Чувство собственной важности

Тема статьи: Чувство собственной важности - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Чувство собственной важности

Чувство собственной важности — главнейший и самый могущественный из наших врагов.Новые видящие рекомендуют направить все возможные усилия на исключение чувства собственной важности.
Дон Хуан.

Всё началось с появления у меня четкого ощущения, требовавшего избавиться от всего лишнего.На интуитивном уровне я определённо знал, что в моей жизни слишком много вещей, высасывающих энергию и отвлекающих внимание от чего-то более важного и главного.

Тогда я начал анализировать все свои действия, особенно эмоциональные, на предмет поиска этого мешающего «лишнего».И обнаружил, что большую часть времени занимаюсь защитой своей личности в бесконечных внутренних разговорах с самим собой.Каждая хоть немного конфликтная ситуация вызывала многочасовые попытки убедить самого себя, что я прав, а окружающие ошибаются.Подобные эмоции и мысли действительно истощают и отнимают кучу сил.Очевидно, корни этого явления следует искать в эго.

Эти наблюдения заставили всерьёз призадумался о работе с чувством собственной важности (ЧСВ).Нет, конечно, я читал и в учении толтеков и во многих других источниках о необходимости проработки тщеславияи гордыни.Но всерьёз не рассматривал это как задачу номер один.Потому, что, во-первых, не ощущал острой потребности работы с эго, во-вторых, по причине расплывчатости описания методов такой работы.Сам Кастанеда жаловался дону Хуану на отсутствие логичной и понятной техники для искоренения с чувства собственной важности и не понимал, чего от него хотят.

Кстати, это лишний раз доказывает, что в основе любого действия должна лежать сильная эмоция, исходящая из глубин нашего существа, настоящая потребность.Если человек проявляет только лишь интеллектуальную заинтересованность, он не сможет работать с чувством собственной важности.Если же человек твёрдо вознамерился изменить свою жизнь — то его не остановят такие мелочи, как отсутствие чётких инструкций.Он просто берёт и начинает действовать, а его решимость прокладывает перед ним дорогу.

Самая пакость завышенного самомнения заключается в том, что оно блокирует всякое движение вперёд.Например, я склонен избегать или откладывать неприятную работу, утешая себя мыслями: «Ну, я же устал, мне нужно отдохнуть» или «Я и так много работаю, сделаю это завтра» или «Ладно, я уже всё равно не успею закончить это сегодня, так что лучше и не начинать».Все эти оправдания, на самом деле, исходят из идеи о том, что я слишком хорош, чтобы заниматься неинтересным или тяжёлым трудом.

Или, например, поссорились с женой.Ум сразу полон обвинений в её адрес.Если обиделся сильно, то промелькивают мысли «зачем я вообще женился?» и «может, развестись к чёрту?» Подобные размышления поглощают прорву энергии, при этом они не дают ни новых знаний, ни мудрости, ни вообще какой-либо пользы.

Теплые чувства, ощущение пары исчезают, вместо них появляются попытки убедить самого себя, что я лучше, умнее, выше жены.И это высокомерие — прекрасное оправдание того, чтобы не обсуждать конфликтные темы.Чего с ней разговаривать, если я поставил себя на несколько ступеней выше? При этом развитие в паре останавливается.

Если же я нахожу в себе силы преодолеть гордыню и принять жену как равную, принять ситуацию, тогда я понимаю, что есть смысл прикладывать усилия к разрешению конфликта.Тогда можно хотя бы начать обсуждать тему возникшее противостояние.Никогда ещё не было случая, чтобы попадались неразрешимые вопросы.Да, процесс идёт не идеально, спотыкаясь о разногласия, обиды, иногда новые конфликты.Но он движется! В отличие от варианта, когда побеждает ощущение собственной важности, которое нашёптывает тебе: «не нужно прикладывать усилия, эта ситуация возникла только потому, что ты — лучше, а все кругом идиоты, и с этим ничего не поделать».

Хочется подчеркнуть ключевой момент: ЧСВ мастерски выдумывает всевозможные оправдания, чаще всего оправдания бездействия в необходимом направлении.Так что если я ловлю себя на том, что начинаю мысленно оправдывать какие-то свои поступки или желания — это верный признак, что где-то рядом затаилась иллюзия своей важности.

Для меня 2016-й год — год работы с ЧСВ.Работа означает кропотливое выслеживание любых проявлений чувства собственной важности в повседневной жизни.Например, у меня часто возникает раздражение, когда нарушен мой комфорт или мои планы.Сидишь за компьютером, а ребёнок вдруг захныкал, требует внимания.Раньше я реагировал раздражением на ребёнка и на жену, которая оставила дочку без присмотра, теперь же использую подобные ситуации, чтобы нарабатывать качество смирения.

В работе с ЧСВ незаменима техника зеркал, которая помогает вернуть себе ощущение равенства с окружающими.Особенно, когда ты видишь явные проявления ЧСВ в своих близких — тут же нужно искать те же самые проявления в себе.Осознание того, что человек лишь отражает твои же качества в значительной мере отрезвляет и позволяет посмотреть на ситуацию отстранённо, не считая себя при этом центром вселенной.

ЧСВ — это тысячеголовый монстр.Все наши достоинства он превращает в повод для высокомерия.Все наши недостатки использует для самоунижения.Он вызывает желание скрыть наши неприглядные качества от окружающих, что порождает ложь и лицемерие.

Уничтожить ЧСВ невозможно — это неотъемлемая часть нашей тёмной стороны.Но его можно трансформировать.

Потакание своему эго ведёт к всё большей обособленности, отделённости от мира.Победа же над эго преобразует его в раскрытие сердца, что означает принятие себя и окружающих людей такими, какие они есть.

В этом легко убедиться на собственном опыте.Достаточно «поймать» себя в тот момент, когда ты раздражён, обижен или возмущён действиями окружающих, и хотя бы на секунду отбросить идею о себе, как о важной персоне.И мир тут же станет намного более открытым и дружественным.

