Древнеиндийские веды

Тема статьи: Древнеиндийские веды - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Древнеиндийские веды

Веды – это наиболее известные священные писания индуизма.Считается, что у Вед нет автора, и что они были «ясноуслышаны» святыми мудрецами далёкого прошлого, а спустя много тысячелетий, когда из-за духовного падения человечества с наступлением кали-юги всё меньшее количество людей стремилось изучать Веды и передавать устно (как того требовала традиция) из поколения в поколение, Ведавьяса («веды скомпилировавший») структурировал остававшиеся доступными в то время священные писания и организовал их запись, оформив эти тексты в четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа.

Ригведа (Ригведа-самхита – её фактический текст) состоит из 10522 (или 10462 в другой версии) шлок (стихов) , каждая из которых написана в определённом стихотворном размере, таком как гаятри, ануштубх и т.д.Эти 10522 стихов-мантр сгруппированы в 1028 сукт (гимнов) , которые, в свою очередь, сгруппированы в 10 мандал (книг) .Размер этих мандал неодинаков – например, во 2-ой мандале содержится 43 сукты, в то время как в 1-ой и в 10-ой – по 191 сукте.Стихи Ригведы на санскрите называются «рик» – «слово просветления», «ясноуслышанное».

Все мантры Ригведы были открыты 400-ам риши, 25 из которых были женщинами.Некоторые из этих риши соблюдали обет безбрачия, в то время как другие состояли в браке.Ригведа в основном посвящена гимнам-мантрам, восхваляющим Господа и Его различные воплощения в форме божеств, наиболее часто упоминаемые среди которых – Агни, Индра, Варуна, Савитар и другие.Из божеств Троицы в Ведах в основном упоминается только Брахма (Брама, «Господь-Творец») , который в Ведах персонифицируется фактически как Сам Брахман («Бог») .Вишну и Шива на момент записи Вед упоминаются только как второстепенные божества.Самаведа состоит из 1875 стихов, и 90% её текста повторяет гимны Ригведы, отобранные для Самаведы по особой мелодичности звучания.В Яджурведе, состоящей из 1984 стихов, содержатся мантры и молитвы, используемые при проведении ведических ритуалов.Позже из-за противоречий между многочисленными философскими школами Яджурведы она была разделена на Шуклаяджурведу («Светлая Яджурведа») и Кришнаяджурведу («Тёмная Яджурведа») , и таким образом Вед стало пять.На момент записи Яджурведы из 17 имевшихся в древности сакх (ветвей) Шуклаяджурведы осталось 2; из 86 ветвей Кришнаяджурведы – 4.Примерно такое же соотношение утраченных текстов относится и к другим Ведам.В Атхарваведе, состоящей из 5977 шлок, содержатся не только гимны, но и всесторонние знания, посвящённые помимо религиозных аспектов жизни также и таким вещам, как науки земледелия, управления государством и даже вооружения.Одно из современных названий Атхарваведы – Атхарва-Ангираса, по имени святых мудрецов и великих магов этой линии.Так возникли четыре Веды, хотя иногда говорят о пяти Ведах с учётом разделения Яджурведы на Шуклаяджурведу и Кришнаяджурведу.


Манускрипты священных текстов на языке каннада в Восточной библиотеке (Oriental Library) Майсура

Практический акцент Атхарваведы сыграл свою роль в том, что она долго не признавалась сторонниками траяведы (трёх Вед) как одна из Вед.Жёсткое противостояние, начавшееся во времена атхарвических мудрецов Бхригу и Ангираса и траяведческого Васиштхи, в частности, стоило жизни Васиштхе, Его внуку Парашаре и другим святым мудрецам, и только сыну Парашары – Кришне Двайпаяне (имя, данное Ведавьясе при рождении) ценой героических дипломатических и не только усилий удалось примирить сторонников этих четырёх Вед, когда при дворе императора Шантану (отца Гангеи, больше известного как Бхишма – «ужасный [«дед»]») была проведена 17-дневная яджня впервые с участием священников от каждой из четырёх Вед, и Атхарва-лора («лора» – «груда знания») была признана Атхарваведой.Во время этих событий Ведавьяса женился на дочери святого мудреца Джабалы – главного в то время иерарха Атхарваведы, носившего титул «атхарван», и от этого брака родился один из наиболее выдающихся святых мудрецов Индии – Шука (Шукадева Госвами) .

В 1898 году известный индийский учёный Бал Гангадхар Тилак (1856-1920) издал книгу «Арктическая родина в Ведах», в которой он утверждает, анализируя древнейшие памятники литературы – Веды и Авесту, что прародина ариев существовала в арктическом регионе, а последнее оледенение вытеснило арийские расы с севера на земли Европы.Индийский учёный увидел в древних текстах точное отражение не только исторических, астрономических, но и геофизических реалий, связанных с Заполярьем.Это открытие позволило Тилаку на десятилетия опередить выводы археологов, филологов, физиков и астрономов и способствовать общему прогрессу знаний об изначальной истории человеческой расы и истории населяемой этой расой планеты.На основе всестороннего анализа – возможно первого за всю историю традиции передачи Вед – Тилак доказал, что Веды были созданы не на территории современной Индии, а в Арктике, и не индусами, а арийцами, ядро которых в течение тысячелетий при постепенном похолодании мигрировало из Арктики через Кольский полуостров и тогда ещё комфортно-тёплую Сибирь (город ОМск и тамошняя речка ОМь 😉 в Индию, принеся с собой в конце концов остатки учения, которое затем было ещё больше утрачено в Индостане в течение нескольких тысячелетий и, в конечном счёте, записано Ведавьясой в виде четырёх нынешних Вед.

