Дорога истина

Тема статьи: Дорога истина - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Дорога, Истина.

Дорога, Истина, Дорога…
Как много жизненных путей.
Осталось много иль немного?
Придти бы к Богу поскорей.

Исканий муки и терзанья.
Куда идти? Кто я? Зачем?
Ты ждешь лишь одного свиданья
С собою, с Истиной своей.

Познав себя, ты встретишь Бога.
Узнаешь — жизни нет конца.
Не будешь ждать ты у порога
Посмертной славы и венца.

Приняв Любовь, ты с новой силой
К вершине Истины пойдешь,
И не собьешься ты с Дороги
И никогда не пропадешь.

Рука Творца — Любовь и Вера,
Пусть будут в жизни маяком.
И в поиске не знай предела.
Дорога, верь, лежит в твой Дом.

Дорога истины

Ярко светило солнце, когда на дорогу вышел веселый человек.Он шел и улыбался лесам и полям, а еще творил новую песню, которая медовыми напевами отражалась в людских сердцах.Но стоило ему выйти на дорогу, как откуда ни возьмись, появился вечер, и сразу напускная радость стала сползать с его лица, обнажая клыки.И вот уже он злобно смотрел вокруг себя, рыча в лицо каждому, кто бы его ни о чем не спросил.

Легкие капли дождя смывали с его лица грязь настроения и безразличие ко всему вокруг.Серые ручейки стекали по щекам, спутанные волосы и ярость в глазах выдавали в нем зверя в человеческом обличье.

Люди задумались: кому-то ведь он казался веселым, добрым, радушным и приветливым человеком.Неужели он вот так мог на каждого набрасываться? Нет.Только на тех, с кем не нужно идти бок о бок по дороге.На тех, о ком он вспоминал лишь тогда, когда ему было что-то нужно.И тут истина открылась людям: он всегда был таким, просто сейчас маска слетела – дорога не терпела лжи.

Злой не сможет проносить маску добра всю жизнь, как и доброму не к лицу злоба.

… Дорога вилась дальше.И вот уже другой человек шел по ней и улыбался миру вокруг.Клыков у него не было…

Дорога истина

Комментарий

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.

Дороги Истины

Понравилась книга?

Отложите ее в библиотеку, чтобы не потерять

Понравилась книга?

Хотите получать уведомления о пополнении книги на смартфон, без регистрации ?

Push-уведомления?

С сайта https://litnet.com поступил запрос на отправку уведомлений:

Понравилась книга?

Хотите получать уведомления о пополнении книги на смартфон, не заходя на сайт ?

Читать без интернета?

Пользователи приложения LitNet читают книги нашего сайта без подключения к Интернету.

Дороги Истины.Глава 1: Серые будни

‘Место для ночлега.Желательно повыше.или достаточно глубоко’, — Кочевник отхлебнул из фляги, не переставая оглядываться по сторонам и держа руку у кобуры с револьвером.Пару лет назад боец Серых научил его открывать флягу указательным и большим пальцами, специально для этого ослабив хват крышки, дабы освободить одну руку для контроля неожиданностей.Это была своего рода благодарность за то, что он помог их отряду отбиться от медведя, попавшегося на их пути там, где его быть не должно.Благодарность того уровня, который мог оценить лишь человек, выживающий здесь не первую пару суток.Помогла картечь из обреза Кочевника, который как раз решил сделать небольшой привал в подземной парковке.Не то чтобы она нанесла существенный урон существу, по размерам напоминающему скорее бронетранспортер, но, видимо, тот и так устал от непрерывного зуда автоматных патронов, проникающих в его шерсть с нескольких сторон, а тут ещё куча мелкой пыли ударила прямо в морду.Навык — неплохой презент, особенно когда в дополнение к нему пошли патроны.А неожиданности бывают очень даже часто, другими словами, ожидаемы они здесь.Вроде бы мелочь — как открывать емкость с ценной водой, одной рукой или двумя, — а это уже дало несколько раз повод отказаться от бесплатных билетов на поездку по ту сторону Небесных Врат.если они вообще существовали.В этом Кочевник очень уж сомневался, глядя на всё происходящее.

В этот раз всё оказалось спокойно.

Долго брел он, стараясь не издавать лишних звуков, мягко ступая по останкам некогда величественного города, имя которого не помнит даже сам Кочевник.’Все теперь они на одно лицо.Мертвое лицо’, — подтянув падающую сумку обратно на плечо, он подошел к одной из высоток, напоминавшую теперь выжженный череп без глазниц.Остановившись и положив сумку и автомат на землю, он стал прямо, будто рядовой на построении, и, закрыв глаза, вдохнул медленно и глубоко воздух, плавно поднимая руки вверх.Да, это было критически неразумно с его стороны, даже Серые бы с него посмеялись, несмотря на должное уважение к его персоне, но, черт возьми, когда все произошло тогда, лет 20 назад или около того, не спасли их хваленые методики, тактики, стратегии.никто не ушел от этого.Даже те, кто живы, вряд ли радуются своей участи лицезреть на тлеющие останки некогда могучей и процветающей людской расы.По крайней мере, так до катастрофы старались убедить в этом различные плакаты, умные люди в телевизорах и компьютерах, и другие средства промывания мозгов.

