Веды определение

Тема статьи: Веды определение - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Веды — знание из глубины веков

ॐ भूर्भुवः स्वः
Om Bhur Bhuvah Svaha

«Ригведа» (III 62.10)

Трайвидья.Структура Вед

П ожалуй, в самом эпиграфе к статье, посвящённой Ведам, заключён весь смысл текста, который вы будете читать, т.к.это первая строка из Гаятри мантры («Ригведа»), в которой содержится вся суть Вед.

Прежде чем мы приступим к описанию структуры самих Вед, нужно прокомментировать вышеприведённые строки из мантры, т.к.они и дадут нам ключ к пониманию как содержания Вед, так и их структуры.

Итак, ОМ — это Брахман, т.е.то, из чего произошло всё, или, вернее, то, что и есть Всё.Также ОМ — это звук Вселенной, суть мироздания, Творение и процесс Творения.

БХУР — это Пракрити (Природа), Земля, Агни.Если мы говорим о Ведах, то БХУР также означает «речь» — передачу информации из уст в уста, и самое главное для темы нашей статьи, что этот слог символизирует или даже является «Ригведой», первой из трёх священных Вед.Почему Земля, или физический план, имеет прямое отношение к этой высшей из Вед, Веде гимнов? Всё потому, что нижний физический план труднее всего поддаётся трансформации, поэтому для его изменения требуется самое эффективное, самое мощное из средств — «Ригведа».

БХУВА представляет собой «Яджурведу».Таким образом, «Яджурведа» является воплощением астрального плана, среднего, того, который соединяет физический и небесный миры.Также он проявляется в Пране как движущей энергии вселенной.

СВАХА — это третья Веда, «Самаведа», ментальный план, небесный, сурья.Он имеет прямое отношение к такому понятию, как манас, что означает Ум.

Таким образом, вкратце обозначив понятия, вернее, эти три мира, два из которых являются двумя половинами когда-то единого целого (БХУР и СВАХА), соединёнными средним планом (БХУВА), выраженным Праной, мы понимаем, почему в первой строке Гаятри мантры из «Ригведы» сконцентрировано всё знание Вед.Из этих трёх составляющих первой строки мантры мы узнаём не только о предполагаемом строении того мира, в котором мы находимся, но и о внутреннем психологическом мире человека, где физическая и ментальная составляющая соединены животворящей силой Праны.

Проанализировав эпиграф, мы можем наконец-то приступить к изучению структуры самих Вед и осознанию того, чем на самом деле они являются и какое значение играют в нашей жизни.

Все знания ведической традиции можно разделить на две части: одну, которая имеет божественное происхождение, — шрути («услышанное»); и творение человеческой мысли — смрити («запомненное»).Считается, что смрити дополняют шрути.Из этого можно заключить, что шрути являются первейшим и наиважнейшим знанием, которое человечество когда-либо получало.Почему мы говорим о полученном знании? Потому что считается, что всё «услышанное» — шрути — напрямую было передано людям как откровение.Но эти знания никогда не были записаны.Традиция их передачи новым поколениям изначально была устной, и это неслучайно, т.к.речь, само произнесение звуковой составляющей носило сакральный смысл, и в самом процессе запоминания и устного воспроизведения по сути воссоздавался мир Вед.

В течение многих веков строжайшим образом было запрещено записывать Веды.Классификации Вед мы обязаны Вьясадеве.Он также записал и комментарии к самхитам: брахманы, араньяки и упанишады.Три наиважнейшие книги Вед стали известны под названием Трайвидьи: «Ригведы», «Яджурведы» и «Самаведы».Позднее к священным текстам стали относить и «Архартваведу», но по стилю последняя значительно отличается от трёх Вед, входящих в Трайвидью.

веды

Стиль Вед, их отличие от текстов смрити

Большинство текстов Вед представлены в стихах, а их метрический строй необычайно разнообразен.Так, например, то, что мы привыкли именовать Гаятри мантрой, не является единственной в своём роде мантрой и текстом.Стоит также принять во внимание, что «Гаятри» не обязательно обозначает одноимённую богиню, но ещё и форму (тройственную), в которой передаётся эта мантра.

Для того чтобы читателю стала окончательно понятна разница между текстами шрути и смрити, проиллюстрируем это следующим примером: к смрити относится всё, что не входит в состав четырёх вышеобозначенных Вед, а именно: шастры, различные сутры, даршаны, а также йога-сутры, «Рамаяна» и «Махабхарата», т.е.всего 36 Пуран, плюс исторические тексты.

Однако существует довольно интересная, так называемая пятая Веда — «Бхагавад-гита».Но нам известно, что она входит в состав «Махабхараты», поэтому её не стоит относить к шрути, или священному знанию.Какое бы глубокое послание мы не получили из «Бхагавад-гиты», философских диалогов между Арджуной и Кришной, тем не менее она является дополнением упанишад (составной части Вед, о которых мы поговорим позже) и творением человека.

Существенное отличие смрити («запомненного знания») от шрути («услышанного знания») заключается в том, что смрити передаётся в форме историй.Они более просты для восприятия.Поэтизированная форма передачи знаний во многих шрути в какой-то мере затрудняет их понимание, но именно благодаря поэтической природе «услышанного знания» оно и превосходит, становится выше тех слов, которые передаёт.Оно выходит за пределы словесной передачи информации, т.е.становится трансцендентальным.Нужно признать, что в поэзии всегда скрыто куда больше знаний, чем в прозаическом тексте.Поэтому часто, когда нам особенно нравится какой-то текст в прозе, мы называем его поэтичным.Не правда ли?

