Цигун направления

Тема статьи: Цигун направления - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.


Руководитель школы

Инструкторы

Расписание занятий

Идеология школы

Правила для учеников

Про экзамены

Традиционное ушу

Тайцзицюань

Ланьшань цюань

Синъицюань

Багуа чжан

Каллиграфия

Китайская каллиграфия

Каллиграфия в «Уцзимэнь»

Наставления с ретритов

Конфуцианство

С чего начать

Для взрослых

Для детей и подростков

Вопросы и ответы

Записаться на занятия

К размышлению

+7 (926) 231-57-22

+7 (926) 757-15-39

Москва, ул.Дубининская, 51

Фотогалерея

Наша рассылка

Лекция-беседа на тему «Три учения: фундамент китайской культуры»

Приглашаем всех желающих на лекцию-беседу, 22-го февраля, с 19.00 в зале школы.Ведущий — Александр Житомирский.Вход свободный.

Китайская каллиграфия.Открытый урок

24-го февраля в школе состоится открытый урок по каллиграфии.13.00 — 14.30.Вход свободный.Подробности.Добро пожаловать!

Первое занятие в группе Тайцзи цигун

4-го февраля (понедельник) будет первое занятие в новой группе.Начало в 19.00.Участие бесплатное.Приходите знакомиться!

Занятия в новой группе: Женщины (40+)

Начались занятия в группе «Китайские практики для женщин (40+)».Ждём всех интересующихся!

Открытый урок по Каллиграфии, 30 сентября

Приглашаем всех интересующихся китайской культурой и искусством письма.Начало в 11.00, вход свободный.Запись на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов.У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Направления цигун

Истоки всех практик, озаглавленных общим термином цигун, по-видимому, коренятся в одной и той же сфере явлений.Тем не менее на сегодня можно выделить следующие относительно обособленные друг от друга направления цигун:

  • цигун, которым занимаются адепты буддизма и даосизма;
  • цигун, который составляет один из значимых разделов практики боевого искусства (ушу);
  • цигун, который применяется в медицине;
  • цигун, который представляет собой телесную практику в ключе системы «питания жизненности» (ян шэн);
  • цигун, который является, попросту говоря, обычной зарядкой.
  • Даосский цигун

    Именно телесные практики, разработанные адептами даосизма, послужили истоком всех тех направлений цигун, которые нынче существуют как в Китае, так и за его пределами.Даосские телесные практики относятся к разделу так называемой даосской внутренней алхимии, в рамках которой разрабатывались различные системы, направленные на совершенствование «трех сокровищ»: цзин (кит.精 ), ци (кит.气 ) и шэнь (кит.神 ).

    Цзин, ци и шэнь представляют собой различные модификации одной и той же субстанции – ци.Функция самовоспроизводства и гормональные силы организма, обобщенно говоря, соответствуют первому из «сокровищ» — цзин, наиболее грубая или плотная из сил.Местом, где хранится эссенция цзин традиционно считается энергетический центр нижний даньтянь (кит.下丹田 ), расположенный в нижней части живота.Более тонкой формой силы является второе «сокровище» — ци.Ци в отношении человеческого тела подразделяется на внутреннюю и внешнюю.Внутренняя ци соотносится с кровеносной и нервной системами человеческого организма, с системой меридианов акупунктуры, а внешняя ци представляет собой воздух и пищу, которые потребляет человек.Резервуар-хранилище ци – это средний даньтянь (кит.中丹田 ), расположенный в области солнечного сплетения и груди.Тончайшей формой единой субстанции ци является шэнь.Шэнь представляет собой нечто «нематериальное» в западном понимании, его можно соотнести с тем, что мы подразумеваем под словами «дух» и «сознание».Местом средоточия шэнь является центр верхний даньтянь (кит.上丹田 ), расположенный в области черепа.

    Буквальным переводом слова даньтянь является «киноварное поле».Под киноварью подразумевается некая внутренняя энергия, совершенствование которой даосским алхимиком способствовало формированию и развитию так называемого «бессмертного зародыша».Целью цигун как практики адептов даосизма являлось последовательное «утоньшение» единой субстанции ци в рамках тела практика, то есть развитие цзин в ци, а ци – в шэнь, что вело к преобразованию телесности адепта.Здоровое, крепкое и развитое тело рассматривалось как основа для работы, целью которой было обретение духовного совершенства – или бессмертия.[1]

    Телесные системы, разработанные в рамках даосизма, были заимствованы также представителями распространившегося в Китае несколько позже буддизма, несмотря на то, что, строго говоря, забота о телесности человека противоречит изначальным теоретическим посылкам буддийского учения.

    Цигун в ушу

    Цигун в качестве одного из разделов практики боевых искусств разрабатывался с определенной целью – для формирования и развития определенных качеств организма практикующего.Занятия цигун, который относится к этому направлению, способствуют наработке особой разновидности внутренней силы, которая качественно отличается и существенно превосходит то, что можно обозначить как обычную физическую силу.Практикующий цигун также укрепляет внутренние и внешние ткани собственного тела, что существенно повышает его сопротивляемость внешним воздействиям, как то ударам противника в бою.При этом основой для наработки этих и других качеств являются крепкое здоровье и здоровое тело, и эта основа практикой цигун в свою очередь укрепляется и поддерживается.

    Медицинский цигун

    Это направление цигун разрабатывалось преимущественно медиками в связи с теоретическими положениями традиционной китайской медицины и ее практическими достижениями.К цигун, используемому в медицинских целях, относится практика использования врачом для лечебного воздействия на тело пациента собственной энергии-ци, а также разработка специальных комплексов упражнений, направленных на улучшение циркуляции ци в тех или иных органах, каналах и энергетических системах человеческого тела.Мероприятия в рамках этих разделов традиционной китайской медицины могли быть направлены как на лечение тех или иных заболеваний, так и на оказание общеукрепляющего и оздоравливающего воздействия на человеческий организм.

