Ишвара йога

Тема статьи: Ишвара йога - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Оглавление

Описание и принципы практики ишвара-йоги

Ишвара-йога (пер.санскр.– внутренний учитель) – одно из направлений хатха-йоги.В многогранном учении все внимание сконцентрировано на внутреннем ощущении человека: практика помогает обрести состояние, в котором человек максимально соединен со своим духовным началом.Ишвара-йога не имеет выраженной лечебной направленности, а гибкое и здоровое тело – солидный бонус занятий.

Как появилась и что это такое?

Грамотный и наиболее безопасный подход к практике асан хатха-йоги разработал Анатолий Зенченко.Автор метода уверяет, что каждый человек может выполнить любую асану.Для этого не нужно тянуть мышцы и раскрывать суставы, а достаточно научиться ощущать связь корпуса с нижней частью тела, учитывая особенности своего организма и состояние здоровья.Главное правило выполнения асан – отсутствие дискомфорта и боли.

Основатель свежего веяния Анатолий Зенченко также является одним из самых выдающихся инструкторов и официальным представителем Международной федерации йоги.Увлекаться йогой мастер начал в молодости, когда восточные практики находились под строжайшим запретом.Анатолий по крупицам собирал знания, и только после распада Советского Союза начал передавать накопленный опыт.

Преимущества и польза ишвара-йоги

Основная идея ишвара-йоги заключается в достижении целостности внутреннего пространства.Для этого нервная система должна научиться правильно обращаться с инструментом под названием тело.Чтобы понять себя в общении со своим телом, необходимо найти такой способ выполнения асан, который не будет вызывать дискомфорта.Зависит комфорт не от состояния мышц, связок, костей и сухожилий, а от «диспетчера», который находится внутри мозга и всем управляет.

В отличие от прочих стилей, здесь нет строго заданного порядка выполнения асан.Программа составляется индивидуально с учетом всех особенностей (заболеваний, травм) человека.Автор методики отмечает, что полезные для одного человека асны могут не нести пользы другому и навредить третьему.

Первостепенные элементы занятия:

  • активация чакр стоп;
  • работа над равновесием и симметрией;
  • использование энергетических замков (бандх);
  • развитие глубинного стабильного спокойствия.
  • Асаны постепенно усложняются в процессе обучения.Много внимания уделяется поддержанию расслабленного состояния в любых позах.

    Основные принципы ишвара-йоги

    1. Особенности работы с телом.Десять универсальных принципов объясняют, почему не получается асана, как исправить дефекты, сделать тело единым целым, достигнуть плавной и согласованной работы мышц:
    2. восприятие тела как единого целого, а не отдельно взятых частей;
    3. правильная работа с весом тела, формирование ощущения центра тела;
    4. работа с позвоночником;
    5. контроль с помощью бандхи;
    6. восстановление функциональности суставов;
    7. изучение техники выполнения асан;
    8. равномерная работа всех мышц в асанах;
    9. расслабление спазмированных мышц и придание тонуса слабым мышцам;
    10. связь с точкой опоры;
    11. равновесие, баланс, симметрия.
    12. Методология.Обучение строится по принципу «от простого к сложному».Движение от легких элементов к замысловатым происходит по мере гармоничного развития тела с учетом возможностей организма.

    Правильность выполнения асан оценивается по двум критериям: внешнему и внутреннему.То есть человек не только должен правильно выполнять асану, но и хорошо себя в ней чувствовать – получать удовольствие.

    Как начать заниматься ишвара-йогой?

    Новички редко признают, что в начале занятий йогой далеки от идеала, поэтому предъявляют завышенные требования к своему телу.Результат – разочарование и травмы.Двигаться из начальной точки можно только спокойно принимая свое неумение владеть телом.И только тогда постепенно, терпеливо и с уважением к самому себе стоит начинать выполнять асаны.

    Но цель стиля – не работа с телом.Практика меняет сознание, помогает обрести состояние внутренней гармонии и целостности.Человек должен быть морально готов к таким переменам!

    Подходит ишвара-йога всем, независимо от возраста и способностей.Практику начинают с изменения своего отношения к телу.Мешает в начале разобщенность частей организма: когда тело воспринимается человеком как комплект отдельно взятых частей, то во время асан тело боится, что его сломают.В ответ включается защитный механизм – напряженность.За это тело «наказывают» – растягивают.Но кто бы ни стремился выиграть, победителя в этой битве не будет.

    Осваивать асаны начинают в положении стоя, так как у новичков без физической подготовки закрепощен поясничный отдел позвоночника.Программа меняется в зависимости от состояния ученика и его потребностей.Первые простые позы расслабляют корпус, возвращают естественную подвижность позвоночнику.Шаг за шагом происходит подъем на новый спортивный и энергетический уровень.

    Адепты данной методики отмечают, что во время занятий формируется состояние осознанности, сохраняемое в повседневной жизни: повышается внимательность, улучшаются отношения с окружающими, восстанавливается связь с миром.Положительно ишвара-йога сказывается и на здоровье: улучшает настроение и сон, приносит уверенность и спокойствие.Практикующий постепенно учится координировать тело, управлять чувствами и эмоциями.Так обретается внутренняя гармония и происходит единение со своим духовным началом.

    Ишвара йога как инструмент управления своим телом и качеством жизни

    На чем основана практика Ишвара йоги

    В работе с телом четко расставлены понятные акценты – либо практикующему йогу комфортно при выполнении упражнений, либо чувствуется напряжение, боль, тянущие ощущения.Знания управления организмом помогут легко освоить любую позу.Отсутствие сведений об утверждениях к результату не приведет.Методика выделяет два этапа.

