызывает царь тьмы!» Сурья ответил: «Передай своему повелителю, что у меня нет времени сражаться и мне все равно кто победит в этой битве».Услышав такой ответ, глупый и надменный Равана стал говорить всем, что одержал победу над самим богом Солнца.

Сурья и Вирочана

Могущество Сурьи так велико, что его благословение может нарушить только сам Махавишну.«Ганеша-пурана» сообщает, что Сурья был очень доволен Вирочаной, сыном Прахлады Махараджа и отцом Бали, который хоть и родился демоном, был благочестив, соблюдал ритуалы Вед и оказывал покровительство брахманам.Сурья подарил ему венец, сказав, что смерть Вирочаны наступит только тогда, когда кто-нибудь сумеет снять с его головы этот венец.После такого благословения Вирочана возгордился и возомнил себя бессмертным.Тогда Махавишну принял облик прекрасной женщины, соблазнившей Вирочану, снял с головы венец и убил его.

Здесь было бы уместно вспомнить очень интересную историю о Вирочане, к которому так благоволил Сурья.Упанишады сообщают, что однажды боги и демоны обратились к Праджапати, стремясь узнать от него о Брахмане, Безличном Боге.Праджапати сказал им: «Атман, или дух — есть первая таттва (сущность), безгрешная и вечная, бесстрастная и непредставимая здесь».Ни боги, ни демоны не смогли понять этих слов.Тогда боги избрали Индру, а демоны — Вирочану, и направили их к Праджапати в ученики, чтобы познать Атман.Индра и Вирочана несколько лет жили у Праджапати, однако он не спешил открыть им тайну Брахмана.Наконец, желая испытать их, он сказал: «Ваше отражение, которое вы видите в зеркале или в воде, и есть Атман, ваше истинное „Я“».

Боги не приняли эту философию, полагая за истину учение, согласно которому Атман, или истинное «Я», является сутью природы, независимой от материи и ума.

Вирочана, ошибочно приняв слова Праджапати за истину, немедленно совершил священное омовение, облачился в дорогие одежды и украшения и, встав рядом с водой, взглянул на свое отражение.Приняв увиденное материальное тело за истинное «Я», он распространил это убеждение среди демонов.С тех пор демоны признали материю за дух.

Возможно, поэтому Солнце в джйотише считается злонесущей, пагубной планетой, хотя и саттвичной, благостной природы.Сильное Солнце дает развитое эго, гордость, сильное отождествление с телом, привязанность к материальному миру.Саттвичная, благостная природа Солнца проявляется в способности осознания человеком своего внутреннего «Я», атмы, а также своего предназначения в жизни.

Сурья — бог Солнца в индуизме.Занимает весьма видное место в Ведах, в «Риг-веде» ему посвящено десять гимнов.Его почитали как носителя света, целителя, а также как всевидящее око богов и небесного стража.

Согласно мифам, он — всезнающий и всевидящий, озирающий весь мир, взирающий на добро и зло, у него быстрый взгляд.Он рожден на Востоке, приветствуемый певцами; бог выходил из небесных врат и в течение дня обходил землю и небо, ограничивая день и ночь.

Основное действие Сурьи — изливание света; им он озарял мир и разгонял тьму, уничтожал болезни, врагов.Путь Сурьи указан адитьями, юными солнечными богами, которые соотносились с двенадцатью месяцами.Отец Сурьи — Дьяус, воплощение неба, мать — прародительница богов Адити.Ушас, божество утренней зари, упоминается как его жена.

В послеведический период Сурья утрачивает большую часть своего значения и становится одним из хранителей мира — Локапал, на юго-востоке.

Его атрибут — колесница, запряжённая семью лошадьми, олицетворяющими солнечные лучи, или одна лошадь имела семь голов.

Ригведический Сурья описывался как «прекраснолетящая птица» или как «передвигающийся на колеснице, в которую запряжены одна, семь или много быстрых и сильных коней.

Сурья стоит прямо на лотосовом пьедестале, держит в руках два полностью распустившихся лотоса, которые вертикально поднимаются над его плечами.На лице его улыбка, вокруг головы гало.Он облачен в доспехи.Обут в высокие, до бедра, сапоги, что является индивидуальной особенностью только Сурьи.

Индийский бог солнца Сурья

Бог Су́рья (Sūrya – солнце) – индийский бог солнца и солнечного света, известный с ведийского периода, которому поклоняются как одному из самых главных богов.Это вполне объяснимо, ведь солнце и солнечный свет необходимы для существования всего живого и чистого, для борьбы с темными и нечистыми силами, в том числе болезнями, а также для земледелия.

Восхвалять Сурью — означало отгонять от себя и близких болезни, неурожай, гибель скота, засуху.

Как изображается?