Чувство собственной важности

Рамкопф убежден в собственной исключительности и своем превосходстве над окружающими.Впрочем, окружающим это нравится!
скачать видео

Очень неуверенная в себе девушка с очень высоким ЧСВ: все её мысли заняты одной ею!
скачать видео

ЧСВ (иногда о том же самом говорится как о чувстве собственной значительности) нельзя путать с чувством собственной значимости (ЧСЗ).ЧСВ — дурная привычка, ЧСЗ — вполне адекввтная черта.

В чем внешне выражается ЧСВ? Девушки с высоким ЧСВ любят говорить о себе, о своих чувствах, о своих «я хочу» и «это мне хочется», о поиске себя, о интересной для себя работе и поиске того, кто ее полюбит.Мужчины с высоким ЧСВ любят говорить о том же самом, но им дополнительно важно излагать свои теории и воззрения и заботиться о своем статусе.См.→

Как стиль поведения, ЧСВ выражается в поведении подчеркнуто статусном и уверенном поведении.Когда ЧСВ запределивает, в поведении появляются нотки высокомерия, а то и фанфаронства.Поскольку это выглядит обычно странно, у окружающих это рождает усмешки, а то и серьезный негатив.

Интересно, что у людей с высоким ЧСВ настоящего чувства уверенности в себе обычно как раз не хватает, и любые проявления неуважения или насмешки в их сторону воспринимаются ими чрезвычайно болезненно.

ЧСВ и развитие личности — связаны, но неоднозначно.Люди невысокого уровня развития редко демонстрируют ЧСВ, но не в силу высокой скромности, а скорее как следствие недоразвитости мышления вообще.С развитием личности ЧСВ разрастается у людей с низкой культурой и практически оттутствует у людей высокой культуры.Люди на вершинах личностного роста и развития чувством собственной важности не страдают.

В частности, человек в позиции Ангела живет без чувства собственной важности.Он рассматривает себя только как инструмент, предназначение которого — обустраивать жизнь, помогать людям.Такой человек не понимает разговоров о необходимости «полюбить себя»: инструмент не нужно любить, о нем нужно только заботиться.См.→

Люди без чувства собственной важности нередко говорят: «Меня нет.Есть люди и дело, а я — ничто, я только инструмент».Едва ли эту формулу «Меня нет» стоит понимать буквально, как отсутствие у таких людей Я.Как раз у них обычно есть и Я, и самость: своя позиция и своя точка зрения.Напротив, люди с высоким чувством собственной важности — обычно люди без Я и без самости, а чувство собственной важности, как глюк и заплатка, только прикрывает отсутствие личности и личной позиции.

Наиболее типичные проявления чувства собственной важности

Одна из самых болезненных и трудных для понимания тем.Почему? Да потому, что чувство собственной важности является, по сути, фоном, на котором разворачивается вся наша жизнь.

Одна из самых болезненных и трудных для понимания тем.Почему?

Да потому, что чувство собственной важности является, по сути, фоном, на котором разворачивается вся наша жизнь.

Чувство собственной важности настолько прочно и глубоко вошло в наши чувства и мысли, что воспринимается как само собой разумеющееся, как неотъемлемая часть нас самих.Именно поэтому выслеживать чувство собственной важности трудно, еще труднее избавляться от него.

Примерное представление о том, что такое ЧСВ, дается в книгах Кастанеды.Например: «…ты настолько важен, что считаешь себя вправе раздражаться по любому поводу.» или «ты каждый раз чувствуешь себя обязанным объяснить свои поступки, как будто ты — единственный на земле, кто живет неправильно» (Карлос Кастанеда «Путешествие в Икстлан»).Комментарии дона Хуана, разъясняющие некоторые аспекты чувства собственной важности, совершенно конкретны и недвусмысленны.

Если собрать все цитаты из книг Кастанеды относительно ЧСВ, то материала для осмысления и практических шагов будет более чем достаточно.Так что отправная точка есть, все что необходимо — это углублять и конкретизировать понимание ЧСВ, и самое главное — делать все это через призму собственного опыта, добывать то самое внутреннее знание.

Наиболее типичные проявления чувства собственной важности

  • «Синдром гуру»
  • Споры
  • Оправдания
  • «Обратите на меня внимание»
  • Стеснительность
  • Раздражение
  • Мстительность
  • Ложная скромность
  • Заискивание
  • Поиск «недостатков» и «ошибок» других людей
  • Реакция на «плохой/хороший»
  • Героизм
  • Сомнение
  • Сожаление
  • Самолюбование
  • «Кто всех круче?»
  • «Синдром гуру»

    Поучения, идиотское желание учить других и наставлять на «путь истинный».

    Еще такой вариант — «да я это знаю лучше тебя».Проявляется в иронии (чуть ироничная и снисходительная улыбка), желании перебить собеседника, когда он говорит что-то известное тебе.

    Споры

    Отстаивание своей точки зрения, доказывания.Также любые внутренние диалоги с воображаемыми оппонентами, споры, доказывания своей точки зрения.Моделирование в голове разных конфликтных ситуаций.

    Причина спора — попытка защитить себя, защитить свой образ, свою точку зрения.Попытка защиты — это неуверенность в себе.

    Оправдания

    И объяснения в качестве оправданий.Оправдания вызваны желанием выглядеть лучше.Оправдания — это форма защиты.Оправдывающийся человек защищает свой «светлый образ», «доброе имя» и т.д.

    Часто оправдания — боязнь обидеть человека, чувство вины за содеянное, боязнь, что тебя неправильно поняли.

    Типичный шаблон оправдания: «Ты плохой» — оправдание.»Ты плохой» — человек воспринимает в отношении самого себя после:

    1) своих же слов, действий;

    2) чужих фраз и поступков по отношению к себе (человеку что-то говорят, а он воспринимает, интерпретирует это как обвинение).