Нет нужды говорить, какому грандиозному чёрному пиару 😉 подвергся после выхода этой книги Б.Г.Тилак со стороны ортодоксальных индийских браминов и националистических кругов Индии, и его не всегда спасал даже статус одного из лидеров национально-освободительного (от британского владычества) движения Индии, который всегда всем остальным давал абсолютную индульгенцию, включая Субхаса Чандру Боса .Впоследствии в честь визитов Чандры Боса к Гитлеру была сформирована «индийская нацистская партия», которая существует до сих пор, о чём свидетельствуют плакаты, висевшие весной 2007 г.в Харидваре и Ришикеше.Причём Б.Г.Тилака брамины активно третировали ещё при жизни этой живой иконы национально-освободительного движения Индии, что позволяет оценить крайнюю степень возмущения браминов «еретизмом» идеи привнесённой извне арктическо-арийской (т.е.не местной индостанско-дравидийской) родины Вед ;).Вообще изучение Индии при семилетнем проживании в ней невообразимо меняет восприятие доминирующих за пределами Индостана рекламно-гламурных штампов об экзотике этой жемчужины Востока 😉 Как, например, «биография [Чандры Боса] в определённой степени рассеивает миф о пацифизме и «толстовстве» индийского народа».

В древнем ведийском учении (в Ведах) Богом-Абсолютом считался Брахма (это слово стало основой санскритского слова «Брахман»), и в «жёны» главному божеству была «назначена» богиня, олицетворявшая самую полноводную реку ведийских времён – Сарасвати.В современном индуизме река Сарасвати считается то ли мифической, то ли подземной, якобы сливающейся с Гангом-Гангой и Ямуной в Праяге (Аллахабаде).Но современные научные исследования показали, что высохшая примерно в 1900 г.до н.э.река Сарасвати была наибольшей водной артерией процветающей хараппской цивилизации, в бассейне которой находилось более 2 тысяч раскопанных археологами поселений и 35 городов, среди которых уничтоженный ядерным взрывом 4 тысячи лет назад большой город Мохенджо-Даро.

В некоторых местах ширина русла Сарасвати достигала 7 км.Согласно научным исследованиям, продолжительность благоприятного климатического «окна» для сельскохозяйственной деятельности в данной местности составила две тысячи лет.Примерно в этот период между реками Сарасвати и Дришадвати (также впоследствии высохшей, протекавшей к востоку от реки Сатледж) возникла легендарная Брахмаварта («страна Брахмы» на санскрите), в которой жил народ под названием бхараты, в среде которого оформились или дополнились священные тексты Вед, Махабхарата и другие священные тексты индуизма, которые в том или ином виде дошли до нас благодаря народностям, мигрировавшим в долину Ганга и другие местности с более пригодным для жизни климатом.

Продолжающаяся подвижка индостанской тектонической плиты (и, возможно, необъяснимые современной наукой древние высокотехнологичные войны анунаков как раз во времена исчезновения Сарасвати), заезжающей под азиатскую со скоростью в несколько сантиметров в год, привели к изменению рельефа местности (ещё раньше в результате этого движения появились Гималаи, продолжающие подниматься на пару миллиметров в год), в результате чего Сарасвати потеряла свои многочисленные притоки – река Сатледж изменила своё русло и стала впадать в Инд, Ямуна – в Ганг и т.д.Что характерно, одновременно с исчезновением Сарасвати – реки жизни древней ведийской протоцивилизации – потерял своё верховное положение и её «супруг» Брахма, который по распространённому у индусов представлению сейчас обладает значительно меньшим влиянием в пантеоне богов, чем Вишну или Шива.Но сформировавшийся ещё тогда ведийский философский Абсолют так и остался Брахманом, не став Вишнуном или Шиваном.

Другие ведийские и неведийские боги и племенные божки стали постепенно выходить на первый план, в том числе и из местных маргинальных культов, приведя к формированию таких религиозных движений, как бхагаваты (будущие вишнуиты), пашупаты (будущие шиваиты) и др.В Индии Брахме в настоящее время посвящён один-единственный большой храм – в раджастханском Пушкаре.Могучая река Сарасвати и появившаяся в её бассейне высокоразвитая цивилизация упоминаются в Ригведе более 50 раз.Одно из таких упоминаний:

1.Она понеслась вперёд питательным бурлящим потоком.
Сарасвати – оплот, железная крепость.
Река мчится, словно по проезжей дороге,
Мощно обгоняя (своим) напором все другие воды.

2.Одна среди рек выделилась Сарасвати,
Стекая с гор, чистая, к морю.
Замечая богатство обширного мироздания,
Доится она для рода Нахуши жиром (и) молоком.

Этот факт наглядно демонстрирует, что Ригведа появилась ещё до высыхания Сарасвати, т.е.что ей уже более 4 тысяч лет.В западном научном индологическом сообществе, долгое время пребывавшем под значительным влиянием политики британской колониальной администрации (нёсшей «культуру» и «демократию» «индусам-дикарям»), и взгляды которого на ведийские писания сформировались с нуля за последние два с небольшим столетия, Ригведу принято датировать не ранее 1200 г.до н.э.При этом знаменитый индолог Макс Мюллер в 1899 г.в своей поздней работе «Шесть систем индийской философии» признал крайне спекулятивную природу своей хронологии Вед, написав: «Какой бы ни была датировка ведических гимнов, 1500 или 15000 лет до н.э., они занимают своё уникальное место в мировой литературе».