Теперь перейдём к внутренней структуре самих Вед.Каждая из книг Трайвидьи и «Атхартхаведа» состоят из четырёх разделов.Наиважнейший из них называют «самхита».Самхита — это сборник, антология Вед.Иначе можно было бы сказать, что «Ригведа», «Яджурведа», «Самаведа» и «Атхартваведа» — это и есть самхиты.Остальные три раздела — брахманы, араньяки и упанишады — являются комментариями к самхитам.

Обычно главную часть, самхиту, объединяют с брахманами и называют «ритуальной частью» — карма-кандой.В то время как араньяки и упанишады — это философское осмысление самхит, джнана-канды.Араньяки и упанишады впоследствии послужили основой веданты, как последнего периода ведического знания.

Араньяки — это те знания, которые открыты в процессе медитации в лесу.«Упанишады» в переводе с санскрита означают ‘приди сюда’ (упани), ‘чтобы я разрушил тебя’ (шад).Казалось бы, для чего потребовалось подобное разрушение, но, как и само содержание упанишад, перевод термина стоит понимать в иносказательной форме.Разрушение не физической субстанции, а представлений, скорее, даже иллюзий, которые сложились в процессе жизни.Таким образом, иллюзии будут разрушены, чтобы взамен их мы получили чистое священное знание Вед.

веды

«Бхагавад-гита» и ее значение для понимания Вед

«Бхагавад-гита», хотя и не является канонической и сакральной частью Вед, тем не менее представляет собой квинтэссенцию всех упанишад, т.е.философское осмысление всех самхит.Не зря в переводе «Бхагавад-гита» означает ‘божественная песнь’.700 стихов «Бхагавад-гиты» через диалоги между Арджуной и Кришной повествуют о природе реальности и о том, как превратить теорию в практику.Соединение теоретического знания и трансформации его в практическое — это то, что отличает знания Вед от священных текстов других традиций, не говоря о том, что в Ведах также заключены необычайно глубокие научные знания, которые только в настоящее время могут быть осмыслены учёными современности.

Именно в Ведах и «Бхагавад-гите» мы встречаемся с такими формулировками, как воссоздание себя.Заметьте, не создание или поиск себя, а воссоздание и открытие себя заново, т.к.человеку нужно понять, что он и есть Атман — дух.Отсюда следует, что он тождественен Брахману, потому что Брахман есть всё и Брахман есть Атман, но Атману нужно осознать себя.В осознании своего равенства Брахману он, Атман, обретает настоящую природу.Поэтому не нужно ничего создавать или искать.Всё уже есть.Главное — это осознать своё бытие таким, каким оно является на самом деле.

Позднее йога (от слова «соединение») разовьёт мысль о слиянии с Богом и обретении себя заново, для чего она создаст новые методы достижения этого единства с божественным.Одни из них будут выражены через духовную практику, другие, такие, как хатха-йога, предложат методы, направленные на укрепление физических и умственных процессов, чтобы впоследствии опять же прийти к духовному единению с Высшим.

Пусть первоначально мантры Вед предназначались для того, чтобы священники их использовали в своих ритуалах огненных жертвоприношений, но впоследствии знания Вед оказали на нас другое влияние.Из прикладных и используемых преимущественно в церемониях и ритуалах они были переосмыслены благодаря джнана-кандам (араньяки и упанишады) и в наше время определённо послужили в качестве отправной точки для различных направлений психологии и философии.

Из огромного наследия Вед до нас дошло не более 5 % от того объёма, которым первоначально располагало человечество.Благодаря сохранившимся ведическим источникам у нас есть необычайно широкий спектр знаний, и пока лишь малая часть из дошедшего до нас наследия осознана и оценена современным обществом.О том, насколько новым и широким является это знание, говорит тот факт, что лучшие умы современности, такие как Р.Эмерсон, Г.Д.Торо, А.Эйнштейн, А.Шопенгауэр и другие тщательным образом изучали Веды, а Р.Оппенгеймер специально для чтения Вед в оригинале выучил санскрит.

Знания, представленные в Ведах, настолько глубоки и представляют множество направлений сфер жизни, начиная с духовного пути и заканчивая макро — и макрокосмосом, что нам ещё только предстоит расшифровать многое из того, что донесли до нас Веды.

Что такое Веды

Что же такое Веды? На десять самых распространенных вопросов о Ведах отвечает Е.С.Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж.

«В целом мире нет учения настолько благотворного и возвышающего, как учение Упанишад.Оно было утешением моей жизни, и оно станет утешением моей смерти».

«В великом учении Вед нет ни тени сектантства.Оно предназначено для всех эпох, климатических регионов и наций и является королевской дорогой к достижению Великого Знания.Утром я погружаю свой разум в величественную философию «Бхагавад-гиты», в сравнении с которой наш современный мир и его литература кажутся незначительными».

«Когда я читаю «Бхагавад-гиту», я спрашиваю себя, как же Бог создал Вселенную? Все остальные вопросы кажутся излишними».

«Особенно привлекли меня философские идеи «Бхагавад-гиты».Они практически совпадают с тем пониманием реальности, к которому меня привело изучение квантовой механики».

1.Что такое Веды?

Веды – это богооткровенные писания, в которых подробным образом описана природа этого мира, природа человека, Бога, души.Слово «веда» буквально означает «знание», иначе говоря, Веды представляют собой науку, а не просто набор каких-то мифов или верований.Веды на санскрите называются апаурушея, что значит «не созданный человеком».Веды вечны, и каждый раз творец вселенной, Брахма, после очередного цикла разрушения «вспоминает» нетленные Веды, чтобы творить этот мир вновь.В этом смысле Веды относятся к таким вечным категориям, как Бог и духовная энергия.Вед насчитывается четыре; это Риг-веда, Сама-веда, Атхарва-веда и Яджур-веда.

