Дзэн буддизма

Тема статьи: Дзэн буддизма - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Дзен буддизм

Дзен (от яп.禅; санскр.ध्यान дхья́на, кит.禪 чань, кор.선 сŏн) — одна из самых больших и распространенных школ буддизма в Китае, Японии и прочих странах восточной Азии.Слово «дзэн» происходит от санскрито-палийского термина «дхьяна/джняна», означающего глубокое сосредоточение, созерцание, а так же отстраненность или избавление.В ранних текстах дзэн называют школой созерцания.

Дзен является развитием буддизма Махаяны.Научное название этого пути «Сердце Будды» («Буддха хридайя»), а более популярное «дзэн».

На сегодняшний день дзен — одна из самых известных школ буддизма, широко освещенная как в художественной литературе, так и в масс медиа.

Дзен буддизм принёс из Индии в Китай Бодхидхарма, после чего он получил широкое распространение в странах восточной Азии (Китай, Вьетнам, Корея, Япония).Традиции китайского чань, японского дзен, вьетнамского тхиен и корейского сон развивались во многом самостоятельно и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты в учении и стиле практики.Научное (официальное) название дзэнской традиции — Сердце Будды (Буддха-хридайя) В Японии дзен представлен несколькими школами: Риндзай, Обаку, Фукэ и Сото.

Передача традиции дзен восходит к Будде Шакьямуни, и он считается первым в линии передачи дзен.Вторым считается Махакашьяпа, которому Будда передал состояние пробуждения напрямую без слов, тем самым основав традицию дзен в форме прямой передачи учения «от сердца к сердцу».

Однажды Будда стоял перед собранием народа на Пике Грифов.Все люди ждали, когда он начнет учить дхарме, но Будда молчал.Прошло уже довольно много времени, а он ещё не вымолвил ни единого слова, в руке его был цветок.Глаза всех людей в толпе были обращены к нему, но никто так ничего и не понял.Потом один монах посмотрел на Будду сияющими глазами и улыбнулся.И Будда сказал: «У меня есть сокровище видения совершенной Дхармы, волшебный дух нирваны, свободной от нечистоты реальности, и я передал это сокровище Махакашьяпе».Этим улыбающимся монахом оказался как раз Махакашьяпа, один из великих учеников Будды. Махакашьяпа пробудился благодаря цветку и своему глубокому восприятию. Тит Нат Хан

Дзен буддизм распространился в Китае в V веке н.э.Учение дзен принес в Китай буддийский монах Бодхидхарма (в китайской традиции — Путидамо или просто Дамо, в японской — Дарума), часто называемый преемником 27 индийских патриархов буддизма, ставший впоследствии первым патриархом чань в Китае.Бодхидхарма обосновался в монастыре Шаолинь, считающемся в наши дни колыбелью китайского чань-буддизма.

После Бодхидхармы в Китае было ещё пять патриархов, после которых учение раскололось на северную и южную школу.Вторая впоследствии получила своё развитие и трансформировалась в пять школ дзен, из которых в настоящее время сохранилось только две: Цаодун и Линьцзи.Что касается вьетнамского тхиен , в конце VI века во Вьетнам прибыл Винитаручи, ученик Сэн-цаня, и основал первую школу тхиен.Дальнейшее развитие вьетнамского тхиен связывают со школой Во Нгон Тхонга, бывшего учеником Хуай-хая, и школой Тхао Дьюнга.Последняя школа была основана императором Ли Тхань Тонгом.Чуть ранее, в 968 году, тхиен стал государственной идеологией Вьетнама и в дальнейшем сыграл важную роль в его истории.Позднее во Вьетнаме появилась школа Чуклам, основанная императором Чан Нян-тонгом и не имевшая аналогов в Китае, школа Нгуен Тхиеу, близкая к школе Обаку, и школа Лиеу Куана, близкая к школе Линьцзи.

В 30-х годах XX века в стране активизировалось движение за возрождение вьетнамского буддизма и уже к началу 70-х годов во Вьетнаме велось строительство множества пагод.В настоящее время среди приблизительно 60 миллионов вьетнамцев около трети населения являются последователями Махаяны.Из всех школ Махаяны в настоящее время в стране наиболее влиятельными наряду со школами Буддизма Чистой Земли считаются тхиенские школы и, в особенности, школа Ламте (Линьцзи).

Дзен (польск., русск.– сон)пришёл в Корею ещё в VII веке, но получил там распространение только к середине IX века.

Дзен в Японии

В 653 году монах из Японии Досё прибыл в Китай для изучения философии Йогачары у мастера Сюань-цзяна.Вдохновленнвый им, Досё стал адептом дзен-буддизма и, вернувшись в Японию, возродил школу Хоссё, адепты которой тоже начали практиковать дзен.Первым медитационным залом школы стал зал в храме Нары.

В 712 году в Японию прибыл наставник винаи Дао-сюань, также практиковавший чань северной школы Шэнь-сю.Дао-сюань, прибыв в Нару, поспособствовал формированию тесных связей между школами Рицу (Винайя) и Кэгон (кит.Гуйян), а также развитию культуры Японии.Преемником Дао-сюаня стал Гьёхьё, а преемником Гьёхьё — Сэйкё (Дэндзё Дайси, 767—822), который стал одним из основателей школы Тэндай.Все они закрепили практику медитации в Японии.

В IX веке, приняв приглашение от императрицы Такибаны Какико, Японию посетил учитель чань школы Линьцзи И-кьюн.В Японии он давал учение императорскому двору, а позже принял руководство храмом Дэнриндзи в Киото, который был построен специально для него.Но И-кьюн не смог популяризовать учение во многом из-за отсутствия каких-либо решительных действий со своей стороны и через некоторое время вернулся в Китай.Такв Японии начался период застоя дзен, сопровождавшийся отдельными фактами угасания всего буддизма.

В настоящее время число последователей дзен в Японии составляет более 6 миллионов человек.Из них 4 миллиона человек входят в школу Сото, 2 миллиона человек в школу Риндзай и 100 тысяч человек в школу Обаку.

