Шива вишну

Тема статьи: Шива вишну - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Существует много ложных представлений об «индуистской троице» — Брахме, Шиве и Вишну.Чаще всего словари определяют Брахму как «главного члена индуистской троицы».Другие источники говорят о Божественном триумвирате, состоящем из равноправных богов.Сам термин «троица», «триединство» свидетельствует о попытке применить христианскую теологию к ведической литературе на манер раннего христианского миссионерства.Пионер индологии сэр Вильям Джонс однажды прокомментировал это так:
«Весьма достойные уважения местные жители уверяли меня, что один или два миссионера дошли в своем рвении обратить всех язычников до такого абсурда, что стали утверждать, будто индусы даже сейчас уже почти христиане, потому, что их Брахма, Вишну, Махеша (Шива) есть не что иное, как христианская Троица.Трудно сказать, чего в этом утверждении больше: глупости, невежества или отсутствия набожности».
Во всяком случае, Веды не поддерживают эти широко распространенные теории.Они определяют эти три личности как гуна-аватары, повелители гун природы.Брахма творит материальную вселенную и управляет гуной страсти.Вишну поддерживает вселенную и управляет гуной добродетели, а Шива разрушает вселенную и управляет гуной невежества.
Брахма — джива, наделенная необыкновенным могуществом, первое живое существо, родившееся во вселенной.Его жизнь длится столько же, сколько и жизнь вселенной, а когда она разрушается, он умирает.По сравнению с человеком, он живет, действительно, долго:
«По земному исчислению тысяча веков составляет один день Брахмы, и столь же долго длится его ночь.В начале дня Брахмы множество существ появляется на свет, а с наступлением ночи все они уничтожаются».
Однако Брахма-самхита сравнивает Брахму с драгоценным камнем, чей блеск — это не что иное, как отраженный свет солнца.Брахма творит космическое проявление под руководством и по внушению Бхагавана, Верховной Личности Бога.
Шива отвечает за разрушение вселенной, когда приходит время сделать это.Он также отвечает за тамо-гуну (гуну невежества), но из этого не следует, что сам он невежествен.Одно из его имен — Ашутоша, оно означает, что ему легко угодить.Шива принимает поклонение от самых падших, включая духов и демонов, поклоняющихся ему ради получения материальных благ, которые и так легко обрести.Бхагавата Пурина (12.13.16) утверждает: вайшнаванам йатха шамбхух: «Шива — величайший из вайшнавов или преданных Вишну».
В Падма-пуране Шива обращается к своей жене с такими словами:
«Моя дорогая Парвати, есть много способов поклонения, но из всех, поклонение Верховной Личности (Бхагавану) считается наивысшим.Но даже выше, чем поклонение Верховному Бхагавану, стоит поклонение Его преданным».
Вишну — это экспансия Бхагавана Кришны, которая является источником всех Его инкарнацией.Существует множество экспансий Вишну, и все они суть одна Верховная Личность, Бхагаван.Одна из них поддерживает Вселенную и управляет саттва-гуной (гуной благости).Из трех гуна-аватар Вишну единственный, кто может даровать освобождение из самсары (харим вина наива сритим таранти).Поэтому неверно считать, что преданность Брахме или Шиве сопоставима с преданностью Вишну и приносит человеку то же благо; с уровня тамаса или раджаса едва ли можно осознать Абсолютную Истину.Гуна благости служит как бы трамплином, воспользовавшись которым человек может подняться над всеми гунами и восстановить свои чистые отношения с Верховным трансцендентным Бхагаваном.Так как и Брахма, и Шива — это экспансии Вишну, мы можем согласиться с наблюдением Луиса Рену: «Фактически, индуизм как религия, в строгом смысле этого слова, может быть почти сведен к вишнуизму».

Бра́хма — бог творения в индуизме.Наряду с Вишну и Шивой является одним из богов Тримурти.Супруга Брахмы — богиня знания и учёности Сарасвати.Брахму часто отождествляют с ведическим боже ством Праджапати.Брахму не следует путать с верховным космическим духом Брахманом.

Брахма, в индуистской мифологии творец и правитель мира, отец богов и людей; в классическом индуизме он входит в триаду верховных богов наряду с Вишну и Шивой.Создатель вселенной, он противостоит Вишну, который ее сохраняет, и Шиве, который ее разрушает.Согласно одному из мифов, Брахма создал из своего тела богиню Сатарупу.

Она была так прекрасна, что он не мог оторвать от нее глаз.Когда Сатарупа отходила в сторону, избегая его взгляда, у него появлялась новая голова, повернутая в ее сторону.Наконец Брахма убедил красавицу стать его супругой.Они провели в уединенном месте 100 священных лет, по окончании которых родился Maнy, первый человек.Другой миф повествует, как сначала вселенная была погружена во тьму.Блуждавшее в космическом океане семя породило золотое яйцо: «В этом яйце Брахма провел год, затем силой мысли разделил яйцо пополам».

3 9 2 5 1 7 5 6 4 3 3 4 = взбдаёдегввг = 7 Баланс = 7:5

Из одной половины он создал небо, божественную сферу, из другой — землю, материальную сферу, а между ними поместил воздушное пространство; далее появились пять элементов — вода, огонь, земля, воздух, эфир — затем мысль, боги, звезды, время, горы, равнины, моря, реки, люди, речь, страсть, гнев и т.д.Наконец, из яйца появился бог Брахма и разделился на две части — женскую и мужскую.Эти существа породили все остальное.По иной версии, Брахма вышел из яйца в виде первосущества Пуруши.У него была тысяча ног, тысяча ступней, тысяча рук, тысяча глаз, тысяча лиц и тысяча голов.

