Культура здорового образа жизни личности

Тема статьи: Культура здорового образа жизни личности - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Культура здорового образа жизни личности

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни это комплекс оздоровительных мероприятий, форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, который проявляется в двигательной активности, закаливающих процедурах, соблюдении режимов питания, сна, труда и отдыха, отказе от вредных привычек, умении управлять собой, своими эмоциями и своим здоровьем.

Здоровый образ жизни это:

— благоприятное социальное окружение;

— оптимальный двигательный режим (культура движений);

— отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных

напитков, наркотических веществ);

Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности — это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

Культура здорового образа жизни современного человека

Культура здорового образа жизни современного человека

С каждым днём становится всё актуальнее вопрос о здоровом образе жизни.В условиях больших городов, быстро истощаемых природных ресурсов, всё быстрее приближается тот момент, когда сохранение здоровья станет критическим вопросом современного общества.Вот почему уже сейчас можно отметить, как набирает обороты пропаганда в пользу здорового образа жизни, важность сохранения и укрепления собственных биологических и метафизических ресурсов.

Факторы здорового образа жизни

1.Питание.
2.Режим сна и бодрствования.
3.Физические нагрузки.
4.Общение, взаимодействие с коллективом.

Питание современного человека

Изобилие систем быстрого питания, легкодоступность продуктов низкого качества, огромное количество магазинов, точек общепита – всё это резко снизило уровень культуры питания человека.Быстрые перекусы, склонность к употреблению уже готовых высококалорийных продуктов, отсутствие завтрака, плотные ужины и так далее, давно стали причиной разнообразных проблем со здоровьем, ни говоря уже об участившихся случаях быстрого набора веса и возникающих проблем с пищеварением.Что и говорить о том, как сильно не достаёт современному человеку воды, столь важной для функционирования всего организма.Современный человек в течение дня пьёт всё что угодно, но о воде вспоминает редко.

Исходя из всего вышесказанного, важно отметить, что питание современного человека должно регулироваться в сторону восстановления естественных потребностей в употреблении растительной клетчатки, животных белков и жиров.Рацион должен преимущественно состоять из различных овощей, фруктов, диетического мяса и рыбы, молочных продуктов.Полностью исключить следует субпродукты, фастфуд, копчёности, десерты, содержащие разного рода добавки.Также стоит уменьшить порции покупного кофе, сладостей, консервов, солёных продуктов, но увеличить употребление воды.

Дары цивилизации таковы, что жизнь человека существенно облегчена – нет необходимости укрываться от опасности или догонять добычу, точно также как не нужно карабкаться вверх или держаться на плаву.Однако физическая активность современному человеку необходима для сохранения здоровья и поддержания привлекательного внешнего вида, к тому же оптимальное сохранение двигательной активности укрепляет и сохраняет способность человека к действию, в том числе способность к принятию решения.

Важно отметить, что физические нагрузки не менее важны и для эмоциональной составляющей человеческого здоровья.При этом достаточно уделять дополнительным занятиям всего 20 минут в день, плюс не забывать о периодических неспешных прогулках.

Коммуникативные навыки человека во многом определяют его способность к функционированию в обществе.В свою очередь полноценное общение, здоровая конкуренция, дружба, любовь, переживания, несут с собой задачу развития личности, её полноценного и комфортного существования.Поэтому культура здорового образа жизни не может обойтись без общественной деятельности, вклада в развитие общества, без наличия у человека друзей и родных.

Режим сна и бодрствования

Ещё одним важным фактором здорового образа жизни является поддержание режима сна и бодрствования, который в последние десятилетия очень сильно сбился – ночная работа, отсутствие полноценного отдыха, отказ от отпуска, спешка и катастрофическая нехватка времени.Восстановление количества и качества сна возвращает утраченные силы и позволяет работать наиболее продуктивно, в то время как резкое сокращение ночного отдыха влечёт за собой развитие ряда физических и психологических отклонений.Культура здорового образа жизни современного человека предполагает оптимальное получение часов сна, необходимых для полного восстановления.


Источник

Формирования культуры здорового образа жизни личности м.ш

Здоровый образ жизни проявляется в отношении к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности и осознании своей ответственности не только за свое здоровье, но и за здоровье будущих поколений; умении противостоять разрушительным для здоровья формам поведения; сформированности навыков личной гигиены; наличии умений и навыков сохранения и укрепление здоровья.

Содержание воспитательной работы направлено на усвоение обучающимися многогранности понятия «здоровье», восприятие его как общечеловеческой и личностной ценности; воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; приобщение к занятиям в спортивных кружках и секциях; формирование культуры питания, труда и отдыха; предупреждение вредных зависимостей.

Условия:

· сотрудничество учреждений образования с семьей, учреждениями, подведомственными Министерствам здравоохранения, спорта и туризма Республики Беларусь, другими заинтересованными;

· формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и его пропаганда.Педагогический коллектив как эталон здорового образа жизни;

· внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс, противодействие распространению вредных зависимостей;

· систематические занятия обучающихся физической культурой, спортом и туризмом;

· организация воспитания в процессе оздоровительного отдыха.

Физическая культура личности — это социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно — спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье.

Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела каждого ребенка в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным, эстетическим воспитанием.

В комплексной программе физического воспитания учащихся I—XI классов общеобразовательной школы к основным задачам отнесены:

♦ укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности;

♦ воспитание высоких нравственных качеств, потребности в систематических физкультурных упражнениях; понимание необходимости физической культуры и заботы о здоровье;

♦ стремление к физическому совершенствованию;

♦ готовность к труду и защите Отечества;

♦ приобретение минимума знаний в области гигиены, медицины, физической культуры, спорта, военно-прикладной деятельности;

♦ обучение двигательным навыкам и умениям, их применению в сложных ситуациях; развитие двигательных качеств;

♦ формирование эстетического восприятия красоты человеческого тела, особенно в процессе гимнастических и атлетических упражнений, в игровых и состязательных ситуациях.

