Здоровый образ жизни задачи

Тема статьи: Здоровый образ жизни задачи - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Цели и задачи работы

Целью: оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность.Обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.

  • — Сформировать развитие физических качеств, присущих человеку;
  • — Научить укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма;
  • — Совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций;
  • — Многолетнее сохранение высокого уровня, общей работоспособности.
  • Здоровый образ жизни

    Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья.Здоровый образ жизни обеспечивает оптимальные условия для течения физиологических и психических процессов, что уменьшает вероятность заболеваний и увеличивает продолжительность жизни.

    Детство самый оптимальный возраст для формирования здорового образа жизни, так как именно в детстве закладываются основные ценности, привычки, жизненные ориентации.

    Здоровый образ жизни, являясь индивидуальной системой поведения человека, предполагает выполнение определенных правил поведения, которые вытекают из его содержания: оптимальный уровень двигательной активности, закаливание, рациональное питание, соблюдение режима и отдыха, личная гигиена, психическая устойчивость, отказ от вредных привычек, безопасное поведение.

    Оптимальный двигательный режим — важнейшее условие здорового образа жизни.Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений.При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

    Полифункциональный характер физического воспитания проявляется в том, что — это развитие физических, эстетических и нравственных качеств личности обучающегося, организация их общественно полезной деятельности, досуга, профилактика заболеваний, физическая и психо-эмоциональная тренировка, зрелище, коммуникация.

    Физическое воспитание, как средство формирования здорового образа жизни, используется в школе на протяжении всего периода обучения школьников и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания школьников:

  • — учебные занятия являются основной формой физического воспитания и могут оказывать непосредственное влияние на процесс формирования основ здорового образа жизни школьников;
  • — занятия в секциях, в группах общей физической подготовки, лечебная физкультура позволяют дифференцированно осуществлять процесс физического воспитания, являются одним из путей внедрения здорового образа жизни с учетом физической подготовленности обучающихся;
  • — физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья, повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха школьников, что позволяет формировать навыки и привычки здорового образа жизни;
  • — массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение школьников к регулярным занятиям физической культурой, на укрепление здоровья, формирование положительного отношения к здоровому образу жизни.
  • Воспитание здорового образа жизни является длительным педагогическим процессом, осуществляемым учителями, совместно с родителями и врачом.Данный процесс носить систематический характер.Только тогда он дает положительного результата.

    Цели здорового образа жизни

    ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

    Быть здоровым – значит быть успешным, счастливым и наслаждаться полноценной жизнью.Но в условиях современного мира – это весьма трудное задание.Чтобы избежать множества проблем, как в пожилом, так и более раннем возрасте, нужно приучить себя к правильному образу жизни и неизменно его придерживаться.Кажется, что это и не так уж сложно.Но вредные соблазны, лень следить за здоровьем повсюду подстерегают каждого человека.Не зачем надеяться на медицину и верить в силу таблеток – чтобы быть здоровым, нужно беречь организм и не подвергать пагубным влияниям окружающей среды.

    Цели здорового образа жизни

    Большинство жителей планеты задумываются и осознают ценность здоровья, только когда чувствуют себя не самым лучшим образом.В основном это приходит с возрастом, но даже совсем юные подвергаются разным нарушениям функционирования систем организма.Причина данной неприятности заключается в ведении неправильного образа жизни.

    Искусственные продукты, загрязненная среда, неестественные развлечения и другие отклонения современной цивилизации отнюдь не способствуют здоровому подходу к своему состоянию.Реклама провоцирует человечество накапливать вредные привычки и поощряет зависимость от вредных синтетических продуктов.

    Нужно иметь большую силу воли, чтобы задуматься над своим здоровьем и не отступать от правильного естественного образа жизни.Еще несколько столетий или даже десятков лет назад – здоровье было не роскошью, а закономерным состоянием, хотя медицина в те времена могла не многое.Люди намного проще относились к жизни, постоянно перебывали на свежем воздухе, занимались физическим трудом, ели натуральную пищу, выращенную собственными руками.Все эти факторы способствовали хорошему состоянию и долголетию.

    Как вернуться к простым жизненным истинам и сохранить надолго собственное здоровье? Конечно, в современных реалиях жить в далекой деревне, питаться домашними продуктами и дарами природы, ограничить загрязненный воздух и воду, избегать излучения электромагнитных волн – практически невозможно.Но стремиться к контакту с природой, избегать вредных продуктов и привычек можно, не поддаваясь соблазнам.

