Ведическая йога

Тема статьи: Ведическая йога - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Другой способ называется Тапо-майя-ягьей.Это очищение сознания через пост и аскезу.Йог отказывается от определенных продуктов питания, принимает пищу только один раз в сутки, жертвует своими удобствами.Кто-то перестает бриться и стричь ногти, кто-то ест без помощи рук, а кто-то отказывается от соли и сахара.Одни дают обет несколько месяцев не выходить и дома, а другие часами сидят в неудобной позе.

Еще один метод — изучение ведических писаний, таких как Упанишады, «Веданта-сутра» и т.п.Это называется Свадхьяя-ягьей, или аскезой, состоящей из постоянного и внимательного чтения священных писаний.Такие аскеты учат огромные трактаты наизусть, слово в слово.Они могут цитировать с любой строчки любое духовное произведение.Одни йогические школы практикуют только этот вид аскезы, другие применяют его наравне с регулярными паломничествами по святым местам.

Но хатха-йога — это не популярная фитнес-система или восточная акробатика, как принято считать.Это сложнейшая духовная практика, способная настолько очистить душу человека, что ему представится возможность общения со Сверхдушой, Нараяной.Человеку, занимающемуся хатха-йогой, приходится выполнять различные физические упражнения, принимать особые позы, отвлекать, или втягивать, свои чувства внутрь своего «я», медитировать на определенные очищающие звуки и изображения и т.д.Йог должен научиться сидеть без движения долгое время в одной и той же позе, сосредоточив взгляд на кончике носа.

ХАТХА-ЙОГА – ЭТО НЕ ПОПУЛЯРНАЯ

ФИТНЕС-СИСТЕМА ИЛИ ВОСТОЧНАЯ АКРОБАТИКА.

ЭТО СЛОЖНЕЙШАЯ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА,

СПОСОБНАЯ НАСТОЛЬКО ОЧИСТИТЬ

ДУШУ ЧЕЛОВЕКА, ЧТО ЕМУ ПРЕДСТАВИТСЯ

ВОЗМОЖНОСТЬ ОБЩЕНИЕ СО СВЕРХДУШОЙ

В хатха-йоге есть упражнения, которые позволяют управлять дыханием.Этими приемами пользуются для того, чтобы обуздать чувства и осознать свою духовную природу.Они дают возможность управлять воздушными потоками в теле, меняя направление их движения.Два главных потока в теле — это нисходящий и восходящий воздушные потоки.Йог учится направлять каждый из них в обратную сторону, пока они не придут в равновесие.Когда оба воздушных потока полностью прекращают движение, человек поднимается на ступень кумбхака-йоги.

Занятия кумбхака-йогой увеличивают продолжительность жизни, помогая человеку достичь духовного совершенства.Йог стремится достичь совершенства, войти в мистический транс в течение одной жизни, не дожидаясь следующей, и кумбхака-йога позволяет ему получить в распоряжение очень много времени.

Различают два вида духовного транса, самадхи: сампрагьята-самадхи и асампрагьята-самадхи.Сампрагьята-самадхи — это духовный транс, которого достигают путем философских рассуждений.Что касается асампрагьята-самадхи, то на этом уровне человек полностью отрешается от материальных удовольствий, ибо его больше не привлекает счастье, источником которого являются материальные чувства.Вот что говорят святые мудрецы:

«Достигнув трансцендентного положения, йог уже никогда не лишается его.Тот, кому не удалось подняться на этот уровень, не достиг цели йогической практики.Йог, который не отказался от половой жизни и одурманивающих средств, недостоин называться йогом.Даже тех, кто занимается йогой, стремясь обрести сиддхи (мистические способности), нельзя считать совершенными йогами.Люди, которые прельщаются побочными продуктами йоги, не смогут достичь совершенства.Поэтому те, кто стремится поразить воображение людей замысловатыми позами или мистическими фокусами, должны знать, что они потеряли из виду истинную цель йоги».

«ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ПРЕЛЬЩАЮТСЯ

ПОБОЧНЫМИ ПРОДУКТАМИ ЙОГИ, НЕ СМОГУТ

Йога — это искусство становиться ближе к Богу.Это глубокий духовный процесс, подразумевающий полное очищение сердца от всей материальной скверны.Это не имеет никакого отношения к упрощенному варианту популярной йоги, где человека учат просто правильно сидеть.В настоящей хатха-йоге множество правил и запретов.Альтернативой этой непростой практике служит бхакти-йога, метод поклонения Богу, рекомендованный для людей нашей эпохи.

В ведических писаниях говорится, что «тот, кто обладает непоколебимой верой в Бога, всегда следует Его указаниям и поклоняется Ему, — такой человек является лучшим из йогов».Настоящий йог всегда поглощен мыслями о Боге.И подлинной целью хатха-йоги, одно упражнение из которой приведено ниже, является умение полностью сосредоточить свое внимание на Личности Бога и всегда думать о Нем.

И если даже таких незамысловатых упражнений хватает, чтобы избавить человека от множества заболеваний и волнений, то можно только представить себе, какими возможностями обладает вся система йоги!

ХАСТА-УТТАНАСАНА, «потягивание с поднятыми руками»

Поднимите обе руки над головой ладонями вверх.Прогните спину и вытяните все тело.Попутно вдыхайте.Откиньте голову как можно дальше назад, сохраняя комфортность позы и переводя внимание на верхнюю часть спины.

Подняв руки вверх, следует потянуться, чтобы энергия плавно пошла по всему телу вверх, а затем совершить плавный наклон назад.Будьте осторожны, не торопитесь; если резко прогнуться назад без предварительного вытягивания вверх, то может закружиться голова.

Эта поза растягивает тело.Мышцы спины и шеи расслаблены, а мышцы передней части тела, грудной клетки и живота растянуты.Прогиб назад наполняет альвеолы легких свежим воздухом, богатым кислородом, что важно для здоровья, так как при повседневном дыхании не используются все отделения легких, и большая их часть остается сплюснутой и, возможно, заполненной застоявшимся воздухом.Глубокий вдох мягко массажирует живот и улучшает пищеварение.Вытяжение вверх дает позвоночнику импульс, помогающий поддерживать здоровье губчатых дисков между позвонками и настраивающий спинной мозг.Руки и плечи расслаблены.

При движении область гортани периодически сжимается и растягивается, стимулируя нормальную, сбалансированную секрецию щитовидной железы.Щитовидная железа контролирует темп метаболизма, скорость, с которой пища усваивается.Тело выздоравливает, растет и развивается также под регулирующим воздействием этой железы.Пониженная активность этой железы приводит к замедлению всех процессов в теле.В особых случаях это приводит к умственной заторможенности.

