Преподаватель йоги

Тема статьи: Преподаватель йоги - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Рекомендации начинающим преподавателям йоги

Меня зовут Павел Коноровский.В 2012 году курс-интенсив для преподавателей йоги.Так как после учёбы осталось много времени, и я мог остаться в Москве, то благодаря помощи Андрея Верба смог начать практиковать полученные знания сразу в качестве преподавателя.Написать эту статью меня вдохновила сокурсница, так как поначалу мне казалось, что эти очевидные истины не имеет смысла высказывать, и сказать-то мне особо нечего.Но после её вопросов и рассказа, как прошла её первая практика, мне стало понятно, что нужно написать о своём опыте.Данная статья написана исключительно из личного опыта, и ни в коей мере не претендует на окончательную истину.Если у вас есть какие-либо замечания или уточнения, буду рад обсудить и скорректировать.Ориентирована она на начинающих преподавателей, так как со временем многое из сказанного будет глупостью или абсурдом.Но до этого нужно прожить скорее всего не один год преподавания.

Видео которое поможет вам стать преподавателем и получить сертификат:

Первая часть статьи будет посвящена асанам и логике построения занятий.

  1. Разминка, особенно в группах, ориентированных на начинающих в йоге, желательна от 20-ти минут до 40.Включать в неё можно всё что угодно, начиная от Сурья Намаскар, до различных вариаций сукшма-вьяямы.Из собственных и необъяснимых ощущений, стараюсь привносить что-либо новое в разминку каждый раз.Также пронаблюдайте за тем, чтобы были размяты все части тела, даже те, на которые вы не планируете проводить практику сегодня.
  2. Продумайте основу для каждой практики.По сути она очень даже консервативная и не подлежит особому изменению.Вариабельность для меня состоит в том, что в часовое занятие она просто не влезает по времени.Классическая последовательность: Разминка → Балансы → Асаны стоя → Асаны сидя → Асаны лежа → Перевёрнутые → Шавасана.В коротком варианте у меня получается так: Разминка → Балансы → Асаны на раскрытие чего-либо → Компенсации с этого «чего-либо» → Перевёрнутые → Шавасана.Также видел другую классическую схему, но она мне лично по ощущениям не сильно согласуется с моей практикой, хотя при этом из классической школы хатха-йоги: Разминка → Асаны сидя → Асаны лежа → Перевёрнутые → Асаны стоя (в основном балансовые) → Шавасана.Но выбирайте и пробуйте сами.
  3. Напиши два плана на практику, а лучше даже три.Особенно если это первая неделя.Подумайте, насколько они сбалансированы, есть ли в них компенсации, не содержат ли они ошибки.Почему три, объяснение в пятом пункте.
  4. Сделайте заготовки на любой отдел.То есть желательно иметь шпаргалки (небольшие листы с рисунками асан, которые можно аккуратно положить рядом с ковриком) с заготовками практики минут на тридцать с проработкой, к примеру, грудного отдела или усиление мышечного корсета рук.Но с другой стороны, не увлекайтесь сильно этим, в том смысле, что гармоничное развитие предпочтительнее быстрого удовлетворения острых недовольств.Эти шпаргалки принесут вам две пользы.Вы станете более уверенными в том, что вы способны быть компетентными, а также, в случае необходимости, будет чем занять занимающихся в форс-мажорных ситуация.
  5. Подумайте над вариантами практики, когда к вам придёт человек, который что-либо не может.Например, что вы будете делать, если занимающийся ломал позвоночник, с грыжами, с операциями на внутренних органах, с гипертонией, с ДЦП (ну это, конечно, жёстко, но мало ли)? В качестве примера, я на первое занятие всё прописал, спросил нет ли каких противопоказаний, болезней и переломов, получил ответ — Нет.И начал практику.И остаются законные сорок минут, где запланирована работа с областью пресса и перевёрнутые, и тут девушка говорит: «А мне сегодня перевёрнутые нельзя».И понятно, что на пресс ей тоже нежелательно выполнять асаны.Выручило только знание, чем такое заменять и умение быстро в голове рисовать комплексы.А у кого-то этого может и не быть.Также сразу посмотрите, как выполнять перевёрнутые для полных людей, не способных самим оторвать таз от пола.
  6. Свой первый комплекс я писал с таймингом, что и вам советую.То есть вы должны хотя бы примерно представлять, с какой по какую минуту проходят асаны по тематикам.Особо стоит отметить, что асаны на вторую сторону (К примеру, вначале мы делаем асаны на разогрев и вытяжение правой стороны тела, а потом идут асаны на левую сторону.Она здесь и называется второй) обычно короче, и в них нет определённого «клея», который был на первую сторону.Хотя смотря как напишите и планируете проводить.
  7. Старайтесь написать несколько коротких серий.Почему именно короткие? Потому что длинные серии хоть и предпочтительнее и более красиво ложатся в комплексы, но память, особенно в сочетании с волнением, очень короткая становится.Зачастую, пока сделаете одну сторону, начинаете другую, и тут понимаешь, что уже не помнишь, что давал в самом начале минут пять назад.Только поэтому предпочтительнее короткие серии с очень жёсткой логикой — почему и что за чем следует.Это позволит даже в случае забывчивость быстро восстановить последовательность.
  8. Делайте серии с виньясами.То есть переход из одной асаны в другую должен быть очень логичным и простым и с минимумом движений конечностями.
  9. Смотрите ролики других преподавателей с комплексами.Рассмотрите их логику.Я почти уверен, что у любого человека можно многому научится.Как минимум тому, что делать не стоит.
  10. Ходите на практику к другим преподавателям.Особенно это будет хорошо, если это будут люди продвинувшиеся больше вас в йоге.Но тут проявите здравомыслие.Как говорит Андрей Верба: «Задайтесь вопросом, хочется ли вам жить их жизнью?» Идите и учитесь у тех, на кого вам хотелось бы быть похожими.