Содержание физического воспитания школьников определяется Программой и Концепцией воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

Таким образом, основными путями реализации задач физического воспитания являются урок физкультуры, соблюдение санитарно-гигиенических и оздоровительных норм на всех учебных занятиях, внеурочная и внеклассная физкультурно-спортивная деятельность, трудовая деятельность, спортивно-массовая внешкольная деятельность.

Здоровый образ жизни —образ жизни, положительно влияющий на здоровье.

Культура ЗОЖ— это культура жизни человека, направленная на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Культура безопасной жизнедеятельности характеризует степень усвоения обучающимися правил безопасного поведения в обществе, включает формирование норм и правил поведения в социальной и природной среде, неприятие несоблюдения правил безопасности.

Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности предполагает приобщение обучающихся к соблюдению правил безопасности, приобретение знаний и навыков действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.В процессе воспитания происходит формирование представления о необходимости соблюдения мер безопасности, неприятие нарушений правил безопасной жизнедеятельности, формирование знаний в области безопасной жизнедеятельности, обучение действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Условия:

· сочетание различных форм, методов и средств организации безопасной жизнедеятельности обучающихся;

· организация межведомственного сотрудничества на республиканском, региональном и местном уровнях;

· педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, созданных для выполнения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· практическая деятельность обучающихся по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

Слагаемыми здорового образа жизни являются: 1) оптимальный двигательный режим; 2) тренировка иммунитета и закаливание; 3) оптимальное питание; 4) психо-физиологическая регуляция; 5) психо-сексуальная и половая культура; 6) рациональный режим жизни; 7) отсутствие вредных привычек; 8) высокая медицинская активность.

Связь здорового образа жизни и воспитания просматривается на протяжении веков.Наука о включении человека в формирование своего здоровья называется «валеология», а направление воспитания, связанное с формированием у учащихся культуры здорового образа жизни, называется «валеологическое воспитание».

Формирование культуры здорового образа жизни в школе включает в себя:

♦ усвоение учащимися сущности таких понятий, как «жизнь», «здоровье», восприятие их как общечеловеческих ценностей;

♦ формирование умения отличать физическое и нравственное; воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

♦ формирование способности видеть взаимосвязь и взаимозависимость в таких триадах: жизнь — здоровье — окружающая среда; жизнь — здоровье — безопасность;

♦ осознание значимости физического и умственного труда, физкультуры и спорта, туризма, общения с природой.

В основу воспитания как здорового образа жизни должны быть положены три основные идеи:

♦ Суть и содержание, конечная цель и результат здорового образа жизни — триединство: гармония тела, торжество духа, ясность ума.

♦ Педагог сам должен быть поборником идеи здорового образа жизни, сам находиться в постоянном движении к идеалам гармонии тела, духа и ума, сам жить и творить свою педагогическую деятельность по законам истины, добра и красоты.

♦ Идеи и методика здорового образа жизни должны пронизывать всю систему воспитательной работы классного руководителя (воспитателя) с классом, отдельными учащимися, коллегами-педагогами, родителями и вообще со всеми людьми, с которыми он общается.

Начинается формирование здорового образа жизни в школе с соблюдения режима учебы, труда и отдыха.В школе и дома необходимо создавать нормальные условия для занятий, менять места расположения учащихся, приучать к выполнению режима дня.К гигиеническим условиям относят ношение удобной одежды и обуви, чистоту воздуха, питьевой воды, освещенность жилища, рациональное и полноценное питание.Больших усилий требует работа по профилактике у детей вредных привычек.Устранение негативных явлений и создание нормальных условий непосредственно в учебном процессе послужит оздоровительным фактором телесного и нравственно-психологического состояния учащихся.

Система физического воспитания в школе: уроки физической культуры, подвижные перемены, физкультминутки на уроках, организация различных форм внеурочной и внешкольной работы.

К формам организации физического воспитания школьников относятся 1)уроки физической культуры; 2)физкультурно-оздоровительные (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями) и 3) повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с отдельными детьми и с небольшими группами, самостоятельные занятия учащихся различными видами физических упражнений, праздники).

В системе внеклассной работы большое значение имеет спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах физкультуры и спорта.Эта задача решается с помощью организации работы спортивных секций по гимнастике, спортивным играм, легкой атлетике и т.д.Занятия спортивных секций проводятся преподавателями физкультуры по плану спортивно-массовой работы школы

Существенным направлением внеклассной работы является организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в школе.К ним относятся спортивные праздники, организация школьных спартакиад, соревнований, вечеров, дней здоровья и т.д.В начальных классах физкультурные праздники обычно посвящаются каким-либо знаменательным датам.В программу таких праздников, как правило, включают парад участников и торжественное открытие праздника с подъемом флага, массовые гимнастические выступления, простейшие спортивные соревнования, игры, аттракционы, пляски, хороводы, песни.На торжественном закрытии праздника вручают призы и грамоты победителям.

Обязательный факультативный курс «Основы безопасной жизнедеятельности». В директиве Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004г.«О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» указано на необходимость организовывать во всех коллективах и по месту жительства обучение граждан действиям в чрезвычайных ситуациях, на предусмотрение мер по созданию государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций в республике.

Цель обязательного факультативного курса — воспитание у обучающихся ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности .

Задачи факультативных занятий:

• обучить учащихся умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;

• раскрыть систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;

• привить учащимся навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни.

Учебная программа состоит из четырех разделов («Правила дорожного движения», «Правила пожарной безопасности», «Защита от чрезвычайных ситуаций», «Охрана жизни и здоровья») и построена на основе следующих принципов: учет возрастных особенностей учащихся, полицентризм, сочетание психологического и культурологического сопровождения, систематичность.Отличительными особенностями программы являются включение в нее более широкого спектра социогенных опасностей, связанных с реальным опытом взаимоотношений учащихся с людьми, а также опора на эмоциональный опыт защиты личности от целого ряда опасностей.Количество часов, предусмотренных программой: 2—4 классы — 16 часов в год.

