Дата рождения будды

Тема статьи: Дата рождения будды - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

История Будды.Кем был Будда в обычной жизни? Имя Будды

История Будды, пробужденного мудреца из рода Шакья, легендарного основателя мировой религии буддизма и духовного учителя, берет начало в V-VI веке до нашей эры (точная дата неизвестна).Блаженный, почитаемый миром, идущий в благе, полностью совершенный… Его называют по-разному.Будда прожил довольно долгую жизнь, около 80 лет, и прошел удивительный путь за это время.Но обо всем – по порядку.

Реконструкция биографии

Перед тем как рассказать историю Будды, следует отметить один немаловажный нюанс.Дело в том, что материала для научной реконструкции его биографии у современной науки очень мало.Поэтому вся информация, известная о Блаженном, берется из ряда буддийских текстов, из труда под названием «Буддачарита» например (переводится как «Жизнь Будды»).Его автором является Ашвагхоша – индийский проповедник, драматург и поэт.

Также одним из источников является труд «Лалитавистара».Переводится, как «Подробное описание игр Будды».Над созданием данного произведения трудилось несколько авторов.Интересно, что именно «Лалитавистара» заканчивает процесс обожествления, деификации Будды.

Еще стоит оговориться, что первые тексты, относящиеся к Пробужденному мудрецу, стали появляться лишь спустя четыре столетия после его смерти.К тому времени рассказы о нем были уже немного изменены монахами для гиперболизации его фигуры.

И нужно помнить: в трудах древних индийцев не освещались хронологические моменты.Внимание акцентировалось на философских аспектах.Ознакомившись со многими буддийскими текстами, можно это понять.Там описание мыслей Будды преобладает над рассказами о времени, в которое происходили все события.

Жизнь до рождения

Если верить историям и легендам о Будде, то его путь к просветлению, целостному и полному осознанию природы реальности начался за десятки тысячелетий до его реального рождения.Это называется колесом чередования жизней и смертей.Понятие более распространено под названием «сансара».Этот круговорот ограничен кармой – вселенским причинно-следственным законом, согласно которому греховные или праведные действия человека определяют его судьбу, предназначенные для него наслаждения и страдания.

Так вот, началось все со встречи Дипанкары (первого из 24-х будд) с ученым и богатым брахманом, представителем высшего сословия, по имени Сумедхи.Тот был просто поражен его спокойствием и безмятежностью.Сумедхи после этой встречи сам себе пообещал достичь точно такого же состояния.Так что его начали именовать бодхисаттвой – тем, кто стремится к пробуждению для блага всех существ, чтобы выйти из состояния сансары.

Сумедхи умер.Но его сила и тяга к просветлению – нет.Именно она обусловила его множественные рождения в различных телах и образах.Все это время бодхисаттва продолжал совершенствовать свое милосердие и мудрость.Говорят, в свой предпоследний раз он родился среди богов (дэвов), и получил возможность выбрать наиболее благоприятное место для своего окончательного появления на свет.Поэтому его решение стала семья почтенного царя шакьев.Он знал, что люди с бóльшим доверием отнесутся к проповедям того, кто имеет такое благородное происхождение.

Семья, зачатие и рождение

Если верить традиционной биографии Будды, его отца звали Шуддходана, и он был раджей (владетельным человеком) маленького индийского княжества и главой племени шакьев – царственного рода предгорий Гималаев со столицей Капилаваттху.Интересно, что Гаутама – это его готра, экзогамный клан, аналог фамилии.

Есть, правда, еще одна версия.Согласно ей, Шуддходана был членом собрания кшатриев – влиятельного сословия в древнеиндийском обществе, в которое входили владетельные воины.

Матерью Будды была царица Махамайя из царства колиев.В ночь зачатия Будды ей приснилось, что в нее вошел слон белого цвета с шестью светлыми бивнями.

В соответствии с традицией шакьев, для родов царица отправилась в дом своих родителей.Но Махамайя до них не доехала – все случилось в дороге.Пришлось остановиться в роще Лумбини (современное местонахождение – государство Непал в Южной Азии, поселение в округе Рупандехи).Именно там будущий Мудрец появился на свет – прямо под деревом ашока.Произошло это в месяц вайшакха — второй от начала года, длится с 21-го апреля по 21-е мая.

Согласно большинству источников, царица Махамайя умерла спустя несколько дней после родов.

Для благословения младенца был приглашен отшельник-провидец Асита из горной обители.Он обнаружил на теле ребенка 32 признаков великого человека.Провидец сказал – младенец станет либо чакравартином (великим царем), либо святым.

Мальчика называли Сиддхартха Гаутама.Церемония именования была проведена на пятый день после его рождения.«Сиддхартха» переводится, как «тот, кто добился своей цели».Чтобы предсказать его будущее, пригласили восьмерых ученых брахманов.Все они подтвердили двойственную судьбу мальчика.

Рассказывая о биографии Будды, следует отметить, что его воспитанием занималась младшая сестра Махамайи.Ее звали Маха Праджапати.Отец тоже принимал определенное участие в воспитании.Он хотел, чтобы сын стал великим царем, а не религиозным мудрецом, поэтому, помня о двойственном предсказании на будущее мальчика, всячески старался оградить его от учений, философии и знаний о людских страданиях.Специально для мальчика он приказал построить целых три дворца.

Будущий Бог Будда обгонял всех своих сверстников во всем – в развитии, в спорте, в науке.Но больше всего его тянуло к размышлениям.

Как только юноше исполнилось 16 лет, его женили на принцессе по имени Яшодхара, дочери царя Сауппабудды такого же возраста.Спустя несколько лет у них родился сын, которого назвали Рахула.Он был единственным ребенком Будды Шакьямуни.Интересно, что его рождение совпало с лунным затмением.

Забегая наперед, стоит сказать, что мальчик стал учеником своего отца, а в дальнейшем и архатом – тем, кто достиг полного освобождения от клеш (омрачения и аффектов сознания) и вышел из состояния сансары.Рахула испытывал просветление даже тогда, когда просто шел рядом с отцом.

Целых 29 лет Сиддхартха жил как принц столицы Капилавасту.Он получал все, что только можно было пожелать.Но чувствовал: материальные блага – далеко не конечная цель жизни.

