Гурджиев георгий иванович

Тема статьи: Гурджиев георгий иванович - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Гурджиев, Георгий Иванович

14.01.1866, по другим сведениям 1874, 13.01.1877 или 28.12.1872

Российская империя Российская империя

Гео́ргий Ива́нович Гурджи́ев (14 января 1866, в других источниках 1874 [1] , 13 января 1877 или 28 декабря 1872, Александрополь, (Гюмри, Армения) — 29 октября 1949, Нёйи-сюр-Сен, Франция) — философ, мистик, композитор и путешественник первой половины XX века.Отец — грек Иван Иванович Гурджиев (Ἰωάνης Γεωργιάδης), мать — армянка из рода Тавризовых-Багратуни (арм.Թավրիզ — Բագրատունի).

Согласно Гурджиеву, его родной отец и его духовный отец, настоятель христианского храма, зародили в нём жажду познания жизненного процесса на Земле, и, в особенности, цели человеческой жизни.Его работа была посвящена саморазвитию человека, росту его сознания и бытия в повседневной жизни.

Двоюродный брат Сергея Дмитриевича Меркурова, советского скульптора-монументалиста.

Содержание

Биография

Гурджиев рано начал свои путешествия по различным странам Азии и Африки, где пытался найти ответы на интересовавшие его вопросы.Среди стран, которые он посетил — Греция, Египет, Турция, Афганистан, Туркестан, а также другие места на Ближнем Востоке.Эти путешествия часто принимали форму экспедиций, которые Гурджиев организовывал с другими членами созданного ими общества «Искатели истины».В своих путешествиях Гурджиев изучал различные духовные традиции (в числе которых суфизм, буддизм и восточное христианство), собирал отрывки древних знаний, а также духовную музыку и танцы посещаемых им стран.

Четвёртый путь

В 1912—1913 гг.Гурджиев приехал в Москву, где собрал вокруг себя небольшую группу учеников.В 1915 году он встретился с П.Д.Успенским, философом и журналистом, известным автором ряда работ по философии и тоже путешественником.Знакомые Успенского, представители творческой интеллигенции, заинтересовались Гурджиевым, и небольшая группа была создана так же и в Петербурге.Успенский адаптировал идеи Гурджиева к европейскому менталитету, переведя их на язык, понятный Западной психологической культуре.Учение Гурджиева часто называют также «Четвёртый путь».

Институт гармонического развития человека

Гурджиев несколько раз пытался основать «Институт гармонического развития человека» — сначала в 1919 в Тифлисе (Тбилиси), затем в 1920 в Константинополе (Стамбул).В 1921 г.Гурджиеву пришлось уехать в Германию, а затем, вслед за Успенским, он попробовал перебраться в Великобританию, однако власти не разрешили въезд в страну его приверженцам.В итоге, на собранные английскими группами Успенского средства, в 1922 году Гурджиев купил замок в поместье Приэре, около Фонтенбло под Парижем.Там, наконец, и был основан «Институт гармонического развития человека», который просуществовал несколько лет.

Движения Гурджиева

Неотъемлемой частью учения Гурджиева являются Сакральные Танцы и Движения, а также музыка древних традиций, побуждающая к духовному поиску.Доподлинно неизвестно, какие из этих Движений являются точным (насколько это было возможно) воспроизведением древних Сакральных Танцев, которые Гурджиев видел или в которых принимал участие во время странствий, какие из них созданы им самим на основе полученных знаний и опыта, а какие являются некой комбинацией первого и второго.

1924 год

В январе 1924 года жизненные дороги Гурджиева и Успенского разошлись.Успенский продолжил свой путь самостоятельно, вернувшись в Великобританию.

В июле 1924 года Гурджиев попал в автомобильную аварию, в которой чуть не лишился жизни.После этого Приерэ становится более закрытым, хотя многие ученики Гурджиева остаются там или продолжают его регулярно посещать.С трудом оправившись от аварии, Гурджиев принимает решение о ликвидации института.

Книги Гурджиева

После аварии Гурджиев начал работу над «Всё и вся», десятью книгами, объединенными в три серии: «Рассказы Вельзевула своему внуку», «Встречи с замечательными людьми» и «Жизнь реальна только тогда, когда Я есть».Кроме того, совместно с его учеником, композитором Томасом де Гартманом в этот период написал 150 коротких музыкальных произведений для фортепиано, часто основанных на армянском и тюркском фольклоре, а также музыку для «сакральных танцев».

После закрытия института в Приэре Гурджиев жил в Париже, продолжая время от времени посещать США, где после его предыдущих приездов Альфред Ораж, бывший владелец английского журнала «Нью-Эйдж», вёл группы его учеников в Нью-Йорке и Чикаго.После закрытия Приэре Гурджиев продолжал работу с учениками, организовывая встречи в городских кафе или у себя дома.Его деятельность сократилась, но не прекращалась даже во время Второй мировой войны.

После Второй мировой войны

После окончания Второй мировой войны Гурджиев собрал в Париже учеников различных групп, образовавшихся на основе его учения, в частности, учеников уже ушедшего из жизни П.Д.Успенского.Среди последних — философ и математик Джон Беннетт, автор фундаментального труда «Драматическая вселенная», в котором сделана попытка развития идей Гурджиева.

В последний год жизни Гурджиев дал своим ученикам указания о публикации двух своих книг («Всё и вся», «Встречи с замечательными людьми») и переправленной ему рукописи П.Д.Успенского «В поисках чудесного: фрагменты неизвестного Учения», которую счёл весьма оригинальной версией изложения своих лекций, прочитанных в 1915—1917 гг.в России.Сам Гурджиев умер в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен, 29 октября 1949 г.

Идеи

По Гурджиеву, человек не является завершённым.Природа развивает его только до определённого уровня.Дальше он должен развиваться сам, своими собственными усилиями.Чтобы развиваться, надо знать себя.Но человек не знает себя и использует лишь малую часть своих способностей и сил.Наблюдая за собой, человек может заметить, что в его природе проявляются четыре независимых друг от друга функции: интеллектуальная (мышление), эмоциональная (чувства), двигательная (движения) и инстинктивная (ощущения, инстинкты, внутренняя работа организма).Также человек может заметить, что он осознаёт действительность по-разному: он то спит, то бодрствует.Однако состояние бодрствования тоже не однородно.

Гурджиев различал четыре состояния сознания: «сон» (обычный ночной сон, в котором человек осознаёт только свои сны), «сон наяву» (в котором восприятие действительности смешано с иллюзиями и грёзами, и в котором человек не осознаёт ни последствия своих слов и действий, ни самого себя), «относительное пробуждение» (в котором человек осознаёт себя, но не осознаёт объективные взаимосвязи всего со всем), полное пробуждение (в котором человек осознаёт и себя и окружающую действительность объективно).Человек в состоянии «сна наяву» — это машина, управляемая внешними влияниями.Он ничего не может «делать».С ним всё случается.Чтобы «делать», необходимо «Быть», быть пробуждённым.

