Изображение шивы

Тема статьи: Изображение шивы - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Изображение шивы

Шива Адинатха считается изначальным Гуру в традиции йога-натхов, который поведал 250 тысяч учений Лайя-йоги.

Имя Господа Шивы, воспетое любым образом, правильно или неправильно, сознательно или бессознательно, осторожно или беспечно, обязательно даст желаемый результат.Величие имени Господа Шивы невозможно постигнуть путем умственных рассуждений.Имя Шивы определенно может быть испытано или постигнуто с помощью преданности, веры и постоянного повторения Имени и пения гимнов Шиве с бхавой.Каждое из имен Шивы содержит в Себе огромные возможности различных шакти.Могущество Имени несказанно, слава Его неописуема.Действенность имени Господа Шивы и присущая Ему шакти просто невообразимы.

Постоянное повторение Шива-стотр и Имен Господа Шивы очищает ум.Повторение гимнов Шиве укрепляет благие самскары.«Что человек думает, тем он и становится».


В уме человека, укрепляющего себя в благом, возвышенном мышлении, появляется склонность к благим мыслям.Благие мысли плавят и преобразуют его характер.Когда во время пения гимнов Господу ум сосредоточен на образе Шивы, ментальная субстанция действительно принимает форму образа Господа.Впечатление от объекта размышлений человека остается в его уме.Это называется самскарой.Когда действие повторяется весьма часто, повторение укрепляет самскары, и это способствует возникновению привычки.Тот, кто укрепляется мыслями в Божестве, с помощью своего мышления сам превращается в Божество.Его бхава (устремление) очищается и освящается.Поющий гимны Господу Шиве созвучен Господу.Личностный ум растворяется в космическом сознании.Поющий гимны становится единым с Господом Шивой.

Имя Господа Шивы обладает силой сжигать грехи, самскары и васаны и наделять вечным блаженством и нескончаемым покоем тех, кто повторяет Имя Господне.

Примите прибежище в Имени Шивы.Пойте Ему гимны.Нами (Именуемый) и нама (Имя) неразделимы.Непрестанно пойте гимны в честь Господа Шивы. С каждым вдохом и выдохом памятуйте об Имени Господа.В наш жестокий век нама-смарана (пение гимнов) — легчайший, быстрейший, безопаснейший и вернейший способ достичь Господа и обрести бессмертие и радость неомрачаемую.

Слава Господу Шиве!
Слава Имени Его! Равана умилостивил Шиву пением гимнов.Пушпаданта обрадовал Господа Шиву своей знаменитой «Шива-махимна-стотрой» (которую и теперь поют все преданные Шивы по всей Индии) и достиг полной айшварьи (сиддхи богатства и господства) и мукти.

Слава стотр Шивы неописуема.

Да снизойдет на всех вас благословение Господа Шивы!

Согласно легендам, Шива жил около 5-7 тысяч лет назад и был признан всеми авторитетами своего времени как величайший махасиддх (достигший полного совершенства) и аватара (Божественное воплощение).Его супруга Парвати также была великим практиком и вместе с Шивой полностью реализовала свою Божественную природу.Достигнув наивысшей ступени духовной эволюции, возможной в человеческом теле, Шива трансформировал своё физическое тело в состояние бессмертного золотого света (в даосизме такое достижение называется алмазным телом, а в тибетском буддизме — радужным телом).

В таком бессмертном теле Шива являлся многим выдающимся мастерам тантры и йоги.посвящая их в различные тайные практики.Впоследствии Шива и Парвати стали отождествляться с соответствующими божествами, и некоторые детали их биографии стали легендами о богах Шиве и Парвати.

Многие тантрийские тексты имеют форму диалога Шивы с Парвати.
Слово Шива имеет несколько значений:

Шива — это вечный океан Высшего Божественного Сознания, единый Бог.
Шивой называют одного из трёх главных богов (два других — Вишну и Брахман).
Шива символизирует один из трёх аспектов Божественного совершенства — аспект Божественной силы (при этом Вишну символизирует Божественную любовь, а Брахман — Божественную мудрость).
Шивой называют Силу.разрушающую Вселенную в конце её существования (при этом Брахман — это Сила, создающая Вселенную, а Вишну — Сила, поддерживающая её существование).
Шива — это космический мужской принцип.
Шива — это высшее сознание человека.
Шивой называют ту силу, которая разрушает пороки в процессе духовного совершенствования.
Шива — это историческое лицо, один из основоположников тантры и йоги как системы.
Слово Шива используют для названия высшей ступени духовной эволюции человека, а также того, кто этой ступени достиг.
Есть и другие значения слова Шива.

Вот некоторые значения слова Шакти.Шакти называют великую вселенскую бесконечную Божественную энергию, которая является творящей и исполнительной силой океана Божественного Сознания (Шивы); при этом Шакти находится в непрерывном слиянии с Шивой, представляя с ним два неразделимых аспекта одной Реальности.

Шакти — это Божественная Мать.Шакти — это проявленный мир.Шакти называют Мать-Природу.
Шакти называют богиню, супругу бога Шивы.
Шакти — это внутренняя энергия человека.
Шакти — это космический женский принцип.Шакти — это женское начало человека, его женская половина.
Шакти — это женщина — партнёр практикующего тантрийскую йогу.
Кали, Дурга, Лакшми, Сарасвати, Парвати, Чамунда, Дэви, Бхавани, Трипура-Сундари, Бхайрави, Чанди, Тара, Минакши, Лалита, Камакши, Раджараджешвари — являются различными формами Шакти; каждая из этих форм олицетворяет какой-либо аспект Шакти.

