Игромания интернет зависимость

Тема статьи: Игромания интернет зависимость - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Оглавление

Компьютерная зависимость у подростков.Зависимость от компьютерных игр.Компьютерная зависимость: симптомы

С развитием компьютерных технологий возникает огромное количество новых проблем.Одна из них – компьютерная зависимость у подростков.Именно об этом хочется рассказать в данной статье.

Что это такое?

Казалось бы, играет себе ребенок в компьютерные игры, и что? Дома тишина и спокойствие.Однако современные психологи говорят о том, что сегодня все больше детей младшего, среднего и старшего школьного возрастов становятся зависимыми от компьютера.Что же это значит? В принципе, характеристики всех зависимостей схожи между собой.Если наркоман сутками ищет дозу, то ребенок может с нетерпением ждать часа, когда же ему разрешат родители сесть за компьютер.В это время дитя чаще всего не находит себе места, не может ничем иным заняться, мается по дому или квартире.Стоит сказать, что данную проблему нужно лечить, иначе могут быть негативные последствия.

Следует сказать, что термин «компьютерная зависимость» довольно молод, появился он примерно в 1990 году, когда активно начала развиваться компьютерная промышленность.Определяет термин то состояние человека, при котором он просто не может прожить без данной машины, проводя перед ее монитором все свое свободное время.Однако с той поры сама зависимость несколько трансформировалась и приобрела новые элементы и формы, став проблемой не единиц, а многих людей разного возраста.

Интересной может показаться информация о том, почему может возникать компьютерная зависимость у подростков.Так, в первую очередь, это обычный недостаток внимания со стороны родителей и сверстников, которое ребенок компенсирует при помощи такого вот друга.Сейчас, в то время, когда очень популярными являются различные социальные сети, эта проблема стала еще более актуальной: там ребенок создает себе новый образ, обзаводится с друзьями и живет не реальной, а виртуальной жизнью.В таком случае говорят не об игромании, а об интернет-зависимости ребенка.Что еще может погнать подростка в иной мир? Неуверенность в себе, в своих силах, возможно также недовольство своей внешностью (особенно если есть какие-то отклонения).Часто дети «подсаживаются» на компьютер, чтобы не отличаться от сверстников (тут чаще всего речь идет об игровой зависимости, однако с развитием социальный сетей эта тенденция изменяется).Занимать все свободное время компьютером ребенок может, если у него нет увлечений или хобби, а свободное время нужно куда-то пристроить.Ну и, конечно же, способствует развитию различных зависимостей манера общения в семье, воспитание.Если ребенку можно в сутки находится за компьютером не более двух часов (а так и должно быть), то у него просто не получится стать интернет-зависимым.

Главные опасности

Важно сказать и о том, что компьютерная зависимость у подростков – дело опасное, которое может повлечь за собой тяжелые последствия.В первую очередь, находясь в виртуальном мире, человек практически никогда адекватно не контролирует время реальное, часто опаздывает.Ребенок может постоянно прогуливать школу, пропускать занятия.Огромную проблему составляет тот уровень агрессии, который может возникать в процессе компьютерной игры.Если у подростка что-то не удается, возникает буря эмоций, постепенно дестабилизируется и расшатывается психика.Это же дитя переносит и в мир реальный, общаясь таким образом со своим ближайшим окружением: родителями и друзьями.Повлиять на будущее может и то, что в компьютерной игре рано или поздно подростку все всегда удается, если не с первого раза, то с n-ного точно.Ребенок может решить, что и в реальной жизни все так просто получается.А это чревато последствиями и сильным разочарованием во взрослой реальной жизни.Также компьютерная зависимость у подростков влияет и на состояние организма.Так, точно нарушается зрение, может быть авитаминоз и иные проблемы, связанные с неправильным питанием (подросток с компьютерной зависимостью чаще всего нормально не питается, живя одними только перекусами).Обычно зависимый ребенок не следит за своим внешним видом, не соблюдает правил личной гигиены.

Виды зависимостей

Следует сказать, что разной бывает зависимость от компьютерных игр.Так, сегодня это интернет-зависимость, когда ребенок не может прожить без виртуального мира, и игромания.В свою очередь, зависимость от компьютерных игр делится по типам игры.Так, это ролевые игроманы, когда человек смотрит в игру глазами своего героя (не менее опасными являются и те игры, когда дитя смотрит на героя извне); стратегические игры, которые менее опасны, однако, опять же, готовы втянуть ребенка в свой мир; неролевые игры, такие как различные головоломки, аркады, флеш-игрушки.Особо опасными и в виртуальном мире являются азартные игры, ведь часто они вытягивают много денег с игроков.

Потенциальная категория

У кого может возникнуть проблема компьютерной зависимости? Так, в первую очередь у тех детей, родители которых часто не бывают дома, а ребенок просто предоставлен сам себе.Это же касается и детей богатых родителей, которые также часто находятся дома одни или с обслуживающим персоналом, советов которого они просто не слушают.Больше зависимых подростков среди мальчиков (как говорит статистика, на 10 мальчиков только одна зависимая девочка), что касается возраста, самый опасный – 12-15 лет.

Что повлечет за собой зависимость?

Зависимость от компьютерных игр может повлечь за собой много негативных последствий.Так, в первую очередь, у ребенка постепенно будет уменьшаться круг общения, что приведет к полной изоляции подростка в реальной жизни со всеми вытекающими последствиями.Также могут произойти необратимые изменения со здоровьем.Так, это нарушение зрения, обмена веществ, возможно ожирение различных степеней.Со временем точно нарушится и дестабилизируется психика.Важно сказать и то, что все проблемы игромана из подросткового возраста рискуют перейти во взрослую жизнь.А это чревато огромными негативными последствиями.Также ребенок может начать воровать, ведь часто интернет или игры требуют определенной платы.А это уже наказуемо согласно букве закона.

Как возникает зависимость?

