Кто ведет йогу

Тема статьи: Кто ведет йогу - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Оглавление

Послание Шри Сатья Саи Бабы Россиянам:

Следуйте путем Дхармы, проявляйте любовь и непричиняйте вреда кому бы то ни было.Это принесет великий прогресс всей нации.

ЙОГА И ЕЁ ПУТЬ В РОССИИ

В последнее время очень часто говорят и пишут о йоге, в этом потоке информации много интересного, но не меньше и абсурдного.Попробуем разобраться, что же она собой представляет.

Слово «йога» произошло от санскритского корня йодж или йудж, имеющего несколько значений: «упряжка», «упражнение», «обуздание», «соединение», «единение», «связь», «гармония», «союз» и т.п.Впервые встречается в «Ригведе» — древнейшем из сохранившихся памятников индийской литературы.

В широком понимании, йога — это учение и метод управления психикой и психофизиологией человека в целях достижения высших психических состояний, изменения онтологического статуса человека.В этом смысле она составляет необходимую часть всех философских и религиозных систем древней и средневековой Индии, рассматривается в них как важнейшее средство реализации этических и религиозных идеалов, высшим из которых является полное освобождение человека от пут материального.В узком смысле слово «йога» служит названием одной из шести ортодоксальных школ философии индуизма.За пределами Индии термин «йога» нередко ассоциируется лишь с хатха-йогой и её асанами, что не отражает духовных аспектов йоги.

Основные понятия и действия йоги: подчинение функций тела — яма) фиксированное в определенной фигуре положение тела — асана) созерцание фиксированного объекта — охаванаг, состояние транса, характеризующееся изменением ментального и эмоционального состояния, — дхьяна; равновесно-сосредоточенное состояние психики — самадхи.На основе этих идей развилась особая система представлений о циркуляции жизненной энергии в организме (кундалини-шакти) и о концентрации её в функционально важных центрах тела (чакрах).

Основные направления йоги: раджа-йога, карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога и хатха-йога.В контексте философии индуизма под йогой понимается система раджа-йоги, изложенная в «Йога-сутрах»

Патанджали и тесно связанная с основополагающими принципами санкхьи (философии индийского дуализма).Йога обсуждается в таких писаниях индуизма, как Веды, Упанишады, «Бхагавад-гита», «Хатха-йога-прадипика», «Шива-самхита» и Тантры.

История йоги и её распространения в России 1

История йоги уходит своими корнями в древние времена.На нескольких печатях, найденных в долине реки Инд и относящихся к периоду Индской цивилизации (3300-1700 гг.до н.э.), изображены фигуры в медитативных или йогических позах.Наиболее известным изображением является «печать Пашупати», обнаруженная британским археологом Джоном Маршаллом, предположившим, что на ней изображена одна из древних форм Шивы.Эти археологические находки указывают на то, что население Хараппской цивилизации практиковало одну из древних форм йоги или родственный ей ритуал.

Считается, что йога развилась из аскетических практик (тапаса) ведической религии, которые упоминаются в ранних комментариях к Ведам — Брахманах (X — VI вв.до н.э.).В «Шатапатха-брахмане», в частности, присутствуют идеи единения ума, тела и души с Абсолютом.В Упанишадах наиболее раннее упоминание йоги и медитации можно обнаружить в «Брихадараньяка-упанишаде», датируемой учёными X — IX веком до н.э.

Пробуждение интереса к йоге в Европе связано с именем Артура Шопенгауэра, одним из основных источников философских взглядов которого были Упанишады.После выступления Вивекананды на Чикагском конгрессе религий в Нью-Йорке и прочтения цикла лекций по йоге в конце XIX века интерес к ней на Западе не ослабевал.Следующий всплеск интереса пришёлся на первую половину XX века.

История развития йоги в России началась еще до революции.С конца XIX века и вплоть до начала 20-х годов XX века индийской философией и йогой интересовалась в основном интеллигенция.В частности, известно, что театральный режиссер К.С.Станиславский использовал в своей системе подготовки актёров некоторые йогические упражнения и приёмы буддийских психотехник, направленные на развитие внимания и концентрации.

В 1909-1914 гг.в Санкт-Петербурге издавались труды американца Вильяма Аткинсона, писавшего под псевдонимом Йог Рамачарака: «Хатха-йога», «Жнани-йога», «Основы миросозерцания индийских йогов», «Учение йогов о психическом мире человека».В те годы были также изданы «Раджа-йога» Свами Вивеканады, «Йога-сутры» Патанджали и переиздана «Бхагавад-гита».Интересно, что «Бхагавад-гита» впервые появилась в России ещё при Иване Грозном (1530-1584).

Рукопись была прислана царю в подарок Великим Моголом.В 1788 г.по указу Екатерины II и благословению Священного Синода («книга эта — душеполезная») вышел первый её перевод на русский язык.

