Йоги кто они

Тема статьи: Йоги кто они - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Йоги.Индийские йоги — кто они

На Западе обыкновенно очень сбивчиво представляют себе, что такое «йоги», какова их философия и деятельность.Путешественники по Индии рассказывают немало сказок об ордах факиров, нищих и всяких фокусников, заполняющих большие дороги Индии и бесстыдно называющих себя «Йогами».Но люди Запада весьма ошибутся, представляя себе типичного «йога» в виде истощенного, фанатичного, грязного и невежественного индуса, который или сидит в недвижимой позе, пока тело его не окостенеет, или держит руки поднятыми вверх, пока они не одеревенеют и не высохнут, и так и останутся на всю дальнейшую его жизнь, наконец, держит кулак свой крепко сжатым, пока ногти его пальцев не прорастут насквозь через ладонь.Все эти люди существуют — это правда, но называть их «йогами» — это звучит для настоящего йога такою же нелепостью, как для заслуженного хирурга нелепо слышать, что доктором именуют мозольного оператора или «профессором» — уличного продавца знахарских снадобий.Источник — Эзотерика.Живое Знание

Издавна в Индии и в других восточных странах были люди, которые посвящали свое время и силы изучению методов развития сил человека, физических, умственных и духовных.Опыт первых поколений этих искателей передавался веками от учителей к ученикам, и постепенно сложена была наука — йога, т.е.этим исследованиям и учениям было в конце концов придано название «йоги» — от санскритского слова «юг» — что значит «соединять».

Йога делится на несколько отделов, начиная с учений об управлении телом до учений о способах достижения высшего духовного развития.В дальнейшем мы не будем касаться высших сторон предмета книги, если он сам не приведет к тому.

«Наука о дыхании» часто очень близка к области йоги и хотя первой задачей своей она имеет развитие в человеке сил его физического организма, но некоторыми сторонами своими она служит и его духовному развитию.

В Индии существуют большие школы йоги, соединяющие в себе тысячи руководящих умов этой великой страны.Философия йогов составляет правило жизни для многих и многих людей.Истинные учения йоги, однако, держатся в среде немногих, массы же довольствуются крохами, падающими со столов образованных классов, — восточный обычай в этом отношении не походит на, то, что мы видим на Западе.Но западные идеи начинают оказывать воздействие и на Восток, и теперь учения, которые прежде сообщались лишь немногим, свободно предлагаются всякому, кто только подготовлен достаточно для их восприятия.Восток и Запад растут, вместе в тесном общении, пользуясь этим для взаимных влияний.

Олег Чернэ

Йоги — кто они

Йога как система претерпела столько изменений, имеет такую массу вариаций и при этом несет в сознании всех, кто ей занимается, такую идею духовного развития, что воистину можно только преклониться перед этим чудом XX-го века.

Именно в XX веке йога стала тем, что можно назвать «культурой йоги».Удивительно, как люди, находясь совсем в ином осознании бытия, живя совсем в иных сезонных состояниях (по отношению к тем, где эта йога была зарождена) пытаются прилепить к своему воображению какую-то традицию или опереться на некие доказательства тысячелетней давности.

Возможно, жители Индской (Хараппской) цивилизации (древняя культура на территории Индии, существовавшая за 3000 лет до н.э.) действительно занимались йогой, но может ли это стать серьезным обоснованием для тех, кто изучает йогу сегодня? Единение души с некой трансцендентальной истиной одурманивает на грани наркотического транса такое количество людей, что они готовы лишить себя интеллекта, скрываясь от «предрассудков» современности.Более продвинутые йоги опираются на учение йога Патанджали, описавшего 8 ступеней йоги:

1.Яма — система ограничений, которая предписывается людям, обладающим статическим сознанием.Характерна для людей определенной веры и образа жизни в определенных климатических условиях, что и характеризует жителей Индии.

2.Нияма — предписания для тех, кто безоговорочно следует, и не в состоянии осмыслять, размышлять, анализировать.Основаны на умерщвлении человеческих, т.е.«отвлекающих» форм переживаний.

3.Асана — борьба за освобождение от зависимости от своего тела и сознания для опоры на сверхсознание, освобождение от физической зависимости.Тело не рассматривается как источник развития, и задача работы с ним — уменьшить свою зависимость от него.Здесь присутствует и физиологический аспект, связанный с тем, что в Индии тело человека не проживает все сезоны и поэтому некоторые его системы (например, мышцы) мешают развивать все то же тело.

4.Пранаяма — дыхательные упражнения, необходимые для жителей, у которых кожная и дыхательная системы не активизированы по природе, то есть для индусов.Иначе происходит пережигание энергии и достижение состояния дыхательного аффекта, в котором возникает ощущение пребывания энергии.Впрочем, здесь все зависит от умения преподавать эту систему, от места, где это происходит, и от подготовки легочной диафрагмы практикующего.

5.Пратьяхара — контроль синхронизированного состояния сознания, что абсолютно не может быть понято европейским сознанием.И это надо развивать десятилетия, в противном случае происходит, наоборот, обеднение, я бы даже сказал, оглупление йога.

6.Дхарана — погружение в сверхсознание, которое многие называют концентрацией.Йог не развивает концентрацию, так как это условие человеческого состояния.Он развивает осознание и переживание сверхсознания без определения этого переживания, что и приводит его к неопределяемому состоянию.

7.Дхьяна — неопределяемое состояние, которое характеризуется состоянием медитации.Оно опирается исключительно на личностные качества проживания, и не может быть подвергнуто определению или чьему-то суждению.