    1. Внутренние правила работы с корпусом.Их 10.Поставлено 2 решаемых задачи: как выстроить организм единым целым, проводя слаженную работу мышц.
    2. Способ преподавания и выполнения упражнений.Занимающийся должен чувствовать взаимодействие всех мышц.Если присутствует неудобство, скованность, страх, значит, целостности нет.Недостаточно правильное выполнение асаны, мало уметь ее сделать.При желании познать, освоить йогу требуется уникальная программа, позволяющая успешно впитывать информацию.Она распределит, что за чем нужно проводить.

    Принципы авторской техники Анатолия Зенченко

    Автор не имел наставников, он все постигал самостоятельно.Его учитель – зов сердца.Однако у многих брал пример.Придерживаясь разработанных положений, можно развиться как в йоге, так и в других сферах деятельности.Невероятные результаты достижимы.

    1. Нахождение единства и достижение целостности.
    2. Определение внутренней периферии, установление взаимодействия.Получение навыка работы с центром и из него.
    3. Правильные упражнения с позвоночником, являющимся основой единства.При непонимании профессионального взаимодействия с ним, возрастает вероятность повреждения во время практики.Ишвара йога учит, как им управлять, делать здоровым, задействует большинство мышц без лишнего напряжения.Ноги помогают обрести легкость и держать баланс, являясь фундаментом.Взаимодействие дополняется через тазобедренные суставы.
    4. Поддержка позвоночника бандхами.Они замки для закрытия энергии внутри себя.Эти ключи к здоровью требуют правильного выполнения.
    5. Эффективное расположение суставов во время упражнений.Умение группироваться, притягивать, когда необходимо.
    6. Постановка асан от точки опоры, расположение тела относительно плоскости переносом веса в нужном направлении.Состояние расслабленности – основной критерий правильности.
    7. Избавление от лишнего напряжения за счет расслабления скованных мышц и тонуса слабых.Они должны быть сбалансированы.
    8. Выполнение асан с задействованием всего тела равномерной работой мышц.Акцент делается на упор стоя для появления ощущения сильных ног и расслабленного корпуса.
    9. Принцип числа 8.Происходит контакт с найденной точкой опоры.Тело – механизм, напоминающий пружину.Одна половина дает толчок, другая – противодействие.Характерно для каждой асаны, где происходит активное движение, позволяющее собрать мышцы в сгруппированное положение.
    10. Принцип симметрии на смещении акцента в часть тела, которой тяжелее.

    Внутренняя гармония – это чувство, что асана доставляет одно удовольствие.Должно прийти осознание верного выполнения.Только честно потрудившись, это возможно.Все усилия идут из головного мозга отдачей команд.Постепенно вырабатывается привычка ощущения целостности.

    Ишвара йога ответит на вопрос как пробудить духовное начало.Для этого разработан комплексный подход: асаны, дыхательные техники (Пранаямы), очистительные упражнения (Шаткармы).Практика строится от простых асан к сложным позам.

    Характерной чертой Ишвара йоги является способность осуществить все виды техник.Она концентрируется на возможностях человека, помогает расставить приоритеты.Какой части тела уделять повышенное внимание и где особо не утруждаться.Плюс Ишвара йоги – достижение результата без боли, травм.

    Польза Ишвара йоги

    Занятия благотворно влияют на организм.Изменяется ход мыслей, качество жизни.

    1. Повышается выносливость, чувствуется энергия, возрастает потенциал.Профилактика синдрома хронической усталости.
    2. Кровь, лимфа организма правильно циркулирует.
    3. Объем легких становится больше.
    4. Появляется гибкость позвоночника, укрепляется мышечный корсет.
    5. Приобретается иммунитет.
    6. Улучшается функционирование всех органов и систем.
    7. Нормализуется обмен веществ.
    8. Контролируется вес тела.
    9. По назначению врача проводится реабилитация после травм, заболеваний.

    Воздействие на психоэмоциональное состояние:

    1. Уходит общее напряжение.
    2. Исчезает синдром эмоционального выгорания.
    3. Увеличивается уверенность, повышается стрессоустойчивость.
    4. Улучшается эмоциональный фон.
    5. Возрастает жизненный тонус.

    Йогу нельзя сравнивать со спортивными соревнованиями, ставящими цель быть сильнее, выше, быстрее.Работа нацелена лишь на внешний результат.Главнее сосредоточенность на внутреннем состоянии.Важно не сесть на шпагат, необходимо чувствовать себя комфортно при этом.Растяжка с неудобством, скованностью – не Ишвара йога.Учение дает понимание осознанности каждого движения, импульс должен чувствоваться от макушки до стоп.Тело само начнет понимать больные места внутри себя.Контроль инструктора обязателен.

    Лечебный эффект Ишвара йоги доказан.Практика научит слышать внутренний голос, гармонично существовать с миром.Выполнение асан не ограничивается положительным эффектом.Йога движется только вперед.Появляется ощущение истинной духовности.Осознанность незаметно проникает в повседневную жизнь.Общение с людьми налаживается, улучшается здоровье, облик меняется кардинально.Прекрасно иметь хорошее настроение, спокойствие, уверенность.Здорово выглядеть моложе своих лет, восхищая знакомых.

    Чтобы добиться цели, важно найти «своего» мастера.Внешний вид инструктора будет о многом говорить.На него стоит обратить повышенное внимание.Скрытое внутри отражено внешне.Интуиция подскажет правильность сделанного выбора, а тренер поможет добиться желаемого результата.

    Елена Миллер: «Посетив ближайший фитнес-центр, другие направления отпали сами.Настолько занятия меня «поглотили».Инструктор понятно объясняет выполнения асан.Месяц тренировок доставил огромное удовольствие.Чувствуется работа тела, уходит лишний вес.Улучшается самочувствие.Кажется, мысли правильные стали посещать.Надеюсь, разочарование в практике невозможно.»