Древние полагали, что Брахма живет сто «собственных» лет, равных 311 040 000 000 000 «человеческих» лет.Затем огонь, вырывающийся со дна океана, уничтожает вселенную и самого Брахму, а после ста божественных лет хаоса рождается новый Брахма.В некоторых источниках Брахму называют Нараяной, или «вышедшим из вод».В этом облике он лежал на листе лотоса, плывущем по первозданным водам, и сосал палец ноги — символ вечности.Падение величия Брахмы объясняется в мифе о происхождении Шивы.

Согласно преданию, Брахма и Вишну поспорили, кто из них могущественнее.В разгар спора огромный фаллос, символ Шивы, поднялся из мирового океана, охваченного пламенем.Когда Брахма и Вишну стали рассматривать фаллос, он раскрылся.В нем боги обнаружили Шиву и вынуждены были признать его превосходство.Брахму часто изображают с четырьмя головами и руками, в которых он держит Веды, священные индийские трактаты, жезл, сосуд с водой из Ганга и гирлянду роз, восседающем на гусе или лебеде.Супруга его — красавица Сарасвати, богиня учения и покровительница искусств, наук и красноречия.

ШИВА (санскр.— «Благой»), один из членов триады (тримурти) верховных божеств пантеона классического индуизма (наряду с Брахмой и Вишну), по значению и популярности сопоставимый только с Вишну, выполняющий одновременно функции источника плодородия и разрушения мира и персонифицирующий единство противоположностей аскетического мироотречения и эротической энергетики.Происхождение образа Шивы не менее сложно, чем сочетание его характеристик, и становление этого образа охватывает несколько больших исторических периодов в развитии древнеиндийской мифологии.

Черты Протошивы начали обнаруживаться после открытия протоиндийской цивилизации в долине Инда в результате раскопок Мохенджо-Даро, Хараппы и других точек доарийской культуры III-II тыс.до н.э.Обнаруженное на протоиндийских печатях изображение мужского рогатого и трехликого божества, восседающего в позе созерцания и окруженного разнообразными животными, сразу вызвало у археологов ассоциации с будущим верховным богом индуизма как господина медитации и господина зверей (пашупати).На этот первый слой может быть наложен второй — чисто арийского происхождения.Речь идет о ведийском Рудре («Ревун») — пока еще второстепенном божестве Ригведы, который, однако, заставлял считаться с собой ведийского индийца.Персонификация грозы в ее (в отличие от Индры) разрушительном аспекте, носитель яростного нрава с чертами каннибализма, которого открыто называют «мужеубийцей», обитатель севера, от которого исходит смерть, Рудра одновременно воспринимался и как целитель, лучший из лекарей (ср.образ «индийского Асклепия» в греческих сообщениях об Индии), способный дать долголетие и обеспечить просителя потомством (ср.»Да размножимся мы, о Рудра, через детей»).В результате перед нами триада «смерть — плодородие — жизнь», обнаруживающая множество параллелей в мировой мифологии и фольклоре, но получившая специфическую интерпретацию на индийской почве.Можно предположить, что само имя «Шива» сформировалось как один из эвфемистических эпитетов Рудры, сложившийся в целях умилостивления грозного бога, но в дальнейшем «Рудра» стал эпитетом Шивы.

Изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей белого цвета, с синей шеей, со спутанными или скрученными в пучок на макушке (джата) волосами, носящим змею на голове, руках и ногах (как браслеты).Одет в тигровую или слоновью шкуру, восседает на тигровой шкуре.На лбу — третий глаз, а также трипундра из священного пепла (бхасма или вибхути).

К числу наиболее ранних легенд, связанных с Шивой, относится миф о разрушении им стрелой трехъярусного города демонов-асуров Трипуры (подаренного Брахмой), одна из крепостей которого, железная, располагалась на земле, другая — серебряная — в воздушном пространстве и третья — золотая — на небе (Шатапатха-брахмана, Махабхарата, Шива-пурана и т.д.).Этот миф также был рано театрализован.Среди мифов о превосходстве Шивы над другими обитателями горы Меру обращает на себя внимание тот, по которому во время спора Вишну и Брахмы о том, кто из них более достоин звания создателя мироздания, перед ними возник пылающий фаллос-линга невероятных размеров, и хотя Вишну в виде кабана (ср.соответствующую аватару вепря) спустился на землю, а Брахма в виде гуся взлетел на небо, они не смогли измерить его начала и конца и вынуждены были признать Шиву своим «сюзереном» (Линга-пурана, Шива-пурана и т.д.).К основным шиваитским мифам принадлежат также сказание о космическом танце Шивы, именумом «тандава» (само название, что показательно, тамильского происхождения и образовано от глагола «прыгать»), который он исполняет вместе с Дэви на теле убитого асуры Апасмары (всего известно семь разновидностей танца, реже — девять, среди которых наиболее известна ананда-тандава — «танец блаженства»).По одной версии, космический змей Шеша, на котором восседает Вишну, покинул своего господина, дабы предаться длительной аскезе и быть допущенным к лицезрению этого танца, во время которого разрушается мир (мотив превосходства Шивы над главным соперником очевиден).По другому повествованию, Шива этим танцем смог покорить сразу 10 000 враждебных по отношению к нему аскетов, которые вначале выпустили на него тигра, а затем змея и антилопу: Шива-Натараджа, «царь танца», однако, воспользовался этими животными как трофеями, сделав себе тигровую шкуру, повесив на шею змеиное ожерелье и держа навечно в левой руке антилопу (как «господин зверей»).Все три указанных компонента вошли в инфернальную «иконографию» Шивы.Его изображение с синей шеей (нилакантха) трактуется как следствие того, что он испил смертоносный яд, грозивший гибелью всему живому.Другой «альтруистический» мотив «биографии» Шивы связан с тем, что он подставил свою голову под токи небесной реки Ганги, которая, при своем ниспадении на землю, тоже могла бы в противном случае все уничтожить.То, что именно Шива принял на себя токи Ганги, не случайно, поскольку она считалась сестрой его жены Умы-Парвати.Изображение Шивы с Гангой — также постоянный мотив индуистского изобразительного искусства.Победитель Шива оказался лишь однажды побежденным, но победа над ним закончилась печально для победителя.Когда богам понадобилось, чтобы родился сокрушитель могучего демона Тараки, легко справившегося с деградировавшим похотливым Индрой и серьезно потеснившего небожителей, они спровоцировали Камадэву — индийского Купидона — привлечь внимание предававшегося медитации Шивы к старавшейся аскетическими подвигами заслужить его благосклонность дочери Химавате (его будущей супруге Дэви-Парвати).Разгневанный Шива испепелил своим третьим глазом Камадэву, но на искательницу его ложа все же обратил внимание, в результате чего и родился Сканда, выполнивший желание богов.

