История бирмы

Тема статьи: История бирмы - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

История Мьянмы

История Мьянмы (Бирмы) долгая и сложная.

Бирманская история тесно связана с историей соседних стран — Китая, Индии, Бангладеш, Лаоса и Таиланда.

Содержание

Древнейший период

По археологическим данным человек населял эти районы более чем 11 000 лет назад, но первая цивилизация, которую смогли идентифицировать — была цивилизация монов.Предположительно, моны пришли в этот регион около 3000 до н.э., их первое королевство Суварнабхуми было основано около порта Татон в 300 до н.э..Устная традиция говорит о контакте монов с буддизмом ещё в III веке до н.э., но совершенно определённо во II веке до н.э.к ним приходили послы и монахи от короля Ашоки.Много книг и летописей монов были уничтожены во время войн.Монская цивилизация сочетала в себе индийскую и буддийскую культуру.В середине IX века моны преобладали повсюду на юге Бирмы.

Пью прибыли в Бирму в I веке до н.э.и основали несколько королевств на торговых путях между Китаем и Индией.Китайские источники пишут, что пью контролировали 18 королевств, которые были мирными и гуманными.В королевствах пью преобладал буддизм Тхеравады.Пью никогда не объединялись в единую империю.

Королевство Паган

В 1044 году первый бирманский король Аноратха взошёл на трон в Пагане.В это время в Бирме господствовал индуизм и местами — буддизм Махаяны.Король Мануха монского государства Татон послал буддийского монаха (учения Тхеравады) к бирманскому королю.Миссия имела огромный успех.Уверовав, король Аноратха потребовал от короля Манухи священных реликвий и буддийских текстов.Король Мануха, сомневаясь в глубине убеждений своего бирманского коллеги, ответил отказом.Тогда Аноратха организовал неожиданный военный поход, разгромил Татон и унес в Паган все, что только мог — 32 полных собрания Трипитаки, все священные реликвии, а также увел всех монахов и взял в плен самого короля Мануху — всего 30000 пленников.Обретя таким образом новую религию, король Аноратха приступил к монументальному строительству многочисленных золотых пагод, храмов, ступ и монастырей.Паган превратился в мировой центр Тхеравады, туда стекались тысячи паломников.Король Мануха и многочисленные пленные превратились в потомственных храмовых рабов (которые до сих пор заняты уборкой и поддержанием храмов).

В ужасе перед монголами последний паганский царь стал разрушать храмы чтобы использовать строительные материалы для строительства укреплений.Началась паника и население разбежалось из города.Монголы заняли Паган практически без сопротивления.

В 1757 году монский король Тала захватил в плен бирманского короля Маха Дхаммаяза и его семью.Памятуя о многолетней вражде бирманцев и монцев, король Тала решил казнить шесть пленников, поместив их в бархатные мешки, чтобы королевская кровь не касалась земли.Весть о казни вызвала ужас по всей стране.Через месяц король государства Шуэбо Алаунпая разгромил Пегу, король Тала был убит, а вся Бирма — объединена.

В 1760 году король Алаунпая штурмовал сиамскую столицу Аютия.Он сам решил стрелять из пушки.Но пушка разорвалась и король, получив тяжелые ранения, скончался через пару дней.Его сын короля Синбьюшин, ставший королем, через 7 лет занял таиландскую столицу Аютия и учинил жестокий разгром, уничтожив все строения, храмы и пагоды.Бирманцам не удалось удержаться в Таиланде, и через семь месяцев Прая Так, объявивший себя королем в Тхонбури, нанес поражение бирманским войскам и вскоре объединил Таиланд.

Британская колонизация (1824—1941)

