Роль зож

Тема статьи: Роль зож - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Оглавление

Здоровье человека — результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов.Считается, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:

1.наследственность — 20%;

2.окружающая среда — 20%;

3.уровень медицинской помощи — 10%;

4.образ жизни — 50%.

В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, выглядят так:

человеческий фактор — 25% (физическое здоровье — 10%, психическое здоровье — 15%);

экологический фактор — 25% (экзоэкология — 10%, эндоэкология — 15%);

социально-педагогический фактор — 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта — 15%, поведение, режим жизни, привычки — 25%);

медицинский фактор — 10%

Итак, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни — это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций.

В основе любого образа жизни лежат принципы, т.е.правила поведения, которым следует индивид.Различают биологические и социальные принципы, на основе которых формируется здоровый образ жизни.Биологические принципы: образ жизни должен быть возрастным, обеспеченным энергетически, укрепляющим, ритмичным, умеренным.Социальные принципы: образ жизни должен быть эстетичным, нравственным, волевым, самоограничительным.

В основу данной классификации положен принцип единства индивидуального и общего, единства организма и среды — биологической и социальной.В связи с этим ЗОЖ — это не что иное, как рациональная организация жизнедеятельности человека на базе ключевых биологических и социальных жизненно важных форм поведения — поведенческих факторов.Перечислим основные из них:

культивация положительных эмоций, способствующих психическому благополучию — основе всех аспектов жизнедеятельности и здоровья;

оптимальная двигательная активность (ДА) — ведущий врожденный механизм биопрогресса и здоровья;

рациональное питание — базисный фактор биопрогресса и здоровья;

ритмический образ жизни, соответствующий биоритмам, — основной принцип жизнедеятельности организма;

эффективная организация трудовой деятельности — основная форма самореализации, формирования и отражения человеческой сущности;

сексуальная культура — ключевой фактор жизнедеятельности как адекватная и прогрессивная форма воспроизведения вида;

здоровое старение — естественный процесс плодотворного долголетия;

отказ от пагубных пристрастий (алкоголизм, наркомания, табакокурение и т.п.) — решающий фактор сохранения здоровья.

На практике реализация перечисленных форм поведения чрезвычайно сложна.Одной из главных причин этого следует признать отсутствие мотивации положительного отношения к своему здоровью и ЗОЖ.Дело в том, что в иерархии потребностей, лежащих в основе поведения человека (например, студента), здоровье находится далеко не на первом месте.Это связано с низкой индивидуальной и общей культурой российского общества, что обусловливает отсутствие установки на главенство ценности здоровья в иерархии человеческих потребностей.Следовательно, формирование здоровья — это прежде всего проблема каждого человека.Его следует начинать с воспитания мотивации здоровья и ЗОЖ, ибо эта мотивация является системообразующим фактором поведения.Иначе говоря, будет мотивация (целенаправленная потребность) — будет и соответствующее поведение.

Калькулятор

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку.Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Роль здорового образа жизни

Роль здорового образа жизни каждым человеком понимается по-разному.Это в свою очередь влияет на общее здоровье и долголетие.Но не стоит обращать внимание только на внешние факторы.Тело человека и его положение в обществе это голограмма, отображающая внутренний мир, точнее состояние души.И то, как мы понимаем эту жизнь сознательно, как реагируем на нее, формируются фибры души влияющие на внешнее отображение, состояние здоровья, красоты тела, чувство счастья, успех, удачу и пр.

Ч тобы понять роль здорового образа жизни , нужно первым делом разобраться, что это такое.Здесь также существуют расхождения.Большинством людей здоровый образ жизни понимается как отказ от алкоголя, курения, наркотиков, взамен чего – занятие спортом.Еще некая часть общества этот список пополняет правильным питанием и применением народной медицины.Все это правильно и не оспоримо.
Выведим более полный список составляющих, которые значительно влияют на здоровый образ жизни человека.

  • Отдых и сон
  • Чистая вода
  • Здоровая и полезная пища
  • Физические нагрузки
  • Семья и продление рода
  • Жилье, одежда и пр.
  • Работа, приносящая удовольствие и достаток
  • Воздержание от вредных привычек
  • Положительные эмоции и пр.
  • Э тот список можно дополнять еще, но дело не в списке, потому что у каждого человека он может отличаться и дополнять его уже нужно индивидуально.Пожалуй, займемся более детальным обсуждением каждого фактора.

    Роль сна в здоровом образе жизни

    П ойдем от обратного.Сон и отдых не удовлетворяющие потребностей тела напрямую влияют на общее состояние всего организма.И не только тело страдает от переутомления.

    З начительные нарушения происходят в психике, энергетическом балансе, нарушаются обменно-усвояемые процессы, падает защита (понижается иммунитет), работа мозга замедляется.И чем дольше продолжается недосыпание и усталость, тем слабее становится организм.Но стоит заметить, что организм организму рознь.Очень часто наблюдается адаптация или каким-то образом организм находит выход.Это может быть сон беспробудный, полное отключение реакции на окружающую среду или еще что-то совсем незаурядное.Это уникальные факты неограниченных возможностей человека.Если у вас, уважаемый читатель есть такие примеры, поделитесь с нами, очень интересно.

    Роль воды в здоровом образе жизни

    Ч истота воды очень важна, об этом знает каждый ребенок.Не получая оптимального ее количества можно наблюдать нарушения в обменных процессах организма, накопление шлаков и ядов и пр.мусора.Хочется подчеркнуть важность воды, как энергетической структуры питания тела.Вода умеет удерживать информацию и передает ее телу.Негативная информация вместе с водой попадает в человека и наполняет его негативом.Есть много способов поменять информацию воды (заморозить, почитать молитву над ней, говорить с ней с чувством любви и пр.)

    Роль пищи в здоровом образе жизни

    О здоровой и полезной пище можно говорить так много, что несколько книг не уместит всех знаний.Хочется только акцентировать внимание на том, что никогда искусственная пища не пополнит организм полезными веществами.Производители пищевых продуктов замечательно приловчились к созданию таких продуктов, которые на вкус и запах соответствуют желаемым.

    Н о в итоге организм не получает ожидаемое и его запросы не прекратились, он требует еще.А это «еще» будет бесконечным, что приводит к истощению организма на те, или иные необходимые для здоровья вещества.Что ожидается – заболевание, иногда слишком запущенное или хроническое.Живая натуральная пища вот что нужно каждому человеку.Такой пищи нужно на много меньше к употреблению, что во много раз экономит бюджет (меньше продуктов, меньше лекарств).