Понаблюдав за зависимыми, интересные и вместе с тем страшные выводы сделали психологи.Химическая и компьютерная зависимость: симптомы их практически одинаковы.У таких людей, например, при виде желаемой цели резко сужаются зрачки.Также дети начинают плохо учиться, не следят за собой и своим внешним видом, набирают (различные степени ожирения из-за неправильного питания) или теряют вес (просто забывают или ленятся вовремя покушать), не могут ничем другим заняться, если есть свободное время.Чтобы избежать такого развития событий, нужно всего ничего: не подпускать малыша к телевизору до трехлетнего возраста, а к компьютеру и того дольше, примерно до 10 лет.Именно в этом возрасте и возникает предрасположенность к различного рода зависимостям.Однако в наше время это сделать, к сожалению, практически невозможно.

Механизм зависимого поведения

Аддиктивное, т.е.зависимое поведение формируется у ребенка путем ухода от реальной жизни к виртуальной как с применением, так и без применения различных химических средств.Сам же процесс основан на том, что ребенок уходит от реальных ролей, заменяя их виртуальными, теми, которые ему более удобны или даже близки по духу.Игра или интернет, по своей сути, компенсируют ребенку то, чего ему не достает в реальной жизни.Так, если человек слаб физически и не может дать сверстникам отпор, у него возникнет компьютерная игровая зависимость.У подростков, которым не хватает общения в реальной жизни, возникнет зависимость от социальных сетей, где можно примерять различные роли и маски (тут может возникнуть проблема самоидентификации личности, что чревато последствиями), дружить с людьми, которые, на первый взгляд, всегда поймут.Однако со временем может наступить разочарование, ведь часто эти друзья мнимые и особой поддержки в трудную минуту от них не дождешься.

Как избежать зависимости?

Чтобы не возникала зависимость подростков от компьютерных игр, от интернета, нужно соблюдать довольно простые, но действенные правила.Так, нужно точно регулировать время нахождения ребенка перед монитором, при этом родителям не воспрещается контролировать, чем же занимается отпрыск в интернете.Огромное влияние имеет личный пример взрослых: если папа все свободное время проводит перед монитором, совсем неудивительно, что и ребенок будет поступать также.Еще нужно грамотно планировать свободное время семьи: больше проводить времени вместе на природе.Какие еще методы приемлет профилактика компьютерной зависимости у подростков? Хорошо загрузить свое дитя как можно больше: отправить на кружки, к репетиторам, уделять больше времени учебе.Тогда на игры и различные зависимости просто не останется времени.Как радикальный способ, можно ограничивать работу за компьютером ребенка при помощи различных программ, которые на это и направлены.

Выявив признаки компьютерной зависимости у подростков, родители должны сразу же принимать меры.Так, хорошо отправиться к психологу и с ним составить план действий.Ведь часто родители поступают неправильно, желая своему ребенку только хорошего.Например, не рекомендуется резко запрещать компьютерные игры, это ни к чему хорошему не приведет.Лучше все делать последовательно, медленно сокращая время, проведенное перед монитором.Также необходимо контролировать, какие же игры пришлись по вкусу вашему чаду.Ведь не все они плохие, есть и полезные, которые развивают интеллект и имеют даже образовательную составляющую.И далеко не все время, проведенное перед монитором компьютера, можно назвать зависимостью, ведь ребенок при помощи интернета может просто учиться.

Важным моментом является лечение компьютерной зависимости у подростков.Следует сказать, что оно будет сопровождаться «ломками», которые, к слову, могут оказаться довольно болезненными не только для ребенка, но и для взрослых.Родителям придется выдержать несколько атак со стороны чада: они могут быть не только словесными, но и доходить до рукоприкладства.Ребенок также может начать уговаривать родителей пустить поиграть хотя бы полчасика, обещая при этом все что угодно.Не стоит идти на поводу, ведь так поступают и наркоманы, никогда не выдерживая своего слова.Позиция родителей должна быть четкой и непоколебимой.В это время родителям также придется тяжело, ведь нужно будет стать для своего чада развлекательным элементом, чтобы ребенок хоть на время забывал о своем увлечении.Побольше общения и совместных дел – вот один из элементов лечения от зависимости.Нужно также изменить распорядок дня, привыкание к которому будет не таким уж и быстрым.Часто у родителей могут опускать руки, если они не видят улучшений.Однако бросать это дело не стоит, ведь рано или поздно улучшение наступит, нужно только этого дождаться.Ну и если самостоятельно ничего не получается, лечение компьютерной зависимости у подростков лучше проводить при помощи специалистов.

Близкие люди

Какими бы ни были причины компьютерной зависимости у ребенка, помочь справиться с ней должно ближайшее окружение.Так, самую главную роль играют, конечно же, родители, которые все силы должны бросить на то, чтобы вытащить ребенка в реальный мир.Однако к этому делу нужно привлекать еще и друзей, одноклассников и товарищей ребенка, чтобы в это время он понимал, что он не одинок, что, помимо виртуальной, у него есть еще и реальная, не менее интересная жизнь.А чтобы все получилось, нужно организовывать интересные встречи, выходы на природу, поездки и праздники.Но самым главным правилом, как справиться с зависимостью, является ее признание.Близкое окружение ребенка должно показать подростку, что он болен, что у него есть проблемы, ребенок должен это понять, и только тогда лечение будет адекватным, а результаты видимыми.

Игромания – это болезнь? Причины, стадии, симптомы и последствия игровой зависимости

Игромания представляет собой патологическое пристрастие к различным играм (преимущественно азартным), развивающееся на уровне психологии, и проявляющееся нарушениями в эмоционально-волевой сфере.Для обозначения зависимости человека от игры, помимо термина «игромания», также используются термины «гемблинг» (от английского gambling – игра на деньги) и «лудомания» (от латинского ludo – играть и греческого μανία – влечение, страсть).

Игромания проявляется тем, что человек часто принимает участие в азартных играх на деньги и не только, причем игра становится доминирующей ценностью в жизни, вытесняя социальные, семейные, профессиональные и материальные ценности.Человек уделяет основное время и внимание игре, а ко всем остальным обязанностям относится по остаточному принципу.Поскольку игромания имеет хроническое течение, то ее главным признаком является неспособность человека сопротивляться импульсу к началу игры, вследствие чего больной вовлекается в эпизоды игры, несмотря на жизненные обстоятельства, что приводит к разрушению семейной жизни, проблемам на работе и в социуме.

