Чистое сознание

Тема статьи: Чистое сознание - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Медитация на чистое сознание: техника и самопознание

Понятие «медитация» интерпретируют по-разному: чаще всего под этим термином понимают процесс сосредоточения и успокоения внимания.Медитативные техники позволяют не рассеивать внимание на пустяки, сохранять ментальную и физическую энергию и достигать состояния чистого сознания.В этой статье мы расскажем о том, как «обнулить» свое сознание так, чтобы получить от этого максимальную пользу.

Философия чистого сознания

Познание самого себя — это странный и сложный процесс.Говоря о собственном сознании, всегда ли можем мы отличить свое «Я», нашу изначальную природу от привнесенного извне? Собственно, что является нашим сознанием, если не опыт, отраженный в нем? Сложно найти ответ на этот вопрос, ведь, по сути, что мы имеем, кроме опыта? Медитация на чистое сознание помогает отыскать ответ на вопрос «А что, собственно, есть я, кроме опыта?».Ведь, в соответствии со многими философскими учениями и религиозными верованиями, мы есть нечто большее, чем конкретная личность как представитель социума.Если отбросить жизненную историю, родственные связи, какие-либо регалии и достижения — что останется тогда? Медитация позволяет вам встретиться со своей душой — с той ни от чего не зависящей искоркой жизни, которая заставляет ваше тело двигаться, а мозг — принимать решения.

Остановка внутреннего диалога

Второй важный аспект медитации на чистое сознание — это остановка внутреннего диалога и достижение тишины мыслей.Чаще всего мы постоянно прокручиваем у себя в голове свое прошлое, возможные варианты развития событий, в том числе еще не случившихся, спорим сами с собой и с внутренними демонами.Магия чистого сознания заключается в том, что мы не тратим свою ментальную энергию на поддержание этого непрекращающегося внутреннего диалога, а сохраняем ее для более продуктивных целей — или же просто воспринимаем мир здесь и сейчас, не убегая вниманием в прошлое или будущее.

Понятие tabula rasa

Фраза “табула раса” пришла из латинского языка.Табулами древние римляне называли специальные дощечки для записей.Словосочетание “табула раса” буквально означало дощечку, с которой стерли надпись — его употребляли в иносказательном значении, говоря о возможности начать заново, словно с чистого листа.В отношении чистого сознания “табула раса” употребляется в контексте теории о том, что каждый человек рождается без предрасположенности к определенному типу поведения — оно формируется в процессе взросления и только отображает приобретенный опыт.Грубо говоря, каждый из нас в начале жизни — ненаписанная книга, чистые страницы которой могут заполниться чем угодно.

Несомненно, тезис о том, что сознание новорожденного есть чистая доска, подвергается критике.Нельзя не учитывать фактор генетики, наследования определенных качеств характера от родителей и даже физические показатели.Но взрослый человек вполне способен заново переписать свою историю и вернуться к сознанию чистого разума, используя медитацию как инструмент.

Табула раса в европейской философии

На Западе понятие “табула раса” чаще всего используют, имея в виду не состояние, которого можно достичь с помощью медитации и работы над своим сознанием, а изначально ничем не заполненный человеческий ум до приобретения какого-либо опыта.Идея первичного сознания как чистой доски принадлежит Аристотелю, который впервые использовал выражение “табула раса” в своем трактате “О душе”.Но распространение этот термин получил гораздо позже благодаря английскому философу XVII века Джону Локку и его трактату “Опыт о человеческом разуме”.Он также считал, что сознание ребенка представляет собой чистую доску, а личность формируется в процессе воспитания под влиянием обстоятельств и окружающей среды.

Забыть свое «Я»

Западному сознанию возвращение к состоянию “табула раса” может казаться абсолютно противоестественным и вызывать протест.В нашей культуре очень ценятся личностные достижения и победы, поэтому отказ от собственного опыта может быть воспринят как отказ от всего достигнутого собственным трудом, пусть и не без ошибок.

На самом деле медитация на чистое сознание вовсе не ставит себе за цель лишить вас собственного «Я» и размыть вашу личность во Вселенском Абсолюте.Наоборот, медитация может послужить надежным инструментом поддержания и преувеличения благ, позволяя оптимальнее расходовать энергию.

Другое дело, если перед вами стоит цель достигнуть духовного просветления.Скорее всего, вы начнете впадать в другую крайность — полностью отказываться от своих желаний и стремиться к беспристрастности.Конечно, ваши цели похвальны, но воспринимать желания как нечто чуждое и отрицать свое эго тоже не стоит.Как мы помним, запретный плод сладок — чем сильнее вы себе что-то запрещаете, тем больше вас к этому тянет.

Обычная человеческая жизнь содержит в себе немало приятных моментов — отказываясь от своих желаний, мы лишаем себя переживания множества чудес.Важно, чтобы во всем была гармония, а ваши желания не превращались в безумную страсть.

Техника медитации на чистое сознание

Причины обращения к подобной медитации могут быть разными.Возможно, вы действительно захотели очистить свое сознание от наслоений накопленного опыта, чтобы познать свою природу или укротить свои желания.А может быть, вы просто хотите, чтобы поток мыслей в голове не мешал вам спокойно засыпать.В любом случае вам нужно вначале освоить определенные техники успокоения сознания.

Основная цель в освоении состояния чистого сознания — научиться переключаться в режим внутреннего наблюдателя.У этого наблюдателя внутри вас нет никакой эмоциональной реакции на любые раздражающие факторы извне — он просто созерцает их и принимает такими, как есть, не пытаясь как-либо повлиять на ситуацию.То же самое касается и мыслей — ваш внутренний наблюдатель не ввязывается в диалог с вашим «Я», а просто отслеживает появление мыслей.Возможно, он развешивает на эти мысли ярлыки вроде «об этом я вчера уже думал» или «а вот эта мысль пришла впервые».Можно даже представить себе, что речь идет не о вас как о личности, а каком-то гипотетическом персонаже кино или книги, в которого вы только играете (что, согласно восточной философии, недалеко от правды).Доверяйте своему мудрому высшему «Я».

Научиться не думать

Если вы сразу стараетесь начать медитацию с того, чтобы резко прекратить думать вообще о чем-либо, то потерпите в этом сокрушительное поражение.Мысли посыплются, как крупный град летом, и остановить их будет просто невозможно.Ваша задача — действовать от обратного и, наоборот, позволить мыслям свободно проплывать в вашей голове.

Поначалу будет сложно никак не реагировать на эти мысли — каждая из них будет вызывать цепочку ассоциаций и чувств.Вам нужно научиться не ввязываться в этот поток, а следить за ним извне.Со временем вы заметите, что некоторые мысли приходят чаще обычного и являются формирующими для вашего сознания.Логичным шагом будет отследить источник и причины их появления и, как следствие, понять, не тратите ли вы на поддержание этой постоянной идеи слишком много внутренней энергии.Также постарайтесь уловить связь между мыслью и реакцией на нее, а затем понять, почему вы реагируете именно так, а не иначе.Если чувствуете, что слишком глубоко уходите в дебри своих воспоминаний, то отмечайте для себя достигнутое понимание внутренних процессов и возвращайтесь к первоначальной задаче успокоения сознания.