Англичане, комбинируя дипломатические интриги и военные операции, завладели сначала Монским и Араканским царствами, а потом — Нижней Бирмой.Король Миндон, которому осталось сравнительно небольшое отрезанное от моря королевство со столицей в Мандалае, оказался мудрым правителем и мог успешно противостоять британскому влиянию.Его сын, последний король Мандалая, слабовольный король Тибо, проявил себя как бестолковый и жестокий правитель.Подчиняясь суевериям, он издал ряд указов о человеческих жертвоприношениях для «укрепления» города Мандалай, чтобы избежать рекомендованного астрологами переноса столицы.Начались аресты, и в Мандалае наступила всеобщая паника.Жители бежали из города, а иностранные государства, и в первую очередь Британия, стали угрожать, опасаясь за жизнь своих подданных.В ответ на английский ультиматум аресты прекратились, но 100 арестованных удалось тайно замуровать заживо.Недипломатично пытаясь противостоять Британии, король Тибо подписал договор с Францией о строительстве железной дороги из Лаоса в Мандалай и организации совместного военного флота на Иравади.Англичане решили воспротивиться французскому влиянию в Бирме и, воспользовавшись внутренней нестабильностью, легко заняли Мандалай в 1885 году, восторженно встреченные населением.

Бирма под японским протекторатом (1942—1945)

Во время Второй мировой войны японцы, пытаясь отрезать снабжение Китая, оккупировали Индокитай.Но в январе 1939 через Бирму открылся новый путь снабжения Китая из Рангуна в Чунцин через Мандалай, Лашо, Баошань и Куньмин, и в Китай направились десятки тысяч тонн боеприпасов.Японцы нашли поддержку среди националистических группировок, вторглись в Бирму и заняли Мандалай 2 мая 1942 года.Во время перестрелки дворец был сильно повреждён, и японцы превратили его в склад.В 1945 году англичане освободили Мандалай.

Японская оккупация была жестокой, и администрация не пользовалась поддержкой населения.Когда в 1945 была объявлена капитуляция Японии, высшие генералы поспешили покинуть Бирму, не позаботившись об эвакуации солдат.Лишённые управления и снабжения, японские солдаты группами и поодиночке уничтожались различными партизанскими отрядами.[источник не указан 414 дней]

Независимая Бирма

Мьянма состоит из семи национальных областей (штатов) и семи провинций (административных округов).Штаты называются Мон, Карен, Кайя, Шан, Качин, Чин и Аракан.По факту, ни один из штатов не признаёт центрального правительства, и многие из них ведут гражданскую войну с момента основания независимой Бирмы в 1948 году.Впрочем, со всеми штатами достигнуты условные соглашения о прекращении огня.

Хотя правительственные войска контролируют все основные дороги, столицы всех штатов и все крупные города, вооружённые мятежники имеют свои армии, нередко — хорошо оснащённые, и правительственные войска не в силах справиться с многочисленными партизанами.

Руководитель национально-освободительного движения Аун Сан вместе со всем готовящимся правительством в период передачи англичанами власти был убит своими политическими противниками летом 1947 года, и передача власти была отложена.Уходя, англичане пообещали независимость государствам Карен, Шан и Кайя, заложив мину бесконечной гражданской войны.Ситуация усугублялась тем, что на севере Бирмы действовала армия Гоминьдана, изгнанная из Китая Мао Цзэдуном, и противостоящая ей армия Коммунистической Партии Бирмы, оснащавшейся в Китае и боровшейся против Гоминьдана, преимущественно за опиумные поля.На западе Бирму окружали неспокойные индийские штаты, в которых до сих пор ведётся гражданская война, и голодная Бангладеш с постоянными беженцами, а на востоке — лесные районы Таиланда, в которых действовали партизаны из Коммунистической Партии Таиланда.

Одолеть внутренние конфликты оказалось не под силу правительству У Ну; добыча нефти не достигала и половины довоенного уровня.В этих условиях (как писал советский политический комментатор С.А.Симакин) «единственной организованной силой, способной восстановить порядок и принять меры по защите единства, была армия и её высшее командование во главе с генералом Не Вином, которое в марте 1962 года взяло власть в свои руки, сформировало Революционный совет, учредило однопартийную систему, объявив о создании Партии бирманской социалистической программы, и выступило с программой „Бирманский путь к социализму“.В короткие сроки был сломан прежний государственный аппарат, проведена широкая национализация иностранной и местной частной собственности, а также всей внешней торговли, государственный сектор был объявлен основой социалистической экономики, а её движущей силой — „союз свободных от эксплуатации крестьян и других трудящихся масс“».В 1974 году Бирму переименовали в Социалистическую Республику Бирманский Союз.

