Тибетский храм

Тема статьи: Тибетский храм - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Оглавление

Храмы в горах Тибета

фото, описания, рекомендации для туристов

Жизнь в эпоху высоких технологий легка и удобна.Любая информация находится на расстоянии вытянутой руки и нажатой клавиши.Спутники мчатся по орбите, электромагнитные волны рассекают пространство вокруг, а автомобили перевозят людей по улицам многомиллионных городов.Казалось бы, всё прекрасно.Единственным недостатком технического прогресса можно назвать отсутствие неизведанных уголков на планете.

Все научные и духовные открытия, так или иначе, были сделаны благодаря любознательности и тяге к изучению неизведанного.И если в наши дни Вам необходимо вдохновение или духовный толчок для решительных действий – подходящих уединенных мест осталось немного.Одним из таковых можно смело считать Тибет.Тот священный трепет, с которым относятся местные жители к горам и храмам уже несколько десятков веков, до сих пор непонятен постороннему человеку.Некоторые вершины остались непокоренными, пещеры неизученными, а возникновение некоторых элементов ландшафта и вовсе не получается объяснить с помощью современной науки.

Чтобы найти ответы на не дающие покоя вопросы и обрести внутреннюю гармонию многие отправляются в горы Тибета.В буддизме считается, что если твои помыслы чисты и душа светла, то рано или поздно просветление снизойдет на тебя.Одним из важных способов самоочищения является посещение храмов Тибета.В них веками создавались подходящие условия для медитаций, а особая энергетика делает эти медитации эффективными.Далее в статье будут рассмотрены самые популярные и главные храмы в горах Тибета, побывать в которых будет интересно, как простому туристу, так и паломнику, прибывшему в поисках умиротворения и освобождения от оков иллюзий.

Этот храм в городе Лхасе был построен в VII веке и по сей день является одним из наиболее почитаемых памятников религиозной архитектуры среди тибетцев.Из-за большой популярности тут обычно много людей и предаться самопознанию удастся не каждому.Храм находится под защитой ЮНЕСКО.Джоканг рекомендуется посетить в ознакомительных целях, а медитировать отправиться в менее людное место.В храме собрана большая и очень важная коллекция скульптур Будды – более 800 металлических единиц хранения.Подробнее о монастыре Джоканг читайте в отдельной статье.

Царский дворец/буддийский храмовый комплекс Потала также расположен в Лхасе, как и многие другие храмы Тибета.Первые постройки были возведены в первой половине VII века царем Тибета Сонгцен Гампо.Дворец установлен на высоком холме с прекрасным видом на город (более 3 500 метров).О значимости комплекса в буддизме говорит тот факт, что именно Потала был резиденцией далай-лам вплоть до вынужденного бегства Далай-ламы XIV в Индию в 1959 году.Вокруг храма регулярно совершаются коры, а внутри проводятся различные церемонии и восхваления бодхисаттвы Ченрези.

Кумбум

Общее название для многоярусных тибетских храмов, архитектура которых символизирует стопу Будды.Самым знаменитым и почитаемым кумбумом считается возведенный в середине XV века на территории монастыря Пелкор Чеде в Гьянцзе.На четырех этажах-ярусах находится более сотни комнат, в которых хранятся старинные скульптуры и тематические настенные изображения.Общее число хранимых кумбумом экспонатов превосходит 10 000!

Особого внимания в числе других храмов Тибета заслуживает тибетско-буддийский монастырь, основанный в 1902 году в городе Басум у подножия Эвереста.Если ранее говорилось, что Джоканг плохо подходит для медитаций и релаксации, то Ронгбук, находящийся на высоте 5 километров над уровнем моря, идеально подходит на эту роль! До монастыря можно добраться на автомобиле за считанные часы, но самые отважные и выносливые могут выбрать тяжелый пеший путь.В покоях Ронгбука обитает не более 30-40 монахов и монахинь, а туристов вы там вряд ли встретите.Где еще познавать себя, как не в монастыре, занявшем 4 года назад первое место в номинации «Великие места для отшельников» (опрос проводился телекомпанией CNN).

Тибетские храмы — уникальные буддийские комплексы

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Из достопримечательностей и самых живописных мест Тибета добрую половину составляют буддийские храмы.Они с древних времен таят в себе силу, красоту, спокойствие.

Сегодняшняя статья расскажет про старинные монастыри, величественность которых не оставляет равнодушным.Мы познакомимся с тремя такими местами — расскажем об их истории, уникальной архитектуре, особенностях.А в самом конце узнаем, где и в нашей стране можно встретить тибетские храмы.

Известный больше как монастырь Джоканг, он является одним из самых посещаемых святынь Тибета.Сюда приезжают не только буддисты-паломники, но и туристы, в том числе иностранные.

Не зря в первом году нового тысячелетия организация ЮНЕСКО признала монастырь объектом всемирного наследия.Здесь ежегодно проводится Фестиваль великой молитвы.Тут же происходит посвящение главных духовников Тибета – Далай-ламы и Панчен-ламы.

Фестиваль Великой Молитвы в Тибете

Джоканг начинает свою историю в 639 году благодаря царю Сонгцен Гампо.Эта местность тесно связана с его женой, принцессой из Китая по имени Вэньчэн – именно она, используя знания фэн-шуй, искала подходящее место для храма, и ей указали на одно озеро.С этим событием связана любопытная легенда.

Озеро, на месте которого предстояло построить храм, ассоциировалось с дьяволицей.Чтобы одолеть ее, надо было «пригвоздить» ее тело.Озеро иссушили с помощью стада коз, которые перевезли туда землю и песок, а на месте предполагаемого сердца дьяволицы возвели здание монастыря, вокруг которого затем построили ступы.

Так появился Джоканг – знаменитый тибетский храм, который сегодня радует глаз сотне посетителей ежедневно.Вокруг него возник город Лхаса – колыбель буддийской мысли в Тибете, название которого так и переводится – «Святая земля».Кстати, с тибетского языка название самого храма означает — Дом Будды.

В 17-м столетии, когда у власти стоял Далай-лама V, многие сооружения, существовавшие со времен появления комплекса, были реконструированы.Чуть позднее, в 18-19 столетиях, к архитектурному ансамблю добавились различные скульптуры, росписи.

Переломный момент пришелся на прошлый век – в 1959 году нынешний Далай-Лама XIV вынужден был покинуть Тибет из-за оккупации со стороны китайцев.Тогда многие ламы бежали вместе с ним, и территория пришла в запустение, а затем была значительно разрушена.Во время оккупации в главном храме находился свинарник, а в других постройках расположились казармы для солдат-китайцев.

Сейчас храмовый комплекс отреставрировали, и он выглядит величественно.25 тысяч квадратных метров, четыре этажа, крыша, выполненная из бронзовой плитки, несколько просторных залов.Эти залы таинственными лабиринтами переходят в здания часовен.Во внешнем виде комплекса угадываются архитектурные следы разных стилей: китайского, индийского, непальского, тибетского.

Богатство монастыря не только выражено в его экстерьере, но и таится внутри.Главный зал разместил под своими сводами драгоценное изваяние Великого Учителя, которое принадлежало принцессе Вэньчэн – той самой, которая искала место для постройки храма.

Принцесса Вэньчэн

На нем запечатлен двенадцатилетний принц Шакьямуни в полный рост – около полутора метров.Считается, что он способен исполнять желания.