В целом можно заключить, что представления о йоге в начале XX века были достаточно умозрительными.В России не было учителей йоги, которые могли бы дать полные знания и рассказать о том, куда двигаться в практике.Основным учителем была книга.А по индийской традиции преемственности знаний «парампара», йогом можно считать лишь того, кто практикует под руководством гуру, признанного другим гуру — его учителем.

Особый этап развития эзотерических знаний и практик в России связан с именами Гурджиева и супругов Рерихов.Георгий Гурджиев, создавая своё «Учение 4-го пути» на основе учения йогов, суфиев, тибетского буддизма и слабо изученных шаманских техник, стремился привести учеников к глубокому постижению сути через изменение системы ценностей.Николай и Елена Рерихи занимались систематизацией знаний по Агни-йоге, работая над созданием нового религиозно-философского учения «Живая этика», являющего собой синтез всех религий и видов йоги и указывающего на единую духовно-энергетическую основу мироздания.Идеи Рерихов, а также возникшее в 1990-е годы движение почитателей «Живой этики» повлияли на развитие течения нью-эйдж в современной России.

Известно, что в сталинские годы йогой занимался лишь узкий круг сильных духом людей.Эти люди практиковали в основном в лагерях, и практика помогала им выжить в нечеловеческих условиях.Так, с огромным упорством занимался йогой философ и писатель Дмитриий Панин, изображенный А.Солженицыным в романе «В круге первом» под именем Дмитрия Сологдина.

Большой вклад в популяризацию философии йоги в этот сложный период внёс Борис Леонидович Смирнов — врач-хирург, академик, сосланный по политическим мотивам Ашхабад.Увлекшись йогой, Смирнов самостоятельно изучил санскрит и перевел на русский язык 8 томов «Махабхараты», «Бхагавад-гиту» (издана в 1956 г.) и «Книгу о Бхишме» (издана в 1963 г.).

В период «хрущевской оттепели» и начала брежневских времен йога стала для людей экстравагантно-романтическим увлечением.В 1963 г.вышел роман «Лезвие бритвы» советского писателя-фантаста Ивана Ефремова, который популярно изложил советским гражданам основные постулаты философии йоги.В том же году в Москве Геннадием Григорьевичем Стаценко была открыта одна из первых школ йогов, переобразованная впоследствии ( 1989 г.) в Академию йоги ­ высшее профессиональное учебное заведение.

Именно в 60-е годы появляются и первые самиздатовские книги по йоге.В журнале «Сельская молодежь» начали выходить статьи о терапевтическом эффекте йоги — их публиковал индолог, специалист по хинди, первый сертифицированный преподаватель йоги в СССР Анатолий Николаевич Зубков.Во время командировки в Индию Зубков познакомился с Гуруджи Шри Рам Кумар Шармой (учеником Свами Шивананды), под руководством которого и начал практиковать йогу, а по окончании обучения получил сертификат, дающий право преподавать йогу и лечить с помощью йоги.Вернувшись на родину, он активно занялся популяризацией йоги.В 70-е годы Зубков написал сценарий для первого советского документального фильма о йоге «Индийские йоги.Кто они?».

Интерес к йоге в 70-е годы тайно проявляло и правительство страны.В СССР был приглашен Дхирендру Брахмачарьи (метод Сукшма Вьяямы) якобы с целью внедрения техник йоги в подготовку космонавтов.Занятия проходили в обстановке строгой секретности.

В 80-е годы происходит много ключевых событий, сформировавших в дальнейшем восприятие йоги россиянами.Появились первые организованные группы йоги — занятия проводились на квартирах, чаще всего под руководством самоучек, овладевших знаниями через всё тот же самиздат.

К концу 80-х годов ситуация стала постепенно меняться.Благодаря деятельности московской лаборатории по изучению нетрадиционных методов оздоровления и личным усилиям канд.психол.наук Е.О.Федотовой в России начала набирать популярность йога Айенгара.Большим событием стал приезд самого Б.К.С.Айенгара в Россию в 1989 году на Первую конференцию по йоге.

Параллельно с развитием йоги Айенгара в Россию проникает и кундалини-йога.Первый раз Йоги Бхаджан приезжал в 1989 году, а потом еще раз в 1992-м, тогда он дал инициацию Якову Маршаку, который с помощью техник кундалини-йоги стал успешно помогать в реабилитации наркозависимым подросткам.

От первых книг по йоге до появления первых сертифицированных учителей наша страна проделала большой путь — трудный и интересный.Сложно представить, как и в какую сторону развивалось бы движение йоги в России, если бы не многие годы практики в атмосфере секретности и опасности (ведь «за йогу» сажали в тюрьму), которая усугублялась крайне ограниченным доступом к источникам

История и происхождение йоги

История йоги — это путь к совершенству и достижению более высокой формы познания.Культура арийцев и дравид, населяющих бывшую Индию, — не единственный ее источник.Она универсальна, но ее история сильно связана с индуизмом.Как система, она возникла в глубокой древности, в Индии, о чем свидетельствую археологические находки и древнейшие письменные тексты индийской культуры — Веды.

