Химическая формула масла

Тема статьи: Химическая формула масла - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

химическая формула подсолнечного масла?

Линолевая кислота — одноосновная карбоновая кислота с двумя изолированными двойными связями CH3(CH2)3–(CH2CH=CH)2(CH2)7COOH.
Линоленовая кислота — одноосновная карбоновая кислота с тремя изолированными двойными связями, CH3(CH2CH=CH)3(CH2)7COOH.

У подсолнечного масла нет конкретной формулы.В нем содержатся разные жирные кислоты такие как стеариновая, миристиновая, арахиновая, пальметиновая, олеиновая, ленолевая и леноленовая.

Другие вопросы из категории

2) бутен-2, бутен-1

3) этан, бутин-1
4) этин, циклопропан
5) пропан, пропин
6)пропен, бензол

5.К 100г 10%-го раствора хлорида кальция добавили 100г 10%-го раствора нитрата серебра(1).Найдите массу осадка ( в граммах)

равна 1)38,4г 2)1,92 3)19,2 4)3,84г

Читайте также

Составление формул по валентности».
I.Повторите определения: химическая формула, валентность.
II.Используя «Скорую химическую помощь», выполните письменно задания»:

1.Подпишите составные части химической формулы (химические знаки коэффициент, индексы) 3Mg(NO3)2, (2ZnSO4)

2.По химической формуле 3Mg(NO3)2, (2ZnSO4) опишите:
1.Произношение химической формулы;
2.Качественный состав молекулы (т.е.какие атомы образуют молекулу;
3.Количественный состав (т.е.сколько атомов каждого химического элемента входит в состав молекулы);
4.Мr (относительную молекулярную массу) ;
5.*Массовые доли химических элементов в веществе.
Справочные данные Ar (Mg) = 65, Ar (S) = 32, Ar (O) = 16.

3.Определите валентность элементов по химическим формулам:
Cr2O3; Si H4; P2O3; K2O; FeCl2; N2O3; CO ,
Na2O; BaO; MnO2; CoO2; AgCl; BeO; SO3.
(Al2S3, MgO, CO2, Br2O7, SiO2, Fe2S3).

4.Составьте формулы оксидов: серебра (I ), кальция, хрома (II, IV ),
углерода (II, IV ), марганца ( III, V, VII ), фосфора (III, V ).
(Zn, B, Be, Co (IV), Pb (II), Ni (III), C (II), Fe (III), Cr (VI), Li, Hg (II)).

относятся? Почему?
2) Напишите химические формулы высших оксидов элементов Mg и S.К каким оксидам ( основным, кислотным или амфотерным) они относятся? Почему?

3)Напишите химические формулы высших оксидов элементов Ca и Cl.К каким оксидам ( основным, кислотным или амфотерным) они относятся? Почему?

4)Напишите химические формулы высших оксидов элементов K и N.К каким оксидам ( основным, кислотным или амфотерным) они относятся? Почему?

5)Напишите химические формулы высших оксидов элементов Si и Li.К каким оксидам ( основным, кислотным или амфотерным) они относятся? Почему?

КЛАСС (ГРУППА) ВЕЩЕСТВА

А.основные оксиды

Б.несолеобразующие оксиды

В.амфотерные оксиды

химические свойства, записав уравнения соответствующих реакций.

Оксид марганца(2),ортофосфорная кислота, карбонат железа (2),гидроксоиодид кальция.
2.с какими из следующих веществ-NaOH.HCl.H2SO4.CO2.SO3.Na2O.CaO.Cu(NO3)2.H2O-будет реагировать неорганическое соединение:Фосфорная кислота.
Ответ мотивировать указав класс каждого вещества и приведя уравнения соответствующих реакций.
3.В растворе смешивают два вещества:Гидроксид меди (2) и азотную кислоту.могут ли одновременно находиться в растворе смешиваемые вещества? Если
нет, записать уравнение реакции между ними.Ответ мотивировать.
4.Осуществить цепочку превращения веществ, записав уравнение соответствующих реакций.назвать реагенты и продукты всех реакций
цепочки:Cr=>Cr2O3=>Cr2(SO4)3=>Cr(OH)3=>Na3[Cr(OH)6].

2 задание з какими с даденых веществ будет реогировать гидроксид калию:аксидам углероду(4),серной кислоты, оксидом меди(2),гидроксидом кальция? составте уровнение отнасительных химических реакций

РАСТИТЕЛЬНЫЕ МАСЛА

РАСТИТЕЛЬНЫЕ МАСЛА жирные (жиры растительные), продукты, извлекаемые из растит.сырья и состоящие в осн.из триглицеридов высших жирных к-т.Осн.источники растительных масел — масличные растения (масличные культуры).Растительные масла содержатся также в косточках нек-рых плодовых деревьев (абрикос, персик, вишня, черешня, миндаль), семенах винограда, арбуза, томатов, табака, чая, а также в разл.маслосодсржащих отходах пищ.произ-в, перерабатывающих с.-х.сырье.К последним относят гл.обр.отруби и зародыши семян зерновых культур.В оболочке зерна пшеницы и ржи содержится 5-6% масла, в зародыше 11-13 и 10-17% соотв.; в зародыше кукурузы 30-48% масла, проса-ок.27%, риса-24-25%.Содержание масла в растениях и его качество зависят от сорта растения, условий произрастания (удобрения, обработка почвы), степени зрелости плодов и семян.

Состав и свойства. Растительные масла на 94-96% состоят из смесей триглицеридов высших жирных кислот (табл.1).Оставшуюся часть составляют в-ва, близкие к жирам (напр., фосфо-липиды, стерины, витамины), своб.жирные к-ты и др.компоненты.

Плотность растительных масел 0,87-0,98 г/см 3 (табл.2); большинство из них раств.в бензине, бензоле, дихлорэтане, сероуглероде, ацетоне, диэтиловом эфире, CCl4; ограниченно раств.в этаноле и метаноле, не раств.в воде.

Св-ва растительных масел определяются гл.обр.составом и содержанием жирных к-т, образующих триглицериды (см.Жиры).Обычно это насыщ.и ненасыщ.одноосновные жирные к-ты с неразветвленной углеродной цепью и четным числом атомов углерода (преим.С16 и С18).В подавляющем большинстве растительные масла содержат смеси глицеридов разл.к-т, в нек-рых присутствуют и глицериды одной к-ты.Кроме того, в растительных маслах обнаружены в небольших кол-вах глицериды жирных к-т с нечетным числом атомов углерода.