Является ли игромания болезнью?

Игромания является психическим заболеванием, которое официально признано врачами и учеными во всем мире, и внесено в Международную классификацию болезней 10 пересмотра (МКБ-10) под шифром F63.0 и в классификацию психических расстройств Американской ассоциации психиатров под шифром DSM-IV-R.

Игромания – это сложное хроническое психическое расстройство, при котором у человека периодически возникает непреодолимое желание играть в азартные игры.Азартные игры сами по себе не являются абсолютным злом, поскольку в различных формах распространены и считаются вполне приемлемыми в разных культурах и странах уже на протяжении не столетий, а тысячелетий.Популярность и распространенность азартных игр обусловлена их психологической сущностью, которая заключается в постепенном нарастании психического напряжения с последующей разрядкой.При таком чередовании сильного напряжения и разрядки человек в ходе игры испытывает сильные эмоции, не связанные с его обычной повседневной деятельностью на работе, дома и т.д.А эмоциональный выплеск, не связанный с обычными повседневными занятиями, позволяет хорошо отдохнуть психологически практически любому человеку.Именно в таком феномене хорошего отдыха, встряски и отвлечения от «рутины» и заключена популярность азартных игр.

Большинство людей может периодически играть в азартные игры без негативных последствий, видя в игре просто вид отдыха в противоположность работе или другим повседневным заботам.Но у некоторых людей формируется пристрастие к игре, которое они не могут побороть, поскольку игра замещает все остальные желания, и становится буквально смыслом жизни.Такое состояние и является игроманией – тяжелым заболеванием, которое нужно лечить у квалифицированных психиатров и психологов.

Что такое игромания?

Игромания представляет собой психическое расстройство, суть которого заключается в наличии у человека патологического пристрастия к любым азартным играм.По своей сути игромания – это зависимость, подобная наркотической или алкогольной зависимости, при которых человек не может контролировать и подавлять свое желание принять наркотики или выпить алкогольный напиток.Только при игромании человек не в состоянии подавлять и контролировать желание играть.

Пристрастие к игре является патологическим именно потому, что человек не в состоянии контролировать свое поведение и подавлять желание играть, когда внешние жизненные обстоятельства требуют сосредоточения на других делах.То есть если человек идет играть, несмотря ни на что, будучи не в состоянии противиться желанию сыграть из-за полного «отключения» здравого смысла, то это именно зависимость – игромания.

Игроманию нужно отличать от обычного, эпизодического участия в азартных играх, которое является нормальным поведением людей в разных странах и культурах.Ведь те или иные азартные игры имеются в разных странах, люди в них периодически играют с целью развлечься.Но при нормальном участии в азартных играх для человека не наступает каких-либо вредных, негативных последствий, поскольку индивид играет только при наличии свободного времени и средств, не рискуя всем, не залезая в долги и не делая игру жизненным приоритетом.

В норме участие в азартной игре – это всего лишь вид развлечения, вид отдыха, принимая участие в котором человек отвлекается от обычных повседневных дел и забот, психологически разряжается и уходит после игры с положительными эмоциями и хорошим настроением, что позволяет ему в дальнейшем продуктивно трудиться на работе, заниматься семьей и участвовать в общественной жизни.

Азартная игра в качестве вида отдыха и развлечения весьма популярна из-за ее психических составляющих, таких, как постепенно нарастающее психологическое напряжение с последующей за этим разрядкой.Участвуя в игре, человек испытывает сильное напряжение из-за риска и переживаний по поводу возможного проигрыша, смешивающегося с надеждой на выигрыш.Причем это напряжение постепенно нарастает, достигая максимума к финальному этапу игры, после чего наступает разрядка, когда все заканчивается и становится ясно, кто проиграл, а кто выиграл.Разрядка наступает обязательно, поскольку психическое напряжение снимается из-за выяснения ситуации с выигравшими и проигравшими, то есть устраняется момент неопределенности.Причем разрядка может приносить положительные и отрицательные эмоции в зависимости от того, выиграл человек или проиграл.Но, вне зависимости от успешности игры, человек после ее завершения чувствует себя хорошо отдохнувшим и отвлекшимся от обычной рутины, вследствие чего может вновь приступить к выполнению повседневных обязанностей с новыми силами и энтузиазмом, появившимися после хорошего развлечения и полного переключения на другую сферу – игру.

При нормальном отношении к игре человек эпизодически прибегает к такому виду отдыха и развлечений, при этом строго контролируя количество средств, которые он может безболезненно потратить, и время, которое он может провести за игрой.Время и количество денег, которые можно потратить на игру, человек определяет заранее, сообразуясь с необходимыми тратами на повседневные нужды.То есть сначала человек считает, сколько средств и времени он может потратить на игру, после чего начинает играть.При этом человек не посвящает игре больше времени и денег, чем он изначально определил.Иными словами, когда оканчивается время или деньги, которые можно безболезненно потратить на игру, человек ее прекращает и уходит, а не остается играть дальше, занимая средства или растрачивая время, в течение которого он должен выполнить какие-либо рабочие, семейные или социальные обязательства.

При игромании, в отличие от нормального отношения к азартным играм, человек играет, не сообразуясь с тем, сколько реально денег и времени он может потратить.Поэтому основным характерологическим признаком игромании является неконтролируемое, эпизодически возникающее страстное желание играть, которому человек не может сопротивляться.Таким образом, человек начинает играть не тогда, когда у него есть время и деньги, которые можно спокойно потратить на игру, а тогда, когда возникает болезненное и непреодолимое желание сыграть, которое невозможно подавить.В этом случае игроман поддается импульсу и начинает игру, играя до тех пор, пока страстное желание не утихнет.При этом человек в процессе игры может залезть в долги, проигравшись в пух и прах, пропустить важные встречи, не выполнить каких-либо рабочих, семейных или общественных обязательств, поскольку в период страстного желания играть для игромана не существует ничего, кроме игры.

