Фитбол для детей

Тема статьи: Фитбол для детей - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Фитбол-гимнастика для детей

Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях — одна из актуальных задач современной педагогики.

Одна из эффективных форм работы с дошкольниками является методика работы с коррекционными мячами, или фитболами.Гимнастика с использованием фитболов относиться к одному из видов фитнес-гимнастики.

Упражнения на фитболе также эмоционально украшают занятия, позволяя использовать мяч в качестве «лошадки», что способствует формированию очень важного для ребенка двигательного навыка — прыжка из различных исходных положений.Длительное применение фитбола в качестве предмета для прыжковых упражнений позволяет не только значительно улучшить количественные и качественные показатели данного двигательного навыка, но и улучшает координационные возможности ребенка.

Фитбол-гимнастика позволяет решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи:

— учиться правильно сидеть на фитболах;

— учиться покачиваться и подпрыгивать на фитболах;

— научиться выполнять упражнения в разных исходных положениях;

— укреплять различные группы мышц;

— формировать и закреплять навык правильной осанки;

— тренировать способность удерживать равновесие;

— учиться выполнять упражнение в паре со сверстниками, танцевальные движения;

— побуждают детей к проявлению самостоятельности, творчества, активности.

Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное — формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

Гимнастикой с мячами можно заниматься индивидуально или в группе.Время проведения одного занятия с детьми 3—4 лет — 20—25 минут, с детьми 5—6 лет — 30—35 минут.Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении на ковриках, дети одеты по возможности легко, лучше без обуви (в носках).

«Золотые правила» фитбол-гимнастики:

Подбирать мяч каждому ребёнку надо по росту, так, чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол.Правильная посадка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведённые плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот.

  • Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют какие — либо острые предметы, которые могут повредить мяч.
  • Надевать детям удобную одежду, не мешающую движениям, и нескользкую обувь.
  • Начинать с простых упражнений и облегчённых исходных положений, постепенно переходя к более сложным.
  • Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт.
  • Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничных отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц и спины.
  • При выполнении упражнений лёжа на мяче, не задерживать дыхание.
  • Выполняя на мяче упражнения лёжа на животе и лёжа на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию.
  • При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.
  • Физическая нагрузка по времени должна строго дозироваться в соответствии с возрастными возможностями детей.
  • Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приёмы страховки и учить самостраховке на занятии с мячами.
  • На каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения.
  • Возможно проведение комплексных занятий, когда одновременно с выполнением физических упражнений дети совершенствуют культуру речи, правильное произношение.
  • Упражнения на мячах с целью формирования коммуникативных умений у детей могут выполняться в парных общеразвивающих упражнениях, подвижных играх, командных соревнованиях.Следует обращать особое внимание на признаки физического неблагополучия ребёнка, при появлении которых необходимо снизить нагрузку или прекратить на время занятие.
  • Механизмы физиологического воздействия упражнений на фитболе на организм ребенка

    В практике спорта, педагогики и медицины накоплен значительный опыт по использованию мячей для решения оздоровительных и спортивных задач.

    Мячи большого диаметра — фитболы — появились сравнительно недавно и уже завоевали широкую популярность.Фитбол в переводе с английского языка означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях.

    Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма.Новой формой занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки у детей является фитбол-гимнастика.

    Фитбол-гимнастика проводится на больших разноцветных мячах, выдерживающих вес до 300 кг.При этом мяч может использоваться как тренажер, как предмет и как утяжелитель (его масса равна примерно 1 кг).

    На занятиях используют фитболы различного диаметра, в зависимости от роста и возраста занимающихся.Для детей 3—5 лет диаметр 45 см, от 6—10 лет — 55 см.Мяч подобран правильно, если при посадке на нем угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90°.Для занятий с профилактической и лечебной целью, а также для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть менее упругим.

    Мячи могут быть не только разного диаметра, но и разного цвета.Тёплые цвета (красный, оранжевый) повышают активность отдела вегетативной нервной системы.Так же стимулируют, тонизируют иммунитет, укрепляют память, зрение, придают бодрость, улучшают цвет кожи.

    Холодные цвета (синий, голубой) нормализуют сердечную деятельность, ухудшают скоростно-силовые качества.

    Зелёный цвет нормализует сердечную деятельность и ЦНС, стабилизирует артериальное давление, расслабляет, снимает напряжение, помогает при заболеваниях позвоночника, обмена веществ, мигрени.

    Цветовое оформление помещения, в которых дети занимаются физическими упражнениями и развивающими играми, существенно отличается от комнат, где дети отдыхают.Интерьер игровой комнаты или спортивного зала, выполненный яркими цветами и оборудованный спортивными снарядами, будет стимулировать творческую и игровую активность детей.

    Помимо цветового влияния на организм человека фитболы оказывают также вибрационное воздействие.Механическая вибрация активно стимулирует работу всех органов и систем человека.Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе, а прерывистая — возбуждающе.На занятиях с детьми используется лёгкая вибрация в спокойном темпе (сидя, не отрывая ягодиц от мяча).Вибрация, сходная с верховой ездой, используется в лечении остеохондроза, сколиоза, заболеваний желудочно-кишечного тракта, ишемической болезни сердца, ожирения, неврастении.При сидении на фитболе наибольший контакт с ним имеют седалищные бугры и крестец.Через крестец происходит распространение ритмических колебаний на весь позвоночник.