Часто Сурья бог солнца изображается в виде мужчины, иногда с двумя руками, в которых он держит цветок лотоса и колесо времени, а иногда с четырьмя руками, в которых он держит цветки лотоса, перо и посох.

Чаще всего Сурья изображен восседающим на колеснице, управляемой Варуном, в которую запряжена семерка лошадей (или одна лошадь с семью головами), символизирующих семь солнечных лучей и семь цветов радуги.Известны случаи изображения Сурьи в виде животных, оружия и даже камней.

Символом Сурьи является свастика (крест с загнутыми концами), олицетворяющая солнце, свет, движение, жизнь.

Особые дни

Через восемь дней после осеннего индийского Нового года празднуется Чхатх или Сурья Пуджа — День Солнца.В этот праздник индийцы совершают церемониальные ритуалы, подносят дары Сурье в виде фруктов, сладостей и иных продуктов, желая угостить и задобрить его, чтобы сбылось загаданное желание.

Празднования совершаются ярко, в национальных цветных одеждах, с цветами, и, так как основное время церемоний на восходе и закате, со свечами.

Главными участвующими лицами ритуалов, как правило, являются женщины, которые вымаливают у Сурьи исполнение своих желаний и благополучие для своих близких стоя в водоеме, в воду которого заходят до начала восхода.

Сурья Санкранти (Санкранти – изменение, переход) – день, в который Солнце переходит к следующему знаку зодиака.В этот день влияние Солнца меняется.Это благоприятное время для духовного – для наведения порядка как в доме, так и внутри себя.

Однако, это время не является благоприятным для решения проблем в семье, с близкими, для начала путешествий или, например, лечения.

Храм бога солнца

Одним из самых древних и величественных сооружений в Индии является храм Сурьи, который находится в городе Конараке.Одними из самых распространённых наименований храма являются «Черная Пагода» и Падмакешара (пестик лотоса).

Храм был построен в XIII веке на побережье Бенгальского залива.Храм выполнен в виде огромной колесницы.Наружная часть храма украшена скульптурами, отражающими жизнь людей, а внутри – пустота, которая подчеркивает, что вся суета нашего мира находится снаружи стен храма.

В настоящее время, во избежание обрушения, вход внутрь храма закрыт, однако это не мешает множеству паломников прибывать к храму, чтобы встретить восход седьмого дня светлой половины месяца магх.

Магха – одиннадцатый месяц индийского национального календаря, который начинается 21 января и заканчивается 19 февраля.

До наших дней сохранилось лишь две части храма, то есть зал для танцев и зал для молитв.К третьей части храма – святилищу, время было беспощадно, поэтому оно было утрачено.

Сурья и йога

В йоге активно практикуется комплекс утренних упражнений, который называется Сурья Намаскар, означающий «Приветствие солнцу».Данный комплекс является одним из самых полезных в йоге, символизирует приветствие бога солнца для получения от него положительной энергетики и жизненных сил, необходимых в течение всего дня.

Утреннее выполнение «Сурья Намаскар» позволяет организму пробудиться, сконцентрироваться, освежить ум и «вдохнуть» силы.Это один из самых эффективных и быстрых способов выработки гибкости тела.

Свет дарующий Сурья — лучезарный бог Солнца

Восславим Бога Солнца, спорящего красотою с цветами;
преклоняюсь пред Тобою, о лучезарный сын Кашьяпы,
враг тьмы и истребитель всякого зла

Нава Граха Стотра (Стотра Солнцу).К.Н.Рао

С урья (санскр.सूर्य — ‘Солнце’) в ведической традиции — это бог Солнца.В ведических источниках Сурья упоминается под различными именами, представляющими собой различные аспекты его проявления: Адитья (сын Адити, ‘великолепие’), Арка (источник энергии), Митра (сияющий друг человечества), Сурьяйя (высший аспект Сурьи), Бхану (свет знаний, ‘просвещение’), Савитри (живительная пробуждающая сила), Пушана (‘насыщающий’, ‘питающий’), Рави (свет дарующий, ‘сияющий’), Маричи (‘лучезарный’, развеивающий сомнения), Вивасват (‘блистающий’), Хиранья Габха (первоисточник жизни, золотая вселенская сущность), Кхага (курирующий космические ритмы), Бхаскара (свет, искореняющий невежество).Например, имя Солнца «Арка» встречается в названиях храмов Северной Индии и в восточных её частях: храм Конарк в индийском штате Орисса, название которого происходит от индийского словосочетания «Кона-арка», что означает ‘территория солнечного света’.