Невдалеке расположились изваяния правителя Сонгцена вместе с женами – Вэньчэн из Китая и Бхрикути из Непала.Двумя ярусами выше расположилась скульптура богини Палден Лхамо.

Все жители Лхасы знают, как попасть в Джоканг, и без каких-либо карт могут указать дорогу.С крыши, на которую можно выйти, гуляя по территории, открывается панорамный вид на весь город с его главной площадью, дворцами, монастырями, садами.Прихожане совершают обход территории по ритуальному пути, который называется «кора».

С 8 утра монастырь открыт для буддистов, а начиная с 11.30 и заканчивая в 17.30 двери Джоканга открыты всем желающим.Вход платный – около 700 рублей или 10 долларов.

Монастырь Ронгбук известен тем, что находится высоко в горах, а именно на высоте без малого 5 тысяч метров, у подножия горы Джомолунгма, известной на Западе больше как Эверест.Этот факт прославил его в качестве храма, который расположился в горах выше всех на планете.

Еще в 18 столетии здесь стояли пещерные кельи, являвшиеся для женщин-монахинь укромным местечком, где они проводили медитативные практики буддизма.Даже сегодня в этом месте можно заметить входы в подобные хижины.

В 1902 году Нгванг Тензин, относившийся к тибетской школе Ньингма, основал здесь монастырь.В пик своего процветания тут служили около 500 монахов – как мужчин, так и женщин.

С 20-30-х годов и до сегодняшнего дня, правда, с некоторыми перерывами, Ронгбук являлся пристанищем для альпинистов, которые мечтали покорить Эверест, чтобы прославиться или, по некоторым преданиям, обрести бессмертие.Сейчас это не только перевалочный пункт любителей гор, но и место паломничества людей, стремящихся к духовности.

Вид, открывающийся из окон монастыря Ронгбук прямиком на северную часть Эвереста, поистине завораживает.Исследователь из Великобритании Джон Ноэль описал это зрелище такими словами: «Как будто какой-то потрясающий зодчий, построивший эти горные пики и долины, сделал здесь ещё одну потрясающую работу одарённого – грандиозный коридор, ведущий к горам».

Во время Китайской революции 1974 года храм был разрушен.Лишь спустя несколько лет приступили к его восстановлению.В результате, кроме воссозданных построек, в композицию были добавлены свежие фрески, изящная настенная роспись.

Главный храм состоит из пяти этажей, из которых, однако, работают всего два.Впереди красуется круглая ступа, где хранятся древние реликвии.Кроме этого, в главном зале стоят изваяния Будды Шакьямуни и Ринпоче.Сегодня в храме служат всего порядка пятидесяти послушников – это в десять раз меньше, чем в период расцвета.

В самом сердце священной Лхасы находится величественный дворец, который известен всем жителям Тибета – Потала.Не верится, что это необыкновенное здание со множеством террас, башен, крутых лесенок, пристроев является огромным храмовым комплексом.

Размер территории действительно поражает – свыше 360 тысяч квадратных метров.Впечатление от внешнего величия становится еще сильнее, учитывая, что находится он на высоте 3700 метров.

Дворец Потала, Тибет

За могущественными стенами скрываются десятки статуй, фресок, ступ, украшенных драгоценностями, искусные росписи на фасадах и во внутренней отделке стен.Просторные залы, где проводились медитации, шедевры зодчества и живописи заставляют восторгаться увиденным архитекторов, скульпторов, художников и простых посетителей, прибывших сюда, желая прикоснуться к прекрасному.

Подобное великолепие по достоинству оценила организация ЮНЕСКО, когда в 1994 году включила Поталу в список материального наследия.

История храма началась в 637 году и связана с именами уже известных нам царя Сонгцена Гампо и его прекрасной принцессы Вэньчэн.На месте, где он раньше любил медитировать, царь построил дворец.После свадьбы он увеличил территорию дворца, и с тех пор там стало 999 покоев.

Позже дворец стал резиденцией поколения Далай-лам.Здесь же находится гробница Пятого Правителя Тибета.

Ступа Далай-ламы V насчитывает 4 тонны золота.

Внешний облик дворца кардинально поменялся в 17-м веке, и во многом он сохранил свои очертания до наших дней.Тогда появились главные дворцы Поталы: Красный, связанный с духовным образованием и служением, а также Белый, откуда исходили все управленческие решения Далай-ламы как верхушки власти.

В настоящий момент, после изгнания тибетских монахов, Потала является главным музеем – здесь хранится большое количество реликвий, святынь, фресок, ступ, которые вызывают интерес у буддистов всего мира.Паломники совершают кору, на пути всюду встречаются молитвенные барабаны и священные ступы.

Кроме того, здесь расположились здания духовной семинарии, школы логики и типографии.Именно этим объясняется такой поток посетителей дворца каждый день.

Тибетские монастыри в России

В России тоже встречаются тибетские храмы.В основном они сосредоточены в Калмыкии, Бурятии, Туве, Забайкальском крае, где широко распространен тибетский буддизм.Причем это действительно крупные монастыри, где обучаются десятки монахов, а любой желающий может приехать на лечение к ламе.

Самым известным в России является Буддийский храм в Санкт-Петербурге, который носит тибетское название «Дацан Гунзэчойнэй».Он долгое время являлся самым северным буддийским храмом в мире.

Также с 2015 года ведется строительство храма в Москве.Благословение на строительство дал сам Далай-лама XIV и предложил назвать его «Тупден Шедублинг», что переводится как «Центр изучения и практики Учения Будды».

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вы совершили увлекательное путешествие по святым местам Тибета вместе с нами.

Будем благодарны, если вы поддержите блог — поделитесь ссылкой на статью с друзьями в социальных сетях)

И присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на наш сайт, и будем искать истину вместе.

Сердце Тибета – храм Джокхан

Автор: Ирина Гарри

Храм Джокхан является самым древним буддийским храмом Лхасы, а находящаяся в нем статуя Будды Шакьямуни Джо – главной святыней города и всего Тибета.

Приданное принцесс Китая и Непала

История храма связана с самыми легендарными личностями истории Тибета.Она восходит ко времени правления 33-го царя Тибета, основателя тибетской империи, хранителя веры – дхармараджи Сонцзэн Гампо (620–649).В 631 г.он перенес столицу в Лхасу и построил Белый дворец на вершине Красной горы Марпори.Затем он женился на непальской и китайской принцессах, которые привезли с собой в качестве приданого изваяния Будды: китайская принцесса Вэнь Чэн – Шакьямуни Джо, непальская принцесса Брикхути – Акшобхья Ваджры.

Храм Джокхан, где на протяжении 13 веков хранилась знаменитая статуя, неоднократно разрушался и восстанавливался.Грандиозные разрушения он претерпел во время монгольского нашествия и культурной революции.Основатель школы Гелукпа Цзонхава изготовил для статуи корону из чистого золота, а для Акшобхья Ваджры – из чистого серебра.

Исполняющая желания драгоценность

Почему же так ценится это изваяние Будды Шакьямуни в Тибете – стране, где имеется, возможно, самое большое количество буддийских статуй в мире?

Дело в том, что тибетцы свято верят, что этот образ Будды Шакьямуни сделан при жизни Просветленного.Считается, что Будда лично освятил статую.Безграничная вера тибетцев превратила ее из обычного объекта в божественный, и когда они ее видят, то считают, что перед ними находится сам Будда.Они называют статую «Драгоценным Господином Буддой» и «Драгоценностью, исполняющей желания».Считается, что одно только лицезрение статуи трансформирует энергию человека в позитивную, то есть происходит «освобождение через видение».