8.Самадхи — экстатическое состояние переживания сверхсознания.

Вот, собственно, и есть тот восьмеричный путь йоги.Это абсолютно не социальный путь развития, и при этом он не может быть реализован в других сезонных или климатических форматах.

Это и создало различные формы интерпретации йоги в зависимости от личности каждого гуру, который, в результате, поставил себя выше йоги и нарушил основной закон познания: знание должно быть выше нас.А руководствоваться мы должны методом.Но как же здесь выстроить метод, если он опирается на медицину, а не на физиологию?

Здоровье определяется развитием сознания, а это самое уязвимое место у йогов, так как оно им не нужно… Так что даже с позиции здоровья тут есть масса вопросов.

Вопросы и ответы

Знакомы ли Вы с учениями «АГНИ ЙОГИ»? Если да — то находите ли Вы их интересными? или бесполезными? Стоит ли их читать? Спрашиваю, потому что не смог найти однозначного ответа в интернете, хотел посоветоваться с Вами.
У меня нет позиции «хорошее» или «плохое».У меня позиция «нужное» или «ненужное».К тому же, в современном мире все зависит от того, кто преподает.Но очень важно понимать метод и в чем опора.Метода и системы я не вижу.Опора же на сверхсознание меня не устраивает.Она лишает возможности разбираться и пережить преимущества и недостатки человеческой природы.Складывается впечатление, что Агни Йога — это один из способов скрыть недоразвитость пути.Когда нету ясности и четкости — то приходится руководствоваться мутью.И если эта муть даже сверхбожественная — как же ее использовать тому, у кого даже с внимательностью проблемы?

Почему Вы выбрали Даосское направление? В чём его отличие от Индийской йоги? Что лучше? Можно практиковать и то и то или выбрать что-то одно?
Потому что для меня важна адекватность знания.Нигде, кроме как в даосской традиции, нет такой четкости, если хотите — математичности.Мне важно развивать мозг, а не быть духовно прошибленным.

Насколько я знаю, Вы изучили многие культуры, практики.
Интересно, почему в Вашей деятельности отсутствует направление традиционной индийской йоги? Разве она не пригодна для того, чтобы выстроить симметрию, восстановить нормальную циркуляцию энергии в организме, почувствовать ось и т.д.? (в сравнении с даосской йогой, тайцзи) Общался с одним из Ваших учеников, она сказала, что индийская йога не учитывает «сезонность» практики, и что проживая в России, где холодная зима, практики йоги в холодное время года могут быть чреваты для практикующего.
Практика для меня — это определенный код, матрица, где реализуются условия ментального, энергетического и физического, в определенной схеме.То, что люди сегодня называют йогой — в лучшем случае, занятия, зависящие не от знаний, а от тех, кто их ведет.Но по большому счету, все делают те или иные наборы упражнений.Не знаю, с какими моими учениками вы общались, но нужно понимать смысл того, что и зачем делается.Индийская йога — это прямой путь к сверхсознанию.Далее нужно объяснять и понять сказанное, где сезонность — это лишь один из пунктов.Проблема в том, что одно и то же название мы понимаем по-разному.Йога непригодна для симметрии или оси в движении.Ни один йог не может нормально двигаться из-за перетянутых сухожилий, но чтобы понять это, требуется время и терпение, а не реакция.Впрочем, отвлеченность йогов от процесса — это заложенная в задачах йоги функция, которую еще нужно зафиксировать.

Разрешите дилемму: почему даосы во время Шен (с 1 до 3) рекомендуют «спать» для трансформации, а йоги наоборот бодрствовать: медитировать, т.е.как некое противоречие между ними или это разный подход к вопросу бессмертия?
Йоги не занимаются бессмертием, они занимаются освобождением.

Индийские йоги — кто они?

Индийские йоги — кто они?

Веселин Лучанский (исполнитель асан)

«Индийские йоги — кто они?» — документальный фильм режиссёра Альмара Серебреникова, снятый на Киевской киностудии научно-популярных фильмов «Киевнаучфильм» в 1970 году.

В картине, помимо оригинальных съёмок использованы кадры кинохроники и сюжеты Болгарской студии научно-популярных фильмов и Бомбейской студии документальных фильмов.

Содержание

Фильм в популярной манере рассказывает об индийской традиционной оздоровительной гимнастике.

Съёмки проходят в научных учреждениях и клиниках Советского Союза, Болгарии и Индии.Учёные демонстрируют успехи, достигнутые при использовании лучшего из наследия йогов.Гимнастика, дыхательные упражнения и медитативная практика всё чаще оказываются в арсенале практикующих медиков и используются в борьбе с преждевременным старением, ожирением и многими другими болезнями современного человека.

В фильме задействованы

  • Василий Васильевич Бродов — индолог, доктор философских наук, профессор
  • Георгий Лозанов — доктор, руководитель центра суггестологии в Софии
  • Анатолий Николаевич Зубков — индолог, дипломированный йог высшей квалификации
  • Алексей Исидорович Коломийченко — лауреат Ленинской премии, член-корреспондент Академии наук Украины, профессор
  • Константин Тереньевич Соколов — кандидат биологических наук (Киевский НИИ медицинских проблем физической культуры)
  • Каролис Динейка — практикующий врач в Друскининкайском парке лечебной физкультуры
  • Даргомир Матеев — член-корреспондент Болгарской Академии наук
  • Юрий Сергеевич Николаев — доктор медицинских наук, профессор, руководитель клиники лечебного голодания
  • Леонид Давыдович Гиссен — кандидат медицинских наук (Всесоюзный НИИ физической культуры)
  • Юрий Гурьевич Антамонов — кандидат технических наук (Институт кибернетики АН Украины)
  • Александр Семёнович Ромен — доктор медицинских наук
  • Съёмочная группа