Три из них являются основными и во многом перекликаются друг с другом по содержанию: Риг-, Яджур — и Сама-веда.Атхарва-веда стоит особняком, потому что имеет дело с вопросами, которые не вошли в другие Веды.Три первых Веды состоят из молитв, или мантр, обращенных к Верховному Господу в Его многочисленных личностных и вселенских аспектах, тогда как в Атхарва-веде излагаются знания об архитектуре, медицине и прочих прикладных дисциплинах.

Звуки Вед несут в себе особую энергию, поэтому очень важно было сохранить эти звуки в изначальном виде.В ведической культуре разработан способ передачи Вед в неискаженном состоянии.Несмотря на то, что 95% Вед на данный момент утеряны, оставшиеся пять процентов дошли до нас в целости и сохранности.

2.Каким образом Веды смогли сохраниться?

Секрет кроется в языке Вед — санскрите.Веды по-другому называются шрути, «услышанное».В течение многих веков и эпох Веды передавались из уст в уста, существовала хорошо разработанная система мнемонических правил запоминания Вед; до сих пор в Индии есть люди, которые могут наизусть прочесть одну или даже несколько Вед.Это несколько сот тысяч стихов на санскрите.Слово санскрит означает «совершенный, имеющий идеальную структуру».Санскрит — это язык с уникальной грамматикой и фонетикой, и многие языки этого мира произошли от него; в частности, все западноевропейские языки, дравидские, латынь, древнегреческий и, конечно же, русский.Фонетика санскрита по своей научной организованности не имеет аналогов.В санскрите двадцать пять согласных, они разделены на пять рядов по способу звукоизвлече-ния, по пять букв на каждый ряд.Эти пять рядов имеют непосредственное отношение к пяти изначальным стихиям, из которых построен мир.Первый ряд относится к эфиру, второй — к воздуху, третий — к огню, четвертый — к воде, пятый — к земле.В самих Ведах говорится, что каждый звук санскритского алфавита несет в себе определенную тонкую энергию и именно на этой энергии основана вся ведическая культура.Мантры, состоящие из этих звуков, правильно произнесенных, способны пробуждать скрытые, тонкие механизмы природы, и мудрецы древности, риши («способные видеть сквозь грубую реальность»), с помощью правильного произношения порождали определенную волновую структуру, которая позволяла им творить чудеса.

3.Из чего состоят Веды?

Каждая Веда состоит из четырех разделов, называемых Самхитами, Брахманами, Араньяками и Упанишадами.Самхиты представляют собой сборники мантр.Их, собственно, и называют Ведами.Брахманы дают указания, каким образом, с какими обрядами и в какое время эти мантры следует произносить.Также Брахманы содержат свод законов, которые должен соблюдать человек, чтобы счастливо жить в этом мире.Араньяка — раздел более метафизического характера; здесь объяснены сокровенный смысл и высшая цель ритуалов.И, наконец, Упанишады дают философское обоснование законов этого мира; в них рассказывается о природе Бога, индивидуальной души, взаимоотношениях, которые связывают мир, Бога и душу.Помимо этого есть шесть веданг, вспомогательных ведических дисциплин.Это Шикша, правила произношения звуков санскритского алфавита; Чандас, правила ритма и расстановки ударений в стихах, из которых состоят Веды; Вьякарана, где объясняется грамматика и метафизика санскрита — каким образом в санскрите нашли свое отражение сокровенная природа человеческой жизни и структуры вселенной.Затем следует Нирукта, этимология слов санскритского алфавита на основе глагольных корней, к которым восходит каждая часть речи санскрита.Затем идет Калпа, правила проведения обрядов и ритуалов, и, наконец, Джйотиш, или астрология, которая объясняет, в какое время нужно проводить эти обряды, чтобы любое начинание увенчалось успехом.

4.Когда и кем были записаны Веды?

Пять тысяч лет назад в Гималаях они были записаны прославленным мудрецом Шрилой Вьясадевой.Само его имя указывает на того, кто «разделил и записал» (в переводе на русский язык «вьяса» означает «редактор»).История жизни Вьясадевы приводится в «Махабхарате», его отцом был Парашара Муни, матерью – Сатьявати.Вьясадева записал все Упанишады, Брахманы, Араньяки, расклассифицировал Самхиты.Здесь нужно заметить, что изначально Веда — это единое целое, один огромный «том», но Вьясадева разделил этот «том» на четыре и к каждому приложил соответствующие отрасли знания, вышеупомянутые веданги.Помимо шести веданг есть смрити, литература «для запоминания», передающая то же самое послание Вед более простым языком, на примере либо реальных исторических событий, либо аллегорических повестей.К смрити относят восемнадцать главных и восемнадцать дополнительных Пуран, а также «Рамаяну» и «Махабхарату», исторические хроники.Помимо этого есть Кавии, поэтические сборники.Их также иногда относят к разряду ведической литературы, поскольку они основаны на Пуранах, только с более подробной разработкой сюжета и историй, содержащихся изначально в Ведах, а потом записанных в Пуранах.

Для изучения Вед требовалась очень высокая квалификация, и, неправильно поняв смысл тех или иных мантр, можно было навредить и себе, и другим.Поэтому в ведической культуре существовали определенные ограничения на изучение Вед.Но для смрити, исторических повествований, таких запретов нет.Пураны, «Махабхарату», «Рамаяну» могут читать все без исключения.Эти книги несут в себе изначальные идеи Вед, вечный звук, который в свое время породил все мироздание.Язык Пуран не такой сложный, поэтому ученые различают ведический санскрит и санскрит смрити.Вьясадеву называют автором Вед, но Вьясадева просто записал то, что существовало многие тысячелетия до него.Само слово пурана означает «древнее».Эти книги были всегда, в том числе и единая Пурана, и Вьясадева изложил ее на языке, понятном людям века Кали, века деградации, в котором мы сейчас живем.Поэтому и Веды, и Пураны одинаково авторитетны.Они доносят до нас одно и то же послание, они записаны одним и тем же мудрецом и представляют собой гармоничный, согласованный корпус ведических писаний, в которых одна часть дополняет другую.