    Роль физических нагрузок в здоровом образе жизни

    Ж изнь – это движение.Не двигающийся человек не может получить массу удовольствия от свежести в теле, бодрости в ощущениях, легкости передвижения и чувства полета.Хотите дряхлеть – посидите еще! Хотите болеть – полежите еще! Хотите стареть – отдохните еще!

    Роль семьи в здоровом образе жизни

    Стимул к жизни дают дети, а дети это семья.В каждом человеке заключен инстинкт продолжения рода, поэтому наиболее счастливы и довольны жизнью, семьи с детьми.Семья умножает чувство любви, ее становится много.В такой семье люди счастливы, работоспособны и раздают свои чувства другим.Их здоровье — на зависть людям.Это в идеале.Если у вас не так, задумайтесь, почему.

    Роль здорового образа жизни в составляющих материального блага

    Д ом, работа, одежда неразрывно связаны с общими понятиями здоровья.И когда человек серьезно задумывается о своем существовании и не опускает руки в трудные периоды, его здоровый образ жизни спасает.На выручку приходит тот же ум, сила тела, чувство обязанности и внутренняя энергия.С трудом выходит из нестандартных ситуаций человек увлекающийся спиртными напитками и тем более наркотиками.У таких людей идет вымывание спиртом клеток мозга, главных помощников во время принятия решения.

    П оложительные эмоции имеют ценное значение для здорового образа жизни.Чтобы не случилось, положительное мышление позволяет во всем видеть только плюсы.Для таких людей нет несчастья, они во всем видят только путь к счастью.А ведь это так и есть.

    Роль здорового образа жизни безгранична, используйте все ее составляющие в единстве и никакие «олигархи», управляющие финансами, не смогут руководить вашей жизнью!

    Почитайте также:

    Как похудеть после родов

    Как сохранить свое здоровье

    Красота и здоровье женщины

    Какую воду лучше пить

    Как похудеть без диет

    Что еще почитать:


    »Здоровье и красота
    С амое важное, что нужно для того, чтобы всегда быть здоровой и красивой – это полюбить себя.Полюбив себя, вы станете внимательней относиться к своему здоровью и внешности, а здоровье и красота неотделимы друг от друга


    » Чем полезен гранат
    Г ранат изумительный фрукт, пожалуй, только ему удается совмещать в себе и прекрасный вкус, и, практически абсолютно количество всех полезных веществ и витаминов


    » Лечение травами
    Л екарственные травы действуют на организм гораздо мягче, чем химические препараты, но и они могут вызвать аллергию.Поэтому важно начинать принимать травы не в сборах, а по одному виду.Если через неделю-две приема данной травы не выявилась аллергическая реакция (сыпь, кашель), то можно добавлять следующую траву и снова ждем


    »Гормон роста
    Г ормон роста достигает своего наибольшего значения в подростковом возрасте, когда человек проходит фазу стремительного роста.Отсюда и название гормона.С возрастом показатели уровня гормона роста снижаются.К 30 годам его становиться на 15% меньше, а к 60 годам гипофиз за сутки вырабатывает только половину этого гормона.

    ЗНАЧЕНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

    Многие считают, что понятие здорового образа жизни появилось благодаря событиям последних десятилетий.Действительно, о здоровом образе жизни в СМИ стали говорить относительно недавно.Но обратившись к истории можно обнаружить, что данное понятие зародилось уже довольно давно.

    Человеческая цивилизация начала формироваться в течении последних 3 млн.лет и стала качественно новой эпохой развития жизни на Земле.

    Человечество, как и раньше, продолжает приспосабливаться к окружающей среде.Но это никогда не было основным смыслом жизни человека.С первых этапов своей жизни человечество занималось трудовой деятельностью и сотворением материальных и культурных ценностей.

    Здоровый образ жизни зародился в тот момент, когда первобытный человек осознаю, что его физическое состояние напрямую связано с его выживанием.Умением быстро настигать добычу, преодолевать разного рода естественные преграды, способность далеко и метко бросить камень, копьё, дротик всё это требует хорошей физической формы.

    Определение и основные черты здорового образа жизни

    Здоровый образ жизни – свод норм и правил жизнедеятельности проверенных временем, цель которых:

    — укрепление и поддерживание здоровье человека;

    — дать человеку возможность трудиться, расходуя при этом меньше времени и сил;

    — наделения умениями и навыками восстановления организма после тяжёлого труда.

    Отсюда следует, что отказ от вредных привычек, связанных с употреблением табачной и алкогольной продукции, а также с употреблением наркотических веществ — абсолютно обязательное условие здорового образа жизни.

    Роль здорового образа жизни в обеспечении здоровья человека

    В наше время здоровым человеком принято читать тех у кого не выявлено каких либо болезней и физических дефектов, в то время когда здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

    На здоровье могут повлиять множество факторов.На сегодняшний день можно выделить 4 основных факторов:

    1.Генетический (15%)

    2.Состояние окружающей среды (20%)

    3.Медицинское обеспечение (15%)

    4.Условия и образ жизни (50%)

    Отсюда следует что, человек ведущий здоровый образ жизни имеет высокий уровень его здоровья.

    Какое значение имеет физкультура?

    Движение — неотъемлемая часть жизни человека.Но как показывает время, с развитием науки и техники человечество становится физически менее активным.

    На сегодняшний день у большинства людей наблюдается серьёзные сердечно-сосудистые заболевания, которые зачастую вызваны отсутствием движения и физических нагрузок.

    Как правила у таких людей слабая физическая выносливость и проблемы с лишним весом.Помочь решить данные проблемы может правильно составленная диета и ежедневные физические нагрузки.Регулярные физические упражнения – важная составляющая здорового образа жизни.

    Физически активные люди имеют сильную иммунную систему, а потому и болеют гораздо реже людей ведущих сидячий образ жизни.Оставаться физически активным важно не только для взрослых, но и для пожилых людей.При этом необязательно это должны быть интенсивные упражнения, можно, например, осуществлять ежедневные прогулки.Физическая активность поможет с поддержанием здорового веса, что также важно и во время беременности.Также большое значение имеет правильное питание и употребление достаточного количества жидкости.Если правильно составить свой рацион, то у нас будет, и энергия необходимая для выполнения упражнений и от лишнего веса мы избавимся гораздо быстрее.Жидкость же позволит избежать обезвоживания, так как во время тренировок люди зачастую сильно потеют и теряют довольно большое количество той самой жидкости.