Игроман останавливается и перестает играть не тогда, когда заканчиваются деньги или свободное время, а когда проходит болезненный и неконтролируемых позыв к игре.В этот момент он как бы выходит из состояния «затуманенного» разума и начинает объективно воспринимать действительность.Человек понимает, что уже потратил слишком много времени или денег, и прекращает игру.Далее игроман держит себя в руках до возникновения следующего эпизода неконтролируемого желания играть.И когда такое желание возникает, человек снова идет играть, причем его не останавливают никакие доводы и голос разума, поскольку его сознание как бы «затуманено» или отключено.

Непреодолимое желание играть возникает у игромана периодически, с различной частотой, вследствие чего заболевание имеет хроническое течение.»Светлые» промежутки, во время которых человек не играет, сменяются уходами в безудержную игру, провоцируемыми неконтролируемым желанием и тягой к играм.Во время эпизода игры человек полностью выпадает из нормальной обычной жизни: он не ходит на работу, не контролирует количество проигранных денег, не выполняет обязанностей по отношению к членам семьи и социуму.Таким образом, жизнь игромана представляет собой чередование эпизодов азартной и неконтролируемой разумом игры со «светлыми» промежутками, во время которых он работает и исполняет семейные и общественные обязанности.

Очевидно, что игромания, как и любая другая зависимость, имеет прогрессирующую форму.Это означает, что человек со временем не излечится самостоятельно – болезнь будет только прогрессировать.По мере прогрессирования зависимости человек станет играть все чаще и дольше, а «светлые» промежутки будут все короче.Соответственно, игроман будет терять социальные связи, нарушатся взаимоотношения с членами семьи, придется уйти на работу с худшими условиями и т.д.Таким образом, социальный статус и положение человека по мере прогрессирования игромании будет неуклонно снижаться.

При этом нужно понимать, что игроманию нельзя вылечить обещаниями, увещеваниями, методами «кнута» или «пряника», поскольку человек не может контролировать свое влечение к азартным играм.Как и алкоголик, игроман не может силой воли влиять на свою тягу к игре.Поэтому расхожее представление о том, что стоит только захотеть – и человек бросит играть, попросту неверно.Игроманам для избавления от зависимости, как и алкоголикам или наркоманам, требуется квалифицированная помощь психиатров, психологов и социальных работников.

В силу того, что игромания является реальной и очень опасной зависимостью, уже в течение 20 лет это состояние официально считается психическим заболеванием, внесенным в Международную классификацию болезней 10 пересмотра (МКБ-10) под шифром F 63.0.Кроме того, игромания входит в классификацию психических заболеваний Американской ассоциации психиатров под шифром DSM-IV-R.

Распространенность и частота встречаемости игромании в разных странах различна.Например, в наиболее благополучных в отношении данного недуга странах частота встречаемости игромании среди взрослого населения составляет всего 0,4%, а в наиболее неблагополучных странах – около 7%.Например, в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Швеции, Британии и Швейцарии частота игромании среди взрослого населения составляет 1 – 1,5%, в США – до 3,5%, в странах бывшего СССР – 1,5 – 3%.К сожалению, среди подростков в различных странах частота встречаемости игромании превышает таковую среди взрослых примерно в 2 раза.

Среди азартных игр, в отношении которых наиболее часто возникает зависимость, на территории стран бывшего СССР наиболее распространены карточные игры, игровые автоматы, рулетка, лотереи, различные компьютерные игры, в том числе в интернете.Причем игры в интернете формируют именно игроманию, а не интернет-зависимость, которая представляет собой совершенно иную форму зависимости.

Игромания (лудомания, гемблинг): азартные игры, компьютерная зависимость, ставки на спорт – видео

Вредные последствия игромании

Наиболее заметное и частое негативное последствие игромании – это патологические изменения психики.Наиболее часто у игромана появляются такие патологические черты психики, как лживость, безответственность, высокая конфликтность, недисциплинированность, безразличие к работе и близким людям, низкая работоспособность и склонность к криминальным действиям (воровству, мошенничеству и т.д.).Такие патологические черты личности не дают человеку нормально функционировать в обществе, на работе и в семье, следствием чего является полный крах всех социальных и семейных связей.

У игроманов часто фиксируются аффективные (эмоционально-чувственные) расстройства, проявляющиеся тревожностью, депрессией, дисфорией (плохим настроением), суицидальными мыслями.Постепенно ухудшается память, мышление утрачивает логичность и способность делать выводы, становится стереотипным и склонным к магии.

Родные или друзья игроманов говорят, что люди, страдающие зависимостью, становятся обидчивыми, крайне вспыльчивыми, грубыми, эгоистичными, слабыми в сексуальном плане, предъявляют к окружающим необоснованные и немыслимые требования, отказываются выполнять собственные обязанности и постоянно обвиняют кого-то в своих неудачах и бедах.Когда игромания доходит по последней стадии, у человека снижается уровень требований к себе, вследствие чего игроманы становятся неряшливыми, неопрятными, запущенными.

Кроме патологических изменений психики, безусловно заметными и тяжелыми негативными последствиями пристрастия к азартным играм являются также распад семьи, потеря микросоциума (друзей, коллег, родственников), социальная маргинализация (человек становится изгоем, «падшим», не достойным входить в приличное общество, подобно уголовному преступнику), преступные действия, потеря социального статуса и профессиональных навыков.

Причины игромании (механизм вовлечения)

Причины развития у человека игромании сложны, и представлены совокупностью личностных особенностей и факторов окружающей среды.В науке причины различных зависимостей, в том числе игромании, принято называть механизмами вовлечения личности в пристрастие, поскольку процесс формирования зависимости сложен, и обеспечивается взаимодействием личностных психических особенностей с влиянием окружения.

Итак, причинами игромании являются следующие факторы:

1.Факторы окружающей среды, такие, как доступность азартных игр и частое стимулирование игровой деятельности по телевидению, радио, в интернете в виде различных викторин с выигрышами и т.д.