Обязательный факультатив «Час здоровья и спорта». С 1 октября 2012 года в учреждениях общего среднего образования введены обязательные для каждого учащегося факультативные занятия «Час здоровья и спорта».Факультативные занятия «Час здоровья и спорта», как правило, проводятся на свежем воздухе в игровой форме при наличии физкультурно-спортивных сооружений.Учащиеся на данных занятиях не оцениваются отметками в баллах.

Проведение факультативных занятий «Час здоровья и спорта» может быть организовано как в первой, так и во второй половине учебного дня или в шестой школьный день в соответствии с разработанными расписаниями занятий.Допускается включение факультативных занятий «Час здоровья и спорта» в расписание учебных занятий.Содержание факультативных занятий «Час здоровья и спорта» в I-IV классах могут составлять: подвижные игры (методические рекомендации по их проведению прилагаются), ритмика, танец, аэробика.

Обучающиеся на I ступени общего среднего образования. Формирование представлений об основных способах и методов сохранения и укрепления здоровья.Занятия в спортивных кружках и секциях.Участие в спортивных соревнованиях и праздниках, формирование культуры здорового питания.Выработка навыков безопасного поведения дома, в учреждении образования, на улице, в общественных местах, на водоемах, действий в случае возникновения пожара, других чрезвычайных ситуациях

Теоретические аспекты культуры здорового образа жизни дошкольников

Сущность понятия «культура здорового образа жизни»

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок.Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления.Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников[6].

Понятие здоровья формировалось на протяжении столетий.Вначале это понятие в основном соотносилось с физическим состоянием человека, но затем, по мере развития общества и различных наук, наполнялось новым содержанием.В настоящее время понятие здоровья соотносят с психическим состоянием человека, его образом жизни, а так же уровнем духовного развития.В современном мире сохранению здоровья уделяется особое значение.

Культура здорового образа жизни — это культура жизни человека, направленная на профилактику болезней и укрепление здоровья.В узком смысле: культура здорового образа жизни — это распорядок действий, предназначенный для укрепления здоровья.

Общеизвестно, что здоровье человека на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% — от природного окружения, на 7 — 10% — от уровня здравоохранения и на 50% — от образа жизни человека.(Ю.П.Лисицын, Г.К.Зайцев и др.).

В связи с этим, проблема сохранения здоровья дошкольников и воспитания культуры здорового образа жизни у детей представляет особый интерес для исследователей.

Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в работах Н.П.Абаскаловой, Н.М.Амосова, В.К.Бальсевича, И.И.Брехмана, М.Я.Виленского, Г.К.Зайцева, А.Г.Комкова, Г.М.Соловьева, Л.Г.Татарниковой, О.Л.Трещевой и др.

Ученый Г.М.Соловьев, выделил пять основных направлений воспитания культуры здорового образа жизни: формирование знаний и интеллектуальных способностей; мотивационно-ценностных ориентаций; физической культуры; социально-духовных ценностей; приобщение к оздоровительной деятельности.

Актуальной задачей физического воспитания, — говорится в Концепции, — является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях».Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узко медицинским и узко педагогическим мероприятиям.Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребёнка в учреждении дошкольного образования (УДО).

Ситуация со здоровьем детей продолжает оставаться главной стратегической проблемой в области образования.Серьезную озабоченность вызывает рост детей с ослабленным соматическим и психоневрологическим здоровьем.(Л.И.Губаева, В.Ф.Вишнякова, С.С.Зверева, Д.М.Рудьева).

Социально-генетические, эпидемиологические, клинико-социальные и другие исследования убедительно доказали, что здоровье человека, в первую очередь, зависит от здорового образа жизни его самого.По данным Ю.П.Лисицина, Ю.М.Комарова и других отечественных ученых, образ жизни формирует здоровье и занимает примерно 50-55% удельного веса всех факторов, обусловливающих здоровье населения.

Эффективность творческой, преобразующей профессиональной, спортивной деятельности полностью обусловлена здоровьем человека, основы которого Закладываются на ранних этапах индивидуального развития.Но для сохранения здоровья на долгие годы, кроме здоровой наследственности, необходим целый комплекс мероприятий, включающий физическую культуру (с достаточной двигательной активностью, закаливанием и др.), рациональный режим труда, отдыха, питания, отказ от вредных привычек, то есть весь комплекс составляющих здорового образа жизни.

Главным результатом культуры здорового образа жизни является высокий уровень здоровья, умственной и физической работоспособности, психоэмоциональная устойчивость и способность противостоять разнообразным стрессовым факторам, неблагоприятным экологическим и внешнесредовым воздействиям.

Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей.Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования учёные, как Т.И.Алиева, B.Г.Алямовская, О.М.Дьяченко, Е.А.Екжанова, М.Н.Кузнецова, C.М.Мартынов, Л.А.Парамонова, Е.А.Сагайдачная и др.

История отечественного и зарубежного образования свидетельствует, что проблема здоровья подрастающего поколения рассматривалась по-разному.

В средневековую эпоху задачи воспитания сливались с задачами оздоровления души, но в трудах философов-богословов встречались редкие для того времени советы гигиенического характера, рекомендации по укреплению здоровья детей (А.Августин, С.Боэций, И.Златоуст и др.).

Идея гармонии души и тела как основы здоровья возникла в глубокой древности.Этой идеей в своё время воспользовался английский философ-педагог Д.Локк, и именно ему принадлежит известное выражение «здоровый дух в здоровом теле».

К проблеме здоровья ребёнка в разное время обращались многие учёные (В.Г.Белинский, П.П.Блонский, А.Г.Болотов, А.И.Герцен,» Н.А.Добролюбов, С.Г.Зыбелин, В.П.Казначеев, П.Ф.Лесгафт, Н.И.Новиков, Л.А.Оганесян, Н.И.Пирогов, Б.Н.Смольский, А.И.Суворов, В.Н.Татищев, К.Д.Ушинский и др.).

Проблема психологического и психического здоровья детей и школьников занимает одно из центральных мест в разработке научных основ детской практической психологии и в деятельности психологической службы образования (Р.И.Айзман, О.А.Ахвердова, В.И.Бондин, Э.М.Козин, К.С.Коссов, В.П.Озеров и др.).

