Массаж пальцев для речи

Тема статьи: Массаж пальцев для речи - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Оглавление

Приемы детского массажа рук для развития мелкой моторики

С рождением ребенка каждая мама должна уделять как можно больше внимания здоровью малыша, уровню его физического и интеллектуального развития.В этом может помочь массаж пальцев рук для развития мелкой моторики.На пальцах располагается множество нервных окончаний, поэтому легкое стимулирование пальцев ребенка самостоятельно или с помощью предметов с ребристой поверхностью помогает развить способность пальцев двигаться, тактильные ощущения.Массаж рук для детей для развития моторики способствует развитию речи грудничка в будущем.Чем быстрее малыш научиться делать что-то руками, тем скорее он освоит речь.Когда он станет старше, полученные навыки помогут ему в освоении письма, рука будет меньше уставать при нагрузках.

Как массаж рук влияет на организм ребенка

Приемы массажа оказывают положительное воздействие на здоровье ребенка, т.к.каждый палец имеет отношение к определенному органу.Большой палец связан с головным мозгом, указательный палец — с желудочно-кишечным трактом, массирование среднего пальца влияет на позвоночный столб, безымянный имеет отношение к работе печени, а мизинец отвечает за здоровье сердца.

Для того, чтобы помочь ребенку овладеть речевым навыком, необходимо делать массаж кистей и предплечья, ладоней и пальцев, локтей и плеч.Делая упражнения для развития моторики, необходимо постоянно проговаривать каждое движение, стараться чаще показывать их, подбирать под гимнастику стихотворения и превращать занятия в игру.Так ребенку будет интереснее и легче запомнить движения, повышается интеллект малыша.

Когда ребенок подрастет, можно обучить его приемам самомассажа для развития мелкой моторики рук.

Польза от пальчикового массажа

Начинать делать подобный массаж можно с первых часов жизни грудничка, но после консультации с врачом.Так развитие ребенка будет более стремительным.Пальчиковый массаж помогает улучшить малышу настроение, оказывает расслабляющее воздействие и положительно влияет на весь организм.Регулярный и правильный массаж даст следующие плоды:

  • Иммунная система становится крепче;
  • Понижается артериальное давление;
  • Налаживается работа желудочно-кишечного тракта;
  • Нормализуется дыхательная функция организма;
  • Стимулируется работы внутренних органов;
  • Повышается концентрация внимания;
  • Улучшается состояние кожи, происходит процесс устранения омертвевших клеток;
  • Стимулируется развитие речи;
  • Отношения с родителями становятся крепче.
  • Перед проведением подобной процедуры следует посетить кабинет невропатолога и логопеда с целью консультирования.Специалисты подскажут, нуждается ли ребенок в пальчиковом массаже или какую технику лучше испробовать.

    Противопоказания к массажу рук

    Хоть воздействие на руки и пальца ребенка приносит только положительный эффект, бывают случаи, когда от массажа следует воздержаться.Процедуру проводить не следует, если:

  • присутствуют мелкие повреждения на коже рук;
  • проявляется аллергическая непереносимость на руках;
  • присутствуют грибковые заболевания;
  • есть воспаления на руках и пальцах;
  • повышена температура тела;
  • есть инфекция в организме.
  • В таких случаях следует незамедлительно начинать лечение.После нормализации общего состояния ребенка, можно приступать к массажным процедурам.

    Методы выполнения ручного массажа

    Существует несколько видов массажа, способных оказать помощь в процессе обучения малыша.Для каждого возраста — своя техника и свои особенности.Можно делать стандартные массажные движения или перевести упражнения в игры для развития.С детьми дошкольного возраста делать аппликации, с маленькими — разминать ладошку мячиком, учиться держать в руках карандаш или другие предметы маленького размера, которые поместятся в ручку ребенка.Также можно пересыпать песок из одного места в другое.

    Для новорожденных детей

    Для только что родившегося малыша часто используются поглаживания, пощипывания, разминания и вибро-колебательные движения.Проводится массажная процедура следующим образом: детскую ладонь необходимо положить на свою и нежно гладить сперва все пальцы сразу, а затем по отдельности.Разминать руки малыша следует аккуратно, чтобы не причинить дискомфорт.Круговыми движениями следует надавливать на ладонь и пальцы ребенка, после чего медленно сжимать и разжимать их в кулак.Подобным образом нужно воздействовать на каждую ручку ребенка.Для грудничка массаж должен длиться не более трех минут.

    После 3 месяцев можно учить ребенка брать из рук родителя игрушки.Если малыш боится или не проявляет интереса, можно гладить его руки с обеих сторон.Также можно научить его дотягиваться руками до ног.Чтобы упражнение было интереснее, наденьте на ноги ребенка яркие носки с веселыми изображениями.

