Далай лама это

Тема статьи: Далай лама это - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Кто такой Далай-лама

Автор совета: Ольга Андросова Дата публикации: 09.01.2015

Буддизм считается одной из древнейших религий мира.Она возникла предположительно в VI веке до нашей эры в Индии и с тех пор распространилась почти на всю Азию, но имеет последователей и в западном мире.В ней заложено религиозно — филисофское учение о духовном преображении, в котором жизнь видится «такой, какова она есть».В современном буддизме много течений и направлений.

Основное число буддистов живёт в странах Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии: Индии, Непале, Бутане, Лаосе, Вьетнаме, Камбодже, Мьянме, Таиланде, Японии, Корее, Монголии.Среди них около миллиона буддистских монахов.

В России также есть два традиционно буддистских региона — Калмыкия и Бурятия.А в США мода на буддизм дошла даже до Голливуда – многие известные актеры, такие, например, как Ричард Гир и Стивен Сигал, считают себя буддистами.

Далай-лама — монах из Тибета.Там в 15 веке буддизм принял форму ламаизма.Название этого направления происходит от слова «лама», означающего тибетского монаха (священника) и переводится буквально — «выше всех», подразумевая, естественно, духовную высоту.

В середине 16-го века в Тибете был установлен титул Далай-ламы, а в середине 17-го века — титул Панчен-ламы (второй по рангу лама).Вся власть сосредоточивалась в руках этих двух верховных руководителей.

В середине 16-го века Тибет, при поддержке монгольского князя, имевшего в те времена большое могущество, фактически становится самостоятельным государством.Далай Лама V становится полновластным правителем Тибета, объединяя в одном лице духовную и светскую власть.Именно этот лама стал основателем всемирно известного царского дворца и одновременно храмового комплекса Потала и по сей день являющегося основной достопримечательностью неофициальной (а наши дни) столицы Тибета города Лхасы.

Государство Тибет, несмотря на подверженность, казалось бы, самой миролюбивой религии, было очень закрытым и жестким.Попытки проникновения в него европейцев присекались — их просто убивали.В монастырях царили жестокие обычаи, когда, например, под краеугольный камень нового монастыря клали ламу-подростка.Предварительно его вводили в состояние летаргического сна и без его ведома заживо хоронили под каменной плитой.

В 16 веке оформилась теория перевоплощения высших лиц буддийской иерархии, по которой они, умирая, перевоплощаются в младенца.После смерти очередного верховного главы, находят ребенка, в которого вселилась личность умершего.Проводится процедура строгой проверки (ребёнок должен признать своими личные вещи умершего).После этого ребёнок провозглашается очередным Воплощением.

И это один из немногих примеров в современной истории человечества, когда глава государства не наследовал свой титул и не получал его в результате выбора господствующих элит или сообщества свободных граждан, а выбирался неким таинственным образом среди всего населения страны и часто происходил из бедной семьи.

В 1909 году в маленькую деревню Такцер на северо — востоке Тибета, находившуюся под контролем Китая, посетил Далай-лама XIII.Он сказал, что хотел бы вернуться туда вновь, так как ему понравилось место.В 1937 году, после его смерти, в эту деревню пришла группа лам, искавшая перерождение Далай-ламы XIII.Выбор пал на мальчика Лхамо Дхондруп, который родился 6 июля 1935 года в семье простых крестьян.Были проведены испытания и Лхамо Дхондруп был признан воплощенцем Далай-ламы XIII, став очередным, четырнадцатым и, на сегодня, последним, Далай-ламой.После длительных переговоров между правительством Тибета и местной администрацией в октябре 1939 года мальчик покинул родительский дом и направился в Лхасу.

Церемония возведения на престол Далай-ламы XIV, получившего новое имя Тэнзин Гьяцо, состоялась 22 февраля 1940 года.Святейшество Тэнзин Гьяцо обучался по традиционной системе в Потале и Нор-бу Линге, проживая в своих зимней и летней резиденциях.У него было два официальных наставника.В программу входили «5 больших» и «5 малых» наук.Дальше он прошёл сложную систему обучения, в возрасте 24 лет сдав экзамены на степень Доктора богословия в трёх крупных монастырских университетах.Завершающие экзамены Тэнзин Гьяцо блестяще сдал в присутствии двадцати тысяч учёных монахов и получил звание Доктора богословия.

После китайской революции середины 20-го века китайские власти начали активную политику в отношении Тибета.Китайское правительство настаивало на том, что Тибет является частью Китая и в 1950 году они ввели на Тибет свои войска и дали региону статус Тибетского автономного района Китая.

В марте 1959 года началось восстание против китайской оккупации в Лхасе.Произошли вооружённые столкновения между частями китайской армии и тибетским населением.Далай — Лама XIV всегда исходил из концепции ненасилия.Чтобы избежать кровопролития, он покинул Лхасу.Его самого и ещё 78 тысяч духовных последователей приняли в Индии.

Однако без кровопролития все равно не обошлось.Из-за активного сопротивления тибетцев, Китай действовал очень жестко — были уничтожены сотни тысяч монахов, с 1955 по 1970 год в Тибете были разрушены многие монастыри, была под запретом сама религия.