Вместе с тем, учёные (Л.И.Анцыферова, Л.И.Божович, И.С.Кон, А.В.Петровский и др.) отмечают ряд психологических условий, которые определяют степень эффективности социального воздействия извне на субъект.В первую очередь, это формирование у личности позитивного отношения к миру.

Следует отметить, что сохранению и укреплению здоровья способствует система здоровье сберегающих форм жизнедеятельности человека — здоровый образ жизни, который закладывается с раннего возраста.На формирование системы знаний и умений в области познания ребенка самого себя, своих возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни, исходя из социальных основ здоровья и осознания ответственности общества за здоровье детей.

Современные условия жизни и профессиональной деятельности предъявляют исключительно высокие требования к состоянию здоровья психической устойчивости, физическому развитию подготовленности человека.Эффективность творческой, профессиональной, спортивной деятельности полностью обусловлена здоровьем человека.

Анализ литературы свидетельствует, что недостаточно проработаны педагогические модели формирования культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях УДО.

В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н.Дубровский, Ю.П.Лисицын, Б.Н.Чумаков), психологии (О.С.Осадчук), экологии (З.И.Тюмасева, А.Ф.Аменд) и педагогики (В.Г.Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф.Змановский, М.Лазарев, О.В.Морозова, Т.В.Поштарева, Л.Г.Татарникова, О.Ю.Толстова, О.С.Шнейдер и др.).

Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен.Направленность личности на здоровый образ жизни — процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания[1].

Основными направлениями деятельности системы образования в данной области явились:

— уточнение понятийного аппарата: здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни;

— исследование состояния здоровья детей дошкольного возраста и определение основных групп факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья ребенка;

— выявление и исследование проблем формирования культуры здорового образа жизни;

— создание теории и практики разработки и внедрения педагогических технологий, ориентированных на сохранение, укрепление здоровья детей.

Здоровый образ жизни — категория экобиосоциальная, интегрирующая биологические, социальные и экологические представления о здоровье человека и его жизнедеятельности, поскольку физическое благополучие зависит не только от наследственности и количества внимания к здоровью ребенка со стороны родителей и врачей, но и от влияния экологических факторов, от степени гармонизации взаимоотношений ребенка с внешней социальной и экологической средой [3].

Формирование культуры здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида.Развитие и социализация ребенка происходит в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения.В исследованиях Н.В.Бордовской, В.П.Озерова, СЮ.Толстовой, О.Л.Трещевой, С.О.Филипповой подчеркивается роль социума как среды формирования у детей определенного образа жизни.Социальное направление в решении проблемы формирования здорового образа жизни также прослеживается в работах В.П.Петленко и Н.Г.Веселова.Проблеме формирования здоровьесберегающей культуры работников УДО, педагогического процесса посвящены труды С.В.Васильева, Г.К.Зайцева, Н.Б.Захаревич, Е.Е.Луниной [8].

Теоретические основы здоровьесберегающего сопровождения воспитательного процесса в УДО освещались О.Ю.Толстовой, где достижение результата основывается на гигиеническом воспитании и обучении детей.Вопросы экологического воспитания, способствующего осознанию взаимодействия человека и природы, зависимости человека от окружающей среды, рассматривались А.Ф.Аменд, Е.Г.Кушниной, Л.И.Пономаревой, З.И.Тюмасевой, В.Г.Фокиной.Основой формирования здорового образа жизни, как отмечает З.И.Тюмасева, является экологическое воспитание и образование, поскольку здоровье, по ее мнению, является критерием взаимоотношений человека и природы.Экологический аспект, по мнению ряда авторов (Е.Г.Кушнина, О.А.Овсянникова, Т.В.Поштарева), способствует раскрытию взаимосвязи среды и организма человека и закреплению в сознании ребенка ощущения своей неразрывности с природой [13].

Формирование у дошкольников представлений о культуре здорового образа жизни будет наиболее успешным, если:

— определено содержание понятия «культура здорового образа жизни», включающего как биологические и социальные представления, так и экологические и раскрывающего зависимость здорового образа жизни от состояния окружающей экологической среды;

— спроектирована педагогическая технология, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни: «здоровье» и «образ жизни человека», «зависимость здоровья и образа жизни от состояния окружающей социальной и экологической среды», «здоровый образ жизни — основа сохранения и укрепления здоровья» — и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;

— разработана модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, предполагающая подготовку педагогов к решению задач формирования у детей здорового образа жизни, к методическо-просветительской работе с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей[11].

Таким образом, к вопросу формирования культуры здорового образа жизни дошкольников необходимо подходить комплексно, привлекая не только родителей детей, но и узких специалистов дошкольных учреждений.

В основе понятия «культура здорового образа жизни» лежит понятие «образ жизни», которое представляет собой биосоциальную категорию, определяющую наиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, рассматривающийся в единстве с природными и социальными условиями.В понимание здорового образа жизни существенный вклад вносит концепция самосохранительного поведения.В ее основе лежит идея А.И.Антонова о том, что человек сознательно меняет себя, благодаря познанию себя и окружающего мира.Эта потребность саморазвития позволяет самоопределиться и самореализоваться в создаваемой им культуре [16].

В педагогической литературе здоровый образ жизни стал предметом специального исследования многих авторов.Мы установили, что большинство исследователей придерживаются расхожего мнения о том, что здоровье — это следствие и результат здорового образа жизни, являющегося доминирующим фактором, определяющим состояние здоровья человека.Здоровый образ жизни школьника определяется как характеристика его личности, которая включает в себя знания и представления о здоровье как жизненной ценности человека, сформированные привычки и мотивацию своего поведения как здорового человека, умения и навыки здоровьесозидающего поведения на основе постоянной двигательной активности, неприятие вредных привычек.