    Цигун в системе «питания жизненности» (яншэн)

    Это направление цигун возникло и развивалось с целью удовлетворения нужд представителей культурной элиты традиционного Китая.Составляющие его практики способствуют правильному гармоничному взаимодействию полярных энергий тела человека (активной янской и пассивной иньской), а должный баланс между ними способствует, с одной стороны, обретению и поддержанию ясности сознания, эмоциональной стабильности психики, а с другой, оздоровлению и укреплению организма.

    Любое направление цигун, разработанное и практикуемое серьезно, состоит из трех базовых разделов:

  • медитация – практика стабилизации сознания, работы с дыханием и совершенствования навыков правильного расслабления тела и психики;
  • упражнения в статике – задачами этого раздела цигун являются правильное структурирование тела, как физически, так и энергетически, отказ от стереотипа о том, что расслабление и напряжение противопоставлены друг другу и усилие является следствием напряжения, обнаружение и развитие телесных энергетических центров (даньтяней);
  • упражнения в динамике – этот раздел практики способствует актуализации и проработке телесных энергетических каналов, а также обнаружению и развитию их связи с энергетическими центрами.
  • В практике цигун, как дополнение, могут также применяться различные внешние средства: специальный массажно-набивочный инвентарь, те или иные лекарственные средства, как внешнего (например, мази), так и внутреннего (например, пилюли, микстуры) способов применения.Дополнительно могут использоваться также и парные практики, в том числе сексуальные.

    [1] Подробнее о даосских практиках можно почитать в работах Е.А.Торчинова: Путь золота и киновари: даосские практики в исследованиях и переводах Е.А.Торчинова.
    Даосизм: Пути обретения бессмертия в исследованиях и переводах Е.А.Торчинова

    Направления и школы цигун

    Направления и школы цигун

    Цигун — древнее китайское искусство саморегуляции — уходит корнями вглубь тысячелетий.По некоторым источникам эта система насчитывает 3 тысячи лет, по другим — более 5 тысяч.Считается, что интенсивное развитие эта система получила во времена правления Желтого императора Хуанди (более 2,5 тысяч лет до н.э.).Существует несколько направлений и школ цигун, и в зависимости от их целей, различные методы практики.Традиционно с середины нашего века их начали подразделять на Конфуцианское, Даосское, Буддийское, Медицинское (или Лечебное), Боевых Искусств (или школу Бокса).

    Конфуцианское направление заложено известным мыслителем Конфуцием, жившим в V — IV вв.до н.э.В философии этого направления преобладало этическое начало.Практика была направлена на регулирование сознания, избавление от эмоций, воспитание нравственных качеств, повышение творческой активности и совершенствование для общественно-полезной деятельности.При этом надо было уметь достигать состояния умиротворения, тишины и покоя.

    Даосское направление появляется в III веке до н.э.на базе древних культов различных верований и философских учений.Центральным в различных направлениях даосизма было понятие «Дао» — «Путь».Основная отличительная его особенность — естественность, непреднамеренность.

    В данном случае перевод понятия «Дао» несколько упрощен.(Следует отметить, что абсолютно точный перевод древних понятий одной культуры на язык другой, к тому же современной, не представляется возможным.Это связано с тем, что каждая историческая эпоха и каждая культура отличаются своим способом мышления, восприятия мира и передачи знания.Именно поэтому такого рода понятия переводятся подчас более чем десятком слов).

    Если рассмотреть Дао с позиции древней китайской культуры, то из написания иероглифа и последовательности его начертания следует целая философия:

  • горизонтальная линия означает весь мир, Космос в целом;
  • два штриха над ней говорят о том, что этот Космос состоит из двух частей — Инь и Ян;
  • правый нижний блок означает ‘я сам’, а вся правая часть — ‘голова’;
  • левый блок — часть иероглифа ‘идти’, ‘движение’.
  • На основании этого философский смысл понятия «Дао» можно трактовать следующим образом: человек является порождением и частью Космоса, поэтому его развитие должно идти согласно с общими космическими законами.В процессе своего бытия, развиваясь, Человек должен изменяться, двигаясь к пониманию того, что Космос един, поэтому все в нем взаимосвязано — во всем Космосе существуют единые законы и правила и для Природы, и для Общества. Они должны стать понятными и очевидными Человеку как части Космоса, они должны соблюдаться каждым человеком в отдельности и обществом в целом.И когда человек осознает это и примет в свое сердце, он станет гармоничным и целостным подобно Космосу и сможет работать в Космосе где угодно, в любой точке пространства и времени, выполняя свою Человеческую и одновременно Космическую Задачу.

    Именно в этом смысле Дао — это Путь, ПУТЬ РАЗВИТИЯ Человека от простого существования к осмыслению и пониманию, к прозрению, наконец.

    Термин «Даосизм» появился на рубеже новой эры, когда произошло полное слияние учений о Дао и Де (Де — благая сила, обеспечивающая хорошие деяния), философии Инь-Ян, концепции духа Шень, верований шаманов У и доктрины бессмертных святых.Даосизму присуща традиция практики «внутренней алхимии».Доминирующим в даосском направлении является тренировка ума и тела совместно (здесь и в дальнейшем «ум» следует понимать и как сознание, и как мышление, а порой, и как способ думания, т.к.это комплексное понятие, характеризующее ментальность).Тренировка ума включает в себя даоинь ума — способ, в результате которого посторонние мысли выбрасываются из головы, и сознание входит в определенное измененное состояние — СОСТОЯНИЕ ЦИГУН, о котором речь будет идти далее.Методики тренинга уделяли равное внимание как практике упражнений, так и созерцанию природы и стремлению подчинить свое «Я» единому потоку Дао.