Это был ЕГО метод изучения местности, ЕГО подход узнать, есть ли рядом кто-то живой.Кочевник не имел ни малейшего понятия, как он приучился это делать.Он просто.мог, и это работало.Жизнь — лотерея, никогда не знаешь, какие из цифр окажутся победными или фатальными, но если когда-то и выпадут кости умереть именно из-за этой привычки — что ж, видимо, пришел черед.Пока ‘трюк’ срабатывал.

Серых Кочевник недолюбливал.Даже несмотря на то, что они его не трогали и разговоры ведут адекватно и уважительно, по сравнению с Красными или Желтыми.Те вечно впадают в крайности, как и впадали, весьма вероятно, до Суда.Просто Серые.ни рыба ни мясо.Бывшие солдаты, госслужащие, бойцы спецподразделений, внутренних органов и других представителей вида людей, являвшихся лишь тенью человеческой натуры, привыкших не думать самостоятельно, а подчиняться указам вопреки своему сердцу и разуму, даже когда к ним стоило прислушаться.Судья и наградил их за это серым цветом кожи, по крайней мере, все так думали.Конечно, и среди них были настоящие Люди, но все они ушли либо их вовремя «ликвидировали».Не водятся такие больше со своими бывшими товарищами.Полная противоположность сухой дисциплинированности Серых, это народ Красных: эмоциональные, безбашенные, практически неуязвимые в гневе, они, словно берсеркеры древности, приносили ужас и разрушение туда, где, казалось, уже нечего разломать или сжечь.Толкуют, будто Судья разделил изначально некоторых людей на Красных и Синих, упрямых агрессоров и безобидных добряков, но, видать, на безграничном добре далеко не уедешь.Не видел Кочевник Синих ни разу.

Пусто, но следы чего-то живого есть.Пробраться на верхние этажи, насколько возможно, осмотреться, поставить несколько растяжек, закрыться в помещении, изолироваться, — думая уже на ходу, подняв сумку и карабкаясь на обвалившийся пролет ступенек, Кочевник заприметил, что ступеньки эти тоже обвалятся в ближайшем времени, и спуск в будущем, вероятно, будет уже не таким легким, как подъем.’Не ровен час, эта хренотень обвалится с таким звуковым сопровождением, что на мой концерт не придут разве что глухие да сытые.и те, уверен, явятся попозже, на остатки» Поднявшись на несколько этажей, он заметил в одном из пролетов гнилую прикрытую дверь, еле висевшую на одной проржавевшей петле.’Странно, хозяева в наше время настолько гостеприимны, что не утруждают себя затворять калитку, а тут.’, — снова опустив руку к револьверу и в этот раз достав его, Кочевник нагнулся и, медленно прислонившись к стене сбоку, аккуратно взглянул через щель внутрь.’Хм, с одной стороны — умно, с другой стороны — пустая трата ресурсов’, — срезая кусачками проволоку от найденной гранаты, путник хмыкнул и спокойно прошел в пространство, которое когда-то можно было назвать ‘уютная квартирка’.Бывшие здесь относительно недавно постояльцы решили, что будет весело сделать кому-то сюрприз и оставить подарок-напоминание о том, что нечего соваться в подозрительные места.Вопрос в другом — кто посчитал себя настолько богатым, что решил раскошелиться на растяжку в таком богом забытом месте? ‘Неужто.хотя, черт его знает.Я не видел больше нормального человека уже лет пять, если не больше’.

Дорога истина

Вопросы по самым основным понятиям самостоятельной магической практики, в помощь начинающим

2856 Сообщений
180 Тем

Последний ответ от Marra
в Активация стихиями.
21.03.2019

Мифология и реальность.Источники энергии и знаний.

1680 Сообщений
118 Тем

Последний ответ от Marra
в Re: Что было, Помогите п.
26.03.2019

Колдовство (Ритуалы, заговоры, заклинания)

936 Сообщений
121 Тем

Последний ответ от malifida
в Re: Узелковая порча
07.08.2018

Здесь ведется обсуждение методов диагностики, как самолично, так и при помощи инструментов дивинации.Сама диагностика осуществляется в закрытом разделе.

678 Сообщений
97 Тем

Последний ответ от Marra
в Re: Гадание для начинающ.
19.01.2019

Артефакты, амулеты, магические предметы — описания, способы создания, советы.

299 Сообщений
32 Тем

Последний ответ от malifida
в Re: Мешочки с камнями
07.08.2018

О тех, кто творил и творит магию.Колдуны разных традиций.Маги и магические соообщества.

380 Сообщений
32 Тем

Последний ответ от Раздолбай
в Re: Восприятие магии
20.07.2018

Психология и психотехники в магии.

976 Сообщений
96 Тем

Последний ответ от Grem
в Re: Проснулся и сразу бр.
26.11.2018

110 Сообщений
15 Тем

Последний ответ от Marra
в Re: Обучение (консультац.
06.02.2019

Мягкая модерация.Знакомимся.Беседуем.Играем.Отмечаем праздники

4377 Сообщений
124 Тем

Последний ответ от Sandre
в Re: Лазутчики.Сны и с т.
09.02.2019

Микролептонная арт-терапия — цветотерапия, магия мира образов.

