Богиня кали

Тема статьи: Богиня кали - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Кто такая богиня Кали? Легенда о богине Кали.Индийская мифология

Индийские мифы о богах, в отличие от античных, до сих пор остаются малоизвестными, и большинство европейцев не имеют о них ни малейшего представления.Интересно, что такие легенды являются не обычными рассказами, а настоящими эпосами, в правдивость которых свято верят истинные индусы.

Появление богов

История Древнего мира полна различных преданий и мифов, и у каждого народа они свои.Как известно, появлению многочисленных богов способствовал тот факт, что люди в далеком прошлом не могли объяснить, почему происходят те или иные явления природы.Человек отлично понимал, что есть много вещей, которые он не может делать сам, например, метать молнии, вздымать огромные волны на море или поднимать ветры.Поэтому такие способности он начал приписывать более могущественным существам, которые смогли бы вызывать столь грандиозные явления.Они обычно имели облик человека или животного.Индийские боги и богини часто наделялись внешностью и качествами тех и других.Ярким тому примером могут быть Ганеша или Хануман – оба с человеческой фигурой, но один с головой слона, а другой – обезьяны.

Не секрет, что наиболее разнообразным и богатым из всех языческих верований является именно индийская мифология.Боги и богини, о которых пойдет речь в этой статье, еще и наделялись несколькими ипостасями.

Надо сказать, что индуистские легенды начали складываться примерно в I веке н.э.в ведической культуре индо-ариев.И все это благодаря брахманизму, подвергшемуся влиянию буддизма.Кроме того, в индуизм были включены многие из идей ведизма.Эта образовавшаяся религия стала новым этапом в развитии древнеиндийского общества.

Главная триада

Индуизм на первый план поставил бога-творца и установил более строгую иерархию в пантеоне.Имена индийских богов, таких как Брахма, Шива и Вишну, входят в триаду (тримурти) верховных существ, воспринимаемых как проявление единого божества.Первого из них почитали как создателя и управителя мира, который устанавливает на земле социальные законы (дхарма) и делит общество на касты.

Со временем особые роли стали отводиться и двум другим: бог Шива стал разрушителем, а Вишну – охранителем.Вследствие такого разделения возникли два основных направления в индуизме – шиваизм и вишнуизм.Даже сейчас последователей данных течений довольно много.Индуистская религиозная система, состоящая из различных культов, в соотношении с образом Вишну выработала концепцию аватар, представляющую собой учение о боге, который время от времени нисходит в мир людей.При этом каждый раз он меняет свой облик.

Как известно, индусы поклоняются сотням богов и богинь.Одни из них белые, как перья лебедя, другие красные, как будто работали не покладая рук, под лучами палящего солнца, третьи же совсем черные, словно уголь.Но всех их объединяет одно – они держат мир и судьбу народов в гармонии.Пантеон построен таким образом, что все древние божества в нем занимают свою нишу.

Брахма – владыка всего сущего, который имеет четыре красных лика, смотрящих в разные стороны.Его обычно изображают сидящим в позе покоя на белом или розовом лотосе.Живет он на величественной горе Меру.Его жена Сарасвати является покровительницей наук и искусств.

Индийский бог с головой слона – Ганеша.Он считается одним из самых популярных мифических персонажей.Его отцом был бог Шива, а матерью – богиня Парвати.С ним связана одна интересная легенда, согласно которой он изначально был прекрасным ребенком.Вскоре боги пришли поздравить родителей с появлением на свет сына и принесли с собой подарки.Увидев младенца, все они восхищались его красотой.Единственным, кто не посмотрел на него, был бог Шани, который обладал губительной силой взгляда.Несмотря на это, Парвати настояла, чтобы он увидел ее сына.Как только Шани взглянул на него, голова ребенка покатилась и упала на землю.Шива пытался спасти мальчика, приставив ее обратно, но она так и не приросла.Тогда Брахма посоветовал родителям поменять ее на голову первого животного, которое попадется им на пути.Им оказался слон.Кроме того, индийский бог мудрости Ганеша является покровителем путешественников и купцов.

Весь пантеон перечислить невозможно.Вот только несколько наиболее известных и почитаемых божеств:

● Индра – хранитель Восточной стороны света.Он является богом войны и правителем Амаравати – одного из так называемых нижних небес.

● Варуна – всевидящий и карающий судья.Он является воплощением истины и мирового порядка.Именно он разыскивает виновных, наказывает их, а также отпускает грехи.

● Агни – индийский бог огня.Он представляет собой воплощение священного пламени, которое своими языкам возносит жертву прямо на небеса.

● Сурья – озаряет мир светом, уничтожает тьму, болезни и врагов.Он олицетворяет всевидящее Око богов Варуны, Митры и Агни.

● Кама – всегда изображается в виде красивого юноши с луком и стрелами.Он является покровителем влюбленных и похож на своего европейского собрата.

● Ваю – повелитель ветра, олицетворяющий мировое дыхание (прану).

● Яма – довольно свирепое божество.Он является владыкой царства мертвых и управителем Чистилища.

Все вышеперечисленные божества обладают большой силой и могуществом, но все они преклоняются перед лицом великой и устрашающей Кали.

«Рамаяна» и «Махабхарата»

История Древнего мира неразрывно связана со множеством мифов и легенд.Но, пожалуй, самыми известными являются индийские эпосы «Рамаяна» и «Махабхарата», которые были написаны на санскрите примерно 2 тыс.лет назад.Обе поэмы относятся к жанру, называемому героическим эпосом.Это значит, что действия, описанные в них, — не что иное, как исторические предания, т.е.их содержание основано на реально произошедших когда-то событиях.И это в первую очередь относится к эпосу «Махабхарта».Как считают историки, в нем идет речь о междоусобной войне, вспыхнувшей между двумя ветвями царского рода племени Бхаратов где-то на рубеже II-I веков до н.э.

События, на которых основана «Рамаяна», для специалистов менее ясны.Но все же считается, что и здесь присутствует исторический стержень.Ученые полагают, что данная поэма рассказывает о борьбе завоевателей Индии, племен ариев, с коренным населением индийского юга.Эти события могут относиться к XIV-XII столетиям до н.э.

Данный эпос повествует о походе Рамы, одного из самых любимых героев не только Индии, но и сопредельных стран, к острову Ланка (скорее всего, это современный Цейлон) и о поисках его жены, которую похитил предводитель демонов-ракшасов.«Рамаяна» состоит из 24 тыс.шлок (двустиший), собранных в семь книг.В мифологии индийский бог Рама является седьмым воплощением Вишну.В этом образе он избавляет как людей, так и богов от власти злобного предводителя ракшасов Равана.