Это официально принятая история, получившая свое широкое распространение на Западе.Однако на этот вопрос есть и другая точка зрения.Вот что, например, пишет известный российский политический обозреватель Всеволод Овчинников, с 1953 по 1960 годы работавший спецкором газеты «Правда» в Китае:

«В 1955 году Тибет предстал моим глазам как заповедник Средневековья.Кроме пашен и пастбищ монастыри владели также земледельцами и скотоводами.Перенестись во время Марко Поло было интересно.Но больше, чем экзотика, поражала средневековая жестокость.Кроме религиозного фанатизма феодально-теократический режим держался и на поистине бесчеловечных методах подавления.Я был потрясен, увидев, как трех беглых рабов сковали за шею одним ярмом, вырубленным из цельного деревянного ствола.

Китайцы начали с тактики «добрыми делами обретать друзей».Направляя на места врачей, ветеринаров и агрономов, они действовали только с согласия владельцев крепостных.Растущие симпатии местных жителей, видимо, и побудили реакционные круги Тибета в 1959 году решиться на мятеж.Вооруженные выступления были подавлены.Далай-ламе и тысячам его сторонников пришлось бежать в Индию.

Мятеж круто изменил жизнь тех, кто бежал, и тех, кто остался.В заоблачной Шамбале было покончено с рабством.Земледельцев и скотоводов освободили от крепостной зависимости.Им безвозмездно передали пашни и пастбища, на полвека освободили от налогов.

Став свободными тружениками, тибетцы сумели утроить сборы зерна, поголовье скота.Средняя продолжительность жизни населения увеличилась с 36 до 67 лет.Если во время моего первого приезда в Тибете насчитывалось около миллиона человек, то ныне его население приблизилось к трем миллионам.Китайцев в автономном районе — 90 тысяч (то есть всего 3 процента).Там, где полвека назад было 150 тысяч монахов, теперь насчитывается 150 тысяч школьников.В некогда поголовно неграмотном краю 86 процентов детей учатся в школе».

Так или иначе, Тибет стал проблемой в мировой политике на многие десятилетия, а его верховный правитель Дала-лама XIV покинул свою родину и живет в изгнании на севере Индии в городке Дарамсала, в скромной резиденции, откуда ведёт активную работу, выступая за взаимопонимание между народами и последователями разных религий.За эту деятельность в 1989 году ему была присуждена Нобелевская премия мира.

Далай-лама XIV посетил множество стран и встречался с политическими деятелями, с духовенством разных религиозных конфессий, деятелями культуры, бизнесменами.Встречался с Римским Папой Павлом VI, несколько раз встретился с Римским Папой Иоанном Павлом II.Нынешний Римский Папа отказал ему во встрече, ссылаясь на отношения с Китаем.Правительство Китая очень нервно относится к встречам глав государств и различных религиозных конфессий с диссидентствующим Далай-ламой.По-сути, такая встреча неизбежно ведет к охлаждению отношений с Китаем в политической и экономической сферах.А так как Китай с годами приобретает все больший вес в мировой политике и экономике, ссориться с ним не много желающих и потому встречи с Далай-ламой на официальном уровне в мире редки и будут еще реже.

Так, несмотря на то, что Далай-лама является объектом почитания почти полутора миллионов российских буддистов, правительство России отказывает ему в визе с 2004 года.До этого времени он трижды посещал нашу страну, но, по мере того, как росла значимость российско-китайских отношений, значимость визитов Далай-ламы в Россию падала и была вовсе прекращена в 2004 году.

Далай-лама XIV издал 17 своих книг, в том числе труды по буддийской философии.Его книги и проповеди посвящены идее ненасилия и миру.В речи «Всеобщая ответственность и милосердие» (1973 г) он сказал:

Выбранный в 1995 году в качестве Панчен — ламы 6-летний мальчик был заключён в тюрьму в Китае, с тех пор о нём ничего неизвестно (такая же судьба постигла и его родителей).

И потому не ясно, будет ли выбрано Воплощение Далай-ламы XIV после его смерти, то есть сохранится ли традиция или уникальный опыт выбора и правления Тибетом Далай-ламами исчезнет навсегда.

В европейском мире многие считают Его Святейшество Далай-ламу XIV «главным буддистом всех времён и народов».В буддистском обществе положение человека определяется его духовными делами и заслугами.И потому, безусловно, буддизм будет жить и без Далай-ламы.В отличие от других религий, роль личности в нем не важна и потому буддисты не устраивают терактов за гонения на Далай-ламу, их чувства нельзя оскорбить внешними действиями.У каждого из них внутри — целая вселенная.