В стихе 26.2 Яджурведы прямо говорится, что все наделены правом изучать Веды – брамины, кшатрии, вайшьи, шудры, чандалы (неприкасаемые) , деградировавшие люди и изгои.Но, тем не менее, ортодоксальные брамины, которые явно читают Веды так же часто, как и «христиане» Библию (в действительности в СНГ непросто найти человека, который хотя бы раз в жизни прочитал хотя бы все 4 канонические евангелия и Деяния апостолов, не говоря уже о пятитомнике «Добротолюбие») , в своём слепом эгоизме всячески ограничивают право шудр (и уж тем более внекастовых неприкасаемых!) на изучение Вед.Причина этого в общем-то понятна – поддержание статуса представителя избранной касты и соответственно сборщика «подати» за проведение всяческих обязательных религиозных ритуалов, коих в индуизме многие десятки, и стоимость которых очень даже немалая.Брахману (брамину) кесарево 😉 При этом с точки зрения нравственных норм древности в Индии уже не осталось кастового деления, поскольку подавляющее большинство населения относится фактически только к одной касте – к шудрам (это в лучшем случае) .Повальное увлечение индийцев мясоедением (производство и потребление курятины в Индии согласно официальной статистике удваивается ежегодно с 2001 г., а крайне неоднозначная националистическая партия BJP лоббирует закон о разрешении строительства коровьих боень по всей Индии – пока они легальны только на территории коммунистических Кералы и Западной Бенгалии) с точки зрения индуистских традиций выводит таких индусов за рамки кастовой системы, фактически превращая их во внекастовых изгоев.

Веды состоят из основного их текста, который называется самхиты, а также трёх дополнительных разделов, которые большинство пандитов (ведических учёных) не относят к собственно тексту Вед: 1) брахманы – гимны и мантры, которые используются для проведения индуистских ритуалов, 2) араньяки – заповеди для лесных отшельников и 3) упанишады – философские тексты.Здесь стоит упомянуть, что такие тексты, как Махабхарата, Шримад Бхагаватам, Рамаяна и другие индуистские эпосы и учения с вполне официальной научной точки зрения ведологии как в Индии, так и во всём мире, не являются ведическими текстами, а к «ведической литературе» они относятся исключительно в переносном смысле.Самхиты Вед отображают на вербальном уровне экстаз упоения Богом древних риши, осознававших Бога всем своим существом, каждой его частицей.Санскрит (букв.»культура», «облагороженный») , на котором записаны Веды, – это язык, максимально приближённый к миру богов, и звучание и вибрации санскрита буквально передают значение и вибрационную сущность вещей с тонкого плана, что фактически делает любое санскритское слово или предложение мантрой (заклинанием) , а алфавит санскрита графически передаёт вибрации произносимых слов (алфавит санскрита – деванагари – буквально означает «из обители богов») , будучи чем-то похожим на фигуры Лиссажу, и это одна из причин того, почему он так усложнён по сравнению с остальными более современными алфавитами, при создании которых удобство пользования языком стало важнее точности передачи вибрационной сути вещей.Здесь может быть упомянут давний спор между «натуралистами» и «конвенционалистами», восходящий ещё к диалогу Платона «Кратил».Натуралист Кратил утверждает, что в словах отражается «естественное сходство» между формой слова и изображаемой им вещью; возражающий ему конвенционалист Гермоген, напротив, говорит, что «какое имя кто чему-либо установил, такое и будет правильным».Аргументация Сократа в пользу натуралистов интересна, в частности, тем, что отправляется от тезиса об «инструментальности» языка: «имя есть некое орудие.распределения сущностей, как, скажем, челнок – орудие распределения нити».Поскольку язык является инструментом, а имена служат для различения вещей, которые они обозначают, то они не могут не отражать природу самих вещей.И хотя для современных учёных этот спор всё ещё актуален, точка зрения на этот вопрос святых мудрецов древности, которые создали санскрит, совершенно ясна.Но, несмотря на всё это, Веды – яркий пример текстов, в которых теряется почти вся сущность описываемых вещей, когда она низводится до вербального уровня.Ещё больше усугубляет ситуацию тот факт, что из-за огромного количества содержащихся в Ведах дискурсов (сверхфразовых единств) многоуровневой вложенности (с игрой синонимов, омонимов, словосложения и слов с частичной схожестью) невозможно выполнить хоть сколько-нибудь полноценный их перевод ни на один другой вербальный язык.А ещё больше усугубляет ситуацию тот факт, что очень многие санскритские слова имеют три или более (нередко пять) разных значений в зависимости от уровня их использования – мирского, связанного с тонкими мирами или духовного, причём значение слова на мирском уровне может быть совершенно противоположным его значению на духовном, как, например, в случае со словом «агхора», и один и тот же стих на санскрите в зависимости от уровня понимания читателя может иметь разные значения.Ниже приведены примеры типичного текста Вед:

Кто величием превзошёл небо, –
Митра далеко простирающийся, –
Славой (он) пре(взошёл) землю.

Мы хотим встретить этот желанный
Блеск бога Санитара,
Который должен поощрять наши поэтические мысли!

Примечательно, что последнее трёхстишие – это перевод мантры Гаятри, сделанный в советские времена в Ордена Трудового Красного Знамени Институте востоковедения, что позволяет сделать вывод о «качестве» их остальных переводов, «выполненных с санскрита» (чаще всего с переводов на европейские языки западных востоковедов с частичной сверкой с санскритом) .При чтении текста ветхих Вед невозможно понять то возвышенное состояние, которое испытывал их «автор» – риши-провидец.Главный персонаж пятого романа Пелевина высказалась об этом так: «Останутся мёртвые корки слов, а ты будешь думать, что в них по-прежнему что-то завёрнуто.Так считают все люди.Они всерьёз верят, что у них есть духовные сокровища и священные тексты».

Веды, вне всякого сомнения, в высшей степени достойны восхваления.Но Даттатрея сказал следующее: «Веды – это самое прекрасное из всего.Проведение всяческих яджн – ещё лучше.Повторение мантр (джапа) – ещё лучше, чем яджны.Путь Знания (джняна-марга) – лучше джапы.Но ещё лучше Знания (самоисследования) медитация, в которой исчезают всяческие совокупные окрашивающие её примеси (рага, т.е.дуализм и привязанности) .[Именно] в такой [медитации] следует достигать извечное Достижение-Осознание» («Йога-рахасья» («Мистерия йоги») 3.25) .