Согласно Ведам, Сурья является создателем материальной Вселенной (Пракрити).Эпос «Махабхарата» открывает свою главу о Сурье почитанием его как Ока Вселенной, Души всего сущего, источника жизни, символа свободы и духовного просветления, олицетворения победы добра над злом, животворящей силы.Согласно мифам, Сурья является сыном мудреца Кашьяпы и Адити (воплощение световой энергии Вселенной).Солнце — светило, дарующее великий свет Ра, изначальный свет Вселенной, является проявлением в материальном мире светьего тела бога Сурьи.Символами солнца, как правило, выступают все знаки солярной символики, как олицетворение победы жизнеродящего, созидающего света над разрушающей тьмой.

Изображение Сурьи

Кто знает Пребывающего в красном лотосе, Окружённого шестью гласными, с шестичастной биджей, Колесничего семи коней, Златоцветного, Четырёхрукого, Держащего в руках два лотоса, (жесты) благословения и бесстрашия, Предводителя колеса Времени, тот (воистину) — Брахман

(«Сурья Упанишада») Изображение Сурьи

Бог Солнца изображается верхом на колеснице, запряжённой семью лошадьми, которые представляют собой либо семь основных цветов радуги, как спектр видимых цветов лучей солнечного света, отражающих суть семеричной природы Солнца; либо 7 метров стихосложения на санскрите (гаятри, брихати, ушних, триштубх, ануштубх, панкти, джагати); возможно, это семь планет: Марс, Меркурий, Венера, Юпитер, Сатурн, Земля и Луна; также можно предположить, что это адитьи — семеро братьев Сурьи, который, под именем Мартанду, был восьмым, отвергнутым, сыном Адити, из космического чрева породившей: Варуну, Митру, Арьямана, Бхагу, Аншу, Дакшу и Индру — они представляют собой божественные Духи, обителью которых являются семь планет, известных ещё в далёкие ведические времена.Предстаёт Сурья всегда блистающим, сияющим божеством.Как правило, в руках он держит цветок лотоса и колесо времени.

В «Брихат-Самхите» утверждается, что Сурья должен быть изображён с двумя руками и короной на голове.В «Вишну-дхармоттаре-пуране» Сурья описывается как четырёхрукое божество, держащее в двух руках лотос, в третьей — посох, в четвёртой — перо как символ знания.Колесничий Сурьи — Аруна, выступает как олицетворение рассвета, по сторонам колесницы Сурьи можно увидеть богинь рассвета Ушу и Пратьюшу, которые поражают стрелами из луков нападающих демонов, что символизирует их инициативу бросить вызов тьме.В некоторых буддийских произведениях искусства Сурья стоит в колеснице, запряжённой четырьмя лошадьми, и иногда изображается рядом с Чандрой (богом Луны).

Сурья в ведической астрологии и астрономии

В ведической астрологии Джйотиш Сурья почитается как Рави (корень слова «равивара» — ‘воскресенье’ — день, посвящённый солнцу).Сурья является хозяином одного из девяти небесных домов («наваграха»).Наваграха — это 9 планет (Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Сатурн, Раху и Кету), а скорее, астрологических сил, пребывающих в физической, материальной, проявленной форме в виде небесных тел или лунных узлов (в случае Раху и Кету).Солнцу уделено особое место ввиду того, что Сурья олицетворяет душу человека, его внутренний мир (Карака души; «карака» — ‘несущая соответствующие качества, свойства’), и указывает на то, какого уровня духовного развития достиг человек, что в свою очередь определяется способностью принимать Дхарму и постигать истину.

Сурья — основная граха (‘планета’, ‘захватчик’, ‘одержитель’) и третья по значимости на карте рождения после лагны (асцендента; знака, находившегося на востоке в момент рождения) и Чандры (Луны).Гармоничное Солнце на карте рождения человека отражает то, насколько сильна связь человека с Богом и какова возможность постичь своё предназначение в жизни и следовать Дхарме.Солнце дарует благородство, великодушие, силу воли, жизнерадостность и стремление следовать возвышенным идеалам.Также Сурья считается Крура-грахой (‘жестокий’), и связано это с тем, что, проявляясь в нашем гороскопе, она указывает на то, что будет способствовать возникновению таких событий в жизни, которые необходимы нам, чтобы мы могли справиться со своими недостатками; она жестокая, но справедливая.Таким образом, преподанные Сурьей уроки ведут к положительным изменениям в нашей жизни.

Сурья в ведической астрологии и астрономии

В ведической астрономии Сурья выступает как главенствующее небесное тело, появляющееся в различных ведических астрономических трактатах: «Арьябхатия» (V век н.э.), «Ромака-сиддхата» (VI в.), «Паулиша-сиддханта» (VI в.), «Кхандакхадьяка» (VII в.), «Сурья-cиддханта» (V–XI в.) с мифологическими персонификациями божественных небесных тел.В этих трактатах древности, в частности в «Арьябхатии», мы уже встречаем утверждение о том, что планеты нашей Солнечной системы обращаются вокруг Солнца и движутся по эллиптическим орбитам, однако модель «Сурья-сиддханты», которая была поведана посланником Сурьи в конце Сатья-юги, — геоцентрическая, их различие состоит лишь в относительности «точек зрения», все сведения, хранящиеся в данных трактатах, являются достоверными и содержат ценные астрономические знания.