Распространение дзен на Западе

Из-за «закрытости» Японии европейцы впервые смогли познакомиться с культурой страны только в середине XIX века, но первое знакомство Запада с дзен буддизмом относится к 1913 году.

В этом году была издана книга-исследование К.Нукария «Религия самураев», но она не получила какой-либо известности, заинтересовав лишь специалистов.

Следующий этап распространения дзен на Западе связан с выходом книг профессора Д.Т.Судзуки (1870—1966), которые сильно повлияли на возрастание популярности дзен, особенно среди интеллигенции.

Первым западным автором, написавшим о дзен, стал А.Уотс, чья книга называлась «Дух дзен».В конце 50-х годов выходит множество книг об учении.Начинают издаваться книги европейских и американских дзен-буддистов, описывающих собственный опыт постижения учения в японских монастырях.

Д.Т.Судзуки и его ученики сформировали необходимые условия для «дзенской революции», повсеместно происходившей в 60-х годах среди молодежи и интеллигенции Запада.Главным образом успех Судзуки был основан на том, что он смог интерпретировать восточное учение в понятных европейским читателям терминах, дающих хорошее представление о теоретической и практической стороне учения.После Судзуки литература дзен развивалась в нескольких направлениях.

Продолжалось академическое направление, принимавшее во внимание труды Судзуки по интерпретации учения.Ещё одним направлением стала массовая литература, в частности художественная литература, предназначенная для широкого круга читателей.Неоднородность традиции на Западе соответствовала неоднородности учения в самой Японии, где также существовал «монастырский» дзен, дзен «философии жизни» и «популярный» дзен, рассматривавшийся как часть досуга и окружающего быта.

Особенности учения

В дзен преобладает иррациональность, необъяснимость и отсутствие обсуждений основ учения.

Мастер Энго, отвечая на вопрос «Что такое дзэн?», выразился следующим образом:

Дзен является учением, с одной стороны отрицающим логику, с другой стороны не противопоставляющим себя ей.Учение отрицает всё множество вещей, но рассматривает это отрицание в качестве наивысшей формы утверждения.Дзен не связывает себя однозначно с отрицанием или утверждением, находясь за пределами логики и считая, что лишь духовный опыт может привести к постижению истины.Также религиовед И.А.Козловский отмечает, что учение ничему не учит человека, а разучивает его: «Дзэн действительно не учит, он указывает путь: „Иди туда“».

Дзэн также считает, что различные буддийские термины (нирвана, скандхи) не имеют отношения к истине, и поэтому не рассматривает их.Медитация в дзен основана на концентрации на каком-либо объекте или мысли, при этом мысли так же считаются иллюзорными.

Четыре принципа дзен

Бодхидхарма сформировал четыре принципа дзен:

  • Особая передача вне Учения;
  • Не опираться на слова и тексты;
  • Прямое указание на сознание человека;
  • Созерцая свою природу, становиться буддой.
  • В дзен буддизме важна передача от учителя к ученику, этим обеспечивается непрерывность линии передачи.Дзен отказывается от любых текстов и обсуждений, считается, что истина не может быть выражена словами.Относясь к буддизму, дзен не использует термины и сутры буддизма.Принцип «прямого указания» (чжи-чжи) означает в дзэн выражение учения при помощи несимволических слов или действий, которые могут казаться странными или бессмысленными человеку, не знакомому с дзен.Чаньские наставники подчёркивали отсутствие какого-либо будды вне сознания, уничтожая буддийские изображения.Линь-цзи И-сюань также указывал монахам в своей известной фразе, что любые формы идолопоклонства и авторитарности мешают просветлению: «Встретил будду — убей будду.Встретил патриарха — убей патриарха».Дзэн считается наиболее «практичной» школой буддизма, которая ставит практические действия на первое место, утверждая, что только через них можно приобрести духовный опыт.При этом дзэн не говорит об уходе от мира.Всё это сделало дзэн самым открытым видом буддизма с миллионами последователей, среди которых монахов не так много.

    Практика созерцания, которая составляет основу школы дзэн, значительно упрощена по сравнению с древнейшими школами буддизма, рассматривающими созерцание в качестве дополнительного средства.

    Кроме того существуют «Десять быков» — серия из десяти картинок с подписями в стихах и в прозе, которую создал китайский мастер Коань Шиюань.Данные картинки и пояснения к ним выражают десять этапов постижения бодхисаттвой просветления и совершенной мудрости.Также существует понятие сатори — внезапного пробуждения, просветления.Дзэн различает два вида сатори: малое сатори, открывающее истинную природу вещей только на короткое время, и большое сатори, являющееся синонимом просветления.

    10 правил дзен – философия дзен-буддизма для повседневной жизни

    Дзен — это учение о полном осознании природы реальности, о просветлении.Считается, что эта разновидность буддизма была принесена в Китай индийским монахом Бодхидхармой, а уже оттуда распространилась в Японию, Корею и Вьетнам, а в 19-м и 20-м веках и на Запад.Сам Бодхидхарма определил дзен-буддизм как «непосредственный переход к пробужденному сознанию, минуя традицию и священные тексты».

    Считается, что истина дзен живет в каждом из нас.Нужно просто заглянуть внутрь и найти ее там, не прибегая к посторонней помощи.Практика дзен останавливает любую мыслительную деятельность при помощи концентрации мысли на том, чем вы заняты в настоящий момент, здесь и сейчас.