    Человек начинает оправдываться только поcле того, как он сам себя обвинил, не раньше.Никто никого никогда не обижает и не обвиняет, человек обижается сам и обвиняет себя сам.Он выбирает обижаться и обвинять себя.Можно причинить физическую боль, но нельзя обидеть или обвинить человека, если он сам того не выбирает.

    «Обратите на меня внимание»

    Желание получить порцию внимания и признания со стороны окружающих.

    Перетягивание внимания на себя, желание быть в центре.Выражается в попытках сказать что-то «веское», «умное», «смешное».Покрасоваться перед людьми.Показать свою новую одежду, какую-то вещь, блеснуть остроумием, рассказать о событиях своей жизни (в целях привлечения внимания — «а знаете, я тут недавно…»).

    Синонимы — «рисовка», «дешевые понты».Более благозвучные названия — самопрезентация, самореклама.»Ну, вот я пришел, самый лучший, самый достойный, любите меня».Особенно характерно проявляется в момент встречи людей.По тому, кто как ведет себя в незнакомой компании, можно легко определить — это ЧСВ.

    Нюанс: есть и осознанная самореклама, целью которой являются ресурсы (например — расположение, интерес «нужных людей») — это стратегия, а есть «дешевые понты» — это уже ЧСВ.

    Стеснительность

    По симптомам прямо противоположна «обратите на меня внимание».Возникает от неуверенности в себе.Очень часто сочетается с «обратите на меня внимание», в одних конкретных случаях может проявиться один вид ЧСВ, в других прямо противоположный.Хорошо помогают избавиться от этого проявления ЧСВ разные нестандартные поступки (пройти с соской в метро, по улице, пройти с ботинком, привязанным за веревку, и т.д.).

    Раздражение, гнев, ярость

    Раздражение, когда получается не так, как ты хочешь.Когда тебе кто-то мешает: говорить (перебивают), делать (отвлекают), быстро идти, впереди тебя кто-то плетется, а ты не можешь обогнать и др.

    Раздражение, когда собеседник говорит что-то не совпадающее с твоим мнением по некоторому вопросу.

    Мстительность

    Подавляющая часть критики, подколок, запретов, отказов обусловлена банальной мстительностью.»Ах, ты мне так, тогда я тебе так» — «ответить ударом на удар».

    Как правило, мстительность проявится через некоторое время, далеко не всегда очевидны причина и следствие.Что-то где-то оседает, остается в глубине, а потом всплывает и «вот тебе, на, получи.».Кто-то меня зацепил, я стерпел обиду, выждал, а потом отомстил.

    Большая часть всех мстюлек идет на бессознательном уровне, не так что: «ах, зараза, вот ты меня тогда обидел, а я тебя сейчас…», на уровне головы это вообще может не проявиться.Просто «вдруг» возникает какое-то желание «ударить» человека, ударить морально, поставить на место, доказать, что он не прав в чем-то, или просто подколоть.

    Очень часто это желание прячется за вполне благородными целями: «восстановить справедливость», «отстоять правоту», «наставить на путь истинный».

    Ложная скромность

    Выражается в неспособности принятия комплиментов.»Да нет, ну что вы…».Желание показать себя еще лучше за счет игры в скромного человека или просто шаблон (в детстве научили так отвечать).

    Заискивание, раболепство

    Например, в отношении с начальством.Ощущение себя маленьким, незначительным по сравнению с большим и могущественным человеком.Причина этого проявления — страх.Страх получить наказание, потерять работу и т.д.Страх не получить что-то, например, не получить расположение «важного человека».

    Поиск «недостатков» и «ошибок» других людей

    Излишнее внимание к недостаткам других.Болезненная реакция на глупость и идиотизм окружающих — «Вот идиоты, придурки» и т.д.

    Гневные проповеди и осуждение.По смыслу эти проповеди сводятся к «Вы все делаете не правильно, а я знаю, как надо правильно».Потом имеющие начальный опыт борьбы с ЧСВ обычно добавляют: «Хотя кто я такой, чтобы судить других».Или так: «Вы, конечно, все придурки, но мне это безразлично».

    Вместо того, чтобы работать над собой, идет напрасная трата внимания и времени на чужую глупость.

    «.Не имеет значения, что кто-либо говорит или делает.Ты сам должен быть безупречным человеком..Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.Это и есть то, что имеет значение.Остальное не имеет никакой важности.»

    Реакция на «плохой/хороший»

    Реакция на «плохой» — раздражение, обида, оправдания.

    «Плохой» может восприниматься после фраз, имеющих смысл: «Ты не знаешь, ты не умеешь, ты не можешь, ты не понимаешь».»Полный придурок».Точно такие слова и фразы, как правило, не говорят, обычно это замаскированные сообщения, уведомляющие о некомпетентности, отсутствии необходимого навыка, знаний, способностей к мышлению.Как правило, смысл таких фраз сводится не столько к желанию кого-то обидеть или оскорбить, сколько к желанию показать свое превосходство над другим.

    Реакция на «хороший» — удовольствие, осознание своей значимости, чувство благодарности к тому, кто хвалит.По смыслу фразы прямо противоположны выше приведенным: «Ты умеешь, ты знаешь, ты можешь, ты умный, ты красивый, у тебя такие-то положительные качества».Опять же, все это не обязательно подается прямым текстом, иногда комплименты очень изящные и нетривиальные, осознание которых может потребовать очень много внимания.А на подсознательном уровне такие комплименты работают совершенно четко и эффективно.Во-первых — это повышение своей значимости, во-вторых — появление чувства благодарности к тому, кто комплимент сообщает, и желание сделать человеку что-то приятное.

    Героизм

    Очень забавное проявление ЧСВ.Осознается, как правило, уже годы спустя «титанических усилий», «одинокой безмолвной битвы» и подобного им идиотизма.