По существу, здоровье во многом зависит от образа жизни.Здоровый образ жизни, как необходимое, но не достаточное условие, предполагает отсутствие вредных привычек.Кроме того, главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты.Было установлено, что понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели, ценности и т.д.[21]

Культура ЗОЖ включает в себя такие составляющие как отношение личности к себе, виды и факторы здоровья.Важно, чтобы в личности гармонично сочетались соматическое, психическое, физическое и нравственное здоровье.В единстве они образуют здоровье человека.Существенное влияние на него оказывают такие факторы как соблюдение режимов дня и питания, полезные привычки, двигательная активность.Однако культура ЗОЖ определяется не только внешними, но и внутренними факторами.К последним целесообразно присоединить и отношение личности к себе [20].

Исходя из этого, культура здорового образа жизни определяется как деятельность дошкольника, которая основывается на его устойчивых представлениях о здоровье как общечеловеческой ценности, сформированных привычках поведения как здорового человека, умениях и навыках осуществления здорового стиля жизни.При этом представление о здоровье и здоровом образе жизни всецело зависит от реального участия дошкольника в процессе сохранения и укрепления здоровья.

Основные составляющие ЗОЖ

· Умеренное и сбалансированное питание.

· Грамотное экологическое поведение.

· Психогигиена, умение управлять своими эмоциями.

· Отказ от вредных привычек.

· Безопасное поведение в социуме, предупреждение травматизма и отравлений [18].

Культура здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Социология»

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Крылатов Сергей Александрович

Процессы, происходящие в современном мире, актуализируют проблему формирования культуры здорового образа жизни .С одной стороны, исследование данной проблематики продиктовано демографическими процессами, ростом экологических, социальных рисков, вызванных самим человеком и направленных против него, его здоровья .С другой стороны, решающим фактором социально-экономического развития сегодня становится человеческий ресурс, именно от него зависит будущее цивилизации, страны, государства, людей.Развитие человеческого капитала детерминировано такими факторами, как образование и здоровье .В статье даётся определение образа жизни , здоровья , здорового образа жизни , культуры здорового образа жизни , выделяются её индикаторы, структура, в которой выделены ресурсы здоровья , потенциал здоровья , рента здоровья .Обосновывается идея о том, что важным источником экономического развития в современном обществе становится здравоохранение, которое до этого считалось только отраслью потребляющей и непроизводительной.

Похожие темы научных работ по социологии , автор научной работы — Крылатов Сергей Александрович,

Culture of Healthy Lifestyle

The processes taking place in the modern world actualize the problem of creating a culture of healthy living.On the one hand, the study of this problem is dictated by demographic processes, the growth of the environmental, social risks caused by man, and against him, his health.On the other hand, the decisive factor for socio-economic development today is the human resource.It is this resource that the future of civilization, country, state, and people depends on.Development of human capital is determined by such factors as education and health.The article defines lifestyle, health, healthy lifestyle.The study presents the indicators of a culture of healthy lifestyle and its structure which includes resources of health, health potential, health rent.The author substantiates the idea that health care is an important source of economic development in today’s society, which has been earlier considered only as a consuming and unproductive branch.

Текст научной работы на тему «Культура здорового образа жизни»

УДК 316.334:796.01 ББК 60.564.03

Сергей Александрович Крылатое

аспирант кафедры педагогики, Забайкальский государственный университет (Россия, Чита), e-mail: [email protected]

Культура здорового образа жизни1

Процессы, происходящие в современном мире, актуализируют проблему формирования культуры здорового образа жизни.С одной стороны, исследование данной проблематики продиктовано демографическими процессами, ростом экологических, социальных рисков, вызванных самим человеком и направленных против него, его здоровья.С другой стороны, решающим фактором социально-экономического развития сегодня становится человеческий ресурс, именно от него зависит будущее цивилизации, страны, государства, людей.Развитие человеческого капитала детерминировано такими факторами, как образование и здоровье.В статье даётся определение образа жизни, здоровья, здорового образа жизни, культуры здорового образа жизни, выделяются её индикаторы, структура, в которой выделены ресурсы здоровья, потенциал здоровья, рента здоровья.Обосновывается идея о том, что важным источником экономического развития в современном обществе становится здравоохранение, которое до этого считалось только отраслью потребляющей и непроизводительной.

Ключевые слова: образ жизни, здоровье, здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни, ресурсы здоровья, потенциал здоровья, рента здоровья.

Sergey Aleksandrovich Krylatov

Postgraduate Student, Department of Pedagogy, Transbaikal State University (Russia, Chita), e-mail: [email protected]

Culture of Healthy Lifestyle

The processes taking place in the modern world actualize the problem of creating a culture of healthy living.On the one hand, the study of this problem is dictated by demographic processes, the growth of the environmental, social risks caused by man, and against him, his health.On the other hand, the decisive factor for socio-economic development today is the human resource.It is this resource that the future of civilization, country, state, and people depends on.Development of human capital is determined by such factors as education and health.The article defines lifestyle, health, healthy lifestyle.The study presents the indicators of a culture of healthy lifestyle and its structure which includes resources of health, health potential, health rent.The author substantiates the idea that health care is an important source of economic development in today’s society, which has been earlier considered only as a consuming and unproductive branch.

Keywords: lifestyle, health, healthy lifestyle, culture of healthy lifestyle, health resources, health potential, health rent.

В конце XX — начале XXI вв.решающим фактором общественного развития становится человеческий капитал.Теория человеческого капитала была разработана в 50-60-е гг.XX в.учёными Чикагского университета (Т.Шульц, Г.Беккер).Заслуга её выдвижения принадлежит известному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Т.Шульцу, а базовая теоретическая модель была разработана

в книге Г.Беккера (также лауреата Нобелевской премии) «Человеческий капитал: теоретический и экономический анализ, главным образом в области образования» (первое издание 1964 г.).Согласно данной теории развитие общества в новом тысячелетии будет детерминировано не наличием природных ископаемых, а инвестициями в человека, его образование, здоровье.

‘Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, № 6.3634.2011.