Шесть периодов

Истоки зарождения индийской философии, как и то, кто придумал йогу, неизвестны, мифология приписывает им божественное происхождение.Согласно текстам, есть 8 400 000 позиций, соответствующих всем видам живых существ, населяющих Вселенную.В мифологических сказаниях говорится, что Бог Шива раскрыл тайну учений йоги своей супруге Парвати, чтобы она могла сохранить вечную молодость.Ученые историю развития йоги разделили на шесть периодов:

  • архаическая
  • доклассическая;
  • эпическая;
  • классическая;
  • постклассическая;
  • современная.
  • Йога архаичная (около 3000—1800 л.до н.э.)

    Родина йоги — долина Инда.Истоки теряются во мраке столетий и сочетаются с предысторией Индии в глубокой древности, до периода около 1500 лет до н.э.Их связывают с цивилизацией Инда-Сарасвати и археологическими находками, глиняными фигурками и печатями, изображающими персонажей в асанах, в 2500 годах до нашей эры, обнаруженных в Хараппи и в Мохенджо Даро.

    Слово йога впервые появилось в старейшей из Вед, Ригведе в IV—III тысячелетии до РХ, и означало ярмо и дисциплина.

    Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа признаны индусами как откровенные тексты (шрути), и основа Брахманизма (I тысячелетие до н.э.), оригинальной индуистской религии с множеством богов, которая позже превратилась в индуизм.

    Веды — сборник самых древних писаний.

    Появились тексты после вторжения в Индостан племен из Сибири.Принято считать, что коренная культура была уничтожена, а затем ассимилирована за десять веков ариями.Но есть и противоположная точка зрения, согласно которой йога была принесена на полуостров завоевателями.

    Одна из самых известных книг Атхарваведы (книги заклинаний), самой волшебной и метафизической из Вед, посвящена описанию группы аскетов или протойогинов, называемых врати.Врати практиковали аскетизм в течение длительного времени, используя дыхательные практики.Этот текст выражает стремление практиков достичь состояния, которое выходит за рамки ограничений тела и разума.Прото-йога — это еще неструктурированный набор практик, включающий концентрацию, дыхательные упражнения и аскетизм.

    В Атхарваведах (I тысячелетие до РХ — первые столетия по РХ), как во всех Ведах, являющихся основой брахманизма, продолжается практика жертвенных ритуалов.

    В Ригведе появляется один из наиболее важных принципов — Тапас.Термин дословно переводится как жара, пыл, задор, энтузиазм, и понимается как аскетическое усилие.Тапас определен на экзотерическом (популярном, доступном), и на эзотерическом (тайном) уровне.Он появляется как один из элементов жертвенных ритуалов как часть религиозного опыта людей.Волшебное и мистическое происхождения тепла — это основная аскетическая техника, в первую очередь духовная.

    Йога доклассическая (около 1500—500 до н.э.)

    Чрезвычайно важный период в развитии, он связан с возникновением Упанишады и Брахмана и дальнейшим развитием брахманизма.Несколько поз йоги появляются в ранних Упанишадах(VIII—III век до н.э.), философских текстах, созданных на основе исследования глубочайшей природы, духовной сущности, абсолюта (Атман).Тексты кратко представлены в Брихадарнак Упанишад III.4.2.

    Упанишады также принадлежат к раскрытым текстам (шрути), являются дополнением и объяснением духовной мудрости, содержащейся в Ведах.Шрути характеризуются мистицизмом, включающим в себя рассуждения.Развитие заключается в обучении техник, служащих мистической интериоризацией (переход из вне внутрь) т.е.освоении жертвенного ритуала.Результатом служит появление различных созерцательных методов и зарождения йогических практик.Примером может быть идентификация методов пранайямы с ритуалом Ахотры (жертвы огню).Техники дыхания, используемые для стимулирования внутреннего тепла, приравниваются к ведическому ритуалу.Процесс интериоризации ритуала был одним из важнейших элементов интеграции йоги и индуизма.

    Причиной послужило слияние двух культур.С одной стороны, патриархальная ведическая культура, созданная арийским народом и их священниками.С другой стороны, матриархальная культура дравидов, представленная сельскохозяйственным местным населением.Основной смысл ведической культуры заключался в контакте с божествами через внешние ритуалы.Влияние культуры дравидов было направлено на внутреннее познание.

    Эпическая йога (около 500 — 200 л.до н.э)

    История развития йоги связана с созданием Махабхараты, одного из величайших национальных эпосов Индии.Развитие йогической мысли — с санкхья, архаичным методом познания, который привел к познанию трансцендентного Я (Пуруши), отличая его от второго основного принципа, означающего материальную причину Вселенной (Пракрити).Этот путь состоит в полном отказе от того, что не есть Я.

    Йога принимает онтологический принцип, открытый санкхьей.Но они не становятся одним целым.Махабхарата описывает йогу как путь восприятия или путь действия, в то время как санкхья — это путь свидетельства мастерства или путь отречения.Махабхарата — это не цельная однообразная работа.На протяжении веков в нее были включены многочисленные новые фрагменты.По этой причине можно найти здесь ряд аскетических традиций и связанных с ними путей и техник.