Путь к социализму сопровождался голодом, исчезновением товаров из магазинов и карточной системой.Страна находилась в международной изоляции, Китаю было не до Бирмы из-за своей собственной культурной революции, а Советский Союз не включал Бирму в социалистический лагерь.Благодаря усилиям «прогрессивных сил», позиции мятежных союзных республик существенно окрепли, ибо на их территории существовала частная собственность и свободная торговля, и мятежные штаты богатели, перепродавая в Таиланд «народное добро», охотно привозимое жившими в нищете бирманцами.

Установление диктатуры

В 1987 году государственный секретарь Сейн Лвин объявил о деноминации банкнот в 25, 35 и 75 кьят, «выбросив» таким образом из обращения 80 % денег.(для сравнения см.Денежная реформа 1991 года в СССР).Акция породила серьёзные волнения.Студенты вышли на улицы Янгона громить машины и виллы правительственных чиновников, после чего были закрыты все университеты и колледжи (часть университетов так и не были открыты до сих пор).Студенты не успокаивались, проводились массовые аресты, а 18 марта 1988 войска подавили массовую студенческую демонстрацию в центре Янгона с огромным количеством жертв.Жестокие подавления демонстраций со многими жертвами продолжались все лето 1988.В сентябре власть в стране была передана комитету SLORC («Госсовет по восстановлению закона и порядка»), состоящему в основном из генералов, который и удерживает её до настоящего времени.

В 1989 году правительство объявило о замене многих географических названий колониальной эпохи.В частности, официальное название страны было изменено на Мьянму.Впрочем, Великобритания и ряд других государств отказались признавать изменения.

К маю 1989 года в стране были объявлены выборы, которые со значительным перевесом выиграла оппозиционная Демократическая Лига во главе с До Аун Сан Су Чжи, дочерью Аун Сана.SLORC не позволил Демократической Лиге взять власть в стране, сама До Аун Сан Су Чжи была взята под домашний арест.

В конце 1997 года Мьянма была принята в АСЕАН.

Современная Мьянма

Из-за военной диктатуры страна оказалась закрытой для запада.Централизация экономики с большой долей государственного регулирования и социализма привело к существенным изменениям.Вот некоторые характеристики современной Мьянмы.

  • Военная власть смогла ввести обязательное начальное образования для крестьянских детей при монастырях, обязанность учить детей грамоте вменена в качестве государственной повинности монахам.При некоторых монастырях создаются образовательные центры, где также преподают информатику, английский и физику.
  • Ежемесячно все деревни объезжают выездные военизированные госпитали, проводится вакцинация детей и осмотр и лечение пациентов.
  • В стране активизированы археологические изыскания и восстановление памятников национальной архитектуры, чего не было в прошлом.Правительство восстановило и отреставрировало пагоду Шведагон в Рангуне.
  • В стране стал развиваться туристский сектор, были организованы «годы Мьянмы» для привлечения туристов, которые однако бойкотировались мировым сообществом, отчего количество туристов оказывалось значительно меньше расчётного.
  • Генералитет поддерживает буддийские моральные нормы жёсткими средствами.В стране запрещена порно-индустрия и отсутствует развёрнутая сеть «секс-услуг».Бирма избежала эпидемии СПИДа.В стране низкий уровень пьянства и наркомании, которые оцениваются буддизмом как грех.Курят традиционно только женщины сигары национального производства.Потребление и продажа наркотиков до 2012 года наказывалось смертной казнью.
  • При этом ощущается изолированность страны.В стране слабо развит не только интернет, но и внутренняя телефонная сеть.По состоянию инфраструктуры и интернета Мьянма значительно уступает Лаосу, Таиланду, Индии, Камбодже.В стране, несмотря на наличие нефти и газа, плохо развита автомобильная сеть, во многих частях страны используются быки как транспортное средство.
  • В августе — сентябре 2007 г.в Янгоне вспыхнули массовые беспорядки, в ходе которых было убито около 100 человек.Беспорядки были спровоцированы мирным выступлением буддийских монахов, которое переросло в серию политические протестов против правящего строя [1] .

    В конце 2011 г.наметилась тенденция к улучшению отношений Мьянмы с западными странами.С 1 января 2012 были отменены визовые санкции Евросоюза в отношении руководства этой страны.

    1 апреля 2012 года в Мьянме прошли свободные выборы в Парламент.Из 50 мест 43 получила демократическая оппозиция, а ещё два — местные коммунисты.