Также Гурджиев говорил, что у человека есть сущность (всё то настоящее, с чем он рождается) и личность (всё то искусственное, что он приобретает путём имитации и подражания).В процессе воспитания человек приобретает много искусственных и даже противоестественных привычек и вкусов, которые формируют в нём «ложную личность».Ложная личность подавляет развитие сущности.Человек не знает своей сущности, то есть своих природных предпочтений и вкусов.Он не знает, чего он на самом деле хочет.Ложное и настоящее смешаны в нём.Поэтому человеку, прежде всего, необходимо отделить настоящее от ложного в себе.Необходимо пройти через внутреннюю борьбу между «да» и «нет» (трансформация страдания).Это помогает пробуждению и выходу из состояния «сна наяву».

Одними из главных инструментов в работе над собой являются разделённое внимание, самовоспоминание и трансформация страдания.Самовоспоминание накапливает тонкие материи внутри организма, а трансформация страдания кристаллизует их в тонкое тело (или Душу).Гурджиев говорил, что «душонка есть у каждого, а вот Душа есть только у тех, кто её заработал сознательным трудом и добровольным страданием».

Наследие

После смерти Гурджиева его ученица Жанна де Зальцманн (Jeanne de Salzmann) объединила учеников различных групп, что положило начало сообщества, известного как Фонд Гурджиева (Gurdjieff Foundation — название в США, в Европе то же сообщество известно как Gurdjieff Society, «Гурджиевское общество»).Также активным распространением идей Гурджиева занимались Джон Г.Беннетт, П.Д.Успенский, Морис Николл (Maurice Nicoll), Родни Коллин и лорд Пэнтланд.

Среди известных учеников Гурджиева были: Памела Трэверс, автор детской книги о Мэри Поппинс, французский поэт Рене Домаль, английская писательница Кэтрин Мэнсфилд и американский художник Пол Рейнард, Джейн Хип, Маргарет Андерсон и многие другие.Уже после смерти Гурджиева у его учеников обучались известные музыканты Кит Джарретт и Роберт Фрипп.В настоящее время гурджиевские группы существуют во многих городах мира.

Гурджиев говорил, что главная идея учителя — разбудить спящую мысль и ощущение истинной реальности в человеке.Опасаясь, что последователи быстро утонут в абстракциях вместо реальных практик, он решил сделать ставку на искусство (сакральные танцы) и практическую работу в группах, где единомышленники могли помогать друг другу осознать себя.Краткий материал отрывков его лекций своим «студентам» свидетельствует о простоте его языка, тяготеющего скорей к Ходже Насредину или Эзопу.Наиболее чёткое изложение некоторых гурджиевских идей можно найти в книге П.Д.Успенского «В поисках чудесного», где автор систематизирует его основные концепции.Сам Гурджиев избрал для изложения своих идей совершенно другой стиль — стиль легомонизма (англ.legomonism ), дабы читатель постигал писания не просто логикой, как у Успенского, а интуицией.Сегодня книги Гурджиева издаются и на Западе, и в России большими тиражами, и его идеи находят отклик в сердцах современных искателей истины.

Музыкальные сочинения Георгия Гурджиева

Гурджиев разделял музыку на субъективную и объективную.Субъективная музыка создаётся индивидуальным состоянием композитора, на каждого слушателя воздействует в соответствии с его индивидуальностью и состоянием во время прослушивания.Объективная требует знания законов Космоса и природы человека.Она воздействует на всех людей одинаково, не только оказывает влияние на чувства, но приводит аудиторию в состояние внутренней гармонии, приближает человека к мирозданию.

Постоянным соавтором музыкальных сочинений Гурджиева с 1916 года был композитор Томас (Фома) де Гартман (1885—1956).Свои сочинения они называли музыкой для «движений» и «священных плясок».Сохранились записи совместных сочинений Гартмана и Гурджиева, сделанные в 40-е годы XX века в неформальной обстановке.Специалисты находят в них отголоски плясок дервишей, курдских, персидских, ассирийских мелодий, православных и восточно-христианских гимнов.Заметно влияние русской романтической музыки конца XIX и начала XX века (в частности Сергея Рахманинова).

Наиболее крупным музыкальным сочинением Гурджиева и Гартмана стал балет «Борьба магов».Сюжет балета [2] : Белый Маг учит своих учеников свободе, Черный Маг подавляет их волю, используя в корыстных интересах.Он вселяет в них страх.Если результатом деятельности первого становится возвышение духа; то результатом обучения у второго — деградация личности.

Гурджиев не знал нотной грамоты [3] (хотя играл на гармонике), поэтому сотрудничество с Гартманом носило специфический характер:

— А.Любимов.В поисках забытых ритуалов.Буклет к концерту.Санкт-Петербургская филармония.С.6.

Ритм Гурджиев часто выстукивал на крышке рояля [4] .В 1929 году Гартман прекратил сотрудничество с Гурджиевым.Впоследствии он вспоминал:

— Томас де Гартман.Наша жизнь с Гурджиевым.

Гурджиев Г.И.

Учение Гурджиева

Будда сказал, что «Когда взлетит железная птица, Дхарма придет с Востока на Запад».И человеком, через которого в начале 20 века состоялась передача эзотерического знания Четвертого Пути из Школ востока в Россию, Европу и Америку стал Георгий Иванович Гурджиев.

Гурджиев учение свое оформил в расчете на особенности восприятия людей, которые окружали его в то время – интеллигенты дореволюционной России, творческая интеллигенция Европы, Америки.Чтобы вывести мышление людей из привычных терминов и пониманий Христианства с внешней точки зрения, он преподнес систему как науку пробуждения через усилия по концентрации внимания, используя так называемые движения Гурджиева, творчество в создании спектаклей, совместное проживание в группе и тяжелый труд.

Он использовал метод «отрицания», в котором создавал для учеников шоки и трудности, позволяющие им глубже увидеть свой сон.Георгий Гурджиев во многом говорил загадками, приводящими логику в тупик.Система Гурджиевских танцев, эннеаграмма Гурджиева, его музыка по сей день выглядят мистически и многозначно.

Книги Гурджиева

Для многих не легко читать книги Гурджиева, в них он также пытается взломать наши стереотипы и пробудить от привычного способа мыслить и чувствовать.

