Кхечари мудра

Тема статьи: Кхечари мудра - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Оглавление

Дыхание уджайи.Кхечари мудра

Она успокаивает нервную систему, блуждающий ум становится устойчивым, практика пранаямы снимает жжение в груди, ликвидирует дыхательную недостаточность — облегчает дыхание, нормализует его.Она производит жизненную энергию.

В большинстве техник, основанных на тантрической йоге, используется практика пранаямы под названием уджайи, которая дополняется языковым замком, именуемым кхечари мудра.Хотя выполнение этого сочетания крайне просто, оно намного повышает эффективность медитативных техник.

Кхечари мудра

Это очень простая практика, которую также называют набхо мудрой.В действительности, существует гораздо более трудная разновидность кхечари мудры, которая включает в себя многократные хирургические операции на языке, продолжающиеся месяцами .Однако практику, которую мы здесь предлагаем, может делать кто угодно без какой-либо подготовки или тренировки.

Кхечари мудра: техника выполнения

Заверните язык вверх и назад, так чтобы нижняя поверхность языка касалась нёба.

Вытяните кончик языка настолько далеко назад, насколько вы можете, не испытывая неудобства.Не перенапрягайтесь, поскольку вам потребуется постоянно держать язык в таком положении во время выполнения уджайи пранаямы.Поначалу вы почти сразу же будете ощущать дискомфорт, но по мере практики вы сможете выполнять кхечари мудру в течение всё более продолжительных периодов времени.Ощутив неудобство, расслабьте язык на секунду или две и затем вновь повторите языковый замок.

Эту мудру следует включить в технику выполнения уджайи пранаямы.

Дыхание уджайи

Дыхание уджайи, или дыхание «Победителя», — так можно перевести слово «уджайи» с санскрита.Дыхание уджайи очень полезно для физического здоровья организма, также оно позволяет лучше справляться со стрессовыми ситуациями, поэтому эту довольно простую в исполнении технику дыхания можно порекомендовать многим современным людям.

Дыхание уджайи: техника выполнения

Как бы странно это ни звучало, но основа техники дыхания уджайи в чём-то схожа с практикой пения, а с другой стороны, имитирует разговор шёпотом.Из-за чего это происходит? Во время обычного типа дыхания голосовая щель находится в расслабленном состоянии, и через неё свободно проходит воздух.Во время дыхания уджайи голосовая щель сужается, но не полностью, как это происходит в момент пения, а так, как если бы вы говорили шёпотом.Воздух проходит в лёгкие с усилием, а для наполнения всего объёма требуется больше усилий и времени.Поэтому дыхание уджайи выполняется без спешки, в отличие от таких пранаям, как Бхастрика или Капалабхати.

Если сравнивать эти пранаямы, то сама цель у них разная.Две вышеназванные пранаямы направлены в большей степени на то, чтобы провентилировать лёгкие, избавиться от излишнего углекислого газа и набрать достаточно кислорода.В то время как пранаяма уджайи не преследует этих целей и в гораздо большей мере направлена на достижение пратьяхары — разотождествления чувств и ощущений с внешними раздражителями.Это первый шаг на пути к освоению глубокой медитации.

Если вы по-настоящему серьёзно отнесётесь к выполнению дыхания уджайи во время практики асан, а также будете использовать её как самостоятельную пранаяму, то с самого начала вы начнёте подготавливать себя к высшим ступеням Раджа йоги — дхьяне — или медитации и самадхи — состоянию просветления и самореализации.Пранаяма уджайи проста в исполнении.

Техника выполнения дыхания уджайи сводится к следующему:

  • примите устойчивую позицию сидя, желательно Падмасану или Сиддхасану;
  • напрягите мышцы у основания горла так, как если бы вы делали глотательное движение;
  • сразу после этого вдохните;
  • после вдоха задержите ненадолго дыхание, символически, на пару секунд;
  • затем медленно выдохните, не расслабляя мышц у основания шеи.

    Практикуя описанный процесс, во время вдоха и выдоха вы услышите специфический звук — как бы лёгкий хрип — это воздух проходит сквозь сжатую голосовую щель.Рекомендуется выполнять по крайней мере 10 циклов дыхания (вдох и выдох — 1 цикл).

    Уджайи: вторая техника выполнения

    Есть и второй вариант выполнения дыхания уджайи.Он несколько сложнее, т.к.уделяется больше внимания выполнению кумбхаки — задержке дыхания на вдохе.Его лучше делать тогда, когда вы уже достаточное время попрактиковали первый вариант уджайи и можете выполнять его, что называется, на автомате.

    Прежде чем практиковать уджайи с кумбхакой, можно позаниматься Самавритти-пранаямой, так называемым квадратным дыханием, для того, чтобы поработать над задержкой дыхания.Кумбхака отличается от обычной задержки дыхания тем, что в идеальном варианте исполнения она должна выполняться без напряжения.Это означает, что практикующий настолько развил свои способности и возможности дыхательного аппарата, что задерживать дыхание он может спокойно, без дополнительных усилий.

    Временной отрезок кумбхаки зависит от организма человека и индивидуальной физической формы, в которой находится практикующий.Не стоит гнаться за рекордами.Нужно научиться задерживать дыхание на вдохе настолько, насколько это удобно.Если вы чувствуете дискомфорт, это уже не кумбхака, а обычная тренировка на задержку дыхания.Правильно выполняемая кумбхака не причиняет неудобств.

    Почему мы подробно ещё раз описали кумбхаку? Потому что во втором варианте исполнения дыхания уджайи кумбхака играет важную роль.Именно она находится в центре внимания.Техника исполнения второго варианта идентична первой, с одной лишь разницей, что вы выполняете кумбхаку не пару секунд, а подольше.При этом во время самой задержки дыхания вы можете зажать правой рукой обе ноздри и одновременно сделать Джаландхара-бандху.Опускание подбородка вниз к груди позволит вам перенаправить движение энергии внутри организма, а также максимально перекрыть голосовую щель.

    Во время выполнения дыхания уджайи должны напрячься мышцы брюшного пресса.Ко всему этому можно добавить ещё и Мула-бандху.Выполнение бандх позволит усилить давление в области живота и сделать его разнонаправленным — на брюшную и грудную области.Этот эффект помогает при выполнении асан на сгибы и прогибы, защищая позвоночник от чрезмерной нагрузки.После кумбхаки вы должны сделать медленный выдох через левую ноздрю, по времени в 2 раза превышающий вдох.Так, как это происходит во всех классических пранаямах с применением кумбхаки.

    Дыхание уджайи: польза

    Дыхание уджайи относится к одной из разновидностей пранаямы.Она приобрела наибольшее распространение и популярность благодаря практике виньяса-флоу йоги.В этом виде йоги большинство асан выполняются с применением йоговского дыхания уджайи.Почему люди из множества видов пранаямы — искусства контроля за дыханием — выбирают именно йоговское дыхание уджайи? За счёт разницы давлений в грудной и брюшной полостях увеличивается газообмен в организме, и не только он, но и поток энергий.Из-за того что отверстие глотки сужается во время вдоха и выдоха при дыхании уджайи, для того чтобы набрать нужное количество воздуха в лёгкие, требуется больше усилий со стороны дыхательного аппарата, и в большей степени это происходит за счёт работы грудной клетки и межрёберных мышц.