    Для детей от 9 месяцев

    В этом возрасте можно показать малышу, как перекатывать мяч или машинку, обучать приветствующим жестам.Также можно помогать ему научиться закрывать и открывать коробки или банки, показывать, как кормить кукол, строить пирамиду из кубиков, а затем разбирать ее.

    Для детей старше года

    Когда возраст детей меняется — методика проведения массажа также становится другой.Процедура начинается с разминания всей руки сразу.Сперва ее следует поглаживать от локтя до подушечек пальцев, затем надавливающими движениями размять каждый палец по всей длине в сторону кисти, переходя на запястье.Далее легкими пощипываниями проработать боковые области кистей и холмы у основания пальцев.После этого сгибать и разгибать поочередно пальцы и немного потрясти руку.Для лучшего эффекта нужно рассказывать стихотворения или скороговорки, чтобы ребенок мог получать удовольствие от процесса и быстрее запоминал движения, учился разговаривать.

    Массаж-игра

    Игры с бумагой.Для детей в дошкольном возрасте и в младенческом подойдут игровые упражнения с использованием комков бумаги.Малыш должен сминать листы в бумажные шары, из которых потом можно сделать какую-нибудь игрушку, склеив комки.

    Игры с мелкими деталями.Для развития мелкой моторики и изучения цветов можно предложить ребенку разложить по мискам кубики.В первую миску складывать красные кубики, во вторую — желтые и т.д.Также можно заниматься творчеством и делать из круп разных видов аппликацию.

    Игра в снегопад.В этом варианте массажа в роли массажеров выступают шарики разных размеров и текстур, плотно сложенные в пакет или небольшой мешок.Ребенок должен опустить внутрь руку и немного поводить ею.По окончании игры малыш разбрасывает шарики, создавая подобие снегопада.

    Особенности массажа и гимнастики

  • Есть несколько моментов, которые нужно знать родителям перед началом процедуры:
  • Перед выполнением гимнастики для пальцев и рук следует разогреть детские ладони с помощью легких поглаживаний.
  • Так малышу будет комфортнее во время массажа.
  • Упражнения должны производиться медленно.Сперва одной рукой, затем другой, а уже потом обеими руками сразу.
  • В играх использовать разные игрушки и предметы, имеющие разные поверхности и размеры.
  • При проведении массажа и выполнения гимнастики необходимо использовать каждый палец руки.Следует делать акцент на сжатие и разжатие рук.
  • Необходимо, чтобы ребенок был настроен на пальчиковые игры.Если он чем-то огорчен — постарайтесь переключить его внимание на что-то, что может его повеселить.
  • Чтобы эффект от массажа был заметен, следует проводить сеансы регулярно.Одна процедура по времени не должна превышать 3-5 минут, чтобы малыш не терял интерес.
  • Ближе к году гимнастика должна быть более интенсивной и энергичной.
  • Сложность упражнений должна возрастать постепенно.

    Если соблюдать эти простые правила, вы и ваш ребенок достигните желаемых результатов.

    Как часто следует делать массаж

    Курс проведения процедур длится не более 10 дней.Повторять следует не раньше, чем через месяц.Первый массаж по времени не должен превышать 20 минут.В зависимости от того, насколько нравится ребенку то или другое упражнение или действие, процесс может длиться от 5 до 30 минут.Процедуру рекомендуется проводить по утрам, чтобы малыш не был уставшим в момент выполнения упражнений.Гимнастика должна проводиться сразу после разогревающего массажа, чтобы мышцы были лучше настроены на работу.

    Массаж и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики рук, также положительно сказываются на работе всех внутренних органов и на умственное развитие малыша.

    Пальчиковая гимнастика способствует скорейшему получению речевого и письменного навыков.Также комплекс упражнений и материнские руки, массирующие предплечья и пальцы, способствуют сближению детей и родителей.Перед началом проведения процедур, следует сперва проконсультироваться со специалистами и тщательно изучить технику проведения упражнений.

    Осваиваем массаж рук для развития речи ребенка

    Как ответственные родители, вы должны понимать, что интеллектуальному здоровью следует уделять не меньше внимания, чем физическому.Умение правильно и красиво разговаривать, грамотно излагать мысли напрямую зависит от того, насколько вы готовы вкладывать в свое дитя.

    В целях предупреждения логопедических проблем, а также для их устранения можно освоить массаж рук для детей для развития речи, который станет любимым занятием вашего малыша.

    Зачем это нужно?

    Способов развития речи существует множество.Немногие доверяют массажу, так как считают его скорее забавой, чем терапевтическим воздействием.И напрасно.Ученые давно доказали, что стимулирование определенных точек на ладонях ребенка способно творить чудеса.Чем скорее вы начнете работать над развитием моторики рук, тем раньше малыш заговорит и научится мыслить.

    Есть мнение, что семимесячный карапуз должен уметь показывать хотя бы один пальчик из кулачка (чаще всего это указательный или большой).В этом случае проблем с речью у него быть не должно.Легкие поглаживания кистей необходимо осуществлять с рождения.