Противоположное состояние с повышенной активностью щитовидной железы характеризуется чрезмерным усилением всех функций.Человек ест больше, но остается худым и все время чувствует голод.Он становится нервным, легковозбудимым, страдает от повышенного кровяного давления, а в крайних случаях получает нервные расстройства с такими симптомами, как головокружение, спазмы, припадки и базедова болезнь.Многие люди страдают от расстройства щитовидной железы.Но порой они чувствуют скорее дискомфорт, чем болезнь.

Небольшое дополнение относительно болезней, связанных с позвоночником.В случае выпадения диска, ишиаса, дегенерации диска все наклоны вперед в других упражнениях будут усугублять проблему.Однако все позы с наклонами назад, как в хаста-уттанасане, безопасны.

Планетные йоги

Йога (букв.«связь») — это комбинация планет, позволяющая им объединять усилия и достигать лучших результатов.В религии существует понятие йоги ума и тела; в системе Аюрведы используются йоги двух или больше лекарственных средств, которые благотворно влияют на самочувствие.

Астрологические йоги представляют собой такие конфигурации планет, которые дают специфические результаты.Йога обычно образуется расположением планет в определённом порядке.Сила или слабость йоги зависит от состояния её участников.Сильные планеты формируют мощные йоги, в то время как повреждённые (расположенные во враждебном знаке, в плохом доме или в Папа-картари) способны только на слабую йогу.Зловредные аспекты портят йогу.Сама природа участвующих в йоге планет и их положение в знаках и бхавах не слишком влияет на результаты йоги.Все хорошие йоги обычно даруют спокойную жизнь, материальный комфорт и благополучие.Существуют сотни различных йог, самые важные из которых мы приводим в этой главе.

Гаджа-кесари-йогу формируют Луна и Юпитер, расположенные во взаимных кендрах [т.е.в 1-м, 4-м, 7-м и 10-м домах друг от друга — прим.ред.].Человек с такой йогой будет лидером по натуре, долгожителем, обеспеченным, преуспевающим, добродетельным, великодушным, дружелюбным, воспитанным, пользующимся почётом и уважением.

Адхи-йога имеет место, когда Меркурий, Венера и Юпитер вместе или по отдельности находятся в 6-м, 7-м и 8-м домах от Лагны или Луны.Эта йога дарует долгую жизнь, процветание и хорошую должность, делает человека богатым, известным, храбрым, энергичным и духовно развитым.Если же участники йоги управляют плохими домами, лидерские задатки человека будут иметь эгоистичный оттенок.

Васуман-йога — Меркурий, Юпитер и Венера в 3-м, 6-м, 10-м или 11-м домах от Лагны или от Луны.Дарует большое состояние.

Ручака-йогу создаёт Марс, когда располагается в одном из угловых домов в Овне, Скорпионе или Козероге.Результаты: крепкое телосложение, привлекательность, разговорчивость, долгая жизнь, богатство, командирская должность в армии.

Бхадра-йога формируется Меркурием в знаке Девы или Близнецов в кендре.Наделяет силой, широкой грудью, выразительным лицом, тихим и услужливым характером, завидной продолжительностью жизни.

Хамса-йогу образует Юпитер в Раке, Стрельце или Рыбах в угловом доме.Человек с такой йогой отличается привлекательностью, чистотой души и праведностью; он богат, живёт в роскоши и пользуется уважением окружающих.

Малавья-йога — положение Венеры в Тельце, Весах или Рыбах в угловом доме.Одаряет человека хорошей фигурой, сильной волей, начитанностью, известностью и богатством.Он умрёт спокойно или по собственному желанию.

Шаша-йогу создаёт Сатурн, находясь в кендре в знаках Козерога, Водолея или Весов.Её обладатель имеет деньги, хороший статус и занимает руководящую должность в органах местной власти.

Амала-йога образуется расположением благоприятной планеты (Меркурия, Венеры или Юпитера) в 10-м доме от Лагны или Луны.Она сулит безупречный и отзывчивый характер, превосходную репутацию, продолжительную славу, благородство, процветание, богатство и наслаждение жизнью.

Кемадрума-йога насылает бедность.Причиной этой йоги служит отсутствие планет по обе стороны от Луны.Если при этом кендры от Луны или Лагны не пусты, или сама Луна размещается в кендре, йога отменяется.Однако при этом портится занимаемый Луной дом.

Шубха-картари-йога формируется, когда Луна или Асцендент зажаты между благотворными планетами, или когда эти планеты занимают 5-й и 9-й дома от Лагны/Луны.Дарует здоровье, финансовые средства и много наслаждений.

Папа-картари-йога — Лагна/Луна зажаты между неблагоприятными планетами или же эти планеты находятся в 5-м и 9-м домах от Лагны/Луны.Делает человека болезненным, малоимущим, гневливым и в некоторой мере жестоким.

Шаката-йогу создаёт положение Луны в 6-м, 8-м или 12-м доме от Юпитера.Производимые результаты: чередующиеся периоды успехов и неудач, безденежье, невзгоды, своеволие, отвратительный характер.Положение Луны и/или Юпитера в кендре от Асцендента нейтрализует действие этой йоги.

Маха-йога существует в 28 разновидностях.В её основе лежит обмен между хозяевами 1-го, 2-го, 4-го, 5-го, 7-го, 9-го, 10-го и 11-го домов.Йога приносит удачу делам тех домов, которые в ней участвуют.

Кхала-йога бывает восьми типов.Её образует обмен управителей 1-го, 2-го, 4-го, 5-го, 7-го, 9-го, 10-го и 11-го домов с хозяином 3-й бхавы.Эта йога насылает бедствия и нищету, периоды процветания и нужды чередуются.В поведении человека прослеживается цикличность: доброе расположение сменяется высокомерием.

Даинья-йога — обмен знаками между хозяевами 6-го, 8-го или 12-го дома и управителями любых других домов.Всего существует 30 таких йог.Они ограничивают успех и благополучие, создают заминки и препятствия в начинаниях.Человек с этой йогой в карте отличается глупостью, нестабильным умом и безнравственным поведением, оскорбляет других и страдает от врагов.Даинья-йога, тем не менее, не является абсолютным злом.Она, безусловно, возводит преграды на пути человека к успеху руками его врагов, а также показывает неудачи в начинаниях.Однако сильная и хорошо аспектированная йога позволяет человеку одержать победу над противниками и обойти возникшие препятствия.

Харша-йога — это положение управителя 6-го дома в другой дустхане, либо владельца дустханы — в 6-м.Плоды этой йоги: хорошие сыновья, друзья, крепкое тело, физическая сила, удача, счастье, социальный статус, известность, деньги, жизнь в роскоши, победа над противниками, воздержание от греховных поступков.

Сарала-йогу образует положение управителя 8-го дома в другой дустхане, либо хозяина другой дустханы в 8-м.Обладатель такой йоги в гороскопе будет бесстрашным, волевым, образованным, обеспеченным, преуспевающим, знаменитым, долгожителем, обретёт счастье от детей и друзей.