    К тому же во время выполнения Мула-Бандхи оказывается давление на внутренние органы живота, не только производя внутренний массаж органов, но и действуя на 3 нижние чакры — Муладхару, Свадхистану и Манипуру.Если практикующий будет выполнять также и Джаландхара-Бандху, то в работу вступит и Вишудха.Для наполнения организма воздухом такое дыхание с применением бандх становится вызовом для тела человека, но с положительной стороны, т.к.оно укрепляет дыхательную систему, стимулирует работу внутренних органов, способствует выработке организмом дополнительного тепла, если выполняется совместно с йогическими асанами, благоприятно действует на ум и является по сути первой стадией медитации, потому что дыхание такого типа не позволяет уму отвлекаться.Сознание становится сконцентрированным на этом необычном виде пранаямы, что заранее предотвращает чрезмерную активность ума и концентрирует мыслительную энергию только на одном — на дыхательном процессе.

    Йога и дыхание уджайи

    Использование дыхания уджайи известно в йоге давно.Шри Тирумалай Кришнамачарья советовал именно так дышать, чтобы во время вдоха и выдоха был слышен «шипящий звук» и было «ощущение трения в горле».Это дыхание неспешное, и, выполняя его, вы развиваете свой дыхательный аппарат.Когда дыхание уджайи выполняется во время практики асан, как во время виньяса-йоги, то организм разогревается, что в свою очередь ведёт к избавлению от токсинов.

    За счёт того, что такое дыхание растянуто во времени, это также благотворно влияет на нервную систему.Оно успокаивает и избавляет от стресса, поэтому тип дыхания уджайи рекомендуется выполнять многим людям после рабочего дня, даже если они ещё не стали практиковать йогу, т.к.польза дыхания уджайи велика.

    С замедлением вдоха и выдоха также замедляется и пульс во время физических тренировок или при выполнении йогических асан, что хорошо сказывается на развитии общей выносливости организма.Если говорить более популярным языком, то дыхание уджайи позволит вам добиться довольно быстрых результатов в освоении асан по вышеперечисленным причинам, и в целом такое дыхание действует общеукрепляющим образом на весь организм.

    Также среди важных эффектов дыхания уджайи стоит отметить профилактику заболеваний бронхов и дыхательного аппарата.Во время выполнения практики уджайи улучшается состояние лёгких и бронхов.С помощью пранаямы уджайи можно восстановить проходимость бронхов, таким образом предупредив развитие серьёзных заболеваний, связанных с дыхательными путями.

    Дыхание уджайи: польза для женщин

    Дыхание уджайи полезно для всех людей, однако можно выделить несколько моментов, по которым эта пранаяма особенно полезна для женщин.В первую очередь стоит заметить, что при выполнении уджайи используются различные бандхи, так называемые «замки», среди которых непоследнюю роль занимает Мула-бандха.Её выполнение можно посоветовать большей части женского населения, у кого брюшные мышцы слабые и нетренированные.Дело в том, что, практикуя Мула бандху — «корневой замок», — вы включаете в работу все те органы, которые расположены в нижней части живота.Внутренняя мускулатура тренируется, огромное положительное влияние оказывается на мочеполовую систему.

    Если мы посмотрим на выполнение Мула-бандхи с точки зрения системы энергетических потоков, то мы поймём, что её выполнение крайне важно с целью сохранения энергии в организме и предотвращению её растрат.Как мы помним, в области Муладхара-чакры берёт своё начало главный энергетический канал — Сушумна.Таким образом, выполняя Мула-бандху, вы делаете «замок» в области корневой чакры и не даёте энергии утекать.Мула-бандха, при одновременном её выполнении с дыханием уджайи, оказывает мощный эффект на нижние чакры — Муладхару и Свадхистану, и таким образом происходит коррекция работы пищеварительного тракта и мочеполовых дисфункций.

    Языковой замок или Кхечари-мудра для эффективной медитации

    В этой практике нет ничего сложного.Второе ее название – Набхо мудра.На самом деле, существует и более сложная разновидность Кхечари мудры (языкового замка), связанная с хирургическим вмешательством на языке.Но в данном случае рассмотрена простая техника, которую можно выполнять без дополнительной подготовки.

    Техника выполнения

    Язык нужно загнуть таким образом, чтобы он поднялся вверх и коснулся нёба своей нижней частью.Рот при этом должен быть закрыт.Кончик языка нужно продвинуть к гортани как можно глубже, но без резких усилий.

    Постараться удерживать язык в таком положении длительное время.

    Новички часто ощущают дискомфорт при выполнении мудры. Им можно делать упражнение циклами: загибать язык, а потом расслаблять его.Повторить упражнение несколько раз.

    Ежедневная практика приводит к автоматическому подъему языка к синусам, что активизирует определенные отделы головного мозга.

    Справка! При помощи Кхечари мудры повышается эффективность медитации.Ее можно сочетать и с другими практиками йоги (например, с Уджджайи-пранаямой).

    Смотрите это видео, чтобы узнать больше о мудре:

    Мудра приводит разум в интровертное состояние.Она очень тонко воздействует на организм человека.Задняя часть нёба имеет несколько важных точек и желёз, которые чувствительны к давлению и помогают контролировать активность тела.Языковое нажатие стимулирует секреции желёз, оказывая положительное воздействие на здоровье.

    Кхечари-мудра (языковый замок)

    Способ раджа-йоги

    Кхечари-мудра (языковый замок) техника выполнения: Загните язык вверх и назад так, чтобы его нижняя часть касалась нёба

    (рот держите закрытым).Старайтесь продвинуть кончик языка назад как можно дальше, но не перенапрягайтесь.

    Удерживайте это положение как можно дольше.

    Начинающие могут очень быстро почувствовать дискомфорт.Им рекомендуется на несколько секунд расслабить язык, а затем вновь выполнить языковый замок.С течением времени (при регулярной практике) язык будет автоматически подниматься к синусам, стимулируя тем самым многие нервные центры мозга.

    Способ хатха-йоги

    Эту форму кхечари-мудры должны выполнять только опытные практикующие и только под наблюдением инструктора.Она требует терпения и настойчивости.Сухожилие под языком должно понемногу (в течение нескольких недель) подрезаться.Для этой цели можно использовать либо хирургический нож, либо острый камень.

    Ежедневно массируйте язык, оттягивая его доящими движениями.Для облегчения этого процесса можно использовать сливочное, подсолнечное или другие виды масел.Продолжайте массировать язык в течение многих месяцев, пока он не вытянется так, что вы сможете коснуться его кончиком точки между бровями.Когда язык достигнет нужной длины, кхечари-мудру можно выполнять в полном объеме.

    Загните язык вверх и назад в полости рта.

    Осторожно продвиньте его по задней части нёба как можно дальше к глотке.Таким образом, проходы воздуха будут перекрыты и со временем откроется психический центр, известный как лалана-чакра.

    Дыхание: Начинающие могут дышать нормально.Постепенно старайтесь уменьшить частоту дыхания до тех пор, пока количество дыханий не достигнет 5-8 вминуту.Это произойдет через два или более месяцев систематической практики.