Вторую часть хотелось бы посвятить самим методикам преподавания, настройке на преподавание.

  1. Не бойтесь быть хуже или оказаться в нелепой ситуации.Сядьте загодя дома, и до мелочей прокрутите в голове самые ужасные и конфузные варианты в голове.Чётко переживите их как будто на практике.Если же эти ситуации после возникнут в реальности, то они уже не будут для вас неожиданностью.У вас будут модели более правильных реакций на происходящее.Конечно, на всей планете соломку для падений не постелишь, но если вы склонны испытывать страх и теряться в форс-мажорах, то это вам поможет.
  2. Когда вам становится страшно или очень волнительно, представьте себе, что вы вышли из тела и смотрите на себя и на ситуацию, происходящую с вами, со стороны.В большинстве случаев, вы поймёте нелепость волнения, а если и не поймёте, то как минимум со стороны не так страшно.
  3. Придумайте готовые ответы на казусы.К примеру, перед первым занятием я позвонил своему первому преподавателю йоги, и мы говорили о преподавании.Один из важнейших советов был ответ на вопрос: «Что делать, если я что-либо забуду, а мне потом на это укажут?» «Сказать: «А я-то уже подумал, что никто вообще не заметит!»».В этом есть два плюса для вас: во-первых, у вас пропадёт лишний повод переживать; а во-вторых, вы этим приучаете своих занимающихся к участию в практике и в умении чувствовать Поток.
  4. Хотел бы отметить здесь рекомендацию Дениса Никифорова: «Представляешь перед собой аудиторию.и поехали! С дыханием, рекомендациями, разной степенью нагрузки, исправлениями, противопоказаниями и т.д.Очень всем рекомендую — развивает воображение, и можно сколько хочешь ошибаться :), но главное когда приходят «живые люди» 🙂 никаких заминок уже не происходит».Также можно потренироваться на друзьях, домочадцах, они зачастую готовы один раз потерпеть, ради дорогого друга или родственника, а там глядишь и втянутся.
  5. Учитесь осознанности на себе.Следите за тем, что вы говорите, как себя ведёте и как реагируете на различные ситуации.Это очень важно, как минимум с двух позиций.Во-первых, вы должны соответствовать тому, что даёте своим занимающимся, а во-вторых, этим вы сможете изучать себя, и постигать очень глубокие слои своего сознания.
  6. Настраивайтесь на практику до занятия.Постарайтесь выдержать этот день максимально чистым, сделайте пранаяму.При возможности займитесь мантраяной, к примеру, в день авралов стараюсь читать мантру пока еду в метро.Также, можно давать на минуту-две погружение в себя для занимающихся вначале практики.
  7. Подумайте, что вы можете дать занимающимся.Осознайте свои сильные и слабые стороны.Даже если вы не скажете о том, что вас переполняет и слова, вы отдадите эти энергии занимающимся.Работайте над собой сознательно, а не как получится.
  8. Наблюдайте за залом до начала практики.Это много вам скажет о том, кто вам пришёл, что им требуется, какие у них зажимы и блоки.То, как они двигаются, сидят и общаются, иногда скажет вам больше, чем недели бесед проведённых вместе.Исходя из этого можно корректировать план практики.Вот тут вам и помогут варианты, написанные ранее.
  9. Очень хочется говорить о духовности, но, вспоминая себя, каким пришёл, и наблюдая, какие люди приходили в зал, когда был просто практикующим, понимаю, что сразу заговорив о духовности, можно вызвать только раздражение или непонимание.В качестве уловки для себя выбрал акцентирование внимания на осознанности.Начинаю с дыхания, потом старюсь вносить осознанность в мышцы и положение тела, а там недалеко и до токов энергии.Но это очень индивидуально, если у вас хватит тапаса сразу объяснить духовность, то мой вам поклон.Но что стоит делать сразу и не отступать от этого ни на йоту, так это от фразы: «Йога — это не физкультура и не физические занятия».
  10. Постоянно наблюдайте за залом.Я не преследую цель максимально избавить людей от проблем или правильно отстроить асаны.Приходят люди, которым стоит учиться двигаться, и не важно насколько правильно.Наблюдение даст вам возможность глубже понять зал, а также выделить ленивых, кого нужно стимулировать, и особо рьяных, которых нужно притормаживать, чтобы они себя не убили практикой.
  11. Говорите чаще на первых практиках.Этому есть несколько причин: во-первых, ум у занимающихся постоянно бегает, и ваш голос помогает им концентрироваться на практике; во-вторых, те комментарии о том, как выстроить асану, будут потихоньку вливаться в их головы; в-третьих, пока вы говорите, вы не успеваете волноваться.Не зря же советуют, когда очень страшно, петь.Пользуйтесь этим инструментарием.Но для уже продвинутых практиков лучше уже наслаждение тишиной в асанах.Они уже всё знают и умеют погружаться с себя.
  12. Рассказывайте им, какие должны быть ощущения.Для этого вам желательно хорошо попрактиковать эту асану, чтобы понимать, что тянется и в какой последовательности.Но тут есть два подводных камня.Во-первых, если зацикливаться на этом, то занимающиеся будут стремиться жить вашими ощущениями, а не познавать свои.Во-вторых, у всех разная физиология, и то, что вы чувствуете на данный момент, для них может оказаться пройденным этапом, а может и наоборот, вы никогда не сможете почувствовать то, что они будут ощущать всю оставшуюся жизнь.
  13. Особенно важно смотреть, кто и какие испытывает сложности в асанах.Пока у вас будут небольшие группы, то и занятия будут почти индивидуальными.Помогайте словами им, подскажите, как им лучше преодолеть сложность.Тут уместно рассказать о психосоматике, о карме, об аскезах.Важно, чтобы ваши слова были полезны и соответствовали ситуации.
  14. Учитесь играть голосом, интонацией.Фраза «Расслабляйтесь в этой асане» и «Тянем ногу выше, выше, выше!» говорятся в разной тональности, в разном ритме.Люди реагируют на это подсознательно, и это способно улучшить их практику.
  15. Вносите в практику сравнения и гиперболы.Динамику в марджариасане можно рассказывать, как детям, в сравнениях: «Злая кошка» — прогиб спины вверх; «Довольная кошка» — потягивание спиной вниз.В вирабхадрасанах можно говорить о мужественности, о силе, о воле.Гиперболы же помогают объяснять многие асаны, к примеру, показывая открытие (вирабхадрасана 2) и закрытие таза (вирабхадрасана 1) постарайтесь изобразить максимальный мах тазом, чтобы визуально у человека сложилась картинка между «плохо» и «хорошо».Гиперболы в шутливой форме помогают снять излишнее напряжение в телах занимающихся.Очень позитивно показать напряженное лицо со словами: «Такое лицо не помогает держать асану».А улыбка помогает его расслабить.Но смех нежелателен, так как сбивается дыхание и внимание.
  16. Держите контакт с людьми голосом и взглядом.По началу им важно ваше внимание, ваше одобрение или «осуждение».Когда вам нужно кого-то поправить, а человек стоит лицом вниз, или в другую сторону, просто начните говорить чуть громче, чётче и строго в его сторону.Результат сами проверите 🙂

