Значение зож

Тема статьи: Значение зож - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Значение зож

Здоровье человека — результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов.Считается, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:

1.наследственность — 20%;

2.окружающая среда — 20%;

3.уровень медицинской помощи — 10%;

4.образ жизни — 50%.

В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, выглядят так:

человеческий фактор — 25% (физическое здоровье — 10%, психическое здоровье — 15%);

экологический фактор — 25% (экзоэкология — 10%, эндоэкология — 15%);

социально-педагогический фактор — 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта — 15%, поведение, режим жизни, привычки — 25%);

медицинский фактор — 10%

Итак, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни — это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций.

В основе любого образа жизни лежат принципы, т.е.правила поведения, которым следует индивид.Различают биологические и социальные принципы, на основе которых формируется здоровый образ жизни.Биологические принципы: образ жизни должен быть возрастным, обеспеченным энергетически, укрепляющим, ритмичным, умеренным.Социальные принципы: образ жизни должен быть эстетичным, нравственным, волевым, самоограничительным.

В основу данной классификации положен принцип единства индивидуального и общего, единства организма и среды — биологической и социальной.В связи с этим ЗОЖ — это не что иное, как рациональная организация жизнедеятельности человека на базе ключевых биологических и социальных жизненно важных форм поведения — поведенческих факторов.Перечислим основные из них:

культивация положительных эмоций, способствующих психическому благополучию — основе всех аспектов жизнедеятельности и здоровья;

оптимальная двигательная активность (ДА) — ведущий врожденный механизм биопрогресса и здоровья;

рациональное питание — базисный фактор биопрогресса и здоровья;

ритмический образ жизни, соответствующий биоритмам, — основной принцип жизнедеятельности организма;

эффективная организация трудовой деятельности — основная форма самореализации, формирования и отражения человеческой сущности;

сексуальная культура — ключевой фактор жизнедеятельности как адекватная и прогрессивная форма воспроизведения вида;

здоровое старение — естественный процесс плодотворного долголетия;

отказ от пагубных пристрастий (алкоголизм, наркомания, табакокурение и т.п.) — решающий фактор сохранения здоровья.

На практике реализация перечисленных форм поведения чрезвычайно сложна.Одной из главных причин этого следует признать отсутствие мотивации положительного отношения к своему здоровью и ЗОЖ.Дело в том, что в иерархии потребностей, лежащих в основе поведения человека (например, студента), здоровье находится далеко не на первом месте.Это связано с низкой индивидуальной и общей культурой российского общества, что обусловливает отсутствие установки на главенство ценности здоровья в иерархии человеческих потребностей.Следовательно, формирование здоровья — это прежде всего проблема каждого человека.Его следует начинать с воспитания мотивации здоровья и ЗОЖ, ибо эта мотивация является системообразующим фактором поведения.Иначе говоря, будет мотивация (целенаправленная потребность) — будет и соответствующее поведение.

Калькулятор

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку.Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

ЗНАЧЕНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Многие считают, что понятие здорового образа жизни появилось благодаря событиям последних десятилетий.Действительно, о здоровом образе жизни в СМИ стали говорить относительно недавно.Но обратившись к истории можно обнаружить, что данное понятие зародилось уже довольно давно.

Человеческая цивилизация начала формироваться в течении последних 3 млн.лет и стала качественно новой эпохой развития жизни на Земле.

Человечество, как и раньше, продолжает приспосабливаться к окружающей среде.Но это никогда не было основным смыслом жизни человека.С первых этапов своей жизни человечество занималось трудовой деятельностью и сотворением материальных и культурных ценностей.

Здоровый образ жизни зародился в тот момент, когда первобытный человек осознаю, что его физическое состояние напрямую связано с его выживанием.Умением быстро настигать добычу, преодолевать разного рода естественные преграды, способность далеко и метко бросить камень, копьё, дротик всё это требует хорошей физической формы.