    Для чего это нужно:

  • заметно улучшается настроение у новорожденного после тактильного контакта с родными;
  • он успокаивается и расслабляется;
  • происходит улучшение кровообращение;
  • кожа становится мягче.
  • Кроха начинает «чувствовать» свои пальчики и учится их контролировать.

    Насколько это эффективно?

    Еще первобытные люди использовали руки для общения.С появлением речи жесты помогают добавить ясности сказанному.Психоневрологи утверждают, что в коре головного мозга сохранилась прочная связь между произношением и жестикуляцией.Улучшения произношения после воздействия на руки были замечены еще в XIX веке.

    Дети с развитой моторикой рук имеют большой словарный запас, стойкую память и более внятно произносят звуки даже в период их становления.

    Достаточно уделять 15 минут в день, чтобы увидеть результат.

    Техника выполнения

    Пообщайтесь с вашим педиатром.Он посоветует подходящие упражнения.Регулярный массаж можно проводить, начиная с трех месяцев.При отсутствии проблем с невралгией, процедура будет сводиться к легкому поглаживанию, разминанию пальчиков, их растиранию и пощипыванию.

    Перед проведением процедуры обязательно вымойте руки с мылом или продезинфицируйте спиртом.Возьмите несколько капель детского масла и разотрите их по ладоням.Во-первых, это смягчит их перед контактом с кожей малыша, а во-вторых, немного согреет.Руки обязательно должны быть теплыми.

    Ближе к полугоду можно добавить небольшие предметы: шарики, резиновые кольца, карандаши, махровое полотенце.

    Приемы, оптимальные для манипуляций с руками:

  • поглаживание пальцев сверху вниз;
  • растирание по спирали;
  • вращение кисти по часовой стрелке и против нее;
  • нажатие на подушечки;
  • поочередное сгибание пальчиков.
  • Обязательно заканчивайте процедуры приятным поглаживанием ладоней.

    Приемы пассивного массажа

    Массирующие движения должен выполнять взрослый.

    Как делать пассивные упражнения и какие приемы подойдут?

    1. Улитка – разминание ладони по спирали от краев к центру.
    2. Метели – зигзагообразные движения по ладошкам и пальцам.
    3. Паучок – «распиливание» ладони сверху вниз и по диагонали.
    4. Сорока-ворона – постукивание по ладошке и загибание пальцев.

    Приемы активного воздействия

    Освоив пассивные игры, привлекайте к действиям самого ребенка.

    Подойдут такие упражнения:

    1. Огород – одна рука вытягивает пальцы противоположной руки, словно хочет собрать урожай.
    2. Мячики – катаем круглый предмет при помощи ладошек.Можно взять пупырчатые резиновые и пластиковые шарики.
    3. Утюжок – одна рука гладит ладошку другой.
    4. Вертолет – при помощи карандаша имитируйте движение пропеллера на руке.
    5. Догонялки – попросите пальчики побегать по ладошке.

    Замечательно, если при выполнении упражнений, вы будете использовать рифмованные строчки или небольшие стихотворения.В крайнем случае, эмоционально описывайте каждое действие.Крохе это обязательно понравится.Такие приемы подходят при нарушении дикции и произношения любой сложности.

    Интересные варианты пальчиковой гимнастики

    Подросшему малышу сложно усидеть на месте во время проведения даже кратковременных манипуляций.Выполняйте действия в виде увлекательной игры.

    Что можно использовать?

    1. Сказка при помощи рук.Представьте, что каждый палец – это герой любимой сказки.Пусть персонаж расскажет свои слова.Пальцы также могут замечательно топать по ровной поверхности.Можно ладошками поиграть в театр теней.Экспериментируйте, для таких игр не нужны специальные навыки.
    2. Берем бумагу.Поделки из бумажных комков заинтересуют любого маленького гения.Можно использовать их как части снеговика или даже перекидывать из руки в руку.Попросите своего егозу попасть бумажным шариком в пластиковый стакан или ведро.Эта игра полезна для развития координации и способствует стимулированию речи.
    3. Полезная крупа.На большой поднос насыпьте любую крупу.Чаще всего берут гречку или манку, но вы можете выбрать любую на свое усмотрение.Пальчиками рисуйте на крупе, чтобы малыш почувствовал себя настоящим художником.

    Любые манипуляции должны проходить при хорошем настроении у всех членов семьи.Не воспринимайте его, как сложную медицинскую процедуру и у вас обязательно все получится.А ваш малыш в скором времени порадует вас умными высказываниями.

    Массаж рук для развития речи ребенка видео

    Детский логопедический массаж для развития речи

    Логопедический массаж относится к техникам, применяемым в логопедии для улучшения произношения и психоэмоционального состояния людей с дефектами речи.

    Если вы скептически относитесь к этому методу лечения речевых нарушений, считая его трудоемким и неэффективным, то в этой статье мы постараемся убедить вас в обратном.