    Примечания

    Литература

    Материалы по истории Бирмы существуют в основном на английском и немецком языках.

  • Bertil Lintner: Burma in Revolt — Opium and Insurgency since 1948 (1988) (ISBN 974-7100-78-9).
  • Roland Bless: Divide et impera? Britische Minderheitenpolitik in Burma 1917—1948 (1990) (ISBN 3-515-05654-8).
  • Alan Clemens: Der Weg der Freiheit.Aung San Suu Kyi — Friedensnobelpreisträgerin.Gespräche (1997).
  • Klemens Ludwig: Birma.Aktuelle Länderkunde (1997) (ISBN 3-406-39870-7).
  • Shelby Tucker: Among Insurgents — Walking through Burma (2000) (ISBN 0-00-712705-7).
  • Ma Thanegi: Pilgerreise in Myanmar (2002) (ISBN 3-293-20289-6).
  • Rolf Opalka: Burma im Griff der Militärjunta in Blockierte Demokratien in der Dritten Welt Hrsg: Gunter Schubert, Reiner Tetzlaff (1998) (ISBN 3-8100-2011-7).
  • Martin Smith: BURMA Insurgency And The Politics Of Ethicity (1991) (ISBN 0-86232-868-3).
  • Советская и российская историография:

  • Аун Сан.Бирма бросает вызов (статьи и речи)/ М.1965
  • Козлова М.Г.Бирма накануне английского завоевания / М.1962
  • Козлова М.Г.Английское завоевание Бирмы / М.1972
  • Журавлева Л.Н.Партизанская борьба бирманского народа 1885-96 / Саратов, 1967
  • Васильев В.Ф.Очерки истории Бирмы 1885—1947 / М.1962
  • Васильев В.Ф.Бирма на новых рубежах / М.19
  • Шнайдер С.С.Бирма.Экономико-географический очерк / М, 1951
  • Бирманский союз / М.1958
  • Кауфман А.С.Рабочий класс и национально-освободительное движение в Бирме / М.1961
  • Из истории стран Юго-Восточной Азии / М.1968
  • Азовский И.П.Госсектор в экономике Бирмы (1948—1962)/ М.1965
  • Макарова С.М.Бирма: развитие капитализма в промышленности М.
  • Васильев И.В.Бирма: экономика и внешняя торговля / М.1964
  • Климко Г.Н.Аграрные проблемы независимой Бирмы / М.1964
  • Не Вин.Бирма на новом пути / М.1965 (с декларацией «Бирманский путь к социализму»)
  • Планы-программы экономического развития стран Азии М.1966
  • Можейко И.5.000 храмов на берегу Иравади / М.1967
  • Гаврилов Ю.Н.Борьба за независимость и прогрессивные преобразования в Бирме / М.1970
  • Кауфман А.С.Бирма: идеология и политика / М, 1971
  • Конституция Социалистической Республики Бирманский Союз / М.1976
  • Такин Чин Маун Заметки о политической жизни Бирмы.1962—1971 / М 1976
  • Симония А.А.Внешнеэкономические связи Бирмы.1962-76 / М.1979
  • Васильев А.Ф.Рабочий класс Бирмы / М.1979
  • Васильев В.Ф.Очерки истории Бирмы 1885—1947 / М.1982
  • Бирма / М.1982
  • Симония А.А.Мьянма: переход к рыночной экономике (1988-2011).М.Институт востоковедения РАН 2012г.224 с.
  • Васильев В.Ф.История Мьянмы/Бирмы ХХ-век.М.2010.
  • Герб • Флаг • Гимн • Государственный строй • Конституция • Парламент • Административное деление • География • Города • Столица • Население • Языки • История • Экономика • Валюта • Культура • Религия • Кинематограф • Литература • Музыка • Праздники • Спорт • Образование • Наука • Транспорт • Туризм • Почта (история и марки) • Интернет • Вооружённые силы • Внешняя политика
    Портал «Мьянма»

    ВСТУПЛЕНИЕ

    Республика Бирманский Союз занимает западную часть Индокитайского полуострова.Ее площадь 677,6 тыс.кв.км, население — около 30 млн.человек.Бирма протянулась с севера на юг на 2 тыс.км (включая узкую полосу Тенаосерима).С трех сторон она ограничена труднопроходимыми горами и лишь на юге омывается водами Индийского океана.Основные реки Бирмы — Иравади, Ситаун и Салуин — текут с севера на юг и отделены друг от друга невысокими меридиональными хребтами.