Последние советы раздела «Общество»:

Полезные советы по получению ипотеки на квартиру: подготовительный этап
Что такое материнский капитал в 2018 году
Как получить займ на карту на выгодных условиях
Что делать, если нашёл подозрительный предмет
Что будет, если не платить по кредиту
Что лучше: кредит или займ
Что такое материнский капитал
Зачем нужен полис ОМС и как его получить
Как выиграть суд без адвоката или представителя
Что изменилось в России с 1 января 2014 года

Комментарий добавил(а): [email protected]
Дата: 01.04.2018

каким образом до резиденции доходит инф о том что на теле новорожденого родинки образуют рисунок символ

Комментарий добавил(а): Влад
Дата: 10.04.2016

Ужасы про закладку подростков под новые монастыри и рабов в Тибете — давнишняя китайская пропаганда из Красного информагенства Синьхуа 50-х годов.Собкор «Правды» в Китае, в то время, пока еще хрущевский СССР дружил с КНР также НЕ МОГ написать ничего другого, кроме «освобождения Тибета от гнета доблестными солдатами Мао».Через несколько лет, когда произойдет ссора, «Правда» начнет писать уже про зверства Мао и его «военщины».К слову, за время правления Мао Цзедуна, в Китае, от голода и репрессий погибло по официальной современной китайской версии ок.20 миллионов человек.По неофициальным данным китайских историков — 40 миллионов.И получается, только Тибет, по версии газеты «Правда» 50-х годов расцвел и стал сытым благодаря Мао.))

Имейте, пожалуйста, ввиду, что любые ссылки, html-теги или скрипты, будут выводиться в виде обычного текста — бессмысленно их использовать.Комментарии, содержащие нецензурные выражения, оскорбления, флуд и рекламу будут немедленно удалены.

Вам помог этот совет? Вы можете помочь проекту, пожертвовав на его развитие любую сумму по своему усмотрению.Например, 20 рублей.Или больше 🙂

Далай-лама.Биография

Автор: Алекс Вайсман

Несколько лет назад составленная краткая биография Его Святейшества актуальна и сегодня.В честь дня рождения Далай-ламы публикуем ее на АРД.

Далай-лама XIV, Агван Лобсан Тензин Гьяцо родился 6 июля 1935 года в маленькой деревушке Такцер на северо-востоке Тибета и получил имя Лхамо Дхондруб.Место рождения будущего Далай-ламы XIV1)находится на холме над широкой долиной в северо-восточной тибетской провинции Амдо.Хотя деревня считалась бедной, его семья принадлежала к категории среднезажиточных фермеров.

Его родителями были Чойкьон Цэринг (отец) и Сонам Цомо (мать), её имя было в дальнейшем изменено на Дики Цэринг 2) .Лхамо Дхондруб был пятым из девяти детей в семье.Старшей из детей была Цэринг Дролма, Лхамо Дхондруб был на восемнадцать лет моложе ее.Старший брат, Тхуптен Чжигмэд Норбу, позже был признан перевоплощением высокого ламы Такцера Ринпочхэ.

Однако, несмотря на то, что семья будущего Далай-ламы не бедствовала, в своей автобиографии «Моя земля и мой народ» он пишет:

«Если бы я родился в богатой аристократической семье, я бы не смог проникнуться чувствами и чаяниями беднейших тибетцев.Но благодаря своему простому происхождению я могу понять их, предвидеть их мысли, и именно поэтому я так сильно сострадаю им, и всегда пытался сделать всё, чтобы облегчить их долю».

В 1909 году предыдущий Далай-лама, XIII, совершая паломничество по святым местам, посетил деревню Такцер.Он отметил красоту этого места и сказал, что хотел бы вернуться сюда вновь.В 1937 году, после его кончины, в поисках нового воплощения в деревню Такцер прибыла специальная группа лам 3) .После традиционных испытаний двухлетний Лхамо Дхондруп был признан реинкарнацией своего предшественника.

Опознанный в качестве Далай-ламы Лхамо Дхондруп получил новое имя — Чжецун Чжампел Нгагванг Ешэ Тэнзин Гьяцо 4) .

Провинция Амдо, где находилась деревня Такцер, была под контролем Китая.Поэтому для того, чтобы Лхамо Дхондруб смог отправиться в Лхасу, свою будущую резиденцию, потребовались длительные переговоры между тибетским правительством и местной администрацией.Наконец, в октябре 1939 года он покинул свою родину, а 22 февраля 1940 года был возведен на трон в столице Тибета.

С шести и до двадцати пяти лет Далай-лама проходит традиционное тибетское обучение.В программу обучения, как правило, входят «пять больших наук» — логика, тибетское искусство и культура, санскрит, медицина, буддийская философия — и «пять малых» — поэзия, музыка, драматическое искусство, астрология и словесность.

Традиция подразумевает предварительные экзамены, которые Далай-лама сдал в двадцать четыре года в трех главных монастырских университетах Тибета: Дрепунге, Сера и Гандене.Наконец, во время ежегодного молитвенного фестиваляМонлам зимой 1959 года Тензин Гьяцо в присутствии 20 000 ученых-монахов сдал выпускные экзамены, получив высшую ученую степень геше лхарамба (доктора буддийской философии).

В то же время, еще в процессе обучения Далай-лама, которому исполнилось на тот момент всего 15 лет, по просьбе чрезвычайной сессии Национальной ассамблеи Тибета принял на себя политические полномочия, возглавив правительство и государство.Причиной этому послужило вступление в Тибет войск народно-освободительной армии Китая 17 ноября 1950 года.