Третья часть самая важная.Она, на мой взгляд, никогда не утратит своей актуальности, пока вы остаётесь в стезе преподавания.

  1. Введите для себя золотое правило, которое нарушать можно только при угрозе жизни.Личная практика обязательна после занятия до момента, пока вы уснули.Если у вас гости, родственники, наводнение, цунами, то дождитесь, пока они не улягутся, уснут или успокоятся.Чем дальше ваше состояние от спокойствия и равновесия в любую из сторон, тем больше личной практики перед сном.
  2. В конце практики, посмотрите на практикующих.Подумайте и прочувствуйте с чем вы придёте домой, и если требуются шаткармы, то решите сразу, что вам нужно.К примеру, если у вас почти все пришли с насморком или кашлем, то обычно делаю промывание носа, капалабхати, и если тяжело в груди, то симхасану с максимально резким и громким выдохом, и задержкой дыхания.Если же много энергии из свадхистаны получаю, то делаю длительные перевёрнутые с пранаямой.Но практикуйте только то, что знаете и умеете.
  3. Читайте духовную литературу в слух и с интонацией.
  4. Не взращивайте своё эго в ментальном плане.Давайте людям то, что им нужно, а не что у вас хорошо получается или вам жуть как хочется дать.Будьте скромнее в своих заслугах.Если у вас есть авторитет, то рассказывайте, что и у вас были и есть сложности, не стесняйтесь давать асаны, которые вы делаете хуже них, особенно если они важны для всех остальных.
  5. Не взращивайте эго в физическом плане.Но мой взгляд, преподавателю желательно быть на полшага впереди, чтобы помочь решить проблемы, и чтобы вы могли помнить, что эти проблемы бывают.Важно какая у вас энергия, а не куда вы можете засунуть ногу.
  6. Следите за своим питанием.Для меня сложно здесь в столице почему-то не есть много.Но очень хорошо помогает вспоминать слова сказанные Александром Степановым на эту тему: «Если я сейчас съем эту гадость, то потом с этой энергией пойду к Андрею, и потом ему будет ещё хуже».Вы уже на пути йоги, и вы должны помнить о своей связи со всеми окружающими.Будьте максимально ответственны.
  7. Знайте, что эта жизнь, грубо говоря, больше вам не принадлежит.Вам в любой момент будут задавать вопросы о любых сферах вашей жизни.Будьте готовы ответить на эти вопросы, или правильно объяснить, почему вы с них не компетентны.

Хотелось бы закончить эту статью словами мной уважаемого человека: «Квалификация преподавателя йоги — это прежде всего личная практика, генерирующая состояние единения и удовлетворенности.Это состояние возникает от комбинации: информация + практика + практика + практика в своё удовольствие.Гимнастические навыки и способность донести информацию второстепенны относительно качества (частотности) состояния преподавателя, потому что в конечном итоге, именно внутреннее состояние создаёт пространство вокруг.»

С благодарностью всем учителям настоящего, прошлого и будущего! ОМ!

7 вопросов для тех, кто хочет стать преподавателем йоги

О чём нужно задуматься, прежде чем пойти учиться на преподавателя йоги.

Самое счастливое для вас время — часы, проведённые в йога-студии.Вы без ума от людей, с которыми там знакомитесь и оттого, какие все они открытые и интересные.Особенно вы восхищаетесь спокойным и умиротворённым преподавателем, который и создаёт всю эту волшебную атмосферу.Возникает мысль: «А было бы здорово преподавать йогу».Идея вас захватывает и вы начинаете искать в Интернете информацию о тичерз-тренингах.Прежде чем вы возьмёте на себя какие-то обязательства и потратите кучу времени и денег, задайте эти семь вопросов.