    Буддистское направление во многом близко к даосскому.Оно возникает на рубеже новой эры в результате проникновения буддизма из Индии в Китай.Однако, в отличие от даосов, буддисты воспринимали жизнь как цепь страданий и бесконечных воплощений в «колесе перерождений».И только непрерывное совершенствование может помочь преодолеть карму, достичь просветления и прийти в состояние Будды.Большинство явлений в буддизме трактуются как иллюзорные, поэтому методики обучения направлены на «сдерживание сознания», регулирование эмоционального состояния, созерцание, растворение сознания в «абсолютной истине».Психотренинг здесь принимает более изощренные формы, чем в даосизме, например, созерцание и визуализация мандал (священных графических изображений), произнесение мантр и дхарани (отдельные фразы и звукосочетания).

    Особое место в буддизме занимает школа Чань (с санскрита — созерцание, медитация), которая известна на Западе как Дзен (японский вариант).Возникает она в V веке до н.э.Основная ее идея — это не постепенное совершенствование, а внезапное просветление, мгновенное озарение.Но подготовка к нему также была длительной и заключалась в сидячей медитации (пассивная форма) или в диалогах, когда ученику задавали вопросы, не имеющие логического ответа (активная форма), а также в занятиях боевыми искусствами.

    Очевидно, что состояние внутреннего покоя, тишины, растворения, слияния с природой или божеством невозможно достигнуть, не укрепив свое физическое тело и не избавив его от болезней.Поэтому во всех этих школах осваивали также искусство саморегуляции и врачевания.Особое внимание ему уделяли в монастырях.

    Из слияния различных школ и многих народных методик произросла медицинская (или лечебная) школа цигун.Здесь основная цель упражнений цигун — саморегуляция, профилактика заболеваний, лечение болезней, продление жизни, достижение долголетия при бодром теле и ясном уме.

    Название школы Боевых искусств (или школы бокса) говорит само за себя.Цель практики — укрепление тела и закалка духа для успешного единоборства с врагом и самообороны, тренинг мгновенных реакций и состояния невозмутимости в любых ситуациях.И здесь большое внимание уделяли практике саморегуляции и оздоровительным системам.Ведь тело у воина должно быть физически выносливым и уметь быстро восстанавливаться.Но это направление школы существенно отличается от оздоровительных систем всех других школ.

    В настоящее время школа боевых искусств включает в себя некоторые стили Ушу (иногда их называют Ушу-цигун), хорошо известный у нас жесткий цигун и менее известный легкий цигун.

    Практика жесткого цигун делает тело нечувствительным к ударам, дает возможность и умение практически мгновенно концентрировать энергию ци на нужном участке тела.Это позволяет демонстрировать такие феномены, как способность разбивать головой или рукой бетонные плиты, кирпичи, деревянные брусья, выдерживать большие тяжести (проезд автомашин по груди), способность тела противостоять нажиму режущим или колющим оружием (нож, сабля, шпага).

    Легкий цигун позволяет управлять весом своего тела, быстро перемещаться на протяжении многих часов без отдыха и не ощущать при этом усталости, очень быстро подниматься, как бы взлетая, на крутые горы.Так тренировали в прежние времена гонцов и воинов.Сейчас мастера легкого цигун иногда для наглядности демонстрируют хождение по свежим яйцам, не разрушая скорлупы, или по бумажной ленте, натянутой между опорами.

    В целом, все методики цигун подразделяют на 2 типа: жесткие и мягкие. Жесткие методики используются, как правило, для развития навыков мгновенного включения на полную мощность функциональных систем организма для реализации психических и физических возможностей.Мягкие системы обычно преследуют цель лечения и оздоровления.Но функциональную грань между ними не всегда можно четко провести.Помимо этого, по способу выполнения упражнений во всех школах, они подразделяются на три класса: статические (иногда их называют тихими или спокойными, или неподвижными), динамические и статико-динамические (комбинация неподвижных поз и движений).И каждый из этих трех классов упражнений выполняет определенную роль: регулирование тела, регулирование дыхания, регулирование сознания (ума) или их комбинации.

    Такая система классификации была создана в начале XX века и является несколько условной, т.к.многие исходные посылки и философские доктрины в них тесно переплетались.Понятие Дао, например, было присуще всем течениям и школам Китая.Кроме того, сам термин цигун появился только в III-IV вв.н.э.и сначала рассматривался как одно из узких специальных направлений.И только в 60-е годы нашего века все, что хоть как-то связано с техникой психофизического тренинга, приобрело название цигун.

    После образования в 1949 г.Китайской Народной Республики началось планомерное исследование механизмов воздействия методов цигун на человека, которое было приостановлено в годы «культурной революции».Но в 70-е годы исследования возобновились очень интенсивно.Цигун начали заниматься в клиниках, санаториях, учебных институтах, Академии наук Китая.Сейчас обучение цигун введено в учебную программу университетов, к преподаванию привлекаются известные мастера цигун различных направлений, в том числе, из монастырей.

    Здесь следует отметить, что уклад жизни в китайских монастырях принципиально отличался от уклада жизни в монастырях христианских стран.Прежде всего, китайский монах — это человек, верящий в Будду и служащий Будде.Мы переводим это понятие, как «монах», но смысл здесь иной, нежели в русском языке.Не все монахи жили в монастырях всю свою жизнь.Они проходили там обучение до приобретения мастерства в той области, где им надлежало совершенствоваться и практиковать в будущем, будь-то врачевание либо боевое искусство.Такое обучение могло длиться годы или десятки лет.Иногда такой монах, ставший мастером, специалистом в своем деле, выходил в мир, служа ему своим мастерством и подготавливая учеников.Он мог странствовать много лет, выискивая и обучая наиболее одаренных.Но, как правило, обучение проходило в соответствующих монастырских школах.