    Ольга Наумова: «Попробовав разные техники, стало понятно, что Ишвара йога ближе.Настолько проста идея.Отсутствует необходимость усердствовать в растяжке, все приходит постепенно, безболезненно для меня.Скоро сяду на шпагат.Раньше тянулась неправильно, поэтому не получалось.Ишвара йога указала верный путь.»

    Виды йоги: их описания и отличия (10 фото + видео)

    Йога является не тем, чем её воспринимают европейцы.Для них она разновидность физкультуры.На самом деле — это закалка духа, через определённый образ жизни, выполнение упражнений — асан, дыхательных практик, физических чисток организма, нормализации энергетики через раскрытие чакр.

    О хатхе-йоге

    В фитнес центрах на западе хатха-йога очень популярная.Это первая ступень, овладев которой, можно заниматься другими видами йоги.Даже новичок сможет делать асаны и дыхательные практики, мидитировать и расслабляться, как того требует хатха-йога.

    Опытные ученики выполнят упражнения лучше, новички хуже.Этот стиль считают базовым и зарождён он до н.э.в VI в.Из этого стиля есть множество других ответвлений.Освоив эту технику, можно заняться более продвинутыми.

    Стиль считается статическим.Нужно принять определённую позу или асану и оставаться в этом положении 2 мин.К динамическим йогам относятся кундалини, с аштангой-виньясой и они помогают по кирпичику выстраивать своё тело.Асаны можно выполнять немного по-разному в зависимости от своих возможностей и потребностей.

    Чтобы позы в хатха-йоге получались правильными можно воспользоваться кирпичами, верёвками, турниками или одеялами.Главное — результат, тренировка тела и духа.

    О кундалини-йоге

    Профессионалы утверждают, что тот, кто начинает заниматься кундалини-йогой, получит отменные результаты в 16 раз быстрее тех, кто тренируется в других йогах.В кундалини мастера акцентируют внимание учеников на энергетических ощущениях в теле.

    Есть теория, что внизу наших позвоночников спит «змея» и определёнными практиками её можно разбудить.После пробуждения своеобразная «змея» устремится энергетическим потоком вверх и откроет все чакры, попутно очищая их.

    В кундалини-йоге асаны удерживаются столько, сколько человек может сидеть в определённой позе.Противопоказана техника выполнения: гипертоникам, страдающим эпилепсией, имеющим сердечный порок.

    Кундалини-йога в своей основе содержит крийи — это динамические упражнения, при которых нужно правильно дышать, медитировать.Благодаря кундалини-йоге, можно восстановить гармонию и душевный покой.

    Об айенгаре-йоге

    Асаны в этой йоге нужно выполнять медленно и точно.Из одной позы нужно медленными и плавными движениями переходить в другую.Чтобы правильно выполнить упражнения, новички и те, кто длительно занимаются этим видом йоги, используют валики, с одеялами и подушками.

    Айенгара-йога подойдёт, работающим в офисах, мало двигающимся людям, у которых есть хронические заболевания внутренних органов.Главное, разучить асаны и выполнять их не спеша.

    Асаны в этом виде йоги выполняются долго, а потом совершается плавный переход к следующей позе, в которой тоже нужно застыть на какое-то время.Новичкам учитель предложит исполнить простые асаны, а по мере овладения ими, можно будет делать более сложные.

    Этой йогой можно заниматься тем, у кого проблемы со спиной, есть ряд хронических заболеваний внутренних органов.Когда новичок приходит на 1 занятие, он должен сказать тренеру, чем болеет, чтобы тот не ожидал от него многого и давал соразмерную нагрузку.Айенгара-йога оказывает терапевтический эффект и постепенно помогает избавиться от некоторых заболеваний.

    Об аштанге-виньясе-йоге

    Этот вид йоги является антиподом айенгары-йоги.Здесь упражнения будут динамическими и выполнять их нужно быстро.При этом нужно правильно дышать или выполнять определённые виньясаы.При этой йоге тело быстро разогревается и идёт очистка от зашлакованности, выходят токсины.

    Если постоянно заниматься аштангой-виньясой-йогой, то можно стать сильнее и гибче.Мастера умеют контролировать как свои позы, так и дыхание со взглядом.Это считается высшим мастерством.

    Рассмотрим отличия аштанги от иных разновидностей хатха-йоги:

  • Асаны в аштанге нужно выполнять одна за другой и так, как положено, не пропуская какой-то из них.Тренера учат новичков простым позам, а потом переходят к сложным, что снижает риск травматизма.
  • Дышать в аштанге нужно правильно, придерживаясь дыхательной практики Уджайи.В одной позе нужно находиться определённое количество циклов дыхания.
  • С помощью виньяс ученик переходит с одной позы в другую.Дышать нужно правильно и тогда получится движение в едином потоке.
  • В аштанге существует Майсор класс.Это значит, что ученик выполняет динамические асаны, правильно дыша, в присущем ему ритме.Тренер наблюдает за ним, даёт рекомендации, направляет.
  • В аштанге есть дришти.При этой практике взгляд ученика удерживается на какой-то точке и это обязательно при выполнении асан.
  • Начиная занятие и заканчивая его, ученик читает нужные мантры.Они выражают уважение и благодарность учителям, которые принесли йогу в мир.
  • Ученик должен отменно освоить 1 серию упражнений и учитель предложит ему более сложные асаны.Их тоже нужно выполнять строго друг за другом.
  • Об ишваре-йоге

    При ишваре-йоге нужно стараться быть расслабленными и сохранять равновесие тела и духа, даже выполняя сложные позы.Направление в йоге авторское и создал его Анатолий Зинченко.Мастер призывает учеников прорабатывать свои слабости, стремиться к целостности тела и духа.

    В этой йоге нужно выполнять определённые упражнения, пранаямы, физически очищать тело от шлаков.Выполняя асаны, нужно стремиться к осознанности, прислушиваться к потребностям и возможностям тела.

