Массаж для пальчиков

Тема статьи: Массаж для пальчиков - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Оглавление

Массаж ладоней и пальцев рук для детей от 0 до 3 лет

Рада приветствовать вас, дорогие родители!

Массаж пальчиков очень полезен для маленького ребенка.Не зря же говорят, что ручная работа успокаивает психику, умиротворяет, например, вязание или вышивка, потому что пальцы рук тесто связаны с деятельностью головного мозга.На ладошках и пальчиках находится множество точек, отвечающих за функционирование разных органов в нашем организме.Из-за тонуса ручек, примерно до 2 летнего возраста (у кого раньше, у кого позже), но он все равно сохраняется, и ребенок часто зажимает пальчики в кулачок.

Такой массаж ручек и пальчиков избавит его от такого зажатия, ребенок будет лучше управлять своими ручками и пальчиками, ему будет легче рисовать, легче держать карандаш, легче лепить.Развивается гибкость и координация пальчиков.Развивается всем нам знакомая мелкая моторика.Ребенок раньше заговорит, только помните, что занятия нужно проводить регулярно.

Иногда, дети когда волнуются, теребят в руках что-нибудь, будь то игрушка или тряпочка какая-нибудь.В этом случае не стоит отбирать у ребенка эти предметы, так он инстинктивно старается себя успокоить, избавляется от излишнего волнения организма.

Пальчиковые упражнения, сопровождаемые веселыми стишками или потешками очень нравятся деткам.Они подойдут в возрасте от 9 месяцев и старше.Ребенок во время таких занятий учится слушать, проецировать услышанное на реальные события и предметы, вырабатывается чувство ритма.Изучаем названия пальчиков.— Данюша, покажи где у тебя ручка?, а потом, где правая ручка, где левая?

Сначала, когда вы только начнете вводить такие упражнения, малыш может только наблюдать за вами, никак не реагируя, со временем он привыкнет к занятиям и будет помогать маме.Как только мама начнет произносить знакомый стишок, малыш уже делает нужные движения пальчиками.Затем, если занятия регулярные, ребенок выучит знакомые ему стишки.Сначала он будет повторять отдельные слова за мамой, а потом и целые строки.

Но бывает и обратная реакция, ребенка никак не усадить, чтобы сделать хотя бы одно упражнение.Это было в нашем случае, мой сын никак не хотел сидеть на месте, и тем более что — то там еще с пальчиками делать, его привлекали более подвижные занятия.Тогда приходилось его вылавливать, для того, чтобы хоть минутку — другую пытаться позаниматься.Мои настойчивые труды были вознаграждены и уже через месяц малыш сам подавал мне ручки с растопыренными пальчиками, тем самым показывая, что пора поиграть с ними.

Если вы впервые начинаете пальчиковые упражнения, то начните с первого комплекса.Он подходит для детишек у кого ручки зажаты, мелкая моторика слабо развита.Такой вводный курс можно начинать уже с первых дней жизни.Когда проделаете первый комплекс, почувствуете, что ребенок уже готов идти дальше, приступайте ко второму.Второй же можно проводить постоянно ежедневно или через день.

Возьмите одной рукой ручку ребенка, другой рукой делайте массаж.

1.Погладьте несколько раз ручку ребенка от кончиков пальцев к локотку и наоборот.Сначала погладьте внешнюю сторону руки, потом внутреннюю.

Ручки, ручки! Я вас знаю,

Я водой вас умываю.

Пальчики я тоже знаю,

Ими я сейчас играю.

2.Поглаживающими движением каждого пальчика к ладошке.Каждый пальчик, каждую фалангу, от подушечки к основанию пальчиков, затем поменяйте ручки.

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой — парень с душой,

Палец указательный — господин влиятельный,

Палец средний — тоже не последний.

Палец безымянный — с колечком ходит важный,

Пятый — мизинец, принёс вам гостинец.

3.Похлопывающими движениями проведите по каждому пальчику от кончиков к ладошке.Затем поменяйте ручки.

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

А вот этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья!

4.Точечными круговыми движениями от кончиков пальцев к ладошке.Затем поменяйте ручки.

Этот пальчик хочет спать

Этот пальчик лег в кровать

Этот пальчик чуть вздремнул

Этот пальчик уж уснул

Этот крепко — крепко спит

Тише, тише, не шумите…

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

Будут птицы щебетать,

Будут пальчики вставать!

5.Помассируйте подушечки, слегка надавливая на них, а на ладошке — круговыми движениями, как «сорока ворона».

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб кидать и чтоб держать,

Чтобы брать и чтоб давать.

Их нетрудно сосчитать:

Их конечно целых пять!

6.Завершите гимнастику упражнением №1

Если ребенок вас еще не понимает, что вы от него хотите, то можете выполнять упражнения взяв его ручки в свои.Некоторые упражнения не сможете пока выполнять.

1.Потрите ладошки друг об друга, чтобы они стали теплее.

2.Сожмите руку в кулачок, потом разожмите.

3.Зацепляйте одноименные пальчики одной руки с другой и слегка потяните в стороны.

4.Сделайте ручки в замочек.И не разжимая пальчиков, подвигайте запястьем.