  • Авторы сценария: Анатолий Зубков, Альмар Серебреников
  • Авторский текст: М.Вепринский
  • Режиссёр-постановщик: Альмар Серебреников
  • Операторы-постановщики: В.Чупринин, Альмар Серебреников
  • Композитор: В.Шевченко
  • Звукооператор: М.Петренко
  • Редактор: В.Гайдай
  • Ассистент режиссёра: Г.Давиденко
  • Консультанты:
  • доктор философских наук, профессор Василий Бродов доктор медицинских наук, профессор И.Муравов доктор медицинских наук, профессор Ю.Николаев

  • Директор: Л.Шершер
  • Wikimedia Foundation .2010 .

    Смотреть что такое «Индийские йоги — кто они?» в других словарях:

    Индийские йоги — Индийские йоги кто они? … Википедия

    Йоги — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направления Вайшнавизм · Шиваизм Шактизм · Смартизм … Википедия

    Направления и виды йоги — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направления Вайшнавизм · Шиваизм Шактизм · Смартизм … Википедия

    Зубков, Анатолий Николаевич — Анатолий Зубков Имя при рождении: Анатолий Николаевич Зубк … Википедия

    Международное общество сознания Кришны в России — Международное общество сознания Кришны (ИСККОН)[К 1] является наиболее крупной[1] индуистской религиозной организацией в России.[1] История ИСККОН в России началась в 1971 году с пятидневного визита в Москву о … Википедия

    Йога — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направ … Википедия

    Бойко, Виктор Сергеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см.Бойко.В Википедии есть статьи о других людях с именем Бойко, Виктор.Виктор Сергеевич Бойко Дата рождения: 1 апреля 1948( … Википедия

    Хатха-йога — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направ … Википедия

    Список серий «Ералаша» (1980-е годы) — Аннотированный список серий детского киножурнала «Ералаш», созданных с 1980 года по 1989 год.За это десятилетие были выпущены 55 серий (с 23 по 77).Содержание 1 1980 год 2 1981 год 3 1982 год 4 … Википедия

    Бродов, Василий Васильевич — (28.02.1912 04.03.1996) спец.по истории инд.филос.; д р филос.наук, проф.Род.в Москве.Окончил филос.ф т МИФЛИ (1938).Участник Великой Отеч.войны.Окончил асп.ИФ АН СССР (1949).Ст.преп.кафедры филос.в Пед.ин те (1949 1953, г.… … Большая биографическая энциклопедия

    Индийские йоги — кто они?

    Сорок лет назад на экранах появился документальный фильм «Индийские йоги – кто они».Создатели этого фильма собирались познакомить советских людей с необычным явлением индийской культуры и вызвать размышления учёных на тему «возможности человека».Фильм произвёл фурор.Люди, от мала до велика, начали пытаться встать на голову или сделать другие трюки.Но нельзя забывать, что в йоге упражнения для тела не самое главное.

    Особенный интерес у людей вызвали следующие кадры из фильма «Индийские йоги – кто они»: йога, лежащий под колёсами грузового автомобиля; йога, отдыхающий на гвоздях; йоги, жующие стаканы; индийские йоги, пьющие соляную кислоту; йоги, лежащие на разбитом стекле и другие кадры.

    У йогов имеются свои ступени в познании древнейшего учения:

    Первая и вторая ступень индийских йог – это нравственность.

    Индийская йога – это не просто оздоровительная гимнастика, но ещё и этика, философия тела и ума.На первых двух ступеньках этой философии рассматривается нравственность.Так как индийские йоги считают, что прежде чем начать заниматься гимнастикой, необходимо стать доброжелательным, правдивым, честным, то есть быть глубоко нравственным человеком.

    Индийские йоги говорят, что человек, совершающий подлые и нехорошие поступки обычно заболевает болезнями ЖКТ.А человек ноющий, капризный и вечно чем-то недовольный обычно имеет проблемы с печенью.Так как нравственность находиться в тесной связи со здоровьем человека.

    Индийские йоги из цирка нарушают две первые ступени.Ведь настоящие индийские йоги используют свои упражнения только для поддержания своего физического тела, а не для демонстраций их окружающим.

    Третья ступень индийских йог – это хатха-йога.

    Хатха йога – это система дыхательных и физических упражнений.Этой системе уже почти четыре тысячи лет.Свои упражнение третьей ступени индийские йоги назвали асанами, что в переводе означает позы.Асаны Нагрузочные обязательно чередуются с асанами Расслабления.Внешне эти упражнения кажутся очень простыми.Но, как говорят сами индийские йоги, научиться полностью расслабляться можно только с помощью наставника.Кстати, они вообще не рекомендуют заниматься без наставника.

    Индийские йоги требуют, в момент занятий полной тишины.Ведь ничто не должно отвлекать вас.Внимание, волю, мысли нужно концентрировать на чём-то одном.Над сутью упражнения и над тем, что оно может и должно дать вашему организму.Поэтому все упражнения нужно начинать с асан Сосредоточивания.Во время этого асан нужно забыть всё, ведь посторонние мысли не должны вас отвлекать от упражнения.

    Древнее учение гласит, что можно изучать асаны в любом возрасте, но лучше постигать их с детства.В Индии хатка-йога принята, как система физического воспитания в полиции, армии, в высшей и средних школах.

    Четвёртая ступень – это пранояма.