Вопросы, которые нужно задать себе:

  1. Практикуете ли вы регулярно? Чтобы преподавать, нужно практиковать — и делать это регулярно.Если вы всё ещё не занимаетесь самостоятельно без DVD или аудиозаписи, вы, возможно, не готовы преподавать.В идеальном мире йога-тичеры должны были бы заниматься йогой самостоятельно на протяжении многих лет, прежде чем начать преподавать.В реальности принято считать, что у будущего преподавателя должна быть самостоятельная практика продолжительностью минимум в год.
  2. Нашли ли вы свой стиль йоги? Что именно и как долго вы практикуете? Возможно, вы отдаёте предпочтение таким стилям известных учителей, как йога Айенгара или Аштанга-йога или авторским стилям современных: Шива Ри, Кали Рэй, Андрея Лаппы.Как бы то ни было, пока вы не найдёте путь йоги, который вам подходит, как вы можете знать, что конкретно изучать, что практиковать — и что преподавать?
  3. Бывало ли, что обстоятельства толкали вас на путь преподавания без каких-либо усилий с вашей стороны? Говорят, что когда ученик готов, учитель приходит.Можно также сказать, что когда учитель готов, ученики приходят.Явный указатель на то, что перед вами открывается путь преподавателя — это если вы вдруг по какой-либо причине обнаруживаете, что преподаёте.Допустим, друзья попросили вас провести для них небольшое занятие — даже если вы официально ещё не инструктор.А возможно, ваши учителя советуют вам пойти на тичерз.Если вы давно занимаетесь с одним учителем, вполне может быть, что он считает, что из вас получится хороший преподаватель.
  4. Есть ли у вас ресурсы, необходимые для участия в тичерз-тренинге? Чтобы пройти тренинг, нужны деньги, время и поддержка.Это нужно чётко понимать — особенно если вы человек семейный или у вас очень много работы.Идея занять деньги на обучение может казаться очень соблазнительной, однако учитывая, что начинающим учителям йоги приходится непросто в финансовом плане, начинать свой путь преподавания в долгах — не лучшая идея.Лучше всё же немного подождать и заработать эти деньги, продолжая развивать практику.Преподавание никуда от вас не денется, а лучшие преподаватели — те, у кого за спиной годы и даже десятилетия практики.Также важно выяснить, есть ли у вас время.Не выискивайте самые короткие курсы, будьте честны с собой и лучше найдите время для качественного обучения.У вас есть постоянная самостоятельная практика, вы влюблены к какой-то стиль, к вашему распоряжению необходимые ресурсы и всё указывает на то, что преподавание йоги — ваше призвание, пора искать курсы.
  5. Хорошая ли репутация у программы? Только потому, что программа сертифицированная, не значит, что она отличная.Задавайте вопросы.Сколько уже существует тренинг? Кто на нём преподаёт? Сколько людей его прошли? Найдите кого-то, кто учился на этом тренинге и задайте ему свои вопросы.
  6. Получу ли я знания относительно всех аспектов преподавания? Учиться на учителя — гораздо большее, нежели просто знать, как правильно делать асаны.Необходимо ориентироваться в анатомии, пранаяме, медитации и философии, вам должны быть знакомы концепции тонкой анатомии.Вы также должны проходить и основные йоговские тексты: по крайней мере, «Йога-Сутру» Патанджали, «Хатха-йога Прадипику» и «Бхагавад-Гиту».Лучшие программы — те, которые помогают установить связь со своим внутренним учителем, отточить интуицию — без этого вы просто не сможете преподавать.Хорошо, если вам расскажут что-нибудь о бизнес-аспекте преподавания и об этике йога-тичера.
  7. Предоставляет ли программа поддержку ученикам, легко ли будет общаться с учителями? Очень важный момент.Тичерз-тренинг длиной в месяц — опыт, который может перевернуть всю вашу жизнь.Если затем вы вернётесь к своим повседневным делам без какой-либо поддержки и без доступа к тем людям, которые были причастны к этому перевороту, вы можете оказаться в ужасном положении.Йога — мощная техника.Йога в группе, целый день, день за днём — мощная вдвойне.Любой тренинг, который не признаёт эту силу и не помогает ученикам справляться с любыми возникающими впоследствии проблемами, грешит невнимательностью и безразличием.Особенно важна забота, если у вас в жизни были какие-то серьёзные психологические травмы или потрясения, которые тичерз мог вывести на поверхность, и которые вы ещё не успели проработать.Прежде чем записаться на тренинг, спросите, сможете ли вы после его окончания высылать преподавателям возникающие вопросы и вообще общаться с ним.

Пре-тичерз – это 50-ти часовой подготовительный к преподавательскому курс, который поможет вывести ваше понимание и практику йоги на новый уровень.

Курс охватывает широкий спектр тем – в программе история и философия йоги, базовые параметры контроля и отстройка асан, пранаямы и медитация, основы анатомии, практические видеоуроки и многое другое.Многосторонний, системный и доступный, этот курс станет отличным стартом для тех, кто задумывается о пути преподавателя йоги.

Ведущий – Руслан Клейтман, харизматичный, глубокий и заботливый преподаватель, опытнейший практик йоги.Руслан начал личную духовную практику более 15 лет назад, обучался у мастеров в ашрамах и монастырях Индии и Северной Кореи.Преподаватель 200 и 500-часовых тичерз-тренингов Йога Альянса, зарекомендовавших себя по всему миру.Сотни студентов, успешно окончивших курс, преподают в Северной и Южной Америке, Корее и Японии, а также в России.Метод обучения Руслана является системным подходом к духовному росту на основе ключевых принципов классической йоги.

Йога и здоровье человека

Данная публикация будет интересна тем, кто стремится стать преподавателем йоги, тем, кто планирует свою реализацию в каком-либо спортивном тренерстве вообще, а также всем, кто хочет увидеть как происходит переход от личной практики к преподаванию

Это будет мой взгляд, он как всегда субъективный, и не претендующий на всю полноту картину, но вместе с тем я надеюсь, что мне получится показать как этот процесс проходил вокруг моей практики, с тем, чтобы вы могли уже достроить в своём воображении картинку соотносящуюся с вашей ситуацией.Ну, а если вы просто занимаетесь и никаким инструктором становиться вам в этой жизни не нужно, можете просто послушать историю о том, как оно бывает, что возможно позволит вам больше узнать о мире инструкторов и в том числе вас окружающих.