5.«Солнышки».Утро настало, солнышко встало (ладони с растопыренными пальцами поднимаются вверх).Держим параллельно ладошки со сжатыми пальчиками, затем пальчики растопыриваем.— Солнышко светит.

6.Пальчики здороваются.Поочередно каждым пальчиком соприкасаемся с большим пальчиком на каждой руке.

7.Человечки бегают и потом играют в футбол.Катать пальчиками небольшой шарик.

8.«Ножницы».Имитируем ножницы двумя пальцами.Как — будто режем, что есть под рукой — книжку, пеленку и пр.

9.Положите ручки на стол.И попеременно поднимайте каждый пальчик.

Приемы детского массажа рук для развития мелкой моторики

С рождением ребенка каждая мама должна уделять как можно больше внимания здоровью малыша, уровню его физического и интеллектуального развития.В этом может помочь массаж пальцев рук для развития мелкой моторики.На пальцах располагается множество нервных окончаний, поэтому легкое стимулирование пальцев ребенка самостоятельно или с помощью предметов с ребристой поверхностью помогает развить способность пальцев двигаться, тактильные ощущения.Массаж рук для детей для развития моторики способствует развитию речи грудничка в будущем.Чем быстрее малыш научиться делать что-то руками, тем скорее он освоит речь.Когда он станет старше, полученные навыки помогут ему в освоении письма, рука будет меньше уставать при нагрузках.

Как массаж рук влияет на организм ребенка

Приемы массажа оказывают положительное воздействие на здоровье ребенка, т.к.каждый палец имеет отношение к определенному органу.Большой палец связан с головным мозгом, указательный палец — с желудочно-кишечным трактом, массирование среднего пальца влияет на позвоночный столб, безымянный имеет отношение к работе печени, а мизинец отвечает за здоровье сердца.

Для того, чтобы помочь ребенку овладеть речевым навыком, необходимо делать массаж кистей и предплечья, ладоней и пальцев, локтей и плеч.Делая упражнения для развития моторики, необходимо постоянно проговаривать каждое движение, стараться чаще показывать их, подбирать под гимнастику стихотворения и превращать занятия в игру.Так ребенку будет интереснее и легче запомнить движения, повышается интеллект малыша.

Когда ребенок подрастет, можно обучить его приемам самомассажа для развития мелкой моторики рук.

Польза от пальчикового массажа

Начинать делать подобный массаж можно с первых часов жизни грудничка, но после консультации с врачом.Так развитие ребенка будет более стремительным.Пальчиковый массаж помогает улучшить малышу настроение, оказывает расслабляющее воздействие и положительно влияет на весь организм.Регулярный и правильный массаж даст следующие плоды:

  • Иммунная система становится крепче;
  • Понижается артериальное давление;
  • Налаживается работа желудочно-кишечного тракта;
  • Нормализуется дыхательная функция организма;
  • Стимулируется работы внутренних органов;
  • Повышается концентрация внимания;
  • Улучшается состояние кожи, происходит процесс устранения омертвевших клеток;
  • Стимулируется развитие речи;
  • Отношения с родителями становятся крепче.
  • Перед проведением подобной процедуры следует посетить кабинет невропатолога и логопеда с целью консультирования.Специалисты подскажут, нуждается ли ребенок в пальчиковом массаже или какую технику лучше испробовать.

    Противопоказания к массажу рук

    Хоть воздействие на руки и пальца ребенка приносит только положительный эффект, бывают случаи, когда от массажа следует воздержаться.Процедуру проводить не следует, если:

  • присутствуют мелкие повреждения на коже рук;
  • проявляется аллергическая непереносимость на руках;
  • присутствуют грибковые заболевания;
  • есть воспаления на руках и пальцах;
  • повышена температура тела;
  • есть инфекция в организме.
  • В таких случаях следует незамедлительно начинать лечение.После нормализации общего состояния ребенка, можно приступать к массажным процедурам.

    Методы выполнения ручного массажа

    Существует несколько видов массажа, способных оказать помощь в процессе обучения малыша.Для каждого возраста — своя техника и свои особенности.Можно делать стандартные массажные движения или перевести упражнения в игры для развития.С детьми дошкольного возраста делать аппликации, с маленькими — разминать ладошку мячиком, учиться держать в руках карандаш или другие предметы маленького размера, которые поместятся в ручку ребенка.Также можно пересыпать песок из одного места в другое.

    Для новорожденных детей

    Для только что родившегося малыша часто используются поглаживания, пощипывания, разминания и вибро-колебательные движения.Проводится массажная процедура следующим образом: детскую ладонь необходимо положить на свою и нежно гладить сперва все пальцы сразу, а затем по отдельности.Разминать руки малыша следует аккуратно, чтобы не причинить дискомфорт.Круговыми движениями следует надавливать на ладонь и пальцы ребенка, после чего медленно сжимать и разжимать их в кулак.Подобным образом нужно воздействовать на каждую ручку ребенка.Для грудничка массаж должен длиться не более трех минут.

    После 3 месяцев можно учить ребенка брать из рук родителя игрушки.Если малыш боится или не проявляет интереса, можно гладить его руки с обеих сторон.Также можно научить его дотягиваться руками до ног.Чтобы упражнение было интереснее, наденьте на ноги ребенка яркие носки с веселыми изображениями.

