Чтение детям

Тема статьи: Чтение детям - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Чтение маленьким детям

Домашнее чтение способствует формированию в семье развивающей и доброжелательной среды.Читая вместе, вы стимулируете в ребенке интерес к жизни, даете ему возможность понять и оценить его значимость и родительскую любовь к себе.Вечернее чтение – это возрождение и укрепление семейных традиций и ритуалов, позволяющих детям успокоиться и расслабиться после шумных игр и сложных занятий, эмоционально подготовиться ко сну и снять напряжение.Совместное чтение с детьми укрепляет внутрисемейные отношения и налаживает контакт между ребенком и родителями.

Польза совместного чтения

Чтение с ранних лет базируется на различных обучающих и воспитывающих методиках, оно стимулирует детский интеллект и воображение.Воспоминания о совместном чтении с родителями дети трепетно хранят всю свою жизнь.

Зачем читать с детьми:

  1. Чтобы развивать и обучать ребенка, эффективно и качественно пополнять его словарный запас.
  2. Дети, которым с детства много и часто читали, не только лучше обучаются самостоятельному чтению, но и значительно лучше учатся в школе.
  3. Семейное чтение формирует гармоничную и целостную личность, так как в процессе чтения книг ребенок испытывает самые разнообразные эмоции и чувства, учиться понимать и воспринимать речь, фантазирует, анализирует и размышляет.
  4. В свою очередь взрослые, читая своему ребенку разную литературу, могут наблюдать за его духовным и психологическим развитием, грамотно управляя, корректируя и контролируя этот важнейший процесс.
  5. Чтение вслух – это превосходное домашнее развлечение, улучшающее взаимоотношение и понимание родителей и детей, остающееся в памяти на долгие годы.

Читаем с пеленок

Чем раньше вы начнете читать своему малышу, тем лучше! Больше читайте детям вслух, читайте им еще до их рождения – это стимулирует способности и таланты ребенка в будущем!

  • У каждого человека книга вызывает интерес и желание, в детстве книга рисует ребенку целый мир – невероятно сказочный и яркий.
  • Читая вместе с ребенком, побуждайте его к разговорам и обсуждению прочитанного, оживляйте и придумывайте вместе, рассматривайте картинки и иллюстрации, задавайте вопросы и отвечайте на них.
  • Перед сном лучше всего читать сказки, дети обожают слушать сказки, они просто замирают от восторга, в их сердцах надолго остаются волшебные герои, яркие эмоции и глубокие впечатления.
  • Чтение детям – с года до трех лет

    Семейное чтение является такой совместной деятельностью, которая дает разностороннее положительное воздействие на психику и здоровье ребенка.Чтение вслух – это мощный развивающий и воспитательный инструмент, одновременно удовольствие и радость, золотой ключик к обучению и успеху!

    У детей в возрасте от года до трех лет память работает на все 100%, психологи говорят, что в этот период ребенок способен справиться с огромным потоком информации, многое запомнить и понять.Поэтому в процессе чтения книг в это время необходимо вводить новые обучающие элементы:

  • делать акцент на буквах и словах;
  • обращать внимание на детали и нюансы в сюжете и главных героях;
  • приучать к бережному и внимательному отношению к книгам.
  • Советы и рекомендации по совместному чтению с детьми:

    1. Выбирайте книги с позитивным и поучающим сюжетом, в этом случае чтение приносит двойную пользу – дарит удовольствие и учит добру.
    2. В процессе чтения делайте паузы, чтобы малыш отдохнул и отвлекся, а потом просите его напомнить, где вы остановились и в чем суть уже прочитанного текста.
    3. Сказка на ночь должна стать любимой привычкой, добрая сказка несет в себе спокойствие и умиротворение, дает понимание защиты и ощущение любви.
    4. Для детишек двух и трех лет особенно хороши стихотворные рассказы, которые легко читаются и запоминаются малышами.

    Ежедневное чтение с детьми – это лучший фундамент, заложенный вами с детства, от которого во многом зависит мировоззрение, поведение и отношение человека к жизни в целом!

    Читаем детям вслух – как надо и не надо, польза и особенности

    Ваш ребенок не любит читать? Вы не одиноки.Но пускать на самотек этот процесс все ж не стоит.Нет, заставлять, как и в любом другом деле, не нужно.Просто надо найти очень интересную книгу и подход к сыну или дочери.А остальное – дело техники.

    Чтение вслух – особенности и польза

    Как показывает опыт многих родителей, это во всех отношениях замечательная форма приобщения детей к чтению, хотя некоторые моменты могут и мешать.Как быть? Надо знать некоторые нюансы, и все получится.