То, что изменило его жизнь

Однажды, на 30-м году своей жизни, Сиддхартха Гаутама, Будда в будущем, отправился за пределы дворца в сопровождении колесничего Чанны.И он увидел четыре зрелища, которые изменили его жизнь навсегда.Это были:

  • Нищий старик.
  • Больной человек.
  • Разлагающийся труп.
  • Отшельник (аскетично отрекшийся от мирской жизни человек).
  • Именно в тот момент Сиддхартха осознал всю суровую реальность нашей действительности, которая остается актуальной и по сей день, несмотря на минувшие два с половиной тысячелетия.Он понял – смерть, старение, мучения и болезни неизбежны.От них не защитит ни знатность, ни богатства.Путь к спасению лежит только через самопознание, поскольку именно его посредством можно постигнуть причины страданий.

    Тот день действительно изменил многое.Увиденное подвигло Будду Шакьямуни оставить свой дом, семью и все имущество.Он отказался от прежней жизни, чтобы отправиться на поиски пути для избавления от страданий.

    Обретение знаний

    С того дня началась новая история Будды.Сиддхартха покинул дворец вместе с Чанной.Легенды гласят, что боги приглушили стук копыт его лошади, чтобы сохранить в тайне отъезд.

    Как только принц выехал за пределы города, он остановил первого встречного нищего и поменялся с ним одеждами, поле чего отпустил своего слугу.У этого события даже есть название – «Великое Отправление».

    Аскетичную жизнь Сиддхартха начал в Раджагриху – городе в округе Наланда, который сейчас называется Раджгир.Там он просил на улице милостыню.

    Естественно, об этом узнали.Царь Бимбисара даже предложил ему трон.От него Сиддхартха отказался, но дал обещание съездить в царство Магадха после достижения просветления.

    Так что жизнь Будды в Раджагриху не сложилась, и он покинул город, в итоге придя к двум брахманам-отшельникам, где начал учиться йогической медитации.Освоив учение, он пришел к мудрецу по имени Удака Рамапутта.Он стал его учеником, и по достижении высшего уровня медитативного сосредоточения снова отправился в путь.

    Его целью была юго-восточная Индия.Там Сиддхартха вместе с пятью другими людьми, ищущими истину, пытался прийти к просветлению под предводительством монаха Каундиньи.Методы были самыми суровыми – аскеза, самоистязание, всевозможные обеты и умерщвление плоти.

    Будучи на грани смерти через целых шесть (!) лет такого существования, он понял – это не приводит к ясности ума, а лишь затуманивает его и изнуряет тело.Поэтому Гаутама стал пересматривать свой путь.Ему вспомнилось, как в детстве он погрузился в транс во время праздника начала пахоты, почувствовал то освежающее и блаженное состояние сосредоточения.И погрузился в Дхьяну.Это особое состояние созерцания, сосредоточенного размышления, которое приводит к успокоению сознания и в дальнейшем — к полной остановке психической активности на время.

    Просветление

    После отречения от самоистязания жизнь Будды стала складываться иначе – он отправился странствовать в одиночестве, и путь его продолжался до тех пор, пока он не дошел до рощи, находящейся неподалеку от городка Гайя (штат Бихар).

    Случайно он набрел на домик деревенской женщины Суджаты Нанды, которая посчитала, что Сиддхартха – это дух дерева.Настолько изможденно он выглядел.Женщина накормила его рисом с молоком, после чего он сел под большим фикусом (сейчас его называют деревом Бодхи) и поклялся не вставать, пока не придет к Истине.

    Это пришлось не по нраву демону-искусителю Маре, возглавлявшему царство богов.Он соблазнял будущего Бога Будду различными видениями, показывал ему красивых женщин, пытаясь всячески отвлечь его от медитации посредством демонстрации привлекательности земной жизни.Однако Гаутама был непоколебим, и демон отступил.

    Целых 49 дней он просидел под фикусом.И в полнолуние, в месяц вайшакха, в ту же ночь, когда Сиддхартха и был рожден, он достиг Пробуждения.Ему было 35 лет.В ту ночь он получил полное представление о причинах человеческих страданий, о природе, а также о том, что нужно для достижения такого же состояния другим людям.

    Это знание потом стали именовать «Четырьмя Благородными Истинами».Вкратце их можно изложить следующим образом: «Есть страдание.И есть его причина, которой является желание.Прекращение страдания – это нирвана.И есть путь, который ведет к ее достижению, именуемый Восьмеричным».

    Еще несколько дней Гаутама думал, пребывая в состоянии самадхи (исчезновение идеи собственной индивидуальности), обучать ли полученным знаниям остальных.Он сомневался, подвластно ли им будет прийти к Пробуждению, ведь все они переполнены обманом, ненавистью и жадностью.А идеи Просветления очень тонкие и глубокие для понимания.Но за людей вступился высший дэв Брахма Сахампати (бог), который попросил Гаутаму привнести в этот мир Учение, поскольку всегда найдутся те, которые его поймут.

    Восьмеричный путь

    Рассказывая о том, кто такой Будда, нельзя не упомянуть и Благородный восьмеричный путь, который прошел сам Пробудившийся.Это – дорога, ведущая к прекращению страдания и освобождению от состояния сансары.Об этом можно рассказывать часами, но если вкратце, то Восьмеричный путь Будды – это 8 правил, следуя которым можно прийти к Пробуждению.Вот что они собой представляют:

    1. Правильное воззрение.Подразумевает постижение четырех истин, которые были указаны выше, а также других положений учения, которые нужно пережить и сформировать прочувствованное в мотивацию своего поведения.
    2. Правильное намерение.Нужно твердо увериться в своем решении следовать восьмеричному пути Будды, ведущему к нирване и освобождению.И начать взращивать в себе метту – дружелюбие, благожелательность, любящую доброту и добросердечность ко всему живому.
    3. Правильная речь.Отказ от сквернословия и лжи, клеветы и глупости, непристойности и подлости, пустословия и распри.
    4. Правильное поведение.Не убивать, не воровать, не распутничать, не пьянствовать, не лгать, не совершать никаких иных злодеяний.Это – путь к социальной, созерцательной, кармической и психологической гармонии.
    5. Правильный образ жизни.Надо отказаться от всего, что может причинить страдание любым живым существам.Выбрать соответствующий род деятельности – зарабатывать в соответствии с буддийскими ценностями.Отказаться от роскоши, богатства и излишеств.Это избавит от зависти и от иных страстей.
    6. Правильное усилие.Стремление осознать себя и научиться различать дхармы, радость, умиротворение и спокойствие, сконцентрироваться на достижении истины.
    7. Правильное памятование.Уметь осознавать собственное тело, ум, ощущения.Пытаться научиться видеть себя, как скопление физических и психических состояний, различить «эго», разрушить его.
    8. Правильное сосредоточение.Уход в глубокую медитацию или дхьяну.Помогает достичь предельной созерцательности, освободиться.