    Те, кто практикует ишвару-йогу, прорабатывают мышцы всего тела, заботятся о хорошем состоянии суставов, хребта.При ишваре асаны можно выполнять произвольно, а не в определённой последовательности.Тренер, учитывает возможности своей группы или каждого ученика, и каждый выполняет тот комплекс упражнений, который, может, и он ему не повредит.

    В других йогах люди стремятся и достигают определённых результатов за 3 или 5 лет, делая ишвару — этого можно добиться за год.Ученики бывают очень довольны этим видом йоги, своими результатами.

    О трай-йоге

    Для этого стиля, при выполнении асан, характерны мягкие и плавные движения.Чаще, чем мужчины, этим стилем йоги занимаются женщины и даже звёзды из Голливуда.

    Главное, заниматься регулярно.Это помогает уходить от депрессивных состояний, выровнять осанку, развить гибкость и получить заряд бодрости на весь день.

    Те, кто придерживается трай-йоги уверены, что она построена на космических силах, стремящихся к созиданию.«Трай» — это тройной и основополагающий принцип, который заложен при образовании всего мироздания.

    Ученики верят, что в нас действуют 3 энергии:

    1. Sat — это наше существование в мире.
    2. Chit — символизирует знание.
    3. Ananda — это состояние блаженства, которого можно достигнуть, занимаясь трай-йогой.

    Задача учеников и мастеров трай-йоги гармонизировать состояние своего ума и духа с телом.Важно достигнуть гармоничного состояния и пребывать в таком телесном и духовном равновесии.

    О пауэр-йоге

    Эта йога возникла относительно недавно.В ней есть статические и динамические асаны.Благодаря занятиям человек быстро теряет лишний вес, приобретая стройную и подтянутую фигуру.

    В пауэр-йоге есть что-то похожее с штанговой.При этом стилю присущи свои особенности, он узнаваемый, целостный.Задача занятий пауэр-йогой, развить в себе выносливость и силу.

    Духовные практики построены так, что помогают человеку стать сильнее и выносливее.Этот стиль йоги чаще выбирают те, кто ранее занимался спортом.

    Благодаря пауэр-йоге, у учеников укрепляются мышцы, развивается гибкость, они учатся правильно дышать, контролировать свою эмоциональность и направлять её на нужное, концентрироваться.Цель занятий не достижение просветления, а обретение выносливости энергичности, увеличение силы.

    Об универсальной йоге

    Эта система объеденила в себе различные техники.Упражнения взяты из разных йогических школ.Это и классические асаны и что-то из авторских разработок мастеров йоги.

    Задача, которую поставили перед собой создатели универсальной йоги, необычная.Они считают, что важнее всего пробуждение и воспитание в себе определённых душевных качеств.Важно достижение внутренней гармонии, когда человек ощущает умиротворение и покой.

    Упражнения здесь предполагают хорошую растяжку.Делая ту или иную асану, ученик двигается с различной скоростью.

    При занятиях универсальной йогой, учитель учит учеников, когда они меняют позу за позой, сохранять осознанность и внимание.Новички недостаточно хорошо владеют своими телами, когда двигаются.

    Занятия универсальной йогой помогают лучше ощущать своё тело в пространстве, успокаивая разум.Мастер, который основал стиль включил в него практику Танца Шивы, с Мритой мудрой.

    О парной йоге

    Название говорящее, пара или подруги, друзья выполняют определённые асаны.От простых к сложным, правильно дыша.Есть в этом виде йоги и обязательные медитации.Со стороны асаны напоминают танец.

    Задача максимально расслабиться, начать гармонично взаимодействовать с партнёром, а позже и с другими людьми.Важно научиться переключать внимание с негатива на позитив и оставаться в благодушном расположении духа.

    Парной йогой могут заниматься как полностью здоровые люди, так и с ограниченными возможностями, беременные.Отлично если в паре люди тренируются годами и достигают высоких результатов владения своим телом, духовно вырастают.

    Практика считается универсальной.Асаны здесь выполняют разные, взятые из различных школ йоги.Комплексы в парной йоге подходят для людей с разным уровнем подготовки.Упражнения можно выполнять быстрее или медленнее, всё зависит от желания и возможностей партнёров.

    Кто для себя не решил, какой йогой заняться, пусть посмотрит фильм о главных видах йоги

    Йога укрепляет мышцы, сухожилья, развивает подвижность суставов, помогает справиться с плохой осанкой, хроническими заболеваниями внутренних органов.Практиковать эту систему можно самостоятельно дома, в группе или в паре под руководством тренера.

    Комплекс упражнений по Ишваре йоге

    Кто-то называет это кризисом среднего возраста, а кто-то подростковым взрывом, но в жизни каждого человека наступает момент, когда это вдруг происходит.Индивидуум престаёт понимать себя и свои стремления.Внутренне это проявляется в сомнениях, метаниях и поисках самого себя.Неважно сколько вам лет.Это обязательно произойдёт с каждым.Все мы ищем свободу, не понимая, что это и как с ней поступать, когда найдём.На все эти вопросы даст ответы Ишвара йога.

    Новое направление

    Ишвара – дух, учитель, живущий внутри каждого из нас.Никто не знает о человеке столько, сколько он.Это и есть олицетворение свободы.Божество, которое всё время находится там, где мы его не ищем – в нашей душе.Тот, кто сумеет его раскрыть, будет счастлив, успешен, найдёт единство гармонии со всем, что его окружает.В этом заключается основная направленность этого молодого вида йоги.

    Человек, который создал и развивает это новое направление, является одним из самых признанных и востребованных гуру йоги в Украине и России.Как и во многих других видах, познание своего духа, происходит через познание тела.Цель занятий Ишвара йогой – объединить эти две субстанции в единое целое пространство.По мнению автора, основным проявлением достижения цели, является умение чувствовать себя комфортно в любых асанах.Болевые ощущения должны остаться далеко от вас.