Тишина между мыслями

Когда вам удастся поймать эту паузу между мыслями, ничем не заполненную и не замутненную — начнется магия чистого сознания.Первое время удерживать ее будет сложно — сразу же возникнет мысль о том, что поймали внутреннюю тишину и стараетесь сохранить ее.Но важно не думать о том, как именно вы ее удерживаете, а пребывать в самом действии, в моменте «здесь и сейчас».Когда мысли снова начнут лезть в голову, вспомните про внутреннего наблюдателя и посмотрите его бесстрастными глазами.Пришедшие в голову мысли, не найдя отклика, потихоньку начнут таять и исчезать.

Постепенно вы сможете вызывать состояние внутренней тишины и без предварительной настройки, находясь где угодно.У вас получится оставаться спокойным в толпе, в транспорте, на работе и дома.С удивлением для себя вы отметите, что подобное состояние чрезвычайно продуктивно: пребывая в погружении в процесс любого действия, мы можем гораздо лучше и точнее его выполнить и проконтролировать.

Важность позы для медитации

Состояние ума во многом зависит от состояния нашего тела, и наоборот.Несомненно, мастера медитации могут сохранить свое сознание чистым даже в переполненной электричке.Но начинающим рекомендуется практиковать, приняв удобную и симметричную позу в тихом и спокойном месте, чтобы достичь гармонии тела и ума.На самом деле существование всех йоговских асан служит одной цели — подготовить тело к длительным медитациям.А оздоровление организма и хорошее самочувствие — это, можно сказать, приятный побочный эффект.В древнем трактате индийского мудреца Патанджали даже указано: «Йога — это остановка движений ума».И действительно, если ваше тело уже несколько утомлено физическими упражнениями, усидеть в состоянии покоя будет гораздо легче.Если же, наоборот, если вы просто места себе не находите от переполняющей вас энергии, то лучше выплеснуть ее с помощью активных упражнений, нежели переплавлять в запасы потенциальной энергии с помощью усиленной концентрации.

Правильное дыхание

Все восточные учения подчеркивают важность связь ритма дыхания и активности сознания.Дух-дыхание является связующим звеном между нашим телом и нашим умом.Замедляя и удлиняя вдохи и выдохи, можно добиться быстрого расслабления и снятия телесных зажимов, а также добиться концентрации и внутренней тишины.

Один из способов освоения медитации на чистое сознание — это отслеживание дыхания, сосредоточения внимания на том, как тело совершает вдохи и выдохи.В какой-то момент вы почувствуете просто-таки телесный кайф от этого простого действия.В этом состоянии приятной отрешенности — ключ к внутренней тишине.

Как начать медитировать

Освоение любого упражнения заключается в ежедневной практике.Медитация — не исключение.Чем чаще вы тренируете свой ум, тем больше возрастает ваша способность абстрагироваться от ситуации и очистить сознание.

Существуют разные методики освоения медитации.Чаще всего рекомендуют медитировать сразу после пробуждения, чтобы войти в новый день с благоприятным настроем, и перед сном, чтобы очистить голову от мыслей, накопившихся за день.Другой вариант — посвящать медитации от десяти минут до получаса, завершая ею практику хатха-йоги.Также встречаются и рекомендации погружаться в состояние внутренней тишины чуть ли не каждый час, но делать это всего минуту.Вы можете выбрать себе наиболее подходящий вариант, но главное — придерживаться регулярности выполнения.

Способы медитации

Кроме вышеописанных сосредоточения на дыхании и отслеживания мыслей существуют и другие способы достижения пустоты сознания.Часто это состояние достигается с помощью концентрации на каком-либо факторе, как в примере с дыханием.Кроме наблюдения за дыханием это также может быть созерцание какого-либо действительного образа или же визуализация внутренней картинки, пропевание мантр или молитв, перебор четок, выполнение какого-либо однообразного действия — даже мытье посуды может быть сродни медитации, если ваш ум при этом пуст и спокоен.

Но не думайте, что уборка способна заменить специальные упражнения для медитации.Даже если вам кажется, что сидение на полу в позе лотоса — бесполезная трата времени, просто начните хотя бы с пяти минут в день и наблюдайте, как это отразится на вашем настроении.

Чистое сознание – это Пустота

Освобождение достигается, когда тела нет

Мистики уже не одно тысячелетие утверждают, что нет ничего кроме Бога, а квантовая физика называет всё существующее Пустотой и сгущённой Пустотой.Если совместить эти понятия, то Бог – это Пустота, недифференцированное сверхразумное Сознание, которое, по-разному уплотняясь, рождает ВСЁ.Из этой Субстанции возникают Энергии, Мужское и Женское Начала, Силы, Стихии, формируется движение Процессов и Явлений, создаются Смыслы, разные виды и уровни сознания, все существующие формы.А они, будучи энергией, рано или поздно растворяются и исчезают в Пустоте, которая превращает их в другую форму.Поэтому всё бесконечно меняется — проносятся мысли, эмоции, состояния, преображаются проблемы и ситуации, время – лечит.А Искра Духа, подаренная Создателем человеку, делает его Божественным индивидуальным сознанием – бескрайней пустотой.Но, доверяя своим переживаниям, мы наклеиваем на них ярлыки, уплотняем энергию, которой они являются, отождествляемся с ней, и заполняем, заполняем своё изначально чистое сознание многочисленными энергетическими сгустками: чужими ментальными концепциями и собственными умозаключениями, представлениями, суждениями, оценками.И нам невдомёк, что все они, ошибочные и далекие от Истины, делают восприятие искаженным, жёстко категоричным, лишённым свободы выбора, а по Закону Подобия притягивают обстоятельства, подтверждающие их якобы правоту.

Поэтому духовный путь и есть процесс очищения сознания от ложных и разрушающих выводов-сгущений, чтобы они не заслоняли Искру Бога в нас, и Она могла светить Любовью и Мудростью, развернувшись как Присутствие Всевышнего в безмолвной, безграничной пустоте сознания.Пустоте, которая вмещает всё, соединяет всех, и в которой нет отделённости.Но для этого необходимо выйти за свои пределы, расшириться до безграничности, когда исчезает ощущение тела и уже не с чем отождествляться.Растворить в сознании «свои» концепции, суждения, точки зрения и мысли, относясь к ним как к энергии, которой они являются, принимая и наблюдая за этими уплотнениями.Таким же образом освободиться от образа себя «такого», с «такими-то» качествами и характеристиками (я — талантливый / высоко духовный / несчастливый / неуспешный .), понимая, что все они – убеждения, роли и образы, искусственно созданные и поддерживаемые умом-эго.И стать ПУСТОТОЙ, в которой потенциально есть ВСЁ.И обрести полную свободу, которая позволяет быть ВСЯКИМ.Но это не безнравственность, не вседозволенность и не гибкость изворотливого эго.Это возможность выбирать и действовать так, как того требует данный момент, и чувствовать, к чему подталкивает импульс, идущий от Души.При этом наша уникальность, заложенная в Душе, стремительно развивается.Поэтому «освобождение достигается, когда нет тела», нет мыслей и эмоций: когда мы движемся к изначальной пустоте и чистоте себя как сознания, созданного Божественной Субстанцией, и единого с Ней.

