Учение йоги

Тема статьи: Учение йоги - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Оглавление

Философия йогического учения

Благодаря философии йоги, можно поддерживать хорошую физическую форму и жить в гармонии с миром.Переводя с языка санскрита, слово «йога» означает «связь», связь души с Господом.Поэтому учение относится к духовной практике.

Йога, как древнее учение

Почти 2000 лет йога для многих есть образец мудрости, ведущая к наивысшей жизненной цели.Это древнейшее учение о самосовершенствовании личности, которое пришло от арийцев.Философское учение йоги великолепно развивается до сих пор, открываются новые школы.

Практика является одной из драшан, шести ортодоксальных индийских школ, которые следуют духовным традициям Вед.

В философии классической йоги есть две основные категории, которые охватывают духовную и материальную субстанции:

Классическая практика имеет название «царская».Основал ее знаменитый Патанджали (основатель практики «Йога сутра») во втором столетии до нашей эры.Он показывал двойственность метафизики, которая рассматривает Дух или (собственное Я, Прушу) и Природу (Космос), как независимые Реальности.

Йога как философская наука, рассматривает внутренний и внешний мир личности единым целым.Поэтому человеческая сущность объединяет Пуруши и Пракрити.

Учение освобождает сознание от неправдивой идентификации.Если сказать по-другому, открывается духовное видение, которое заставляет «Я» вернуться к собственной природе.

Люди часто обособляют себя от окружающего мира, что приводит ум к страданиям.Йога помогает справиться с этим.

Опытные наставники утверждают, что практика Патанджали «Йога сутра» написана с целью освещения учения о смысле человеческой жизни и освобождения.

Что такое Освобождение

Это отделение духа (Пуруша) от материи (Пракрити).Из-за этого у человека появляются страдания.Люди стремятся привязаться к чему-либо, в целях получить удовольствие.Но каждое удовольствие имеет свойство заканчиваться.И чем оно сильнее, тем большее будет разочарование в будущем.

Йога успокаивает мечущийся ум и способствует тому, чтобы перенаправить энергию в разумные каналы.Процесс можно сравнить с гидроэлектростанцией на мощной реке.Если плотина и каналы выстроены разумно, то гидроэлектростанция будет иметь большой запас водных ресурсов, приносящий пользу во время засухи.

Человеческий ум так же под контролем.Энергия аккумулируется из Космоса, создающая большие силы для всестороннего развития человека.Ум человека успокоить очень нелегко – сравнивают с усилиями для остановки горной реки.

Применяя йогу на различных стадиях, формируется особая сила.

Патанджали утверждал, что достигнуть освобождения можно только через умение отличать «Я «от мира физического и собственного тела, ума, индивидуальности.

Достичь этого можно с помощью духовного учителя, путем подавления и ограничения функций тела, чувств, интеллекта, индивидуальности (личное Я).Но одновременно обладать самосознанием, опытом Пуруши (трансцендентный дух).

Я – выше нежели ум, тело, чувства, интеллект, радость, страдание.Это и есть осознание самого Я, как духа бессмертности, находящегося за пределами зла, страданий, разрушений, смерти.Это и есть состояние Свободы.

Йогическая система является путем саморазвития для тех, кто идет по велению духа и искренне стремится к этому.Так, практика Санкхьи уделяет больше внимание умению отличать Я от остального мира, как цель к Освобождению.

Философия учения нацеливает на практические методы очищения, концентрирования, чтобы отличать Я от разума и тела.

Свойства философии йоги

Йога объединяет в себе духовность и физические упражнения, что способно развивать личность в разных направлениях (психически, духовно, физически).

Философия ее имеет такие свойства:

  • Духовность – с помощью осознания раскрывается и постигается бытие.
  • Этичность – воспитывается добродетельность, где важный аспект отсутствие насилия.
  • Эмоциональность – развиваются благодетельные качества (любовь, доброта).
  • Практичность – умение управлять собственным телом.
  • Интеллектуальность – применение сила разума.
  • Йога является одним из направлений духовности Индии, это философская школа.Элементы ее можно встретить в ортодоксальных школах, буддизме, сикхизме и других современных направлениях.Основой многих из них является классическая йога.

    С помощью йоги человек получает знания об истине реальности, которая спрятана от каждой души с момента рождения.Она всесторонне изменяет человека, трансформируя его сознание через осознание своей божественной природы.

    Древние мудрецы утверждали, что реальность – это не только Вселенная, но и сама личность (Атман).Многогранность мира проявляется в единой трансцендентной Реальности (Брахман).Пройти эту реальность – приблизиться к высшей цели йоги Самадхи.

    Достижение Самадхи означает стирание границ между личностью и ее оболочкой, между человеком и временным пространством исчезают расстояния.Прошлого и будущего нет, есть только настоящее.

    Философия основных йогических направлений

    Сегодня существует много йогических направлений.Каждое из них имеет три составляющих:

    1. Упражнения.
    2. Дыхательные практики.
    3. Медитации.

    Они не могут существовать друг без друга.Эффект от упражнений и дыхательной гимнастики будет только тогда, когда человек активизирует свои духовные способности.