Определение и основные черты здорового образа жизни

Здоровый образ жизни – свод норм и правил жизнедеятельности проверенных временем, цель которых:

— укрепление и поддерживание здоровье человека;

— дать человеку возможность трудиться, расходуя при этом меньше времени и сил;

— наделения умениями и навыками восстановления организма после тяжёлого труда.

Отсюда следует, что отказ от вредных привычек, связанных с употреблением табачной и алкогольной продукции, а также с употреблением наркотических веществ — абсолютно обязательное условие здорового образа жизни.

Роль здорового образа жизни в обеспечении здоровья человека

В наше время здоровым человеком принято читать тех у кого не выявлено каких либо болезней и физических дефектов, в то время когда здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

На здоровье могут повлиять множество факторов.На сегодняшний день можно выделить 4 основных факторов:

1.Генетический (15%)

2.Состояние окружающей среды (20%)

3.Медицинское обеспечение (15%)

4.Условия и образ жизни (50%)

Отсюда следует что, человек ведущий здоровый образ жизни имеет высокий уровень его здоровья.

Какое значение имеет физкультура?

Движение — неотъемлемая часть жизни человека.Но как показывает время, с развитием науки и техники человечество становится физически менее активным.

На сегодняшний день у большинства людей наблюдается серьёзные сердечно-сосудистые заболевания, которые зачастую вызваны отсутствием движения и физических нагрузок.

Как правила у таких людей слабая физическая выносливость и проблемы с лишним весом.Помочь решить данные проблемы может правильно составленная диета и ежедневные физические нагрузки.Регулярные физические упражнения – важная составляющая здорового образа жизни.

Физически активные люди имеют сильную иммунную систему, а потому и болеют гораздо реже людей ведущих сидячий образ жизни.Оставаться физически активным важно не только для взрослых, но и для пожилых людей.При этом необязательно это должны быть интенсивные упражнения, можно, например, осуществлять ежедневные прогулки.Физическая активность поможет с поддержанием здорового веса, что также важно и во время беременности.Также большое значение имеет правильное питание и употребление достаточного количества жидкости.Если правильно составить свой рацион, то у нас будет, и энергия необходимая для выполнения упражнений и от лишнего веса мы избавимся гораздо быстрее.Жидкость же позволит избежать обезвоживания, так как во время тренировок люди зачастую сильно потеют и теряют довольно большое количество той самой жидкости.

Физическая активность помогает предупредить следующие серьезные заболевания:

У людей, ведущих сидячий образ жизни, риск умереть от инсульта или от ишемической болезни сердца вдвое больше чем у людей ведущих активный образ жизни.

Даже не выполняя, каких либо упражнений, можно значительно снизить риск этих заболеваний.Активный отдых на примере тех же прогулок по парку уменьшит вероятность возникновения этих болезней.

Гипертония – явление ставшее обыденностью, опасно тем что повышает риск инсульта и сердечного приступа.Лёгкие физические нагрузки помогут уменьшить давление при гипертонии или предотвратить развитие этого заболевания.

Упражнения также помогут улучшить баланс холестерола.Есть два типа холестерола – низкоплотный липопротеин (НПЛ) и высокоплотный липопротеин (ВПЛ).Беда в том, что высокий уровень НПЛ и низкий уровень ВПЛ увеличивает риск заболеваний сердца.Но как показывают исследования, регулярные упражнения, такие как пробежка позволяют повысить уровнем высокоплотного холестерола, а значит и уменьшить риск сердечных заболеваний.

Часто люди, не выполняющие физических упражнений, жалуются на боли в пояснице.У людей, выполняющих физические упражнения, они наблюдаются значительно реже или отсутствуют вовсе.

Остеоартроз – распространенная форма артрита, которая поражает восемь из десяти людей в возрасте после 50 лет.Умеренная регулярная физическая активность, такая как ходьба, плавание или езду на велосипеде, отлично помогает при остеоартрозе.