После вторжения в Тибет китайских коммунистов Далай-лама на протяжении девяти лет предпринимал попытки мирного урегулирования ситуации посредством переговоров с китайскими властями.Так, в 1954 году он посетил Пекин с целью проведения мирных переговоров с китайскими лидерами — Мао Цзедуном, Джоу Эньлаем и Дэн Сяопином.В 1956-ом, посетив Индию в рамках празднования 2500-летия со дня рождения Будды, Далай-лама XIV встретился с премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру и премьер-министром Китая Джоу Эньлаем.Темой встречи было обсуждение обострения ситуации в Тибете.

Однако усилия Далай-ламы XIV по мирному урегулированию тибето-китайского конфликта потерпели крах из-за жесткой политики Пекина в восточном Тибете, повлекшей за собой народные волнения.Движение сопротивления быстро распространилось и на другие регионы Тибета.10 марта 1959 года в столице Тибета, Лхасе, вспыхнуло чрезвычайно масштабное народное восстание.Главным требованием тибетцев было полное освобождение своей страны и провозглашение независимости.Однако восстание, что называется, было потоплено в крови — его жестоко подавила китайская армия.Далай-лама бежал из Лхасы в ночь на 17 марта 1959 года 5) .В изгнание за ним последовало около ста тысяч тибетцев.С тех пор 10 марта является траурной датой тибетского календаря, и в этот день тибетцы и их друзья во всем мире проводят вечера памяти.

Получив политическое убежище в Индии, с 1960 года Далай-лама проживает в индийском городке Дхарамсала (штат Химачал-Прадеш), который теперь называют «маленькой Лхасой».Там расположена штаб-квартира тибетского правительства в изгнании.

В первые годы своей жизни в изгнании Далай-лама многократно обращается в ООН, прося о содействии в разрешении тибетского вопроса.В результате его политической активности Генеральная Ассамблея ООН приняла три резолюции (в 1959, 1961 и 1965 гг.), которые призывали Китай уважать права человека в Тибете и стремление тибетцев к самоопределению.

В изгнании было сформировано новое тибетское правительство.Возглавивший его Далай-лама XIV, в первую очередь, поставил перед собой задачу выживания тибетцев и спасения их культуры.С этой целью были основаны поселения для беженцев, главным занятием которых стало сельское хозяйство.Благодаря благополучному экономическому развитию и созданию системы образования, новые поколения тибетских детей, выросших в изгнании, прекрасно знают свой язык, историю, религию и культуру.В 1959 году был создан Тибетский институт драматических искусств (TIPA) и Центральный институт высшей тибетологии — высшее учебное заведение для тибетцев, проживающих в Индии.Для сохранения обширного собрания учений тибетского буддизма – основы тибетского образа жизни — в изгнании было воссоздано свыше 200 монастырей.

В 1963 году Далай-лама провозгласил демократическую конституцию, в основе которой лежали принципы буддизма наряду с Всеобщей декларацией прав человека.Конституция, по замыслу ее создателей — модель будущего свободного Тибета.Сегодня тибетский парламент, кашаг, формируется на основе выборов.Далай-лама в своих выступлениях постоянно подчеркивает необходимость демократических реформ в тибетской администрации, заявляя, что после разрешения тибетского вопроса он не будет занимать никакого политического поста.6)

21 сентября 1987 года на Совещании Конгресса США по правам человека Далай-лама выдвинул «План мира из пяти пунктов» 7) как первый шаг по созданию в Тибете зоны мира.

В ответ на это китайское руководство развернуло кампанию очернения Далай-ламы XIV и обвинило его в увеличении пропасти между китайским и тибетским народами.Возмущенные тибетцы устроили 27 сентября крупную демонстрацию в Лхасе.Чтобы избежать дальнейшего ухудшения отношений, 17 декабря того же года Тибетская администрация направила китайскому правительству меморандум, разъяснявший идеи и усилия Далай-ламы XIV в деле решения проблемы Тибета.

15 июня 1988 года в Страсбурге Далай-лама предложил расширенный вариант «Плана из пяти пунктов», подразумевающий демократическое самоуправление в Тибете «в сотрудничестве с Китайской Народной Республикой».Он заявил, что готов отказаться от идеи независимости Тибета и хотел бы видеть его как единое политическое образование, вопросами внешней политики и обороны которого занимался бы Китай.

Однако 2 сентября 1991 года тибетское правительство в изгнании объявило страсбургское предложение недействительным в силу закрытости и негативного настроя китайского руководства по отношению к выдвинутым в Страсбурге предложениям.

9 октября 1991 года в своем выступлении в Йельском университете в США Далай-лама XIV выразил желание посетить Тибет и лично оценить актуальную политическую ситуацию.»Я очень беспокоюсь, что эта взрывоопасная ситуация может повлечь за собой вспышки насилия.Я хочу сделать всё, что в моих силах, дабы это предотвратить.… Мой визит стал бы новой возможностью для достижения понимания и создания основы для выработки решения путем переговоров».