    Если научиться вести здоровый естественный образ жизни, приучить к этому свою семью и показывать хороший пример окружающим, то вскоре многие вернуться к своим истокам и забудут о больницах и фармакологических препаратах.Если жить дружно с природой, то она в свою очередь будет помогать не существовать, а наслаждаться жизнью.

    Придерживаясь правильной жизненной позиции по отношению к своему здоровью и к окружающему миру, можно достичь следующих целей:

    — значительно уменьшить риск серьезных заболеваний;

    — наладить функционирование всех систем организма;

    — вывести токсины и шлаки;

    — продлить молодое и здоровое состояние всего тела;

    — сохранить красивую и упругую кожу;

    — уменьшить расходы и увеличить бюджет.Здоровья на самом деле не требует больших вложений: натуральная пища, постоянные прогулке в лесу, парке обеспечат хорошее состояние, а не дорогостоящие лекарственные препараты;

    — повышение сил и энергии благодаря правильному образу жизни будут способствовать достижению целей и успеха;

    — будет легче отказаться от вредных привычек;

    — привести в порядок психическое состояние, тем самым улучшить отношение с окружающими людьми;

    — здоровое состояние обеспечит настроение и оптимистическое отношение к жизненным неурядицам;

    — при правильной организации своего времени усталость и уныние не грозят;

    — двигательная активность улучшит общее состояние тела;

    — жизнь в естественном биоритме обеспечит идеальное духовное и физическое состояние организма;

    — жизнь будет долгой и безоблачной, а старение – здоровым и беспроблемным.

    Соблюдая некоторые простые и всем известные факты можно достичь прекрасного состояния и активной жизни на многие года.За научными исследованиями все системы организма человека могут правильно функционировать около ста лет, если не подвергать их действию пагубных факторов.

    Цели и задачи по формированию основ ЗОЖ у дошкольников

    Олеся Витальевна Овчинникова
    Цели и задачи по формированию основ ЗОЖ у дошкольников

    Целью нашей работы по здоровьесбережению всегда было и будет оздоровление детей, а также создание таких условий, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, радостным и счастливым.

    Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни в нашей группе реализуется через все виды деятельности детей: НОД, игры, режимные моменты, а также взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни, участие родителей в физкультурных мероприятиях.Огромное внимание должно уделяется технологиям обучения здоровому образу жизни, воспитанию культуры здоровья.

    Цель: сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

    Задачи:

    1.Воспитание у детей культуры здоровья, осознания необходимости заботы о своем здоровье

    2.Формирование знаний, умений и навыков, которые необходимы для сохранения и укрепления здоровья

    3.Формирование привычки к ЗОЖ, т.е.желания вести ЗОЖ и

    4.Создание здоровьесберегающей среды в группе

    5.Организация рационального двигательного режима для развития двигательных навыков детей и увеличения работоспособности организма

    6.Повышение защитных сил организма и устойчивости к раз-

    личным заболеваниям посредством системы закаливания.

    7.Создание оптимальных условий для всестороннего полноценного психофизического развития детей и укрепления их здоровья.

    8.Проведение мониторинга состояния здоровья детей в группе

    и анализ его результа

    Доклад «Цели и задачи по ознакомлению дошкольников с малой Родиной» Учитывая современные требования Федерального государственного образовательного стандарта, работа педагогов направлена на реализацию определенных.

    Конспект НОД по формированию основ ЗОЖ у дошкольников «Советы зубной феи» Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного.

    Консультация для воспитателей «Система педагогической работы в ДОУ по формированию основ ЗОЖ у дошкольников» Видео Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них устойчивой потребности.

    Мы за здоровый образ жизни! Работа по формированию основ ЗОЖ в детском саду Период дошкольного детства – это на самом деле заканчивающийся промежуток в жизни каждого человека.Одной из основных целей в этот период.

    Патриотическое воспитание дошкольников: цели и задачи Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, родной природе, культурному достоянию своего.

    Проект по формированию основ ЗОЖ «Мы — за здоровье» в средней группе Актуальность: В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные.

    Развитие мелкой моторики рук у дошкольников: цели и задачи.Развивающие пособия Работая с детьми дошкольного возраста, я сталкиваюсь с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук, слабое запоминание цвета,.