225 Сообщений
43 Тем

Последний ответ от Йорвет
в Re: МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВИДЕОКЛУ.
01.02.2019

  • Нет новых сообщений
  • Перенаправление
  • Дорога Истина — Информационный центр

    Последние сообщения
    Статистика форума

    42368 Сообщений в 2362 Тем от 4994 Пользователей.Последний пользователь: MasterLeeJK
    Последнее сообщение: «Re: Что было, Помогите п.» ( 26.03.2019 )
    Последние сообщения на форуме.
    [Подробная статистика]

    Сейчас на форуме

    18 Гостей, 0 Пользователей

    Максимум онлайн сегодня: 27.Максимум онлайн за все время: 1277 (10.09.2013)

    Дорога истина

    Сайт kpe.ru является самостоятельным образовательным ресурсом поддержки Концепции общественной безопасности, и не связан с какой-либо общественной организацией

    Контактная информация

    [email protected]

    Текущие теоретические и аналитические работы ВП СССР смотрите на сайте

    Если ты уже знаком с КОБ,
    то делай пять дел…

    Отправь SMS своим друзьям:
    Узнай правду! Зайди на kpe.ru
    Перешли этот текст всем своим знакомым.

    Подписка на рассылку

    Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы всегда быть в курсе обновлений информации на сайте.

    Дорога истины

    В адрес Штаба КПЕ приходит много писем из различных уголков России.Выносим на сайт одно из них: http://www.kpe.ru/partiinaya-rabota/nam-pishut/2136-nam-pishut

    Это письмо лишний раз подтверждает, что информация, изложенная в КОБ, в современных условиях, как воздух нужна людям.Это письмо является ярким подтверждением того, что КОБа – Концепция Справедливого жизнеустройства способна вдохновлять людей, вызывать в них творческий порыв и радость!

    Ниже приводим результаты этого вдохновения.

    Дорога истины или песня о стороннике КОБ

    Ниже приводим текст второй песни:

    1

    Вместо близких и друзей ящик всех тебе родней?
    Твой диагноз – телеман, идол твой – телеэкран.
    В мягком кресле с бутербродом превращаешься в урода:
    Биороботом, поверь мне, править легче, чем народом.

    И стар, и млад – в экран глядят.
    Кто же виноват, что там лишь яд?

    Припев
    Убивают нас из пушки электронно-лучевой.
    Телевизор не игрушка: он командует тобой.
    Зомбо-ящик – превращает нас в незрячих,
    Миллионам людей сразу затуманивает разум.

    2

    И ЖеКа и ЭлСиДи призывают нас: «Гляди!»
    Притворяясь развлеченьем, промывают нам мозги.
    Передачи и кино – все сегодня за одно,
    Даже детские мультфильмы программируют на зло.

    Телевизор твой – очень хитрый зверь,
    Лживый подхалим – ты ему не верь.

    3

    Ловко нами управляют: развращают и пугают,
    Незаметно, шаг за шагом к краю пропасти толкают.
    Интересные сюжеты эффективней пистолетов
    И от них не защищают стены и бронежилеты.

    Информвойна внешне не видна
    И оттого страшней она!

    Истина, дорога Любви и Великая идея

    В фильмах Тео Ангелопулоса у каждого из числа людей мыслящих и, тем самым, познающих жизненные истины сквозь призму исторической памяти и опыта уроков истории человечества, имеется свое их прочтение, свои, спрятанные в канве этих кинематографических полотен, философские истины.«…Что есть Истина?», «…Куда идешь?» — библейские и вопросы Вечности, которыми задаются тысячи лет лучшие умы человечества.Как важно всем нам в суете сует сегодняшнего смутного времени остановиться на мгновенье в каждом из дарованных нам судьбой дней нашего земного существования и задаваться этими вопросами.

    Остановись на мгновенье, путник.Правилен ли тот путь, избранный сейчас тобою? Является ли избранная тобой Дорога дорогой Любви и Добра? …Что разделяет людей? Образ дороги.Путешествия по этому бескрайнему Пути, проторенному Надеждой и «Великой Идеей», горьким людским разочарованием, катастрофой одной человеческой судьбы и целого народа.Медленные «кадры» устной и фотографической хроники, возвращают нас к памяти об истории нашего народа, разбросанного некогда на одном жизненном и духовном пространстве, в 20-м веке от рождения Христа.

    Размышления о судьбе Греческого народа, Греции, Греческой культуры.

    О великом прошлом этого народа.О сегодняшних поисках идентичности и следах преемственности с этим великим прошлым — поисков себя.Как нам излечиться от болезни «Забвение памяти», как не стать «липофагами» (манкуртами по Чингизу Айтматову) — людьми, не помнящими своего родства, забывшими язык, предания своих пращуров.

    Как избежать людских искушений и излечиться от пороков, становящихся причиной разделений людей по разные стороны баррикад — разделений семей, народов, мира.20-й век — уничтоженные на этих баррикадах розни и ненависти сотни миллионов людей, ставших жертвами, заложниками «великих идей» — мировых и братоубийственных войн.

    «…По ком звонит колокол?» «Оплакивает» ли он своим звоном миллионы разбитых людских судеб, чью-то не состоявшуюся Любовь и «поруганную» Надежду, или своим набатным звоном пробуждает присутствующие в нас тлеющие угольки «Великой Идеи»?

    Хизир Тахтамышев — «И в даль влекут дороги истин».Стихи-Миниатюры

    99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

    Скачивание начинается.Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

    Описание книги ««И в даль влекут дороги истин».Стихи-Миниатюры»

    Описание и краткое содержание ««И в даль влекут дороги истин».Стихи-Миниатюры» читать бесплатно онлайн.

