Гельштат терапия

Тема статьи: Гельштат терапия - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

4 принципа гештальт-терапии, которые помогут распутать внутренние узлы

4 кита, на которых держится земля под названием «гештальт-терапия».

Незнакомое слово «гештальт» многим еще режет слух, хотя, если разобраться, гештальт-терапия – не такая уж незнакомка.Многие понятия и приемы, разработанные ею за 50 лет существования, стали буквально «народными», поскольку так или иначе включены в различные направления современной психотерапии.Это принцип «здесь и сейчас», позаимствованный из восточной философии; холистический подход, рассматривающий человека и мир как целостное явление.Это принцип саморегуляции и взаимообмена со средой и парадоксальная теория изменений: они происходят, когда человек становится тем, кто он есть, а не старается быть тем, кем он не является.Это, наконец, техника «пустого стула», когда ты высказываешь свои претензии не реальному, а воображаемому собеседнику – начальнику, другу, собственной лени.

Гештальт-терапия – самое универсальное направление психотерапии, дающее основу для любой работы с внутренним миром – от борьбы с детскими страхами до коучинга первых лиц.Гештальт-терапия воспринимает человека как целостное явление, в котором одновременно и постоянно есть сознательное и бессознательное, тело и разум, любовь и ненависть, прошлое и планы на будущее.И все это – только здесь и сейчас, поскольку прошлого уже нет, а будущее еще не наступило.Человек так устроен, что не может существовать изолированно, как «вещь в себе».Внешний мир отнюдь не враждебен нам (как утверждал психоанализ), напротив, он является той средой, которая нас питает и в которой единственно возможна наша жизнь.Только в контакте с внешним миром мы можем взять то, чего нам не хватает, и отдать то, что нас переполняет.Когда этот взаимообмен нарушается, мы застываем и жизнь становится похожа на заброшенную арену цирка, где давно погас свет, ушли зрители, а мы привычно все ходим и ходим по кругу.

Цель гештальт-терапии даже не в том, чтобы осознать, почему мы ходим по этому кругу, а в том, чтобы восстановить свободу в отношениях с миром: мы вольны уходить и возвращаться, бегать по кругу или спать под открытым небом.

Внучка за бабку

Гештальт-терапию называют внучкой психоанализа.Ее основатель, австрийский психиатр Фредерик Перлз, в начале профессионального пути был фрейдистом, но, как всякий хороший ученик, пошел дальше своего учителя, объединив западные психотерапевтические школы с идеями восточной философии.Для создания нового направления (впрочем, как и для личной жизни Перлза) важную роль сыграло его знакомство с Лаурой, доктором гештальт-психологии, ставшей впоследствии его женой.Само слово gestalt (нем.) точного перевода не имеет.Приблизительно оно обозначает законченный образ, целостную структуру.В начале XX века возникла школа экспериментальной психологии, получившая название «гештальт-психология».Ее суть в том, что мы воспринимаем мир как совокупность целостных образов и явлений (гештальтов).Нармипер, бкувы в солве могту слдеоавть в лоюбм пояркде – мы все равно понимаем смысл.Если мы видим что-то незнакомое, мозг сначала быстренько пытается отыскать, на что же это похоже, и под это подогнать новую информацию.И только если это не удается, включается ориентировочный рефлекс: «Что такое?»

На постулаты нового направления сильно повлияла теория «поля», разработанная гештальт-психологом Куртом Левиным.По сути, это открытие показало: в мире есть все, что нам нужно, но видим мы только то, что хотим увидеть, что нам важно в данный момент нашей жизни, а остальное становится незаметным фоном, проносится мимо, как пейзаж за окном автомобиля.Когда нам холодно – мы мечтаем о тепле и уюте, когда ищем сапоги – смотрим всем на ноги.Когда влюблены, все остальные мужчины перестают для нас существовать.

Еще одна теория – «незавершенных действий» – экспериментально выяснила, что лучше всего запоминаются незаконченные дела.Пока работа не сделана, мы не свободны.Она нас держит, как невидимый поводок, не давая уйти.Мы все прекрасно знаем, как это бывает, потому что каждый хотя бы раз бродил возле стола с недописанной курсовой, не в силах уже ее писать, но и не в состоянии заняться чем-то другим.

В жизни Перлза случилась череда встреч, повлиявших на возникновение теории гештальт-терапии.Некоторое время он работал ассистентом у врача Курта Гольдштейна, практиковавшего целостный подход к человеку, не считая возможным разделять его на органы, части или функции.Благодаря Вильгельму Райху, который ввел телесное измерение в психотерапевтическую работу, гештальт-терапия стала первым направлением, рассматривающим телесные проявления не как отдельно существующие симптомы, требующие лечения, а как один из способов переживания внутренних, эмоциональных конфликтов.На взгляды Перлза оказали также сильное влияние идеи экзистенциализма 20–30-х годов.

Ну и, наконец, суть и философия гештальт-терапии, ее взгляд на мир как на процесс, а на человека как на путника, ее любовь к парадоксам, стремление к истине, скрытой в глубине каждого, – все это удивительно перекликается с идеями буддизма и даосизма.

Миссия выполнима

В основу своей теории Перлз положил представление о балансе и саморегуляции, то есть по сути – о мудрости природы.Если человеку ничто не помешает, он неизбежно будет счастлив и доволен – как дерево, растущее в благоприятных условиях, способное взять все необходимое для собственного роста.Мы дети этого мира, и в нем есть все, что нам нужно для счастья.

Перлз создал красивую теорию о цикле контакта с окружающей средой.Что это такое, можно легко понять на простом примере вашего обеда.Как все начинается? Сначала вы чувствуете голод.Из этого ощущения рождается желание – голод утолить.Потом вы соотносите свое желание с окружающей действительностью и начинаете искать способы для его реализации.И наконец, наступает момент встречи с объектом вашей потребности.Если все прошло как надо, вы довольны процессом и результатом, вы сыты и почти счастливы.Цикл завершен.

В этот большой цикл контакта включено много маленьких: возможно, вам нужно было закончить или перенести какое-то дело, чтобы пойти пообедать, или вы пошли на ланч с кем-то из коллег.Вам нужно было одеться, чтобы выйти на улицу, а потом из множества блюд выбрать то, что вы хотите (и можете себе позволить) именно сейчас.Точно так же сам обед мог быть включен в больший гештальт под названием «Деловая встреча» (или «Романтическое свидание», или «Наконец-то повидаемся»).А этот гештальт – в еще больший («Поиск работы», «Продвижение в карьере», «Сумасшедший роман», «Создание семьи»).Так вся наша жизнь (и жизнь всего человечества) – как матрешка, сложена из разных гештальтов: от перехода улицы до строительства Великой Китайской стены, от минутного разговора со знакомым на улице до пятидесяти лет семейной жизни.