В обоих памятниках древнеиндийской поэзии непостижимым образом переплелись аллегория, правда и вымысел.Считается, что «Рамаяна» вышла из-под пера Вальмики, а «Махабхарата» — мудреца Вьяса.Стоит отметить, что в том виде, в котором дошли до нас эти произведения, они не могут принадлежать какому-то конкретному автору или относиться лишь к одному веку.Эти великие эпосы являются результатом многочисленных изменений и дополнений.

Легенда о богине – Матери всех миров

В глубокой древности асура Махиша долгое время исполнял покаяние и за это был награжден даром, который давал ему возможность становиться невидимым.Тогда этот демон задумал стать владыкой мира и свергнул Индру с небесного престола.Боги, которые не захотели подчиняться свирепому демону, отправились к властителям мира Брахме, Вишну и Шиве и умоляли спасти их от такого унижения.

Из уст разгневанной триады вырвалось пламя гнева, соединившееся в огненном облаке.Озарив грозным блеском всю Вселенную, из него появилась женщина.Ее лицо было пламенем Шивы, руки олицетворяли мощь Вишну, а пояс – силу Индры.Ее брови создали божественные братья-близнецы Асивины, глаза – повелитель огня Агни, уши – ветреный Ваю, зубы – Брахма, волосы – владыка царства мертвых Яма, а бедра – Притхиви, богиня земли.Небожители дали ей в руки оружие: топор и трезубец, лук и стрелы, петлю и палицу.Так возникла богиня Кали.

Воинственный и страшный клич вырвался из уст Матери, и она, оседлав льва, бросилась на врага.Тысячи воинов, подчинявшихся Махиши, набросились на нее, но она с легкостью отражала их атаки.Ее дыхание создавало все новых и новых воинов, которые с неистовством бросались в сражение.Грозная богиня закалывала демонов копьем, рубила мечом, убивала их стрелами, накидывала им на шеи петли и волоком тащила их за собой.

От этой великой битвы потемнело небо, затряслись горы и полились реки крови.Несколько раз богиня Кали настигала Махишу, но он все время менял свой облик и уходил от нее.Но, наконец, она огромным прыжком нагнала демона и с невиданной силой обрушилась на него.Она наступила своей ногой ему на голову и ударом копья пригвоздила его к земле.Махиша опять попытался принять иной облик и снова ускользнуть от разгневанной богини.На этот раз она опередила его и мечом отсекла ему голову.

Радуясь одержанной победе, Кали начала танцевать.Она двигалась все быстрее и порывистее.Все вокруг стало сотрясаться, отчего миру грозило полное уничтожение.Боги испугались и стали умолять Шиву прекратить неистовый танец Матери, но даже ему не удалось остановить ее.Тогда он лег перед ней на землю, но и это не помогло.Она продолжала свой неистовый танец, попирая ногами его тело, пока не осознала всего происходящего.Только тогда она остановилась.

Боги преклонились перед Матерью всех миров.А она, уставшая от сражения, окровавленная и теперь добродушная пообещала им помогать каждый раз, как только потребуется ее поддержка.После этого богиня скрылась в своих неприступных храмах, чтобы отдохнуть и насладиться своей победой.Извечная Мать всего сущего, она за все в ответе, поэтому всегда остается в боевой готовности.

Изображение

Прежде всего Кали – богиня смерти, поэтому вполне естественно, что она выглядит угрожающе.Обычно ее изображают темнокожей, худой и четырехрукой женщиной с всклокоченными длинными волосами.

С левой стороны в верхней руке она сжимает покрытый кровью врагов меч, разрушающий двойственность и всякие сомнения, в нижней – отрубленную голову демона, которая символизирует усечение эго.Справа вверху ее десница делает жест, отгоняющий страх.Снизу же – благословляет на осуществление всех желаний.Руки богини – это символ четырех основных чакр и сторон света.

Глаза Кали управляют тремя главными силами: созиданием, сбережением и разрушением.Пояс, который она носит, целиком состоит из человеческих рук, что означает неминуемое действие кармы.Синий или черный цвет ее кожи является символом смерти, а также вечного космического времени.

Гирлянда из черепов, которой украшена богиня, символизирует целую цепочку человеческих воплощений.Ее ожерелье состоит ровно из пятидесяти деталей, столько же букв в санскрите — кладезе знания и силы.Взъерошенные волосы Кали служат таинственным занавесом смерти, окутывающим всю человеческую жизнь, а ярко-красный язык является символом руны раджас, а также энергии Вселенной.

Многоликая Кали

У этой богини две стороны: одна разрушительная, другая – созидательная.Под ликом Бховани она олицетворяет собой первое из начал.Поэтому ей необходимо приносить в жертву животных, так как она черпает свою силу из живых существ.Под ликом Дурги она истребляет зло.Если кто-то решил попросить у нее помощи в борьбе с демонами, он должен пожертвовать ей буйвола.

Богиня Кали является одной из ипостасей Дурги или Деви, жены Шивы.Она олицетворяет грозную сторону божественной энергии своего мужа.Кали обладает невиданной разрушительной силой, и об этом красноречиво говорит множество ее имен, например, Шри Кродхини (Вселенский гнев), Шри Уграпрабха (Источающая ярость), Шри Нарамандали (Носящая гирлянду из человеческих черепов).

Удивительно, но факт, что столь свирепую богиню считают символом материнской любви и заботы, а также почитают как защитницу всего человеческого рода от зла.При этом ее называют Шри Манорама (Наивысшее Божественное благоволение и очарование), Шри Виласини (Океан восторга) и другими подобными лестными именами.

Культ богини

Когда-то поклонение Кали было распространено практически повсеместно.Об этом говорят различные научные исследования, а также документальные свидетельства, коими являются священные тексты, принадлежащие разным религиям.Культ так называемой Черной богини имел в древние времена свои аналоги во всех уголках мира.Например, древние финны в дохристианскую эпоху молились Черной богине, которую именовали Кальмой.Семитские племена, некогда проживавшие на Синае, жриц богини луны называли Калу.Считается, что это не просто совпадения, так как рассматриваемый нами мифический персонаж является Матерью всех миров, которую почитали под разными именами и формами практически повсюду.

Сейчас индийская богиня Кали пользуется особенным признанием в Бенгалии как истребительница демонов.Дело в том, что на территории этого штата находится главный храм Калигхата (англичане произносят его название как Калькутта), посвященный именно ей.Отсюда пошло и название столицы Бенгалии.Второй по величине храм, воздвигнутый в честь этой богини, расположен в Дакшинешваре.