5.Какие области знания охватывают ведические писания?

Первая, самая главная тема ведических писаний, — это духовное знание, знание о природе души.Помимо этого, в Ведах есть огромное количество другой информации, касающейся всего того, что необходимо человеку для долгой и счастливой жизни.Это знание об организации пространства, васту: как строить дом, как его располагать, чтобы чувствовать себя хорошо, не болеть, жить в мире и достатке.Это медицина, аюр-веда, «наука о продлении жизни».Это ведическая астрология, которая объясняет, как Земля и микрокосмос человека связаны с макрокосмосом, со вселенной, и как человек должен планировать свой день, поездки, важные начинания в жизни.В Ведах также есть раздел о музыке, где говорится о семи основных нотах, которые соотносятся с семью чакрами, энергетическими узлами в теле человека, позволяя по-особому выстроенным мелодиям (рагам) успокаивать и излечивать человека, создавать психологический комфорт.В Ведах подробно описана йога, или набор различных техник и упражнений, позволяющих достичь огромной степени умственной концентрации, успокоить сознание, обрести мистические силы и в конце концов осознать свою духовную природу.Есть также книги по воинскому искусству.Есть разделы Вед, в которых приведены заклинания и мистические ритуалы.Есть пособия по экономическому процветанию, прикладной психологии, управлению государством, дипломатии.Есть Кама-шастра, наука интимных отношений, позволяющая человеку постепенно переходить от грубых материальных наслаждений к все более тонким и так понять, что подобные удовольствия не являются целью человеческого существования.

6.Насколько ведические знания применимы в наше время и в тех странах, которые не относятся к Индии климатически и исторически?

Ведические знания научны, веда означает «знание», а любое научное знание универсально.Когда речь идет о научных знаниях, никто не спрашивает ученых, в какой стране они открыли этот закон.Если закон есть, он действует везде, в том числе и за пределами страны, в которой был открыт.Законы, изложенные в ведических писаниях, действуют во все времена и при всех обстоятельствах, просто нужно знать, каким образом.Так, например, закон притяжения, открытый Ньютоном, действует повсюду на Земле.На других планетах он тоже будет действовать, но с определенными модификациями, и даже на северном и южном полюсах Земли коэффициенты и константы могут несколько отличаться от стандартных.Точно так же и ведические знания.Например, «Аюр-веда» формулирует общие универсальные законы здоровой жизни, но там также объясняется, каким образом эти законы применять в конкретных условиях, в другой климатической зоне, где солнце встает позже и растут другие травы и фрукты.Принципы остаются вечными и неизменными, а способы применения этих принципов могут меняться, в зависимости от времени и обстоятельств.

7.Подтверждаются ли Веды современными научными исследованиями?

Да.Один из ярких примеров — это данные, приведенные в ведических Сиддхантах, астрономических расчетах, в которых за тысячи лет до Коперника была описана структура вселенной и даны расстояния от Земли до планет солнечной системы, с их радиусами и т.п.Также ведическим математикам было известно число «пи», причем с различной аппроксимацией.Но самое любопытное и яркое подтверждение авторитетности ведических писаний — это открытие швейцарского ученого Ханса Дженни, доктора медицины, антрополога, последователя Рудольфа Стайнера.Дженни попытался найти связь между формой и звуком.Мы уже говорили о том, что ведические звуки, или звуки санскрита, создают определенную вибрацию в эфире, которая в конце концов приобретает зримые ощутимые формы.В попытке понять, какую форму имеют различные звуки, Дженни с помощью специального прибора, превращающего звуковые вибрации в видимые линии на песке или порошке, обнаружил, что звук ом, с которого начинаются многие ведические мантры и символическим образом которого является Лакшми-янтра (особое графическое изображение из пропорционально расположенных квадратов, треугольников и окружностей) при правильном произнесении порождает на песке именно эту янтру! Более того, правильно произносимые звуки санскритского алфавита также порождали формы, напоминавшие буквы этого алфавита.

8.Что общего между ведическими писаниями и священными писаниями других народов?

Безусловно, можно найти параллельные места, потому что ведические писания настолько обширны, что там, в принципе, можно найти все.В этой связи любопытен случай с митрополитом Антонием Сурожским (1914—2003), как он сам пишет: «Мне вспоминается разговор, который в тридцатые годы у меня был с Владимиром Николаевичем Лосским.Он тогда был очень отрицательно настроен против восточных религий.Мы это долго обсуждали, и он твердо мне сказал: „Нет, в них истины нет!“ Я пришел домой, взял древнеиндийскую книгу Упанишад, выписал восемь цитат, вернулся к нему и говорю: „Владимир Николаевич, я, читая святых отцов, всегда делаю выписки и пишу имя того, кому принадлежит данное изречение, а вот тут у меня восемь изречений без авторов.Можете ли вы ‚по звуку‘ их узнать?“ Он взял мои восемь цитат из Упанишад, взглянул и в течение двух минут назвал имена восьми отцов Православной Церкви.Тогда я ему сказал, откуда это взято… Это послужило какому-то началу пересмотра им этого вопроса».

Другой пример параллелей — это начало Библии, где описывается, каким образом Бог творил мир.Бог говорил: «Да будет свет», — и свет появлялся.Это напоминает строчки из «Веданта-сутры», где Брахма, «главный архитектор» вселенной, перед тем как творить, припоминает слова Вед, произносит их вслух и так вызывает к жизни различные объекты этого мира.И в Евангелии от Иоанна мы читаем: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».В Ведах тоже говорится, что первым элементом этого мира был звук, духовный звук, неотличный от самого Бога.Это имя Бога, и в Ведах оно называется Ом.

9.Какие из ведических книг считаются главными?