Причины нашей неудовлетворенности в жизни кроются в том, что какие-то циклы контакта где-то прерываются, гештальты остаются не завершены.А мы при этом, с одной стороны, заняты (пока работа не выполнена, мы не свободны), а с другой – голодны, поскольку удовлетворение возможно, только когда дело сделано (обед съеден, свадьба состоялась, жизнь удалась).

И здесь – один из ключевых моментов гештальт-терапии.Перлз сосредоточил свое внимание не на том, как внешний мир нам мешает, а на том, как мы сами не даем себе быть счастливыми.Поскольку (вспоминаем теорию поля) в этом мире есть все, но для нас существует только то, что мы сами выделяем из фона.А мы можем выделить или свое бессилие перед злыми обстоятельствами, которые не пустили нас обедать, или возможность как-то изменить их.Тот кто хочет – ищет способы, а кто не хочет – причины.И по сути, люди отличаются друг от друга не столько тем, какие обстоятельства им достались, а тем, как они реагируют на них.Очевидно, что сотрудник, склонный чувствовать бессилие перед начальником-самодуром, гораздо вернее останется голодным, потому что он сам себя останавливает куда более эффективно, чем его начальник.

Задача терапии – найти место и способ прерывания контакта, выяснить, как и зачем человек себя останавливает, и восстановить нормальный круговорот событий в природе.

Стерео-эффект

Гештальт-терапию иногда называют терапией контакта.В этом ее уникальность.До сих пор это единственная практика, в которой терапевт работает «собой», в отличие от классического психоанализа, где сохраняется максимально нейтральная позиция («чистый лист»).Во время сеанса гештальт-терапевт имеет право на собственные чувства и желания и, осознавая их, предъявляет их клиенту, если того требует процесс.Люди обращаются к терапевту, когда хотят что-то изменить – в себе или в своей жизни.Но он отказывается от роли человека, который «знает, как надо», не дает директивных указаний или интерпретаций, как в психоанализе, и становится тем, кто способствует встрече клиента с его сутью.Сам терапевт воплощает в себе тот кусочек мира, с которым клиент пытается построить привычные (и неэффективные) отношения.Клиент, общаясь с терапевтом, стремится перенести на него свои стереотипы о людях, о том, как они «должны» вести себя и как они «обычно» реагируют на него, и наталкивается на спонтанную реакцию терапевта, который не считает нужным приспосабливаться к изменчивому миру того, с кем находится в контакте.Очень часто эта реакция не вписывается в «сценарий» клиента и вынуждает последнего сделать решающий шаг за привычный барьер своих ожиданий, представлений, страхов или обид.Он начинает исследовать свои реакции на непривычную ситуацию – прямо здесь и сейчас – и свои новые возможности или ограничения.И приходит в конце концов к тому, что, выстраивая отношения, каждый может оставаться самим собой и в то же время сохранять интимный контакт с другим.Он обретает или восстанавливает утраченную свободу выйти из сценария, из привычного круга.Он сам получает опыт нового, другого взаимодействия.Дальше он уже может встраивать этот опыт в свою жизнь.

Цель такой терапии – вернуть человеку самого себя, восстановить свободу обращения со своей жизнью.Клиент – не пассивный объект анализа, а равноправный творец и участник терапевтического процесса.Ведь только он сам знает, где его волшебная дверца и золотой ключик к ней.Даже если хорошо забыл или не хочет смотреть в нужную сторону, но он – знает.

За все в ответе

Есть несколько «китов», на которых держится земля под названием «гештальт-терапия».

Осознавание – чувственный опыт, переживание себя в контакте.Это один из тех моментов, когда я «нутром» знаю, кто я, какой и что со мной происходит.Это переживается как инсайт, а в какой-то момент жизни осознавание становится непрерывным.

Осознавание неизбежно влечет за собой ответственность, но не как вину, а как авторство: это не со мной происходит, это я так живу.Не голова болит, а я чувствую боль и сжатие в голове, не мной манипулируют, а я соглашаюсь быть объектом манипуляции.Вначале принятие ответственности вызывает сопротивление, так как лишает огромных выгод от психологических игр и показывает «изнанку» человеческих подвигов и страданий.Но если найти в себе мужество встретиться со своей «тенью», нас ждет вознаграждение – мы начинаем понимать, что имеем власть над собственной жизнью и над отношениями с другими людьми.Ведь если это делаю я, то я же могу и переделать! Мы осваиваем свои владения и рано или поздно доходим до их границ.

Так, после переживания эйфории власти мы встречаемся с неподвластным – со временем и потерями, с любовью и печалью, со своей силой и слабостью, с решениями и поступками других людей.Мы смиряемся и принимаем не только этот мир, но и себя в нем, после чего терапия заканчивается, а жизнь продолжается.

Принцип реальности. Его легко объяснить, но трудно принять.Существует некая реальность (данная нам в ощущениях), но есть и наше мнение о ней, наша интерпретация происходящего.Эти реакции гораздо разнообразнее фактов, и они часто оказываются настолько сильнее ощущений, что мы долго и всерьез решаем задачку: это король голый или я глупый?

Гештальт-терапию иногда называют «терапия очевидным».Терапевт опирается не на мысли клиента и не на свои обобщения, а на то, что видит и слышит.Он избегает оценок и интерпретаций, но задает вопросы «что?» и «как?».Практика показала: достаточно сосредоточить внимание на процессе (что происходит и как происходит), а не на содержании (что обсуждается), чтобы человек воскликнул то самое «ага!».Распространенная реакция на встречу с реальностью – сопротивление, потому что человек лишается иллюзий, розовых очков.«Да, это была правда.Но какая-то вероломная правда», – призналась одна из участниц группы.Кроме того, реальность иногда вынуждает человека признать, что король действительно гол, и тогда жить, как раньше, уже не получится.А новизна пугает.

Здесь и сейчас. Будущего еще нет, прошлое уже произошло, мы живем настоящим.Только здесь и сейчас я пишу этот текст, а вы его читаете, или вспоминаете то, что было, или строите планы на будущее.Только здесь и сейчас возможно изменение.

Этот принцип совсем не отрицает нашего прошлого.Опыт клиента, поле его жизни никуда не исчезает и определяет его поведение в каждый момент, в том числе и на сеансе.И тем не менее здесь и сейчас он разговаривает с терапевтом – и почему именно об этом? Что есть здесь и сейчас, что могло бы пригодиться (в настоящий момент)?