    Благодаря интенсивному развитию цигун — широкому обучению населения, научно-исследовательским работам и обширной лечебной практике (цигун-терапия) — в настоящее время произошло некоторое смешение стилей цигун и перестановка акцентов по сравнению с традиционной классификацией.

    Все религиозные направления выделены в отдельный блок — религиозный.Особое внимание уделяется сейчас оздоровительно-профилактическим и лечебным методикам — лечебно — оздоровительный цигун. Это направление уже давно вышло за границы Китая и широко используется во многих странах, где работают китайские мастера или обучившиеся у них специалисты.В результате достигнутого авторитета и широкого применения такого древнего и такого эффективного искусства саморегуляции и лечения было создано Всемирное академическое общество Медицинского цигун.Осенью 1996 года в Пекине проходила уже 3-я Всемирная конференция по медицинскому цигун.На ней были представлены работы, связанные с теоретическими исследованиями физиологических процессов организма и функций мозговой активности у обычных людей и практикующих цигун, а также с прикладным аспектом — с лечением методами цигун широкого спектра заболеваний, иногда не поддающихся излечению иными способами.

    Следующее направление — спортивно-прикладное, куда входят различные стили Ушу, Саньда и многие виды боевых искусств.

    Еще одно современное направление — научный цигун.Здесь можно выделить несколько аспектов.Во-первых, исследование возможностей организма и изменений в организме у Мастера цигун либо у пациента (или реципиента) при воздействии на него методами цигун.Во-вторых, это исследование таких феноменов, как телекинез, телепортация и др.(работа с пространством и временем).В-третьих, это исследования, связанные с получением информации методами цигун (например, ясновидение, дальновидение, телепатия).

    Особое место занимает еще одно направление, — ЧЖУН ЮАНЬ ЦИГУН, которое и является предметом изучения на наших курсах.Это направление относится к цигун высших уровней.

    Все эти направления цигун, в том числе, и по традиционной классификации, составляют Китайскую национальную ассоциацию цигун.Во главе — Президент Ассоциации.До недавнего времени это положение много лет занимал Министр здравоохранения Китая, а после его смерти Президентом был избран ученый технической сферы.Этим подчеркивается значимость для страны традиционного культурного наследия и его современного развития.

    Каждое направление цигун — это ветвь Ассоциации цигун (Ассоциация Чжун Юань цигун, Ассоциация медицинского цигун и т.д.).Каждую такую ветвь Ассоциации возглавляет также Президент.Но в отличие от Президента Китайской национальной ассоциации цигун, который должен быть государственным мужем высокого ранга, Президент направления (ветви) должен быть обязательно Мастером цигун.Причем не просто Мастером, а самым лучшим специалистом этого направления.При всем этом он должен иметь социальный статус, т.е.работать и заниматься полезной деятельностью в рамках существующих законов и морали данной страны, общества, эпохи.Чем выше уровень Мастера, чем выше его положение в Ассоциации, тем больше обязанностей лежит на нем.

    Помимо этого, в Китае существует Ассоциация исследования возможностей человеческого организма, членами которой могут стать только профессора, занимающиеся научной работой в этой области.

    Одна из функций Национальной ассоциации цигун Китая — обучение и подготовка специалистов.Далее — лечение и профилактика заболеваний, создание лечебных центров и санаториев, в которых используются методики цигун в сочетании с традиционными китайскими лечебными препаратами растительного, животного и минерального происхождения.Помимо этого — организация и проведение национальных конференций цигун, на которые съезжаются мастера, ученые и просто интересующиеся из многих стран.

    РАЗНОВИДНОСТИ ЦИГУН

    В прошлом в Китае среди мастеров цигун были представители разных направлений – конфуцианского, даосского, буддистского, медицинского, ушуистского (или боевого) и некоторых других направлений.Все это приводило к возникновению различных методик: туна, даоинь, синци, ляньдань, сюань-гун, цзынгун, дингун, сингун, нэйгун, сюдао, цзочань, нэйян-гун, яншэнгун и т.д.Но все эти методики – предшественники цигун.

    Конфуцианское направление подразумевает применение психофизиологического тренинга для воспитания психологических и нравственных качеств, ценных с точки зрения конфуцианства – официальной идеологической доктрины императорского Китая.Ее этические основы заложил мыслитель VI-V вв.до н.э.Конфуций.

    Для конфуцианства методы психического саморегулирования служили главным образом средством подготовки к правильному социальному поведению.В личной и общественной жизни предписывалось: не поддаваться эмоциям, точно следовать существующим нормам, которые должны были ощущаться как долг.Также считалось необходимым быть способным к творческой жизни, чтобы приносить пользу обществу.Неотъемлемой частью были усилия, направленные на совершенствование ниспосланной каждому человеку и каждой вещи «благой силы» дэ.Она рассматривалась как проявление дао, а применительно к человеку – как добродетель.

    Даосская традиция оказала огромное влияние на китайскую медицину.Учение даосизма основано на представлении о наличии дао (пути) – таинственного, не познаваемого разумом и не выразимого словами, но которое присутствует во всей первопричине вселенской жизни.Даоссцы призывали людей возвратиться к естественной жизни, близкой к природе.Одной из основных целей приверженцев даосизма было сохранение здоровья и достижение активного долголетия, для чего использовались разнообразные методы, в том числе специальные диеты, комплексы физических и дыхательных упражнений.Китайские врачи рассматривали человека как мир в миниатюре (микрокосм) и считали, что он состоит из пяти первоэлементов.Возникновение болезней связывали с нарушением соотношений активного (ян) и пассивного (инь) начал, которые в организме, как и в окружающей природе, находятся в состоянии постоянного противоборства.С действием ян связывалась гиперфункция, с действием инь – гипофункция отдельных органов или организма в целом.