    Для чего нужен логопедический массаж

    Логопедический массаж — это специальные приемы воздействия на участки тела, так или иначе связанные с речевой деятельностью.

    Эта процедура изменяет состояние мышечной ткани, нервных волокон, кровеносных сосудов, кожного покрова, таким образом решая задачи, для которых, собственно, и проводится.

    Польза логомассажа

    Благодаря выполнению логопедического массажа в организме происходит ряд изменений:

  • нормализация гипо — или гипертонуса мышц в мимической и артикуляционной мускулатуре;
  • уменьшение патологических непроизвольных мышечных движений;
  • активизация и увеличение силы сократительной способности мышц аппарата речи;
  • улучшение качеств артикуляции, в том числе четкости, объема, скорости;
  • восприятие движений речеобразующих органов.
  • И что в итоге? А в итоге массаж речевых зон лица приносит следующую пользу:

  • благотворно влияет на нервную систему и общее состояние организма;
  • стимулирует лимфо — и кровообращение, регулирует тканевые процессы обмена, способствует насыщению крови кислородом и улучшению клеточного питания;
  • увеличивает эластичность мышц и силу их сокращений, помогает их восстановлению после нагрузок, повышает работоспособность;
  • снижает тонус при спазмах и поднимает его при слабости органов артикуляции, задействует малоподвижные мышечные участки;
  • формирует координацию движений органов речи, стимулирует их восприятие;
  • увеличивает объем и диапазон движений;
  • укрепляет мышцы и готовит артикуляционный аппарат к максимально быстрой постановке звуков.
  • Показания и противопоказания

    Именно благодаря такому спектру действия этот метод активно применяется при дизартрии, дислалии, алалии, афазии, ринолалии, заикании, дефектах голоса, задержке речевого развития, а также во всех случаях, когда нарушен мышечный тонус аппарата речи.

    Противопоказания тоже есть.Это общие инфекционные заболевания, болезни кожи, слизистой оболочки глаз, полости рта, увеличение лимфоузлов, а также негативная эмоциональная реакция ребенка на проведение процедуры.

    А теперь коснемся технической стороны этого метода.

    Виды логопедического массажа

    В современной логопедии используются различные технологии логопедического массажа:

    1. Классический, когда руками с помощью специальных приемов участки тела гладят, растирают, разминают, а также создают вибрацию.
    2. Точечный, при котором стимулируют или расслабляют биологически активные точки, его проведение требует специальных знаний и навыков.
    3. Аппаратный, который делают с использованием специальных приборов.
    4. Самомассаж, при котором массируют лицо руками или покусывают язык зубами.
    5. Зондовый логопедический массаж, когда с помощью зондов активизируют деятельность отдельных участков органов артикуляции.

    Сила и длительность воздействия определяет, будет это расслабляющий или активизирующий массаж.Легкое нажатие и скользящее поглаживание снижают возбудимость.И наоборот, глубокие и энергичные прикосновения дают тонизирующий эффект.

    Инструментами для логопедического массажа языка могут быть зонды, ложки, зубная щетка, деревянный или пластмассовый шпатель.

    Его не проводят дистанционно, потому что этот метод предполагает непосредственное механическое воздействие на тело человека.

    Особенности логопедического массажа дома

    Логопедический массаж ребенку можно делать как в клинике, так и дома, и это даже предпочтительнее, потому что домашняя обстановка и близкое окружение исключают беспокойство и волнение для малыша.

    Прежде всего родителям необходимо создать условия и соблюсти правила:

    1. Работайте в проветренном помещении.
    2. Используйте защитную маску и перчатки при массаже в ротовой полости.
    3. Тщательно вымойте инструменты и обдайте их кипятком.
    4. Обработайте свои чистые руки спиртосодержащим раствором.
    5. Не выполняйте логомассаж сразу после еды и при неважном самочувствии малыша.
    6. Длительность сеансов увеличивайте постепенно.
    7. Ребенку следует находиться лежа на спине, под шею подложите валик.Также приемлемо положение полусидя, если оно обеспечит расслабление мышцам и свободу дыханию.
    8. Ободряющие слова и похвала по окончании процедуры создадут положительный настрой и желание продолжить занятия в следующий раз.

    При выполнении массажа учитывайте возраст ребенка.Грудничкам, детям до 3 лет — 5-10 минут, дошкольникам — 15-20 минут, детям старше 7 лет — 20-30 минут.Периодичность 2-3 раза в неделю.Курс 10-15 сеансов.

    Чтобы делать логопедический массаж для детей в домашних условиях, нужна консультация врача, который составит индивидуальный план занятий, назначит приемы воздействия и скоординирует вашу работу.

    Проводя сеанс массажа своему маленькому ребенку дома, активно общайтесь с ним.Это необходимо для снятия напряжения.Расскажите сказку, включите спокойную музыку или напойте песню — помогите ему расслабиться.