    Физическая активность помогает предупредить следующие серьезные заболевания:

    У людей, ведущих сидячий образ жизни, риск умереть от инсульта или от ишемической болезни сердца вдвое больше чем у людей ведущих активный образ жизни.

    Даже не выполняя, каких либо упражнений, можно значительно снизить риск этих заболеваний.Активный отдых на примере тех же прогулок по парку уменьшит вероятность возникновения этих болезней.

    Гипертония – явление ставшее обыденностью, опасно тем что повышает риск инсульта и сердечного приступа.Лёгкие физические нагрузки помогут уменьшить давление при гипертонии или предотвратить развитие этого заболевания.

    Упражнения также помогут улучшить баланс холестерола.Есть два типа холестерола – низкоплотный липопротеин (НПЛ) и высокоплотный липопротеин (ВПЛ).Беда в том, что высокий уровень НПЛ и низкий уровень ВПЛ увеличивает риск заболеваний сердца.Но как показывают исследования, регулярные упражнения, такие как пробежка позволяют повысить уровнем высокоплотного холестерола, а значит и уменьшить риск сердечных заболеваний.

    Часто люди, не выполняющие физических упражнений, жалуются на боли в пояснице.У людей, выполняющих физические упражнения, они наблюдаются значительно реже или отсутствуют вовсе.

    Остеоартроз – распространенная форма артрита, которая поражает восемь из десяти людей в возрасте после 50 лет.Умеренная регулярная физическая активность, такая как ходьба, плавание или езду на велосипеде, отлично помогает при остеоартрозе.

    Физическая активность способствует улучшению минеральной плотности костей и замедляет дегенерацию костей в дальнейшей жизни, что может помочь предотвратить развитие остеопороза.Остеопороз – заболевание, при котором ваши кости становятся хрупкими, что увеличивает риск переломов.Регулярные высокие нагрузки на кости, такие как бег и плавание, увеличивают плотность костей.В случае если у вас уже наблюдается остеопороз, то большую нагрузку на кости лучше не делать и ограничиться ходьбой или плаваньем.

    По результатам исследований врачей регулярные занятия физкультурой и спортом повышают общую физическую активность человека, уменьшают подверженность к стрессам, нормализируют окислительно — восстановительные процессы, а также улучшают кровообращения.При занятиях спортом физическая нагрузка должна соответствовать возможностям и способностям занимающегося, а также его возрасту и состоянию здоровья.Для улучшения эффективности тренировок обычно сокращению пауз между упражнениями, увеличивая количество упражнений и повышая нагрузки.

    Заключение

    Физическая культура и спорт с давних пор высоко ценились в нашем обществе.В настоящее время, большая часть людей не занимаются спортом и ведут сидячий образ жизни.Как результат наша страна переживает серьезный социально-демографический кризис, когда смертность превышает рождаемость, формирование здорового образа жизни россиян становятся актуальной задачей.

    Список литературы

    1.Примерная программа дисциплины «Физическая культура».Утверждена Министерством высшего образования Российской Федерации 26 июня 2000 года.

    2.Материалы к заседанию Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян».– М., 2002.

    3.Пономарев Н.И.Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания.– М., 1970.

    4.Лисицын Ю.П.Слово о здоровье.– М., 1993.

    Значение здорового образа жизни

    Роль и значение здорового образа жизни.

    Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей.Способствует здоровому образу жизни гигиенический режим труда и отдыха, а вот мешает такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя и наркотиков.

    Здоровый образ жизни — главный фактор здоровья.

    Здоровье человека — результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов.Считается, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:

    1.наследственность — 20%;

    2.окружающая среда — 20%;

    3.уровень медицинской помощи — 10%;

    4.образ жизни — 50%.

    В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, выглядят так:

    человеческий фактор — 25% (физическое здоровье — 10%, психическое здоровье — 15%);

    экологический фактор — 25% (экзоэкология — 10%, эндоэкология — 15%);

    социально-педагогический фактор — 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта — 15%, поведение, режим жизни, привычки — 25%);

    медицинский фактор — 10%

    Итак, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).

    Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни — это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций.

    В основе любого образа жизни лежат принципы, т.е.правила поведения, которым следует индивид.Различают биологические и социальные принципы, на основе которых формируется здоровый образ жизни.Биологические принципы: образ жизни должен быть возрастным, обеспеченным энергетически, укрепляющим, ритмичным, умеренным.Социальные принципы: образ жизни должен быть эстетичным, нравственным, волевым, самоограничительным.

    В основу данной классификации положен принцип единства индивидуального и общего, единства организма и среды — биологической и социальной.В связи с этим ЗОЖ — это не что иное, как рациональная организация жизнедеятельности человека на базе ключевых биологических и социальных жизненно важных форм поведения — поведенческих факторов.Перечислим основные из них:

    культивация положительных эмоций, способствующих психическому благополучию — основе всех аспектов жизнедеятельности и здоровья;

    оптимальная двигательная активность (ДА) — ведущий врожденный механизм биопрогресса и здоровья;

    рациональное питание — базисный фактор биопрогресса и здоровья;

    ритмический образ жизни, соответствующий биоритмам, — основной принцип жизнедеятельности организма;

    эффективная организация трудовой деятельности — основная форма самореализации, формирования и отражения человеческой сущности;

    сексуальная культура — ключевой фактор жизнедеятельности как адекватная и прогрессивная форма воспроизведения вида;

    здоровое старение — естественный процесс плодотворного долголетия;

    отказ от пагубных пристрастий (алкоголизм, наркомания, табакокурение и т.п.) — решающий фактор сохранения здоровья.

    На практике реализация перечисленных форм поведения чрезвычайно сложна.Одной из главных причин этого следует признать отсутствие мотивации положительного отношения к своему здоровью и ЗОЖ.Дело в том, что в иерархии потребностей, лежащих в основе поведения человека (например, студента), здоровье находится далеко не на первом месте.Это связано с низкой индивидуальной и общей культурой российского общества, что обусловливает отсутствие установки на главенство ценности здоровья в иерархии человеческих потребностей.Следовательно, формирование здоровья — это прежде всего проблема каждого человека.Его следует начинать с воспитания мотивации здоровья и ЗОЖ, ибо эта мотивация является системообразующим фактором поведения.Иначе говоря, будет мотивация (целенаправленная потребность) — будет и соответствующее поведение.

    Теоретические положения о значении здорового образа жизни обучающихся

    1.1 Сущность и значение здорового образа жизни.