Вимала-йога — хозяин 12-го дома находится в другом трика-доме, либо владелец другой дустханы занимает 12-ю бхаву.Йога даёт человеку независимый характер, достаток, привлекательность, хорошее поведение, уважаемую в обществе профессию, счастье.Такой человек экономно тратит и славится своими личными качествами.

Випарита-раджа-йога образуется хозяевами 6-го, 8-го и 12-го домов, когда они располагаются в дустханах, меняются знаками или соединяются друг с другом.Человек с такой йогой будет наделён имуществом, здоровьем, долгой жизнью; он успешно продвигается по службе; он умел, хорошо зарабатывает, производит хорошее впечатление и пользуется известностью.Когда управители этих плохих домов находятся в одном знаке, аспектируют друг друга или расположены в домах друг друга, и при этом лишены каких-либо других соединений и аспектов, в жизни человека наблюдается стабильный рост, он владеет огромным состоянием и солидным социальным статусом.Девиз этой йоги: «Чтобы подняться, сначала надо упасть».

Париджата-йога имеет место, когда диспозитор диспозитора Лагнеша, либо владелец того знака в Навашме, где расположен диспозитор Лагнеша, попадает в кендру/трикон/ экзальтацию/свой знак.Человек будет иметь хорошее образование, обладать выдающимися качествами, следовать принятым нормам и традициям, находиться под покровительством властей, пользоваться славой и владеть личным транспортом.

Буддха-адитья-йога — это соединение Солнца с Меркурием.Человек будет умный, способный, молчаливый и уважаемый в обществе.

Парвата-йога дарует достаток, процветание, высокую должность (в том числе и в органах местной власти), страстный темперамент и склонность к занятиям благотворительностью.Эта йога бывает трёх разновидностей:

1) Лагнеша в экзальтации или в своём знаке и одновременно в угловом доме или трине;

2) Лагнеша и хозяин 12-го дома — во взаимных кендрах;

3) Благоприятные планеты в кендрах и отсутствие неблагоприятных планет в 6-м и 8-м домах.

Кахала-йога образуется при сильном Лагнеше и положении хозяев 4-го и 9-го домов во взаимных кендрах.Она делает человека своевольным, бесстрашным, знаменитым, военачальником или главой местного сообщества, почитаемым властями, щедрым и счастливым во второй половине жизни.

Чандра-мангала-йога — это соединение или оппозиция Марса и Луны.Человек с такой комбинацией в карте будет предприимчивым, очень умным, трудолюбивым, вспыльчивым, обеспеченным (если в йоге задействован 10-й дом — очень обеспеченным), со стабильным финансовым положением, успешным в жизни.К негативным эффектам йоги относятся нечестные способы заработка, беспокойность натуры, интриганство, проблемы с матерью (могут быть устранены аспектом Юпитера).

Гуру-мангала-йога, или соединение Марса с Юпитером, даёт сильное телосложение, демократичные взгляды, высшую руководящую должность в органах местной власти, богатство, несколько источников дохода, а также небрежное отношение к деньгам.

Гуру-чандала-йога формируется, когда с Юпитером соединена сильная неблагоприятная планета.Человек становится агностиком, а то и вовсе атеистом, выступает за правду и справедливость, но его поступки идут вразрез с провозглашёнными идеалами.

Лакшми-йогу создаёт управитель 9-го дома в экзальтации или своём знаке в угловом доме или триконе.Йога делает человека обеспеченным, привлекательным, благородным, начитанным, уважаемым, а также хорошим правителем.

Гаури-йога образуется при наличии аспекта Юпитера к вышеописанной Лакшми-йоге.Человек принадлежит к уважаемой семье, заслуживает многих похвал, воспитывает хороших сыновей.

Чату-сагара-йога появляется там, где все планеты находятся только в кендрах.Она даёт долгую жизнь и крепкое здоровье, процветание, хорошую репутацию и славу.

Шриканта-йога — Солнце, Луна и Лагнеша в кендрах либо триконах, причём в экзальтации, в своих или дружественных знаках.Благородство, доброжелательность и духовность.

Шринатха-йога образуется при положении хозяина 9-го дома, Венеры и Меркурия в кендрах/триконах в своих знаках, экзальтации или в дружественных знаках.Человек будет богатым, обаятельным, умным и верующим.

Сарасвати-йога имеет место, когда Венера, Меркурий и сильный Юпитер находятся в 1-м, 2-м, 4-м, 5-м, 7-м, 9-м и 10-м домах.Человек с такой йогой начитанный, способный, с поэтическим талантом, знаменитый, восхваляемый обществом, обеспеченный, имеет хорошую супругу и детей.

Шанкха-йогу формируют управители 5-го и 6-го домов, располагаясь во взаимных кендрах.При этом Лагнеша должен обладать силой; или хозяин 9-го дома должен быть силён, а Лагнеша и владелец 10-го дома быть расположенными в подвижных знаках.Результаты йоги: гуманистические идеалы, праведность, научное образование, долгая жизнь, хорошая жена и дети, любовь к удовольствиям.

Бхери-йога приносит долгую жизнь, крепкое здоровье, руководящую должность, разные источники дохода, счастье и духовность.Она бывает двух видов:

1) хозяин 9-го дома силён, а Лагнеша, Венера и Юпитер расположены во взаимных кендрах;

2) соединение Меркурия и Венеры в 1-м, 2-м, 7-м или 12-м домах при условии, что хозяин 10-го силён.

Пушкала-йога образуется при наличии мощной планеты в Лагне и аспекта Чандреша (управителя лунной Лагны) на Асцендент.Эта комбинация наделяет человека приятной речью, славой, почестями и богатством.

Виранча-йога возникает тогда, когда 5-й дом находится под управлением Юпитера или Сатурна, которые расположены в кендре или триконе в экзальтации, своём или дружественном знаке.Дарует интеллект, религиозность, мягкий характер, достаток и хорошую семью.

Махабхагья-йога: в мужской карте — рождение днём и Лагна, Солнце и Луна расположены в нечётных знаках или в мужских накшатрах; в женской карте — рождение ночью и Асцендент и светила находятся в чётных знаках или в женских накшатрах.Результаты для мужчин: хороший характер, демократичные взгляды, великодушие, высокий пост, известность, долгая жизнь, дарует радость окружающим.Результаты для женщин: хорошее поведение, жизнь в достатке, дети живут долго.

Шубха-веши-йога — положение любой благотворной планеты, кроме Луны, во 2-м доме от Солнца.Делает человека привлекательным, отважным, счастливым, кладезем достоинств и добродетелей.

Шубха-ваши-йога — положение любой благоприятной планеты, кроме Луны, в 12-м доме от Солнца.Человек будет демократичным, знаменитым, процветающим и любимым другими людьми.

Шубха-убхайячари-йогу создают благоприятные планеты (за исключением Луны) во 2-м и 12-м домах от Солнца.Она наделяет человека хорошим телосложением, красноречием, богатством и славой.