    Длительность практики: Кхечари-мудру следует делать как можно дольше – предпочтительно во время отдыха и расслабления.Эта практика может выполняться также в сочетании с уджайи-пранаямой и другими техниками йоги.

    Предостережение: Без руководства опытного инструктора не пытайтесь выполнить полную форму.Если кхечари-мудра практикуется в ходе выполнения физических упражнений, могут появиться горькие на вкус выделения.Это вредно.Поэтому практикующему настоятельно рекомендуется прекратить выполнение мудры, как только он почувствует горький привкус во рту.

    Польза практики: Эта мудра оказывает очень тонкое воздействие на человеческий организм.В задней части нёба расположены различные точки и железы, реагирующие на давление и осуществляющие контроль над активностью тела.Нажим изогнутым языком стимулирует секреторные выделения этих желез.Это оказывает благотворное воздействие на здоровье в целом.

    Кроме того, кхечари-мудра стимулирует образование слюны, которая устраняет чувство голода и жажды.Йоги, которых закапывали в землю на длительное время, постоянно удерживали кхечари-мудру.Это позволяло им задерживать дыхание на нужный период времени без всякого вреда для организма.

    Кхечари-мудра пробуждает кундалини-шакти и помогает сохранять жизненную энергию тела.

    Выполнение полной формы кхечари-мудры может вызвать отделение астрального тела от физического, в результате чего сознание погружается в ака-шу – пространство между астральным и физическим планами.

    В древних текстах, посвященных йоге, эта мудра рассматривалась как очень важная.

    Шлока 40.Польза кхечари мудры Шлока 41.Кхечари мудра заставляет ум двигаться в Брахмана

    (40) Тот, кто знает кхечари мудру, неподвержен болезням, неподвержен законам причины и следствия (кармы) и свободен от уз времени (смерти).

    (41) Ум движется в Брахмана (кхе), потому что язык движется в пространство (кхе).Поэтому совершенные называют эту мудру кхечаридвижущийся в пространство или в Брахмана.

    Тот, кто знает кхечари мудру, — это тот, кто испытал ее и добился в ней совершенства.Санскритское слово ветти, означающее «знание», относится к знанию посредством переживания, а не к каким-то интеллектуальным понятиям.

    Польза, связанная с кхечари мудрой, проистекает из переживания состояния сверхсознания, или самадхи.Здесь нам говорится, что кхечари является настолько мощной, что практикующий может достичь состояния, в котором он преодолевает карму (то есть причину и следствие), время, смерть и болезни.Это все аспекты влияния шакти, или майи.Состояние сверхсознания представляет собой состояние вселенского, космического сознания, находящегося выше двойственности и ограниченности ума.Это состояние носит название кайвалья, нирвана, мокша, самадхи или Брахман.Это все синонимы, указывающие на конечную стадию или реализацию раджа-йоги.

    Кхечари мудра непосредственно воздействует на функции мозга и пробуждает высшие центры сознания.Внутренние функции нашего ума ограничены временем и пространством, идой и пингалой, но имеется возможность превзойти эти два полюса двойственности.Функции обычного мозга должны быть подвергнуты трансформации и реструктуризации, чтобы имело место такое сверхнормальное функционирование.

    Время и пространство — это понятия конечных ума и восприятия.В йоге и тантре говорят, что они являются инструментами майи, пракрити или шакти.Они являются законами природы, а конечный ум — продукт природы.Если вы можете расширить сознание за пределы конечного ума и явлений природы, ваше сознание войдет в царство бесконечности.

    Шлока 42.Кхечари дает возможность контролировать семя Шлока 43.Ваджроли мудра контролирует семя

    (42) Когда посредством выполнения кхечари мудры закрывается полость у верхнего неба, бинду, или семя, не может быть потеряно, даже если ты лежишь в объятиях прекрасной женщины.

    (43) Даже если есть движение семени и оно входит в половые органы, это движение прекращается и семя возвращается вверх за счет сжатия промежности.

    Воздействие кхечари мудры на эндокринную систему и на шишковидную железу уже обсуждалось.Тот, кто контролирует жидкости, связанные с процессом воспроизведения, контролирует природу, тело и ум.Такого контроля достичь, конечно, трудно, но хатха-йога предоставляет соответствующие методы.Кхечари мудра • регулирует производство и деятельность гормонов в мозговых центрах; имеются также другие практики, которые непосредственно управляют секреторным поведением органов воспроизведения.

    Шлока 44.При выполнении кхечари мудры пьется нектар луны и побеждается физическая смерть Шлока 45.На того, кто практикует кхечари, не действует яд

    (44) С языком, направленным вверх, знаток йоги пьет жидкость луны.Через пятнадцать дней смерть побеждена.

    (45) Тело йога навсегда заполнено нектаром луны.Даже если он будет укушен королем змей (Такшакой), он не будет отравлен.

    «Пить жидкость, или нектар, луны» — значит пить или усваивать жидкость, выделяемую из бинду висарги.Бинду всегда описывается как полная луна.Говорят, что нектар, производимый в бинду, опьяняет сознающий ум и повышает сопротивляемость тела токсинам, накопившимся в его системе.

    На определенной стадии духовной эволюции это неизбежный процесс, который имеет место независимо от типа йоги, которую вы практикуете.Есть хорошо известная история о Мире Баи, одной из величайших святых и бхактов Индии.Ее преданность Господу Кришне была настолько сильной, что она жила в постоянном экстазе посредством непрерывного вспоминания его.Даже когда ее мачеха дала ей смертельный яд, тот не подействовал на нее.Люди говорят, что Господь Кришна превратил яд в сок розы или в молоко.На самом деле ее организм был невосприимчив к яду из-за «потока нектара из бинду».

    Согласно текстам хатха-йоги, если практикующий кхечари мудру достиг совершенства, то спустя две недели процесс дегенерации тела становится обратимым.Однако для того, чтобы добиться совершенства в кхечари, требуется много времени, но следует иметь в виду тот факт, что в самом процессе совершенствования кхечари тело медленно перенастраивает себя, и когда совершенство достигнуто, для выхода жидкости из бинду требуется очень мало времени.

    Кхечари-мудра (языковый замок)

    Кхечари-мудра (языковый замок)

    Способ раджа-йоги

    Загните язык вверх и назад так, чтобы его нижняя часть касалась нёба (рот держите закрытым).Старайтесь продвинуть кончик языка назад как можно дальше, но не перенапрягайтесь.

    Удерживайте это положение как можно дольше.

    Начинающие могут очень быстро почувствовать дискомфорт.Им рекомендуется на несколько секунд расслабить язык, а затем вновь выполнить языковый замок.С течением времени (при регулярной практике) язык будет автоматически подниматься к синусам, стимулируя тем самым многие нервные центры мозга.

    Способ хатха-йоги

    Эту форму кхечари-мудры должны выполнять только опытные практикующие и только под наблюдением инструктора.Она требует терпения и настойчивости.Сухожилие под языком должно понемногу (в течение нескольких недель) подрезаться.Для этой цели можно использовать либо хирургический нож, либо острый камень.

    Ежедневно массируйте язык, оттягивая его доящими движениями.Для облегчения этого процесса можно использовать сливочное, подсолнечное или другие виды масел.Продолжайте массировать язык в течение многих месяцев, пока он не вытянется так, что вы сможете коснуться его кончиком точки между бровями.Когда язык достигнет нужной длины, кхечари-мудру можно выполнять в полном объеме.