Как гласит предание, это изображение Будды изготовил небесный скульптор Вишвакарман под руководством повелителя богов Индры из десяти драгоценностей мира богов и людей.Впоследствии они были переплавлены, и статую отлили в настоящую форму.

Долгое время она находилась в «обители богов», потом в Уддияне, а затем в Индии – Магадхе.Царь Магадхи подарил ее китайскому императору Тайцзуну, после чего она в качестве приданого китайской принцессы попала в Тибет.

Статуя Будды Шакьямуни

Приложиться головой к ноге статуи

По тибетскому поверью, таких изображений Будды всего два.Второе находится в месте рождения Будды – Бодхгайе.Статуя представляет собой высочайший образец буддийского искусства.А вообще изображений Будды, создание которых буддийская традиция приписывает временам Будды, всего несколько в мире.Одним из таких изображений, возможно, является статуя Сандалового Будды, находящаяся в Эгитуйском дацане Республики Бурятия.

Джово Шакьямуни находится в восточной стороне храма в специально отведенном для него святилище, представляющем собой небольшую комнату приблизительно 5 на 5 м.Статуя установлена посредине комнаты на возвышении, к которому ведут несколько ступенек.

В настоящее время она обычно закрыта железной цепной решеткой, через которую паломники могут приложиться головой к ее ноге.Иногда решетку убирают, и несколько раз я видела ее без всякого ограждения.

579 кг чистого золота

Статуя Джо отлита из сплава золота, серебра, бронзы и олова, больше человеческого роста и изображает Будду Шакьямуни в возрасте 12-ти лет, сидящего в позе ваджры (общая высота 1,5 м).В ней содержится 579 кг чистого золота, и по традиции ее называют золотой.

Правая рука Джо лежит на колене в жесте прикосновения к земле, левая – в жесте медитации.Рук не видно, потому что тело покрыто мантией из желтого китайского шелка.Статую отличают роскошные украшения.Индийская прическа волос закрыта короной из кованого золота со вставленными драгоценностями – бриллиантами, рубинами, сапфирами и полудрагоценными камнями, среди которых преобладают кораллы и бирюза.

В зубцы короны инкрустированы изображения божеств.На груди – ожерелье в виде пластрона с большим количеством бирюзы и кораллов и большой белой раковиной с завитком по направлению часовой стрелки.По свидетельству бурятского ученого Г.Цыбикова, раньше на шее висели крупные четки, принадлежавшие китайскому императору минской династии, сейчас четок нет.В руке Будды – чаша.Перед ним на особой подставке – другая большая чаша, на которую поставлена ступа в виде пирамиды с уступами с насыпанными на нее зернами ячменя.На подставке также стоят несколько лампад, в которые паломники непрерывно добавляют принесенное с собой масло.

Восторг и слезы тибетцев

Храм построен в центре старого города Лхасы.Здание небольшое, внешне 2-этажного вида, на самом деле в нем с учетом поверхности крыши – 4 этажа.Общая площадь построек составляет 25 100 кв.м.

Раньше некоторые департаменты тибетского правительства Кашаг располагались в храме.Ежегодно с 5-го по 26-е число первого месяца по тибетскому календарю представители всех монастырей Тибета собираются в Джокханге для проведения религиозного праздника Монлам.В старом Тибете во время Монлама управление Лхасой передавалось монахам монастыря Дрепунг.

В храме сохранены многочисленные бесценные артефакты: более 300 буддийских статуй, фресок общей площадью более 2 600 кв.м., а также огромное количество рукописей, ксилографов, мемориальных досок, стел, танка, ритуальных и музыкальных предметов.

Джокханг, пожалуй, единственный храм Тибета, в котором в любое время сосредоточено огромное количество народа, царит необычайное религиозное воодушевление.Особенно поражает небывалый восторг тибетцев при виде Джово Шакьямуни.Многие плачут, каждый пытается задержаться у статуи и сделать как можно больше простираний, что очень нелегко при большом скоплении народа и давке в очереди.

Достопримечательности храма Джокханг

В храме находится более 30-ти комнат-святилищ.Главной статуей храма, как мы уже говорили, является Будда Шакьямуни Джо.Возможно, второй по своей значимости является 5-составной, 11-ликий и 1 000-рукий Авалокитешвара, который находится в середине северной стены.

По одному из преданий, эта статуя чудесным образом появилась во времена царствования Сонцзэн Гампо.По другому – была слеплена из смеси разных благовонных трав по приказу царя.Кроме того, считается, что внутрь ее помещено сандаловое изображение того же Авалокитешкары, привезенное из Индии.

Существует еще одно предание: сам царь вместе со своими женами, непальской и китайской принцессами, слились с этой статуей в момент смерти.Именно поэтому ее и называют 5-составной, так как она состоит из главной статуи, сандаловой, царя Сонцзэн Гампо и двух его жен.Говорят, что настоящее изображение 5-составного Авалокитешвары было утрачено в период культурной революции, а находящееся в храме сейчас – копия, сделанная в недавнее время.Документами, подтверждающими это или обратное, мы, к сожалению, не располагаем.

Далее через одну комнату в углу на антресолях находится большая статуя реформатора буддизма Цзонхавы.Существует множество легенд по поводу ее происхождения.По одной из них, она была сделана по приказанию царя Сонцзэн Гампо, который предвидел появление на свет великого ламы.

Говорят, что Цзонхава, увидев изваяние, признал в нем самого себя и сообщил об этом посторонним.Те, увидев поразительное сходство, воздали почести, как самому ламе, так и его изображению.

На втором этаже, прямо над главным входом, находится большое помещение, в котором расположены очень чтимые большие статуи царя Сонцзэн Гампо, китайской принцессы Вэнь Чэн и непальской принцессы Брикхути.

Если проследовать по внутренней лестнице на третий этаж, то попадаешь в святилище богини Палден Лхамо, которая считается главным защитником Тибета, особенно среди приверженцев школы Гелукпа.Богиня также особо почитается женщинами.В комнате находятся две статуи богини: справа – в мирной ипостаси, слева – в гневной.В гневной ипостаси богиня держит меч, лицо ее закрыто тканью.Богине преподносят «сэржэм» – ячменное вино или водку.

Внешний и внутренний обход храма

На открытой площадке четвертого этажа, или крыше храма, находятся четыре симметричных золотых павильона, украшенных ступами, бугорками, золотыми колокольчиками, отлитыми в виде божеств и животных.Над воротами храма находятся золотые священные лани и колесо учения, слева и справа установлены символы процветания буддизма – золотые гьялцены, напоминающие большие колокола.С крыши храма открывается прекрасный вид на главную площадь, город и дворец Потала.

Поклонение храму заканчивается его внутренним и внешним обходом.Внутренний обход (Нангкхор) проходит под навесом, где по периметру всего здания расположены молитвенные барабаны.Стены вокруг храма расписаны с обеих сторон картинами, изображающими 108 историй из многочисленных рождений Будды.

Внешний обход (Бакхор) проходит по одноименной и многолюдной улице Лхасы, на которой с обеих сторон расположены многочисленные лавки, торгующие различными товарами религиозного предназначения.Целый день по ней движется толпа людей, особенно в утренние и вечерние часы.Люди быстро идут по улице в направлении солнца, перебирают четки, крутят молитвенные барабанчики, начитывают мантры.Немало паломников совершает обход, простираясь по земле.