Диалог в гештальт-терапии – это встреча двух миров: клиента и терапевта, человека и человека.Когда миры соприкасаются, в этом контакте возможно исследование границы, существующей между «мной» и «не-мной».Клиент (иногда впервые!) получает опыт переживаний, возникающих в процессе взаимодействия с тем, кто является «не мной» при одновременном сохранении собственной идентичности.Это те Я–Ты отношения, в которых есть Я со своими чувствами, Ты со своими чувствами и то живое, неповторимое, что происходит между ними (происходит впервые, сию минуту и больше никогда не повторится).

Это уникальный опыт, поскольку терапевт – человек вне жизни клиента, которому ничего от него не надо, и он действительно может позволить клиенту быть собой и переживать то, что он переживает, не пытаясь повлиять на его чувства.

Гештальт-терапия – вне морали и политики.Единственная ее задача – сделать внутренний мир клиента доступным для него самого, вернуть человека самому себе.У нее нет воспитательных целей.Ей совершенно все равно, будет человек выращивать капусту или править королевством, – важно, чтобы каждый жил свою жизнь, занимался своим делом и любил своей любовью.

Идущие вместе

В классическом психоанализе и в бытовом сознании индивидуальность и социум противопоставляются друг другу.В обыденной жизни у нас часто бывает представление (и ощущение), что другой человек ограничивает нашу свободу, поскольку она заканчивается там, где начинается нос соседа.Тогда самым логичным кажется вывод, что чем меньше вокруг людей и чем мы от них дальше, тем более мы свободны, тем легче быть самим собой.То есть, говоря психологическим языком, для глубокой индивидуализации необходимо одиночество.В большинстве философских практик процесс индивидуализации предполагает погружение в себя и уход от мира.

Возможно, на каком-то этапе это действительно необходимо.Но гештальт-терапия утверждает: чтобы прийти к себе, необходимо прийти к другим.Иди к другому человеку – и там ты найдешь свою сущность.Иди в мир – и там ты обретешь себя.

Но почему контакт с миром и другим человеком позволяет осуществить индивидуализацию? Наедине с собой мы можем думать о себе все что угодно.Но мы никогда не узнаем, правда ли это, пока не вступим во взаимодействие с миром.Человек может думать, что легко поднимет автомобиль, пока не попробует, – на самом деле нет этой способности, а есть только фантазии о ней.Это ложное Я, ложная уникальность.Истинная уникальность предполагает реальное действие в реальном мире.

Что происходит с нашей уникальностью, когда она встречается с уникальностью другого? Лишь при соприкосновении с миром (другим человеком) наша уникальность обретает практический характер.Сталкиваются две реальности, рождая третью.Таким образом происходит социализация индивидуальности: самобытность человека – неповторимость его функций, – и это определяет его ценность для других.Вынесенная на границу контакта индивидуальность превращается в функцию для других.Например: «Я авторитарный» – &ldauo;Ну, тогда руководи».«Я поэт» – «А сделай так, чтобы запела душа».

Таким образом, мы выходим за пределы определения социума как сдерживающих рамок и предписаний, они просто перестают играть определяющую роль.Значимым становится то, что в человеке представляет ценность для других.И что в других представляет ценность для этого человека.Это наш опыт, переживания и идеи, наши неповторимые особенности или просто способности, которых нет у другого.Это обусловливает нашу нуждаемость друг в друге и определяет наши отношения.

Помните молитву, которую приписывают оптинским старцам: «Господи, дай мне сил изменить то, что я не могу вынести! Господи, дай мне терпения вынести то, что я не могу изменить! И, Господи, дай мне мудрости отличить первое от второго!» У меня есть впечатление, что гештальт-терапия постепенно учит меня этой мудрости.Она сделала мою жизнь интересной, поскольку помогает быть очень избирательной, быстро отказываться от того, что мне не подходит, искать и находить то, что мне нужно.И все, что происходит в моей жизни: люди, дело, увлечения, книги, – это то, что мне нравится, интересно и нужно.

Еще гештальт-терапия подарила мне покой.Я могу доверять той реке, которой является моя жизнь.Она дает мне знать, когда и где я должна быть начеку, а когда и где я могу бросить весла и просто отдаться потоку и солнцу.

Основные положения, методы и техники гештальт-терапии

Что это такое?

Гештальт-терапия — это метод практической психологии, направленный на осознание и анализ пациентами всего невысказанного, подавленного и незавершенного в жизни, с целью избавления от проблем и гармонизации личности.

Гештальт-подход основан на собственных теоретических тезисах, постулатах психоанализа, элементах психодрамы и биоэнергетики.

Пройдя гештальт-терапию, человек начинает видеть, ощущать и понимать собственную личность не как набор отдельных черт характера, качеств, желаний, запретов и способностей, а целиком как единый организм, которым он может управлять.В процессе лечения терапевт помогает пациенту “извлечь” из подсознания “болезненные” воспоминания, образы, мысли, чувства и “поработать” над ними.

В итоге должен получиться гештальт (внутренний образ проблемы и преграды к выражению эмоций).Его пошаговый анализ позволяет людям выстраивать гармоничные отношения с собой, близкими людьми и окружающим миром так, чтобы получать при этом удовольствие и положительные эмоции.

Изменение привычного восприятия себя, своего поведения, возрождение искренности и умения радоваться, переосмысление поступков и взаимоотношений — вот что такое гештальт-терапия простым языком.

На своих консультациях или групповых тренингах гештальт-терапевты учат пациентов:

  • всегда опираться на свои желания и потребности, с учетом реальности и обстоятельств;
  • не подавлять своих чувств и не накапливать негатива;
  • выражать себя в общении, творчестве, деятельности.
  • Основные положения гештальт-подхода — это:

  • развитие внимательного отношения и быстрого отклика на любые собственные эмоции;
  • обогащение, увеличение и сохранение внутренней энергетики;
  • раскрепощенность проявления телесных реакций;
  • стремление у аутентичности (выстраиванию гармоничных отношений со своим организмом).
  • Цикл действий в такой терапии

    Кроме того, в обществе слишком эмоциональный мужчина считается слабым, поэтому говорить о своих проблемах многим представителям сильного пола непросто даже при встрече с психотерапевтом.