    Для детей от 9 месяцев

    В этом возрасте можно показать малышу, как перекатывать мяч или машинку, обучать приветствующим жестам.Также можно помогать ему научиться закрывать и открывать коробки или банки, показывать, как кормить кукол, строить пирамиду из кубиков, а затем разбирать ее.

    Для детей старше года

    Когда возраст детей меняется — методика проведения массажа также становится другой.Процедура начинается с разминания всей руки сразу.Сперва ее следует поглаживать от локтя до подушечек пальцев, затем надавливающими движениями размять каждый палец по всей длине в сторону кисти, переходя на запястье.Далее легкими пощипываниями проработать боковые области кистей и холмы у основания пальцев.После этого сгибать и разгибать поочередно пальцы и немного потрясти руку.Для лучшего эффекта нужно рассказывать стихотворения или скороговорки, чтобы ребенок мог получать удовольствие от процесса и быстрее запоминал движения, учился разговаривать.

    Массаж-игра

    Игры с бумагой.Для детей в дошкольном возрасте и в младенческом подойдут игровые упражнения с использованием комков бумаги.Малыш должен сминать листы в бумажные шары, из которых потом можно сделать какую-нибудь игрушку, склеив комки.

    Игры с мелкими деталями.Для развития мелкой моторики и изучения цветов можно предложить ребенку разложить по мискам кубики.В первую миску складывать красные кубики, во вторую — желтые и т.д.Также можно заниматься творчеством и делать из круп разных видов аппликацию.

    Игра в снегопад.В этом варианте массажа в роли массажеров выступают шарики разных размеров и текстур, плотно сложенные в пакет или небольшой мешок.Ребенок должен опустить внутрь руку и немного поводить ею.По окончании игры малыш разбрасывает шарики, создавая подобие снегопада.

    Особенности массажа и гимнастики

  • Есть несколько моментов, которые нужно знать родителям перед началом процедуры:
  • Перед выполнением гимнастики для пальцев и рук следует разогреть детские ладони с помощью легких поглаживаний.
  • Так малышу будет комфортнее во время массажа.
  • Упражнения должны производиться медленно.Сперва одной рукой, затем другой, а уже потом обеими руками сразу.
  • В играх использовать разные игрушки и предметы, имеющие разные поверхности и размеры.
  • При проведении массажа и выполнения гимнастики необходимо использовать каждый палец руки.Следует делать акцент на сжатие и разжатие рук.
  • Необходимо, чтобы ребенок был настроен на пальчиковые игры.Если он чем-то огорчен — постарайтесь переключить его внимание на что-то, что может его повеселить.
  • Чтобы эффект от массажа был заметен, следует проводить сеансы регулярно.Одна процедура по времени не должна превышать 3-5 минут, чтобы малыш не терял интерес.
  • Ближе к году гимнастика должна быть более интенсивной и энергичной.
  • Сложность упражнений должна возрастать постепенно.

    Если соблюдать эти простые правила, вы и ваш ребенок достигните желаемых результатов.

    Как часто следует делать массаж

    Курс проведения процедур длится не более 10 дней.Повторять следует не раньше, чем через месяц.Первый массаж по времени не должен превышать 20 минут.В зависимости от того, насколько нравится ребенку то или другое упражнение или действие, процесс может длиться от 5 до 30 минут.Процедуру рекомендуется проводить по утрам, чтобы малыш не был уставшим в момент выполнения упражнений.Гимнастика должна проводиться сразу после разогревающего массажа, чтобы мышцы были лучше настроены на работу.

    Массаж и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики рук, также положительно сказываются на работе всех внутренних органов и на умственное развитие малыша.

    Пальчиковая гимнастика способствует скорейшему получению речевого и письменного навыков.Также комплекс упражнений и материнские руки, массирующие предплечья и пальцы, способствуют сближению детей и родителей.Перед началом проведения процедур, следует сперва проконсультироваться со специалистами и тщательно изучить технику проведения упражнений.

    Осваиваем массаж рук для развития речи ребенка

    Как ответственные родители, вы должны понимать, что интеллектуальному здоровью следует уделять не меньше внимания, чем физическому.Умение правильно и красиво разговаривать, грамотно излагать мысли напрямую зависит от того, насколько вы готовы вкладывать в свое дитя.

    В целях предупреждения логопедических проблем, а также для их устранения можно освоить массаж рук для детей для развития речи, который станет любимым занятием вашего малыша.

    Зачем это нужно?

    Способов развития речи существует множество.Немногие доверяют массажу, так как считают его скорее забавой, чем терапевтическим воздействием.И напрасно.Ученые давно доказали, что стимулирование определенных точек на ладонях ребенка способно творить чудеса.Чем скорее вы начнете работать над развитием моторики рук, тем раньше малыш заговорит и научится мыслить.

    Есть мнение, что семимесячный карапуз должен уметь показывать хотя бы один пальчик из кулачка (чаще всего это указательный или большой).В этом случае проблем с речью у него быть не должно.Легкие поглаживания кистей необходимо осуществлять с рождения.