    Однозначного и всеобъемлющего определения понятия здоровья нет.На основемедико-биологическихпризнаков Н.М.Амосов указывает: «Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений» [4].С учетом этих же признаков Г.И.Царегородцев считает, что «здоровье – это гармоническое течение различных обменных процессов между организмом и окружающей средой, результатом которого является согласованный обмен веществ внутри самого организма» [5].В данном контексте здоровье представляется как естественное гармоническое состояние организма при нормальном протекании в нем обменных процессов, исключающих любые болезненные явления

    По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

    По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье на 50-55% зависит от образа жизни человека, на 20-23% — от наследственности, на 20-25% — от состояния окружающей среды (экологии) и на 8-12% — от работы национальной системы здравоохранения.Итак, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).[7].

    Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — сознательное санитарное поведение, направленное на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, на обеспечение жизнерадостности и работоспособности, на достижение активной, продолжительной жизни (ВОЗ, Дрезден,1985).

    Двадцать первый век характеризуется возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.По данным Министерства Здравоохранения, проблемы, связанные с здоровьем подрастающего поколения появились ещё в конце 20 века(См.приложение).Несмотря на накопленные знания и многочисленные утверждения о ценности здоровья, здоровый образ жизни в нашей стране культивируется достаточно слабо.Об этом свидетельствует статистика высокой заболеваемости и потребления населением алкоголя и табака.Возможно поэтому средняя продолжительность жизни в нашей стране около 68 лет.По данным доклада Всемирной организации здоровья, Россия, занимая по этому показателю 162 место из 222 указанных, опережает лишь африканские страны [5]..

    Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной — сосудистой системах.В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке.Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие.

    Психологи до сих пор не могут точно определить, почему научить детей плохому легко, а хорошему, наоборот, часто бывает достаточно сложно.Вполне возможно, что тут действует принцип «Запретный плод сладок».Очень часто вредные привычки возникают у детей и подростков под воздействием так называемого «ближнего круга»- то есть, семьи.Если в семье курят один или оба родителя, то все их разговоры о вреде курения могут остаться только словами.

    Ответственность за ухудшение здоровья детей лежит не только на семье но и на школе.Современная школа, следуя за техническим прогрессом и требованиях, которые предъявляет современное общество к образованию, наращивает объём и интенсивность учебной нагрузки, что ведёт к дизадаптации и хроническому переутомлению обучающихся.На сегодняшней день проблема сохранении и укрепления здоровья школьников становится особенно актуальной, ведь сегодняшние дети-это будущее государства.

    По данным Минздрава, за последние 10 лет число школьников с хроническими заболеваниями возросло в 1,5 раза.
    Сейчас только 10% школьников можно назвать здоровыми, 50% имеют ту или иную патологию, а 40% относятся к группе риска.
    Здоровье ребенка зависит от огромного количества причин: окружающая среда, питание, образ жизни, наследственность, инфекционный фон, медицинское обслуживание.

    Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили выявит и проанализировать факторы риска, возникающие в школе-так называемые школьные факторы риска, которые негативно влияют на здоровье обучающихся.

    К числу школьных факторов риска относится: ускорение учебного процесса; преждевременное начало дошкольного систематического обучения; несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; массовая неграмотность родителей, в вопросах сохранения здоровья; недостатки в существующей системе физического воспитания; неэффективность системы работы по формированию здорового образа жизни.

    Сила влияния школьных факторов риска заключается в том, что они действуют в период интенсивного развития и формирования всех систем организма школьников в течение длительного и непрерывного времени (10-11 лет).Отсюда видно, что даже небольшие негативные факторы могут накапливаться.Например, если ребёнок в течение нескольких лет сидел за неудобной партой или на задней парте, то у него, с годами, ухудшается осанка, снижается зрение.

    Выводы, сделанные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков неутешительны:

    1.Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей.Среди учащихся их число не превышает 10-12%.

    2.Стремительный рост числа функциональных нарушений, хронических заболеваний.За последние 10 лет, во всех возрастных группах, частота функциональных нарушений увеличилась в полтора раза, хронических болезней – в 2 раза.Половина школьников 7-9 лет, и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.

    3.У школьников вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза – опорно-двигательного аппарата (сколеоз, остехандроз, осложнённые формы плоскостопия).

    4.Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов.Школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10-11 лет – 3 диагноза, 16-17 лет – 3-4 диагноза, 20% старшеклассников имеют в анамнезе 5 и более функциональных изменений и хронических заболеваний.

    Проблема сохранения здоровья школьников состоит в том, что оно с одной стороны, чувствительно к воздействию окружающей среды, а с другой, достаточно инертно по своей природе (негативны последствия на здоровье могут сказаться не сразу).Преподавателям необходимо помнить об этом и обращать внимание родителей школьников на эту проблему.

    Школа как социальный институт, в котором проходят образовательные и воспитательные процессы, является мощным фактором, влияющим на здоровье школьников и от взаимодействия педагогов, учеников и их родителей зависит, положительным или отрицательным будет влияние школы на здоровье школьников.

    1.1.Значение здорового образа жизни обучающихся

    Какие же слагаемые здорового образа жизни школьника?

    Это — режим дня; правильное питание; здоровый сон (не менее 8-ми часов); двигательная активность (физкультура и спорт); закаливание и соблюдение правил гигиены.

    Под режимом дня, труда отдыха понимается рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение.

    Правильно организованный режим дня способствует установлению физиологического равновесия организма со средой, в которой осуществляются воспитание и обучение, так как он основан на всестороннем учете особенностей роста, развития, условий жизни ребенка.Поскольку все процессы в организме носят ритмический характер, регулярность отдельных элементов режима и их чередование способствуют нормальному функционированию и четкому взаимодействию всех органов и систем.Режим — основа нормальной жизнедеятельности ребенка, он обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает общую сопротивляемость организма, создает благоприятные условия для физического и психического развития.

    Для школьников соблюдение режима дня имеет особое значение.С одной стороны, их нервная система еще далеко незрелая и предел истощаемости нервных клеток довольно низок, а с другой стороны — новые условия жизни, необходимость адаптации к нелегким для организма ребенка физическим и психическим нагрузкам, связанным с систематическим обучением, ломка старых стереотипов поведения и деятельности и создание новых предъявляют повышенные требования ко всем физиологическим системам.Упорядоченность чередования труда и отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям школы с минимальными физиологическими затратами, а нарушения режима дня приводят к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, и прежде всего к неврозам.