Физическая активность способствует улучшению минеральной плотности костей и замедляет дегенерацию костей в дальнейшей жизни, что может помочь предотвратить развитие остеопороза.Остеопороз – заболевание, при котором ваши кости становятся хрупкими, что увеличивает риск переломов.Регулярные высокие нагрузки на кости, такие как бег и плавание, увеличивают плотность костей.В случае если у вас уже наблюдается остеопороз, то большую нагрузку на кости лучше не делать и ограничиться ходьбой или плаваньем.

По результатам исследований врачей регулярные занятия физкультурой и спортом повышают общую физическую активность человека, уменьшают подверженность к стрессам, нормализируют окислительно — восстановительные процессы, а также улучшают кровообращения.При занятиях спортом физическая нагрузка должна соответствовать возможностям и способностям занимающегося, а также его возрасту и состоянию здоровья.Для улучшения эффективности тренировок обычно сокращению пауз между упражнениями, увеличивая количество упражнений и повышая нагрузки.

Заключение

Физическая культура и спорт с давних пор высоко ценились в нашем обществе.В настоящее время, большая часть людей не занимаются спортом и ведут сидячий образ жизни.Как результат наша страна переживает серьезный социально-демографический кризис, когда смертность превышает рождаемость, формирование здорового образа жизни россиян становятся актуальной задачей.

Список литературы

1.Примерная программа дисциплины «Физическая культура».Утверждена Министерством высшего образования Российской Федерации 26 июня 2000 года.

2.Материалы к заседанию Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян».– М., 2002.

3.Пономарев Н.И.Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания.– М., 1970.

4.Лисицын Ю.П.Слово о здоровье.– М., 1993.

Проектная работа «Значение здорового образа жизни для человека»

ОГБПОУ «Рязанский железнодорожный колледж»

По дисциплине физическая культура.

На тему: «Значение здорового образа жизни для человека».

Обучающаяся группы № 53

Сущность здорового образа жизни.

Основные элементы здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни — это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека.К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни.Одни становятся жертвами малоподвижности, вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов.

Актуальность работы заключается в рассмотрении значения здорового образа жизни для успешной деятельности и самочувствия человека и изучении основных компонентов здорового образа жизни.

Цель работы состоит в изучении здорового образа жизни.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

1) дать определение сущности здорового образа жизни;

2) рассмотреть основные элементы здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Сущность здорового образа жизни.

Охрана собственного здоровья ― это непосредственная обязанность каждого человека.Нередко бывает, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20―30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, ― словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено.Представители философско-социологического направления (П.А.Виноградов, Б.С.Ерасов, О.А.Миль штейн, В.А.Пономарчук, В.И.Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

Здоровый образ жизни ― это «образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье».

Существует три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное (социальное).

Физическое здоровье ― это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е.жизни в определенном человеческом обществе.Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Основные элементы здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: «плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.»

Плодотворный труд ― важный элемент здорового образа жизни.На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.Рациональный режим труда и отдыха ― необходимый элемент здорового образа жизни.При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики).Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание.Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон ― равновесие получаемой и расходуемой энергии.Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, ― мы полнеем.

Второй закон ― «соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах».Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах.Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей.Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию и даже смерти.Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ.

Немаловажное значение оказывает на здоровье и состояние окружающей среды.Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда приносит желаемые положительные результаты.Нарушение хотя бы одного из природных компонентов «приводит в силу существующих между ними взаимосвязей к перестройке сложившейся структуры природно-территориальных компонентов».Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана, в свою очередь, сказывается на состоянии здоровья людей, эффект

«озоновой дыры» влияет на образование злокачественных опухолей, загрязнение атмосферы на состояние дыхательных путей, а загрязнение вод ― на пищеварение, резко ухудшает общее состояние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни.Однако, здоровье, полученное от природы, только на 5% зависит от родителей, а на 50% ― от условий, нас окружающих.

Кроме этого, необходимо учитывать еще объективный фактор воздействия на здоровье ― наследственность.Влияют на наше здоровье и биологические ритмы.Одной из важнейших особенностей процессов, протекающих в живом организме, является их ритмический характер.В настоящее время установлено, что свыше трехсот процессов, протекающих в организме человека, подчинены суточному ритму.