    Даосские упражнения сочетают в себе движение и покой и поддерживают как внешнюю форму, так и внутреннее состояние тела.Они включают в себя цигун (дыхательные упражнения), массаж, цзюйцзицу (упражнения с плавными движениями), координацию жизненной энергии и контроль за дыханием через рот.Особое значение придается работе сядунь (нижней части живота).В традиционной китайской медицине это внутренняя репродуктивная система.

    Буддистское направление цигун по своим побудительным мотивам практики очень близко к даосскому.Буддисты также стремятся к единению с абсолютным законом и всеобщей истиной мирозданья.В отличие от даоссцев буддисты рассматривают жизнь как цепь страданий, освободиться от которых и от бесконечного «колеса перерождений» поможет только моральное и психическое самосовершенствование.Поэтому главными объектами буддистской практики стали совершенствование сознания и психики, которые необходимо привести к «правильному», «истинному» видению мира.Как высшее состояние сознания рассматривается нирвана.

    Медицинское направление цигун представляет собой лечебно-оздоровительный опыт практики психофизиологической регуляции, присущий каждому из перечисленных трех направлений.Множество систем лечения и оздоровления, которые ныне именуются «китайские гимнастики», возникло в народной среде.Большинство этих методик создано на пересечении конфуцианской, даосской и буддистской традиций.

    Выполнение комплекса упражнений (тао или таолу) считается обязательным в ушу.Этот комплекс похож на ритуал, который может приобщить к могуществу природных или божественных сил, дать мудрость и совершенство.Поэтому многие школы ушу ставили основной своей задачей «совершенствование тела и личности», а не подготовку к рукопашному бою.

    Термин «нэйгун» иногда применяют как синоним слова «цигун».И все же методики цигун в боевых искусствах являются лишь вспомогательными приемами для развития специальных качеств, и их принято отделять от комплексов таолу.С этой целью обычно применяются «жесткие» методики.Они направлены на воспитание навыков «включения» функциональных систем организма на полную мощность, на мгновенную и максимальную реализацию психических и физических возможностей.Жесткие системы цигун позволяют демонстрировать приемы разбивания кирпичей, досок, выдерживать нажим режущей кромки или острия холодного оружия.Каждый занимающийся «жесткой» цигун сможет выдерживать силу ударов тяжелыми и твердыми предметами, а также вес положенных на грудь тяжелых предметов.Жесткие методики цигун требуют выполнения упражнений интенсивно, быстро, с определенной физической и психической нагрузкой.Им обычно противопоставляются «мягкие» системы, которые способны лечить и оздоровить организм.

    Многочисленные формы боевых искусств обрели нынешнее название ушу, восходящее к одному из традиционных терминов, и стали рассматриваться в качестве вида физической культуры и спорта.Термин «кунфу» ныне используется также в значении «мастерство», или подразумевает затрату сил и времени на овладение мастерством.

    Из разновидностей цигун можно также выделить чжун юань цигун, или имидж-терапию.Она используется для поддержания здоровья на трех уровнях: физическом, энергетическом и информационном, так как эти уровни тесно связаны между собой, и каждый уровень оказывает влияние на состояние другого уровня.Имидж-цигун лечит сразу всего человека, так как одна и та же болезнь может протекать у разных людей по-своему.Эта методика направлена на усиление ослабленной или вообще бездействующей энергетической системы человека, пробуждения центров ци, открытие каналов, восстанавливая тем самым врожденные целительные свойства организма.Имидж-терапия также позволяет притягивать на себя внешнюю энергию и улучшать связь с космосом, что тоже благосклонно влияет на здоровье.Имидж-терапия восстанавливает энергетическое и информационное поле, что опосредованно действует на физическое тело.Так как эти системы тесно взаимосвязаны, то для лечения болезней необходимо сбалансировать их между собой.При заболевании один орган не имеет нужной информации для правильного функционирования, другой, наоборот, имеет ее в избытке, что тоже нарушает нормальную работу.Задача имидж-терапии – привести такое несоответствие в норму.В современной жизни люди привыкли, что восстановить утраченное здоровье должен врач.Некоторые забыли, а некоторые не знают вообще, что наш организм обладает врожденной способностью излечить самого себя.Цигун имидж-терапия позволяет активизировать эту способность.Практикой чжун юань цигун можно предотвращать образование онкологических болезней, а также излечивать их на начальных стадиях.Цигун имидж-терапия особенно эффективна там, где современная медицина бессильна.

    Многие направления цигун имеют отчетливые различия, обусловленные неодинаковой мотивацией практики и ее преимущественными целями.Эти различия выражаются в арсенале технических приемов или формулировках базовых принципов.Все ныне известные системы цигун основываются на общем комплексе, который сложился еще в средневековье, и подчиняются универсальным закономерностям.Им присущи такие аспекты практики, как регулирование сознания, регулирование дыхания, регулирование тела.

    Регулирование сознания включает в себя умственный дао-инь (управление и возбуждение).Суть заключается в том, что человек должен научиться концентрировать свои мысли на одном каком-нибудь объекте или на своем органе, чтобы затормозить деятельность коры головного мозга.Такое состояние называется «внутреннее поддержание умственного состояния».Дыхательный даоинь заключается в проведении ряда дыхательных упражнений (вдох, выдох, глубокий выдох, быстрое короткое дыхание, придыхание со звуком, задержка дыхания).Он позволяет научиться управлять дыхательной системой и связанными с ней другими системами организма.В технику регулирования тела входят упражнения, которые включают в себя: ходьбу, стояние, сидение, лежание, стояние на коленях, массаж.

    Лучший способ омоложения – сделать тело саморегулируемым.Даоссцы разработали упражнения для сохранения здоровья и долголетия.Путем раскачивания, сжатия, массажа и встряхивания половых органов упражнения позволяют достичь саморегуляции желез внутренней секреции, усилить выработку половых гормонов для удовлетворения необходимых потребностей организма.