Смысл Жизни раскручивается по восходящей спирали

Наша планета вошла в процесс эволюции.А люди — вернее, их сознание? Если человеком не движет главная цель прихода в материальный Мир – «осознать Всевышнее в себе», в нём нет развивающего смысла, который на протяжении жизни раскручивается по восходящей спирали.И не развивается сознание, то есть не разгорается, не расширяется искра, подаренная Творцом, и сильное, несдерживаемое эго беспрепятственно затмевает Свет Души.И медленно гаснет Божественная Сущность.Поэтому такой человек закрыт от живых знаний, посылаемых свыше в виде озарений, его мышление делается тривиальным, основанным на собственных умозаключениях, а искренний отклик на чью-то боль или страдание заменяется холодной реакцией, идущей от мировоззрения, культуры и требований морали.Не удивительно, что такие люди (а их вокруг множество) по-разному самоутверждаются, подчёркивают свою значимость и делают всё, чтобы подавить тех, у кого открыта Душа и чьё сознание функционирует на более высоких частотах.Так им спокойнее жить в своём формалиновом коконе.

Искра Божья – ядро Души

К Её открытию каждый идёт своей дорогой, но пока не освоены необходимые ступени, трансформирующие сознание, ничего не меняется.При этом не надо думать, что пробуждение Души – это лихой скачок в следующее измерение и восторженное порхание в радости.Сам процесс Её возрождения, сам прорыв из цепких, жёстких оков ума-эго — нелёгкий, и он требует неутомимого терпения и огромной устремлённости.А вспышка Любви и Блаженства через какое-то время растворяется и переходит в другую энергетическую форму — непростой период окончательного растворения эго, которое всячески защищает своё выживание, хотя ему и нанесён сильнейший удар.И чем самость сильнее, активнее и больше развита, тем дольше и тяжелее происходит схватка между ней, смертельно раненой, и новорожденной Душой.А пока сознание окончательно не покинуло личностный уровень и остаётся неокрепшим, нецелостным — не закреплённым в точке Я-Есть, нужна особая бдительность внутреннего Наблюдателя, который тоже не всегда активен, так как эго ещё не повержено.А вокруг предлагается море ложной информации, идущей с витального/астрального и ментального планов, а многочисленные гуру, занимающиеся духовным бизнесом, соблазняют заманчивыми предложениями. Логически ведь можно обосновать любую идею и так её преподать, чтобы она, порождая соответствующую эмоцию, увела на ошибочную позицию, где тщеславие, гордыня и враждебные силы, всё ещё надеющиеся подавить в нас стремление к Богу, стараются перекрыть дорогу Всевышней Трансформирующей Энергии.Поэтому неважно, что говорится и что обещается, важно, насколько и как это затрагивает сознание и способствует ли «осознанию Всевышнего в себе».

Держитесь Я-Есть и отпустите всё прочее.Нисаргаддатта Махарадж

Подход, помогающий не сбиться с выбранного Пути и открывающий скрытый смысл того, что нам предлагают и с чем мы сталкиваемся, — перемещение себя в это пространство.Что же при этом происходит? Во-первых, исчезает страх эго за свои рубежи (по этой причине люди боятся потерять себя в любовных отношениях и подсознательно страшатся Любви, которая рушит все границы).

Блокируется и значимость «я», когда оно либо в самоуничижении смотрит на окружающих снизу вверх, либо сверху вниз, дабы утвердиться в собственном превосходстве.Во-вторых, выключается ум-эго, и мы выходим за пределы привычного опыта, знаний, ассоциативной памяти и представлений.В-третьих, нет разделяющего «между»: я и «другой» становятся одним целым.

В первый момент обнаруживается то, что нам знакомо.Но мы-то встречаемся и с чем-то незнакомым.Именно оно раздвигает границы знания, когда неизвестное не описывается тем, что предлагают ум и память.Тогда мы становимся частью открываемого, и распахивается и его суть, и то для нас новое, что в нём имеется.Вспыхивает чувство или озарение, и при осмыслении его содержания, происходит осознание — целостное, безмолвное, ясное.А если ему предшествовал ложный вывод, он растворяется, как туман при выглянувшем солнце.И всё это совершается в точке вечного «сейчас».В ней вместо мыслей и эмоций царит покой, расслабленность и расширенность, и это выводит нас и за рамки себя, и за границы времени.

Можно осознать суть всех взаимосвязей и отношений — к себе, людям, работе, Миру, и окружающих – к себе.Здесь нас всегда ждёт то, что требует переосмысления, исправления и, если нужно… покаяния.Во вневременном вечном «сейчас» пребывает безмолвное Божественное Я-Есть, которое способно перенести нас в те пространства Пустоты, где рождаются Энергии, Процессы, Явления, где закладываются Смыслы происходящего.А помочь в этом может.музыка гениев (например, оратории Баха «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну», «Реквием» Верди), когда в абсолютной внутренней тишине мы впускаем этот поток в себя, сливаемся с ним, делаемся его частью и оказываемся в той Небесной сфере, откуда он пришёл. Если посчастливится услышать такие произведения в концертном зале, в хорошем исполнении, это становится Событием в жизни.Соприкасаясь же с более статичными видами искусства – литературными, живописными, скульптурными произведениями (например, «Страшный суд», «Пьета» Микеланджело) или общаясь с Природой, стоит, наоборот, переместить себя в это энергетическое пространство.Соединяясь же с человеком, если в этом участвует Душа, мы не только обогащаем друг друга – в квантовой реальности всё работает на всех.

А отдать себя Богу — значит стать выразителем Любви.Но эту Любовь невозможно взрастить искусственно – ни энергетически, ни интеллектуально, ни высокой культурой — эго не позволит.Она естественно возникает в открытой Душе, когда самость растворена.А если осознание, что мы все являемся одной и той же Субстанцией, сделать образом жизни, происходит переход на вибрацию всеобщего Единства, и эта Любовь свободно, без усилий и без условий изливается на ближних, дальних, одушевлённых, «неодушевлённых», на весь Мир.Пока же мы – сжатое, концентрированное сознание, породившее ложное «я», которое, воспринимает всё по внешней форме и фиксирует различия, вызывающие отделённость, сопротивление и неприятие.Оно направляет к реализации личностных целей, где в узкой зоне комфорта мы незаметно наращиваем огромное количество убеждений — энергетических сгустков в сознании.И только сильная, осмысленная устремлённость «осознать Всевышнее в себе» прорывает этот кокон.

В зависимости от того, какие задачи мы перед собой ставим, можно заложить в своё сознание любые образы, например, я успешный, уверенный в себе / я стройная, изящная, всеми любимая и т.п.И как мы поддерживаем эти убеждения-программы, так быстро они материализуются.Но, чтобы открыть своё Божественное Я-Есть и закрепиться в Нём, предстоит стать пустотой – в Пустоте, чистым сознанием – в Сверхсознании, которое смотрит на всё безоценочно, без ярлыков, как на энергию, в сути своей общую для всех.Насколько мы чисты и пусты, насколько открыта у нас Душа, настолько нам доступны энергии Высших сфер и связь с их обитателями.Насколько мы пребываем в вечном «сейчас», чувствуем себя безмолвным покоем, безграничным сознанием без тела, мыслей и эмоций, таковы наши шансы перейти в следующее измерение.