Шива Пураны содержат много описаний того, как Шива с незапамятных времён сидит, погружённый в медитацию, на тибетской горе Кайлаш.Он почитается всеми йогами как Бог, а всеми богами — как Верховный Бог.История традиции сиддхов насчитывает миллионы лет и начинается с рассказа о том, как в огромной пещере в Амарнате (кашмирские Гималаи) Шива посвящал свою супругу Шакти Парвати Дэви в крийя кундалини-пранаяму (искусство достижения контроля над дыханием).
Позже на тибетской горе Кайлаш йог Шива дал посвящение и другим, в том числе сиддхам Агастьяру, Нанди Девару и Тирумулару.Впоследствии Агастьяр дал посвящение Бабаджи.

Южноиндийская традиция выделяет восемнадцать сиддхов, которые довели до совершенства свои духовные, интеллектуальные, ментальные, витальные и физические тела.В различных источниках встречаются разные имена этих восемнадцати сиддхов, но, по всей видимости, это вариации тех имён, которые перечислены ниже в таблице.Рядом с именем каждого указаны место, где он достиг соруба самадхи (состояния совершенства), имена его гуру, учеников и тот вклад, который он внёс в духовную науку.
Кроме этих сиддхов, широко известных как «паттинетту» (восемнадцать), есть ещё и ряд других, упоминаемых в различных источниках.Это Конкеяр, Пуннакесар, Пуластияр, Пунайканнар, Пули-пани, Каланги, Алуккани, Агапайер, Тхерайяр, Ромариши и Аввай.

После слияния с Богом, или конечной реальностью, на духовном плане, что подобно растворению соляной куклы в водах океана, тамильские йога-сиддхи прошли через последовательную трансформацию своих интеллектуальных, ментальных, витальных и, наконец, физических тел.

Достигнув такой интегральной реализации, они осуществили божественную трансформацию всей своей человеческой природы.Хотя то, чего они достигли, непостижимо для обычного человеческого разума, изучение их жизнеописаний и текстов даёт нам бесценное осознание внутреннего потенциала человека.

Всё это 18 сиддхов и Бабаджи обрели благодаря милости Бога (которого сиддхи именовали Шива, Муруган, Вишну или Шакти) и использованию специальных крий (техник) для подготовки своих низших тел к нисхождению божественного.Эти техники в своей совокупности известны как крийя йога сиддханта, то есть практические приёмы йоги, способствующие совершенной реализации Истины, или Бога.

ШИВА (санскр.Siva = “благой, добрый, благосклонный”), один из трех богов — бог-разрушитель — в Тримурти; кроме того, Ш.традиционно почитается создателем Йоги и покровителем школ Йоги и всех, так или иначе йогу практикующих.

“ Покровителем всех йогов считается бог Шива — древнейшее божество на Земле, почитаемое и прежними цивилизациями, существовавшими на Земле.Шива — первый Космический Учитель, когда-то он жил на Земле и являлся Учителем.Именно Шива, по преданиям, и дал людям йогу.Каждый, кто практикует йогу, обязан почитать Шиву как первого Учителя Йоги.”

“Третьим лицом Тримурти является Шива — Разрушитель
Мира, прототипом которого можно считать Рудру, а еще более древним — изображение его как владыки зверей Пашупати на печатке из Мохеджо-Даро (III тыс.до н.э.).Важное значение Шива приобрел только в индуистском пантеоне эпохи пуран.Хотя Шива не имеет аватар, но зато получил много самых разнообразных видов и аспектов.

Изображения Шивы

Шива изображается божеством, несущим как благо, так и бедствия.В ранних шиваистских храмах он представлен только своим символом — лингамом (фаллосом), на котором иногда встречается его горельефное изображение.

Шива единственное божество (кроме Тары и иногда Ганеши), у которого обычно изображается три глаза (третий глаз — во лбу).Волосы у него собраны в коническую прическу (джата-мукута).

Если Шива изображен в позе танца, то у него может быть более четырех рук и он с оружием, под одной из ног находится распластанная фигура карлика-демона Апасмара-Пуруша, или Миялака.

Шива-мурти может быть представлен в стоячей, сидячей и танцевальной позах, а в аспекте йогина — в устрашающем и многих более разнообразных видах, чем другие божества..

Очень интересной и важной группой изображений являются скульптуры танцующего Шивы — Нритья-Мурти, включающий наиболее значительный вид этого образа — Шиву НАТАРАДЖУ («Владыка танца»).Культ Натараджи особенно развит, и его изображения особенно распространены на юге Индии.Если вокруг статуэтки нет пылающего нимба, то это Шива Натеша.


АНАНДА-ТАНДАВА — Шива исполняет танец экстаза, попирая одной ногой карлика-демона Миялаку.В другом варианте танца ТАНДАВА у Натараджи десять рук и он с оружием; божество опирается на правую ногу, а левая поднята.Танец НАДАНТА отличается от танцевальной позы ананда-тандава только тем, что Натараджа стоит на левой ноге, а правая поднята.В четвертом варианте танца левая нога Шивы стоит на поверженном демоне, а правая вскинута вверх так высоко, что почти касается головы танцора.В следующих трех вариациях Шива изображается так же, как в танце экстаза, меняется только число рук и иногда глаз.В девятой вариации танца у Шивы четыре руки и обычные эмблемы , но демон под ногами отсутствует.

Имеется еще шесть видов специальных танцев, из которых наиболее интересна ЧАТУРА, когда Шива стоит правой ногой на макушке сидящего демона.Подобные трудные для изображения позы в статуэтках передаются с большим изяществом и динамичностью, сочетающимися с замечательной сбалансированностью фигуры.”

Есть красивая легенда о споре трех богов пантеона — Брахмы, Вишну и Шивы, кто из них главный.В разгар перебранки вдруг возникает пылающий линга-фаллос бога Шивы.Чтобы определить его величину, Вишну кабаном вгрызается в землю, а Брахма гусем взлетает к облакам.Вернувшись несолоно хлебавши, они хором признают, что самый могущественный бог — Шива.