Среди огромного корпуса ведической литературы главными книгами считаются «Веданта-сутра», одиннадцать первых Упанишад, «Бхагавад-гита» и «Бхагавата-пурана», или «Шримад-Бхагаватам».«Бха-гавад-гита» представляет собой краткое, доступное и последовательное изложение всех философских аксиом, содержащихся в Упанишадах, а «Шримад-Бхагаватам» — это квинтэссенция как философии Упанишад, так и всех Пуран.Те же Пураны упоминают, что «Шримад-Бхагаватам» служит естественным комментарием к «Веданта-сутре», о чем свидетельствует одинаковое начало обоих произведений: джанмади асйа, что значит «Тот, от кого начинается творение, кто поддерживает творение и кто является причиной его уничтожения».Санскритское слово веданта означает «венец всего знания», сутра «афоризм».

Веданта-Сутра объясняет смысл Упани-шад, устраняет кажущиеся противоречия, возникающие в уме того, кто изучает Упа-нишады.Например, если читать Большую Советскую Энциклопедию, ее разные тома, то может показаться, что это совершенно не связанные друг с другом знания.Но если понять связующий момент, идею, которая лежит в основе этих знаний, то разрозненная, на первый взгляд, информация предстанет собранной в единое целое.Точно так же огромный корпус ведических писаний может показаться разрозненным, но только для человека, который не знает сквозную идею, на которую нанизано все остальное.

10.В последнее время много говорят о «Русских ведах».Что это такое?

Один из исследователей этого вопроса, О.В.Творогов, писал, что в 1919 году полковник белой армии А.Ф.Изенбек обнаружил в разоренной помещичьей усадьбе на западе Харьковской области деревянные дощечки с письменами на них.Он приказал денщику собрать дощечки в мешок и увез их с собой.В 1925 году А.Ф.Изенбек, проживавший в Брюсселе, познакомился с Ю.П.Миролюбовым.Инженер-химик по образованию, Ю.П.Миролюбов не был чужд литературных занятий: он писал стихи и прозу, но большую часть его сочинений (посмертно опубликованных в Мюнхене) составляют разыскания об истории и религии древних славян.Миролюбов поделился с Изенбеком своим замыслом написать поэму на исторический сюжет, но посетовал на отсутствие материала.В ответ Изенбек указал ему на лежащий на полу мешок с дощечками: «Вон там, в углу, видишь мешок? Морской мешок.Там что-то есть.».«В мешке я нашел, — вспоминает Миролюбов, — дощечки, связанные ремнем, пропущенным в отверстия».В течение последующих пятнадцати лет Миролюбов переписывал дощечки (Изенбек не разрешал выносить их из дома).Впервые мировое сообщество познакомилось с «Велесовой книгой» из сообщения эмигрантского журнала «Жар-птица», издававшегося в Сан-Франциско в 1953 году.А в 1976 году эта тема заинтересовала и советских ученых.Газета «Неделя» опубликовала заметку двух ученых, В.Скурлатова и Н.Николаева, в которой, в частности сообщалось: «Велесова книга изображает совершенно неожиданную картину далекого прошлого славян, она повествует о русах как „внуках Даждьбога“, о праотцах Богумире и Оре, рассказывает о передвижении славянских племен из глубин Центральной Азии в Подунавье, о битвах с готами и затем с гуннами и аварами, о том, что трижды Русь погибнувшая восстала.Она говорит о скотоводстве как основном хозяйственном занятии древних славяно-руссов, о стройной и своеобразной системе мифологии, миропредставлении, во многом неведомом ранее».

С точки зрения классических санскритских Вед мы можем лишь сказать, что изначальная Веда со временем разделилась на множество частей, которые стали называться по имени мудреца, хранящего это знание, или главного персонажа в историях, связанных с этой конкретной Ведой.Веды — понятие наднациональное.То, что сейчас называют «Русскими ведами», является сборником древних сказаний.В них действительно содержатся, как и в классических Ведах, сведения о сотворении мира, о различных полубогах, управителей стихий, пространства, а также истории о древних героях, основателях различных родов и племен.Существуют многочисленные археологические и лингвистические доказательства того, что у России и Индии общие исторические корни.

Древний город Аркаим на территории Урала, санскритские названия рек в Центральной России и Сибири, тесная связь между санскритом и русским — все это дает основание полагать, что в далекие времена на огромном пространстве от Северного Ледовитого океана до южной оконечности Индии процветала единая культура, которую сейчас называют ведической.«Ведичность» находки Изенбека подтверждает тот факт, что мудрецы древней Индии так же связывали дощечки, на которых писали, собирая из них книги.

Веды определение

древнейшие памятники индийской религиозной литературы, см.Ведизм.

священное писание индийских религий, брахманизма и современного индуизма.Веда состоит из 4 частей: Ригведы (веда гимнов), Яджурведы (веда жертвенных формул), Самаведы (веда песен), Ахтарваведы (веда заклинаний).

санскр.– ведение, знание) – четыре главные священные книги древних индийцев: Ригведа, Атхарваведа, Самаведа, Яджурведа.Были созданы в течение XII – XVII вв.до н.э., представляют собой теологические трактаты и сведения по социально-экономической и культурной истории древней Индии.

памятники древнеиндийской литературы (конец 2-го — начало 1-го тыс.до н.э.) на древнеиндийском (ведийском) языке.Составляют четыре сборника гимнов, песнопений (Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа), теологических трактатов (брахманы и упанишады).Веды — источник сведений по истории древнейшей Индии.