А когда Атман как частица Брахмана соединяется с Ним, мы сливаемся с Жизнью, и Она просто течёт сквозь чистое сознание-пустоту, которой мы исконно являемся.Всё есть Бог, проявляющийся в разных формах.Всё есть Великая Пустота, связывающая всех со всем в Целое, и единая с Ним сгущённая пустота.Всё есть Высшее Сознание и уплотнённое сознание.Всё существует в Сознании и сознанием является.

А став пустотой и укоренившись в точке Я-Есть, мы находим Бога.

Чистое сознание

Эта статья относится к разряду эзотерических.А это значит, что теория изложенная здесь – сложнопроверяема на практике.Я советую не брать подобные теории на веру, а использовать их как гипотезы, способные расширить горизонт познания.

Чистое сознание – это незримый экран пространства бытия, на который проецируется «кинофильм» жизни.Как сущностью времени является движение, так в свою очередь, сущностью пространства является сознание.Благодаря сознанию мы констатируем существование пространства.Здесь речь идет не о воображаемом нами пространстве, в котором, как мы считаем, находятся страны и материки, а о сущностном реальном пространстве, которое обнаруживается благодаря отвлечению внимания от мыслей на реальность настоящего момента.

В пространстве чистого сознания находится все – это, своего рода фон, основа для других более грубых явлений.Здесь я намеренно подчеркиваю разницу между идеей пространства и его реальным проявленным фактом, потому что, как концепция времени, так и концепция пространства сознания принадлежат более грубой ментальной плоскости, по отношению к которой «осязаемые» сущностные время и пространство носят коренной, причинный характер.

В глубоком созерцании жизни мы постепенно отвлекаемся от наблюдаемых объектов и возвращаемся к источнику.Сознание первично – это коренной фактор, по своей тонкости наиболее приближенный к запредельности чистого бытия высшего «Я».Считается, что бесконечное пространство за пределами мира форм – самое тонкое состояние из «фиксируемых» высшим «Я».После него следует нирвана – исконная сущность бытия.

Как пространство относится к сознанию, а время к энергии, так и материя является фактором любой проявленной формы.Если вспомнить теорию трех гун из йоги (закон трех по Гурджиеву), тогда пространство выступает как саттва – гуна сознания, гармонии и порядка, уравновешивающая сила.Время – как раджас – гуна энергии, движения, активная сила.Материя – как тамас – гуна инертности, устойчивости, фиксированной формы, пассивная сила.Чтобы преодолеть пассивную силу, инертность (тамас), необходима энергия, активная сила (раджас).Энергия, в свою очередь растворяется в пространстве сознания, уравновешивающей силе (саттва), через которую осуществляется выход на просветление.И так, материя растворяется во времени, время в пространстве и пространство в исконном состоянии чистого бытия.

Это не какая-то космическая катастрофа, а индивидуальная эволюция и рост сознания каждого существа во вселенной.В ходе практики это переживается, как устранение (при помощи направленного тока энергии) блоков засоряющих тонкие каналы тела и пространства сознания.Вообще, любое движение, трансформация и становление относятся ко времени.По достижению в медитации глубоких уровней сознания, ощущение энергии и какого-либо движения также постепенно уходит.Когда сознание выходит на постижение времени как непрерывного момента «сейчас», свойством объекта, формы, или познания как такового, становится неподвижность, и тогда осуществляется переход к уровню пространства.

Реальность как таковая состоит из сочетания трех сил: пространства, времени и материи.Пространство содержит энергию, проявленную как время, которое приводит в движение материю, мир объектов.Высшее «Я» – бесформенный зритель, свидетель проявленной реальности, которая состоит из трех сил первозданной природы (пракрити).На progressman.ru этой концепции строения реальности посвящена отдельная статья.

Действие трех исконных сил можно проследить в уровнях реальности.Физический мир – это тамас, мир материи.Астральный план – это раджас, мир энергии.Каузальный план – это саттва, мир сознания.В человеческой реальности проявлены все три плана, и в зависимости от преобладания одной из трех сил в индивидуальном пространстве сознания, будет преобладать действие определенного плана реальности.

Обыватель, погруженный в сон разума, с преобладающей силой инерции (тамас), не будет видеть ничего кроме физической реальности.На уровне раджаса (гуны движения), человек ощущает энергию, как первичный принцип реальности, астральный план просачивается в его жизнь, появляются осознанные сны, интуиция и др.На уровне саттвы (гуны сознания), человек ощущает пространство сознания как причину и сущность всей проявленной реальности.Сама жизнь в этом случае воспринимается как пространство без центра и края, наполненное вибрирующей энергией.

Можно сказать, что высшее «Я» – за пределами действия трех исконных сил пространства, времени и материи.Пробужденный человек способен с ними взаимодействовать, он осознает, что его тела, мысли и все наблюдаемые формы, являются следствием взаимодействия исключительно этих трех сил.Однако его самоощущение – за пределами времени и пространства – на уровне чистого бытия.

В нашей реальности все три силы проявлены одновременно, однако у современного человека большая часть внимания прикована к материальной вселенной.В его жизни материя (тамас) проявляется как сон, лень, вялость и апатия.Энергия (раджас) проявляется как подвижность, мотивация, деятельность.Пространство (саттва) проявляется как ясность, радость и успокоение.Прямое переживание времени, энергии, пространства сознания и самого существования от современного человека ускользает, либо он косвенно ощущает их, как вторичные проявления материи, когда в реале же все обстоит наоборот – материя является следствием более тонких причин.

В наше время, к сожалению, многие люди, увлеченные духовными и эзотерическими учениями, находят в этом прибежище подобное тому, что находят обыватели в художественной литературе и кино, забываясь от мирских забот в воображаемых мирах.Без практики учения не полезней обыденных мирских развлечений.Если постигает неудача в социальном мире, то сбегать в духовное, руководствуясь такой причиной – самообман.Если есть опыт уровня раджа-гуны – активной деятельности, работоспособности, целеустремленности, то переход к уровню пространства становится закономерным продолжением индивидуальной эволюции.Пространство и время – как Шива и Шакти в индуизме.Пространство сознания без времени и энергии, как голова без тела.Активность, созидание и осознанность должны дополнять друг друга.

Чистое сознание

Достичь чистого сознания можно с помощью аутогенной тренировки (АТ), и оно будет характеризоваться чистым фоном внутреннего пространства, где нет никаких образов и, тем более, потоков образов.

Чистый фон внутреннего пространства может иметь цвет.Можно рекомендовать стремиться к цвету чистого неба, что, видимо, естественно для человека нашей культуры, так как чистота неба ассоциируется с душевной чистотой, плюс к этому, образ неба всегда возвышен и захватывает.

Отступление:

Насколько я знаю противопоказано продолжать медитацию с целью вхождения в измененное состояние сознание (ИСС) в том случае, если внутреннее пространство сознания имеет красный оттенок или цвет.