“Шива как Натараджа (Царь Танца) .Эта бронзовая скульптура (около 1000 г.н.э.) — одно из нескольких скульптурных изображений индуистского бога Шивы, изготовленное в период индийской династии Chola (от X до XIII вв.).

Еще об одном из традиционных образов Шивы:
В правом ухе у Шивы — удлиненная мужская серьга, а в левом — круглая женская.Правая нога Шивы упирается в демона карлика, материальное порождение иллюзии (Майи).Окруженный кольцом материи, Шива опирается на его ключевое звено и господствует над этим пламенным кольцом, приводит его в круговое движение.Непременно соприкаясь с материей, но не выходя за ее пределы, он тем самым наглядно демонстрирует нам неразрывное единство духа и материи.

В правой верхней руке Шива держит двусторонний барабанчик дамару, символ пробуждения Вселенной.В левой руке он держит символ очищения и обновления мира — пламя Агни.Вторая правая рука Шивы согнута в локте и обращеная ладонью вперед в жесте одобрения.Вторая левая рука Шивы вытянута наискось поперек груди, параллельно приподнятой и в одобрении, означающем власть и силу, ладонью указывает на поверженного демона.

По обеим сторонам головы обозначены 30 разлетевшихся в танце прядей волос-змей, символизирующих илучаемую божеством энергию.

Два глаза Шивы Натараджи — Солнце и Луна, а третий самый главный глаз во лбу — Огонь.Поясницу Шивы кольцом обвивает кобра, кобра же обвилась и вокруг шеи.”

Зарегистрированные пользователи могут оставить комментарии.

Шива.Величайший из богов

Э ту статью мы посвятим довольно краткому описанию одного из величайших в ведическом пантеоне божеств — богу Шиве.Для того чтобы полностью описать всё, чем он является, потребовалась бы книга или даже несколько, потому что Шива есть Вселенная или Вселенные, Абсолют.Самые важные и яркие характеристики и аспекты бога будут рассмотрены в публикуемом материале.

Не упомнить всех его имён.Ещё со времён Вед за ним закрепилось имя Рудра, но также всем известен его образ короля танца, исполняющего Тандаву, и здесь его уже знают как Натараджу.

Тандава — необычный танец, это также символ движения мира.Сам мир начался с танца Шивы, им он и закончится, но пока Шива продолжает танцевать — мир существует.От танца до йоги — один шаг или наоборот.Это относится и к истории с господом Шивой.Он олицетворение Ананды (высшего блаженства) и в то же время царь йогинов.

Среди тех, кто посвящает себя йоге, он известен как Шива Адинатх, где «натх» означает ‘мастер’.Поэтому последователи шиваизма — в его йогической ипостаси — носят название натхи.Неудивительно, что основатели широчайшего течения йоги, хатха-йоги, были натхами.Матсьендранатх и его ученик Горакшанатх стоят у истоков этой традиции на земле, заложенной в X-XI веках нашей эры.

О том, что Шива знает тысячи и миллионы асан, известно практикующим йогу, а вот о том, что он передал ценнейшее знание о пранаяме (науке управления дыханием) своей жене Парвати, известно меньше.Йоги всего мира благодарны Шиве за то, что он ниспослал систему йогических знаний людям, поэтому он так почитаем в сообществах практиков.

Шива

Бог Шива — это контрасты: созерцание и действие, созидание и разрушение, гнев и милость.В его образе объединено множество аспектов, что и неудивительно, ведь он считается Абсолютом, а в Абсолюте есть всё.Он Махайог — «великий йогин», а также Натарадж — «король танца», но также и Мритьюнджай — «побеждающий смерть», восседающий на троне горы Кайлас в тибетских Гималаях.Это священное место силы, которое почитается не только йогами и последователями шиваизма, туда стремятся подняться и люди, занимающиеся исследованием энергий Земли, её влияния на состояние человека, его энергетику и сознание.Знающие люди говорят, что Кайлас действительно не похож ни на что прежде ими виденное и испытанное.Это непередаваемый опыт, после которого даже большие скептики меняют свою точку зрения и отбрасывают все сомнения.

На территории Индии находится много мест, связанных с Шивой, и все они в том или ином роде могут быть названы местами силы.Одно из самых почитаемых — это река Ганга.Считается, что сквозь волосы бога Шивы спускается священная река, поэтому омовение в ней несёт очищение как внешнее, так и внутреннее, духовное.

Брахма, Вишну, Шива — триединство

Индуистская/Ведическая Троица, иначе называемая Тримурти, состоит из трёх богов: Брахмы, Вишну и Шивы, где Брахма выступает как творец, Вишну — как хранитель, а Шива в роли разрушителя.Это настоящая Троица ведизма, и всё-таки они неразделимы, это различные проявления единого.

Некоторые направления шиваизма, такие как кашмирский шиваизм, видят в Шиве сочетание всех ипостасей: творца, хранителя и разрушителя.Для шиваитов он и есть Всё.Другие воспринимают его как аналог Святого Духа в христианстве.Шива — это абсолютная Реальность.Не смотря на то, что в сознании знатоков мифологии бог Шива ассоциируется с разрушением, это отнюдь не означает разрушение, понимаемое как нечто негативное.Наша культура заставляет нас мыслить подобным образом.На самом деле разрушение можно трактовать по-разному: уход от прошлого, порывание с ним; прекращение старого образа жизни и переход к новому этапу, ведь для того, чтобы что-то начать, нужно прежде покончить с предыдущим.