    Жизнь в стиле дзен

    — Мастер, вы достигли почтенного возраста и глубокого просветления.Как вам это удалось?
    — Все потому, что я не прекращаю практику дзен.
    — Дзен – что это?
    — Ничего особого.Познать дзен – это просто.Когда я хочу пить – пью, когда хочу есть – ем, когда хочу спать — сплю.А в остальном — следую природе и законам естественности.Это и есть основные идеи дзен-буддизма.
    — Но разве не все делают то же самое?
    — Нет.Посуди сам: когда нужно пить – ты перебираешь в голове свои проблемы и неудачи, когда нужно есть — ты думаешь, о чем угодно только не о еде, когда нужно спать — ты пытаешься решить все мировые проблемы.Пьет, ест, спит только твое тело.Мысли же твои крутятся вокруг денег, славы, секса, пищи и еще много чего.Но когда я голоден, я только ем.Когда я устал, я только сплю.У меня нет мышления, и поэтому у меня нет внутреннего и внешнего.

    Задача для практикующего дзен-буддизм — увидеть уникальность, простоту и суть каждой вещи.А увидев это – найти гармонию с миром, каждой вещью в нем и самим собой.

    Человек дзен-буддизма ни к чему не привязывается, и ничего не отвергает.Он, словно облако, которое движется, куда захочет.Живет с открытым сердцем и позволяет жизни спокойно протекать сквозь него, принимая все ее дары: горе и радость, приобретения и потери, встречи и расставания.Быть дзен – значит делать все совершенно.Совершенно заблуждаться, страдать от боли в животе, наблюдать за бабочкой, варить суп или составлять отчет.

    Так вы способны, отбросив предвзятости и ограничения, проникнуть в суть самой жизни.Прямо сейчас.Философия дзен непосредственно перед вами в этот момент.

    Что такое дзен? 10 правил дзен-буддизма для достижения гармонии

    Будьте внимательны ко всему, что вы делаете в настоящий момент.Если вы моете чашку, мойте чашку.Вкладывайтесь на 100% разумом и сердцем в то, чем занимаетесь прямо сейчас, и тогда вы достигнете по-настоящему хороших результатов.Ум всегда будет острым и свежим, если вы научитесь концентрироваться на настоящем моменте.Это несложно, надо просто напоминать себе о том, чтобы быть внимательным.Когда вы едите, осознавайте вкус и фактуру пищи – кстати, так очень легко похудеть, потому что вы больше не будете автоматически съедать лишнего.Когда спускаетесь по лестнице, сосредоточьтесь на спуске, не думайте о бумагах, которые ждут вас в офисе, или о человеке, живущем в другом городе.Монахи практикуют медитацию при ходьбе, – они осознают, как их ступни касаются или отрываются от земли.Отличный способ избавиться от мыслей – слушать свое дыхание.А когда такая внимательность войдет в привычку, ваш КПД возрастет в несколько раз.Вы научитесь легко сосредотачиваться, ни на что не отвлекаться.Станете великим переговорщиком, тонко чувствующим собеседника.И вообще, в работе вам не будет равных.(Но для вас, дзенствующего, амбиции не имеют значения.)

    Действуйте, а не только рассуждайте.Вот настоящий секрет успеха.На Востоке слова без практики не имеют цены: мастерства можно достичь, если каждый день класть кирпичи, но не чтением книг об этом.Бодхидхарма просил своих учеников сжигать писания, чтобы они не становились рабами слов вместо того, чтобы практиковать учение, выраженное словом.Знание – это карта, на которой указана конечная цель, но, чтобы ее достигнуть, нужно самому пройти весь маршрут.

    Совершайте прямые действия.Многочасовые раздумья на тему «что будет, если…» – это не про дзен.Он простой, прямой и непосредственный.Поэтому, если вы хотите что-то сказать или сделать, просто скажите или сделайте, не усложняя.Например, обнимите отца со словами: «Знаешь, папа, я очень тебя люблю».Или скажите начальнику, что вам нужно повысить зарплату.(Или обнимите начальника со словами: «Знаешь, папа, тебе нужно повысить мне зарплату».)

    Расслабьтесь.Это самое приятное в повседневном дзен.Правда, если мир иллюзорен, стоит ли напрягаться? Зачем беспокоиться, если события нельзя изменить? А если можно – беспокоиться тем более не о чем.Позвольте себе немножечко пожить, как трава, поплыть по течению… Примите себя и свои проявления: недостатков не существует, это люди их придумали.Вы совершенны.И перестаньте себя за все укорять.Укоряя себя, вы укоряете божественное начало, Абсолют в себе, как будто он может быть несовершенен.Это все равно что упрекать луну за то, что она недостаточно желтая, а солнце чересчур горячее.

    Отдыхайте.Используйте тихие мгновения, возникающие в течение дня, как время самонаблюдения и спокойствия, медитации или непродолжительного сна.Даже молодым людям пойдет на пользу короткий послеобеденный отдых.Выучите какое-нибудь из упражнений цигун или научитесь дышать животом.Созерцайте что-нибудь приятное.Не забывайте перезаряжать внутренние батареи.

    Слушайте свое сердце.Каждый раз обращайтесь к нему, когда принимаете важное решение.Дон Хуан предупреждал: если у твоего Пути нет сердца, он убьет тебя.Перестаньте заниматься тем, что вам не нравится, и займитесь любимым делом.Если до сих пор вы не выбрали Путь, вспомните о своих мечтах.О самых сокровенных детских желаниях.Может, это как раз то, что вам сейчас нужно?

    Принимайте вещи такими, какие они есть.Приспосабливайтесь к ним.События происходят так, как происходят, а мы делим их на плохие и хорошие вместо того, чтобы взглянуть на факты прямо.Знаете, все что угодно может стать источником конфликта, угрозы или насилия.Но может – сострадания, любви и радости.Все зависит от угла зрения.Наблюдайте за жизнью и двигайтесь согласно ее течению: это поможет вам жить и развиваться.

    Будьте открыты.Слушайте людей не только головой, но всем сердцем, и не ради того, чтобы продолжить свой монолог, когда возникнет пауза.Воспринимайте новые идеи и принципы независимо от того, каким умудренным и опытным вы себя чувствуете.Откройтесь навстречу переменам и неожиданным возможностям – иногда то, что кажется отклонением от пути, оказывается кратчайшей тропой к вашей цели.Продолжайте искать новых друзей, не отгораживайтесь от незнакомцев – кто-то из них может изменить вашу жизнь и оказать огромную помощь.