    Пранояма – это система специальных дыхательных упражнений.Все мы убеждены, что умение дышать даровано нам природой.Это не так! Подавляющие число людей не умеет правильно дышать.

    Индийские йоги считают, что дыхание должно быть глубоким, замедленным и ритмичным.Так как такое дыхание помогает достичь полной вентиляции лёгких, а так же способствует регуляции кровообращение, а это, в свою очередь, увеличивает сопротивляемость организма, оказывает благоприятное воздействие на эндокринную систему и на ряд важных внутренних органов.Дышать индийские йоги советуют только носом.

    В детстве все дышат правильно, но с возрастом люди теряют это умение.Так как малоподвижный образ жизни стал причиной приобретения поверхностного дыхания, и в наиболее важных участках лёгких застаивается воздух.Дыхательная гимнастика и водные процедуры – это необходимый минимум для хорошего здоровья.

    Пятая, шестая, седьмая и восьмая ступени индийских йог – это упражнения для ума и психики человека.

    Используя почти четырёх тысячелетний опыт индийского народа, йоги, как сказал Джигарханян Неру, проповедывают методы дисциплины разума и тела.Индийские йоги – поклонники древнейшего учения о здоровье тела и духа.Однако эти люди вполне современные.

    В Индии даже существует специальная спортивная школа-интернат для юных индийских йог.При поддержке лучших тренеров, юные индийские йоги занимаются спортом целый день.Ведь перед этими девушками и юношами поставлена цель, сделать тело ловким и сильным.Для этого юные йоги используют не только упражнения, рекомендованные древним учением.

    В Чандигархе даже существует Государственный тренировочный центр йогов.Сюда после медицинского осмотра может прийти любой желающий.

    Своё утро индийские йоги начинают с специальной гимнастики.Обычно эта гимнастика состоит из 10 или 15 асанов.Легенды утверждают, что Шива, основоположник учения, знал около 33 миллионов асанов.Но на сегодняшний день рекомендуют использовать только 84 из них.Асаны подбирают индивидуально, в зависимости от состояния здоровья.

    В городе Бомбей разместился Центр здоровья йогов.В нём с помощью специальных упражнений индийские йоги лечат людей, хотя многие к этому относятся скептически.Индийские йоги утверждают, что такие заболевания как: астма, бронхит, желудочные заболевания и многие другие можно вылечить с помощью специальных асанов.

    Ведь, как показали научные исследования, асаны ритмично изменяют давление во внутренних полостях.Поэтому с помощью асанов можно регулировать кровоток к тем или иным органам, а вообще, большинство асанов как раз таки и предназначено для внутренних органов.

    Индийские йоги — кто они

    Сорок лет назад на экранах появился документальный фильм «Индийские йоги – кто они».Создатели этого фильма собирались познакомить советских людей с необычным явлением индийской культуры и вызвать размышления учёных на тему «возможности человека».Фильм произвёл фурор.Люди, от мала до велика, начали пытаться встать на голову или сделать другие трюки.Но нельзя забывать, что в йоге упражнения для тела не самое главное.

    Особенный интерес у людей вызвали следующие кадры из фильма «Индийские йоги – кто они»: йога, лежащий под колёсами грузового автомобиля; йога, отдыхающий на гвоздях; йоги, жующие стаканы; индийские йоги, пьющие соляную кислоту; йоги, лежащие на разбитом стекле и другие кадры.

    У йогов имеются свои ступени в познании древнейшего учения:

    Первая и вторая ступень индийских йог – это нравственность.

    Индийская йога – это не просто оздоровительная гимнастика, но ещё и этика, философия тела и ума.На первых двух ступеньках этой философии рассматривается нравственность.Так как индийские йоги считают, что прежде чем начать заниматься гимнастикой, необходимо стать доброжелательным, правдивым, честным, то есть быть глубоко нравственным человеком.

    Индийские йоги говорят, что человек, совершающий подлые и нехорошие поступки обычно заболевает болезнями ЖКТ.А человек ноющий, капризный и вечно чем-то недовольный обычно имеет проблемы с печенью.Так как нравственность находиться в тесной связи со здоровьем человека.

    Индийские йоги из цирка нарушают две первые ступени.Ведь настоящие индийские йоги используют свои упражнения только для поддержания своего физического тела, а не для демонстраций их окружающим.

    Третья ступень индийских йог – это хатха-йога.

    Хатха йога – это система дыхательных и физических упражнений.Этой системе уже почти четыре тысячи лет.Свои упражнение третьей ступени индийские йоги назвали асанами, что в переводе означает позы.Асаны Нагрузочные обязательно чередуются с асанами Расслабления.Внешне эти упражнения кажутся очень простыми.Но, как говорят сами индийские йоги, научиться полностью расслабляться можно только с помощью наставника.Кстати, они вообще не рекомендуют заниматься без наставника.

    Индийские йоги требуют, в момент занятий полной тишины.Ведь ничто не должно отвлекать вас.Внимание, волю, мысли нужно концентрировать на чём-то одном.Над сутью упражнения и над тем, что оно может и должно дать вашему организму.Поэтому все упражнения нужно начинать с асан Сосредоточивания.Во время этого асан нужно забыть всё, ведь посторонние мысли не должны вас отвлекать от упражнения.

    Древнее учение гласит, что можно изучать асаны в любом возрасте, но лучше постигать их с детства.В Индии хатка-йога принята, как система физического воспитания в полиции, армии, в высшей и средних школах.

    Четвёртая ступень – это пранояма.