Оптимальный двигательный режим ― важнейшее условие здорового образа жизни.Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений.При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество ― выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.

Закаливание — мощное оздоровительное средство.Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность.Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

Еще одним важным элементом здорового образа жизни является личная гигиена.Личная гигиена включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви.Особое значение имеет и режим дня.При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма.А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.

Режим имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение.Строгое его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность.

Режим позволяет человеку рационально использовать каждый час, каждую минуту своего времени, что значительно расширяет возможность разносторонней и содержательной жизни.Каждому человеку следует выработать режим, исходя из конкретных условий своей жизни.Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки.Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Здоровый образ жизни — это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ.Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

Немаловажное значение оказывает на здоровье и состояние окружающей среды.Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда приносит желаемые положительные результаты.

Оптимальный двигательный режим ― важнейшее условие здорового образа жизни.Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений.При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки.Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

1.Васильков, А.Теория и методика физического воспитания / А.Васильков.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.- 384 с.

2.Гришина, Ю.Общая физическая подготовка.Знать и уметь / Ю.Гришина.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.- 249 с.

3.Дубровский, В.Гигиена физического воспитания и спорта / В.Дубровский.- М.: Владос, 2003.- 512 с.

4.Евсеев, Ю.Физическая культура / Ю.Евсеев.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.- 448 с.

5.Степаненкова, Э.Я.Теория и методика физического воспитания и развития ребенка Теория и методика физического воспитания / Э.Я.Степаненкова.- М.: Академия, 2006.- 368 с.

6.Шухатович, В.Р.Здоровый образ жизни / В.Р.Шуханович // Энциклопедия социологии.- Мн.: Книжный Дом, 2003.- 435 с.

Значение ЗОЖ в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения

ва П од здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.В ажно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

Предварительный просмотр:

Значение здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения.

С амое дорогое у человека – это жизнь.Главное в жизни – здоровье.Заботясь о своем здоровье, мы заботимся о будущих поколениях.Поскольку здоровье населения – высшая национальная ценность, то и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей.Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья.Его ум, умения, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям.

Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека.И делом не только личным, но и общественным.Нельзя рассматривать здоровье как отсутствие физических дефектов у человека или болезней.Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) трактует понятие «здоровье» как «состояние полного социального и духовного благополучия».

Для ребенка быть здоровым значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию, как неблагоприятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира.

Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100 %,то состояние здоровья лишь на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % — от наследственных факторов, на 20 % — от состояния окружающей среды.А остальные 50 % зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Образ жизни – тип жизнедеятельности людей обусловленный особенностями общественно-экономической формации.Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления.Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой.

Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей.При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.

Понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей.От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

— отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

— оптимальный двигательный режим;

Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам.Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни.Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями.Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций.

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления, как и индивидуального, так и общественного здоровья.

Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

Условия формирования здорового образа жизни у детей.

Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ.О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий существует обширная литература.Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать.Иначе говоря, главное – профилактика.

Семья в наше время не является местом формирования и укрепления здоровья ребенка.У многих родителей не хватает для этого ни знаний, ни опыта.Но семья не должна устраняться от решения столь важной проблемы.Поэтому одной из задач системы образования наряду с исследовательской деятельностью здорового образа жизни школьников, проведением лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, учебно-воспитательной работой с учащимися является информационно-просветительская и воспитательная работа с их родителями.

Воспитанию хороших, здоровых привычек у подрастающего поколения будут способствовать возвращение детей в красоту слова и благородство поступка, воспитание культуры внутреннего мира ребенка, положительный пример взрослых, создание условий для разумного досуга.

Воспитание волевых качеств характера, просвещение, знание правовых основ охраны здоровья, правильное отношение к жизненным ценностям, формирование интереса к творческой, познавательной деятельности, создание условий для социального и профессионального самоопределения, профилактические меры – все это помогает формировать потребность в здоровом образе жизни.