    Находите смешное в повседневной жизни.Дайте волю своему чувству юмора, не относитесь ко всему слишком серьезно.Серьезность – это способ сделать простые вещи сложными.Почитайте руководство для начинающего медитатора: «Вас подставили.Вас кинули на все ваши бабки до цента.Все деньги – иллюзия.У вас ничего нет.И не было».Или: «Не бойтесь остаться наедине с собой.Вы не кусаетесь».

    Просто будьте.Войдите в свое чистое существование без границ.Дзен не содержит ничего, что сковывает человеческую природу.Среди историй о дзене есть такая: ученик приходит к Учителю и просит показать ему путь к освобождению.»Кто же тебя неволит?» – спрашивает Учитель.»Никто», – отвечает ученик и тут же достигает просветления.

    Философия дзен-буддизма в притчах: 101 дзенская история

    Основные принципы дзен-буддизма

    Здравствуйте, дорогие читатели! В этой статье будут рассмотрены основы такого распространенного восточного учения как дзен-буддизм.Это самостоятельная религия, целью которой является постижение природы ума и мудрости.Мы рассмотрим ее основные принципы и как на практике можно постичь истину при помощи этого древнего знания.

    Дзен зародился в Китае на заре VI века.Однако, только попав в Японию, учение получило широкое распространение.Произошло это лишь в VII — VIII.Главным основоположником этого направления считается Бодхидхарма, олицетворяющий просветление и буддийскую мудрость.

    Основной формулой постижения природы ума является медитация, которая позволяет достичь совершенно нового уровня самосознания и просветленности.

    Кратко об учении

    Дзен-буддизм – симбиоз китайских и индийских верований, помноженный на японскую традицию.Он содержит в себе следующие элементы:

  • цзинту (буддизм Чистой Земли);
  • мадхьямаки и махасангхики;
  • тэндай, сингон и кэгон (японские учения).
  • Несмотря на смешение стилей и различных школ, учение Бодхидхармы имеет свои отличия.Для этого религиозного течения свойственно «легкое» отношение к священным текстам.На первое место выходит постоянная практика, именно поэтому он так популярен, в отличие от других верований.

    Дайсэцу Тэйтаро Судзуки (18.10.1870-12.07.1966).Японский философ и главный популяризатор дзен-буддизма

    «Сатори – душа дзен и без него ничего не существует».(Д.Т.Судзуки)

    Центральной сутью учения является постижение сатори.Для нее свойственны следующие черты:

  • нерациональность, необъяснимость;
  • интуитивное ощущение природы вокруг;
  • чувство восторга, эйфории как следствие реализации чего-то неуловимого;
  • краткость и внезапность.
  • Дзен-буддизм нельзя подвести под какую бы то ни было формальность.Это путь освобождения, но никак не философия, не психология и не наука.Дзен проявляется во всем, что окружает человека.Это роднит его с даосизмом, йогой и некоторыми другими восточными знаниями.

    Основные принципы дзен-буддизма можно сформулировать следующим образом:

    1. Становление «буддой» через созерцание своей природы.
    2. Человеческое сознание – вершина всего.
    3. Неприемлемость священных текстов, их особая трактовка.
    4. Отказ от слов и текстов, применимых в качестве базы знания.

    Эти четыре идеи описывают философию религии в мировой традиции и четко ограничивают учение от других направлений буддизма.

    Первый принцип

    Это положение предполагает созерцание собственной природы для достижения особого уровня сознания.Основываясь на священных текстах, человек, практикующий этот принцип, не стремится стать Буддой, так как это не является конечной целью учения.

    Однако Будда не воспринимается высшим разумом, как Господь или Аллах, он не стоит сверху человека, он «рассеян по миру».Его частичка находится в каждом из живущих людей, растений, животных и любых окружающих предметах.

    Дзен-буддизм призывает видеть природу «открытым сознанием», воспринимать себя и окружающее пространство как часть великого целого организма.Главная цель – достижение сатори, как особого состояния ума, посредством медитации.

    Второй принцип

    Внутренняя гармония и спокойное состояние ума – постоянная индивидуальная работа над своим разумом.Дзен учит, что у каждого человека свой путь избавления и своя дорога, пройдя которую можно достигнуть просветленного сознания.

    Избавляясь от внутренних конфликтов и противоречий, последователь постепенно обретает дар отличать «зерна от плевел» и перестает беспокоиться о мелочах, живет более осознанно, созерцая мир вокруг и внутри себя.

    Третий принцип

    Тексты и книги применяются только на первом этапе обучения последователя.Они помогают узнать основные интеллектуальные моменты буддийской философии.Дальнейшее углубленное изучение специальной литературы, по мнению учителей, напротив, помешает ученику постигать знания.

    Однако не стоит считать, что цель – намеренное совершенствование себя и своего характера.Все изменения, происходящие с последователем, случаются спонтанно, в свое время.

    Четвертый принцип

    Дзен – ветвь буддизма.Она отличается большой практической направленностью, поэтому так важно общение ученика и учителя.Концепция претендует на связь с буддизмом, однако, его последователи не изучают сутры и шастры, считая их не более чем ненужными бумагами.

    Истинное сознание достигается путем «прямой передачи дхармы» от учителя к ученику и является наивысшим проявлением «патриаршего чань»(линии преемственности).Очень важно, что дзен не практикует уход от мира, а помогает жить и взаимодействовать с окружающими.

    Практическое применение

    Духовный опыт и рост в дзен-буддизме не привязан к изучению специальной литературы.Практика в этой религии – основа всех изменений сознания человека.Именно поэтому дзен так популярен во всем мире, ведь для того, чтобы стать последователем этого учения не важна страна проживания, политические взгляды и социальное положение.

    Практиковать учение могут как адвокаты, юристы из США, так и бедные рыбаки во Вьетнаме.И каждый из них имеет все шансы достичь просветления и гармонии.