    Индийские йоги считают, что дыхание должно быть глубоким, замедленным и ритмичным.Так как такое дыхание помогает достичь полной вентиляции лёгких, а так же способствует регуляции кровообращение, а это, в свою очередь, увеличивает сопротивляемость организма, оказывает благоприятное воздействие на эндокринную систему и на ряд важных внутренних органов.Дышать индийские йоги советуют только носом.

    В детстве все дышат правильно, но с возрастом люди теряют это умение.Так как малоподвижный образ жизни стал причиной приобретения поверхностного дыхания, и в наиболее важных участках лёгких застаивается воздух.Дыхательная гимнастика и водные процедуры – это необходимый минимум для хорошего здоровья.

    Пятая, шестая, седьмая и восьмая ступени индийских йог – это упражнения для ума и психики человека.

    Используя почти четырёх тысячелетний опыт индийского народа, йоги, как сказал Джигарханян Неру, проповедывают методы дисциплины разума и тела.Индийские йоги – поклонники древнейшего учения о здоровье тела и духа.Однако эти люди вполне современные.

    В Индии даже существует специальная спортивная школа-интернат для юных индийских йог.При поддержке лучших тренеров, юные индийские йоги занимаются спортом целый день.Ведь перед этими девушками и юношами поставлена цель, сделать тело ловким и сильным.Для этого юные йоги используют не только упражнения, рекомендованные древним учением.

    В Чандигархе даже существует Государственный тренировочный центр йогов.Сюда после медицинского осмотра может прийти любой желающий.

    Своё утро индийские йоги начинают с специальной гимнастики.Обычно эта гимнастика состоит из 10 или 15 асанов.Легенды утверждают, что Шива, основоположник учения, знал около 33 миллионов асанов.Но на сегодняшний день рекомендуют использовать только 84 из них.Асаны подбирают индивидуально, в зависимости от состояния здоровья.

    В городе Бомбей разместился Центр здоровья йогов.В нём с помощью специальных упражнений индийские йоги лечат людей, хотя многие к этому относятся скептически.Индийские йоги утверждают, что такие заболевания как: астма, бронхит, желудочные заболевания и многие другие можно вылечить с помощью специальных асанов.

    Ведь, как показали научные исследования, асаны ритмично изменяют давление во внутренних полостях.Поэтому с помощью асанов можно регулировать кровоток к тем или иным органам, а вообще, большинство асанов как раз таки и предназначено для внутренних органов.

    Йоги — кто они?

    Когда-то был фильм документальный с таким названием.Показывали факиров, которые лежали на битых стеклах, а по ним катались грузовики.Это не йоги.

    У нас принято называть йогами людей, которые с помощью психофизических практик могут регулировать свой организм.Вернее — людей, практикующих некоторые аспекты хатха-йоги.

    Но сами носители традиции смотрят на вопрос иначе.Йога — путь самосовершенствования.На этом пути человек преодолевает восемь ступеней.

    Яма — нияма — асана — пранаяма — пратъяхара — дхарана — дхиана — самадхи.

    В большинстве учебников нас научат асане — правильной позе (позам) и пранаяме (правильному дыханию).Но это лишь маленькая часть йоги, которая, вырванная из традиции, йогой не является.Оторванное крыло — это не птица.

    Если я пришел к тренеру и он (за деньги) научил меня сидеть в лотосе, или принимать позу коровы, и дышать через левую ноздрю, то даже если при этом стены его зала увешаны плакатами с рисунками чакр, будд и слонов, я не стану йогом.Более того, тренер не является йогом.Он просто тренированный атлет, и обучает меня экзотической гимнастике.

    Вы решаете самосовершенствоваться.Вы принимаете принципы ненасилия, честности, нестяжательства, целомудрия и других принципов правильной жизни.Это яма — правильное действие.

    Вы изучаете духовные и философские тексты, постигаете природу мироздания и человека.Это нияма — правильное размышление.

    Наконец-то вы добрались и до асан.Кроме того, что вы осознаете свое тело, вам приходится поддерживать его в рабочем состоянии, ибо в размышлениях йог часто неподвижен и проводит многие дни, сидя под деревом.Гиподинамия.Хитромудрые статистические позы этот недостаток устраняют.Вы поддерживаете свое тело в хорошем состоянии и в то же время становитесь ему хозяином.Это асана — правильная поза.

    Но хороший сосуд ничего не стоит, если он не наполнен.Вам нужно осознать природу брахмана — вселенского начала и праны — энергии, которая все пронизывает.Чтобы научиться наполнять себя этой энергией, вам придется научиться дышать определенным образом.Это пранаяма — правильное дыхание или манипуляции с праной.

    Вот эти четыре ступени образуют хатха-йогу.Лишь половина пути.

    Далее пратъяхара (правильное созерцание), дхарана (правильная концентрация), и лишь потом идет дхиана — правильная медитация.Кстати, по-японски дхиана звучит «дзэн».И если вам повстречается человек, который умеет медитировать, смело записывайтесь в ученики (как говорят в Индии, попросите у него разрешения носить для него дрова), ибо он уже опытен в йоге.Таких людей называют архатами — это великие мастера.Им остался один шаг до полной реализации.

    Ну и самадхи, понятное дело.Вы возвращаетесь домой.Сеть можно выбросить, ибо рыба поймана.Йогин состоялся.

    Упражнения тоже хорошо, в этом нет ничего плохого.Но это не йога.Йога — это такая жизнь, круглосуточная.И нет смысла начинать, если это не так.

    Индийские йоги – кто они?

    Каждый более или менее образованный человек что-нибудь да слышал об индийских йогах.Конечно, не каждый индиец йог.Но именно в древней Индии возникло это учение.