Храм Джокхан и улица Бакхор – поистине сердце Тибета, где воочию чувствуешь его живое биение.

тибетский храм

• буддийский монастырь (этнографическое)

• ламаистский храм, монастырь

• монастырь у бурят-буддистов

• святыня у бурят

• храм у буддистов

• «филиал» тибетского монастыря

• монастырь с ламами

• буддийский монастырь у бурят

• «филиал» монастыря Будды в Тибете

• Ламаистский храм, монастырь

• Ламаистский монастырь в Тибете, Монголии и Бурятии

• «Филиал» монастыря Будды в Тибете

• «Филиал» тибетского монастыря

• буддийск.комплекс в Тибете и Монгол

• м.храм поклонников ламы, калмыков, бурят и пр

Монастыри Тибета

Тибет – это священная земля тайн и загадок, которая знаменита своими монастырями.Монастыри Тибета – это целые города, где живут и обучаются на только монахи, но и люди, возвращающиеся со временем к привычной мирской жизни в больших городах.

Во времена китайской культурной революции большинство святынь было уничтожено.Однако несмотря на технический прогресс и прочие прелести нашего века, в монастыри Тибета до сих пор сохранили свою особую атмосферу.Здесь каждый путешественник обретет душевное равновесие и познакомится с культурным наследием монахов.

Наиболее важными являются следующие монастыри Тибета.Монастырь Дрепунг, монастырь Ганден, Драк Йерпа, Дрикунг Тил, монастырь Пелкор Чоде, монастырь Самье, Сера, монастыри Цурпу и Ташилунпо.Монастырь Дрепунг основан в 1416 г.Это важнейший центр религиозной жизни Тибета, имеющий численность около 800 монахов.Он был основан монахом Джамъянг Чое.Именно в этом монастыре создана новая резиденция Далай-Ламы, именно отсюда распространялось их влияние на центральную часть Тибета.

Год основания монастыря Ганден – 1409.У его истоков стоял лама Цонкапа.По сей день в монастыре можно лицезреть комнату, где им был написан его труд «Ламрим Ченмо», который стал важнейшим текстом для буддистов Тибета.Ранее это был крупнейший монастырь – университет, в котором постоянно проживало более 2000 монахов.Однако в результате революции в Китае, этот монастырь, как и многие другие монастыри Тибета, был разрушен, а монахи репрессированы.

Невозможно описать монастыри Тибета без упоминания о монастыре Драк Йерпа, который основан в XII в.Однако монастырь полностью был разрушен в 1959 г., и по сей день так и не восстановлен.В наше время здесь живут не более пятнадцати монахов.Буддисты-паломники считают это место одним из мест Силы в Тибете.В течение 7-и лет здесь медитировал Гуру Ринпоче, монах Лхалунг и царь Сонгцен Гампо.

Монастырь Драк Йерпа

Монастырь Дрикунг Тил, основанный в 1167 г., считается одним из главных монастырей Тибета.Не взирая на повреждения в период многочисленных революций, он сохранился почти идеально.Здесь охранён отпечаток ноги Джигтена Сумгена, величайшего из йогинов этих земель.Довольно близко расположен женский монастырь Дрикун, который известен пещерой Еше Цогъял и своими целебными источниками.

Монастыри Тибета, которые принадлежат к 3 разным традициям (Гелуг, Будон, Сакья Пелкор Чоде), представляют собой комплекс из 15 монастырей, основанный в 1418 году.В комплексе монастырей Пелкор Чоде расположена самая большая ступа в Тибете – Кумбум.Само название «Кумбум» означает в переводе «тысяча», т.к здесь находится более 1000 изображения Будд.Большинство статуй были повреждены, но в наши дни практически все монументы восстановлены.

Наиболее древние монастыри Тибета представлены религиозным сооружением Самье (777 – 779 гг.).Это первый буддийский храм в Тибете.Здесь состоялся знаменитый диспут, утвердивший буддизм главным вероисповеданием этих земель.Монастырь имеет форму мандалы.Место его постройки освятил сам Гуру из Уддияны (Гуру Ринпоче).Но несмотря на огромные усилия, брошенные на восстановление комплекса, многие здания так и не отстроены, а другие находятся в прискорбном состоянии.

Монастыри Сера.Один из главных монастырей представляющих традиции Гелуг.Раньше здесь было более 5000 монахов, но после многочисленных восстаний в Китае и Тибете осталось только пара сотен.Тем не менее, сами постройки почти не пострадали.Здесь можно, поднявшись на ретритный центр, увидеть Лхасу с высоты птичьего полёта.

Основанный в 1189 г.Первым Кармапой монастырь Цурпу – наиболее важный монастырь традиции Карма Кагью.Главы монастыря называются кармапами.Последний, 17-й, Кармапа в 2000-м году бежал в Индию.

Монастырь Ташилунпо основан в 1447 г.Далай Ламой I на месте развалин древней крепости.Эо целый город, на осмотр которого можно потратить не один день.Здесь находиться множество священных реликвий и самая большая статуя Будды (26 м.), который должен явиться в ниш мир в далёком будущем.

Тибетский буддийский храм Юнхэгун в Пекине

Одним из самых удивительных и ярких мест в Пекине является храмовый комплекс Юнхэгун.Это настоящее сосредоточение религии и культуры в одном месте.Побывав здесь хотя бы один раз, хочется вернуться сюда снова.

Храм сочетает в себе сразу два архитектурных стиля — китайский и тибетские.Строители, работавшие над комплексом, придали ему вытянутую с «юга на север» форму в 480 метров длиной.

Историческое прошлое храмового комплекса

Во времена расцвета династии Цин, а точнее в 1694 году, началось строительство этого архитектурного комплекса.В первую очередь это великолепное здание позиционировалось, как резиденция для евнухов и лишь какое-то время спустя дворец был отдан четвертому сыну императора Инчьжэню, который сразу же после вступления на престол в 1722 году пожертвовал часть постройки под монастырь, вторая же половина так и осталась в статусе дворца.

Правитель Инчьжэнь скончался в 1735 году после чего его останки были помещены в храм.Преемник императора дал храмовому комплексу статус «императорский» и с этого момента бывший дворец стал настоящим прибежищем для монахов и по совместительству административным центром.

В отличие от большинства культурных построек того времени, храму удалось сохранить свое величие и внешний вид до настоящего времени.Долгое время храм был закрыт и лишь в 1981 году он открылся заново.Сегодня его называют «Дворец мира и гармонии», «Ламаистский храм», «Юнхэ Ламасэри» и просто храм Ламы.

Архитектура храма

Строение имеет достаточно богатую и яркую архитектуру.Весь комплекс состоит из пяти отдельных помещений:

  • «Тянь Ван Дань» или «Зал небесных царей»;
  • «Юнхэгун» или «зал Гармонии и Мира»;
  • «Юнъюдянь» или «Зал вечной защиты»;
  • «Фалуньдянь» или «Зал Дхармачакра»;
  • «Ваньфугэ» или «Павильон 10 000 удач».
  • Первый зал, или Тянь Ван Дань находится на юге, в связи с чем изначально именно он выполнял роль главного входа в святилище.Внутри можно увидеть такие скульптуры, как Четыре Бога Хранителя у соответствующих стен и фигуру Майтрейи по середине.