Шива образует центр значительного мифологического круга.В него входит прежде всего его семья, состоящая из него, Дэви и двух сыновей Сканды и Ганеши.Грозные деструктивные существа являются его эманациями, среди которых выделяются тысячеголовый и тысячерукий Вирабхадра, как раз и осуществивший, по некоторым версиям, разрушение жертвоприношения Дакши; Киртимукха с львиной головой, порожденный для уничтожения демона солнечных и лунных затмений Раху; Бхайрава («устрашающий») с гигантскими клыками, опоясанный черепами и змеями, которого Шива сотворил из своего лба, чтобы отомстить в очередной раз Брахме (однажды он уже наказал его за инцест).Кроме того, он окружен многочисленной свитой низших духов (бхуты), а также ветал и пищачей — оборотней, живущих на кладбищах и питающихся человечиной.

Характеристики Шивы и легенды о нем отражены в его именах, к главным из которых, помимо названных Пашупати и Натараджи, следует отнести Махадэва («Великий Бог», Махешвара («Великий владыка»), Шанкара («Благовторный»), Хара («Похищающий»), Вишванатха («Защитник мира»), Лингараджа («Царь лингама»), Тьягараджа («Царь аскезы»), Капалималин («Носящий гирлянду из черепов»), Триямбика («Трехглазый»), Нилакантха («Синегорлый»), Трипурантака («Разрушитель трех городов») и ряд других.

Мифологический образ Шивы лишь частично пересекается с прочтением этого образа в религиозно-философских текстах.Так, его деструктивный танец тандава отвечает функции Шивы в модели тримурти как разрушителя мира, которая восполняет функции Брахмы и Вишну как, соответственно, созидателя и хранителя вселенной.Однако в шиваитских пуранах Шива объединяет все три функции и предстает в виде Абсолюта, энергетическую реализацию которого берет на себя его супруга, рассматриваемая как его «потенция» (шакти).Как Ишана или Ишвара («Господин мира») Шива выступает в качестве причины мира, периодически реорганизующей и структурирующей мировую материю.Образ Шивы стал опорным для самых разнородных феноменов мысли — от бхактической поэзии наянаров до спекуляций представителей пашупатов (близких к философским направленяим ньяи и вайшешики) и кашмирского шиваизма.В качестве шиваитской идентифицирует себя и самая влиятельная философская школа Индии — адвайта-веданта, основатель которой Шанкара считается инкарнацией Шивы.

Народное почитание Шивы является важнейшей составляющей «популярного индуизма».Шиве посвящено множество храмов, святилищ мест паломничества и целый ряд общеиндийских праздников.Объектом почитания является и его «ездовое животное» (вахана), могучий бык Нандин — воплощение сексуальной мощи, плодородия и чадородия (в шиваитских храмах его скульптурное изображение ставится лицом к алтарю — таким образом, он воплощает почитателей Шивы).С Шивой ассоциируются и некоторые деревья, в первую очередь бильва и кадамба.Наиболее значительным из шиваитских праздников является, вероятно, шиваратри — «ночь Шивы», празднуемая шиваитами в каждое полнолуние, но особо торжественно — в промежутке между февралем и апрелем (в ряде регионов празднование, в котором центральное место занимает почитание лингама, сопровождалось экстатическими плясками и сексуальными оргиями).

27 февраля (дата для 2006г.) — Маха-Шива-Ратри

2 7 2 2 6 2 8 1 2 4 6 3 4 4 Баланс = 11:3

История.Однажды, когда вся Проявленная Вселенная свернулась в Господа Шиву, во Тьму Несуществования, Мать Парвати в неистовой Преданности и Вере совершила Агамический ритуал служения Господу Шиве.И тогда Парамешвар, удовлетворившись таким поклонением, дал Матери свое благословение.Парвати же испросила освобождения всем созданиям, которые будут поклоняться с преданностью Шиве в день Ратри.