    В качестве психотренинга учителя частенько предлагают последователям истории из жизни известных патриархов (коаны).Их цель – поставить под сомнение рациональность размышлений, тем самым делая ум более гибким.

    Медитация – ведущая практика в дзен-буддизме, настоящий символ освобождения.Эти занятия позволяют решить следующие проблемы:

    1. Избавиться от злости и ненависти.Человек учится не творить плохие поступки, поддаваясь негативным эмоциям.Медитация позволяет искоренить источник зла внутри себя и сохранять спокойствие в любых ситуациях.
    2. Карма.Цель практических занятий – смириться с нынешним положением вещей и принять все обстоятельства, происходящие с человеком.Такой подход позволяет грамотнее «отработать» свою карму.
    3. Отказ от лишнего.Большинство окружающих вещей, предметов, людей, исходя из концепции дзен-буддизма, непременно приносят страдания, поэтому целью каждого последователя учения является достижение независимости от всего этого.
    4. Гармония со своим Дао.Путь, который предначертан человеку высшей силой, ученик в дзен-буддизме воспринимает как неотвратимый.Он является частью духовного роста и его неприятие значительно усложнит достижение сатори.

    Ежедневная практика, проходящая под ненавязчивым руководством учителя, а также отсутствие упора на изучение специальной литературы, позволяет дзен-буддизму уверенно шагать по земному шару.

    Дзен-буддизм в современном мире

    Повышенный интерес Запада к японской культуре после второй мировой войны приоткрыл для американцев и европейцев загадочный и манящий мир Востока.Влияние этой религии можно отследить в киноиндустрии, музыке, скульптуре и искусстве.

    Мировое сообщество, опустошенное войнами и стремительным развитием технологий, стремилось найти островок свободы и безмятежности.Этому и учит дзен-буддизм.Также западного человека привлекает быстрый результат просветления, отсутствие изнурительных тренировок и многолетнего изучения специальной литературы.

    Заключение

    Дзен-буддизм – не религия в классическом понимании этого слова.Это спонтанность, естественность и гармония, которая достигается работой с собственным сознанием.Взгляд внутрь себя – это то, чего так не хватает современному человеку для того, чтобы прекратить бессмысленную гонку за вещами и осознать истинную ценность окружающего мира.

    Если информация в статье, уважаемые читатели, показалась вам интересной, поделитесь ею в социальных сетях.Дзен-буддизм многогранен и каждый сможет найти себя, последовав этому знанию.

    Дзен-буддизм

    Дзэн, дзен (от яп.禅 ; санскр.ध्यान дхья́на, кит.禪 чань, кор.선 сŏн) — течение в буддизме традиции Махаяны, зародившееся в Китае и получившее распространение на Дальнем Востоке (Вьетнам, Китай, Корея, Япония).В более узком смысле дзэн понимается как направление именно японского буддизма, принесённое в Японию из Китая в XII веке.В дальнейшем традиции японского дзэна и китайского чань развивались во многом самостоятельно — и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты.Японский дзэн представлен несколькими школами — Риндзай (кит.

    Содержание

    Этимология

    Из всех названий этого направления буддизма наиболее широкую известность на Западе получило его японское наименование (собственно «дзэн»).Этимология этого слова восходит своими корнями к санскритско-палийскому термину «дхьяна/джхана» (санскр.ध्यान , dhyāna ? , от ध्या , dhyā ? , «сосредоточенность, размышление»), означающему «(умственное) сосредоточение» [1] .

    Произношение этого слова претерпело трансформацию в китайском языке в «чань» (ср.вьетн.тхиен; кор.сон или сэн), затем, распространившись в Японии — в «дзэн».

    В настоящее время словом дзэн обозначают (1) собственно учение и практику дзэн; (2) традицию, в которой передаются эти учение и практика — дзэн-буддизм, школа дзэн.Другое (официальное) название дзэнской традиции — Сердце Будды (кит.Фо Синь); также можно перевести как Ум Будды.

    Принято считать, что свое распространение дзэн получил в Китае в V веке н.э.Принесшим это учение Будды в Китай считается индийский буддийский монах Бодхидхарма (в китайской традиции — Путидамо или просто Дамо, в японской — Дарума), часто называемый преемником 27 индийских Патриархов буддизма, ставший впоследствии первым Патриархом дзэн (чань).Бодхидхарма обосновался в монастыре Шаолинь, считающимся в наши дни колыбелью китайского чань-буддизма.На протяжении VI—VIII веков дзэн распространялся на территории Кореи, а затем и Японии.Впоследствии на протяжении веков учение передавалось от патриарха к патриарху, приобретая все больше приверженцев.В настоящее время получило распространение на Западе (Западная Европа, Северная Америка).

    Краткая суть учения

    Считается, что дзэну невозможно научить.Можно лишь подсказать путь достижения личного просветления.

    (Точнее говоря, нет такой вещи, как просветление, которой можно было бы обладать.Поэтому дзэнские наставники («мастера») чаще говорят не «достичь просветления», а «увидеть собственную природу».(Просветление — это не состояние.Это способ видения.))

    Кроме того, путь к видению собственной природы — для каждого свой, поскольку каждый находится в своих собственных условиях, со своим багажом опыта и представлений.Поэтому говорят, что в дзэн нет определённого пути, нет одного определённого входа.Эти слова также должны помочь практикующему не подменять свою осознанность механическим выполнением какой-то практики или идеи.

    Считается, что дзэнский наставник должен сам видеть свою природу, потому что тогда он может правильно видеть состояние «ученика» и давать ему подходящие именно для него указания или толчок.На разных этапах практики «ученику» могут давать разные, «противоположные» советы, например:

  • «медитируй, чтобы успокоить ум; больше старайся»;
  • «не старайся достичь просветления, а просто отпускай всё происходящее»…
  • По общебуддийским представлениям, есть три коренных яда, из которых возникают все страдания и заблуждения:

    1. неведение о своей природе (замутнённость ума, тупость, замешательство, беспокойство),
    2. отвращение (к «неприятному», представление о чём-то как самостоятельном «зле», вообще жёсткие взгляды),
    3. привязанность (к приятному — неутолимая жажда, цепляние)…

    Поэтому пробуждению способствуют: (1) успокоение ума, (2) освобождение от жёстких взглядов и (3) от привязанностей.