    Одним и важнейших компонентов в формировании ЗОЖ является двигательная активность.Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82–85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя).Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16–19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1–3%.Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим.Мало подвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечнососудистой и дыхательной.При длительном сидении дыхание становится менее глубоким обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

    Следует отметить еще один компонент в формировании ЗОЖ школьника – это пример педагогов и родителей.В силу своих возрастных особенностей школьник испытывает большое доверие к взрослым.Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют огромное значение.Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка об окружающей его действительности.Пример имеет огромное значение в воспитании младшего школьника.Пример – это персонифицированная ценность.Необходимо стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни школьника был наполнен множеством примеров ЗОЖ.

    Таким образом, значение семьи, школы и педагогов в деле формирования здорового образа жизни школьников возрастает в наши дни.Педагоги должны не только обучать школьников, но и давать советы и рекомендации их родителям по вопросам здорового образа жизни.Наиболее преспективным направлением для взаимодействия педагогов, школьников и их родителей можно считать такое направление как педагогика сотрудничества.

    Понятие здорового образа жизни, его значение

    Анджела

    Определение здорового образа жизни (ЗОЖ)

    Здоровый образ жизни — это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологических потребностей (пищевой, двигательной, познавательной, половой, потребности в сне) , способствующее эмоциональному благополучию, профилактике болезней и несчастных случаев.


    В понятие здорового образа жизни входит достаточная физическая активность, сбалансированное меню, соблюдение правил гигиены, отказ от излишеств любого рода и естественно, закаливающие процедуры.


    Одним из важнейших факторов, составляющих понятие здорового образа жизни, является плодотворная работа.Без труда невозможно само существование человека.Именно посредством труда человек обменивается энергией и информацией с окружающей средой.Благодаря работе человек чувствует себя ценным и полноценным членом общества.Работа должна быть любимой.На такой работе человек чувствует себя замечательно, отдача у него полная.А значит, он реализует все свои потенциалы.

    Роль здорового образа жизни в жизнедеятельности человека

    Физическое здоровье — естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех органов и систем.Дееспособность – не только возможность выполнять определенные действия, но и осознание необходимости нести за них ответственность.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто.Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    1.Здоровье человека как ценность

    2.ЗОЖ и его составляющие

    3.Критерии эффективности ЗОЖ

    4.Режим дня как закономерная согласованность в жизнедеятельности организма с ритмами природы

    5.Личное отношение к здоровью как условие формирования ЗОЖ

    6.Физическое воспитание и совершенствование в ЗОЖ

    7.Влияние условий окружающей среды на здоровье

    8.Наследственность и меры здравоохранения, их влияние на здоровье

    Список использованной литературы

    Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это — основное условие и залог полноценной и счастливой жизни.Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки.Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

    Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармо-ническое развитие личности.Оно является важнейшей предпо-сылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человеческого фактора.

    Одной из главных задач государства является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья граждан.Основным из средств реализации этой задачи является формирование здорового образа жизни (ЗОЖ).

    Цель реферата — дать характеристику здоровому образу жизни и определить его роль в жизнедеятельности человека.

    Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала.Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия — производственно-трудовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном, учебном — в конечном счете определяются уровнем здоровья.

    Здоровье — нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.

    Физическое здоровье — это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) пра-вильно функционирует и развивается.

    Здоровье психическое — состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную окружающим условиям регуляцию поведения и деятельности личности.

    При рассмотрении здоровья используются различные характеристики.Наиболее широкое распространение получил функциональный подход.Его особенность заключается в способности индивида осуществлять присущие ему биологические и социальные функции.Их утрата является наиболее распространенным и наиболее значимым для человека, семьи, общества социальным последствием болезней человека.

    Степень выраженности здоровья определяется многими факторами: уровнем жизнеустойчивости организма, широтой его адаптационных возможностей, биологической активностью органов и систем, их способностью к регенерации и др.

    Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей.Полнота и интенсивность многообразных жизнепроявлений человека непосредственно зависит от уровня здоровья, его «качествен-ных» характеристик, которые в значительной мере определяют образ и стиль жизни человека: уровень социальной, экономической и трудо-вой активности, степень миграционной подвижности людей, приобще-ние их к современным достижениям культуры, науки, искусства, тех-ники и технологии, характер и способы проведения досуга и отдыха.В то же время здесь проявляется и обратная зависимость: стиль жизни человека, степень и характер его активности в быту, особенно в трудо-вой деятельности, во многом определяют состояние его здоровья.Такая взаимозависимость открывает большие возможности для про-филактики и укрепления здоровья.

    Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов, на производитель-ность общественного труда и тем самым на динамику экономического развития общества.В условиях перехода к преимущественно интен-сивному типу развития производства здоровье наряду с другими каче-ственными характеристиками приобретает роль ведущего фактора экономического роста.Не случайно доля лиц, участвующих в общест-венном производстве, достигает своего максимального значения в воз-растных группах 30-39 и 40-49 лет.С 50 лет наблюдается снижение трудовой активности, в котором ведущую роль занимает фактор здо-ровья.

    Дееспособность — способность человека не только выполнять определенные действия и деятельность, но и нести за них ответственность.

    Трудоспособность — способность человека к труду, не ограниченная заболеваниями или телесными недостатками.

    Уровень здоровья и физического развития — одно из важнейших условий качества рабочей силы.В зависимости от их показателей оце-нивается возможность участия человека в определенных сферах тру-довой деятельности.Потребность в здоровье носит всеобщий характер.Она присуща как отдельным индивидам, так и обществу в целом.

    Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма.ЗОЖ — это образ жизни, основан-ный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищаю-щий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позво-ляющий до глубокой старости сохранять нравственное, психиче-ское и физическое здоровье.

    Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами которого служит триада показателей: уровень, качество и стиль жизни.

    Здоровый стиль жизни — определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, склонности культурной жизнедеятельности в конкретных социальных условиях.