    Загните язык вверх и назад в полости рта.

    Осторожно продвиньте его по задней части нёба как можно дальше к глотке.Таким образом, проходы воздуха будут перекрыты и со временем откроется психический центр, известный как лалана-чакра.

    Дыхание: Начинающие могут дышать нормально.Постепенно старайтесь уменьшить частоту дыхания до тех пор, пока количество дыханий не достигнет 5-8 вминуту.Это произойдет через два или более месяцев систематической практики.

    Длительность практики: Кхечари-мудру следует делать как можно дольше – предпочтительно во время отдыха и расслабления.Эта практика может выполняться также в сочетании с уджджайи-пранаямой и другими техниками йоги.

    Предостережение: Без руководства опытного инструктора не пытайтесь выполнить полную форму.Если кхечари-мудра практикуется в ходе выполнения физических упражнений, могут появиться горькие на вкус выделения.Это вредно.Поэтому практикующему настоятельно рекомендуется прекратить выполнение мудры, как только он почувствует горький привкус во рту.

    Польза практики: Эта мудра оказывает очень тонкое воздействие на человеческий организм.В задней части нёба расположены различные точки и железы, реагирующие на давление и осуществляющие контроль над активностью тела.Нажим изогнутым языком стимулирует секреторные выделения этих желез.Это оказывает благотворное воздействие на здоровье в целом.

    Кроме того, кхечари-мудра стимулирует образование слюны, которая устраняет чувство голода и жажды.Йоги, которых закапывали в землю на длительное время, постоянно удерживали кхечари-мудру.Это позволяло им задерживать дыхание на нужный период времени без всякого вреда для организма.

    Кхечари-мудра пробуждает кундалини-шакти и помогает сохранять жизненную энергию тела.

    Выполнение полной формы кхечари-мудры может вызвать отделение астрального тела от физического, в результате чего сознание погружается в ака-шу – пространство между астральным и физическим планами.

    В древних текстах, посвященных йоге, эта мудра рассматривалась как очень важная.

    Кхечари Мудра – метод перенаправления осознания

    Упражнения с общим названием «мудры» имеет очень большое значение в практике Хатха — и Раджа-йоги.Они предназначены для перенаправления потоков энергии и фокуса внимания.Если сравнить поток энергии с рекой, то мудры – это плотины, с помощью которых мы меняем русло реки для более эффективного использования её потенциала.То же касается и внимания – с помощью мудры, осознание человека привлекается и легко удерживается на определенных органах и энергетических центрах, что также увеличивает эффективность их работы.Источник — Эзотерика.Живое Знание

    Кхечари в древних текстах

    Кхечари Мудра упоминается в очень многих трактатах по Хатха-йоге.В них она превозносится как наивысшая из всех мудр, и указывается, что ее освоение дарует все сверхспособности и подводит к целям всех йог.

    Хатха-Йога Прадипика:

    «3.39.Нет болезни, нет смерти, нет Нидры (сна без сновидений), нет помрачения ума, нет ни аппетита, ни голода, ни жажды у того, кто практикует Кхечари-мудру.

    3.40.Тот, кто практикует Кхечари-мудру, не подвержен болезням.Карме и действию времени.

    3.41.Мудрецы назвали эту мудру Кхечари, так как ум и язык, достигнув Кха, выходит за пределы времени.(«Кха» обозначает одновременно и пространство Брахмана, «эфир» и небо, и нёбо в верхней части рта, которого касается язык, повернутый назад.- Прим.пер.)

    3.42.Кхечари-Мудра закрывает отверстие нёба, и семя не покидает человека, даже если он держит в объятиях желанную женщину».

    Шива Самхита:

    «4.31.Сидя в Ваджрасане, взгляд устреми между бровями, а язык помести в углублении над горлом, в устье источника нектара.

    4.32.Йогин, ежедневно пьющий этот нектар, достигнет Виграха-сиддха (власть над своим телом) подобно льву, побеждающему слона смерти.

    4.33.Кхечари даже самого нечистого делает чистым.

    4.34.В одно мгновение он пересекает океан грехов и, испытав блаженство мира богов, рождается в благородной семье.

    4.35.Для практикующего Кхечари-мудру настойчиво, сотни периодов Брахмы — как несколько минут.

    4.36.Благодаря Кхечари-мудре достигается высочайшая цель (Йоги) и все грехи побеждаются.

    4.37.Храни ее в тайне и не открывай никому».

    Объяснение практики

    Язык – очень чувствительный орган.На нем сконцентрировано огромное количество вкусовых рецепторов и нервных окончаний.Через язык мы познаем вкусовые ощущения, а у многих вкус является одним из ведущих органов чувств.Например, маленькие дети очень часто тянут все в рот.

    Как есть мудры для пальцев рук, так есть мудра и для языка.В Кхечари Мудре он заворачивается назад, стремится «быть проглоченным».Это маленькое действие сильно меняет общую картину чувственного восприятия.Это ощутимо даже в обычном состоянии.А когда йогин производит Кхечари Мудру со всей силой йоговской концентрации, ее эффект распространяется на весь конгломерат человеческих проявлений, а результат усиливается во много-много раз.

    Действие Кхечари Мудры объяснялось многими учителями йоги.В общем можно сказать, что эта практика значительно усиливает интроспекцию и легко вызывает однонаправленность в мышлении, а энергия при выполнении Кхечари Мудры направляется к высшим чакрам, вызывая возвышения уровня осознания.

    Кхечари Мудра методом Хатха-Йоги

    В древних трактатах описывается вариант выполнения Кхечари мудры по методике Хатха-Йоги.Для большинства людей этот метод неприемлем.Его выполнение требует обязательной помощи Специалиста, который в совершенстве овладел этой техникой и вправе оказывать эту помощь.

    Кхечари Мудра физически выглядит как заворачивание языка назад, как бы с целью заглотить его.Этому процессу естественно мешает перемычка между языком и нижним небом.Мастера Хатха-Йоги обнаружили, что эту перемычку можно растянуть с помощью специальных надрезов на ней, заворачивая при этом язык все дальше и дальше назад.Постоянно практикуя это упражнение, они добивались полного успокоения разума и контроля над потоками своих энергий.

    Хатха-йогин, овладевший Кхечари Мудрой этим методом, может регулировать потоки дыхания через правую и левую ноздрю без помощи рук, просто зажимая проходы изнутри языком.

    Кхечари Мудра методом Раджа-Йоги

    Разрезать себе уздечку языка – для многих слишком уж радикально.И действительно, в этом нет большой необходимости.В современную эпоху, для нынешнего уровня развития человека, значительно эффективнее использовать Кхечари Мудру в варианте Раджа-Йоги.

    Для этого язык поворачивается назад настолько далеко, насколько это возможно, чтобы не испытывать при этом неудобства.В таком положении Раджа-йогин направляет свое внимание на кончик языка и достигает наивысшей степени концентрации.

    Именно этот вариант Кхечари Мудры мы и рекомендуем использовать в индивидуальной практике.

    В соединении с бандхами

    Многие задержки дыхания во время практики пранаямы рекомендуется делать одновременно с бандхами – замками.Практика Кхечари Мудры может быть соединена с Джаландхара Бандхой.