Я опишу этот процесс так, как я его вижу, о его правдивых и мифических сторонах.

Итак, прежде чем стать преподавателем, а в перспективе и тренером йоги – должно быть соответствующее желание и как модно сейчас говорить – мотивация.В истории о том, что кто-то там жил-жил, занимался себе тихонечко, а потом «вдруг» как пошло поехало, и вот он уже звёздный инструктор, а ведь на самом деле не очень то и хотелось даже… — враньё.Хотелось, и чем выше поднялся в своей квалификации преподаватель – тем больше хотелось, тем больше труда в это вкладывалось.Нельзя стать кем-то, не желая того.

Как стать преподавателем йоги и какого рода мотивация нужна?

Здесь возможны очень разные варианты.Раньше, ещё лет 20 назад, когда йога ещё не была превращена в такую развитую, как на сегодняшний день, индустрию были распространены варианты, когда человек действительно длительное время мог самостоятельно заниматься до какого-то момента и, почувствовав собственную уверенность и внешний запрос на йогу, переходил к самостоятельной организации групповых занятий.Тем более, в ситуации 20-летней давности, при общей государственной ломке, невыплатах зарплат, экономического краха для большей части населения, учитывая природную скромность йогов к толканию локтями – так востребованной в формировавшейся новой экономической формации, выходить в преподавание йоги – было хорошей возможностью ещё и банального выживания для себя и семьи.

Сейчас, конечно, такой путь прихода в йогу уже редкость.Мир йоги с каждым годом всё больше упорядочивается, укрупняется, появляются международные федерации йоги, вырабатываются какие-то единые нормы, и не учитывать всё это уже очень сложно.

Но вернёмся к желанию и мотивации.

Самое распространённое желание для преподавания йоги – это имея любовь к йоге, сделать её своей кормящей профессией.Убить, так сказать, двух зайцев сразу.И любимым делом продолжить заниматься, и людям что-то полезное давать, да ещё и денежки за это получать.Вполне себе нормальная мотивация.И даже, наверное, осуществимая.Если вы действительно хороший преподаватель, вложивший много лет вдохновения и трудов в собственную практику, уже всех гаруд, львов и собак мордой вниз съели, то конечно вы вправе на подобное претендовать.

То есть первый тип мотивации – это конвертация любви к делу в деньги.Как я уже сказал, это нормальное и правильное с моей точки зрения желание.Представьте себе, бывают случаи, когда в йогу «приходят» не имея к ней никакой первоначальной заинтересованности, а просто добавляя ещё одну квалификацию, пройдя какие-нибудь короткие курсы, к уже имеющейся по танцам, или аэробике.В моём районе, в большом фитнесс клубе йогу преподаёт именно танцор.Выглядит всё это очень забавно.В его случае это исключительно вопрос дополнительной работы.И понятно, что дальше его развитие тут, скорее всего, не пойдёт.

Второй тип мотивации для желания стать преподавателем йоги – это потребность реализовать себя.Реализовать какой-то внутренний поиск и глубоко личные запросы.Тут на первый план выносится ценность личного погружения в тему и цель найти «свой» путь в ней и через неё.Как говорит один мой друг – защитить внутреннюю диссертацию.Тут уже не важны деньги, регалии и признание, но, как правило, именно эта мотивация в итоге приводит к появлению по-настоящему новых и интересных систем, книг, и посмертных регалий и увековечивание их авторов.

Всем, конечно, хочется претендовать на второй тип мотивации, но чаще всего, даже не обязательно в этом себе признаваясь, побеждает всё-таки первый тип мотивации.Люди вливаются инструкторами в имеющиеся школы йоги и, в общем, растворяются в них.

Это касательно мотивации.Но приход в тренерство ею не ограничивается.Чтобы дело увенчалось успехом – должен быть пойман какой-то знак.Должна быть на самом деле какая-то внутренняя уверенность, что вам это надо.Потому что заниматься йогой для себя и для души – это одно, а преподавать её, проводя по 3-4 тренировки в день – это совсем другое.Просто стать инструктором чтобы «рубить бабки» ничего не делая, не выйдет.Тренерство это такой же труд, как и любая другая работа.Поэтому лучше на самом первом витке реализации своего желания стать преподавателем йоги, сто один раз задать себе вопрос нужно ли это вам.

Другое внутреннее переживание, которое в дополнение к первому может быть хорошим ориентиром для вас – это ощущение, что вам есть что сказать.Ну, а если к этому добавляется реальное чувство, что йога вас держит и не отпускает – тогда всё.Все нужные знаки у вас есть )

Дальше вам нужно приобретать соответствующие ЗУНы.ЗУН – это используемая в педагогике аббревиатура, за которой скрываются слова: «знание», «умение», «навыки».Поначалу возможно, это будет совсем базовый, набор совершенно необходимых для преподавания знаний.В принципе, я думаю на тех курсах йоги, которые сейчас представлены у нас, их вам дадут, а их развитии – это уже вопрос вашего личного творческого энтузиазма, так сказать.

Но давайте я их списком назову.