Праздник, посвященный Кали, отмечают в начале сентября.Во время проведения ритуального служения ее почитатели должны тремя глотками выпить освященную воду, а затем нанести между бровями специальную отметину красным порошком.У изображения или у подножия статуи богини возжигали свечи и подносили ей красные цветы.После этого читали молитву, а затем, вдыхая благоухание цветов, верующие садились вкусить жертвенные подношения.

Секта тугов

В период с XII по XIX век на территории Индии существовала некая тайная организация.Ее называли сектой тугов.Она состояла из настоящих фанатиков, которые посвящали всю свою жизнь только служению богине смерти Кали.В основном банды тугов действовали в Центральной Индии.Они занимались грабежом караванов и убийством путешественников.Обычно свою жертву туги душили, набрасывая ей на шею шарф или веревку, а труп сбрасывали в колодец или тут же закапывали при помощи ритуальной кирки или мотыги.

До сих пор точное количество их жертв не установлено, но, согласно Книге рекордов Гиннесса, их было около 2 млн.В 30-е годы XIX века тогдашнему генерал-губернатору Индии, обязанности которого исполнял лорд Уильям Бентинк, удалось покончить с сектой тугов путем многочисленных арестов и последующих за ними казней.С тех пор в английском языке появилось слово thugs, обозначающее «головорез», «разбойник», «убийца».

Ошибочное восприятие

На Западе есть культы сатанинских и мистических направлений.Они не только ошибочно воспринимают, но и описывают Черную богиню, сравнивая ее с египетским божеством Сетом.Ее изображают в виде беспощадной убийцы и жестокой кровопийцы, которая поедает плоть своих многочисленных жертв.

Богиня Кали имеет бесчисленное количество ипостасей, образов и воплощений.Она всегда загадочная и может быть одновременно устрашающей и притягательной.Она тревожит душу, а ее лики никого не оставляют равнодушным.Кали вобрала в себя все мыслимые проявления и формы божественного начала – от гневных и откровенно ужасающих до самых привлекательных и милостивых.

Богиня кали

Санскритское слово «кала» означает с одной стороны «смерть», а с другой — «время».

Согласно Маханирвана-тантре, «время, или кала, пожирает весь мир во время космического растворения — пралайи, но Кали пожирает даже само время, потому она и именуется словом Кали».Богиня Кали — высшая Богиня, ночь вечности, пожирательница времени.

«Вид ее ужасен.С растрепанными волосами, с гирляндой из свежеотрубленных человеческих голов.У нее четыре руки.В верхней левой руке она держит меч, только что окропленный кровью отсеченной головы, которую она держит в нижней левой руке.Верхняя правая рука сложена в жесте неустрашимости, а нижняя правая — в жесте дарования милостей.Цвет лица ее синеватый и лицо сияет, как темное облако.

Она полностью обнажена, и тело ее сверкает кровью, струящейся из гирлянды отрубленных голов вокруг ее шеи.В ушах у нее серьги из трупов.Клыки ее чудовищны, а лицо выражает ярость.Груди ее пышны и круглы, она носит пояс из отсеченных человеческих рук.Кровь струится из уголков рта, придавая блеск ее лицу.

Она издает пронзительные вопли и живет на местах сожжений трупов, где ее окружают воющие шакалы.Она стоит на груди Шивы, лежащего в форме трупа.Она желает сексуального союза с Махакалой в перевернутой позе.Выражение ее лица довольное.Она улыбается.Она сияет, как темное облако и носит черные одежды».

Кали — единственная среди богинь, кто полностью раскрывает природу высшей реальности и символизирует совершенно просветленное сознание.Принцип разрушения, который олицетворен в Кали, направлен на избавление от невежества и иллюзии.

Кали — еще и символ женской самодостаточности и эмоциональной независимости, в Кали-тантре указывается на то, что даже в сексе Кали занимает позицию сверху, то есть мужскую.Кали обладает огромной сексуальной силой.В более поздних текстах, особенно в тантрах, она предстает сексуально агрессивной и часто изображается или описывается в сексуальном союзе с Шивой.В ее сахасранама-стотре (гимн с перечислением имен божества) многие имена подчеркивают ее сексуальную ненасытность или привлекательность.

  • Та, чья сущностная форма есть сексуальное вожделение
  • Та, чья форма есть йони
  • Та, что пребывает в йони
  • Украшенная гирляндой йони
  • Та, что любит лингам
  • Живущая в лингаме
  • Та, кому поклоняются семенем
  • Живущая в океане семени
  • Всегда наполненная семенем
  • В этом отношении Кали нарушает понятие о контролируемой женщине, которая сексуально удовлетворена замужеством.Кали сексуально прожорлива и потому опасна.

    Кали воплощает свободу, в особенности свободу от общественных норм.Она живет за границами нормального общества.Она предпочитает места кремации, то есть места, которых обычно избегают нормальные члены общества.Она живет в лесах или джунглях, среди дикарей.Ее распущенные волосы и нагота говорят о том, что она совершенно бесконтрольна, полностью свободна от социальных и этических обязанностей и ожиданий.По той же причине она аутсайдер, за пределами условностей.

    Две особенности, типичных во внешности Кали, — ее распущенные волосы и высунутый язык — представляются подходящими выражениями ее «инаковости», ее нетрадиционного, раздвигающего границы, разрушающего привычные роли, порогового характера.В иконографии она почти всегда изображается с открытым ртом и высунутым языком.В ее ранней истории, где она изображается как дикая, кровожадная богиня, живущая на краю цивилизации, или как яростная сокрушительница демонов, хмелеющая от крови своих жертв, ее высунутый язык, как и ее фигура, кажется, говорит о ее жажде крови.Она сильно высовывает язык, чтобы удовлетворить свой дикий, всепожирающий аппетит.

    Высунутый язык Кали имеет два основных значения в контексте тантры: сексуальное удовлетворение и поглощение запретного или загрязненного.На изображениях Дакшина-Кали Шива иногда представлен в состоянии эрекции, а в некоторых дхъяна-мантрах и иконографических образах Кали она находится в сексуальном союзе с ним.В обоих случаях язык ее высунут наружу.

    Разинутый рот Кали и ее высунутый язык, ее внешность и привычки отвратительны для нашей обычной чувствительности.Возможно, именно это и является главным в тантре.То, что нами воспринимается как отвратительное, грязное, запретное, безобразное, коренится в ограниченном человеческом, или культурном, сознании, которое упорядочило, выстроило и разделило реальность на категории, служащие ограниченным эгоцентричным, эгоистичным концепциям о том, каким должен быть мир.Кали своей грубостью перестраивает эти категории, приглашая тех, кто хотел бы у нее научиться, быть открытыми всему миру во всех его аспектах.