Когда Брахма и Вишну сошлись в бою за право быть «Величайшим», между ними возник огненный столп, оставив сражающихся Богов по разным сторонам.И они не имели силы, что бы найти начало или конец этого Огня.Этот день называется Тируккартхикай.А в виде огненного столпа выступал сам Шива.Брахма и МахаВишну, раскаиваясь в содеянном, взмолились Шиве, прося прощения за греховное поведение перед Шива Лингамом, представшим в образе Стихии Огня.И Шива предстал перед ними в ночь ШиваРатри, дав свое благословение.

Преданные молятся Богу на протяжении всей ночи ШиваРатри, совершая Абишеку, песнопения и другие благостные деяния.Каждый месяц время Кришна пакша чатуртхдаши (14 день лунного цикла) называется маса Шива ратри.Тот день, который выпадает на месяц «Маси» (середина февраля – середина марта), называется Маха Шива ратри.И среди преданных он считаестя самым важным днем в году.

Путь Совершения Шиваратри

Поднявшись рано с утра, преданный медитирует на Бесконечном Всемогущем, украшенном тысячами прекрасных благоухающих гирлянд цветков, предстающем в священном образе Шивы (Маха Лингам).Омовение и Очищение во время поклонения Шиве совершается в четыре джамы ночи (четыре равных временных промежутка втечение ночи).Отличительной особенностью вратам является совершение служения форме Лингама, так как именно в это время Милость господа Вовне.

Вишну (санскр.«вездесущий», «предвечный») — один из высших богов индуистской мифологии, составляющей вместе с Брахмой и Шивой божественную триаду — тримурти.Вишну хранит мироздание, созданное Брахмой и обреченное на разрушение Шивой.

Вишну обычно изображают многоруким темнокожим божеством, восседающим на троне в свободной позе.

Его атрибуты — палица, чакра (индийское метательное оружие), раковина и лук.Вишну одет в желтые шелковые одежды и увенчан диадемой, на шее его благоуханные гирлянды а на руках — браслеты.Лакшми, супруга Вишну, почитается индусами как богиня изобилия и процветания.

В одном из вариантов мифа о потопе, мудрец Маркандея, спасённый Вишну, проникает в чрево божества и видит там всю вселенную: землю, небеса, людей, богов.Таким образом, мир предстаёт как форма существования Вишну.Согласно другому варианту мифа о потопе, Вишну в конце каждого мирового цикла вбирает в себя всю вселенную и погружается в сон, возлежа на змее Шеше, плавающей по мировому океану.Когда Вишну просыпается и замышляет новое творение, из его пупа вырастает лотос, а из лотоса появляется Брахма, который и осуществляет непосредственно акт творения мира.Вишну олицетворяет энергию, благоустраивающую космос.

В отличие от Шивы, действующего в мире индуистской мифологии преимущественно собственной персоной, живущего в кругу своей «семьи», окруженного своей «свитой» и лишь в редких случаях снисходящего до инкарнаций, Вишну пронизывает космос своими постоянно «распространяющимися» аватарами.Основными были признаны 10 (Рыба, Черепаха, Вепрь, Карлик, Человеколев, Парашурама, Рама, Кришна, Будда, Калкин), но в Средневековье их нормативное число достигло 22 и, поскольку в Бхагавадгите была дана установка на то, что их количество в принципе может быть безграничным, это позволило вишнуитам постепенно расширять «проявления» своего божества за счет включения в них риши, чужих богов, демонов, основателей философских течений и даже значительных фигур неиндуистских религий, в чем нельзя не усмотреть инклузивистскую стратегию «мирного завоения» чужих культов и религиозных ценностей.

Вишну имеет много различных имён, связанных или с его свойствами, или с мифическими подвигами его самого и его аватар.

Наиболее важные имена Вишну: Хари («рыжевато-коричневый», но толкуется как «избавитель»), Говинда («пастух»), Кешава («благоволосый»), Мадхусудана («убийца демона Мадху»), Мурари («враг демона Муры») Пурушоттама («лучший из людей» или «высший дух»).

Хранитель мироздания Вишну

Б ог Вишну (санскр.विष्णु — ‘всепроникающий’, ‘всеобъемлющий’), согласно ведической традиции, представляет собой один из аспектов триединого божества — Тримурти, объединяющего в себе три силы мироздания: творение (Брахма), хранение (Вишну) и разрушение (Шива).При этом Шива и Вишну иногда рассматриваются в единстве как проявление высшей формы бога, представленной в совместном изображении «Харихара» (соединении половины Вишну и половины Шивы).Брахма и Вишну также являются единым венцом творения Вселенной, Вишну — проявляющая сила, а Брахма исходит из него (Брахма рождён из пупа Вишну).Мир был создан благодаря переходу из абстрактного состояния в конкретное, божественная изначальная мысль породила проявленный материальный мир, постигаемый органами чувств.Подробнее космогония и акт творения мироздания будут описаны далее.

Аналогом в русской ведической традиции является бог Вышень, который управляет миром Слави, покровительствует всем, кто несёт в мир добро и светлое истинное знание, следуюет стезёй Прави и соблюдает законы мироздания.Он помогает всем, вставшим на Путь духовного самосовершенствования, и наделяет их способностью отличать правду от кривды.

Согласно «Вишну-пуране», наша земля, кормилица мира, именуемая Притхиви, родилась от подошвы ноги Вишну.Он является хранителем Вселенной, имеет 1000 имён (Viṣṇusahasranāma), каждое из которых представляет собой отражение определённого качества Вишну.Список всех 1000 имён содержит Вишну-сахасранама-стотра («Махабхарата», Шантипарва).

Корень слова «Vish» означает ‘всепроникать’, ‘углубляться в природу сущего’.Бог Вишну — всепроникающий, он — тот, кто есть всё и кто находится внутри всего.Все существа получают благо от Вишну, который несёт энергию гуны благости.