    Здоровый образ жизни включает в себя следующие основ-ные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигатель-ный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

    Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявлений организма и личности человека.В поведении это проявляется в большей жизнен-ной энергии, собранности, хорошей коммуникабельности; ощущении своей физической и психоэмоциональной привлекательности, опти-мистическом настрое, умении обеспечить свой полноценный и прият-ный отдых, целостную культуру жизнедеятельности.В психологичес-ком аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются в качестве психического здоровья, хорошем самочувствии, в нервно-психической устойчивости, способности успешно переносить послед-ствия психических стрессов; в хорошо выраженной волевой организа-ции (самообладании, целеустремленности, настойчивости в достиже-нии поставленной цели, решительности), уверенности в своих силах, меньшей подверженности депрессии, ипохондрии, мнительности.В функциональном проявлении можно отметить; более высокое качест-во здоровья, улучшение адаптационных процессов, повышение работоспособности и тренированности; снижение заболеваемости и болез-ненных ощущений; более быстрое и полноценное течение процессов восстановления после физической и умственной деятельности; усиле-ние иммунных механизмов защиты организма; активность обменных процессов в организме; усиление половой потенции, нормализация со-отношения массы тела и роста; хорошую осанку и легкость походки.

    Приведенное содержание критериев может быть расширено и детализировано в зависимости от потребностей личности.

    4. Режим дня как закономерная согласованность в жизнедеятельности организма с ритмами природы

    Понимание важности хорошо организованного режима труда и отдыха основано на закономерностях протекания биологичес-ких процессов в организме.

    Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению важ-нейших физиологических процессов.В том случае, если резервы нашей адаптации исчерпываются, мы начинаем испытывать диском-форт, утомляемость, а то и заболеваем.Следовательно, необходимо вести четко организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебном труде, отдыхе, питаний, сне и заниматься физичес-кими упражнениями.При ежедневном повторении обычного уклада жизни, довольно быстро между этими процессами устанавливается взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов.Благодаря этому физиологическому свойству предыдущая деятельность являет-ся как бы толчком к последующей, подготавливая организм к легкому и быстрому переключению на новый вид деятельности, что обеспечи-вает ее лучшее выполнение.

    Режим дня — нормативная основа жизнедеятельности для всех людей.В то же время он должен быть индивидуальным, т.е.соответ-ствовать конкретным условиям, состоянию здоровья, уровню работо-способности, личным интересам и склонностям студента.Важно обес-печить постоянство того или иного вида деятельности в пределах суток, не допуская значительных отклонений от заданной нормы.Режим будет реальным и выполнимым, если он динамичен и строится с учетом непредвиденных обстоятельств.

    Изучение заболеваемости привело к выводу, что причиной подавляющего большинства заболеваний являются различные нарушения режи-ма.Беспорядочный прием пищи в различное время неизбежно ведет к желудочно-кишечным заболеваниям, отход ко сну в раз-личное время — к бессоннице и нервному истощению, нарушение планомерного распределения работы и отдыха снижает работоспо-собность.

    Режим имеет не только оздоровительное, но и воспита-тельное значение.Строгое его соблюдение воспитывает такие ка-чества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность.Режим позволяет человеку рацио-нально использовать каждый час, каждую минуту своего времени, что значительно расширяет возможность разносторонней и содержательной жизни.Каждому человеку следует выработать ре-жим, исходя из конкретных условий своей жизни.

    Важно соблюдать следующий распорядок дня: вставать ежедневно в одно и тоже время, заниматься регулярно утренней гимнастикой, есть в установленные часы, чередовать умственный труд с физическими упражнениями, соблюдать правила личной гигиены, следить за чистотой тела, одежды, обуви, работать и спать в хорошо проветриваемом помещении, ложиться спать в одно и то же время.

    Отношение к здоровью обусловлено объективными обсто-ятельствами, в том числе воспитанием и обучением.Оно проявляется в действиях и поступках, мнениях и суждениях людей относительно факторов, влияющих на их физическое и психическое благополучие, Дифференцируя отношение к здоровью на адекватное (разумное) и неадекватное (беспечное), мы тем самым условно выделяем два диа-метрально противоположных типа поведения человека по отношению к факторам, способствующим или угрожающим здоровью людей.

    Критерием меры адекватности отношения к здоровью в поведении может служить степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни, а также нормативным требова-ниям медицины, санитарии, гигиены.В высказываниях мнений и суж-дений, оно выступает как уровень осведомленности и компетентности индивида.Отношение к здоровью включает в себя и самооценку чело-веком своего физического и психического состояния, которая являет-ся своего рода индикатором и регулятором его поведения.Самооценка физического и психического состояния выступает в качестве реально-го показателя здоровья людей, так как обнаружена довольно высокая ступень (70—80% случаев) ее соответствия объективной характерис-тике здоровья.

    Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей и места среди других людей, являющаяся важным регулятором ее поведения.

    Каждый человек хочет быть здоровым.Однако даже в ситуации бо-лезни люди нередко ведут себя неадекватно своему состоянию, не говоря уж о том, что в случае отсутствия болезни они далеко не всегда соблюдают санитарно-гигиенические требования.Очевидно, причина несоответствия между потребностью в здоровье и ее действительной повседневной реализацией человеком заключается в том, что здоровье обычно воспринимается людьми как нечто безусловно данное, как сам собой разумеющийся факт, потребность в котором хотя и осознается, но подобно кислороду, ощущается лишь в ситуации его дефицита.Чем адекватнее отношение человека к здоровью, тем интенсивнее забота о нем.Так, о необходимости большей заботы о своем здоровье высказа-лось 25,9% лиц с хорошей самооценкой, 36,8% — с удовлетворитель-ной и 58,8% — с плохой.Среди причин, побуждающих заботиться о здоровье, первое место занимает «ухудшение здоровья» — 24,4%, вто-рое — «осознание необходимости этого» — 17,4%, а затем следуют дру-гие факторы.

    В повседневной жизни забота о здоровье ассоциируется, прежде всего, с медициной, лечебными учреждениями и врачебной помощью.Отмечено, что лица с хорошей самооценкой здоровья в случае болезни чаще обращаются к врачу (44,2%), чем с плохой (28,6%).Наиболее бес-печны в этом отношении лица с удовлетворительной самооценкой здо-ровья, они не прибегают к врачебной помощи в 33% случаев, зато чаще используют помощь лекарственных средств — 22,3%, в то время как лица с хорошей самооценкой реже — в 13,7% случаев.

    Чем объяснить более низкую потребность обращения к врачу в слу-чае болезни людей, имеющих плохую самооценку здоровья? Прежде всего, неорганизованностью их жизнедеятельности.Косвенно это под-тверждается тем, что среди таких лиц преобладают те, кто не делает утреннюю гимнастику, не совершает вечерних прогулок, не приобщен к занятиям спортом, не соблюдает режим питания.