«Все и вся, или Рассказы Вельзевула своему внуку»
«Встречи с замечательными людьми»
«Жизнь реальна только тогда, когда «есть Я»»

Когда Гурджиев Рассказы Вельзевула своему внуку написал, в его группах стало практикой читать эту книгу вместе вслух, с целью практики концентрации внимания на долгой сложной мысли и для пребывания в настоящем продленное время с помощью слушания читающего.В «Рассказах» у Г.И.Гурджиева Вельзевул представляет собой Реальное Я человека – то, что является свидетелем нашей жизни, как в книге пришелец Вельзевул является свидетелем жизни Землян.
В начале 20 века знание, которое через Гурджиева пришло к европейцам, было доступно только избранным, теперь же книги Гурджиева скачать можно на многих сайтах или купить их в магазине.

Можно Гурджиева читать и изучать, что само уже будет практикой концентрации внимания, но чтобы перейти на уровень понимания и выполнения той работы, о которой он говорит в книгах, необходима внешняя помощь.

Как говорил Георгий Иванович Гурджиев: «жизнь реальна, когда я есть».И основная практика, системы Четвертого Пути, это осознание себя в настоящем – только тогда человек действительно «есть».Для этого каждый сознательный учитель находит свои приемы, будь это танцы, медитации, упражнения на внимание, или что-то еще.Разнообразие внешних форм является кажущейся, так как цель каждой реальной Школы одна – пробуждение сознания.

Цитаты Гурджиева

Некоторые высказывания и цитаты Гурджиева:

«Без познания себя, человек, не может стать свободным, не может управлять собой.Он всегда остается рабом, игрушкой внешних сил, поэтому первым требованием всех древних учений о пути к освобождению было «познай себя»».

«Помни себя всегда и везде».

«Люби то, что позволяет жить осознанно».

«Я люблю того, кто любит работу».

«Лучшим средством, возбуждающим желание работать над собой, является осознание того, что Вы можете умереть в любой момент.Но сначала Вы должны научиться помнить об этом всегда».

«Для начала принесите жертву, без сознательной жертвы невозможна какая либо дальнейшая работа.И в первую очередь, принесите в жертву свои фантазии.Фантазии о прошлом, о будущем, о себе сейчас, мечтания.Это одна из главных причин сна.И еще принесите в жертву свое страдание.Хватит страдать и жалеть себя».

«Знание и понимание – это разные вещи.Нужно стремиться к пониманию, только оно ведет к Господу.Понимание, проявляется как результат всего личного опыта, переосмысленного самим человеком.Знание является всего лишь механическим запоминанием слов в определенной последовательности».

«Здесь нет ни русских, ни англичан, ни евреев, ни христиан, а только есть те, кто преследует одну цель — быть способным быть».

Биография Гурджиева

Биография Гурджиева, так же как и учение Гурджиева — неоднозначна и полна тайн.Гурджиев Георгий Иванович, греко-армянинского происхождения, родился в конце 19 века на юге России.Первыми учителями Гурджиева были его собственный отец, и его духовник — Григорий, священник греческой церкви.Г.И.Гурджиев в молодости много путешествовал по востоку, и предположительно учился у нескольких учителей в нескольких эзотерических Школах.

Первые группы учеников, интересующихся учением Гурджиева, стали собираться вокруг него, когда он приехал в предреволюционную Россию в начале 20 века.После революции он вместе с ближайшими учениками эмигрировал в Европу.

Георгий Гурджиев жил, собирал учеников, руководил группами, проводил лекции и представления своих танцев и спектаклей во Франции, Англии, Америке.

Фото и видео Гурджиева

Фильмы о Гурджиеве

Существует немного документальных съемок и видео Гурджиева, онлайн просмотр которых легко доступен пользователям интернета.На сегодняшний день можно найти и посмотреть следующие фильмы про Гурджиева:

П.Брук «Встречи с замечательными людьми»
Мартирос Фаносян «Я — Гурджиев.Я — не умру.»

Георгий Иванович Гурджиев

Жизнеописание.Четвёртый путь.Институт гармонического развития.Всё и вся

Георгий Иванович Гурджиев – это имя знакомо многими духовным искателям не только России, но и всего мира вообще.При жизни и по сей день, он остаётся одним из величайших философов-мистиков, духовных наставников, композиторов и путешественников первой половины XX века.Многие факты его жизни покрыты тайной, к примеру, дата рождения: по одним данным, он родился 14 января 1866 года, по другим – 1874 года или даже 1877 года, по третьим – 28 декабря 1872 года; а также место, где он родился: одни источники говорят, что это армянский город Гюмри, а другие – город Карс на востоке Турции.Однако доподлинно известны дата и место его смерти – Гурджиев умер 29 октября 1949 года во Франции в Нёйи-сюр-Сен – коммуне на западной окраине Парижа.

Происхождение фамилии

Если говорить о фамилии, то её можно интерпретировать как Грузинов или Грузинский, ведь именно словом «Гюрджи» («Гурджи») называли грузин персы ранее, а сегодня продолжают называть практически все жители исламских стран.Также фамилию Гюрджян или Гюрджиев носят многие греки, которые некогда переселились на территорию Армении из Грузии и других соседствующих с ней стран.Например, даже сегодня в районе грузинского озера Цалка есть довольно большая колония греков.

Становление Гурджиева

Согласно словам самого Георгия Ивановича, именно его родной отец вместе с его духовным отцом, бывшим в том время настоятелем собора, пробудили в нём тягу к познанию происходящего на нашей планете жизненного процесса и, главным образом, к познанию смысла человеческого бытия.Вся его работа и жизнь были посвящены таким процессам как саморазвитие человека, рост его осознанности и бытия в обычной ежедневной жизни.Кроме того, огромное влияние Гурджиев уделял физическому развитию человека.По этой причине его называли (а в последние годы жизни он и сам называл себя так) «учителем танцев».На протяжении некоторого периода времени Гурджиев называл своё учение «эзотерическим христианством».

Георгий Иванович очень рано начал путешествовать по миру, в частности, по странам Африки и Азии, где он всеми силами старался найти ответы на вопросы, которые его интересовали.К странам, которые он посетил, можно отнести Афганистан, Турцию, Египет, некоторые местности Ближнего Востока и Туркистана, а также известный город Мекка.

Путешествия Гурджиева, помимо прочего, были очень похожи на экспедиции, которые он осуществлял вместе со своими единомышленниками из созданного им самим общества под названием «Искатели истины».

Свои странствия Гурджиев посвящал изучению всевозможных духовных традиций и даже фольклора, сбору отрывков древних знаний, а иногда и археологическим раскопкам.