(Ты) неотделим от нижних, средних и верхних (зон) земли, от тебя — эта Вселенная, от тебя — то, что было, и то, что будет, от тебя — этот мир, имеющий образ, со всем сущим! «Вишну-пурана», кн.I, гл.XII, шлоки 60–61

Маха Вишну: аватары

С санскрита слово «аватара» (अवतार) переводится как ‘нисхождение’, соответственно, обозначает инкарнацию (воплощение) божественной сути в явном мире, проявленную в определённом образе.Всякий раз, когда миру угрожают силы зла, тогда является один из аватаров Вишну в качестве защитника и оберегает мир от разрушения и хаоса.

Вишну и его супруга Лакшми

Само понятие «аватара» чаще всего ассоциируется именно с Вишну, как хранителем Вселенной, а аватары проявляются в материальном мире, когда необходимо наделить силой добро, дабы победить зло и восстановить Дхарму во Вселенной, где была нарушена гармония, и вернуть равновесие между проявлениями вечных сил добра и зла.

Всякий раз, когда праведность приходит в упадок, а несправедливость и безбожие преумножаются в этом мире, я сам нисхожу, дабы оградить этот мир от зла, уничтожить злодеев и освободить праведников, восстановить правду и справедливость.Я прихожу сюда из века в век «Бхагавад-Гита», гл.IV, тексты 7–8

В «Бхагавата-пуране» описываются аватары, как беЗчисленные: «Воплощения Вишну, океана благости, бесчисленны, как ручьи, проистекающие из неисчерпаемого источника».Хотя при этом перечисляются 22 воплощения Вишну: четыре Кумара — сыновья Брахмы, рождённые из его ума; вепрь Вараха; мудрец Нарада; близнецы Нара и Нараяна; мудрец Капила; Даттатрея — сын Атри; Яджна; Ришабха; царь Притху; рыба Матсья; черепаха Курма; целитель Дханвантари; прекрасная дева Мохини; челевеколев Нарасимха; карлик Вамана; Парашурама; сын Сатьявати и Парашары Муни, разделивший Веды; царь Рама; Баларама; Кришна; Будда; будущее воплощение — Калки — сын Вишну Йаши.

Так или иначе, основными аватарами Вишну, или маха-аватарами, считаются десять его воплощений — дашаватара (санскр.दशावतार — ‘десять аватаров’).Они же упоминаются в «Агни-пуране» и «Гаруда-пуране».

Матсья, Курма, Вараха, Нрисимха, Вамана, Парашурама, Рама, Кришна, Будда, и также Калки «Гаруда-пурана», гл.VIII, тексты 10–11

В «Агни-пуране» даётся описание всех десяти основных воплощений Вишну.Первые четыре воплощения бога Вишну произошли в светлую эпоху чистоты и сияния истины — Сатья-югу: Матсья, Курма, Вараха и Нарасимха; в последующую Трета-югу Вишну явился в образах Ваманы, Парашурамы и Рамы; в образе восьмой аватары Кришны Вишну пришёл в этот мир в Двапара-югу; в образе Будды бог Вишну явился в начале нынешней эпохи Кали-юги, в конце которой грядёт его десятое воплощение — Калки.Рассмотрим их подробнее.

Вишну

Матсья (санскр.मत्स्य — ‘рыба’).Вишну проявился в форме рыбы, которая попалась в руки при омовении в реке седьмого Ману Вайвасваты.По просьбе рыбы не отпускать её обратно, он поместил её в сосуд с водой, рыба постепенно увеличивалась в размерах, так что приходилось постоянно перемещать её в бОльшую ёмкость, но, в конце концов, она выросла до такой степени, что Ману пришлось выпустить её в океан, где она стала гигантской, тогда он узрел, что его рыба есть проявление бога Вишну, который в образе рыбы явился в этот мир, дабы защитить его от сил зла.После того как мир был затоплен, он спасает Ману и семь риши на лодке (в которой также припасены семена будущих растений).После потопа живые существа были созданы вновь.Лодка — символ Вед, истинного знания, которые демон Хаягрива пытается уничтожить, но Матсья убивает его и возвращает Веды.

Курма (санскр.कूर्म — ‘черепаха’).Вишну проявляется в этом образе во время пахтания млечного океана.

Вараха (санскр.वराह — ‘вепрь’).Вишну, явившийся в этой аватаре, спасает мир от непобедимого демона Хираньякши, одолевшего дэвов и завоевавшего небеса, который погружает землю на дно океана.Поединок с ним Вишну длился 1000 лет.Вепрь поднимает из глубин космического океана на своих клыках землю.И спасает богов.

Нарасимха (санскр.नरसिंह — ‘человеколев’).Вишну предстаёт в образе человека с головой льва.Хираньякашипа (брат Хираньякши) — король демонов, став могущественным и сильным, обладая особыми свойствами, что ни одно существо не имеет возможности его убить, стремится отомстить за смерть брата.Лев побеждает его, спасает демона Прахладу — сына Хираньякашипы, противостоявшего своему отцу и безраздельно преданного Вишну.