1.Умение показать, выполнить и умение отстраивать асаны
2.Общие методические представления как строить тренировку
3.Специфику воздействия асан
4.Физиологию асан
5.Режимы практики и их специфика
6.Соотнесение интенсивности занятия с уровнем занимающегося и его здоровьем
7.Технику безопасности (как бы это банально не звучало)
8.Модификация асан для людей, имеющих проблемы с шеей, коленями, спиной.
9.Йога для беременных, очень полных, имеющих повреждения, пожилых и других нестандартных категорий занимающихся.
10.Использование вспомогательных средств для освоения асан (стена, стул, кирпич, одеяло).

Это основное из основного.Я тут не говорю, что вы должны знать санскритские названия всех основных поз, хотя бы мало-мальски историю йоги, основные тексты по ней, как средневековые так и современные учебники и многое другое.Это подразумевается.

На какой курс йоги записаться и какой лучше, у меня спрашивать бесполезно.Не знаю, не посещал, не сравнивал, и имею очень мало отзывов, поэтому ничего советовать не могу.Тут вам нужно будет самостоятельно решение принимать, кому доверить свои деньги и своё профессиональное будущее.

Кто-то проходит курсы у нас, кто-то, отдыхая в Индии, попутно проходит обучение и сертифицируется.

Наверное, лучше всего выбирать тот, в стиле которого вы сами тренируетесь, школа и лидер которого вам нравится и какова вероятность последующего трудоустройства.Кроме того, наверное, будут иметь больший вес курсы, выдающие сертификаты международного образца.

С оглядкой на собственное прошлое, готов подтвердить утверждение, что с момента начала занятий до преподавания йоги, должно пройти хотя бы 3-5 лет, за которые вы в должной степени измените и натренируете собственное тело, а также накопите необходимый багаж опыта и наблюдений.
Мой вам совет никуда не спешить.Процесс должен развиваться максимально органически и естественно.

Помимо получения профессиональных знаний и навыков, нужно уметь ими пользоваться и научиться эффективно транслировать свои знания.Для этого нужны отдельные компетенции и квалификации.Это отдельное большое поле работы, с которым вы столкнётесь и которое по мере вашей работы с людьми, будет постепенно прорабатываться.Если к этому вопросу подойти осознанно, то, наверное, можно и этот путь пройти быстрее.

Я когда-то рискнул обобщить необходимые элементы, для того, чтобы тренировка была живой, рабочей и проходила с максимальной отдачей в сюжете «Алгоритм успешной тренировки».Всем кто этот сюжет не смотрел – рекомендую посмотреть, он вышел накануне нового года.

Я сейчас только перечислю основные пункты, которые я там подробно разбирал.

-состояние – ваша настроенность и заряженность вести занятие
-программа – заблаговременная заготовка всего занятия, учитывающая запросы группы
-расчет времени – по сути, продолжение второго пункта – баланс в нужной пропорции всей программы, в которую должен помещаться нужный объём каждой группы поз.
-техническая часть (умения самого инструктора) – умение продемонстрировать предлагаемые к освоению упражнения.
-речь – мало знать материал, нужно ещё и уметь его проговорить.Делать это ясно, чётко и по существу.
-коммуникация – умение вести диалог с занимающимися.

После того как вы прошли первый большой этап, получили сертификат и начали преподавание йоги, начинается второй большой этап, который заключается в необходимости самостоятельного продолжения собственного роста.Вам, конечно, если вы имеете амбиции развиваться дальше, нужно будет из стадии простого инструктора, который ведёт групповые занятия, где просто по накатанной даёт упражнения, по заученной методике, с неё подниматься на следующую ступень профессионального роста и становиться тренером.Обычно эти слова вообще не различают, но вы должны ее иметь в виду.Инструктор – это узкий специалист, имеющий право преподавания в рамках программы, по которой он получил квалификацию.Тренер – это высококвалифицированный специалист, который понимает все аспекты йоги, хорошо знает теорию и методику, способен выстраивать индивидуальные занятия, соотносить программу с конкретным человеком, знать хотя бы основы йогатерапии, основы физиологии, знать, что происходит в мире современного фитнеса, а также понимать, что человеку нужно дать помимо йоги.Разбираться в питании, психологии и постоянно учиться.Т.е.тренер – это человек с большим багажом систематизированных знаний.

На этом мы разобрали, так сказать, формальную сторону вопроса.

Как стать преподавателем йоги, какой вести образ жизни и как справляться с кризисами

Ходят самые разные мифы и легенды об образе жизни йога.Я, кстати, как-нибудь обязательно запишу сюжет обо всех этих мифах.Что инструктор йоги, это такой себе посвятивший жизнь целибату веган с проколотыми ушами.Конечно, это не так.Точнее бывает и так, но это те случаи, когда человек сконструировал себе некоторый образ, живёт в нём, представляя его за «йоговский», а в массе своего все тренеры йоги «такие же люди» как и остальные.

Безусловно, что йога через изменение тела меняет и много чего ещё в жизни.Привычки, предпочтения, интересы, но личность всё равно будет оставаться личностью.

Отдельно хочется сказать, что в йоге, как и в любой другой сфере, бывают свои кризисы.Моменты, когда может накатить усталость, желание сделать перерыв, или вообще всё забросить и попробовать себя в чём-то другом.Когда кажется, что все усилия ни к чему не привели, результаты скромные, а время безвозвратно потеряно.

Кризисы – это нормально.В том смысле, что они не приходят просто так, и значит действительно пришло время задуматься о своей стратегии, миссии и целях.Возможно, что-то действительно не оправдало себя, а возможно вы просто недостаточно усилий в это вложили.Или делали что-то совсем противоположное вашей цели с какого-то момента.Кризис, это не та штука, которая рождается на ровном месте, что-то за ним обязательно стоит и что-то в сложившемся образе ваших мыслей и действий (мыследействий) придётся менять.А это значит, что вам придётся думать, устранять ошибки и делать следующий ход развития.Что само по себе будет иметь для вас позитивное значение и заряд энергии для следующего витка вашего развития.