    Самая важная часть, включенная в эпос, — «Бхагаватгита».Эта «песнь Господа» является кульминацией интеграции традиций йоги и индуизма.Ее часто называют «Йога – Упанишада», утверждая ее принадлежность к веданте.В Катха Упанишаде (VI.10-11) излагаются идеи, представляющие метод йоги называющийся классическим.Эта попытка синтезировать йогу и духовность.Это метод достижения единства с Богом.Разнообразие практики здесь ограничено, даже пранаяма играет второстепенную роль.Основное внимание уделяется концентрации и медитации.Поклонение Богу Кришна, становится необходимым для достижения цели практики.Отвергая плоды своих трудов и предлагая их Всевышнему, каждый может достичь мистического союза с Богом.

    Эпос до сих пор служит источником вдохновения для многих поколений.Бхагавад-Гида объединяет основные течения:

  • Джнана (мудрости);
  • Бхакти (преданности);
  • Карма (действия, деятельности) с одновременным акцентом на отрыве от последствий их действий.
  • Классический период (около 200 — 500 л.н.э).

    Классическая йога — одна из шести ортодоксальных философских систем индуизма.Система развита в Иогасутре, созданной в третьем века до нашей эры, едином тексте о йоге, состоящем из 195 сутр — афоризмов.В течение периода влияние философии и практики зависело от работы Патанджали (основатель йоги) «Йогасутра» и многочисленных комментариев к ней.Текст на протяжении веков был предметом многочисленных всеобъемлющих комментариев.Классическая Йога Патанджали также называется Раджа (Королевская) или Аштанга (восьмиступенчатая).

    Работа Патанджали внесла огромный вклад в систематизацию современных знаний, и философское измерение учения.Как пишет известный антрополог Элиаде, вклад заключался согласовании философских тезисов с техническими инструкциями по практике.

    В первой части Йогасутр представлена структура и процессы, связанные с трансформацией на пути к освобождению.Далее в разделе садхана-пада представлены основы йогического пути.В следующих разделах приведены советы о высших этапах практики и информация о состоянии освобождения (кайвалия).

    Йогасутры установили положение йоги в тогдашней философской мысли и духовной практике Индии.

    Патанджали пересказывает известные концепции и практики, а также вводит новые.В отличие от внутренней (основной философии индуизма), философия Йогасутр представляет собой дуалистическую интерпретацию действительности: признает полное разделение между трансцендентным Я (Пурушей), и трансцендентной основой природы (Пракрити).

    Постклассическая йога (около 500 — 1900 л.н.э.)

    Период охватывает огромное разнообразие йогических традиций, созданных после Патанджали.Это время расцвета хатха-йоги и учения Тантры.Создаются многочисленные школы, основанные на многих духовных и религиозных традициях Индии:

  • тантризм;
  • сивизм;
  • сактивизм;
  • адвайта-веданта;
  • тантрический буддизм.
  • Выражается это и в возвращении к недуалистической концепции реальности, сформированной в ранний период упаниадства, согласно которой Пуруша идентична реальности.Одним из самых вдохновляющих произведений этого периода является Йогавасиштха, религиозно-философская сочинение на санскрите, написанное между IX и XIII веками, духовный путь которого можно описать как джана-йогу, основанную на гармоничном сочетании мудрости (гьяны) и действия (кармы).Другие йогические тексты наиболее известные как Йога-упанишады, создаются в период средневековья (XIV—XVI вв.).Они касаются преимущественно ведантской хатха-йоги.

    Возникают и развиваются доктрины и практики, направленные на достижение освобождения посредством совершенствования тела.Асаны становятся своего рода алхимической наукой, призванной очищать и трансформировать все явления существования, включая тело, потому что, согласно ведическому взгляду, являются едиными с высшим Я (Пуруша).В самых важных произведениях этого периода Геранда-санхита, Хатха-йога-прадипика и Шива-санхита, хатха-йога представлена в качестве подготовки к Раджа Йоге, хотя, практика с самого начала включала в себя элементы классической йоги: концентрацию, медитацию.

    Зарождаются движения бхакти, шивы и вишнуизма, буддизм исчезает, а Веданта основана как доминирующая философская система в Индии.Одним из самых интересных движений периода является Кашмирский шиваизм, широко используемый в тантрической традиции и буддийской философии.

    Современный период

    Характерной чертой современной йоги является ее распространение по всему миру и особенно выход за пределы культурного круга Азии.Раньше элементы практики в той или иной форме распространялись из Индии, из-за буддизма, на Дальний Восток.20-й век связал практику асан с культурой западного мира.Наиболее важные тексты индийской духовности переведены на западные языки.Колонизация Индии, начавшаяся в девятнадцатом веке англичанами, привела к увеличению притока путешественников и исследователей из Европы на индийский полуостров.Люди, увлеченные культурой Индии, начали возвращать свое наследие.В двадцатом веке мастера и учителя древних традиций из Индии стали все больше приезжать в Европу и Америку.Свами Вивекананда посетил Соединенные Штаты и Европу со своими лекциями, открыв путь другим учителям.