    Занятие по формированию основ ЗОЖ «Доктор Айболит в гостях у детей» Занятие «Доктор Айболит в гостях у детей» Цель: закрепить и обобщить знания детей о профилактике и способах лечения простуды, о пользе витаминов.

    Конспект занятия по формированию основ ЗОЖ Создание условий для здорового образа жизни в МБДОУ «Детский сад № 23 г.Владивосток»Из опыта работы воспитателя Лабец Людмилы ФедоровныЦели.

    Занятие-беседа по формированию основ ЗОЖ «Глаза — помощники человека» Занятие – беседа «Глаза – главные помощники человека».Ребята, как правильно мыть лицо и руки? (повторение).Давайте вспомним какие органы.

    Ситуационные задачи для школьников 10–15 лет как метод мотивировать детей к ведению здорового образа жизни

    Дата публикации: 11.01.2019 2019-01-11

    Статья просмотрена: 193 раза

    Библиографическое описание:

    Волкова И.В.Ситуационные задачи для школьников 10–15 лет как метод мотивировать детей к ведению здорового образа жизни // Молодой ученый.— 2019.— №2.— С.335-337.— URL https://moluch.ru/archive/240/55449/ (дата обращения: 30.03.2019).

    В статье рассматривается возможность применения ситуационных задач для школьников 10–15 лет для отработки знаний по здоровому образу жизни, умений и владений на практике, что в дальнейшем должно мотивировать учеников вести здоровый образ жизни.

    Ключевые слова: ситуационные задачи, профилактика, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии.

    In article the possibility of application of situational tasks for school students of 10–15 years for working off of knowledge of a healthy lifestyle, abilities and possession in practice is considered that has to motivate further pupils to lead a healthy lifestyle.

    Keywords: situational tasks, prevention, healthy lifestyle.health saving technologies.

    В настоящее время одним из направлений современной средней общеобразовательной школы является реализация здоровьесберегающей учебно-воспитательной работы в школе.У государства существует потребность в здоровых гражданах, но реальное состояние здоровья детей школьного возраста постепенно снижается.Причинами ухудшения здоровья детей являются не только усложняющиеся учебные программы, негативное влияние школьной среды, сложная организация учебно-воспитательного процесса на здоровье учащихся, а также отсутствие в образовательных учреждениях целостной системы управления и развития здоровьесберегающей среды обучения, но и несоблюдение самими детьми и их родителями здорового образа жизни [1, 2, 3].

    Здоровый образ жизни — это мышление и поведение человека, направленное на охрану и укрепление своего здоровья, а также привычки, которые благоприятно воздействуют на здоровье человека.Образ жизни формируется обществом или группой, в которой живет человек.Поэтому формирование ЗОЖ — задача не медицинская, а прежде всего воспитательная.

    Задачей учителя общеобразовательной школы в доступной форме актуализировать знания о здоровом образе жизни у учащихся, установить взаимосвязь здоровья человека с их образом жизни.

    Современным методическим приёмом в обучении является использование ситуационных задач, которые направлены на решение практически значимых ситуаций.

    Мы составили ряд ситуационных задач в виде последовательно развивающихся событий про ученика 3 «А» Вити П.Данные задачи можно использовать на мероприятиях, посвященных здоровому образу жизни, на уроках по окружающему миру, биологии, ОБЖ, а может быть данные задачи необходимо разместить в детских журналах.

    Задачи составлены в соответствии со следующими критериями:

    1) Ситуационная задача сформулирована в виде рассказа.

    2) Для ситуационной задачи пообобраны темы, которые привлекают внимание школьников и вызывают неподдельный интерес учащихся.

    3) Для ситуационной задачи выбраны современные случаи, произошедшие в жизни, поэтому ситуационные задачи актуальны.

    4) Ситуационная задача вызывает чувство сопереживания главному действующему лицу Вите П.В задаче была представлена реальная ситуация, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и т.д.).

    5) Ситуационные задачи учитывают возрастные особенности учащихся.Задачи созданы для учеников 10–15 лет.Проблема, которая лежит в основе ситуационной задачи, понятна ученику.