    Джаландхара Бандха – это горловой замок.Он выполняется во время задержки дыхания на вдохе и на выдохе опусканием подбородка на грудь.Его суть — это «сжатие» энергетических потоков в области горла и Вишуддхи-чакры.

    Во время выполнения Джаландхара Бандхи язык легко может быть завернут назад и сложен в Кхечари Мудру.В результате практикующий извлекает пользу от обоих этих техник.

    Вместе с Анулома Вилома пранаямой

    Анулома Вилома – простая и очень эффективная техника пранаямы.В ней вдох и выдох осуществляется попеременно через разные ноздри.Вдох через левую, выдох через правую ноздрю, вдох через правую, выдох через левую.

    Если во время выполнения этой дыхательной практики язык будет завернут в положение Кхечари Мудры, это значительно усилит результативность пранаямы.

    Вместе с СО-ХАМ медитацией

    СО-ХАМ медитация – одна из простейших медитативных техник.Она может использоваться каждым.И каждый может познать пользу от нее.И эта польза может быть усилена практикой Кхечари Мудры.

    Во время СО-ХАМ медитации йогин концентрирует внимание на естественных потоках дыхания.Он созерцает свой собственный вдох и выдох.Если при этом язык сложен в Кхечари Мудру, степень сконцентрированности значительно возрастает.Это вызвано и специфическими особенностями самой мудры, и тем, что во время выполнения Кхечари, дыхание становится более «шумным» и человек может явственнее слышать потоки воздуха в районе горла.

    Продолжительность выполнения Кхечари Мудры в соединении с медитативными практиками может быть очень разной.Начинающим будет сложно выдержать эту Мудру более 2-3 минут.Опытные практикующий могут удерживать язык завернутым очень долго.Самое главное – это не испытывать боли.Как только язык испытывает даже малейший дискомфорт, Кхечари нужно прекратить и позволить языку отдохнуть.

    Кхечари мудра

    (поза пребывания в высшем состоянии сознания)

    Форма кхечари мудры из раджа-йоги является намного более простой и может выполняться каждым.Она выполняется путем загибания языка назад таким образом, чтобы его нижняя поверхность прикасалась к верхнему заднему участку мягкого неба, а кончик языка входил, если возможно, в носовое отверстие в задней части горла.Эта позиция должна удерживаться настолько долго, насколько это остается комфортным.Поначалу будет необходимо каждое мгновение высвобождать язык, расслаблять его, а потом снова возобновлять мудру.Эта форма кхечари обычно практикуется совместно с другими практиками, такими как джапа, медитация и удджайи пранаяма, и используется в большинстве техник крийя-йоги.

    Шлока 37.Техника кхечари мудры, центра небес

    При отгибании языка назад контролируются три канала: ида, пингала и сушумна.Это кхечари мудра, и она зовется центром небес.

    Когда язык достаточно удлинен, он должен вводиться в носовую полость, расположенную в задней части горла.Это нелегкий процесс, и поначалу нужно будет вводить его туда при помощи пальцев.Когда язык укрепится, он сможет сам входить в заднюю часть носовой полости, а когда в теле будет пробуждаться прана, язык будет перемещаться в это положение самопроизвольно.

    Когда язык вставляется непосредственно в носовую полость, воздух может направляться в любую ноздрю движением кончика языка.Кончик языка будет в состоянии блокировать правый или левый проход; он может быть помещен также несколько ниже, чтобы обе ноздри были открыты.Для того чтобы действительно удлинить язык таким образом, чтобы он мог достать до межбровного центра, потребуется много лет постоянной практики.

    Шлоки 38, 39.Польза кхечари мудры

    (38) Йог, который пребывает с языком, поднятым вверх, хотя бы полсекунды, освобождается от токсинов, болезней, смерти, старости и т.д.

    (39) Того, кто выполняет эту кхечари мудру, никогда не беспокоят болезни, смерть, усталость, сонливость, голод, жажда или бессознательность.

    Если язык может достигать внутренним образом межбровного центра, то при этом стимулируются шишковидная железа, аджна чакра.Имеется тесная связь между шишковидной железой, горловым центром и другим психическим центром, расположенным на верхнем небе и известным как лалана чакра.Кхечари мудра также воздействует на область, называемую бинду висарга, психический центр в верхней задней части головы.Говорят, что бинду — это место, где пребывает луна, и когда она полная, она изливает свой нектар, или амброзию, вниз, пропитывая им все тело, — точно так же, как внешняя луна льет свой свет на поверхность земли во время полнолуния.

    Кхечари мудра оказывает контролируемое воздействие на всю систему эндокринных желез тела.Это достигается за счет регулирования мощных выделений самого мозга, которые производятся в крошечных количествах для управления гипофизом и, таким образом, для управления всем «оркестром» желез, связанных с центрами, расположенными ниже аджны.Эти зависимые железы включают в себя щитовидную железу, тимус, надпочечники и железы органов воспроизведения; от гипофиза зависит также множество различных процессов, имеющих место в теле человека.

    Практика кхечари воздействует также на центры в гипоталамусе и в стволе мозга, которые управляют автоматическим дыханием, темпом сердцебиения, эмоциональными проявлениями, аппетитом и жаждой.Гипоталамус тесно связан с таламусом и активирующей ретикулярной системой, которые играют важную роль в механизме сна и пробуждения, а также во всех уровнях деятельности центральной нервной системы, включая способность к концентрации.

    Практика влияет также на слюнные железы и на способность ощущать вкус, которые, в свою очередь, связаны с нижними нервными сплетениями, вовлеченными в процессы пищеварения и усвоения пищи.Зная эти нейроэндокринные функции мозга, мы можем лучше понять эту шлоку, рассказывающую о мощном воздействии кхечари мудры на психофизиологию человека и на его судьбу.

    Шлока 40.Польза кхечари мудры

    Шлока 41.Кхечари мудра заставляет ум двигаться в Брахмана

    (40) Тот, кто знает кхечари мудру, неподвержен болезням, неподвержен законам причины и следствия (кармы) и свободен от уз времени (смерти).

    (41) Ум движется в Брахмана (кхе), потому что язык движется в пространство (кхе).Поэтому совершенные называют эту мудру кхечаридвижущийся в пространство или в Брахмана.

    Тот, кто знает кхечари мудру, — это тот, кто испытал ее и добился в ней совершенства.Санскритское слово ветти, означающее «знание», относится к знанию посредством переживания, а не к каким-то интеллектуальным понятиям.

    Польза, связанная с кхечари мудрой, проистекает из переживания состояния сверхсознания, или самадхи.Здесь нам говорится, что кхечари является настолько мощной, что практикующий может достичь состояния, в котором он преодолевает карму (то есть причину и следствие), время, смерть и болезни.Это все аспекты влияния шакти, или майи.Состояние сверхсознания представляет собой состояние вселенского, космического сознания, находящегося выше двойственности и ограниченности ума.Это состояние носит название кайвалья, нирвана, мокша, самадхи или Брахман.Это все синонимы, указывающие на конечную стадию или реализацию раджа-йоги.