    И в даль влекут

    Тахтамышев Х.И в даль влекут дороги истин…: – 1-е

    издание.– М.: ИНФРА-М, 2015.– 163 с.

    Оригинал-макет подготовлен А.Тахтамышевой

    Подписано в печать 25.06.2015.

    ООО “Научно-издательский центр ИНФРА-М„

    127282, Москва, ул.Полярная, д.31Б, стр.1

    Тел.: (495) 380-05-40, 380-05-43.Факс: (495) 363-92-12

    Email автора: [email protected] [битая ссылка] http://www.stihi.ru/avtor/dorogiistin

    [битая ссылка] https://www.facebook.com/10secondsofwisdom

    [битая ссылка] https://vk.com/10sekundmudrosti

    Предисловие

    Поиск истин в мире человеческих отношений

    увлекательный и в то же время мучительный процесс,

    поскольку нет абсолютных и вечных непререкаемых

    истин.Новое поколение перестает понимать своих

    учителей, принимая за истину только тот путь,

    который ведет к благоденствию и сытости души.

    Учителя, в свою очередь, не хотят видеть перемен в

    душах своих учеников, не признают новых идеалов.

    Но есть и сиюминутные истины, которые

    вспыхивают ослепительно ярко и внезапно исчезают,

    не оставив следа.Не случайно автор сборника по

    основной профессии признанный ученый и педагог,

    автор нескольких научных монографий.

    Глубокий анализ различных сторон человеческой сути: противоречивость натуры, уживчивость добра и зла, лжи и правды, равнодушие к чужим и трепетное отношение к своим, суета и торопливость и прочие черты – основной исходный материал автора для художественного осмысления внутреннего мира человека.

    Автор предупреждает, что между добром и

    злом незримая связь, которая может проявиться

    Вводи добро по капле, как нектар,

    Превысишь дозу – вырастишь злодея.

    Автор утверждает, что непросто отделить

    свет от тьмы в эпоху перемен:

    Тревожен век безудержных свершений.

    Сплелись в один клубок и свет, и тень.

    Пренебрегая ритмами вселенной,

    Сменяет ночь порой не каждый день.

    В трудное время проявляются лучшие

    качества человека, меняются идолы, появляются

    новые возможности для самовыражения и

    возвышения над остальным миром:

    Кто не мнит себя осью планеты,

    Приуменьшив таланты друзей.

    Если нас миллиарды на свете –

    У Земли миллиарды осей.

    Автор замечает, что человек хозяин природы,

    но не властитель времени.И в этом его счастье:

    Феномен природы – человечье племя,

    Но бессильны люди в фантастичный век

    Будущее мира разглядеть сквозь Время.

    Этой слепотою счастлив человек.

    Присутствие духа – главное качество

    человека, которое помогает преодолевать трудности.

    Не живите в гнетущей тревоге,

    И не бойтесь в судьбе перемен.

    Улыбнитесь, споткнувшись в дороге,

    И рассмейтесь, поднявшись с колен.

    Главное – не остаться на коленях и продолжить

    жизненный путь навстречу новым переменам.

    Глубокие мысли автора изложены в

    выразительной художественной форме, лаконично

    и законченно.В каждом четверостишии заключен

    самостоятельный смысл, начало и конец, и каждое

    следующее миниатюрное произведение обращено к

    Хизир Махмудович – черкесский поэт,

    пишущий на русском языке, известен в республике и

    за ее пределами своими талантливыми поэтическими

    сборниками в жанре миниатюр, является Членом

    Союза писателей РФ.

    Успехов ему на творческом пути, а читателям–

    новых мудрых истин от автора.

    Искры веселья вокруг рассыпаю,

    Но, пошутив невпопад, получаю…

    Риск неизбежен, но я предпочту

    Сто оплеух за улыбку одну.

    Мудрость в трезвом обличье придет

    К тем, кто вспомнит в годину невзгод

    О победах в недавних сраженьях,

    В звездный час – о былых пораженьях.

    Мы забываем в прошедшем добро,

    Множим беспамятством темное племя.

    Но с удивленьем встречая лишь зло,

    Дружно клянем окаянное время.

    Не верьте – власть совсем не чертовщина.

    Не развратит достойного мужчину.

    Напротив – суть натуры обнажит,

    И доброту, и зло раскрепостит.

    Возвысишься – от зависти доймут,

    Отстанешь – жди всеобщего презренья,

    И, предпочтя спокойный тихий путь,

    Себя лишаем дерзких устремлений.

    Верно сказано – здоровье:

    Юных лет бесценный дар.

    Кто здоров – сегодня молод,

    Кто больной – сегодня стар.

    В жизни, всем известно, время это

    Не хватает суток другу моему.

    У него бездельник просит: – «Дай мне

    А взамен я кучу времени займу».

    Золоту, славе, карьере

    Служит людская судьба.

    В их всемогущество веря,

    Веру утратишь в себя.

    Храбрец готов с врагом сразиться,

    Но только истинный герой

    Способен вдруг остановиться,

    Взмахнув мечом над головой.

    Холуйство – гримаса природы,

    Убогих ущербная суть.

    Вы им подарите свободу –

    К хозяину выберут путь.

    Не лишайте ближних воли,

    А иначе в трудный час

    Не сорвет с петель безвольный

    Круг спасательный для вас.