В зависимости от состава триглицеридов растительные масла могут быть жидкими (подсолнечное, хлопковое, соевое, рапсовое, кукурузное, льняное и др.) и твердыми (кокосовое, пальмовое, пальмоядровое и др.).У жидких масел, содержащих гл.обр.непредельные к-ты, т-ра застывания ниже 0°С, у твердых — достигает 40 °С.При контакте с О2 воздуха или при нагр.до 250-300°С многие растительные масла подвергаются окислит.полимеризации («высыхают»), образуя пленки.По способности к высыханию растительные масла условно подразделяют на высыхающие, полувысыхающие и невысыхающие.Первые, напр.льняное масло, конопляное и тунговое масла, содержат гл.обр.триглицериды к-т с двумя или тремя двойными связями (линолевой, линоленовой, элеостеариновой); вторые, напр.подсолнечное масло, соевое и маковое масла,-триглицериды к-т с одной или двумя двойными связями (олеиновой, линолевой); третьи, напр.кокосовое и пальмовое масла,-преим.триглицериды насыщ.к-т (лауриновой, пальмитиновой, стеариновой) и небольшое кол-во монрненасыщ.олеиновой.Невысыхающее касторовое масло содержит тригли-церид рицинолевой к-ты.

При анализе состава растительных масел кол-во высших жирных к-т, образующихся при омылении, характеризуют числом омыления, степень ненасыщенности — йодным и родановым числами.

Компоненты растительных масел, отличные от триглицеридов, подразделяют на омыляемые и неомыляемые.К первым относят своб.жирные к-ты (содержание 1-2%), фосфолипиды (0,5-4%), стерины (0,3-1,3%), воски и воскообразные в-ва (0,002-0,4%), пигменты (не более 0,16%), ко вторым-белки (0,1-1,5%), витамины (до 0,5%), углеводороды и др.

Свободные жирные к-ты могут содержаться в растит.сырье (семена недозревших растений или семена, самосозревающие при хранении во влажном состоянии) или образовываться в процессе выделения масла в результате частичного гидролиза триглицеридов (высшие жирные к-ты) и их окисления под действием света и при длит.хранении (низкомол.жирные к-ты — масляная, каприновая, капроновая, каприло-вая, ацетоуксусная, уксусная).Суммарное содержание своб.к-т в % по массе в растительных маслах определяет их кислотность и характеризуется кислотным числом.Наличие своб.низкомол.жирных к-т, р-римых в воде и испаряющихся при нагр., характеризуется числом Рейхарта-Мейсля; наличие к-т, не растворяющихся в воде, но способных испаряться при нагр.,-числом Поленске.Оба этих числа определяются кол-вом мл 0,1 н.р-ра КОН, расходуемого на нейтрализацию 5 г растительного масла в определенных условиях.Содержание нерастворимых к-т и неомыляемых компонентов характеризуется числом Генера (содержание их в % в 100 г растительного масла).

Фосфолипиды в растительных маслах представлены гл.обр.глицеро-фосфатидами (лецитины), в меньшем кол-ве — инозитфосфа-тидами и сфингомиелинами.Фосфолипиды растительных масел участвуют в биол.окислении масел в организме и сами по себе представляют большую ценность (см.Фосфолипиды).Однако в растительных маслах они образуют коллоидные р-ры, из к-рых при поглощении воды коагулируют с образованием осадков, наз.фузами.В таких осадках могут происходить гидроли-тич.процессы, приводящие к потере масел и затруднениям при переработке.Под действием О2 воздуха фосфолипиды л егко окисляются с образованием темноокрашенных соед., ухудшающих качество масел.Поэтому растительные масла, не идущие непосредственно в пищу или подвергающиеся дальнейшей переработке (напр., рафинированию), очищают-вт фосфоли-пидов, подвергая масло гидратации, или связывая с помощью разл.хим.агентов, напр.диметилдиаллиламмоний-хлорида.Выделенные фосфолипиды, учитывая их биол.и пищ.ценность, используют для произ-ва фосфолипидных концентратов, к-рые добавляют во мн.пищ.продукты (напр., маргарин) и корма для животных.

Из стеринов растит.происхождения (фитостеринов) в растительных маслах наиб.часто содержатся ситостерин и стигмастерин, являющиеся предшественниками витамина D (см.Стерины).Холестерин в растительных маслах практически не содержится.Наиб.кол-во стеринов содержится в кукурузном масле-0,42-1,38%, в подсолнечном их 0,25-0,53%, в хлопковом 0,26-0,57%, в соевом 0,35-0,40%.При переработке и очистке растительных масел потери стеринов стараются свести к минимуму.При необходимости стерины из растительных масел могут быть извлечены с помощью алкалоида дигитонина, с к-рым они дают нерастворимые в этаноле соединения.

Воски и воскообразные вещества в растительных маслах образуют эмульсии и вызывают помутнение масла.Для их удаления масло обычно охлаждают до 8-12°С и осадок отфильтровывают (способ «вымораживания»).

Пигменты, содержащиеся в семенах и плодах масличных растений, придают растительным маслам разл.окраску.Красные и желтые оттенки в цвете растительных масел определяются присутствием в них каротиноидов (красный оттенок-каротин, желтый-ксантофилл), наиб.их кол-во содержится в кукурузном масле (0,058-0,15%).Зеленый оттенок, характерный для соевого, кукурузного, рапсового, горчичного и др.масел, определяется присутствием в них смеси хлорофиллов А и В.В хлопковом масле содержится токсичный пигмент госсипол (0,14-2,5% по массе), наиб.содержание к-рого отмечается в масле, подученном из низкосортных и незрелых хлопковых семян.При переработке масла госсипол дает разл.темно-окрашенные продукты.Удаляют госсипол из масла с помощью антраниловой к-ты, с к-рой он образует нерастворимое соединение.При очистке растительных масел с помощью адсорбентов происходит удаление пигментов и осветление масла.

Осн.массу белковых веществ, переходящих в растительные масла из семян, составляют альбумины и глобулины.Поскольку наличие белков ухудшает товарный вид масел и увеличивает его потери при очистке и хранении, белковые примеси (вместе с фосфолипидами) удаляют при гидратации масла, а также под действием щелочей или минер.к-т.Углеводы, моно-, ди — и олигосахариды, декстрины, крахмал, клетчатка и гемицеллюлоза, содержащиеся в растительных маслах в кол-ве 0,02-0,5%, образуют стабильные эмульсии, способствуют потемнению масла при термич.обработке, придают маслам неприятный вкус и запах.

Часть неомыляемых в-в, входящих в растительные масла, составляют витамины Е, A, D и К.Витамин Е содержится в растительных маслах в виде a -, b -, g -, и d — токоферолов.Кол-во D — a — токоферола в подсолнечном масле составляет ок.0,05%.Высоким содержанием токоферолов характеризуются также масла пшеничных отрубей (100-400 мг в 100 г масла), соевое (74-160 мг в 100 г масла) и кукурузное (87-200 мг) масла; до 100 мг токоферолов в 100 г подсолнечного, хлопкового, рапсового и нек-рых др.маслах, до 60 мг-в арахисовом, до 30 мг-в оливковом и кокосовом.