Справка:

По тесту Люшера красный цвет не способствует покою, так как связан в нашем сознании с окраской цветов, плодов, крови, эротогенных зон человеческого тела, отражает охотничьи инстинкты, эротическое влечение, стремления к овладению благами окружающей жизни.Опыты с темно-синим цветом Люшера показали обратный эффект: падает давление крови, замедляется сердцебиение и дыхание становится медленнее.Синий означает мир и покой вне зависимости от того, нравится ли этот цвет человеку или нет.

Некоторые исследователи считают сознание новорожденного чистой доской, что, на мой взгляд, не совсем так.Есть данные, что многие виды научения происходят еще в утробе матери.Многое происходит и в первые дни после рождения.Но сознание новорожденного – не чистая доска.

Если мне удается удержать сознание хотя бы несколько секунд в состоянии чистоты небесного цвета, то вскоре возникает ощущение неудержимого полета по лабиринтам.И если дать этому полету продолжиться некоторое время (полминуты — минуту), то в конце него распахивается уникальное зрелище иных пространств и времен, где наше сознание уже не совсем наше, где оно приобретает дополнительные свойства и может принадлежать самым разнообразным существам и сущностям.Опыт переживания таких ИСС всегда сильно впечатляет и запоминается на многие годы, такой опыт изменяет нашу личность, убеждает в том, что наша жизнь и сознание не ограничены банальным окружением сиюминутности.

Что же такое чистое сознание?

    Это сознание, в первую очередь, свойственно человеку, так как я не могу допустить, что животным оно зачем-то нужно, и может способствовать адаптации и выживаемости.

Уровни сознания личности и общества в значительной степени подобны, что предполагает присутствие в обществе институтов, подобных уровням сознания личности.Вследствие этого мы можем утверждать, что в обществе на определенных этапах развития должны возникать отдельные личности, группы и даже институты, которые по своей сути будут иметь природу чистого сознания.Ранее в рамках христианской культуры эту роль выполняли старцы, отшельники и святые, скиты и монастыри ….Что теперь?

В России сегодня нужен современный Институт чистого сознания, что может помочь ей двинуться дальше в развитии общественного сознания, предвидеть и предвосхитить свое будущее.Центр предвосхищения в своем развитии движется в значительной степени к такому институту.Чистое сознание может помочь нам выйти к уникальным способностям человека, граничащим с предвидением будущего.

Чистое сознание

Чистота сознания.Когда ваше сознание чисто.Вы не беспокоитесь ни о чём.Вас перестают тревожить события этого мира.Вы смотрите на всё спокойным чистым взором.Ни зависти, ни злости, ни ревности, ни-че-го.Вы вопринимаете и принимаете мир таким как он есть и не возмущаетесь его несовершенством, и не пытаетесь его переделывать.Скорее вы перестраиваете своё восприятие его и подстраиваетесь под его ритм.Этот мир всегда был таким и останется таким навсегда.Как яблоко, которое может быть сладким кислым или иным, но в сути оно было есть и будет яблоком.Глупо переделывать яблоко в апельсин или ожидать от него вкус арбуза или селёдки.Мечтайте об одном: Чтобы научится понимать это.Причем понимать не умом — этого недостаточно, а сердцем.Ум слишком близорук.

Энергия.Мы даже не представляем себе как много энергии мы тратим в некуда.Мысли, эмоции, напряжения мыщц, смотрение, слушанье ипр.всё это требует от нас энергетических затрат.В подавляющем большенстве случаев мы совершенно не экономно тратим свою энергию на эти процессы.Я счетаю это одной из причин столь непродолжительной жизни человека.При рациональном использовании этих энергий, продолжительность жизни может составлять 150 -170 и более лет.

Жить с таким сознанием легко и приятно.Ты спокоен и уверен в завтрашнем дне.Ощущение бессмертности умиротворяет и примиряет со всеми мирскими проблемами и заботами.Ты чётко осознаёшь что всё происходящее в этом мире это всего лишь иллюзия или сон.И ничего не воспринимаешь всерьёз.Действительно, если задуматся, что счетается истинным? То что вечно, неизменно, то что было есть и будет всегда.Все эти определения можно отнести лишь к духовным аспектам.Именно духовное высшее незыблемо и не подверженно ни времени, ни пространству.Существует всегда и неизменно.Теперь возьмём материальное.Всё в материальном мире быстротечно изменчиво и не постоянно.Всё что принадлежит этому миру ещё вчера не существовало, а завтра уже исчезнет.Земля — её не было милиарды лет назад и спустя какое то время она исчезнет.То же самое с Солнцем.Спустя немногое по космическим меркам время оно также погаснет, а затем и вовсе исчезнет.Жизнь планет, вселенных и галлактик, по космичеким меркам мимолётно ни смотря на их миллиардные продолжительности, бесконечная длительность их существует только в нашем узком материальном сознании.В космичесом сонании всё это происходит мгновенно.Представляете как в сравнении с этим воспринимается жизнь человека, средней подолжительностью каких то 70 земных лет.Можете себе представить одну миллиардную долю милли секунды? Примерна такова жизнь нашей вселенной по космическим часам, и в этих бесконечно мгновенных величинах вплетается жизнь человека, ничтожна по продолжительности даже в сравнении с жизнью Земли, не говоря уже про Вселенные, Галлактики и прочии космические субстанции.

Но сколько награмождено в нашем сознании.Оно как губка впитывает в себя всё к чему прикасается.Причём зачастую мы даже не отдаём себе отчёта в том что мы впитываем.А впитываем мы как чистое и прекрасное, так и низкое и мутное.События и мысли проникая в наш мозг оставляют в нём глубокие и часто не стираемые следы.Причём эти следы оставляет буквально всё: пищя которую мы едим, воздух которым мы дышим, стул на котором мы сидим, всё что мы видим и слышим и конечно же люди которые нас окружают.Человек как наиболее мощный проводник космического разума, излучает колосальную энергию.Мы постоянно находимся под облучением мыслей людей вокруг нас.Самые закрытые из нас, открыты этому облучению.Подобно ядерному оно проникает сквозь любые стены, и исподволь влияет на сознание.

Чем масштабнее личность, чем выше её проводимость космических вибраций, тем большее воздействие оказывает она на окружающее пространство.Причём от высоты ли низости этих проводимых вибраций зависит позитивное либо негативное излучение энергий.Хотя часто бывает так что негативность становится фундаментом, основой проявления позитивности.Как благими намереньями мостится дорога в ад, так и дурными намереньями мостится дорога в рай! о как! во загнул.Из темноты ныряешь в свет и наоборот.