    Два основных вида регулярной дзэнской практики — это сидячая медитация и простой физический труд.Они нацелены на успокоение и объединение ума.Когда прекращаются само-взбалтывания, «муть оседает», неведение и беспокойство уменьшаются.Прояснившийся ум может легче увидеть свою природу.

    На определённом этапе, когда практикующий успокоил ум, хороший наставник — видя «препятствие» в уме практикующего: жёсткие взгляды или привязанность — может помочь от него избавиться.(Таким образом, путь дзэнского практикующего — это и раскрытие «своей» мудрости, и не закрытие от «чужой».Скорее, это убирание ложного барьера между «моей» мудростью и «чужой».)

    Многие дзэнские мастера утверждают, что практика может быть «постепенной» или «внезапной», но само пробуждение всегда внезапно — точнее, непостепенно.Это просто отбрасывание лишнего и видение того, что есть.Поскольку это просто отбрасывание, нельзя сказать, что оно как-то достигается.Или что в этом есть «ученики» и «наставники».Наставники могут передавать Дхарму учений — то есть, идеи и методы дзэн.Дхарма Ума, то есть сущность просветления, уже присутствует.Она не нуждается ни в каких достижениях.

    Итак, практика и учение дзэн нацелены на: (1) успокоение ума, (2) освобождение от жёстких взглядов, (3) отпускание привязанностей.Это облегчает видение собственной природы, которое само находится вне всякой практики и всяких путей.

    В целом, то же верно и для остальных буддийских традиций; данная школа — дзэн — нацелена на максимальную простоту и гибкость методов и понятий.)

    Дзэн-буддизм отрицает превосходство интеллекта над чистым опытом, считая последний совместно с интуицией верными помощниками.

    Главные принципы буддизма, на которых основывается дзэн:

    Главное отличие дзэн от других ветвей буддизма

    В Дзэн главное внимание на пути достижения сатори уделяется не только (и не столько) Священным Писаниям, и сутрам, а непосредственному постижению реальности на основе интуитивного проникновения в собственную природу.

    Согласно дзэн, любой человек может достигнуть сатори.

    Четыре ключевых отличия дзэн:

    1. Особое учение без священных текстов.
    2. Отсутствие безусловного авторитета слов и письменных знаков.
    3. Передача с помощью прямого указания на реальность — особым образом от сердца к сердцу.
    4. Необходимость пробуждения через осознание своей собственной истинной природы.

    «Не твори письменных поучений»
    «Передавай традицию вне наставлений»
    «Прямо указывай на человеческое сердце»
    «Смотри в свою природу, и станешь Буддой»

    По преданию, начало традиции дзэн положил сам основатель буддизма — Будда Шакьямуни (V в.до н.э.), который один раз поднял перед учениками цветок и улыбнулся («Цветочная проповедь Будды»).

    Никто, однако, кроме одного человека — Махакашьяпы не понял смысла этого жеста Будды.Махакашьяпа же ответил Будде, тоже подняв цветок и улыбнувшись.В это мгновение он пережил пробуждение: состояние пробуждения было передано ему Буддой непосредственно, без наставлений в устной или письменной форме.

    Однажды Будда стоял перед собранием народа на Пике Грифов.Все люди ждали, когда он начнет учить пробуждению (дхарма), но Будда молчал.Прошло уже довольно много времени, а он еще не вымолвил ни единого слова, в руке его был цветок.Глаза всех людей в толпе были обращены к нему, но никто так ничего и не понял.Потом один монах посмотрел на Будду сияющими глазами и улыбнулся.И Будда сказал: «У меня есть сокровище видения совершенной Дхармы, волшебный дух нирваны, свободной от нечистоты реальности, и я передал это сокровище Махакашьяпе».Этим улыбающимся монахом оказался как раз Махакашьяпа, один из великих учеников Будды.Миг пробуждения Махакашьяпы случился, когда Будда вознёс над головой цветок.Монах увидел цветок таким, какой тот есть, и получил «печать сердца», если применить терминологию дзэн.Будда передал своё глубокое понимание от сердца к сердцу.Он взял печать своего сердца и сделал ею оттиск на сердце Махакашьяпы.Махакашьяпа пробудился благодаря цветку и своему глубокому восприятию.

    Так, согласно дзэн, началась традиция прямой («от сердца к сердцу») передачи пробуждения от учителя к ученику.В Индии вот таким образом пробуждение передавалось в течение двадцати восьми поколений наставников от Махакашьяпы до самого Бодхидхармы — 28-го патриарха буддийской школы созерцания в Индии и первого патриарха буддийской школы Чань в Китае.

    Бодхидхарма сказал: «Будда прямо передал дзэн, который не имеет ничего общего с изучаемыми вами священными писаниями и доктринами».Итак согласно дзэн — истинный смысл буддизма постигается только благодаря усиленному самосозерцанию — «смотри в свою природу и станешь Буддой» (а не вследствие изучения доктринальных и философских текстов), и еще «от сердца к сердцу» — благодаря традиции передачи от учителя к ученику.

    Для подчеркивания принципа непосредственности этой передачи и для искоренения у учеников привязанности к букве, образу, символу многие чаньские наставники раннего периода демонстративно сжигали тексты сутр и священные изображения.Нельзя было даже заговорить о том, чтобы преподавать дзэн, поскольку ему нельзя научить посредством символов.Дзэн переходит непосредственно от мастера к ученику, от «ума к уму», от «сердца к сердцу».Сам дзэн есть некая «печать ума (сердца)», которую не найти в священных писаниях, поскольку она «не основана на буквах и словах» — Особая передача пробуждённого сознания от сердца учителя к сердцу ученика без опоры на письменные знаки — передача иным способом того, что не может быть выражено речью,— «прямым указанием», неким внесловесным способом общения, без которого буддийский опыт никогда не смог бы переходить от поколения к поколению.