    Упражнения цигун позволяют усилить биологические функции человека, поддерживать здоровье и активность клеток, активизировать выработку организмом половых гормонов, стимулировать меридианы и циркуляцию крови, регулировать внутренние функции тела, усиливать сопротивляемость болезням, сбалансировать обмен веществ.Все это помогает восстановить жизненные силы и продлить молодость.

    Упражнения цигун оказывают наибольшее воздействие на людей старшего и среднего возраста, на слабых или больных, на людей с избыточным весом и страдающих болезнями.Выполнение упражнений не требует много места: их можно делать в маленьком дворике, в спальне, даже за столом в учреждении.Количество усилий, затрачиваемых на упражнения, невелико, движения легко запоминаются, а эффект ощущается уже через несколько дней занятий.Упражнения выполняются легко и свободно, главное – суметь выработать верные движения, для того чтобы в организме осуществлялась правильная циркуляция энергии.Женщинам это поможет быть стройными и гибкими, а мужчинам быть уверенными в своей мужской силе.Все упражнения выполняются не спеша, сопровождаясь медленным, плавным и глубоким дыханием.В упражнениях необходимо также входить в образ, как бы чувствуя движение изнутри, на энергетическом уровне.

    Принятые в Китае схемы классификации практики цигун уже упоминались: это конфуцианское, даосское, буддийское, медицинское направления и цигун боевых искусств.Существуют также «жесткие» и «мягкие» методики; среди них – упражнения статические, динамические и статико-динамические (комбинации неподвижных поз и движений).Среди современных форм практики – лечебная, оздоровительно-профилактическая и спортивно-прикладная.К наиболее распространенным терапевтическим методам цигунпринято относить следующие.

    1.Методы релаксации (фансун цзин гун).Подразумевают одновременную тренировку дыхания и сознания, сосредоточение на расслаблении и покое, последовательное сознательное расслабление всего тела.

    2.»Внутреннее вскармливание» (нэйян гун).Статические упражнения, сочетающие погружение в состояние покоя с задержками дыхания (тип дыхания – диафрагмальный).

    3.Укрепляющие упражнения (цян чжуан гун).В их основе – регулирование сознания (психики), акцент на отработке погружения в состояние покоя, обратный диафрагмальный тип дыхания.

    4.Упражнения в покое (статические, цзин гун).Главная особенность – упор на «регулирование тела» и «регулирование сознания» посредством погружения в состояние покоя.

    5.Методы цигун-транспортировки (цигун баньюнь фа).Имеется в виду главным образом мысленное ведение дыхания по каналам.

    6.Новая цигун-терапия (синь цигун ляофа).Современные комбинированные методики.

    7.Упражнения в стойке «три округлости» (саньюань ши чжань-гун).Статические упражнения в положении стоя («округлости» – характеристика положения конечностей и туловища).Предусматривается акцент на тренировке тела, т.е.развитие определенных физических данных, а также отработка техники дыхания при погружении в состояние покоя.

    8.Упражнения в стойке «медный колокол» (тунчжун ши чжаньгун).Статические упражнения для тренировки тела, мысли и дыхания.

    9.Упражнения цигун с «палочкой великого предела» (тайцзи бан цигун).Комплексы упражнений с предметом – круглой палочкой около 30 см длиной, каменными либо медными шарами.Считается наиболее удобной методикой для начинающих, особенно для тех, кто с трудом погружается в состояние покоя.Предмет выполняет роль своего рода ручного массажера, помогающего открывать акупунктурные точки на ладонях и пальцах, сосредоточить внимание.

    10.Динамические упражнения (дун гун).Гимнастические упражнения, предусматривающие спонтанное выполнение движений без произвольного мышечного усилия по заданной программе, возможное при условии достижения особых состояний сознания (они характеризуются как расслабление, покой и естественность).

    11.Мысленные упражнения (и гун).Посредством «мыслей-команд» потоки дыхания ци направляются к пораженным тканям или органам.

    12.«Выплевывание и набирание» (туна гун).Различные комбинации дыхательных упражнений, выполняемых в состоянии расслабления, покоя и естественности.

    13.Укрепляющий массаж (баоцзинь аньмо).Различные виды самомассажа по ходу меридианов и по акупунктурным точкам в сочетании с тренировкой пневмы (энергии) и мысли, т.е.определенными психическими усилиями.

    14.«Восемь отрезков парчи» (ба дуань цзинь), «игры пяти животных», «основы преобразования мышц» (и цзинь цзин).Традиционные общеукрепляющие гимнастики, включающие многочисленные комплексы самых разных упражнений.

    Практика Цигун: учение для начинающих, особенности и результаты

    Популяризация восточных боевых и прикладных искусств, чаще как оздоровительных гимнастик, привели к тому, что для западных стран и России стали привычны слова медитация, мантра, йога, у-шу, кунг-фу и цигун.Каждая из этих систем сочетается друг с другом, наделяя человека силой и здоровьем.

    С древних времён все системы совершенства на Востоке держались в строгом секрете, вплоть до второй половины XX в.К его концу сначала стали проникать боевые искусства, а на рубеже XXI ст.в жизнь западного мира начали входить медитации с йогой.И вот только недавно стали широко преподавать цигун.Что это за искусство, позволяющее достичь полного внутреннего спокойствия, здоровья, подвижность суставов и позвоночника на ранних этапах, а на продвинутых получить особые знания, наделяющие практикующего сверхвозможностями.

    Этимология

    Слово цигун состоялось из двух иероглифов «Ци» и «Гун».Звучащий в русской этимологии Ци по-китайски звучит Чи.Ци — энергия, дающая начало всему, находящаяся везде и во всём.Гун — деятельность, труд.Слово буквально переводится как работа с энергией.В глубоком значении цигун, это искусство обладания внутренней энергетикой, позволяющее использовать энергию извне, дающее крепость здоровья, долгожительство, избавление от недугов, а также имеющее боевой аспект.