    Каждое направление в йоге имеет свою философию.Вот краткое описание философии наиболее популярных видов:

  • Хатха йога соединяет физическое совершенство и душевный покой.Достигается это не только специальными асанами, дыхательной практикой, но и медитацией.Так обретается гармония тела с окружающим миром.
  • Аштанга направляет неиссякаемую человеческую энергию в правильное русло для достижения душевного равновесия.
  • Кундалини йога нацеливает на то, что каждый человек имеет право на счастье.Для этого нужно умиротворение и жить в гармонии с миром.
  • С помощью Винни йоги человек залечивать не только физические травмы, но и душевные.Практика Винни избавляет человека от страхов, плохих воспоминаний, открывает мир радости и счастья.
  • В любом выбранном виде йоги важно работать не только над своим телом, но и над разумом.Каждая асана пропитана философией, поэтому упражнения не должны выполняться механически.Нужно разобраться в своих ошибках, со своим подсознанием.В этом помогают дыхательные практики, асаны, медитации.Это сделать непросто.Но применяя усилия, целенаправленность, сосредоточенность, человек получит в награду здоровое тело и здоровый дух.

    Учение йоги.Что значит обучаться йоге по-настоящему?

    Лично для меня йога явилась началом духовного пути в магию.Занимаясь йогой, я научился ощущать тонкие энергии и понял, что чакры как энергетические центры реально существуют.Я научился их явно чувствовать.Ощущения в них просыпались не потому, что я на них концентрировался, а от того, что я просто выполнял комплекс упражнений асан и пранаям.Источник — Эзотерика.Живое Знание

    Но должен сказать, что не у всех людей эта активация происходит быстро.Поэтому для многих йога так и остаётся физическими упражнениями типа утренней гимнастики, которая просто позволяет человеку «хорошо себя чувствовать».Это для тех людей, которые под словом «я» или «себя» понимают своё физическое тело.То есть для тех, кто думает, что он это «кусок мяса с костями и мозгом».И поэтому многие люди так и застревают в йоге.Физическому телу хорошо — и ладненько.

    Прозанимавшись такой йогой-зарядкой несколько лет, человек развивает в себе гибкость и определённую ловкость в выполнении асан.В дальнейшем люди часто становятся инструкторами йоги (так как сейчас это выгодно и модно) и продолжают линию «йоги без учения».Поэтому на момент сейчас мы имеем множество йога-школ, в которых инструкторы не знают о йоге ничего! Хотя они великолепно гнутся на коврике в разные позы.

    Но я не говорю, что это плохо! Для большинства людей это как раз то, что нужно.Так как далеко не все могут понять йогу как учение.А йога, прежде всего, это учение! И оно предназначалось для касты воинов (правителей) и брахманов (учителей).Для тех, кто может увидеть в этом учении школу жизни на Земле.Остальные касты могут познавать йогу только как упражнения для физического тела.

    Но лично для меня магия началась именно с йоги, поэтому я хочу всем пояснить, что же такое йога, так как этот вопрос мне достаточно часто задают.Можно сказать, что я до сих пор занимаюсь йогой, но уже на её высших ступенях.В моём понимании, магия это так называемая раджа-йога (йога царей или йога избранных).На данный момент существует тысячи различных вариаций йоги.Как в них разобраться?

    Йога-сутры Патанджали

    Само учение йоги описывается только в одном трактате.Этот трактат называется «Йога-сутры Патанджали».Что это такое? Жил раньше такой мудрец Патанджали (по разным данным было это примерно во втором или в четвёртом веке до нашей эры).Был он мудрецом, который долгие годы изучал ведические писания.И так как эра деградации уже началась, взял он и собрал свои знания для потомков в своей йога-сутре и передал их своим ученикам вместе с комплексом упражнений.Так вот, вся йога там делится на 8 ступеней.

    Каждая ступень предполагает прохождение предыдущих ступеней.Первые 4 ступени условно называются хатха-йога.Следующие ступени — раджа-йога.То есть и хатха-йога, и раджа-йога это всего лишь подразделы классической восьмиступенчатой йоги, описанной Патанджали.Все остальные разновидности йоги также являются лишь более мелкими фрагментами классической 8-ступенчатой йоги! За исключением уже явной отсебятины, которая к йоге не имеет ни малейшего отношения.Поэтому для того чтобы понять, можно ли какое-либо направление назвать йогой, нужно прочитать саму йогу-сутру Патанджали.

    Ступени йоги

    1. Яма.
    2. Нияма.
    3. Асана.
    4. Пранаяма.
    5. Пратьяхара.
    6. Дхарана.
    7. Дхиана.
    8. Самадхи.

    Первые две ступени Яма и Нияма — это философские жизненные принципы, без утверждения в которых ученик не допускался к следующим ступеням.Самый первый принцип Ямы это Ахимса (непричинение вреда — ни в мыслях, ни в словах, ни в поступках), отсюда вытекает вегетарианство и соответствующее восприятие мира! Это только первая подступень первой ступени, а их там пять.