Карлик Вамана (санскр.वामन).Король дайтьев Бали (внук Прахлады) злоупотребляет своими силами, обладая властью над тремя мирами.Аватара Вишну — карлик Вамана — приходит к нему в виде брахмана.Бали предлагает богатства несметные в день жертвоприношений, когда он никому не откажет во благе, но карлик отказывается от богатств и просит клочок земли, который он сможет измерить всего тремя шагами.Бали даровал ему то, что он просил.Карлик начинает расти, и первым своим шагом он покрывает землю, вторым — небо, он пробивает оболочку вселенского космического яйца, откуда хлынули воды Причинного океана (Ганга), достигает высшей из райских планет — Брахмалоки.Так, он покрывает собой всю Вселенную.Для третьего шага не остаётся места, и Вишну указывает Бали на то, что тот не выполнил обещание, значит, должен отправиться в адские миры, но Бали подставляет свою голову, на которую и ступает нога Вишну, за что Бали получает от Вишну в дар грядущее воплощение царём в эпоху царствования Ману Саварни, а до того момента он будет жить на планете Сутала, где неведомы старость, болезни и страдания.

Мудрец Парашурама (санскр.परशुराम — дословно можно перевести как ‘Рама с топором’).Сын брахмана Джамадагни.Воины-кшатрии, захватив чужую собственность, используют в удовольствие свои силы.Аватара убивает короля и всех его воинов.Передаёт главенство в мире брахманам.

Рама (санскр.राम).Принц, царь Айодхьи, одним из предков которого является Сурья.Воплощение идеального царя.Он уничтожил демона Равану.Об этом воплощении Вишну повествует история «Рамаяны».

Кришна (санскр.कृष्ण ).Эта аватара Вишну избавляет с помощью пандавов мир от зла, дабы установить первенство добра.История «Махабхараты» повествует об этом воплощении Вишну.Брат его Баларама иногда выступает как девятая аватара, вместо Будды.

Калки (санскр.कल्कि ) — последняя аватара, в которой ещё только предстоит воплотиться Вишну в конце текущей Кали-юги, в образе человека на белом коне.Истребить зло и восстановить дхарму — его задача перед возрождением мира, наступлением новой Сатья-юги.Конец века Кали — 428 898 г.н.э.

Тривикрама — явление аватары Ваманы

В Ригведе описан подвиг, совершённый Вишну, называемый Тривикрама.Кстати, в пещерном храме Эллора (индуистский храм), можно обнаружить изображение аватара Вишну карлика Вамана и всю легенду Тривикрама (в переводе с санскрита — ‘три ступени’, ‘три шага’).Также три шага Вишну можно трактовать как землю, атмосферу и небо, или как восход, полдень и закат, также иначе как сошествие божественного луча в Дух, Душу и в материальную форму.На изображениях его нога поднята вверх, что символизирует широкий шаг вперёд.Также во многих других индуистских храмах можно встретить изображение Вишну, как например, в Бхактапуре (Непал), на горельефах пещерных храмов Бадами.

Я хочу сейчас провозгласить героические деяния Вишну Который измерил земные пространства, Который укрепил верхнее общее жилище, Трижды шагнув, (он,) далеко идущий.Вот прославляется Вишну за героическую силу, Страшный, как зверь, бродящий (неизвестно) где, живущий в горах, В трёх широких шагах которого Обитают все существа «Ригведа» I.154 (Вишну-сукта) Бог Вишну, оружие Вишну В ведических писаниях описывается титаническое усилие Вишну по созданию и получению такой силы, которая способствует одержанию победы над асурами, олицетворяющими зло, захватившими три мира.Вишну здесь выступает как спаситель всех существ трёх миров.

Здесь прошагал Вишну.
Трижды запечатлел он следы.
В его пыльном (следе всё) сосредоточено.
Три шага прошагал
Вишну — страж, не поддающийся обману,
Оттуда поддерживая законы «Атхарваведа», книга VII, 27

Ригведа (гимн I.22) описывает Вишну как солнечного бога, который тремя шагами пересекает семь миров Вселенной, окутывая при этом всё пространство светом своих лучей: «Оттуда пусть помогут нам боги, откуда зашагал Вишну, через семь местностей земли.Через это шагнул Вишну.Трижды запечатлел он (свой) след.В его пыльном (следе всё) сосредоточено.«…» На этот высший след Вишну всегда глядят приносящие жертву, как на глаз, разверстый в небе.Вдохновенные, громко прославляющие, рано пробуждаясь, зажигают того, кто есть высший след Вишну».По сути, он является проявлением солнечной энергии, троекратно пронизывающей семь слоёв мироздания.Он — семеричное солнце.

Энергия Вишну, состоящая из трёх Вед и происходящая от качества благости, руководит солнцем, а также семью существами, принадлежащими ему; и вследствие присутствия этой силы солнце светит сильным сиянием, разгоняя своими лучами тьму, которая распространена во всём мире.«….» Вишну, в форме активной энергии, никогда ни поднимается или заходит, и этим одним солнце в семь раз отличается от него.Таким же образом, как человек приближается к зеркалу, размещённому на подставке, и видит в нём своё отражение, так и энергия Вишну никогда не разъединяется, но остаётся каждый месяц на солнце (как в зеркале), которое там находится «Вишну-пурана», кн.II, гл.XII Триада богов: Брахма, Вишну, Шива

Пахтание млечного океана — явление аватары Курмы

Когда тридцать богов, включая Индру, потерпев поражение от дайтьев, обратились за помощью и поддержкой к Вишну, он призвал их пахтать амриту в млечном океане, обвязав змеем Васуки гору Мандару.Так, испив нектар беЗсмертия амриту, боги смогут получить силу и одолеть дайтьев.Боги, заключив союз с асурами с целью добыть амриту, бросили в океан травы целебные и, последовав наставлениям Вишну, начали пахтать океан.Вишну предстал в образе черепахи, на спине которой находилась гора Мандара, одновременно он находился среди богов, и также среди асуров, при этом восседая на вершине горы.Асуры лишились раджаса, ибо находились в изголовье огнедышащего Васуки.Из сотворённой водной круговерти из млечного океана начали появляться: корова Сурабхи, богиня Варуни, древо Париджата, апсары, луна, бог Дханвантари с чашей амриты, богиня Шри.Асуры захватили амриту, и тогда Вишну явился в образе прекрасной девы, омрачив разум асуров, которые и лишились чаши с нектаром, а Вишну передал её богам, которые преисполнившись силой, одолели асуров в битве.