    Особенности чтения вслух: что может помешать

    Да, не сразу будет получаться.Ведь тут несколько значимых факторов:

    1. возраст: ну, и пускай ребенок сам умеет читать или еще мал (до 10-15 могут слушать), ведь он может не понять всей информации, ему может быть скучно одному читать, поэтому читайте вслух регулярно (может, даже по очереди!), подыскивая каждый раз подходящие книжки;
    2. темперамент ребенка: один не усидит на месте, а другой будет явно скучать;
    3. дефицит времени: надо постараться все дела подогнать так, чтобы чтение вслух ребенку оставалось нерушимой традицией;
    4. могут нагрянуть гости: или другие обстоятельства могут появиться, но традицию чтения вслух прекращать не стоит, разве что в крайних случаях;
    5. трудности с выбором книг: это отговорка, потому что книг в продаже и в инете много!

    Да, придется из дня в день или вечер терпением запасаться, ведь читать надо будет неторопливо, вдумчиво, беседуя с ребенком, что-то ему разъясняя.Но польза очевидна!

    Польза от чтения вслух

    Известно, что во многих семьях есть такая традиция.Где-то ее даже праздником считают.Представьте картинку… Детская.Детвора в постели.В этой теплой домашней обстановке рядом – вы.И тихое чтение, разносящееся в комнате, льется как мед… И вот она, польза!

  • У малышей развивается устная речь, у деток постарше — рассуждение и любовь к книге.
  • Обогащается их словарный запас и расширяется кругозор.
  • Они крепко засыпают и просыпаются утром с прекрасным настроением.Конечно, если вы не выберете им какие-то страшилки.
  • Детки постепенно знакомятся и с русской классикой, что им поможет в школе, в дальнейшей жизни, и с духовной литературой, и т.д.
  • Читая им вслух, проводя вместе время, вы духовно сближаетесь, учите решать сложные проблемы.
  • Такой способ общения с детьми (коллективное обсуждение книги в том числе) помогает ребятишкам активнее развиваться и, кто знает, может быть, найти свою профессию, научиться добродетели и т.д.
  • Какие книги лучше выбирать для чтения вслух

    Безусловно, малышу проще читать.Купил книжечку с добрыми рисунками, изображающими элементарные вещи, и листай вместе с ним, рассказывая, что, где, кто, почему.

    С детьми постарше сложнее.И тем не менее, это делать надо, в том числе это касается чтения Св.Писания, книг духовного содержании.И лучше выбирать вместе, но ненавязчиво.

    Желательно ли единую тематику подбирать? Или лучше жанры разные подыскивать? Главное, чтобы чтение вслух интересовало ребенка.Иной раз многие дети просят второй и третий раз прочитать что-то.Значит, зацепило.Каждый ребенок индивидуален, подыскивайте ключики к нему!

    Можно и так — вспомнив свое детство, отрочество, юность.Что вам тогда нравилось? Вот и ищите книги, которые нравились вам.

    Важно и другое — пол ребенка.Девочке с одним уклоном выбирается литература, мальчикам — с другим.И тут хорошо бы отца приобщить!

    Как бы та ни было, но есть основные направления, которые помогут ребенку в развитии.

    1. Классика (художественная литература).Важно читать, т.к.в школе или институте ребенок обязательно вспомнит все, о чем вы говорили, какие детали обсуждали, читая Гоголя, Достоевского, Пушкина, Некрасова и т.д.И вообще, русская литература в своих лучших образцах — это всегда полезно…
    2. Сказки.Очень внимательно относитесь к выбору! Увы, сюжеты многих из сказок напоминают фильмы ужасов (дети не только не засыпают ночью, а приобретают массу тиков и других подобных проблем) и являются сценариями для совершения преступлений.
    3. Познавательная литература.Здесь возможности просто огромны.Можно методически читать литературу, которая поможет познавать многие процессы.Это литература о животных, о природе, о ремеслах, о науках и пр.Естественно, начать надо с нескольких глав Детской Библии, где этот процесс описан, чтобы у ребенка сложилось ясное представление о сотворении мира и чтобы он мог остальные вещи воспринимать сквозь эту призму.
    4. Духовная литература.Тут тоже все замечательно.Есть жития святых, есть детский катехизис, рассказы, написанные православными писателями, и др.Главное – учесть возраст и не читать из-под палки.Не менее важно рассуждать с детками на тему прочитанного, опять же – ненавязчиво и связывая прочитанное с жизнью…

    Как надо и не надо читать

    Ребенок научится внимательно читать, правильно оценивать прочитанное, если вы будете читать ему в детстве.Важно лишь знать, как надо и не надо читать.