Начиная с 1967 года, Далай-лама XIV непрерывно путешествует по всему миру, посетив на данный момент около пятидесяти государств.В частности, в России он побывал уже семь раз: трижды в советский период — в 1979, 1982 и 1986 годах; позднее, в 1991 и 1992 годах, он посетил буддийские республики: Бурятию и Агинский Автономный Округ, Туву и Калмыкию.В 1994 году он вновь побывал в Москве и даже выступил в Государственной Думе, и в 1996 году посетил Москву по дороге в Монголию.Однако в связи с усилением русско-китайского партнерства с 2001 по 2004 года Россия отказывала ему во въездной визе.В ноябре 2004 года, после десятилетнего перерыва, Далай-ламе было разрешено посетить Калмыкию с кратким пастырским визитом.Отказ в выдаче виз продолжается с тех пор и поныне.

Ведя активную политическую деятельность, Далай-лама не упускает из виду межконфессиональный диалог.Он встречался с Папой Римским Павлом VI в Ватикане в 1973 году, а в 1980, 1982, 1990, 1996 и 1999 годах — с Папой Римским Иоанном Павлом II.

В 1981 лидер тибетского народа беседовал с епископом Кентерберийским Робертом Ранси и другими лидерами Англиканской Церкви в Лондоне.Помимо этого, в разные годы имели место встречи с представителями ислама и иудаизма.После его выступления на Конгрессе мировых религий в его честь была проведена межконфессиональная служба.

В тоже время он занимает четкую позицию в отношении христианских миссионеров в азиатских странах.Так, в интервью немецкой телекомпании ARD он заявил:

«Неправильно удалять людей от их культурного наследия.Лучше и надежнее оставаться в своей собственной традиции.Я был недавно в Монголии (то же, я слышал, происходит и в Тибете) и встретил христианских миссионеров.Я сказал им в лицо: «Это буддистская страна, а не место для обращения».Здесь, на Западе, в своих лекциях я всегда говорю людям: у вас иудео-христианская традиция.Лучше в ней и оставаться».

Однако это заявление выглядит более чем двусмысленным на фоне массового увлечения Востоком и тотальным обращением в буддизм людей, выросших, так или иначе, в рамках этой самой иудео-христианской культуры.Причем именно тибетский буддизм в разных своих разновидностях на Западе наиболее популярен.

Неоднозначным по сравнению с этим выглядит и другое его высказывание: «Я всегда верю, что гораздо лучше, если у нас будет широкое разнообразие религий, широкое разнообразие философий, нежели одна религия или философия.Это необходимо в силу того, что у людей разные ментальные наклонности.У каждой религии есть свои уникальные идеи и методы.Изучая их, мы обогатим собственную веру».Почему бы монголам и тибетцам не изучить христианские идеи и методы, если европейцы и американцы так охотно изучают буддизм?

С 1973 года, когда Далай-лама XIV впервые посетил западные страны, он постоянно получает награды и почетные ученые степени в знак признания его блестящих трудов по буддийской философии и активной пропаганды межрелигиозного диалога, решения международных конфликтов, вопросов, связанных с нарушением прав человека и загрязнением окружающей среды.

Вот лишь несколько из них: филиппинская премия Магсейсея (известная как «Нобелевская премия Азии»); гуманитарная премия имени Альберта Швейцера (Нью-Йорк, США); премия имени доктора Леопольда Лукаса (Германия); «Премия памяти» (фонд Даниэля Миттерана, Франция); «Награда за лидерство в области миротворческой деятельности» (фонд «Ядерного век», США); награда «За мир и объединение» (Национальная мирная конференция, Нью-Дели, Индия); Первая премия Фонда Сарториуса (Германия); премия имени Рауля Валленберга (совещание Конгресса США по правам человека).

10 декабря 1989 года Далай-лама XIV получил Нобелевскую премию мира, причем сделал это «от имени всех, кто подвергается гонениям, всех, кто борется за свободу и трудится во имя мира во всем мире, а также от имени тибетского народа.Эта премия,–заявил Далай-лама, – подтверждает нашу убежденность в том, что оружием правды, мужества и решимости Тибет добьется освобождения.Наша борьба должна быть ненасильственной и свободной от ненависти».

Решение норвежского Нобелевского комитета присудить Премию мира Его Святейшеству Далай-ламе XIV вызвало одобрение всего мирового сообщества, разумеется, за исключением Китая.Комитет подчеркнул, что «Далай-лама в своей борьбе за освобождение Тибета неуклонно выступает против применения насилия.Он призывает к поиску мирного решения, основанного на терпимости и взаимном уважении, с целью сохранения исторического и культурного наследия своего народа».

С этого момента 10 декабря является одним из праздничных дней тибетского календаря.В этот день в Дхарамсале, а также в тибетских диаспорах по всему миру (и в России тоже), проводятся праздничные мероприятия.Они, как правило, включают в себя выступления политических и общественных деятелей, буддийские ритуалы, просмотр фильмов, посвященных тибетской проблеме.