    Внимательно прочитайте ситуационные задачи на тему «Помогите ученику «3а» класса Вите П.быть здоровым», подумайте, найдите ответы на вопросы:

    Жил – был мальчик Витя.Ему было 9 лет.Он учился в 3 «а» классе.Витя учился на 4 и 5, был добрым и отзывчивым мальчиком.Однажды Витя возвращался со школы домой и нес в одной руке тяжёлый портфель, а во второй — пирожок с луком и яйцом, который Витя ел на ходу.Бабушка Вите всегда пекла пирожки в школу, и Витя ел их, возвращаясь домой.Вдруг Витя увидел бездомного кота.Кот сидел под кустом и мыл лапу.Витя подошёл к коту и погладил его, взял кота на руки, а потом даже дал несколько раз откусить пирожок.Через 2 недели у Вити сильно заболел живот, и его тошнило.На лбу появилось большое пятно, которое сильно чесалось.Мама Вити вызвала врача.Врач выставил диагноз: «Хронический гастрит, обострение.Микроспория гладкой кожи (по-простому лишай) Нарушение осанки».Витя лечился дома 2 недели.

    Почему Витя заболел? Правильно ли Витя питается?

    Как нужно правильно питаться школьникам?

    Оцените поступок, который совершил Витя, покормив кота?

    Какую опасность представляют бездомные животные?

    Правильно ли носить школьный рюкзак в одной руке?

    Почему нагрузка на позвоночник должна быть равномерной?

    После выздоровления Витя опять начал ходить в школу.Он уже знал, что гладить бездомных животных и кушать на ходу вредно.Когда Витя приходил со школы он сразу же обедал.Потом наступало время отдыха.Витя ложился на диван и играл в игры на телефоне, так проходило 2–2,5 часа, а потом Витя ещё 2 часа слушал на полную громкость песни любимой музыкальной группы в наушниках, сидя за компьютером.И наконец, наступало время для выполнения домашнего задания.Через две недели после такого отдыха (игра на телефоне и прослушивание громкой музыки) Витя сел за чтение, но перед глазами стало всё расплываться.Витя побежал к бабушке и всё рассказал.Бабушка ответила Вите, что сегодня же они пойдут к врачу.Но Витя ничего не мог разобрать, что говорит ему бабушка и просил её говорить громче.На приёме у врача-офтальмолога выставлен диагноз: «Нарушение аккомодации» и назначено лечение.Врач сказал, что через 1 месяц после лечения зрение у Вити полностью восстановится, а ЛОР-врач предупредил Витю, что дальнейшее прослушивание громкой музыки приведёт к глухоте.

    Почему у Вити начало портиться зрение? Сколько можно работать школьнику на компьютере в день? Как проводить профилактику нарушений зрения? Что такое аккомодация? Предложите, как Вите проводить свободное время? Почему прослушивание громкой музыки вредит слуховому аппарату?

    У Вити наступили долгожданные осенние каникулы.Но Вите было грустно сидеть одному дома.Ему нечем было заняться.Ведь он уже знал, что длительно слушать громкую музыку, долго сидеть за компьютером это вредно, а друзей у Вити не было.Поэтому Витю отправили отдыхать в деревню к бабушке.Бабушка все каникулы усиленно кормила Витю пельменями, пирогами, тортами, жареным мясом, бутербродами с колбасой.Витя рад помочь бабушке воды с колонки принести, дрова нарубить, печь затопить, но бабушка все сама управляется.Вите не дает по хозяйству помогать, бережёт внука, да приговаривает: «Наработаешься ещё».После каникул мама повела Витю на плановый осмотр в поликлинику.Врач измерила Вите рост и вес, оказалось, что у Вити появился лишний вес.Врач посоветовал Вите больше двигаться, а лучше пойти на спортивную секцию.Мама Вити записала сына на секцию баскетбола и каратэ, которые проходили 3 раза в неделю.Через два месяца лишний вес ушёл, и у Вити появилось много новых друзей.

    Почему у Вити появился лишний вес? Почему у Вити не было друзей?

    Для чего в организме человека откладывается жир в жировых клетках?

    Известно, что плодотворный труд укрепляет здоровье людей.Как Вы считаете, чем может Витя заняться в деревне у бабушки?