    Только после освоения философии йоги ученик допускался к изучению асан, и только потом ему показывались пранаямы.До следующей пятой ступени ученик мог добраться только через десятки лет.Всё зависело от способностей ученика.Так как йога это «белый путь», помощь ученику была минимальной.Лучшим помощником у белого учителя является палка.

    Все ступени, начиная с пятой, это и есть то, что мы называем магией.Но мы занимаемся этим уже в отрыве от тела, а также с помощью телесно-ориентированных практик.Мы можем себе это позволить, так как у нас есть наработки и энергия.Для людей, идущих самостоятельно, такой подход невозможен.Поэтому их путь более долгий и трудный.Однако при всём этом идущие данным путём развиваются более гармонично и правильно, так как они не забывают о своём теле! Поэтому всем магам и эзотерикам я настоятельно рекомендую не забрасывать телесно-ориентированные практики.

    Философия йоги для начинающих

    Философия йоги сегодня крайне популярна.Для многих она стала настоящим открытием в жизни.Йога спасает замученных людей от ежедневных стрессов и помогает им увидеть самое важное, отбросив второстепенное.При этом она не сводится к банальному комплексу физических упражнений.Йога как древняя традиция и религия, йога как философия и медицина — вот о чем пойдет речь в данной статье.

    Причины популярности йоги в современном мире

    Как уже отмечалось, йога сегодня необычайно популярна.Можно даже сказать, что она модна в современном обществе.В чем же причины такой популярности?

    Для этого нужно ответить на один вопрос.Современная личность — какая она? Измученная, подавленная и угнетенная.Человек XXI столетия, как правило, проводит свою жизнь в погоне за сомнительными благами.Йога же помогает не только справиться с ежедневными стрессами, но и учит сконцентрировать свое внимание (и силы) на самых главных, истинно важных вещах.

    Философия йоги открывает человеку единственно верный путь к осознанию своей сущности, помогает в полной мере раскрыть свой внутренний потенциал.

    Любопытно, что практические методы йоги действуют в любом случае.Даже если человек не очень верит в них или не имеет ни малейшего понятия о сущности и основах данной философии.Это еще одна уникальная особенность йоги.

    Философия йоги (кратко)

    Что же такое йога? Справедливо ли называть её философией, наукой или религией?

    Само слово в переводе с санскрита означает «единение».В узком смысле речь здесь идет прежде всего о гармонии и слиянии тела и души человека.В более глобальном понимании это единение человека с Богом.

    Йога — философия индийская, очень древняя.Её основные постулаты выделил еще во втором веке до нашей эры известный гуру Патанджали.Однако утверждать, что философия йоги была основана именно им, неправильно.Ведь считается, что йогу человечеству подарил сам Творец (посредством аватара Кришну).

    Основы этого учения не отличаются систематизированностью.Их отдельные аспекты можно отыскать в различных древнеиндийских источниках, начиная с Вед.Именно поэтому историки не могут определить четкие хронологические рамки данного направления.

    Философия йоги чрезвычайно многогранна.Главная же цель учения — это достижение нирваны.Под этим термином понимается полное воссоединение с Творцом.

    На сегодняшний день исследователи выделяют несколько форм йоги.Это:

  • карма-йога;
  • бхакти-йога;
  • джняна-йога;
  • мантра-йога;
  • хатха-йога и другие.
  • Каждое из этих направлений — это лишь один из шагов на пути к единой цели философии йоги — единению со Всевышним.В нашей статье мы более подробно остановимся на последней из этих форм.

    Притча о спрятанной божественности

    Философия йоги для начинающих как нельзя лучше иллюстрируется одной из древнеиндийских притч.Она поможет лучше понять сущность данного учения тем, кто только начинает с ним знакомиться.

    Итак, притча о спрятанной божественности.

    По легенде, раньше все люди на Земле были богами.Такими их создал Брахма.Однако вскоре повелитель всех богов увидел, что те используют свою силу не совсем праведно, а потому решил забрать у них божественную мощь.При этом у него возник вопрос: а где же спрятать божественность от людей, чтобы они не смогли её отыскать?

    Чтобы решить эту дилемму, Брахма вызвал к себе советников.Те начали засыпать его различными вариантами: одни предлагали зарыть божественность в землю, другие — бросить её на дно океана.Однако ни одно предложение не понравилось Брахме.»Рано или поздно люди доберутся и на дно океанов» — задумчиво отвечал тот.

    Как вдруг повелитель богов сам догадался, что нужно сделать.Он решил спрятать божественность внутри самого человека.И не ошибся.Человек покорил небеса и морские глубины, пробурил километровые тоннели под землей, однако так ни разу толком и не заглянул внутрь себя.

    История йоги: древние находки

    Сложно определить, как глубоко в историю тянутся корни йоги.Так, в долине реки Инд археологами были найдены древние печати, датируемые вторым тысячелетием до нашей эры.На них изображены люди, а также божества в необычных позах (всего исследователи насчитали 16 разных позиций).Эта находка натолкнула историков на мысль, что одна из форм йоги уже была знакома жителям Хараппской цивилизации.

    Если же говорить о письменных свидетельствах, то понятие «йога» впервые встречается в Ригведе — одном из самых древних памятников индийской литературы.