    Практики дзэн

    Сатори — «Просветление», внезапное пробуждение.Поскольку все люди изначально обладают способностью к просветлению, задача практикующего дзэн состоит в её реализации.Сатори наступает всегда внезапно, как вспышка молнии.Просветление не знает частей и делений, поэтому его нельзя воспринять постепенно.

    Японский глагол «сатору» (яп.悟る ) означает «осознавать», и осознать можно лишь с помощью некого «шестого чувства», которое в чань называют «не-ум» (у-синь,).«Не-ум» — это неактивное сознание, не отделяющееся от окружающего мира.Именно такое сознание практикуется в медитации, поэтому медитация так важна в дзэн-буддизме.

    Методы пробуждения

    Считается, что по сравнению с практическим обучением «от сердца к сердцу» — даже наставления самого Будды играют в дзэн-буддизме второстепенную роль.Для современных учеников — помимо передачи от сердца к сердцу также необходимы слушание, чтение, размышления.Прямые методы указания в дзэн эффективнее чтения книг, но не подразумевают совершенного отказа и от чтения.

    Для обучения мастер может использовать любые методы, но наиболее широко распространены практики дзадзэн (сидячая медитация) и коан (притча-загадка, не имеющая логически обоснованного ответа).

    В дзэн преобладает мгновенное, внезапное пробуждение, которое иногда возможно вызвать специфическими приемами.Самый знаменитый из них — коан.Это некий парадокс, абсурдный для обыденного рассудка, который, став объектом созерцания, как бы стимулирует пробуждение.

    К коанам — близки диалоги (мондо) и самовопрошание (хуатоу):

    Некоторые наставники стимулировали пробуждение внезапным криком на ученика или даже ударом палкой по голове.Но основной практикой оставалась сидячая медитация — дзадзэн.

    Наряду с традиционной сидячей медитацией во многих направлениях дзэн практиковали медитацию и при ходьбе, и при работе.А все дзэнские монахи обязательно занимались физическим трудом, что было необходимо при интенсивной психической нагрузке в процессе медитации.Хорошо известна и связь чань с традицией боевых искусств (начиная еще с первого чаньского монастыря — Шаолиня).

    Таким образом, дзэн стал системой тренировки сознания (с помощью медитаций), духа (с помощью повседневной практики) и тела (благодаря занятиям гунфу и цигуном).

    Методика обучения дзэн — сильное эмоциональное воздействие на ученика, а также переживание всевозможных парадоксов.С европейской точки зрения такой подход порой является просто жестоким.Он может быть понят лишь в рамках буддисткой доктрины безразличного отношения к жизни и смерти как таковым.Методы воспитания учеников в дзэн-буддизме широко заимствованы практически во всех видах боевых искусств Востока и оказали глубокое влияние на развитие самурайской этики Японии (см.Риндзай).

    Медитативная практика

    Медитация, созерцательность занимает важнейшее место в дзэн-буддизме.Несмотря на различия в подходе к достижению сатори в разных школах дзэн, все они отводят медитации важнейшую роль.

    Дзэн не приемлет крайнего аскетизма: человеческие желания не должны подавляться.По сути каждодневные дела, то что вам нравится делать — могут стать медитацией — но с одним условием: целиком присутствовать в том, что ты делаешь.И ни при каких условиях не отвлекаться от этого — будь то работа, кружка пива, занятия любовью или сон до обеда.

    Любое увлечение может стать способом постижения своей истинной природы.Это превращает саму жизнь в каждом ее проявлении в произведение искусства.«В каждом человеке изначально живет художник — „художник жизни“ — и этот художник не нуждается ни в каких дополнительных вещах: его руки и ноги являются кистями, а вся вселенная — холстом, на котором он пишет свою жизнь.» Каждый человек — художник своей жизни и у каждого она своя.Ключ — в душе человека.

    Мастер письма тушью, достигнув наивысшего медитативного состояния сознания Дзэн, состояния Духа, «выливает» его на холст или бумагу.Важен не сам результат или данное занятие, а состояние сознания, отразившееся в результате этого процесса.Любое обычное занятие — есть усилие ради чего-то.Это — своеобразная работа.Дзэн же максимально очистил эту работу от ощущения усилий ее свершения, максимально выявил «спонтанность» этих усилий и, можно сказать, обратил ее в конечном итоге в парадокс «усилия-без-усилия».

    Настоящее произведение искусства в традиции чань не может быть создано трудом в прямом смысле этого термина.То же касается и традиционной сидячей медитацией дзадзэн.Сидячая медитация — отнюдь не является тренировкой терпения или чего-либо другого, а есть по сути своей «сидение просто так».

    Вообще понятие «просто так», «таковости» (татхата) действия — одно из основных понятий дзэн-буддизма.Одно из наименований Будды в Буддизме: «Так идущий» (Татхагата) — тот, кто приходит и уходит просто так.(

    Практика дзадзэн

    Дзадзэн — медитация в «позе лотоса» — требует, с одной стороны, предельной концентрации сознания, с другой — умения не задумываться ни над одной конкретной проблемой.«Просто сидеть» и, не обращая внимание ни на одну вещь в отдельности, воспринимать все окружающее в целом, до малейших деталей, зная об их наличии так же, как знаешь о наличии собственных ушей, не видя их.

    «Совершенный человек пользуется своим умом словно зеркалом: он ничего не хватает и ничего не отвергает.Воспринимает, но не удерживает»

    Вместо попыток очистить или опустошить ум нужно просто дать ему волю, поскольку ум — это не то, чем можно овладеть.Отпустить ум — это то же, что и отпустить поток мыслей и впечатлений, которые приходят и уходят «в ум».Не надо ни подавлять их, ни удерживать, ни вмешиваться в их ход.Именно в медитации дзадзэн практикуется действие даосского «у-синь» — «не-ума».