    Наступило 19 января.День Крещения.На улице установилась безветренная зимняя погода с температурой воздуха минус 18 градусов Цельсия.Папа, мама и Витя собрались на купание в проруби.Витя уже с утра готовился к омовению в проруби.Взял с собой купальные очки и плавки, полотенце, сланцы.Это было первое в его жизни погружение, и Витя его ждал с большим восторгом.Вечером Витя и его родители приехали на озеро.Папа первый окунулся в студёной воде.Потом окунулась мама.Витя разделся, все волосы на его теле встали дыбом, появилась неконтролируемая дрожь, но Витя, собравшись с духом, прыгнул в воду.«Как холодно!», — прошептал Витя.И тут же по лестнице выбрался из воды.Мама укрыла Витю полотенцем, и Витя почувствовал тепло во всём теле.Утром у Вити поднялась температура 37,5 °С, заболело горло.Мама вызвала врача.Врач констатировал, что у Вити диагноз: «Острый фарингит», и добавил, что для Вити всё могло обойтись намного хуже, потому что Витя не закалялся раньше.Через 5 дней Витя выздоровел.Его мама и папа решили, что закаляться они и Витя начнут с поздней весны всей семьёй.

    Почему у людей возникает дрожь на холоде? Можно ли незакалённому ребёнку купаться в проруби? Что такое закаливание? Правильно ли родители Вити выбрали время позднюю весну для начала закаливания? Какие виды закаливания Вы бы предложили Вите?

    Наступила весна.На улице потеплело.Начал таять снег.Зажурчали ручьи.Почки на деревьях набухли почки.Природа начала просыпаться от холодной зимы.Витя был рад весне, но почему-то ему хотелось спать подольше утром, днём спать тоже хотелось, на уроках Витя подставлял кисть руки под голову специально, чтобы не заснуть за партой.К вечеру дремота проходила, и Витя выполнял домашнее задание с 21.00.по 23.30.Выполнив домашнее задание, Витя чистил зубы, умывался и ложился спать.Засыпал уже в начале следующего дня, к 00.30.Утром будильник звенел в 7.00, но Витя не мог проснуться.И поднимался к 7.30.Так прошла вторая неделя.Витя был всё такой же вялый.Мама повела Витю к врачу.Врач выставил диагноз: «Гиповитаминоз», назначил витамины и порекомендовал Вите вовремя ложиться спать в 21.30.Витя чётко выполнял все рекомендации врача, и через две недели Витя снова пришёл в норму.

    Почему важен сон человеку? Какая продолжительность сна должна быть у школьника? Какие условия для сна должны быть созданы школьнику? Что такое гиповитаминоз? Какие продукты содержат витамины?

    Поздней весной жильцы трехэтажного дома, где жил Витя, вышли на субботник.Витя и его соседи дружно прибирали территорию.Вдруг Витя увидел незнакомца на качели возле своего подъезда.Незнакомец сидел спиной к жильцам, и от него шли клубы дыма.Посидев две минуты, незнакомец кинул на дорожку выкуренную сигарету и вскоре опять закурил.Витя прибежал к незнакомцу и сообщил ему, что он только что подметал дорожки.Витя очутился в голубом дыме от сигареты, почувствовал запах табака и тут же начал сильно кашлять.Незнакомец вскоре исчез.Витя сел на лавочку, отдышался.Приступ кашля прошёл.Витя и соседи на общем собрании жильцов дома решили около детской площадки установят запрещающий знак «Курение на детской площадке запрещено!»

    Почему курение вредно? Нарисуйте запрещающий знак «Курение на детской площадке запрещено!» Что такое пассивное курение? Почему люди начинают курить?

    Однажды летним вечером у Вити заболел зуб.Всю ночь Витя промучился от зубной боли.Утром мама повела Витю к стоматологу.Врач долго лечил пульпит у Вити.После лечения врач дал Вите несколько советов по профилактике болезней зубов.

    Что означает пульпит? Какие советы дал зубной врач Вите?

    Таким образом, внедрение ситуационных задач в учебно-воспитательной процесс в школе о здоровом образе жизни являются важным методом в формировании мотивации у детей 10–15 лет к ведению здорового образа жизни.

    1.Смирнова, Ю.В.Управление качеством образования на основе мониторинга здоровья учащихся / Ю.В.Смирнова, Д.З.Шибкова, О.А.Макунина// монография.— г.Челябинск: Изд-во ООО «Полиграф-Мастер», 2007.-364 с.