    Если хотите сами сделать детский логопедический массаж, давайте учиться.

    Техники логомассажа

    Существуют определенные приемы и техники для каждого вида массажа:

    Логопедический массаж лица для детей

    Выполняйте манипуляции последовательно, двигаясь сверху вниз.Не напрягайтесь.Помните — ваши руки исцеляют.

    Логопедический массаж ложками

    Этот метод воздействия на речевые зоны является разновидностью массажа лица.Приготовьте несколько чистых чайных ложек.Обратите внимание на то, чтобы их поверхность была гладкой, во избежание травмирования нежной кожи ребенка.Повторяйте каждое движение 6-8 раз.

    Артикуляционный массаж языка для развития речи

    Логопедический массаж языка дома проводится с использованием шпателя, зубной щетки, либо руками в медицинских перчатках.Понадобится стерильная салфетка, чтобы убрать слюну.При болевых ощущениях у ребенка процедуру прекращают.

    Перед проведением сеанса постарайтесь расслабить массирующими движениями воротниковую зону, шейные мышцы и челюсти, потому они непосредственно влияют на работу речевого аппарата.

    Пальчиковый логомассаж для развития речи

    Массаж пальчиков не имеет противопоказаний и возрастных ограничений.Его можно выполнять и детям до года.Он воздействует на нервные окончания пальцев рук и таким образом активизирует речевые зоны головного мозга.Массажеры, резиновые мячи с шипами усиливают эффект.Развивая мелкую моторику посредством массажа, вы способствуете развитию речи своего ребенка.

    Самомассаж

    Научите малыша движениям самомассажа.Выполняйте его вместе, играя.Он приведет в тонус мышцы лица и сделает лучистой улыбку.

    Упражнения для самомассажа языка тоже просты и доступны.

    Зондовый логопедический массаж

    Для проведения массажа зондами необходимо профессиональное обучение.Такой метод коррекции назначают детям после полугода.Во время манипуляций ребенку не должно быть больно.Курс длится 15-20 дней.

    Надо отметить, что любая из вышеописанных техник дает реальные результаты:

  • исправляется звукопроизношение;
  • формируется правильное речевое дыхание;
  • становится сильным голос;
  • стабилизируется эмоциональное состояние.
  • Рекомендуется совмещать разные виды логомассажа для того, чтобы коррекция речи была успешной.

    Настроение — главный помощник логомассажа

    Если вы дополните логопедический массаж артикуляционной гимнастикой и дыхательными упражнениями, изучением и проговариванием скороговорок, играми для крупной и мелкой моторики, чтением детской литературы, активным эмоциональным общением, то добьетесь впечатляющих результатов.

    Выполняя массаж своему малышу дома, не забудьте о главном — о своем настроении.Тепло ваших рук, спокойные и уверенные движения, доброжелательная улыбка, любящий взгляд — это лучшие помощники в преодолении любого недуга!

    Логопедический массаж языка, лица и кистей рук для детей в домашних условиях: упражнения на развитие речи

    Появление в семье маленькой копии мамы или папы вызывает радость и умиление.Сначала вы разглядываете каждую его складочку и черточку, а потом с нетерпением ждете, когда он скажет первое слово.Пока кроха лишь агукает, нет причин для волнения.Взрослея, малыш начинает осваивать речевые навыки, однако развитие ребенка всегда индивидуально.Может сложиться так, что ваше сокровище столкнется с определенными затруднениями, осваивая речь.Явная задержка или различные дефекты требуют своевременной корректировки.Последние десять лет в логопедии прибегают к массажу языка ребенка — этот массаж направлен на устранение у детей различных нарушений артикуляции и дефектов речи.

    В каких случаях применяется?

    Массаж – древнейший метод лечения различных недугов.Изучая тело человека, лекари многих стран находили особые точки, при нажатии на которые можно было вылечить многие заболевания.По тому же принципу работает и логопедический вариант массажа для детей.Мануальному воздействию подвергают определенные точки языка, губ, ушных мочек, щек и рук.Назначается такой массаж детям тогда, когда у них диагностированы следующие врожденные или приобретенные отклонения:

  • частичная потеря или незначительное нарушение голоса;
  • разнообразные дефекты речи;
  • гипертонус лицевых мышц (подробнее в статье: как проявляется гипертонус у детей до года?);
  • неконтролируемое слюноотделение;
  • дизартрия (ограниченная подвижность губ, языка, неба);
  • ДЦП;
  • проблемы развития артикуляционных мышц;
  • заикание (все виды);
  • сильное напряжение лицевых мышц, вызывающее патологию произношения.
  • Дефекты речи у ребенка требуют коррекции, иначе в будущем они станут серьезной проблемой, препятствием для многих видов деятельности.Массаж является одним из самых эффективных средств для исправления артикуляции

    Какие проблемы исправляет массаж?