Так же мы находимся под огромным влиянием наших собственных мыслей.Если наши мысли чисты и высоки — мы парим.Если ничтожны и мрачны — мы киснем и чахнем.Научится управлять нашим мыслительным потоком — это путь к гармонии и счастью.Действительно научившись управлять мыслью, человечество научится управлять вселенной.Я часто сравниваю ум человека с теле или радиоприёмником.Мы можем управлять тем, что у нас на уме, точно так же как мы можем переключать каналы на нашем телевизоре.Ведь от нас зависит какие каналы мы смотрим: весёлые или грустные, музыкальные или информационные.Так же и в голове мы можем чётко настроится на определённую позитивную волну, и никто не сможет заставить нас переключиться на другую программу.Но поскольку настройки наши нечётки, постоянно возникают всевозможные помехи: грустные воспоминания, неприятные события, огорчения, обиды итд.И в одно мгновенье мы перключаемся с Камеди клаб на 11 сентября.Но в нашей воле зафиксироватся на позитивной волне.Найдите в себе свою любимую праграмму и смотрите и транслируйте её.определитесь какой она должна быть: весёлой грустной, сентиметальной драматичной или какой другой.Главное что бы это был ваш осознаный выбор и что бы вы наслаждались этим каналом, даже страдая и переживая.Но как испытывать чувство сытости, будучи голодным? Это и сложно и просто одновременно.Истории известны множество случаев когда человек долгое время обходися без необходимого.Очень многое зависит от сознания.Если ваше сознание глубоко материально, вы живёте проблемами вашего ума и тела, вам сложно будет лишится даже самой малости.Вы незащены и подвержены малейшим колебаниям материальных стихий.Если же ваше сознание более духовно нежели материально, даже очень большие материальные лишения и потрясения несмогут вас поколебать.Материальный мир нуждается в духовности, но нуждается ли духовный в материальном?

Привести наше сознание к абсолютному знаменателю, вот цель и смысл жизни.Когда я рассказывал кому-нибудь о своём опыте, я получал разные реакции.Кто то счетал что я был на грани помешательства, кто то что это фантастический вымысел или сказка, но кто то говорил что испытывал нечто похожее.Все мы по природе своей совершенны и волшебны.За редким аномальным исключением.Но мы настолько увлечены нашими материальными заботами, что не можем даже оторвать голову и посмотреть на мир спокойным мудрым взглядом.Наше сознание слишком обеспокоено умом.Умом полным самыми амбициозными целями.Мы несёмся к материальному благополучию и совершенству, позабыв о благополучии и совершенстве духовном.А именно последнее делает нас прекрасными и по настоящему счастливыми.

Если вы сконцентрированы на духовном, вы живёте духовными заботами, и материальные проблемы отступают на второй план.Наша задача — создать свой духовный портрет, поместив его в материальную рамку.Мы же зачастую увлечены соданием рамки, в которой вместо портрета — пустота!.

Представте себе что мир в котором мы живём не агрессивен, а напротив благожелателен и желает нам счастья и благополучия.Мир — это океан тепла, радости и света.И мы плывём в нём наслаждаясь его полнотой и величием, осознавая себя его неотъемлемой составной частью.

Как просто понять и осознать всё, поняв всего лишь одно! Это наше духовное бессмертие.Но умом это не понять.Если вам повезёт и вы найдёте это состояние, вы станите самым счастливым человеком! Одно лишь сердце зряче.Действительно самое ценное что в нас есть — это душа.Ни голова ни ноги или попа, ни другие части тела, а эта неизмеримо малая частица, осознание и понимание которой делает нас божественными.

Страх.Страх делает нас рабами.Мы боимся всего: смерти, болезней, бедности, потери друзей и близких, и более простых вещей: опаздать на самолёт, промокнуть под дождём, невыспатся или недоесть.

Страх преследует нас повсюду, то овладевая всем нашим существом, то только частью его.Осознав нашу истинную сущность, мы перестаём боятся абсолютно всего, даже смерти.Как не боимся потерять старую рваную рубаху, место которой давно в утиле.Какой смысл боятся того что рано или поздно всё равно произойдёт.Мы потеряем кого то или что то или кто то потеряет нас.Когда то и галактика потеряет нашу вселенную.

Глава 7.Кант.Чистое сознание

Глава 7.Кант.Чистое сознание

Идеализм, как считает философия, бывает разный.Один был рожден Платоном, и это весьма условный идеализм.Скорее, учение об идеях.Другой Идеализм был придуман Материализмом как его извечный враг, чтобы сплотить свои ряды.Наверное, его самым ярким представителем был Беркли.Впрочем, вряд ли были в действительности настоящие, живые философы, которые сами себя относили к таким идеалистам, которые воюют с Материализмом.Воевали от лица Идеализма совсем не философы.Философы же, которых объявляют идеалистами, просто видели мир иначе и говорили, в чем Материализм не прав.Философский идеализм не был партией, это всегда было дело думающих одиночек, в отличие от Материализма.

Вот и Иммануил Кант (1724–1804) оказался таким одиночкой, которого посчитали родоначальником еще одного идеализма — немецкого классического.Всю жизнь он безвыездно жил и работал в когда-то русском городе, захваченном немецкими рыцарями и названном Кенигсбергом, а при жизни Канта снова отвоеванном Россией.Так что он может считаться немецко-русским философом.

Из любопытных фактов можно привести еще один: он был сыном седельщика и философией занялся после сорока пяти лет.До этого пытался делать Науку и даже весьма в этом преуспел.Многие философы считали, что Кант разделил всю философию на ту, что была до него, и ту, что стала возможна после.В этом смысле его сравнивали с Коперником в естествознании.Связано это с созданием им особого подхода к философствованию, который можно назвать критическим методом.Владимир Соловьев писал об этом:

«Кант — основатель философского критицизма, представляющего главную поворотную точку в истории человеческой мысли, так что все развитие философии, если не по содержанию, то по отношению мысли к этому содержанию, должно быть разделено на два периода: докритический (или докантовский) и после-критический (или после-кантовский)» (Соловьев, Философский словарь, с.159–160).

Однако мне кажется, что этот водораздел был заложен Кантом не в своих критических работах, из которых первой была «Критика чистого разума». Водоразделы или поворотные точки Науки должны быть на чем-то утверждены.Отцом научной психологии считается Вундт.С чего он начал? С того, что в 1862 году написал труд — «Душа человека и животных», — в котором нарисовал грандиозную научную картину мирозданья, ставшую основой научной Психологии.За сто лет до него Кант начал новую философию в точности с той же самой картины.

«В 1755 году он издал (анонимно) свою физико-астрономическую теорию мирозданья, которую, в сущности, лишь повторил Лаплас через несколько десятилетий.Эта теория, которую называют Кант-Лапласовской, но, по справедливости, следовало бы назвать Кантовской, остается общепринятою в науке» (Там же, с.160–161).

Его физико-астрономическая теория мирозданья называлась «Всеобщей естественной историей неба». На ней и основывалась критическая философия.Суть ее можно понять вот из этого образа, созданного Кантом.В сущности, он и разворачивается во всем остальном повествовании:

«Я представляю себе материю Вселенной в состоянии всеобщего рассеяния и хаоса.Я вижу, как на основе всем известных законов притяжения начинает формироваться вещество и как благодаря отталкиванию видоизменяется движение материи.Я испытываю чувство удовлетворения, убеждаясь, как без помощи произвольных вымыслов создается под действием всем известных законов движения благоустроенное целое, столь схожее с той системой мира, которая находится у нас перед глазами, что я не могу не признать его за эту самую систему.

Это неожиданное и величественное развертывание естественного порядка кажется мне вначале подозрительньш: ведь столь сложная правильность строится на таком простом и несложном основании.Но в конце концов вышеприведенное рассуждение убеждает меня, что такое развертывание природы не есть нечто неожиданное с ее стороны, а необходимо порожденное ее естественным устремлением…» (Кант, Всеобщая естественная история, с.74).