Витамин А встречается в растительных маслах в виде провитаминов; содержится преим.в облепиховом, абрикосовом, персиковом и др.маслах.Витамин D содержится гл.обр.в соевом и кунжутном маслах, витамин К (К1, К2, К3)-в конопляном, подсолнечном, льняном и сурепном маслах.

В растительных маслах присутствуют также незначит.кол-ва насыщ.и не-насыщ.углеводородов с разветвленной цепью.В частности, в состав подсолнечного, хлопкового и соевого масел входит сквален (0,008-0,012%).Углеводороды, совместно с белками, в значит.степени определяют вкус и запах масла.

В результате длит.хранения на свету, при повыш.т-ре или под действием микроорганизмов растительные масла портятся-прогоркают.Неприятный запах и вкус растительным маслам сообщают продукты окисления жирных к-т (альдегиды, кетоны, гидроксикисло-ты), низкомол.жирные к-ты и их глицериды, продукты распада каротиноидов, стеринов, витаминов, фосфолипи-дов.

Иногда в растительных маслах могут находиться пестициды, используемые в с.х-ве.Их обычно удаляют из масла вместе с одорирующими в-вами в процессе перегонки с паром при 200-250 °С в вакууме.

Биологическая ценность растительных масел. Физиол.ценность растительных масел выше, чем у животных жиров.В первую очередь она определяется высокой калорийностью растительных масел — при полном окислении из 1 г растительного масла в организме выделяется ок.37,7 кДж.Суточный рацион человека должен содержать не менее 25-35 г масел.Кроме того, растительные масла, как и животные жиры, являются структурной частью всех тканей организма.Вместе с белками они образуют комплексные соед., в виде к-рых входят в состав клеточных мембран и субклеточных структур, способствуют регуляции проникновения внутрь клеток воды, солей, аминокислот, углеводов и удаления из них продуктов обмена.Растительные масла являются источником ненасыщ.незаменимых жирных кислот-линолевой, линоленовой и арахидоновой.Поскольку растительные масла содержат витамины, фосфолипиды и стерины в большем кол-ве, чем животные жиры, употребление их в пищу способствует перевариванию пищи и правильному обмену в-в в организме.Жирорастворимые витамины растительных масел, помимо витаминной ценности, способствуют защите незаменимых жирных к-т от быстрого окисления.

Р астительные масла, содержащиеся в клетках растений, являются структурным элементом протоплазмы и запасным питат.в-вом, расходуемым по мере надобности, особенно в период прорастания семян.

Выделение растительных масел.Осн.способы выделения масла из сырья — прессование и экстрагирование.Общие подготовит.стадии для обоих способов-очистка, сушка, обрушивание (разрушение) кожуры семян и отделение ее от ядер.После этого ядра семян (лен, рапс и др.) измельчают, получая т.наз.мятку.Перед отжимом мятку прогревают в жаровнях при 100-110 °С при перемешивании и увлажнении.Прожаренную мятку-мезгу-отжимают в шнековых прессах, причем высокомасличное сырье прессуют дважды: сначала на фор-прессах, а затем-после вторичного прожаривания-на прессах окончат.отжима.

Экстрагирование растительных масел проводят в спец.аппаратах при 50-55 °С р-рителем (бензин, гексан или этанол) до возможно полного извлечения масла.Из полученного р-ра (мисцелла) отгоняют р-ритель, к-рый возвращается в процесс, а масло охлаждают и фильтруют.Обезжиренный твердый остаток (шрот) после экстракции подвергают тепловой обработке паром для удаления р-рителя.При выделении растительных масел по смешанному способу произ-ва сначала осуществляют предварит.съем масла на прессах, после чего производят экстрагирование твердого остатка (жмыха).

Очистка масел.Растительные масла, получаемые любым способом и из любого сырья, обязательно подвергают очистке.По степени очистки пищевые растительные масла разделяют на сырые, нерафинированные и рафинированные.Растительные масла, подвергнутые только фильтрации, наз.сырыми и являются наиб.полноценными; в них полностью сохраняются токоферолы, фосфолипиды, стерины и др.биологически ценные компоненты.Сырые масла отличаются более высокими вкусовыми св-вами.Нерафинированные растительные масла подвергают частичной очистке — отстаиванию, фильтрации, гидратации и нейтрализации.Эти растительные масла имеют меньшую биол.ценность, т.к.в процессе гидратации удаляется часть фосфолипидов и стеринов.Полная схема рафинации включает мех.обработку, гидратацию (обработку небольшим кол-вом воды при 70 °С), щелочную рафинацию (воздействие на нагретое до 80-95 °С масло щелочью) и адсорбц.рафинацию, в процессе к-рой в результате обработки растительных масел адсорбентами (активир.уголь, разл.глины, напр.гумбрин, флоридин) поглощаются красящие в-ва, а масло осветляется и обесцвечивается.Удаление ароматич.в-в (дезодорация) производится воздействием на растительные масла водяного пара под вакуумом.Перед употреблением в пищу проводят анализ растительных масел на содержание вредных примесей (в т.ч.канцерогенов), вовлеченных в них в результате обработки.

В результате рафинации обеспечивается прозрачность масла, отсутствие отстоя, неприятного запаха и вкуса.Биологически менее ценные рафинированные растительные масла искусственно обогащают фосфолипидами.Рафинированные растительные масла не имеют преимуществ при хранении перед др.видами растительных масел (нерафинированными).

Применение. Растительные масла используют в осн.для пищ.целей.Масла подсолнечное, хлопковое, оливковое, арахисовое, соевое и др.потребляются непосредственно в пищу в натуральном (после рафинации) и гидрированном виде (маргарин и кулинарный жир), вводятся в состав майонезов, соусов и пр., применяются в произ-ве овощных и рыбных консервов, шоколада (масло какао), кремов, халвы и др.кондитерских изделий.Растительные масла используют также для разбавления красок, размягчения эмульсионных грунтов и масляных лаков.Высыхающие масла — осн.сырье в произ-ве пленкообразова-телей (олиф, лаков).Очищенные от примесей и обесцвеченные (отбеленные) масла-осн.компоненты связующих масляных и составная часть эмульсионных казеино-масляных (темперных) красок.Полувысыхающие масла-добавки, замедляющие высыхание красок.Натуральные и гидрированные растительные масла (см.Гидрогенизация жиров) — важнейшие компоненты сырья в произ-ве туалетного и хоз.мыла, косметич.ср-в, составов для обработки кож.В мед.практике из жидких растительных масел (касторовое, миндальное) готовят масляные эмульсии; оливковое, облепиховое, миндальное, подсолнечное и льняное масла-основы лек.мазей и линиментов.Из растительных масел при их омылении получают глицерин и жирные к-ты.

