Далай лама в бурятии

Тема статьи: Далай лама в бурятии - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Хамбо-лама Итигэлов: миф и реальность

Директор Мезоамериканского центра им.Ю.В.Кнорозова РГГУ, профессор Галина Ершова

Профессор Галина Ершова о феномене бурятского «чуда».

В Бурятии произошло чудо — в Иволгинском дацане камеры зафиксировали передвижение тела Хамбо — ламы Итигэлова, который умер в 1927 году.Возможно ли такое на самом деле и почему люди готовы верить в нетленные мощи?

Кадр, снятый камерой видеонаблюдения в резиденции Хамбо Ламы Этигэлова

Директор Мезоамериканского центра им.Ю.В.Кнорозова РГГУ, профессор Галина Ершова подробно рассказала “Новым Известиям” о феномене тела бурятского ламы, о том, что увидели исследователи во время эксгумации.И не только об этом.

— Почему люди поклоняются нетленным мощам, верят в их чудодейственность, даже если никогда их не видели и понятия не имеют, откуда они появились?

— Этот феномен, кстати, хорошо понятен для русской культуры, где поклонение «нетленным мощам» в качестве залога ожидаемого возрождения приобрел особое значение еще в период Киевской Руси.Появление культа нетленных мощей сформировался, возможно, благодаря особым климатическим режимам пещер-катакомб в сочетании со специфической диетой обитателей Киево-Печерской лавры.

Как комментировал протоиерей Александр Мень, слово «мощи» означает «тело усопшего».

Александр Мень

Мощи святых могут находиться в разной степени сохранности.Останки подвижников Киево-Печерской Лавры нетленны (естественно мумифицированы), а в гробнице Серафима Саровского в 1903 году обнаружились лишь костные останки.Однако народная вера в «абсолютную нетленность» приводила впоследствии многих к разочарованию в вере – когда оказывалось, что большинство мощей всего лишь костные останки.Однако в оправдание этой народной веры хотелось бы отметить, что факты совершенной нетленности – наподобие произошедшего в Бурятии уже в наше время случая – столь редки, недолгосрочны и невероятны для обыденного сознания, что складывается парадоксальная ситуация: люди хранят в качестве почти мифа память о реальном событии сохранности тела, которое действительно со временем превращается естественным путем в целостную мумию.Но тот, кто не наблюдал сам этого уникального состояния, поверить в него просто не в состоянии.

— Это правда, что тело буддийского ламы эксгумировали по его собственной просьбе?

— Да.Все это осуществилось лишь потому, что сам Итигэлов распорядился перед «уходом» достать спустя 75 лет свое тело.И 10 сентября 2002 года на территории кладбища неподалеку от Улан-Удэ произошла эксгумация — по инициативе главы буддистской церкви России Хамбо-ламы Аюшева, а так же с разрешения родственников, в присутствии официальных властей и специалистов по судебно-медицинской экспертизе.

В поднятом из-под земли коробе находился сидящим в позе лотоса пожилой мужчина, покрытый шелковыми тканями.При этом тело его оказалось полностью сохранным – с мягкими мышцами и эластичной кожей, сгибающимися суставами.Информация о бурятском ламе, который был извлечен из своего захоронения, попала в средства массовой информации.Общественность восприняла эту новость по-разному: часть людей просто не поверила, решив, что это «журналистский прикол» или «бурятская фальсификация», другие сочли, что это обычная мумия.Многие публикации поэтому были выдержаны в ерническом стиле.

— А что указывает на реальность феномена бурятского «чуда»?

— Уже одно то, что тело после эксгумации оказалось полностью сохранным, а признаки мумификации или бальзамирования отсутствовали.Волосяной покров и ногти сохранены.При надавливании на кожно-мышечные покровы углубления восстанавливают нормальное состояние.Отсутствуют трупные пятна, кожа без признаков разложения и наличия грибков.Какие-либо ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба и от тела не определялись.После извлечения тело сохраняло свое положение без специальных приспособлений.

На голени и кисти руки при раздевании был немного поврежден кожный покров.В открывшейся ранке на фотографии, опубликованной в журнале Geo, отчетливо видно красную несвернувшуюся кровь.И свидетели утверждали, что кровь имела желеобразный вид.

Необычность состояния тела была такова, что находившийся на эксгумации врач судебно-медицинской экспертизы 3.М.Мандарханов отказался проводить осмотр тела самостоятельно и потребовал создания специальной комиссии.

— Ну и разве это не чудо?

Мне посчастливилось участвовать в исследовании биологических образцов.Нам было разрешено взять образцы отслоившегося эпидермиса со ступней, два среза ногтевой кромки и волосы.Так вот результаты показали, что Итигэлов целенаправленно, но не постоянно использовал бром (бромсодержащие растения), который привел к избыточному содержанию этого элемента в коже.В больших дозах бромиды угнетают процессы возбуждения в центральной нервной системе, включая спинной мозг, но почти не оказывают влияния на центры продолговатого мозга, который контролирует кислородное дыхание, кровообращение, частично соматическую нервную систему.

Мы предположили, что Итигэлов достиг своего состояния путем отключения жизненных энергообменных функций организма и вхождения в глубокую медитацию.Таким способом он сумел смоделировать анабиозоподобное состояние — временное прекращение жизнедеятельности.Само по себе это явление в живой природе не в новинку.

С XIX века было открыто, что после состояния «выжидания» могут вернуться к жизнии микроскопические червячки-коловратки, и рыбы и тритоны, и лягушки, и теплокровные — хомяки и мыши.Оживляли даже переохлажденных обезьян, когда они уже не дышали и сердце не билось.Известно немало случаев в разных странах, когда возвращались из такого состояния даже замерзшие люди.Народные русские лечебники содержали целые разделы, посвященные оживлению замороженных заживо.Длительное хранение в охлажденном состоянии жизнеспособной спермы и других живых компонентов давно уже не является «чудом».

— А что произошло с телом после извлечения из могилы? Оно не менялось?

— В том-то и дело, что изменения были видны уже через два года.Итигэлова поместили в сакральную часть (поверх алтаря) главного храма Иволгинского монастыря.Через некоторое время начали наблюдаться определенные изменения.Во-первых, изо рта поначалу выделялась влага.Спустя несколько месяцев произошел достаточно ощутимый выброс влаги, осевшей на стенах стеклянного куба, в котором поначалу хранилось тело.Еще чуть позже на коже начала активно выделяться соль – на лице и остальном теле.Цвет кожи стал постепенно темнеть.