    И вот, оно наконец доступно в Харькове.

    А что же в самом деле кроется под этим удивительным названием – йога?

    Обширная европейская и американская литература о йогах описывает, главным образом, феномены, достигаемые последователями этого учения.

    Независимо от того, как толкуется назначение и смысл специфических упражнений, характерных для теорий йоги, почти все исследователи сходятся на том, что их основным и прямым эффектом является постепенное изменение сознания по гипнотическому типу.

    Так, на одной из ступеней подготовки по методу йоги (4 ступень системы йога – пранаяма) основное время уделяется навыкам регулирования ритма дыхания с концентрацией мысли на этих движениях.Мало что так способствует вхождению в гипнотическое состояние, как монотонные ритмические раздражения и сосредоточение внимания на них.Высшая ступень – умение сосредоточить внимание до перехода в состояние «самадхи» — обнаруживает полное сходство с самыми глубокими фазами гипнотического сна.От такого автогипноза естественно ожидать проявления тех же скрытых возможностей нервной системы, которые наблюдаются при исследованиях с гипнозом, производимые «извне», от стороннего испытателя.И такие способности появляются.

    Механизм этих феноменов на сегодняшний день, учитывая уровень наших познаний в физиологии и психологии, еще не совсем ясен, но путь к его пониманию уже намечен.

    Это необычное исследование началось в 1957 г., когда двое американских ученых, М.А.Венгер из Калифорнийского Университете в Лос-Анджелесе и Р.Багкхи из Анн-Арбор (штат Мичиган), приехали в Индию изучать эффекты йогов.Действительно ли йоги способны вынести чудовищные перегрузки и обходиться без воздуха, как это приписывает им молва и санскритские тексты? Возможно ли, что благодаря концентрации внимания и оккультной практике самодисциплины человек в состоянии овладеть столь удивительными физическими и психическими силами?

    Несмотря на понятный скепсис, с которым в научных кругах всегда воспринимались сообщения о чудесах индусских аскетов, исследователи решили всерьез заняться этой проблемой во всеоружии современных физиологических методик.Их инициатива встретила отклик среди индийских медиков и физиологов: в настоящее время эту работу продолжает большой коллектив сотрудников Всеиндийского института медицинских наук во главе с Б.К.Анандом и Г.Чиной.

    Среди испытуемых, согласившихся принять участие в этих необычных экспериментах, было 15 учеников известного гуру Магариши Магеша-Йоги, а также несколько аскетов из Гималайских пещер и один английский учитель, ставший индусским «святым».В результате комплексных исследований, включавших рентгеноскопию, регистрацию газообмена, кожно-гальванических потенциалов, различных метаболических процессов, удалось научно удостоверить тот факт, что некоторые йоги способны осуществлять чрезвычайно эффективный волевой контроль над деятельностью своей вегетативной нервной системы.В ряде случаев наблюдалась высокая резистентность к длительному переохлаждению организма, а также способность к произвольному торможению процессов метаболизма и волевое управление такими вегетативными функциями, как терморегуляция и потоотделение.Некоторые из испытуемых могли временно останавливать пульс.Рентгеноскопия показала, что практически сердце не прекращало при этом своей работы, но она принимала характер слабых вибрирующих сокращений, не сопровождаемых заметным пульсом.Детальное изучение физиологических механизмов различных типов дыхания йогов показало, что они позволяют выработать резистентность к таким стрессовым условиям, как пониженное содержание кислорода и присутствие в атмосфере чрезвычайно высоких, смертельных концентраций углекислоты.

    Эти результаты заставляют полагать, что потенциальные возможности резистентности и адаптивности человеческого организма еще далеко не изучены и, по-видимому, они значительно шире, чем это представляется в свете современных физиологических знаний.

    Один из наиболее впечатляющих результатов опытов с йогами состоит в том, что они иллюстрируют исключительную степень мобильности нервной системы человека, способной в определенных обстоятельствах за сравнительно короткий срок (месяцы и годы) выработать совершенно новые типы эфферентных связей, благодаря мощному повторению психологического приказа.

    Мы расскажем также о некоторых демонстрациях и экспериментах, которые характерны для йогов и представляют для нас определенный интерес.

    Начнем с опыта длительного захоронения йога – процедуры, носящей в Индии характер ритуальной народной традиции.Описание заимствуется из репортажей, опубликованных в индийской газете «Хиндустан таймс» (журнал «Наука и религия», 1969, №8 с.51-53)

    25 октября 1958 года.Садху (духовное лицо в Индии), которого приветствовали жители Садраштра и столицы, демонстрирует необычные возможности йогизма.Это 52-летний Бабашри Рамдажи Джирнари.В течение 24 часов он будет находиться в состоянии «самадхи» внутри склепа, стенки которого снабжены гвоздями длиной по два с половиной дюйма, обращенными остриями внутрь.

    Садху проводит сейчас 10-дневный пост, во время которого пьет только воду.Такой пост необходим ему, как объяснили ученики, перед тем, как садху переходит в состояние «самадхи».

    Рамдажи сообщил, что он уже сто раз находился в этом состоянии; это будет его 101-ое погружение.Он хотел бы убедить других в возможностях, которые создает йогизм.

    27 октября 1958 года.Женщины из числа посвященных стояли со сложенными ладонями, в то время как на территории Новой высшей школы в Нью-Дели Бабашри Рамдажи Джирнари входил в склеп.

    Садху предполагает находиться в этом воздухонепроницаемом склепе в течение 24 часов.