    Патанджали и его «йога-сутры»

    Это учение относят к перечню, состоящему из шести ортодоксальных школ индуизма.Философия йоги очень тесно связана с направлением санкхья.Однако, по сравнению с ней, йога — более теистическая.

    О родстве этих двух школ говорил в свое время и Генрих Циммер.При этом он утверждал, что санкхья дает общее пояснение природы человека, тогда как йога раскрывает практические методы и пути к его полному освобождению (состояние мокши).

    Как и любая другая школа индийской философии, йога имеет свои священные тексты.Это так называемые «йога-сутры», изложенные мудрецом Патанджали.В одной из них, кстати, учитель раскрывает саму суть рассматриваемого нами понятия.Согласно тексту второй сутры, йога — это «процесс обуздания волнений, присущих разуму».

    Свами Вивекананда: жизненный путь философа

    Одним из ярчайших представителей данной школы является индийский мудрец и общественный деятель Свами Вивекананда.Философия йоги в его трудах обрела новый смысл.Он смог объяснить ключевые её положения с точки зрения западного мировоззрения.

    Свами Вивекананда жил и трудился во второй половине XIX века.Родился он в 1863 году в очень религиозной семье.Учился в Шотландском церковном колледже, где проявлял особый интерес к философии.В это же время Вивекананда задается целью отыскать человека, который встречался с самим Богом.И вскоре он его находит.Это был некий Рамакришна.Вскоре Вивекананда становится его учеником.

    В 1888 году он, вместе с другими учениками Рамакришны, начинает путешествовать по территории Индии.Затем отправляется в другие страны (США, Франция, Япония, Англия и другие).Умер мудрец в 1902 году.Тело Свами, как и его духовного наставника, кремировали на берегу реки Ганг.

    За свою жизнь Вивекананда написал ряд трудов.Самые важные среди них следующие:

  • «Карма-йога» (1896 год).
  • «Раджа-йога» (1896 год).
  • «Философия Веданты: лекции о джняна-йоге» (1902 год).
  • Свами Вивекананда: философские воззрения

    Вивекананде принадлежит весьма известное изречение: «Бог один, разнятся лишь его имена».Одни зовут его Иисусом, другие — Аллахом, третьи — Буддой и так далее.

    Свами Вивекананда отличался оригинальностью своей мысли.Его главная заслуга как философа заключается в том, что он сумел доказать, что ключевые идеи Веданты можно применять и в сугубо практических целях, в жизни общественной.

    «Каждая личность — божественна сама по себе» — это изречение Рамакришны стало красной нитью в жизни философа.Он был уверен, что никто не обретет свободу, пока свободными не станут все остальные люди.Вивекананда утверждал, что по-настоящему просветленный человек обязан без устали работать для спасения других людей.Философ превозносил бескорыстие и агитировал всех не терять веры в себя.

    Общественные взгляды Свами Вивекананды основывались на том, что государство и церковь должны быть разделены.Религия, по его мнению, ни в коем случае не должна вмешиваться в вопросы браков, наследственных отношений и тому подобное.Он также считал, что общество в идеале должно быть равномерной смесью всех четырех каст.Причем он был уверен, что религия не должна вмешиваться и в процесс построения идеального социума.

    Йога-хатха: философия школы

    Название этого направления йоги переводится с санскрита как «усиленное слияние».Впервые постулаты этой школы систематизировал Свами Сватмарама.Он считал, что хатха-йога есть процесс подготовки человеческого тела к сложным медитациям.

    Само слово «хатха», как предполагают исследователи, состоит из двух составляющих: «ха» — разум и «тха» — жизненная сила.

    Хатха-йога — это комплексное учение о том, как можно достигнуть телесной гармонии при помощи физических и психических воздействий на тело (это асаны, пранаямы, мудры и бандхи).Каждое из них влияет на конкретную часть человеческого организма.В хатха-йоге специально подбираются комплексы определенных упражнений, с помощью которых можно укрепить свое здоровье и вести борьбу с серьезными болезнями.

    Дыхание — основа жизни

    Главный акцент в хатха-йоге делается на дыхании.Приверженцы этой школы уверены, что влияние дыхания на организм настолько сильно, что одними лишь пранаямами (дыхательными упражнениями) можно значительно улучшить свое состояние.А умелое комбинирование их с асанами — это и вовсе залог здорового и крепкого тела.

    Хатха-йога как медицинская философия ставит своей первостепенной задачей полное очищение дыхательной системы человека.Кроме того, это настоящее искусство расслабления тела и всех его мускулов.Ведь настоящая ясность ума приходит лишь к расслабленному организму.

    Состояние тела, самочувствие, а также мыслительные процессы человека тесно связаны с его дыханием.Думается, с этим согласятся все.Вот почему в хатха-йоге такое внимание уделено искусству и техникам правильного дыхания.При этом она учит людей правильно дышать не только во время специальных занятий, но и в повседневной жизни.Мудрое и бережное отношение к своему здоровью — вот чему обучает людей хатха-йога.Философия и практика при этом органично сплетены в данном учении.