    Как надо

  • Первое, неторопливо и внятно.
  • Второе, терпеливо, даже если ребенок не прислушивается к чтению.
  • Третье, так, чтобы ему все было понятно и ясно (то есть, разговаривайте с ним, проговаривайте важные моменты, объясняйте значение чего-то).
  • Четвертое, так, чтобы заинтересовать чадо (вплоть до того, что покажите ему рисунки, или словами перескажите интересное).
  • Если ребенок с чем-то не соглашается, рассуждайте вместе.
  • Хвалите его, если он что-то спросил, попросил повторить и т.п.
  • Наконец, чтобы интонация ваша была естественна и приятна для слуха, а не назидательна и строга.

    Как не надо

    Не читайте книгу, если сами не просмотрели ее! Конечно же, исключение – Новый и Ветхий Завет…

    Не садитесь далеко от постельки, ребенок должен вас хорошо слышать.

    Не превращайтесь в ментора, постоянно допрашивая его, понравилось ли ему прочитанное.Если ему было интересно, он сам спросит или скажет.Если вы и решите спросить, делайте это при случае и тактично.

    Не обсуждайте с ребенком каждую строчку, которая вам кажется важной.Выделяйте приоритеты.

    Стимулируйте у ребенка желание самому разобраться в том или ином месте, понять, оценить и обсудите это.

    Не читайте до конца то, что наметили.Насильно мил не будешь.Лучше подумайте, как заинтересовать.Но книжечку заканчивать обязательно надо, пускай и в несколько попыток.

    Избегайте категоричных заявлений и суждений.

    Не навязывайте чтение, найдите другой путь.

    До какого возраста читать ребенку вслух

    Это зависит от него.Конечно же, даже если он уже умеет читать сам, совместные чтения полезнее.Но ваши труды увенчались успехом, если ребенок сам просит почитать ему.

    Резюме

    Кто-то может скептически отнестись к чтению вслух.Мол, столько источников информации вокруг.Между тем, ни планшеты, ни другие источники не способны привить ребенку любовь к чтению, научить разбираться в литературе, во многих процессах, общаться так тесно с родителями… Так зачем кому-то доверять важный процесс воспитания личности? Потрудимся сами!

    Чтение детям от 0 до 3

    Давайте поговорим о том, как читать с малышами в возрасте от рождения до трёх лет: как привить детям любовь к чтению, научить слушать стихи и сказки, рассматривать иллюстрации, а также о том, как правильно выбирать книги для самой юной категории читателей.
    Но для начала пара слов о том, зачем нужно читать детям, которые в большинстве своем ещё толком не научились говорить.Чтение детских книг – это целый комплекс действий.Он состоит из рассматривания иллюстраций, прослушивания текста, соотнесения текста и картинки.Чтение с ребенком – это серьезная работа по развитию умений слушать, разглядывать и подмечать детали, считывать символы и догадываться о смысле.Читая ребенку раннего возраста мы способствуем развитию его интеллекта, расширяем кругозор, отвечаем на волнующие его вопросы, обогащаем его формирующуюся речь.Кроме того, чтение – это приятная форма досуга, способ отвлечь расстроившегося или расшалившегося малыша, один из элементов ритуала подготовки ко сну, а также это целый мир волшебной сказки, без которой сложно себе представить счастливое детство.