Повторный осмотр (организованный мною в рамках проекта) в присутствии д.м.н.В.Н.Звягина, зав.отделом идентификации личности судебно-медицинской экспертизы (Москва) и к.м.н.К.М.Югова, осматривавшего тело при эксгумации (Улан-Удэ), был проведен в ноябре 2004 г.В целом ткани стали более упругими, уже не образовывались характерные углубления при надавливании, хотя мышечные ткани еще сохраняли эластичность.Подвижность в суставах уже отсутствовала.По всей поверхности тела имелись отложения соли, от которых в некоторых участках лопалась кожа.При контакте ощущался достаточно приятный запах.Линия рта, как и глаз, уже не различается.По субъективной оценке Д.А.Горина, вес тела по сравнению с моментом эксгумации уменьшился примерно на 15 кг.Был составлен официальный «Протокол осмотра тела Хамбо ламы Даша-Доржи Итигелова», где отмечено, что за два года, прошедших со времени первоначального судебно-медицинского освидетельствования тела Хамбо ламы Итигелова (11.09.2002) появились первые незначительные признаки мумификации, выражающиеся в пергаментной плотности кожных покровов, в потере их эластичности, в отсутствии движений в суставах (это было отмечено в Протоколе).

— Конечно нет.В мире известно немало случаев случайной сохранности тел умерших, например, в Италии.В некоторых традициях существовали даже специальные практики, среди которых — регулировка дыхания, специальная диета, очистительные процедуры, медикаментозная поддержка.Специально эти методы были разработаны в индуистско-буддистском пространстве.Известны случае во Вьетнаме, Японии, Индии.Итигэлов явно следовал этим традициям.Известно, что он писал комментарии к «Дымбрыл Додво» (постижение Пустоты) — учению основателя тибетского буддизма Богдо Цзонхавы, который также пытался сохранить свое тело, но на седьмой день появились признаки разложения.

В буддизме, несмотря на разнообразные попытки, подобные практики не стали обыденностью, что связано и с трудностью осуществления, и с отсутствием канонических обоснований в рамках религиозной доктрины.Тем не менее лама Итигэлов, готовясь к смерти, сумел освоить таинства «нетленного тела».

Нетленный монах в Бурятии — феномен жизни после смерти

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодняшний наш рассказ о чудесном возвращении спустя долгие десятилетия, об обретении веры и уникальных возможностях человеческого разума.Читайте про «спящего» бурятского монаха Даши Доржо Итигэлова.

Возможна ли медитация на протяжении более 85 лет? Почему состояние, в котором пребывает самый известный на сегодняшний день нетленный монах в Бурятии, Даши Доржо Итигэлов, выходит за пределы понимания и современных научных представлений? Возможно ли говорить о феномене жизни после смерти?

Сведения, изложенные в нашей статье, переворачивают привычные представления об устройстве мира.

Сначала немного исторических фактов

Буддизм на территории современной Бурятии уходит корнями во 2 век до нашей эры.Однако о массовом проникновении религиозного учения в Забайкалье можно говорить лишь, начиная с 17 века.

После того, как в 1722 году официально были определены государственные границы между Монголией и Россией, племена бурятов заняли свое место в составе Российской империи.

1741 год ознаменовался еще одним значимым событием для последователей Будды: царствующая Елизавета Петровна подписала указ, в котором буддизм получил признание, как официальная государственная религия, а ламы обрели подтверждение своей главенствующей роли в рамках конфессии.

Начиная со второй половины XIX века школы и монастыри становятся оплотом прогрессивного духовного, научного развития для бурятов.

Демонические времена для всех религиозных конфессий настали с событиями 1917 года.Назвав религию «опиумом», 18-й год прошлого столетия ознаменовался выходом закона, отделяющего все религиозные течения от государства.

Буддизм в борьбе власти с инакомыслием не стал исключением.Происходило масштабное уничтожение созданных веками и накопленных духовных знаний.Более 1800 лам, отличавшихся высоким уровнем образованности, подверглись репрессиям, сотни отправлены в тюрьмы, на каторгу, были расстреляны.Буддийские храмы превращались в скотобойни, цинично разрушались.

Следующий период оттепели и начинающегося возрождения приходится уже на послевоенное время, когда в 46-м году прошлого века было получено разрешение открыть два дацана: Иволгинский в Бурятии и Агинский в Агинском национальном округе Читинской области.

Период, начиная с 1991 года, можно смело назвать вторым настоящим возрождением буддийского движения на территории России.

Что мы знаем про Итигэлова

Пандито Хамбо Лама XII возглавлял буддийскую конфессию на бурятской территории на протяжении с 1911 по 1917 годы.Его образ является предметом поклонения не только бурятской ветви учения, но и всего буддистского сообщества в целом.

Это нетленный монах в Бурятии, который продолжает пребывать в состоянии медитации вот уже более 85 лет.Его жизнь, уход и возвращение окутаны тайной.Но давайте обо всем по порядку.

Этапы пути

Согласно сохранившимся данным, Даши Доржо Итигэлов родился в мае 1852 года и рано осиротел.В пятилетнем возрасте от был принят батраком в одну из семей, однако хозяева, увидев в мальчике исключительные дарования, способствовали тому, чтобы ребенок оказался в Анинском дацане.

Начиная с пятнадцатилетнего возраста и на протяжении целых 23 лет, Итигэлов постигал тонкости буддийского учения, тибетских знаний по медицине и другим наукам.С 1898 года самостоятельно преподавал философию буддизма, достигнув уровня ламы.

1911 год ознаменован важным событием: Итигэлов избирается Пандито Хамбо Ламой XII, став главой буддийского движения на территории Восточной Сибири.На этом посту он известен своими исключительными патриотическими чувствами как к народу Бурятии, так и к России в целом.

Так, в период первой Мировой войны под его руководством открывались госпитали для лечения раненых, а созданное им благотворительное общество помогало собирать денежные средства, продукты питания, медицинское оснащение для фронта.За проявленный патриотизм заслуженно был представлен к императорским наградам того времени.

«Чтобы обрести отдушину в вечности, надо постоянно помогать людям».(Даши Доржо Итигэлов).

Последние годы жизни

Существует версия, что причиной, по которой Итигэлову в 1917 году пришлось покинуть свой руководящий пост, стала болезнь.

Однако, согласно сохранившимся свидетельствам, он предвидел приход советской власти, предстоящие репрессии, гонения, разрушения, с которыми придется столкнуться последователям Будды и принял решение, отказавшись от поста, начать подготовку к своему предстоящему возрождению, продолжая просто служить в монастыре.

Достигнув 75 лет, Пандита Хамбо Лама XII Даши Доржо Итигэлов в день полной луны в июне 1927 года собрал учеников и, предварительно оставив им указания, погрузился в самадхи и достиг нирваны.