    И это – вкратце.С этими понятиями в первую очередь и связано имя Будды.И, кстати, они же и легли в основу школы дзэн.

    О распространении учения

    С момента постижения Сиддхартхой просветления люди начали узнавать, кто такой Будда.Он занялся распространением знания.Первыми учениками стали торговцы – Бхаллика и Тапусса.Гаутама дал им по несколько волос со своей головы, которые, если верить приданиям, хранятся в 98-метровой позолоченной ступе в Янгоне (пагода Шведагон).

    Затем история Будды складывается таким образом, что он отправляется в Варанаси (город, для индусов значащий то же, что и Ватикан для католиков).Сиддхартха хотел рассказать своим бывшим учителям о своих достижениях, но оказалось, что они уже умерли.

    Тогда он направился в пригород Сарнатх, где и провел первую проповедь, в которой своим товарищам по аскезе он поведал о Восьмеричном пути и Четырех истинах.Каждый, кто его выслушал, вскоре стал архатом.

    Следующие 45 лет имя Будды становилось все узнаваемей.Он путешествовал по Индии, преподавал Учение всем желающим, кем бы они ни были – хоть людоедами, хоть воинами, хоть уборщиками.Гаутаму сопровождала и сангха, его община.

    Обо всем этом прознал его отец, Шуддходана.Царь направил целых 10 делегаций за сыном, чтобы они привели его обратно в Капилавасту.Но это в обычной жизни Будда был принцем.Все давно стало прошлым.Делегации пришли к Сиддхартхе, и в итоге 9 из 10 присоединились к его сангхе, став архатами.Десятую Будда принял и согласился отправиться в Капилавасту.Он пошел туда пешком, на пути проповедуя Дхарму.

    Вернувшись в Капилавасту, Гаутама узнал о предстоящей смерти своего отца.Он пришел к нему и рассказал о Дхарме.Прямо перед смертью Шуддходана стал архатом.

    После этого он вернулся в Раджагаху.Воспитавшая его Маха Праджапати просила принять ее в сангху, но Гаутама отказал.Однако женщина не приняла этого, и отправилась за ним вместе с несколькими благородными девушками рода Колия и Шакья.В итоге Будда благородно принял их, увидев, что их способность к просветлению находится наравне с мужской.

    Годы жизни Будды были насыщенными.Когда ему исполнилось 80 лет, он сказал, что вскоре достигнет Паринирваны – конечной стадии бессмертия, и освободит свое земное тело.Перед тем как вступить в это состояние, он спросил у своих учеников, имеют ли те какие-либо вопросы.Их не было.Тогда он произнес свои последние слова: «Все составные вещи недолговечны.Стремитесь к собственному высвобождению с особым усердием».

    Когда он умер, его кремировали по правилам обряда для Вселенского властителя.Останки разделили на 8 частей и поместили в основании ступ, специально воздвигнутых для этого.Считается, некоторые памятники сохранились и по сей день.Храм Далада Малигава, например, в котором хранится зуб великого мудреца.

    В обычной жизни Будда был просто статусным человеком.И пройдя сложный путь, он стал тем, кто смог достичь высшего состояния духовного совершенства и вложить знания в умы тысяч людей.Именно он – основатель древнейшего мирового учения, имеющего непередаваемое значение.Не удивительно, что празднование дня рождения Будды – масштабный и громкий праздник, отмечающийся во всех странах Восточной Азии (кроме Японии), и в некоторых являющийся официальным.Дата меняется ежегодно, но выпадает всегда на апрель или май.

    Будда Шакьямуни — биография, информация, личная жизнь

    Будда Шакьямуни

    Будда Шакьямуни (санскр.गौतमबुद्धः सिद्धार्थ शाक्यमुनि, вьетн.Thích-ca Mâu-ni; 563 до н.э.- 483 до н.э.; дословно «Пробуждённый мудрец из рода Шакья (Сакья)») — духовный учитель, легендарный основатель буддизма.

    Получив при рождении имя Сиддхаттха Готама (пали) / Сиддхартха Гаутама (санскрит) («потомок Готамы, успешный в достижении целей»), он позже стал именоваться Буддой (буквально «Пробудившимся») и даже Верховным буддой (Sammāsambuddha).Его также называют: Татха́гата («тот, кто так пришёл»), Бхагаван («Бог»), Сугата (Правильно идущий), Джина (Победитель), Локаджьештха (Почитаемый миром).

    Сиддхартха Гаутама является ключевой фигурой в буддизме.Рассказы о его жизни, его изречения, диалоги с учениками и монастырские заветы были обобщены его последователями после его смерти и легли в основу буддийского канона — «Трипитаки».Также Будда является персонажем многих дхармических религий, в частности — бона (позднего бона) и индуизма.В Средние века в поздних индийских Пуранах (например, в Бхагавата-пуране) он был включён в число аватар Вишну вместо Баларамы.

    День рождения Будды Шакьямуни является национальным праздником Республики Калмыкия.

    Материала для научной реконструкции биографии Будды у современной науки недостаточно.Поэтому традиционно жизнеописание Будды даётся на основе ряда буддийских текстов («Жизнь Будды» Ашвагхоши, «Лалитавистара»).

    Однако следует учитывать, что первые тексты, относящиеся к Будде, появились лишь через четыре сотни лет после его смерти.К этому моменту в рассказы о нём были внесены изменения самими монахами, в частности, для гиперболизации фигуры Будды.

    Кроме того, труды древних индийцев не освещали хронологические моменты, концентрируясь больше на философских аспектах.Это хорошо отражено в буддийских текстах, в которых описание мыслей Шакьямуни преобладает над описанием времени, когда это всё происходило.

    Путь будущего Будды Шакьямуни к просветлению начался за сотни и сотни жизней до его полного выхода из «колеса чередования жизней и смертей».Начался он со встречи богатого и учёного брахмана Сумедха с буддой Дипанкара.Сумедха был поражён безмятежностью будды и дал себе слово достичь такого же состояния.Поэтому его стали называть «бодхисаттвой».

    После смерти Сумедхи сила его стремления к Просветлению обуславливала его рождения в разных телах, как человеческих, так и звериных.Во время этих жизней бодхисаттва совершенствовал мудрость и милосердие и в предпоследний раз родился среди богов, где он мог выбрать благоприятное место для своего последнего рождения на земле.И он выбрал семью почтенного царя шакьев, чтобы люди относились с бóльшим доверием к его будущим проповедям.