    В настоящее время йога в очень разнообразной форме, от чисто индуистских практик бхакти, до полностью секуляризованных форм гимнастики хатха, практикуется миллионами людей во всем мире.

    Кроме того, контакт с западной культурой влияет на саму йогу, лучшим примером которой является интегральная йога, созданная Шри Ауробиндо.

    Среди наиболее известных наставников: Шри БКС Айенгар, Шри Паттабхи Джойс, Свами Шивананда, Сатьянанда Сарасвати, Свами Махешварананда, Т.К.В.Дезикачар, Свами Сатчитананда.

    Йога — история возникновения.Факты и легенды

    Йога — история возникновения

    Легенда о возникновении йоги

    Шри Матсиендра был рыбаком, и однажды его проглотила огромная рыба, скрывшаяся на дне океана, около того места, где Великий Бог Шива намеревался раскрывал сокровенные тайные Учения йоги своей супруге Парвати.Во время передачи особых наставлений Парвати уснула, и когда Шива спросил, получила ли она передачу Учения, Матсиендра из брюха рыбы пропел: «Ом».Получилось, что он получил посвящение раньше самой жены Бога Шивы!

    Йога.История возникновения.Матсиендрасана

    Так или иначе, но в одном из важнейших трактатов «Хатха Йога Прадипика» в линии передачи знания первым после Шивы назван Матсиендра.Ему посвящена одна из самых популярных асан хатха-йоги — матсиендрасана.

    Исторические факты и археологические свидетельства

    Йога как система возникла в Индии в глубокой древности.Об этом свидетельствуют древнейшие письменные памятники индийской культуры, дошедшие до нас, а именно Веды – сборник самых древних писаний на санскрите.Веды состоят из четырех частей:

  • Ригведа (Веда гимнов);
  • Самаведа (Веда песнопений);
  • Яджурведа (Веда жертвенных формул);
  • Атхарваваеда (Веда заклинаний).
  • В Ригведе, создание которой ученые датируют двумя с половиной тысячами лет до нашей эры, упоминается о йоге как об определенном своде законов, касающихся социальных, нравственных и экологических сторон жизни общества.
    Ряд ученых возводят происхождение йоги к III—II тысячелетиям до нашей эры, на основании того, что во время раскопок городов Мохенджо-Даро и Хараппы в долине реки Инд были найдены печати с изображением людей, которые находились в различных позах йоги.

    Найденная при раскопках в Хараппе табличка с йогином в позе бабочки (баддха конасана) — справа, 3500-2700 гг.до н.э.

    Печать и фигурка из Мохенджо Даро, III—II тысячелетия до н.э.

    Первые письменные памятники — Веды — появились, как принято считать, после вторжения в Индостан арийских племён.Если коренная культура была уничтожена именно ими, то за десять веков, прошедших от этого события до возникновения Вед, йога, как её элемент, была ассимилирована завоевателями.Однако существует и альтернативная точка зрения, согласно которой Йога была принесена в Индию ариями.

    Первым и самым почитаемым по сей день систематизированным руководством по классической йоге, дошедшим до нас, являются Йога-сутры, их авторство приписывают мудрецу Патанджали, который был не только известным теоретиком и практиком йоги, но и аюрведическим врачом.

    Статуэтка с изображением мудреца Патанджали, создателя йога-сутр

    Йога-сутры, II век до н.э.

    Философские принципы йоги и её мировоззрение подробно описаны в древнем трактате «Бхагавад-гита» (точной датировки нет, предположительно III-I тысячелетие до н.э.).Текст Гиты – это разговор между богом Кришной и воином Арджуной перед битвой на Курукшетре, где Кришна обучает Арджуну науке жизни.

    Кришна и Арджуна в битве на Курукшетре

    Согласно Бхагавад-Гите «йога — это равновесие».Идеалом Гиты является не аскет из пещеры, погруженный в глубокую медитацию, а обычный человек.Йогин не должен покидать мир, напротив, он должен оставаться в нем, не уклоняясь от естественных условий жизни и быта.Легко быть просветленным, оградив себя от влияния внешнего мира, а вот сохранять гармонию, не поддаваясь внешним соблазнам – гораздо сложнее.Главные условия: систематичная практика и непривязанность к материальному.Именно такая интерпретация сделала йогу необыкновенно популярной в индийском обществе, а представление о том, что только бескорыстная деятельность ведёт к освобождению, сохранилось до наших дней.

    Существуют и другие йогические тексты, наиболее известны из которых популярные средневековые тантрические тексты по Хатха-йоге, написанные простым языком, понятным для масс.Это «Шива-самхита» и «Гхеранда-самхита», а также «Хатха-йога Прадипика».

    До появления упомянутых текстов (в XII в.) известна йога, приписываемая некому Горакх-натху, согласно легенде составившему «Горакша-шатаку», тезисное изложение по Хатха-йоге.