Не последнюю роль играет и такое понятие, как разрушение мирской суеты и даже смерти.Шива — это Абсолют, поэтому слово «разрушение» — это лишь одно из названий, одна ипостась, ведь уже в следующей он является воплощением милости и сострадания.

Шива, Натараджа

Многорукий Шива.Сколько рук у Шивы

Часто Шиву изображают как божество, имеющее 4 руки, а иногда даже 8.Для чего нужно так много рук? Естественно, что это связано с символикой, и не стоит понимать буквально, что у этого бога было 5 лиц и 4 руки.В руках он держит барабанчик дамару, символизирующий ритм Вселенной, в другой руке у него священное пламя Агни — символ очищения и воссоздания мира.

Также Шива запечатлён держащим трезубец.За такой многорукостью определённо скрывается философский смысл.Если в двух руках у него находятся дамару и Агни, то две другие выполняют жесты: одна исполняет жест одобрения, другая — власти и силы.По легенде считается, что именно звук этого барабанчика является прародителем всех звуков, а сам бог Шива даровал людям божественный слог «ОМ», который позднее назвали мантрой, в которой сконцентрирована вся сущность Вселенной.Также бог может держать трезубец, стрелы и лук, но не на всех изображениях он выглядит одинаково.Фигуру Шивы могут опоясывать змеи.Символическое значение змеи тоже неоднозначно, т.к.по одной версии она может означать мудрость Шивы, с другой стороны, три витка змеи вокруг тела Шивы могут символизировать прошлое, настоящее, будущее и то, что он сам вышел за пределы временных понятий.

Третий глаз Шивы

О третьем глазе Шивы много сложено легенд.Интересно отметить, что среди других богов, у кого есть третий глаз, значатся Тара и Ганеша.Вот, собственно, и всё, — у других богов третьего глаза нет.Легенды гласят, что горе тому, на кого Шива посмотрит своим третьим глазом.В мгновение ока это несчастное существо превратится в пепел.Не зря говорят, что гнев Шивы ужасен.

Одним из ярких доказательств этому служит история, произошедшая между Шивой и богом любви Камой.Однажды другие боги подослали к Шиве бога Каму, чтобы внушить ему любовь, ведь они видели, как страдал бог-разрушитель, потеряв свою первую жену и осознав, что уже не сможет иметь сына.Но Шива и думать не хотел о том, чтобы найти другую жену, вот и пришлось прибегнуть к услугам Камы.Но этому богу не повезло, ведь он пытался воздействовать на самого Шиву! В какой-то мере ему это удалось, ведь мы знаем о супруге Шивы Парвати.Однако когда Шива почувствовал укол стрелы, пущенной в его сердце из лука Камы, то последнего сразу же пронзил испепеляющий взгляд Шивы, и теперь этот бог не имеет тела.Его так и называют: бестелесный Кама.

Шива

В облике Шивы есть ещё один загадочный момент.На лбу у него расположены три полосы.Их обычно интерпретируют следующим образом: это напоминание человеку, что нужно избавиться от эго, кармы и иллюзий (майи), а также можно перевести это на другой уровень и понять как работу над собой с целью избавления от трёх желаний:

  • телесных (желание продлить жизнь, иметь хорошее здоровье, красиво выглядеть, заботиться о своём внешнем виде);
  • мирских, связанных с тщеславием, желаниями иметь богатство, признание, успех;
  • умственных (накопление знаний, чрезмерное умствование и гордыня, которая непременно следует за всем этим, ведь так приятно порой осознавать, что мы умнее других).
  • Казалось бы, странно, почему желание иметь хорошее здоровье с точки зрения Шивы не приветствуется.Однако если мы задумаемся над психологическим аспектом самих желаний, то мы найдём много схожего в объяснении с буддизмом.Ведь любое желание, какое бы оно ни было, происходит от эго.Желаем не мы, а наше эго, которое «поселилось» в физической оболочке и отождествляет себя с ней.Отсюда и происходят наши чаяния продлевать жизнь на Земле и заботиться о теле, т.е.желать жить долго в этом обличье.

    Несколько слов об осознанности

    На самом деле своим здоровьем можно заниматься, если только не создавать из этого самоцель.Просто воспринимать как данность, но не поддаваться искушению и фетишизации внешнего облика.Возможно, это трудно выполнить в нашей реальности, когда культ тела и заботы об увеличении продолжительности жизни насаждаются повсюду.Это стало новой религией нашей эры.Новый бог и религия — это не «нью-эйдж» и даже не «золотой телец», как многие склонны думать, потому что богатство обычно служит какой-то цели, в отличие от него культ внешности даёт возможность людям продлить молодость и попросту похвастаться перед другими своим внешним видом.Даже внутренняя радость и гордость за себя — это тоже проявления действий эго.Вы можете порадоваться тому, что сбросили несколько лишних килограммов, но дальше не делайте из этого культа.Живите правильно, поддерживайте здоровье, занимайтесь йогой, но не позволяйте этим занятиям и увлечениям полностью завладеть вашим сознанием.Не нужно становиться рабом идей.

    Есть очень любопытное высказывание, которое гласит, что «это не мы находим и используем идею, а она использует нас», т.е.мы становимся одержимыми чем-то и уже не принадлежим себе.Для тех, кто поддерживает теорию о том, что наш мир управляется эгрегорами, будет ясно, что восхитившись идеей и поддавшись ей, вы подпадаете под влияние определённого эгрегора и служите ему.Это он направляет вас по жизни.Учёные, великие спортсмены, художники, литераторы и многие другие более или менее известные люди ведомы своими эгрегорами.А как они подключились к ним? Разумеется, через однажды вспыхнувшую и увлёкшую их идею.Нет ничего плохого в том, чтобы служить эгрегору, и люди, сами того не зная, всё равно делают это, но суть в том, что чем больше мы осознаём свои мысли и поступки, тем меньше энергии у нас уходит вовне.