    Для чего это нужно:

  • заметно улучшается настроение у новорожденного после тактильного контакта с родными;
  • он успокаивается и расслабляется;
  • происходит улучшение кровообращение;
  • кожа становится мягче.
  • Кроха начинает «чувствовать» свои пальчики и учится их контролировать.

    Насколько это эффективно?

    Еще первобытные люди использовали руки для общения.С появлением речи жесты помогают добавить ясности сказанному.Психоневрологи утверждают, что в коре головного мозга сохранилась прочная связь между произношением и жестикуляцией.Улучшения произношения после воздействия на руки были замечены еще в XIX веке.

    Дети с развитой моторикой рук имеют большой словарный запас, стойкую память и более внятно произносят звуки даже в период их становления.

    Достаточно уделять 15 минут в день, чтобы увидеть результат.

    Техника выполнения

    Пообщайтесь с вашим педиатром.Он посоветует подходящие упражнения.Регулярный массаж можно проводить, начиная с трех месяцев.При отсутствии проблем с невралгией, процедура будет сводиться к легкому поглаживанию, разминанию пальчиков, их растиранию и пощипыванию.

    Перед проведением процедуры обязательно вымойте руки с мылом или продезинфицируйте спиртом.Возьмите несколько капель детского масла и разотрите их по ладоням.Во-первых, это смягчит их перед контактом с кожей малыша, а во-вторых, немного согреет.Руки обязательно должны быть теплыми.

    Ближе к полугоду можно добавить небольшие предметы: шарики, резиновые кольца, карандаши, махровое полотенце.

    Приемы, оптимальные для манипуляций с руками:

  • поглаживание пальцев сверху вниз;
  • растирание по спирали;
  • вращение кисти по часовой стрелке и против нее;
  • нажатие на подушечки;
  • поочередное сгибание пальчиков.
  • Обязательно заканчивайте процедуры приятным поглаживанием ладоней.

    Приемы пассивного массажа

    Массирующие движения должен выполнять взрослый.

    Как делать пассивные упражнения и какие приемы подойдут?

    1. Улитка – разминание ладони по спирали от краев к центру.
    2. Метели – зигзагообразные движения по ладошкам и пальцам.
    3. Паучок – «распиливание» ладони сверху вниз и по диагонали.
    4. Сорока-ворона – постукивание по ладошке и загибание пальцев.

    Приемы активного воздействия

    Освоив пассивные игры, привлекайте к действиям самого ребенка.

    Подойдут такие упражнения:

    1. Огород – одна рука вытягивает пальцы противоположной руки, словно хочет собрать урожай.
    2. Мячики – катаем круглый предмет при помощи ладошек.Можно взять пупырчатые резиновые и пластиковые шарики.
    3. Утюжок – одна рука гладит ладошку другой.
    4. Вертолет – при помощи карандаша имитируйте движение пропеллера на руке.
    5. Догонялки – попросите пальчики побегать по ладошке.

    Замечательно, если при выполнении упражнений, вы будете использовать рифмованные строчки или небольшие стихотворения.В крайнем случае, эмоционально описывайте каждое действие.Крохе это обязательно понравится.Такие приемы подходят при нарушении дикции и произношения любой сложности.

    Интересные варианты пальчиковой гимнастики

    Подросшему малышу сложно усидеть на месте во время проведения даже кратковременных манипуляций.Выполняйте действия в виде увлекательной игры.

    Что можно использовать?

    1. Сказка при помощи рук.Представьте, что каждый палец – это герой любимой сказки.Пусть персонаж расскажет свои слова.Пальцы также могут замечательно топать по ровной поверхности.Можно ладошками поиграть в театр теней.Экспериментируйте, для таких игр не нужны специальные навыки.
    2. Берем бумагу.Поделки из бумажных комков заинтересуют любого маленького гения.Можно использовать их как части снеговика или даже перекидывать из руки в руку.Попросите своего егозу попасть бумажным шариком в пластиковый стакан или ведро.Эта игра полезна для развития координации и способствует стимулированию речи.
    3. Полезная крупа.На большой поднос насыпьте любую крупу.Чаще всего берут гречку или манку, но вы можете выбрать любую на свое усмотрение.Пальчиками рисуйте на крупе, чтобы малыш почувствовал себя настоящим художником.

    Любые манипуляции должны проходить при хорошем настроении у всех членов семьи.Не воспринимайте его, как сложную медицинскую процедуру и у вас обязательно все получится.А ваш малыш в скором времени порадует вас умными высказываниями.

    Массаж рук для развития речи ребенка видео

    25 приемов массажа пальчиков для развития речи

    Пассивный массаж (массирующие движения выполняются взрослым)

    1.Солнышко
    Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками пальцев – это «лучи солнца».

    Солнышко лучами гладит нас, ласкает.
    Солнце, как и мама лишь одно бывает.

    2.Сорока белобока
    Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками пальцев.

    Сорока – сорока, где была? Далеко.
    Дрова рубила, печку топила, воду носила.
    Кашку варила, деток кормила.

    3.Метели
    Зигзагообразное поглаживание.

    Свистели метели, летели снега
    Стелила постели большая пурга.
    И было метелям совсем не до сна.
    Мы утром взглянули на сад – сугробы в саду как подушки летят.

    4.Улитка
    Щипцеобразное разминание края ладони.