Главный персонаж пятого романа Пелевина в диалоге со своим другом сказала следующее: «Находясь в «неудачном месте» (персонаж назвала одним словом это место, которое расположено в районе самой нижней из семи чакр, и в этом слове столько же букв, сколько лепестков имеется у этой чакры; символично, что именно в этой «фундаментальной» или «конкретной» чакре чаще всего находится сознание большинства людей) , ты можешь сделать две вещи.Во-первых – постараться понять, почему ты в нём находишься.Во-вторых – вылезти оттуда.Ошибка отдельных людей и целых народов в том, что они думают, будто эти два действия как-то связаны между собой.А это не так.И вылезти из «неудачного места» гораздо проще, чем понять, почему ты в нём находишься.– Почему? – Вылезти из «неудачного места» надо всего один раз, и после этого про него можно забыть.А чтобы понять, почему ты в нём находишься, нужна вся жизнь.Которую ты в нём и проведёшь».

Другими словами, изучение Вед без гораздо более важного и благотворного приложения усилий к преобразованию сознания посредством медитации и самоанализа – это попытка на уровне ума понять божественное состояние сознания риши, которое было выхолощено посредством описания его словами.Семантика вербального языка не позволяет передавать трансцендентальные понятия (© автора сайта) .Задача эта невозможная и заранее обречённая на неудачу.Без медитации схоластическое изучение Вед не принесёт наивысшего блага, и именно об этом и сказал Даттатрея в «Йога-рахасье».Свами Вивекананда сказал так: «Цепляние за книги только разлагает ум человека.Можно ли вообразить богохульство более ужасное, чем заявление, будто в той или иной книге содержится познание Бога? Как смеет человек провозглашать бесконечность Бога и пытаться втиснуть Его между обложек тощей книжонки! Миллионы людей погибли, потому что не верили написанному в книгах, потому что отказывались видеть Бога на книжных страницах.» («Раджа-йога», 1896 г.).Человеку необходимо собственное преображение, и достигается оно исключительно нравственно-волевыми усилиями практикующего с применением техник духовного роста.Как было сказано в предисловии к Авадхута-гите, «без собственного внутреннего преобразования человек не сможет ни понять То адвайтическое состояние, ни узнать о Нём из каких бы то ни было книг, ибо Оно совершенно трансцендентально и запредельно по отношению к человеческому бытию».В равной степени это относится и к Ведам.

Ирина Глушкова в книге «Из индийской корзины» пишет:

Однако в XIX в.на волне складывавшегося национального самосознания индийцев и попыток сознательной реформации индуизма Веды оказались в центре общественного внимания и стали объектом не механического повтора, а тщательного изучения с последующей реконструкцией и введением в практику ведийской ритуальности.

Рам Мохан Рой (1772-1833) , основатель знаменитого реформаторского общества «Брахмо самадж» и первый индийский брахман, нарушивший запрет на пересечение морей, считается «отцом современной Индии».Страстно выступая против политеизма и идолопоклонства, он доказывал подлинность «индусского монотеизма» ссылками на Веды.Ф.Макс Мюллер по этому поводу ехидно заметил, что Рой просто не представлял себе содержания Вед.И тем не менее именно этот человек, поддержанный группкой соратников, привлекая цитаты из священных книг, в том числе Вед, добился того, что в 1829 г.был законодательно запрещён обычай сати – самосожжения вдовы на погребальном костре умершего мужа.В дальнейшем Дебендранатх Тагор (1817-1905, отец Рабиндранатха Тагора) , возглавивший «Брахмо самадж», отправил в священный Бенарес четверых молодых людей для изучения каждой из четырёх Вед и поиска в них монотеистической концепции, а потом сам присоединился к компании и, устроив диспут с тамошними знатоками, совершил эпатажный поступок – отказался от догмата о непогрешимости Вед.

Даянанда Сарасвати (1824-1883) , ещё один великий индиец и основатель общества «Арья самадж», всю свою жизнь посвятил доказательству высочайшего авторитета Вед.Он обнаружил в них не только кладезь сведений о прошлом, но и информацию об огнестрельном оружии, паровозах, химических формулах, достижениях медицины и т.д., не выявленную ранее вследствие неумелого толкования текстов.Он декларировал: «Нигде в четырёх Ведах нет упоминания о множестве богов, скорее есть ясное утверждение, что бог – един».

Сарасвати считал, что множество имён лишь индивидуализирует различные аспекты божественного.К тому же он не сомневался, что Веды могут стать подлинной основой для объединения всей страны, и совершил сенсационный поступок, переложив их на разговорный хинди – так доступ к священному знанию получили женщины и низшие касты.От Сарасвати тянутся ниточки к не существовавшему ранее индусскому прозелитизму – именно он переосмыслил традиционный индусский ритуал шуддхи (очишение) , применяя его для возвращения в индуизм индийских мусульман и христиан.

Ещё более известный за пределами своей страны индиец Ауробиндо Гхош (1872-1950) , чьё имя носит Ауровиль, город всемирного духовного братства (Индия) , писал: «Даянанда утверждает, что в ведийских гимнах можно найти истины современного естественно-научного знания.Я хотел бы добавить к этому, что, по моему твёрдому убеждению, Веды содержат в себе, кроме того, ряд таких истин, которыми ещё не обладает современная наука» (цит.по: Литман А.Д.Идейная борьба в современной Индии по вопросу о месте и роли веданты в национальном культурном наследии.– Культурное наследие народов Востока и современная идеологическая борьба.М., 1987, с.128) .