    Образ героя в своем лице — это ощущение борьбы с внешним миром, с условиями своей жизни, с людьми, с их «тупостью», «заблуждениями» и т.д.Это образ страдальца, мученика в борьбе за светлую идею.

    Борьба воина — это борьба со своим идиотизмом.Вызов воину — это собственная глупость и идиотизм, только с ними нужно бороться.Такая борьба естественна, ничего запредельного здесь нет, и никакого героизма не нужно.Нужна воля, намерение, терпение и ежедневный упорный труд.Воля должна течь спокойно, без рывков и надрывов.Каждодневное преодоление своей глупости развивает волю наиболее благоприятным образом.Героизм в виде «титанических усилий» и попыток прорыва в «светлое завтра» — это следствие глупости, идиотизма и неграмотно организованной практики.

    Сомнение, озабоченность, страх

    Проявляется в виде тревоги, нетерпения.Некоторые виды озабоченности: своей судьбой и социальным статусом, наличием или отсутствием каких-либо вещей, делом («Получится ли? Успею ли?»), внешностью («А хорошо ли я выгляжу?»), отношением к себе людей («Меня никто не любит», «Я никому не нужен», «Как-то он на меня косо посмотрел», «Интересно, я понравился ей, понравилась ему?») и т.д.

    Более легкая форма озабоченности — ожидания.Часто проявляется в виде ожиданий одобрения, похвалы, согласия с твоим мнением.

    Варианты с ожиданием каких-либо грядущих событий, перемен («Вот устроюсь на новую работу и все будет замечательно», «Закончу учиться, и будет совершенно новая жизнь»).

    Еще очень характерное проявление ЧСВ: «ожидание оценки» — ждать реакцию на свои поступки, слова.Ожидание и поиск признания со стороны окружающих.Легко заметить это на форуме, после написания своего поста, возникает ожидание оценки.

    Сожаление, самобичевание

    Я не успел, я опоздал, я не сделал.Кажется, я сказал, сделал что-то не то, а вдруг я кого-то обидел.И в мазохистских переживаниях по поводу своего ЧСВ тоже.

    Очень характерно сожаление проявляется в случае — «я обидел человека».Потом идет «я плохой».

    Самолюбование

    Фантазии, грезы и воспоминания о себе любимом на темы: великий учитель всех времен и народов («синдром гуру»), герой, великий боец и победитель, гений, просто гений, вариант — «скромный» гений :).

    Вариант самолюбования: «Взгляд глазами другого человека» (думаешь, что он думает, представляешь, как выглядишь в глазах другого человека).Как правило, взгляд этот полон уважения, восхищения и т.д.

    «Кто всех круче?»

    Проявляется в двух наиболее очевидных формах: соревнования («я лучший», «я самый первый», «мы их сделали») и извращенные соревнования — «кому из нас было трудней?» («… да это ерунда, вот я …, вот мне тогда …»).

    ЧСВ — чувство собственной важности.Главное, что высасывает ежедневно нашу энергию

    Толтекские авторы (Кастанеда и иже с ним) очень много внимания уделяют чувству собственной важности (ЧСВ) в своих работах.Это такой змей о многих головах, которого практически невозможно убить.

    Причина нашей важности — это всего лишь фиксация внимания на себе.Та самая самопоглощеннность, о которой говорил дон Хуан.

    Чувство собственной важности настолько сильно сопровождает любое наше действие, так плотно связано с нашей жизнью, что убрать его — почти нереально.Может, реально для того, кто будет действительно долго следовать Пути Воина.

    Но даже осознание, обозначение для себя и уменьшение ЧСВ дает большие результаты.

    Именно на удовлетворение чувства собственной важности уходит подавляющая часть нашей энергии.

    Это более всего заметно в нашей постоянной обеспокоенности тем, как нас воспримут, как нам себя подать, какое впечатление мы производим.Нас всегда чрезвычайно сильно волнует, понравимся ли мы окружающим, признают ли нас и будут ли нами восхищаться.

    «Если бы нам удалось хотя бы частично избавиться от чувства собственной важности, с нами произошли бы два необычайных события:

    Первое – высвободилась бы энергия, которой питается наша иллюзия собственного величия.

    Второе – появилась бы свободная энергия, достаточная для проникновения в сферу второго внимания, что позволило бы нам хотя бы мельком взглянуть на истинное величие Вселенной.»

    «Сейчас нам нужно разобраться с чувством собственной важности.Пока ты чувствуешь, что наиболее важное и значительное явление в мире — это твоя персона, ты никогда не сможешь по-настоящему ощутить окружающий мир.

    Точно зашоренная лошадь, ты не видишь в нем ничего, кроме самого себя.»

    Когда я осознаю, что меня сейчас мучает и высасывает мою энергию в чистом виде именно ЧСВ, без серьезных причин на это, то вспоминаю, как дон Хуан заставлял Кастанеду разговаривать с растениями.И говорю себе — Анька, иди с растениями поговори, — и быстро переключаюсь на другую деятельность.Эволюция, наверное, подсказала бы мантру «Я обычный».

    Смысл упражнения разговора с растениями (которое Кастанеда проделывал на полном серьезе) в том, чтобы разрушать описание мира и присущие описанию стереотипы.В том, чтобы именно уменьшить свою важность.Потому что мало того, что по сути мы равны как детища этой вселенной, но еще и как растение в любой момент может погубить рука человека, так и человек смертен в любую минуту.Не стоит раздуваться от важности за тот факт, что ты немного умнее или в чем-то круче, чем остальные.

    Вот что дон Хуан говорил Кастанеде по поводу этого упражнения:

    «Неважно, что говорить растению, — сказал он.— Говори, что угодно, хоть собственные слова выдумывай.Важно только, чтобы в душе ты относился к растению с любовью и обращался к нему как равный к равному.

    Собирая растения, объяснил он, нужно извиняться перед ними за причиняемый вред и заверять их в том, что однажды и твое собственное тело послужит им пищей.