    Кто ведет йогу

    Йога: история возникновения

    Сегодня учение йоги заполонило собой умы всего человечества.Можно с уверенностью сказать, что этим древним знанием охвачена вся планета — повсюду появляются новые йогические школы, ашрамы, направленные не только на работу с телом, но и специализированные медитативные центры

    Легенда о возникновении йоги

    Шри Матсиендра был рыбаком, и однажды его проглотила огромная рыба, скрывшаяся на дне океана, около того места, где Великий Бог Шива намеревался раскрывал сокровенные тайные Учения йоги своей супруге Парвати.Во время передачи особых наставлений Парвати уснула, и когда Шива спросил, получила ли она передачу Учения, Матсиендра из брюха рыбы пропел: «Ом».Получилось, что он получил посвящение раньше самой жены Бога Шивы!
    Матсиендра был очарован учением йоги.Проведя 12 лет в рыбьем брюхе и изучая все это время духовные практики йоги, он освободился (достиг просветления).Будучи уже просветленным Мастером, Матсиендр передавал это учение (Дхарму) многим живым существам ещё в течении пятиста лет, после чего полностью растворил элементы своего материального тела в Ясном Свете и исчез.
    Так или иначе, но в одном из важнейших трактатов «Хатха Йога Прадипика» в линии передачи знания первым после Шивы назван Матсиендра.Ему посвящена одна из самых популярных асан хатха-йоги — матсиендрасана.

    Найденная при раскопках в Хараппе табличка с йогином в позе бабочки (баддха конасана) — справа, 3500-2700 гг.до н.э.

    Исторические факты и археологические свидетельства

    Найденная при раскопках в Хараппе табличка с йогином в позе бабочки (баддха конасана), 3500-2700 гг.до н.э.

    Йога как система возникла в Индии в глубокой древности.Об этом свидетельствуют древнейшие письменные памятники индийской культуры, дошедшие до нас, а именно Веды — сборник самых древних писаний на санскрите.Веды состоят из четырех частей:

    Ригведа (Веда гимнов);
    Самаведа (Веда песнопений);
    Яджурведа (Веда жертвенных формул);
    Атхарваваеда (Веда заклинаний).

    Ряд ученых возводят происхождение йоги к III – II тысячелетиям до нашей эры, на основании того, что во время раскопок городов Мохенджо-Даро и Хараппы в долине реки Инд были найдены печати с изображением людей, которые находились в различных позах йоги.Первые письменные памятники — Веды — появились, как принято считать, после вторжения в Индостан арийских племён.Если коренная культура была уничтожена именно ими, то за десять веков, прошедших от этого события до возникновения Вед, йога, как её элемент, была ассимилирована завоевателями.Однако существует и альтернативная точка зрения, согласно которой Йога была принесена в Индию ариями.

    Печать из Мохенджо Даро, III-II тыс.до н.э.

    Первым и самым почитаемым по сей день систематизированным руководством по классической йоге, дошедшим до нас, являются Йога-сутры, их авторство приписывают мудрецу Патанджали, который был не только известным теоретиком и практиком йоги, но и аюрведическим врачом.Философские принципы йоги и её мировоззрение подробно описаны в древнем трактате «Бхагавад-гита» (точной датировки нет, предположительно III – I тысячелетие до н.э.).Текст Гиты — это разговор между богом Кришной и воином Арджуной перед битвой на Курукшетре, где Кришна обучает Арджуну науке жизни.
    Согласно Бхагавад-Гите «йога — это равновесие».Идеалом Гиты является не аскет из пещеры, погруженный в глубокую медитацию, а обычный человек.Йогин не должен покидать мир, напротив, он должен оставаться в нем, не уклоняясь от естественных условий жизни и быта.Легко быть просветленным, оградив себя от влияния внешнего мира, а вот сохранять гармонию, не поддаваясь внешним соблазнам — гораздо сложнее.Главные условия: систематичная практика и непривязанность к материальному.Именно такая интерпретация сделала йогу необыкновенно популярной в индийском обществе, а представление о том, что только бескорыстная деятельность ведёт к освобождению, сохранилось до наших дней.

    Йога-сутры, II век до н.э.

    Существуют и другие йогические тексты, наиболее известны из которых популярные средневековые тантрические тексты по Хатха-йоге, написанные простым языком, понятным для масс.Это «Шива-самхита» и «Гхеранда-самхита», а также «Хатха-йога Прадипика».
    До появления упомянутых текстов (в XII в.) известна йога, приписываемая некому Горакх-натху, согласно легенде составившему «Горакша-шатаку», тезисное изложение по Хатха-йоге.

    Йога и другие духовные учения востока

    Буддизм никогда не отрицал йогу, но видоизменил её технологию под свои нужды.При этом буддисты равно отвергали как учение Вед, так и йогическое философское «оформление», однако они много взяли из йоги для своих духовных практик.