В 1987 г.в Индии разразился грандиозный скандал, когда на свет извлекли пролежавшие более 30 лет в железных сундуках неизданные труды Бхимрао Рамджи (Бабасахеба) Амбедкара (1891-1956) , создателя индийской Конституции, «отца индийского федерализма» и инициатора перехода неприкасаемых каст в буддизм (хотя Будда никогда не критиковал кастовую систему, Он всячески её игнорировал, смотря только на уровень развития каждого индивидуума; этого Будде так и не смогли простить индусские брамины, в результате объявившие Его лже-аватаром и впоследствии причислившие Будду к аватарам Вишну – девятым из десяти – с целью окончательно уничтожить буддизм в Индии как самостоятельное учение, а в рамках самого индуизма относясь к Будде как к самому непочитаемому из всех аватаров Вишну; похожая судьба постигла Даттатрею; прим.автора сайта) .На страницах «Загадок индуизма» утверждалось: «Веды – никчёмный набор книг.Нет никакого резона считать их священными или непогрешимыми» (Ambedkar B.R.Writings and Speeches.Vol.4.Unpublished Writings.Riddles in Hinduism.Bombay, 1987, p.8) .Далее Амбедкар объяснил, что за непомерным возвеличиванием Вед стояли заинтересованные во власти брахманы (брамины) , чьё происхождение всё тот же гимн о жертвоприношении первочеловека связывал с устами Пуруши (Его рот стал брахманом.X.90, 12) (История жизни Амбедкара – это щемящая сердце история гения, родившегося внекастовым «неприкасаемым» в Индии и, с одной стороны, ставшего «иконой» национально-освободительного движения и человеком, создавшим Конституцию независимой Индии и её законодательное право, а с другой стороны постоянно испытывавшем на себе издёвки всех окружающих кастовых индусов и бывших «друзей по идейной борьбе», которые до независимости Индии использовали его авторитет гения и агитацию за равноправие всех людей независимо от касты в своей борьбе против британского владычества в Индии , а после получения независимости «вдруг» вспомнили ему его происхождение и всячески давали ему понять, что неприкасаемому не место среди ставших «новыми белыми» (после ухода британцев в 1947 г.) представителей индусской политической элиты Индии; прим.автора сайта) .

Ригведа неоднократно переводилась на западноевропейские языки.Первый полный перевод на французский был выполнен к середине XIX в.Затем последовали сразу два немецких перевода – стихотворный (1876-1877) и прозаический (1876-1888) .Позднее на немецком же был издан перевод К.Гельднера, ставший вехой в ведологии, а за ним последовали другие.На русский язык первые восемь гимнов Ригведы были переведены Н.Крушевским в 1879 г.Значительно позднее по нескольку гимнов перевели Б.Ларина (1924 г.) и В.А.Кочергина (1963 г.) .И только в 1972 г.русскому читателю представилась возможность познакомиться сразу с десятой частью Ригведы (104 гимнами) в переводе Т.Я.Елизаренковой.В 1989 г.в издательстве «Наука» вышел первый том первого полного научного перевода Ригведы на русский язык: мандалы I-IV в переводе Т.Я.Елизаренковой с примечаниями и объёмной статьёй «»Ригведа» – великое начало индийской литературы и культуры».В 1995 г.вышел второй том (мандалы V-VIII) , а в 1999 г.– третий том (мандалы IX-X) ; оба содержат скрупулёзные примечания и обширные исследовательские статьи, реконструирующие мир идей и вещей древних индийцев.Недавно все три тома были переизданы.Доступна на русском языке и антология заговоров в переводе Т.Я.Елизаренковой – «Атхарваведа.Избранное» (М., 1976) .(Несколько лет назад также был издан перевод с английского на русский всей Самаведы под редакцией С.М.Неаполитанского, прим.автора сайта.)

В 1966 г.Верховный суд Индии сформулировал правовое определение индуизма, с тем чтобы в сфере юрисдикции отличать его от других индийских религий, а в 1995 г., рассматривая дела о религиозной принадлежности, уточнил семь основных положений, свидетельствующих об «индусскости» их носителя.Первым было названо «признание Вед в качестве наивысшего авторитета в религиозных и философских вопросах и единственного фундамента индусской философии».

На Западе термины «индуизм» и «ведическое учение» воспринимаются практически синонимами, но здесь есть одна тонкость.Автор статьи прожил в индийских ашрамах несколько лет, и ему хорошо знакомо, скажем так, сдержанное отношение большинства индийских святых к индусской массе.В соответствии с кастовой системой самих индусов каждый 6-ой индус – это вообще внекастовый изгой, которому, сколь бы образован он ни был, не разрешается пользоваться общим краном питьевой воды, питаться в обычных кафе, жить в обычных отелях, ему ничего нельзя передавать из рук в руки (следует бросать передаваемое на землю; если хотите ощутить себя неприкасаемыми – посетите деревню под названием Малана, расположенную между долинами Парвати и Куллу в 4 км от перевала Чандракхани – жители этой деревни считают неприкасаемыми весь остальной мир 😉 , нельзя ничего ронять на поля и участки земли кастовых индусов, касаться своей тенью кастовых индусов и т.д.(слова «внекастовый» – «outcast» – и «неприкасаемый» примерно в 2007 г.получили в Индии правовой статус оскорбительных – сродни статусу слова «негр» в Америке, и вместо них теперь используется термин «далит» – «угнетённый»); в частности, в джунглях и пампасах Мадхья-Прадеша, где родился вышеупомянутый Амбедкар, неприкасаемые должны носить привязанный к поясу «хвост» из пальмовых листьев, заметающий их следы на земле, чтобы остальные индусы случайно не наступили на их следы и тем самым не осквернили себя.Из-за особенностей индийского социума в целом, или ещё по каким-то причинам, местные святые Индии стараются никогда не использовать распространённый на Западе термин «индуизм» по отношению к местной религии, используя вместо него термины «веданта», «ведическая дхарма» и «ведически-ориентированное учение»; в частности, об этом также говорит Роберт Свобода в книге «Агхора III» – «ведически-ориентированная (как и большинство «индусов», Вималананда терпеть не мог слова «индусская»)».Свами Вималананда – это святой индус и учитель Р.Свободы.Многие святые и просто утончённые натуры Индии воспринимают иностранный термин «индуизм» как нечто такое, что было бы равносильно каким-нибудь народным суевериям (всё же значительно проникшим в индуизм) вроде вуду с его разнообразными африканскими корнями.Людей Запада вводит в заблуждение тот факт, что ведическое учение соотносится только с индусами, поскольку, хотя ведическое учение (т.н.индуизм) охватывает миллиардную паству и распространено по миру, оно всё же не является классической мировой религией, т.к.до конца XX века ведическому учению был несвойственен прозелитизм (активное обращение в свою религию иноверцев и инородцев) , и потому оно достаточно чётко ограничено разбросанными по миру индусами (генетическими потомками обитателей Индостана) – Индией, Непалом, Шри-Ланкой, Индонезией, Сингапуром, Южно-Африканской Республикой, Маврикией, Кенией, Объединёнными Арабскими Эмиратами, Гайаной, Суринамом, США, Канадой, Великобританией и т.д.Тем не менее, всё же следует проводить чёткую грань между ведическим учением («индуизмом») и социальными обычаями кастовых индусов, в среде которых сформировали это учение древние святые, стоящие над национальностью и, как и все святые, фактически принадлежащие всему миру в силу их широты ума и неограниченности узколобыми интересами и рамками каст и догматов.Так сказать, «в рамках адвайты».