Его Святейшество также направил слова поддержки возглавляемому студентами демократическому движению в Китае: «В июне этого года (1989 г.) народное демократическое движение в Китае было жестоко подавлено (имеются в ввиду кровавые события на площади Тяньаньмэнь в Пекине, во время которых погибло, по мнению международных правозащитных организаций, от нескольких сот до нескольких тысяч китайских студентов – ред.) Но я не думаю, что демонстрации протеста не принесли плодов, ибо дух свободы вновь ворвался в сердца китайского народа, и Китай не сможет устоять перед этим духом свободы, захлестнувшим сегодня многие части мира.Мужественные студенты и их сторонники показали китайскому руководству и всему миру лицо подлинного гуманизма, присущее этой великой нации».

Пастырская деятельность Далай-ламы XIVдостаточно хорошо известна.Можно упомянуть лишь, что при всей своей обширной и интенсивной политической деятельности Далай-лама XIV ведет жизнь буддийского монаха.В Дхарамсале он просыпается в 4 часа утра, медитирует, читает молитвы и выдерживает жесткий график официальных встреч, аудиенций, религиозных учений и церемоний.Каждый свой день он завершает молитвой.

Далай-лама, помимо своей политической и общественной деятельности, является также автором ряда книг о буддизме и судьбе тибетского народа.Среди них «Моя земля и мой народ» (1962); «Буддизм Тибета» (1991); «Свобода в изгнании» (1992); «Этика для нового тысячелетия» (2001); «Сострадательная жизнь» (2004); «Открытое сердце» (2004); «Традиция махамудры гелуг и кагью» (2005) и другие.

1) Институт Далай-лам впервые появляется в Тибете в конце XIV века.Сам титул «Далай лама» был получен третьим в череде перевоплощений, Сонамом Гьяцо, от тумето-монгольского Алтан-хан.Будучи приглашен в 1588 году ко двору последнего, Сонам Гьяцо дал хану традиционные наставления, после чего тот принял буддизм и щедро вознаградил Сонама Гьяцо.От Алтан-хана он получил титул «Далай-лама».На монгольском языке слово «далай» означает «океан», что указывает на широту и глубину познаний Далай-ламы.Алтан-хан, в свою очередь, получил титул «Религиозный царь, Брахма, наследник богов».Любопытно, что следующим, 4-ым Далай-ламой стал правнук Алтан-хана.Первые два Далай-ламы были признаны таковыми задним числом, как предыдущие перевоплощения Сонама Гьяцо.Первого звали Гендун Дубпа (1391-1474).Он был учеником Цонкапы (основателя реформистской школы гелугпа, ставшей доминирующей в Тибете в результате воцарения на престоле Далай-ламы), и основал огромный монастырь Ташилхунпо.Второй Далай-лама, Гендун Гьяцо, основал монастырь Чойкоргьел неподалеку от Лхасы.Рядом с монастырём есть озеро, которое традиционно используется для поисков перерождений Далай-ламы.Пятый Далай-лама, Нгаванг Лобсанг Гьяцо (1617-1682), с помощью монгольского хана Гушри в 1642 году обрел полную политическую и духовную власть над страной.С этого момента Далай-ламы — полновластные хозяева Тибета.

В соответствии с буддийской традицией, Далай-ламы являются воплощениями на земле Авалокитешвары (тиб.Чэнрэзиг), Бодхисаттвы Сострадания; они перерождаются вновь и вновь, чтобы служить людям.

2) Несколько лет назад в издательство «София» вышла книга Дики Цэринг о Далай-ламе «Мой сын».

3) Поиск нового перевоплощения – сложная многоступенчатая процедура.Как правило, она включает в себя, помимо молебнов и чтения священных сутр, ворожбу с наблюдением за священным озером (см.выше).В ходе наблюдения по признакам, доступным пониманию лишь опытных жрецов, устанавливается наиболее вероятное географическое направление появления перевоплощения, а также наиболее вероятные знаки Зодиака, под которыми родился мальчик – преемник умершего.Ламы также инкогнито посещают семьи, где есть особенно выдающиеся мальчики подходящего возраста.Выбранным кандидатам предлагаются на опознание вещи из набора предметов, принадлежавших предыдущему воплощению.Когда двухлетнему Лхамо Дхондрупу показали различные реликвии и игрушки предыдущего Далай-ламы, он сказал: «Это моё, это моё!»).

Однако сам Далай-лама XIV считает, что далеко не все инкарнации далай-лам были подлинными.Он уверен, что является воплощением Далай-ламы V, так как в детстве у него было очень много ярких снов, связанных с этой личностью.

4) Некоторые из возможных переводов этих эпитетов: «Святой», «Нежная слава», «Великомилосердный», «Защитник веры», «Океан мудрости».Тибетцы также называют его Ешэ Норбу — «Всеисполняющая драгоценность» или просто Кундун — «Присутствие».На западе Далай-ламу чаще всего называют «Его Святейшество».

5) Помощь в побеге Далай-ламе XIV оказало ЦРУ.Помимо того, американское правительство на протяжении многих лет оказывает финансовую поддержку тибетскому правительству и различным инициативам.Так, С 1956 по 1972 администрация США прямо поддерживала тибетское повстанческое движение и Далай-ламу XIV, посредником чего выступал его брат.Из рассекреченных документов Государственного департамента США стало известно, что в 1964 Далай-лама получил субсидию в размере 180 тыс.долларов США.В 1960-х выделялось до 1,7 миллиона долларов ежегодно на поддержку вооружённых тибетских формирований, численность которых в 1962 г превышала десять тысяч человек.