    Поэтому-то и говорят, что осознанность — это ключ ко всему.Больше осознавая себя, меньше действуя под влиянием желаний, мы встаём на пути йоги, конечной целью которой является самореализация и разотождествление с собственным эго и внушёнными им желаниями.Неудивительно, что даже в облике Шивы три полосы на лбу постоянно напоминают нам об этом, ведь сам Шива был йогином и по некоторым преданиям знал миллионы асан.

    Шива

    Трезубец бога Шивы

    Трезубец Шивы, или иначе Тришула, — важнейший атрибут этого бога.Для человека с западным образом мышления сразу возникнет ассоциация с Посейдоном, богом морских стихий, который на всех статуях изображается с ним.

    Есть символ трезубца и в буддизме, символизирующий «Три Драгоценности» Будды.Невольно вспоминается и христианство с его символом триединства — Троицей.Во многих религиях число 3 являет собой некую сакральность.Зачастую главные постулаты религий выражены в таком числовом выражении, и в целом цифра 3 символизирует опору, баланс.Два разнонаправленных начала не борются между собой, как это часто происходит в традициях, основанных на дуализме.Триединство — это гармонично сбалансированное сочетание различных элементов, которые сосуществуют в мире между собой, прежде всего, благодаря постоянному уравновешиванию одного принципа двумя другими.

    Нужно отметить такой, казалось бы, далёкий от шиваизма, факт, что в современной системе власти часто существуют две противоположные стороны, противоборствующие между собой, в то время как в древнем мире была система правления трёх (если мы вспомним Древний Рим, то там был триумвират).Мы сейчас не будем вдаваться в подробности устройства политических систем, но власть триумвирата изначально отличалась большей согласованностью и стабильностью, нежели то, что мы имеем в современном мире, построенном на демократии, где борьбу за власть постоянно ведут две стороны.Ни о каком балансе тут говорить не приходится.Единственно, что если номинально одна из партий выигрывает на коротком временном отрезке, значит, игра пойдёт преимущественно по её правилам.То же самое действует и в отношении другой стороны.

    Не так далеко от современности ушла и трактовка трезубца Шивы.Это три аспекта: творец, хранитель и разрушитель в одном лице.В этой интерпретации мы больше видим влияние кашмирского шиваизма, где бог Шива включает в себя эти три составляющих.В других традициях творение соответствует Брахме, сохранение — Вишну, а за ним закреплена лишь одна ипостась — разрушение.

    В каком бы образе ни выступал Шива, он остаётся, пожалуй, самым почитаемым из всех богов для йогинов.Не последнюю роль здесь играет и большая смысловая и философская нагрузка, которую несёт в себе его образ, а изучая истории, изложенные в древних писаниях, Упанишадах, можно подчерпнуть для себя много новых фактов и символизма, скрытых в образе Шивы.

    Изображение шивы

    Шива («благой», «приносящий счастье») — одно из трех высших божеств индуистского пантеона и вместе с тем одно из самых популярнейших.Он является третьим лицом в триаде «Брахма — Вишну — Шива» и первоначально выступал как разрушитель Вселенной.Но сам он тяготился своей ролью: «Не все боги счастливы! Волей создавшего меня верховного божества я постоянно разрушаю и ничего не создаю.Никто, кроме меня, не знает, как это мучительно — все время разрушать!»
    Истоки культа Шивы уходят в глубокую древность.К началу нашей эры, когда почитание Брахмы как творца Вселенной почти прекратилось, почитание Вишну и Шивы легло в основу двух новых течений в индуизме.Для поклонников Шивы этот бог стал уже не столько разрушителем, сколько владыкой творческой энергии во всех ее проявлениях, источником жизни Вселенной, ее верховным существом.
    Обычно Шиву изображают с ваханой («средством передвижения» — быком Нанди) у ног, коброй (Змеем Васуки) вокруг шеи и трезубцем в руке.
    Самое раннее изображение Шивы относят ко II или I веку до н.э.Изваянный из камня бог в храме Гудималлама (на севере штата Мадрас) стоит на фоне лингама (фаллоса – символа божественной силы), словно составляя с ним единое целое.Высота скульптуры равна росту человека – 1м 52 см.Шива изображен сильным и уверенным в себе, веселым и готовым к действию.Он стоит на плечах якши – существа ужасного: с огромным ртом и выпученными глазами, мощным туловищем.Якша представляет здесь силы природы, а Шива – высший аспект созидательных творческих сил Вселенной.

    Изображение Шивы
    Тришула (трезубец) в правой руке Шивы символизирует три гуны — саттву, раджас и тамас.Посредством этих трех гун Шива управляет миром.Дамара (священный барабан), который прикреплён к трезубцу, символизирует слог «ом», из которого состоят все языки.Из звуков дамару Шива сотворил санскрит.Горло Шивы характерного синего цвета. Согласно преданиям, Шива проглотил яд, предназначавшийся для гибели человечества и остановил его его внутри своего горла и до сих пор держит его там, чтобы не допустить всеобщей гибели.Течение Ганги в волосах Шивы символизирует нектар бессмертия, полумесяц в волосах обозначает, что Шива полностью контролирует Свой ум.Подстилка из тигровой шкуры на которой обычно восседает Шива указывает на побежденное вожделение.