    От рождения до 6 месяцев
    Собственно, процесс чтения с детьми начинается задолго до самого чтения.Для того, чтобы малыш проявил интерес к книгам, важно, чтобы он овладел двумя навыками – умением слушать и умением разглядывать картинки.
    Известно, что слух ребенка развивается в утробе матери и ещё до рождения малыш способен слышать и воспринимать голоса родителей, музыку, звуки природы.И это тот ценный сенсорный багаж, который вы можете подарить вашему малышу еще до его появления на свет.Во время беременности старайтесь окружать себя и малыша только приятными звуками, почаще устраивайте сеансы релаксации, прослушивая хорошую музыку, разговаривайте с малышом и рассказывайте ему сказки.И смысл сказок здесь совершенно не важен, гораздо важнее ваша интонация, ритм и темп художественного произведения.Когда ребеночек появится на свет, те стихи и сказки в вашем исполнении, которые он слышал еще не родившись, будут действовать на него успокаивающе, а родители всегда найдут, что рассказать крохе, чтобы утешить его или развлечь.
    По мере того как малыш будет подрастать, родительский репертуар будет постепенно расширяться – к уже привычным ребенку сказкам или стихам прибавятся потешки, прибаутки, колыбельные и песенки.Книга как она есть здесь еще не нужна, но вот выученные наизусть стихи Барто, Чуковского и Маршака придутся весьма кстати, а также весёлые стишки про мишку косолапого и другие, которые нам рассказывали ещё наши мамы и бабушки.
    Ваш новорождённый малыш подрастает и развивается, а вместе с тем развивается и его зрение.Такой важный орган в познании мира.Когда, примерно, к трём-четырём неделям кроха научится концентрировать взгляд на несколько секунд и досконально изучит лица папы и мамы – а это самые важные объекты для разглядывания в этом возрасте, вы можете предложить ему другие предметы, на которые малыш будет с удовольствием смотреть.Это могут быть чёрно-белые картинки с изображением линий, узоров или геометрических форм, а также довольно крупные игрушки, раскрашенные одним ярким цветом.Такие предметы способны надолго удерживать внимание новорожденных малышей, а умение концентрировать взгляд развивает зрение и усиливает мозговую активность.
    Уже позже, месяцам к трем-четырем, вы будете предлагать ребеночку более сложные по цвету и форме картинки — это могут быть рисунки или фотографии, изображающие людей, животных, транспорт.Плюс ко всему вы будете показывать ребенку мир вокруг – квартиру, улицу.Очень важно при этом проговаривать названия предметов, которые малыш видит.
    Итак, в возрасте от рождения до шести месяцев «чтение» представляет собой синтез двух действий – разглядывание картинок и предметов, а также фоновое прослушивание художественных произведений.

    От 6 месяцев до года
    Возможно, ваш малыш уже сидит, но даже если нет, то наверняка он уже подолгу лежит на животике или полусидит на ваших руках.И уж совершенно точно он проявляет всё больше и больше интереса ко всему, что его окружает.
    Самое время приобрести первую детскую книгу.Речь идет о картонных книжках — малышках, которые состоят из небольшого количества плотных, прочных и безопасных страниц.На самом деле, в страницах всё и дело.Детям нравится манипулировать с книгой, переворачивая странички — это, плюс ко всему, еще и отличное упражнение для развития мелкой моторики.Скорее всего, книга будет опробована на зуб, но она будет просмотрена так или иначе.Не стоит покупать много малышовых книг, двух-трёх будет вполне достаточно.Довольно скоро вы увидите, что малыш готов двигаться дальше и тогда сможете выбирать уже более содержательные книги для совместного чтения.Выбор первой книги – дело ответственное.

    Вот несколько правил, которые помогут вам:

  • Книга должна иметь плотные картонные страницы, переплёт должен быть качественным.Важно быть уверенным в том что, когда ребёнок возьмёт книгу в руки, она останется цела.
  • Простота иллюстраций.Идеально, когда на одной странице помещается одно изображение, если это сюжет, то он должен быть максимально простым.Ребенку в этом возрасте ещё сложно воспринимать большое количество деталей, ему также непонятны сложные действия персонажей.Чем проще будет изображение, тем более узнаваемо оно будет ребенком — соответственно, и интерес к книге будет выше.
  • Умеренные цвета.Идеально, если в книге присутствуют только четыре основных цвета — красный, жёлтый, зелёный, синий (не считая чёрного и белого).Пестрота изображения опять же не принесет пользы, а лишь утомит ребенка.
  • Реалистичные картинки.Крокодил должен быть зелёным, а помидор — красным.Это один из наиболее важных моментов.Ребенок в этом возрасте впитывает в себя информацию колоссальным объемом, и противоречивость в её содержании сейчас абсолютно ни к чему.Это же касается и внешнего вида животных.Часто художники любят изображать животных в одежде, но это абсолютно противоречит реальному представлению о кошке или собаке, например.В будущем в более взрослых книгах, когда ребёнок уже будет ориентироваться в мире предметов и будет понимать, что есть реальность, а что есть сказка, тогда кошка может быть и в платье, и в шляпе, и с бусами (если это соответствует сюжету).На начальном этапе познания мира кошка должна выглядеть как кошка — четыре лапы, усы, уши и хвост.
  • Итак, идеальная книга для малышей от шести месяцев – это небольшого формата картонка, в которой на каждой странице изображено по картинке, слова в такой книге необязательны.Вы просто будете рассказывать ребенку о том, что на картинке изображено – это и будет первая сказка.
    Когда вы выберете книгу для вашего полугодовалого малыша, вам нужно найти момент, когда ребёнок будет пребывать в хорошем расположении духа, усадить его к себе на руки или прилечь рядом с ним и перелистывать странички книги, иногда проговаривая то, что на них изображено.Такое «чтение» надолго станет любимым занятием крохи, особенно оно полюбится ему тогда, когда малыш научится переворачивать странички самостоятельно.