    Логопедический массаж представлен несколькими видами: зондовый массаж Новиковой, массаж по Дьяковой, Приходько, Краузе.Используя различные методики и приемы, все они выполняют следующие задачи:

  • нормализуют тонус и моторику артикуляционного аппарата;
  • увеличивают длительность и силу выдоха;
  • развивают мелкую моторику и манипуляцию руками;
  • вырабатывают ритмичность движения конечностями и дыхания;
  • вырабатывают зрительные дифференцированные движения;
  • стимулируют кинетические движения;
  • улучшают эмоциональные реакции;
  • способствуют развитию манипуляций рук с предметами;
  • уменьшают тяжесть заикания (подробнее в статье: причины и лечение заикания у детей);
  • снижают проявление дизартрии.
  • Мы подготовили для вас описание несложных упражнений, которые вы сможете выполнять в домашних условиях.

    Приемы массажа для рук

    Научные доказательства связи мелкой моторики и навыков речи были получены медиками еще в XIV веке.Предпринятые исследования показали, что мелкая моторика пальцев находится в прямой связи с функциями головного мозга.Ученые выявили и зоны ответственности для каждого пальчика кистей:

  • большой связан с головным мозгом;
  • указательный отвечает за желудок;
  • средний влияет на позвоночник и кишечник;
  • безымянный помогает печени;
  • мизинец работает на сердце.
  • Мы начнем наше обучение с пальчиковых упражнений, тем более что логопедический массаж пальчиков безопасен и полезен для всех, его можно проводить и новорожденному ребенку (см.также: массаж 2-месячному ребенку).Он параллельно способствует развитию у детей мелкой моторики.Перед тем как приступить к массажу рук малыша, позаботимся о гигиене собственных рук — обязательно продезинфицируйте их спиртом или используйте стерилиум, смажьте ладони детским маслом.Приступаем к массажу кистей:

    1. Прорабатываем мизинец от ногтя до основания, хорошо разминая каждый сустав.Делаем упражнение на обеих ручках.
    2. Нажимаем на подушечки всех пальчиков по 3-10 раз.Сначала делаем легкие нажатия, затем усиливаем нажим и увеличиваем количество надавливаний.
    3. Упражнение, похожее на сороку-белобоку.Массируем ладошку малыша указательным пальцем, совершая круговые движения.
    4. Используем такие же круговые движения, но указательный палец ведем от края к центру ладони ребенка.Повторяем прием несколько раз.
    5. Для этого упражнения надо взять кольцевой массажер.Надеваем его поочередно на каждый пальчик, начиная с мизинца.
    6. Берем резиновый мячик с шипами или специальный деревянный массажер.Ведем по ладошке малыша от запястья к пальцам.

    Массаж языка

    Точечный и круговой массаж языка работает на развитие артикуляционного аппарата.Насколько он необходим вашему ребенку, лучше выяснить у специалиста, консультация важна и для грамотного проведения упражнений.Полезно посмотреть видео в конце статьи.

    При массировании языка чередуются круговые и точечные движения, повторяется каждый прием 3-10 раз.Примеры упражнений:

  • Точечно массируем язык, ведя щетку от основания по левому краю, кончику языка и по правому краю.«Пишем» английскую букву U.
  • Повторяем упражнение.Делаем круговые движения.
  • Проводим зубную щетку зигзагом, от основания к кончику, чередуя круги и точки.
  • Массируем край с левой стороны, сначала точечно, затем кругами.Повторяем упражнение по правому краю.
  • Выводим птичку (V), начиная от уздечки и заканчивая на кончике (рекомендуем прочитать: как проводится подрезание уздечки языка у детей?).«Рисуем» хвостики птички сначала по левой стороне, затем по правой.Приемы массажа чередуем.
  • Ведем две параллельных линии — левый край, потом правый край.Движения чередуем, начиная с точечных.
  • Родителям желательно освоить технику массажа у логопеда, а уж затем проводить сеансы самостоятельно.Такая перестраховка нужна, чтобы не навредить нежному артикуляционному аппарату

    Массаж губ

    Дети по-разному относятся к странным манипуляциям на лице — особенно в начале ваших занятий может возникнуть недопонимание.Постарайтесь успокоить ребенка, объясните пользу массажа.Выполняйте такие упражнения:

    1. Положите кончики указательных пальцев на крылья носа.Проделайте поглаживание с нажатием, ведя пальцы по носогубным складкам.Повторите движения 8-10 раз.
    2. Поставьте указательные пальцы на выемку верхней губы и разведите их к уголкам губ.Движение должно быть растирающим.
    3. Такую же манипуляцию проделайте с нижней губой.Повторяйте оба упражнения 8-10 раз.
    4. Пощипывайте поочередно верхнюю и нижнюю губу, используя большой и указательный палец.Ведите пальцы от одного уголка до другого.Число повторений – 8-10 раз.
    5. Постукиваем указательным пальцем над верхней и под нижней губой, совершая круг по часовой стрелке.Упражнения выполняется в активном ритме с нарастанием силы движений.
    6. Расположив указательные пальцы в кончиках губ, соберите в гармошку сначала верхнюю, потом нижнюю губу.Повторяем 8-10 раз.