1. Ved.Pollio, римский всадник, отличавшийся чрезвычайной жестокостью.Он кормил своих мурен мясом рабов, и, когда однажды давал пир в честь Августа, с которым был дружен, последний едва смог его упросить пожалеть несчастного слугу за какой-то неважный проступок.Dio Cass. 51, 23.Sen.clem.1, 18.ср. Tac.ann. 1, 10.Часть своих богатств он завещал Августу;

2. Ved.Aquila, легат Отона, проиграл сражение при Ведриаке (Tac.hist. 2, 44) и после свержения Вителлия перешел на сторону Веспасиана.Tac.hist. 3, 7.

Веды (Vedas, санскрит — «мудрость»), самые ранние памятники инд.религ.лит-ры на санскрите периода вторжения в Индию ариев (точная дата не установлена, ок.1500-1200 гг.до н.э.).В.состоят из четырех сборников гимнов и заклинаний: Ригведы, Яджурве-ды, Самаведы и Атхарваведы.Во время жертвенных сожжений, составлявших гл.элемент ведического ритуала, священнослужители пели гимны и заклинания, позже вошедшие в В.Наиб, известна Ригведа, самый древн.сборник.Атхарваведа, последняя по времени, занимает особое место в ведийской лит-ре; взятые вместе, четыре сборника представляют собой осн.источник сведений о древн.верованиях и обычаях ариев в Индии.

(санскрит — «священное знание») — сбор-ники религиозно-эпических, мифологических и литературных текстов Древней Индии, являющиеся квинтэссенцией всей индийской культуры.Древнейшие части вед возникли еще в конце II тыс.до н.э.в отсутствие письменности и долгое время передавались изустно, из поколения в поколение.Хранителями вед были жрецы-брахманы, они были записаны на санскрите лишь на рубеже новой эры.Веды состоят из четырех частей: Ригведы («Книга гимнов»), Самаведы («Книга песен»), Яджурведы («Книга жертвенных формул») и Атхарваведы («Книга заклинаний»).К ведической литературе также относят появившиеся позже комментарии к ведам — брахманы, араньяки, упанишады, а также произведения по астрологии, стихосложению — веданта.

Само слово «веда» означает «знание».И не случайно древнейшая Ригведа, содержащая 1028 гимнов, вопло-щает в себе все знание индийцев о мире — повествует о сотворении мира, жизни Вселенной, богах, ее насе-ляющих.Также веды содержат информацию о соци-ально-политической и культурной жизни Индии рубе-жа II–I тыс.до н.э.— середины I тыс.до н.э.Поэтому этот период получил название «ведийской Индии».Из вед мы узнаем о богах Индии и правилам поклонения им, делении общества на варны — социальные слои, границы между которыми были незыблемыми, законах и правилах, регулирующих жизнь страны в то время (законы Ману).Веды — не только религиозные, но и литературные памятники древнеиндийской культуры.Наряду с молитвами в них можно найти описание борьбы добрых и злых духов, многие ведические гимны настолько поэтично и образно описывают природу и человеческие отношения, что по праву могут рассматриваться как поэтические тексты.Даже гимны богам являются, скорее, эпическими произведениями, в которых можно найти все, от героики и лирики до прямой сатиры.

древнейший памятник инд.религ.лит-ры на т.н.ведич.санскрите.В.состоят из 4 сборников (самхит): Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа.По мнению большинства совр.индологов, В.складывались во 2 — нач.1-го тыс.до н.э.Для указанного периода В.- единств.лит., ист.источник.Важнейшими из В.являются Ригведа и Атхарваведа.Судя по геогр.названиям, Ригведа создавалась на терр.между pp.Кабулом и Гангом, Атхарваведа — в долине среднего течения Ганга.В.рисуют Сев.Индию, населенную племенами, различными по уровню социально-экономич.развития, физич.облику, языкам и диалектам, религ.представлениям и обрядам.Наиболее полно В.отразили жизнь племен, к-рых творцы ведич.гимнов называли арьями.Эти т.н.арийские племена занимались плужным земледелием, применяя, где нужно, искусств.орошение, разводили домашний скот (лошадей, коров, буйволов, коз, овец и т.д.), знали разные ремесла, умели обрабатывать медь, а в кон.2 — нач.1-го тыс.до н.э.стали употреблять и железо.

В.показывают жизнь арийских племен, когда у них на базе достигнутого уровня производит.сил возникли частная собственность на движимое имущество, в т.ч.и на рабов, обмен, имуществ.неравенство и началось постепенное разложение первобытнообщинного строя.В В.нашла отражение сопровождавшая процесс разложения первобытнородового строя борьба между богатыми и бедными, между выделившейся родовой аристократией и рядовыми членами племен.В этой борьбе родовая аристократия постепенно ограничивала первобытнообщинную демократию и заставляла служить родовые органы управления (самиты и сабха) своим интересам.

В В.рассказывается о племенных войнах, в результате к-рых еще более увеличивалось значение воен.вождей.В гимнах появляется мотив об исключит.роли вождя, к-рый, обладая карательной властью, сам не подлежит наказанию и получает дань с соплеменников и с покоренных племен.Правда, в гимнах не раз упоминается, что вождь ограничен волей племенного веча и совета из благородных людей.В одном из самых поздних гимнов Ригведы (X, 90) говорится, что люди не одинаковы по рождению, что брахманы (жрецы), кшатрии (воен.аристократия), вайшии (прочие свободные члены арийских племен) и шудры (по-видимому, племена, попавшие в зависимость от ариев) произошли из различных частей тела мифич.»первого человека», от его уст, рук, чресел и ступней.Наряду с арийскими племенами в В.упоминаются племена дасью, или даса.Из В.известно о быте большой патриарх.семьи, одежде и украшениях, увеселениях и особенно о религ.представлениях др.-инд.племен.В В.можно обнаружить зародыши той религ.философии, к-рая нашла дальнейшее развитие в Араньяках и Упанишадах.В.передавались изустно в брахманских семьях.Европейцы впервые начали изучать и издавать В.с нач.19 в.