    Тело Шивы белого цвета – символ духовной чистоты.В середине Его лба находится третий глаз, — глаз мудрости способный видеть сквозь пространство и время Легенда гласит, что третий глаз, появился у него, когда Парвати (жена Шивы), подойдя к нему сзади, закрыла ладонями два других глаза).На лбу у Шивы — три полосы бхасмы – символ того, что Шива уничтожил три загрязнения: анаву (эгоизм), карму (последствия прошлых поступков) и майю (иллюзию), а также три желания обладать — землей, женщиной и золотом.
    Змея на теле Шивы есть джива (личная душа), которая покоится на Шиве.Пять капюшонов обозначают пять чувств или пять таттв, а именно: землю, воду, огонь, воздух и эфир.Личная душа наслаждается существующими в мире объектами посредством этих пяти таттв.Когда джива (личная душа) путем контроля над чувствами и умом достигает знания, она находит свое вечное надежное прибежище в Шиве, Высшей Душе.
    Обычное местопребывание Шивы – горная вершина Кайлас в Гималаях, где Он предается погружению в Себя.Там Шива — воплощение строгости, отречения и отрешенности от мира.Третий глаз посреди Его лба указывает на Его проникновение во все тайны мира.Его развернутая к зрителям благословляющая ладонь указывает на то, что Он освобождает дживы (личные души), сжигая все оковы ведущие к просветлению.

    А еще у Шивы много имен (Уфа — «яростный», Шамбху — милостивый», Гириша — «властитель гор», Джатадхара — «носящий копну волос», Нилакантха — «с синей шеей», около 1008 имен) и еще больше обликов, с которыми связано множество мифов, нашедших свое воплощение в многочисленных изображениях Шивы и камне и металле.
    Начиная с X—XI веков образ Шивы по смыслу и по форме стал трактоваться совершенно иначе.Теперь среди изображений божества основное место отводится «Танцующему Шиве» (Шива Натараджи).

    Шива Натараджи
    Натараджа — это одна из форм представления Бога Шивы.Согласно священным текстам Шива является мастером танца и музыки, а также превосходным танцором и музыкантом (винахаром).Изображение Шивы Натараджи — это передача одной из поз оргиастического танца «тандава» — танца экстаза, а всего Шива исполняет 108 видов танца.Все они фигурируют на портале храма Чидамбарама, посвященного танцующему Шиве, в южной Индии.
    Шива именуется Космическим Танцором, так как его миссия реализуется в процессе танца: исполняя его, Бог уничтожает во Вселенной все старое и одновременно открывает новый цикл жизни.Шива Натараджа изображается стоящим на одной, чуть согнутой в колене правой ноге.Его левая нога грациозно выставлена вперед в танцевальной позе и попирает распростертого карлика — демона Алас-мару, который олицетворяет силы зла и неведения, навлекаемые иллюзией, в то время как Шива считается еще и «царем знаний».
    У Шивы четыре руки, жест каждой из них имеет смысл.Шива держит в правой верхней руке барабанчик Дамару в форме песочных часов — символ космического ритма и звука.Считается, что все ритмы Космоса можно извлечь из этого барабанчика.В другой руке (левой верхней) держит язычок пламени.В равновесии рук проявлен противовес творения и разрушения в игре космического танца.Созидающий звук против разрушающего пламени! Две нижние руки замерли в мудрах (особом расположении пальцев и кистей рук).Нижняя правая рука с поднятой открытой кистью замерла в мудре, означающей защиту и благословения бесстрашия для преодоления страха смерти, а мудра левой нижней руки (опущенная кисть с выпрямленными пальцами) — указывает на поднятую левую ногу и означает возможность для человека спасения от его иллюзорного восприятия реальности (майа).Голову Шивы украшает корона с черепом — знак победы над смертью.Выражение его лица благостно, так как он находится в состоянии нирваны.
    Фигура Бога часто заключена в бронзовый ореол с язычками пламени, олицетворяющего Вселенную, в которой танцует Великий Бог — разрушитель и созидатель одновременно, создающий в Космосе своим танцем динамическое эволюционное равновесие.Его поза воплощает в себе взаимодействие трех вечных первородных сущностей — бога, души и неволи — открывающее путь к освобождению всем жаждущим душам.
    Уникальная статуя Шивы Натараджи была найдена во время археологических раскопок, проводившихся неподалеку от храмового комплекса Шиварампурам, сооруженного около 1200 года.Найденные до тех пор изображения Шивы представляли его обычно сидящим в «позе лотоса», погруженным в созерцание.Эта бронзовая статуэтка представляла вариант танцующего Шивы, который исполняет священный танец, воплощающий космическую энергию.Найденное бронзовое изваяние Шивы хорошо сохранилось, и поэтому на несколько дней было выставлено в храме для всеобщего обозрения, а потом оно должно было перейти в руки реставраторов.
    Но из реставрационной мастерской статуя Шивы не верну-мась: в тяжелом ящике ее увезли на джипе, а на ее место была моложена кукла-копия.Хоть и прекрасно сделанная, но копия.А настоящий Шива Натараджи сейчас находится в музее Жине в Париже.
    Образы Натараджи можно встретить по всей Индии.Они могут быть выполнены из камня и из бронзы.На севере Индии его изображения украшают стены храмов.Иконы Натараджи являются воплощением радости жизни, экстаза ритмичного движения, идеального баланса, симметрии, грации и гармонии.Великий французский скульптур Огюст Роден когда-то сказал, что Шива Натараджа — это самая гениальная скульптура, созданная человеком.