    Направление включает в себя:

  • выполнение поз, развивающих суставы, мышцы, отделы позвоночника;
  • техники дыхания;
  • процедуры очищения.
  • При выполнении асан, работа строится от пальцев стопы до макушки и наоборот.Очень важно научиться избавляться от напряжения.Полная расслабленность в асане – визитка этого метода.Много внимания уделяется:

  • работе с осанкой;
  • равновесием;
  • централизацией веса тела.
  • В практике широко используются:

  • связывания (бандхи);
  • работа над построением симметрии тела;
  • воспитание спокойной устойчивости.
  • Основная суть и ход занятий

    Асаны этого вида йоги направлены на развитие подвижности позвоночника и распределении основной несущей функции на ноги.Цель – освободить спину, особенно поясничный и крестцовый отдел, от напряжения и нагрузки, которой можно избежать.Поэтому начинают овладение этим методом с асан, выполняемых стоя.

    В центре всего действия – ученик, который познаёт своё тело.Именно под его индивидуальные особенности будет выстраиваться последовательность поз, принципы построения занятия.Но, главные принципы – последовательность и постепенность, остаются неизменными.

    На что нацелен человек, постигающий такой вид как Ишвара йога? Этих факторов несколько:

  • умение слышать свои ощущения и малейшие их изменения;
  • приведение в порядок и связывание в единое целое всех звеньев тела;
  • умение гармонично ощущать себя и внешний мир;
  • овладение полным устойчивым состоянием покоя и мира в душе.
  • В процессе работы практикующий совершенствует межмышечную координацию, передавая импульсы движения из одной части тела в другую.Те несовершенные места нашего тела, которые не поддаются этому импульсу, в условиях целостности себя как структуры, подтянутся к общему высокому уровню.Нет строгой последовательности комплекса асан. Важно, каждую позу выполнять правильно, распределяя вес тела, и не забывая о сглаживании лордозов позвоночника.

    Занятия для начинающих

    Приступая к занятиям по системе Ишвара йога, постарайтесь оставить все заботы и проблемы за дверями помещения.Сосредоточьтесь на себе и своих ощущениях.

    1.Тадасана.Принимая асану, сконцентрируйтесь на равномерном распределении веса тела на плоскость стопы.У вас должно быть ощущение, что бёдра подтягиваются вверх.Подайте таз вперёд так, чтобы поясничный лордоз не был ярко выражен.Потянитесь макушкой вверх и растяните мышцы шеи.Вся передняя поверхность тела должна «раскрыться».Не заваливайтесь на пятки.

    2.Врикшасана это продолжение Тадасаны.Переходите из позы в позу неторопливо.Сфокусируйте взгляд на одной точке, и не забывайте контролировать свои ощущения.Пальцы стопы «распластайте» по полу и не заваливайтесь на пятку.Постояв несколько минут, вернитесь в Тадасану.

    3.Натараджасана не только научит удерживать баланс, но и откроет переднюю поверхность туловища, нормализует баланс гормонов.Особенность выполнения в комплексе Ишвара йога этой позы, заключается в ежесекундной концентрации на всех звеньях тела и динамике плавного движения.Необходимо хорошо удлинить нижнюю часть спины, копчик при этом направлен вниз.Хорошо вытяните и откройте грудную клетку, при этом плавно вытягивая ногу назад, следите за сохранением баланса.Углубитесь в себя, расслабьтесь.Не позволяйте телу сопротивляться растяжению.Вернитесь в Тадасану.

    4.Ардха Уттанасана выполняется в медленном темпе, как и все асаны в направлении Ишвар.Наклоняясь, выдохните, следите, чтобы туловище не заваливалось назад или вперёд.Коснувшись пальцами пола, постепенно удаляйте корпус от ног, перемещая его вперёд.Не прогибайте поясницу.И снова, проконтролируйте себя.Мышцы не должны быть зажаты.Всё время идёт тенденция к удлинению и расслаблению.Удержав асану полминуты, переходим в следующую позу.

    5.Адхо Мукха Шванасана.После предыдущей асаны, спокойно переместите руки вперёд, поясницу и ягодицы вытолкните вверх.Движение должно быть связанным, плавным и без излишнего напряжения.Ноги выпрямите в коленях и удлиняйте позвоночник.Постарайтесь визуализировать себя, ощущая всю целостность одного движения.

    6.Так же, не прерывая плавности, на вдохе, перейдите в позу Пхалакасана.Следите, чтобы руки были приближены к корпусу, указательные пальцы прижаты к полу.Не зажимайте всю заднюю поверхность.Вытягивайте ноги, направляя их пятками назад.Это стремление к растяжению будет отличительной особенностью планки в Ишвара йоге.Переднюю часть туловища подберите, но без зажима.Смотрите в пол и удерживайтесь в асане до минуты.

    7.Урдхва Мукха Шванасана – асана, которая выполняется после планки.Последовательно отдел за отделом, прогните позвоночник, вытягивая макушку вверх.Запрокидывать голову не следует.Голова продолжает позвоночник.Опустите выпрямленные ноги к полу, прижимая к коврику подъёмы стоп, голени и бёдра.Не подтягивайте плечи к ушам.Максимально вытянитесь и расслабьтесь.Снова концентрируемся на своём теле.Анализируем и визуализируем все его части по отдельности, а затем собирая в единую картинку.Старайтесь толкать руками пол.Выдержав асану около минуты, перейдите в следующую позу.

    8.Макрасана позволит вам отдохнуть.В этой позе можно провести медитации, направленные на окончательное расслабление и удовольствие.