© С.А.Крылатов, 2013

Одной из сфер инвестирования в человеческий капитал является система здравоохранения, а состояние здоровья выступает как «базовый потенциал», позволяющий человеку функционировать.От состояния этого потенциала зависит жизнедеятельность конкретного человека, степень реализации его потребностей, мера его участия в жизни социума.Инвестирование в здоровье особенно важно в современных условиях, когда в обществе доминирующими стали тенденции старения и депопуляции населения, а человеческий ресурс становится самым дефицитным.Демографические процессы, происходящие в современном мире, затронули как развитые, так и развивающиеся страны.В развивающихся странах — это резкий рост народонаселения, ведущий к ухудшению окружающей среды, здоровья.В развитых странах — это сокращение численности населения, которое имеет серьёзные социально-экономические последствия.Количество пенсионеров в скором будущем будет превышать количество работающих.Кто будет содержать стариков, кто будет рожать детей, кто будет служить в армии? Актуальным и важным становится сохранение здоровья работающих людей.Понимая значимость и важность инвестирования в здоровье населения, промышленно развитые страны расходуют на здравоохранение в два раза больше, чем на военные цели.

Все эти процессы обозначили необходимость формирования культуры здорового образа жизни как одного из условий сохранения и укрепления здоровья населения, особенно молодёжи.В современном российском обществе актуализируются вопросы формирования культуры здорового образа жизни молодёжи, что обусловлено её социальным положением.С одной стороны молодёжь — это будущее страны, её стратегический ресурс, от грамотного, продуманного использования которого зависит достижение высокого уровня социально-экономического развития государства, достойного качества жизни населения.Согласно позиции К.Манхейма, молодёжь — это один из скрытых ресурсов общества, и от того, как государство сможет использовать этот ресурс, зависит его будущее.К.Манхейм считал, что молодёжь — это «оживляющий посредник, своего рода резерв, выступающий на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам».В то

же время, молодёжь является, пожалуй, самой уязвимой социальной группой в силу своих возрастных особенностей, социально-психологических черт, отсутствия профессиональных навыков, опыта реализации своих внутренних ресурсов.На современном этапе развития российского общества сложилась новая модель социализации молодёжи — модель опоры на собственные силы.Основными элементами такой модели стали: ориентация на материальные ценности, преобладание префигуративной культуры (ориентация на будущее, отрицание традиций и идеалов предыдущих поколений), индивидуализация ценностей.

Ведущая роль в решении задач, стоящих перед российским государством, в изменении его отношения к самой молодёжи, в преодолении негативных тенденций в её среде принадлежит студенческой молодёжи как носителю интеллектуального капитала, оказывающему непосредственное влияние на социальное положение личности, уровень её материального достатка, качество жизни, возможности социальной мобильности, а также перспективы развития страны.Интеллектуальный капитал, воплощённый в знаниях, интеллекте, творческих способностях, становится решающим фактором развития информационного общества, или «общества знания».В связи с этим в образовательном пространстве современного вуза важным становится формирование культуры здорового образа жизни как одного из условий, обеспечивающих экономическое и социальное благополучие молодых людей и государства.Здоровый образ жизни является фактором, обеспечивающим последующее профессиональное развитие студента как высококачественного специалиста.

В Оттавской Хартии, принятой в 1986 г..под эгидой Всемирной организации здравоохранения подчёркивается, что реализация ресурсов здоровья невозможна без обеспечения людей условиями, информацией и возможностями для ведения здорового образа жизни.Оттавская Хартия установила следующие приоритеты в формировании здорового образа жизни:

— способствовать достижению равенства в состоянии здоровья различных групп населения;

— препятствовать употреблению людьми вредных продуктов, ведению нездорового образа жизни, загрязнению окружающей среды и т.д.;

— побуждать население заботиться о своём здоровье через финансовые и прочие меры;

— переориентировать ресурсы и услуги системы здравоохранения на пропаганду здорового образа жизни, осуществлять пропаганду через различные источники информации, в том числе и через самих людей;

— признать сбережение и улучшение здоровья населения основной инвестицией.

Вопросы формирования здорового образа жизни нашли отражение в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года», «Концепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года», Законе «Об образовании в Российской Федерации» и других правительственных документах.

Нам представляется, что для того, чтобы раскрыть особенности здорового образа жизни, дать его определение, следует исходить из характеристик образа жизни и здоровья как родовых понятий.Логическая операция, типичная для подобных явлений.Однако в данном случае она осложняется рядом взаимосвязанных факторов.Первый из них состоит в том, что отсутствует общепринятое определение образа жизни и здоровья.Второй — в том, что само их понимание нуждается в обращении к фактам из различных сфер жизнедеятельности общества, условиям и факторам, его обеспечивающим.

Проблемы образа жизни получили свою разработку в конце XX — начале XXI вв.в трудах философов, социологов, психологов, педагогов (Е.М.Белов, А.П.Бутенко, М.Вебер, Ю.М.Резник, Ж.Т.Тощенко, С.В.Харченко и др.).Однако, несмотря на определённые результаты, полученные при исследовании проблем образа жизни, следует отметить, что до сих пор отсутствует целостный подход к его определению и выявлению основных характеристик.Нам представляется, что это можно объяснить следующими причинами.Во-первых, неоднозначностью самого понятия «образ жизни» (об образе жизни говорят применительно и к обществу, и к отдельному индивиду).Во-вторых, тем, что до сих пор исследование проблем образа жизни ведётся представителями разных наук (психологами, экономистами, социологами, демографами, медиками и др.) с разных методологических позиций.