    Зал Юнхэгун принято считать центральной частью храмового комплекса.В нем построены скульптуры Будды Гаутамы (Будды сегодняшнего времени), Майтрейи (Будда бытия) и Будда Кашьяпа (Будда грядущего).Скульптуры выполнены из бронзы.Около стен в зале Юнхэгун стоят статуи 18 «достойных», а фрески изображают бодхисаттва Авалокитешвара.

    Именно зал символизирующий вечную защиту был основным пристанищем императора Юнчжэня, а в конечном итоге стал его усыпальницей.Первое, что бросается в глаза каждому вошедшему сюда статуя Будде медицины, Бхайсаджя-гуру.

    В части храма Дхармачакара была возведена скульптура Дже Цонкапа, основателю Гелук.Это зал, где проводятся практически все церемонии.В павильоне 10000 удач установлена сандаловая статуя Майтрейи, которая была отмечена книгой рекордов Гиннеса в 1993 году как самая высокая, так как ее высота составляет 26 метров.

    Как добраться до храма «Юнхэгун»

    Храма расположен рядом со станцией метро — Yonghegong, кроме того, здесь ходят автобусы и прочий общественный транспорт.Территориально храм находится в пекинском районе Дунчэн, около севере-восточного угла второй кольцевой.

    Тибетский храм Джокхан: прошлое и настоящее Текст научной статьи по специальности «Религия.Атеизм»

    Аннотация научной статьи по религии и атеизму, автор научной работы — Гарри Ирина Регбиевна

    В статье на основе различных источников, а также личных впечатлений автора, рассказывается об истории и современном состоянии главного буддийского храма Лхасы Джокхан .Особое внимание уделяется наиболее значимым статуям, в том числе главному священному объекту храма – статуе Будды Шакьямуни Джо .Делается вывод о том, что Джово Шакьямуни является главной святыней не только храма, но и всего Тибета , поскольку тибетская традиция возводит ее возникновение ко временам самого Будды, а тибетцы верят, что статуя является воплощением основателя буддизма .

    Похожие темы научных работ по религии и атеизму , автор научной работы — Гарри Ирина Регбиевна,

    The Tibetan Temple of Jokhang: The Past and the Present

    The article refers to different sources and the author’s personal impressions to cover the history and the present state of Jokhang, the main Lhasa Buddhist temple.It describes its most important statues including its central sacred image of Jo Shakyamuni Buddha.It concludes that Jowo Shakyamuni is not only the most venerated statue of the temple but also of the whole Tibet as it is traditionally believed to be created during Buddha’s life and to be the real embodiment of the founder of Buddhism.

    Текст научной работы на тему «Тибетский храм Джокхан: прошлое и настоящее»

    ТИБЕТСКИЙ ХРАМ ДЖОКХАН:

    ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ*

    Тибет и его столица город Лхаса — места, которые, несмотря на свою отдаленность, всегда манили к себе россиян.Всем известны подвиги неутомимых исследователей Внутренней Азии Н.М.Пржевальского, П.К.Козлова, Г.Н.Потанина, Ю.Н.Рериха.Не будет преувеличением сказать, что их великие открытия были вдохновлены стремлением попасть в заветную столицу Далай-лам, которое, к сожалению, так и не было осуществлено.Тибет особо близок российским буддистам — бурятам, калмыкам и тувинцам.В конце XVII в.монгольские и тибетские монахи привнесли на окраины Российской империи буддийскую религию, а бурятские ученые Г.Цыбиков и Б.Барадин стали пионерами изучения в России этого отдаленного края.

    В настоящее время Тибет перестал быть тайной.Он открыт для посещений, большое количество российских туристов и паломников уже побывали в священной столице Тибета — Лхасе.Издаются дневники путешествий и туристические путеводители.Телевидение показывает передачи о «тайнах» Тибета.Вместе с тем труды Г.Цыбикова и Б.Барадина, написанные более ста лет назад, остаются едва ли не единственными в смысле глубокого проникновения в культуру и быт тибетского народа.

    Я побывала в Тибете несколько раз.Первый — зимой 1986 г., будучи студенткой-стажером.Летом 2012 г.была в командировке в Восточном Тибете (Кхаме).Пятый раз посетить Лхасу довелось осенью 2010 г.в составе экспедиции Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН в Западный Тибет и священную гору Тибета — Кайлаш.За двадцать с лишним лет, прошедшие со времени моего первого посещения Тибета и до последнего, произошли огромные изменения во внешнем облике Тибета.Средневековый город Лхаса с массами паломников, приходящими в зимние месяцы на празднование тибетского Нового года Лосар, преобразился в современный город с массами китайских и иностранных туристов.

    Не только внешние, но и глубокие внутренние процессы в корне изменили облик Тибета.С одной стороны, это — несомненные улучшения материальной жизни.С другой — заметная потеря самобытности.Широкие белозубые улыбки бедных, если не нищих, паломников сменились озабоченным выражением на лицах людей, пытающихся заработать на жизнь.

    * Работа выполнена при поддержке Программы фундаментальных исследований Президиума РАН № 33 «Традиции и инновации в истории и культуре» (проект «Роль традиции тибетского буддизма в религиозной культуре бурят»).

    Тибет стремительно меняется, и каждое посещение обнаруживает очередные колебания политики властей.В 2010 г.шокировало беспрецедентное ужесточение политики центрального правительства после массовых волнений в Тибете и Синьцзяне.Во всех населенных пунктах Тибета было сконцентрировано огромное количество военных и военной техники, запрещено свободное посещение иностранцами любых культовых и общественных мест, запрещены разговоры с местным населением и духовенством.Во всех людных местах Лхасы маршировали пятерки военных с автоматами наперевес, на крышах домов вокруг центральной площади Лхасы стояли снайперы с нацеленными на людей винтовками, а в небе постоянно летали военные вертолеты.

    В этом году в Кхаме поразило обратное.Я объездила практически весь Тибетский автономный округ Ганьцзы, что в провинции Сычуань, добралась даже до самого отдаленного уезда Дэргэ, проехав самый высокий в моей жизни перевал Чола (кит.Цюйэршань) в 6 168 м.Не было никакого контроля вообще.Ни в одной гостинице у меня не спросили паспорта, нигде не было военных.Более того, оказалось, что можно было без разрешения отправиться в Центральный Тибет до Лхасы через обычно закрытую Сычуань-Тибетскую трассу.Постоянные колебания китайской политики — это повседневная действительность современного Тибета, с которой тибетцы давно уже свыклись.Неизменным же в Тибете является их религия — квинтэссенция тибетской цивилизации и тибетского образа жизни, и вряд ли время может это изменить.

    В статье мне хотелось бы рассказать об истории и современном положении самого знаменитого храма Тибета и его главной религиозной святыне — статуе Будды Шакьямуни Джо.О храме писал в свое время наш соотечественник известный ученый Г.Цыбиков.Его описание не потеряло актуальности и поныне, став одним из важных источников настоящей статьи.Я привлекла также современные тибетские и китайские источники, а также свои наблюдения и впечатления, собранные во время многочисленных посещений храма.

    Из истории храма

    Храм Джокхан (Чжокхан) является самым древним буддийским храмом Лхасы, а находящаяся в нем статуя Будды Шакьямуни Джо (Джу, Джово) — главной святыней города и всего Тибета.