Завещание ламы

Уходя, Итигэлов заручился обещанием учеников, что те выполнят его последние прижизненные наставления.Указания касались того, каким образом следует распорядиться телом Учителя:

  • По достижении ламой уровня нирваны, необходимо было поместить его в саркофаг из кедрового дерева, сохранив привычную для медитации позу лотоса, и захоронить.
  • Обязанность учеников – периодически контролировать состояние тела ламы.Были названы конкретные даты в 57-м и в 73-м году прошлого века.Если, осматривая тело, были бы отмечены признаки тления плоти, тело нужно было придать огню.
  • кедровую усыпальницу необходимо было ровно спустя 75 лет.Именно через этот срок Великий лама назначил свое возвращение.
  • Захоронение проверялось по указанию главы буддийского движения того времени дважды, в 1955 и в 1973 годах.Каждый раз обнаруживалось отсутствие каких-либо изменений в состоянии Итигэлова.

    Возвращение

    По прошествии указанного срока, воля монаха исполнилась.В 2002 году, 10 сентября, после необходимых юридических процедур, состоялось извлечение из-под земли деревянного саркофага.К удивлению всех присутствующих, ожидавших увидеть нечто похожее на мумию монаха, обнаружилось, что лама продолжает оставаться в той же позе лотоса, как живой человек, который медитирует много лет.

    Его кожные покровы, волосы, ногтевые фаланги, все части тела выглядели таким образом, словно он пребывает в состоянии, подобном спячке.Все суставы сохранили подвижность, не было никаких признаков разложения биологических тканей.Спустя 75 лет произошло удивительное возвращение Пандито Хамбо Ламы XII, как он и обещал.

    Неразгаданная тайна монаха

    К изучению феномена Итигэлова были привлечены лучшие научные сотрудники-криминалисты, медицинские эксперты.Более трех лет длились исследования.Биологический материал, который удалось получить: участки кожи, ногтевых фаланг и волос монаха, подвергались детальному изучению при помощи новейшей современной техники.

    Выводы, которые сделали эксперты, коротко можно изложить так:

  • отсутствуют какие-либо признаки бальзамирования тела или его искусственной консервации;
  • сохранены все внутренние и наружные органы, органы чувств, совершенно отсутствуют признаки их разрушения;
  • при спектральном анализе образцов ткани не было обнаружено данных, характерных для разрушения белковых молекул, ткани выглядели так, как будто монах до сих пор жив;
  • тургор кожи сохранен, все суставы подвижны, отсутствуют специфические запахи, сопровождающие процессы разложения плоти;
  • тело оказалось способно к поддержанию и сохранению тепла до 34 градусов, тогда, как температура окружающего воздуха в момент произведения измерений колебалась от 17 до 23 градусов.
  • Ученые столкнулись с необъяснимым, с точки зрения современной науки, явлением.До сих пор неизвестно, как можно назвать состояние, в котором пребывает монах, ведь на клеточном уровне было достоверно подтверждено присутствие некого подобия признаков жизнедеятельности.

    На основании проведенных научных исследований, учеными была сформулирована гипотеза о великой роли мысли, сознания, неизученных возможностях головного мозга.

    «Будьте чистыми среди моря грязи опасного смутного времени.»

    Эти пророческие слова Пандито Хамбо Ламы XII звучат, как наставление современному мировому сообществу.Монах является автором более 50 философских трактатов, однако, лучший учебник, оставленный им в назидание всем живущим – это его тело, демонстрирующее силу мысли и духа над плотью.

    Заключение

    Уважаемые читатели, если вам понравилась наша статья, поделитесь ею с друзьями в своих социальных сетях.

    Даши-Доржо Итигэлов — загадка или ответ ?

    Бурятский Лама: 75 лет за гранью смерти

    Из Завещания Хамбо Багши Даши-Доржо Этигэлова

    .Во время ухода в очередной мир в одиночестве,

    Все твое богатство, родные, любимые и близкие,

    Оставаясь на родной стороне, не последуют за тобой.

    Эти богатства, безумно собранные и накопленные,

    Превратятся в особый яд и будут бесполезными,

    Так учили все предыдущие Будды.

    Бесстрастно изучив земную жизнь, начинайте с сегодняшнего дня

    Практику Десяти Благих Деяний — незамедлительно.

    Больше особо сказанного нет в моем окончательном послании,

    Когда я пребываю в этой жизни.

    10 сентября 2002 года в Бурятии в местности захоронения лам под названием Хухэ-Зуран группа лам и светских лиц извлекла из-под более чем полутораметрового слоя почвы деревянный короб желтого цвета.В коробе находилось тело Даши-Доржо Этигэлова.Когда судебно-медицинский эксперт, присутствовавший при эксгумации, увидел открывшееся лицо, он отказался давать заключение, боясь, что потом ему никто не поверит.Короб был перенесен в Иволгинский дацан (монастырь), и на следующий день тело осмотрели трое экспертов.Тело было одето в оранжевый шелковый халат и зафиксировано в позе лотоса, лицо спеленуто белыми шарфами.

    То, что предстало перед глазами экспертов, поражало воображение.Из акта наружного осмотра: «.кожные покровы светло-серого цвета, сухие, податливые при нажатии на них пальцами.Мягкие ткани трупа туго эластичной консистенции, подвижность в суставах сохранена.Волосяной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены.Поза трупа при извлечении последнего из короба сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений.Каких-либо следов, свидетельствующих о ранее произведенном вскрытии полостей тела с целью возможного бальзамирования или консервации, а также повреждений, следов ранее перенесенных травм, оперативных вмешательств, заболеваний на теле трупа не обнаружено».

    Участвовавший в осмотре тела заведующий отделением медицинской криминалистики РБСМЭ Игорь Вологдин позднее рассказывал: «Такого в моей практике еще не было.Недавно пришлось вскрывать массовое захоронение репрессированных в тридцатые годы под Читой.Там на поверхность выходила линза вечной мерзлоты.Триста тел все это время лежали при постоянной отрицательной температуре.Состояние отличное.Сложили их на полянке.Через пару часов они стали чернеть.Потом превратились в кашу.А тут температура колебалась от плюс сорока до минус сорока.А гнилостных изменений нет.Мягкие ткани прекрасно сохранились.Осталась и подвижность суставов.А главное — поза сохранена.Это не мумия, это не мощи.Это — неординарное событие, которое мы пока не можем объяснить».

    От оборванца к ученому ламе

    Даши-Доржо Этигэлов родился в 1852 году в Улзын Добо (сейчас это село Оронгой Иволгинского района Республики Бурятия).Рано осиротев, он был вынужден пасти чужих овец за пять-семь рублей в год.Уже тогда он мечтал (или знал?) о том, что станет Хамбо ламой — главой буддийской церкви России.Когда ему минуло 15 лет, в его судьбе принял участие Захарэй лама, который увез подростка в Анинский дацан, славившийся своей школой буддийской философии.За 23 года обучения он получил ученое звание габжа (аналог доктора наук) и стал известен как ученый лама.А после этого Этигэлов начинает изучать медицину, поступив простым учеником в Тамчинский дацан, и становится еще и доктором медицины.В 1898 году он возвращается в родные места и начинает преподавать буддийскую философию в Янгажинском дацане.Через шесть лет он станет его настоятелем.