    Она призывает своих почитателей отважиться попробовать мир в его самых отвратительных и запретных проявлениях, для того чтобы обнаружить в основе его единство и святость, то есть саму Великую Богиню.

    Распущенные волосы Кали знаменуют конец мира, они развеваются в разные стороны; порядка больше нет; все обратилось в хаос.«Заплетенная коса» социального и космического порядка кончается в диких, распущенных, развевающихся волосах Кали.В некоторых обстоятельствах, почти всегда имеющих отношение к осквернению и загрязнению того или иного рода, индуистские женщины распускают свои волосы.В частности, они делают это во время менструации.Махабхарата указывает на хорошо известный запрет носить волосы заплетенными во время менструации и не заплетать их до тех пор, пока не будет совершено ритуальное омовение, завершающее период загрязненности.Вдобавок к непричесанным во время менструации волосам пенджабские женщины также распускают волосы в период, следующий за рождением ребенка, после полового акта и смерти мужа.Таким образом, женщины распускают волосы, находясь в состоянии загрязненности.

    Четыре руки Кали символизируют полный круг творения и разрушения, который содержится внутри нее или охвачен ею.Она представляет собой неотъемлемые творческие и разрушительные ритмы вселенной.Ее правые руки, сложенные в жесте «не страшитесь» и дарования милостей, символизируют творческий аспект Кали, а левые руки, держащие окровавленный меч и отрубленную голову — разрушительный аспект.

    Три ее глаза олицетворяют солнце, луну и огонь, с помощью которых она может контролировать три режима времени: прошлое, настоящее и будущее.Окровавленный меч и отрубленная голова также символизируют уничтожение неведения и нисхождение знания.Этот меч — меч знания, или бескорыстной садханы, разрубающей узлы неведения и разрушающей ложное сознание (отрубленная голова).Этим мечом Кали открывает ворота свободы, разрубив восемь уз, связывающих людей.Кроме ложного сознания, истекающая кровью отрубленная голова также означает истечение гуны раджаса (страстные наклонности), что полностью очищает адепта, который наполняется саттвическими (духовными) качествами в своем пробуждении к истине.

    Высунутый язык Кали и острые клыки олицетворяют победу, одержанную над силой раджаса (красный язык) силой саттвы (белые зубы).Таким образом, Кали полностью состоит из саттвы, она совершенно духовна по своей природе, превзойдя всю скверну, содержащуюся в других гунах.

    Чернота Кали также говорит о ее всеобъятной, всепоглощающей природе, поскольку черный — цвет, в котором исчезают все другие цвета; черный поглощает и растворяет их.Или же говорится, что черный символизирует полное отсутствие цвета, что снова означает ниргуну — отсутствие характеристик — природу Кали как высшей реальности.В любом случае черный цвет Кали символизирует превосхождение ею всех форм.

    Нагота Кали имеет сходное значение и указывает на то, что она совершенно выходит за пределы имени и формы, за пределы иллюзорных воздействий майи и ложного сознания, что она полностью трансцендентна.Считается, что ее нагота олицетворяет совершенно просветленное сознание, не поддающееся влиянию майи.Кали — сияющий огонь истины, которую невозможно скрыть под покровом неведения, представленным майей.Эта истина просто сжигает их.

    Жилище Кали — место кремации — имеет схожее значение.В месте кремации происходит растворение пяти элементов.Кали обитает там, где происходит растворение.В смысле почитания, ритуального поклонения и садханы это обозначает растворение привязанностей, гнева, похоти и других закабаляющих эмоций, чувств и представлений.Сердце преданного находится там, где происходит это сожжение, а Кали пребывает именно в сердце.Преданный помещает ее образ в сердце, и под его воздействием сжигает все ограничения и неведение в погребальном костре.Этот внутренний погребальный огонь в сердце есть огонь знания, джняна-агни, который дарует Кали.

    Кали, стоящая на Шиве, олицетворяет благословение, которое она дает своим преданным.Шива представляет собой пассивный потенциал созидания.В философии йоги он — пуруша, букв.«мужчина», неизменный, лишенный характеристик аспект реальности, в то время как Кали — активная пракрити, природа физического мира.Согласно такому представлению, Кали и Шива вместе символизируют высшую реальность.

    Еще одно истолкование Кали, стоящей на Шиве или занимающейся с ним сексом в перевернутой позиции, говорит, что это символизирует инволюцию медитации, те средства, с помощью которых человек «воссоздает» вселенную для того, чтобы пережить блаженный союз Шивы и Шакти.

    Ошеломляющее присутствие образов смерти во всех описаниях Кали также можно понимать как символ преображающей природы богини.Она заставляет задуматься о главном в жизни, убрав шелуху и ненужное.

    Текст опубликован из открытых источников

    Кали – богиня смерти

    Об индийской богине Кали многие если и знают, то, в основном, из голливудских фильмов.Для западного человека представление об этой богине может быть приблизительно следующим.Кали – богиня смерти, которой поклоняются безумные фанатики, устраивающие кровожадные ритуальные жертвоприношения.

    Кали — индийская Богиня смерти

    Именно благодаря пропаганде киноиндустрии люди реагируют неоднозначно, услышав имя этой богини из индийской мифологии.Однако, сами индийцы прекрасно знают, кто такая Кали и свято почитают ее.Ее образ одновременно и устрашающий, и прикрывающий от зла всякого, кто ищет Бога.Ее нельзя однозначно назвать ни плохой, ни хорошей.Но, точно можно сказать, что ее образ изначально не связан с поклонением смерти и восхвалением человеческих жертвоприношений.Переиначенное толкование ее символизма стало благодатной почвой для возникновения своего рода сатанинских религиозных течений.Естественно, что из каждого образа можно взять то, что выгодно для конкретного человека или группы людей.

    Богиня Кали – многоликая, устрашающая мать всего сущего

    Богиня Кали в индуизме понимается как Сила и Желание (Шакти) Бога.Благодаря ей разрушается все зло.Она – богиня-матерь, источник плодородия и жизни.Но, в то же время, она – темная сторона Пракрити (природы).В ее власти – созидание и разрушение.

    Из священного шактистского текста «Деви-махатмья», появившегося приблизительно в V-VI веке н.э., мы знаем, что доисторический прообраз источника всей жизни в мире трансформируется в некую богиню Кали, представляющей собой мощную космическую силу.