2.Мотивационный фактор, который, по мнению многих ученых, является ведущим в формировании игромании.Ведь именно внутренний мотив (психологическое обоснование желания играть) заставляет человека играть.В настоящее время важными для развития игромании являются мотивы двух типов.Первый тип мотива основан на удовлетворении в процессе игры потребности человека в доминировании, риске, манипуляции другими людьми и в доказательстве собственного превосходства.Такой первый тип мотива присущ игрокам «действия».Второй тип мотива основан на удовлетворении в процессе игры потребности в уходе от проблем, потерь и проигрышей в реальности.Второй тип мотива характерен для людей, убегающих от реальности.Помимо данных основных мотивов, большую роль в развитии игромании могу играть и другие, поверхностные мотивы, такие, как любопытство, интерес к новому и неизвестному занятию, престижность участия в играх, желание выигрывать.Закрепление игромании обычно происходит за счет мотива возможности выиграть деньги, а также приятных ощущений, возникающих на фоне возбуждения и волнения в процессе игры.На этапе уже сформированной зависимости человек продолжает играть из-за мотива отыграться и вернуть все свои материальные потери, обусловленные проигрышами в игре, а также из-за мотива ухода от проблем.

3.Семейный фактор. Человек при неправильном построении взаимоотношений в семье и воспитании становится психически слабым и уязвимым, вследствие чего легко вовлекается в азартные игры, а зависимость от них формируется быстро.Важными предпосылками, создающими высокий риск игромании, являются следующие семейные факторы:

  • нарушенные границы между поколениями (в семье не установлены и не соблюдаются границы того, что можно говорить и делать в отношении старших и младших членов семьи);
  • отсутствие эффективных в социуме моделей поведения у старших членов семьи (родители, бабушки, дедушки, дяди и тети не могут показать пример поведения и действий, приведших их к успешности);
  • отсутствие четких ролей у каждого члена семьи (каждый член семьи не имеет четких определенных прав и обязанностей);
  • двойные стандарты реакций старших членов семьи на действия младших (на одно и то же действие можно получить разную реакцию, например, если ребенок что-то украл в магазине, то его ругают, а если украл что-то у другого мальчика, родители которого – обеспеченные люди, то за это хвалят, поскольку «они не обеднеют»);
  • негибкость, конфликтность и непоследовательность в установках представителей разных поколений семьи (разные члены семьи имеют разные установки и не пытаются найти некий компромисс, устраивающий всех, а каждый пытается «продавить» свое мнение, считая его единственно верным и правильным);
  • неадекватность планирования семейного бюджета с неучетом потребностей всех членов семьи (бюджет планируется без учета потребностей каждого члена семьи, а с ориентировкой на основные цели и приоритеты того, кто планирует траты).
  • 4.Личностный фактор. У человека имеются психические черты «потенциального игрока», вследствие чего личность имеет высокий риск приобретения зависимости, и при попытках играть легко становится игроманом.К личностным характеристикам, обуславливающим высокий риск развития игромании, относят низкую самооценку, нетерпимость к отказам в просьбах или критике, повышенную тревожность, склонность к депрессии, импульсивность, нетерпимость к разочарованиям, ощущение собственного могущества, склонность к мистическому мышлению, жажду активных действий, возбужденность и страсть к риску.

    5.Экономический фактор. Поскольку игорный бизнес является одним из наиболее доходных во всем мире, на мировом рынке имеются мощные и сильные корпорации, продвигающие свои интересы по получению максимальной прибыли в различных странах.Для максимизации прибыли корпорации, владеющие игорным бизнесом, осуществляют экспансию и вовлечение в игру людей в разных странах мира.Для вовлечения в игру применяется стратегия формирования культуры фаталистического, игрового и магического мышления у людей путем частого повторения в публичном и медийном пространстве лозунгов и слоганов, делающих игру привлекательной, таких, как, например, «Вся наша жизнь – игра», «Кто не рискует, тот не пьет шампанского» и т.д.На фоне частого повторения подобных слоганов, а также вырисовывания игрового образа жизни как «крутого», «престижного», легкого и приятного, в сознание людей закладывается мысль о том, что игра – это хорошо и правильно.Более того, из-за активной полускрытой рекламы образа жизни игроков у людей происходит подмена понятий, когда предпочтительность активной жизненной позиции с постоянным трудом (как в семье, так и на работе) заменяется на предпочтительную позицию пассивного субъекта, который вместо того, чтобы упорно трудиться для получения желаемого, начинает надеяться на «фарт» и неоправданно рисковать.В некоторых обществах благодаря активной рекламе игры удается даже создать атмосферу пренебрежения к людям, не поддерживающим образ жизни игроков.Формированию игрового и фаталистического мышления у людей также способствуют часто транслируемые многочисленные игровые шоу на телевидении, радио и в интернете.То есть экономический фактор вовлечения в игру представляет собой манипуляции общественным сознанием с целью усиления потенциала влечения к азартным играм у каждого члена сообщества.

    Причины игровой зависимости.Генетическая и психологическая предрасположенность к игромании (мнение психотерапевта) – видео

    Стадии формирования игровой зависимости

    Игровая зависимость (игромания) у человека формируется не сразу, а постепенно, причем в несколько стадий, на каждой из которых появляются определенные изменения психики и приобретаются патологические привычки.