    Поэтому одна лишь правильная посадка на фитболе уже способствует формированию навыка правильной осанки.Правильная посадка на фитболе выравнивает косое положение таза, что является важным для коррекции сколиотических отклонений в грудопоясничном отделе позвоночника.Выполнение упражнений в исходном положении лежа животом или спиной гораздо тяжелее, чем на устойчивой опоре.Поддерживание равновесия привлекает к координированной работе многочисленные мышечные группы, решая задачу формирования мышечного корсета за счёт укрепления мышц спины и брюшного пресса.

    Этапы освоения детьми упражнений с использованием фитболов

    1-й этап.

    Задачи этапа и их реализация.

    1.Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.

    — различные прокатывания фитбола по полу, по скамейке, между ориентирами «змейкой», вокруг ориентиров;

    — отбивание фитбола двумя руками на месте, в сочетании с различными видами ходьбы;

    — передача фитбола друг другу, броски фитбола;

    — игры с фитболом: «Догони мяч», «Попади мячом в цель», «Вышибалы», «Докати мяч» (варианты: толкай ладонями; толкай развернутой ступней).

    2.Обучить правильной посадке на фитболе.

    Рекомендуемые упражнения:

    — сидя на фитболе у твердой опоры, проверить правильность постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу);

    — сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять упражнения для плечевого пояса.

    а) повороты головы вправо-влево;

    б) поочередное поднимание рук вперед-вверх и в сторону;

    в) поднимание и опускание плеч;

    г) скольжение руками по поверхности фитбола;

    д) сгибание руки к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны;

    е) по сигналу встать, обежать вокруг мяча, придерживая его рукой.

    3.Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе).

    Рекомендуемые упражнения:

    — Сидя в полуприседе на носках лицом к фитболу, прямые руки на фитболе, колени в стороны, спина прямая.

    Выполняем из положения стоя лицом к мячу: 1—2 присели, проверили положение; 3—4 встали, руки в стороны.По сигналу все разбежались врассыпную и бегают между фитболами, по другому сигналу подбежали к своим фитболам и присели.

    Это положение можно принимать парами у одного фитбола лицом друг к другу.

    И.п. — упор стоя на коленях лицом к фитболу, руки на фитболе;

    присесть на пятки, фитбол прижать к коленям;

    вернуться в исходное положение.

    И.п. — лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе, опора на пятки.Покачивать фитбол ногами вправо-влево, руки вдоль туловища.Это упражнение можно делать парами с одним фитболом, располагаясь зеркально.

    И.п. — лежа на спине на полу, ноги прямые на фитболе.Приподнимать таз от пола.Можно выполнять одновременно парами, располагаясь зеркально.

    И.п. — лежа на спине на полу, ступни ног на фитболе.Делать маленькие шаги по поверхности фитбола вперед-назад.

    Переходы из положения упор сидя, фитбол на прямых ногах, прокатывая фитбол к груди, лечь на спину.Аналогичным способом вернуться в исходное положение.

    И.п. — лежа на спине на полу, ногами обхватить фитбол.Согнуть колени и сжать фитбол.Можно выполнить поочередно вдвоем.То же в положении сидя.

    И.п. — лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе, руки за головой.Поднять верхнюю часть туловища к коленям.Можно выполнять одновременно вдвоем.

    И.п. — лежа на спине на полу, прямые ноги вместе, руки вытянуты за головой, фитбол в руках.Передавать фитбол из рук в ноги и наоборот.

    Стоя на коленях на полу лицом к фитболу, разгибая ноги, сделать перекат в положение на живот на фитболе.Ноги и руки упираются в пол.Это упражнение лучше начинать с фитбола, диаметр которого на один размер меньше необходимого для занимающихся детей.

    Лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе.Напрягая мышцы ног, прижать фитбол к ягодицам.

    Организационно-методические указания к занятиям на фитболах

    Структура занятий на этом этапе включает в себя традиционную разминку с различными видами ходьбы, бега, упражнениями для рук, туловища, ног, комплексы ритмической гимнастики, 5—6 упражнений с фитболом, игровые упражнения в виде эстафет, упражнения на растягивание и расслабление мышц без фитбола.

    Занимающиеся дети с фитболами должны находиться на расстоянии 1—1,5 м друг от друга и от различных выступающих предметов в зале.

    Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.

    2-й этап.

    Задачи этапа и их реализация:

    1.Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.

    Рекомендуемые упражнения:

    самостоятельно покачиваться на фитболе с опробованием установки: пятки давят на пол, спина прямая, через затылок и позвоночник фитбол как бы проходит «стержнем», выравнивающим корпус спины;

    в среднем темпе выполнять движения руками: в стороны, вверх, вперед, вниз; выполнять прямыми руками круговое вращение в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах.Подобные движения должны вызывать самопроизвольное покачивание на фитболе.Необходимо следить за постоянным сохранением контакта с поверхностью фитбола.

    Сидя на фитболе, выполнить следующие упражнения:

    ходьбу на месте, не отрывая носков;

    ходьбу, высоко поднимая колени;

    из положения ступни вместе, раздвинуть пятки в стороны и вернуться в исходное положение;

    приставной шаг в сторону:

    из положения сидя ноги врозь перейти в положение ноги скрестно.

    2.Научить сохранению правильной осанки при уменьшении площади опоры (тренировка равновесия и координации).