    Завершением логопедического массажа становится работа с ушными мочками.Выполняются 50 круговых движений — сначала в левом направлении, потом в правом.Между большим и указательным пальцами, у их основания, размещается «речевая точка».Массируем ее круговыми движениями так же, как и мочку уха.Завершив логопедический массаж, похвалите ребенка за терпение, поощрите его веселой игрой или интересной сказкой.Важно, чтобы ваши манипуляции доставили малышу удовольствие, а не напугали его.

    Пальчиковый массаж как средство развития речи детей

    Вера Васильева
    Пальчиковый массаж как средство развития речи детей

    Существует много различных способов, методов и методик развития речи и мышления.Среди них, далеко не всем известный, — пальчиковый массаж, способствующий активизации речевых центров головного мозга.

    Пальчиковый массаж и самомассаж — один из наиболее редко применяемых на практике видов деятельности, так как не является обязательным в программе дошкольного и школьного образования.В связи с этим отсутствуют развернутые методические рекомендации по проведению самомассажа с детьми.

    Игровой пальчиковый самомассаж — это нетрадиционный, высокоэффективный, доступный и безопасный метод оздоровления, развития речи, познавательной деятельности, общей и мелкой моторики детей.Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже.Одновременно с этим в кору головного мозга поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга.Он является эффективным средством совершенствования таких психических функций как внимание, память, зрительно-моторная координация, а так же развитие речевой и творческой сфер.

    Наиболее значительный эффект можно получить, если сопровождать массажные упражнения речевым материалом.Использование игрового пальчикового самомассажа в сопровождении легко запоминающихся стихов и в сочетании с сюрпризными игровыми моментами позволяют организовать занятия, как весёлые эмоциональные непринуждённые минутки отдыха, релаксационные паузы, и, в то же время, повысить эффективность коррекционной работы на занятиях.Делая себе массаж пальчиков, дети развивают речь, мышление, мелкую и общую моторику и при этом способствуют укреплению своего здоровья.

    Самомассаж можно успешно проводить индивидуально и с группой детей одновременно в детских садах, в начальной школе и в условиях семьи.

    Разработанный комплекс занимательных игровых упражнений способствует пробуждению интереса к занятиям, умению понимать словесные инструкции, развитию темпо-ритмической, интонационной и слоговой структуры речи, внимания, памяти, усидчивости, обогащению активного словарного запаса, формированию связной речи, помогает сделать речь яркой и эмоциональной, содержит элементы релаксации и эмоциональной разрядки, повышает настроение детей.

    Комплекс занимательных игровых упражнений пальчикового массажа для дошкольников с нарушениями речи

    1.Массаж (самомассаж) подушечек пальцев рук

    Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимаю подушечку снизу, разминая ее.На каждую строчку стиха – разминание одного пальца.

    Дети любят всех зверей: (большой палец)

    Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)

    Пеликанов, журавлей, (средний палец)

    Бегемотов, соболей, (безымянный палец)

    Голубей и глухарей (мизинец)

    И клестов, и снегирей (большой палец)

    Любят горного козла (указательный палец)

    Обезьянку и осла (средний палец)

    Дикобраза и ежа (безымянный палец)

    Черепаху и ужа (мизинец)

    2.Массаж (самомассаж) фаланг пальцев

    Направление массажных движений – от ногтевых фаланг к основаниям пальцев.На каждый слог – разминание одной фаланги.

    По-пу-гай (мизинец) во-ро-бей (безымянный) пе-ли-кан (средний) со-ло-вей (указательный) пти-цы (большой)

    А-на-нас (мизинец) аб-ри-кос (безымянный) а-пель-син (средний) ман-да-рин (указательный) фрук-ты (большой)

    3.Массаж (самомассаж) прижимающий

    Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены.Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево-вправо.На каждую строчку – нажим на один палец.

    Шел медведь к своей берлоге (мизинец)

    Да споткнулся по дороге (безымянный)

    «Видно очень мало сил (средний)

    Я на зиму накопил» (указательный)

    Так подумал и пошел (большой)

    Он на поиск диких пчел (большой)

    Все медведи – сладкоежки (указательный)

    Любят есть медок без спешки (средний)

    А наевшись, без тревоги (безымянный)

    До весны сопят в берлоге (мизинец)

    4.Потягивание за кончики пальцев

    Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги

    Тянут – тянут (мизинец)

    Бабка с дедкой (безымянный)

    Из земли (средний)

    Большую репку.(указательный)

    Вот пришла бы (большой)

    Наша внучка, (большой)

    Помогла б (указательный)

    Собака Жучка (средний)

    Где же кошка? (безымянный)

    Хоть держалась крепко, (одноименные пальцы соединить подушечками друг к другу)

    Ладонь прижата к столу, пальцы разведены.Другая рука поднимает пальцы по одному.Затем палец отпускают и он с силой падает вниз.