    Различия, обусловленные самооценкой здоровья, наблюдаются и в образе жизни респондентов.Среди тех, кто оценивает свое здоровье как хорошее, в два раза больше регулярно выполняющих утреннюю гимнастику — 15,4%, чём среди удовлетворительно оценивающих его — 7,1% и почти в три раза больше, чем в группе с плохой самооцен-кой — 5,5%.Соответственно в этих группах соотношение занимаю-щихся спортом: 15,8, 8,9, 3,5%.

    Одной из главных причин этих различий являются факторы мотивационного порядка, в частности осознание человеком меры своей ответственности за сохранность и укрепление здоровья.Так, если лица с хорошей самооценкой здоровья в 52,5% случаев считают, что «состо-яние здоровья человека, прежде всего, зависит от него самого», то лица с удовлетворительной и плохой самооценкой — соответственно в 35,5 и 37,3%,

    В соответствии с этим имеет смысл выделить два типа ориентации (отношений) к здоровью.Первый — в охране здоровья ориентирован прежде всего на усилия самого человека, или условно «на себя».Вто-рой — преимущественно «вовне», когда усилиям человека отводится второстепенная роль.К первому типу относятся, в основном, лица с хорошей самооценкой здоровья; они являются преимущественно интериалами, которых характеризует склонность приписывать ответственность за результат своей деятельности собственным усилиям и способностям.Ко второму типу относятся лица преимущественно с плохой и удовлетворительной самооценкой здоровья, экстериалы, приписывающие ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам.Следовательно, характер заботы человека о здоровье связан с его личностными свойствами.Отсюда следует, что воспитание адекватного отношения к здоровью неразрывно связано с формированием личности в целом и предполагает различия в содержании, средствах и методах целенаправленных воздействий.

    Физическое самовоспитание понимается как процесс це-ленаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ори-ентированный на формирование физической культуры личности.Он включает совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психофизического состояния, физического совершенствования и образования.

    Физическое воспитание и образование не дадут долговременных положительных результатов, если они не активизируют стремление человека к самовоспитанию и самосовершенствованию.Самовоспита-ние интенсифицирует процесс физического воспитания, закрепляет, расширяет и совершенствует практические умения и навыки, приоб-ретаемые в физическом воспитании.

    Для самовоспитания нужна воля, хотя она сама формируется и за-крепляется в работе, преодолении трудностей, стоящих на пути к цели.Оно может быть сопряжено с другими видами самовоспитания — нравственным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим и др.

    Основными мотивами физического самовоспитания выступают; требования социальной жизни и культуры; притязание на признание в коллективе; соревнование, осознание несоответствия собственных сил требованиям социально-профессиональной деятельности.В каче-стве мотивов могут выступать критика и самокритика, помогающие осознать собственные недостатки.

    Процесс физического самовоспитания включает три основных этапа.I этап связан с самопознанием собственной личности, выделе-нием ее положительных психических и физических качеств, а также негативных проявлений, которые необходимо преодолеть.Эффект самопознания обусловлен требовательностью к себе.К методам самопознания относятся самонаблюдение, самоанализ и само-оценка.Самонаблюдение — универсальный метод самопознания, глу-бина и адекватность которого зависят от его целенаправленности и умения субъекта видеть, систематически наблюдать на основе выде-ленных критериев за качествами или свойствами личности.Самоана-лиз требует рассмотрения совершенного действия, поступка, причин, вызвавших это (например, отказ от выполнения запланированного комплекса упражнений в режиме дня может быть вызван — дополни-тельной работой, ухудшением само-чувствия, отсутствием желания и т.д.); помогает выяснить истинную причину поступка и определить способ преодоления нежелательного поведения в следующий раз.Действенность самоанализа обусловлена адекватностью самооценки как средства организации личностью свое-го поведения, деятельности, отношений с окружающими; отношения к успехам и неудачам, что влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т.е.степенью трудности достижения целей, которые человек ставит перед собой.Расхождение между притязаниями и реаль-ными возможностями ведет к тому, что человек начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекват-ным.Самооценка зависит от ее качества (адекватная, завышенная, за-ниженная).Если она занижена, то способствует развитию неуверен-ности в собственных возможностях, ограничивает жизненные пер-спективы.Ее адекватность в значительной мере определяется наличи-ем четких критериев поведения, действий, развития физических ка-честв, состояния организма и др.Первый этап завершается решением работать над собой.

    На II этапе исходя из самохарактеристики определяется цель и про-грамма самовоспитания, а на их основе личный план.Цель может но-сить обобщенный характер и ставится, как правило, на большой отрезок времени — годы (например, достигнуть высокого уровня физической культуры личности); частные цели (задачи) — на несколько недель, ме-сяцев.Примерная программа — ориентир физического самовоспитания может быть представлена следующим образом.Цель — формирование физической культуры личности.Задачи деятельности: 1.Включить в здоровый образ жизни и укрепить здоровье.2.Активизировать познава-тельную и практическую физкультурно-спортивную деятельность.3.Сформировать нравственно-волевые качества личности.4.Овладеть основами методики физического самовоспитания.5.Улучшить физи-ческое развитие и физическую подготовленность в соответствии с тре-бованиями будущей профессиональной деятельности.

    III этап физического самовоспитания связан непосредственно с его практическим осуществлением.Он базируется на использовании способов воздействия на себя самого с целью самоизменения.К методам самовоздействия (самоуправления) относят: самоприказ, самовнушение, самоубеждение, самоупражнение, самокритика, самоободрение, самообязательство, самоконтроль, самоотчет.

    Способность человека отмечать даже незначительные изменения в работе над собой имеет важное значение, так как подкрепляет его уверенность в своих силах, активизирует, содействует дальнейшему совершенствованию программы самовоспитания, реализации здорового образа жизни.

    Немаловажное влияние оказывает на здоровье состоя-ние окружающей среды.Вмешатель-ство человека в регулирование природных процессов не всегда приводит к желаемым положительным результатам.Нарушение хотя бы одного из природных компонентов приводит в силу существующих между ними взаимосвязей к перестройке сло-жившейся структуры природно-территориальных компонентов.Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана, в свою очередь, сказывается на состоянии здоровья людей.Эффект «озоновой дыры» влияет на образование злокачественных опухо-лей, загрязнение атмосферы на состояние дыхательных путей, а загрязнение вод — на пищеварение, резко ухудшает общее состоя-ние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни.Здоровье, полученное от природы, на 50% зависит от условий, нас окружающих.

    Реакции организма на загрязнения зависят от индивидуальных особенностей: возраста, пола, состояния здоровья.Как правило, более уязвимы дети, пожилые и престарелые, больные люди.При систематическом или периодическом поступлении организм сравнительно небольших количеств токсичных веществ происходит хроническое отравление.