    Толстушка – ползушка, дом завитушка.Ползи по дорожке,
    Ползи по ладошке.Ползи, не спеши рога покажи.

    5.Паук
    Пиление (продольное и поперечное) ладони пальцами.

    Диво дивное – паук.8 ног и 8 рук.
    Если надо наутек, выручают 8 ног.
    Сеть сплести за кругом круг, выручают 8 рук.

    6.Пила
    Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони.

    Принялась она за дело.Завизжала и запела.
    Ела, ела, дуб, дуб, поломала зуб, зуб.

    Активный массаж (ребенок самостоятельно выполняет массирующие движения)

    7.Звери
    Массаж подушечек пальцев.После пятой строчки происходит смена рук.

    Дети любят всех зверей: (большой палец)
    Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)
    Пеликанов, журавлей, (средний палец)
    Бегемотов, соболей, (безымянный палец)
    Голубей и глухарей, (мизинец)
    И клестов, и снегирей, (большой палец)
    Любят горного козла, (указательный палец)
    Обезьянку и осла, (средний палец)
    Дикобраза и ежа, (безымянный палец)
    Черепаху и ужа (мизинец)

    8.Медведь
    Массаж подушечек пальцев.На каждую строку осуществляется разминание одного пальца.После 5 строчки – смена рук.

    Шел медведь к своей берлоге, да споткнулся на пороге.
    «Видно очень мало сил я на зиму накопил»,-
    Так подумал и пошел он на поиск диких пчел.
    Все медведи – сладкоежки, любят, есть медок без спешки,
    А наевшись, без тревоги до весны сопят в берлоге.

    9.Огород
    На каждый ударный слог осуществляется разминание фаланги одного.После 4 строчки – смена рук.Последние две строчки – разминание больших пальцев каждой руки.

    Вырос у нас чесночок,
    Перец, томат, кабачок,
    Тыква, капуста, картошка,
    Лук и немножко горошка.
    Овощи мы собирали,
    Ими друзей угощали,
    Квасили, ели, солили,
    С дачи домой увозили.
    Прощай же на год,
    Наш друг – огород!

    10.Щелчки
    Ладонь прижата к столу, пальцы разведены.Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему).Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол.На каждую строку поднимают один палец.После 5 строчки – смена рук.

    Поднял ушки бурундук.Он в лесу услышал звук:
    — Это что за громкий стук, тук, да тук, тук да тук?
    — А пойдем, — сказал барсук, сам увидишь этот трюк:
    Это дятел сел на сук, и без крыльев и без рук
    Ищет он, где спрятан жук, вот и слышен перестук!

    Массаж пальцев и кистей рук с помощью массажного шарика

    Катаем мячик между ладоней:

    Покатаю я в руках
    Мячик мой хороший.
    Чтоб всегда здоровым быть,
    Ловким и весёлым.

    Я мячом круги катаю,
    (катаем мячик между ладонями круговыми движениями)
    Взад вперед его гоняю,
    (гоняем мячик между ладонями по столу)
    Им поглажу я ладошку,
    (гладим одну ладошку мячиком)
    Будто бы сметаю крошку,
    (гладим другую ладошку мячиком)
    И помну его немножко,
    (сжимаем мячик одной рукой)
    Как сжимает лапу кошка.
    (меняем и сжимаем мячик другой рукой)

    Ежик в руки мы возьмем,
    (берем массажный мячик)
    Покатаем и потрем.
    (катаем между ладошек)
    Вверх подбросим и поймаем,
    (подбрасываем вверх и ловим)
    И иголки посчитаем.
    (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)
    Пустим ежика на стол,
    (кладем мячик на стол)
    Ручкой ежика прижмем
    (ручкой прижимаем мячик)
    И немножко покатаем …
    (ручкой катаем мячик)
    Потом ручку поменяем.
    (меняем ручку и тоже катаем мячик)

    Катаем мячик или ёжика от локтя к пальчикам по внутренней стороне, приговаривая слова:

    Катится колючий ёжик,
    Нет ни головы, ни ножек,
    Мне по пальчикам бежит,
    И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
    Бегает туда-сюда,
    Мне щекотно, да, да, да!
    Уходи, колючий ёж,
    В тёмный лес, где ты живёшь!

    Движения выполняются по тексту:

    Этот шарик не простой
    Весь колючий, вот такой.
    Меж ладошками кладем
    Им ладошки разотрем.
    Вверх и вниз его катаем
    Свои ручки развиваем!
    Можно шар катать по кругу
    Перекидывать друг другу.
    1, 2, 3, 4, 5 –
    Всем пора нам отдыхать!

    Ежик, ежик – чудачок
    Сшил колючий пиджачок
    (прокатывать мяч в ладонях вперед – назад)
    Встал с утра, и в лес – гулять,
    (поднять руки вверх)
    Чтоб друзей всех повидать.
    (перебирать мяч пальцами, опуская медленно руки вниз)
    Ежик топал по тропинке
    (постучать мячом по столу)
    И грибочек нес на спинке.
    (завести руки с мячом за голову, покатать мяч по шее)
    Ежик топал не спеша,
    (прокатываем мяч по одной коленке вперед)
    Тихо листьями шурша.
    (прокатываем мяч по другой коленке назад)
    А навстречу скачет зайка,
    Длинноухий Попрыгайка,
    (подбрасываем и ловим мячик)
    В огороде чьем – то ловко
    Раздобыл косой морковку!
    (завести руки за спину и спрятать мяч)

    Массаж пальцев и кистей рук с помощью карандаша

    17.Утюжок
    Возьми толстый карандаш.Положи его на стол.«Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой.Покатай карандаш по столу.