Изображение Вишну

Вишну обычно изображают как мужчину с тёмным или бледно-голубым ликом и с четырьмя руками, в которых он держит цветок лотоса, как символ духовной чистоты; булаву («каумодаки»), олицетворяющую божественную силу; раковину («шанкха»), представляющую собой спираль, олицетворяющую циклическое существование Вселенной; и огненный диск («Сударшана-чакра»), как символ восстановления нарушенного космического равновесия.Всего существует 24 различных вариаций изображений Вишну, в зависимости от того, что он держит в руках.

Ваханой Вишну является орёл Гаруда.В ведической традиции он является царём птиц, одарённый великой силою.Гаруда является также символом просветлённого ума.Гаруду, занявшего положение Индры среди пернатых, произвела на свет прекрасная богиня по имени Вината.Дабы освободить свою мать, он выкрал амриту — нектар беЗсмертия у богов, отважно сражался и летел без устали, не испив ни капли этого божественного напитка.Вишну, довольный подвигом и беЗкорыстием Гаруды, одарил его беЗсмертием, а царь птиц стал его своей ваханой.

Гаруда сказал Вишну: ”Я тоже дам тебе дар, выбирай же и ты!”.И великий Кришна избрал ту могучую птицу в качестве колесницы и поместил её (изображение) на своём знамени «Махабхарата».Адипарва, глава 29 Ваханой Вишну является орёл Гаруда

Гаруда олицетворяет собой также временной цикл Манвантары.

В периоды покоя между манвантарами (пралайи) Вишну пребывает в состоянии космического сна на тысячеголовом синем змии Шеше — символ бесконечного космического пространства.

Вишну в ведических писаниях

Можно найти упоминания о боге Вишну в Веде гимнов «Ригведе» (гимн VII.99).Он, как и Индра, разделяет небо и землю, порождает Солнце (связь с небесным светилом Сурьей просматривается в его имени Сурьянараяна, являющимся источником света и тепла).В гимнах I.154, X.15 описано местопребывание Вишну в высшей обители для всех душ.В гимне I.56 Вишну выступает как помощник Индры в битве против олицетворения зла Вритры.

В «Атхарваведе» он предстаёт как Праджапати.В «Шатапатха-брахмане» Вишну упоминается как поместивший в себя все миры, проникающий все миры и присутствующий в каждом живом существе, являющийся сущностью всего сущего.В упанишадах он представлен как высшая метафизическая реальность, здесь же описываются различные формы почитания и поклонения бога Вишну.В пуранах можно найти разнообразие космогонических представлений о возникновении Вселенной.В «Ваю-пуране» Вишну — «хираньягарбха» — золотое космическое яйцо, породившее все формы существования во Вселенной.В «Бхагавата-пуране» описывается космогония через аватару Вишны — Кришну.Здесь повествуется о том, как изначально зло одержало победу над силами добра (война между асурами и дэвами).Вишну примиряется с асурами, но потом побеждает их, возвращая справедливость, свободу и добро.Здесь прослеживается циклическая тема смены состояний, энергий мироздания.Легенды пуран вдохновили многие пьесы и драматическое искусство, представленное посредством исполнительского мастерства: Сатрия (танец, посвящённый Вишну), танец в честь Кришны — Манипури, танец, использовавшийся при поклонении богу Вишну — Одисси, а также Качипуди, Катхакали, Катхак.

«Вишу-пурана» — центральный элемент космогонии, об этом подробнее поговорим далее.

Космогония «Вишну-пураны»

Согласно «Вишну-пуране», Вишну — источник мироздания, причина творения, сохранения и разрушения мира.Он находится в мире, а мир состоит из Вишну, присутствующем в каждом творении.Он устанавливает циклы существования мироздания, он прародитель предматерии и сознания.Первичная материя представлена водами Причинного океана, но вода здесь как подвижная субстанция, это аллегория, представленная свойствами и качествами этого элемента.

Бог Вишну

Из предматерии в начале времён развёртывается весь явный мир, и она же «поглотит» в себя всю материю в конечной точке цикла существования Вселенной.Из предматерии появляется принцип творения, представляющий собой сознание, имеющее три качества: благость, страсть и косность.Сознание является источником первоэлементов и органов чувств, с помощью которых постигается весь проявленный мир.Яйцо Брахмы создано из первоэлементов, объединённых в единое целое.Оно постепенно увеличивается в размерах, оно и есть Вишну, преисполненный качеством раджаса и проявленный в образе Брахмы на этапе творения Вселенной.Бхагаван Вишну в благости защищает и охраняет созданный мир в течение кальпы.И в конце времён Джанардана в качестве костности, приняв образ Рудры, разрушает этот мир и поглощает Вселенную.

А затем, очнувшись от сна, с началом нового периода жизни Вселенной, он вновь созидает Вселенную.Так, циклично повторяется творение-существование-разрушение Вселенной в течение кальп.