Сурья в русской ведической традиции

В русской ведической традиции Сурье соответствуют четыре бога Солнца — как ипостаси солнечного божества (4 времени года и смены фаз Солнца).Хорс (Коляда) — зимнее солнце, один из основных солярных богов ведического пантеона, почитающийся в период со дня Зимнего Солнцестояния (21–22 декабря) до дня Весеннего равноденствия (20–21 марта), Ярило — бог весны и солнечного света, пробуждения природы от зимнего сна, является воплощением весеннего Солнца, полного живительной энергии, почитается со дня Весеннего Равноденствия по день Летнего солнцестояния (21–22 июня), Даждьбог (Купала) — летнее солнце, бог плодородия, олицетворяющий небесный свет, изливающийся на Землю, в мир Яви, почитается со дня Летнего солнцестояния до дня Осеннего равноденствия (22–23 сентября), Сварог (Световит) — бог огня, творец Вселенной, сыновьями которого и являются огненные солнечные боги Хорс, Ярило и Даждьбог, почитался в период со дня Осеннего Равноденствия до дня Зимнего Солнцестояния.

Храмы Сурьи

Одним из наиболее известных храмов Солнца является индийский храм Сурьи в Конараке (XIII век постройки), в районе Ориссы, где также есть ещё два храма, посвящённых солнечному богу: так называемый деревянный Конарк — Биранчи Нараян, расположенный в Бугуде, районе Гэнджэм, и храм Шри Биранчинараян (XIII век) в деревне Палия, к югу от Бадрака, есть храмы Сурьи в Уттар-Прадеше, Раджастхане.Помимо них, в Индии существует более десятка храмов бога Солнца.За пределами Индии храмы Солнца есть также в Непале, Китае, Америке, Таиланде, Пакистане.

Храм Сурьи в Конараке

Храм Солнца в Конарке построен из песчаника, окружён двенадцатью парами каменных колёс, диаметром чуть более трёх метров (пара колёс и ось меж ними — символ связи неба и земли), встроенных в стены храма и олицетворяющих двенадцать месяцев года, или 24 часа в сутках, создающих впечатление, что весь храм — это Вимана, или небесная колесница, солнечного бога, таким образом, храм является символичным образом Солнца.Семь каменных изваяний лошадей установлены по сторонам лестницы храма, будто запряжённых в колесницу Сурьи.Статуи Сурьи украшают ниши на внешней стороне храма, они олицетворяют утреннее, полуденное и вечернее Солнце.На храме можно увидеть солнечные часы, позволяющие определить точное время.Основное здание Конаркского храма было полностью разрушено, сохранившееся сооружение располагалось некогда спереди главного здания.

Комплекс последовательно выполняемых асан под названием «Сурья Намаскар», что буквально означает ‘приветствие солнцу’, представляет собой небольшую разминку, предваряющую практику йоги.Знаменует собой поклонение Сурье как божеству света и источнику жизни на земле.Эта практика сложилась в XX веке, впервые была упомянута Кришнамачарьей, который научил ей своих учеников Б.К.С.Айенгара, Индру Дэви, Шри К.Паттабхи, они принесли её на запад.Приветствие выполняется на восходе Солнца и, как правило, представляет собой следующую последовательность асан:

1.Пранамасана (Поза молящегося).

  • Выполняем на выдохе;
  • Концентрируемся на Анахата-чакре;
  • Сопутствующая мантра «Ом Митрайя Намаха» (воспеваем в состоянии дружественности, преданности и верности).
  • 2.Хаста Уттанасана (наклон назад).

  • Выполняем на вдохе;
  • Концентрируемся на Вишудха-чакре;
  • Сопутствующая мантра «Ом Равайе Намаха» (обращаемся к Солнцу как источнику света).
  • 3.Падахастасана (глубокий наклон с ладонями по сторонам от стоп).

  • Выполняем на выдохе;
  • Концентрируемся на Свадхистана-чакре;
  • Сопутствующая мантра «Ом Сурьяйя Намаха» (поклоняемся высшему аспекту Сурьи).
  • 4.Ашва Санчаланасана (Поза всадника, правая нога назад).

  • Выполняется на вдохе;
  • Концентрируемся на Аджна-чакре;
  • Сопутствующая мантра «Ом Бханаве Намаха» (прославляем Сурью, дарующего просветление, распространяющего свет истины).
  • 5.Парватасана (Поза горы).