    Наиболее радикально изменил классическую йогу Патанджали тантризм, который ассимилировал массу народных культов и суеверий.Начиная примерно с VI века н.э., он занял ведущие позиции в индуизме и тибетском буддизме.
    Тантризм утверждает, что в эпоху тёмных времён Кали-юги, в которой мы живем, все предыдущие традиции, включая Веды, не могли обеспечить просветление, на самом деле его можно достичь только превращением любых повседневных действий в йогический ритуал.И сегодня учителя йоги часто говорят, что настоящая практика начинается в тот момент, когда вы сворачиваете коврик после занятия.

    Тантра считает, что совершенство может быть достигнуто только в «теле божественном», и поэтому нужно как можно дольше сохранять первозданное здоровье.Без абсолютно здорового тела достичь блаженства невозможно, поэтому тантрики так же практикуют асаны йоги.Если тантрическая садхана (реализация учения) подразумевает подъём Кундалини, то секта натхов сделала своей религией асаны.Натхи и сахаджа-вайшнавы объединяли бесчисленное количество сект «народной йоги».
    В некоторых сектах йога полностью деградировала, что являет нам пример шиваитских аскетов.Немыслимые её модификации возникали также в тибетских тантрических обществах, например обряд «чход» — ритуал жертвования йогином своей ментальной сущности для пожирания её демонами.Гималайские аскеты работали с внутренним теплом, именуемым «тумо», известны также беговые йоги.В Тибете йогическая традиция подпала под влияние местных культов, что породило множество вариаций, наиболее значительными из них являются шесть доктрин Наропы.

    Статуэтка с изображением мудреца Патанджали, создателя йога-сутр

    Индийские йогические практики оказали заметное влияние на развитие суфизма.Древнеиндийский текст по йоге, «Амритакунда» («Озеро нектара»), ещё в XI веке был переведён на арабский и персидский языки.После завоевания Индии мусульманами культурное смешение ислама с индийскими традициями породило йогу суфизма.Первоначально йогов-мусульман называли факирами, чтобы отличать их от йогов-индуистов, буддистов и последователей Патанджали, затем этим словом окрестили фокусников и чародеев, йогов-одиночек, которые зарабатывали на пропитание демонстрацией «чудес».Хотя на Западе понятия «факир» и «йогин» смешивают, но это неверно, разница между ними примерно такая же, как между странствующими монахами-аскетами и бродячими акробатами в городах средневековой Европы.
    Ещё более сильное различие сохраняется до сих пор в Индии между йогами и «садху» — «божьими людьми», многие из которых лишь притворяются йогинами.На самом деле чаще всего садху — это аналог наших нищих, выпрашивающих подаяние.
    Сейчас в Индии и за её пределами существует огромное количество центров, институтов, школ и ашрамов.
    Кроме духовной практики существует так же йога-спорт (соревнования по йоге, созданные для её популяризации) и йогатерапия (лечение заболеваний с помощью асан, правильного дыхания и правильной концентрации).

    История возникновения йоги

    В истории йоги очень много загадочных и таинственных мест, так как священные тексты передавались только в устной форме, а ее учения имели очень скрытную природу.Ранние сочинения по йоге были перенесены на хрупкие пальмовые листья, которые можно было легко повредить, уничтожить или потерять.Развитие йоги продолжалось на протяжении почти 5000 лет, но некоторые исследователи считают, что возраст йоги может составлять до 10 000 лет.Длительную богатую историю йоги можно разделить на четыре основных периода инноваций, практики и развития.

    Доклассическая йога

    Классическая йога

    На доклассической стадии йога была смесью различных идей, убеждений и техник, которые часто противоречили друг другу.Классический период определяется Йогой-Сутрой Патанджали, первым систематическим представлением о йоге.Написанный когда-то во втором веке, этот текст описывает путь Раджа Йоги, который часто называют «классической йогой».Патанджали организовал практику йоги в «восьмерку», в которой были шаги и этапы достижения Самадхи или просветления.Патанджали часто считают отцом йоги, и его Йога-Сутры все еще сильно влияют на большинство стилей современной йоги.

    Пост-классическая йога

    Через несколько столетий после Патанджали мастера йоги создали систему упражнений, направленных на омоложение тела и продление жизни.Они отвергли учения древних Вед и приняли физическое тело как средство достижения просветления.Они разработали Тантра Йогу, используя радикальные методы, чтобы очистить тело и ум, сломать узлы, которые связывают нас с нашим физическим существованием.Это исследование физико-духовных связей и практик, концентрирующихся на теле, привело к появлению того, что мы на Западе воспринимаем как йогу: Хатха-йоге.