    2.Шибкова, Д.З.Организация здоровьеформирующей среды с использованием автоматизированной программы «Мониторинг здоровья»: монография / Д.З.Шибкова, П.А.Байгужин.— Челябинск: Изд-во Челяб.гос.пед.ун-та, 2011.— 168 с.

    3.Шибкова, Д.З.Особенности интегративного развития детей, проживающих в зонах экологического неблагополучия / Д.З.Шибкова, М.В.Семенова, А.А.Шибков // Вестник Российского университета дружбы народов.Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности.— 2015.— № 1.— С.68–77.

    Методическая разработка по теме:
    «Здоровый образ жизни».

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №5 «Теремок» комбинированного вида

    Педагогический проект на тему:

    «Здоровый образ жизни».

    инструктор по физкультуре

    1.Анализ ситуации.

    3.Выявление проблемы .

    4.Цель, задачи педагогического проекта.

    5.Стратегия, методы, принципы реализации проекта.

    6.Программа реализации проекта.

    7.Рабочий план реализации проекта .

    8.Предполагаемые результаты.

    9.Дальнейшее развитие проекта.

    Здоровье—это драгоценность (и при этом единственная)

    ради которой действительно стоит не только не жалеть

    времени, сил, трудов и всяческих благ,

    но и пожертвовать ради него частицей самой жизни,

    поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.

    1.Анализ ситуации.

    Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов.Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью.

    Здоровье—это не только отсутствие болезней или физических дефектов.Это состояние полного душевного и социального благополучия.Здоровье—это радостное отношение к трудностям.

    Уровень здоровья в значительной степени зависит от того образа жизни, который ведёт человек, поэтому главной задачей является обучение детей принципам здорового образа жизни, создавать условия для сохранения и укрепления их здоровья.

    Процесс формирования понимания ценности здоровья может осуществляться по следующим направлениям:

    1.Формирование знаний о здоровье и его значимости.

    2.Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий.

    3.Организация оздоровительной работы.

    4.Профилактика вредных для здоровья привычек.

    Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.Выделяется несколько компонентов здоровья:

    Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

    Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

    Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

    Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.От чего же зависит здоровье ребенка?

    Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% – от условий внешней среды, т.е.экологии, на 10% – от деятельности системы здравоохранения, а на 50% – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

    Если на первые 50% здоровья родители повлиять не могут, то другие 50% должны помочь своим детям научиться сохранять своё здоровье.

    Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение.На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.

    Результаты научных исследований (В.Ф.Базарный, Брехман И.И., Л.Г.Татарникова и др.) свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер.В результате анализа медицинских карт будущих первоклассников было установлено, что у большинства детей было выявлено нарушение зрения, на втором месте — нарушение осанки, на третьем месте — наличие хронических заболеваний и совсем мало детей признаны практически здоровыми.Данная ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической и экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей.Результаты исследований показали, что дети много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни.

    Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни.Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети.В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т.д.При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.

    У детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.

    2.Актуальность проблемы.

    Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна.Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью.В.Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все…».

    Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
    Вместе с тем по прежнему наблюдается «перекос» образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт.Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.Как показывают исследования уровень физического развития ребенка, уходящего в школу недостаточный:
    — Дисгармоничное развитие имеют до 19% детей
    — Уровень развития двигательных способностей ниже нормы имеют – 17%
    — Тонкомоторные действия недостаточно развиты у 20% будущих первоклассников.

    Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между образовательной и двигательной деятельностью.В этом и есть противоречие: с одной стороны работа детского сада предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, что в свою очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ дополнительного образования.С другой стороны для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий.

    Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

    Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны.Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

    Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.Значение культа здоровья значительно возрастает.В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей.От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость.Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом.С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.

    Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья.Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.
    Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
    Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного.Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

    3.Выявление проблемы.

    В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитие дошкольников.

    Участники: воспитанники ДОУ, родители, все сотрудники детского сада.

    Сроки реализации: Долгосрочный (2013-2014уч.г.).

    1.Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни; добиваться осознанного выполнения правил здоровосбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих; сохранение и укрепление здоровья детей, потребности поведенческих навыков здорового образа жизни.

    2.Организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью.

    3.Повысить эффективность здоровье ориентированной деятельности в ДОУ путем создания, теоретического обоснования и практического применения модели формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, включающей адекватные технологии развития и воспитания.

    — Дать знания об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья.

    — Научить элементарным приемам сохранения здоровья

    — Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.

    — Воспитать желание у детей заботиться о своем здоровье.