  • Выполняем на выдохе;
  • Концентрируемся на Вишудха-чакре;
  • Сопутствующая мантра «Ом Кхагайе Намаха» (поклоняемся Солнцу, управляющему временем).
  • 6.Аштанга Намаскара (Приветствие восемью точками тела).

  • Выполняется на задержке дыхания;
  • Концентрируемся на Манипура-чакре;
  • Сопутствующая мантра «Ом Пушне Намаха» (обращаемся к Солнцу, питающему энергией и жизненной силой).
  • 7.Бхуджангасана (Поза кобры).

  • Выполняем на вдохе;
  • Концентрируемся на Свадхистана-чакре;
  • Сопутствующая мантра «Ом Хиранья Гарбхайя Намаха» (приветствуем Сурью как источник мироздания).
  • 8.Парватасана (Поза горы).

  • Выполняем на выдохе;
  • Концентрируемся на Вишудха-чакре;
  • Сопутствующая мантра «Ом Маричайя Намаха» (восхваляем лучезарного Сурью).

    9.Ашва Санчаланасана (Поза всадника, левая нога вперёд).

  • Выполняем на вдохе;
  • Концентрируемся на Аджна-чакре;
  • Сопутствующая мантра «Ом Адитьяйя Намаха» (обращаемся к Сурье как сыну Адити — бесконечного пространства).
  • 10.Падахастасана (глубокий наклон с ладонями по сторонам от стоп).

  • Выполняем на выдохе;
  • Концентрируемся на Свадхистана-чакре;
  • Сопутствующая мантра «Ом Савитри Намаха» (почитаем Сурью как пробуждающую, оживляющую силу).
  • 11.Хаста Уттанасана (наклон назад).

  • Выполняем на вдохе;
  • Концентрируемся на Вишудха-чакре;
  • Сопутствующая мантра «Ом Аркайя Намаха» (приветствуем огненную энергию Сурьи).
  • 12.Пранамасана (Поза молящегося).

  • Выполняем на выдохе;
  • Концентрируемся на Анахата-чакре;
  • Сопутствующая мантра «Ом Бхаскарайя Намаха» (славим Солнце, ведущее к познанию абсолютной истины).
  • Сурья Намаскар

    Далее повторяем последовательность с другой ноги (в п.4 «Ашва Санчаланасана» — левая нога назад, а в п.9 «Ашва Санчаланасана» — правая нога вперёд), и так выполняем 24 асаны — это будет «круг» Сурьи Намаскар.

    При выполнении каждой асаны концентрируемся на соответствующем энергетическом центре, при этом мысленно произнося сопутствующую мантру Солнцу.Всего солнечных мантр 12, все они насыщены животворящей силой Сурьи, а имена его несут соответствующие вибрации в пространство.

    Важно во время выполнения Приветствия не уходить мыслями в дела посторонние, а концентрироваться на Сурье, каждым своим движением, дыханием вознося почитание нашему животворящему светилу! Практика с концентрацией на Солнце позволяет превратить необузданную, вызывающую рассеянность ума, энергию в созидательную силу.

    Сурья является божеством (дэватой) Солнца.Он впервые упоминается в древнейших ведических текстах «Ригведы» (гимн I.115) как символ света, почитающегося на восходе Солнца, рассеивающего тьму, наделяющего знаниями, мудростью, добром.Также в «Веде гимнов» он описывается как драгоценный камень в небесах, в частности, в гимне V.47: «Помещённый посреди неба пёстрый камень, Он выступил за (пределы).Он охраняет две границы пространства», в гимне VI.51 — как «Чистый, прекрасный лик закона ярко засверкал на небе, словно золотое украшение на восходе (солнца)», в стихе VII.63 он предстаёт как «Золотое украшение неба, далеко глядящий (бог) восходит, чья цель далеко, пересекающий (мир), сверкающий», в некоторых гимнах он предстаёт в образе орла, ежа, коня, но в большинстве случаев его соотносят с персонифицированным божеством.Считалось, что Сурья-дев, проезжая на колеснице по небу, побеждает силы тьмы.