Библиография по В.опубликована в кн.: «Vedic bibliography.since 1930», by R.N.Dandekar, Bombay, 1946.Из марксистской литературы о В.см.: Данге С.A., Индия от первобытного коммунизма до разложения рабовладельч.строя, пер.с англ., М., 1950; Ильин Г.P., Др.Индия в XV-VI вв.до н.э., в кн.: Всемирная история, т.1, М., 1955, гл.25; Осипов А., Краткий очерк истории Индии до X в., М., 1948.

Веды определение

Философия: Энциклопедический словарь.— М.: Гардарики .Под редакцией А.А.Ивина .2004 .

Философский энциклопедический словарь.— М.: Советская энциклопедия .Гл.редакция: Л.Ф.Ильичёв, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Панов .1983 .

Философский энциклопедический словарь .2010 .

Философская Энциклопедия.В 5-х т.— М.: Советская энциклопедия .Под редакцией Ф.В.Константинова .1960—1970 .

Новая философская энциклопедия: В 4 тт.М.: Мысль .Под редакцией В.С.Стёпина .2001 .

Смотреть что такое «ВЕДЫ» в других словарях:

Веды — (санскр.знание), совокупность наиболее ранних текстов на древне индийском языке, созданные примерно с II тысячелетия до н.э.до VI века н.э.Веды образуют ядро священного канона индуизма.Древнейшую часть Вед, или собственно Веды, составляют са… … Религиозные термины

ВЕДЫ — [санскр.veda знание] древнейшие памятники индийской литературы; состоят из четырех сборников, содержащих религиозные гимны, песнопения, формулы заклинаний, обрядовые предписания, мифы.Словарь иностранных слов.Комлев Н.Г., 2006.ВЕДЫ священные… … Словарь иностранных слов русского языка

Веды — (санскр.веда, буквально «знание») древнейшие памятники индийской словесности, созданные в конце 2 го тысячелетия до н.э.в 1 ой пол.1 го тысячелетия до н.э.на древнеиндийском (ведийском) языке.Веды, или ведическую литературу, составляют… … Политология.Словарь.

ВЕДЫ — (санскр.веда букв.знание), памятники древнеиндийской литературы (кон.2 го нач.1 го тыс.до н.э.) на древнеиндийском (ведийском) языке.Веды, или ведическую литературу, составляют сборники гимнов и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа,… … Большой Энциклопедический словарь

Веды — совокупность древнейших памятников религиозной литературы Индии (четыре «собрания» санхита и комментирующие их брахманы, араньяки и упанишады), к рым туземная традиция приписывает характер откровения.В европейской науке название В.обычно… … Литературная энциклопедия

Веды — (caнскp.veda знание, от индоевроп.корня veid знать, видеть, ст.слав., греч.оida) священные книги древних индусов, представляющие собрание гимнов, богослужебных формул и объяснений кразным особенностям ритуала.Они распадаются на четыре… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ВЕДЫ — (санскритское веда, буквально знание), памятники древнеиндийской литературы (конец 2 го начало 1 го тысячелетия до нашей эры) на древнеиндийском (ведийском) языке.Веды, или ведическую литературу, составляют сборники гимнов и жертвенных формул… … Современная энциклопедия

Веды — памятники древнеиндийской литературы (конец 2 го начало 1 го тыс.до н.э.) на древнеиндийском (ведийском) языке.Составляют четыре сборника гимнов, песнопений (Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа), теологических трактатов (брахманы и… … Исторический словарь

Веды — У арьев в процессе освоения ими Индии не было письменности, а значит, и летописей, фиксировавших события внешне и внутриполитической истории Духовная же их история, восходящая к этим и еще более отдаленным временам, дошла до нас в ведах… … Энциклопедия мифологии

Веды — (санскритское веда, буквально знание), памятники древнеиндийской литературы (конец 2 го начало 1 го тысячелетия до нашей эры) на древнеиндийском (ведийском) языке.Веды, или ведическую литературу, составляют сборники гимнов и жертвенных формул… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Веды – что это такое?

В пятом тысячелетии до н.э.между реками Инд и Ганг зародилась одна из первых цивилизаций на планете.Именно древние арии, племена белолицых людей, которые, по легенде, пришли из Атлантиды, и ушли туда же спустя несколько сотен лет, даровали миру первый древнейший письменный язык – санскрит, на котором и были написаны Веды.

Веды – это первый сборник священных текстов индуизма.В переводе это слово значит «услышанное знание» , то есть эти знания передавались из уст в уста, а много позднее записывались на пальмовых листьях или коре деревьев.

Посвященные индуисты считают, что Веды были переданы брахманам Богами для того, чтобы они просвещали людей.Термин этот обычно объединяют с другими, например, сасья–веда — наука о землепользовании, а агада-веда – наука о лечении людей.

В Пуране, еще одной древнейшей книге индуистов, сказано, что великий Брахма получает ведические знания в начале каждого круга космического цикла, т.е.при образовании новой цивилизации, а затем передает людям.

Виды ведической литературы

В настоящее время известны четыре веды, отличающиеся своим содержанием:

  • «Ригведа»- известнейшее произведение древней индийской литературы, состоящее из десятков тысяч священных гимнов и книг-мандал, прославляющих богов.
  • «Янджур-веда» — собрание мантр, которые имеют глубокий религиозный смысл, их можно сравнить с молитвами, которые человек читает ежедневно, обращаясь к Высшим силам.
  • «Сама-веда» — включает в себя мантры, предназначенные для пения.В индуизме есть ритуалы, в которых принимают участие специальные певчие, восхваляющие Брахму и иных Богов во время религиозных ритуалов.
  • «Атхарва-веда» — это последняя книга, в которой начертаны заклинания и гимны, исполняемые в процессе жертвоприношения и других ритуалов.
  • Также в Ведах можно отыскать эзотерические формулы для борьбы с демонами и существами из темного мира, для защиты ауры от злых чар и активизации жизненной энергии.