    — Так что в итоге мы с ними равны, — заключил дон Хуан.— Мы не важнее их, они — не важнее нас.

    — Ну-ка, поговори с растением сам, — предложил он.— Скажи ему, что ты больше не чувствуешь себя важным.

    Я заставил себя опустится перед растением на колени, но заговорить с ним так и не смог.Я почувствовал себя глупо и рассмеялся.Однако злости не было.

    Дон Хуан похлопал меня по плечу и сказал, что все нормально, мне удалось не рассердиться, и это уже хорошо.

    — Теперь всегда говори с растениями, — сказал он.— Пока полностью не избавишься от чувства собственной важности.В конце концов тебе должно стать безразлично, смотрит на тебя кто-то в этот момент или нет.Ступай-ка вон туда, в холмы, и потренируйся сам.» (III, 472–473)

    Утрата чувства собственной важности приводит воина в особое состояние, называемое здесь смирением. Крайне важно понять, что смирение воина в учении дона Хуана сильно отличается от наших обычных представлений, связанных с этим словом.

    «Воин берет свою судьбу, каковой бы она ни была, и принимает ее в абсолютном смирении.

    Он в смирении принимает себя таким, каков он есть, но не как повод для сожаления, а как живой вызов.»

    «Каждому из нас требуется время, чтобы понять это и сделать своим достоянием.Я когда-то ненавидел само слово «смирение».Я — индеец, а мы, индейцы, всегда были смиренны и только и делали, что опускали головы.Я думал, что смирению не по пути с воином.Я ошибался.Сейчас я знаю, что смирение воина и смирение нищего — невероятно разные вещи.Воин ни перед кем не опускает голову, но в то же время он никому не позволит опускать голову перед ним.Нищий, напротив, падает на колени и шляпой метет пол перед тем, кого считает выше себя.Но тут же требует, чтобы те, кто ниже его, мели пол перед ним.

    И вступайте в Стодневку — это лучшая среда для осознанных изменений жизни к лучшему! Я нахожусь в Стодневках уже 4 года и моя жизнь ощутимо изменилась за это время по самым разным направлениям.

    Читайте подробнее по ссылке — что это, и как работает.

    Я могла бы пожалеть только о том, что Стодневка не появились раньше.Но могу порадоваться, что собралась и вступила в нее сразу же, не теряя время зря.

    Это — главное, что я бы порекомендовала каждому человеку.Все остальное — сверху.

    Вот почему я сегодня сказал тебе, что не знаю, что чувствуют учителя.Я знаю только смирение воина.А оно никогда не позволит мне быть чьим-то учителем.» (IV, 24)

    «Уверенность в себе воина и самоуверенность обычного человека это разные вещи.Обычный человек ищет признания в глазах окружающих, называя это уверенностью в себе.Воин ищет безупречности в собственных глазах и называет это смирением.Обычный человек цепляется за окружающих, а воин рассчитывает только на себя.Похоже, ты гоняешься за радугой вместо того, чтобы стремиться к смирению воина.Разница между этими понятиями огромна.Самоуверенность означает, что ты знаешь что-то наверняка; смирение воина — это безупречность в поступках и чувствах.» (IV, 13)

    Ну ладно, цитаты это хорошо, какие-то общие особенности ЧСВ понятны, но как его отловить в обычной жизни? У воинов это называется сталкинг — выслеживание себя.Охота на то, что забирает энергию и делает тебя неэффективным.

    Про многое из того, что описано ниже, говорит и Марина Комиссарова.Про то, что любые споры — это по сути скалки, то есть пыточное орудие.Что есть такое баг общения — «Оправдашка» (и тут еще второй пост про оправдашек).«Обратите на меня внимание» — баг Выскочка, да и другие баги общения.и так далее.То есть психология тоже за очищение своего поля от всех этих нездоровых вещей.

    Виталий Чугреев, наверное, подробнее всех в интернете рассматривает ЧСВ с практической точки зрения.Я проходила у него платный курс по сталкингу на его сайте, но у него есть и хорошие подробные статьи в открытом доступе:

    Вот из первой статьи:

    Наиболее типичные проявления чувства собственной важности:

    1) «Синдром гуру»

    Поучения, идиотское желание учить других и наставлять на «путь истинный».

    Еще такой вариант — «да я это знаю лучше тебя».Проявляется в иронии (чуть ироничная и снисходительная улыбка), желании перебить собеседника, когда он говорит что-то известное тебе.

    2) Споры

    Отстаивание своей точки зрения, доказывания.Также любые внутренние диалоги с воображаемыми оппонентами, споры, доказывания своей точки зрения.Моделирование в голове разных конфликтных ситуаций.

    Причина спора — попытка защитить себя, защитить свой образ, свою точку зрения.Попытка защиты — это неуверенность в себе.

    3) Оправдания

    И объяснения в качестве оправданий.Оправдания вызваны желанием выглядеть лучше.Оправдания — это форма защиты.Оправдывающийся человек защищает свой «светлый образ», «доброе имя» и т.д.

    Часто оправдания — боязнь обидеть человека, чувство вины за содеянное, боязнь, что тебя неправильно поняли.

    Типичный шаблон оправдания: «Ты плохой» — оправдание.«Ты плохой» — человек воспринимает в отношении самого себя после:

    1) своих же слов, действий;

    2) чужих фраз и поступков по отношению к себе (человеку что-то говорят, а он воспринимает, интерпретирует это как обвинение).
    Человек начинает оправдываться только поcле того, как он сам себя обвинил, не раньше.Никто никого никогда не обижает и не обвиняет, человек обижается сам и обвиняет себя сам.Он выбирает обижаться и обвинять себя.Можно причинить физическую боль, но нельзя обидеть или обвинить человека, если он сам того не выбирает.

    4) «Обратите на меня внимание»

    Желание получить порцию внимания и признания со стороны окружающих.