    Взошёл яркий лик богов, Глаз Митры, Варуны, Агни.Он заполнил собой небо и землю, воздушное пространство.Сурья — дыхание жизни движущегося и неподвижного (мира) («Ригведа», I.115.1)

    Восход Солнца

    Сурья-Нараяна

    Сурья проявляется в троичном аспекте (ранневедийская Тримурти, существовавшая до того, как образовалась система трёх великих богов Брахмы, Вишну и Шивы, предтечей которой она является) вместе с Агни и Вайю и в триаде предстаёт единым солнечным светлым божеством.В ведические времена Сурья почитался как один из трёх главных богов, но позже был заменён такими богами, как Шива и Вишну.Тем не менее он остаётся почитаемым божеством в Индии и Непале.Брахма иногда предстаёт в образе Солнца, как аспект творения божественного света.Солнце также является космическим мужским принципом, формой проявления которого выступает Шива — пратьядхидэвата (сверхбожество) Солнца, олицетворяющее вечную благость, свет вне времени, мокшу (освобождение), вселенский покой.Однако Вишну также является сверхбожеством Солнца, как хранитель Вселенной, поддерживающий космический порядок.Он даёт силу света и тепла богу Солнца, силу любви и защиты.Вишну в ведическом пантеоне богов позднее заменяет Сурью в значительной степени и упоминается как Сурья-Нараяна.Он представляет собой свет, управляющий циклами творения во Вселенной.

    Дети Сурьи.Дочь Ями

    Женой Сурьи-Вивасвата, согласно легендам, была Санджна, с которой у Сурьи было трое детей: Ману Ваивасвата (один их четырнадцати Ману — прародителей человечества), Яма (бог загробного мира, олицетворение заходящего Солнца) и Ями.

    Ями, или Ямини (санкср.यमी — ‘ночь’) — богиня священной реки Ямуны.Как правило, изображается она с тёмным ликом, так как она покровительница ночи, ваханой её является черепаха как водный, женский символ, но также и как символ мироздания, воплощение выносливости, силы и бессмертия; иногда её изображают с зеркалом в руке, олицетворяющим иллюзорный мир, майю, иногда она держит кувшин с водой, поскольку Ями является богиней реки.Ями также является олицетворением духовного сознания.

    Дети Сурьи.Дочь Ями

    Сурья-нади и Сурья-чакра

    Правая сторона тела человека — «солнечная», находится под управлением огненного энергетического канала — Сурья-нади, или Пингала-нади (активизируется посредством дыхания через правую ноздрю), которая управляет левым полушарием головного мозга.В современном мире с его неутомимым ритмом правая часть тела (как правило, мышцы и правая часть позвоночника) более всего страдают от перенапряжения и подвергаются неподконтрольному сжатию, ввиду того, что истощается солнечная (мужская) энергия, требующая затрат физической силы.Ввиду того, что правая сторона тела связана с социальной жизнью, в то время как левая – с личной и семейной, любые проблемы социального характера, как правило, на работе и в бизнесе, формируют зажимы с правой стороны.Йога предлагает нам справиться с подобными негативными проявлениями посредством специальных практик, в частности, в данном случае может помочь пранаяма «Сурья-бхедана», или «увеличение солнечной силы», «солнечное дыхание», которая предполагает осуществление дыхательного процесса следующим образом: вдох через правую ноздрю, задержка дыхания, выдох через левую ноздрю.Подробно техника «Сурья бхеда пранаяма» описана в «Хатха-йога Прадипике» (глава II, шлоки 48–50).Благодаря ей укрепляется и восстанавливается Сурья-нади, что способствует развитию выносливости и повышению работоспособности.Согласно текстам «Гхеранда-Самхиты», эта пранаяма останавливает процессы старения, увеличивает тепло в организме и пробуждает силу Кундалини.Также в правой стороне тела находится физический аспект Сурья-чакры — энергетического центра, расположенного между Манипурой и Анахатой, физическая область, ассоциируемая с чакрой, — печень.Сурья-чакра является второстепенной, дополняющей действие Манипуры (управляющим небесным телом которой является Солнце), а также проявляется в союзе с Чандра-чакрой, расположенной симметрично в противоположной стороне (физическая область, ассоциируемая с чакрой, — селезёнка).Сурья-чакра способствует пищеварению, отвечает за силу воли и целеустремлённость.

    Сурья-янтра и солнечная мантра Гаятри

    Концентрироваться на солнечном божестве позволяет нам его материальное проявление, которое мы можем видеть ежедневно на небосклоне.Однако существует определённое геометрически структурированное изображение, отражающее суть Солнца.Янтра — геометрическая конструкция, обозначающая определённое божество.При обращении к почитаемому богу предписано концентрировать внимание на магическом рисунке — янтре, представляющей это божество.Рисунок янтры геометрически гармонизирован с центром симметрии, к которому нисходит сила богов.Сурья-янтра представляет собой визуальное изображение энергетической структуры Солнца.Янтра, посвящённая богу Солнца, позволяет увеличить солярную энергию в теле, что вызывает стремление к саморазвитию, укрепляет веру в собственные силы, развивает в нас самоуважение, некритичность, способствует укреплению силы воли, приводит к осознанности, усиливает огонь в организме, недостаток которого, как правило, приводит к проблемам со зрением, слабому пищеварению, ознобу в теле, проблемам с сердцем и заболеваниям крови.