Каласарпа-йога возникает при расположении всех семи планет по одну сторону от оси Раху/Кету.Эта йога предвещает раздоры, трудности и разрушения, но никак не сказывается на умственных способностях и почти не поражает продолжительность жизни.Её эффекты наиболее ощутимы в планетные периоды Лунных узлов и во время транзитов Раху и Кету по Лагне, Солнцу и Луне.В это время проявляются ограничения, человека преследуют неудачи и провалы, портится самочувствие.Возможны внезапные взлёты и падения в карьере, особенно в махадаши и антардаши Раху и Кету.Благоприятный аспект на Лагну или Лагнеша нейтрализует эту йогу.Также её отменяет положение Раху в накшатре Вишакха, особенно в промежутке 200°-206°40′(знак Весов).

Бытует мнение, что если все планеты зажаты между Раху и Кету, то образуется Каласарпа-йога, а если между Кету и Раху (т.е.после Лагны первым идёт Кету, а за ним уже Раху), то имеет место другая комбинация — Кала-амрита-йога. Эта йога благоприятна, но её положительные эффекты не проявятся, если с Кету соединена другая планета.

Акханда-самраджья-йога формируется сильным Юпитером, который управляет в карте 2-м или 5-м домом; при этом хозяин 11-го дома находится в кендре от Луны.Обещает долгую жизнь и всевозможные материальные блага.

Анапха-йога — положение любой планеты, кроме Солнца, в 12-м доме от Луны.Человек с такой йогой унаследует огромное состояние.

Сунапха-йога — пребывание любой планеты, кроме Солнца, во 2-м доме от Луны.Человек будет зарабатывать деньги собственным трудом.

Ашталакшми-йога возникает при сильном Юпитере в кендре и Раху в 6-м доме и дарует славу, процветание, крепкое телосложение и многочисленные удовольствия в жизни.

Правраджья-йогу образует соединение четырёх и более планет, включая управителя 10-го дома, в одном знаке.Если среди них есть Солнце, планеты не должны быть сожжены.Эта йога обещает долгую славу, доброе имя и преуспевание в жизни.

Канкаданда-йогу создаёт скопление семи планет в Рыбах, Овне, Тельце и Весах.Человек отличается образцовой порядочностью, громкими победами и бесспорным лидерством в своей сфере деятельности.

Иштабала-йога — соединение Лагнеша с хозяевами 5-го и 9-го домов в 1-м, 4-м или 10-м доме.Делает человека царём царей.

Кирти-йогу образуют благоприятные планеты, попадающие в угловые дома от Лагны или Луны.Эта комбинация наделяет человека добрым именем и устойчивым процветанием.

Чамара-йога обещает превосходное образование, знания, академические достижения, солидный профессиональный статус, уважение высокопоставленных особ, долгую жизнь.

Существует два варианта этой йоги:

1) экзальтированный Лагнеша в кендре под аспектом Юпитера;

2) две благоприятные планеты в 1-й, 7-й, 9-й или 10-й бхаве.

Курма-йога — сильные благоприятные планеты в 5-м, 6-м и 7-м домах; сильные неблагоприятные — в 1-м, 3-м и 11-м.Человек имеет хорошую репутацию, благочестивое поведение, отзывчивую натуру, завидные материальные удобства и высокое социальное положение.

Кусума-йога — фиксированный знак в Лагне, Венера в угловом доме, Луна в триконе, Юпитер в 9-м доме и Сатурн в 10-м.Такая комбинация сулит царский статус и процветание.

Каланидхи-йога делает человека умным, бесстрашным, даёт похвальные качества и хорошие привычки, знатное происхождение.Даёт повышенный сексуальный аппетит.Может быть двух видов:

1) Юпитер во 2-м или 5-м домах вместе с Венерой или Меркурием, либо под аспектом одной из этих планет;

2) Юпитер во 2-й или 5-й бхаве в меркурианском или венерианском знаке.

Набхи-йога возникает, когда Юпитер попадает в 11-й дом, а его хозяин вместе с полной Луной расположен в 11-м от Юпитера.Такой человек станет миллионером в возрасте 30-33 лет.

Мусала-йога образуется при положении Раху в 10-м доме, при условии, что управитель 10-го находится в экзальтации и под аспектом Сатурна.Человек будет здоровым, улыбчивым, успешным бизнесменом, министром или просто влиятельной личностью.

Адживана-сукхи-йога — три планеты в собственных знаках; сильный и расположенный в Лагне Юпитер аспекти-рует хозяина 4-го дома, Лагна — Варготтама, Юпитер экзальтирован в Навамше.Благоприятная йога, связанная с профессиональной деятельностью.

Кула-дипака-йога — Венера или Меркурий в Лагне; при этом Юпитер в кендре или Марс в 10-й бхаве.Такой человек прославит свою семью и будет вести успешную и счастливую жизнь.

Самудра-йога образуется при положении всех планет в чётных знаках.Она избавляет человека от беспокойств и тревог.

Кула-шрешта-йогу формируют Венера и Сатурн, когда занимают собственные знаки.Эта комбинация делает человека послушным и преданным сыном.

Бхагья-йога возникает при соединении управителя 9-го дома с Юпитером в 11-й бхаве и дарует богатство, доход и удачу.

Бандхана-йогой называется сожжение Лагнеша дебилитированным Солнцем.Такая комбинация вредит здоровью, приковывает человека к постели и может даже отправить его в тюрьму.

Мирати-йога — положение владельца 3-й бхавы в дустхане вместе с неблагоприятными планетами или под их аспектами.Её результаты: отсутствие братьев, силы и мужества, неправильные действия, горячий темперамент, сильные враги.

Трилочана-йога образуется при положении Солнца, Луны и Марса в триконах друг от друга.Дарует смелость, беспрепятственный карьерный путь и достаток.

Мука-йога, или соединение управителя 2-го дома с Юпитером в 8-м доме, приводит к дефектам речи и заиканию.

Нарапата-йога, или одновременная дебилитация Сатурна и Марса в карте, говорит о том, что человек не гнушается прибегать к грязным методам для достижения успеха.

Вамшачеда-йога указывает на злой рок, что навис над семьей: на человеке прервётся семейная династия, поскольку у него либо не будет детей вовсе, либо его ребёнок рано умрёт.

1) 10-й дом занят Луной, 7-й — Венерой, а 4-й дом — вредителем;

2) положение неблагоприятной планеты в 5-м доме в знаке другого вредителя и без единого благоприятного аспекта;

3) хозяева 1-го, 5-го, 7-го домов и Юпитер ослаблены;

4) Лагна, 7-й, 9-й и 12-й дома заняты дурными планетами во враждебных знаках.