Отсутствие у ребят элементарных знаний о том, как стать здоровым, сохранить и укрепить свое здоровье – это вина родителей и педагогов.Здравоохранительное образование должно помочь людям узнать все о сущности здоровья человека.О том, что укрепляет и ослабляет его, об умении сохранить его самим человеком.

Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества, подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность.Потому что его здоровье – это длительность периода жизни на земле, это жизненный успех и личное счастье.

Информационно-просветительские и воспитательные меры должны осуществляться в комплексе с профилактическими.Профилактика (в переводе с греческого – предохранительный, предупредительный) – это целый комплекс мероприятий, которые направлены на то, чтобы обеспечить высокий уровень здоровья людей, их творческого долголетия, устранение причин заболеваний (например, предупреждение развития вредных привычек), создание лучших условий для труда, быта, отдыха.

Индивидуальной профилактикой занимается сам человек, когда ведет здоровый образ жизни.Общественная профилактика – это целостная система мер: социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических и санитарно-гигиенических.А успех всех проводимых мер зависит от того, насколько сознательно относится каждый гражданин к охране и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих его людей.

В результате проведенных научных исследований доказано влияние факторов риска, среди которых и вредные привычки, на возникновение различных форм патологии организма.Например, курение ведет к возникновению ишемической болезни сердца, заболеванию легких, способствует появлению злокачественных опухолей.Так как некоторые факторы риска начинают действовать уже с детства, то и причины многих заболеваний следует выявлять и устранять, начиная с детского возраста.Факторы риска широко распространены среди детей и подростков.Но именно в этом возрасте грамотно проводимые меры профилактики действуют особенно эффективно.В этот период формируются взгляды, вкусы, привычки, происходит формирование дальнейшего поведенческого образа жизни будущего взрослого человека.Начиная именно с детства необходимо воспитывать волевые черты характера, чуткость и внимание к людям, сдержанность, чувство собственного достоинства, своей значимости в этом мире и неповторимости, самоуважения.Профилактические меры в этот период носят, прежде всего, информационный, санитарно-просветительский и воспитательный характер.

Проблема формирование здорового образа жизни имеет большое значение, так как здоровье во многом определяет качество жизни и выступает необходимым условием продуктивного творчества, труда и совершенствования человека.

Современная тенденция к ухудшению здоровья детей, обучающихся в общеобразовательной школе, стимулирует поиск новых путей охраны и укрепления здоровья, что и является основополагающей задачей школьного оздоровительного лагеря.Важное место при этом принадлежит формированию у детей навыков здорового образа жизни, содержание которых включает в себя: общее понятие здорового образа жизни, знакомство с понятием «профилактика», в частности профилактика различных кишечных инфекций, выработка навыков сохранения здоровья и позитивного отношения к здоровью, а также ответственного отношения к себе, как к человеческой личности, самоценности.

Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества, подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность.Потому что его здоровье – это длительность периода жизни на земле, это жизненный успех и личное счастье.

На школу возлагается необходимость воспитания личности, способной адаптироваться к современным быстро изменяющимся условиям социальной среды создание оптимальных, адекватных условий, препятствующих возникновению заболеваний детей, их дезадаптации, способствующих формированию социального иммунитета и гармоническому развитию личности как главному фактору укрепления и сохранения здоровья

Осуществление профилактических и воспитательных мер – задача всего общества: органов здравоохранения, различных министерств и ведомств, периодической печати и телевидения, общественных организаций и трудовых коллективов.Но в первую очередь – это забота семьи и школы.Следует помнить о том, что здоровье молодого поколения – это дальнейшее развитие, социальная и экономическая мощь нашего государства.

Таким образом , формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением сторон, связанных с жизненными ситуациями.
Неотъемлемой частью здорового образа жизни являются высокие моральные, нравственные и этические ценности человека, где большое внимание надо уделять формированию сознания личности как общественной единицы и особое место отводить соблюдению распорядка дня, рациональному питанию, искоренению вредных привычек, оптимальному двигательному режиму, физическим упражнениям.