    Янжима Васильева, директор Института Пандидо Хамбо ламы Этигэлова: «Самая главная задача служителей дацана, как я это понимаю, — удерживать равновесие в природе, гармонизировать отношения человека с природой.В то же время они, конечно, помогают людям.У нас на рубеже веков на 20 человек был один монах.И представьте, их же всех содержали, они имели возможность совершенствоваться, и жил-то народ не бедно.Я выяснила, что самый бедный бурят до революции имел восемь дойных коров.Этого уровня сейчас в Бурятии еще мало кто достиг.А жили они так хорошо, потому что жили в гармонии с природой.Дацан — это порядка 2000 учеников, около 800 лам.Представьте себе — 800 лам одновременно садятся, проводят хурал, читают священные книги.Там такая сила.»

    Этигэлов был инициатором строительства новых дуганов (храмов), на которые пожертвовал все свои личные сбережения (15 000 рублей), лечил и просвещал людей.За свои усилия он был награжден шейной и нагрудной царскими медалями.

    Весной 1911 года из числа десяти претендентов Этигэлов был избран XII Пандидо Хамбо ламой буддийского духовенства Восточной Сибири.В феврале 1913 года он во главе делегации был приглашен на празднование 300-летия дома Романовых.А в марте его принял сам император.

    После начала первой мировой войны по инициативе Этигэлова для помощи фронту было создано «Общебурятское общество».Оно собирало для фронта деньги, продукты питания, обмундирование, медицинские принадлежности, оборудовало в прифронтовой полосе лазарет.За особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, а также семьям раненых и павших, Этигэлов в 1916 году был награжден орденом Святой Анны II степени.Но было и признание неофициальное, народное.Вернувшись с тыловых работ в 1917 году, земляки привезли сочиненную на фронте песню, посвященную Хамбо ламе Этигэлову.

    А еще была духовная практика, о которой можно только догадываться по скупым, отрывочным сведениям.

    Янжима Васильева: «Этигэлов был действительно тантрист очень высокого уровня.У нас осталось полицейское донесение, в котором написано, что 1 мая 1917 года, когда вернулись с первой мировой войны фронтовики, они решили создать революционный комитет.А станичный атаман подговорил фронтовиков и разогнал этот комитет и устроил пьянку на территории Тамчинского дацана.Когда Хамбо лама Этигэлов возвращался из Верхнеудинска, узнав об этом, он проехал одно озеро (оно до сих пор есть, сейчас его почему-то Сульфатное зовут, а вообще-то оно Белое), проехал, как по мощеной дороге.Когда он добрался до западного берега, крутого берега Гусиного озера (к сожалению, сейчас там ГРЭС построили, воду подняли, уже этот крутой берег не такой крутой), он прыгнул вместе с лошадью в это озеро, и озеро разошлось в две стороны».

    Янжима Васильева: «По профессии я эколог и имела мало отношения к религии.Но через какое-то время я поняла, что все экологические мероприятия — это пустая трата денег и времени.Мы пришли к тому, что надо работать с сознанием людей.Как? Только вместе с религией.Больше никто не дает ответов, как нам сохраниться на этой земле, как чувствовать себя частью природы.Так я начала погружаться в дацан, общаться с ламами».

    О том, что Этигэлов был практик высочайшего уровня, говорит и тот факт, что он написал комментарий к сочинению Цзонхавы «Хвала взаимнозависимого происхождения» (XV век), в котором провел всесторонний анализ Пустоты и изложил принципы по ее достижению.Как должно быть понятно читателю, сделать это теоретически, не руководствуясь собственным опытом, просто невозможно.Всего же за свою жизнь Хамбо лама Этигэлов по просьбе лам написал более 50 книг по буддизму и тибетской медицине.

    Здесь, пожалуй, надо сделать небольшое отступление от нашего рассказа и изложить некоторые принципы философии махаяны.В махаяне, или, как ее еще называют, северном буддизме, особое место занимает понятие Пустоты.Это истинная сущность, которая находится в основании всего проявленного, основа существования.Она — единственное, что неизменно, вечно и реально, в то время как все проявленное изменяется, преходяще и нереально.Но вместе с тем все проявленное содержит в себе эту истинную сущность и благодаря этому существует.Человеческий разум может постичь ее — и в этом смысл и конечная цель человеческого существования.Прикоснувшись к осознанию Пустоты, человек открывает для себя единственную реальность и осознает всю иллюзорность проявленного мира.Тогда для него нет больше тайн, тогда его долгий путь из воплощения в воплощение закончен и жизнь в этом мире больше ничему не может его научить.Он волен уйти из Сансары (круговорота рождений, смертей и перевоплощений), чтобы погрузиться в блаженство Нирваны.Но разве может тот, чья душа полна сострадания к другим, уйти, зная, что все живущие обречены страдать? Как может он спастись один, не протянув руку помощи человечеству, пребывающему в неведении? Поэтому в махаяне жертва собственным, личным ради помощи другим становится основой всего учения.

    В 1917 году по состоянию здоровья Этигэлов сложил с себя полномочия Пандидо Хамбо ламы и вернулся в Янгажинский дацан.

    В 1927 году, за год до массовых арестов и расстрелов лам, Этигэлов собрал своих учеников и, в состоянии медитации, ушел в Нирвану.

    Янжима Васильева: «Все, что мы знаем, это то, что 15 июня 1927 года Этигэлов собрал всех своих учеников и лам Янгажинского дацана и попросил их читать ему молитву благопожелания уходящему.Некоторые его ученики удивились: „Как мы можем читать, когда вы еще живы?“ Тогда он замолчал.А через несколько часов стал сам читать.И тогда все подхватили.По нашим воззрениям, когда много народу читает, энергия сгущается и ее воздействие очень сильное.Когда они все прочитали, его просвещенные ученики сделали то, что надо сделать.А он всем громогласно сказал, чтобы через 30 лет пришли к нему и посмотрели его тело.И добавил, что через 75 лет он к ним вернется».

    Буквально через полгода начались погромы — религию как «опиум для народа» требовалось не только физически уничтожить, но и полностью искоренить из сознания.Арестовывали лам, разрушали монастыри.Анинский дацан взорвали, потом на его месте устроили скотобойню — осквернять так осквернять.Буряты прошли через такой же страшный геноцид, как и все народы.Быть буддистом стало опасно.Ламы были вынуждены работать в колхозах.Любое религиозное слово грозило ссылкой.Вся история с Хамбо ламой подзабылась.Знали, что был такой лама, который написал комментарии к Цзонхаве, знали, что где-то есть его тело.Лишь два ламы — ученики Этигэлова — до70-х годовтайком ухаживали за телом и проводили все необходимые обряды.За все это время тело полностью извлекали дважды: в 1955 и 1973 годах.В 1955 году, как говорят, оно было теплое в районе сердца.