    История храма связана с самыми легендарными личностями истории Тибета.Она восходит ко времени правления 33-го царя Тибета, основателя тибетской империи, хранителя веры — дхармараджи Сонцзэн Гам-по (620-649).В 631 г.он перенес столицу в Лхасу (сначала она называлась

    Раса) и построил на вершине Красной горы Марпори белый дворец.Затем он женился на непальской и китайской принцессах, которые привезли с собой в качестве приданого изваяния Будды; китайская принцесса Вэнь Чэн — Шакьямуни Джово, непальская принцесса Брикхути — Акшобхья Ваджры (тиб.Микьёд Дордже).

    Каждая принцесса построила для своей статуи специальный храм, однако впоследствии они поменялись своими местами в храмах.Согласно тибетским источникам, это произошло следующим образом.Так, Джокхан первоначально назывался Раса Трулнан Цуглакхан и предназначался для статуи Микьёд Дордже.Непальская жена царя — Брикхути — решила построить для нее храм, на что царь дал свое согласие.Поскольку китайская принцесса Вэнь Чэн хорошо разбиралась в китайской астрологии и геомантии, Брикхути отправила к ней служанку расспросить о том, в каком месте лучше всего возвести храм.Вэнь Чэн сказала, что храм следует построить на месте озера Отан.Однако служанка недопоняла инструкций китайской принцессы, и когда днем озеро засыпали и возводили постройки, ночью боги и демоны все разрушали.На помощь строителям призвали священных коз, на которых переносилась глина для засыпки озера.В честь этих коз, помогавших в строительстве храма, и был назван храм (ра — коза, са — земля или глина, трулнан — манифестация, чудо).Однако все было напрасно: ночью все постройки по-прежнему разрушались.Тогда царь и царица обратились с молитвой к бодхисаттве Авалокитешваре, который сказал им: «Тибетская земля подобна лежащей на спине дьяволице, и для того чтобы ее подавить, необходимо на месте ее главных органов построить буддийские храмы»1.

    И царь начал одновременно возводить 12 храмов, которые приходились на плечи, локти, колени, ладони и ступни дьяволицы: четыре для подавления крайностей — Тадюл, четыре для нейтрализации негативных сил — Яндюл и четыре для защиты Тибета — Рунон.Два дополнительных храма были построены женами царя.Непальская царица построила Раса Трулнан Цуглакхан, который приходился прямо на сердце дьяволицы, а китайская принцесса — Рамоче.Для нас остается по-прежнему неясным, связана ли постройка Рамоче с этой историей или нет.

    После смерти Сонцзэн Гампо в 649 г.на престол вступил его внук Мансон Манцзэн (правил в 649-676 гг.).Тибетская летопись «Светлое зерцало царских родословных» повествует о том, как китайский император, узнав о смерти Сонцзэн Г ампо, послал в Тибет 500-тысячную армию, намереваясь после покорения Тибета увезти обратно в Китай статую Буд-ды2.Чтобы ее уберечь, статую вынесли из Рамоче и укрыли в Цуглакхане, в выступе за южной стеной, называвшейся Зеркальной (Мэлончан).Стену покрыли штукатуркой и нарисовали на ней изображение Манджушри.

    Акшобхья Ваджру перенесли, в свою очередь, в Рамоче.Есть также версия, что изваяние Акшобхья Ваджры китайские войска увезли «на однодневный путь»3.Статуя Джо простояла в темноте за стеной в течение трех царствований тибетских правителей.Затем в период правления царя Тидэ Цугтэна, или Меагцома (правил в 704-755 гг.), в Тибет отправилась китайская принцесса Цзинь Чэн, чтобы выйти замуж за сына Меагцома.К несчастью, молодой принц вскоре после женитьбы скоропостижно скончался.Принцесса, тем не менее, прибыла в Тибет и изъявила желание увидеть изображение Будды.В Рамоче статуи не оказалось, и принцесса нашла ее запертой в Раса Трулнане, извлекла и поместила в главный зал.После этого Цзинь Чэн установила ритуал почитания статуи и вышла замуж за царя Меагцома.

    В период, когда великий правитель Тибета, хранитель веры дхарма-раджа Тисрон Дэвцзэн (правил в 755-797 гг.) — сын Меагцома и китайской принцессы — еще не достиг совершеннолетия, всеми делами в царстве управлял всемогущий министр Машан из рода Тон.Он не стал приверженцем новой религии и поэтому решил отправить статую Будды в Индию.Однако это ему не удалось, так как даже 1 000 человек не могла ее сдвинуть с места.Тогда ее закопали в землю, но в стране начались голод и эпидемии.Опять было решено отправить изваяние в Индию, и снова ничего не получилось.Так, статуя перемещалась с одного места в другое.В конце концов, после того, как царь, достигнув совершеннолетия, замуровал Машана живым в гробницу и установил повсеместно буддийскую веру, Джово Шакьямуни был установлен в Цуглакхане, где находится и поныне.

    С того времени храм неоднократно разрушался и восстанавливался.Грандиозные разрушения он претерпел во время монгольского нашествия и культурной революции.Самые большие реставрационные работы были произведены в период правления Далай-ламы V и в 1980-е гг.Основатель школы Гелукпа Цзонхава изготовил для статуи корону из чистого золота, а для Акшобхья Ваджры — из чистого серебра.

    Исполняющая желания драгоценность

    Почему же так ценится это изваяние Будды Шакьямуни в Тибете — стране, где имеется, возможно, самое большое количество буддийских статуй в мире?

    Дело в том, что тибетцы свято верят: этот образ Будды Шакьямуни сделан при жизни Просветленного.Считается, что Будда лично освятил статую.Безграничная вера тибетцев превратила ее из обычного объекта в божественный, и когда они ее видят, то считают, что перед ними находится

    сам Будда.Они называют статую «Драгоценным Господином Буддой» и «Драгоценностью, исполняющей желания».Считается, что одно только лицезрение статуи трансформирует энергию человека в позитивную, то есть происходит «освобождение через видение».Как гласит предание, это изображение Будды изготовил небесный скульптор Вишвакарман под руководством повелителя богов Индры из 10 драгоценностей мира богов и людей, которые впоследствии были переплавлены, и статую отлили в настоящую форму.Долгое время она находилась в «обители богов», потом в Уддияне, а затем в Индии — Магадхе.Царь Магадхи подарил ее китайскому императору Тайцзуну, после чего она в качестве приданого китайской принцессы попала в Тибет.По тибетскому поверью, таких изображений Будды всего два: второе находится в месте рождения Будды — Бодхгайе.

    Статуя представляет собой высочайший образец буддийского искусства независимо от того, действительно ли она является «прижизненной».А вообще изображений Будды, создание которых буддийская традиция приписывает временам Будды, всего несколько в мире.Одним из таких изображений, возможно, является статуя Сандалового Будды, находящаяся в Эгитуйском дацане Республики Бурятия.