Объем мирового произ-ва растительных масел 31,7 млн.т (1981); в СССР общий объем произ-ва 3,25 млн.т (1989), в т.ч.подсолнечного масла ок.1100, хлопкового ок.800, соевого ок.350, касторового ок.20, рапсового 19, горчичного 17, льняного ок.7 тыс.т.Кроме них в пром.масштабе производят кориандровое, облепиховое, кукурузное, тунговое и нек-рые др.масла.

Состав моторного масла

У силовой установки любого автомобиля практически все узлы и механизмы взаимодействуют между собой.Это взаимодействие сопровождается возникновением силы трения между движущимися частями механизмов.Причем из-за высокой нагруженности некоторых механизмов, сила трения между трущимися поверхностями довольно высокая.Чтобы по максимуму снизить силу трения между элементами двигателя применяются смазочные материалы — моторные масла.

В задачу этих материалов входит создание тонкой пленки между трущимися поверхностями для предотвращения соприкосновения металлических элементов узлов и механизмов.Особенно пленка нужна на двух основных механизмах двигателя – кривошипно-шатунном и газораспределительном.Помимо снижения трения оно еще и выполняет охлаждающую функцию, частично отводя тепло с поверхностей узлов.Также в задачу входит омывание трущихся поверхностей для удаления частиц грязи.

Но не все моторные масла, применяемые на автомобилях — одинаковы.Схож только его состав.Оно, каким бы методом не получено, включает в себя масляную основу и комплект всевозможных присадок.Далее подробнее рассмотрим все, что касается моторных масел.

Состав моторного масла, классификация

Итак, все моторные масла в первую очередь разделяют по химическому составу основы, то есть, каким методом и из чего она получена.
По данному критерию все они делятся на три категории – минеральные, синтетические и полусинтетические.

Основа, она же база, для минеральных масел берется из сырой нефти.Для получения смазочного материала нефть фильтруют методом селективной очистки, а также депарафинизируют.Эти масла были первыми, которые применялись на авто.Однако сейчас они применяются все реже, поскольку по своим свойствам уступают двум другим.

Первые синтетические основы были получены путем химического синтеза.Поскольку производство его именно химическим путем довольно сложное, стоимость его была значительно выше минерального.Суть данного метода сводится к синтезу из молекул определенных химических веществ основы масла.Сложность получения основы заключается в надобности подбора из простейших углеводородов молекул с одинаковыми параметрами и свойствами для дальнейшего синтеза из них молекул основы.

Сейчас к категории синтетических смазочных материалов также относятся и смеси, полученные из синтетической основы с добавлением минеральной составляющей, или полученной путем гидрокрекинга.Но в таком случае оно уже не является полностью синтетическим.

Последняя категория – это полусинтетические масла.Данное название они получили из-за того, что включают в своем составе как минеральное, так и синтетическое масло.По сути, полусинтетик – это смесь двух масел, причем пропорции компонентов могут отличаться.

Это основные категории масел, которые приняты для общего ознакомления с составом.Вообще же у производителей основы моторных масел делятся на 6 категорий:

  • Базовое, полученное путем очистки и депарафинизации нефти;
  • Базовое, с высокой степенью очистки путем гидрообработки (минеральное улучшенной очистки);
  • Базовое, полученное методом гидрокрекинга, что обеспечивает индекс вязкости от 80 до 120;
  • Базовое, полученное методом гидрокрекинга с индексом вязкости выше 120;
  • Базовое, полученное из полиальфаолефинов (синтетические масла);
  • Базовое, не вошедшее в вышеуказанные категории (Эфиры, гликоли и т.д.);
  • Группы применяемых присадок

    И это только классификация основы моторного масла.В состав его также входят присадки.Они обеспечивают ряд улучшенных показателей масла.Без них основа внутри силового агрегата долго не проработает, поскольку условия его работы часто меняются, что приводит к быстрому его разрушению.

    Что касается присадок, то их подразделяют на три группы, каждая из которых направлена на выполнение определенных функций.

    Производство масла Shell

    Самой обширной считается группа функциональных присадок.Присадки этой группы обеспечивают большое количество положительных свойств, к примеру, присадки этой группы обеспечивают повышенный противоизносный эффект, антиокислительный эффект, препятствуют возникновению пены, защищают от коррозии.

    Вторая группа, не менее важная – вязкостные присадки.В задачу этих присадок входит увеличение индекса вязкости масла и поддержание его определенного значения при разных температурных режимах.

    Третья группа присадок – повышающих текучесть.

    Процентная масса присадок в моторном масле может отличаться.В некоторых видах присадки составляют 5% от общего количества, но встречаются и масла, в которых присадки составляют 25%.

    Классификация SAE

    Существует несколько классификаций моторных масел, причем каждая из классификаций отвечает за определенные свойства.Самой распространенной классификацией является SAE.Данная классификация разработана Ассоциацией автомобильных инженеров.Она характеризует вязкость, а также свойства «прилипания» его к поверхности детали.По сути, вязкость – это свойство масла «прилипать» к поверхности металла, при этом оставаясь текучим.Данные свойства оно должно сохранять при определенных температурных режимах.

    Согласно этой классификации масла подразделяются на летние, зимние и всесезонные.Причем летние и зимние виды подразделены на несколько видов, а вот всесезонные по такому принципу не подразделяются.

    Всего согласно этой классификации производятся 6 видов зимнего и 6 видов летнего масла.Что касается зимнего, то его обозначение состоит из буквенно-цифрового индекса, а для обозначения летнего применяется только цифровой индекс.

    Градация зимнего масла начинается от 0 и до 25, при этом обозначение последующего вида ведется через 5 единиц, то есть, 0, 5, 10 и так до 25.Дополнительным обозначением у зимнего масла выступает буква W – Winter.Чем меньше цифровое обозначение, тем вязкость его ниже при низких температурах.Так, зимнее масло 0W обеспечит запуск силовой установки даже при температуре ниже -30 С, поскольку вязкость даже при такой температуре будет не очень высокой.А вот масло 25W можно использовать при температуре не ниже -10 С.

    Летнее же действует наоборот.Градация летнего масла ведется от значения 10 и до 60, причем значение последующего вида на 10 единиц больше, а буквенного обозначения не используется.

    Так, масло с обозначением 20 сохранит вязкость при температуре до +20, а обозначение 50 указывает на сохранение вязкости при температуре до +50 и выше.