И на этой оптимистической ноте я закончу.Думаю, тем, кому тема интересна, свою пищу для размышлений получили, и всё основное вроде как сказано.

Автор статьи — Артур Паталах
Редактирование и публикация материала — Сергей Чернов

Видео о том, как стать преподавателем йоги

Преподаватель йоги

Ольга Романова

Сертифицированный преподаватель хатха-йоги.В прошлом имеет 12-летний опыт преподавания групповых программ различных направлений.Окончила сертификационный курс по пранаяме М.Баранова.Обучалась преподавательскому мастерству и йоготерапии у С.Агапкина и А.Фролова.В 2011 г.успешно окончила преподавательский курс в Московском Аштанга-йога центре ( сертификат основного уровня).В настоящее время проходит обучение в KPJAYI (K.Pattabhi Jois Ashtanga Yoga Institute) (г.Майсор, штат Карнатака, Индия).под руководством современного Хранителя Стиля — Шарата Джойса.Работает с людьми любого уровня подготовки и возраста.

Я обучаюсь, практикую и преподаю традиционную Аштанга Йогу.Считаю, что этот стиль йоги дает возможность мне и другим быть здоровым умом и телом, развиваться, постепенно осваивая асану за асаной и серию за серией — научиться слушать свое тело, контролировать свои мысли, проявлять дисциплину.

В 2012 году я начала совершать ежегодные долгосрочные поездки в Майсор (Индия) для обучения с Шаратом Рангасвами Джойсом, чтобы установить крепкую связь с этой традицией и передать себя в руки учителя, который способен содействовать росту и быть неисчерпаемым источником вдохновения.В январе 2015 года я получила авторизацию у хранителя традиции и право преподавать Аштанга Йогу по всему миру.

Мое знакомство с Аштанга йогой началось в 2010 году со встречи с Михаилом Константиновым на семинаре в Новосибирске и продолжилось в 2011 году на преподавательском курсе в Московском Аштанга Йога Центре (сертификат основного уровня).

В 2011 году вместе с мужем Павлом Романовым основали Школу Аштанга Йоги в Новосибирске, где и преподаю в данный момент.

В 2014 году окончила сертификационный курс по пранаяме у Б.Н.С.Айенгара ( Индия, штат Картнатака).Обучалась преподавательскому мастерству и йогатерапии у Сергея Агапкина и Артема Фролова.

Вместе с Павлом Романовым регулярно проводим семинары и вводные курсы для начинающих и являемся организаторами семинаров с известными в мире йоги преподавателями — М.Н.Константинов ( Москва), A.Токас (Индия), Сергей Агапкин (Москва) и другие.

Основным методом в своей преподавательской деятельности считаю стиль майсор, который позволяет — учитывая индивидуальные особенности каждого человека, его здоровье, возраст — осваивать асаны постепенно и корректно.

Павел Романов

Начал практиковать йогу в 2003 г., преподает с 2007 г.Обучался на тренингах-интенсивах мастеров различных стилей: йога Айенгара, йога традиции Д.Брахмачари, йоготерапия Y-23.С 2008 г.преподает и практикует Аштанга-виньяса йогу – стиль, который наиболее гармонично развивает тело и сознание.В 2009г.прошел базовый курс по Аштанга-виньяса йоге.В 2011 г.окончил преподавательский курс в Московском Аштанга йога центре (сертификат основного уровня).В настоящее время обучается в KPJAYI (K.Pattabhi Jois Ashtanga Yoga Institute) (г.Майсор, штат Карнатака, Индия).под руководством современного Хранителя Стиля – Шарата Джойса.На своих занятиях преподает людям любого уровня подготовки, предлагая им плавное и постепенное вхождение в практику Аштанга йоги.

В 2011 г.окончил преподавательский курс в Московском Аштанга йога центре (сертификат основного уровня).В настоящее время обучается в KPJAYI (K.Pattabhi Jois Ashtanga Yoga Institute) (г.Майсор, штат Карнатака, Индия).под руководством современного Хранителя Стиля — Шарата Джойса.На своих занятиях преподает людям любого уровня подготовки, предлагая им плавное и постепенное вхождение в практику Аштанга йоги.

Дарья Глушакова

Сертифицированный преподаватель хатха-йоги, в 2014 году закончила преподавательский курс Московского Аштанга-Йога Центра под руководством Михаила Николаевича Константинова (сертификат основного уровня).

Участвовала в фестивале Йога-Радуга 2014, посещала семинар Kino Macgregor (Sertificated teacher of Ashtanga Yoga, Майами) и семинар Ajay Tokas (Level 2 Authorized, Индия).

Практикую йогу с 2013 года, для личной практики выбрала стиль Аштанга-виньяса йоги в Традиции Шри К.Паттабхи Джойса, в 2014 году начала обучение в Shri K Pattabhi Jois Ashtanga Yoga Institute (г.Майсур, Карнатака, Индия) у хранителя традиции Р.Шарата Джойса.

Провожу групповые и персональные занятия по Хатха-Йоге и Аштанга-Виньяса Йоге.

Дина Прохорова

Сертифицированный преподаватель Хатха йоги и Йогатерапии

С 2015 года и по настоящее время, я преподаю хатха-йогу и йогатерапию.

Занятия включают в себя в первую очередь практику асан, состоящую как из статических, так и из динамических элементов, вначале плавно подготавливающих, а затем глубоко прорабатывающих все составные части нашего организма.Во время практики соблюдаются принципы гармоничного взаимодействия и компенсации блоков асан различной направленности, ключевые правила травмобезопасности.Дина Прохорова

Йога-терапия — специально выстроенная последовательность асан, динамических и дыхательных техник, завершающаяся полноценной практикой расслабления, направленная в первую очередь на решение проблем с позвоночником.Однако из-за глубокой связи позвоночника со всеми системами человеческого организма и универсальности многих техник йоги, эти занятия также будут полезны и при других проблемах со здоровьем, включая головные боли, проблемы с давлением, заболевания суставов.