    Согласно традиционной биографии, отцом будущего Будды был раджа Шуддходана, глава племени шакьев небольшого княжества со столицей Капилаваттху (Капилавасту).Гаутама — его готра, аналог современной фамилии.

    Хотя буддийская традиция и называет его «раджой», но, судя по ряду разных источников, правление в стране Шакьев строилось по республиканскому типу.Поэтому, скорее всего, он был членом правящего собрания кшатриев (сабхи), состоявшего из представителей воинской аристократии.

    Мать Сиддхартхи, царица Маха Майя, жена Шуддходаны, была принцессой из царства колиев.В ночь зачатия Сиддхартхи царице приснилось, что в неё вошёл белый слон с шестью белыми бивнями.

    По давней традиции шакьев, Махамайя для родов направилась в дом своих родителей.Однако она родила по дороге, в роще Лумбини (в 20 км от границы современного Непала и Индии, в 160 км от столицы Непала г.Катманду), под деревом ашока.Младенец тут же встал на ноги и провозгласил себя существом, превосходящим людей и богов.

    В самом Лумбини находился дом царя, в современных источниках именуемый «дворцом».В реальной жизни весь раскопаный археологами фундамент этого дворца поместился под навесом-сараем 8х8 метров.Царица никуда не ездила, а спокойно рожала у себя дома.Про то, что младенец превосходит людей и богов, не знал даже сам Будда, спокойно живший в том дворце-доме сначала мальчиком, потом женившись мужем и наследным принцем, предаваясь праздности и развлечениям.

    День рождения Сиддхартхи Гаутамы, майское полнолуние, широко празднуется в буддийских странах (Весак), а в Лумбини с недавних пор построили свои храмы-представительства страны СААРК (Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии) и Япония.На месте рождения работает музей, и доступны для обозрения раскопы фундамента и фрагменты стен.

    Большинство источников утверждают, что Махамайя умерла через несколько дней после родов.

    Приглашённый благословить младенца отшельник-провидец Асита, живший в горной обители, обнаружил на его теле 32 признака великого человека.На их основании он заявил, что младенец станет либо великим царём (чакравартином), либо великим святым (Буддой).

    Шуддходана провёл церемонию именования ребёнка на пятый день от его рождения, назвав его Сиддхартха, что означает «тот, кто добился своей цели».Были приглашены восемь учёных брахманов для предсказания будущего ребёнка.Они также подтвердили двойственное будущее Сиддхартхи.

    Сиддхартха был воспитан младшей сестрой своей матери, Маха Паджапати.Желая, чтобы Сиддхартха стал великим царём, его отец всячески ограждал сына от религиозных учений или знаний о человеческих страданиях.Для мальчика было специально построено три дворца.В своём развитии он обгонял всех своих сверстников в науках и спорте, но проявлял склонность к размышлениям.

    Как только сыну исполнилось 16 лет, его отец организовал свадьбу с принцессой Яшодхарой, кузиной, которой также исполнилось 16.Через несколько лет она родила ему сына Рахулу.Сиддхартха провёл 29 лет своей жизни как принц Капилавасту.Хотя отец и давал сыну все, что только ему может потребоваться в жизни, Сиддхартха чувствовал, что материальные блага — не конечная цель жизни.

    Однажды, когда принцу исполнилось 29 лет, он в сопровождении колесничего Чанны выбрался за пределы дворца.Там он увидел «четыре зрелища», изменившие всю его последующую жизнь: нищего старика, больного человека, разлагающийся труп и отшельника.Гаутама тогда осознал суровую реальность жизни — что болезни, мучения, старение и смерть неизбежны и ни богатства, ни знатность не могут защитить от них, и что путь самопознания — единственный путь для постижения причин страданий.Это подвигло Гаутаму в возрасте 29 лет оставить свой дом, семью и имущество и отправиться на поиски пути для избавления от страданий.

    Сиддхартха покинул свой дворец в сопровождении своего слуги Чанны.В легенде говорится, что «стук копыт его лошади был приглушён богами», чтобы его отъезд остался в тайне.Выехав за город, царевич переоделся в простую одежду, поменяшись одеждами с первым встречным нищим и отпустил слугу.Это событие называют «Великим Отправлением».

    Сиддхартха начал свою аскетическую жизнь в Раджагриху, где он просил милостыню на улице.После того, как о его путешествии узнал царь Бимбисара, он предложил Сиддхартхе трон.Сиддхартха отказался от предложения, но пообещал посетить царство Магадха сразу после того, как достигнет просветления.

    Сиддхартха покинул Раджагаху и стал учиться йогической медитации у двух брахманов-отшельников.После того, как он освоил учения Алары (Арады) Каламы, сам Калама попросил Сиддхартху присоединиться к нему, но Сиддхартха ушёл от него через некоторое время.Потом Сиддхартха стал учеником Удаки Рамапуты (Удраки Рамапутры), но после достижения высшего уровня медитативного сосредоточения он также покинул учителя.

    Затем Сиддхартха направился в юго-восточную Индию.Там он вместе с пятью спутниками под предводительством Каундиньи (Конданны) пытался достичь просветления через суровую аскезу и умерщвление плоти.Через 6 лет, на грани смерти он обнаружил, что суровые аскетические методы не приводят к большему пониманию, а просто затуманивают ум и изнуряют тело.После этого Сиддхартха начал пересматривать свой путь.Он вспомнил момент из детства, когда во время праздника начала пахоты он испытал погружение в транс.Это повергло его в состояние сосредоточения, которое казалось ему блаженным и освежающим, в состояние дхьяны.

    Четыре его спутника, полагая, что Гаутама отказался от дальнейших поисков, покинули его.Поэтому он отправился странствовать дальше уже в одиночестве, пока не достиг рощи неподалёку от Гайи.

    Здесь он принял немного молока и риса от деревенской женщины по имени Суджату, которая приняла его за духа дерева, такой у него был измождённый вид.После этого Сиддхартха сел под фикусовым деревом, которое сейчас называют деревом Бодхи, и поклялся, что не встанет до того, пока не найдет Истины.

    Не желая выпускать Сиддхартху из-под своей власти, демон Мара попытался нарушить его сосредоточение, но Гаутама остался непоколебим — и Мара отступил.