    Шива Махайоги
    Великий покровитель все йогов.
    Изображение
    Божество сидит, скрестив ноги, как йог, и его окружают животные.Его также называют Махайоги, поскольку он бог аскетизма, и в этом аспекте его представляет обнаженный мужчина со спутанными волосами.Тело его покрыто пеплом, он сидит на тигровой шкуре.На шее у него висит ожерелье из черепов, и он погружен в глубокое созерцание.Считается, что у него есть третий глаз, он расположен посреди лба.
    Махайога – великая йога.
    Натха или Натх-йоги — имя Бога Шивы, которого в Индии называют так же Адинатх, в переводе с санскрита это слово означает владыка или мастер.Тех, кто почитают в Индии Шиву Адинатха, называют натхами.
    Натхи считаются основателями традиции йогинов, практикующих кая-садхану, метод достижения предполагаемого физического бессмертия.Именно от натхов пошла известная ныне «хатха-йога» (однако изначальная хатха-йога имеет очень мало общего с современным йога-фитнесом, будь-то в «традиционной» его форме или откровенно западной).В Индии эта традиция натхов окончательно сформировалась с VII по XII вв.н.э., её основателем часто считается Горакшанатха.Горакшанатха в Индии считают Шивой, покровительствующим всем йогинам, он же основал орден канпхатов или даршани.Члены этого ордена прорезают центр своих ушей при получении высшего посвящения, и вставляют в это отверстие большие серьги даршаны, или кундалы, которые связаны с энергиями солнца и луны, циркулирующими в тонком теле.При равновесии этих токов, йогин достигает совершенства тела — кая-сиддхи.
    Согласно преданиям, Горакшанатха достиг физического бессмертия.
    Также Горакшанатха известен как великий алхимик, и считается, что именно от него развилась хатха-йога, элементы которой практиковали во многих религиозных традициях, таких как шиваизм, суфизм, буддизм и др.

    В культе натхов существуют двенадцать разветвлений, которые распространились по всей Индии, а также в Афганистане, Пакистане, Непале, Тибете, Бангладеш и Шри Ланке.Эти подразделения придерживаются различного подхода в практике йоги и тантры.Традиция славится мастерами, достигшими сверхъестественных способностей, наиболее известны 84 натха-йогина.
    Но наиболее прославленным считается Горакшанатха.Его имя означает «Го» — вселенная, чувства, тело, и «Ракша» — владыка, защитник, что буквально переводится как владыка вселенной.
    Тексты натхов сейчас приняты как наиболее известные традиционные тексты по йогической практике, они популярны во всем мире.Самому Горакшанатху приписывается авторство порядка 50 трудов.
    Последователи Горакшанатха и их храмы в большинстве своем находятся на севере Индии.Приверженцев культа натхов можно легко распознать по большим серьгам, вставленным в центр ушных раковин, а также по ритуальному свистку нади, который они носят на чёрной шерстяной нити джанео: свисток — это символ звука, творящего вселенную, нить — символ энергетических каналов нади.Эти атрибуты передаются посвященным ученикам — йогинам, вступившим в орден натхов.При встрече адепты произносят слово «Адеш», что означает признание друг в друге божественного проявления.
    Всего у натхов три основных посвящения: при первом передается Гуру-мантра, при втором адепт получает нади-джанео, и при третьем он проходит обряд чира прорезания ушей.
    На данный момент, кроме индусов, существуют также посвященные в Традицию Натхов и из других стран, таких как Америка, Россия и страны Европы.

    Лингам
    Шива также бог воспроизводства, сексуальной силы и мужского начала.Главный предмет культа Шивы — лингам.Лингам Шивы – это фаллический символ бога, знаменующий собой плодородие земли, плодовитость людей и животных.Лингам Шивы всегда эрегирован.Шива единственный из богов, у которого почитается детородный орган.
    Столбовидные каменные изваяния-лингамы в храмах и домашних алтарях индийцев символизируют мощь и животворящие потенции Шивы.Это же символизируется обликом бычка Нанди, тоже обычно изображаемого с подчеркнуто, выразительными половыми признаками.Бычок Нанди — атрибут Шивы, он всегда рядом со своим хозяином.
    Культ лингама в Индии приобрел широкое распространение.К Шиве, к символизирующему его лингаму, обращаются жаждущие потомства, в его храм стекаются бездетные женщины, ожидающие от его мощи, подчас считающейся воплощенной в жрецах храма, реального содействия.Этот культ лингама-Шивы приобрел и философское толкование.В Линга-пуране сказано, что лингам — высший объект познания, что он отождествляется с Брахманом, являет собой «удивительное выражение величия» божества,
    Миф о создании лингама касается спора между Шивой, Вишну и Брахмой о том, кто является создателем вселенной.В их спор вмешался возникший постоянно растущий лингам, увенчанный пламенем, который поднимался из глубин космического океана.Брахма, обратившись гусем и Вишну, обратившись вепрем, решили разведать, в чем же дело.Хотя они искали миллионы лет, они не смогли найти ни вершины, ни основания.Но увидели соединение мужского и женского начала вселенной, но конца им не было.В конце концов, они нашли цветок Кетали, который упал с головы Лингама.Цветок поведал им, что он падает уже 10 веков и что никто не знает сколько потребуется времени, чтобы достичь земли.
    Также мы можем понять, что Лингам – это изначальная ось мира, что-то вроде мирового древа или шаманской лестницы, которая соприкасается со всеми известными мирами.

    Многорукая богиня Шива

    Привет, меня зовут Андрей.С 2007 года увлекаюсь фен-шуй.Активно внедряю и применяю полученные знания на практике.С Удовольствием отвечу на все ваши вопросы.

    В этой статье вы узнаете:

    Бог Шива – один из верховных богов в индуизме, в переводе означает «приносящий счастье».Шива вместе с богами Брахмой и Вишну образует тримурти – священный, божественный треугольник.Многорукий бог – олицетворение времени и в то же время разрушения, плодородия.Шива – божество, которое символизирует противоречивость мира.Его цель – уничтожить мир и других богов для обновления и создания чего-то нового.

    Легенда о рождении бога Шивы

    Расскажем несколько интересных историй о появлении на свет Шивы.Каждая из них отличается друг от друга.