Индийские веды

Индийские Веды представляют собой сборник наиболее древних писаний индуизма.Считается, что ведические знания являются безграничными и благодаря им человек получает информацию, как добиться успеха в жизни и выйти на новый уровень.Веды Индии позволяют обрести многие блага и избежать неприятностей.В древних писаниях рассматриваются вопросы, как из материальной, так и из духовной сферы.

Веды – философия древней Индии

Веды записаны на санскрите.Считать их религией неправильно.Многие называют их Светом, а людей, живущих в неведении Тьмой.В гимнах и молитвах Вед раскрывается тема, кем являются люди на земле.Веды излагают философию Индии, согласно которой человек – духовная частичка, расположенная в вечности.Душа человека существует вечно, а умирает только тело.Основная миссия ведических знаний заключается в том, чтобы объяснить человеку, что он из себя представляет.В Ведах изложено, что в мире существует два вида энергии: духовная и материальная.Первая делится на две части: пограничную и высшую.Душа человека, находясь в материальном мире, испытывает дискомфорт и страдает, в то время как духовная плоскость для нее является идеальным местом.Осознав теорию, изложенную в индийских ведах, человек открывает для себя дорогу к духовному развитию.

В общем, существует четыре Веды:

  1. Ригведа.Содержит 1 тыс.гимнов.Некоторые песни относятся к времени, когда ведическая религия основывалась исключительно на силах природы.Кстати, не все гимны имеют отношение к религии.
  2. Самаведа.Сюда входят гимны, которые поются во время жертвоприношения Сомы.Стихи никаким образом не связаны друг с другом.Расположены они по порядку богослужения.
  3. Яджурведа.Сюда входят гимны для всех обрядов жертвоприношения.Эта Веда древней Индии наполовину состоит из стихов, а другая часть представляет собой жертвенные формулы, написанные прозой.
  4. Атхарвааеда.Здесь стихи являются цельными и расположены они, учитывая предметы содержания.Сюда входит большое количество гимнов, которые предохраняют от негативного действия божественных сил, различных болезней, проклятий и др.

Все древние индийские Веды состоят из трех отделов.Первый называется Сахиты и содержит он гимны, молитвы и формулы.Второй отдел – Брахманы и находится в нем уставы для проведения ведических обрядов.Последняя часть называется Сутры и входит в нее дополнительная информация к предыдущему разделу.

Древнеиндийские веды

Е.П.Блаватская пишет о древности и происхождении «Вед» следующее: «Веды (санскр.„Откровение“) — священные писания индусов, от корня вид, „знать“, или „божественное знание“.Они суть наиболее древние, так же как и наиболее священные из всех санскритских трудов.„Веды“ сначала передавались устно в течение тысячелетий и затем были собраны на берегах озера Манаса-Саровара (оз.Манасаровар) по ту сторону Гималаев, в Тибете.Когда это произошло? Тогда как их религиозные учи-теля, например Свами Даянанда Сарасвати, исчисляют их древность во многие десятки веков, наши современные востоковеды даруют им, в их теперешней форме, древность не более, чем между 1000 и 2000 гг.до Р.Х.Все же, в их конечной форме, как они составлены Веда-Вьясой, сами брахманы единодушно относят их к 3100 г.до христианской эры, ко времени, когда жил сам Вьяса… Их древность достаточно доказана тем фактом, что они написаны на такой древней форме санскрита, столь отличающейся от теперешней, что нет другого подобного труда в литературе.Лишь самые ученейшие из брахманов-пандитов могут читать „Веды“ в оригинале.

„Веды“ были окончательно обработаны и составлены за четырнадцать столетий до нашей эры; но к их древности это не имеет никакого отношения… Когда мы разбираем эти гимны.они представляют глубокий интерес как история человеческого разума, так как принадлежат намного более древнему периоду, чем поэмы Гомера и Гесиода.» *

Веды имеют огромное значение: во-первых, они приводят нас к истокам древней арийской религии, во-вторых, они дают нам ключи к пониманию Индии, в-третьих, они дают нам понимание основных идей эзотерической доктрины и всех арийских религий.Они заключают в себе знания древних индийцев о богах, человеке и жертвоприношении, соединяющем мир земной и божественный.В них отразились представления человека об окружающем мире, космосе, ритуале, социальном устройстве, этических ценностях и морали.Некоторые понятия, используемые в Ведах, позже переходят в философию и мировоззрение брахманизма — понятие о трехчастном строении мира, понятие майи, риты — мирового закона, управляющего Вселенной, понятия жертвы, пути и т.д.