    Общие цели и задачи йоги

    Тот, кто решил всерьез заняться йогой, может преследовать различные цели.Это может быть простое желание укрепить свое здоровье или излечиться от хронического заболевания.А для кого-то йога — это ключ к достижению мокши («единения с Брахманом»).

    К слову, именно мокша — как процесс и факт освобождения от сансары — является конечной целью во многих школах древнеиндийской философии.А вот в вайшнавизме основной целью йоги является стремление к Богу, Творцу.Согласно учениям этой школы, вайшнав после этого попадает в духовный блаженный мир, в котором он может насладиться преданным служением Вишну.

    Развитие йоги в России

    Отдельные жители России проявляли интерес к йоге еще в дореволюционные времена.В эпоху Советского Союза школа эта находилась под идеологическим запретом, что, впрочем, не мешало отдельным энтузиастом заниматься полулегально.

    В России в разные времена многие известные личности выступали активными пропагандистами йоги.Среди таких — врач Б.Л.Смирнов, профессор В.В.Бродов, писатель В.И.Воронин, инженер Я.И.Колтунов и многие другие.В конце 80-х годов в Москве начинает работать высшее учебное заведение — так называемая Академия йоги.Её основателем стал Геннадий Стаценко.В то же время в столице СССР появляется лаборатория, которая занималась изучением нетрадиционных методов лечения и оздоровления.Разумеется, в сферу интересов данной лаборатории входило и учение Древней Индии — йога.

    Йога для начинающих: несколько полезных рекомендаций

    Сегодня курсы йоги преподают едва ли не в каждом фитнес-клубе.Однако знающие люди все же рекомендуют посещать занятия в специализированной школе.

    Напоследок несколько полезных советов тем, кто планирует начать заниматься йогой:

  • одежда для занятий должна быть удобной и изготовленной из натуральной ткани;
  • начинать освоение йоги нужно с малого, постепенно проникая в «глубины» этого учения;
  • пропускать занятия нежелательно, ведь каждый новый сеанс является логическим продолжением предыдущего;
  • к занятиям йогой нужно подходить крайне сознательно и основательно.
  • И, конечно же, не стоит забывать, что йога — это не только здоровое, подтянутое тело, но еще и возможность ощутить гармонию тела и души.

    В заключение.

    Йога — философия Древней Индии, которая очень популярна в современном мире.Однако это не совсем философия, вернее, не только она.Это еще и наука, религия, многовековая традиция и практика.Чем же так привлекает современного человека философия йоги?

    Кратко ответить на этот вопрос можно двумя основными тезисами.Первый: йога помогает человеку справиться с огромным давлением жестокой действительности.Второй: она способна каждому из нас открыть путь к познанию самого себя, своей внутренней сущности.

    Йога – философское учение

    Слово «йога» в переводе с санскрита означает духовную связь, причем с самим Богом.На практике эта связь осуществляется через комплекс физических и умственных упражнений, развивающих человека физически, психически и духовно.

    Философия йоги заключается в подготовке личности к непосредственному общению с Всевышним.Она обладает методиками, ведущие к раскрепощению отягощенного мирскими страстями сознания, его просветлению и нирване — состоянию, в котором перед человеком появляется Будда и приносит ему настоящую радость.

    Суть миссии йоги ― в ее базовых свойствах:

  • духовности, ориентированной на карму и освобождение от страстей, постижение своей судьбы и цели в жизни через укрепление своего духа;
  • этичности, направленной на исключительную добродетель и достижение мира между людьми;
  • эмоциональной привязанности к ближним;
  • практичности и точности управления своим телом;
  • интеллектуальности, позволяющей максимально напрячь разум при медитациях.
  • Происхождение йоги и ее первоисточники

    Йога Ї это философия жизни и путь ее познания.В Индии она является одним из древнейших философских направлений, образующих фундамент не только буддизма, но и даосизма и сикхизма.Ее основоположник Патанджали в своей «Йога-сутре» в 195 афоризмах (сутрах) коротко сформулировал основные каноны, теоретически обосновавшие классическую йогу.

    Все сутры сгруппированы в четырех трудах:

    1. Самадхипада посвящена целям йоги, ее формам и способам достижения нирваны (Самадхи).
    2. Садханапада излагает конкретные методы медитации для проникновения в Самадхи.Их суть в том, что нирваны можно достичь, только полностью отрешившись от всего сущего.Под сущим понимаются четыре формы страдания с возможностями отвлечься от них.
    3. Вибхутипад описывает внутренние особенности йоги и практическую, сверхъестественную пользу от ее полного освоения.
    4. Кайвальяпада открывает форму и сущность освобождения от мирской суеты.

    Но история йоги своими корнями уходит гораздо глубже второго века до нашей эры, когда жил этот индийский мудрец.Ее истоки можно найти в древних священных текстах, например, Ведах или Упанишадах, комментирующих ведические принципы.Там учение называется Раджа-йогой, иными словами «царской».