Гаруда-йога — требуется сочетание трёх факторов: дневное рождение, растущая Луна, экзальтированный хозяин знака Луны в Навамше.Человек с такой комбинацией набожен, обладает отточенной речью, представляет собой угрозу для врагов, однако подвержен риску отравления на 34-м году жизни.

Кедара-йога образуется при положении всех семи планет (от Солнца до Сатурна) в четырёх знаках.Этот человек отличается отличным воспитанием, отвагой, превосходит других людей достоинствами своего характера, владеет сельскохозяйственными угодьями и состоянием, живёт в достатке, работает на благо общества и помогает другим.

Дургеша-йога — Марс обладает хорошим потенциалом в карте, управитель знака Раху в Навамше находится в экзальтации в 5-м или 9-м доме, а управитель 9-го дома попадает в 7-й.Такая комбинация сулит много земельной собственности.

Шива-йога — управитель 5-го дома расположен в 9-м, либо владелец 10-го дома — в 5-м, а управитель 9-го в 10-м доме.Человек занимается важными проектами, находится на руководящей должности и обладает властью.

Паривартхана-йога

«Паривартхана» означает –«вращаться», «обмениваться», «переворот» или «возвращаться».Паривартхана формируется тогда, когда две планеты меняются местами, т.е.она образуется, когда планета находится в знаке, управитель которого занимает знак, ей принадлежащий.То есть, имеет место обмен месторасположением.

Пример: Солнце находится в Овне, тогда как его управитель Марс, в знаке Льва.Такое расположение планет формирует Паривартхану – обмен между Солнцем и Марсом.Эта комбинация и именуется Паривартхана-йогой.

Когда Паривартхана сформирована в гороскопе, планеты, ее образующие, действуют за одно.Характер их действия зависит от природы Паривартханы.

Паривартхана-йога может образоваться в следствие: (1) обмена знаками, (2) обмена Накшатрами, (3) обмена караками домов.Три вида Паривартханы называются так:

  1. Раши и Амша-Паривартхана.Формируются при наличии Паривартханы между знаками в карте Раши или Навамши соответственно.
  2. Джива-Паривартхана или Накшатра-паривартхана.Формируется при обмене Накшатрами или при обмене их управителей.
  3. Карака-Паривартхана.Формируется при обмене между Караками домов.Например, если Солнце (карака 1-го дома) находится в 5-ом, а Юпитер (Карака 5-го дома) находится в 1-ом.

Когда управители двух знаков меняются местами, формируется Раши-Паривартхана.Такая Паривартхана может произойти на разных уровнях.

  • Гуна.Отражает сущность обмена.
  • Таттва.Характер изменения.
  • Бхава.Сфера жизни, затрагиваемая в результате обмена.
  • Принимая во внимание Гуны планет, можно определить, к чему приведет такой обмен – к лучшему или к худшему.Например: если Паривартхана возникла вследствие обмена между Юпитером (Саттва Гуна) и Сатурном (Гуна Тамас), тогда следует ожидать либо возвышения с уровня Тамаса до уровня Саттвы, либо падения из Саттвы в Тамас.В последнем случае проявятся очень неблагоприятные результаты

    Если Таттвы двух планет действуют сообща, это способствует гармоничному и более быстрому достижению конкретной цели.Если же их Таттвы не дружественны по отношению друг к другу, одна из них будет страдать из-за несовместимости планетарных энергий.

    Бхавы, вовлеченные в Паривартхану, указывают на сферы жизни, затрагиваемые вследствие обмена.Например, если в комбинации задействован 7-ой дом, то обмен планет повлечет за собой перемены во взаимоотношениях.Если задействована Лагна – произойдет изменение в характере натива.

    Что есть настоящая йога?

    Чаще всего, те, кто начинает заниматься йогой, думают, что йога делится на хатха-йогу, аштанга-йогу, кундалини-йогу, акра-йогу и другие виды, которые они могут найти в йога-студиях своего города.На самом деле, в «Бхагват-Гите», «Песне Господа» — памятнике древнеиндийской религиозно-философской мысли на санскрите, части шестой книги «Махабхараты», говорится лишь о четырех основных разновидностях йоги.

    В священном тексте говорится о карма-йоге (йога деятельности), дхьяна-йоге, или аштанга-йоге (мистическая йога), джнана-йоге (йога знания) и бхакти-йоге (йога развития отношения с Богом посредством преданного служения).

    Согласно ведическим писаниям, человека нельзя назвать йогом до тех пор, пока его деятельность не будет направлена на восстановление взаимоотношений с Господом.

    Так, в «Бхагават-Гите» говорится, что все системы йоги достигают высшей точки в бхакти-йоге, бескорыстной, экстатической преданности Кришне (Кришна – одно из имен Бога, Верховной Личности).

    Верховный Господь сказал: Дорогой Уддхава, желая дать людям возможность достичь совершенства, Я создал для них три пути — путь знания, путь действия и путь преданности.Человек может возвыситься духовно только следуя одним из них.

    Из этих трёх путей гьяна-йога — путь философских размышлений — предназначен для тех, кто питает отвращение к материальной жизни, а значит не привязан к обычной деятельности, совершаемой ради наслаждения её плодами.Те, кто не испытывает отвращения к материальной жизни и у кого ещё много материальных желаний, должны идти к совершенству путём карма-йоги.

    Тем же, кому посчастливилось обрести веру в слушание обо Мне и воспевание Моей славы, кто не испытывает ни отвращения, ни влечения к материальной жизни, следует идти путём любви и преданности Мне и так достичь совершенства.

    В «Йога-сутрах Патанджали» говорится, что «Йога — обуздание волнений, присущих уму».

    — Йога — это феномен, феномен не однозначный и чрезвычайно обширный.Йога формировался огромные периоды времени: в доведический период, ведический, постведичний, — рассуждает Юрий Сулик, преподаватель Йога-центра «Yoga IF School», организатор Международного фестиваля йоги Carpathian Yoga Fest 2014.— Все периоды имели свои особенности: точки зрения, взгляды, время радикально отличались.Можно для примера назвать период с четвертого столетия, когда тантра становится общеиндийского модой.Через тантру передавалось много верований, которые были несовместимы с брахманичной традицией.Да и само слово йога имеет несколько десятков переводов и стало синонимом плюрализма человеческих взглядов.Это с одной стороны.С другой, прослеживая и анализируя исторические факты, мы придем к пониманию, что йога была закрытой мистической традицией.В целом, йога — это даркшана индийской философии, которую описал Патанджали.Видимо, именно «Йога сутры Патанджали» стали той квинтэссенцией йоги, еще задолго до ее систематизации.

    Впервые термин «йога» встречается в «Ригведе» — древнейшем из сохранившихся памятников индийской литературы.