    Перетягивание внимания на себя, желание быть в центре.Выражается в попытках сказать что-то «веское», «умное», «смешное».Покрасоваться перед людьми.Показать свою новую одежду, какую-то вещь, блеснуть остроумием, рассказать о событиях своей жизни (в целях привлечения внимания — «а знаете, я тут недавно…»).

    Синонимы — «рисовка», «дешевые понты».Более благозвучные названия — самопрезентация, самореклама.«Ну, вот я пришел, самый лучший, самый достойный, любите меня».Особенно характерно проявляется в момент встречи людей.По тому, кто как ведет себя в незнакомой компании, можно легко определить — это ЧСВ.

    Нюанс: есть и осознанная самореклама, целью которой являются ресурсы (например — расположение, интерес «нужных людей») — это стратегия, а есть «дешевые понты» — это уже ЧСВ.

    5) Стеснительность

    По симптомам прямо противоположна «обратите на меня внимание».Возникает от неуверенности в себе.Очень часто сочетается с «обратите на меня внимание», в одних конкретных случаях может проявиться один вид ЧСВ, в других прямо противоположный.Хорошо помогают избавиться от этого проявления ЧСВ разные нестандартные поступки (пройти с соской в метро, по улице, пройти с ботинком, привязанным за веревку, и т.д.).

    6) Раздражение, гнев, ярость

    Раздражение, когда получается не так, как ты хочешь.Когда тебе кто-то мешает: говорить (перебивают), делать (отвлекают), быстро идти, впереди тебя кто-то плетется, а ты не можешь обогнать и др.

    Раздражение, когда собеседник говорит что-то не совпадающее с твоим мнением по некоторому вопросу.

    7) Мстительность

    Подавляющая часть критики, подколок, запретов, отказов обусловлена банальной мстительностью.«Ах, ты мне так, тогда я тебе так» — «ответить ударом на удар».

    Как правило, мстительность проявится через некоторое время, далеко не всегда очевидны причина и следствие.Что-то где-то оседает, остается в глубине, а потом всплывает и «вот тебе, на, получи…».Кто-то меня зацепил, я стерпел обиду, выждал, а потом отомстил.

    Большая часть всех мстюлек идет на бессознательном уровне, не так что: «ах, зараза, вот ты меня тогда обидел, а я тебя сейчас…», на уровне головы это вообще может не проявиться.Просто «вдруг» возникает какое-то желание «ударить» человека, ударить морально, поставить на место, доказать, что он не прав в чем-то, или просто подколоть.

    Очень часто это желание прячется за вполне благородными целями: «восстановить справедливость», «отстоять правоту», «наставить на путь истинный».

    8) Ложная скромность

    Выражается в неспособности принятия комплиментов.«Да нет, ну что вы…».Желание показать себя еще лучше за счет игры в скромного человека или просто шаблон (в детстве научили так отвечать).

    9) Заискивание, раболепство

    Например, в отношении с начальством.Ощущение себя маленьким, незначительным по сравнению с большим и могущественным человеком.Причина этого проявления — страх.Страх получить наказание, потерять работу и т.д.Страх не получить что-то, например, не получить расположение «важного человека».

    10) Поиск «недостатков» и «ошибок» других людей

    Излишнее внимание к недостаткам других.Болезненная реакция на глупость и идиотизм окружающих — «Вот идиоты, придурки» и т.д.

    Гневные проповеди и осуждение.По смыслу эти проповеди сводятся к «Вы все делаете не правильно, а я знаю, как надо правильно».Потом имеющие начальный опыт борьбы с ЧСВ обычно добавляют: «Хотя кто я такой, чтобы судить других».Или так: «Вы, конечно, все придурки, но мне это безразлично».

    Вместо того, чтобы работать над собой, идет напрасная трата внимания и времени на чужую глупость.

    «…Не имеет значения, что кто-либо говорит или делает… Ты сам должен быть безупречным человеком… … Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.Это и есть то, что имеет значение.Остальное не имеет никакой важности…»

    11) Реакция на «плохой/хороший»

    Реакция на «плохой» — раздражение, обида, оправдания.

    «Плохой» может восприниматься после фраз, имеющих смысл: «Ты не знаешь, ты не умеешь, ты не можешь, ты не понимаешь».«Полный придурок».Точно такие слова и фразы, как правило, не говорят, обычно это замаскированные сообщения, уведомляющие о некомпетентности, отсутствии необходимого навыка, знаний, способностей к мышлению.Как правило, смысл таких фраз сводится не столько к желанию кого-то обидеть или оскорбить, сколько к желанию показать свое превосходство над другим.

    Реакция на «хороший» — удовольствие, осознание своей значимости, чувство благодарности к тому, кто хвалит.По смыслу фразы прямо противоположны выше приведенным: «Ты умеешь, ты знаешь, ты можешь, ты умный, ты красивый, у тебя такие-то положительные качества».Опять же, все это не обязательно подается прямым текстом, иногда комплименты очень изящные и нетривиальные, осознание которых может потребовать очень много внимания.А на подсознательном уровне такие комплименты работают совершенно четко и эффективно.Во-первых — это повышение своей значимости, во-вторых — появление чувства благодарности к тому, кто комплимент сообщает, и желание сделать человеку что-то приятное.

    12) Героизм

    Очень забавное проявление ЧСВ.Осознается, как правило, уже годы спустя «титанических усилий», «одинокой безмолвной битвы» и подобного им идиотизма.

    Образ героя в своем лице — это ощущение борьбы с внешним миром, с условиями своей жизни, с людьми, с их «тупостью», «заблуждениями» и т.д.Это образ страдальца, мученика в борьбе за светлую идею.