В дальнейшем, после нормализации отношений с КНР, американская поддержка тибетского освободительного движения стала осуществляться косвенно, через про-тибетские организации: International Campaign for Tibet, Social and Resource Development Fund, Tibet Information Network, Tibet Institute и другие.

Однако при значительной финансовой поддержке США не оказало никакого политического влияния на ситуацию и позволило событиям развиваться бесконтрольно.В результате такого отношения тибетское освободительное движение потерпело крах, а американцы фактически признали китайский суверенитет над Тибетом.

6) Так, в 2001 году Далай-лама объявил, что если у тибетского народа будет избираемая политическая власть, институт Далай-лам может утратить свою актуальность.Он будет счастлив тогда наполовину уйти в отставку и позволить институту Далай-лам умереть вместе с ним.Однако в 2005 году в интервью газете «Хиндустан Таймс» Далай-лама XIVуточнил свою позицию: «Если я умру в течение нескольких ближайших месяцев или до того, как мы вернёмся в Тибет, тогда придёт новый Далай-лама».Под «возвращением в Тибет» имеется в виду если не обретение Тибетом независимости, то хотя бы статуса автономии в составе Китая.Далай-лама XIV выполнил свое обещание, сложив в 2002 году с себя обязанности главы Тибетского правительства в изгнании.Теперь эту должность занимает премьер-министр Самдонг Ринпоче.

7) «План мира из пяти пунктов»:

1) Превращение всего Тибета в зону мира;
2) Отказ Китая от политики перемещения населения, угрожающей самому существованию тибетцев как нации;
3) Соблюдение основных прав и демократических свобод в отношении тибетцев;
4) Восстановление и охрана природы Тибета и отказ Китая от использования территории Тибета для производства ядерного оружия и в качестве свалки ядерных отходов;
5) Проведение открытых переговоров о будущем статусе Тибета и об отношениях между тибетским и китайским народами.

Далай-лама: человек, умеющий сострадать

Прежде чем осуждать кого-то возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли.Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся.И только после этого говори, что ты знаешь — как правильно жить.

Буддизм считается самой миролюбивой религией в мире: ни одной мировой войны не было развязано под ее флагами, никогда сторонники буддизма не пытались насаждать религию насильно.И поистине воплощением духа буддизма является Далай-лама , нравственный ориентир для всех, кто придерживается этой религии.

Кто такой Далай-лама ?

В переводе с монгольского «далай лама» означает «Великий учитель» или «Океан мудрости».Но этот перевод лишь частично описывает, кто же такой Далай-лама для буддистов.Сторонники этой религии верят, что Далай-ламы — это земное воплощение идеи сострадания, они приходят в мир, чтобы служить людям.Именно Далай-ламы становятся духовными, а до недавнего времени еще и светскими правителями и лидерами Тибета — китайской провинции, долгие десятилетия борющейся за свою независимость.

«Церемониальная роль? Это не для меня.Стать кем-то вроде королевы Великобритании? Я лично очень уважаю королеву, она замечательный человек.Но сама система? Если вы принимаете церемониальную должность, вы должны что-то делать! Иначе, вы будете просто куклой.Кто-то пишет заявление, а я должен его зачитать? Кажется, это называется марионетка». ( Далай-лама XIV)

В поисках ламы

Далай-ламы не передают свой титул по наследству и не воспитываются с малых лет во дворцах.Они также не выбираются синклитом лам, хотя их немало в Тибете.Порядок определения очередного ламы заслуживает отдельного рассказа.

Известно, что буддисты верят в реинкарнацию — повторное земное воплощение.Поэтому после смерти одного Далай-ламы они начинают поиски следующего.Обычно ребенок, в котором возрождается дух Далай-ламы , рождается в Тибете, Монголии или Китае.Но между смертью одного ламы и рождением другого может пройти несколько месяцев или лет, поэтому процесс поисков нередко затягивается.

Что же делают для того, чтобы определить направление поисков? Для этого забальзамированное тело умершего Далай-ламы сажают на трон в определенной позе и ждут, когда голова его отклонится.Это и будет направление поисков.Затем ламы ищут другие знаки, например, ждут подсказок в водах священного озера.Есть в Тибете и специальный монах-пророк , который разгадывает различные знамения.
После обнаружения ребенка, который может служить воплощением Далай-ламы , ему необходимо пройти испытания.В частности, из предложенных вещей определить те, которые принадлежали прежнему Далай-ламе .Пройдя все эти ступени, даже самый обычный ребенок может стать духовным лидером Тибета.

Так произошло и с ныне здравствующим Далай-ламой XIV, который родился в 1935 году в семье простых крестьян.А в возрасте двух лет Лхамо Дхондруп был признан Великим Далай-ламой .Он покинул родительский дом, получил новое имя Тэнзин Гьяцо и в 1950 году был возведен на престол.