    Карандаш я покачу
    Вправо-влево – как хочу.

    18.Добывание огня
    Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой.Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям.А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами.Получилось?

    19.Догонялочка
    Возьми карандаш всеми пальчиками.Покрути его.Пусть пальчики бегут по карандашу, догоняя друг друга.

    Пальчики бегут вперёд,
    И никто не отстаёт.

    20.Горка
    Положи карандаш на тыльную сторону кисти.Наклони руку вниз.Придерживай карандаш другой рукой.Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.

    21.Волчок
    Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой.Попробуй сделать то же большим и средним пальцами.

    По столу круги катаю,
    Карандаш не выпускаю.

    22.Вертолет
    Возьми тонкий длинный карандаш двумя пальцами.Покрути его.Пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолёта.

    Отправляется в полёт
    Наш красавец-вертолёт.

    23.Массаж с прищепками
    Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно.После первого двустишья – смена рук.Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие.

    Кусается сильно котенок – глупыш,
    Он думает: это не палец, а мышь.
    — Но я же играю с тобою малыш!
    — А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

    24.Массаж грецкими орехами
    Катать 2 ореха между ладонями:
    Я катаю мой орех,
    Чтобы стал круглее всех.

    25.Массаж бумагой
    «Прятки» — сжимание бумаги в кулаке.Спрятать кусок бумаги — зажать в кулачке:
    Я бумажку посжимаю и ладошку поменяю.

    Подборка подготовлена практикующим логопедом Натальей Соколовой

    Массаж пальчиков ребёнка

    Пользу массажа пальчиков новорожденного трудно переоценить.Ведь именно он помогает ускорить многие процессы в организме малыша.Кроме этого, массаж пальчиков-это отличный способ развития речи с самого раненого возраста.

    Про массаж ладошек и пальчиков на руках с помощью пальчиковых игр, я писала раньше.А сегодня хочу подробнее остановиться на массаже пальчиков ног ребёнка.

    Рекомендации по выполнению

    1.Массаж можно делать минимум через час после кормления.

    2.Помещение, где он выполняется, должно быть хорошо проветренным и температура воздуха должна составлять 20-25 градусов.

    3.Руки массажиста (или мамы) должны быть теплыми.Еще лучше будет смазать их детским кремом, предварительно убедившись, что у ребёнка нет аллергии на него.

    4.Массаж не должен вызывать или усиливать болевые ощущения у малыша

    5.Нельзя его выполнять перед сном.

    6.Если ребенок плачет, ни в коем случае не нужно делать массаж, чтобы успокоить его.

    Как делать массаж пальчиков ног ребёнку

    ♦ Одной рукой аккуратно нужно взять ножку ребёнка, другой проводить поглаживающие действия от пяточки к пальчикам и обратно.Упражнение выполняется не более 4 раз.

    ♦ Далее нужно помассировать каждый пальчик отдельно.Очень легко, без давящих движений.Каждый пальчик нужно прогладить максимум 2 раза.

    ♦ Теперь можно прогладить тыльную сторону стопы от кончиков пальцев до голеностопного сустава.Помните, что сами суставы массировать нельзя.Упражнение выполняется максимум 6 раз.

    Мышцы детей до 1 года очень чувствительны, поэтому важно выполнять упражнения аккуратно, дабы не навредить малышу.

    Новорождённым рекомендуется делать массаж только после консультации со специалистом.

    Если у ребёнка нет никаких отклонений и он полностью здоров, то массаж пальчиков выполняется довольно просто и содержит несколько простых упражнений, таких как:

    ♦ Поглаживание каждого пальчика

    ♦ Растирание каждого пальчика

    ♦ Разминание каждого пальчика

    Массаж дома могут выполнять как сами родители, так и массажист.

    Массаж пальчиков позволяет активизировать процесс кровообращения в организме ребёнка, а также стимулирует работу внутренних органов.

    Выполнение массажа малышу возрастом более года:

    Возьмите ручку малыша в свою.Массируйте его рукой пальчики ног.Пусть сам попробует выполнить такое упражнение при помощи указанной техники.Такое полезное, но простое упражнение поможет развивать моторику не только ног, но и рук.

    Аккуратно, каждый пальчик берите в свою руку и прокручивайте его, немного вытягивая вперед.Помните, нельзя создавать болевых ощущений!

    Важность данного массажа заключается в том, что ребенок сам участвует в его проведении, пусть даже с вашей помощью.Это позволит развивать все органы чувств, включая, речевой аппарат.

    Массажу пальчиков нужно уделять не менее 15 минут ежедневно.