Всё, что воспринимает разум, воспринимает глаз и другие (органы чувств), а также все, что различается сознанием, — (всё) это твой образ! «Вишну-пурана», кн.I, гл.IV, шлока 19

Супруга Вишну — прекрасная богиня Шри

Прекрасная лотосоокая богиня Шри-Лакшми всегда и повсюду сопровождает Вишну.Она является спутницей всех аватаров бога Вишну.

Подобно тому, как Хозяин мира, царь богов Джанардана рождается (в образах различных) аватар, так и его подруга Шри.Когда Хари был сыном Адити, она была рождена из лотоса; когда он был (рождён) как Рама из рода Бхригу, она была Дхарани.Он был рождён как Рагхава, она — как Сита; когда он был (рождён как) Кришна, она была (рождена как) Рукмини, и в других аватарах Вишну она была его подругой «Вишну-пурана», кн.I, гл.IX, шлоки 138–141

Жена бога Вишну упоминается во многих ведических писаниях.В частности, в Веде гимнов она предстаёт как «приносящий счастье знак» («Ригведа», X.71.2).В Веде заклинаний «Атхарваведе» (санскр.अथर्ववेद — «Веда жреца огня Атхарвана») представлена в различных аспектах благоприятного состояния.В «Шатапатха-брахмане» (санскр.शतपथ ब्राह्मण — «Брахмана ста дорог») она описывается как прекрасная богиня, покоряющая своей божественной красотой, владеющая многочисленными талантами и могущественной силой.

Жена Вишну — прекрасная богиня Шри-Лакшми О, Любящая лотосы! Падмини, Держащая лотос в руках! Обитающая в лотосе, Лотосоокая! Любимая Вселенной, Умилостивляющая ум Вишну, Сделай Твои лотосные стопы приближенными ко мне! Ни гнева (не будет), ни гордости, ни жадности, ни дурных мыслей, а будут благие заслуги для преданных, которые постоянно произносят Шри-сукту «Ригведа», ч.2 Шри-сукта-пхала-шрути, стихи 20,26

Янтра Вишну

Созерцая янтру Вишну, мы погружаемся в божественный светлый мир, где отсутствует двойственность восприятия.Именно концентрация на образе Вишну наполняет нас энергией благости, а иллюзия, порождённая майей материального мира, растворяется, и мир воспринимается в истинном свете единства всех творений Вселенной.

В центральной части янтры представлены: точка бинду и два пересекающихся треугольника, при этом один направлен вершиной вверх, другой — вниз, что представляет собой единство противоположностей, иначе говоря, единение нераздельного, что и есть суть Вишну — причины всего сущего, пребывающего вне двойственности.Два треугольника окружают два лотоса: восьмилепестковый и двенадцатилепестковый.Вся эта геометрическая схема расположена в защитном квадрате (бхупуре).

Шри Вишну Янтра используется для поклонения Вишну, для получения благословения на достижение и сохранение здоровья, семьи, богатства.Она призвана защищать все живые существа.Медитация на янтру приносит процветание, умиротворение, счастье, успех.

Символ Вишну — знак, олицетворяющий структуру мироздания

Символ Вишну представляет собой священный древнеарийский знак.Изображается как гексаграмма — два пересекающихся равносторонних треугольника (три вершины — три ипостаси божественной силы как созидающей, сохраняющей и разрушающей), образующих на пересечении шесть треугольников (шесть измерений пространства), основаниями формирующих в центре шестиугольник.Два треугольника, как упоминалось выше, символизируют единение двух противоположностей: активного (мужского) начала — треугольник вершиной вверх, и пассивного (женского) — треугольник вершиной вниз, также этот символ олицетворяет проникновение Духа в материю, иными словами, воплощение в материальном мире, единство сознания и материи, являющейся источником ложного эго живых творений во время проявленного существования в материальном мире.Позднее символ Вишну был заимствован каббалистами и известен как «Печать Соломона» или «Звезда Давида» (подробнее).

Янтра Вишну, символ Вишну

Мантры Вишну

Основные мантры, которые воспевают, славя бога Вишну, следующие:

Восьмислоговая мантра: «OM Namo Narayanaya»;

«Ом намо Нараянайя — эта мантра помогает в достижении любых благ.Почитатели, которые её повторяют, достигают небес, получают освобождения и успеха (плоды деяний).

Уничтожающая все грехи, благословенная, высшая из всех мантр, Произнеся эту восьмислоговую мантру, следует вспоминать Нараяну».

Приветствие Вишну: «OM Vishnave Namaha»;

Поклонение Васудеве: «Om Namo Bhagavate Vasudevaya» ;

«Ом, вечная слава Васудеве, Бхагавану, тому, кто не отличается (ото всего) и кто отличается от всего (мира)!»

(«Вишну-пурана», книга I, гл.XIX, 78)

«OM Narayanaya vidmahe

Tanno Vishnuh prachodayat»;

На сайте OUM.RU можно найти записи мантр Om Vishnave Namaha и Vishnu-Gayatri в прекрасном исполнении Дарьи Чудиной — https://www.oum.ru/media/audio/mantry-kluba/mantry-v-ispolnenii-dari-chudinoy/.

Воспевая мантры Вишну, мы пребываем в состоянии единства и гармонии с окружающим миром, в абсолютном осознании нераздельности всего сущего, произошедшего из единого источника и являющегося единым целым.Всё бытие предстаёт божественным творением и несёт в себе частицу божественной природы.

Рейтинг автора
Автор статьи
Виктория Горностаева
Написано статей
347
Ссылка на основную публикацию