    Для Бирмы характерен тропический муссонный климат с относительно прохладной сухой зимой, жаркой весной и дождливым летом.В пределах муссонного климата Бирма делится на ряд климатических районов, от прохладных гор и плоскогорий на севере и востоке да засушливых степей Средней Бирмы и влажных прибрежных лесов Аракана (ныне Ракхайн) и Тенассерима (ныне Танинтайи).

    Около двух третей территории Бирмы занято горами и лесами.В этих зонах сконцентрированы основные залежи полезных ископаемых — цветных металлов и драгоценных камней, а также ценные породы дерева, в первую очередь тик.В долине Иравади издавна разрабатываются нефтяные месторождения.Однако в целом запасы разведанных источников природного сырья в Бирме невелики.

    Население Бирмы распределено неравномерно.Если по общей плотности населения Бирма стоит на одном из последних мест в Азии и ее горные районы населены чрезвычайно слабо, то в речных долинах плотность населения весьма значительна.Крупнейшая национальная группа Бирмы — бирманцы, народ тибето-бирманской языковой группы, — составляет три четверти населения.За бирманцами по численности следуют карены (2,5 млн.) и шаны (около 2 млн.) Кроме них в Бирме проживает более ста народностей и племен, находящихся на различных уровнях общественного развития.

    Основное занятие населения — сельское хозяйство.В деревнях живет около 80 % населения, и почти все они в той или иной степени связаны с производством риса — главной сельскохозяйственной культуры Бирмы.В последние годы в связи с ростом промышленности и некоторым уменьшением доли рисоводства в экономике процент городского населения растет.

    Господствующая религия в Бирме — буддизм.Буддистами являются практически все бирманцы, большинство шанов и других жителей горных районов.На окраинах Бирмы помимо буддизма можно встретить анимизм, а среди некоторых национальных меньшинств (карены, чины, качины) распространено христианство.Часть населения Аракана — мусульмане.Христиане и мусульмане составляют также некоторый процент населения городов.

    Крупнейший город Бирмы — ее столица Рангун, с населением более 1,7 млн.человек.Рангун — основной порт страны, промышленный и культурный центр.Вторым по величине городом является Мандалай — центр Северной Бирмы.Еще два портовых города — Бассейн и Моулмейн (ныне Моламьяйн) — имеют более чем по 100 тыс.жителей.

    Географическая замкнутость Бирмы, сравнительная бедность природными богатствами и традиционными предметами экспорта определили своеобразие ее исторического развития.Бирма менее других стран Юго-Восточной Азии подверглась в древности индийской колонизации, была защищена горами от вторжений, особенно с запада, позже других стран района стала объектом колониальной экспансии европейцев и сохраняла независимость до последней четверти XIX в.После окончания второй мировой войны Бирма стала первой колонией Британской империи, добившейся полной независимости.

    С 1962 г.Бирма избрала путь преобразований, направленных на создание социалистического общества.

    Первые труды, посвященные бирманской истории, возникли вскоре после появления бирманской письменности, в XII–XIII вв.Это были государственные и монастырские хроники.Жанр исторической хроники достиг вершины развития в XVI–XVII вв.; в XIX в.на основе средневековых хроник и летописей были написаны сводные исторические труды — «Хроника Стеклянного дворца» и «Хроника Конбаунов».Несмотря на включение ряда легендарных элементов, бирманские хроники в основном весьма точны и до сих пор служат базой наших знаний о древней и средневековой Бирме.

    С падением в конце XIX в.независимого бирманского государства прерогатива написания бирманской истории перешла в руки англичан.Автором первой и во многом непревзойденной до сих пор «Истории Бирмы» был британский колониальный администратор А.Фейр, базировавший свои исследования на бирманских хрониках.Другие труды бирманских авторов по истории Бирмы, написанные в колониальный период, чаще всего уступают работе Фейра и имеют тенденциозную колониалистскую направленность.А.Фейр доводит повествование до падения бирманского государства; этим же периодом ограничивается Дж.Харви; третий из крупнейших английских историков Бирмы, Д.Холл, рассматривает историю страны до конца второй мировой войны.