    Основные методы и техники

    В гештальт-подходе используются:

  • работа с чувствами;
  • упражнения на выражение своего состояния движениями тела;
  • анализ снов и воспоминаний;
  • работа с вымышленными персонажами (обыгрывание ситуаций и чувств).
  • Процесс терапии считается эффективным:

  • если он длится не больше 2-х лет;
  • показывает пациентам сильные черты их личности;
  • способствует позитивному восприятию себя в мире.
  • Этапы гештальт-терапии:

  • поиск проблем, явного и “замаскированного” негатива у клиентов, слабых сторон их личности;
  • анализ и “отпускание” обнаруженных препятствий;
  • формирование доверия к собственной сфере чувств и обучение свободному выражению эмоций (с учетом социальных норм и правил).
  • Задача гештальт-терапевта помочь пациенту увидеть каким образом он “препятствует” удовлетворению своих потребностей, какие психологические блоки он выставляет и вместе найти приемлемые способы их удовлетворения.

    Задача клиента — рефлексия (осознание и выражение) своих чувств и связанных с ними поступков.
    Основная стратегия гештальт-терапии — это развитие желания принятия себя (техники изменения личности в ней практически не используются).

    Терапевты гештальт-подхода в своей работе оперируют специальными терминами:

    1.Интерпроекция.Подмена реальных потребностей людей навязанными (обществом, традициями, значимыми людьми).

    2.Конфлюэнция (отсутствие границ между внешней средой и организмом).Слияние чувств и поступков с целью получения максимального удовлетворения от жизни.

    3.Ретрофлексия.“Замораживание” в подсознании своих потребностей и желаний.

    4.Цикл-контакт.Процесс формирования в сознании клиента образа препятствия, выражения чувств относительно проблемы, разрушения гештальта.

    5.Преконтакт.Стадия формирования гештальта с преобладанием ощущений его фона (на основе телесных ощущений возникает образ главенствующего чувства).

    6.Контактинг.Свободное выражение чувств и преодоления эмоциональных ” зажимов”.

    7.Финальный контакт.Отождествление себя с гештальт-образом, осознание единства чувств и действий.

    8.Эготизм.Самопрерывание цепочки гештальт-терапии.Уход от осознания потребности, предотвращение перехода в финальный контакт и застревание на контактинге.

    9.Постконтакт.Растворение фигуры гештальта в фоне.Получение и закрепление опыта эмоционального и телесного выражения чувств.

    А вот что это такое простыми словами:

  • осознание своих эмоций в состоянии покоя;
  • анализ чувств и желаний при возникновении раздражителя;
  • формирование целостного образа (гештальта) провоцирующего фактора и реакции на него;
  • эмоциональное реагирование на него;
  • катарсис (снятие напряжения и возникновение удовлетворения);
  • возвращение к гармоничному состоянию
  • Упражнения

    Индивидуальные или групповые занятия с гештальт-терапевтом позволяют
    шаг за шагом “обнажить” эмоциональные “шлаки” в подсознании клиентов, привести их к осознанию проблемной ситуации, научить проявлять себя согласно внутренним порывам и жить в гармонии со своим организмом.

    В начале терапии используются упражнения, направленные на фокусировку чувств и их рефлексию, затем используются техники высвобождения негативных эмоций.Врач осуществляет общее руководство процессом формирования гештальта, он заостряет внимание пациентов на проблемных моментах, поощряя осознание необходимости свободного выражения своих эмоций.

    Примеры упражнений:

    1.“Горячий стул”.Клиент садиться в центр группы (на тренингах обычно участники сидят по кругу) и ему предлагается рассказать о том, что его беспокоит.После диалога с пациентом на “горячем стуле” тренер просит выразить чувства и ощущения других участников.Все они должны побывать в центре круга.

    2.Осознание.Здесь пациенты рассказывают об ощущениях и мыслях в настоящий момент.

    3.Усиление телесных проявлений во время занятий.Любые невербальные жесты участников тренинга терапевт просит утрировать, например, постукивание пальцев превратить в “барабанную” дробь.

    4.Челночное движение.Нагнетание фона к фигуре.Если клиент сообщает об одиночестве, терапевт старается максимально негативно “окрасить” фон, т.е.делает акцент на телесных проявлениях (дрожи, сжимании рук или ног и т.д.).

    5.“Пустой стул”.В этом упражнении на стуле в центре пациенты ведут диалог не с реальным человеком, а с воображаемым, умершим или самим собой.

    6.Совершение кругов.Все члены группы по кругу высказываются друг друге.

    Гештальт-терапия сложное направление в психологии, с философским и гуманистическим уклоном и для того, что бы изучить ее практически необходимо обучиться у профессионалов.

    В наши дни учебные курсы можно пройти в образовательных учреждениях: очно, заочно и даже онлайн .

    В Москве лекции и мастер классы от профессоров, доцентов и ведущих специалистов предлагает институт гештальт терапии и центры по повышению квалификации в области психологии.Желающие могут познакомиться как с базовыми понятиями гештальт-метода, так и с его тонкостями.

    Обучение организуется так, что теория и практикум чередуются, что позволяет участникам группы закрепить знания через личный опыт участия в психотерапевтических занятиях.

    Изучение гештальт-терапии необходимо :

  • для специалистов, которые планируют использовать этот метод в своей практике;
  • для психотерапевтов, желающих поработать над собственными проблемами;
  • для практикующих психологов и психиатров, которые хотят расширить свои знания по профессии.
  • О гештальт-терапии своими словами.

    О гештальт-терапии своими словами.

    Я долго собиралась с силами, чтобы написать небольшую и понятную статью о том, что такое гештальт-терапия.Во-первых, меня часто спрашивают о том, чем я занимаюсь.Во-вторых, хочется и самой поделиться.В-третьих, всё-таки профессионалу, на мой взгляд, важно уметь рассказать о своей деятельности просто, ясно и, по возможности, коротко.

    На самом деле, для меня это сложно.Как уместить всё важное и интересное, что я знаю, всего в нескольких страницах? Каждый раз, когда я начинала писать, мне казалось, что я что-то упускаю, что-то недоговариваю.Что-то важное, существенное, необходимое для понимания.

    А рассказать всё-таки хочется.И сейчас я попробую.Пусть рассказ будет очень субъективным и далеко не полным.Сейчас для меня важно, что он будет именно мой.

    Надеюсь, что у меня получится, и рассказ окажется интересным, полезным и, может быть, даже важным для кого-то ещё кроме меня.

    Гештальт.Как много в этом слове…

    Начну с самого понятия «гештальт».

    Слово «гештальт» пришло к нам из немецкого языка (gestalt).В словарях в качестве перевода вы найдёте: форма, целостная форма, структура, образ и т.д.

    Наиболее понятным для меня является определение гештальта как целостного образа, несводимого к сумме его частей.

    Учёными установлено, что человек воспринимает действительность целостными структурами (гештальтами).То есть в процессе восприятия отдельные элементы действительности объединяются в единый осмысленный образ и становятся ясной целостной фигурой на фоне каких-то других элементов, которые в данный образ не вошли.