    Духовная практика йоги еще с Вед считается продолжением практики санкхьи, только более приспособленной к жизни.Санкхья исходит из того, что каждый человек в своей жизни испытывает влияние двух противостоящих начал — Пуруша и Пракрити.Первое понятие означает духовный мир, второе — материальный.Йог в процессе своих медитаций должен освободить дух от влияния материи.

    По мнению некоторых буддийских богословов, одних сутр Патанджали не достаточно для постижения истинной сущности йоги.Его труд лишь восстановил и систематизировал знание, доставшееся от прежних учителей.В настоящее время наиболее авторитетным философом после Патанджали является Вьяса.«Йога-бхашья», которую он написал, не только комментирует мысли предшественника, но и развивает их.

    Восьмеричный путь

    Чтобы достичь необходимых духовных высот, Патанджали предложил в «Йога-сутре» использовать аштанга-йогу (ашта — восемь, анга — ступень).Эта методика, более известная как восьмеричный путь, — основной даршан в буддийской философии Индии.Для соединения с Богом индийский мудрец предлагает пройти восемь этапов:

    1. Яму, требующую придерживаться моральных заповедей, запрещающих неблагие поступки и мобилизующих духовный потенциал человека на прохождение всего пути к Будде.
    2. Нияму, культивирующую привычки и навыки, помогающие интроспективному восприятию жизни.Эта практика дисциплинирует человека.
    3. Асану — устойчивую позу, в которой удобно медитировать.
    4. Пранаяму — серию дыхательных упражнений, позволяющих направлять свою жизненную энергию на достижение поставленной цели.
    5. Пратьяхару, концентрирующую ум и облегчающую этим отрыв духа от своей материальной основы.
    6. Дхарану, позволяющую сосредоточить разум на определенной мысли, предмете или явлении.Одновременно осуществляется контроль за своими чувствами посредством абстрагирования их от конкретного объекта.
    7. Дхьяну, настраивающую мысль на выбранную цель и постоянно возвращающую к ней до тех пор, пока к этой мысли не будут примешиваться никакие другие.
    8. Самадхи, окончательно просветляющую мысль и дающую возможность наконец созерцать Будду и общаться с ним в состоянии полного освобождения от всего — нирваны.

    Последовательное освоение каждого из этих этапов ведет к самадхи, состоянию истинного просветления.Что-то пропустить невозможно — все звенья восьмеричного пути неразрывно переплетены и являются необходимым условием для перехода из более низкого состояния в более возвышенное.На первых двух ступенях — яма, нияма — ученик в основном постигает моральные нормы йоги и тренирует свои помыслы, настраивая их на этичность.

    Так, основа ямы — пять принципов, внушающих практикующему йогу человеку воздержание от пороков:

  • ахимса настраивает на ненасилие по отношению ко всему живому;
  • сатья — на правдивость, воздержание от самообмана и лжи;
  • астея — на отрицание воровства;
  • апариграха — на уклонение от каких-либо даров и всего излишнего;
  • брахмачарья — на воздержание от чувственных соблазнов.
  • Роль Ниаямы

    Роль ниаямы уже не в отрицании порочного, а в приятии добродетелей.Основных принципов тоже пять:

  • шауча призывает к внешней и внутренней чистоплотности;
  • сантоша — к положительным эмоциям, удовлетворенности жизнью;
  • тапас — к усердию, самодисциплине и самоограничению;
  • свадхьяя — к самопознанию, изучению трудов духовных наставников;
  • ишвара-пранидхана — к набожности, вере в Бога, посвящению себя ему целиком.
  • К дополнительным принципам ниямы некоторые другие источники относят:

  • сауманасью — благожелательность к окружающим;
  • нирагу — бесстрастность в выборе пути и следовании по нему;
  • ман-дхатару — вдумчивость;
  • авашу — независимость;
  • мантра-видью — знание мантр;
  • дамсанаванту — обладание сверхсилой;
  • нишпратидвандву — неимение противников.
  • Асана следует сразу за этическим комплексом аштанга-йоги.По сути, это дыхательная физкультура.Ее назначение — в управлении духовной энергией с помощью специфических физических нагрузок (асан), регулирующих физиологические процессы в организме.Путем воздействия на опорно-двигательную систему асаны тренируют и тонизируют мускулатуру.

    Пранаяма продолжение асан

    Пранаяма является физическим продолжением асан.Она умножает их силу и позволяет управлять уже не только собственным духом, но и первичной энергетикой всей Вселенной.На этой степени вырабатывается привычка контролировать дыхание и тем самым аккумулировать необходимую энергию для полноценной жизни.При этом дыхание тренируется на всех уровнях, начиная с поверхностного и заканчивая средним и глубоким.

    Регулярное выполнение дыхательной физкультуры насыщает клетки мозга и всего организма кислородом.Происходит чистка всей системы дыхания.В результате мозг расслабляется, ум успокаивается и не отвлекается на мысли, которые не касаются йоги.Такого рода тренировки являются принципиально необходимыми.Без них невозможны переходы на вышестоящие ступени Аштанга-йоги.

    На пятой ступени тренировок, пратьяхаре, практикующий перестает реагировать на все проявления внешнего мира: звуки, зрительные образы, тактильные и обонятельные ощущения.Он чувствует их, но не воспринимает, поскольку постоянно держит свой ум под контролем, и таким образом остается наедине со своим сосредоточенным на медитации сознанием.