    От года до двух

    Среди детей и родителей-книголюбов уже даже сформировался список книг, которые идеально подходят для детишек этого возраста.Можно сказать, что это беспроигрышные варианты:

    1. В.Бианки «Лис и мышонок» — прекрасное издание в иллюстрациях Ю.Васнецова;
    2. Э.Карл «Очень голодная гусеница» — мировой бестселлер;
    3. Э.Карл «От головы до ног» — тоже любимая книга малышей во всем мире;
    4. Русские народные сказки и потешки в иллюстрациях Ю.Васнецова;
    5. Детские книги японского писателя Юсуке Ёнедзу.

    Обычно эти книги моментально становятся любимыми у малышей и зачитываются до дыр.Они ценны, прежде всего, своими иллюстрациями, их небольшие тексты просты и незамысловаты.Такие книги просто идеальны для того, чтобы научиться соотносить картинки с текстом – важное умение, которое пригодится ребенку в будущем.
    Малыш взрослеет и его интерес к чтению продолжает расти — в какой-то момент вы поймете, что список чтения следует расширять и здесь на помощь придут сборники стихов К.Чуковского, С.Маршака, А.Барто, Б.Заходера, а также сказки В.Сутеева.
    Поощряйте любой интерес ребенка к книгам.Случается, что во всем сборнике стихов малыша привлекает только одно четверостишье или одна картинка, читайте и рассматривайте их снова и снова.Только ваш искренний интерес, ваша заинтересованность и терпение (иногда один и тот же стих приходится читать по тридцать раз в день) способны поддерживать любовь к чтению у малыша.
    Также важным моментом этого периода является разглядывание сюжетных картинок, и оно останется таковым еще долгое время, усложняясь и видоизменяясь в зависимости от возраста и интересов ребенка.Для одно-двух годовалых деток, картинки для разглядывания должны быть достаточно простыми и четкими, подобранными по тематикам – транспорт, животные, овощи, фрукты.Хорошо отвечают такому запросу книги по типу энциклопедий для самых маленьких.

    Эти книги ребёнок будет периодически перелистывать, задерживаться взглядом на понравившихся ему предметах, тыкать пальчиком или другим способом привлекать ваше внимание, желая узнать название предмета.Когда малыш начнет разговаривать, вы будете спрашивать его о том, что он видит на картинках, и это станет одной из самых любимых совместных игр.
    Рассматривая картинки, мы не только называем предметы, мы еще и описываем их свойства, действия, придумываем сюжеты.Тем самым мы развиваем фантазию ребенка, формируем его словарный запас, обогащаем его речь, помогаем научиться по-разному смотреть на одни и те же предметы.
    Сейчас довольно популярны и любимы многими детьми книги для рассматривания Сюзанны Бернер, Доро Гёбеля и других авторов — эти книги настоящий клад для проявления родительской импровизации в описании сюжетов иллюстраций.

    Хорошим подспорьем в привлечении ребенка к рассматриванию картинок являются книги с окошками, с движущимися и тактильными элементами.Такие издания способны надолго удержать внимание ребенка, усилить его интерес к содержанию книги.

    Чтение для деток в возрасте от года до двух – это мир иллюстрации.Все, о чём написано, должно быть нарисовано – это очень важно для малыша, ведь он ещё не может сам представить бычка, который идёт по качающейся доске, но он с радостью обнаруживает на страницах книги предметы, о которых только что услышал.

    От двух до трёх
    Если вы начали «читать» ребенку буквально с рождения, то скорее всего в этом возрасте вы уже будете хорошо ориентироваться в детской литературе, а список для чтения детям двух-трёх лет настолько широк и разнообразен, что его сложно охватить в одной статье.Но если вы только начинаете читать с вашим малышом и вам кажется, что он не проявляет особого интереса к книгам, то вы можете прибегнуть к маленьким хитростям.

  • Подбирайте книги для ребенка, исходя из его интересов.Например, если ваш малыш интересуется животными, то возможно его заинтересуют стихи С.Маршака или Б.Заходера;
  • Всегда носите книгу в сумке.Если вам придется занимать ребенка в поездке, очереди и т.д., то вы сможете предложить ему почитать;
  • Разыгрывайте домашние спектакли по известным сказкам.Очень просто даже в домашних условиях показать спектакли «Теремок», «Колобок» или «Репка», так вы познакомите ребенка с художественными произведениями.После предложите малышу вместе почитать про полюбившихся ему героев;
  • Оставляйте книги в открытом доступе;
  • Читайте вслух! Даже если ребенок играет или занят какими-то делами, а вы сядете рядом и начнете читать книгу, рано или поздно малыш проявит заинтересованность и присоединится к вам.
  • Возраст двух лет – это еще и тот удивительный период, когда у ребенка начинает развиваться фантазия.Дети проявляют интерес к творчеству, к ролевым и фантазийным играм – все это погружение в мир сказки.Играйте с детьми в сказки, разыгрывайте сюжеты из книг, ставьте домашние спектакли, рисуйте собственные иллюстрации к книгам, лепите персонажей из пластилина.
    Малыши до трёх лет – самые благодарные слушатели на свете, их жажда нового и волшебного – заразительна.Читая с ребенком, вы будете открывать вместе с ним удивительный мир волшебства и фантазии.И помните, что любовь к книгам можно привить только на личном искреннем примере.Трепетное отношение к книге – это хорошая семейная традиция, которую возможно передать уже самому маленькому начинающему читателю.