    Борьба воина — это борьба со своим идиотизмом.Вызов воину — это собственная глупость и идиотизм, только с ними нужно бороться.Такая борьба естественна, ничего запредельного здесь нет, и никакого героизма не нужно.Нужна воля, намерение, терпение и ежедневный упорный труд.Воля должна течь спокойно, без рывков и надрывов.Каждодневное преодоление своей глупости развивает волю наиболее благоприятным образом.Героизм в виде «титанических усилий» и попыток прорыва в «светлое завтра» — это следствие глупости, идиотизма и неграмотно организованной практики.

    13) Сомнение, озабоченность, страх

    Проявляется в виде тревоги, нетерпения.Некоторые виды озабоченности: своей судьбой и социальным статусом, наличием или отсутствием каких-либо вещей, делом («Получится ли? Успею ли?»), внешностью («А хорошо ли я выгляжу?»), отношением к себе людей («Меня никто не любит», «Я никому не нужен», «Как-то он на меня косо посмотрел», «Интересно, я понравился ей, понравилась ему?») и т.д.

    Более легкая форма озабоченности — ожидания.Часто проявляется в виде ожиданий одобрения, похвалы, согласия с твоим мнением.

    Варианты с ожиданием каких-либо грядущих событий, перемен («Вот устроюсь на новую работу и все будет замечательно», «Закончу учиться, и будет совершенно новая жизнь»).

    Еще очень характерное проявление ЧСВ: «ожидание оценки» — ждать реакцию на свои поступки, слова.Ожидание и поиск признания со стороны окружающих.Легко заметить это на форуме, после написания своего поста, возникает ожидание оценки.

    14) Сожаление, самобичевание

    Я не успел, я опоздал, я не сделал.Кажется, я сказал, сделал что-то не то, а вдруг я кого-то обидел.И в мазохистских переживаниях по поводу своего ЧСВ тоже.

    Очень характерно сожаление проявляется в случае — «я обидел человека».Потом идет «я плохой».

    15) Самолюбование

    Фантазии, грезы и воспоминания о себе любимом на темы: великий учитель всех времен и народов («синдром гуру»), герой, великий боец и победитель, гений, просто гений, вариант — «скромный» гений :).

    Вариант самолюбования: «Взгляд глазами другого человека» (думаешь, что он думает, представляешь, как выглядишь в глазах другого человека).Как правило, взгляд этот полон уважения, восхищения и т.д.

    16) «Кто всех круче?»

    Проявляется в двух наиболее очевидных формах: соревнования («я лучший», «я самый первый», «мы их сделали») и извращенные соревнования — «кому из нас было трудней?» («… да это ерунда, вот я …, вот мне тогда …»).

    В принципе, этой информации достаточно для осознавания такой вещи, как Чувство собственной важности.

    Как всегда, буду рада любым мыслям и комментариям )

    Получайте ежедневно короткие посты на тему саморазвития и личной эффективности, улучшения жизни:

    Получайте анонсы подобных постов себе на почту

    Подпишитесь и получайте время от времени что-нибудь действительно (!) интересное из сферы саморазвития, отношений, развития ресурсов

    Я фильтрую для вас только лучшее!

    Я уважаю ваше личное пространство и выполняю свои обязательства присылать только самое интересное и важное, проверенное мной на практике

    Ваши вопросы, комментарии и отзывы, оставленные ниже — самая большая благодарность для меня, если эта статья была вам полезна.

    Чувство собственной важности (ЧСВ)

    В этой статье речь пойдет о том, что заставляет тебя снова и снова переживать унижение и терять большую часть энергии на бесплодные беспокойства, болезненные фантазии и ментальное смакование несуществующего успеха, что вполне очевидно блокирует всякое достижение реальных (не нафантазированных) результатов.Речь пойдет о чувстве собственной важности.

    Все, что ты «посылаешь» в реальность – к тебе же и возвращается.Вся та дурь, которую ты желал другим – это твоя «карма», которую хочешь – не хочешь, придется переварить.Переживания двойственны, и если ты привык получать удовольствие от возвышения над другими людьми даже в самых невинных формах, ровно настолько же будешь привязан к унижению.

    Понять, что собой представляет чувство собственной важности очень важно, т.к.это в перспективе поможет тебе избавиться от любых комплексов и страхов.Чувство собственной важности – это и есть та самая «центральная проблема», коварный зверь за печатью, которого тебе суждено принять и растворить, чтобы перестать переживать непрерывное напряжение от страха «потерять лицо» перед другими.

    Чаще всего ЧСВ проявляется, как глупая гордыня, напыщенность, эгоизм, самопотакание, нытье, злость, чрезмерное внимание и жалость к собственной персоне.Не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы понять, как все это влияет на твою жизнь.

    Полное отсутствие ЧСВ означает, что тебя невозможно уязвить ни словами, ни событиями.Отсутствие ЧСВ высвобождает огромное количество энергии, которую до этого поглощала дурная эмоциональность и внимание к собственным выдуманным проблемам.Отсутствие ЧСВ очищает экран жизни от помутнения непрерывного пережевывания собственных неврозов, что дает невероятную легкость в переживании жизни, и делает сознание кристально ясным.Отсутствие ЧСВ дает уверенность в себе, потому что, когда ты избавлен от надуманных образов, терять тебе уже больше нечего.

    Перед тобой всегда стоит выбор либо дурачить себя и окружающих своей важностью, либо выбрать реальное развитие.В своем самообмане можно стать хоть королем.И если саморазвитие изначально выбрано, чтобы потешить чувство собственной важности, тогда действительно проще не развиваться, а сразу заняться саморекламой, уверяя других в собственной просветленности, крутости и продвинутости.

    Так создаются внутренние конфликты, появляется уязвимость, и зависимость от чужого мнения.На иллюзорное величие могут повестись слепые последователи, страдающие от схожей проблемы.Самообман может дорастать до стадии, когда ты сам начинаешь верить в свою же ложь, становясь все более пригодным клиентом для хорошего психиатра.

    Быть простым человеком, со здоровой психикой, или быть «крутой» фальшивкой с болезненными неврозами – вот в чем заключается твой реальный выбор.