    Очень ярким и простым примером может служить следующий текст:

    «По рзелульаттам илссеовадний одонго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве.Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете.Осатьлыне бкувымгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм.Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.»

    Итак, мы читаем не отдельные буквы, а в некотором смысле сумму букв.В процессе восприятия мы очень быстро объединяем буквы в единые понятные нам слова.

    Читая этот текст, мы с большей вероятностью выделяем в нём слова, чем пробелы.Можно сказать так, что слова данного текста становятся для нас фигурой, а пробелы являются фоном.Необходимым фоном – для того, чтобы именно такие слова мы увидели, а не какие-то другие.Если пробелы убрать, то восприятие текста окажется существенно затруднено.

    Гештальт – это целостная форма, образ, который приобретает уже совсем иные свойства, чем свойства составляющих его элементов.Поэтому гештальт не может быть понят, изучен путём простого суммирования составляющих его частей:

    1. Текст, написанный выше в качестве примера – это не то же самое, что простая сумма входящих в него букв, знаков препинания, пробелов и т.д.
    2. Мелодия и простой набор звуков, её составляющих – это не одно и то же.
    3. Яблоко, увиденное на прилавке магазина не равно «круглая форма + красный цвет»
    4. «Казнить, нельзя помиловать» или «Казнить нельзя, помиловать».Элементы одинаковы.Но фразы кардинально отличаются друг от друга по смыслу.

    На восприятие человека в каждый конкретный момент действует много факторов – внутренних и внешних.К внешним мы можем отнести особенности окружающей среды.Если вернуться к примеру с текстом, то имеет значение, какие именно буквы написаны, в каком порядке расставлены слова, каким шрифтом они написаны.каково освещение в вашей комнате сейчас и многое, многое другое.

    К внутренним факторам относятся: прошлый опыт, сиюминутное состояние организма (психологическое, физиологическое), устойчивые индивидуально-психологические особенности (черты характера, особенности мировоззрения, убеждений, взглядов на мир, особенности нервной системы и т.д.).Влияние внутренних факторов на восприятие человека ярко иллюстрируют такие известные в народе фразы: «У кого что болит, тот о том и говорит», «Каждый понимает в меру своей испорченности», «Кто что хочет видеть, то и видит», «Смотреть на мир через розовые очки» и т.д.

    Внешние и внутренние факторы, действуя вместе, взаимно влияют на то, как человек воспримет тот или иной объект, явление, ту или иную ситуацию.

    Я нередко сталкиваюсь с тем, что начинающие студенты и просто интересующиеся путают, объединяют понятия гештальт-психология и гештальт-терапия.

    А это не одно и то же.

    Гештальт-психология – это научная школа психологии, немецкая по своему происхождению, которая возникла в связи с исследованиями восприятия и открытиями в этой области.К её основателям относят немецких психологов Макса Вертгеймера, Курта Коффку и Вольфганга Кёлера.

    В центре внимания гештальт-психологии – характерная для психики особенность организовывать опыт в доступное пониманию целое (в гештальты).Гештальт-психологи исследовали законы устройства гештальтов, процессы формирования и разрушения гештальтов, факторы и закономерности этих процессов.

    Гештальт-терапия – это одно из современных и довольно распространённых сейчас в мире направлений психотерапии.То есть это практико-ориентированный подход в психологии и вытекающий из него метод оказания психологической (психотерапевтической) помощи.

    Самым известным основателем гештальт-терапии является Фридрих Перлз.Именно он сформулировал первые ключевые идеи, которые затем развивал вместе с коллегами (Лаурой Перлз, Полом Гудманом и другими).Гештальт-терапия развивается и сейчас.

    Гештальт-терапия, конечно же, связана с гештальт-психологией.Но не является её прямым потомком.Открытия, идеи гештальт-психологов явились одним из оснований для гештальт-терапии.В качестве других оснований можно выделить феноменологию (направление философии 20-го века), идеи восточной философии, психоанализ.

    Гештальт-терапия не сразу обрела такое своё название.В качестве альтернатив, как говорят, были «Терапия сосредоточением» и «Экспериентальная терапия» (от слова «experience» — переживание, чувство).И эти названия так же хорошо, на мой взгляд, отражают суть подхода.

    Лично мне ещё нравится определение гештальт-терапии, как терапии замедлением.

    Что такое гештальт-терапия (гештальт-подход в психотерапии)?

    Гештальт-терапия, как любой самостоятельный подход и метод, опирается на определённые представления о природе человека, об устройстве человеческой психики, о возникновении психологических проблем и о путях решения этих проблем.

    Вообще, когда я что-то рассказываю людям о психологии, у меня возникают сомнения в том, стоит ли употреблять слово «проблема».Оно заезжено.Оно имеет много разных житейских толкований.Оно часто вызывает у современного человека некоторое отторжение, поскольку не очень приятно говорить или мыслить о себе, как о том, у кого есть проблемы.С другой стороны, слово довольно простое, короткое и удобное.Я подумала, что оставлю его.Просто предварительно расскажу, что я под этим словом понимаю.

    Есть замечательное, на мой взгляд, определение.Проблема – это условие, вопрос, положение или даже объект, который создаёт затруднение, хоть немного побуждает к действию и связан или с недостатком, или с избытком чего-либо для сознания человека.

    Поскольку затруднение, а так же избыток и/или недостаток чего-либо для сознания в первую очередь определяются самим человеком, то и решать, есть ли у вас какая-то психологическая проблема, исключительно вам самим.Во всяком случае, с тех пор, как вы являетесь совершеннолетним человеком.И до тех пор, пока вы сами не начнёте представлять проблему для других людей.

    Если же говорить о моём личном опыте и мнении, то проблемы у человека есть всегда – самые разные.И практически все они так или иначе связаны с психологией конкретного человека.И решать их можно по-разному: какие-то самостоятельно, какие-то с помощью окружающих людей (близких, друзей, знакомых, коллег… наёмных специалистов разного профиля).Это тоже вопрос субъективный и каждый в конечном итоге выбирает сам.

    Вернусь к описанию подхода.

    В гештальт-подходе человек рассматривается как организм, наделённый, как и все другие живые организмы, естественной способностью к саморегуляции.Одной из важнейших природных основ саморегуляции являются эмоции, чувства.Они являются маркерами наших потребностей.А вся жизнь человека – это и есть процесс удовлетворения разных потребностей.Какие-то потребности витальны.То есть, без их удовлетворения организм просто физически не сможет существовать.Другие являются «вторичными» — то есть, их удовлетворение важно для физического и психологического здоровья.Если эти потребности не удовлетворяются, то жить, в общем-то можно, но с меньшим удовольствием и с бОльшими проблемами.