    Не гордись высотой покоренной

    Коли встречный отрог обходил

    По отвесной скале одолей половину –

    Восхождение ценят его крутизной.

    Украдкой деньги ближнего считать,

    Что мысленно чужое воровать.

    Его мошна ничуть не похудеет,

    Твоя душа намного оскудеет.

    Иной с бравадой презирает смерть,

    Когда она за дальними морями.

    Потом не смеет ей в глаза смотреть,

    Когда ее дыханье слышит рядом.

    Легко себя несчастным ощутить,

    Достаточно мизинец прищемить.

    Для счастья ж – мало денег, власти, славы,

    Мечтают сразу все заполучить.

    Нет, не бывает правдой полуправда;

    В продукте этом сердцевина ложь.

    Она покрыта оболочкой правды,

    И, не почуяв вкуса, заглотнешь.

    Вокруг Земли разверзлась бездна,

    Черны пространства в далях звездных.

    Теплится жизнь одна во мгле

    На Богом избранной Земле.

    Пространство и время – их сущность

    И если по жизни ты в сумрачном

    Победа над временем исключена –

    Оставь поскорее лихое пространство.

    Творить добро – заветная идея,

    Но без границ – опасная затея.

    Вводи добро по капле, как нектар,

    Превысишь дозу – вырастишь злодея.

    Уходит вдаль дорога истин,

    Где солнце алое встает.

    Вот, вот она, казалось, близко,

    Но вновь отпрянул горизонт.

    Грядущее маячит в отдаленье,

    Прошедшее не тайна для меня.

    Сложней понять в безумных

    В чем здравый смысл сегодняшнего дня.

    В тяжелый век велик соблазн людей

    Покончить разом с жизнью безотрадной:

    Не искушайте давнишних друзей,

    Им подставляя спину безоглядно.

    Сединой убеленных смиренно прощай,

    Горьким словом за промахи не обижай.

    Помни: путь их недолог в другую обитель,

    Упадут, унесут молчаливо обиды.

    Возвысь глупца высоким чином –

    Замедлит мысли мудреца.

    Мудрец же в кресле властелина

    Разбудит сонный ум глупца.

    Миллиарды звезд, миллиарды раз

    В тишине ночной в небесах блестят.

    Миллиарды раз миллиарды глаз

    В тишине ночной им в ответ глядят.

    Он движенья души собирает в кулак.

    Ты напротив – не прячешь волненье

    Он в мирской суете, вероятно, мудрее.

    Ты в мирской суете, вероятно, честнее.

    Кого из нас судьба не нагибала.

    Мы с тяжкой ношей спины разгибали.

    Кто тяготы не смог преодолеть,

    Продолжит путь оставшийся горбатым.

    Коли денег шальных по карманам не счесть,

    С желтым дьяволом в душу вселяется бес.

    Помутнели глаза, будто выпил он зелье,

    Это дьявол и бес начинают веселье.

    Два мудреца мудрее одного:

    Друг другу дарят зерна новых мыслей.

    И два глупца глупее одного:

    Ведут друг друга прочь от храма истин.

    Отменно играем двуликую роль:

    Себе адвокат, для других прокурор.

    На миг поменяв эти роли местами,

    Откроем, что мы подсудимые сами.

    Из нас не всем спокойный путь столетья

    По силам пробежать в десятилетье.

    И потому в эпоху перемен

    Захлестывает мир поток измен.

    Богатство тело насыщает.

    Возносит слава до небес,

    Власть душу тихо растлевает,

    А возвышает только честь.

    Сдержи свой гнев – строптивого коня,

    Бегущего у пропасти галопом.

    Похожие книги на ««И в даль влекут дороги истин».Стихи-Миниатюры»

    Книги похожие на ««И в даль влекут дороги истин».Стихи-Миниатюры» читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.

    Дорога к истине

    К годовщине со дня рождения Владимира Николаевича Щелкачева

    О родителях и учителях

    Я родился 3 ноября 1907 года в городе Владикавказе.Потом мои родители переехали в город Пятигорск, и до 1920 года я жил там и учился в гимназии.Мою мать звали Зинаида Александровна Щелкачева (в девичестве – Замковая), а отца – Николай Иванович Щелкачев.

    Мать была исключительно добрым человеком, отец был несколько иного характера.Я видел, что они не были ни карьеристами, ни стяжателями, ни мещанами духом.Отец – человек очень вдумчивый.Его судьба сложилась тяжело.Когда я написал ему, что окончил университет и начинаю преподавать, он внушал мне, что я всегда должен проявлять скромность, доброжелательность по отношению к студентам.С отцом и матерью я чувствовал духовную связь, почитал их.Родители были верующие люди и прививали мне любовь к Богу.

    Затем с матерью и сестрой я переехал в город Владикавказ, где жила сестра моей мамы и моя крестная мать Мария Александровна Чепелюгина.Ее муж был очень известным в городе юристом, присяжным поверенным, звали его Федор Федорович Чепелюгин.

    Это было после Гражданской войны – очень трудное, сложное время, все еще бурлило.Война нарушила учебный процесс, но в школах еще оставались гимназические преподаватели.

    Азы образования я стал постигать еще дома, в Пятигорске.Мне нашли знакомую учительницу, которая стала учить меня азбуке и письму.Но первое, что я сделал, когда она пришла в первый раз, – спрятался от нее под кровать.Меня нашли, объяснили, что ничего страшного не будет.