    Цигун Википедия характеризует, как систему упражнений, соединяющих дыхание и медитацию в позициях и движении, созданных на базе даосских и буддийских практик, осуществляемых исключительно с физиотерапевтическим смыслом, но это скромненько сказано.Кроме оздоровительного эффекта, учение цигун открывает доступ в высочайшие области осознания, раскрывает подлинную суть и потенциал адепта.

    Направления цигуна

    Цигун вобрал в себя сразу несколько практик: медитацию, дыхание, предельную концентрацию, определённые позиции и перемещения.Это мощная и ёмкая система, применяемая в восточных школах и религиях, имеет пять основных направленностей, разделяясь, согласно области применения:

    1. Китайский медицинский;
    2. Даосский;
    3. Буддийский;
    4. Конфуцианский;
    5. Боевой цигун.

    Направлений пять, а школ не счесть.В некоторых восточных традициях практика цигун является прикладной, значительно продвигающей адепта в основных техниках.Выполняя комплекс или элемент из него, практикующий выполняет техники дыхания.В состоянии динамической медитации он соединяет определённые движения, всё тело в последовательности движений слаженно перетекает, перемещаясь из позиций вместе с дыханием, когда движение совпадает с вдохом, выдохом или задержкой.При этом чувствуя каждое движение, где-то натяжение, где-то на место что-то стало.Правильное выполнение комплекса приносит удовольствие от занятия.

    Китайский медицинский

    Китайский цигун тесно связан с традиционной восточной медициной, базирующий на принципах равновесия полюсов в организме и пяти природных элементов, символизирующих стадии жизни:

  • дерева — рождения;
  • огня — роста;
  • земли — расцвета;
  • металла — зрелости;
  • воды — смерти.
  • Согласно их учению свободно двигающаяся энергия Ци (Прана) в теле, залог здоровья.Когда образуется её застой, тогда на том месте проявляется болезнь.Но, кроме жизненных стадий, на основе первоэлементов систематизировали все процессы и органы восприятия, чувства и переживания, части тела и органы в человеческом организме.Основываясь на этом, китайские мастера диагностируют заболевание и выбирают лечение.

    Цигун используемый последователями Дао, в дословном переводе означающее путь.Больше используется как медитация, в результате чего достигается долголетие и озарение, появляется непосредственная связь с природой.Даосы заметили, что увеличение Ци (праны) приводит к укреплению духа.Проходя первые три стадии, заключающиеся в преобразовании изначальной энергии в Ци, а затем поднятия её к макушке, для питания мозга, приводят к укреплению здоровья и достижению долголетия.Теперь даос может приступать к высочайшим задачам — просветлению.

    В даосском цигуне используют поэтапный метод следования к высшим материям, что заметно в техническом исполнении, где точно следуют очерёдности действий, выполняя их регулярно, продвигаясь шаг за шагом.Принципы школы заключаются в циркулировании энергии по каналам, с концентрацией на активных точках организма.

    Буддийский

    Буддийское направление нацелено на осознание, с целью достичь высший энергетический уровень, притом ускоренным методом, внимание обостряется на внезапные преобразования сознания.

    Конфуцианский

    Развитие внутренних резервов организма и потенциала человека, используя методы взращивания искренности, бесстрастия, сдержанность и внимание, охватывая им весь мир, быть к нему отрытым.Честь и совесть адепта, позволяют даже в ярости контролировать речь и поведение.

    Боевым назван согласно области применения.Все восточные школы боевого направления применяют цигун как прикладное искусство, особенно храмовые школы внутреннего стиля, где последователю требуется развитие внутренней силы.Впрочем, цигун весьма схож с выполняемыми катами боевой техники, присутствием в обеих системах позиций и перемещений, в полном сосредоточении, с дыханием и характерными чувствами в теле.Только практика цигуна наделена оздоровительными, повышающими энергетический потенциал эффектами, наделяющими силой.

    В результате укрепляется тело, становясь несокрушимым и твёрдым, словно сталь.Кроме физического эффекта, открываются каналы, повышающие качество восприятия и жизни, происходит психологическая подготовка состояния в бою.

    Во многих боевых школах цигун выполняется как энергетическая система, в разных вариантах исполнения, дающихся поэтапно, согласно прохождению предыдущих.Он укрепляет части тела, наделяет огромной физической силой, устойчивостью позиций.Упражнения, совмещённые с практикой дыхания, вводят адепта в состояние боевого транса, при котором отсутствует чувство боли, сила возрастает до невероятных размеров.Такой боец может противостоять сотне врагов, его тело становится неуязвимым.

    Цигун для начинающих

    Многим людям, с западным складом ума, цигун может показаться сложнейшим в практическом исполнении и психологической нагрузке искусством, но это не совсем так.Это действительно с виду физически сложно выполнимая и глубокая система, связанная с космологическими и физиологическими принципами, которая на высших этапах приводит к запредельным, для обывателя, состояниям сознания.Но она построена на принципе: от простого к сложному.

    Начиная с простейших упражнений, в зависимости от возраста и физических возможностей вновь поступившего, система усложняется, дополняясь характерными чувствами в теле и ощущениями движения, когда всё тело работает слаженно и свободно, согласуясь с дыханием.В результате наступает иное восприятие мира, ведущее к каждодневным открытиям на своём пути, постоянно расширяя сознание до вершин совершенства, которому нет предела.

    Не всем стать мастером боевых искусств или цигуна, каждый может оздоровить себя, повысив качество жизни, за счёт духовного развития, оздоровительными комплексами, разработанными на основе древних знаний.Начать заниматься может любой человек, в любом возрасте.Если есть физические ограничения, то для этого есть определённые практики, статические упражнения, например, наделяющие особым состоянием, помогающие излечивать недуги.