    Кто написал Веды?

    Согласно ученым изысканиям Веды начали составлять в середине второго тысячелетия до н.э., а закончили в середине первого, примерно в пятом веке до н.э.Поскольку написанное на коре и листьях бесследно исчезло, то до наших дней дошли лишь немногие копии, переписанные в более позднее время.

    Кто именно писал эти трактаты доподлинно не известно, но по легендам и сказаниям их автором-переписчиком был добродетельный монах и мудрец Вьяса, который составил большинство древних индийских трактатов – Веды, Пураны, Упанишады.Считается, что Вьяса был сыном, рожденным вне брака философа и мудреца Парашаты, и проживал на острове в устье реки Джамна.

    В этих древних трактатах можно прочитать откровения Богов о тайнах мироздания и о природе всех живых существ на планете.Если внимательно изучать книги, то можно прикоснуться к великому таинству божественного знания.

    Также в книгах можно прочесть о деяниях Вишну, Кришны или Шивы и гимны, сложенные в их честь.В «Яжрур-веде» подробно толкуются правила проведения религиозных ритуалов и обрядов, а также подробное толкование мантр и гимнов.

    Ведическую литературу можно по праву назвать энциклопедией быта и жизни древних индийских племен, их потребностей и чаяний, правила проведения всех церемоний и обрядов.

    Построение ведических текстов

    Структуру ведической литературы можно сравнить с лестницей.Человек, поднимаясь вверх от ступеньки к ступеньке, получает все больше знаний о мире и вдохновляется своими усилиями к новым подвигам сподвижничества.

    По индуистским религиозным убеждениям, жизнь человека не ограничена только одной жизнью.От жизни к жизни человек самосовершенствуется, так и пробираясь по ступеням знаний, он постигает тайны мироздания и приближается к Высшему божественному знанию.

    Вся ведическая литература делится на три категории (канды), которые условно можно распределить по степеням зрелости души и ума.Первая – это карма-канда, вторая – гьяна-канда, третья – упасана-канда.

    Первая канда предназначена для тех, кто еще не отошел от материи, ценит благосостояние и достаток, подвержен обычным людским слабостям и выполняет обряды, строго следуя предписанным правилами.

    Вторая канда призывает отказаться от желаний и страстей, предаться аскезе и медитации, забыть о бренном и стремиться к совершенству.

    Третья канда предназначена для тех, кто хочет постичь Бога и слиться с Абсолютом.Они, пройдя первые две ступени понимания и разумения, умеют контролировать свои желания и подчиняют тело разуму.

    Теория ведического знания

    Первейшая тема ведической литературы – это теория о состоянии души и ее переходах из тела в тело, от рождения к рождению.Помимо этого, веды дают знания, необходимые человеку в процессе долгой и полноценной жизни.Это несколько эзотерические знания, но пригодные в практике: как строить и вести дом, как расставлять в нем мебель, вести хозяйство, чем заниматься, а чем не стоит, чтобы не болеть и иметь достаток и покой.

    Именно здесь были и первые знания о аюрведе — науке о долголетии и сохранении здоровья, о гармоничном слиянии с космосом и умение планировать свою жизнь по дням и часам, чтобы не пропадала ни одна минута.

    В этих трактатах есть также раздел о музыке, в котором описываются семь основных нот, привязанных к чакрам в теле человека.Это дает возможность с помощью мелодий излечивать и успокаивать человека, дарить ему психологический комфорт или, наоборот, разрушать его ауру и делать злобным и агрессивным.

    Веды знакомят нас и с йогой, особыми техниками, которые позволяют подчинить тело разуму, освободить от естественных физиологических потребностей и желаний и заставить служить цели освобождения внутренней энергии из-под гнета бренного тела.

    Есть разделы, посвящённые воинскому искусству, стратегии и тактике, а также кодексу воина.В других разделах обучают мистическим практикам, правильному проведению ритуалов и обрядов, чтению заклинаний и пению мантр.Есть особые тексты, посвященные экономике и управлению государством, законотворчеству и дипломатии.

    И, наконец, Кама-шустра посвящена целиком науке об интимных отношениях между мужчиной и женщиной.Она учит отказываться от грубых физических удовольствий, которые приближают человека к животному, поскольку его целью является только удовлетворение полового желания.Она призвана научить посвященного в ее тайны высвободить сексуальную энергию и направить на самосовершенствование и слияние с Абсолютом.

    Законы мироздания, изложенные в древних ведах, действуют и по сегодняшний день, поскольку все знания универсальны и действуют в любой стране и в любое время.Например, аюрведа раскрывает законы долголетия и правильного образа жизни, тайны растений и принципы правильного питания.При этом, в ней же есть оговорки о том, как эти рецепты будут действовать в других странах, при ином климате и системах хозяйствования.

    ТО есть принципы секретов долголетия одинаковы и вечны для всех, а способы меняются в зависимости от прилагаемых обстоятельств.

    Современные философы и теологи находят много сходства в ведических текстах и Библии – главной книги христиан.И там, и там раскрываются тайны создания Вселенной.Бог сказал: «Да будет свет!»- и стал свет.Брахма, созидатель мира, так же цитирует Веды и один за другим появляются части Вселенной.

    В Евангелии мы можем прочитать, что вначале было Слово, и это слово – БОГ.В ведах мы также читаем, что вначале был звук, звуковые вибрации вызвали к жизни все остальное, и первое слово – ОМ (имя Бога).

    Современные лингвисты также считают, что существует определенная связь между санскритом и русским языком, тому есть прямые доказательства и на всей громадной территории нашего материка процветала единая культура, названная ведической.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Влада Воеводина
    Написано статей
    148
    Ссылка на основную публикацию