    В настоящее время большинство врачей считают, что развитие игромании проходит через следующие стадии:

  • Подготовительная стадия. В этот период у человека появляется восприимчивость к влечению к азартным играм.То есть само влечение еще не возникает, но появляется восприимчивость к такому влечению, которая формируется за счет следующих психологических черт личности – заниженная самооценка, нетерпимость к отказам, нетерпимость к критике или неодобрению поступков, импульсивность, повышенная тревожность, глубокая депрессия, нетерпимость к разочарованию с потребностью в немедленном его устранении за счет удовлетворения, ощущение собственного могущества, склонность к иррациональному, мистическому мышлению, высокая степень активности, желание активно действовать, возбужденное состояние духа, склонность к рискованным поступкам.Появление вышеуказанных личностных черт приводит к тому, что человек становится сильно подверженным к влечению к азартным играм.Если на таком психологическом фоне человек начнет играть в азартные игры, то риск стать игроманом очень высок.Личностные черты, на фоне которых возникает восприимчивость к влечению к азартным играм, обычно появляются при нахождении в среде, где превозносятся материальные ценности и отсутствует нормальное человеческое внимание друг к другу.
  • Стадия выигрыша. На данном этапе человек начинает играть и, благодаря восприимчивости к влечению к азартным играм, вовлекается в игру, буквально «прикипает» к ней душой.У человека появляется вера в собственную успешность, основанная на частых выигрышах, как мелких, так и крупных.Кроме того, выигрыши, которые пока превышают проигрыши, формируют ощущение собственного могущества, иллюзию управления собой и миром, а также способствуют развитию чрезмерного чувства собственной значимости.На данной стадии человек буквально поглощен игрой, он не видит минусов и опасностей, которые несет с собой постоянное участие в играх, а упивается только ложными ощущениями собственной значимости, могущества и успешности, даваемыми выигрышами.
  • Стадия проигрыша. На данной стадии человек полностью уходит в игру, которая становится центром его жизненных интересов, все остальное (семья, работа и т.д.) кажется не таким важным.Появляется патологический замкнутый круг: начать игру – проиграть – залезть в долги – на время скрыться – сновать начать играть, надеясь отыграться, и т.д.Замкнутый круг постоянно повторяется, причем по мере прогрессирования заболевания циклы игра-проигрыш повторяются все чаще.То есть если в начале данной стадии человек играет, например, раз в месяц, то через некоторое время он начинает играть раз в три недели, затем раз в две недели, затем раз в неделю и т.д.Игроман начинает постоянно врать окружающим, стараясь скрыть свое истинное положение, полностью перестает выполнять семейные, рабочие и социальные обязанности.Нарастает изменение личности, в структуре которой появляется раздражительность, повышенная утомляемость, скрытность, необщительность, даже злобность.На стадии проигрышей человек осознает свой недуг, и мучительно пытается силой воли контролировать влечение к игре, стараясь прекратить играть, однако это не получается.
  • Стадия разочарования и отчаяния. На данной стадии происходит полное крушение жизни человека из-за его постоянной игры, долгов, нестабильного эмоционального состояния, вранья.Игроман разводится с женой или рвет связи с близкими людьми (братьями, сестрами, родителями), друзьями, не контактируя с ними, полностью уходит в себя.Часто человек на стадии разочарования и отчаяния начинает употреблять алкоголь, у него появляется ощущение безысходности и частые эмоциональные срывы.Нередко долги приводят к арестам.Все личное время игромана акцентировано на игре, участвуя в которой человек пытается постоянно и неадекватно увеличивать ставки, часто идя ва-банк с надеждой полностью отыграться и, тем самым, избавиться полностью от своих проблем.
  • Стадия безнадежности. На данной стадии человек теряет даже надежду на выигрыш, но все равно продолжает играть совершенно без какой-либо цели, просто ради участия в самом процессе игры.
  • В среднем все перечисленные стадии игроман проходит за 1,5 – 3 года, но иногда их течение может затягиваться до 10 лет.Это означает, что для превращения психически здорового человека в больного игромана достаточно в среднем 1,5 – 3 лет.

    Вышеуказанные стадии игромании являются наиболее распространенными и употребительными.Однако имеется и другая классификация стадий развития игромании, разработанная Кекелидзе и Шемчуком.Согласно классификации Кекелидзе и Шемчука, игромания в своем развитии проходит через следующие стадии:

  • Доклиническая стадия. На данной стадии не выявляются четкие симптомы психической патологии, а все нарушения носят стертый характер, вследствие чего их можно принять за особенности личности.На данной стадии человек может самостоятельно избавиться от игромании, контролируя свои действия логическими рассуждениями и силой воли.
  • Стадия клинических изменений. На данной стадии появляется уже четкая психическая зависимость от игры и формируются психические отклонения в поведении.У человека появляются навязчивые мысли и импульсивное поисковое поведение.
  • Стадия клинической зависимости. На данной стадии у игромана появляются расстройства психики, утрачивается самоконтроль, снижается самокритика, формируются нарушения в эмоциональной и чувственной сфере по типу уплощенного аффекта, как при шизофрении.Под уплощенным аффектом понимается существенное обеднение эмоционально-чувственной сферы, когда человек не переживает глубоких эмоций, становится черствым, жестоким и безразличным к чувствам окружающих.
  • Стадия структурных изменений личности. На данной стадии, на фоне общего уплощенного аффекта, появляются взрывные и яркие ощущения, касающиеся только игры.Иными словами, человек не испытывает сильных эмоций ни от чего, кроме игры.Разнообразные навязчивые мысли становятся автоматизмами, снижается толерантность к окружающему миру, утрачивается воля, а мышление теряет логику и приобретает выраженную магичность.То есть человек не размышляет логически, не анализирует происходящее, а считывает и ищет некие «знаки», символы, приметы, на основании которых делает «выводы» о том, будет ли удачной игра, нужно ли идти играть и т.д.Круг интересов человека становится крайне узким, а превалирует среди них игра, ставшая центром и смыслом жизни.
  • Игромания: стадии и признаки.Проблемы игровой зависимости, созависимость – видео

    Симптомы игромании

    Симптомы игромании сгруппированы в различные психические синдромы, описывающие характерное поведение и изменения личности игромана.

    Поведение игромана описывается так называемым игровым циклом.В данном цикле имеются различные фазы, которые наступают, последовательно сменяя друг друга.В первой фазе цикла, которая называется фазой воздержания, наблюдается полный отказ от азартных игр, который часто достигается мощными волевыми усилиями, а также обусловлен вполне тривиальными причинами, такими, как отсутствие денег или давление со стороны окружающих людей.