    Первые шаги в практике цигун

    Для первого шага необходимо верить, что всё получится, какой бы сложной ни казалась практика цигун.Для начинающих разработан специальный комплекс из простых, в выполнении позиций и перемещений.Больше преобладают медитации и дыхательные системы.В роликах и на фотографиях люди видят не самых начинающих.Демонстрируют всегда достижения, поэтому на показательных выступлениях и в рекламных роликах технические достижения и красоту движения демонстрируют продвинутые ученики или мастера.

    С виду простой комплекс для начинающих, прекрасно подходящий для людей с отвратительной физической формой и людей преклонного возраста, в действительности довольно результативный комплекс, с первых занятий наделяющий жизненной силой, подвижностью, ясным сознанием.Физические данные не имеют значения, по причине простоты в исполнении, даже для тех, кто никогда не увлекался физическими упражнениями и спортом.

    Для начала занятий необходимо следующее:

  • вера в себя, что всё получится;
  • осознанность и добровольное желание заниматься;
  • отсутствие стремления изучить всё сразу, только постепенно и своевременно;
  • наличие систематического подхода к занятиям.
  • Прежде всего необходимо верить, что начиная постигать простые упражнения, через время получится освоить более сложные.Кроме физических упражнений, практика подразумевает тонкую работу с внутренним миром.Для этого необходима практика в полном осознании.Новички часто стараются выучить быстро как можно больше упражнений, что ведёт к упущению тонкостей и сосредоточения на главных элементах.

    Не нужно стремиться к количеству заученных форм, лучше во время практики точно выполнять физические действия, концентрируясь на чувствах и внутренних переживаниях.Лучше сделать одно-два упражнения качественно, уделяя каждому движению всего себя, без остатка, чем выполнять весь комплекс поверхностно, без соблюдения предписаний из учения.

    Если человек решил заниматься, то следует заниматься систематически, в одно и то же время, без перерывов, а потом рывков с большими нагрузками.Не проявлять жалости к себе и не лениться, посещать занятия или практиковать дома в отведённое время, не пропуская занятия.Заниматься лучше под присмотром инструктора 2-3 раза в неделю, а в остальные дни практиковать самостоятельно, используя обучающее видео.Самостоятельные занятия самоорганизуют и воспитывают внутреннюю дисциплину.

    Площади для практики достаточно в пределах шага в разные стороны и времени 15 мин, после разучивания комплекса.Регулярные занятия позволяют освоить комплекс полностью и правильно выполнять каждое упражнение.В результате, организм на клеточном уровне оздоравливается, мышцы становятся эластичными, появляется свобода в движениях, укрепляется позвоночник, нормализуется кровообращение.Кроме физического здоровья, комплекс положительно воздействует на духовное состояние, наделяя безмятежным спокойствием.

    Пошла заниматься цигуном около года назад и сейчас, оглядываясь назад, сразу вижу разницу между тем кем была и теперь стала.Из болезненной, постоянно болеющей в зимний период и болями в спине, превратилась в совершенно здорового человека.Нерешительность и жизненный застой уступили место инициативности и процветанию жизни.Я наконец-то стала счастливой, окрепла семья, прежнюю работу, которая не удовлетворяла меня, заменила на интересную и хорошо оплачиваемую, с перспективой развития.

    Занимаюсь боевыми искусствами и вот через годы занятий показали комплекс, с необходимостью его исполнять сразу после пробуждения.Он делается динамично, предыдущее упражнение плавно перетекает в следующее, во время практики состояние полного спокойствия.Размеренные движения, соединённые с характерными позициями тела и дыханием, прибавляют энергии.В теле появляются чувство свободы и чёткости движения, возрастает скорость каждого действия.Комплекс влияет на внутреннее состояние, становишься инициативным и энергичным, ясно воспринимается всё происходящее и сразу находится оптимальное решение всех вопросов.

    Проделывая комплекс первые полгода, заметил произошедшие чудеса с телом.Дело в следующем, в жизни случился большой перерыв в занятиях, тело отвыкло от нагрузок и ударные части ног стали чувствительными к ударам.Немного позанимавшись, решил ударить по большому и высоко висящем мешку (груше) маваши, мой удар пришёлся в самый низ мешка подъёмом стопы, где весь песок сбился до твёрдости, словно у бетона.От боли скакал вокруг той груши, думая, что сломал стопу.Долго потом не подходил.

    На занятиях работали только на воздух и в парах, изучая энергетический комплекс.Больше не делали каких-нибудь укреплений и набивок тела, на груши не работали, но тело стало сильнее и свободней в движениях.Стали работать на лапы, по окончании занятия подошёл и ударил как только мог, ту злополучную грушу.О чудо! Только сильный глубокий хлопок, груша завибрировала, а на месте от удара оказалась вмятина, казалось когда-то бетоном в мешке.То есть укрепились все части тела от выполнения комплекса, сопряжённого с занятиями.

    Примечательно, что заряд состояния сохраняется на весь день и уделяя утром 15 мин, получаешь заряд бодрости на весь день.

    Решила поменять жизнь и сразу встретила предложение пойти заниматься цигуном.Для меня это был совершенно новый мир и решение принимала с опаской, которая прошла после первых занятий.Жизнь стала наполняться радостью и силой, самочувствие улучшалось.На данный момент занимаюсь уже более трёх лет.Чудесным образом прошли все заболевания, после долгих лет борьбы с ними.Жизнь в целом значительно изменилась в лучшую сторону, стала дышать полной грудью, прошёл хронический бронхит, с лёгкостью бросила курить.

    Сейчас занимается моя мама и вся моя семья.Мать тоже сначала относилась скептически к подобным практикам, но попробовав, поняла как ошибалась.Будучи в преклонном возрасте, мать получила дополнительную силу жизни и обрела вторую молодость.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Валентин Грибалев
    Написано статей
    1199
    Ссылка на основную публикацию