    Кстати, потребность является одним из основных смыслообразующих (системообразующих) факторов восприятия.От того, какая потребность является доминирующей у человека в данный момент, зависит, как именно разные элементы окружающего будут структурированы человеком и какой образ ситуации у него сложится, какое значение ситуации он придаст.Например, если человек сильно голоден, то предметы, объекты среды, которые не имеют никакого отношения к еде, останутся в фоне, а всё его сознание будут занимать мысли о еде, и его внимание будут привлекать те объекты, которые прямым или косвенным способом связаны с едой.Более того, он даже может начать «узнавать» еду там, где её нет (искажения восприятия).Если у человека болит голова, он хочет тишины и покоя, то играющие и шумящие детишки за окном могут его сильно раздражать.Ситуацию он может воспринять как крайне неприятную, а детей, как досадное недоразумение природы.В другом настроении, когда актуальны будут другие потребности, он может быть рад суматохе за окном, с умилением наблюдая за тем, как дети резвятся и познают мир.

    Итак, эмоции и чувства помогают человеку ориентироваться в собственных потребностях, в окружающей среде и удовлетворять свои потребности, тем или иным способом взаимодействуя с миром.

    Так получается, что за время социализации (воспитания и обучения, начиная с рождения) человек научается вмешиваться в естественный процесс саморегуляции.То есть, в попытке разрешить конфликт между собственными «хочу» и общественной реакцией на них, человек (который не может существовать вне общества) нередко как бы предаёт себя ради того, чтобы быть с другими людьми.В детском возрасте это бывает очень оправдано с точки зрения выживания, в частности биологического (не только психологического).Ведь ребёнок зависим от окружающих, особенно от взрослых.И без любви и принятия взрослых шансов выжить для него существенно меньше.Поэтому, изменить себе ради того, чтобы мама или папа любили, не злились, продолжали кормить, поить и дарить своё тепло (или хотя бы проводить с ребёнком время) – это очень даже понятный выход.

    Но.Предавая себя в детстве, изо дня в день, ребёнок всё больше отдаляется от данной ему природой способности ориентироваться в среде с помощью собственной чувствительности.И постепенно из некогда целостного, но ещё несмышлёного, не умеющего жить в обществе человечка, вырастает смышлёный, разумный, умеющий жить в обществе, но при этом расщеплённый человек.Расщеплённый на разум и чувства, на «надо» и «хочу» и т.д.Иными словами, вместо того, чтобы к естественной саморегуляции приращивать разумность и осознавание, человек часто научается подменять естественную саморегуляцию разумностью и сознательностью.

    Вот примерно такая история.Если вкратце.

    Как это происходит?

    1.Человек учится не замечать свои потребности.Потому что это может быть опасно.И больно.Опасно и больно что-то хотеть, если другим это не нравится или если нет шансов, что это «что-то» можно получить.Тогда лучше не хотеть вообще.

    Ещё бывает так, что ребёнка учат не верить себе буквально.Когда взрослый воспитывает ребёнка, регулярно используя что-то вроде таких посланий: «Ты не хочешь вот это, ты хочешь это» (Например, ты не хочешь больше гулять, ты хочешь домой), «Ты ведь не хочешь сердиться на маму?», «Ты ведь хочешь манную кашу!».

    Постепенно, чувствительность к себе атрофируется (в той или иной степени).И в ряде сфер своей жизни человек плохо различает, где его желания, а где не его.Или вообще не может ответить на вопрос «чего я хочу?».Причём, я имею ввиду не вопрос о жизни, в целом, а вопрос о том, «что прямо здесь и сейчас, в данный момент, в данной ситуации я хочу?»

    2.Человек учится разными способами избегать столкновения с собственными потребностями.Здесь я имею ввиду, что потребности он неплохо опознаёт, но всячески мешает себе их удовлетворять.Сам того не замечая, порой.Например:

    — пугает себя катастрофическими фантазиями.Иногда эти фантазии основаны на личном прошлом опыте, иногда – на чужом.Иногда — на некоторых знаниях и представлениях.

    — избегает удовлетворять ту или иную потребность, потому что, например, сделать это — значит, как-то нарушить собственное представление о себе, о каких-то идеалах и т.д.Он может прерывать себя некими абстрактными или даже очень конкретными запретами, типа «Это нельзя», «Так некрасиво», «Порядочные люди так себя не ведут» и т.д.

    — вместо того, чтобы взаимодействовать с миром, взаимодействует с самим собой.Например, вместо того, чтобы поговорить с человеком, ведёт с ним внутренние диалоги (по сути, разговаривает сам с собой).Или вместо того, чтобы высказать своё возмущение кем-то, злится на себя, карает себя.И т.д.

    3.Человек учится не замечать свои чувства или подавлять и контролировать их.А они плохо поддаются подавлению и грубому контролю.И потому вылезают (а то и «выстреливают») в самые неудобные моменты и напоминают о себе.Иногда просто принося боль, иногда приводя к тому, что человек оказывается в неудобной, неловкой или просто неприятной ситуации.Тем, кому всё-таки удаётся чувства подавить очень хорошо, в качестве печального приза достаётся психосоматика или, как вариант, химическая зависимость.В качестве наиболее распространённых психосоматических бонусов – аллергические реакции, головные боли, проблемы с ЖКТ.

    Вы можете спросить меня, «А что же теперь — забыть про все нормы, принципы морали, наплевать на других и делать только то, что хочешь?» Я скажу «Нет».Крайности тут не уместны.Ведь если человеку нужны окружающие (как и он им), то ни одна из крайностей нам не подходит.

    Суть проблемы и ирония «судьбы» заключается в том, что человек, нередко, путает в своей жизни, что действительно невозможно или не стоит делать, а что вполне возможно и делать иногда даже стоит.Человек привыкает жить в соответствии с теми стереотипами восприятия, мышления и поведения, которые складываются у него за время взросления.Привыкает и перестаёт эти стереотипы осознавать, замечать.Он живёт во взрослой жизни во многом так, как привык жить и реагировать в детстве, когда он был маленьким и зависимым.И иногда даже не догадывается, что можно по-другому.Причём.внешне он может быть уже вполне самостоятельным успешным человеком.И кажется, что он повзрослел.А внутренне он всё тот же маленький мальчик или девочка.И за маской взрослости он прячет много растерянности, обиды, злости, вины, стыда, страха.кстати, ничуть не реже – нежности, радости, симпатии и т.д.И иногда окружающие даже не догадываются о том, что скрывается за его улыбкой или внешней невозмутимостью.