    Рекомендуемые упражнения:

    поочередно выставлять ноги на пятку, вперед, в сторону, руки на фитболе;

    поочередно выставлять ноги вперед, в сторону, на носок;

    то же упражнение с различными положениями рук: одна вперед, другая вверх; одна за голову, другая в сторону.

    3.Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.

    Рекомендуемые упражнения:

    наклониться вперед, ноги врозь;

    наклониться вперед к выставленной ноге, вперед с различными положениями рук;

    наклониться в стороны поочередно, сидя на фитболе: ноги стоят на полу, руки на поясе, руки за головой, руки в стороны;

    наклониться поочередно в разные стороны к выставленной в сторону ноге с различными положениями рук;

    сохранить правильную осанку и удержать равновесие в разных положениях: руки в стороны, одна нога вперед; поднять руки вверх; согнуть в локтях; выполнить круговые движения руками;

    сидя на фитболе, в медленном темпе сделать несколько шагов вперед и лечь спиной на фитбол, сохраняя прямой угол между голенью и бедром, пятки должны быть на полу, руки придерживают фитбол сбоку.Переступая ногами, вернуться в исходное положение.

    И.п. — лежа на фитболе, руки в упоре на полу.Сделать несколько шагов руками вперед и назад.Затылок, шея, спина должны быть на прямой линии.

    И.п. — лежа на животе на фитболе, ноги полусогнуты в «стартовом» положении на полу.Согнуть руки в локтях, ладонями вперед («крылышки»).Голову не поднимать.

    И.п. — лежа на животе на фитболе, руки на полу, ноги в «стартовом» положении.Поочередно поднимать ноги до горизонтали, руки должны быть согнуты, плечи — над кистями.

    В том же исходном положении поднимать поочередно ноги, сгибая в коленях.

    И.п. — лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе.Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх.

    И.п. — лежа на спине на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол.Поочередные махи согнутой ногой.

    Выполнить два предыдущих упражнения из исходного положения — руки за голову.

    4.Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе.

    Рекомендуемые упражнения:

    сидя на полу с согнутыми ногами боком к фитболу, облокотиться на фитбол, придерживая руками, расслабить мышцы шеи, спины, положить голову на фитбол и в таком положении покачаться;

    сидя на полу спиной к фитболу, придерживая его сзади руками, расслабить мышцы шеи и спины, положить голову на фитбол и покачиваться влево-вправо.

    Организационно-методические указания.

    При выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола!

    Структура занятий сохраняется, но увеличивается объем упражнений на фитболе.Можно использовать музыкально-ритмические композиции с различными перестроениями.

    3-й этап.

    Задачи этапа и их реализация:

    1.Научить выполнению комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе.

    Рекомендуемые упражнения:

    комплексы общеразвивающих упражнений в соответствии с возрастными требованиями к занимающимся.

    2.Научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола.

    Рекомендуемые упражнения:

    стоя в упоре на одном колене, боком к мячу, другая нога выпрямлена и опирается на мяч ступней, выполнять медленные пружинистые покачивания;

    то же упражнение выполнять, сгибая руки;

    стоя на одном колене, спиной к фитболу, другое колено — на мяче, руки на полу.Выполнить несколько пружинистых движений назад;

    лежа спиной на фитболе, руки в стороны, угол между голенью и бедром 90°, точка контакта с мячом — на средней линии лопаток;

    сидя боком к фитболу на полу, дальняя от фитбола нога согнута и упирается ступней о пол, ближняя к фитболу рука лежит на поверхности мяча, разгибая опорную ногу, «накатиться» на фитбол, удерживая равновесие;

    И.п. — то же, при «накате» на фитбол дальнюю руку поднять вверх;

    И.п. — то же, выполнять одновременно од-ноименной рукой и ногой.

    4-й этап.

    Задача этапа и ее реализация:

    1.Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.

    Рекомендуемые упражнения:

    И.п. — в упоре лежа на животе на фитболе.Сгибая ноги, прокатить фитбол к груди.

    И.п. — то же, но опора на фитбол одной ногой.

    Лицом к фитболу, стоя на коленях, перейти в положение лежа на животе, руки в упоре, одна нога согнута.

    Аналогичное упражнение, но опора на фитбол коленом согнутой ноги, другая выпрямлена вверх.

    Лежа спиной на фитболе, руки на полу, одна нога вверх.

    И.п. — то же, ноги вверх.

    Лежа на животе на фитболе, поворот на спину.

    Стоя правым боком к фитболу, шаг правой через фитбол, прокат на фитболе и затем приставить левую, встать левым боком к фитболу.

    Сидя на фитболе, ноги вместе, небольшой наклон влево, прокат вправо на фитболе, встать, фитбол слева.То же, прокат влево на фитболе.

    Лежа на животе на фитболе, в упоре на полу, повороты в стороны.Точка контакта с фитболом постепенно удаляется от опоры на пол.

    То же упражнение, но опора на фитбол одной ногой.

    Лежа на спине на полу, ноги на фитболе, поднимая таз от пола, сгибая ноги, подкатить фитбол к ягодицам, вернуться в исходное положение.

    То же упражнение с опорой на фитбол одной ногой.