    — Йога, по своей сути, есть единение.Само слово «йога» происходит от санскритского слова «йудж», которое переводится как единение, союз.Йога является частью Вед.Это одна из шести частей ведического знания: правописание, фонетика, нумерология, астрология, йога, ритуаловедение, — поясняет Константин Хачатурян, сертифицированный инструктор Шри Шри Йоги международного уровня. — Существует несколько основных путей йоги: Бхакти — путь преданности и любви, Карма — путь служения, Гнана — путь знания и мудрости, Аштанга — восьмеричный путь йоги.Еше говорят о Раджа-йоге — пути дисциплины ума и тела.Все эти виды йоги являются массовыми, но на Западе прижилась, в основном, только йоговская гимнастика, которая является частью аштанга-йоги.

    Чаще всего с йогой ассоциируют хатха-йогу и связывают ее с асанами – физическими упражнениями.

    — Хатха-йога — это часть Аштанга-йоги.Если аштанга-йога означает комплекс дисциплин как телесных, так и умственных, тогда как хатха-йога, в основном, — только телесных, — объясняет Андрей Клименко, психолог, астролог, автор книги «Веды о семье».— В Кали-югу полная йога, то есть Аштанга-йога, то есть вся 8-ми ступенчатая йога, не доступна в связи с великой трудностью в ее выполненении.Особенно это касается таких пунктов, как дхьяна: требует сильного разума для того, чтобы владеть чувствами и умом, уметь погружать сознание в любую чакру, уметь управлять любыми процессами физического тела.В Кали-югу разум людей очень слаб, сознание не развито, причин тому множество.Например, деградация генофонда в связи с преждевременной беременностью: не удается открывать высшие центры (чакры) из поколения в поколения, мутация в генах в связи с плохой экологией (последние два столетия), преждевременное старение и так далее.Поэтому энергия большинства, за исключением тех, кто живет в Гималаях, или особых благочествых людей таких, как духовные учителя, не поднимается в высшие чакры, а концентрируется на выживании (марсианском ценре) и других нижчих чакрах.Поэтому и говорят, что есть хатха-йога (как утраченная аштанга-йога или то, что от нее осталось), но правильнее говорить аштанга.

    Йога действия, согласно которой человек активно трудиться без эгоизма во имя всеобщего блага, выполняет указы Самого Верховного Господа.

    Свами Вивекананда, индийский философ Веданты и йоги, общественный деятель, ученик Рамакришны и основатель Ордена Рамакришны и Миссии Рамакришны, в книге «Карма-йога» достаточно доступно описывает, что есть карма-йога:

    «… Мы постоянно творим карму.Я обращаюсь к вам — это карма.Вы меня слушаете — это карма.Мы дышим — это карма.Мы ходим — это карма.Все, что мы делаем физически или духовно, есть карма, оставляющая свои отпечатки в нас.
    Есть действия, которые вбирают в себя, суммируют множество действий более мелких.Когда стоишь на морском берегу, о который разбиваются с ревом волны, то ведь знаешь, что каждая волна состоит из маленьких волн, из миллионов крохотных волн.Самая крохотная волна тоже производит шум, но мы его не улавливаем.Мы слышим их тогда, когда они сливаются в одну большую.Подобным же образом каждый удар нашего сердца есть работа.Существуют действия, которые мы сознаем, и они становятся ощутимы для нас, однако состоят они из множества мелких действий.Если вы хотите реально судить о характере человека, то обращайте внимание не на его большие дела — каждый глупец может случайно стать героем.Понаблюдайте за самыми обыкновенными поступками человека, ибо именно в них проявляется настоящее величие.Великие события способны и самого низкого из людей поднять до своего уровня, но по-настоящему велик лишь тот, чье величие проявляется постоянно, кто всегда остается собой… »

    На пути практики Карма-йоги поджидает немало трудностей.

    — В материальном мире есть много тонких измерений, не видимых человескему глазу, эти мерности описываются в славяно-арийских ведах в Книге света.В этих измерениях души высокого уровня также могут исполнять указания самого Всевышнего, — рассказывает Андрей Клименко, психолог, астролог, автор книги «Веды о семье». — Что касается мира людей, то только йоги высокого уровня, которые могут общаться с Параматмой (переключать сознание в духовное измерение), также могут исполнять волю самого Всевышнего, что и есть карма-йога, деятельность ради Всевышнего.Поскольку в Кали-югу мы (люди) не обладаем таким разумом и таким благочестием, чтобы выполнять указания Господа непосредственно от Него, или от Нараяны, или от Параматмы, то мы руководствуемся принципом садху-шастра-шабда, то есть указаниями духовного учителя как представителя Бога на Земле, указаниями священных писания и наставлениями святых вайшнавов (шикша-гуру).Это принято считать за карма-йогу.Начав практиковать карма-йогу, лично я столкнулся с трудностями в контроле чувств, прошлыми низшими вкусами, привычками, с трудностями в избавлении от гордости, зависти, жадности.По мере того, как часто душа предается Богу, Бог помогает ей контролировать чувства.В Бхагавад-Гите Кришна изрекает: «Тех, кто постоянно служит или желает служить Мне с любовью и преданность, Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Мне.Желая оказать им особую милость, Я, находящийся в их сердцах, рассеиваю царящую там тьму неведения светочем знания» (гл.10 т.10-11)

    Почему же все действия нужно осуществлять ради Всевышнего?

    Мы выяснили, что «карма» — значит «действие».Мы постоянно пребываем в действии.Чтобы разобраться, какие действия влияют на нас благотворно, а какие – нет, нужно понять, кто мы, какое место мы в этом мире занимаем и что должны сделать в это воплощение.

    Многие из читателей уже уяснили урок, что человек духовен по сущности.Мы не это тело.Мы переходим из одного тела в другое, проходя процесс рождения, смерти, болезни, страдая при этом постоянно.И при этом в каждом воплощении испытываем последствия своей прошлой деятельности.

    На Руси была популярна такая поговорка: «Что посеешь, то и пожнёшь».Кармическая реакция.В следующей жизни мы получаем то, что наработали (читайте «посеяли») в предыдущей.Однако причина кармической реакции — не в действии как таковом.В «Бхагават-гите» Верховный Господь объясняет это Арджуне:

    Те, кто выполняет свои обязанности в соответствии с Моими предписаниями,
    кто следует этому учению с верой и не завидует Мне,
    освобождаются от рабства кармы
    [деятельности, совершаемой ради наслаждения её плодами].
    Бхагавад-гита, 3.31

    Арджуна — воин, вся «Бхагават-гита», собственно, и построена на разговоре Вреховного Господа с ним.Арджуну беспокоит тот факт, что он должен участвовать в сражении против множества демоничных врагов, чтобы защитить невинных людей.Но убийство считается величайшим грехом.И это беспокоит Арджуну.Ведь если человек убивает, то, согласно кармической реакции, он сам должен быть убит.Верховная Личность объясняет Арджуне: «Бездействие не освободит тебя от рабства кармической реакции.Ты не избавишься от неё, не делая ничего.Ты всё равно должен действовать».