    Подведение итогов

    Все асаны, которые вы выполняли, не должны приносить чувство дискомфорта.Включаясь в движение, старайтесь отсканировать себя от кончиков волос до пальцев ног.Затем так же в обратном направлении.После этого сконцентрируйтесь на области пупка и мысленно растягивайте себя вверх и вниз.Ишвара йога – надёжный путь к познанию своей внутренней свободы.Пройдите этот путь, познавая радость движения без боли и дискомфорта.

    Ишвара йога

    Методика Анатолия Зенченко — Ишвара йога — основана на современных научных знаниях.
    С точки зрения анатомии, физиологии, биомеханики все люди, их опорно-двигательный аппарат, устроены абсолютно одинаково.А это значит, что возможно выделение базовых принципов и правил входа и внутренней работы, применимых к любой асане, правильных для любого человека.

    Такой подход дает возможность объективно оценивать правильность выполнения асаны, причем определять ошибки ученика в самом начале практики.Задолго до того, как эта ошибка станет привычной или приведет к травмам.Это же позволяет преподавателю править ученика в асане руками, в несколько прикосновений выставляя правильное положение тела и направляя внутреннюю работу.

    Внятная классификация асан позволяет создавать последовательности направленные на достижение совершенно определенных результатов, как в группе учеников, так и для индивидуальных занятий.Позволяет упрощать или усложнять асаны, разделять процесс выполнения асаны на этапы.В целом это делает практику безопасной и эффективной для любого занимающегося.

    Асана, согласно Йога сутре Патанджали, это комфортное, устойчивое положение тела.Что на современном языке означает, что каждая асана анатомически объяснима, физиологически оправдана.Правильность асаны таким образом может быть объективно оценена.

    Ишвара йога — это методика, позволяющая достичь удобства и комфорта в любом положении тела.Подружиться с собственным телом.Сделать его здоровым и сильным.Ишвара йога позволяет избежать травм и неприятных ощущений во время занятий.
    Такое понятие как «рабочая боль» в ишвара йоге отсутствует.Асана выполняется за счет анатомически правильного взаиморасположения частей тела, за счет физиологически оправданной работы всего тела, а не за счет насилия над собой .
    Пять уровней практики предлагается в ишвара йоге.Первые три это практика асан и пранаям (хатха-йога), еще два — уже махайога.
    Для оптимальной работы с новичками я разработал еще пять принципов

    В духовном смысле Ишвара — в переводе с санскрита — Внутренний учитель, Дух, Форма (аспект) Бога, не имеющая внешней проявленной формы.Ишвара — это наше духовное начало, искра божественного, которая горит в каждом из нас.

    Ишвара-Йога — методика, целью которой является состояние, в котором человек максимально соединён со своим духовным началом.Ишвара-Йога учит человека чувствовать самую глубокую, самую тонкую составляющую человеческого существа — искру божью.

    В основе методики лежат уникальные методы, позволяющие человеку научиться управлять своим телом, быть в состоянии максимальной внутренней гармонии и целостности.

    Ишвара йога

    Ишвара йога ставит акцент на ощущение целостности внутреннего пространства – отстройке симметрии тела, работе из центра, работе с равновесием и позвоночником, расслаблению даже в самых сложных позах.Этот стиль помогает достичь особого состояния, когда йогин обретает возможность почувствовать самую тонкую свою составляющую – искру Божию.

    Ишвара йога – это одна из самых молодых школ.По словам ее основателя, она появилась всего пять лет назад, однако уже обрела не только своих верных адептов, но и уважение известных мастеров с мировым именем.

    В каждом человеке есть частица Божественного, духовное начало.Данное направление рассматривает йогу, как способ почувствовать эту Божью искру внутри себя и позволить ей проявиться, поэтому практика будет интересна людям, которые пребывают в поиске самих себя, своего «внутреннего учителя» и желают обрести спокойствие в душе.

    Ишвара йога не имеет выраженной терапевтической направленности.Стройное, пластичное и здоровое тело является лишь приятным бонусом занятий, поэтому ученикам, которые ждут от практики скорейшего визуального эффекта, стоит обратить внимание на фитнес-ориентированные стили, как, например, Пауэр йога.

    История направления

    Основателем направления является Анатолий Зенченко, официальный представитель International Yoga Federation «World Union of Yoga» в Украине, один из самых знаменитых инструкторов йоги в постсоветском пространстве.

    Анатолий рассказывает, что свое первое занятие йогой посетил в четырнадцать лет, после четырех лет обучения боевым искусствам.В советское время не было не то, что специализированных школ или студий, — на практику был установлен строгий запрет.Именно поэтому у мастера не было учителя, который мог бы со вниманием ввести в практику и помочь наставлениями.Он собирал знания по крупицам, занимался каждый день по четыре часа и добился значительных успехов – в конце девяностых годов Анатолий Зенченко начал преподавать.Большое влияние на его развитие оказал Андрей Сидерский, являющийся автором методической системы освоения гимнастики йогов – Йоги 23.

    В 2005 году основатель стиля отправился в Индию и долгое время путешествовал по стране, обучаясь у мастеров «настоящей» йоге.

    Практикуя, учитель всегда отталкивался от своих внутренних ощущений, а не от внешней формы, методика преподавания Ишвара йоги также пришла к нему во время личной практики.По словам йогина, «учитель» всегда был внутри него.

    Анатолий Зенченко в соавторстве с С.Сидорцовым и М.Ясочкой издал книгу под названием «Йога восьми кругов (сетевой тренинг)», в настоящий момент он продолжает преподавать в Киеве, выпускает видео-уроки, проводит семинары не только в Украине, но и в Москве, Санкт-Петербурге и других городах нашей страны.

    Особенности стиля

    «Ишвара» переводится с санскрита как «Внутренний учитель, Дух».Это форма Бога, которая не имеет внешнего проявления.Она отражает духовное начало каждого человека, а школа Ишвара йоги дает ответы на вопрос, как пробудить в себе это начало.