Канту всю его жизнь приходилось отмываться от подозрений в атеизме.И он даже получал строгие письма Фридриха-Вильгельма II, угрожавшие ему наказанием за деятельность, разрушавшую религиозность.Поэтому он всячески оправдывался и пытался связать свои естественнонаучные взгляды с верой в Творца.И это рассуждение постоянно скатывается в попытки связать естественнонаучное разворачивание природы с «изначальным существом».Нам это сейчас не важно.А важно то, что любая мифология и любая религия начинаются с космогонии, то есть образа творения космоса или мира, объясняющего простому человеку, к кому можно обращаться за помощью, когда становится плохо.

Для Канта этим высшим судией оказывался все-таки не Бог, а эта странная «система», столь стройная, что он не может не признать сам мир «за эту самую систему».Это дикая путаница, непростительная и гораздо более слабому мыслителю, тем не менее, чем-то поразила и потрясла воображение Канта настолько, что он преданно служил делу ее продвижения всю оставшуюся жизнь.

Причем это не единственное необъяснимое противоречие в этом высказывании.Менее очевидное, но не менее вопиющее противоречие содержится в словах: «Я испытываю чувство удовлетворения, убеждаясь, как без помощи произвольных вымыслов создается под действием всем известных законов движения благоустроенное целое». То есть создается та самая «система мира».О чем здесь речь? Может быть о творении мира? Нет, слова «без помощи произвольных вымыслов создается» означают, что речь идет о творении образа мира, а не мира.И если обычно, к примеру, в Религии, как убеждал в то время рвущийся к власти Материализм, образ мира, его религиозная картина творилась из вымыслов и предрассудков, то в этой системе, которой придерживается Кант, все строится на «всем известных законах движения».

Вот это и есть вопиющее нарушение истины.Если эти законы «всем известны», то это то, что уже стало культурой.И это либо бытовое знание о том, что такое движение, либо научное.Бытовое Кант признать за что-то противоположное «вымыслам» не мог.Значит, он говорит о каких-то научных представлениях.О каких? А он сам чуть дальше объясняет каких:

«Подобно тому как из всех задач естествознания ни одна не была разрешена столь правильно и точно, как вопрос об истинном строении Вселенной в целом, о законах движения и внутреннем механизме обращения всех планет — область, в которой Ньютонова философия может дать такие познания, каких мы не встречали ни в какой иной части философии» (Там же, с.77–78).

Иначе говоря, «системой мира», с которой совпадает сам мир, оказывается Ньютоновская механическая картина мира.

Но Ньютоновская механика — это не законы мира, а попытка их описать.Иначе говоря, это как раз домыслы и вымыслы, в той или иной мере соответствующие действительности.И Кант пропускал эти гнилые куски в своих рассуждениях.Почему? Думаю, потому, что очень хотел их не видеть.Слава Ньютона не давала ему покоя, и он хотел сравняться с великим предшественником.Поэтому он открыто заявляет свою цель:

«Таковы основания, на которых покоится моя уверенность в том, что физическая часть науки о Вселенной может быть в будущем доведена до такого же совершенства, до какого Ньютон довел ее математическую часть» (Там же, с.79).

Канту не удалось самому дожить до того времени счастливого, когда Физика окончательно стала царицей Наук.Более того, он так и не выпутался из этой ловушки, которую себе построил: если система, описывающая и объясняющая мироздание, тождественна мирозданию, то вполне можно не постигать его, а сразу описывать, исходя из наблюдений над тем, как устроено то, чем мы делаем это описание.Иначе говоря, знаешь, как устроен образ мира, — знаешь сам мир.И Кант переходит к описанию того, как мыслит человеческий разум.С этого момента начинается вторая часть его жизни, и рождается тот самый новый подход к философии, который стал ее водоразделом.

Водораздел этот, как я уже говорил, был положен «Критикой чистого разума». Именно там, возможно, впервые во всей европейской философии, прозвучало понятие «чистого сознания». Однако, прежде чем привести эти его строки, надо сделать одно небольшое отступление.Я воспользуюсь словами современного русского издателя Канта Ю.В.Перова:

«Кант остается в философии до сих пор актуальным, «как если бы» (пользуясь одной из любимых его формулировок) он был живым уже на протяжении более двух веков.

И это при свойственной ему педантичности изложения, утомительных повторах одних и тех же положений в ничтожно различающихся между собой формулировках, выраженных философским языком, звучавшим архаично уже для большинства его современников, — словом, при всех стилистических достоинствах его сочинений, не без иронии названных А.Шопенгауэром «блестящей сухостью»»… (Перов, с.5–6).

Иначе говоря, Канта читать трудно, в первую очередь, потому, что писать он не умел, что, впрочем, признавал и сам.Поэтому не надо думать, что если мы чего-то не понимаем в Кантовском тексте, так это потому, что у нас не хватает мозгов.Очень даже вероятно, что как раз в этом случае их не хватило у Канта, если не на то, чтобы сказать умно, то уж точно на то, чтобы сказать просто.Вот и слова о чистом разуме стоит читать с доверием к себе и не слишком застревая на том, что не сразу понятно.Все потом разъяснится из других мест.

«…если положение, подлежащее доказательству, есть утверждение чистого разума, и я хочу посредством одних лишь идей выйти даже за пределы своих эмпирических понятий, то еще более необходимо, чтобы доказательство содержало в себе оправдание такого шага синтеза (если бы только он был возможен) как необходимое условие своей убедительности.

Поэтому, как бы вероятным ни казалось мнимое доказательство простой природы нашей мыслящей субстанции, основанное на единстве апперцепции, все же оно неизбежно вызывает следующие сомнения: так как абсолютная простота не есть понятие, которое может быть непосредственно отнесено к восприятию, а должна быть выведена как идея, то нельзя понять, каким образом чистое сознание, которое содержится или, по крайней мере, может содержаться во всяком мышлении, хотя оно в этом смысле есть простое представление, должно привести меня к сознанию и знанию вещи, в которой единственно может содержаться мышление» (Кант, Критика чистого разума, с.460).

Далее он эти слова объясняет, но чтобы не запутать себя окончательно, я его объяснение опускаю.Для начала разговора хватит и взятого отрывка.В нем содержится уже немало.

Но сначала отбросим лишнее.Рассуждения о мыслящей субстанции — это, как вы понимаете, обращение к вопросам, поставленным Декартом.Иначе говоря, Кант, вслед за Декартом, начинает новую философию с того, что заглядывает в себя, как в некое пространство, в котором происходит мышление, и задается вопросом: а что во мне мыслит? Что является самой сутью моего мышления, его субстанцией? Но при этом он ведет спор, раз говорит о «мнимом доказательстве».И спорит он здесь не с Декартом, а с Лейбницем, который считал, что субстанцией мышления является монада, она же душа и сознание в одном «атоме».Это видно из слов «мнимое доказательство простой природы нашей мыслящей субстанции, основанное на единстве апперцепции».О том, что монада проста, то есть далее неразделима, но при этом обладает способностью к восприятию особо высокого качества — осознаванию или апперцепции, говорил Лейбниц.Кант Лейбница вообще недолюбливал и не стеснялся заявлять, что «догматическая Лейбнице-Вольфова философия неверна», а верна только его, Канта, критическая философия:

«Что касается свойственного Лейбницу и Вольфу особого догматического метода философствования, то он был весьма ошибочным.И в нем так много вводящего в заблуждение, что весь этот метод нужно отбросить и вместо него взять за основу иной — метод критического философствования, состоящий в исследовании приемов самого разума, в расчленении общей человеческой способности познания и в исследовании того, как далеко могут простираться его границы» (Кант, Логика, с.340).