Однако, несмотря на то, что в настоящее время среди учёных нет единого мнения отно-

сительно понятия «образ жизни», при анализе различных точек зрения нетрудно заметить, что сегодня сложилось несколько направлений исследования данного понятия.Так, в частности, ряд исследователей обращает внимание на важность концептуализации данного понятия, что позволит, на их взгляд, выявить основные позитивные и негативные тенденции в развитии современного социума и человека как отражение различных социальных связей и отношений во всех сферах жизнедеятельности.Однако анализ различных подходов к определению понятия «образ жизни» даёт основание для вывода, согласно которому в научной литературе до сих пор отсутствует общепринятое определение понятие «образ жизни», а многие существующие определения весьма противоречивы и абстрактны.Так, например, В.И.Толстых определяет образ жизни как «устоявшиеся, типичные для исторически конкретных социальных отношений формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей, которые характеризуют особенности их общения, поведения и склада мышления в сферах труда, общественно-политической деятельности, быта и досуга» [7, с.25].На наш взгляд, в данном определении раскрывается не содержание образа жизни, а факторы, его детерминирующие.В научной литературе существует точка зрения, согласно которой образ жизни есть единство форм деятельности и условий этой деятельности [6, с.10-11].Определение весьма абстрактное, не отражающее сущности образа жизни, его функций в жизнедеятельности индивидуума и общества.Кроме того, в рамках данного определения человек как субъект деятельности становится пассивным, отрицается его активная творческая роль.Иногда образ жизни рассматривают как характеристику экономических, социальных, политических и культурных факторов, определяющих положение человека в обществе.Образ жизни и условия жизнедеятельности предлагает различать А.П.Бутенко: «Образ жизни, — отмечает он, — тем и отличается от условий жизнедеятельности, что это сама конкретная жизнедеятельность людей.Анализ предпосылок образа жизни, условий жизни ещё не является анализом самого образа жизни, хотя он и весьма важен, так как условия жизни детерминируют содержание образа жизни» [1, с.34].Интересный подход к определению образа жизни предлагает

И.В.Романова.По её мнению, образ жизни можно определить «как систему наиболее существенных, типичных характеристик способа жизнедеятельности, активности людей в единстве их количественных и качественных сторон, являющихся отражением уровня развития общества» [5, с.18].

Другая группа отечественных исследователей (И.В.Бестужев-Лада, Г.Е.Глезерман, В.И.Митрохин, А.С.Ревайкин, Я.В.Рейз-ма, В.И.Толстых и др.) обращается к анализу структурных компонентов образа жизни, их соотношению.Во-первых, среди компонентов образа жизни учёными выделяются такие, как «качество жизни», «уровень жизни», «уклад жизни» и «стиль жизни» [3].Отдельные авторы рассматривают эти понятия, как не имеющие самостоятельного статуса.Во-вторых, ряд авторов трактует качество жизни как условия, обеспечивающие определённый образ жизни.

В отличие от отечественных исследователей, большинство из которых отождествляет образ жизни с формами, типами и условиями жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, зарубежные авторы рассматривают образ жизни в контексте культуры как более фундаментальном понятии.С их точки зрения, не формы жизнедеятельности выступают детерминантами образа жизни, а типы культуры.

Нам представляется, что образ жизни — это отношение личности к условиям, предпосылкам, созданным обществом для своего развития и обеспечивающим жизнедеятельность людей, их использование индивидом для удовлетворения своих потребностей.

Обобщая существующие определения понятия «здоровье» в различных областях научного знания, М.Б.Лига и А.И.Щеткина выделяют следующие общие позиции: нормальное функционирование всего организма; процесс динамического равновесия организма и окружающей его социальной и биологической среды; реализация человеком своих социальных функций; умение организма реагировать на изменения среды и приспосабливаться к ним; отсутствие болезни; полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие [4, с.151].

В статье мы принимаем определение здоровья как «биологического, психического, социального и духовного функционирования

организма, характеризующегося отсутствием болезненных изменений, позволяющего человеку удовлетворять свои потребности и реализовывать возможности в определённой среде посредством приспособительных и адаптационных механизмов, заложенных в организме» [4, с.153].

Факторы, детерминирующие здоровье личности, можно подразделить на объективные и субъективные.К числу объективных факторов следует отнести географическую среду, уровень социально-экономического развития, экологическую обстановку, демографические процессы, политику государства по отношению к здоровью населения, парадигму деятельности системы здравоохранения (здравоцентристская или болезнецентристская).Субъективные — это факторы поведенческие, которые не только определяют состояние здоровья, но и являются наряду с объективными условиями основной культуры здорового образа жизни (самооценка здоровья, самореализации, место здоровья в системе жизненных ценностей, наличие вредных привычек, влияние стрессогенных факторов, физическая и социальная активность).

В последние годы проблемы здорового образа жизни получили всестороннее освещение в трудах отечественных учёных (В.В.Букреев, В.Н.Волков, Е.В.Воронин, Г.А.Мами-това, Т.Ю.Никифорова, Т.Ф.Орехова, Г.А.По-ляничкина, Т.П.Романенко, Т.Е.Сергиенко, А.П.Тужилина, Е.Г.Федосимова, Л.И.Халилова, Н.В.Червина, О.А.Якушина и др.).

Здоровый образ жизни — это одна из форм образа жизни, условие, способствующее удовлетворению потребности личности в различных сферах жизнедеятельности.Здоровый образ жизни — это отношение личности к условиям, предпосылкам, созданным обществом для сохранения здоровья, как главной ценности и основного ресурса развития любой страны, их использование индивидом для формирования поведения, целью которого является достижение достойного качества жизни, единства физиологических, психических и профессиональных функций.Ключевыми элементами здорового образа жизни являются ресурсы здоровья, рента здоровья, потенциал здоровья [2, с.199].

Ресурсы здоровья — это возможности, предоставляемые государством каждой личности для сохранения и укрепления своего здо-

ровья.Однако реализация этих возможностей зависит от самой личности, её жизненной позиции, творческого, образовательного потенциала, качества жизни.В настоящее время существуют две модели поведения в отношении личности к своему здоровью.Модель опоры на свои внутренние ресурсы, позволяющие активно использовать возможности, данные государством, на благо своего здоровья.Субъектом этой модели является личность с активной жизненной позицией.Модель смирения со сложившейся ситуацией, которая исходит из принципа: «государство обязано заботиться о здоровье населения, человек как потребитель медицинских услуг находится под защитой государства, оно несёт ответственность за здоровье своих граждан» [4, с.141].