    Освоив пратьяхару, человек переходит своеобразный Рубикон, за которым пути к отступлению нет.Он уже не раб своего покоренного тела — его ум находится под контролем и способен к глубокой медитации.

    Этот процесс запускается в сознании на следующей стадии йоги — дхаране.Она представляет собой умение концентрировать ум только в одном направлении без какого-либо отступления в сторону, демонстрируя безоглядную вовлеченность в предмет.

    Дхарана предоставляет человеку возможность постичь свое «Я», открыть истинную природу вещей.

    Дхьяна — более совершенная ступень дхараны.Процесс концентрации на одной мысли или предмете здесь происходит несколько дольше, но и сознание просветляется намного глубже и полней.В итоге в нем остается только собственное существование личности и объект ее медитации.

    Самадхи есть высшая стадия восьмеричного пути, сверхсознание.На пике своего могущества мысль человека сливается с объектом созерцания.В этот момент она способна отражаться в нем, как в зеркале.Биологические потребности, время, пространство — все исчезает.Возникает ощущение полного счастья — нирваны.

    Теория освобождения и карма

    Карма в йоге — это определение судьбы, которая у каждого из нас слагается из целого ряда действий, произведенных или не произведенных в прошлом и влияющих на положение человека в настоящем и будущем.В переводе с санскрита это слово и означает «действие».Но поскольку в данном случае оно влияет как раз на судьбу, то в расширенном смысле карму правильней так и воспринимать.

    Мысли, поступки, даже выраженные просто в словах, способны сотворить хорошую или плохую судьбу.Для йоги имеет значение только плохая карма, ибо она в основном препятствует достижению Самадхи и заставляет человека расплачиваться за свое негативное прошлое страданиями в настоящем.От нее нужно освободить человека, чтобы снова, как и при рождении, дать ему возможность стать счастливым.

    Но где в человеческом организме находятся те центры, на которые должна воздействовать йога? Сутры Патанджали указывают на семь точек, расположенных вдоль человеческого тела, — чакры.Именно в них, по мнению автора «Йога-сутры», сосредоточено все зло и добро судьбы человека.Целенаправленно воздействуя на определенные точки, йога освобождает каждую из чакр от накопленного в ней негатива и способствует обновлению организма.

    Этот процесс во многом схож с обычным обменом веществ, присущим человеческой физиологии.Особенность освобождения в йоге лишь в том, что она оперирует категорией не только материи (Пракрити), но и духа (Пуруши).Задача йоги заключается в освобождении Пуруши от Пракрити, которое в чакрах сковывает его свободу.

    Заключение

    Современная буддийская философия склонна видеть в «Йога-сутре» своеобразный научный трактат о смысле человеческой жизни.А что такое наша жизнь? По сути, это постоянное стремление к удовольствиям.Но они не могут быть бесконечными: даже приятные чувства всегда угасают.Причина тому — пресыщение, иначе говоря, усталость.Так возникает неудовлетворенность окружающим, а с нею — страдание.Чем сильнее было в прошлом удовольствие, тем мучительнее будет затем разочарование и негативнее карма, мешающая плодотворно жить.

    Целью йоги является обретение знаний, прежде всего о себе, и развитие своих физических и духовных возможностей.Это позволит преобразить свою карму, а в конечном итоге и жизнь.Ибо только таким образом можно осознать свою божественную природу и достичь высшей цели йоги — нирваны, или самадхи.

    В чем суть философского учения йоги?

    Современные люди сегодня вновь приходят к осознанию важности всего духовного.Измученные беспрестанными заботами и стрессами, они просто нуждаются в глотке свежего воздуха, источнике покоя и вдохновения.

    И этим источником способна стать философия йоги, позволяющая постепенно открыть истинный путь к освобождению.И осознанию собственной сущности с дальнейшим раскрытием скрытого внутреннего потенциала.

    Понимание йоги в философском смысле

    Для многих людей философское учение йоги становится невероятным открытием, спасая от постоянных тревог и стрессов, помогая открыто увидеть главное в жизни.Но не нужно думать, что йога сводится к обычному выполнению асан.

    В философском смысле она помогает найти кратчайший путь к освобождению, раскрыть собственный потенциал и открыть истинной путь к внутренней сути.

    Поэтому основные принципы йоги сводятся к достижению гармоничного слияния души человека с телом.В более глубоком понимании здесь подразумевается единение с Всевышним.В целом, основы йоги не очень систематизированы, а ее отдельные аспекты подробно прописаны в различных древних источниках – Ведах.

    И согласно многочисленным источникам, впервые философия, вошедшая в основы йоги, была описана именно в трудах Патанджали.В классическом понимании йога включает две основных категории – Пурушу (дух) и Пракрити (материя).Вместе они позволяют рассмотреть и объединить внешний и внутренний мир каждого человека.

    Философская теория йоги отличается многогранностью, а ее главная цель заключается в постепенном достижении состояния Нирваны в виде полного воссоединения с Творцом.В современном мире существует целый ряд различных йогических направлений, способных действенно помочь в достижении Нирваны.