    После 49 дней медитации в полнолуние месяца вайшакха, в ту же ночь, когда он был рождён, в возрасте 35 лет Гаутама достиг Пробуждения и полного представления о природе и причине человеческих страданий — невежестве — а также о шагах, которые необходимы для устранения этой причины.Данное знание потом получило название «Четырёх Благородных Истин», а состояние Наивысшего Пробуждения, которое доступно для любого существа, названо ниббана (пали) или нирвана (санскрит).После этого Гаутаму стали называть Буддой или «Пробудившимся».

    Будда несколько дней ещё пребывал в состоянии самадхи, решая, обучать ли Дхарме других людей.Он не был уверен, что люди, переполненные жадностью, ненавистью и обманом, смогут увидеть истинную Дхарму, идеи которой были очень глубоки, тонки и трудны для понимания.Однако Брахма Сахампати заступился за людей и попросил Будду принести Дхарму миру, так как «всегда найдутся те, кто поймет Дхарму».В конце концов, со своим великим состраданием к любым существам на земле, Будда согласился стать учителем.

    Первыми учениками Будды стали встреченные им двое торговцев — Тапусса и Бхаллика.Будда дал им пару волос со своей головы, которые, по преданию, хранятся в пагоде Шведагон.

    После этого Будда направился в Варанаси, намереваясь рассказать своим бывшим учителям, Каламе и Рамапутте, чего он достиг.Но боги поведали ему, что они уже умерли.

    Тогда Будда отправился в Оленью Рощу (Сарнатх), где и прочёл свою первую проповедь «Первый поворот колеса Дхармы» своим прежним товарищам по аскезе.В этой проповеди были описаны Четыре Благородные Истины и Восьмеричный путь.Тем самым Будда привёл в действие Колесо Дхармы.Его первые слушатели стали первыми членами буддийской сангхи, что завершило формирование Трёх Драгоценностей (Будда, Дхарма и Сангха).Все пятеро вскоре стали архатами.

    Позже к сангхе примкнул Яса со своими 54 спутниками и три брата Кассапа с учениками (1000 человек), которые потом понесли Дхарму людям.

    Оставшиеся 45 лет своей жизни Будда путешествовал по долине реки Ганг в центральной Индии в обществе своих учеников, преподавая свое Учение самым разнообразным людям, вне зависимости от их религиозно-философских воззрений и касты — от воинов до уборщиков, убийц (Ангулимала) и людоедов (Алавака).При этом он совершил множество сверхъестественных деяний.

    Сангха во главе с Буддой путешествовала ежегодно в течение восьми месяцев.В остальные четыре месяца сезона дождей было довольно тяжело ходить, поэтому монахи проводили их в каком-нибудь монастыре, парке или лесу.Люди из близлежащих селений сами приходили к ним послушать наставления.

    Царь Бимбисара, ставший сторонником буддизма после встречи с Буддой, подарил сангхе монастырь неподалёку от своей столицы Раджагриха.А богатый купец Анатхапиндада подарил рощу близ города Шравасти.

    Первая Вассана была проведена в Варанаси, когда Сангха была впервые сформирована.После этого они отправились в Раджагаху (Раджагриху), столицу Магадхи, для того, чтобы почтить своим визитом царя Бимбисару, которого Будда обещал посетить после своего Просветления.Именно во время этого визита произошло посвящение Сарипутты (Шарипутры) и Махамоггалланы (Махамаудгальяяны) — они должны были стать двумя важнейшими учениками Будды.Следующие три вассаны Будда провёл в монастыре Велувана в Бамбуковой Роще, в Раджагахе, столице Магадхи.Этот монастырь содержался на средства Бимбисары, хоть и был достаточно удалён от центра города.

    Узнав о Просветлении, Шуддходана направил царскую делегацию к Будде, чтобы он вернулся в Капилавасту.Всего к Будде было направлено девять делегаций, но все делегаты присоединились к Сангхе и стали архатами.Десятая делегация, во главе с Калудайи (Калодайином), другом детства, была принята Буддой, и он согласился отправиться в Капилавасту.Так как для вассаны было ещё рано, Будда отправился в двухмесячное путешествие в Капилавасту пешком, проповедуя Дхарму на своём пути.

    В пятой вассане Будда жил в Махавана вблизи Весали (Вайшали).Узнав о предстоящей смерти своего отца, Будда пошёл к Шуддходане и проповедовал ему Дхарму.Шуддходана стал архатом прямо перед своей смертью.После смерти отца его приёмная мать Маха Паджапати просила разрешения присоединиться к Сангхе, но Будда отказался и решил вернуться в Раджагаху.Маха Паджапати не приняла отказа и возглавила группу благородных женщин родов Шакья и Колия, которая последовала за Сангхой.В итоге, Будда принял их в Сангху на том основании, что способность их к просветлению была наравне с мужчинами, но дал им дополнительные правила Винаи для соблюдения.

    Будда также был объектом покушений оппозиционных религиозных групп, включая неоднократные покушения на убийство.

    Согласно палийской Махапариниббана-сутте в возрасте 80 лет Будда объявил, что скоро он достигнет Паринирваны, или конечную стадию бессмертия, освободив своё земное тело.После этого Будда съел последнюю еду, которую он получил от кузнеца Кунда.Точный состав последней еды Будды неизвестен; традиция Тхеравады предполагает, что это была свинина, в то время как традиция Махаяны говорит, что это были трюфели или какие-то другие грибы.

    Махаянская Вималакирти-сутра утверждает, что Будда не заболел и не постарел, он преднамеренно принял такое обличье, для того чтобы показать тем, кто родился в сансаре, ту боль, которую причиняют оскорбительные слова, поощряя тем самым их стремление к Нирване.

    Согласно одной из легенд перед смертью Будда спросил учеников, чтобы узнать, остались ли у них какие-то сомнения или вопросы.Их не было.Затем он вступил в Паринирвану; его последние слова были: «Все составные вещи недолговечны.Стремитесь к собственному высвобождению с особым усердием».Будда Гаутама был кремирован в соответствии с обрядом для Вселенского властителя (чакравартина).Его останки (мощи) были разделены на восемь частей и лежат в основании специально воздвигнутых ступ.Некоторые из памятников, как считают, сохранились до нашего времени.К примеру, Далада Малигава на Шри-Ланке — место, где хранится зуб Будды.

    Также Будда дал наставление своим ученикам — следовать не за лидером, а следовать за учением, Дхармой.Однако в Первый Буддийский Совет, Махакашьяпа был провозглашен главой Сангхи вместе с двумя главными учениками Будды — Махамоггаллана и Сарипутта, которые умерли незадолго до Будды.