    8 причин читать детям вслух

    Чтение вслух — это не просто добрая семейная традиция, а турбометод развития мозга для вашего ребёнка.

    1.Расширить словарный запас

    Ребёнок научится говорить в любом случае, слушая речь взрослых.Однако дети, чьи родители читали им вслух книги, более связно и красочно выражают свои мысли и лучше удерживают внимание, ведь книжный язык намного сложнее разговорного.

    Чтение вслух расширяет словарный запас, подготавливает к самостоятельному чтению, способствует лучшему развитию понятий у детей.

    2.Тренировать память

    Слушая сказку или стихотворение, ребёнок поначалу запоминает персонажей и ритм, а потом — смысл произведения.Так он постепенно развивает образную и словесно-логическую память.Чтобы помочь малышу, спрашивайте у него, какую историю вы недавно читали, просите рассказать ключевые моменты.Навык пересказа пригодится ему в жизни.Также полезно заучивать стихотворения.

    3.Развить воображение и образное мышление

    Воображение — сложный познавательный процесс, основы которого закладываются до трёх лет.При этом размах фантазии зависит от прожитого опыта.Чтобы не упустить момент, родителям следует читать своим детям книги.События, происходящие в сказках, мозг воспринимает как пережитые в реальности.Этот феномен известен как «воплощённое познание».

    Слушая сказку, стихотворение или рассказ, малыш учится представлять себе описанную ситуацию, может проигрывать её сначала так, как написано, а потом изменять в ней что-то, добавлять новое.

    4.Влюбить в чтение

    Книга — лучший друг и подарок, однако влюбить в чтение может только человек, влюблённый в книгу сам.Читайте ребёнку с удовольствием и выражением, чтобы он понимал, как интересно и здорово погружаться в новый неизведанный мир.

    5.Расширить кругозор

    Из детских книг мы узнаем о космосе, животных, людях, растениях, явлениях.Ребёнок радуется любой новой информации, но обычно ждёт текстов на «свою» тему.Выбирайте книги вместе, чтобы малышу было интереснее вас слушать и развиваться.Пусть ребёнок задаёт вопросы по ходу чтения: так он учится мыслить логически.

    Чтобы ребёнку было интересно вас слушать, найдите то, что его увлечёт.Но не забывайте чередовать книги, чтобы расширять кругозор.

    6.Пообщаться на важные темы

    В сказках дети нередко впервые встречаются с противостоянием добра и зла, проблемами морального выбора, трагедиями.Поэтому родителю важно не механически зачитывать книгу, а пытаться обсуждать её с ребёнком.Спрашивайте, как бы он поступил на месте условного Ивана-царевича.Так он станет активным слушателем, разовьёт аналитическое мышление и эмпатию.

    На героях книг можно изучить различные модели поведения добрых и злых героев, придумать альтернативную концовку и привнести, таким образом, элемент игры.

    7.Настроиться на сон

    Чтение на ночь — отличная семейная традиция.Она укрепляет отношения и помогает всем участникам процесса настроиться на сладкий сон.Доказано Reading ‘can help reduce stress’ , что чтение снижает пульс и расслабляет мышцы на 68%.Поэтому читайте своим детям хотя бы по 15–20 минут.Особенно если весь день пропадаете на работе.

    Что бы ни случилось, ребёнок знает, что сегодня мама перед сном почитает сказку.Это способствует успокоению, помогает справляться со стрессами, сильными эмоциями.

    8.Самому отвлечься и поработать над собой

    Читая детям сказки, вы переключаетесь с рабочих задач, снимаете стресс и развиваете свою собственную речь.Читайте чётко и с выражением, расставляйте акценты в предложении.Таким образом вы совершенствуете дикцию и интонацию.

    Люди, регулярно читающие вслух, говорят более уверенно и допускают меньше речевых ошибок, в результате чего их воспринимают как более авторитетных и заслуживающих доверия.