    Если подводить итог, то можно сказать, что с точки зрения гештальт-подхода, психологические и, в некоторой степени, соматические проблемы человека во многом связаны:

    — с тем, как человек научился воспринимать себя и окружающий мир,

    — с тем, насколько человек внимателен к тому, что происходит с ним и вокруг него (насколько хорошо он замечает нюансы происходящего),

    — с тем, какое значение придаёт происходящему, каким смыслом наделяет,

    — и с тем, как в связи со всем вышесказанным он организует свой опыт (свою жизнь, своё взаимодействие с окружающим миром).

    Всё это становится предметом совместного изучения клиентом и гештальт-терапевтом, когда клиент обращается к терапевту с той или иной проблемой (в данной статье понятия «психолог», «терапевт» и «гештальт-терапевт» используются как синонимы).

    Гештальт-терапевт предлагает клиенту не искать причины существующих проблем, обращаясь к прошлому.Люди к этому часто стремятся, считая, что если они узнают причину, их проблема решится и им станет легче.Гештальт-терапевт предлагает клиенту внимательно изучать собственный актуальный опыт, то есть – что и как происходит в настоящем.Гештальт-терапевт предлагает клиенту быть более включённым в собственную жизнь «здесь и сейчас» — учиться лучше, точнее замечать свои чувства, мысли и действия в данный момент.Предлагая это, он опирается на идею, что решение проблемы более вероятно, если мы ищем ответ не на вопрос «почему это произошло?», а находим ответ на вопрос «как это происходит сейчас?».

    Например, если вы узнаете, что ваша проблема связана с тем, что случилось с вами в детстве, совсем не обязательно, что это сильно поможет вам в её решении.Это даже может несколько нарушить вашу веру в возможность решения проблемы.Хотя бы потому, что ваше детство в прошлом.А прошлого не вернуть и не изменить.И тогда встаёт вопрос о том, каким образом сейчас, в настоящем вы продолжаете воспринимать себя и окружающий мир, продолжаете организовывать своё взаимодействие с миром, что проблема продолжает существовать и не решается (а то и усугубляется с каждый днём).

    Кстати, многие проблемы так или иначе связаны с нашим детством.С тем, чему мы не научились, чему научились, чего нам очень не хватало или чего было слишком много.Так что, в общем-то, можно в причинах и не копаться.

    В гештальт-терапии основным средством и целью является осознавание.Это включённое присутствие в «здесь и сейчас».Это одновременно и чувственное переживание реальности, и её осмысление.Осознавать – это значит как можно полнее и точнее замечать, что и как прямо сейчас вы видите, слышите, чувствуете, думаете и делаете.От того, насколько вы внимательны к собственному опыту в данный момент, зависит, какой гештальт у вас складывается (как вы воспринимаете ситуацию, как вы её понимаете, какое значение ей придаёте, какой выбор в ней совершаете).

    Таким образом, в гештальт-терапии клиенту предлагают:

    — развивать свою способность к осознаванию, изучать собственный способ восприятия себя и окружающего мира,

    — изучать, как этот способ восприятия влияет не его собственное самочувствие и поведение – в общем, на саморегуляцию,

    — восстанавливать процессы саморегуляции.

    Клиент делает это вместе с терапевтом в процессе беседы о тех проблемах, которые его волнуют, и самостоятельно (выполняя домашние задания и просто перенося опыт с терапевтических сессий в свою повседневную жизнь).

    Постепенно таким образом клиент учится обнаруживать свой собственный вклад в то, какова его жизнь сейчас, каково его самочувствие, мироощущение, каковы его проблемы на данный момент.

    Когда клиент обнаружит и признает, как он принимает участие в том, что проблема возникает или в том, что проблема всё ещё продолжает существовать, возможны два варианта развития событий:

    1. Терапия закончится.Терапевт больше не нужен клиенту, потому что решение родится само собой.То есть, изучив ситуацию детально (восполнив дефицит данных или, наоборот, освободившись от избытка), клиент сам обнаружит, что ему нужно и что он хочет сделать, и дальше сделает это самостоятельно.
    2. Терапия будет продолжаться.Клиент может обнаружить, понять и принять, как он участвует в проблемной ситуации.Он может найти решение проблемы.Но ему может не хватать навыков для того, чтобы воплотить своё решение в жизнь.Тогда клиент продолжает работать с терапевтом для того, чтобы приобрести те навыки, которые ему необходимы для решения проблемы, изменения ситуации.Если, конечно, эти навыки относятся к психологическим.

    Также есть ситуации, когда проблема заключается не в том, что человек не может найти или осуществить то или иное решение.Бывает так, что ситуацию изменить невозможно.Я имею ввиду ситуации, когда человек сталкивается с некоторой неизбежной реальностью (как объективной, так и субъективной).Реальностью, которую нельзя изменить в течение какого-то времени или вообще НИКОГДА.

    Я говорю об утратах, тяжёлых болезнях, травмах, объективных изменениях условий жизни, не зависящих от самого человека.Здесь речь идёт не только о неизбежной объективной реальности — «Это произошло и это не вычеркнуть и не изменить».Но и о связанных с произошедшим изменениях субъективной реальности — «Это произошло СО МНОЙ», «Я теперь ТАКОЙ», «Я человек, с которым это произошло, происходит».

    В таких ситуациях суть проблемы может быть в том, что человек не может принять, признать реальность такой, какая она есть.Он продолжает сохранять надежду, искать решение, которое в принципе невозможно.Он игнорирует реальность или какую-то часть реальности.И тем самым, порой, вредит сам себе – либо продлевая свою боль, либо истощаясь до изнеможения и разрушая свою жизнь ещё больше.

    Для чего же тогда нужен терапевт? Чем он может помочь? Что он делает?

    Гештальт-терапевт всё так же поддерживает осознавание клиента, помогая ему заметить реальность, от которой клиент так прячется.И когда клиент замечает и признаёт, терапевт помогает ему пережить это столкновение с реальностью, прожить связанные с этим чувства (боль, тревогу, страх, тоску, отчаяние…) и найти ресурс для того, чтобы сориентироваться в новой реальности, творчески приспособиться к ней и жить дальше.

    Как же выглядит работа терапевта с клиентом во время терапевтических сессий?

    В целом, варианта два:

    1. Это беседа, в ходе которой терапевт и помогает клиенту сосредотачиваться на своём опыте, замечать, что и как происходит, и как клиент в этом участвует.
    2. Это эксперименты, которые терапевт предлагает клиенту для проверки тех или иных клиентских фантазий, убеждений, а так же для проживания и приобретения клиентом нового опыта в безопасной обстановке.