14 – 21 марта (экскурсионный тур)

Фестиваль красок Холи в Индии (Дели – Джайпур – Агра – Гвалиор – Матхура и Вриндаван – Дели)

30 апреля – 10 мая (экскурсионный тур)

Духовные дороги Гималаев (Дели – Амритсар – Дхармсала – Манди – Ревалсар – Наггар – Манали – Шимла – Чандигарх – Дели)

В марте – апреле (еженедельные вылеты по субботам)

Как писал индийский ученый Р.Н.Дандекар, «Веды – это та музыка бесконечности, которая звучит извечно.Древние мудрецы слышали ее и передавали своим потомкам как самое драгоценное наследство.Веды – это шрути в том смысле, что это „ритм бесконечного, услышанного душой“».

Веды создавались постепенно, поэтапно, поэтому на данный момент мы знаем четыре основные книги.
«Ригведа» — «Веда гимнов», или основная веда.
Она представляет собой своего рода Библию человечества, от которой произошли все религиозные традиции.Эта веда — основной источник знаний о древнеиндийских божествах (в ней говорится о 333 или 330 миллионах богах).«Ригведа» была записана в период 1500–1000 гг.до н.э., но существовала значительно раньше.«Ригведа» состоит из 1028 гимнов, собранных в 10 книг-мандал.

На первом, самом раннем этапе индийской культуры очень важно было пробудить в человеке чувство мистики, священного отношения к богам, обозначить и объяснить основные принципы и силы, действующие в Природе, поэтому «Ригведа» составлена из гимнов.Эта книга была сложена на языке, который так и назывался «ведийский», а после обработки учеными-жрецами получил название санскрита.
«Самаведа» — «Веда напевов».
«Яджурведа» — «Веда жертвенных формул».
«Атхарваведа» — «Веда магических заклинаний».
«Атхарваведа» (наиболее поздняя) изначально была связана со жрецами культа огня, знатоками магии.Они заложили основы домашнего ритуала, который и по сей день играет в индуизме важную роль.«Пятая веда» — пураны.Приписыватся Вьясе, автору «Махабхараты».

К традиции шрути принадлежат помимо Вед и другие тексты, непосредственно опирающиеся на них и развивающие отдельные их стороны:
К каждой веде — самхите примыкают:
Брахманы — содержат комментарии к правилам, ритуалам.
Араньяки — размышления для тех, кто живет в лесах.
Упанишады (букв.«сидеть у ног Учителя») — тексты этического, философского и ритуального характера.

Брахманы в основном были предназначены для жрецов-брахманов.Основная их задача была — раскрыть, объяснить определённый порядок жертвоприношения.

Араньяки — это учения, посвященные отшельникам, араньяки в переводе означают «лесные книги».Для трех высших варн индуистов было четыре необходимых ступени развития; первая ступень — ученик, когда они начинали изучать Веды под руководством учителя; вторая ступень — «семьянин», как главный жрец семьи, который проводит основные ритуалы, отвечает за её развитие; третий этап в жизни брахмана — «отшельник», уход в леса для размышлений (как раз для этой части были посвящены араньяки, т.е.учения о духовном просветлении для начинающих отшельников, наставления о том, что такое жертва, созерцание, размышление, единение с Богом и т.д.).

Упанишады предназначались для четвёртой стадии развития «дваждырожденных» — отречения для пожелавших стать аскетами.В упанишадах содержится свод философских представлений ведизма.Упанишад 108, но основных 13.Они возникли (по официальным данным) в период VIII–VI вв.до н.э.В упанишадах и брахманах упоминаются определенные констелляции звезд в точно указанных положениях, что позволяет датировать время создания эпоса примерно 20 000 г.до н.э.Собственно упанишады стали основой одной из философских школ брахманизма — веданты (букв.«конец вед»).Упанишады — искусство достижения Божества, это наставления брахманов царям-кшатриям в мудрости.

В упанишадах появляются основные философские понятия: Брахман (единое, невыразимое и непостижимое Божество) и Атман (духовное начало человека, исходящее из Брахмана и тождественное ему), всеединство Божества и мира, понятие «Я», прана (тонкая жизненная энергия), Карма (закон причинно-следственной связи), сансара (перевоплощение, круговорот жизней и смертей) и мокша (освобождение от колеса сансары).

Индийские Веды — древний источник удивительных знаний

В древних индийских трактатах содержится множество научных знаний, до которых современная наука дошла совсем недавно или еще даже не подбиралась к ним.Предлагаем вам несколько фактов об удивительных знаниях ученых, живших тысячи лет назад.Индийские Веды — древний источник удивительных знаний.

Ве́ды (санскр.— «знание», «учение») — сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите (XVI-V века до н.э.).На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме и только гораздо позднее были записаны.Индуистская религиозная традиция считает Веды — несотворёнными человеком, вечными богооткровенными писаниями, которые были даны человечеству через святых мудрецов.

Ученые о Ведах

Для начала заметим, что мудрость древних Вед признавали многие знаменитые ученые и величайшие умы человечества XIX-XX веков.Американский философ и писатель Генри Дейвид Торо писал:

«В великом учении Вед нет ни тени сектантства.Оно предназначено для всех эпох, климатических регионов и наций и является королевской дорогой к достижению Великого Знания».

Лев Толстой в письме индийскому гуру Премананде Бхарати в 1907 году заметил:

«Метафизическая религиозная идея Кришны — вечная и универсальная основа всех истинных философских систем и всех религий».Он же писал: «Только такие великие умы, как древние индусские мудрецы, могли додуматься до этого великого понятия… Наши христианские понятия духовной жизни происходят от древних, от еврейских, а еврейские — от ассирийских, а ассирийские — от индийских, и все идут ходом обратно: чем новее, тем ниже, чем древнее, тем выше».