Духовный лидер

Достаточно долгое время Далай-лама , как было заведено испокон веков, совмещал духовную и светскую власть, являясь единоличным правителем Тибета.К сожалению, история распорядилась так, что Далай-лама XIV уже несколько десятков лет живет в изгнании.В 1950 году армия Китая, недовольного независимостью Тибета, захватила провинцию, где в 1959 году поднялось жестокое восстание против Китая.Стараясь погасить конфликт и по возможности избежать жертв, Далай-лама XIV и многие тысячи его сторонников нашли убежище в Индии, где сегодня существует так называемая «маленькая Лхаса» (название столицы Тибета).Он сложил с себя политическое руководство Тибетом, которое перешло к премьер-министру , и, насколько это известно, ведет с Китаем переговоры о предоставлении Тибету большей автономии.

«Тибетский вопрос — это не вопрос о личной судьбе Далай-ламы .Это вопрос о шести миллионах тибетцев и их культуре.Я один из них». ( Далай-лама XIV)

Биография Далай-ламы

Конечно, Далай-ламу нельзя назвать «человеком, как все», хотя иногда кажется, что это так и есть.Тем не менее, чтобы стать духовным лидером и нравственным ориентиром для буддистов всего мира, он прошел очень долгий путь.

Который начался с обучения.Тэнзин Гьяцо изучал логику, тибетское искусство и культуру, санскрит, медицину, буддийскую философию, поэзию, музыку и драматическое искусство, астрологию и словесность.В возрасте 24 лет Далай-лама сдавал экзамены на степень доктора богословия.Прекрасное образование не заставило его забыть о своих корнях, и он даже подшучивает над собой: «Я родился в глубинке, там не было школы, скорее всего, без образования я стал бы крестьянином.Хотя я всегда интересовался техникой, так что был шанс стать трактористом».

Он много ездит и выступает с лекциями.Он встречается с верующими и отвечает на их вопросы.При этом организаторы его встреч подчеркивают, что Далай-лама не обращает внимания на одежду собеседника и обязательно угостит его чаем.А также рекомендует взять с собой на лекцию головной убор — часто Далай-лама общается с людьми прямо на улице и заботится о том, чтобы всем было комфортно.Он также предлагает своим сторонникам отказаться от мяса, но не настаивает на этом.А если у него выдается день без поездок и большого количества встреч, то он начинает его в 4 утра с медитации, а заканчивает около 7 вечера молитвой.Те, кто близко сталкивались с Далай-ламой , отмечают, что он очень прост в общении и молод душой.И что у него прекрасное чувство юмора.

Цитаты Далай-ламы

«Есть тибетская поговорка: девять раз потерпел неудачу, приложи в девять раз больше усилий.Люди, которые сегодня переживают трудные времена, должны сохранять уверенность в своих силах и оптимизм.Это будет правильно».

«Будь добрым и сострадательным человеком.Это внутренняя красота, которая меняет мир к лучшему».

«Сострадательный ум подобен переполненному сосуду: это неисчерпаемый источник энергии, решимости и доброты».

Помните, тишина — иногда самый лучший ответ на вопросы.

Если проблему решить можно — не стоит о ней беспокоиться, Если проблему решить нельзя — беспокоиться бесполезно.

Когда человеку кажется, что всё идёт наперекосяк, в его жизнь пытается войти нечто чудесное.

Процветание приходит благодаря действиям, а не благодаря молитвам.

Высокомерие никогда не оправданно.Оно происходит из низкой самооценки или временных, поверхностных достижений.

Планете не нужно большое количество «успешных людей».Планета отчаянно нуждается в миротворцах, целителях, реставраторах, сказочниках и любящих всех видов.Она нуждается в людях, рядом с которыми хорошо жить.Планета нуждается в людях с моралью и любовью, которые сделают мир живым и гуманным.А эти качества имеют мало общего с «успехом», как он определяется в нашем обществе.

Любовь в ее самом чистом и возвышенном виде — это сильнейшее, абсолютное и безусловное желание счастья для другого человека.Это исходящее от сердца желание, не зависящее от того, как этот человек относится к нам.Тема сострадания вовсе не имеет отношения к религии.Это общечеловеческое дело, единое условие выживания человеческой расы.

Я не отмечаю дни рождения.Для меня этот день ничем не отличается от других.В некотором роде каждый день — день рождения.Вы просыпаетесь утром, все свежо и ново, и главное, чтобы этот новый день принес вам что-то важное.

Каждый из нас несет ответственность за всё человечество.В этом заключается моя простая религия.Нет нужды в храмах, нет нужды в сложной философии.Наш собственный мозг, наше сердце — вот наш храм; наша философия — доброта.

Если Бог хочет сделать тебя счастливым, то он ведет тебя самой трудной дорогой, потому что легких путей к счастью не бывает.

Что ты ищешь? Счастья, любви, спокойствия духа.Не ходи искать их на другой край земли, ты вернешься разочарованным, огорченным, лишенным надежд.Поищи их на другом краю самого себя, в глубине своего сердца.

Каждое утро, проснувшись, начинай с мыслей: «Сегодня мне повезло — я проснулся.Я жив, у меня есть эта драгоценная человеческая жизнь, и я не стану тратить ее впустую».

Рейтинг автора
Автор статьи
Валентин Пырьев
Написано статей
1036
Ссылка на основную публикацию