    И недавно его извлекли уже окончательно.

    Янжима Васильева: «Меня вызвал нынешний Хамбо лама Аюшеев и дал задание.Я была призвана, потому что, во-первых, была родственницей, а во-вторых, я много работала с буддийской санкхьей (общиной).Когда я первый раз столкнулась с ламами, с их финансовым положением, я была в ужасе.Я подумала: боже мой, как они выдерживают! На грани, жилы себе рвут.Студентов надо накормить два раза в день, их надо учить, некоторые преподаватели из Индии — им надо платить деньги.Я думала: боже мой, как они выдерживают! И после этого я просто начала помогать им как могла — где-то финансами, где-то как-то иначе.Поэтому я оказалась в этих кругах, когда появился Этигэлов.

    Мне было сказано: никого не зовите.Если придут, два раза откажите.На третий раз посмотрите, насколько чисты их намерения.Второй наказ был: осторожнее с западным зарубежьем.Помните, что он был главой буддийской церкви России.Он давал клятву верности, поэтому мы должны не забывать, что, если мы что-то делаем, мы должны думать об Этигэлове.Если какое-то решение принимаем, то исходя из тех решений, которые он когда-то принимал.Хамбо лама Аюшеев сказал, что в соответствии с буддийским учением в своей работе мы должны придерживаться того, как Этигэлов бы это воспринял.Мы должны относиться к нему как к личности.Именно как к личности, а не как к божеству (это, само собой, и так понятно).И третий был наказ: никаких фондов не создавать.Так мы начали работать.

    Сначала всего боялись.Первые полгода мало кто спал.Я каждое утро просыпалась со страхом: что же случилось с телом? Но когда прошло полгода, мы перестали бояться.Ламы круглосуточно следили за телом.В январе тело стало давать знаки.Повысилась влажность.Ламы поняли и передали нам: „Идите, ищите то, не знаю что“.Этигэлов еще при жизни в 1920 году заложил в землю священные сосуды.Эти священные сосуды предлагаются Хозяину земли в качестве дара.И в то же время они являются катализатором положительной энергии, очищают природную среду.В них находятся 25 разновидностей трав, 5 видов металлов.У нас была информация о том, что сосудов было четыре, и мы нашли эти места.Это было от его тела в радиусе четырех километров.Но выяснилось, что он заложил не четыре священных сосуда, а пять.Нам сказала об этом бабушка, которой 90 лет.Мы бегом от бабушки на это место.А когда нашли пятый сосуд, провели обряд — мгновенно влажность пришла в нормальное состояние.Мы понимаем — как он еще нам иначе скажет?

    Также в первую очередь мы начали собирать сведения о нем: ходили по людям, по родственникам.Все было непросто, потому что люди в возрасте.Для них это очень сакрально.Мы по нескольку раз приезжали, беседовали.

    Также мы искали аналог такого состояния».

    А аналогов известно немного.Буддисты говорят, что великий Цзонхава пребывал в таком состоянии семь дней.Потом у него начали расти ногти.

    По словам кандидата филологических наук В.П.Мазурика, возможно, подобным образом ушел из жизни основатель школы Сингон японский учитель Кукай: «В соответствии с одним из преданий, Кукай не умер, а вошел в глубокую медитацию и пребывает в ней до явления в мир бодхисаттвы Майтрейи (яп.Мироку-босацу) через много миллионов лет.То же рассказывают иногда и о Догэне, основателе дзэнской школы Сото.Однако, насколько мне известно, практики эксгумации погребенных в земле тел ни в синтоизме, ни в японском буддизме нет, так что аналогов случаю с Хамбо ламой, видимо, найти не удастся».

    Все же нашему западному мышлению требуется разобраться, с чем же мы имеем дело.И некоторые ученые проливают свет на это явление.

    Андрей Стрелков, тибетолог, кандидат исторических наук: «Что стоит за этим фактом? Прежде всего, это — не чудо.Данный феномен находится в согласии с буддийскими представлениями о человеке и очевидно показывает их правоту.

    Каковы буддийские представления о человеке, допускающие явление нетленности тела и другие феноменальные проявления, непостижимые для современной науки и медицины? Помимо „грубого“ физического тела (кости, сухожилия, плоть, кровь и т.д.), доступного обычному наблюдению, человек обладает особым, не наблюдаемым ни одним прибором, „тонким“ телом.„Грубое“ тело базируется на „тонком“.Достигая высшей стадии йоги, шестой по счету, — особого состояния „самадхи“, йогин в состоянии полностью останавливать жизнедеятельность своего „грубого“ тела.Такое тело кажется умершим, но является нетленным, так как „тонкое“ тело продолжает функционировать.Явление Хамба ламой Даши-Доржо Этигэловым нетленности тела демонстрирует мощь буддийской Дхармы и является вдохновляющим примером для современных практиков буддийской йоги».

    Не зря, видно, Хамбо лама XXIV Дамба Аюшеев говорит, что для лам это тело — «учебное пособие».

    Зачем он это сделал?

    Какие мысли посещают человека, который решается оставить свое тело беззащитным на всеобщее обозрение? По словам Андрея Стрелкова, йогин, который практиковал подобную медитацию, либо поверял тело своим ученикам, либо уединялся перед погружением в самадхи в недоступное место и выставлял магическую защиту.Но уходить так, как Этигэлов, понимая, что, вероятнее всего, некому будет следить за телом (есть сведения, что Этигэлов предвидел грядущие исторические события), представляется большим риском и проявлением мужества.Наверное, до конца понять его мотивы можно, лишь возвысив сознание до его уровня.Но, столкнувшись с этим явлением, человек испытывает шок — сознание отказывается верить в то, что воспринимают органы чувств.Это благотворный шок, ведь он позволяет человеку откинуть скепсис примитивного всезнайства и расширить свое сознание за границы познаваемого.И мир становится не таким, как мы его себе представляли, а более таинственным и глубоким, наполненным тонкими связями, которых мы до этого не видели.Так, может быть, пришло время учиться мыслить по-другому, оценивать вещи по-другому, ставить иные жизненные цели и по-иному к ним идти?

    история / эзотерика / приключения / здоровье

    Бурятский Лама Итигэлов замедлил, почти остановил время.

    Лама Итигэлов медитирует уже 86 лет, не подавая внешних признаков жизни.У него сознание внутриутробного младенца, а биополе достигает величины 23… Через пару лет после извлечения из земли нетленного (буддисты Бурятии предпочитают говорить «Драгоценного и Неиссякаемого») тела Хамбо Ламы Итигэлова его исследовали учёные, взяв образцы некоторых тканей.Их вывод: умерший в 1927 г.человек находится в состоянии, неизвестном науке.