    Джово Шакьямуни находится в восточной стороне храма в специально отведенном для него святилище, представляющем собой небольшую комнату приблизительно 5 на 5 м.Статуя установлена посредине комнаты на возвышении, к которому ведут несколько ступенек.В настоящее время она обычно закрыта железной цепной решеткой, через которую паломники могут приложиться головой к ее ноге.Иногда решетку убирают, и несколько раз я видела ее без всякого ограждения.Статуя Джо отлита из сплава золота, серебра, бронзы и олова, больше человеческого роста и изображает Будду Шакьямуни в возрасте 12-ти лет, сидящего в ваджрной позе (общая высота 1,5 м).В ней содержится 13 613 таэлей чистого золота (20 419 унций, или 579 кг), и традиция называет ее золотой.Правая рука лежит на колене в жесте прикосновения к земле, левая — медитации.Рук не видно, потому что тело покрыто мантией из желтого китайского шелка.Статую отличают роскошные украшения.Индийская прическа волос закрыта короной из кованого золота со вставленными драгоценностями — бриллиантами, рубинами, сапфирами и полудрагоценными камнями, среди которых преобладают кораллы и бирюза.В зубцы короны инкрустированы изображения божеств.На груди — ожерелье в виде пластрона с большим количеством бирюзы и кораллов, и вставлена большая белая раковина с завитком по направлению часовой стрелки.По свидетельству Г.Цыбикова, на шее висели крупные четки, принадлежавшие китайскому императору минской династии, сейчас четок нет.В руке Будды — чаша.Перед ним на особой подставке — другая большая чаша, на

    которую поставлена ступа в виде пирамиды с уступами с насыпанными на нее зернами ячменя.На подставке также стоят несколько лампад, в которые паломники непрерывно добавляют принесенное с собой масло.

    Позади Джово Шакьямуни находится статуя Будды Дипанкары.Видны только ее голова и плечи.Согласно преданию, она была главным священным объектом храма до того, как туда переставили Джово Шакьяму-ни.Когда изваяние Будды Дипанкары хотели передвинуть, говорят, что оно человеческим голосом сказала: «Я не хочу отсюда уходить», тогда его расположили позади Шакьямуни.Вокруг стен святилища расположены 12 статуй стоящих бодхисаттв, сзади — статуи Далай-ламы VII, XIII, Цзонха-вы, Будды и других.

    Достопримечательности храма Джокхан

    Вернемся к самому храму и его остальным реликвиям.Его также называли Цуглакхан четырех радостей: двери в нем сооружены по схеме мандалы — радуются ламы; столбы возведены по схеме ритуального кинжала пурба — радуются тантристы; стены построены по схеме свастики — радуются бонпосцы; крыши возведены по схеме диаграммы (ре-умиг) — радуется тибетский народ.Вероятно, под всеобщей радостью подразумевалось, что храм — внесектарный и является святыней для всех тибетцев независимо от их принадлежности к какой-либо отдельной школе.Поскольку здание было построено непальской принцессой, оно обращено лицом на запад — в сторону Непала.

    Первоначально стены были кирпичными.Поперечные балки, опорные столбы и карнизы сделаны из смешения тибетского и непальского стилей, крыша покрыта черепицей и отражает влияние китайской архитектуры.Впоследствии крыши над святилищем Шакьямуни и Авалокитешка-ры позолотили, а в период правления Далай-ламы VI (1617-1682) все старые крыши были заменены позолотой.В 1409 г.регент Дракпа Гьялцен расширил здание перед воротами.Новые постройки были добавлены регентом Сангье Гьяцо и Далай-ламой VIII (1758-1804).Так постепенно храм приобрел свой настоящий вид.

    Цуглакхан построен в центре старого города Лхасы.Здание небольшое, внешне 2-этажного вида, на самом деле в нем 4 этажа, считая площадь крыши.Со стороны он напоминает обычные тибетские монастыри.Его площадь — более 16 700 кв.м., в нем находится более 30-ти святилищ, общая площадь построек составляет 25 100 кв.м4.

    Раньше некоторые департаменты тибетского правительства Кашаг располагались в храме.

    Ежегодно с 5-го по 26-е число первого месяца по тибетскому календарю представители всех монастырей Тибета собираются в Джокхане для проведения религиозного праздника Монлам.В старом Тибете во время Монлама управление Лхасой передавалось монахам монастыря Дрепунг.В храме сохранены многочисленные бесценные артефакты: более 300 буддийских статуй, фресок общей площадью более 2 600 кв.м., а также огромное количество рукописей, ксилографов, мемориальных досок, стел, танка, ритуальных и музыкальных предметов.

    Прямо перед входом в храм находятся три каменные стелы.На одной из них выгравировано тибетско-китайское соглашение 821 г.Исследователи полагают, что это был равноправный договор, подтверждающий границы между государствами по соглашению 783 г., если не считать неравенства в «родственных отношениях» государей: китайский император считался дядей, а тибетский цэнпо — племянником5.За стелой видно засохшее дерево, которое, как говорят, было посажено самой китайской принцессой Вэнь Чэн.У главных ворот находится навес, поддерживаемый шестью столбами.Слева под навесом располагаются два больших молитвенных барабана.Как во времена Г.Цыбикова, так и сейчас, под навесом и на прилегающем к храму участке площади огромное количество паломников с раннего утра выстраивается слева от ворот и совершает простирания.Туристы со входными билетами проходят в храм без очереди, однако внутри им очень трудно втиснуться в очередь, если возникнет желание поклониться божествам наряду с простыми паломниками.Под воротами, слева и справа, находятся обычные для тибетских храмов статуи четырех царей — хранителей учения (дхармарадж), по две на каждой стороне.

    Центр внутреннего двора находится под открытым небом.На стене по левую руку от входа во двор нарисована фреска, изображающая покорителя Тибет — Гуши-хана, беседующего с Панчен-ламой I.Далее следуют изображения 1 000 будд.В этом дворе рассаживаются монахи на богослужение во время религиозного праздника Монлам.Наверху слева виден красиво украшенный золотыми фигурами балкон.От него идут личные апартаменты Далай-ламы, в которых он останавливался во время праздника.На дальней стороне двора располагается длинный алтарь с масляными светильниками, за которым находится собственно храм Джокхан.

    Главное помещение первого этажа — квадратное.Центральная часть огорожена невысокой деревянной решеткой, внутри которой стоят статуи Падмасамбхавы, Майтрейи и 1 000-рукого Авалокитешкары.По периметру стен помещения располагаются небольшие комнаты-святилища, в которых находятся многочисленные изображения божеств.Паломники движутся посолонь вдоль стены, постоянно к ней прикасаясь, заходят в одно

    за другим святилища, совершают поклонения, подношения, подкладыва-ют масло в светильники.

    Джокхан, пожалуй, единственный храм Тибета, в котором в любое время сосредоточено огромное количество народа, царит необычайное религиозное воодушевление.Особенно поражает небывалый восторг тибетцев при виде Джово Шакьямуни.Многие плачут, каждый пытается задержаться у статуи и сделать как можно больше простираний, что очень нелегко при большом скоплении народа и давке в очереди.

    В храме находится более 30-ти комнат-святилищ.Их общее устройство таково: по стенам на возвышении находятся статуи божеств, а посредине стоит столб, вокруг которого размещены светильники.Как отмечал Г.Цыбиков, «не все божества пользуются одинаковым почетом, и посетитель сразу может отличить наиболее чтимых»6.Главной статуей храма, как мы уже говорили, является, Будда Шакьямуни Джо.Возможно, второй по своей значимости является 5-составной, 11-ликий и 1 000-рукий Авало-китешвара, который находится в середине северной стены.По одному из преданий, эта статуя чудесным образом появилась во времена царствования Сонцзэн Г ампо.По другому — была слеплена из смеси разных благовонных трав по приказу царя.Кроме того, считается, что внутрь ее помещено сандаловое изображение того же Авалокитешкары, привезенное из Индии.Существует еще одно предание: сам царь вместе со своими женами, непальской и китайской принцессами, слились с этой статуей в момент смерти.Именно поэтому ее и называют 5-составной, так как она состоит из главной статуи, сандаловой, царя Сонцзэн Гампо и двух его жен.Говорят, что настоящее изображение 5-составного Авалокитешвары было утрачено в период культурной революции, а находящееся в храме сейчас — копия, сделанная в недавнее время.Документами, подтверждающими это или обратное, мы, к сожалению, не располагаем.