«Четвёртый путь» Гурджиева

Ещё в 1912-1913 годах Гурджиев» приехал в Москву, продолжая свою карьеру «Учителя теософии».В Москве он очень быстро смог собрать вокруг себя учеников, которых стал обучать.Уже в 1915 году он встретил русского философа, журналиста, путешественника, мистика и эзотерика Петра Демьяновича Успенского, которому было на тот момент 37 лет.Они объединили свои усилия и создали в Санкт-Петербурге общую группу.

В дальнейшем началась так называемая сортировка и систематизация весьма разнообразного опыта Груджиева, чему в огромной степени способствовал как сам Успенский, так и его единомышленники, которые не просто заинтересовались идеями Георгия Ивановича, но также постоянно задавали всё новые вопросы и полемизировали вместе с ним на интересующие их темы.

Помимо этого, Успенский, который уже имел солидный опыт работы с эзотерическими учениями, сумел выделить и осмыслить новые идеи восточных школ, которые нередко проявлялись в изложении самого Гурджиева, а также смог адаптировать их под европейский менталитет – перевёл их на язык, который был понятен психологической культуре Запада.Благодаря этому сотрудничеству и сформировался новый комплекс определённых концепций и практик – он был назван «Учением Гурджиева-Успенского», но впоследствии его стали называть «Четвёртый путь».

Институт гармонического развития человека

Вообще, попытки основать «Институт гармонического развития человека» были предприняты Гурджиевым несколько раз.Первый раз это произошло в 1919 году в Тифлисе, после этого в 1920 году в Константинополе.Затем подобная попытка была осуществлена в Германии, однако она провалилась пор причине конфликтов с властями.

Перебравшись в Великобританию вслед за Успенским, Гурджиев попробовал создать «Институт» там, однако его снова ждал провал, т.к.в страну не пустили его учеников.

И лишь после этого великий учитель смог создать «Институт».Произошло это в 1922 году возле Фонтенбло под Парижем в поместье Приэре – там Гурджиев купил замок на средства, собранные английскими учениками Успенского.В «Институте гармонического развития человека» Гурджиев преподавал не только сложные принципы «Четвёртого пути», но и упрощённые, хотя и экзотические идеи «Айда-йоги».

Сакральные движения Гурджиева

В замке в Приэре Гурджиев часто организовывал показательные выступления Сакральных движений, которые представляли собой особые упражнения и танцы.Гурджиев сам их разработал, взяв за основу храмовые и народные танцы, которые он успел отлично изучить, путешествуя по странам Азии.

Эти выступления были известны огромному количеству людей, как во Франции, так и за её пределами, например в США, куда он время от времени наведывался со своими учениками для проведения лекций и организации представлений Сакральных движений.

Отдельный материал по Сакральным движениям Гурджиева представлен здесь .

Разрыв с П.Д.Успенским

В январе 1924 года случилось знаменательное событие – разрыв Гурджиева с Успенским.По этой причине некоторые ученики Георгия Ивановича начали считать Успенского всего лишь рядовым учеником, а особо ревностные – даже отступником.Хотя, в действительности дело обстояло совершенно иначе.

На самом деле Петра Демьяновича можно назвать одним из немногих сподвижников Гурджиева, который мог пойти наперекор воле Учителя, чтобы отстоять право на самостоятельную работу своей английской группы.

Остальные группы, которыми руководили другие три главных помощника и ученика Гурджиева, были реформированы, после чего не смогли продолжить функционировать надлежащим образом.

Кстати, уже в июле 1924 года, всего через шесть месяцев после разрыва с Успенским, Георгий Иванович чудом спасся после ужасной автокатастрофы.Приэре вследствие этого становится практически недоступной обителью, но самые близкие ученики Гурджиева остаются там, другие же систематически навещают своего наставника.

Труд «Всё и вся»

Именно в этот период Гурджиев начинает основную работу всей своей жизни — серию книг «Всё и вся», в которую войдут три книги «Рассказы Вельзевула своему внуку», «Встречи с замечательными людьми» (по мотивам этой книги в 1979 году режиссёр Питер Брук снимет одноимённый фильм) и «Жизнь реальна только тогда, когда Я есть».Одновременно, совместно с композитором Томасом де Гартманом Гурджиев создаёт примерно 150 небольших музыкальных произведений для фортепиано, многие из которых основаны на азиатских мотивах, и музыку специально для исполнения Сакральных движений.

В 1932 году «Институт» был закрыт, а Гурджиев переехал в Париж, откуда время от времени стал наведываться в США.В Штатах (в Чикаго и Нью-Йорке) группы учеников Гурджиева в основном вёл человек по имени Ораж, некогда бывший владельцем журнала «New Age».Гурджиев же продолжал работу с учениками у себя дома или в кафе, где устраивал свои встречи.

Нельзя не упомянуть и о том, что во время Второй мировой войны, и даже во время оккупации Парижа войсками нацистской Германии, Георгий Иванович не прекращал свою деятельность, хотя, конечно, интенсивность её пошла на спад.

После Второй мировой войны

Когда Вторая мировая война закончилась, в Париже Гурджиев собрал вместе учеников, состоявших в различных группах, в том числе и учеников на тот момент уже покойного Успенского.Среди них особого внимания заслуживает математик и философ Джон Беннетт, написавший «Драматическую вселенную» — труд, в котором предпринимается попытка адаптировать идеи Гурджиева к европейской философии.

1949 год – последний год жизни Георгия Ивановича – был ознаменован тем, что Учитель дал ученикам указания насчёт публикации двух своих трудов, а также оказавшейся у него рукописи Успенского под названием «В поисках чудесного: фрагменты неизвестного учения».Эта работа была воспринята Гурджиевым как весьма своеобразное изложение его лекций, который он читал в России в 1915-1917 годах.

После смерти Гурджиева

Георгий Иванович Гурджиев умер 29 октября1949 года в американском госпитале в Нёйи-сюр-Сен.После его смерти объединить учеников пыталась его ближайшая соратница Жанна де Зальцман – именно ей Мастер доверил распространение своего Учения.Деятельность госпожи де Зальцман послужила основой для создания Фонда Гурджиева, основного в Нью-Йорке в 1953 году.

Кроме того, активно распространяли гурджиевские идеи вышеупомянутый Джон Беннетт и часть учеников Успенского: Лорд Пэнтланд, Родни Коллин, Морис Никкол и другие.А Лорд Пэнтланд был назначен Президентом Фонда Гурджиева, пост которого и занимал вплоть до своей кончины в 1984 году.

Среди других известных учеников Гурджиева можно назвать американскую издательницу Джейн Хип и американского художника Пола Рейнарда, английскую писательницу Кэтрин Мэнсфилд, французского поэта Рене Домаля, а также английскую писательницу Памелу Трэверс, знакомую многим по детской книге о Мэри Поппинс.Позднее у учеников Гурджиева проходили обучение знаменитые музыканты Роберт Фрипп и Кит Джарретт.