    Кхечари мудра непосредственно воздействует на функции мозга и пробуждает высшие центры сознания.Внутренние функции нашего ума ограничены временем и пространством, идой и пингалой, но имеется возможность превзойти эти два полюса двойственности.Функции обычного мозга должны быть подвергнуты трансформации и реструктуризации, чтобы имело место такое сверхнормальное функционирование.

    Время и пространство — это понятия конечных ума и восприятия.В йоге и тантре говорят, что они являются инструментами майи, пракрити или шакти.Они являются законами природы, а конечный ум — продукт природы.Если вы можете расширить сознание за пределы конечного ума и явлений природы, ваше сознание войдет в царство бесконечности.

    Шлока 42.Кхечари дает возможность контролировать семя

    Шлока 43.Ваджроли мудра контролирует семя

    (42) Когда посредством выполнения кхечари мудры закрывается полость у верхнего неба, бинду, или семя, не может быть потеряно, даже если ты лежишь в объятиях прекрасной женщины.

    (43) Даже если есть движение семени и оно входит в половые органы, это движение прекращается и семя возвращается вверх за счет сжатия промежности.

    Воздействие кхечари мудры на эндокринную систему и на шишковидную железу уже обсуждалось.Тот, кто контролирует жидкости, связанные с процессом воспроизведения, контролирует природу, тело и ум.Такого контроля достичь, конечно, трудно, но хатха-йога предоставляет соответствующие методы.Кхечари мудра • регулирует производство и деятельность гормонов в мозговых центрах; имеются также другие практики, которые непосредственно управляют секреторным поведением органов воспроизведения.

    Шлока 44.При выполнении кхечари мудры пьется нектар луны и побеждается физическая смерть

    Шлока 45.На того, кто практикует кхечари, не действует яд

    (44) С языком, направленным вверх, знаток йоги пьет жидкость луны.Через пятнадцать дней смерть побеждена.

    (45) Тело йога навсегда заполнено нектаром луны.Даже если он будет укушен королем змей (Такшакой), он не будет отравлен.

    «Пить жидкость, или нектар, луны» — значит пить или усваивать жидкость, выделяемую из бинду висарги.Бинду всегда описывается как полная луна.Говорят, что нектар, производимый в бинду, опьяняет сознающий ум и повышает сопротивляемость тела токсинам, накопившимся в его системе.

    На определенной стадии духовной эволюции это неизбежный процесс, который имеет место независимо от типа йоги, которую вы практикуете.Есть хорошо известная история о Мире Баи, одной из величайших святых и бхактов Индии.Ее преданность Господу Кришне была настолько сильной, что она жила в постоянном экстазе посредством непрерывного вспоминания его.Даже когда ее мачеха дала ей смертельный яд, тот не подействовал на нее.Люди говорят, что Господь Кришна превратил яд в сок розы или в молоко.На самом деле ее организм был невосприимчив к яду из-за «потока нектара из бинду».

    Согласно текстам хатха-йоги, если практикующий кхечари мудру достиг совершенства, то спустя две недели процесс дегенерации тела становится обратимым.Однако для того, чтобы добиться совершенства в кхечари, требуется много времени, но следует иметь в виду тот факт, что в самом процессе совершенствования кхечари тело медленно перенастраивает себя, и когда совершенство достигнуто, для выхода жидкости из бинду требуется очень мало времени.

    Шлока 46.Кхечари удерживает прану в теле

    Шлока 47.Кхечари позволяет пить амараваруни

    (46) Как горючее поддерживает огонь и маслолампу, так и проживающий в теле не покидает его, пока тело наполнено лунным нектаром.

    (47) Постоянно сглатывая слюну, он может пить амараваруни.Я отношу его к высокой (унаследованной) родословной.Другие разрушают свое наследство.

    В предыдущих шлоках говорилось, что, когда прана покидает тело, наступает смерть.Прана обладает двоякой силой, поддерживающей жизнь, — жизненной силой, являющейся аспектом самой жизни, и силой воли, или желания.Пока желания остаются неисполненными, пока воля к жизни сильна и пока существует жизненная сила, сознание остается в теле.При практиковании кхечари мудры прана остается в теле даже тогда, когда сознание перемещается в более высокие царства во время самадхи.Это достигается путем направления общей пранической силы через сушумну.

    Этот процесс включает в себя выделение телесной жидкости, которую йоги называют амараваруни.Амара имеет отношение к бессмертию и луне, а варуни означает вино.Амараваруни есть вино бессмертия, или вино луны.Это вино в действительности представляет собой алхимическую жидкость, выделяемую бинду висаргой.Это нектар чистого сознания.

    Точно также, как в результате соединения мужчины и женщины выделяются секреторные жидкости системы воспроизведения, при соединении иды и пингалы с сушумной в аджна чакре выделяется жидкость из бинду.В этот момент человек испытывает высшее духовное переживание, которое является более удовлетворяющим, чем любое эмпирическое переживание.При выделении амараваруни тело насыщается духовной, или космической, силой и порождает высшее сознание, или атман.

    Физическое тело представляет собой женский принцип Шакти.Ум представляет собой мужской принцип Шивы, сознания.Объединение этих двух сущностей представляет собой реализацию того, кто обитает внутри нас, истинного Я.

    Йог Сватмарама говорит, что тот, кто может пить амараваруни, имеет достойную или высокую родословную.Те, кто живет, порождают потомство и умирают без достижения какого-либо духовного знания, не достигают цели жизни или эволюции.Они только продолжают поколения своего семейства.Однако если человек старается познать Дух или чистое сознание, то вся его физическая структура претерпевает реорганизацию, и даже гены этого человека изменяются; следовательно, на последующие поколения оказывают влияние его достижения в садхане.Дети этого человека и их дети имеют больше возможностей достичь тех же самых совершенств.Поэтому человек, который пьет амараваруни, воистину почитаем в своей семье.

    Шлока 48.Смысл слов «поедание коровьего мяса» в хатха-йоге

    Слово «го» означает язык (а также корову).Когда он входит в верхнее небо, это «поедание мяса коровы».Она (кхечари)разрушает великие грехи.

    Здесь йог Сватмарама проясняет значение слов «поедание мяса коровы».Слово «гоманса» означает «язык» и не должно буквально интерпретироваться как «мясо коровы».Когда язык глотается назад и вверх в носовую полость, это называется в хатха-йоге «поеданием мяса коровы».

    Конечно, если вы попросите невегетарианца «поесть мяса», это не будет звучать чем-то необычным, но для большинства индусов это считается кощунством, святотатством.Для большинства индусов поедание коровьего мяса является одним из наихудших преступлений, влекущим за собой наихудшую карму.Индусы считают корову самым священным животным; ей поклоняются как одному из проявлений Деви.Поэтому Сватмарама должен пролить свет на практику «поедания коровьего мяса».

    Говорят, что эта практика кхечари разрушает «великие грехи».Что это за грехи? Имеется много вариантов пяти великих грехов, описанных как в йогических, так и в буддистских текстах.Некоторые определяют эти грехи как убийство брамина (того, кто поддерживает и пропагандирует духовные ценности), питье алкоголя и потеря рассудка, воровство, прелюбодеяние с женой гуру и пребывание в компании людей, кто занимается такими делами.Это, однако, социальные и моралистические интерпретации.В других текстах мы находим более личностные определения пяти смертных грехов как дефектов характера, которые не являются явными преступлениями, но могут послужить причиной для таковых — вожделение, жадность, раздражительность, страх, невежество и/или зависть.Эти свойства характера называются также в некоторых текстах «шестью врагами».