Творческая работа на тему:

«ЗНАЧЕНИЕ ЗОЖ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

Значение здорового образа жизни

Роль и значение здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей.Способствует здоровому образу жизни гигиенический режим труда и отдыха, а вот мешает такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Здоровый образ жизни — главный фактор здоровья.

Здоровье человека — результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов.Считается, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:

1.наследственность — 20%;

2.окружающая среда — 20%;

3.уровень медицинской помощи — 10%;

4.образ жизни — 50%.

В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, выглядят так:

человеческий фактор — 25% (физическое здоровье — 10%, психическое здоровье — 15%);

экологический фактор — 25% (экзоэкология — 10%, эндоэкология — 15%);

социально-педагогический фактор — 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта — 15%, поведение, режим жизни, привычки — 25%);

медицинский фактор — 10%

Итак, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни — это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций.

В основе любого образа жизни лежат принципы, т.е.правила поведения, которым следует индивид.Различают биологические и социальные принципы, на основе которых формируется здоровый образ жизни.Биологические принципы: образ жизни должен быть возрастным, обеспеченным энергетически, укрепляющим, ритмичным, умеренным.Социальные принципы: образ жизни должен быть эстетичным, нравственным, волевым, самоограничительным.

В основу данной классификации положен принцип единства индивидуального и общего, единства организма и среды — биологической и социальной.В связи с этим ЗОЖ — это не что иное, как рациональная организация жизнедеятельности человека на базе ключевых биологических и социальных жизненно важных форм поведения — поведенческих факторов.Перечислим основные из них:

культивация положительных эмоций, способствующих психическому благополучию — основе всех аспектов жизнедеятельности и здоровья;

оптимальная двигательная активность (ДА) — ведущий врожденный механизм биопрогресса и здоровья;

рациональное питание — базисный фактор биопрогресса и здоровья;

ритмический образ жизни, соответствующий биоритмам, — основной принцип жизнедеятельности организма;

эффективная организация трудовой деятельности — основная форма самореализации, формирования и отражения человеческой сущности;

сексуальная культура — ключевой фактор жизнедеятельности как адекватная и прогрессивная форма воспроизведения вида;

здоровое старение — естественный процесс плодотворного долголетия;

отказ от пагубных пристрастий (алкоголизм, наркомания, табакокурение и т.п.) — решающий фактор сохранения здоровья.

На практике реализация перечисленных форм поведения чрезвычайно сложна.Одной из главных причин этого следует признать отсутствие мотивации положительного отношения к своему здоровью и ЗОЖ.Дело в том, что в иерархии потребностей, лежащих в основе поведения человека (например, студента), здоровье находится далеко не на первом месте.Это связано с низкой индивидуальной и общей культурой российского общества, что обусловливает отсутствие установки на главенство ценности здоровья в иерархии человеческих потребностей.Следовательно, формирование здоровья — это прежде всего проблема каждого человека.Его следует начинать с воспитания мотивации здоровья и ЗОЖ, ибо эта мотивация является системообразующим фактором поведения.Иначе говоря, будет мотивация (целенаправленная потребность) — будет и соответствующее поведение.

Теоретические положения о значении здорового образа жизни обучающихся

1.1 Сущность и значение здорового образа жизни.

Однозначного и всеобъемлющего определения понятия здоровья нет.На основемедико-биологическихпризнаков Н.М.Амосов указывает: «Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений» [4].С учетом этих же признаков Г.И.Царегородцев считает, что «здоровье – это гармоническое течение различных обменных процессов между организмом и окружающей средой, результатом которого является согласованный обмен веществ внутри самого организма» [5].В данном контексте здоровье представляется как естественное гармоническое состояние организма при нормальном протекании в нем обменных процессов, исключающих любые болезненные явления

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье на 50-55% зависит от образа жизни человека, на 20-23% — от наследственности, на 20-25% — от состояния окружающей среды (экологии) и на 8-12% — от работы национальной системы здравоохранения.Итак, в наибольшей степени здоровье человека зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).[7].