    Сходные признаки наблюдаются и при радиоактивном загрязнении окружающей среды.

    Приспосабливаясь к неблагоприятным экологическим условиям, организм человека испытывает состояние напряжение, утомления.Напряжение — мобилизация всех механизмов, обеспечивающих определенную деятельность организма человека.В зависимости от величины нагрузки, степени подготовки организма, его функционально-структурных и энергетических ресурсов снижается возможность функционирования организма на заданном уровне, то есть наступает утомление.

    Изменения физиологических функций вызываются и другими факторами внешней среды и зависят от времени года, содержания в продуктах питания витаминов и минеральных со-лей.Совокупность всех этих факторов (раздражителей разной эффективности) оказывает либо стимулирующее, либо угнетаю-щее воздействие на самочувствие человека и протекание жизнен-но важных процессов в его организме.Естественно, что человеку следует приспосабливаться к явлениям природы и ритму их коле-баний.Психофизические упражнения и закаливание организма помогают человеку уменьшить зависимость от метеоусловий и перепадов погоды, способствуют его гармоническому единению с природой.

    Необходимо учитывать еще объективный фак-тор воздействия на здоровье — наследственность.Это присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинако-вые признаки и особенности развития, способность передавать от одного поколения к другому материальные структуры клетки, содержащие программы развития из них новых особей.

    Выделяют три аспекта, которые имеют непосредственное влияние на деятельность здравоохранения и взаимоотношения врач — гражданин.

    Во-первых, ст.41 Конституции Российской Федерации устанавливает право каждого на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

    Во-вторых, в сознании подавляющего большинства людей произошла девальвация здоровья, как непреходящей ценности, как обязательного условия активной и долголетней жизни.Нельзя сказать, что это приобретение постсоветского периода нашей истории.Скорее, это логичное следствие того потребительского отношения к здоровью, которое было сформировано в нашем сознании предшествующими десятилетиями.

    В-третьих, за последние полтора десятилетия практически утрачена профилактическая направленность отечественного здравоохранения.И даже само название — «лечебно-профилактическое учреждение» больше историческое, нежели технологическое.

    Каждый исторический период развития человеческого общества был определен культурными рамками и своими ценностями.И, пожалуй, единственным стабильным показателем оставалось здоровье человека.

    Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это образ жизни, основан-ный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищаю-щий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позво-ляющий до глубокой старости сохранять нравственное, психиче-ское и физическое здоровье.

    Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней.Человек — сам творец своего здоровья, за которое надо бороться.С раннего возраста необходи-мо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физ-культурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, — сло-вом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

    Список использованной литературы

    1.Деманов А.В.Краткий курс лекций по предмету «Физическая культура» (методическое пособие).- Астрахань, 1999.

    2.Климова В.И.Человек и его здоровье.- М.: Знание, 1985.192с.

    3.Колбанов В.В.Валеология: Основные понятия, термины и определения.- СПб.: ДЕАМ, 1998.232с.

    4.Куценко Г.И., Новиков Ю.В.Книга о здоровом образе жизни.- М.: Медицина, 1999.

    5.Лещинский Л.А.Берегите здоровье.- М.: Диамант, 1998.

    6.Соковня-Семенова И.И.Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.208с.

    7.Тазердинова Т.А., Андреева Т.И., Гончаров А.Т.Проблемы формирования здорового образа жизни//Казанский медицинский журнал.1989.№2.с.146 — 148.

    8.Физическая культура студента: Учебник / Под ред.В.И.Ильинича.- М.: Гардарики, 2001.

    9.Физическое воспитание студентов и учащихся./ Под ред.Н.Я.Петрова, В.Я.Соколова.- Минск, 1988.

    Образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.Основы физического здоровья.Роль движений в предупреждении простудной заболеваемости у детей.Физическое здоровье, рациональное питание и закаливание организма.

    реферат [32,4 K], добавлен 30.05.2012

    Проблемы здоровья и здорового образа жизни в России: история и современное состояние.Специфика ПР–деятельности в здравоохранении по формированию здорового образа жизни.Анализ формирования здорового образа жизни на примере деятельности ГУЗ «РКДЦ МЗ УР».

    дипломная работа [101,1 K], добавлен 04.08.2008

    Здоровье как текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма человека.Физическое, психическое и социальное здоровье.Основные признаки здоровья, его уровни в медико-социальных исследованиях.Понятие групп и факторов здоровья.

    контрольная работа [28,5 K], добавлен 12.01.2013

    Особенности строения органов полости рта.Понятие здорового образа жизни, здоровья и нормы в стоматологии.Инструменты, применяемые для обследования и осмотра полости рта.Выявление и количественное отражение обнаруженных патологических отклонений.

    презентация [3,3 M], добавлен 21.10.2014

    Определение образа жизни, как определенного типа жизнедеятельности индивида, его медико-биологический смысл.Компоненты здорового образа жизни, оценка его эффективности по ряду биосоциальных критериев.Виды и значение адаптивной физической культуры.

    контрольная работа [31,3 K], добавлен 17.04.2015

    Валеология – наука о формировании биологической и социальной адаптации человека к окружающей среде на основе оздоровительных технологий и здорового образа жизни.Здоровье – способность человеческого организма сохранять компенсаторные и защитные свойства.

    реферат [96,8 K], добавлен 15.01.2009

    Современные подходы к пониманию здоровья.Влияние факторов жизни на здоровье человека.Стиль жизни студенческой молодежи.Факторы обучения, отражающиеся на ее психофизиологическом состоянии.Роль культуры в обеспечении здоровья.Валеология как наука.

    реферат [55,6 K], добавлен 14.12.2011

    Показатели индивидуального здоровья.Многомерность здоровья и ее определение.Физическое развитие и функциональное состояние организма человека.Автоматизированная система донозологической диагностики на базе ПЭВМ.Оценка функционального состояния.

    дипломная работа [24,5 K], добавлен 10.04.2009

    Здоровый образ жизни и его составляющие.Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента.Формирование здорового образа жизни у студентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.Лечебная физическая культура.

    курсовая работа [33,3 K], добавлен 28.07.2012

    Здоровье — потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.Резервы организма, рациональное питание.Влияние окружающей среды, наследственности и биоритмов.Оптимальный двигательный режим.

    реферат [26,8 K], добавлен 21.12.2010

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Виктория Горностаева
    Написано статей
    347
    Ссылка на основную публикацию