    — Формировать у дошкольников потребность в положительных привычках.

    — Развивать у детей потребность в активной деятельности.

    — Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнении и игр на занятиях и в повседневной жизни

    5.Условия реализации проекта:

    1.Интеграция и дифференциация здоровьесберегающего материала с содержанием базовой программы под редакцией М.А.Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду».

    2.Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.

    3.Накопление, систематизация материалов по здоровьесбережению и создание здоровьесберегающей среды в условиях группы.

    4.Активное сотрудничество с семьей и социумом.

    1.Наблюдение за влиянием образовательного процесса на состояние здоровье детей, их развития;

    2.Проведение микроисследований в области соблюдения здорового образа жизни, правильного режима дня, двигательной активности детей (анкетирование, опрос, наблюдение);

    3.Анализ научной литературы, нормативно-правовых и программно-методического материалов, опыта деятельности МБДОУ д/с №5 «Теремок», продуктов деятельности детей и педагогов;

    6.Программа реализации проекта.

    Нормативно-правовая и документальная база

    Программы формирования здорового образа жизни дошкольника являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
  • СанПиН2.4.1.2660-10 (Приказ Минздрава от 26.03.2003 №24);
  • Конвенция по Правам ребёнка.
  • 7.Рабочий план реализации проекта.

    Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.

    — Проанализировать характер лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий;

    — Изучить возможности качественной реализации мероприятий в системе образовательного процесса;

    — Изучить потребности родителей и возможные ресурсы детского сада в оздоровлении детей;

    — Осуществить отбор критериев диагностики и мониторинга эксперимента

    Содержание I этапа:

    — Анализ научно-методической литературы;

    — Создание материально-технических, кадровых, организационных, научно-методических условий;

    — Оценка степени развития заболеваний и имеющихся морфофункциональных нарушений в развитие детей;

    Педагоги теоретически подготовлены к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведён мониторинг)

    Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

    — Подобрать профилактические и оздоровительные мероприятия для работы с детьми, оформить их в комплексы;

    — Подобрать комплекс закаливающих и оздоровительных мероприятий для возможной реализации в разных возрастных группах и в разные сезоны года;

    — Обновить мониторинг здоровья детей и деятельности, связанной с ним.

    Содержание II этапа:

    — Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья (педагогические советы, семинары, консультации, мастер-классы);

    — Разработка закаливающих мероприятий для всех возрастных групп;

    — Разработка моделей обновления комплекса мероприятий по оздоровлению детей;

    Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности.У детей появился достаточный уровень знаний о пользе закаливания организма, правилах ухода за телом.В детском саду появилось нестандартное оборудование по обеспечению здоровьесберегающего компонента.Повысился интерес к научно-поисковой работе у педагогов и родителей.Дети владеют культурно-гигиеническими навыками, знают о значении витаминов для здоровья человека.Дети получили представления о том, чему учат в школе, о многообразии пространственных отношений в окружающем мире, о роли времени в природе и в жизни людей, о важности мышления для учёбы.

    Цель: Создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей.

    — Создать и поддерживать условия для творческой работы педагогов;

    — Разработать занятия с включением здоровьесберегающего компонента;

    — Постоянно анализировать результаты работы по здоровьесбережению.

    Содержание III этапа:

    — Освоение педагогами здоровьесберегающих технологий;

    — Занятия с детьми с введением здоровьесберегающих технологий;

    — Организация медико-профилактических мероприятий (медицинские осмотры, витаминизация, профилактика);

    — Организация логопедической работы с детьми;

    — Приобретение дополнительного физкультурного оборудования в спортивный зал.

    Уменьшение количества детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата.Увеличение посещаемости, в том числе в период эпидемии гриппа.Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической и научной литературой.

    Цель: Совершенствование результатов проекта.

    — Содействовать развитию физических, творческих, познавательных, музыкальных возможностей детей;

    — Развивать познавательную активность дошкольников;

    — Активно вовлекать в работу родителей по формированию навыков здорового образа жизни;

    Содержание IV этапа:

    — Обобщение опыта педагогов;

    — Отчёт о проделанной работе;

    — Выпуск методических рекомендаций.

    Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей.Овладение выпускниками детского сада знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности ими за своё здоровье.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Виктория Горностаева
    Написано статей
    347
    Ссылка на основную публикацию