    Ребенку, научившемуся складывать звуки в слоги, слоги в слова, а слова в предложения, необходимо совершенствовать навык чтения путем систематических тренировок.Но чтение — довольно трудоемкое и монотонное занятие, и многие дети теряют интерес к нему.Поэтому мы предлагаем тексты небольшого размера, слова в них разделены на слоги.

    Сначала сами прочитайте ребенку произведение, а если оно длинное, можно прочитать его начало.Это заинтересует ребенка.Затем предложите ему прочитать текст.После каждого произведения даны вопросы, помогающие ребенку глубже понять прочитанное и осмыслить основную информацию, которую он почерпнул из текста.После обсуждения текста предложите прочитать еще раз.

    Мо-ло-дец Во-ва

    Ма-ма и Во-ва гу-ля-ли.
    Во-ва по-бе-жал и у-пал.
    Бо-лит но-га, но Во-ва не пла-чет.
    Во-ва мо-ло-дец!
    Б.Корсунская

    Ответь на вопросы.
    1.Что случилось с Вовой?
    2.Что у него заболело?
    3.Почему Вова молодец?

    Ум-ный Бо-бик

    Со-ня и со-ба-ка Бо-бик гу-ля-ли.
    Со-ня иг-ра-ла с кук-лой.
    По-том Со-ня по-бе-жа-ла до-мой, а куклу за-бы-ла.
    Бо-бик на-шёл кук-лу и при-нёс её Со-не.
    Б.Корсунская

    Ответь на вопросы.
    1.С кем гуляла Соня?
    2.Где Соня забыла куклу?
    3.Кто принёс куклу домой?

    Пти-ца сви-ла гнез-до на кус-те.Де-ти наш-ли гнез-до и сня-ли на зем-лю.
    — Гля-ди, Ва-ся, три птич-ки!
    На-ут-ро при-шли де-ти, а гнез-до у-же было пус-то.Жал-ко бы-ло.
    Л.Толстой

    Ответь на вопросы.
    1.Что сделали дети с гнездом?
    2.Почему наутро гнездо оказалось пустым?
    3.Хорошо ли поступили дети? Как поступил бы ты?
    4.Как ты думаешь, это произведение — сказка, рассказ или стихотворение?

    Был у Пе-ти и Ми-ши конь.Стал у них спор: чей конь.Ста-ли о-ни ко-ня друг у дру-га рвать.
    — Дай мне — мой конь.
    — Нет, ты мне дай — конь не твой, а мой.
    При-шла мать, взя-ла ко-ня, и стал конь ни-чей.
    Л.Толстой

    Ответь на вопросы.
    1.Из-за чего ссорились Петя и Миша?
    2.Что сделала мама?
    3.Хорошо ли дети играли в коня? Почему ты так
    думаешь?





    Детям будет интересно читать подобранные тексты, они затрагивают эмоциональный мир ребенка, развивают его нравственные чувства и воображение.Дети познакомятся с творчеством Л.Толстого, К.Ушинского, А.Барто, С.Михалкова, Е.Благининой, В.Бианки, Е.Чарушина, А.Усачёва, Э.Успенского, Г.Снегирёва, Г.Остера, Р.Рождественского, а также сказками разных народов.

    Целесообразно на примере данных произведений показать детям жанровые особенности стихотворений, рассказов и сказок.

    Сказка — жанр устной художественной литературы, содержащий необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающийся специальным композиционно-стилистическим построением.В сказках присутствуют сказочные персонажи, говорящие животные, происходят небывалые чудеса.

    Стихотворение — небольшое поэтическое произведение в стихах.Стихи читаются плавно и музыкально, в них есть ритм, размер и рифма.

    Рассказ — малая литературная форма; повествовательное произведение небольшого объема с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий.В рассказе описывается случай из жизни, какое-то яркое событие, которое действительно было или могло бы произойти.

    Чтобы не отбить охоту к чтению, не заставляйте его читать неинтересные и недоступные для его понимания тексты.Бывает, что ребенок берет знакомую ему книгу и читает ее «наизусть».Обязательно каждый день читайте ребенку стихи, сказки, рассказы.

    Ежедневное чтение усиливает эмоциональность, развивает культуру, кругозор и интеллект, помогает познать человеческий опыт.

    Литература:
    Колдина Д.Н.Читаю самостоятельно.— М.: ТЦ Сфера, 2011.— 32 с.(Конфетка).

    10 причин читать детям книги

    Я читаю детям потому, что сама люблю читать.Любовь к книгам досталась мне от мамы — в детстве она читала нам каждый день.Возможно, вы спросите, зачем это младенцам или тоддлерам? Ведь они всё равно не понимают смысла слов, убегают или вообще жуют книжки.И совсем не слушают.