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — сознательное санитарное поведение, направленное на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, на обеспечение жизнерадостности и работоспособности, на достижение активной, продолжительной жизни (ВОЗ, Дрезден,1985).

Двадцать первый век характеризуется возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.По данным Министерства Здравоохранения, проблемы, связанные с здоровьем подрастающего поколения появились ещё в конце 20 века(См.приложение).Несмотря на накопленные знания и многочисленные утверждения о ценности здоровья, здоровый образ жизни в нашей стране культивируется достаточно слабо.Об этом свидетельствует статистика высокой заболеваемости и потребления населением алкоголя и табака.Возможно поэтому средняя продолжительность жизни в нашей стране около 68 лет.По данным доклада Всемирной организации здоровья, Россия, занимая по этому показателю 162 место из 222 указанных, опережает лишь африканские страны [5]..

Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной — сосудистой системах.В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке.Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие.

Психологи до сих пор не могут точно определить, почему научить детей плохому легко, а хорошему, наоборот, часто бывает достаточно сложно.Вполне возможно, что тут действует принцип «Запретный плод сладок».Очень часто вредные привычки возникают у детей и подростков под воздействием так называемого «ближнего круга»- то есть, семьи.Если в семье курят один или оба родителя, то все их разговоры о вреде курения могут остаться только словами.

Ответственность за ухудшение здоровья детей лежит не только на семье но и на школе.Современная школа, следуя за техническим прогрессом и требованиях, которые предъявляет современное общество к образованию, наращивает объём и интенсивность учебной нагрузки, что ведёт к дизадаптации и хроническому переутомлению обучающихся.На сегодняшней день проблема сохранении и укрепления здоровья школьников становится особенно актуальной, ведь сегодняшние дети-это будущее государства.

По данным Минздрава, за последние 10 лет число школьников с хроническими заболеваниями возросло в 1,5 раза.
Сейчас только 10% школьников можно назвать здоровыми, 50% имеют ту или иную патологию, а 40% относятся к группе риска.
Здоровье ребенка зависит от огромного количества причин: окружающая среда, питание, образ жизни, наследственность, инфекционный фон, медицинское обслуживание.

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили выявит и проанализировать факторы риска, возникающие в школе-так называемые школьные факторы риска, которые негативно влияют на здоровье обучающихся.

К числу школьных факторов риска относится: ускорение учебного процесса; преждевременное начало дошкольного систематического обучения; несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; массовая неграмотность родителей, в вопросах сохранения здоровья; недостатки в существующей системе физического воспитания; неэффективность системы работы по формированию здорового образа жизни.

Сила влияния школьных факторов риска заключается в том, что они действуют в период интенсивного развития и формирования всех систем организма школьников в течение длительного и непрерывного времени (10-11 лет).Отсюда видно, что даже небольшие негативные факторы могут накапливаться.Например, если ребёнок в течение нескольких лет сидел за неудобной партой или на задней парте, то у него, с годами, ухудшается осанка, снижается зрение.

Выводы, сделанные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков неутешительны:

1.Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей.Среди учащихся их число не превышает 10-12%.

2.Стремительный рост числа функциональных нарушений, хронических заболеваний.За последние 10 лет, во всех возрастных группах, частота функциональных нарушений увеличилась в полтора раза, хронических болезней – в 2 раза.Половина школьников 7-9 лет, и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.

3.У школьников вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза – опорно-двигательного аппарата (сколеоз, остехандроз, осложнённые формы плоскостопия).

4.Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов.Школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10-11 лет – 3 диагноза, 16-17 лет – 3-4 диагноза, 20% старшеклассников имеют в анамнезе 5 и более функциональных изменений и хронических заболеваний.