    Как же нам действовать, не создавая никакой отрицательной реакции?

    Поэтому, о Арджуна, посвящая все свои действия Мне, полностью сознавая Меня,
    не желая выгоды и освободясь от эгоизма и апатии — сражайся.
    Бхагавад-гита, 3.30

    Итак, тот, кто служит Верховной Личности (Богу), кто действует для Его удовольствия, не создаёт последствий, которые ему пришлось бы испытать в будущем.Более того, он очищается от всех прошлых кармических реакций.

    Йога размышлений, согласно которой человек развивает свой интелект и философское понимание Верховного Существа.

    — Гйана-йога — это, как правило, изучение Упанишад с целью понять природу Брахмана (души и Бога) и научиться отличать дух от материи, — дает определение Василий Тушкин, переводчик, лектор, магистр Бхакти-шастри, региональный представитель «Международного Института Бхактиведанты».— Гйана-йога ставит своей целью понимание постулата Ахам-брахмаасми — я есть дух отличный от тела.Философствование бывает разным.Если оно основано на шастрах, то это часть процесса преданного служения.Если основой этого философствования являются умозрительные заключения, это даже не гйана-йога, а просто произвольные блуждания ума.

    Чтобы начать практиковать Гьяна-йогу, начните читать «Бхагавад-Гиту», «Шримад Бхагаватам», «Шри Чайтанья-Чаритамриту» и другие священные тексты, из которых вы сможете подчерпнуть истинные Знания.

    — Если человек имеет сильный разум и достаточный запас духовного благочестия, то он, даже в этой жизни ни разу не открыв Бхагавад-Гиту или другие писания, напоминающие о Боге, будет сам себе задавать вопросы: «Откуда взялся этот мир, где его начало, когда он возник, что будет с ним в далеком будущем, есть ли Бог – создатель всего видимого и не видимого, если да — то кто Он или что Он с себя представляет, что есть сознание, что оно с себя представляет, где оно локализуется, что было со мной (с моим сознаним) до того, как я начал себя помнить как личность, что я существую, что случается с сознанием когда мы спим?», — объясняет Андрей Клименко, психолог, астролог, автор книги «Веды о семье».— Таких философ называют гьяни.Противоположность им – асуры (демоны).

    — Гьяна йога — попытки осознать все умом.Насколько я поняла, это тяжело.Ведь в йоге мы успокаиваем ум, — делится своим опытом Наталья Щепина, студентка московской школы йоги. — Ум может понять и поверить во многое.Но это ни как не отразится на его поведении.Я знаю, есть Ньяя школа — это школа основанная на няя-сутрах (я их не читала), и как раз она пытается понять все головой.Но я бы не сказала, что пытаться понять все умом — это йога.Можно понять и увидеть через концентрацию (раджа), через служению богу (бхакти) — это йога.А просто искать истину в рассуждениях — сложно.Но! Знать не помешает.Ведь вся йога основана на знаниях и само сатвичное поведение — это поведение, основанное на знаниях! Поэтому знания — очень важны, они помогают идти по пути йоги и помогают не сбиться.Начинаешь видеть колебания своего ума, замечать движения гун, и уже не так остро на них реагируешь.И тем самым меньше отвлекающих моментов, лучше осознанность.Но само знание без действия вряд ли к чему приведет.Поэтому по мне: понимать и знать очень важно, но это не единственное необходимое для йоги.Это очень хороший помощник на этом пути.

    Шри Ауробиндо, индийский философ, поэт, основоположник интегральной йоги, говорил, что на третьей стадии йогической практики йог видит Бога повсюду.

    Когда гьяна-йог, развивая эмпирическое знание, достигает осознания безличного Брахмана (Абсолюта), ему кажется, что Брахман всепроникающий и неподвижный.Такой йог не сознаёт имени, формы, качеств, деятельности и атрибутов Бога.Но тот, чьим вниманием завладевают эти трансцендентные предметы, очень скоро становится на путь бхакти-йоги — путь, провозглашаемый в Ведах, Упанишадах и Бхагавад-гите.

    Подразумевает, главным образом, постоянное памятование о Боге, слушание о Нем из Вед, из уст истинного духовного учителя, святых, слушание и воспевание Его славы, имен, деяний, окружения, обители, постоянное вручение себя Господу, настроение непрерывного бескорыстного чистого любовного преданного служения.

    — Потенция к интересу к Богу есть во всех религиях, за исключением Буддизма, но служение Богу есть только там, где руководствуются принципом шабда-садху-шастра, где шастра (веды, писания, знания, не искажались в угоду правительствам), — Андрей Клименко, психолог, астролог, автор книги «Веды о семье». — В связи с временем, местом и обстоятельствами, то есть с уровнем развития той или иной расы (народа) и присутствующей ей религии, люди доходят через соответствующие религи к определенному пониманию Верховной Изначальной Всесовершенной Личности и к пониманию своих отношений с Ней.

    Бхакти очень редко в материальном мире.Примеры Бхакти можно узнать только из шастр (священные писания, Веды), и только в духовном мире присутствует настоящее непрерывное бхакти.

    Большое внимание бхакти уделял Иисус Христос.

    “Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог — в нём” (1 Ин 4:16).

    Йога — связь с Верховным Живым Существом с помощью любви.Господь Иисус Христос любит Бога как своего отца и друга.Иисус говорит: «Я и Отец — одно» (От Иоанна, 10.30).Это бхакти в настроении отца и сына или друзей.Именно это единство и движет Иисусом в его служении, позволяет ему с готовностью принять столько аскез и лишений.Подобные внутренние отношения любви с Верховной Личностью, то есть бхакти, — вот настоящая духовная жизнь.

    Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею
    и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь.
    От Матфея, 22.37-38
    Аштанга-йога

    Продвижение по духовному Пути, предложенная индийским риши Патанджали.Об аштанга-йоге мы уже писали в предыдущих материалах.

    Тем не менее, напомним, что включает в себя аштанга-йога:

    1) Яма — социально-этические нормы, поддержание чистоты ума, умеренность и отказ от накопления лишних вещей.Принцип ямы подразделяется на пять ветвей:

    1.Ахимса (ненасилие).Человек учиться контролировать свой ум, слова и поступки и не причиняет никому вреда.При этом признаком полноценно развитой личности является умиротворение.

    2.Сатья — чистота помыслов, поиск истины, адекватность в поведении, здравомыслие, правдивость.

    Здравомыслие относительно материальных вопросов может выражаться в приведенных к единому знаменателю трех критериев познания истинности, а именно: мнение компетентного человека по конкретному вопросу, позиция Вед по данному вопросу, личный опыт.Относительно духовных вопросов здравомыслие может выражаться в приведении к единому знаменателю позиции Вед по конкретному вопросу, мнения святых по данному вопросу, мнения истинного духовного учителя (в большинстве случаев личный опыт просто отсутствует в связи с ограниченностью человеческого интеллекта, несовершенными чувствами, несовершенством на пути йоги, потому здравомыслием будет узнать мнение святых людей в авторитетной цепи ученической приемственности).