    Современный период

    В конце 1800-х и начале 1900-х годов мастера йоги начали путешествовать на Запад, привлекая внимание и последователей.Это началось в Парламенте религий в 1893 году в Чикаго, когда Свами Вивекананда поразил участников лекциями по йоге и универсальностью мировых религий.В 1920-х и 30-х годах Хатха-йога активно продвигалась в Индии работой Т.Кришнамачарья, Свами Шивананды и других йогов, практикующих хатха-йогу.Кришнамачарья открыл первую школу хатха-йоги в Майсуре в 1924 году, а в 1936 году Сивананда основал Общество Божественной Жизни на берегах священной реки Ганг.Кришнамачарья подготовил трех учеников, которые продолжили его наследие и увеличили популярность Хатха-йоги: Б.К.С.Айенгара, Т.К.В.Дешикачара и Паттабхи Джойса.Сивананда был плодовитым автором, написав более 200 книг по йоге, и основал девять ашрамов и многочисленные центры йоги, расположенные по всему миру.

    Импорт йоги на Запад все еще продолжался до тех пор, пока Индра Деви не открыла свою студию йоги в Голливуде в 1947 году.С тех пор многие более западные и индийские учителя стали пионерами, популяризировав хатха-йогу и набрав миллионы последователей.Хатха-йога теперь имеет много разных школ или стилей, все они подчеркивают множество различных аспектов практики.

    7 любопытных фактов о происхождении и истории йоги

    Йога — это древняя система упражнений и медитаций, уходящая корнями в далёкое прошлое.Она изменялась на протяжении нескольких тысячелетий, а современный вид приобрела только в последние столетия.Предлагаем вам подборку увлекательных фактов из истории йоги.

    1.Родина йоги — Индия

    Никто точно не знает, когда йогу впервые начали практиковать.По одной из версий, наши далёкие предки ещё в каменном веке могли таким путём попытаться привнести гармонию в свою жизнь.Правда, никаких убедительных доказательств этому нет.Самые ранние свидетельства существования йоги датированы третьим тысячелетием до н.э.— в долинах реки Инд в Индии найдено множество каменных фигурок, изображающих людей в медитативных позах.Возможно, это была ещё не та йога, что мы знаем, но её предтеча.

    2.Основы йоги изложены в Ведах

    Большое влияние на развитие йоги оказали Веды — ряд духовных текстов, написанных 2 500 лет назад, по мнению верующих, божествами.Учение сформировало основы индуизма и играло большую роль в становлении культуры и философии Южной Азии.Веды также содержат некоторые из самых ранних учений йоги.Сходства с современной практикой в них мало, но основные принципы йоги заложены именно там — к примеру, идеалы физической и духовной гармонии.

    3.Первые упоминания термина «йога» датированы 4 веком до н.э.

    Термин «йога» впервые упоминается в Катха-упанишаде — индуистском философском тексте, написанном примерно в четвертом веке до н.э.Там йога понимается как техника очищения разума и контроля над своими чувствами с целью духовного просвещения.Более поздние упанишады расширяют понятие йоги и включают в него такие методы, как медитация, психический контроль и правильное дыхание.Также в упанишадах упомянуты основополагающие понятия йоги, например, чакры и медитация с использованием священного слога санскрита «Ом», характерного для молитв и ритуалов.

    4.Йога имела практическое применение в жизни

    Бхагавад-гита, древний индуистский духовный текст, рассказывает о практических методах йоги и её значении для тех, кто хочет вести полноценную гармоничную жизнь.В Бхагавад-гите описаны три направления: карма-йога — философия бескорыстного действия, бхакти-йога — общая вера в божественное начало, противопоставленное механическому исполнению ритуалов, и джняна-йога — самоотверженное духовное развитие на трудном пути единения с реальностью.

    Развиваясь на протяжении веков, йога разветвилась на множество различных практик и философий.Примерно во втором веке н.э.появился трактат Йога Сутра — собрание афоризмов, ёмко и лаконично излагающих предмет йоги.В отличие от ранней концепции о гармонии души и тела в Сутре сказано, что духовное и физическое начала необходимо разделять, чтобы очистить душу.

    5.Йога — в первую очередь духовная практика

    На протяжении всей своей истории йога была и остаётся в первую очередь духовной практикой.Конечно, она включает в себя некоторые методы физического воздействия — позы для медитации и методы правильного дыхания, но по большей части это всё же метафизические практики.

    6.Йога приобрела современный вид только в период Средневековья

    В средние века зародилась хатха-йога, и именно она наиболее близка к современной йоге.Практикующие хатха-йогу принимали во внимание философию прошлых веков, но обращали больше внимания на очищение организма, а не духа.Хатха увеличила разнообразие традиционных сидячих поз йоги, и кроме того, в ней впервые появилось несколько различных поз, или асан, направленных на всё тело.

    7.В Европе йога появилась в 19-м веке

    Следующей и последней важной вехой в истории йоги было её проникновение в культуру Запада в 19-м веке.Больше всего для этого сделал индуистский учитель по имени Свами Вивекананда во время путешествия по Европе и США.Постепенно йога на Западе трансформировалась прежде всего в систему упражнений, а не духовную практику.Современная йога — это точка соприкосновения Востока и Запада, а также древней и новейшей философий, использующая сильные стороны и того, и другого.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Наталья Якухина
    Написано статей
    212
    Ссылка на основную публикацию