    Беседа в гештальт-терапии – это не просто разговор, подобный тому, что происходит на кухне, в кафе или где-то ещё между родными, знакомыми или вообще случайными людьми.Это особый разговор.

    Это разговор, для которого специально оба участника (и клиент, и терапевт) выделяют определённое время.Традиционно, это 50-60 минут.

    Это разговор, для которого выделено определённое пространство.Уединённое, в которое никто не войдёт без спроса, не ворвётся неожиданно, нарушив ту атмосферу, которую клиент и терапевт создают для общения друг с другом.

    Терапевт в гештальт-терапии – это не отстранённый слушатель, этакий эксперт, который знает ответы на все вопросы и относится к клиенту как к объекту очередного исследования.Нет.Терапевт – это активный участник беседы, который присутствует в ней целиком, а не просто как некая функция или роль.Он присутствует в беседе не просто как профессионал, но и как обычный живой человек – со своим мировоззрением, опытом, своими переживаниями.Это очень важный аспект.Я остановлюсь на нём более подробно.

    Терапевт, по сути, является частью окружающего мира для клиента.А это значит, что те способы взаимодействия с миром (стереотипы восприятия, мышления, поведения), которые присущи клиенту, с большой вероятностью будут проявляться и в отношениях клиента с терапевтом.Терапевт оказывается включённым свидетелем.И в том числе благодаря этому он может быть полезен для клиента.Он делится тем, что замечает в поведении клиента, тем, что чувствует в отношениях с клиентом, как воспринимает клиента и т.д..Таким образом клиент получает обратную связь от терапевта — важную информацию о себе в мире от другого человека.Конечно, он получает обратную связь и в своей повседневной жизни.Но и здесь есть свои особенности:

    1. Общение между людьми регулируется разными традициями, ритуалами, гласными и негласными правилами.От того, какие правила и традиции приняты в среде, где живёт и общается клиент, зависит, какую обратную связь он получает.Бывает так, что терапевт оказывается в жизни клиента одним из первых людей, сообщающих ему ту правду, которую другие люди в силу определённых обстоятельств умалчивают.
    2. Слышать какой-то отклик от людей, с которыми находишься в близких и, порой, запутанных отношениях — это одно.Слышать то же самое от человека, с которым близко в жизни не общаешься, не пересекаешься – другое.Клиенты иногда так и говорят: «Мне нужно было услышать это от кого-то постороннего, от того, кто не знает меня, и кого не знаю я» или «Мне важно, что это сказали именно вы».
    3. Задачей терапевта является не просто давать обратную связь, сообщать клиенту какую-то информацию, но и очень внимательно относиться к тому, как клиент эту информацию воспринимает – насколько она для него понятна, важна, переносима, в конце концов.Хочет ли он её использовать, использует ли для себя, знает ли, как это сделать? В повседневной жизни собеседники заботятся об этом гораздо меньше.Частично по незнанию и неумению.А так же просто потому, что задачи повседневного общения иные.

    Ведение терапевтической беседы – задача не простая.Гештальт-терапевты довольно долго этому учатся.От 3-х до 6-ти лет для начала.А потом и всю свою профессиональную жизнь.Они учатся не только тому, чтобы использовать какие-то приёмы и техники, но и обязательно тому, как быть с клиентом:

    — ясным, понятным для него;

    — как быть честным и при этом полезным в своей честности.В том числе, как не разрушать (травмировать) ею клиента (ведь честность далеко не всегда приятна);

    — как быть рядом с клиентом, перенося сложные и сильные чувства – чувства клиента, свои собственные, которые возникают в общении с клиентом.Быть рядом, оставаться чувствующим, живым, не разрушаясь самому, не разрушая клиента и не мешая клиенту.

    А так же, терапевты учатся, как самим не попадаться в собственные «ловушки» восприятия или хотя бы вовремя замечать, что «попался».Ведь терапевт такой же человек, со своей личной историей и индивидуальными особенностями.

    Сколько бы терапевт ни учился технике, если он сам личностно не присутствует в контакте с клиентом, не проживает опыт общения с клиентом, не остаётся простым живым человеком рядом с клиентом, он будет мало полезен.Таковы принципиальные основы метода гештальт-терапии, как я их понимаю.

    Теперь немного об экспериментах.

    Терапевт может предложить клиенту то или иное действие или какую-то форму взаимодействия на терапевтической сессии.Для того, чтобы:

    — клиент ярче почувствовал, лучше заметил происходящее с ним, если это оказывается трудным в процессе беседы;

    — клиент проверил те или иные свои фантазии, установки, убеждения, которые оказываются в центре внимания во время беседы.Многие эксперименты возможны в рамках самой сессии в присутствии терапевта.Другие могут быть осуществлены клиентом самостоятельно в его повседневной жизни.Они обсуждаются на терапевтической сессии как до, так и после их осуществления.

    — клиент прожил новый опыт, попробовал сделать что-то новое для себя.Сделать это вместе или рядом с терапевтом в безопасной атмосфере терапевтической сессии.Чтобы посмотреть, что ещё возможно в данной ситуации, возможно ли вообще, и к каким последствиям (внутренним и внешним) это действие может привести.

    Постепенно, благодаря таким пробам, клиент переносит новый опыт в свою повседневную жизнь, если находит это для себя полезным и приятным.

    Вот, пожалуй, и всё.Подводя итог, хочу сказать, что, на мой взгляд, гештальт-терапия, а точнее – гештальт-терапевт, может помочь человеку:

    1. Научиться быть более чувствительным, наблюдательным по отношению к себе и к окружающему миру.И научиться пользоваться этим в своей жизни.
    2. Научиться более творчески приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям нашего мира.Быть в чём-то более гибким, а в чём-то, наоборот, более устойчивым.
    3. Жить в большем согласии с собой и миром, с другими людьми.Находить комфортный баланс между автономией и человеческой взаимозависимостью, уединением и близостью.
    4. Быть более осознанным.И переживать, чувствовать себя автором, соавтором собственной жизни.
    5. Просто получать от жизни больше удовольствия.Но не за счёт игнорирования проблем или искусственно взращенного оптимизма.А благодаря умению замечать разные стороны бытия, переживанию чувств во всём их многообразии и включённому осознанному соучастию в своём бытии.

    Гештальт-терапия может помочь человеку быть более живым.

    Впрочем… на мой взгляд, это является целью любой психотерапии, которая существует для человека.Только пути и средства у терапевтов разные.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Валентин Пырьев
    Написано статей
    1036
    Ссылка на основную публикацию