Проблема сохранения здоровья школьников состоит в том, что оно с одной стороны, чувствительно к воздействию окружающей среды, а с другой, достаточно инертно по своей природе (негативны последствия на здоровье могут сказаться не сразу).Преподавателям необходимо помнить об этом и обращать внимание родителей школьников на эту проблему.

Школа как социальный институт, в котором проходят образовательные и воспитательные процессы, является мощным фактором, влияющим на здоровье школьников и от взаимодействия педагогов, учеников и их родителей зависит, положительным или отрицательным будет влияние школы на здоровье школьников.

1.1.Значение здорового образа жизни обучающихся

Какие же слагаемые здорового образа жизни школьника?

Это — режим дня; правильное питание; здоровый сон (не менее 8-ми часов); двигательная активность (физкультура и спорт); закаливание и соблюдение правил гигиены.

Под режимом дня, труда отдыха понимается рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение.

Правильно организованный режим дня способствует установлению физиологического равновесия организма со средой, в которой осуществляются воспитание и обучение, так как он основан на всестороннем учете особенностей роста, развития, условий жизни ребенка.Поскольку все процессы в организме носят ритмический характер, регулярность отдельных элементов режима и их чередование способствуют нормальному функционированию и четкому взаимодействию всех органов и систем.Режим — основа нормальной жизнедеятельности ребенка, он обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает общую сопротивляемость организма, создает благоприятные условия для физического и психического развития.

Для школьников соблюдение режима дня имеет особое значение.С одной стороны, их нервная система еще далеко незрелая и предел истощаемости нервных клеток довольно низок, а с другой стороны — новые условия жизни, необходимость адаптации к нелегким для организма ребенка физическим и психическим нагрузкам, связанным с систематическим обучением, ломка старых стереотипов поведения и деятельности и создание новых предъявляют повышенные требования ко всем физиологическим системам.Упорядоченность чередования труда и отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям школы с минимальными физиологическими затратами, а нарушения режима дня приводят к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, и прежде всего к неврозам.

Одним и важнейших компонентов в формировании ЗОЖ является двигательная активность.Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82–85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя).Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16–19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1–3%.Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим.Мало подвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечнососудистой и дыхательной.При длительном сидении дыхание становится менее глубоким обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

Следует отметить еще один компонент в формировании ЗОЖ школьника – это пример педагогов и родителей.В силу своих возрастных особенностей школьник испытывает большое доверие к взрослым.Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют огромное значение.Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка об окружающей его действительности.Пример имеет огромное значение в воспитании младшего школьника.Пример – это персонифицированная ценность.Необходимо стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни школьника был наполнен множеством примеров ЗОЖ.

Таким образом, значение семьи, школы и педагогов в деле формирования здорового образа жизни школьников возрастает в наши дни.Педагоги должны не только обучать школьников, но и давать советы и рекомендации их родителям по вопросам здорового образа жизни.Наиболее преспективным направлением для взаимодействия педагогов, школьников и их родителей можно считать такое направление как педагогика сотрудничества.

Понятие здорового образа жизни, его значение

Анджела

Определение здорового образа жизни (ЗОЖ)

Здоровый образ жизни — это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологических потребностей (пищевой, двигательной, познавательной, половой, потребности в сне) , способствующее эмоциональному благополучию, профилактике болезней и несчастных случаев.


В понятие здорового образа жизни входит достаточная физическая активность, сбалансированное меню, соблюдение правил гигиены, отказ от излишеств любого рода и естественно, закаливающие процедуры.


Одним из важнейших факторов, составляющих понятие здорового образа жизни, является плодотворная работа.Без труда невозможно само существование человека.Именно посредством труда человек обменивается энергией и информацией с окружающей средой.Благодаря работе человек чувствует себя ценным и полноценным членом общества.Работа должна быть любимой.На такой работе человек чувствует себя замечательно, отдача у него полная.А значит, он реализует все свои потенциалы.

Рейтинг автора
Автор статьи
Виктория Горностаева
Написано статей
347
Ссылка на основную публикацию