    Также стоит отметить, что философское учение йоги действует и в том случае, когда человек имеет в этой области мало знаний или практически не верит в силу учения.А такой подход вполне оправдан для современного человека, который стремится получить больше материального, а не духовного в процессе обучения.

    Пуруша и Пракрити

    Для тех, кому трудно понять, в чем суть йоги, необходимо изучить различные источники информации и для начала попытаться осознать, что такое Пуруша (дух) и Пракрити (материя).Именно духовная и материальная составляющая являются главной основой всего сущего в мире.

    Согласно учению, Пракрити состоит из трех основных сил:

  • покоя – Гуна Саттва;
  • деградации – Гуна Тамас;
  • движения – Гуна Раджас.
  • А вот истинную сущность духовной составляющей в философии йоги весьма трудно вообразить.У нее нет конкретной формы, а ее расположение находится вне пределов мира материального.

    Еще Пуруша обладает настоящим сознанием, а в материи оно полностью отсутствует.А ее воплощением выступает древний бог Иншвара, хотя известны и другие божества.

    Изучив основы философского учения, можно осознать единение материального и духовного, образующее на Земле все сущее.И вне рамок пространства и времени, поскольку йога подразумевает непрерывные процессы изменений, происходящие в материальных структурах.А духовная основа остается полностью неизменной, поскольку неподвластна времени.

    Йогическое учение о людях

    Основная философская йога теория представляет людей в виде небольших Вселенных, находящихся в глубине огромного мира.

    Каждая из них образует неизменное единение Пуруши с Пракрити, формируя идеальную структуру огромной Вселенной в виде Будхи-махат.И создается такая Вселенная (индивидуальная будхи) в каждом отдельном человеке.

    Процессы дальнейшей трансформации приводят к появлению органов осязания, осознания и чувств, а духовная основа выступает в виде стороннего наблюдателя, который осуществляет контроль над всеми изменениями.

    И если связь между ними исчезает, человек просто теряется во Вселенной.После смерти он перерождается вновь, но только в новом виде.И общее число таких перерождений может быть бесконечным.

    И лишь йога философия жизни и путь познания позволят ему вновь обрести крепкую взаимосвязь между духовным и материальным.Практикуя йогу, ученик должен отказаться от устремлений к материальным ценностям и самостоятельно прийти к пониманию высшего бытия.

    Так он вырвется из бесконечного круга перерождений и станет существовать в качестве неизменного Духа, подобно божеству Иншвари.

    Основной смысл обучения йоги

    Если попытаться передать основной смысл классических учений йоги кратко, он сводится к одному – завершающей целью человеческого существования должно стать полное освобождение от всего материального.

    В своем привычном состоянии человек привык себя воспринимать исключительно с материальных точек зрения: «Я размышляю, ощущаю, думаю».

    Поэтому главная цель йоги заключается в обретении человеком своего истинного «Я».Ведь все материальное постоянно меняется – удовольствие неизменно оканчивается, эмоции меняются, близкие становятся старыми и умирают.Кроме того бесконечное стремление к материальным благам негативно влияет на Карму.

    Именно карма определяет будущее любого человека, которое может быть плохим либо хорошим в зависимости от поступков.

    И чаще всего оказывается плохим, приводя к бесконечным страданиям и переложениям жизни.И лишь теория и практика йоги способны разорвать этот «бег по кругу» и привести человека в счастливый духовный мир.

    Путь освобождения

    Среди профессиональных йогов существует немало специальных методик и способов, помогающих обрести единение Пуруши и Пракрити.Их цель – достичь освобождения путем освоения умения отличать личностное «Я» от собственного ума, тела и индивидуальности.

    Помочь в достижении данной цели способен грамотный духовный учитель и постепенное подавление инстинктов, чувств, желаний и индивидуальности.

    Всему этому должна научить йога для начинающих, которая в конечном итоге обязана привести к развитию в каждом ученике следующих свойств:

  • духовности – постижение бытия с помощью осознания;
  • интеллектуальности – обретение способности применять силу разума;
  • практичности – умение управлять собственным телом;
  • эмоциональности – развитие положительных качеств в виде доброты и любви;
  • этичности – воспитание добродетели, призванной избегать жестокости и насилия.
  • Перечисленные понятия входят в 8 основных ступеней йоги в виде Ямы, Ниямы, Асан, Пранаямы, Пратьяхары, Дхараны, Дхьяны, Самадхи.Именно из этих восьми ступеней и состоит глубокая философия хатха йоги, которая входит в число основных классических направлений.

    Изучая каждую ступень, ученик постепенно продвигается к достижению истинного единения с Всевышним.Грамотная философия и практика йоги помогает людям по всему миру обрести гармонию с внутренним и внешним миром.

    С ее помощью многие смогли обрести душевный покой и равновесие, избавились от негативного влияния стрессов и постоянного напряжения повседневной жизни.И научились жить в настоящей гармонии с окружающим миром и самим собой.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Наталья Якухина
    Написано статей
    212
    Ссылка на основную публикацию