    Занятия с малышом дома на фитболе

    Сегодня фитбол становится все более применяемым тренажером для гимнастических упражнений в дошкольных учреждениях.Большой и яркий мяч доставляет детям много удовольствия и занятия на нем приносят не только ощутимую физическую пользу, но и положительные эмоции.

    Фитбол для дошкольников

    Спортивные занятия с применением разнообразных тренажеров являются неотъемлемым элементом дошкольного воспитания.Фитбол для детей стал во многом интересной и полезной находкой — занятия на нем вызывают радость и приносят заметную пользу.

    Фитбол гимнастика в детском саду дает возможность детям катать и бросать мяч, дети могут сидеть и лежать, прыгать и стоять на фитболе, а большое разнообразие упражнений позволяет:

  • укрепить мышцы;
  • сформировать правильную осанку;
  • при выполнении упражнений в паре дети учатся взаимодействовать и понимать друг друга;
  • развивать гибкость, умение держать равновесие, мелкую моторику;
  • развивать пластику;
  • укрепить дыхательную и сердечную систему;
  • Для дошкольников возрастом 5 лет для занятий лучше использовать мяч диаметров 45 см, детям шести лет подойдет диаметр в 50 см, и семилеткам можно покупать фитбол диаметром 55 см.

    Занятия с детьми 3 лет не должны превышать по продолжительности 25 минут.

    Фитболы для детей выпускаются ярких цветов и в этом есть свой смысл: красный цвет воздействует на зрение и память, синий — активирует работу сердца, зеленый приводит в ному давление и помогает снять напряжение.

    Упражнения на фитболе для дошкольников

    Занятия проводят в проветренном помещении, при выполнении упражнений важно избегать резких движений, причиняющих боль или дискомфорт.Упражнения на фитболе для детей начинаются со знакомства с тренажером, простых игр, обучения основным положениям и только после того, как ребенок освоился с мячом — повышать сложность упражнений.

    Важно, что бы весь процесс занятий был в игровой форме — так у ребенка не пропадет желание и будет постоянный интерес к занятиям.

    При знакомстве малыш может покатать мяч по полу, скамейке, между поставленными флажками или любыми другими предметами.Дети могут поиграть в мяч друг с другом, постучать по мячу, посмотреть, как фитбол может подпрыгивать от пола.Таким образом малыш узнает о некоторых возможностях мячика и будет иметь представление о том, что с ним можно делать.

    Первые упражнения должны быть на отработку посадки и равновесия на мяче.При их выполнении дети садятся на фитбол, прижимают стопы к полу в прямом положении и выполняют следующие действия:

  • Поворачивают голову направо и налево.
  • Поднимают и опускают плечи.
  • Наклоняются вперед.
  • Делают повороты поворачиваются в стороны.
  • Делают наклоны, выставляя в сторону каждую ногу поочередно.
  • Основные упражнения начинаются с разминки мышц.В разминку включают простейшие упражнения на выработку осанки и равновесия, а также прыжки и ходьба на мячике, упражнение «лесенка»: сидя на фитболе дети поднимают руки на пояс, на плечи, затем верх и хлопают два раза, опускают руки в обратном порядке, и вновь 2 хлопка, но уже по мячику.

    Есть упражнения, которые выполняются стоя: поднятие рук с мячом, бросание фитбола вверх или другу, хождение с высоко поднятым мячом.

    Для развития равновесия ребенок стоит на одной ноге, опираясь на мяч другой ногой, в этом положении малыш должен научиться приседать и катать мяч.Сидя на тренажере, малыш «перекатывает» ступни с носочка на пятку, поднимая ноги и сохраняя равновесие.

    Некоторые упражнения можно выполнять и лежа на фитболе:

    1. Ребенок должен поднять ноги, не держась руками за мяч,
    2. Упереться руками в пол, ноги приподняты от пола, корпус параллелен полу,
    3. Упираясь прямыми руками об пол, ходить на руках.

    Упражнения с фитболом можно выполнять лежа на коврике на спине: катать мяч ногами, одновременно сгибая и разгибая ноги, затем поднимать и опускать их; обхватить прямыми ногами мяч, поднимать и опускать мяч ногами.

    Фитбол гимнастика для дошкольников всегда должна заканчиваться упражнениями на восстановление и стабилизацию дыхания.

    Фитбол для грудничка

    Для новорожденных очень важен массаж и правильная гимнастика.Занятия на фитболе — настоящая находка для заботливых родителей, поскольку одинаково полезна и маме, и малыша.Занятия с мячом — это своеобразная игра, положительные эмоции и комплекс упражнения, укрепляющие здоровье ребенка.

    Для занятий на фитболе для новорожденных необходимо знать, как выбрать мяч правильно.От этого напрямую зависит эффективность упражнений.Для младенцев покупают мяч диаметром 65-75 см.Такой диаметр позволит малышу лежать на нем максимально комфортно.Фитбол для младенцев производят ярких расцветок — это привлекает внимание, а еще цвета благоприятно воздействуют на зрение, память, нервную систему.

    Предпочтение лучше отдать фитболу с шероховатой поверхностью, с ручкой, выполненному из качественного материала, без запаха и с системой антивзрыв.Мяч должен быть без видимых наружных швов и электростатичным.

    Занятия на фитболе с грудничком рекомендуется начинать с двухнедельного возраста, когда у малыша зажила пуповина.Врачи советуют проводить занятия по утрам через час после кормления, начиная с нескольких минут в день.Это даст возможность малышу привыкнуть к новой поверхности.Важно, что бы ребенок был здоров и спокоен.Первые занятия не должны быть дольше 3 — 5 минут.