    Учительница попалась хорошая, Наталья Николаевна Топоркова, ей помогала сестра Анна Николаевна.Эти женщины не были замужем и всю свою жизнь посвятили детям.Они были учителями приготовительных классов гимназии.Во время войны я пошел в гимназию, которая вскоре из-за многочисленных перемен власти прекратила сущестовование.Тогда группа родителей, которые не хотели, чтобы дети ничего не делали, договаривались с учителями частным порядком, оплачивали ученье.Получались группы по 9 – 10 человек.Я учился в одной из этих групп.Прошел год, опять поменялась власть и стала нормально работать средняя школа.Родители, дети которых не учились, уговорили директора проходить за один год учебную программу двух классов.Из-за этого гимназию я окончил довольно рано.

    Я очень люблю А.П.Чехова, но не встречал у него ничего светлого, сказанного о гимназии, вроде рассказа «Человек в футляре».Мне повезло.Я вспоминаю учителей и директора гимназии как людей гуманных, стремящихся передать, и по-хорошему передать, все свои знания нам.

    Случилось так, что в Пятигорске образовалась дружина скаутов (от английского «разведчик»).Мальчики и девочки входили в разные дружины.В нашей дружине было три отряда.Я был членом третьего отряда.Его командиром был Василий Павлович Бобринский, старичок больше 60 лет.Жил он без жены, со своей тетушкой, которой было больше 70-ти.Его квартира из двух комнат была квартирой нашего отряда.Дом находился на отрогах Горячей горы Пятигорска.К Бобринским мы могли заходить в любой час дня и ночи, запросто, не боясь, как к своим людям.

    Василий Павлович был человеком необычайной доброты.Он сочетал в себе любовь к людям, в частности – к детям, со знанием и пониманием детской психологии.Он старался во всем увлечь нас, давал нам возможность заниматься спортом, играми, а в своих наставлениях был неназойлив.Самое главное – никакого насилия.Людей воспитывают или приказом, или рассказом, или показом.Василий Павлович воспитывал нас по последнему принципу – показом.Он демонстрировал свое отношение к тете, к которой относился с огромной теплотой и нежностью.Также он относился и к детям, возраст которых в отряде разнился от 8 до 14 лет.Дети были разных национальностей – русские, грузины, армяне, евреи, но никто из них не чувствовал себя «инородцем».

    Обычай у скаутов был такой.Утром скаут надевал на себя галстук.В конце галстука – узелочек, который развязывался в конце дня, если скаут за этот день сделал доброе дело.Оно могло состоять из разных по масштабу поступков: помочь старушке перейти улицу, старичку поднести тяжести, матери по хозяйству.Самое главное – ребенок должен был почувствовать, что нужно делать добро.Этот обычай хорошо действовал на ребят.Его соблюдение было каким-то естественным.

    Дневные занятия скаутов всегда сопровождались спортом и другими увлекательными занятиями или играми.Например, на столе разбрасывались различные предметы и через минуту закрывались, а скаут должен был описать, что находится на столе.Мы много бегали, проводили эстафеты по звеньям и тому подобное.Будучи скаутом, я привык к активности, бегу, прыжкам, но с другой стороны, я много читал.Это сочетание спорта и чтения было моей особенностью.

    Я очень благодарен судьбе за то, что она преподнесла мне встречу с такими людьми как Топорковы и Бобринский.У них не было своих семей, но всю свою жизнь они посвятили детям.Эти люди были самых глубоких нравственных правил.Правда, я смог это оценить уже по прошествии многих лет.Всю жизнь мне везло на людей такого рода.

    В Пятигорске мы пережили войну.Тогда я узнал, что немцы обстреливали Париж с расстояния 21 километр .Я читал о подвигах наших казаков, военные рассказы.Во Владикавказе увидел первые самолеты Добровольческой армии.Но потом война докатилась и до нашего города, это была гражданская война.В Пятигорске жили знаменитые генералы, участники Первой мировой войны Р.Д.Радко-Дмитриев и Н.В.Рузский, которые проходили лечение.Перед отступлением Красной Армии чекисты арестовали этих генералов вместе с другими ста с лишним заложников.Возле кладбища был вырыт большой котлован и заложников ставили на край, били прикладами по голове и полуживыми сбрасывали в яму.Потом, когда пришли белые, началась эксгумация.Ее помогали делать два кладбищенских сторожа, которые участвовали в рытье ямы.Я был мальчишкой и каким-то образом вырвался посмотреть на эксгумацию.Сторожа рассказывали подробности казни, как комиссар Атарбеков (позднее был очень известным деятелем, но разбился на самолете) отрубил руку Рузскому.Впечатление, конечно, было ужасное.

    Вообще ужасов в то время было очень много, они произвели тяжелое впечатление.Но они все больше побуждали меня к чтению и учебе.Таким образом я уходил от всего ужасного, происходившего вокруг.

    После Пятигорска мы переехали во Владикавказ, где тоже были прекрасные учителя.Например, русский язык преподавал осетин Иван Мациевич Абаев.С каким вдохновением он читал нам произведения русских классиков! Он давал нам понять, как это чудесно, и сам восхищался…

    «Чуден Днепр при тихой погоде… Сафонов! Какая красота, а ты балуешься…»; или – «Ликует буйный Рим.Торжественно гремит рукоплесканьями широкая арена», а он: «Сафонов! Хорошо как, а ты опять балуешься…».