    В текстах она проявляется как богиня, побеждающая демонов в битве двух сил – божественных и тех, кто хочет занять место божеств.Согласно сказанию, асура Махиша, злобный демон, возжелал установить собственную власть над всем миром.Но боги нашли выход, создав существо-воительницу, которое соединило в себе всевозможные способности от разных божеств.Например, от Вишну она взяла непревзойденную мощь, от Шивы – могучее пламя, от Индры – несоизмеримую ни с чем другим силу.

    Бросилась она в атаку с боевым кличем.Все, кто представал у нее на пути, мгновенно был уничтожен.Яростно, неистово она поражала всех противников.Хлещущая кровь превращалась в нескончаемые потоки, горы – в пыль, а небо даже почернело от того ужаса, что оно видело.Уничтожив всех демонов, Кали настигла Махишу и с жестокостью отсекла ему голову.

    Но величественная богиня уже не могла унять свой пыл.Она сокрушала все, что было перед ней.Выполняя безумный танец, Кали наслаждалась триумфом победы, не желая останавливаться.Когда боги поняли, что, ликуя, она способна разрушить мир, Шива решил пойти на хитрость, чтобы остановить ее.

    По одной версии, он обернулся плачущим младенцем, лежащим на поле боя среди убитых демонов.Кали, увидев его, не смогла унять свои материнские чувства, и взяла ребенка на руки.Принявшись его успокаивать, она позабыла о своем сумасшедшем танце.По другой версии, Шива попросту упал на землю перед мимо проходящей Кали, из-за чего она споткнулась.

    Когда наступил вечер, Шива решил задобрить богиню, исполнив тандаву (танец творения).Кали не смогла сдержаться и тоже пустилась в пляс.

    С момента великой битвы на нее возложено одно из ее основных предназначений – разрушение всего зла в мире.

    Кали словно мать для своих детей.Она дает не только любовь, защиту и заботу, но также величайшие знания тем, кто преклоняется перед ней.Неспроста ее называют и богиней смерти.Печаль, смерть, разложение победить нельзя – их нужно принять как данность.Для всецелого осознания своего бытия человек должен принять тот факт, что бороться с этими проявлениями жизни (да, боль, горе и смерть – это тоже проявление жизни) бесполезно.Также она всячески отрицает стремление человека ставить свое эго в центр мироздания, пытаясь тем самым привлечь к себе внимание и изменить естественный ход жизни.

    Человек должен принять свою смертность.Только так он сумеет раскрепоститься, стать по-настоящему свободным.Здесь проявляется еще одно важно предназначение Кали – раскрыть перед людьми их смертную сущность, освободив их от пут рациональности и практичности.

    Множественные имена богини Кали

    Впервые упоминание богини именно под именем «Кали» встречается в Ригведах.С санскрита это слово переводится как «черная».Но у нее столько имен, что все, пожалуй, и не счесть:

  • Каларати («черная ночь»);
  • Калика, Калике – форма имени Кали;
  • Коттравей – у тамилов;
  • Каликамата «черная земная мать».
  • Кроме этого, известны и другие ее имена, отражающие многогранность ее сущности: Деви, Махамайя, Дурга, Лолита.

    В трактате Шри Шанкарачарьи «1000 имен Лолиты» указываются множественные имена Кали, в каждое из которых вложен определенный смысл.

    Из легенды, повествующей о ее создании и кровавой битве с демоническим войском Махиша, в котором она одержала победу, становится понятным, почему у нее такие имена:

  • Шри Нихсамшйя (Не имеющая Сомнений);
  • Шри Парамешвари (Основной Правитель);
  • Шри Ракшакари (Спасительница);
  • Вишва-Гарбха (Вся вселенная заключена в Ней);
  • Шри Ади Шактихи (Святой Дух, Первичная Сила);
  • Шри Кродхини (Космический Гнев);
  • Шри Уграпрабха (Излучающая Ярость);
  • Шри Нарамандали (Одетая в гирлянду из черепов).
  • Эти имена характеризуют ее как величественную правительницу, беспощадную воительницу с безграничной силой и яростью, избавительницу от зла.

    Но, в то же время, она может излучать заботу и доброту.Об этом свидетельствуют такие ее имена:

  • Шри Бхогавати (Верховный Даритель);
  • Шри Виласини (Океан Радости);
  • Шри Манорама (Высочайшая Божественная милость и очарование).
  • Множественность имен Кали указывает на то, что в ней заключена вся Вселенная с ее всевозможными проявлениями.Она не является злом или добром.Она представляет собой что-то вроде справедливости: тем, кто находится в поисках Бога и праведного пути, Кали помогает, оберегает от зла; тому, кто мнит себя всесильным, она указывает на ограниченность и смертность физического тела.

    Глубокий символизм в изображении Кали

    Кали на фото, иллюстрирующих изображение этой богини, демонстрируют глубокий смысл и ее роль во Вселенной.

    Пожалуй, ее вид наиболее устрашающий среди всех богов индийской мифологии.Одетая в шкуру пантеры или же представленная нагишом, четырехрукая, худая, с растрепанными волосами, она гордо держит в одной руке меч, а другой возвышает голову ею же убитого демона.Кожа тела и лица, которая, кстати, имеет черный или иссиня-черный цвет, залита кровью.Глаза пылают огнем, а изо рта высунут алый язык.

    Абсолютно каждая деталь на изображении Кали обязательно несет какую-то смысловую нагрузку.Нет ни одного элемента, который бы присутствовал «просто так».Несмотря на то, что во всем просматривается символика смерти, разрушения и безграничного страха, все можно истолковать совсем не так, как кажется на первый взгляд.

    Так какие же символы мы найдем на изображении Кали?

    1. Три глаза богини олицетворяют творение (прошлое), сохранение (настоящее), разрушение (будущее).Это значение скрыто в самом имени Кали, так как слово «кала» в санскрите используется для обозначения времени.Кроме того, три глаза еще и символизируют Огонь (или же молнию), Луну, Солнце.Кстати, символом Кали считается полумесяц.
    1. Ярко-красный язык, высунутый изо рта, изображает гуну Раджас – страсть, деятельность, активность.
    1. Белые зубы – отражение чистоты.
    1. Четыре руки – полный круг созидания и разрушения, четыре стороны света и четыре чакры.Каждая из рук Кали имеет свое предназначение.Верхняя правая делает защитный жест, прогоняющий страх.Нижней правой рукой богиня благословляет каждого, кто ищет свой путь, помогает в исполнении желаний.