    Спасибо Светлане Хайбзановой из Бурятии, которая вдохновила на написание статьи о Ламе Итэгелове

    Это чудо ученые назвали «феноменом Хамбо-ламы Итигэлова». Феномен жизни после смерти в том, что разрушаются наши представления о мире.Ведь раньше мы не могли удостовериться в сохранении тела в нетленном виде после смерти.

    Дзэн, дзен — одна из важнейших школ китайского и всего восточно-азиатского буддизма

    » data-medium-file=»https://i2.wp.com/ezoterik-page.com/wp-content/uploads/2016/05/budda.jpg? fit=300%2C169″ data-large-file=»https://i2.wp.com/ezoterik-page.com/wp-content/uploads/2016/05/budda.jpg? fit=584%2C329″ class=»aligncenter size-full wp-image-4468″ src=»https://i2.wp.com/ezoterik-page.com/wp-content/uploads/2016/05/budda.jpg? resize=584%2C329″ alt=»Обзор.Что такое дзен буддизм.» width=»584″ height=»329″ srcset=»https://i2.wp.com/ezoterik-page.com/wp-content/uploads/2016/05/budda.jpg? w=1000 1000w, https://i2.wp.com/ezoterik-page.com/wp-content/uploads/2016/05/budda.jpg? resize=300%2C169 300w, https://i2.wp.com/ezoterik-page.com/wp-content/uploads/2016/05/budda.jpg? resize=768%2C432 768w» sizes=»(max-width: 584px) 100vw, 584px» data-recalc-dims=»1″ />

    Вот что сказал об этом С.Фетисов: «Итигэлов – это другая форма жизни». А это значит, что сознание сильнее материи, и именно оно создает чудеса в нашем материальном мире.

    Многие называют Итигэлова Буддой.Однако Далай-лама отметил, что состояния Будды Даши — Доржо еще не достиг, но движется к этому.

    Одно из пожеланий Хамбо-ламы Итигэлова всем оставшимся – применять «Практику Десяти Благих Деяний».

    Иволги́нский даца́н «Хамбы́н Сумэ́», Түгэс Баясгалантай Үлзы Номой Хүрдын Хиид, в переводе с бурятского означает:
    «монастырь Колесо учения, приносящее счастье полное радости».
    Крупный буддийский монастырский комплекс, центр Буддийской традиционной Сангхи России.

    Есть деяния тела (убийство, воровство, прелюбодеяние); есть деяния речи (ложь, сквернословие, злословие, пустословие); есть деяния, затрагивающие ум (алчность, злонамеренность, ложные воззрения).
    Благие деяния – противоположность данным, то есть: не убий, не укради, не прелюбодействуй…

    Итак, считается, что Даши Доржо Итигэлов родился в 1852 году.Тем не менее ламы предполагают, что мальчик появился на свет сразу в возрасте пяти лет.Никто не знает и не знал, кто его мать.У бурят всегда было очень бережное отношение к родословной, помнили и записывали до 30 поколений.

    Тело великого ламы осталось не тленным.
    Тело было изъято из бумхана — места захоронения ламы в местности Хухэ-Зурхэн в присутствии руководства и священнослужителей Буддийской традиционной Сангхи России.

    Правда, по мужской линии, женщины не вписывались.И род отца известен, о матери — ноль сведений.Мальчик рос сиротой — случай уникальный, поскольку у бурят все дети, оставшиеся без родителей, воспитывались родственниками.

    Преимущество жизни родом.Хамбо лама Аюшеев полагает, что Итигэлов — неземного происхождения.

    Мальчик пас чужой скот и говорил, что будет Хамбо ламой. Над ним смеялись.Однажды он появился верхом на быке с колом в руке.На колу был человеческий череп.О случившемся стало известно ламам, они предрекли ребенку особую судьбу и великое предназначение.

    Действительно, все было предрешено.Отроком он попал на учебу в Анинский дацан, и его учителями стали люди, за которыми, когда они только родились, специально приезжали тибетские ламы.Эти дети были земными воплощениями Будды долголетия и Будды мудрости.Монахи Анинского дацана ответили вежливым отказом:

    “Боги сами знают, где им рождаться”.А еще его учителем был ширээтэ (настоятель) Анинского дацана, земное воплощение Будды сострадания.

    Он назначил студенту содержание 5 рублей в месяц и обязал жителей окрестных сел поочередно платить эти деньги.Жители Ойбонта более 15 лет вносили также плату за освобождение Даши Доржо от воинской повинности — он считался выходцем из казачьего сословия.

    А когда в 1911 году Итигэлову было начертано стать главой ламаистского духовенства Восточной Сибири и Забайкалья, вдруг разом решились все преграды его избранию.Множество людей вокруг — от лам до губернатора Восточной Сибири — совершают поступки, которые помогают свершиться судьбе Итигэлова.Аюшеев:

    “Это невероятные вещи.Такое ощущение, что всё и вся были подчинены выполнению миссии, возложенной на Итигэлова”.

    По свидетельствам лам, при жизни Итигэлов говорил, что знает о трех своих реинкарнациях.Так, для верующих он неоспоримо был перерожденцем первого Хамбо ламы Заяева — основателя буддизма в России.Заяев родился в 1702 году.Прожил 75 лет и, уходя, пообещал ученикам вернуться.В 1852 году, через 75 лет после смерти Заяева, родился Итигэлов.

    Он тоже проживает 75 лет.И возвращается к нам вновь через 75 лет.То есть четырежды повторяется число 75.Когда Итигэлов вступил в должность Хамбо ламы, прихожане Цонгольского дацана, затапливаемого во время наводнений, обратились к нему с просьбой определить новое место для постройки храма.Он указал место, сказав, что там зарыты колокольчик и ваджра Заяева.

    И там действительно обнаружили его личные вещи и впоследствии построили новый дацан.

    Два года назад лама Жаргал Дугданов среди тысяч изданий, хранящихся в Деважин-дугане Иволгинского дацана, обнаружил ранее не известную рукопись Итигэлова.

    На пяти листах на тибетском языке он рассказывает о 12 своих реинкарнациях на протяжении нескольких тысячелетий: пяти в Индии, пяти в Тибете и двух в Бурятии.

    Итигэлов рассказывает, как в прошлой жизни, будучи Заяевым, он преподносит поочередно подношения в виде золота , серебра и кораллов Далай-ламе, Панчен-ламе и буддийским божествам и получает от них сведения о своих предыдущих жизнях.

    Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев: “Если бы в этой книге была допущена хоть одна неточность, ему никогда бы не удалось добиться вечного тела”.