    Гимнастика на фитболе для грудничков эффективна для снятия усталости мышц, устранения коликов, запоров, снижения избыточного веса, понижения нервной возбудимости.Занятия способствуют улучшению пищеварения, снижению газообразования, улучшают координацию движения, развивают вестибулярный аппарат.

    Даже изначальные ежедневные 3 минуты занятий способствуют формированию правильной осанки.

    Упражнения на фитболе

    Упражнения на фитболе для грудничков начинаются с положения лежа на животике.Предварительно мяч покрывают пеленкой, укладывают малыша и начинают покачивать мяч, крепко держа на нем ребенка.Пеленку можно подкладывать до трехмесячного возраста.Покачивание на мяче напоминают малышу движения, к которым он привык, находясь в животе у мамы.Это снимает напряжение, расслабляет, успокаивает.Малыш чувствует себя в безопасности, что очень важно особенно в первые 2 месяца жизни.Подобное упражнение можно повторить, положив ребенка на спину.

    В 2 месяца начинают усложнять упражнения:

    1. Малыша кладут на животик, поддерживают за спинку и ножки, делая пружинистые движения вниз и вверх,
    2. Грудничка кладут спинкой на фитбол и медленно крутят мяч вокруг своей оси.

    Фитбол для грудничков позволяет и работать над укреплением мышц.В 3 месяца можно поставить ребенка на тренажер и начать подпрыгивание или сидя на коленях у мамы малыш может отталкивать мяч ножками.

    Для детей старше 6 месяцев разработан уже целый комплекс упражнений.

  • Перед фитболом кладут игрушки, ребенок лежит на животике, его держат за ножки, и наклоняют, чтобы он смог взять игрушку;
  • Мама зажимает мяч между ног, крепко держа малыша и помогая ему прыгать на мяче;
  • Грудничок лежит на спинке, его подтягивают за ручки, чтобы он сел на фитбол;
  • Поставить малыша на мяч и мягко подвести ребенка к ходьбе по поверхности мяча;
  • Когда малыш учиться стоять, его ставят перед фитболом, чтобы он держался за мяч ручками.
  • Важно, что бы родители помнили: в 2 месяца или 3 месяца, и даже в свои полгода ребенок еще не умеет контролировать себя, поэтому при занятиях и во время упражнений необходимо крепко держать ребенка и надежно фиксировать мяч.

    Если малыш капризничает во время занятий, это может быть вызвано несколькими причинами: страхом, неудобством или болью, не комфортностью ситуации или же он начинает проявлять свой характер.

    Важно прекратить занятия, если они вызывают боль и дискомфорт и пересмотреть план упражнений.Если же малыш проявляет свой характер — лучше найти другой подход к продолжению гимнастики, иначе ребенок быстро поймет, что слезы — верный путь к получению желаемого.

    Комплекс упражнений на фитболах для детей дошкольного возраста

    Ольга Веникова
    Комплекс упражнений на фитболах для детей дошкольного возраста

    «И сколько хочешь радуйся, играй на все лады»

    Веникова Ольга Владимировна,

    МАДОУ «Детский сад № 4»

    Помните стихотворение А.Барто «Веревочка»? его героиня Лидочка, преодолев многочисленные трудности, научилась прыгать через скакалку.Главная из этих трудностей, и не только для литературной героини, запрет взрослых.

    Удивительно, но факт: взрослые знают – дети любят бегать, прыгать, кувыркаться, и в то же время самые расхожие замечания, которые они им адресуют: «Не бегай!», «Сядь, посиди!», «Успокойся, сколько можно прыгать!»

    А сегодня давайте отменим эти замечания и предложим ребенку гимнастический мяч – фитобол.Это очень эффективный, доступный и эмоциональный тренажер.

    Во – первых, это нестабильная опора, постоянно вынуждающая ребенка, в целях сохранения равновесия уже в простом седее на мяче включать в работу те или иные группы мышц.Сознательно включать в работу нужные мышцы ребенок, в силу своих возрастных особенностей, пока не может.Работа на подвижном, постоянно «желающих его уронить» мяче усложняется тем, что ребенок вынужден балансировать, играя с мячом, пытаясь на нем удержаться.Немаловажную роль здесь играет и эмоциональный компонент: мяч – это игрушка, он партнер, он красив и, главное, подвижен, т.е.взаимодействует с ребенком.Упражнение с использованием фитоболов также позволяют добиться хорошего мышечного расслабления и могут быть использованы для тренировки сердечно – сосудистой и дыхательной систем.

    При выборе мячей для детей следует помнить, что их оптимальные размеры должны быть следующими:

    • Диаметр 45 см – для детей 3-4 лет

    • Диаметр 50 см – для детей 5-6 лет

    • Диаметр 55 см – для детей 7-8 лет

    Поддерживать равновесие на большом мяче сложно, поэтому продолжительность выполнения упражнения, сидя на мяче, должна быть:

    • Для детей 3-5 лет не более 3-4 минут

    • Для детей 5-7 лет не более 5-7 минут

    А сейчас мы представим вашему вниманию комплекс упражнений на фитоболах:

    1.«Правильная осанка»

    Исходное положение: сидя на мяче, стопы поставить на пол, руки на бедрах, спина прямая.