    В верхней левой руке Кали на изображениях обычно присутствует окровавленный меч.Он развенчивает все сомнения, двусмысленность, ложные знания.Нижняя левая рука держит отсеченную голову демона.Это не что иное, как отсечение Эго, мешающего постичь истинное знание.

    1. Полная грудь Кали – это символ материнства, дающего жизнь чему-то новому.Также понимается как творчество.
    1. Шею и грудь богини украшает ожерелье из человеческих голов.Всего их насчитывается 50 – столько же, сколько и букв в алфавите санскрита.Это стоит понимать как мудрость, знания.Еще головы олицетворяют непрерывную череду жизненных перевоплощений.
    1. На бедрах Кали можно рассмотреть пояс, состоящий из человеческих рук.Это – прообраз кармы.Почему именно руки? Человек с помощью своих деяний способствует формированию кармы, воздействующей на судьбу личности, ее сансару.Так как именно руки олицетворяют действия и труд, имеет место такой символ.Но если человек будет всецело преданным Кали, богиня может «вырвать» его из цикла кармы.
    1. Шива, лежащий под ногами своей супруги Кали, показывает, что духовное превосходит физическое, и что женское начало в создании стоит на порядок выше пассивного мужского начала.

    Кали и Шива

    Богиня во многих своих проявлениях покровительствует творчеству, так как она сама не только разрушает, но и создает новое.Поэтому ее считают источником вдохновения для всех творческих людей – писателей, поэтов, художников и т.д.

    Многогранный смысл черноты и наготы богини Кали

    В том, что Богиня изображается обычно нагой, а ее кожа имеет черный цвет, тоже имеется глубокий смысл.

    Черный цвет, заключенный, кстати в одно из имен богини («кали» с санскрит.– «черный»), можно истолковать как:

  • Чистое сознание, бесконечность.Сам космос имеет черный цвет.Кали – это символ вечности времени и Вселенной.
  • Кали – природа-мать, высшая над всем существующим в мире.Она даже выше царства смерти.Это подобно тому, какими особенностями обладает черный цвет.Он не только растворяет все цвета.Он еще является основой для них, но, в то же время, характеризуется и полным отсутствием цвета.
  • Но только с дальнего расстояния кожа Кали имеет черный цвет.Если всматриваться, то можно понять, что она сравнима с океаном или небом.Если зачерпнуть воду ладонью или же устремить взгляд в небо, открытием становится, что они не имеет цвета.

    Наготу богини стоит рассматривать как свободу от невежества, иллюзий.Одежды просто не могут удержаться на ней, так как сгорают от яркого огня истин.

    Почитание Кали и культ богини

    У богини есть свои почитатели.Они объединены в культ Кали.Наиболее он распространен в Бенгалии.

    Бенгалия – это исторический регион Южной Азии, расположенный в ее северо-восточной части.Сегодня Западная Бенгалия занимает территорию восточного штата Индии, Восточная Бенгалия – государство Бангладеш.

    Особенно массово почитали Кали в период с XIII по XIV столетия.Но и сегодня культ богини достаточно распространен.

    Главный храм Кали называется Калигхата.Благодаря ему столица индийского штата получила свое название – Калькутта (в английском языке Калигхата имеет именно такое произношение).В Дакшинешваре был возведен второй по значимости храм.

    В сентябре даже отмечается праздник Дивали , посвященный Кали.Во время ритуальных поклонений богине женщины наносят бинди (красную точку на лоб), подносят красные цветы, зажигают свечи, пьют вино и священную воду.После того, как прочтены молитвы, можно приступать к трапезе, состоящей из жертвенных подношений.

    Как видно, в этом ритуале нет ничего сатанинского, никаких кровавых жертвоприношений, как могут себе представить себе те, кто отдаленно слышал о богине смерти.

    Конечно, без извращенного толкования образа Кали не обошлось.Выгодно представляя ее исключительно в качестве богини разрушения и смерти, фанатики совершали (и, возможно, продолжают совершать) ритуальные убийства и другие, воистину страшные вещи.

    Образ Богини несет много смыслов.Например, она прекрасно отображает саму идею мира – непредсказуемого, порой безумного, неподвластного человеку.В непрерывном танце этой богини все созидается и разрушается.Кали, которую также стоит понимать как мать-природу, как бы напоминает, что человек – всего лишь приглашенный на танец жизни, поэтому не должен забывать о своей смертности.

    Богиня Кали — освобождение от страха смерти, кармы, чистое знание, равновесие

    Данный материал рассчитан в большей степени на тех, кто практикует, чувствует и различает потоки энергии.

    Богиня Кали пришла ко мне в медитации сама.Пришла, чтобы познакомиться и помочь с кармическими проблемами.А на следующий день пришла снова, чтобы обнять, подружиться и принести мне волшебный дар.Она не несла мне ничего плохого, несмотря на свои разрушительные образы в описаниях из разных источников.Нет, она была светла, счастлива, добра и несла смерть только тому, что мешает мне жить.Я пока не знаю, что именно за подарок она мне сделала.Но несомненно, это был именно дар от всего сердца, несущий мне освобождение и радость.Поэтому я пишу о ней эту статью, которою в дальнейшем дополню информацией о том, чем еще может быть нам полезна медитация на поток Кали.

    Суть энергии Кали

    Богиня Кали — одна из ипостасей Деви, или Дурги (жены Шивы), олицетворение грозного аспекта его божественной энергии — шакти.

    Этимология имени Богини Кали связана с понятиями «время» и «смерть».

    Кали – госпожа времени, которая сплетает и расплетает его ткань.Без ее пульсирующей активности все существование недвижимо и подобно мертвецу, ибо Кали является как создательницей, так и хранительницей вечного цикличного порядка времени.Кали – это воплощение временной силы Вселенной, первопринцип эволюции.

    Привязанность к материальной форме вызывает страх перед смертью.Страх же является основным препятствием на пути к духовному развитию, прогрессу.Кали – сама смерть, но и она же освобождает от страха смерти – основополагающей тревоги первой чакры, и открывает двери к познанию-постижению вечности.

    У Кали две стороны: созидательная и разрушительная.

    Под именем Бховани она несет в себе разрушительное начало.В воплощении Дурга она уничтожает зло.

    Кали известна своей разрушительной силой, о чем говорят ее многочисленные имена.Шри Уграпрабха (Излучающая ярость), Шри Нарамандали (Одетая в гирлянду из черепов), Шри Кродхини (Космический гнев) — все эти имена свидетельствуют о ее гневе.