    Далее через одну комнату в углу на антресолях находится большая статуя реформатора буддизма Цзонхавы.Существует множество легенд по поводу ее происхождения.По одной из них, она была сделана по приказанию царя Сонцзэн Гампо, который предвидел появление на свет великого ламы.Говорят, что Цзонхава, увидев изваяние, признал в нем самого себя и сообщил об этом посторонним.Те, увидев поразительное сходство, воздали почести, как самому ламе, так и его изображению.

    Совсем уже близко отсюда, через одну комнату, находится главная святыня храма — Будда Шакьямуни Джо, о которой мы уже рассказали.

    На втором этаже, прямо над главным входом, находится большое помещение, в котором расположены очень чтимые большие статуи царя Сонцзэн Гампо, китайской принцессы Вэнь Чэн и непальской принцессы Брикхути.Если проследовать по внутренней лестнице на третий этаж, то

    попадаешь в святилище богини Палден Лхамо, которая считается главным защитником Тибета, особенно среди приверженцев школы Гелукпа.Богиня также особо почитается женщинами.В комнате помещены две статуи богини, справа — в мирной ипостаси, слева — в гневной.В гневной ипостаси богиня держит меч, лицо ее закрыто тканью.Богине преподносят «сэр-жэм» — ячменное вино или водку.

    Монах, обслуживающий святилище Палден Лхамо, может разрешить войти в еще одну комнату, расположенную в задней части комнаты.Там находится Пелчок Дуган, в котором нет изображений, а только роскошно разукрашенные фрески защитников школы Гелукпа — Ямантаки, Махака-лы и Палден Лхамо.Стены — черного цвета, а божества нарисованы в белых, золотых и красных тонах.Из этой комнаты можно прямиком попасть на крышу храма.

    На открытой площадке 4-го этажа, или крыше храма, находятся 4 симметричных золотых павильона, украшенных ступами, бугорками, золотыми колокольчиками, отлитыми в виде божеств и животных.Драконы и колокольчики на карнизах испытали влияние китайской архитектуры.Над воротами храма находятся золотые священные лани и колесо учения, слева и справа установлены символы процветания буддизма — золотые гъялцены, напоминающие большие колокола.С крыши храма открывается прекрасный вид на главную площадь, город и дворец Потала.

    К особо почитаемым святилищам относится и святилище богини Тары, которое находится вне самого храма.Большое изваяние богини располагается в центре помещения, а за стеклянными шкафами — 21 манифестация Тары.Эта статуя, по преданию, находилась внутри храма.Гуши-хан в гневе за ее молчание в ответ на его вопросы, повелел вынести ее из здания.Но когда ее донесли до места настоящего местонахождения, она вдруг промолвила: «Я останусь здесь».Пораженные таким чудом, ее оставили на этом месте и воздали почести.

    Поклонение храму заканчивается его внутренним и внешним обходом.Внутренний обход (Нангкхор) проходит под навесом, где по периметру всего здания расположены молитвенные барабаны.Стены вокруг храма расписаны с обеих сторон картинами, изображающими 108 историй из многочисленных рождений Будды.Внешний обход (Бакхор) проходит по одноименной и многолюдной улице Лхасы, на которой с обеих сторон расположены многочисленные лавки, торгующие различными товарами религиозного предназначения.Целый день по ней движется толпа людей, особенно в утренние и вечерние часы.Люди быстро идут по улице в направлении солнца, перебирают четки, крутят молитвенные барабанчики, начитывают мантры.Немало паломников совершают ритуал обхода, простираясь по земле.

    Храм Джокхан и улица Бакхор — поистине сердце Тибета, где воочию чувствуешь его живое биение.

    Казалось бы, история храма и его главная реликвия имеют мало отношения к российской действительности.Однако нам представляется, что это не так.Тибет всегда привлекал россиян, в особенности азиатские народы России, своей особой духовностью.В настоящее время Тибет приобрел для России еще и другое значение: отношение к Тибету стало своего рода проверкой политической воли российского руководства.

    В 2008 г.мне довелось стать зрителем вручения Золотой медали Конгресса США Его Святейшеству Далай-ламе XIV, правда, не из залы Ротонды Капитолия, а с экрана на западном склоне капитолийского холма, где по торжественному случаю собралось огромное количество тибетцев и друзей Тибета.После окончания церемонии Далай-лама спустился в сопровождении киноактера Ричарда Гира, официальных лиц американского истеблишмента и тибетского правительства в изгнании и обратился к собравшимся с небольшой речью.Было отрадно видеть, как почитают и уважают Его Святейшество в Америке, как гордятся тибетцы своим лидером и как благодарны они поддержке, которую получают в западном мире.

    У нас же — совершенно иная ситуация.Китай является нашим соседом и стратегическим партнером, чем и обусловливается специфическое отношение правительства России к тибетскому вопросу, выражающееся, в частности, в многократных отказах МИД России предоставить въездную визу Далай-ламе XIV.Сама я по специальности китаист, и Китай для меня — почти что родная страна.Однако подобная позиция правительства России вызывает недоумение и у меня: получается, что интересы стратегического партнерства с Китаем для правительства важнее самочувствия собственных граждан-буддистов, лишенных возможности встретиться с иерархом своей буддийской традиции.В конце концов, буддизм и на деле является, и официально признается одной из традиционных религий нашей многонациональной и многоконфессиональной страны.Думается, что проблема эта — отнюдь не второстепенная, она весьма остра и актуальна.А потому хотелось бы, чтобы власти все-таки обратили на нее внимание.Хочется надеяться и на другое: работы ученых, в том числе и эта статья, смогут оказаться полезными в деле установления истинного добрососедства и партнерства между народами России и Китая.

    1 Chos ‘phel gyis brtsams.Gangs can ljongs kyi gnas bshad lam yig gsar ma: Lha sa khul gyi gnas yig.Beijing, 2004.P.10.

    2 Тибетская летопись «Светлое зерцало царских родословных».Л., 1961.С.23.Tibetskaya letopis “Svetloe zertsalo tsarskikh rodoslovnykh”.Leningrad, 1961.

    3 Цыбиков Г.Ц.Буддист-паломник у святынь Тибета // Цыбиков Г.Ц.Избранные труды.Т.1.Новосибирск, 1991.С.79.

    Tsybikov G.Ts.Buddist-palomnik u svyatyn Tibeta // Tsibikov G.Ts.Izbrannye trudy.Vol.1.Novosibirsk, 1991.P.79.

    4 Xizangde simiao he cenglu.Beijing, 1995.P.9.

    5 Кычанов Е.И., Мельниченко Б.Н.История Тибета с древнейших времен до наших дней.М., 2005.С.65.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Алиса Синдеева
    Написано статей
    398
    Ссылка на основную публикацию