    Выполнение: сохранять правильную осанку, голову не опускать (10 секунд)

    Выполнение: перекаты стопами с пяток на носки и наоборот (15 секунд)

    И.п.: Сидя на мяче, руки на поясе.

    Выполнение: 1-наклон вправо (влево); 2-и.п.(2-3 раза).

    И.п.: сидя на мяче, руки на бедрах.

    Выполнение: 1-поворот головы вправо; 2-3 – медленно поворачивая голову влево, описать носом полукруг от правого плеча к левому; 4- и.п.(5 раз).

    И.п.: сидя на мяче, руки опустить.

    Выполнение: 1-2 – подъем плеч, руки скользят вдоль мяча вверх; 3- и.п.(7 раз)

    И.п.: сидя на пятках пере мячом, руки положить на мяч, одна ладонь на другой, подбородок на ладони.

    Выполнение: покачивание на мяче вперед – назад (5 раз)

    И.п.: сидя на пятках, держать мяч руками.

    Выполнение: 1 – встать на колени, поднять мяч вверх, посмотреть на него; 2-и.п.(5 раз).

    8.«Покажи пяточки»

    И.п.: лежа на животе на мяче, опору делать на стопы и на ладони.

    Выполнение: 1- поднять прямые ноги; 2 и.п.(5 раз).

    И.п.: лежа на животе на мяче с опорой на стопы и ладони.

    Выполнение: 1-медленно поднять правую (левую) ногу; 2 – и.п.(3 раза).

    И.п.: лежа (животом) на мяче, опираясь на ладони и стопы.

    Выполнение: 1-4 медленно согнуть руки, наклонившись вперед, ноги приподнять с пола; 5 – и.п.(6 раз).

    11.«Посмотри на ладошки»

    И.п.: лежа (на спине) на мяче, руки опустить, ноги согнуть в коленях.

    Выполнение: 1-поднять руки, посмотреть на ладошки; 2 – и.п.(8 раз).

    И.п.: сидя на мяче, руки опустить.

    Выполнение: 1 – легкие подпрыгивания на мяче с движениями рук в стороны – вверх с хлопком, с подъемом поочередно колен; 2 – и.п.(30 секунд)

    Комплекс дидактических игр и упражнений для развития зрительно-моторной координации для детей старшего дошкольного возраста 1 этап: Дидактическая игра «Чайник» Цель: развитие общей моторики; учить передавать движения по образцу.Я — чайник, ворчун, Хлопотун, сумасброд,.

    Комплекс ОРУ (общеразвивающих упражнений) «Не размыкая рук» Комплекс ОРУ (общеразвивающих упражнений) «Не размыкая рук» Автор-составитель педагог дополнительного образования первой квалификационной.

    Комплекс развлекательных мероприятий, для детей дошкольного возраста, посвященный «Дню независимости России».в нашем детском саду прошло мероприятие для дошкольников посвященное Дню независимости России.В котором приняли участие дети всех возрастных.

    Комплекс упражнений с элементами йоги для детей средней ортопедической группы «Дерево» Цель: развитие вестибулярного аппарата, формирование умения сохранять равновесие мышц ног, укрепление мышц плечевого пояса.Время.

    Комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия для детей 5–7 лет Комплекс упражнений, рекомендуемый при плоскостопии: И.П – сидя на стульчике, 1 — Разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола;.

    Комплекс утренней гимнастики «На зарядку с фитболом — ура!» Комплекс упражнений с фитболом для подготовительной группы Комплекс утренней гимнастики «На зарядку с фитболом – ура!» (Комплекс упражнений с фитболом для подготовительной группы) Вводная часть.

    Комплекс здоровьесберегающих упражнений Комплекс здоровьесберегающих упражнений, используемый мною для коррекции поведения дошкольника Тематика «Зима» Приветствие друг другу.

    Педкопилка: Комплекс упражнений для формирования правильной осанки у детей 4–7 лет.Построение в шеренгу.Встать в положение «основная стойка»: голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены.Показать правильное.

    Программа комплекса упражнений оздоровительной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста Программа комплекса упражнений оздоровительной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста.Цель программы: использование оздоровительных.

    Комплекс упражнений для развитие моторной сферы у детей дошкольного возраста с ОНР Важную роль в развитии речи играет тесная взаимосвязь состояния речи и моторной (двигательной) сферы ребёнка, чем лучше у ребёнка развита.

    Консультация на тему:
    Фитбол-гимнастика для детей.

    Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах.(d40-50 см).Существуют множество разнообразных мячей: и с ручками, «рожками», и овальные, и с пупырышками.Они имеют не только различную форму и размер, но ещё и яркий цвет.Дети с удовольствием занимаются на таких тренажерах.Фитбол-гимнастика позволяет решать следующие задачи:

    Предварительный просмотр:

    «Фитбол — гимнастика в детском саду.

    Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах.(d40-50 см).Существуют множество разнообразных мячей: и с ручками, «рожками», и овальные, и с пупырышками.Они имеют не только различную форму и размер, но ещё и яркий цвет.Дети с удовольствием занимаются на таких тренажерах.