    Но Кали называют и Шри Виласини (Океан радости), Шри Бхогавати (Верховный даритель радости в мире), Шри Манорама (Высочайшая Божественная милость и очарование) благодаря тому, что она символизирует защиту человечества от зла, материнскую любовь и заботу.

    Кали пребывает в анахате. Она взаимодействует с физическим сердцем.В этой форме она называется Ракти-Кали (красная Кали), пульсация сердца.

    Кали проявляет себя в качестве десяти великих форм знания (Даша Махавидья).В целом, Даша Махавидья — это отражение единой Жизни бытия во всей ее целостности и полноте, в которой все проявления единой Шакти — темные и светлые, материальные и чисто духовные, активные и бездеятельные, — все представлены как Единство в многообразии.В “Маханирвана-тантре” говорится, что Великая Богиня обладает высшей непостижимой природой, но ради своих преданных она соотносит себя с пракрити (материальной энергией), характеризующейся тремя гунами (качествами) — саттвой (ясностью, спокойствием и благостью), раджасом (активностью, энергичностью и страстью) и тамасом (инертностью, невежеством и тьмой).Все Махавидьи группируются в соответствии с тремя гунами и только первая Махавидья, сама Кали, как подательница прямого и немедленного Освобождения, стоит выше всех гун.

    В “Деви Упанишад”, отвечая на вопрос всех богов: “Кто ты, о Великая Богиня?” сама Мать говорит о своей сущности: “Я — сущностная форма Брахмана.От меня произошел весь мир, состоящий из пуруши и пракрити, из пустоты и непустоты.Я — и в блаженстве, и в неблаженстве.Я — и в постижении, и в непостижении.Я должна быть постигнута и в Брахме, и в Брахмани.Я — пять космических элементов и вне пяти элементов.Я — весь этот необъятный мир.Я — Веда и не-Веда.Я — Знание и незнание.Я — нерожденная и не нерожденная.Снизу и сверху и повсюду вокруг — везде я”.

    Кали символизирует вечную жизнь, а вечная жизнь имеет цену. Только то, что является бессмертным, может быть бесконечным, поскольку ничто не может изменить его природы.Смертный и переходный процесс рано или поздно закончится.Чтобы извлечь пользу из вечности, которой является Кали, нужно принести в жертву нашу смертную природу.Поэтому Кали обычному глазу кажется пугающей и разрушительной.

    На космическом уровне Кали наполняет собой вселенную, как энергия преобразования. Она действует быстро и не оставляет после себя никаких следов, вызывая радикальные перемены.Кали есть восприятие правды, отрицающей все иллюзии.Она воплощает в себе творение, сохранение и уничтожение, вызывает одновременно любовь и ужас.

    Внешний вид Кали

    Четыре руки (обычно 4) символизируют 4 стороны света и 4 основных чакры.

    Голова, которую несёт Кали в одной руке, представляет собой эго, идею «я есть тело», которую она уничтожает.Голова символизирует оболочку из трёх гун (букв, «качеств» или «атрибутов»), покрывающих душу.Три гуны — это три основных атрибута обусловленного или ограниченного существования: Саттва (равновесие), Раджас (действие) и Тамас (инертность).В своём чистейшем состоянии ум представляет собой чистую Саттву, а факторами, нарушающими его чистоту, являются Раджас — сверхактивность, и Тамас — бездействие.

    Петля, которую она держит во второй руке, символизирует аркан, которым вестники Ямы (бога смерти) выхватывают живое из мира.Отобрав этот аркан у Ямы, она дарует бессмертие, ибо теперь Яме нечем взять человека.С бессмертием приходит бесстрашие, ибо основой всех страхов является страх смерти.

    В третьей руке она держит ножницы (трезубец), которыми она разрубает три гордиева узла, связывающих всех с воплощённым существованием.Этот аспект связан с кундалини-йогой.

    В четвёртой руке она держит острый меч, именуемый «кхадга» и являющийся символом вечной игры разрушения и создания Вселенной.Для нас это означает разрушение всех сомнений, ложных представлений и впечатлений, которые она уничтожает своим мечом.И, поскольку люди умирают из-за сомнений, это даёт гарантию того, что мы никогда не умрём.

    Три глаза богини управляют тремя силами: творением, сохранением и разрушением.Она также соответствует трем временам: прошлому, настоящему и будущему (третий глаз), и являются символами Солнца, Луны и молнии.

    На ней пояс из человеческих рук.Одно из санскритских слов, обозначающих руку, — «кара», и оно связано со словом «карма».Эти руки символизируют все кармы миллионов жизней.Здесь есть и правые руки, и левые, так что учитываются все кармы — положительные и отрицательные.Большинство людей облекают себя в свои кармы, а Она хочет отсечь их, полностью освободить от них.Почему Она носит их в виде юбки? Потому что таким образом они прикрывают пупок и лобковую кость.Разве большинство людей не готовы на всё ради еды и секса? Не во имя ли этих двух вещей совершается большинство карм?

    Её темно-синий цвет — цвет бесконечного космического, вечного времени, а также смерти.Эта символика обращает внимание на превосходство Кали над царством смертных.

    Черный цвет символизирует незамутненное состояние чистого сознания.

    Гирлянда черепов, которой она украшена, означает череду человеческих воплощений.Черепов ровно 50 — по числу букв санскрита, кладези силы и знания.Черепа также показывают её способность освобождать ум от идентификации себя с телом.Эта гирлянда символизирует мудрость и силу.

    В гирлянде восемь ухмыляющихся голов, символизирующих восемь «петель», то есть эмоций, которые затуманивают ум и побуждают совершать кармы, которые ещё больше привязывают человека к вечно вращающемуся колесу рождения и смерти.Эти восемь петель или ловушек (на санскрите — «паши»), которыми человек может прикончить себя, следующие: похоть, гнев, жадность, заблуждение, зависть, позор, страх и отвращение.Находясь в состоянии неведения, мы обладаем одной или многими из этих эмоций или ухмыляющихся голов.

    Взъерошенные волосы богини Кали (элокеши) образуют таинственный занавес смерти, который окутывает всю жизнь.

    Тело, на котором она стоит, указывает на преходящий и нижепоставленный характер физического тела.На самом деле Кали всегда стоит на Шиве, который пребывает в глубоком самадхи.Одна её стопа покоится прямо на его теле, другой она толкает Шиву: «Проснись! Проснись! Давай потанцуем!».Но здесь Шива на самом деле не в самадхи, он является дживой — индивидуальной душой вместе с её оболочками трёх гун и всем остальным.Из-за тяжёлого бремени карм, гун и всего прочего джива всегда находится в состоянии глубокого сна, отсутствия осознания.Когда вы достигаете осознания Шивы, джива становится Шивой.Оказывается, что между дживой и Шивой нет ни малейшей разницы.