    Николай II и царская семья почитали Итигэлова (бурятские ламы, напомню, врачевали венценосных особ), у него было немало российских наград.Родной же народ, буряты, еще при жизни начали его боготворить.

    В 1903 году, когда его назначили ширээтэ Янгажинского дацана, все свое состояние он пожертвовал на строительство новых дуганов в честь воинов, погибших в Русско-японской войне.

    Три сотни янгажинских казаков получили от него благословение, отправляясь на фронт Первой мировой войны, и никто из них не погиб, все вернулись домой.Итигэлов создает “Общебурятское общество” — для помощи фронту.

    Объединив 120 религиозных и светских лиц, Итигэлов собирал деньги для раненых и их семей, организовывал лазареты, отправил эмчи-лам в прифронтовые госпитали.На православную Пасху 1915 года солдаты получили посылки из буддийской Бурятии.

    Иллюзий относительно советской власти Итигэлов не питал.В отличие от коллег, надеявшихся, что буддийская религия позволит мирно ужиться с новым режимом.

    Увы, вскоре ламы выяснили, что советская власть все рассматривает с позиции двух крайностей: вечное и невечное, материя и дух, материализм и идеализм.

    И коммунисты выбирали одну из крайностей (мы как наследники большевиков тоже вот пытаемся понять: живой Итигэлов или мертвый, иного какого-то состояния мы в толк взять не можем).

    Буддисты же исповедуют принцип срединности, свободной от крайних суждений: ни любви, ни ненависти — лишь сострадание.

    Сосуществовать с большевиками не получилось, часть лам уехала в Тибет, другую ждали аресты и казни — все, как предрекал Итигэлов.Буддийские святыни уничтожили.Янгажинский дацан стерли в пыль — степь была белой от нее, от клочков рукописей.А в Анинском дацане в развалинах взорванного центрального дугана устроили скотобойню.

    Но все это произошло после ухода Итигэлова.Сам он эмигрировать и не пробовал, сказал о комиссарах: “Меня они не возьмут”. Так и вышло.

    Ходит много легенд об арестах бурятских йогинов. Энкавэдэшники много раз приходили за одним из лам.Гужи Дашинима сидел у них на виду и читал, но те его не видели.Когда им эти игры в прятки надоели, они стали угрожать ученикам ламы, и тогда он решил отдать себя в руки новой власти.

    Однако вскоре конвоиры нашли его мертвым — лама, войдя в самадхи, покинул тело.Ганжур лама сказал мне: в те времена это было еще в порядке вещей — ламы летали, проходили сквозь стены, моментально преодолевали громадные расстояния, ходили и ездили на конях по воде, аки по суху.

    Относиться к рассказам о сверхъестественных силах бурятских йогинов можно как к легендам, но Янжима ссылается, например, на сохранившееся официальное полицейское донесение.

    Из него следует, что в мае 1917 года (революционные безобразия уже происходили) вернувшиеся фронтовики в Тамчинском дацане устроили потасовку и пьянку.Итигэлов, узнав об этом, помчался в дацан — на коне проскакал по поверхности Белого озера (сейчас называется Сульфатное) как по мощеной дороге.

    Затем прыгнул с крутого берега Гусиного озера, рассек водную гладь и по сухому дну ринулся напрямик к дацану.Когда выскочил на берег, воды сомкнулись за ним.Поднявшиеся волны смыли часть собравшихся в дацане дебоширов и очистили оскверненную территорию. Оставшиеся, увидев Хамбо ламу, в страхе разбежались.

    Итигэлов, практик высочайшего уровня, говорят, мог мгновенно передвигаться: как только за ним закрывали дверь, он тотчас оказывался за километр от нее, превращаясь в точку.

    В 1917 году Итигэлов оставил пост Пандито Хамбо ламы.Написал послание потомкам, обнаружено оно было лишь в 1998 году в библиотеке Иволгинского дацана.Он знал, что вернется в вечном теле.15 июня 1927 года Итигэлов в состоянии медитации погрузился в нирвану.

    Перед этим обратился к монахам с просьбой почитать ему специальную молитву — благопожелание уходящему.

    Ею провожают усопших, чтобы душа, покидающая тело, нашла свое кармическое предназначение.Смущенные ученики не могли решиться на эту молитву при живом Учителе, тогда Итигэлов начал ее сам.Монахи вынуждены были подхватить ее.

    В позе лотоса, в которой Хамбо лама перестал дышать, тело похоронили в бумхане (кедровом коробе) в местности Хухэ-Зурхэн.Перед тем, как уйти окончательно, он отдал четкие распоряжения, как его похоронить и когда навещать — первый раз через 30 лет.

    Жизнь после смерти

    Группа лам подняла тело Итигэлова в 1955-м — на два года раньше, чем он завещал.Процедура была вынужденной — сильнейший шторм в селе Зун Оронгой сорвал крыши, и глава буддийского духовенства решил провести необходимые обряды до названного срока.

    Убедившись в неизменности тела Итигэлова, ламы сменили ему одежду и бумхан.Такой же ритуал был проведен в 1973 году.Тогда он был связан с сильнейшим наводнением, отрезавшим на месяц Иволгинский район от Улан-Удэ.

    Нынешний хранитель тела Итигэлова Бимба лама очень доброжелателен, но не особенно разговорчив, считая, что только после его ухода в иной мир можно будет обнародовать “его сокровенное”.

    Тем не менее он не скрывает — всегда держал в уме мысль, что нынешнему поколению лам необходимо вновь найти саркофаг Итигэлова и проверить состояние его тела.

    Он видел во сне свою встречу с великим Учителем.Обнаружение его послания только утвердило желание Бимба ламы.Он нашел человека, знавшего точно, где похоронен Учитель, — дедушку Амгалана Дабаева, 1914 года рождения.7 сентября 2002 года он указал Аюшееву место захоронения.

    Интересно, что Пандито Хамбо лама самостоятельно вышел к этому месту, дедушка подошел к нему другой дорогой.

    Ламы получили согласие родственников на эксгумацию и 10 сентября откопали на глубине полутора метров короб с телом, засыпанный солью.

    Присутствовавший судмедэксперт, оглядев тело, отказался что-либо предпринимать с ним, поскольку никогда такого не видел.

    И попросил создать комиссию.Лама был не просто внешне узнаваем, у него обнаружили все признаки живого тела: эластичную кожу без каких-либо признаков гниения, сохранились на месте нос, уши, глаза (они закрыты), пальцы рук.

    У него гнулись все суставы, включая самые мелкие на пальцах.Отлично сохранились зубы, волосы, ресницы, брови.Итигэлова перенесли в Иволгинский дацан.

    На опознание пригласили видевшего ламу до 1927 года Бимбу Цыбикова, 1910 года рождения, кандидата исторических наук.