    В основе методики лежат авторские разработки, которые позволяют практикующему в процессе занятий научиться управлять своим телом, обрести внутреннюю гармонию с ним и соединиться со своим духовным началом, прочувствовать самую тонкую составляющую своего «Я».

    Основной принцип данного стиля – целостность внутреннего пространства.Дело в том, что целостная структура может сама трансформировать поврежденные или слабые части.Кроме того, только ощутив все свои системы, как одно целое, человек получает возможность адекватно оценить отдельные «части».

    Таким образом, внутренняя целостность является конечною целью занятий.Каким образом можно понять, что ученик ее достиг? Анатолий Зенченко уверен, что, поскольку мы работаем с телом, главным ее критерием является комфортное пребывание в асанах — у практикующего ничего не болит в позе, не тянет, он не чувствует болевых ощущений.

    Основой внутренней целостности является позвоночник, однако не стоит забывать о ногах, потому что пока человек не начнет ощущать связь корпуса с нижней частью тела, он не сможет обрести легкость и гибкость.

    Ишвара йога

    (Данный текст является комментариями Гуру к Йога-сутре Патанджали, глава 1, шлоки 23-29)

    Ом.Почтение Ганеше и Сарасвати.

    Почтение Даттатрейе, Шива Прабхакаре сиддха-йогу авадхуте Брахмананде.

    Махайогу Пайлоту Бабе и всем святым Древа Прибежища

    Кто есть Ишвара

    1.Ишвара есть Брахман, отраженный в майе.

    Он есть единственно Всевышний Источник всего, что существует

    2.Ишвара – один без другого, поскольку Он сам есть Брахман, пробудивший свою творческую силу и отраженный в ней

    3.Ишвара, как свидетель – есть бесконечное Сознание, превосходящее Майю

    4.Пракрити (материальная природа Вселенной) – есть Майя.Махешвара – творец Майи

    5.Ишвара безначален, поскольку майя, в которой он отражен, безначальна

    6.Майя, будучи в основе светоносной Пустотой, не омрачает Ишвару когда он создает тело, облекаясь ею, поскольку Ишвара ее субстрат

    7.Саттвическая Майя – есть упадхи Ишвары, проекция, наложенная на Брахмана

    8.Поскольку Майя единственная и безначальная, Ишвара – единственен и безначален.Сознание, составляющее природу Ишвары – тоже безначально

    9.Высший Ишвара – есть Парамешвара, Шива, первая таттва.Сила (бала), слава (яшас, кирти), мудрость всеведения (джняна), безграничное богатство (саршити), красота (шри) и отрешение (вайрагья) – таковы шесть качеств Ишвары

    10.Состояние Ишвары, его настрой творить – есть Ишварата

    11.Состояние Ишвары, свидетеля всего – называется ишвара-сакшитва

    12.Парамешвара – единственен, но поскольку есть различия в Майе (гуны и т.д.), он обретает способность быть Брахмой, Вишну, Шивой и Махешварой, Великим Ишварой

    13.Ишвара и Ишвара-сакшитва различаются как различаются свойства одного и того же человека, быть поваром и быть учителем

    14.Парамешвара (Высший Ишвара) – есть сам Брахман, породивший Майю.Тот же Брахман – Парамешвара, ограниченный Майей как упадхи, есть Ишвара-свидетель (сакши)

    15.Брахма, Вишну, Шива, Даттатрейя и другие боги – есть Его формы

    Свойства Ишвары

    16.Вечность (нитьяттва), божественная Полнота (пурнаттва), божественная свобода (сватантрия), всемогущество (айшварья), всеведение (сарваджнятва), всепроникновение и вездесущность (вьяпакаттва) – таковы свойства Ишвары.

    17.Сознание Ишвары, обусловленное Майей, в которой преобладает саттва-гуна, называется Вишну, Нараяна

    18.Сознание Ишвары, обусловленное Майей, в которой преобладает гуна раджас, именуется Творец, Брахма

    19.Сознание Ишвары, обусловленное Майей, в которой преобладает гуна тамас, именуется Разрушитель, Махешвара, Рудра.

    Это подтверждает цитата из Майтри-упанишады (5.2):

    «Та Его часть, которая тамас, поистине есть Рудра.Та Его часть, которая раджас, есть Брахман.Та Его часть, которая саттва, поистине есть Вишну»

    20.Вишну, Махешвара, Ганеша, Дурга, Даттатрейя и другие боги – есть формы Ишвары

    21.В Майе, являющейся ограничением Парамешвары, возникает желание творения, вызванное силой кармы живых существ.Тогда появляются различные вритти: «Теперь пришло время творения.Теперь это следует хранить.Теперь это нужно разрушить»

    22.Эти вритти имеют начало и конец.И сознание, отраженное в них, имеет начало и конец.Поэтому и говорят, что Брахма, Вишну и Шива имеют свои сроки жизни, хотя и очень продолжительные.Хотя, как утверждается в шастрах, их тела растворяются во время Махапралайи, сами они – бессмертны, поскольку отождествлены не со своими телами, а с Брахманом и бхава «Ахам Брахмасми» в них пребладает

    Жертвоприношение Богу (ягья Ишваре) – предназначение человеческой жизни

    23.Человеческая жизнь, которая отождествлена с телом и эго, предназначена для Махаягьи – Великого жертвоприношения, служения Его воле, самоотдачи Ишваре, и ни для чего иного.Это так, поскольку человек и каждое живое существо нераздельны с Ишварой и являются Его частями.А значит, отдавая себя Ишваре, служа Ему, человек служит и отдает себя ни чему-либо внешнему, а самому себе, своему Высшему Я, которое незримо присутствует внутри него как Атман

    24.Ишвара-ягья трояка: она включает постижение мудрости Ишвары (джняна-шакти), обнаружение Его воли (иччха-шакти) и самоотдача ей, и проявление лилы Ишвары всегда и везде (крия-шакти)

    25.Следуя этой троякой ягье, душа (джива) освобождает сама себя от страданий сансары.Это называют самоосвобождение (пратимокша).Действуя в духе самоотречения, она отдает себя на Милость энергии Ишвары.Это называют самоотдача (прапатти).И в конце концов, она узнает себя единой с Ишварой.Это называют самоузнавание (пратьябхиджня), когда Ишвара, приняв форму души, и будто бы войдя на время в неведение, и окутав себя канчуками, малами, кошами и другими ограничениями, снова узнает сам себя.