Наследие Гурджиева

Сегодня отдельные группы Гурджиева функционируют в разных городах по всему миру и набирают приверженцев в свои ряды.Сам же «Четвёртый путь» часто сравнивается с множеством традиционных учений, таких как, например, восточные ответвления христианства, суфизм, тибетский буддизм, дзен-буддизм, тантризм, йога, а также мистические традиции Египта м Междуречья.

Сам Учитель всегда говорил, что понять его учение окончательно невозможно.Но суть главной идеи такова, что человек должен пробудиться от «сна в реальности», перестать деградировать и действовать механистично, как машина.

Однако основные тайны своей доктрины Гурджиев всё же унёс с собой, как и предсказывал в своей незаконченной работе «Жизнь реальна только тогда, когда Я есть».

Гурджиев Георгий Иванович

Вокруг личности этого удивительного человека крутится огромное количество самых невообразимых легенд и историй, которые в большинстве своём не имеют никакого документального подтверждения.Примечательно, что сам Гурджиев немало способствовал созданию той атмосферы мистической таинственности, которая и поныне окутывает его имя.Даже внешний облик этого человека необычаен.Чтобы понять это, достаточно просто взглянуть на его портрет.Страстное, волевое лицо, пронзительный, гипнотический взгляд – от него так и веет магической таинственностью.

Мы в нашем рассказе о жизни Георгия Ивановича Гурджиева постараемся быть объективными, насколько это достижимо, когда речь пойдёт о столь необычном человеке.Фактически мы столкнулись с отсутствием достоверных сторонних источников информации о биографии Гурджиева.Поэтому основным источником будут являться книги самого Гурджиева.

Точных документальных сведений о дате рождения Георгия Ивановича Гурджиева не сохранилось, по различным данным он родился: 14 января в 1866 или 1877 г., или 28 декабря 1872 г.В паспортах, которыми он пользовался, также фигурируют различные даты рождения.

Фамилия Гурджиев по-армянски произносится Гюрджан.Тюркским по происхождению словом «гюрджи» турки и персы называли грузин, а иногда и всех прочих обитателей Кавказа.Эта фамилия широко распространена среди греков, переселившихся из Грузии.Греческая диаспора с давних пор была крупнейшей на территории Грузии.В советские времена, греческая диаспора насчитывала около 150 тысяч человек.

Будущий великий эзотерик родился в Армении в небольшом, но очень древнем городе Александрополь.Ко времени рождения Георгия Армения входила в состав Российской империи.В Александрополе располагались русская крепость и гарнизон.Это название появилось в 1837 г.– в честь супруги Николая I – Александры Федоровны.До 1837 г.город назывался Гюмри, а ещё ранее – Кумайри, в советское же время он именовался Ленинаканом – место печально известное миллионам людей в связи со страшным спитакским землетрясением 1988 г.После провозглашения независимости Армении в сентябре 1991 г.город в очередной раз переименовали, но вернули историческое название – Гюмри.В наше время Гюмри второй по величине город Армении.

Во второй половине XIX в.Александрополь был знаменит своими поэтами и ашугами, он являлся признанным центром ремёсел и искусств, а кроме всего прочего считался столицей знаменитого армянского юмора, некий аналог Одессы.По истечении некоторого времени семья Гурджиевых переехала в Карс – центр новообразованной Карсской области Российской империи.После образования области город начал активно заселяться русскими переселенцами в основном молоканами.

Под знаком отца

Мать Георгия Гурджиева – была армянкой из известного рода Тавризовых-Багратуни.Отец Иван Гурджиев – по происхождению малоазиатский грек, был славным певцом-ашугом, мастером устного сказания и человеком известным на Кавказе.Именно отец познакомил юного Георгия со сказанием о легендарном вавилонском герое Гильгамеше.По признанию самого Гурджиева, истории о странствиях Гильгамеша оказали серьёзнейшее влияние на всю его последующую жизнь.Гурджиев рассказывал: «… отец был мудрым, талантливым наставником, действиями своими пробудивший во мне жажду искательства истинных знаний».Несколько раз отец брал его с собой на состязания ашугов.Состязания проходили в разных городах и представляли собой совершенно уникальное событие.В условленном месте собирались лучшие из лучших ашугов, носители древних преданий, знатоки тысячелетних традиций, проводники вечной памяти своих народов.Талантливые поэты, певцы, музыканты, танцоры, мастера редкого искусства импровизации.Сказители из Персии, Турции, Кавказа, Туркестана приезжали с целью продемонстрировать людям древнейшее искусство сказания.

Именно тогда Гурджиев начал осознавать громадную ценность устных источников знаний – дарящих нам мудрость тысячелетий.Гурджиев стал одним из очень немногих, кто по достоинству оценил гигантский потенциал этого уникальнейшего канала древнейших знаний, считавшихся безвозвратно утерянными в глубине времён.Очень может быть, что уже тогда, в раннем детстве, юного Гурджиева начали занимать мысли о поисках утраченного.

В своей знаменитой книге, посвященной встречам с замечательными людьми, среди множества достойнейших личностей первое место Гурджиев отдаёт своему отцу Ивану Ивановичу Гурджиеву.

В 1917 г.турки совершили очередной вооружённый набег на Александрополь.Иван Иванович Гурджиев пытался защитить свой дом от озверевшей турецкой солдатни.Он получил тяжелые раны и из-за этого умер в возрасте 82 года.Очень примечательна надпись на могильной плите отца Гурджиева, установленной учениками Георгия Ивановича Гурджиева: «Я – это Ты, Ты это я, Он – наш, когда мы Его».

С юных лет Иван Иванович приучал сына к физическому труду, заставлял рано вставать, обливаться холодной ключевой водой.Он всячески старался закалять характер сына.Много внимания уделял духовному воспитанию сына, прививал высокие идеалы, развивал в мальчике чувство красоты и художественного воображения.Со слов Гурджиева, отец был человеком добрым, но справедливым, он жил по чёткому распорядку и заставлял сына следовать его примеру.Зачастую справедливо наказывал Георгия, за что тот впоследствии был ему благодарен.Гурджиев не раз говорил, что именно правильное отцовское воспитание помогло ему в будущем мужественно переносить все тяготы и лишения дальних странствий.Иван Иванович Гурджиев обладал душой поэта, но твёрдостью воина, и никакие трудности не могли повергнуть его в уныние.В своё время, получив приличное наследство, он занялся скотоводством, однако его постигла неудача, все его стада стали жертвой массового падёжа.После этого попробовал себя в торговле лесом, в которой по причине кристальной честности также не преуспел.Но несмотря ни на что, в семье Гурджиевых (у Георгия было три маленьких сестрёнки) всегда царил мир, любовь и согласие.