    По его словам, Хамба лама был небольшого роста и очень худой, и стал сейчас еще меньше.Но он сразу узнал черты лица Итигэлова — они нисколько не изменились.

    Из “акта наружного осмотра эксгумированного трупа”, подписанного 11 сентября тремя ведущими специалистами республиканского центра судмедэкспертизы:

    Какие-либо посторонние ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба и от трупа не определялись…

    Мягкие ткани трупа туго эластичной консистенции, подвижность в суставах сохранена.

    Волосяной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены.Поза трупа при извлечении последнего из короба сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений.

    Каких-либо следов, свидетельствующих о ранее произведенном вскрытии полостей тела с целью возможной бальзамации или консервации, а также каких-либо повреждений, следов ранее перенесенных травм, оперативных вмешательств, заболеваний на теле трупа не обнаружено”.

    Далай-лама сказал, что Итигэлов еще не достиг состояния Будды, но движется к этому.А Богдо Геген IX считает, что лама уже вышел за пределы сансары, прекратив перерождения.

    Тем временем люди, которые наблюдают ламу на протяжении этих лет, отмечают, что у него подросли и потемнели волосы и несколько изменился цвет кожи — в некоторых местах она побурела, где-то стала золотистой.

    На мой вопрос, прецедент ли это в буддизме, Ганжур лама ответил отрицательно.О попытках сохранения тел учителей известно со Средних веков.Решив уйти из этой жизни, они могут погружаться в состояние самадхи и очищать тело так, что после смерти оно сохраняется.

    Остается верить на слово: в самадхи жизнедеятельность “грубого тела” совсем останавливается либо жизненные процессы замедляются в миллионы раз.Происходит это под сознательным контролем йогина — его “тонкое тело” продолжает жить.

    Иначе говоря, Итигэлов замедлил, почти остановил время.Тело лишь кажется умершим, в нем оставлена жизненная энергия, и его надо охранять от внешнего воздействия.

    Поэтому перед погружением в самадхи монахи и удалялись в недоступные для других пещеры.Кто не слышал преданий о тибетских пещерах, в которых застывшие йогины “сидят” уже много веков?

    Услышал я и несколько иное объяснение (вообще, как вы поняли, иерархи буддизма демонстрируют завидный плюрализм мнений относительно состояния Итигэлова).Его душа, достигшая просветления, вне тела, но имеет с ним связь.И — может вернуться.

    Как бы то ни было, человечеству ранее не удавалось удостовериться в успехе сохранения тела после смерти в неизменном виде. Аналогов нетленности, которые существовали бы сегодня или о них было бы известно по архивным записям, нет.

    Единственный пример, о котором упоминала и Янжима, и Ганжур лама, — это Богдо Зонхава. На восьмой день после ухода из этого мира у него начали расти волосы, и его поместили в ступу.Она находилась в Лхасе, в 1959 году китайские военные ее взорвали.

    Кстати, ламы говорят, что на основе сочинения Богдо Зонхавы “Хвала взаимозависимому происхождению” (коренному тексту по пустотности всех явлений) Итигэлов сделал “всесторонний и качественный анализ пустотности и достиг прямого, практического постижения пустоты — великой реальности всех явлений”.Ну, как бы попроще…

    Эксперт Елена Александровская сообщила, что в образцах тканей тела Итигэлова отсутствуют железо, цинк, серебро, йод, либо их ничтожно мало.

    “Такое чувство, что там, внутри, пустота! Куда все девалось?” Она предполагает, что эта совершенная пустота подавила все бактерии.

    Правда, ее отчет Институт Итигэлова переправил для оценки в РАН, и оттуда ответили, что это очень грубый анализ, погрешность велика.И поскольку ученые стали нарушать договоренности — такое исследование не планировалось, образцы тканей 3 января 2005 года решено было вернуть на родину.

    Это сопровождалось некрасивой историей: профессора Звягина предупредили, что фото великого ламы без одежды (его разрешили сделать для антропологических исследований) не должно просочиться в бульварную прессу.Но именно так и случилось.

    Оставляя завещание, Итигэлов знал, что его тело тлен не тронет.Но фокус в том, что эта пустота — не только постигнутая и осмысленная, Хамбо лама из нее, не зависящей от наших времени и пространства, следит за нашим миром и разговаривает с нами.

    В январе 2003 года он вдруг начал терять вес, и за стеклом, где он находился, влажность почему-то зашкалила за 96%.

    Так продолжалось три дня, во время которых окружающие ломали голову, что предпринять.Всегда считалось, что Итигэлов в 1922 году погрузил в землю четыре священных сосуда.

    Там хранились драгоценности, лекарственные травы, сакральные вещи — чтобы гармонизировать отношения с хозяином той местности (в Бурятии силы природы одухотворены: скажем, мимо какой горы ни едешь, тебе обязательно поведают, кто у нее хозяин — мужчина или женщина, и почему хозяйка этой горы, которой во время войны ходили молиться земные женщины, подпустила к себе дачи горожан, а хозяин вон той горы разрешил лишь военным разместить на верхушке локаторы).

    Так вот, чтобы уточнить сведения об этих “стабилизаторах земли”, ламы срочно поехали к старикам, и одна 90-летняя бабушка вдруг рассказала, что сосудов таких на самом деле не четыре, а пять.

    Когда его, пятый, нашли и провели обрядовые действия, вес Итигэлова сразу пришел к прежним 41 кг, влажность за стеклом пришла в норму.

    В мае 2003 года ламы подняли еще один сосуд и копию его погрузили под строящийся в дацане дворец Итигэлова.А оригинал, обновив, вернули на место.

    Сегодня считается, что великим ламой написано более 50 философских книг.Большинство — под сакральными именами, их авторство продолжают устанавливать и сейчас, переводить (на русский язык пока получается плохо, теряется смысл), пытаться дешифровать и трактовать.

    Не все рукописи еще найдены.Ганжур лама полагает, что Итигэлов сам решает, когда их нам дать.Смотрит, когда мы до них дозреваем.

    Но главная книга, говорят ламы, — это его тело.Учебник, наглядно рассказывающий о возможностях человека.

    За последнее время Итигэлов дважды открывал глаза.

    В его институте говорят, что пока не выяснено, с чем это связано. 16 февраля, за считанные минуты до встречи Хамбо ламы с народом, это случилось снова. Таково свидетельство Константина Жалсараева, он был рядом.С того дня он решил работать в Институте Итигэлова волонтером.

    И еще.За время пребывания в Иволгинском дацане мне стало очевидно: огромный объем информации ламы сознательно не обнародуют.Их можно понять.Берегут и Итигэлова, и свою жизнь от нашего “доброго” мира.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Валентин Пырьев
    Написано статей
    1036
    Ссылка на основную публикацию