Думаю, это пояснение из его «Логики» делает понятнее, о чем спор.По крайней мере, если даже совершенно непонятно, в чем не прав Лейбниц, ясно, что, назвав его утверждения догматическими, Кант обвинил его в том, что Лейбниц не исследует, а объявляет истины.Вещает их так, будто они бесспорны, а он их собственник и ему нужно всего лишь донести правильное видение до простых смертных.

Честно говоря, я это у Лейбница почувствовал ничуть не больше, чем у Канта.Но в целом вполне можно принять как некий подход, что, утверждая что-либо, надо оставлять читателю право на сомнение и обеспечивать его всем необходимым для собственных рассуждений и выводов.И я вполне доверяю Канту в том, что предшествующая ему философия грешила догматизмом и высокомерием.Кстати, на мой взгляд, особенно грешили этим английские философы, например, тот же Дэвид Юм, которого Кант очень любил и открыто предпочитал Лейбницу.

Но что при этом предлагает сам Кант? Подходить не догматически, а критически? А что это значит? Да просто пересмотреть все, что говорили предшественники и сверить с разумностью.В точности как Декарт.Что такое разумность, с которой предполагалось сверять? Да все та же логика, как ее можно рассмотреть сквозь математику.Математикой Кант восхищался и считал ее доказательства абсолютно достоверными.То, что математика — искусственный язык, созданный для описания условных пространств и не имеющий действительного отношения к жизни, — ему, кажется, даже в голову не приходило.Зато его захватывала идея о том, что в математике можно смоделировать такие условия, в рамках которых все знаки, которые используются внутри, строго равны самим себе и никогда не имеют иных значений, размывающих точность, четкость и красоту придуманного мира.

Вот отсюда заявление: «…я хочу посредством одних лишь идей выйти даже за пределы своих эмпирических понятий…».

Знаки в философских уравнениях Канта и есть идеи.А задача, которую он ставит, звучит так: выйти за пределы эмпирических понятий. А означает это поиск такого места, где жизнь не будет мешать философу рассуждать, потому что эмпирические понятия — это жизненный опыт.Вот это место и называется Чистым разумом.Чистый Разум — это не Академия Платона, а Лицей, рай для философа аристотелевского толка, где система или логика совпадают с действительностью, потому что философу так удобно.

Философ сократического толка постоянно пытается дать описание тому, что есть в действительности, и из-за этого уходит в то, что чистые философы называют психологизмом.Философ-аристотелик, то есть философ чистый, не может принять ничего, что не было бы путем некой искусственной операции ума превращено в «идею».

Но даже превращенные в «идеи» понятия еще не являются чистыми, пока они составлены из нескольких понятий или образов.Чистый разум состоит из простых и далее неразложимых идей, к которым ничего не примешивается.

Как видите, это именно то, что в последствии будет делать Гуссерль и что станет идеалом феноменологии.

Что же в таком случае представляет из себя сознание? Если пытаться понять это из приведенного отрывка из «Критики чистого разума», то можно сломать себе голову: «каким образом чистое сознание… должно привести меня к сознанию и знанию вещи…». Сознание к сознанию!

И даже если использовать собственное понятие Канта, проще не становится: «каким образом чистое сознание, которое содержится во всяком мышлении, хотя оно в этом смысле есть простое представление…»

Чистое сознание и есть простое представление.Очевидно, в отличие от сложных или сложносоставных представлений.Но тогда это вообще не сознание, по моим понятиям!

Впрочем, вполне возможно, что Кант тут использовал два разных слова для того, что русские переводчики оба раза перевели словом «сознание».Но какое бы слово он ни использовал, но если речь идет о простейших представлениях, то я тоже не понимаю, как они могут мне помочь познать самого себя.А ведь речь идет именно об этом: каким образом чистое сознание… простое представление, должно привести меня к сознанию и знанию вещи, в которой единственно и может содержаться мышление.

Впрочем, если пытаться идти прямо вслед за мыслью Канта, то неуспех обеспечен.Он и сам переписывал «Критику чистого разума», чтобы сделать понятнее.Да и во многих последующих работах он постоянно возвращается к высказанным в самом начале мыслям, чтобы пояснить их.Поэтому есть смысл забежать вперед во времени и заглянуть в такие пояснения.На мой взгляд, Канту стоило начинать свою философию с рассуждения, которое он написал в самом конце.Оно непосредственно связано с заданным им в «Логике» главным вопросом: что такое человек? Этим рассуждением он начинает свою «Антропологию с прагматической точки зрения».

Ответ на свой главный вопрос оказывается для него исследованием познавательной способности человека, а она, в свою очередь, вырастает из осознавания себя:

«То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле.Благодаря этому он личность, и в силу единства сознания при всех изменениях, которые он может претерпевать, он одна и та же личность, то есть существо, по своему положению и достоинству совершенно отличное от вещей, каковы неразумные животные, с которыми можно обращаться и распоряжаться как угодно.Это справедливо даже тогда, когда человек еще не может произнести слово Я: ведь он все же имеет его в мысли; и во всех языках, когда говорят от первого лица, всегда должно мыслить это Я, хотя бы это сознание самого себя (Tehheit) и не выражали особым словом.

Эта способность (а именно способность мыслить) и есть рассудок» (Кант, Антропология с прагматической точки зрения, с.139).

Как видите, Кант не говорит о сознании.Он говорит о разуме и только о разуме.Сознание как слово (или разные слова) он использует, но понятие сознания его не интересует.Когда же он говорит о сознании, он говорит о способности сознавать — мыслить нечто или себя.В сущности, следующий абзац «Антропологии», в котором слово сознание вообще не встречается, определяет Кантовское понимание сознания с предельной полнотой:

«Но примечательно, что ребенок, который уже приобрел некоторый навык в речи, все же лишь сравнительно поздно (иногда через год) начинает говорить от первого лица, а до этого говорит о себе в третьем лице («Карл хочет есть, гулять» и т.д.); когда же он начинает говорить от первого лица, кажется, будто он прозрел.С этого дня он никогда не возвращается к прежней манере говорить.

Прежде он только чувствовал себя, теперь он мыслит себя» (Там же, с.139–140).

Сознание — это представление себя, даже сложнее — это «мыслить себя».Даже когда Кант говорит о чистом сознании, для него нет никакой вещи, которая может быть чище или грязнее.Речь идет о качестве или виртуозности исполнения определенного упражнения или действия.А именно того действия, которым мыслитель управляет понятиями своего разума.

Наверное, из Канта можно извлечь пользу, но не тогда, когда занимаешься очищением сознания, а тогда, когда учишься думать.В любом случае, это полезно для самопознания, если только для такого пути хватит сил.

Рейтинг автора
Автор статьи
Валентин Пырьев
Написано статей
1036
Ссылка на основную публикацию