    Гирлянды цветов и шаль были сняты с йогина, и пятно из киновари удалено с его лба.В короткой рубахе, с шафрановым платком в руках он спустился в кабину глубиной в четыре с половиной фута.Веки его были закрыты.Острия пяти тысяч гвоздей выступали из досок, которыми обили стены кабины.Йогин спокойно сел на них.Затем деревянными досками склеп закрыли.Снаружи их залили цементом, чтобы сделать верх склепа непроницаемым для воздуха.В латунной кружке йогина было немного воды…

    28 октября 1958 года.Около 5000 человек собралось у помещения Новой высшей школы Нью-Дели, когда в 16-30 склеп вскрыли.Йогин находился еще в состоянии «самадхи», длившемся в течение 24 часов.Он пришел в сознание через некоторое время после вскрытия склепа.Его ученики долго растирали ему голову, используя при этом большое количество творога, пахтанья (продукт отхода при перебивании сливок на масло) и льда, прежде чем его естественное состояние полностью нормализовалось.На протяжении короткого времени, последовавшего за раскрытием склепа, йогина можно было видеть сидящим на корточках со сложенными руками, как бы находящегося в состоянии глубокой сосредоточенности.Через некоторое время Йогин принял стакан лимонного сока и чашку молока.

    За восемь лет до описанного «захоронения» английский журнал «Ланцет» подробно рассказал о подобном эксперименте того же Рамдажи.

    На глазах большой толпы он вошел в склеп, вырытый в земле.Его объем 5*4*8 футов, из пола и стен торчали острия гвоздей.Склеп залили сверху цементом.Но уже через 56 часов в потолке склепа пробили дыру и с помощью пожарного шланга ввели туда 5 300 л воды.Отверстие снова запечатали.Спустя шесть часов крышку склепа удалили, и садху извлекли из воды, в которую он был полностью погружен.

    Автор статьи доктор Вейкл, очевидец всего происходящего, подверг йога медицинскому обследованию.Рамдажи находился в полубессознательном состоянии, пульс его был замедлен, но регулярен, как и дыхание, тоже замедленное (8-10 в минуту).Его состояние нормализовалось очень быстро, и ничего не говорило о том, что он только что провел 56 часов в невероятно тяжелых, а 6 – в совершенно непригодных для жизни условиях.

    Способность йогов обходиться при подобного рода захоронениях крайне малым количеством кислорода стала ныне предметом детального изучения в нескольких научно-исследовательских институтах Индии, в частности во Всеиндийском институте медицинских наук.Подземные склепы, залитые цементом, сменились специально оборудованными герметическими камерами со множеством измерительных приборов, а изумленно молчащая толпа – коллективом физиологов.Полученные данные содержат пока лишь материал, свидетельствующий о полной достоверности описанных выше захоронений, но до понимания механизма явления еще далеко.Количества кислорода в воздухе, которым мог дышать йог в течении шести часов эксперимента было бы безусловно недостаточно для поддержания жизни обычного, неподготовленного человека.

    Вот подробности другого опыта, опубликованные в газете «Таймс оф Индия» 15 мая 1959 года.

    34-летний йогин Рамананда, находящийся под наблюдением Всеиндийского института медицинских наук, вновь поставил озадачивающую биологическую проблему.Эксперимент с ограничением потребления воздуха, которому он подвергался, входит в серию исследований, организованных научными сотрудниками для того, чтобы пробиться за «барьер» йогизма.

    Рамананда был помещен в герметически закрытое стеклянное помещение в 8 часов утра и оставался в нем до 16 часов дня.Он не находился в состоянии «самадхи» и поэтому мог следить за движениями врачей и даже помогал им с помощью жестов.Красный свет на панели управления, указывающий, что содержание кислорода в воздухе, которым дышал Рамананда, упало до уровня, недостаточного для поддержания жизни человека, зажегся в 11 часов утра.Врачи были обеспокоены, но йогин дал им знак продолжать эксперимент.Каждые 30 минут из закрытого помещения, в котором находился Рамананда, брали пробу воздуха для определения количества оставшегося в нем кислорода.Во время опыта с помощью электронных приборов регистрировали дыхание, сердечную деятельность и электрическую активность мозга обследуемого.

    Йогину предложили прекратить эксперимент в 4 часа дня.Рамананда вышел из своей кабины без посторонней помощи, свежий, несмотря на 8-часовое испытание.Он выпил кофе – единственное дополнение к половине стакана воды, выпитой во время опыта.«Я часто подвергался захоронениям на 28 дней под землей, — сообщил Рамананда.– Я мог бы оставаться в кабине, в которой производился опыт, по крайней мере 24 часа, но участки кожи, на которых были фиксированы регистрирующие приборы, стали болеть».И он показал подтеки на лбу, ногах и кистях рук.«Как чувствует себя йогин во время транса? Какие переживания он испытывает?» -«Возникают образы, проносящиеся через сознание, за которым следует ослепительный поток света».– «А что затем?».Он не может ничего добавить.«Я ведь еще только начинающий в изучении йогизма», — говорит Рамананда скромно, не считая достаточным 17 лет своей практики…– Я могу показать кое-что другое».Он вынул из ящика магнитофон.«Послушайте как бьется мое сердце».Прозвучала серия звуковых ударов, которые постепенно становились все слабее и слабее, пока не наступила полная тишина.«Это остановилось мое сердце»,- сказал йог.Эта запись была сделана во время одного из экспериментов в медицинском колледже Визакхапатанама.

    Возникает естественный вопрос: как относится к демонстрациям йогов наука, признает ли она их?