    Коаны (кит.公案 , гунъань, яп.公案 , ко:ан) — короткие истории, рассказывающие о конкретных случаях достижения просветления, либо загадки-алогизмы, основной задачей которых является пробуждение ума слушающего.Коаны часто кажутся запутанными и даже парадоксальными.Однако, они широко распространены в практике дзэн-буддизма, совместно с медитацией.Коаны присутствовали во всех школах китайского буддизма таких как Риндзай,

    Ступени состояния ума Дзэн

    Различались несколько ступеней достижения «пустотности» сознания:

  • «одноточечное сознание» (и-нянь-синь),
  • «сознание, лишенное мыслей» (у-нянь-синь),
  • «не-сознание» (у-синь) или «не-я» (у-во).
  • Это — этапы «опустошения» сознания и достижения шуньяты или кун (кит.), то есть пустоты, ибо одна из целей чаньского искусства состоит в создании особых условий, когда психика оказывается предоставленной самой себе и работает спонтанно, будучи глобально целостной или трансперсональной (в смысле со-бытия или со-знания с другими людьми и с миром).

    Дзэн боевых искусств и самурайский Дзэн

    Совершенно неожиданно способом постижения буддизма стало нечто, что противоречит одному из пяти основополагающих буддийских запретов — «воздерживайся от убийства».Вероятно именно в Китае, где буддизм подвергся освобождающему влиянию даосизма, — Дзэн разрушил конвенциально-этические рамки буддизма и как эффективный психотренинг впервые присоединился к воинским дисциплинам.Сегодня Дзэн уже применяют к любым областям деятельности, от игры на гитаре до секса.

    «Из всех собравшихся только ближайший ученик Будды Махакашьяпа воспринял знак Учителя и едва заметно улыбнулся в ответ уголками глаз».Именно из этого признанного каноническим эпизода вырастает вся традиция передачи учения чань/дзэн с помощью т.наз.«уловок» — любых подручных и, казалось бы, самых неподходящих для этого вещей, светских и других занятий, таких как заваривание чая, театральное представление, игра на флейте, искусство икэбаны, сочинение.То же касается и боевых искусств.

    Впервые боевые искусства соединились с Дзэн в качестве развивающей тело гимнастики, а затем ещё и как закаливание духом бесстрашия — в китайском буддийском монастыре Шаолине.

    С тех пор Дзэн — это то, что отличает боевое искусство Востока от западного спорта.Многие выдающиеся мастера кэндо (фехтование), каратэ, дзюдо, айкидо были адептами Дзэна.Это связано с тем, что ситуация реальной схватки, схватки, в которой возможны тяжелые увечья и смерть, требует от человека именно тех качеств, которые воспитывает Дзэн.

    В условиях боевой ситуации у бойца нет времени на рассуждения, обстановка изменяется настолько быстро, что логический анализ действий противника и планирование своих собственных, неизбежно приведут к поражению.Мысль слишком медленна, чтобы уследить за таким техническим действием, как удар, длящийся доли секунды.Чистое, незамутненное ненужными мыслями сознание подобно зеркалу отражает любые изменения в окружающем пространстве и позволяет бойцу реагировать спонтанно, ненадуманно.Также очень важно во время поединка отсутствие страха, как и любых других эмоций.

    Такуан Сохо (1573—1644), мастер Дзэн и автор трактатов о древнем японском искусстве владения мечом (ныне сохранившемся в техниках кэндо) называет спокойствие воина, достигшего высшего уровня мастерства, непоколебимой мудростью.«Вы конечно, видите меч, собирающийся поразить вас,» — говорит Такуан.«Но не позволяете своему уму „останавливаться“ на этом.Оставьте намерение контактировать с противником в ответ на его угрожающий выпад, перестаньте строить всякие планы на этот счет.Просто воспринимайте движения противника и не позволяйте своему уму „останавливаться“ на этом.»

    Боевые искусства Китая и Японии — это прежде всего именно искусства, способ развития «духовных способностей самурая», осуществление «Пути» («дао» или «до») — пути воина, пути меча, пути стрелы.Бусидо, знаменитый «Путь самурая» — свод правил и норм для «истинного», «идеального» воина разрабатывался в Японии веками и вобрал в себя большинство положений дзэн-буддизма, особенно идеи строгого самоконтроля и безразличия к смерти.Самоконтроль и самообладание были возведены в ранг добродетели и считались ценными качествами характера самурая.В непосредственной связи с бусидо стояла также медитация дзадзэн, вырабатывавшая у самурая уверенность и хладнокровие перед лицом смерти.

    Этика дзэн

    Не относиться к чему-либо ни хорошо, ни плохо.Быть просто наблюдателем (свидетелем).

    Эстетика дзэн

    Влияние Дзэн на современный мир

    Отголоски и влияние Дзэн можно обнаружить в современной литературе, искусстве, кино — где угодно.

    В произведениях Г.Гессе, Дж.Сэлинджера, Дж.Керуака, Р.Желязны, в поэзии Г.Снайдера и А.Гинсберга, в живописи В.Ван Гога и А.Матисса, в музыке Г.Малера и Дж.Кейджа, в философии А.Швейцера, в трудах по психологии К.Г.Юнга и Э.Фромма.В 60-х гг.«дзэнский бум» охватил многие американские университеты и придал определенную окраску движению битников.

    Влияние Дзэна испытали многие психотерапевтические школы — такие как Гештальт-терапия и сам основатель Фриц Перлс, также известные тренинги, такие как ЭСТ.

    Джон Энрайт, который многие годы работал в гештальте вместе с Перлсом — в своей книге «Гештальт, ведущий к просветлению» прямо написал, что считает основой целью гештальт-терапии именно мини-сатори — достижение особого инсайта или катарсиса — после которого большинство старых проблем растворяются.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Влада Воеводина
    Написано статей
    148
    Ссылка на основную публикацию