    Думаю, что даже такой опыт ежедневного чтения позволяет привить детям любовь к книгам.Надеюсь, эти 10 причин убедят вас и книги станут важной частью жизни ваших детей.

    Как чтение книг детям влияет на их развитие

    Расширяет словарный запас

    Знаете ли вы, что в детской литературе на 50% больше редких слов, чем в разговорах взрослых? Обычная беседа обеспечивает детям только основной лексикон.Редкие слова они могут узнать только из книг.В письменной речи используется больше слов, чем в устной.Дети, которым часто читают, начинают использовать редкие слова в своей речи.Это помогает построить свой богатый устный язык.С ним проще облекать мысли в слова, общаться с разными людьми, выстраивать отношения.

    Эксперты убеждены, что словарный запас дети получают косвенно — через общение, из мультфильмов и книг.Но не через прямое обучение.Именно объём чтения, а не устный язык, влияет на широкий словарный запас.

    Успокаивает и дарит чувство комфорта

    Во время совместного чтения устанавливается прочная связь между родителем и ребёнком.Любовь к книгам становится ещё одним объединяющим фактором.

    Книга для малыша должна быть с картинками и описывать знакомые для ребёнка ситуации.Среди знакомых вещей он чувствует себя в безопасности

    Учит различать реальность и вымысел

    При чтении важно обращать внимание ребёнка на сходства и различия реальности с книгой.Например: «Медвежонок Тедди — медведь, но у него, как и у тебя, есть папа и мама».Можно задавать наводящие вопросы: «Какие ещё мы читали книги о семье?» Или: «Папа-медведь съел на завтрак бочонок мёда, а что мы едим на завтрак?»

    Показывает новые идеи

    Чтение знакомит детей с различными сюжетами и идеями.Из книг они узнают, как можно вести себя в разных ситуациях и примеряют на себя модели поведения героев.После прочтения книги, попросите ребёнка пересказать, что он запомнил.Или задайте несколько вопросов.Так вы убедитесь, что сын или дочь правильно понимают новый сюжет или тему.

    Помогает осваивать новые навыки

    Даёт знания об окружающем мире

    Мои дети очень любят рассказы, особенно о животных.А сын очень любит книги о технике, космических кораблях, поездах и тракторах.С помощью книг с хорошими иллюстраций дети получат информацию задолго до того, как научатся читать самостоятельно.Я часто совмещаю книги с новым опытом.Например, книги о животных до или после посещения зоопарка или книги о технике перед поездкой на ферму.
    Перед тем как лепить снеговика, можно сначала прочитать с детьми книжку

    Чтение помогает понять, что слова, предложения и рассказы состоят из букв

    Взаимодействуя с книгой, ребёнок постепенно обнаруживает в словах звуки и слоги, узнаёт про рифмы, учится видеть первую букву в слове.Мой сын недавно начал указывать на слова, когда «читает» — а это начальная стадия чтения.Так, шаг за шагом, дети получают знания о словообразовании, чувстве ритма и фонетическом строении слова.

    Знакомит с поэзией

    Чтение стихов в раннем возрасте — отличный тренажёр для развития памяти.Малыши легко запоминают небольшие стишки и потешки, ещё задолго до того, как начнут читать самостоятельно.Запоминание — это пожизненный навык, который пригодится при обучении и во взрослой жизни.Кроме того, поэзия обогащает словарный запас ребёнка и формирует чувство языка.

    Приучает к самостоятельному чтению

    Покажите своему ребёнку, что вы любите читать, станьте для него примером.И тогда малыш поймёт, что чтение — полезное и приятное времяпрепровождение.Со временем вы увидите, с каким нетерпением дети ждут того момента, когда можно самому выбрать книжку и удобно устроиться за чтением.

    Сближает нас

    Конечно же, у нас бывают раздоры, как и в любой другой семье.Но я нашла способ как успокоить своих детей.Я просто читаю им.И теперь они знают, что со мной или без меня, чтение всегда поможет успокоить их душу.

    Я счастлива, когда вхожу в комнату сына или дочери, и вижу их с книгой.Они оба обожают читать.

    Моя малышка в полтора года самостоятельно берёт книги с полки, листает их, рассматривает картинки и изучает по ним сюжет.Она делает это каждый день.

    Я часто вижу улыбку сына, когда он узнаёт знакомых персонажей на страницах своих книг.Мне очень нравится, когда он начинает «читать» вслух свои истории.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Валентин Пырьев
    Написано статей
    1036
    Ссылка на основную публикацию