    Кратко об истории жизни Будды — от рождения до окончательного ухода в нирвану

    Приветствуем вас, уважаемые читатели.

    Из этой статьи вы узнаете о необыкновенном человеке – Сиддхартхе Гаутаме, который смог войти в состояние духовного просветления.Здесь изложена информация о том, каким образом деятельность простого смертного, пусть и королевских кровей, привела его к непостижимой для других истине.

    Принято считать, что Будда пребывал в нашем мире приблизительно с 563 по 483 год до нашей эры.Духовный лидер, оказавший заметное влияние на человеческую цивилизацию, появился на свет в маленькой стране.Его родина располагалась в гималайских предгорьях.Сейчас это территория южного Непала.

    Ранние годы

    Мальчик получил имя Сиддхартха и носил фамилию Гаутама.По одной из версий его отцом был влиятельный монарх.Существует также предположение о том, что родитель будущего Просветленного возглавлял совет старейшин.

    В древних текстах, где написано кратко об истории жизни Будды, говорится о различных чудесах.Необычные события, которые сопровождали рождение ребенка, привлекли внимание одного из мудрецов.Уважаемый человек осмотрел новорожденного, узрел на его теле признаки будущего величия и поклонился мальчику.

    Парень рос в очень комфортных условиях.Это неудивительно, ведь речь шла о принце.Отец предоставил ему возможность проживать поочередно в трех дворцах, каждый из которых был возведен под конкретный сезон.Юноша приглашал туда своих друзей и наслаждался жизнью в их компании.

    Когда Сиддхартху исполнилось 16 лет, он вступил в брак с двоюродной сестрой.С великолепной принцессой Ясодхарой он проживал в Капилавасте.Исследователи полагают, что тогда принц постигал военное искусство и учился управлять государством.

    Мысли об освобождении и пути реализации желаний

    Со временем будущий Учитель начал задумываться о смысле существования.В процессе размышлений о проблемах, на которые люди в повседневной жизни не обращают внимания, он стал замыкался в себе.Дошло до того, что он отрекся от светской жизни, и его матери пришлось испытать невероятные страдания из-за этого.

    На глазах у шокированных родителей и жены молодой человек остриг волосы и бороду, облачился в желтую одежду и покинул дворец.Причем это произошло в день появления на свет его сына.

    В поисках озарения светлостью будущий Будда пустился в странствие.Путь его лежал в Магадху, расположенную на севере Индии.Там жили такие же искатели смысла жизни, как и он сам.Принцу удалось найти там двух выдающихся гуру – Алара Каламу и Уддака Рамапутту.

    Мастера дали ему уроки медитации, и вскоре их подопечный весьма преуспел в этом деле.Однако не стал останавливаться на достигнутом, поскольку не приблизился к главной своей цели.Дорога к абсолютному просветлению, освобождению от всяческих страданий и чувственного существования еще не закончилась.

    Посчитав, что взял от учителей все, что мог, ученик расстался с ними.Он решил вести аскетичную жизнь и придерживался крайне суровых правил в течение шести лет: питался очень скудно, днем пребывал под палящим солнцем, а ночью выдерживал испытание холодом.

    Таким образом Бодхисаттва (человек, ищущий просветления) пытался прийти к совершенному освобождению.Тело его было подобно скелету, и он оказался фактически на грани смерти.Наконец мученик осознал, что посредством самоистязания просветления не достичь, и пошел к своей цели другим путем – отбросил в сторону аскетизм и окунулся с головой в процесс постоянного созерцания и глубокого изучения.

    Осуществление желания

    О самоумерщвлении речь уже не шла, необходимо было отыскать «срединный путь».В ходе поисков новой дороги наставник лишился пяти сподвижников, которые верили в него.После того, как их учитель вновь стал принимать пищу, они разочаровались и покинули его.

    Оставшись один, Бодхисаттва получил возможность идти к своей цели, ни на что не отвлекаясь.Ему удалось отыскать уединенный участок на берегу реки Неранджары, который казался идеальным местом для погружения в мысли.

    Там росло священное дерево ашваттха (разновидность индийской смоковницы), под которым нашлось место соломенному матрасу.Жаждущий просветления Сиддхартха уселся на нем, скрестив ноги, а перед этим дал себе клятву оставаться там до победного конца.

    Прошел день, закончился вечер, началась ночь.Бодхисаттва оставался неподвижным, пребывая в состоянии непрерывной медитации.К самому разгару ночи его стали посещать необыкновенные видения, в частности, процессы отхода людей в мир иной и возрождения в другом качестве.

    К исходу тьмы он полностью познал истину существования, превратившись тем самым в Будду.Рассвет он встретил в качестве самопробуждённого, достигшего бессмертия в этой жизни.

    Будда не спешил покидать чудесное место, поскольку ему требовалось определенное время для осознания результата.Прошло несколько недель, прежде чем он решился уйти оттуда.Перед ним стоял нелегкий выбор:

  • оставаться и далее в одиночестве, наслаждаясь долгожданным ощущением освобождения;
  • вернуться в общество, чтобы поделиться своим опытом.
  • Открывший истину решил вернуться в человеческий мир.

    Популяризация учения

    Будда не забыл о тех аскетах, которые отвернулись от него, и решил помочь им.При встрече со своими бывшими сподвижниками он открыл им истину, после чего эти люди превратились в его учеников.С этого момента количество его приверженцев начало стремительно расти.

    Не последнюю роль в этом сыграл тот факт, что Будда Шакьямуни много путешествовал, делясь своим опытом.В различных городах и деревнях он находил все большее число сторонников своего учения.

    Даже будучи в довольно преклонном возрасте, он не отказался от странствований.Отдых приходился только на период дождей, который длился в течение трех месяцев в году.

    В итоге Будде удалось основать орден монахов и монахинь (Сангху), отличающийся довольно непростым набором правил.Он существует до сих пор, выступая в качестве одной из наиболее старых мировых структур.

    Активная деятельность Будды длилась на протяжении без малого полстолетия.В состояние ниббаны, которое символизирует собой угасание огня, Просветлённый погрузился в возрасте 80 лет.Произошло это событие в городке Кусинару, расположенном на севере Индии.Свидетелями его стали многочисленные ученики.

    После его окончательного погружения в нирвану буддизм продолжал развиваться, превратившись в одну из основных мировых религий.Философия его отличается глубиной и оригинальностью.