Рента (от лат.reddita — «возвращённая») — доход, получаемый государством, личностью от вложений в здоровье.Инвестиции в здоровье — это расходы, увеличивающие профессиональные характеристики личности.Вложения в здоровье личности осуществляются с тем расчётом, что эти затраты будут в скором будущем компенсированы возросшим потоком доходов, улучшением качества жизни, как отдельного индивида, так и общества в целом.Целью инвестиций в человеческий капитал является формирование интеллектуальных способностей человека.

Примером инвестиций в здоровье могут служить приоритетные национальные проекты (ПНП) «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жильё».Среди направлений ПНП «Здоровье» особо следует выделить: повышение доступности и качества медицинской помощи; укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной направленности здравоохранения; развитие профилактической направленности здравоохранения; удовлетворение потребности населения в высокотехнологической медицинской помощи; снижение смертности населения Российской Федерации от управляемых причин; сохранение трудового потенциала страны.Реализация проекта «Образование» осуществлялась по таким направлениям, как: 1) поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования; 2) создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня; 3) внедрение современных образовательных технологий; 4) повышение уровня воспитательной рабо-

ты в школе; 5) развитие системы профессиональной подготовки в армии; 6) модернизация региональных систем образования.Большая роль в сохранении человеческого капитала и его развитии отводилась ПНП «Доступное и комфортное жильё — гражданам России».В рамках проекта предусматривалось решение задач повышения доступности жилья, увеличения объёмов ипотечного жилищного кредитования, увеличения объёмов жилищного строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, выполнения государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленным федеральным законодательством.

Потенциал здоровья — способность человека к самостоятельному решению проблем здоровья, достижению его максимального уровня с учётом: 1) психосоматических характеристик; 2) условий и образа жизни [2, с.199].Нам представляется, что потенциал здоровья можно трактовать как условие, способствующее удовлетворению потребностей личности в различных сферах жизнедеятельности.

Определение культуры здорового образа жизни концептуализировано нами в рамках философской концепции, где культура есть образ жизнедеятельности общества, способ деятельности, система социальных механизмов, выполняющих функции регуляции, сохранения, воспроизведения и развития человека и общества.

Культура здорового образа жизни — это способ жизнедеятельности, система социальных механизмов, формирующих мотивацию личности к сохранению и укреплению здоровья, которая зависит от типа господствующей культуры, природного и социального окружения, модели социальной политики государства, традиций.Основными показателями уровня сформированности культуры здорового образа жизни являются: физическая функциональность, эмоциональная функциональность, психологическая функциональность, социальная функциональность, социальная функциональность в определённой сфере профессиональной деятельности.

В связи с этим значимым становится разработка и реализация программ формирования культуры здорового образа жизни, что позволит:

— обеспечить системный, целостный подход к решению данной проблемы;

— определить приоритетные направления социально-физкультурной работы;

— снизить негативные последствия табакокурения, наркомании, алкоголизма путём создания различных культурных, спортивных организаций;

— выявить механизмы влияния социальных условий на формирование индивидуальной стратегии сохранения здоровья;

— прогнозировать уровень здоровья отдельной личности.

1.Бутенко А.П.Образ жизни: проблемы и суждения.М.: Политиздат, 1978.34 с.

2.Кашин В.И.Экономика здоровья как инструмент управления качеством жизни.Повышение качества жизни — важнейшая проблема Российской Федерации // сб.науч.докл.и ст.по материалам III Междунар.конф.«Качество жизни: содружество науки, власти, бизнеса и общества» // А.С.Тюриков [и др.].Ч.2.М.: Муниципальный мир, 2006.305 с.

3.Лига М.Б.Качество жизни как основа обеспечения социальной безопасности.М.: Гардарики, 2006.

4.Лига М.Б., Щеткина И.А.Качество жизни: организационно-управленческий аспект.Новосибирск: Наука, 2011.227 с.

5.Романова И.В.Образ жизни одиноких женщин посттрудового периода жизнедеятельности в современных условиях (на материалах Забайкальского края и Республики Бурятия): автореф.дис..д-ра социол.наук.Улан-Удэ, 2012.41 с.

6.Социалистический образ жизни / Л.И.Абалкин, В.Г.Алексеева, С.С.Вишневский [и др.].М.: Политиздат, 1984.232 с.

7.Толстых В.И.Образ жизни: понятие, реальность, проблемы.М.: Политиздат, 1975.

1.Butenko A.P.Obraz zhizni: problemy i suzhdenija.M.: Politizdat, 1978.34 s.

2.Kashin V I.Jekonomika zdorov’ja kak instrument upravlenija kachestvom zhizni.Povyshenie kachestva zhizni — vazhnejshaja problema Rossijskoj Federacii // sb.nauch.dokl.i st.po materialam III Mezhdunar.konf.«Kachestvo zhizni: sodruzhestvo nauki, vlasti, biznesa i obshhestva» // A.S.Tjurikov [i dr.].Ch.2.M.: Municipal’nyj mir, 2006.305 s.

3.Liga M.B.Kachestvo zhizni kak osnova obespechenija social’noj bezopasnosti.M.: Gardariki, 2006.

4.Liga M.B., Shhetkina I.A.Kachestvo zhizni: organizacionno-upravlencheskij aspekt.Novosibirsk: Nauka, 2011.227 s.

5.Romanova I.V.Obraz zhizni odinokih zhenshhin posttrudovogo perioda zhiznedejatel’nosti v sovremennyh uslovijah (na materialah Zabajkal’skogo kraja i Respubliki Burjatija): avtoref.dis..d-ra sociol.nauk.Ulan-Udje, 2012.41 s.

6.Socialisticheskij obraz zhizni / L.I.Abalkin, V.G.Alekseeva, S.S.Vishnevskij [i dr.].M.: Politizdat, 1984.232 s.

7.Tolstyh V.I.Obraz zhizni: ponjatie, real’nost’, problemy.M.: Politizdat, 1975.184 s.

Статья поступила в редакцию 23 апреля 2013 г

Рейтинг автора
Автор статьи
Виктория Горностаева
Написано статей
347
Ссылка на основную публикацию