Отец стал владельцем небольшой столярной мастерской, в которой после учёбы трудился и Гурджиев младший.В Карсе Гурджиев начал ходить в греческую школу, однако впоследствии отец перевёл его в русскую муниципальную школу, из учеников которой набирали талантливых детей для выступлений в соборном церковном хоре.Благодаря замечательному голосу, Гурджиев попадает в число избранных детей, там то и состоялось его первое знакомство с Отцом Боршом – настоятелем Карсского собора.

Настоятель Борш – духовный авторитет, блестящий оригинал, человек широчайшего кругозора, генератор многих оригинальных философско-религиозных идей, часть которых впоследствии стала основой мировоззрения юного воспитанника.Отец Борш отличал способного мальчика, помогал ему с уроками.Как-то раз Георгий заболел трахомой, и отец Борш принял самое живое участие в судьбе мальчика.Он лично привёл в дом к Гурджиевым двух докторов-окулистов, которые быстро вылечили мальчика.Тогда же настоятель Борш знакомится с отцом Гурджиева.Эти, казалось бы, совершенно разные люди, занимающие неравное положение в обществе, становятся хорошими друзьями.Произошла знаковая встреча двух родственных душ, оказавшая самое серьёзное влияние на формирование личности юного Гурджиева.Чего только стоили блестящие философские диалоги этих двух оригинальных умов, при которых присутствовал будущий гениальный эзотерик.Эти беседы помогали создавать благодатную духовную почву, давшую впоследствии самые удивительные всходы в личности самого Гурджиева.Родной отец Иван Иванович Гурджиев и его духовный отец настоятель Борш пробудили в юноше великую жажду познания цели человеческой жизни на земле.

Спустя какое-то время отец Борш предложил забрать Георгия из школы.Он сказал: «Георгий очень талантливый мальчик, ему необходимо получить достойное образование, а в школе он попусту тратит драгоценное время».Действительно, муниципальная школа того времени была устроена абсурдно.Ученик, проучившись в школе 8 лет, получал аттестат лишь о начальном образовании, соответствующем трём классам.Борш предложил обучение на дому, оставляя за собою роль основного наставника, также он брался подыскать остальных достойных учителей.Гурджиев-старший соглашается.Обучение молодого Георгия перешло на новый качественный уровень, мальчик с усердием изучает различные дисциплины, очень много читает, участвует в певческом хоре.Карсская область – уникальная географическая местность, в которой проживает множество разных народов.С самого раннего детства Гурджиев (будущий полиглот, знание около 20 языков) учится говорить на нескольких языках: армянском, греческом, грузинском, русском, турецком.

Георгий Гурджиев был общительным, увлекающимся человеком, быстро сходился с людьми, имел много друзей и хороших знакомых.В этот период Гурджиев знакомится со многими новыми, интересными людьми.Одним из таких людей стал Богаевский (будущий отец Евлиссий).Это был совсем ещё молодой человек, недавно приехавший в Карс.Богаевский только что окончил духовную семинарию и служил дьяконом в карсском соборе, чуть позже он стал одним из учителей Георгия.Благодаря молодости обоих, у них сложились тёплые, дружеские отношения.Богаевский был интересным, обаятельным, лёгким в общении человеком, благодаря чему быстро полюбился многим жителям города.Вокруг него сформировался кружок из молодых русских интеллигентов: военный инженер Всеславский, артиллерийский офицер Кузьмин и другие.По вечерам молодые люди собирались вместе.Они обсуждали многие интересные темы, порою возникали жаркие диспуты.Юный Гурджиев, как ученик Богаевского, являлся вольным слушателем этих увлекательнейших бесед, часто предметом обсуждений и споров являлась тема спиритизма.

В то время спиритизм был безумно популярен в среде аристократии и интеллигенции.Очень часто практиковалось, так называемое столоверчение – вызывание духов.Как правило, целью подобных сеансов было получение тайной информации от потусторонних сил.Один из таких сеансов состоялся и в кругу Богаевского, Гурджиев был тому свидетелем.Молодые люди расселись вокруг деревянного стола, положив руки особым образом, они начали задавать духам различные вопросы, на которые получали чёткие ответы.Это непостижимое действо произвело неизгладимое впечатление на Гурджиева.В нём проснулся серьёзный интерес к подобным явлениям.У своих новых друзей мальчик смог получить некоторые книги по этой тематике.

В тот же период произошел ещё один странный мистический эпизод, ярко запомнившийся Георгию.Это случилось в Александрополе, когда мальчик был в гостях у своего дяди.Гурджиев стоял рядом с дядиным домом, совсем неподалёку резвилась стайка мальчишек.Внезапно он услышал истошный детский крик.Встревоженный Георгий, подумав, что случилось несчастье, немедленно подбежал к толпе ребят и увидел странное зрелище.Перед ним в круге, очерченном на земле, корчился и плакал незнакомый мальчик.Его движения были очень странными, он как-то неестественно дёргался, казалось, что он хочет вырваться за границы круга, но какая-то необъяснимая сила не даёт это сделать.Гурджиев стёр часть круга, после этого бедный малыш тут же смог вырваться из круга, он сразу убежал под улюлюканье мальчишек.Оказалось, что ребёнок этот принадлежал к секте езидов.Езиды – курдская народность, исповедующая особую религию.Многие обыватели считали их представителями сатанистской секты.Основной причиной подобного мнения послужила крайняя замкнутость этого странного народа.Георгий был крайне озадачен увиденным, но никто из его знакомых так и не смог объяснить природу этого явления.Впоследствии в ходе своих практик он проводил подобный эксперимент с женщиной из народа езидов.Эффект был таким же: он не смог вытащить из круга хрупкую женщину.

Путешествия и экспедиции

Желая посвятить свою жизнь исследованию сверхъестественных явлений, поиску тайных древних знаний, Гурджиеву, тем не менее, было необходимо зарабатывать на жизнь.В молодые годы ему пришлось освоить множество различных профессий.Кем только он не был: столяр, переводчик, сборщик податей, экскурсовод, рабочий-железнодорожник, продавец ковров и даже воробьёв, покрашенных под канареек.Он был владельцем нефтяных скважин, хозяином рыболовных судов.Но всё, что он зарабатывал, тратилось на путешествия и экспедиции.

В поисках ответов на занимающие его вопросы, Гурджиев совершает паломничества во множество святых мест, находящихся на Кавказе.Много общается с христианскими священниками.Во время паломничеств он снова видит всевозможные чудеса, никак необъяснимые официальной наукой: излечение безнадёжно больных людей, дождь, вызванный чудом всеобщей молитвы.