    Кроваво-красный язык символизирует гуну раджас, кинетическую энергию вселенной, символом которой является красный цвет.С ее языка медленно, по каплям сочится кровь, которую она постоянно пьёт.Все живые существа, какими бы крошечными они ни были, имеют в своём теле ту или иную кровеподобную субстанцию.Беря у них эту кровь, она очищает её.Это значит, что она удаляет огромное количество карм и теперь индивидууму гарантировано рождение более высокого порядка.

    Кали способна освободить наст от кармы — не надо бояться Кали

    Кали и все её проявления (особенно боятся Смашан Тару) нельзя назвать плохими и ужасными.Никто не хочет любить их, все их боятся.Но всё начинаете с неведения.Вы видите Смашан Тару в её ужасающей форме, потому что находитесь в оковах восьми арканов (похоти, гнева, жадности, заблуждений, зависти, позора, страха и отвращения), карм и всей остальной грязи личности, а она лишь желает освободить человека от всего этого как можно быстрее.Люди считают Смашан Тару самой страшной богиней, но если подойти к ней с открытым сердцем, полным любви и отнестись к ней, как к матери, она и полюбит вас, как мать любит своего ребёнка.Если вы любите её в достаточной мере, вы измените её природную разрушительность до такой степени, что исчезнет даже жажда крови.И тогда вы увидите обоих — и себя, и её, как одно целое.Все различия исчезнут.Но если в вас нет веры, вас постигает неудача и вы продолжите рождаться снова и снова.

    Творческое вдохновение и сила от Кали

    Считается, что источником вдохновения для всех творческих людей является Черная Богиня.Но особую слабость она питает к поэтам, считая их своими самыми приближенными и ценимыми избранниками.Бывает, Черная Богиня посещает наиболее одаренных поэтов в моменты их творческих озарений, каждый раз появляясь перед ними в виде ослепительно прекрасной женщины-богини, неся им одновременно добро и зло, свет и тьму, черную страсть и райское наслаждение, злую любовь и возможность стать сильнее, но при этом злее и свирепее, жестче и беспощаднее.Таким образом Богиня проводит жестокий отбор, возвеличивая самых сильных и уничтожая самых слабых.В мире тьмы нет места для сантиментов, благодушия и неоправданного милосердия! Каждый сильный должен получить черную закалку души.

    Легенда о появлении Кали

    Легенда гласит, что боги никак не могли справиться с демоном Рактабиджа.Каждая капля его крови при соприкосновении с землей превращалась в его подобие.Спустя несколько минут после того, как тело сраженного демона падало на землю, на поле боя появлялись полчища новых Рактабиджей.В отчаянии боги обратились за помощью к Шиве.Но поскольку Шива был погружен в медитацию, они попросили о помощи его супругу Парвати.Богиня, приняв обличие чернокожей Кали, немедленно вступила в битву с драконом.Чернокожая, с красными глазами, с развевающимися волосами, многорукая, верхом на льве, она одним своим видом внушила ужас дракону.Кали велела богам атаковать дракона, а сама простерла свой язык над землей таким образом, чтобы ни одна капля крови Рактабиджа не упала на землю.Поверженный дракон больше не возродился.Но Кали опьянела от крови дракона.Она носилась по вселенной, убивая каждого, кто бы ни попался ей на пути.Она украсила себя головами, конечностями и внутренними органами (особенно часто ее изображают держащей в одной из рук сердце) своих жертв.Чтобы остановить ее смертоносный бег, Шива бросился под ноги мчавшейся Кали.Кали остановилась, пришла в себя и вновь превратилась в прекрасную и нежную Парвати.

    О почитании Кали

    Культы Владычицы Кали некогда были распространены повсеместно.Это находит подтверждение в свидетельствах священных текстов различных религий, это не опровергается научными данными.Культ Черной Богини имел в древности свои прямые аналоги в самых разных уголках мира.

    В древней Греции встречалось женское имя Калли и существовал город Каллиполис.

    Древние финны до введения христианства почитали Черную Богиню по имени Кальма (что очень похоже на Кали Ма).

    У семитских племен, живших на Синае, жрицы богини луны назывались калу.

    Древние кельты почитали Богиню Келе, жрицы которой носили титул келлес, от которого, как принято считать, происходит современное английское имя Келли.Кальек (очень похоже на Кали Ек) — колдунья, кельтское слово.

    И в этом есть нечто большее, чем простые совпадения в названиях.Кали — Великая Матерь всех существ, почитаемая под разными именами и в разных формах практически повсюду.

    О невежественном почитании Кали

    С XII по XIX века в Индии была распространена тайная секта тугов — фанатиков, посвятивших себя служению Кали как богине смерти и разрушения.Банды тугов в центральной части Индии грабили караваны и убивали путешественников.Жертву душили, накинув сзади на шею верёвку или шарф, а затем закапывали ритуальной кирко-мотыгой или сбрасывали в колодец.Точное число их жертв доподлинно неизвестно, однако «Книга рекордов Гиннесса» относит на их счёт два миллиона смертей.В 1830-е годы генерал-губернатор Индии лорд Уильям Бентинк покончил с тугами путём массовых арестов и казней.В английском языке слово «туги» (thugs) приобрело нарицательное значение «убийц-головорезов».

    Практика почитания Кали (кали-пуджа)

    Поклонение Кали (Кали-пуджа) бывает различных видов и типов.Такое поклонение может осуществляться через:

  • янтру (мистическую диаграмму),
  • мурти (храмовый образ),
  • калашу (священный сосуд, наполненный водой или освященным вином),
  • священный огонь,
  • кула-стри (женщину, почитаемую как живой образ Богини),
  • кумари (девственницу, почитаемую как Богиню),
  • символическое изображение йони (женского лона),
  • треугольное углубление в земле.
  • Само поклонение может быть и очень сложным и многокомпонентным, и весьма простым.Сложную Кали-пуджу в тантрических общинах совершают специально обученные служители культа (брахманы-тантристы или монашествующие священники-джангамы).Достаточно сложной может быть и коллективная кали-пуджа, совершаемая в круге (чакре) посвященных.Более простую и доступную форму кали-пуджи может выполнять любой желающий у домашнего алтаря или в иных условиях в любое время.

    Мантра Кали

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Валентин Пырьев
    Написано статей
    1036
    Ссылка на основную публикацию