    И ведь очевидно, что быть фальшивкой всегда – себе дороже.Жизнь неизбежно сталкивает с самообманом.Можно убедить нескольких слепцов в своей великой важности, но будешь отрезан от общества трезвомыслящих.Можно до посинения убеждать других в своей крутости, лишь бы не смотреть своим страхам в лицо.А ведь реальное развитие только тогда и возможно, когда принимаешь себя таким, каков ты есть.Только когда честен и открыт с собою, тогда ты сам становишься живой истиной.А крутая «фальшивка» не развивается, а наоборот бежит от развития, потому что развитие ставит такого человека перед фактом его фальши.

    Если ты выбираешь развитие, и считаешь себя продвинутым, стоит спросить себя честно, действительно ли ты крут, или есть какие-то внешние признаки, по которым ты сойдешь за крутого? Действительно ли ты крут, или потакаешь самолюбию? Любой малейший намек на попытки доказать свою «крутизну» – это признак чувства собственной важности, зависимость и самообман.

    Когда ты не боишься быть собой и принимаешь себя настоящего, тогда комплексы и сомнения перестают загрязнять механизм твоего мышления и восприятия, что придает четкости и эффективности всем твоим действиям.

    При этом важно понимать, что осознание бесполезности чувства собственной важности, не подразумевает такое же бескомпромиссное отношение к ЧСВ других людей.Напротив, это означает, что ты, как настоящий практик, должен быть очень внимателен к окружающим, к тому, чтобы не задевать их своей «гибкостью», и не тыкать их носом в собственные недостатки, хотя бы потому, что в большинстве случаев это чревато вполне адекватным противодействием с их стороны.

    Почему-то большинство людей, ознакомившись с теорией ЧСВ, начинают наблюдать это чувство в ком угодно, только не в себе, что является очевидным самообманом и отклонением от пути развития личности и самопознания в противоположную сторону.Чтобы помочь человеку, можно указывать на его недостатки, но если не делать этого осознанно и чутко, так называемые «благие намерения» слишком легко могут вылиться в типичное самодурство и возвеличивание собственной персоны, путем унижения собеседника.Такие «кармические узлы» на пути развития сознания становятся большим препятствием.

    Быть бескомпромиссным со своей важностью – лучший способ стать эффективным человеком.Именно со своей персональной важностью.Бескомпромиссность и безжалостность с чувством собственной важности других людей может стать превосходным предлогом для эмоционального садизма.Человек может напялить на себя маску учителя, или просто заумного циника, якобы для того, чтобы помочь оппоненту разрушить его иллюзии.На деле основная мотивация таких намерений, как правило, сводится к возвеличиванию и укреплению собственной важности «благодетеля».Человек сам не замечает, как, потешаясь над другими, строит огромный памятник своей непробиваемой глупости гордости.

    Указывая на чужие огрехи, следует проявлять величайшую сознательность, ясно осознавая собственные мотивы.Если эти мотивы сводятся к самоутверждению, собеседник тебя не услышит, а сказанное будет совершенно справедливо воспринято как деструктивная критика и «наезд» ради услады твоего самолюбия.Если в собственных мотивах нет уверенности, значит, самоутверждение в них точно присутствует.Обмануть себя здесь – проще некуда.Но если ты действительно указываешь на чужие ошибки с искренним желанием помочь, помни, что никто по твоей прихоти меняться не обязан, и скорей всего твои слова будут восприняты как критика, или даже наезд.Этой теме на progressman.ru посвящена отдельная статья о конструктивной и деструктивной критике.

    Чувство собственной важности – чистый воды невроз, побуждающий демонстрировать собственную персону в самых красивых красках.Однако и подавлять свою личность не стоит.Любая, например, творческая, деятельность, связанная с проявлением и раскрытием личности не возбраняется.Задача в том, чтобы не привязываться к результату своей деятельности в какой бы то ни было форме.В конечном счете, слава, признание, или, наоборот, непонимание и унижение – это ничто в сравнении с той вечностью, которой обладает твоя душа.Настоящий практик не убегает от мира, потому что осознает, – свобода состоит не в отсутствии материальных благ, а в отсутствии привязанности к ним.Когда нет привязанности, красота и богатство не могут испортить человека.

    Для избавления от чувства собственной важности учитель Карлоса Кастанеды советовал ему использовать ситуации с «мелкими тиранами».Мелкий тиран – это досаждающий человек, который своим «бескультурным» поведением оказывает на твою личность давление.Если человек возвышается над тобой, не стоит оказывать ему сопротивление, потому что это равносильно одному из вариантов принятия условий его игры.Лучшее, что можно сделать – не играть с ним в эту игру, не идти на поводу у ситуации.Тогда мелкий тиран по праву окажется в глупом положении, в котором его неразумное поведение будет выглядеть, как шалость ребенка.

    Вообще, при столкновении с тяжелыми людьми и ситуациями появляется возможность практиковать осознанность в экстремальных условиях, когда личность шлифуется особенно интенсивно.И в твоих силах проявить отрешенность либо, проявив слабость, отдаться эмоциям.

    Избавление от ЧСВ – это не ментальное решение, а постоянная работа над собой.Как сказал Дэн Милман: «нет пути к осознанности, осознанность – есть путь».Для избавления от чувства собственной важности необходимо помнить о его бесполезности всякий раз, когда ЧСВ проявляется.Необходимо честно смотреть на себя, и называть вещи своими именами.Если есть гордыня, напыщенность, королевские замашки, не стоит обманывать себя, полагая что ты крут.Все это – признаки обычной слабой и неуверенной в себе личности.В разной степени эти качества проявляются у большинства людей.Если ты искренне желаешь усмирить ЧСВ, просто воспринимай все как есть, смотри внимательно, как ЧСВ проявляется.Не позволяй уму впадать в самозабвенные фантазии о собственном величии.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Валентин Пырьев
    Написано статей
    1036
    Ссылка на основную публикацию