    Сурья-янтра

    Если вы размещаете янтру у себя дома, то лучшим местом для неё будет восточная его часть, а на алтаре изображение Сурьи должно быть помещено в центре, как и положено всевидящему оку богов.

    Мантра, в звучании которой распространяются вибрации живительного светлого Солнца, — Гаятри мантра.Её описание и перевод можно найти по ссылкам:

    Она воспета в десятом гимне Ригведы (гимн III, 62.10).

    Считается, что стих III, 62,10 необходимо произносить трижды в день: на рассвете, в полдень и на закате.Та же мантра произносится во время важных церемоний.Существуют три способа повторения мантр: их можно читать вслух, проговаривать про себя или просто сосредоточиваться на них помыслами.Чтение вслух — самый примитивный способ, сосредоточение помыслами на их сути — наивысший

    Вознесём славу божественному животворящему Сурье! Да осветит он наш путь к духовному прозрению!

    P.S.Вставайте рано поутру на восходе, возносите почитание Сурье, получайте силу Солнца — силу светлой истины.И пусть Сурья отзовётся в ваших сердцах тёплым светом любви и радостью бытия.

    Общие боги Древней Индии и Руси: владыка Индра и даритель света — Сурья

    Далеко за северными горами лежит царство одного из самых могущественных и почитаемых богов Индии – Индры.Его славят по всей древней индийской земле.Индра повелевает грозами, громами, мечет огненные молнии, проливает дожди.Это царь богов, бог-воин, владыка востока, покровитель воинского начала, хранитель порядка и устроитель мира.

    Он владеет смертоносным оружием – ваджрой-палицей (вачрой), в любой миг он может её метнуть во врага.В этом плане он тождественен другим громовержцам индоевропейцев-ариев – Перуну и Тору (как и бог Рудра).Его спутником является белый слон (или белый небесный конь), который возник во время процесса взбалтывания Молочного океана, когда боги добывали напиток бессмертия.Считается, что Индра своей могучей рукой вращает вокруг Полярной звезды все светила, подобно колесу гончара.Надо заметить, что в индийской мифологии много северных мотивов – это память о своей северной прародине, которая располагалась на территории России.Интересен мотив оборотничества Индры, характерный и для мифологии славяно-русов, бог может обернуться в ясного сокола, в муравья или конский волос.

    Интересно, что славянские источники помнят бога Индру, в «Велесовой книге» громовержец упоминается, как ипостась-проявление Перуна, бог устроитель битв, защитник от тёмных сил, хранитель оружия, знаток вед: «Да святятся имя Индры! Он — бог наших мечей.Бог, знающий Веды.Так воспоем мощь его!»

    Индре известны все дела людей, всё, что происходит в мире.Именно поэтому одно из его имён – Тысячеглазый.Индру славят за готовность всегда явиться на призыв о помощи, он всё видит, знает и поможет.Индру роднит с ещё одним индоевропейским громовержцем – Зевсом, тяга к женскому полу.В принципе это и не удивительно, небесное начала, повелитель грозы и дождя должен оплодотворять женское начало – землю.Это один из самых древнейших образов мифологии людей.Поэтому, Индра настолько прекрасен, что перед ним не могла устоять ни одна красавица, ни небесная, ни земная.

    Одним из главных подвигов Индры, считается победа над змеевидным демоном Вритрой (также один из древнейших образов индоевропейцев-ариев, на гербе России-Руси до сих пор Георгий-Перун-Индра побеждает змея).Огнедышащий змей Вритра считался непобедимым.На земле он вершил зло, ломал деревья, заковал озёра и реки в камень (лёд).Украл с неба солнце и спрятал его во мраке глубочайшей бездны.Весь мир охватила непроглядная тьма.Погасли зори, перестали сиять рассвет и закат – божественные братья-близнецы Ашвины.Ужас охватил людей и даже богов, в небе осталась одинокая Полярная звезда и слабые светочи созвездий, что кругами ходили вокруг неё.

    Не испугался Вритру только Индра, он решил спасти своего брата Сурью (солнце).Надо отметить, что братья Адитьи – были сыновьями Дьяуса (бог дня, неба, небесного света), и Адити (богиня света, богиня-мать).Без колебаний бросился Индра в тёмную бездну и вызвал на бой неправедного Вритру.Началось жестокое сражение, в котором Индра не щадил себя, не думал о ранах, не ведал страха.Долго шёл бой.Люди в это время пели молитвы и гимны, славили его силу и мужество, надеясь на его победу.Смотрели в небо и ждали рассвета.

    О Индра, я хочу достигнуть широкого света,
    Исключающего страх!
    Да не погубит нас долгий мрак…
    Как ты раньше храбро убивал.
    Так убей нашего врага, о Индра!