Любопытно, что Альберт Эйнштейн специально учил санскрит, чтобы прочитать в подлиннике Веды, в которых описывались общие закономерности физической природы.Многие другие известные люди, такие как Кант, Гегель, Ганди, признавали Веды как источник разнообразных знаний.

От нуля до кальпы

Древние математики в Индии ввели множество понятий, которыми мы пользуемся до сих пор.Заметим, что лишь в VII веке цифра 0 впервые начала упоминаться в арабских источниках, и только в VIII веке она дошла до Европы.

Однако в индийской математике понятие нуля (на санскрите «шунья») известно с IV века до нашей эры.Именно в Древней Индии впервые появилось эта цифра.Заметим, что без понятия о нуле не могли бы существовать бинарная система и компьютеры.

Десятичная система исчисления была также изобретена в Индии.В Древней Индии были известны число пи, а также теорема Пифагора, точнее, теорема Ба-удхаяны, который ее впервые изложил в VI веке до нашей эры.

Самое маленькое число, приведенное в Ведах, — крати.Оно равно одной тридцатичетырехтысячной секунды.Самое большое число — кальпа — равняется 4,32 миллиарда лет.

Кальпа — это «день Брахмы» (в индуизме — бог творения).По прошествии этого периода наступает «ночь Брахмы», равная по продолжительности дню.Таким образом, божественные сутки длятся 8,64 миллиарда лет.Месяц Брахмы состоит из 30 таких суток, что составляет 259,2 миллиарда лет, а год — из 12 месяцев.Брахма живет 100 лет (311 триллионов 40 миллиардов лет), по прошествии которых умирает.

Бхаскара — первый!

Как мы знаем, польский ученый Николай Коперник выдвинул предположения о том, что Земля вращается вокруг Солнца, в 1543 году.Однако за 1000 лет до этого ведический астроном и математик Ариабхата утверждал то же самое: «Как человеку, плывущему на лодке, кажется, что деревья на берегах движутся, также и людям, живущим на Земле, кажется, что движется Солнце».

В работе под названием «Ариабхатия» ученый утверждал, что Земля круглая, вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца и «висит» в космосе.Кроме того, он привел точные данные о размерах Земли и Луны.

Теория притяжения также была хорошо известна астрономам древности.Мудрец Бхаскара в знаменитом астрономическом трактате «Сурья-сиддханта» писал: «Объекты падают на Землю вследствие силы ее притяжения.Земля, Луна, Солнце и другие планеты держатся на своих орбитах также силой притяжения».
Заметим, что Исаак Ньютон открыл закон притяжения только в 1687 году.

В «Сурья-сиддханта» Бхаскара приводит время, необходимое Земле, чтобы обойти вокруг Солнца: 365,258756484 дня.Современные ученые принимают цифру 365,2596 дней.

Ригведа утверждала, что Луна — это спутник Земли.

«Будучи спутником Земли, Луна вращается вокруг своей материнской планеты и сопровождает ее во вращении вокруг отцовской планеты — Солнца.Всего в Солнечной системе 32 планеты-спутника.Луна — единственный спутник, имеющий собственную индивидуальную природу.Размер остальных спутников не превышает 1/8 размера своих материнских планет.Луна — единственный спутник очень большого размера».

Происхождение материи разъясняли Упанишады: «Из него (Абсолюта) произошло пространство, из которого произошел ветер, из ветра произошел огонь, из огня — вода, а из воды — земля».Это очень похоже на последовательность происхождения материи, как ее понимают современные физики: плазма, газ, энергия.жидкость, твердое вещество.

Удивительные памятники прошлого

От древней ведической цивилизации остались не только теоретические знания, а вполне конкретные следы материальной культуры.Храмовый комплекс Ангкор-Ват в джунглях Камбоджи посвящен богу Вишну и является одним из самых удивительных памятников ведической цивилизации.

Это самое крупное религиозное сооружение мира.Его площадь составляет 200 квадратных километров, а на его территории проживали 500 тысяч человек!
Как было создано это удивительное сооружение, до сих пор остается загадкой.Вот что пишет Йошинори Ивасаки, директор Геоисследовательского института в японском городе Осака:

«Начиная с 1906 года в Ангкоре работала группа французских реставраторов.В 1950-е французские специалисты попытались поднять камни на крутую насыпь.Но так как угол крутой насыпи составляет 40°, после того как была построена первая ступень высотой пять метров, насыпь разрушилась.Была предпринята вторая попытка, но с тем же результатом.

В конце концов французы отказались от идеи следовать историческим технологиям и установили бетонную стену внутри пирамиды, чтобы сохранить земляные сооружения.Сегодня нам неизвестно, как древние могли строить такие высокие и крутые насыпи».

Рядом с Ангкором находится огромное водохранилище Западный Барай.Размеры водоема составляют 8*2,1 километра, а глубина — пять метров.Сделано оно в незапамятные времена.Поражают точность границ водохранилища и грандиозность выполненных работ.Этот огромный водоем имеет четкие прямые границы, что нехарактерно даже для современных подобных сооружений.

Еще в одном храме, расположенном в деревне Лепакши в Индии (штат Андхра-Прадеш), имеется загадка, которая не дает покоя многим исследователям.В храме находится 69 обычных колонн и одна особенная — она не касается земли.Местные гиды для развлечения туристов просовывают под нее газету, чтобы показать — колонна действительно парит в воздухе.

Долгие годы эксперты пытались разгадать тайну висячей колонны.Например, британские инженеры в период колонизации Индии даже пытались выбить ее с места, но, к счастью, у них ничего не получилось.До сих пор, несмотря на передовые инженерные знания и современное оборудование, ученые не смогли раскрыть тайну висячей колонны, нарушающей законы гравитации.

Рейтинг автора
Автор статьи
Влада Воеводина
Написано статей
148
Ссылка на основную публикацию