    Говорили о каком-то угнетении народов, а ведь Абаев был осетин, и не из города, а из села Абайтикау (это недалеко, между Военно-Осетинской и Военно-Грузинской дорогой).Вот чего он достиг – в Москве мы встретили его потом в Главпрофобре, там он работал.

    После пятого класса мы перешли в промышленно-экономический техникум, так как утвердилась советская власть и началась перестройка школы.Мы перешли на общий курс, где не было специальных предметов, а были только общие.

    Когда я перешел после гимназии в трудовую школу (она называлась 5-я совтрудшкола), моими одноклассниками были армяне, грузины, евреи, осетины, русские.Мы жили все дружно, по-хорошему.

    После гимназии еще до поступления в 5-ю совтрудшколу я проучился два года в промышленно-экономическом техникуме, где на первых курсах преподавали общеобразовательные предметы.Тогда мне было13 лет.

    К началу 1920-х годов во Владикавказе оказалось большое количество профессоров из Москвы, Харькова и Петербурга, которые спасались от голода.Они организовали там политехнический институт.Директор нашего техникум Николай Николаевич Добровольский, бывший до этого директором какого-то института в Нижнем Новгороде, очень умный человек, считал, что надо всесторонне развивать детей (а его сын учился вместе с нами), и потому приглашал профессоров из политехнического института читать лекции по предметам, которые никакого отношения к промышленно-экономическому техникуму не имели.

    Так, геологию и палеонтологию нам читал профессор, доктор наук Владимир Федорович Раздорский.В свое время он окончил университет и высшее техническое училище в Москве и, таким образом, имел два высших образования.Он был большим специалистом по ботанике, интересовался механикой растений и проводил соответствующие опыты, например, прикреплял растения к вращающемуся колесу и наблюдал, как центробежная сила влияет на их рост.Владимир Федорович был прекрасным педагогом.

    Профессор Рязанцев Николай Федорович преподавал физиологию.Он был доктором наук, получил образование и ученую степень в Англии.Потом из Владикавказа он уехал в Ростов и там в университете стал ведущим профессором физиологии.Географию читал Георгий Богданович Богданов, который потом был профессором энтомологии в сельскохозяйственном институте.

    Еще был преподаватель математики, мало смысливший в ней.Его звали Александр Лаврентьевич.Человек он был славный, симпатичный, но мало что нам дал.Раньше он был владельцем бани.После революции ее реквизировали, и у нас был стишок:

    «Баня с треском прогорела.

    За какое взяться дело?

    и Лаврентьича спасла».

    После двух лет обучения в техникуме я понял, что специальные предметы в промышленно-экономическом техникуме, которые были на старших курсах, меня не могут интересовать.Поэтому я решил уйти из техникума.

    В это время во Владикавказе открылись «курсы повышенного типа», что-то вроде выпускных классов средней школы.Помещались они в здании совтрудшколы № 5.Когда мы окончили эти курсы, нам дали аттестат зрелости именно этой школы.

    Директором «курсов повышенного типа» был И.Федосеев , тоже приехавший откуда-то.Он был историком и прекрасно излагал историю Греции.Историю Французской революции нам читал Румянцев, это был отдельный предмет.Я с увлечением изучал его по книге автора Блоса и знал деятельность революционеров – Марата, Дантона, Робеспьера, Биловарне – «наизусть».

    Все учителя на курсах были хорошими, но самым лучшим был Николай Евграфович Степанов, бывший директор реального училища Харькова, приехавший во Владикавказ «от голода».Он был замечательным математиком и увлек математикой меня.

    В нашей гимназии был прекрасный преподаватель Александр Александрович Максимов.Он окончил Московский университет.А.А.Максимов преподавал геодезию во Владикавказском сельскохозяйственном институте (все преподаватели там были очень высокой эрудиции).Он встретил меня на каком-то концерте и спросил, куда я собираюсь поступать.Я сказал, что в Московский университет на математический факультет.Он говорит: «Правильно! Я могу сообщить тебе о классификации наук Огюста Конта».Я до сих пор помню ее: на первом месте – математика, затем физика и т.д.Это навело меня и моих товарищей на мысль, что мы должны быть математиками.Слово «математика» происходит от греческого «матезис», что означает «наука».Отсюда делается понятным ее значение, если греки называли наукой только математику.

    В то время вышла книга знаменитого физика Арнольда Зоммерфельда «Атом и спектры».Мне хотелось ее купить, но денег у меня не было.Эту книгу мне подарила мама со своей надписью: «Математику, но прирожденному юристу, Володику».Она считала, что я должен быть юристом.

    Годы были голодные.Материально было очень тяжело.Мне приходилось работать на огороде, я ходил туда босиком.Возвращался с огорода, умывался и бежал на концерт.В то время в городе был прекрасный симфонический оркестр, и перед каждым концертом музыковед читал лекции о тех произведениях, которые исполнялись.

    Иногда вечером я шел или в театр, или в цирк.В то время во Владикавказ приехала труппа, возглавляемая Н.Н.Синельниковым, выдающимся режиссером из Харькова, и с ним приехало много артистов.Приезжал на гастроли выдающийся артист Павел Николаевич Орленев, известный актер Московского художественного театра.Этот талантливый артист решил не замыкаться в стенах одного театра и ездил по провинциям, передавал людям свое искусство.