    Но у нас распространение отдельно зимние и летние масла не получили из-за довольно широкого температурного диапазона в течение года.Смена сезонов привела бы как минимум к двукратной смене его в году.

    Большее распространение у нас получили всесезонные виды масла.Этого вида вязкость указывается как для низких, так и высоких температур, и в обозначении их фигурирует и зимнее и летнее обозначение вязкости, к примеру, 5W-40.Но при этом показатели вязкости у 5W-40 могут отличаться от показателей, отдельно взятых зимнего 5W и летнего 40 масел.

    Зато как таковых видов всесезонных масел нет, выпускаются они с обозначениями от 0W-50, до 25W-20.

    Следует учитывать, что температурный показатель применения того или иного масла является приблизительным и производителями только рекомендуется.Реальные же температурные показатели зависят от многих факторов, в том числе и конструктивных особенностей двигателя.

    Зачастую автовладельцы останавливаются только на этой классификации, считая, что знание температурного режима и вязкости вполне достаточно.

    Классификация АСЕА

    Однако есть и другие, не менее важные классификации.Имеется еще и классификация, разработанная ассоциацией европейских производителей автомобилей.Данная классификация имеет обозначение АСЕА.

    Сводится эта классификация к возможности применения масел на тех или иных двигателях.Всего она включает 4 класса: А – для бензиновых силовых установок, В – для дизелей, применяемых на легковых авто, а также грузовых, с малой грузоподъемностью.Есть еще один класс – Е, к которому относятся дизели высокой мощности, устанавливаемые на большие грузовые авто.

    Стоит отметить, что данная классификация также учитывает выпускаемые энергосберегающие масла.Особенностью их является сниженная вязкость при высоких температурах работы двигателя, чем у стандартных.За счет этого снижается и сопротивление скольжению между элементами двигателя, это положительно сказывается на потерях мощности из-за трения в силовом агрегате при работе.Однако повышенная текучесть этого масла приводит к тому, что пленка на поверхности тоньше, чем при использовании стандартного масла, соответственно скорость износа элементов двигателя выше, поэтому не всем агрегатам оно подходит.

    Чтобы обозначить стандартное и энергосберегающее масло, кроме буквенного индекса применяется еще и цифровой.Всего цифровых индексов пять – от 1 до 5.

    Энергосберегающие смазочные материалы в этой классификации получили индексы 1 и 5, а индексы 2,3 и 4 обозначают стандартные масла.При этом данные индексы применимы и к бензиновым и к дизельным моторам.А энергосберегающие материалы по АСЕА обозначаются А1, А5, а также В1 и В5.Все остальные обозначения относятся к стандартным материалам.Для класса Е такого обозначения вида нет.

    Классификация API

    Примерно такая же классификация, но более обширная есть и у американцев.Разработанная классификация Американским институтом нефтепродуктов, ее инициалы API.

    API подразделяет масла по общим эксплуатационным свойствам.Суть этой классификации сводится к применяемости его на двигателях разных годов производства.Эта классификация была введена только потому, что со временем силовые установки совершенствовались, требования к смазочным материалам и их присадкам возрастали.Также эта классификация учитывает конструктивные особенности двигателей.

    Как и в классификации АСЕА, масла подразделяются по применяемости на двигателях – бензиновые и дизельные.Но обозначение применяемости к тому или иному двигателю другое: бензиновые – S, дизель – С.

    Также эта классификация предусматривает буквенное обозначение классов характеристик и свойств смазочного материала.

    Классификация API для бензиновых двигателей включает в себя 12 классов смазочных материалов, разделенных по применяемости в двигателях.Краткие характеристики этих классов указаны в таблице:

    Виды моторных масел

    автор: mexanic Март 22, 2015

    Одним из действительно необходимых атрибутов ремонта и эксплуатации автомашины является моторное масло.Оно служит залогом размеренной и устойчивой работы двигателя любого транспортного средства, обеспечивая смазкой механизмы внутренних устройств.Благодаря уникальным свойствам масел нагар и сажа не задерживаются на деталях двигателя, что обеспечивает более долгий срок службы.

    Моторное масло изготавливают путем синтеза масляной составляющей и примесей.Масляное основание вырабатывается из нефти несколькими способами в зависимости от типа применения.Минеральное масло с добавлением полезных адаптирующих примесей используется в транспортной промышленности для высококачественных бензиновых и дизельных движков, и обслуживания иного структурированного железосодержащего механизма.

    Химический синтез компонентов нефти обязательно разбавляется смягчающими веществами, продлевающими время эксплуатации деталей, а также для стабилизации механических процессов.Также хорошо распространена масляно — синтетическая основа в содержании мм (моторное масло).Без примесей оно не только не целесообразно, но и крайне вредоносно для двигателя.

    Примеси или по-другому — присадки ↑

    От специфики примесей зависит целенаправленность работы.Если присадка влагоустойчива и не абсорбируется водой, то конечный результат, изготовленный с такой добавкой, прекрасно подходит для двигателя дизельного судна.Антифрикционность и реология примеси как химического соединения благотворно влияет на свойства моторных масел в условиях энергосбережения.

    Сбалансированный состав присадочных элементов применим к каждому типу моторного масла индивидуально.Так, если масло не подходит марке авто, вполне вероятны непредвиденные ранние поломки двигателя.И, наоборот, в случае успешного применения, ваш движок прослужит немалый срок.Поэтому моторное масло классифицировали по типу присадок, для удобства сравняв его с мировыми стандартами.

    Разряд по параметрам ↑

    Итак, есть несколько типов и подтипов масла.Минеральное разделено на парафиновое, ароматическое и нафтеновое.Каждое из них обладает определённой вязкостью и температурой, самой распространённой является парафиновая смесь.

    Синтетическое наиболее популярно по своим критериям, так как получено в ходе химических изысканий, добившихся большого прогресса относительно качества:

  • эргономичность топлива за счёт текучести;
  • высокая температура испарения позволяет избежать перебоев со снабжением смазкой деталей даже в случае перегрева;
  • стойкость моторных масел к «парафинообразованию» и окислению;
  • способность смазочного материала приспосабливаться к скачкам «микроклиматической» температуры;
  • увеличение срока эксплуатации мотора.
  • Единственным недостатком синтетического была и будет стоимость, включающая в себя разработку и поставку от нефтеперерабатывающих предприятий.Минеральное в разы дешевле, но золотой серединой стало полусинтетическое масло, адаптированное под климат региона.При средней тяжести нагрузки моторное хорошо влияет на двигатель, но повышение условий использования приводит к частой смене моторного масла.

    Гидрокрекинг ↑

    В последнее время на рынок выпускаются виды моторных масел, обработанные по методу гидрокрекинга.Эксперименты с химическими соединениями не увенчались успехом, так как смазка быстро теряет свои свойства, близкие по сути синтетическому.