    Первая история господа Шивы гласит, что появился он на свет в ответ на мольбы Брахмы о сыне.Мольбы были услышаны, родилось божество с кожей голубого цвета.Ребенок бегал возле Брахмы с плачем и просьбой дать ему имя.Брахма назвал дитя Рудра, но мальчик не остановился, отец был вынужден дать мальчику еще 10 имен.Всего получилось 11 имен и 11 воплощений.

    Другое сказание гласит, что многорукий Шива (Рудра) – результат гнева и злости Брахмы – появился из его межбровья.Это и стало причиной того, что самая негативная энергия из всех энергий индуизма стала природой новорожденного божества.

    Еще одна легенда повествует о том, что Брахма – сын Вишну.У Брахмы было 4 сына, не желающих собственного потомства.Разгневался бог, из его межбровья появился синекожий ребенок.Дано имя ему было – Рудра и еще 10 имен и жизней, Шива – одно из имен.

    В последней легенде повествуется, что Вишну – отец Брахмы.В момент рождения Брахмы рядом оказались демоны, которые хотели уничтожить бога.Из-за этого у Вишну в месте, где сходятся брови, появился господь Шива с трезубцем в руках и защитил Брахму.

    Символика и атрибутика бога в буддизме

    Мы подобрали для васинтересные статьи:

    Ицзин – книга перемен

    Иероглифы по фен-шуй

    Как и другие индийские божества, многорукое божество имеет символы, атрибуты Шивы, отражающие грани его естества.К атрибутам относят:

  • тело – осыпано пеплом, выражает начало Вселенной, которая шире границ существования;
  • заплетенные волосы – сплетение различных энергий;
  • луна в волосах – олицетворяет силу контроля над разумом и пониманием;
  • 3 глаза – луна и солнце, огонь;
  • полузакрытые глаза – бесконечность жизненных процессов; открытые глаза – зарождение жизни, закрытые – разрушение старой жизни;
  • змеи на шее и плечах – олицетворение текущего времени, прошедшего и будущего;
  • Ганга в волосах – символизирует снятие и очищение от грехов;
  • правая рука – побеждает зло, придает силу и благословение;
  • бык – верный спутник разрушителя желаний, средство для перемещения;
  • одежда из тигриной шкуры – победа над недостатками и непотребными желаниями;
  • барабан также относится к атрибутам Шивы, олицетворяет физическое и внетелесное существование;
  • ореол вокруг тела – олицетворяет Вселенную;
  • фаллос – лингам, мужское начало и плодородие;
  • оружие божества – трезубец, символизирующий 3 грани: разрушитель желаний, хранитель и создатель.
  • Самый распространенный символ Индии – танцующий Шива.Танец называется тандава.Каждый элемент изображения или статуэтки, каждое движение пропитано неслучайным смыслом.Основное значение – разрушение Вселенной.Образ динамичен, подвижен, некоторые жесты сплетаются в орнамент.

    Такая динамика означает вечное течение времени, постоянные изменения, чередование процессов создания и разрушения.

    История о супругах Шивы

    Первая супруга Шивы – Сати, дочь бога Дакши.Сам Дакши не любил Шиву, не признавал богом и не желал такого брака и мужа для дочери.Но на празднике выбора будущего супруга Сати сама выбрала многорукого бога.Отцу пришлось смириться, но чувства к Рудре не изменились.На одном из праздников господь Шива не оказал почтение Дакши, за что последний решил отомстить.

    Дакши устроил на горе Химават жертвоприношение для всех богов, кроме Шивы.В жертву принесли прекрасного коня.Раздосадованная Сати потребовала у отца и для Шивы кусок жертвенного мяса, но Дакши отказал.Не стерпевшая унижения, Сати бросилась в костер для жертвоприношения и сгорела.

    Шива сильно разгневался, создал чудовище Вирабхадру, которое уничтожило Дакши, отрубив голову.Долго Рудра скорбел о смерти жены на горе Кайласа, не обращал внимания на мир, женщин и молитвы почитателей сотни лет.

    За это время Сати переродилась на земле в образе Парвати.Любовь Сати передалась и Парвати, девушка решила завоевать сурового бога покаянием.Она отправилась на гору, сменила дорогие одежды, постилась, питалась только листьями, но Шива остался непреклонен.

    Другие боги решили вмешаться, и разразилась война между демонами и богами.Только нерожденный сын Рудры смог бы победить предводителя асуров.К Шиве отправили бога любви Каму для внушения новой любви, но и у него ничего не вышло: мысли Шивы были только о Сати.

    Парвати снова предалась покаянию.Изнуряла богиня тело и душу долгие годы.Однажды встретился ей молодой брахман, который допытывался, зачем так изнурять себя.На доводы и уговоры брахмана Парвати давала один ответ: никто в мире не нужен, кроме Шивы.

    Молодой жрец преобразился: перед Парвати показалось изображение Шивы, а потом и сам бог.Тронула его такая любовь и поклонение, взял он в жены Парвати.Свадьба была пышной, боги присутствовали на торжестве.После брачной ночи у молодоженов появился сын Сканда – бог войны с необыкновенной силой.

    Значение и символика Шивы в индуизме

    Религия индуизм насыщена символами, которые воплощают философские течения и учения, богов и богинь.Принято делить символы на 2 категории: мудра – жесты и позы, мурти – образы и изображения.

    Натараджи – знаменитый образ и символ Шивы.

    Господь Шива – царь танцоров, господь танца.Божество танцует в центре мироздания, которое олицетворяет человеческое сердце.

    Часто Рудру символически показывают в форме лингама, вертикального цилиндра с закругленной вершиной.Лингам означает слияние, растворение.Шива с востока – божество, которое несет благословение всем существам для слияния.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Наталья Якухина
    Написано статей
    212
    Ссылка на основную публикацию