    На каждый щелчок назвать предметы из какой-либо категории, например, стол – стул – диван – шкаф – кресло (это мебель)

    Все пальцы по очереди отталкиваются от большого, изображая щелчки.

    Во дворе у брата

    Разбежались кто куда!

    6.Самомассаж мячиками для Су-Джок терапии

    Катание мячика между ладонями, прокатывание по каждому пальцу

    Я катаю колобок,

    У него румяный бок,

    Круглый бок, румяный бок,

    Вот так чудо – колобок!

    7.Массаж (самомассаж) колечками для Су-Джок терапии

    Прокатывание колечка по каждому пальцу от кончика к основанию 4-6 раз, нажимая на него.

    Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

    Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

    Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

    Этот пальчик безымянный, избалованный он самый.

    А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

    8.Самомассаж бусинками

    Катание бусинки между большим и другими пальцами.На каждую строчку – один пальчик, а смена рук – после четверостишия.

    Круглую рожицу, а не косую 1-й – 2-й

    Каждому пальчику я нарисую 1-й – 3-й

    Пальчики, как озорные мальчишки 1-й – 4-й

    Целых четыре веселых братишки 1-й – 5-й

    Пятый братишка на голову ниже, 1-й -2-й

    Только умишком и он не обижен.1-й – 3-й

    Даже такое порою бывает: 1-й – 4-й

    Маленький всем четверым помогает! 1-й – 5-й

    9.Самомассаж шестигранными карандашами

    Катание карандаша между ладонями, пропускание карандаша между двумя, тремя пальцами.

    Покатаю я в руках карандаш немножко,

    Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки.

    10.Массаж ладоней шариками «марблс» (можно заменить орехами)

    Взять два стеклянных шарика, положить их в одну руку, и без помощи второй руки обвести один шарик вокруг другого.Шарики (орехи) должны соответствовать размеру руки ребенка.

    Вы видали циркача? Мячи идет вокруг мяча!

    Кружит с видом знатока, будто шмель вокруг цветка.

    Насыпать горох на блюдце.Ребенок большим и указательным пальцами берет горошины одну за одной и удерживает их в руке, набирая целую горсть.После двустишия – смена рук.Каждая горошина берется на ударный слог.

    С блюдца я беру горошки, словно птица клювом крошки.

    И полны мои ладошки – руки держат все горошки.

    12.Самомассаж прищепками

    Берем бельевые прищепки и прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог.

    Вот проснулся, встал гусенок,

    Пальцы щиплет он спросонок.

    Дай, хозяйка корма мне,

    Раньше, чем моей родне.

    Кусается больно котенок – малыш.

    Он думает: это не палец, а мышь.

    Но я же играю с тобою, глупыш,

    А будешь кусаться, — скажу тебе: «Кыш!»

    13.Массаж четками

    Ребенок проговаривает строчку – откладывает бусину.Работают 1, 2, 3 пальцы, а 4 и 5 держат четки.

    Четки мы перебираем,

    Все на свете мы считаем.

    За день всходит только раз

    В синем небе солнца глаз.

    И гордится голова:

    У нее-то глаза два!

    Мы пускаем пузыри:

    Раз пузырь, и два, и три.

    Мы считаем дырки в сыре:

    Раз и два, и три, четыре.

    Будем пальчики считать:

    Раз, два, три, четыре, пять.

    «Когда роли исполняют дети».Пальчиковый театр как средство развития детей В наше время каждый педагог знает о пользе пальчиковых кукол.В первую очередь такие куклы способствуют развитию мелкой моторики и координации.

    Доклад «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Особая роль в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника, принадлежит театрализованной деятельности.Анализ.

    Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики кисти рук у младших дошкольников В нашей 1 младшей группе мы уделяем большое значение развитию мелкой моторики рук у детей.Пальчиковый театр представляет не только эту.

    Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста.Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь.

    Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста МБДОУ № 67 «Медвежонок» Русанова Надежда Евгеньевна Воспитатель, 1 кв.категория.Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего.

    Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста 1 слайд.Добрый день.Вашему вниманию представляю творческую презентацию на тему «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики.

    Театрализованная игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Речь — неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества.Если справедлива пословица:.

    Речевой тренинг как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Шестакова Татьяна Павловна Воспитатель высшей квалификационной категории.

    Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей.Под этим подразумевается развитие личности каждого ребенка, его.

    Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста ТЕМА: «Устное народное творчество, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Начало работы над темой: сентябрь 2015г.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Валентин Грибалев
    Написано статей
    1199
    Ссылка на основную публикацию