    При прямой продаже от производителя к автомобилю прилагаются подробные характеристики и рекомендации, призванные без проблемно пользоваться транспортом.Если следовать инструкциям производителей, которые рекомендуют выбирать для марки авто индивидуально, машина прослужит долго и качественно, стоит этот факт принять во внимание.

    Характеристики моторного масла ↑

    По температурным ограничениям делят по сезону, как шины — лето, зима, всесезонка.Всесезонное получают путём выжимки дисстиляционных веществ и синтетических продуктов, дополняя загущением полученной смеси макрополимерными присадочными средствами.

    От свойств масел зависит благонадёжность двигателя, его взаимодействие в процессах мотора при движении автомобиля является самым важным.Так, участие в термических, механических и химических процессах обеспечивает установленный ресурс машины.

    В настоящем, по разработкам автомобильных инженеров мирового сообщества масло должно отвечать следующим требованиям:

  • моющие и очищающие способности моторных масел по отношению к деталям и механизмам двигателя;
  • термические и термоокислительные свойства, позволяющие охлаждать поршни;
  • моменты против износа и старения, обусловленные вязкостью и прочностью масляной основы;
  • исключение коррозии благодаря использованию смазки;
  • совместимость как химического соединения с образующимися при запуске уплотнениями и катализаторами, нейтрализующими отработанные газы;
  • нормированная стабильность при транспортировке и хранении;
  • малая вспениваемость, летучесть и испаряемость.
  • Классификация SAE J300 делит масло на 6 зимних разрядов вязкости и 6 летних.Зимнее отличается устойчивостью к холодной климатической температуре и обозначается буквой W.Масло, помимо вязкости, имеет температурный предел прокачки, это значение определяет допуск подачи смазочного материала насосом при определенной температуре в мотор для безопасного зажигания.

    Всесезонное обозначается двойным значком, первое значение — максимальная вязкость при низких температурах и второе — минимальное сочетание кинетической и динамической вязкости при повышенных температурах до 150˚С.

    Химический состав моторного масла ↑

    Как мы выяснили ранее, виды моторного масла — это минеральное, синтетическое и полусинтетическое масло.Производители автомобилей рекомендуют подбирать в соответствии с маркой машины и техническими характеристиками двигателя.Самым важным в составе масел является вязкость, какую обозначают индексом — общепринятой величиной между соотношением кинетической и динамической вязкостей при определенных условиях температуры.

    Без дополнений, повышающих свойства и способности масел, последние никак не смогут выполнять свои функциональные обязанности — предотвращать силу трения в системе двигателя и защищать механизмы от залипания и копоти.Каждый производитель в своей лаборатории старается усовершенствовать химический состав присадок, что позволило бы добиться большего срока эксплуатации автомобиля.На сегодняшний день имеется несколько типов используемых добавок:

  • детергенты — это вещества, добавляющие в масло моющие способности;
  • сгущающие вязкость присадки обеспечивают более низкий предел температур;
  • дисперсанты — эффективная защита двигателя;
  • соединения от износа;
  • вещества против коррозии и ржавчины;
  • антипенные составляющие;
  • присадки, смягчающие трение;
  • и многие другие.
  • Присадки, которые влияют на вязкость масел, изготовляются из высокомолекулярных полимеров — полиметакрилаты и полиизобутилены, которые в нормальной среде имеют форму спиралей, но при изменении в положительную сторону температурного режима распрямляются, делая структурно густым.

    Присадки как составляющая ↑

    Такие присадочные элементы актуальны в тёплое время года, но всесезонное масло идентично по химическому составу с описанным синтетическим летним маслом.В России предпочитают всесезонное любым другим, так как оно не требует частой замены.

    Такое масло имеет множество версий, так как производители ломают голову над непростым вопросом — как добиться сбалансированной вязкости присадок, ведь много тут не означает хорошо, потому что негативно сказывается на энергосбережении топлива.

    Отметим также антипенные присадки.Когда коленвальный агрегат перетряхивает смазку в картере, в сочетании с накопившейся грязью, возможно сильное вспенивание.Оно плохо сказывается на функции теплоотвода, снижая способности масел смягчать трение.Силиконы в антипенных присадках образуют капли, разрушающие пузырьки воздуха, и соответственно, пены.Между тем, количество антипенных присадок не должно превышать допустимых стандартов — тысячных долей процента.Иначе вероятно возникновение абразива в виде оксида кремния.

    И самые важные присадки (но не уменьшаем значение других) — модификаторы трения.Те самые, что препятствуют трению трущихся деталей, смазывая поверхности.Наиболее известные присадки — графит и дисульфид молибдена.Эти полупроводники в научном понимании нерастворимы в масле, а присутствуют в нём в виде микрочастиц в обязательном смешении со стабилизаторами и дисперсантами.Аналогами графита и дисульфида молибдена являются малорастворимые эфиры жирных кислот, которые формируют на трущихся деталях смазочный слой молекул.

    Актуальность моторных масел нельзя преувеличить и переоценить.Важно следовать рекомендациям производителей, так как неправильное применение масла способно существенно снизить срок службы двигателя любого качества.

    Состав моторного масла

    Для человека, озаботившегося тем, что же он заливает в двигатель своей машины весьма полезной будет информация о составе моторного масла.Эти знания дадут ключ к пониманию того, из чего сделаны масла, стоящие на полках магазинов, и почему одно стоит в полтора раза дешевле другого, хотя на обоих написано «синтетическое масло».Ранее мы уже слегка касались этой темы, теперь настало время поговорить об этой теме более подробно.
    Как я уже упоминал в статье о типах моторных масел, в первом приближении масло состоит из базовой основы (базового масла), модификатора вязкости, ответственного за сохранение вязкости в заданных пределах и присадок, обуславливающих наличие у масел различных полезных свойств.Кстати, этот модификатор вязкости порой немало пугает автолюбителей, в случае, когда они пытаются залить в машину масло, хранившееся на морозе.

    Базовое масло.

    Базовое масло – это основа, определяющая, сколько проработает продукт в двигателе и отвечающая за его смазывающие свойства.Плюс к этому оно служит средой-носителем для присадок.Существует пять основных типов базовых масел:

  • минеральное
  • минеральное селективной очистки
  • гидрокрекинговое (HC)
  • полиальфаолефиновое (PAO)
  • эфирное (эстеры)
  • Минеральные базы получают путём отбора соответствующих нефтяных фракций при перегонке нефти.Масла селективной очистки дополнительно очищают с помощью растворителей избирательного действия (отсюда название), которые вымывают из базы наиболее неподходящие молекулы, улучшая состав моторного масла, делая его более однородным.