    Как кхечари разрушает великие грехи? Независимо от того, как много вы практикуете кхечари, если ваши эмоции или желание подтолкнули вас на определенный поступок и один из этих дефектов проявился в вашем поведении или даже если один такой грех совершен вами, то факт практикования кхечари не изменит того, что вы сделали.Занятия кхечари, однако, могут произвести изменения в вашем сознании, так что вы будете учиться на ошибках и не будете совершать их снова, а также научитесь управлять своими внутренними силами так, чтобы в вас не оставалось ненужного чувства вины или какого-то беспокойства.

    Кхечари помогает преодолевать сильные эмоции и страсти, которые понуждают вас действовать исходя из раздражительности, жадности и т.п.Вы можете перестроить саму структуру ваших мыслей и желаний.В этом смысле мы можем сказать, что грехи разрушаются.Давайте не воспринимать здесь, однако, слово «грех» в религиозном контексте; скорее смотрите на это явление как на препятствие в духовном прогрессе.Эти «негативные образы действий» ума, которые хватают тело и заставляют вас действовать, могут стать мощным сдерживающим фактором на нижних уровнях сознания и препятствием к дальнейшему развитию.Они не должны подавляться, но все же должны преодолеваться, и кхечари мудра дает прямой способ это сделать — путем распознавания своих тонких форм.

    Шлока 49.Кхечари производит тепло, позволяющее течь нектару

    Когда язык входит в полость, выделяется тепло и в человеке течет нектар.

    При выполнении кхечари мудры в физическом и тонком телах вырабатывается тепло.Это тот же самый тип тепла, о котором говорилось ранее в связи с пранаямой.Это тепло чрезвычайно важно для выделения «нектара из луны».Как металл становится жидким, когда его нагревают, как лед становится водой, как твердый парафин и воск становятся жидкими, так и нектар в теле, который был «отвердевшим», начинает при нагревании течь подобно жидкости.Выделение этой жидкости в тело является чрезвычайно важным для пробуждения высших состояний сознания.

    Шлока 50.Нектар предотвращает старение и проявляет сиддхи

    Когда язык постоянно прижимается к полости, лунный нектар (течет и) имеет солоноватый, кислый и острый вкус.По плотности он подобен молоку, топленому маслу, меду.Человек не подвержен смертельным болезням, старению и воздействию оружия.Это способствует бессмертию и восьми сиддхам, или совершенствам.

    Конкретный вкус, которым обладает нектар, связан с пятью таттвами.Каждая из пяти таттв — земля, вода, огонь, воздух и эфир — при своем доминировании придает нектару определенный вкус.Таттвы представляют собой специфические пранические потоки, связанные с пятью вайю, и каждая может давать свою составляющую вкуса, если является активной.Зная вкус, вы знаете, какая из таттв является активной.Таттва земли характеризуется сладким вкусом, воды — вяжущим, огня — горьким, воздуха — кислым, а эфира — острым или горячим.

    Кроме этого, кхечари мудра стимулирует поток слизи в носовой полости.Поначалу текущая жидкость является густой, но по мере того, как эта область продолжает стимулироваться и очищаться языком, слизь становится более утонченной и очищенной.

    Шлока 51.Нектар высвобождает кундалини, дарует долгожительство, делает тело гибким, как лотос, и воздействует на вишуддхи

    Когда язык помещен в верхнюю полость горла, жидкость капает в шестнадцати лепестковый лотос (в вишуддхи чакру); парамшакти (кундалини) высвобождается, и человек становится концентрированным на этом (переживании, которое возникает).Йог, который пьет чистый поток нектара, освобождается от болезней, живет долго, сохраняет тело прекрасным и гибким, как стебель лотоса.

    Шестнадцати лепестковый лотос, о котором говорится в шлоке, — это вишуддхи чакра.Она описывает механизм потребления нектарного потока, возникающего при выполнении кхечари мудры.Это техника сохранения и омоложения, принятая йогами для приобретения лучащегося здоровья, долгой жизни и физической привлекательности.

    Когда язык становится гибким и может быть введен в верхние надгортанники, начинают течь выделения нектара.Он капает из бинду висарги в сома, лалана и вишуддхи чакры.Йогические тексты переполнены темой нектара бессмертия и практиками и техниками, посредством которых он может быть получен и потреблен телом.Обожествление человека рассматривается как физиологический процесс, а не в контексте философских или религиозных идей.

    В Индии хорошо известна символика вишуддхи чакры и нектара.Когда девы и асуры взбалтывали (пахтали) океан, они извлекли из него четырнадцать элементов, два из которых были нектар и смертельный яд.Ни одна из двух партий не желала взять яд, но обе хотели получить нектар.Когда дело дошло до распределения нектара, девы и асуры уселись в два ряда.Господь Вишну принял облик прекрасной молодой девушки и танцевал между двумя рядами, время от времени наливая нектар только в сосуды девов.Один асур сидел в ряду девов и тоже получил нектар.Однако, когда асур проглотил этот нектар и тот достиг его горла, Солнце и Луна, которые наблюдали за всей этой процедурой, сообщили об этом Вишну, который после этого уничтожил асура, прежде чем нектар получил возможность циркулировать по его телу и даровать ему бессмертие.

    Потом, когда был извлечен яд, все боялись.Каждый, кто выпил бы этот яд, был бы смертельно отравлен, причем не было какого-либо безопасного места, куда бы можно было поместить этот яд.Если бы он был просто выброшен, сгорели бы три мира.Поэтому они отдали яд Господу Шиве и просили его помочь, поскольку он был единственным, кто мог выпить этот яд и остаться живым.Шива выпил яд и задержал его в своем горле.Поэтому он часто изображается с синим горлом и называется «Нилаканта».Этот миф символизирует способность йога, который пробудил вишуддхи чакру, ассимилировать как положительные, так и отрицательные аспекты жизни, а также сохранять равновесие, здоровье и спокойствие посреди двойственности боли и удовольствия, света и тьмы, жизни и смерти, тела и ума и т.п.

    Физиологически миф имеет отношение к щитовидной железе, находящейся в передней части шеи, и к ее связи с гипофизом.Щитовидная железа несет ответственность за регулирование скорости обмена веществ в теле.Она отличается от других эндокринных желез в том отношении, что она имеет способность выделять и накапливать гормоны, синтезированные ее секреторными клетками внутри фолликул самой железы, и собранные таким образом выделения можно наблюдать как нектар вишуддхи чакры.

    Эта железа поглощает из крови и концентрирует йод и использует его при синтезе двух жизненно важных гормонов: трийодоти-ронина (Т3) и тироксина (Т4), которые являются метаболически активными веществами.Если посмотреть в микроскоп, то в теле железы можно легко увидеть коллоидный раствор концентрированного гормона, накопленного за несколько недель.Избыточное или недостаточное выделение или потребление тироксина ведет к двум крайним заболеваниям щитовидной железы.