    Именно стремление «пробиться за барьер йогизма» движет сегодня учеными, знающими, что никаких мистических загадок в сверх-способностях йогов нет.Есть убедительные доказательства всевластия мозга и нервной системы над организмом с его огромными резервами.Но выяснение деталей этого всевластия находится пока на стадии обнаружения феноменов и выдвижения гипотез.Что же мы знаем уже сегодня?

    Пытаясь объяснить «захоронения», специалисты чаще всего употребляют слово «анабиоз».Это состояние значительного ослабления, снижения интенсивности обмена веществ в тяжелых жизненных условиях.Анабиоз – удел многих насекомых, червей и низших организмов; значительно выше интенсивность обмена веществ у животных, впадающих в зимнюю спячку (сусликов, летучих мышей и других).Однако и такое снижение жизнедеятельности можно условно назвать анабиозоподобным.

    Большинство исследователей склоняются к мысли, что состояние йогов в период «захоронения» — явление того же рода.Мы пока не знаем, каким образом в длительном анабиотическом состоянии с отчетливым прекращением дыхания, то есть с предельно низким (а то и отсутствующим вовсе) потреблением кислорода, не погибают наиболее хрупкие структуры организма, в первую очередь нервные клетки.Ведь казалось бы, разрывается одно из самых существенных звеньев обмена веществ: не поступает кислород, и не выводится углекислый газ, в больших количествах становящийся опасным ядом.Предполагают, что происходит использование кислорода, находящегося непосредственно в тканях организма, или что клетки живой ткани перестраиваются на какой-то особый, сверхэкономный режим обмена веществ.Но ни та, ни другая гипотезы не подкреплены пока серьезными научными данными.

    Тот факт, что йоги способны к значительному снижению основных жизненных функций – подавлению дыхания и сердечной деятельности, даже вмешательству в теплообмен, — не подвергается никакому сомнению.Исследование этих способностей проводились на современном научном уровне, с применением специальной аппаратуры, на пределе экспериментальных возможностей наших дней.

    Итак, способность человека регулировать, казалось бы не зависящие от его воли функции своего организма – факт, хотя и не разгаданный пока наукой, но достаточно установленный.Такой же факт – волевое сжатие периферических кровеносных сосудов, включая мелкие артерии, способное остановить кровотечение порой даже довольно серьезных ран.

    Время от времени в европейских цирках появляются люди, демонстрирующие свою нечувствительность к боли.

    Австрийский артист То-Рама, выступавший в 20-е годы с программой, которая характерна для определенных человеческих состояний.(Произвольно вызываемая нечувствительность к боли – отключение самого важного из сигналов опасности), отсутствие кровотечения из ран, способность резко – до иллюзии смерти или летаргического сна – понижать интенсивность основных жизненных показателей: дыхания и работы сердца, сказал:

    — «Власть над собой – самое важное в жизни.Многие стараются развить свою энергию и силу воли.Но через некоторое время, замечая, что не продвигаются, прекращают тренировку, считая ее бесцельной.Но эти люди ошибаются.Первое условие для достижения сильной воли – это самодисциплина, самовоспитание.Отсутствие этого – большой недостаток, и вша энергия никогда не усилится, пока вы не будете относиться строже к самим себе, не прекратите находить оправдания своим неправильным поступкам и не поставите самодисциплину на первое место.

    …При помощи этих опытов, — добавил То-Рама, — я хочу только показать, как много человек может достигнуть, когда он уделяет должное внимание тренировке своей психики».

    Рассказ То-Рамы – вдумчивое и подробное изложение пути, ведущего к использованию способностей, заключенных в нервной системе человека.

    В конце первой мировой войны То-Рама был тяжело ранен.В госпитале его состояние было признано безнадежным – об этом говорили врачи, и он это слышал; его переместили в палату смертников.«Тогда, — пишет в своей статье То-Рама, — во мне что-то восстало…Я стиснул зубы, и у меня возникла только одна мысль: «Ты должен остаться жить, ты не умрешь, ты не чувствуешь никаких болей» — и все в том же роде.Я повторял себе это бесконечное число раз, пока эта мысль не вошла настолько в мою плоть и кровь, что я окончательно перестал ощущать боль.Не знаю, как это случилось, но произошло невероятное.Врачи покачивали головой.Мое состояние стало со дня на день улучшаться.Так я остался жив только с помощью воли.Спустя два месяца в одном из венских госпиталей мне была сделана небольшая операция без общего наркоза и даже без местного обезболивания, достаточно было одного самовнушения.И когда я вполне оправился, я выработал свою систему победы над самим собой и пошел в этом отношении так далеко, что вообще не испытываю страданий, если не хочу их испытывать».

    Все это показывает, что словесным внушением или самовнушением удается избирательно затормаживать те рефлекторные центры головного мозга, которые ведают болевыми ощущениями.

    Люди, овладевшие искусством йоги могут по своей воле убыстрять или приостанавливать пищеварительный процесс или деятельность сердца.И знаменитый случай когда йог для чисто научных целей подвергся опасному эксперименту под строгим наблюдением медицинского факультета в Мадрасе.Он проглотил большую дозу соли цианистой кислоты и провел яд нетронутым по пищеводу и его тело не усвоило ни малейшей дозы его.Затем яд был выведен из тела естественным путем.

    В заключение хочется сказать, что ничего сверхъестественного во всех экспериментах нет.И хотя современная наука пока не может дать исчерпывающего объяснения этим фактам, будем надеяться, что в скором будущем это произойдет.

    Следующая статья >> Глава 1.Что такое йога >> Хатха-йога

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Наталья Якухина
    Написано статей
    212
    Ссылка на основную публикацию