    Эффективность способны оказывать даже самые простые приемы:

  • Сгибание и разгибание пальчиков ног (каждого отдельно).
  • Плавное вращение стопы в левую и в правую стороны.
  • Поглаживание пальчиков снизу вверх, и обратно.
  • Показания для массажа пальчиков

    Массаж пальчиков ног и стоп рекомендован всем детям.Даже если ребенок полностью здоров, для общего развития и предотвращения появления различных заболеваний рекомендуется его делать.

    Малышам, которые имеют некоторые неврологические или ортопедические отклонения, такой массаж назначается в обязательном порядке.

    Обычно, массаж пальчиков ног назначают при:

  • Гипертонусе мышц
  • Гипотонусе мышц
  • Различных заболеваниях и патологиях, связанных с опорно-двигательным аппаратом.
  • Профилактике различных болезней.
  • Если ребёнок поджимает пальчики на ногах.
  • После консультаций с врачом, и нескольких процедур, выполненных массажистом, мама ребенка может самостоятельно его делать.Техника выполнения не составит никакого труда, тем не менее, она является очень эффективной.

    Противопоказания

    Существуют и противопоказания по массажу для малышей, как по общему, так и для конкретных частей тела.

    Ни в коем случае нельзя его делать при:

  • Онкологических заболеваниях
  • Гнойных заболевания кожи
  • Детям после операции
  • Пороке сердца
  • Польза и эффективность массажа пальчиков ног и рук очень велика.Он является одинаково полезным как для здоровых деток, так и для малышей с отклонениями в состоянии здоровья.

    Родителям стоит серьезное внимание уделить массажу пальчиков ребёнка.Ведь эта несложная процедура поможет вырастить крепкого, смышленого и здорового малыша.

    Пальчиковый массаж как средство развития речи детей

    Вера Васильева
    Пальчиковый массаж как средство развития речи детей

    Существует много различных способов, методов и методик развития речи и мышления.Среди них, далеко не всем известный, — пальчиковый массаж, способствующий активизации речевых центров головного мозга.

    Пальчиковый массаж и самомассаж — один из наиболее редко применяемых на практике видов деятельности, так как не является обязательным в программе дошкольного и школьного образования.В связи с этим отсутствуют развернутые методические рекомендации по проведению самомассажа с детьми.

    Игровой пальчиковый самомассаж — это нетрадиционный, высокоэффективный, доступный и безопасный метод оздоровления, развития речи, познавательной деятельности, общей и мелкой моторики детей.Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже.Одновременно с этим в кору головного мозга поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга.Он является эффективным средством совершенствования таких психических функций как внимание, память, зрительно-моторная координация, а так же развитие речевой и творческой сфер.

    Наиболее значительный эффект можно получить, если сопровождать массажные упражнения речевым материалом.Использование игрового пальчикового самомассажа в сопровождении легко запоминающихся стихов и в сочетании с сюрпризными игровыми моментами позволяют организовать занятия, как весёлые эмоциональные непринуждённые минутки отдыха, релаксационные паузы, и, в то же время, повысить эффективность коррекционной работы на занятиях.Делая себе массаж пальчиков, дети развивают речь, мышление, мелкую и общую моторику и при этом способствуют укреплению своего здоровья.

    Самомассаж можно успешно проводить индивидуально и с группой детей одновременно в детских садах, в начальной школе и в условиях семьи.

    Разработанный комплекс занимательных игровых упражнений способствует пробуждению интереса к занятиям, умению понимать словесные инструкции, развитию темпо-ритмической, интонационной и слоговой структуры речи, внимания, памяти, усидчивости, обогащению активного словарного запаса, формированию связной речи, помогает сделать речь яркой и эмоциональной, содержит элементы релаксации и эмоциональной разрядки, повышает настроение детей.

    Комплекс занимательных игровых упражнений пальчикового массажа для дошкольников с нарушениями речи

    1.Массаж (самомассаж) подушечек пальцев рук

    Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимаю подушечку снизу, разминая ее.На каждую строчку стиха – разминание одного пальца.

    Дети любят всех зверей: (большой палец)

    Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)

    Пеликанов, журавлей, (средний палец)

    Бегемотов, соболей, (безымянный палец)

    Голубей и глухарей (мизинец)

    И клестов, и снегирей (большой палец)

    Любят горного козла (указательный палец)

    Обезьянку и осла (средний палец)

    Дикобраза и ежа (безымянный палец)

    Черепаху и ужа (мизинец)

    2.Массаж (самомассаж) фаланг пальцев

    Направление массажных движений – от ногтевых фаланг к основаниям пальцев.На каждый слог – разминание одной фаланги.

    По-пу-гай (мизинец) во-ро-бей (безымянный) пе-ли-кан (средний) со-ло-вей (указательный) пти-цы (большой)

    А-на-нас (мизинец) аб-ри-кос (безымянный) а-пель-син (средний) ман-да-рин (указательный) фрук-ты (большой)

    3.Массаж (самомассаж) прижимающий

    Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены.Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево-вправо.На каждую строчку – нажим на один палец.