Примерно в тоже время Гурджиев знакомится с Саркисом Погосяном – молодым теологом, недавно окончившим семинарию и тайно разочаровавшимся в этике клира.Этот молодой человек, как и Гурджиев, жаждал отправиться на поиски древних знаний.Друзья решили в Александрополе поискать уединенное и тихое место, где можно было бы спокойно предаться изучению древних текстов и книг.Развалины города Ани (древней столицы Армении), находившиеся совсем неподалёку от Александрополя, более чем подходили для этой цели.Там они и поселились в небольшой хижине, построенной собственными руками.В развалинах Ани была масса подземных ходов, которые подверглись самому тщательному исследованию Гурджиевым и Погосяном.Каково же было восхищение друзей, когда однажды, пробираясь по одному из таких ходов, они наткнулись на заброшенную монашескую келью, где и обнаружили, целую стопку древних пергаментов.Им удалось расшифровать часть текстов.В одном из них были сведения о некой вавилонской эзотерической школе «Сармунг», существовавшей 2500 лет до н.э.Эта поразительная находка явилась дополнительным стимулом для начала гурджиевских странствий.

В 22 года Гурджиев создает знаменитое общество, объединявшее «искателей истины».Главной целью общества был поиск утерянных древних знаний в самых разных его проявлениях: старинные тексты, устные сказания, духовные традиции, практики закрытых религиозных общин, оккультные науки.Интерес вызывало всё, что могло быть ключом к древним тайным знаниям.Гурджиев с товарищами посетили множество стран Азии и Африки.В составе общества были и профессиональные учёные.Зачастую путешествия становились самыми настоящими экспедициями, предпринимались даже археологические раскопки.Афганистан, Туркестан, Индия, Египет, Турция, страны Ближнего Востока и, наконец, Тибет – вот нескромная география гурджиевских странствий.

Известно, что во время путешествий известный эзотерик неоднократно получал пулевые ранения, поскольку часто оказывался в районах боевых действий.Но никакие опасности не могли остановить его.Главная цель – добыть эзотерическое знание, прикасающееся к «внутреннему кругу человечества».Постепенно, продвигаясь всё дальше и дальше по тяжёлому, тернистому пути, – пути, полному опасностей и ловушек, Гурджиев вбирает в себя мудрость тысячелетий.Он изучает духовные традиции суфизма, тибетского буддизма, ламаизма, восточного христианства, практики сибирских шаманов.Собирает уникальный этнографический материал: фольклорные танцы, музыку, сказания.Общается с представителями самых различных религиозных направлений и философских концепций.За годы исканий Гурджиев овладевает множеством психологических и физических техник, среди них – гипноз, система йоги, а также искусство восточных факиров, неизменно производящее фурор в европейской толпе.

Впоследствии на основе этих знаний Гурджиев создаст собственную систему концепций, разработает методику уникальных практик.Этот труд станет известен всему миру под названием «Четвёртый путь».

В поисках настоящей истины прошли годы и годы странствий.Бывали дни тяжёлых поражений, горестные утраты дорогих сердцу друзей, но главное были победы, победы над самим собой.Пришла пора обучать избранных.

Работа в России

В 1912 г.Гурджиев появился в двух столицах – Москве и Петербурге.Стоит отметить, что русское столичное общество того времени было очень восприимчиво к новым философским и религиозным идеям.Небезызвестная в России семья Романовых подавала к этому самый достойный пример.Процветало модное увлечение спиритизмом и мистицизмом.Многие представители интеллигенции увлекались эзотерикой в самых различных её проявлениях.Всё это происходило на фоне серьёзных социальных и политических сдвигов.Предчувствие будущих гигантских катаклизмов, как и во все предыдущие времена, подогревало интерес общества ко всему сверхъестественному.

На первых порах появление Гурджиева не вызывало хоть сколько-нибудь серьёзного интереса среди избалованной экзальтированной столичной публики.Однако эта ситуация начинает быстро меняться после знакомства Гурджиева с Петром Демьяновичем Успенским.Петр Демьянович Успенский – эзотерик, философ-мистик, путешественник, журналист, автор многих книг.Человек весьма известный и уважаемый в обоих столичных обществах.Знакомство с Гурджиевым произвело неизгладимое, потрясающее впечатление на Успенского.Маститый журналист был захвачен необыкновенной силой личности Гурджиева, восхищён глубиной его эзотерических знаний и очарован его уникальными идеями.Успенский, вспоминая первую встречу с Гурджиевым, писал, что тот произвел странное и даже пугающее поначалу впечатление человека, нарочито неудачно переодетого.Вид этого человека смущал, поскольку было ясно, что он был вовсе не тем, за кого себя пытался выдать.А ведь вам приходилось с ним общаться и уже себя вести так, как будто бы вы этого не замечаете.В самое короткое время после этой знаковой встречи, Успенский становится одним из первых учеников «хитрого мудреца» (так иногда называли Гурджиева).Успенский стал самым ревностным и самым успешным распространителем «гурджиевской работы».

Язык многих книг, написанных в будущем Гурджиевым, окажется чрезвычайно сложным для восприятия обычного читателя.Величайшая заслуга Успенского в том, что он сумел изложить мысли учителя доступным для обывателя языком.Впоследствии именно Петр Демьянович Успенский в своей знаменитой книге «В поисках чудесного» систематизирует учение Гурджиева.

Среди наиболее интересных учеников эзотерика стоит также отметить талантливого российского композитора Томаса (Фому) де Гартмана (автора музыки к балету «Аленький цветочек»).Позднее совместно с Гурджиевым он напишет музыку для известных сакральных танцев.«Священные движения» будут являться основным инструментом обучения на знаменитых «гурджиевских практиках».Всего будет создано около 150 музыкальных произведений для фортепиано.Музыкальные темы будут основаны на мелодиях стран Азии и Ближнего Востока.Здесь же, в России, совместно с учениками была начата работа над балетом «Борьба магов», в дальнейшем эта работа будет продолжена в эмиграции.Однако по причине незавершённости балет так и не был представлен на суд публики.

В больших городах, появляются так называемые «гурджиевские группы», учеников всё больше, их число неуклонно растёт.Наступил 1917 год.

Работа в эмиграции

Атмосфера, царившая в бывшей Российском империи после октябрьской революции 1917 г., совершенно не способствовала осуществлению планов Гурджиева.Вместе с группой учеников он уезжает из России.В 1919 г.Гурджиев отправляется в Тифлис (Тбилиси), где пытается создать «Институт гармоничного развития человека», но по различным причинам терпит неудачу.Следующая попытка создать подобный институт – в Константинополе также оканчивается фиаско.Из Турции Гурджиев направляется в Берлин.В Германии категорически не сложились отношения с местными властями.Далее вслед за Успенским он уезжает в Англию, ну и, наконец, Франция – Париж.Фактически он проделывает стандартный путь миллионов несчастных русских эмигрантов.