    Буддизм стал общим религиозным компонентом различных цивилизаций Востока.Его основу составляют следующие благородные истины:

    1. В мире есть страдания.
    2. Они вызваны разными причинами.
    3. Можно прекратить их.
    4. Существует путь, ведущий к избавлениям от них.

    Заключение

    На этом рассказ о жизни Будды Шакьямуни заканчивается, но учение его живо до сих пор, и оно по сей день помогает людям обрести гармонию и счастье.

    Друзья, если статья понравилась вам, поделитесь ею в социальных сетях.И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать на почту новые интересные статьи про буддизм.

    Гаутама Будда

    Time past and time future
    What might have been and what has been
    Point to one end, which is always present

    Т.С.Элиот «Четыре квартета»

    Г аутама Будда и его учение вдохновляют многих людей во всём мире.Философия буддизма вышла за пределы Азии, проложила путь в Европу.У этого религиозно-философского течения появляется всё больше последователей.Давайте чуть ближе посмотрим на фигуру Гаутамы Будды.

    История Будды Гаутамы

    Гаутама Будда, или Готама Шакьямуни, принц Капилавасту Сиддхартха, родился в семье царя в северной Индии, на территории современного Непала.В то время столицей этого царства был город Капилавасту, отсюда и имя принца — Капилавасту Сиддхартха, что означает ‘исполнивший своё предназначение’.Готама не исполнил своё прямое предназначение — царствовать, — но обрёл себя, просветлился, т.е.стал Буддой (просветлённым), что также можно считать за выполнение своего предназначения.Так же как Иисус не был Христом (Христос добавилось позднее, что означает ‘помазанный’), так и «Будда» не фамилия Гаутамы, а уже добавленное позже дополнение к имени «просветлённый».

    Отсюда мы можем заключить, что просветлённые были и до Гаутамы и что он не был первым «просветлённым», но тем не менее само учение буддизма (в дальнейшем и религия буддизма) начинает свой отсчёт с момента просветления Будды Шакьямуни, как его принято называть.Принц Гаутама Будда родился в 621 году до н.э.и перешёл в паринирвану в 543 году до н.э.

    На пятый день после рождения принца по обыкновению тех времён во дворце собрались мудрецы-брамины, чтобы предсказать ему будущее, и один из браминов предрёк царевичу отказ от престола после того момента, как он увидит старика, больного, умершего и отшельника.Как бы напуганный предсказанием отец Гаутамы Будды впоследствии ни пытался уберечь мальчика от столкновения с опытом внешнего мира — принц был окружен роскошью, красотой и даже успел жениться, у него родился сын, — но тогда-то и суждено было сбыться пророчеству.Сиддхартха ужаснулся тому, что на свете есть место не только красоте и достатку, но и страданиям.Это поразило молодого наследника государства настолько глубоко, что уже ни семья, ни ребёнок не могли его удержать от странствий.Гаутама Будда встал на путь познания, и после этого ему уже не суждено было вернуться и выполнить предназначение так, как хотел его отец.Вместо этого он стал Буддой.

    По некоторым источникам Будда провёл в странствиях около 7 лет, но точная продолжительность неизвестна, так же как и сам возраст, когда он покинул дворец.По одним данным он оставил всё, когда ему было 24 года, по другим — когда ему исполнилось 29, а в 36 он стал просветлённым.

    Однако, как нам кажется, идеальная точность в конкретных цифрах не настолько и важна; важен сам факт, важны поступки, о чём впоследствии и заявит учение буддизма.Числа, так же как и слова, — это всего лишь символы.Для того чтобы извлечь из них нужное нам знание, мы должны в первую очередь расшифровать их символику.Иначе бы не было никакого смысла в них.

    Так и в жизни: есть ли смысл в датах как таковых, если не имеешь понятия, что за ними скрывается? Таким образом, мы перестанем цепляться за даты, а сосредоточимся на сути учения Просветлённого.И всё-таки прежде, чем к нему перейти, нужно закончить историю Гаутамы Будды и дополнить её несколькими довольно примечательными деталями.

    Учение Будды: взаимосвязь буддизма и Вед

    Быть может, некоторым из наших читателей, кто следит за статьями сайта, известно, что буддизм как религиозное течение или философская школа возник не на пустом месте.Тому были предпосылки, и, чтобы понять их, мы должны обратиться к истории: к той эпохе, когда жил Сиддхартха.А родиться ему пришлось в эпоху Кали-юги, что уже самим названием наталкивает нас на догадки о присутствии Вед и ведизма в нашем рассказе.Что ж, читатель прав.

    Будущий Будда родился в обществе, где господствовало учение Вед, а, следовательно, кастовая система с брахманами на её вершине и шудрами внизу крепко стояла на ногах.Вернее, государства этого региона подчинялись существующему порядку вещей, из-за чего царь строжайше запретил кому бы то ни было знакомить принца со всей несправедливостью и скорбью этого мира.Так что до очень зрелого возраста Гаутама Будда был ограждён от действительного знания мира, что, скорее всего, и сыграло решающее значение в его жизни.Потому что для зрелого человека, впервые увидевшего после комфорта и красот королевских дворцов оборотную сторону медали, довольно трудно примириться с мыслью, что именно таков закон мироздания.

    В сознательном возрасте сложно примириться с такими догмами и просто принять их как данность.Для Гаутамы это стало своеобразным вызовом, которому он подчинился и из-за которого ушёл странствовать в поисках ответов на множество появившихся вопросов.

    День рождения Гаутамы Будды: начало учения Будды

    По традиции истории великих людей начинают с того, что говорят о дне, когда они родились.Наш случай не исключение, лишь с одной поправкой.За давностью лет довольно трудно установить точную дату рождения Будды.Сколько воды утекло с тех пор, больше 2500 лет.До нас дошли сведения, что Гаутама Будда родился в начале мая месяца в полнолуние.Ключевым здесь будет слово «полнолуние», потому что в современное время многие буддисты ориентируются на майское полнолуние.Этот день известен как «Висакха Буча», или «Весак», — день рождения Будды, день его перехода в паринирвану (смерть физического тела).В этот же день также произошло просветление Гаутама Будды под деревом Бодхи через несколько лет после того, как он отправился странствовать, знакомился с жизнью отличной от дворцовых палат, был отшельником.

    Официальным же днём Будды во всём мире принято считать 22 мая.Неслучаен также факт того, что просветление произошло в ту же дату, что и рождение.Это в определённом смысле очень символично, особенно если принять во внимание, что те факты и даты, о которых мы говорим, так или иначе условны, потому что сам Будда не оставил нам никаких письменных свидетельств, равно как и его непосредственные ученики.Лишь несколько лет спустя другие поколения последователей учения Гаутамы Будды увековечили знания и учение Будды (дхарму), которое дошло до нас в виде Палийского канона.