    Шел медведь к своей берлоге (мизинец)

    Да споткнулся по дороге (безымянный)

    «Видно очень мало сил (средний)

    Я на зиму накопил» (указательный)

    Так подумал и пошел (большой)

    Он на поиск диких пчел (большой)

    Все медведи – сладкоежки (указательный)

    Любят есть медок без спешки (средний)

    А наевшись, без тревоги (безымянный)

    До весны сопят в берлоге (мизинец)

    4.Потягивание за кончики пальцев

    Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги

    Тянут – тянут (мизинец)

    Бабка с дедкой (безымянный)

    Из земли (средний)

    Большую репку.(указательный)

    Вот пришла бы (большой)

    Наша внучка, (большой)

    Помогла б (указательный)

    Собака Жучка (средний)

    Где же кошка? (безымянный)

    Хоть держалась крепко, (одноименные пальцы соединить подушечками друг к другу)

    Ладонь прижата к столу, пальцы разведены.Другая рука поднимает пальцы по одному.Затем палец отпускают и он с силой падает вниз.

    На каждый щелчок назвать предметы из какой-либо категории, например, стол – стул – диван – шкаф – кресло (это мебель)

    Все пальцы по очереди отталкиваются от большого, изображая щелчки.

    Во дворе у брата

    Разбежались кто куда!

    6.Самомассаж мячиками для Су-Джок терапии

    Катание мячика между ладонями, прокатывание по каждому пальцу

    Я катаю колобок,

    У него румяный бок,

    Круглый бок, румяный бок,

    Вот так чудо – колобок!

    7.Массаж (самомассаж) колечками для Су-Джок терапии

    Прокатывание колечка по каждому пальцу от кончика к основанию 4-6 раз, нажимая на него.

    Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

    Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

    Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

    Этот пальчик безымянный, избалованный он самый.

    А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

    8.Самомассаж бусинками

    Катание бусинки между большим и другими пальцами.На каждую строчку – один пальчик, а смена рук – после четверостишия.

    Круглую рожицу, а не косую 1-й – 2-й

    Каждому пальчику я нарисую 1-й – 3-й

    Пальчики, как озорные мальчишки 1-й – 4-й

    Целых четыре веселых братишки 1-й – 5-й

    Пятый братишка на голову ниже, 1-й -2-й

    Только умишком и он не обижен.1-й – 3-й

    Даже такое порою бывает: 1-й – 4-й

    Маленький всем четверым помогает! 1-й – 5-й

    9.Самомассаж шестигранными карандашами

    Катание карандаша между ладонями, пропускание карандаша между двумя, тремя пальцами.

    Покатаю я в руках карандаш немножко,

    Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки.

    10.Массаж ладоней шариками «марблс» (можно заменить орехами)

    Взять два стеклянных шарика, положить их в одну руку, и без помощи второй руки обвести один шарик вокруг другого.Шарики (орехи) должны соответствовать размеру руки ребенка.

    Вы видали циркача? Мячи идет вокруг мяча!

    Кружит с видом знатока, будто шмель вокруг цветка.

    Насыпать горох на блюдце.Ребенок большим и указательным пальцами берет горошины одну за одной и удерживает их в руке, набирая целую горсть.После двустишия – смена рук.Каждая горошина берется на ударный слог.

    С блюдца я беру горошки, словно птица клювом крошки.

    И полны мои ладошки – руки держат все горошки.

    12.Самомассаж прищепками

    Берем бельевые прищепки и прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог.

    Вот проснулся, встал гусенок,

    Пальцы щиплет он спросонок.

    Дай, хозяйка корма мне,

    Раньше, чем моей родне.

    Кусается больно котенок – малыш.

    Он думает: это не палец, а мышь.

    Но я же играю с тобою, глупыш,

    А будешь кусаться, — скажу тебе: «Кыш!»

    13.Массаж четками

    Ребенок проговаривает строчку – откладывает бусину.Работают 1, 2, 3 пальцы, а 4 и 5 держат четки.

    Четки мы перебираем,

    Все на свете мы считаем.

    За день всходит только раз

    В синем небе солнца глаз.

    И гордится голова:

    У нее-то глаза два!

    Мы пускаем пузыри:

    Раз пузырь, и два, и три.

    Мы считаем дырки в сыре:

    Раз и два, и три, четыре.

    Будем пальчики считать:

    Раз, два, три, четыре, пять.

    «Когда роли исполняют дети».Пальчиковый театр как средство развития детей В наше время каждый педагог знает о пользе пальчиковых кукол.В первую очередь такие куклы способствуют развитию мелкой моторики и координации.

    Доклад «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Особая роль в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника, принадлежит театрализованной деятельности.Анализ.

    Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики кисти рук у младших дошкольников В нашей 1 младшей группе мы уделяем большое значение развитию мелкой моторики рук у детей.Пальчиковый театр представляет не только эту.

    Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста.Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь.

    Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста МБДОУ № 67 «Медвежонок» Русанова Надежда Евгеньевна Воспитатель, 1 кв.категория.Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего.

    Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста 1 слайд.Добрый день.Вашему вниманию представляю творческую презентацию на тему «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики.

    Театрализованная игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Речь — неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества.Если справедлива пословица:.

    Речевой тренинг как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Шестакова Татьяна Павловна Воспитатель высшей квалификационной категории.

    Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей.Под этим подразумевается развитие личности каждого ребенка, его.

    Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста ТЕМА: «Устное народное творчество, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Начало работы над темой: сентябрь 2015г.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Валентин Грибалев
    Написано статей
    1199
    Ссылка на основную публикацию