    Гимны и молитвы вливали в Индру новые силы, и битва продолжалась, не стихая ни на миг.Наконец Индра смог расколоть голову Вритры своей палицей-булавой и демон умер.Освобождённый Сурья взлетел на небо, и мир озарился светом дня.Освобождённые воды возобновили своё движение.Охваченные ликованием люди и боги радовались концу долгой ночи и славили бога-воина.Они приносили ему в жертву свежее мясо, возлагая на костры «кравью» и готовили для него священный напиток – сому.Ублаготворив бога, напитав и напоив его, обращались к нему, прося о победах, о помощи, о рождении многих сынов.

    Индра был так велик, что другие боги признали его царём, владыкой воздушных пространств.Его царства называлось – Сварга («Небо», и тут мы видим единство славяно-русской и индийской мифологий – древнерусский бог Сварог – владыка неба).Это была райская обитель богов и героев, её столицей Амара-вати («Обитель бессмертных»).В Сваргу (славянский аналог – «Перунова дружина») попадали все храбрые витязи, снискавшие славную смерть в честном бою.В мире бессмертных они наслаждаются неземными яствами, пением и танцами красавиц.Души воинов пируют, наслаждаются блаженством и безмятежностью, отдыхают от земных битв, до тех пор, пока, им не придёт время вновь возродиться на земле, чтобы стоять за правду.

    Даритель света – Сурья

    Пресветлый Сурья, является ещё одним из богов Древней Индии, который несёт в себе чёткое общее начало древних ариев-арьев и славяно-русов.В корне «сур» мы видим древнюю основу – «рус», т.е.«свет, светлые».Это полностью соответствует образу бога.Сурья – это бог Солнца, Света, владыка тысячи лучей, сотворённый в дни начала мирозданья.Бог целитель, око богов, небесный страж, который плывёт по небу в колеснице запряжённой семью красными конями.Одно из его популярных имён – «Савитар», что для русского человека даже переводить практически не надо – «Свет».Сурья неустанно дарит свет и тепло.Он небесный огонь, друг всего, что произрастает и дышит на земле.Он властелин солнечных месяцев.Он сын прекрасной Адити, как и Индра.

    Ещё одно воплощение Сурьи — Вивасват.Он был рождён без рук и без ног, гладкий со всех сторон (колобок-солнце).Вивасват считается прародителем людей, что также полностью тождественно вере славяно-русов, они считали себя потомками богов, в жилах которых есть капля Солнца.

    Сурья прекрасен, как и мать, но долго был одинок, т.к.никто не хотел разделить с ним судьбу, опасаясь палящего жара.Однажды бог «Вседелатель» (Тваштар – «Творитель»), для которого не существовало в мироздании веществ, которыми не мог бы он овладеть, пересоздать или создать нечто новое, отделил от Сурьи наиболее раскалённые лучи.И отдал за него свою дочь Саранью (богиня облаков и ночи).Из обрезков Сурьи сделали оружие для богов, в том числе солнечный диск Вишну, трезубец Рудры и т.д.

    Счастливый в браке Сурья породил дочь – Тапати («Теплота»).Она стала прародительницей династии благороднейших правителей – Солнечных, они безупречно правили 150 поколений.Его дети близнецы Яма (владыка ночного солнца, преисподней, повелитель Юга и смерти) и Ями (богиня священной реки Ямуны).Он также родил сыновей-близнецов – Ашвинов, богов рассвета и заката.Их любят все жители земли, они приносят радость, предотвращают неудачи и болезни.Считаются создателями медицины.

    Ещё одной женой Сурьи была богиня зари – Ушас.Это прекрасная женщина, которая пробуждает всех живых существ, прогоняет злых духов.Кроме того, она дарит страсть небесным девам и земным красавицам.

    Сурья стал родителем и земного воителя Карны – это один из главных героев эпоса Древней Индии «Махабхарата», живое воплощение доблести и чести.Его мать царевна Кунти была за благонравие награждена отшельником Дурвасом священным заговором-мантрой, которая могла вызвать любого бога.По её призыву пришёл Сурья и она зачала сына.Сюжет перекликается с другими подобными индоевропейскими легендами – мать-девственница, сын-полубог.

    Свет Сурьи-Солнца разгоняет ночные кошмары, отражает нападение тьмы на богов и людей.Его страшатся злые люди и всегда славят праведные и добрые.

    Взошёл яркий лик богов…
    Он заполнил собой небо и землю, воздушное пространство.
    Сурья – дыхание жизни…
    Сегодня, о боги, на восходе солнца
    Переправьте нас через узость, через бесчестье.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Алиса Синдеева
    Написано статей
    398
    Ссылка на основную публикацию