    Фитбол-гимнастика позволяет решать следующие задачи:

  • Развитие двигательных качеств;
  • Обучение основным двигательным действиям;
  • Развитие и совершенствование координации движений и равновесия;
  • Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки;
  • Улучшения функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • Нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития;
  • Улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутреннихорганов, устранение венозного застоя;
  • Улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;
  • Стимуляция развития анализаторных систем, проприорцептивной чувствительности;
  • Развитие мелкой моторики и речи;
  • Адаптация организма к физической нагрузке.
  • Занятия фитбол-гимнастикой могут проходить до двух раз в неделю по 20-30 минут.Занятие подразделяется на 3 части: подготовительную, основную и заключительную.В подготовительной части происходит настрой детей на работу и подготовка организма к основной части тренировки.В основной части происходит максимальная нагрузка на организм, которая должна быть оптимальной для детей.В связи с этим во время занятия должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей.Заключительная часть способствует улучшению восстановительных процессов и расслаблению организма.Всё занятие проходит под музыкальное сопровождение.

    Подготовительная часть (10 минут)

    Выполняется сидя на мяче с пружинящими движениями.Разминка проводится под веселую детскую музыку.Во время разминки выполняются упражнения для всех основных групп мышц, начиная с головы и заканчивая ногами.

  • Игра под музыку («Аэробика для малышей»).
  • Наклоны головой вперед-назад и вправо-влево.Темп медленный.
  • Повороты головой направо-налево.Темп медленный.
  • Круговые вращения руками вперед и назад.Темп средний.
  • Наклоны туловища вправо-влево.Темп средний.
  • Повороты туловища направо-налево.Темп средний.
  • «Лестница» – поднимать руки поочередно на пояс, на плечи, вверх, два хлопка руками и обратно поочередно так же (плечи, пояс, два хлопка внизу по мячу).Постепенно темп упражнений можно увеличивать.
  • Ходьба сидя на мяче вперед-назад (не отрывая ягодицы от мяча).Пройти как можно дальше.Спина прямая.
  • Ходьба сидя на мяче вправо-влево (не отрывая ягодицы от мяча).Пройти как можно дальше.Спина прямая.
  • Прыжки на мяче как можно выше отрываясь от пола
  • Прыжки сидя на мяче вокруг себя (подпрыгиваем, постепенно переставляя ноги и двигаемся по кругу).
  • Основная часть (15 минут)

    Выполняется в положении сидя на мяче, стоя, лёжа на мяче (на спине и животе), лёжа на коврике (на спине и животе).

  • Стоя, мяч в руках.Поднимание прямых рук с мячом вверх-вниз (5-10 раз)
  • Стоя, мяч в руках.Повороты туловища вправо-влево (руки с мячом на уровне груди)
  • «Маятник».Руки с мячом справа сверху, опускаем их вниз и поднимаем влево вверх
  • Ходьба по кругу, держа мяч над головой (руки прямые).Можно ходить по кругу, а можно «змейкой», постепенно, то увеличивая, то уменьшая темп.
  • Отбивание мяча одной рукой, двумя и поочередно на месте и в движении.
  • Бросание мяча вверх и ловля его.Также упражнение можно выполнять в парах.
  • Катание мяча друг другу.
  • Стоя на одной ноге, вторая на мяче.Удержание равновесия.Ноги прямые.Руки в стороны
  • Стоя на одной ноге, вторая на мяче.Катание мяча вперед-назад и (или) вправо-влево.
  • Стоя на одной ноге, вторая на мяче.Приседания 5 раз.Руки в стороны.Ноги в коленях прямые
  • Стоя, ноги на ширине плеч, руки касаются мяча.Прокатывание мяча вперед и назад, не отрывая ноги от пола (колени прямые).Нужно прокатить мяч как можно дальше.
  • Упражнения, сидя на мяче:

  • Перекаты с носочков на пятки.Руки в стороны.
  • Сидя на мяче (пятки и голень как можно ближе к мячу), ноги оторвать от пола и удерживать равновесие как можно дольше.Руки в стороны
  • Ходьба вперед, не отрывая ягодицы от пола, постепенно опуская спину на мяч.Лежа на мяче удерживать равновесие (руки в стороны), затем постепенно поднимаясь идти назад
  • Упражнения лежа на спине:

  • Лежа на спине мяч под ногами.Катание мяча, вперед-назад сгибая и выпрямляя ноги
  • Лежа на спине мяч под ногами.Поднимание и опускание ног поочередно.Ноги прямые.
  • Лежа на спине, мяч обхватить ногами с двух сторон.Поднимание и опускание прямых ног.Руками можно держаться за коврик.
  • Лежа на спине мяч под ногами, руками держаться за пол.Поднимание и опускание таза.
  • Упражнения лежа на животе:

  • Лежа на животе руки впереди с мячом.Поднимание и опускание туловища (по возможности подниматься как можно выше).Можно удерживать положение наверху несколько секунд.
  • Упражнения, лёжа на мяче, на животе:

  • «Качалочка».Стоя на коленях, перекат на мяче вперед на прямые руки и вернуться обратно на колени.
  • Лёжа на животе, на мяче, руками упереться в пол, ноги прямые не касаются пола.Туловище параллельно полу.Удерживать равновесие несколько секунд.
  • Лёжа на животе, на мяче, руками упереться в пол, сгибать и выпрямлять ноги поочередно и одновременно.Ноги не касаются пола .
  • Лёжа на животе, на мяче, ходьба на прямых руках вперед и назад.Ноги прямые параллельно полу.
  • «Самолёт».Лёжа на животе, прямыми ногами упереться в пол, спину поднять как можно выше, руки в стороны.Удерживать позу несколько секунд.
  • Упражнения, лёжа на спине, на мяче:

  • «Звёздочка».Лёжа на спине, на мяче, упереться прямыми ногами в пол, руки в стороны.Удерживать положение несколько секунд.
  • Перекаты на спине вперед-назад.Лёжа на спине, на мяче, упереться прямыми ногами в пол, руки в стороны.Выполнять сгибание и разгибание ног.
  • «Мостик» на мяче выполняется с помощью педагога, который поддерживает и страхует ребёнка.Во время выполнения упражнения нужно оттолкнуться ногами от пола, выполнить перекат назад на мяче и поставить руки на пол.Вначале можно выполнять только перекаты на руки и обратно, отталкиваясь от пола то руками, то ногами.
  • Заключительная часть (5 минут)

    В заключительной части выполняются дыхательные упражнения стоя, сидя на мяче, лёжа на мяче и подвижные игры с фитболом.

    Обучение на мячах проходит в несколько этапов.

    Но начиная работать на мячах, следует знать, что мяч должен соответствовать возрасту ребёнка – 45см-4-5лет; 50см-5-6 лет; 55см-6-7 лет.При посадке на мяч, угол между бедром и голенью должен быть 90*.

    Овальные мячи удобны тем, что опора становится более устойчивая, такие мячи подходят детям на первой стадии обучения и для тех, кто боится упасть.

    И начинать использовать фитболы можно уже с раннего возраста.

    Мяч для детей младшего возраста является средством коммуникации.Он помогает быстро найти контакт с ребёнком.Заставляет ребёнка всё время находиться в движении, тем самым постоянно вызывает новый интерес.(Покатить, подбросить, похлопать, попрыгать на мяче, покататься на нём, полежать).

    Целью 1 этапа является:

    * освоение мяча как оборудования

    Здесь можно использовать такие упражнения, как любые прокатывания, отбивания мяча, похлопывания, перебрасывания в паре, в кругу.

    * обучение правильной посадке на мяче

    Второй этап является самым трудоёмким:

    * научить детей основным исходным положениям

    Таких положений на мяче около7-8.

    * тренировка основных мышечных групп, в том числе и дыхательных.

    3 этап (зависит от уровня освоения 2 этапа)

    Целью данного этапа является:

    * научить основным динамическим движениям с мячом

    Дети выполняют упражнения в группах, из любых исходных положений, прыжки на мяче на месте и в движении, в свободной деятельности.

    Упражнения с фитбол – мячами можно проводить как часть занятия, используя их только в основной части.

    Также, можно построить занятие так, чтобы мячи были использованы на протяжении всего занятия.

    Поэтому для достижения лечебного и профилактического эффекта комплексы с фитболами включаются в образовательный процесс регулярно курсами 3-4 раза в год, в течение 1-1,5 мес.Это составляет 10-12 занятий за1 курс.

    Конечно, все занятия для дошкольников строятся в игровой форме, так как игра является ведущей деятельностью дошкольника.

    Где можно использовать фитбол мячи?

    Используя фитбол мячи в занятиях сочетается работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, тем самым усиливается и эффект занятий.

    Игры с фитболами можно использовать не только на физкультурных занятиях, но и повседневной работе:

    *на занятиях в качестве физкультминутки;

    *в самостоятельных играх детей, эстафетах;

    *в развлечениях, праздниках и досугах;

    *в индивидуальной работе;

    *с использованием дыхательных упражнений,

    * ритм-блоков с музыкой;

    *для освоения ОВД и ОРУ.

    Очень эффективно использование фитбол – мячей в совместной работе с родителями.

    Особенно хорошо нормализуются детско – родительские отношения.Дети ощущают радость от совместной двигательной деятельности, а так же поддержку родителя.

    Фитбол – мячи вносят разнообразие в проведение досугов, праздников и развлечений.

    Использование фитбол – мячей повышает эмоциональную включенность детей в занятие.

    Повышает эффективность оздоровительных задач и усвоение материала.

    Также фитболы позволяют разнообразить подвижные и эстафетные игры, они дарят детям радость и здоровье.

    Подвижные игры с фитболом

    Дети садятся на фитболы друг за другом и первый ребёнок или педагог исполняет роль машиниста.Он «везёт» ребят по залу в разных направлениях.Дети, подпрыгивая, передвигаются друг за другом, подталкивая свой мяч руками

    Дети садятся на фитболы друг за другом и представляют, что руки – это ножки гусеницы, которая лежит на спине.Первому ребенку дают в руки фитбол и он, прогнувшись назад, передаёт мяч следующему ребенку.Когда мяч дойдет до последнего игрока его начинают передавать обратно

    «Быстрый и ловкий»

    Фитболы (на один меньше чем детей) лежат по кругу.Под весёлую мелодию дети ходят вокруг мячей.Как только прекратится музыка, нужно быстро сесть на мяч.Кому не хватило мяча, выбывает из игры.Один мяч убирается, и игра продолжается, так происходит до тех пор, пока не останется один игрок (победитель).

    Также можно использовать и другие подвижные игры, в которых возможно применение фитболов.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Валентин Грибалев
    Написано статей
    1199
    Ссылка на основную публикацию