    26.Такая ягья есть сущность любой севы (служения), любой духовной практики (садханы), любой аскезы (тапас) и свадхьяйи (изучение писаний)

    27.Когда сева, садхана и свадхьяя делаются в духе любви, преданности Ишваре, душа, проходя через эти три стадии, постигает суть Ишвары, погружаясь в бхава-, сахаджа-самадхи, обретает самоузнавание и Освобождение

    28.Таким образом постигается махавакья «Тат Твам Аси» и «Ахам Брахмасми»

    29.Шравана (слушание), киртана (прославление), смарана (памятование об Ишваре), вандана (вознесение молитв), пада (поклонение стопам избранного божества, Гуру, садху), дасья (пребывание в настрое служителя Ишвары) – таковы 7 цветов в адвайта-ишвара-йоге на стадии крийя-пады, данные святым Нарадой в «Бхакти Нарада Сутре»

    Четыре пады, ведущие к Ишваре

    30.Следование заповедям, карма-йога, действия в духе самоотречения, отдача всех плодов и результатов Богу, отказ от чувства делателя и делания.Такова Чарья-пада.

    31.Ежедневная шравана, манана, затем нидидхьясана, включающая упасану, чтение мантры, баджаны, киртаны, созерцательное памятование Ишвары, вознесение молитв и служение в духе преданного сына, служащего Всевышнему как отцу.Такова спасающая от коварной майи Крийя-пада

    32.Ритуальное призывание ишта-дэваты, преображение в сияющую форму ишта-дэваты, созерцание себя в облике ишта-дэваты, зарождение божественной гордости и начитывание мантры с мыслью: «мой ум – ум божества, моя речь – речь божества, мои действия – проявление божества, весь мир есть мандала моего божества.Такова великая Йога-пада, в которой садху следует пути ишта-дэвата-йоги

    33.Постоянное естественное созерцание Брахмана пребывание в Природе Ума согласно Трем главным Принципам – шравана, манана, нидидхьясана, а также самоосвобождение, самоотдача и самоузнавание, вплоть до погружения в сахаджа-самадхи, бхаву «Ахам Брахмасми».Такова непревзойденная наивысшая Джняна-пада, завершающая Ишвара-йогу

    34.Чарья-пада дарует салокья-мукти (освобождение в раю своего божества).Крийя-пада дарует самипья-мукти (освобождение через близость к своему божеству, нахождение в составе Его свиты).Йога-пада даурет сарупья и саршита-мукти (обретение сияющей божественной формы как у своего божества и обретение безграничной энергии как у своего божества).Джняна-пада даурет саюджья-мукти (растворение в Ишваре и Брахмане, подобное растворению масла в масле и молока в молоке.С последующим проявлением себя в форме нового Брахмы, Вишну или Шивы

    35.В Чарья-паде садху служит Ишваре как слуга.В Крийя-паде он постигает Ишвару как Всевышнего Владыку.В Йога-паде садху постигает Атман как близкий с Ишварой.В Джняна-паде садху постигает единство Атмана, Брахмана и Ишвары, становясь Ишварой и порождая себя в облике Брахмы, Вишну и Шивы.

    Сущность Ишвары

    36.Шива, Шакти и Нара – есть три извечные сущности.

    Шива есть чистое единство пракаши, абхеда-таттва.

    Пракаша есть Свет чистого сознания Ишвары, не имеющий различий (абхеда).Пракаша есть чистое единство.

    37.Шакти есть непостижимое единство в многообразии (ачинтья-бхеда-абхеда таттва)

    Вимарша есть вибрирующая энергия Ишвары, в которой есть и различие и отсутствие различий (бхеда-абхеда)

    Вимарша – есть единство и многообразие

    Пракаша есть Нада (вибрация сознания)

    Вимарша есть бинду (первичная пульсация, вызванная волей Ишвары)

    38.Нара – есть многообразие (бхеда-таттва)

    39.Шива, пракаша подобен зеркалу

    Шакти, вимарша – есть отражающая способность зеркала

    Нара, объективный мир – есть отражение в зеркале

    Внешние проявления

    40.Внешне Ишвара предстает перед садху в облике его коренного гуру (мула), шикша-гуру, избранного божества (ишта-дэваты), Учения (дхармы), его сампрадайи, Гуру-шишья-парампары, а также садху и сангхи, которые вместе образуют Прибежище (шаранам)

    41.Ради собственного освобождения, йогину следует почитать Ишвару во всех этих обликах с верой и преданностью, проявляя уважение и чистое видение

    42.Гуру-йога, ишта-дэвата-йога, бхакти-йога, джняна-йога – все они в конечном счете ведут к постижению Ишвары и Брахмана.Ведут к Высшему Освобождению

    Написано йогином панч-дашанам Дхуна-акхары Махамандалешваром Свами Вишнудевананда гири, садху, в непрерывной линии преемственности учителей на благо всех живых существ, идущих путем Освобождения,

    Июнь 2018 год, Тримурти-Ашрам

    Записано Трайлокьядеви гири

    Пусть все живые существа вступят на Путь Адвайта-веданты и, постигнув Ишвару и Брахмана, достигнут Освобождения и Просветления!

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Наталья Якухина
    Написано статей
    212
    Ссылка на основную публикацию