    Тироксин важен для поддержания нормальной деятельности центральной нервной системы, для роста тела и для его движения, Для памяти, для процесса мышления и речи, для эмоциональной и поведенческой стабильности.Он оказывает также важное влияние на биохимию печени, сердца и скелетных мышц.Он имеет существенное значение для работы гипофиза, а также выполняет другие важные функции.Таким образом, дисбаланс щитовидной железы имеет далеко идущие последствия для тела.

    Симптомы гипертиреоза (повышения активности щитовидной железы) включают в себя дрожание конечностей, неустойчивость эмоций, ухудшение памяти, беспокойство, усиление и учащение сердцебиения, ускоренную двигательную функцию желудка и поносы, потерю веса и т.д.С другой стороны, при гипотиреозе (снижении активности щитовидной железы) наблюдается общее замедление ментальных и физических процессов, включая замедление речи и мышления, ожирение и повышение веса, уменьшение количества и замедление физических движений, запоры и т.д.

    Интересно отметить, что Сватмарама упоминает о теле, которое становится при потреблении нектара таким же гибким, как стебель лотоса, поскольку тироксин сохраняет гибкость и структуру кожи.При гипотиреозе кожа становится сухой и толстой, а при гипертиреозе — теплой, влажной и липкой.Очевидно, что правильные пропорции тироксина важны для сбалансированного функционирования тела и ума.Это часть физиологического аспекта «капания нектара».Другие воздействия кхечари мудры на человека обсуждались ранее, а также будут обсуждаться в дальнейшем в связи с бинду и амритой.

    Шлока 52.Кхечари мудра сохраняет нектар, необходимый для достижения совершенства тела

    Нектар выделяется из вершины Меру (сушумны), из фонтанирующего верхнего конца нади.Тот, кто имеет чистый ум, может познать Истину внутри себя.Нектар, который является сутью тела, вытекает из луны, и отсюда смерть.Поэтому следует практиковать кхечари мудру, в противном случае совершенство тела не может быть достигнуто.

    Меру — название мифологической горы, описанной в Пура-нах.Она называется так же Сумеру.Ее слава сравнима со славой горы Олимп, расположенной на севере Греции.Вершина Меру является местом обитания Брахмы, девов и риши.В трактате «Тантрараджа Тантра» говорится: «В середине Бхулоки (эти физические мир и тело) находится Меру, сделанная из золота, вокруг которой простирается земля.и семь океанов».Считается, что все планеты вращаются вокруг Меру.Река Ганга изливается с небес на ее вершину и далее течет вниз четырьмя потоками в четырех направлениях — на север, на юг, на запад и на восток.

    Хотя история о Меру и является мифом, она имеет значение в связи с физическим и тонким телами.Меру — это сушумна, центральная ось.Ее вершина находится в середине головы, в области расположения аджна, лалана, сома и манас чакр.Ганга означает нисхождение сознания.Нектар капает из бинду к лалана чакре, затем далее к вишуддхи и так далее.Это, собственно, не поток «лунной амброзии», который вызывает смерть, а его трансформация в «яд», который затем течет через тело.

    Шлока 53.В голове сходятся пять нади

    Пять нади собираются в этой полости, и это является источником знания.Кхечари должна быть обоснована в этой неиспорченной (невежеством) пустоте.

    Когда в практике кхечари мудры язык проникает в носовую полость, это воздействует на четыре чакры, расположенные в этой области; это аджна — продолговатый мозг, лалана — несколько ниже аджны и напротив язычка (мясистого отростка, который выступает из мягкого неба), манас — непосредственно над аджной и сома — над манасом, в середине головного мозга над центром ощущений.

    Пять нади, которые собираются в этой полости — это ида, пингала, сушумна, гандхари и хастиджихва, которые сливаются друг с другом в аджне.

    Шлока 54.Переживание единения

    Есть только одно семя творения и одна мудракхечари, один Бог, не зависящий ни от чего, и одно состояниеманонмани.

    Бинду — это семя творения, и кхечари мудра сохраняет семя в мозговом центре.Это ведет к расширению конечного сознания и реализации Шивы, Брахмана, Атмана.Это состояние, которое превосходит ум; это самадхи.

    Эта шлока говорит о переживании единения, о слиянии с высшим, реализуемом йогом.Существует переживание единственности, которое должно быть реализовано.Существует лишь единство среди кажущегося разнообразия; фрагментарные переживания, с которыми мы сталкиваемся, кажущиеся реальностями, индивидуальностями и различиями, являются всего лишь элементами великого Я, которое включает в себя все разнообразие и относительные противоречия внутри самого себя.Йог достигает этого переживания, постигая внутри себя бинду сознания.Единство сознания, творения и ума постигается тем, кто реализовал бинду — семя, из которого произрастают все мысли, умы, тела, божества, девы и мудры.

    Тот, кто успокоил бинду, постигает в едином вечном кристаллизованном переживании все рассеянные и фрагментарные частички индивидуального и коллективного восприятия, знания и стремления.Только он видит мир через глаз Господа Шивы, он тот, кто желает добра всем живым существам и видит только единство посреди кажущегося разнообразия.

    Различные люди кажутся отделенными и отличными друг от друга, со всеми своими различающимися свойствами и характеристиками.С более высокой точки зрения, однако, эти различия исчезают, и мы можем видеть, что все люди есть, по существу, одно и то же — все рождаются в результате одного и того же процесса, с одними и теми же надеждами и стремлениями, страхами и желаниями.Аналогичным образом, индивидуальные умы и личности могут до бесконечности определяться своими различиями, но йоги направляют свое внимание на то, что их объединяет.Все умы представляют собой лишь мельчайшие частички и проявления единого коллективного ума.Постижение функционирования этого коллективного ума называется манонмани.

    Как может йог реализовать внутри себя все творение во всем его разнообразии, которое изучалось в тысячах дисциплин? Физика, химия, история, биология, геология — это лишь немногие из них.Даже целая жизнь академических изысканий не дает надежду освоить все эти области знаний.С точки зрения йоги все эти типы знаний не являются абсолютными сами по себе, а являются различными аспектами единого семени творения и первоисточника — подобно лучам, исходящим из солнца.Постижение творения, времени и пространства, включая свое собственное тело и ум, как изливающегося из одной космической маха бинду, и есть достижение йога.

    Аналогичным образом, все мудры и другие практики хатха-йоги ведут к кхечари — состоянию неподдерживаемости в пространстве — к сознанию, единственно существующему независимо от чего-либо, недвойственно.Аналогичным образом, все дэвы, божества, гуру и развивающиеся личности должны быть постигнуты как частицы единого абсолютного сознания и восприятия.

    Как достичь ищущему этого основного переживания йоги? Как постичь единое, содержащее многое, и единство внутри разнообразия? Как понять, что ты являешься не чем иным, как всеми именами, формами, возрастами, временами и личностями, которые когда-либо существовали и будут существовать, и иметь переживание, что все вышеперечисленное уже внутри тебя? Как измерить эту, как кажется, бесконечную бездну между индивидуальным и космическим сознаниями? Реализацией бинду, семени, нады внутри своего собственного тела, ума и сознания.Путем излияния бинду один превратился во многих.При ее удержании многие опять становятся одним.
    страница 1

  • Рейтинг автора
    Автор статьи
    Наталья Якухина
    Написано статей
    212
    Ссылка на основную публикацию