    Тем не менее даты и дни полнолуния, которые так чтут буддисты, — это, скорее, условные обозначения, которые предоставляют возможность последователям буддизма отмечать какие-то важные точки, события, связанные с жизненным путём Будды.Поэтому не стоит воспринимать их в качестве исключительно точной биографической информации.

    Тот же символизм относится и к самому буддизму.Часто популярное объяснение философии буддизма начинается с того, что новичкам представляют во всей красе космологию, которую буддизм во многом заимствовал из ведизма, а также не забывают упомянуть о вечном колесе сансары, что непосредственно подразумевает непрекращающуюся цепь перевоплощений, или, по-другому, реинкарнаций.Это также сближает его с более древними учениями.

    Отсюда следуют и разговоры о карме: что это такое, как её очистить, улучшить и облегчить.Собственно под тяжестью кармы мы вынуждены воплощаться вновь и вновь, поэтому для выхода из колеса сансары понятие кармы ключевое, а также важно следование дхарме, учению Будды, методу, который он предлагает, чтобы человек наконец-то стал свободен, достиг самадхи и нирваны, что и является конечной ступенью Восьмеричного пути.

    Однако, уяснив вышесказанное, вернёмся к тому, что само понятие реинкарнации не стоит понимать буквально, как это делает большинство обычных людей, следующих путём Будды.Согласно учению буддизма, существует несколько миров: один из них — мир богов, или дэвов; другой — мир асуров, полубогов; между ними расположен мир людей; ниже идёт мир животных; мир голодных духов, претов; и мир нараков, или злых духов.Всего шесть миров.Согласно этой классификации, человек может воплотиться в любом из них.Но что отличает буддистский ад от христианского — это наличие выхода оттуда.Перерождение в нараке не навсегда.Исправившись, можно оттуда выйти и перевоплотиться.

    Всё же не стоит воспринимать эту иерархию миров настолько буквально.Продвинутые в своих знаниях буддисты говорят о том, что это, скорее, символическое представление состояний сознания.И на своём жизненном пути человек может пройти через все из них, причём совсем необязательно проходить их последовательно.Человек может возвращаться в более низкое состояние сознания, а также переходить в более высокое, перескакивая через ступеньки, разделяющие их.

    Цветок Будды

    Говоря о большой роли символизма в философии и религии буддизма, нельзя не вспомнить и о главном наглядном символе этого учения — цветке лотоса.Лотос издревле считался воплощением чистоты и мудрости, самоочищения и одновременно непостоянности вещей.

    Лотос поднимается над поверхностью воды, из ила, прекрасный, тянущийся на прямом стебле к солнцу, чтобы к вечеру закрыться и погрузиться обратно под воду.Но это не будет продолжаться вечно.Жизнь цветка коротка: всего пару дней он радует глаз своей красотой.Поэтому нет никакого смысла срывать лотосы.Без той почвы, из которой он произрастал, цветок не продержится и нескольких часов.Он сразу же завянет.

    В этом также его большое символическое значение для философии буддизма: стоит ли держаться за то, что никогда нам не принадлежало и не будет принадлежать.Изменения неизбежны.Единственное, что постоянно в мире, — это изменения.Для чего срывать лотос, если он никогда не зацветёт для вас? Зачем его вообще срывать, ведь жизнь его и так коротка? Сорвав, вы не сможете запечатлеть его красоту.

    Также и в жизни: стремясь завладеть чем-то или проводить время в погоне за интеллектуальными ценностями, новыми ощущениями, какими бы нужными они ни казались, мы лишь преследуем химеру постоянства.Жизнь меняется, её невозможно поймать, поэтому нет смысла что-либо коллекционировать, т.к.чем больший груз мы несём за собой, тем более мы отделены от настоящего.Мы живём прошлым, потому что столько вещей нас с ним связывают, и мы не хотим с ними расставаться.Нас нет в настоящем, ведь мы погружены в то, что уже прошло или ещё не наступило.У того, кто пытается ухватить и сохранить момент, нет времени для того, чтобы действительно увидеть и прожить настоящее.Всё это символизирует цветок лотоса.

    Время прошедшее и время будущее
    Ограничивают сознание.
    Быть сознательным значит быть вне времени

    Вряд ли можно было бы выразиться точнее и лучше о сути учения буддизма.Ещё более удивительно, что эти строки написаны Т.С.Элиотом — поэтом, принадлежавшим англиканскому вероисповеданию.Буддизм как философия предоставляет огромную свободу для мысли и эксперимента.Не случайно в нём так много внимания уделяется понятию настоящего.Мы живём во времени, и буддизм наиболее пристально рассматривает это явление.

    Поза Будды

    Переходя плавно от цветка Лотоса как символа философии буддизма, следует принять Позу лотоса (Падмасану), а именно позу Будды для четверга.

    Падмасана, или Поза лотоса, — это положение, в котором часто запечатлён Будда: сидящим со скрещёнными ногами, прямой спиной, макушкой, тянущейся к небесам, ладонями, положенными одна на другую и повёрнутыми к солнцу.Чем не имитация цветка, который раскрывает свои лепестки навстречу солнцу?

    Однако для каждого дня недели у Будды своя поза.Его изображают не только в сидячем положении, но и стоя, с разным положением рук, а также лёжа.Лежащий Будда соответствует вторнику.Статую с изображением Будды в этой позе можно увидеть в одном из храмов в центре Бангкока, Ват Пхо.

    Для наших читателей, возможно, будет интересным узнать, что Падмасана — это одна из лучших поз для практики медитации.Она самая устойчивая из всех, и одновременно в этой позе очень трудно заснуть.Сначала довольно трудно освоить непривычную асану, но со временем вам это удастся, и тогда вы сможете оценить её преимущества в практике медитации и при занятиях йогой.

    В моём начале мой конец, в моём конце начало
    Прошлое и будущее — что было и что могло бы быть — всегда ведут к настоящему

    Строки, которые мы использовали в качестве эпиграфа статьи, также её и завершают.Главное, что мы должны уяснить, вступив на путь Будды и прочитав историю о нём, — это то, что изначально в нас уже есть Будда, нужно лишь это осознать.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Валентин Пырьев
    Написано статей
    1036
    Ссылка на основную публикацию