    Гидрокрекинговая база получается также из минерального сырья, но при этом используются процессы синтеза, то есть преобразования в углеводороды необходимой структуры.Поэтому эта основа считается синтетической.К синтетике её, кстати, отнесли не так уж и давно, ещё лет десять-пятнадцать назад у всех ведущих масляных брэндов в линейке продуктов были две полусинтетики, с вязкостью 10w-40 и 5w-40, выше которых шли уже премиум-масла на ПАО-основе.Примерно пять лет назад между ними появилась прослойка масел, заявленных как синтетические, но более дешёвых и не наследующих форму названия премиум-продуктов (например, цифра 1 в названии Mobil, или слово Ultra у Shell, Edge у Castrol и т.д.).Это и был тот момент, когда гидрокрекинг стали считать синтетикой.С точки зрения маркетинга хороший ход: потребители думают, что для них сделали синтетику более дешёвой, а по факту просто стали продавать дороже то, что раньше называлось полусинтетикой.Как говорится, и волки сыты, и овцы целы.

    Полиальфаолефины, или, сокращённо, ПАО – дорогая и самая распространённая и синтетическая основа для производства технических масел.Производят её из этилена, синтезируя молекулы заданной формы и свойств.Это даёт ряд преимуществ:

  • молекулы одного размера создают меньше сопротивления для трущихся деталей, а значит, увеличивают КПД двигателя.Как следствие, имеем энергосбережение и уменьшенный расход топлива (ненамного).
  • отсутствие молекул малого размера даёт практически нулевую испаряемость, значит нет расхода масла на испарение (не путать с угаром, это отдельный момент, рассмотрим в статье про вязкость).
  • масло такой структуры обладает отличными низкотемпературными свойствами.Температура застывания гораздо ниже, как следствие, при холодном запуске такое масло будет более жидким и быстрее доберётся до трущихся поверхностей в двигателе.И это без всяких депрессорных присадок, о которых мы поговорим чуть ниже.
  • термическая и химическая стабильность позволяют молекулам работать при более высоких температурах и в агрессивной среде не распадаясь.Именно это и является самым важным преимуществом синтетики и обуславливает её больший ресурс относительно минералки, причём с показателями практически как у свежезалитого масла.

    Уменьшение потерь энергии в зависимости от разницы в размерах молекул

    На последнем аспекте остановлюсь подробнее.Молекулы масла (любого) при работе в двигателе испытывают большие нагрузки, в результате которых они разрушаются, превращаясь в мусор, загрязняющий масло.Поскольку минеральная основа состоит из разнородных молекул (грубо говоря, мешанина нефтяных фракций в диапазоне температуры перегонки 300-600 градусов, естественно, имеющих различные свойства), то и распадаться они будут по-разному: одни раньше, другие позже.При этом после распада менее устойчивых молекул физические свойства масла в целом меняются в худшую сторону: ведь состав-то масла изменился, плюс добавилось мусора из остатков распавшихся молекул.И этот процесс происходит постоянно с момента заливки нового масла, так что по мере работы уровень эксплуатационных свойств плавно ползёт вниз.

    Синтетические молекулы за счёт своей одинаковости и стабильности выдерживают все нагрузки двигателя (если они не превышают расчётных), поэтому и не распадаются, соответственно, основа в масле почти весь положенный пробег имеет состояние, как у свежезалитого масла (подчеркну, что речь идёт именно о базе, визуально это никак не проявится, ну или почти никак.Масло всё равно потемнеет из-за работы моющих присадок).Однако ПАО тоже не вечно и изнашивается, поэтому в один прекрасный момент молекулы всё же начнут распадаться.Причём практически одновременно, они же одинаковые, и износостойкость у них тоже одинаковая.Так что очень важно заменить масло до этого момента, поскольку начиная с него ваш двигатель будет работать на отработке, что пагубно отразится на его ресурсе вплоть до выхода из строя.

    Эфирная, или эстеровая база делается также путём синтеза, причём более сложного и дорогого, нежели ПАО, поэтому масла на ней не очень распространены.Из компаний, декларирующих производство масел на эфирной основе, на ум приходит только Motul.Конечно, есть ещё куча масел с эфирами, но обычно по одной-двум позициям, да далеко не в каждом брэнде.От ПАО эфиры отличаются наличием отличных смазывающих свойств, но плохой стойкостью к воде.И вот тут нас ждёт откровение: оказывается, идеальной основы для моторного масла не существует, у всех есть свои недостатки (смотрим табличку).

    Как видно из таблицы, любой тип базовых масел имеет «двойки» или «тройки».Выход производители видят в смешивании основ для взаимной нейтрализации негативных показателей.Наиболее технически хорош вариант со смесью ПАО и эфиров, но цена в данном случае становится не то что «двойкой» — «единицей».Хотя для многих автолюбителей это не повод лить в любимую машину что-то хуже самого совершенного масла:).Поскольку таких людей немного, для остальных делают всевозможные смеси ПАО, минералки и гидрокрекинга.Основной вывод отсюда таков: даже если на масле написано fully synthetic (что означает «полностью синтетический»), на самом деле оно, скорее всего, синтетическое процентов на пятьдесят +/-.Как я уже упоминал в другой статье, на техническом семинаре представитель одного из мажорных (в смысле, основных) брэндов сказал, что масло у них считается синтетическим, если доля синтетики в нём больше 35%.Так что из соображений альтруизма «лишнего ПАО» нам никто не льёт, будьте уверены.

    Присадки в масло.

    С базой разобрались, переходим к присадкам, входящим в состав моторного масла.Все присадки делятся на 3 группы:

  • модификаторы вязкости
  • присадки для защиты масла
  • присадки для защиты поверхности двигателя
  • Модификаторы вязкости.

    В эту группу входит собственно модификатор вязкости, отвечающий за сохранение расчётной вязкости при повышении температуры и депрессорная присадка, сохраняющая вязкость в заданных пределах при низкой температуре.Подробнее об этом написано в статье о вязкости моторного масла.Здесь же упомянем, что модификатор вязкости примечателен тем, что его в масле должно быть гораздо больше остальных присадок, как правило, около 10% от общего объёма масла, тогда как все остальные присадки, вместе взятые составляют ещё 10%.

    Присадки для защиты масла.

    Помимо физического и термического распада с маслом в моторе может случиться две неприятности, которые будут мешать его качественной работе.Это вспенивание и окисление (или химическое разрушение).Поэтому в масло добавляют антипенную и антиокислительную присадку (антиоксидант).Антипенная присадка уменьшает коэффициент поверхностного натяжения масла, поэтому пузырьки, образующиеся при вспенивании тут же лопаются.