    3.Астейам (отсутствие воровства), также означает быть искренним по отношению к себе и своим поступкам.

    4.Брахмачарья (целибат).Целибатом считается отсутствие интимной связи с противоположным полом не только в поступках, но и в уме.

    5.Апариграха (скромность), свои потребности необходимо свести к минимуму и не накапливать больше благ и вещей, чем необходимо для спокойной жизни.

    2) Нияма — дисциплина.Практика самоочищения и умиротворения проходит как внешне, так и внутренне.

    Разделяется на пять ветвей знания:

    1.Чистота — важно поддерживать чистоту не только внешнюю, но и внутреннюю с помощью медитации и молитв.Отсутствие вредных привычек.

    2.Тапас — распорядок дня, упорядочивание жизни и сосредоточенность.

    3.Сантоша (умиротворение) — обретение покоя.

    5.Полное предание себя Всевышнему.Истинный йог сознает себя инструментом в руках Всевышнего, Его слугой.

    3) Асана — набор различных упражнений и поз тела для обретения здоровья, энергии и устойчивости ума.Известна как хатха-йога.
    4) Пранааяма — контроль дыхания.Открывает врата к состоянию глубокой медитации и полного равновесия ума.
    5) Контроль чувств.
    6) Полная концентрация ума.
    7)Глубокая медитация.Практика непрерывного памятования о Верховном Существе.
    8) Связь, общение со Всевышним в определенных взаимоотношениях с Ним.

    — На мой взгляд, «Йога сутры», формируя свои 8 ступеней, начинаются с «Ямы» и «Нияма», которые являются своеобразными заповедями взаимодействия с внешним и внутренним миром, — поясняет Юрий Сулик, преподаватель Йога-центра «Yoga IF School», организатор Международного фестиваля йоги Carpathian Yoga Fest 2014. — В них в определенной степени заложено то, что понимается как «Карма-йога», то есть йога действия.Яма прописывает принципы: ненасилия, правдивости, неприсвоение чужого, содержание, неприятие даров, непривязанисть к плодам своего труда и тому подобное.Чем не Карма йога? Но, собственно, в сутрах представлена ​​мистическая традиция, и само исполнение этих установок носят сугубо прагматических характер.В ниями заложен принцип «ИШВАРАПРАНИДХАНА», который можно дословно перевести как «любовь к Богу», смирение перед высшими силами.Снова прямая аналогия с Бхакти-йогой.То, что постулирует джнана-йога, частично пересекается с принципом «Нияма», который звучит как «СВАДХЬЯ» — самообразование, познания.

    В ее основе — сосредоточение и медитация.Считают, что раджа-йога – это последние 4 ступени восьмиступенчатой аштанга-йоги Патанджали.В буквальном переводе «раджа-йога» означает «царица среди йог».

    Свами Вивекананда в книге «Раджа-йога» писал, что «согласно учению раджа-йоги, человек — это капелька в бесконечном океане знания и силы, находящемся за пределами человеческого мира».

    Если человек, не веря в себя, в свой собственный разум, слепо верит в высшую силу неких сверхъестественных существ, то это приводит к зависимости, страху, к духовному застою, суеверию и превращается в ошибочное убеждение, что человек слаб по своей природе.Наука раджа-йоги дает нам, прежде всего, способ наблюдать за нашим внутренним состоянием.

    Ум – главный инструмент раджа-йоги.

    Свами Вивекананда отмечает, что сила внимания, направленная вовнутрь помогает изучать ум, помогает увидеть факты, которые мы не видели или не понимали ранее.Ум — единственный наш инструмент познания.Все пользуются им для изучения и внутреннего и внешнего мира, но если необходимо детальное исследование внутреннего мира, то необходимо сосредоточиться, подобно ученому, который исследует окружающий мир.С детства большинство из нас привыкают обращать все свое внимание на окружающую действительность, не обращая пристального взгляда на самое себя.В то же время, чтобы познать себя, нужно обратить пристальный взгляд вовнутрь, заставив себя не отвлекаться на окружающие раздражители.Этому и учит раджайога.

    — Мое мнение заключается в том, что Раджа йога — это тот своеобразный столб, на который мы можем опираться для познания йоги как таковой.Именно здесь представлен весь алгоритм, только в очень лаконичной форме, что не всегда способствует пониманию колоссальной глубины этого текста, — комментирует Юрий Сулик, преподаватель Йога-центра «Yoga IF School», организатор Международного фестиваля йоги Carpathian Yoga Fest 2014. — На том или ином этапе практики различие между системами нивелируются, и йога становится «единственной», знания соединяются в единое целое и транформуются из знаний в категорию «мудрости».Это я бы назвал термином «интеллектуального просветления».После него наступает переиод познания, который уже не потдается исследовательском восприятию или описанию словами.

    — Раджа йога — знакомство с собой, когда ты один.Один в абсолютном смысле, один-един, там, внутри себя.Мы в большинстве вообще ничего не знаем о том себе, пока не практикуем — а оно невообразимо.Там целый мир, и мне кажется нечестным лишаться связи с этой удивительной вселенной, — делится своим опытом Лиет Шансон, практик йоги с 7-летним стажем.

    Все процессы йоги призваны помочь человеку обрести понимание, что его истинное «я» — душа, которая стремится установить отношения с Богом.Такова, согласно ведическим писаниям, настоящая цель и настоящее определение йоги.

    — Практикую все пять видов в разной степени.Если копнуть, то трудность везде одна: расхождение представлений о себе с реальным положением дел.Из этого вытекает прочее: невыполнение решений, казавшихся гранитно твердыми, погруженность в не-практику, просто лень.Без очень искреннего взгляда на себя, какое я есть, последовательность процесса невозможна, поскольку неразоблаченный многокомнатный ум превращает любую йогу в средство более изощренного самолюбования.И тогда ничего не меняется, цель — поддержание образа.Недостаток искренности — главная трудность, — считает Лиет Шансон, практик йоги с 7-летним стажем.— Для меня йога — это жизнь, чистота, осознание, сила, здоровье, мир и радость во веки веков — но кто сказал, что это нужно всем? Право на выбор священно.Начать практиковать можно с понимания, что в жизни без практики чего-то фундаментально не хватает, и что именно это недостающее дают именно эти виды йоги.А для этого нужно изучать и пробовать.После понимания «а зачем вообще мне это сдалось» начать, в принципе, нетрудно.Крайне желательно под руководством мастера, конечно.Хорошо соблюдать пропорцию между теорией и практикой, превращать знание в действие, сопровождать работу изучением.Это общие места, но они главные для начинающих.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Наталья Якухина
    Написано статей
    212
    Ссылка на основную публикацию