Прошла обучение и имею диплом школы ITM (International Thai Massagge School of Chang Mai) по тайскому массажу, г.Чиангмай, Тайланд.

Способность нашего организма к самовосстановлению огромна — с этим соглашаются и медики, и эзотерики.Регулярная практика хатха-йоги — пожалуй, лучший способ получить доступ к этим ресурсам, так как именно хатха-йога помогает успокоить ум, тем самым являясь универсальным методом возвращения к целостности души, тела и ума.

Ирина Демьянова

Авторизованный преподаватель Аштанга йоги.

Елена Коровина

Авторизованный преподаватель Аштанга Йоги (Level 2, KPJAYI).

Практикует йогу с 2008 года.Начала преподавать Хатха-йогу с 2010 года.С 2011 года в качестве личной практики выбрала Традиционную Аштанга-Виньяса Йогу Паттабхи Джойса.

Продолжаю обучение в Shri K Pattabhi Jois Ashtanga Yoga Institute (г.Майсур, Карнатака, Индия) у хранителя традиции Р.Шарата Джойса, ежегодно проводя там по 2-3 месяца.

Такжеявляюсь сертифицированным преподавателем Хатха-Йоги (Московский Аштанга-Йога Центр под руководством Константинова М.Н., прошла годовой очный курс в Москве 2012-2013 г).

Практиковала под руководством Бунчу Танти (г.Бангкок) в течение 6 месяцев, посещала мастер-классы Эдди Стерна, Петри Райсянена, Кино Макгрегор, Дэвида Робсона, Люка Джордона и других известных преподавателей Аштанга Йоги.
Обучалась преподавательскому мастерству, философии йоги, пранаяме у Константинова Михаила, преподаванию Хатха-Йоги и шаткарм у Натальи Янчук, анатомии йоги у Агапкина Сергея, Артема Фролова, философии йоги и биомеханике у Бабкина Сергея.
«Преподавание Йоги — это всегда мощный обмен энергией и знаниями.И студенту, и преподавателю приходят яркие открытия и более глубокое понимание собственной практики, а также себя, как личности.Это работа с преодолением себя, своего Эго, своих привычек и страхов.Это выход за рамки „комфорта“, которые в обычной жизни мешают нам жить и развиваться по-настоящему».

Игорь Пантюшев

Сертифицированный преподаватель хатха-йоги.Автор и ведущий курса «Йога.Культура движения»

Образование среднее медицинское.

Практикует йогу с 2008 года.

Параллельно с практикой йоги, Игорь является массажистом.Работает в технике испанского хиромассажа и остеопатии.

2010–2013 гг.— занимался интенсивной практикой под руководством Анатолия Зенченко.
С ноября 2012 г.по май 2013 г.проходил инструкторский курс у А.Зенченко по Ишвара йоге, в режиме Teaching express.Данный курс соответствует стандартам Международной Федерацией йоги (International Yoga Federation).По окончанию курса май 2013 получил Сертификат подтверждённый IYF.

В 2012 г.— встреча с Гуру Шри Шайлендра Шарма, реализованным Йогином.Начал практиковать Крия Йогу в традиции Бабаджи Муни.

С 2010 г.ведет занятия йогой в группах и персонально.Персональные занятия позволяют максимально использовать время тренировки, подбирая техники и асаны конкретно для вас.Эффект от таких занятий наибольший.
С января 2012 г.проводит обучающие тренинги по йоге с акцентом на биомеханической работе тела и дыхании.

Особое внимание в практике уделяется правильности выполнения асан и получение положительного результата через безопасную практику.
Целью занятия является восстановление и поддержание здоровья: развитие и укрепление глубоких мышц, поддерживающих внутренние органы, укрепление мышечного корсета позвоночника, стабилизация работы нервной системы.
Также, благодаря интенсивной практике происходит глубинная проработка мышц и суставов тела.Йога отлично укрепляет сердечно-сосудистую систему, помогает откорректировать фигуру, избавиться от лишнего веса, снять стресс, дарит чувство лёгкости и полета.
Выполнение асан помогает эффективно освободиться от внутренних блоков и зажимов, которые отражаются в виде жёсткости мышц и суставов, а также являются причиной инертности и неподвижности ума.
Выполнение классических асан в связках помогают энергиям и жидкостям организма усиленно циркулировать, шаг за шагом очищая организм.Как следствие — происходит активная детоксикация и омоложение организма на клеточном уровне.

Пантюшева Ольга

Сертифицированный преподаватель хатха-йоги.

Сертифицированный преподаватель хатха-йоги, в 2014 году закончила преподавательский курс Московского Аштанга-Йога Центра под руководством Михаила Николаевича Константинова (сертификат основного уровня).

В августе 2007 года прошла обучение в школе фитнеса Варвары Медведевой (I.T.S.) по специализации «Инструктор групповых программ по аэробике.Базовый курс».

С марта 2008 года начала заниматься и обучаться хатха-йоге под руководством В.Калабина.

В апреле 2009 года прошла обучение по системе Power Yoga (basic) в школе фитнеса Варвары Медведевой (I.T.S.)

В 2011 г.встреча с Гуру Шри Шайлендра Шарма, реализованным Йогином.Начала практиковать Крия Йогу в традиции Бабаджи Муни.

Рейтинг автора
Автор статьи
Наталья Якухина
Написано статей
212
Ссылка на основную публикацию