    С окислением ситуация такая: из школьного курса химии известно, что кислоты нейтрализуются щелочами.Так что для борьбы с окислением (то есть воздействием на масло кислот) в масло добавляют присадки, имеющие щелочную среду и нейтрализующие кислоты.Основным показателем нейтрализующих свойств масла является щелочное число.Обозначается оно аббревиатурой TBN – «total base number», где total – в данном случае означает общее, base – щелочное, так как щёлочи в химии также называют основаниями, кто не помнит:), ну а number – это число.Значение TBN представляет собой количество гидроксида калия (KOH) в миллиграммах, эквивалентного по нейтрализующему действию присадкам, содержащимся в одном грамме масла.Такая вот загогулина, как говорится:).Есть, кстати, очень взаимосвязанная характеристика масла – кислотное число.Выражается в тех же миллиграммах KOH, но уже немножко по-другому.Это количество гидроксида калия, нужное для нейтрализации всех кислот, содержащихся в 1 грамме масла.Чтобы усвоить эти мудрёные сентенции, попробую объяснить «на пальцах».Допустим, у масла в начале использования щелочное число равно 7, а кислотное = 1.5.Это значит, что кислоты полностью нейтрализуются и ещё остаётся большой запас прочности.По мере выработки антиоксидантов щелочное число будет уменьшаться, а кислотное – увеличиваться.Когда они сравняются, у масла не останется запаса прочности и в дальнейшем оно не сможет бороться с процессами окисления, а значит, начнёт активно превращаться в негодную к использованию отработку.Такое масло нужно срочно менять.

    Присадки для защиты поверхностей двигателя.

    Теперь посмотрим, чем масло защищает наш движок.На страже мотора стоят:

  • противоизносные присадки
  • модификаторы трения (антифрикционные присадки)
  • противозадирные присадки
  • детергенты (моющие присадки)
  • диспергирующие присадки
  • антикоррозионные присадки
  • Пробежимся по функциям и принципу действия.В качестве противоизносной присадки часто используют соединения серы, которые при больших нагрузках и температурах образуют на поверхности детали плёнку сульфида железа, очень стойкого к износу соединения.Так что сера, от которой пытается избавить автомобильные масла европейская организация с названием ACEA (Association des Constracteurs Europeens des Automobiles – Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей) во имя экологии, очень даже нужна в двигателе в разумных количествах, поскольку обеспечивает его защиту от износа.Оговорка про количества есть, поскольку кроме защиты двигателя, она же является компонентом образования серной кислоты, с которой уже приходится бороться антиокислительной присадке.Такая вот взаимосвязь.

    Антифрикционные присадки (модификаторы трения) нужны для снижения трения (надо же:)) в двигателе.Широко используется в этом качестве дисульфид молибдена (есть даже масла, которые козыряют этим на этикетке, у Mannol, например, у LiquiMoly…).В масле этот материал оседает на поверхности деталей и при соприкосновении их друг с другом расслаивается подобно графиту (в силу особенностей своего молекулярного строения) при небольших нагрузках, уменьшая, таким образом потери на трение.

    Противозадирные присадки работают там, где износ происходит в результате циклического повторения ударных нагрузок (например, пара кулачок-толкатель в ГРМ).Усилие кулачка таково, что верхний слой толкателя разрушается при соприкосновении.Чтобы этого не происходило, на толкателе образуется защитная плёнка из присадки, которая разрушается вместо металла при ударе кулачка, но тут же образуется снова.Применение одновременно противоизносных и противозадирных присадок обусловлено тем, что каждая из них наиболее работоспособна в разных условиях.Одни лучше справляются с высокими напряжениями, другие выдерживают высокие температуры и т.д.….

    Детергенты – это присадки, отмывающие двигатель от отложений на его поверхности и предотвращающие повторное загрязнение.Их молекулы прикрепляются к частицам отложений и образуют электрически заряженную оболочку, которая выталкивает грязь в объём масла.Также они способны прикрепляться к поверхности металлов и отталкивать частички грязи не давая им повторно оседать на двигателе.

    Диспергирующие присадки занимаются тем, что вылавливают нерастворимые частицы в масле и обволакивая их, держат во взвешенном состоянии, не позволяя осесть где-нибудь в укромном уголке и образовать слой грязи в моторе.Не буду утомлять перечислением названий этих присадок, лично я с трудом воспринимаю всю эту алкилфенольную и сукцинимидную терминологию, да и ни к чему это нам здесь.

    Антикоррозионные присадки предотвращают коррозию цветных металлов в двигателе, образуя на их поверхности плёнку, не разрушаемую при трении, под воздействием детергентных присадок и слабых кислот, образующихся при работе двигателя.Дабы не путать антиокислительное и антикоррозионное действие, достаточно вспомнить, что антиоксиданты защищают масло, а антикоррозионные присадки – детали двигателя.При этом многие присадки совмещают в себе эти два эффекта.

    Вот схемка состава пакета присадок.

    Многофункциональность и синергия.

    Вообще, нужно учитывать, что очень часто присадки обладают комплексным действием, сочетая в себе две и более функций из вышеперечисленных.Например, дитиофосфаты цинка отметились практически во всех описанных свойствах (за исключением вязкостных).Другое дело, что у каждой присадки есть основное действие и второстепенное.В то же время для обеспечения одной и той же функции в разных узлах двигателя может применяться несколько разных присадок.Также нужно учитывать такое явление как синергия и обратную ему антагонистичность.Несколько присадок могут применяясь вместе могут давать дополнительный эффект, превышающий простую сумму отдельных эффектов, это и есть синергетический эффект.Однако может быть и наоборот, две присадки взаимно нейтрализуют действия друг друга.К тому же многие присадки, имея основной положительный эффект, дают проседание по другим параметрам, и для его нейтрализации приходится добавлять ещё что-то.Производители масел тратят много сил и времени на то, чтобы подобрать композицию присадок с оптимальным синергетическим эффектом при умеренной стоимости.Выглядит это как множество экспериментальных замесов с последующим их тестированием и анализом результатов.Именно поэтому никто из производителей категорически не рекомендует добавлять в их масла посторонние присадки/добавки.Неизвестно, какой суммарный эффект будет у этой новой смеси, может оказаться, что вся эта кропотливая работа пошла насмарку.Так что в данном случае имеет смысл послушать их и не искушать судьбу.Хотя, конечно, если есть достаточный багаж знаний, чёткое представление того, что и зачем заливаешь, и понимание возможных негативных последствий, то почему бы и нет.В конце концов дозировка присадок рассчитана с некоторым резервом, который, например, тратится на нейтрализацию несливаемого остатка масла после замены, и в случае чего, может смягчить последствия подобных экспериментов.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Валентин Пырьев
    Написано статей
    1036
    Ссылка на основную публикацию