    Далее наступает фаза автоматических фантазий, в которую у человека появляются мысли об игре.Причем эти мысли со временем появляются все чаще, к ним присоединяются различные игровые фантазии, в которых человек проигрывает в воображении будущую удачную игру с большим выигрышем, а также вспоминает приятное ощущение азарта.Одновременно с игровыми фантазиями у игромана появляется уверенность в том, что в этот раз он точно сможет контролировать ход игры (например, сыграю 2 – 3 партии и прекращу), что в его жизни вот-вот наступит светлая полоса и фортуна ему наконец-то улыбнется, дав сорвать куш.На фоне учащения мыслей об игре и игровых фантазий, а также нарастающей уверенности в том, что удача на этот раз улыбнется, человеку все труднее удерживаться от того, чтобы не начать играть.В данную фазу игроман может испытывать сильное сексуальное влечение, у него появляется стремление к интенсивным физическим и умственным нагрузкам, человек начинает много, но бесцельно что-то делать.

    Затем наступает фаза принятия решения, на которой, вследствие того, что навязчивые мысли не проходят, но игроман удерживает себя от игры силой воли, у него развивается очень сильное эмоциональное напряжение, часто сочетающееся с тревожностью или неявной депрессией.В таком состоянии человек раздражителен, легко срывается по мелочам.Игроман схематично планирует выигрыш.

    После наступает фаза вытеснения принятого решения, на которой игроман испытывает иллюзию того, что контролирует свое поведение, и под влиянием некоего внутреннего импульса человек получает некоторую сумму денег, выпивает алкогольные напитки и пробует сыграть просто для развлечения.

    Далее наступает фаза реализации принятого решения, которая характеризуется сильным возбуждением и постоянно присутствующими фантазиями об игре.Постепенно, под влиянием навязчивых мыслей об игре и иллюзий того, что на этот раз фортуна повернется лицом и удастся выиграть, игроман начинает испытывать непреодолимое желание сыграть, у него появляется состояние измененного сознания, по своей форме и сути близкое к трансу.Далее, когда состояние транса длится достаточно долго, игроман начинает играть буквально автоматически, безо всякого волевого сопротивления, поскольку в таком измененном состоянии сознания человек полностью захвачен мыслями и фантазиями об игре, уверен в успешности своего предприятия и того, что в этот раз ему обязательно повезет.По сути, когда эмоциональное напряжение достигает своего пика и игроман входит в состояние транса, он даже не осознает и не понимает, как начал играть.Это такое состояние, про которое люди говорят, что «ноги сами понесли», «я вообще не осознавал, что делаю».

    В состоянии, близком к трансу, игроман играет до тех пор, пока не спадет уровень эмоционального напряжения, не считаясь с тем, сколько времени и средств он тратит на игру.Наконец, когда эмоциональное напряжение спадет, и человек получит достаточное количество острых ощущений от игры, он как бы «выходит» из состояния транса, и к нему возвращается нормальное восприятие реальности.Этот момент выхода из измененного состояния сознания игроманы обычно описывают: «я как будто очнулся».

    Практически сразу после выхода из измененного состояния сознания игроман прекращает играть и уходит домой, осознавая весь ужас произошедшего уже вполне адекватно.Далее наступает период самобичевания, раскаяния, возложения на себя вины, вялости, пассивности и тревожно-депрессивными реакций.В этот период человек дает себе слово больше не играть и волевыми усилиями удерживает себя от игры в течение некоторого промежутка времени.Но рано или поздно у игромана снова появляются мысли об игре и игровые фантазии, и весь игровой цикл повторяется заново.Такие игровые циклы могут быть короче или длиннее, в зависимости от того, насколько сильна степень пристрастия человека к азартным играм.Однако характерной особенностью игровых циклов является то, что они укорачиваются с течением времени, и чем дольше человек страдает игровой зависимостью – тем короче эти циклы.

    Общее состояние игромана характеризуется следующими синдромами:

  • Синдром патологического влечения к азартной игре, проявляющийся нарушением поведения, уплощением эмоций (человек становится безразличным ко всему, кроме игры) и вегетативными симптомами (скачки давления, приливы крови к лицу, головные боли, потливость и т.д.).У игромана имеется бескомпромиссное желание играть не смотря ни на что, не учитывая ни семейные, ни рабочие обязанности, ни финансовые проблемы, ни имеющиеся заболевания.Среди расстройств психической сферы в синдроме патологического влечения к игре преобладают идеаторные нарушения, проявляющиеся навязчивыми фантазиями об игре, об «обязательном» выигрыше, о различных этапах игры, комбинациях цифр, карт и т.п.На фоне таких идеаторных расстройств у игромана появляется уверенность в выигрыше, предвкушение удовольствия от предстоящей игры и иллюзия полного контроля над игрой.Фантазия о выигрыше приводит к тому, что у игроманов появляются также мысли о том, что после победы их обязательно начнут уважать и любить окружающие и родственники, что они наконец-то все поймут и оценят стремление «сорвать куш».Иногда у игроманов появляются также галлюцинации в виде звуков рулетки, шума игровых автоматов и иных звуков, связанных с играми.
  • Синдром игрового транса, проявляющийся в поглощенности игрой, азарте, невозможности остановить игру, несмотря на хороший выигрыш или крупный проигрыш.Игровой транс продолжается от 4 до 14 часов (в среднем), и пока он не закончится, человек будет играть несмотря ни на что.В состоянии игрового транса первоначальная цель игрока – выиграть – замещается на просто участие в игре.В ходе игры возникает сильное перенапряжение, которое приводит к повышению артериального давления, болям в сердце, учащенному сердцебиению, а также ухудшению внимания, памяти и работоспособности.На фоне ухудшения памяти и внимания, а также сильного азарта игрок полностью забывает свои поведенческие установки, утрачивает рациональное мышление, способность контролировать игру и использовать свои игровые навыки.В таком состоянии транса человек играет до тех пор, пока не «вернется» в реальность, причем оттащить его от игры не могут ни близкие люди, ни службы правопорядка.
  • Синдром выигрыша проявляется эйфорией, отличным настроением, приливом энергии, ощущением собственного превосходства над окружающими, радостью от достижения цели и т.д.Такое состояние – очень приятное, поэтому многие игроманы считают, что «ради этого стоит жить».Выигрыш в игре позволяет человеку чувствовать себя уверенным и мечтать богатстве, о различных вещах, которые ему бы хотелось попробовать в жизни.Синдром выигрыша может продолжаться у игромана от нескольких часов до нескольких суток, после чего это состояние проходит.
  • Синдром проигрыша развивается во время игры или сразу после ее окончания.В редких случаях формирование синдрома проигрыша происходит через 1 – 2 суток после завершения игры.Данный синдром во время игры проявляется усиливающейся тревожностью, раздражительностью, злостью, сожалением о том, что начал играть, агрессивностью и желанием найти и наказать виновных в его бедах.На фоне испытываемых ощущений игроманы хотят прекратить игру, но, как правило, это им не удается сделать, поскольку азарт и надежда на выигрыш оказываются гораздо сильнее.В состоянии синдрома проигрыша игроки просят помощи от черта или Бога.Одни просят помочь им и сжалиться над ними, а другие, напротив, все проклинают.Довольно часто призывы к неким высшим силам производятся прилюдно, то есть игроманы крестятся, читают молитвы, заклинания, проводят какие-то ритуальные действия.Синдром проигрыша после завершения игры длится от 12 часов до 2 суток, и проявляется подавленностью, вспыльчивостью, раздражительностью, грубостью, агрессивностью, суицидальными мыслями и разрушительными действиями.Кроме того, в течение синдрома проигрыша у человека нарушается сон, ему снятся неприятные и тревожные сны, пропадает аппетит, болит голова и сердце.На фоне такого неприятного состояния игроман начинает себя осуждать, и обещает себе больше не играть.Однако через некоторое время синдром проигрыша проходит, и у игромана вновь появляется влечение к игре.
  • Абстинентный синдром, развивается при воздержании от игры, протекает с расстройством сна, нарушением эмоций и поведения, и с вегетативными симптомами.У игромана расстройство поведения характеризуется чувством опустошенности, сожалением о проигранных средствах и потраченном времени, появляются самобичевание, суицидальные мысли и агрессивность.Нарушение эмоциональной сферы проявляется тревожностью, плохим настроением, депрессией, чрезмерной раздражительностью и несдержанностью в выражении эмоций.Расстройства сна протекают в форме бессонницы, неприятных снов или даже кошмаров.Вегетативные расстройства у игроманов чаще всего проявляются потливостью, покраснением лица, учащенным сердцебиением, скачками артериального давления, болями в сердце, приступами стенокардии, а также нередкими головными болями и потерей аппетита.На фоне всех проявлений абстинентного синдрома у игромана теряется интерес к работе и семье, происходит отчуждение от близких людей, но появляется навязчивое желание «доказать», «отыграться».
  • Синдром игровой деградации, проявляющийся уменьшением силы и качества эмоциональных переживаний, доставляемых обычными событиями в жизни, а также ухудшением памяти, внимания, нарушением нормального логического мышления и переходом его на мистическое восприятие с потерей социального и семейного статуса.Синдром игровой деградации личности развивается в течение 6 – 12 месяцев после формирования зависимости от азартных игр.Человек становится лживым, безответственным, конфликтным, вспыльчивым, обидчивым, недисциплинированным, черствым, бесчувственным, эгоистичным и склонным к преступлениям.Кроме того, у игромана появляется безразличие к работе, сочетающееся с крайне низкой работоспособностью из-за ухудшения памяти и внимания.Деградация личности также захватывает и внешний вид игромана, поскольку у него существенно снижаются требования к собственному внешнему виду, вследствие чего он неопрятен, неряшлив.Игроман поглощен собственной постоянной тревогой, депрессией и плохим настроением, у него суживается круг интересов, разрываются связи с друзьями и близкими людьми, человек предъявляется необоснованные претензии окружающим, не желает выполнять своих обязанностей, например, покупать продукты, вещи для семьи и т.д.
  • Синдромы патологического влечения к игре и абстиненции во многом пересекаются, поскольку включают в себя одинаковые симптомы.Это обусловлено тем, что одни и те же симптомы, но в сочетании с другими, формируют разные синдромы, относящиеся к различным расстройствам психического здоровья человека.

    К симптомам игромании также можно отнести так называемые «ошибки мышления», имеющиеся у игроманов, которые представляют собой неправильные иррациональные жизненные установки, обуславливающие положительное отношение к собственной зависимости и оправдывающие собственное поведение.Такие «ошибки мышления» запускают и поддерживают игровой транс, то есть фактически способствуют развитию и укоренению игровой зависимости.

    Итак, к «ошибкам мышления» относят следующие иррациональные установки и убеждения:

  • Деньги решают все проблемы, в том числе трудности в общении с людьми;
  • Неуверенность в настоящем пройдет после того, как придет успех из-за выигрыша;
  • Запрет на контроль над фантазиями о будущем крупном выигрыше;
  • Вера в выигрышный (фартовый, удачный) день;
  • Вера в то, что обязательно в игре наступит переломный момент, когда фортуна развернется лицом и пойдет «фарт»;
  • Уверенность в том, что долги можно вернуть, только отыгравшись;
  • Уверенность в том, что в следующий раз удастся себя контролировать и играть не на все имеющиеся деньги, а только на их часть;
  • Представление ставки в качестве некоей сделки;
  • Ошибочная идентификация денег в качестве фишек или цифр на дисплее во время игры.
  • Игромания у детей и подростков: причины, симптомы игровой зависимости, виды игр (мнение врача-психотерапевта) – видео

    Селфи-зависимость (селфизм): причины, стадии.Виды селфи.Советы психотерапевта – видео

    Покемон го (Pokemon GO): польза и вред, зависимость (покемономания) – видео

    Автор: Наседкина А.К. Специалист по проведению исследований медико-биологических проблем.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Валентин Пырьев
    Написано статей
    1036
    Ссылка на основную публикацию