Франция стала его второй родиной, на её земле осуществилась давняя мечта Гурджиева.Там был основан уникальный, единственный в своём роде «Институт гармонического развития человека».Институт находился в одном из пригородов Парижа в предместье Фонтенбло.Замок в поместье Приэре был куплен на пожертвования учеников Гурджиева, его двери были открыты 1922 г.В Приэре проходили вечера, включавшие в себя публичные лекции, а также демонстрацию «Священных движений» – системы танцевальных упражнений, разработанной Гурджиевым на основе суфийских религиозных практик.Подобные представления пользовались довольно большим успехом у стремящейся к оригинальности парижской публики.Многие из учеников Гурджиева жили и работали в институте.Также в институте обучались и дети.Система обучения и воспитания в Приэре представляла определённый комплекс уникальных действий.Это был некий симбиоз из постоянного физического труда, помноженного на разноплановые индивидуальные задачи, которые назначались каждому ученику лично Гурджиевым.По словам многих учеников Гурджиев требовал беспрекословного выполнения всех своих указаний.Были и те, кто покинул стены института, разочарованные, как самим учителем, так и методами его обучения.

В 1923 г.произошёл бесповоротный разрыв с Петром Демьяновичем Успенским.Есть версия, что причиной разрыва послужили принципиальные различия во взглядах на методы развития «гурджиевского учения».По истечении времени Успенский выпустил свою знаменитую книгу «В поисках чудесного».По утверждению Гурджиева книга являлась практически точным пересказом его учения, как оно давалось до революции 1917 г.Все последующие годы Успенский тяжело переживал разрыв с учителем.Он умер 1947 г.

Учение Гурджиева, называвшееся «Четвёртый путь», становится всё более и более популярным, группы учеников появляются во многих крупных городах мира.Несколько раз Гурджиев вместе с учениками посещал США.В Америке он прочитал цикл лекций, а также организовывал театральные представления, как правило, бесплатные, в Нью-Йорке, Чикаго, Бостоне и Филадельфии.Мнения американских зрителей разделились: кто-то считал спектакли верхом непрофессионализма, а другие, напротив, безмерно восхищались гурджиевскими танцорами-роботами.Публику неизменно поражала финальная часть этих представлений.Актеры замирали, ожидая команды философа.Гурджиева сидел сбоку от сцены и неторопливо курил сигару.Нарастало томительное напряжение, и внезапно по незаметному для публики знаку около полусотни артистов начинали с ускорением бежать к краю сцены.Мгновения и вот они уже отрываются от сцены, и только в этом момент раздается знаменитый гурджиевский возглас «Стоп!».Танцующие актеры, застыв в полете, как будто парили и падали вниз – в оркестровую яму и зрительный зал.Публика замирает от ужаса, но приходя в себя, взрывается бурей аплодисментов.Любопытно, что полеты танцоров никогда не приводили к травмам актеров и зрителей.Кем тогда его только не называли: «учитель танцев», «танцующий провокатор», «хитрый мудрец».

В июле 1924 г.Гурджиев попал в автокатастрофу.Он получает травмы, практически несовместимые с жизнью, но благодаря железной силе воли, а возможно, и ещё чему то (?) Гурджиев не погибает.Он медленно идёт на поправку.В этот период Георгий Иванович начал писать книги: «Встречи с замечательными людьми»; «Все и вся, или Рассказы Вельзевула своему внуку»; «Жизнь реальна только тогда, когда «Я есть».Институт в Приэре просуществовал до 1932 г.Однако и после его закрытия Гурджиев не бросает работать с учениками.Периодически он устраивал встречи у себя на дому.После войны Гурджиев продолжал жить и работать в Париже.

29 октября 1949 г.Георгия Ивановича Гурджиева не стало.Он скончался в американском госпитале Нейи-сюр-Сен.Немаловажный факт: философ был похоронен по христианскому православному обряду.

Основные пути человека по Гурджиеву:

  • Первый путь.Человек, чтобы познать мир, согласен пожертвовать естественными потребностями: он находится в одной и той же позе, отказывается от пищи и носит вериги.Он умерщвляет плоть, но постигает бога.(Путь факира);
  • Второй путь.Человек пытается обуздать сердце и эмоции.(Путь монаха);
  • Третий путь.Человек подвергает суровым дисциплинарным ограничениям свой ум.(Путь йогина);
  • Четвертый путь.Использование человеком достоинств первых трех направлений.
  • Сравнение всех направлений показывает, что в учении Гурджиева содержится, как множество ставших классическими идей эзотерического характера, так и целый ряд его собственных, оригинальных идей.«Четвёртый путь» сочетает в себе элементы христианства, суфизма, буддизма, кабалы и учений йоги.Хотя последнее отрицает божественную природу возникновения души у человека, тем не менее, Гурджиев полагал, что душу человек получает не с рождения, а сам приобретает её, развивая собственное индивидуализированное сознание и достигая при этом какого-то значимого уровня.

    Гурджиев оставил много известных учеников: философ эзотерик Петр Демьянович Успенский; математик и философ Джон Г.Беннетт (сочинение «Драматическая вселенная»); автор знаменитой книги о приключениях Мэри Поппинс – Памела Трэверс, поэт Рене Домаль (Франция), писательница Кэтрин Мэнсфилд (Англия), художник Пол Рейнард (США).

    Незадолго до смерти Гурджиев распорядился опубликовать свои книги «Встречи с замечательными людьми» и «Все и вся», а также книгу П.Д.Успенского «В поисках чудесного».

    После смерти великого эзотерика его ученица Жанна де Зальцманн, которой Гурджиев завещал распространение своего учения, сделала попытку объединения гурджиевских групп, разбросанных по всему земному шару.Эта попытка положила начало к созданию знаменитой организации под названием «Фонд Гурджиева».Название в США – Gurdjieff Foundation («Фонд Гурджиева»), та же организация в Европе – Gurdjieff Society («Гурджиевское общество»).Помимо Жанны де Зальцманн, активным продвижением идей великого эзотерика занимались уже упомянутый Джон Г.Беннетт, а также ученики и П.Д.Успенского – Родни Колин и Морис Никол.И в наше время во многих городах мира продолжают действовать и развиваться множество групп последователей «учения Гурджиева».

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Валентин Пырьев
    Написано статей
    1036
    Ссылка на основную публикацию