    Когда денег на билет в цирк я не имел, то залезал на крышу.Она была брезентовая, шатровая, и в отверстия в ней я наблюдал за представлением.Особенно мне нравилась борьба.Я до сих пор помню фамилии тех борцов: Джое Моро, Сали Сулейман Старший, Сали Сулейман Младший, Альберт Альберг, Карл Андерсен, Черная Маска, Красная Маска, Пестрая Маска.Они назывались Масками, пока их не положат на обе лопатки, и после этого объявляли их фамилии.

    О моей вере и религиозных убеждениях.Заповедь матери

    Во время учебы в техникуме мы с моим другом Колей стали интересоваться науками и читать книги.Так, мы прочли книги Ильи Ильича Мечникова, замечательного физиолога, работавшего в Париже.Но его книгами мы были не очень удовлетворены.Другими книгами были: «Этюды о природе человека», «Этюды об оптимизме», «Сорок лет исканий рационального мировоззрения».То же можно сказать и о книге профессора Петербургского университета, будущего вице-президента Академии наук СССР Владимира Андреевича Стеклова «Значение математики».Мы прочли также книги Анри Пуанкаре: «Ценность науки», «Наука и гипотеза», «Наука и метод», переведенные математиком Николаем Михайловичем Соловьевым (позже мы познакомились, он оказался очень интересным человеком).Мы читали книжку Ореста Даниловича Хвольсона, профессора Петербургского университета, автора трехтомного сочинения по физике «Гегель, Геккель, Кусут и 12-я заповедь».12-я заповедь: «Не пиши о том, чего не знаешь».Хвольсон критиковал кое в чем Гегеля и особенно Геккеля.

    На базе чтения у нас образовался кружок самообразования, куда входили еще Куциев, Бугаевский (из казаков).Мы собирались, обсуждали прочитанное, сильно спорили, были очень серьезны и даже начали поднимать кверху нос от очень большой «развитости».Но мы были еще детьми, нам было по 14 – 15 лет, и мы, конечно, мальчишествовали.

    Все профессора, с которыми я сталкивался в промышленно-экономическом техникуме во Владикавказе, были замечательными.Ни один из них не был кощунником, ни один из них не проповедовал атеизм.Однако, из всего того, что они нам преподавали, вытекало, что между наукой и религией существует глубочайшая пропасть, что лишь люди неученые могут быть религиозными, что наука открыла что-то такое, новое, что находится в явном противоречии с религией.Прочитанные мной книги Мечникова, Дарвина, Тимирязева были далеко не религиозного характера.

    Моя мать была очень религиозным человеком и соответственно воспитывала меня.С детства я ходил с ней в храм, исповедовался, причащался.Но в то время у меня начали появляться сомнения.Матери своей я как-то откровенно высказал, что мне трудно идти на исповедь, посещать храм, поскольку я чувствую, что у меня есть сомнения в истинности христианства и любого другого религиозного учения; даже начал сомневаться в существовании Бога.Тогда мне было 15 лет.

    Мама была очень начитанным человеком, хотя высшего образования не имела.Она мне сказала то, что я на всю жизнь запомнил и часто об этом рассказываю: «Володя, ты имеешь одностороннюю информацию от профессоров по школе, которые тебя учат, из книг, которые ты читаешь.Ты не прочитал ни одной богословской книги, ни одной книги в защиту религии.Я тебе вот что хочу сказать.Ты собираешься ехать в Москву, почитай там другую литературу – богословского характера.И если ты, вернувшись из Москвы, скажешь мне, что ты стал атеистом, то мне будет больно, но я смогу тебя уважать.А вот сейчас, если ты перестанешь ходить в храм на основании каких-то полученных односторонних сведений, мне непонятных, то я не смогу тебя уважать».

    И это на меня подействовало.Мать я любил и понял, что надо сдерживать себя, продолжать пока, хотя бы «по инерции», ходить в храм, а там дальше, после знакомства с новыми книгами, – что получится.

    Эта заповедь матери отложилась у меня в уме и сердце на всю жизнь.Потом я воспринял ее и по-другому.

    Действительно, в римском праве есть такое изречение: «Выслушай другую сторону!» То есть – никогда не принимай окончательного решения, пока не выслушаешь «другую сторону».И я, будучи уже заведующим кафедрой, много лет помнил это.Бывали случаи, когда студенты жаловались мне на своих преподавателей.Однако прежде я старался выслушать «другую сторону», то есть преподавателей, а потом уже принимать какое-то решение.Это – то же самое, что сказала моя мать.Хотя римского права она не знала, это было ее внутренним убеждением.

    Мама умерла от туберкулеза в 1929 году во Владикавказе.Отец много пережил, был в трех концлагерях.С ним мы переписывались, один раз я нелегально проникал к нему в концентрационный лагерь под Новокузнецком, когда там строился металлургический комбинат.Лагерь располагался под Новокузнецком за 100 – 200 километров .Туда проходила узкоколейка.Заключенные занимались там лесоповалом и строительством железной дороги.Потом отец был освобожден из лагеря, жил в Казани, работал бухгалтером.Он и умер в Казани в 1944 году.

    Из книги В.Н.Щелкачева «Дорога к истине» ( – М.: Изд-во «Нефтяное хозяйство», 2007.– 304 с.)

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Валентин Пырьев
    Написано статей
    1036
    Ссылка на основную публикацию