    После достижения Бирмой независимости появился ряд исторических работ бирманских историков.Крупнейшими из них являются книги Ба Тана и Маун Тин Ауна, в которых авторы прослеживают историю Бирмы до момента достижения независимости.

    Помимо общих трудов по истории Бирмы существует ряд исследований, посвященных отдельным периодам истории страны.Большая работа по изучению древней и средневековой Бирмы была проделана Бирманским исследовательским обществом, созданным в 1912 г.и функционирующим доныне.Члены Общества были пионерами в области изучения эпиграфического материала и археологических памятников.Крупнейшими историками Общества были То Сейн Ко, Дюруазель, Пе Маун Тин, Благден, Тан Тун и Люс.То Сейн Ко, Дюруазель и Благден ограничивались в основном археологическими и эпиграфическими исследованиями; Люс и Тан Тун создали ряд трудов по древней и средневековой истории, среди которых следует отметить в первую очередь трехтомник Люса «Древняя Бирма — Ранний Паган» и цикл статей Тан Туна о Бирме X–XIV вв.

    Существует ряд работ, посвященных европейскому проникновению в Бирму, а также колониальному периоду.К их числу относятся книги Д.Холла «Европа «Бирма», С.Роуза «Британия и Юго-Восточная Азия», Д.Вудмэн «Создание современной Бирмы», а также несколько книг бирманских авторов, трактующих в первую очередь вопросы национально-освободительного движения и борьбы за независимость.Этим проблемам посвящен ряд трудов Маун Мауна, как, например, «Бирма в семье народов», «Судебный процесс в Бирме», книга Маун Тин Ауна «Полосатый павлин», целый ряд книг мемуарного характера, написанный участниками борьбы за независимость.

    Проблемы современной Бирмы отражены в книгах как западных, так и бирманских авторов.Наиболее известны из них книга Кейди «История современной Бирмы», работы Фэрниволла, Эндрюса, До Мья Тин, Маун Тин Ауна и др.Однако до сих пор ни в бирманской, ни в западной историографии нет ни одного обобщающего труда, который охватывал бы историю Бирмы с древнейших времен до наших дней.

    История Бирмы – Бирма в древности Бирма сейчас

    Что мы действительно знаем о истории Бирмы? Какие сведения о Бирме в древности могут поведать нам о ее настоящем и даже о ее будущем? Мьянма ведь не пришла ниоткуда, чтобы найти себя на пути к забвению.У нее легендарное прошлое.Древняя Бирма и в давнее, и в более близкое нам время страна, страна с богатым и героическим прошлым, покрытая шрамами былых сражений, в которых сформировался ее национальный характер.Сегодня она строит свое будущее, которое, несомненно, сможет конкурировать с ее прошлым.

    Самая древняя Бирма – моны, пью и бирманцы

    Известно, что на территории сегодняшней Бирмы люди жили уже много тысячелетий назад.Они обрабатывали землю, растили рис, ловили рыбу, охотились.Но это темное малоизвестное время бирманской истории.Посветлело к началу нашей эры.Тогда на юге, по берегам океана и по долинам рек жили моны – народность, родственная кхмерам.У них были небольшие города, не объединенные центральной властью.Жили скромненько, без особого достатка, чуть-чуть торговали, но контактов с остальным миром было негусто, поэтому и известно о них тоже не очень много.

    Зато о народности пью, пришедшей из Индии чуть-чуть попозже монов на земли будущей Бирмы, известно гораздо больше.Обосновались они в среднем течении реки Иравади и создали солидных размеров централизованное единое государство.Мирное, богатое, со множеством монастырей и храмов, украшенных золотом и серебром, с огромным количеством золотых ступ, с домами, из обожженного и оштукатуренного кирпича, крытыми свинцом и оловом.

    Пью были буддисты Тхеравада.Иностранные послы сообщали о богатстве страны, о том, что здесь любят все живое и ценят мирное сосуществование, что здесь отсутствуют цепи, кандалы и тюрьмы.Но, видно, и здесь, как и в Датском королевстве, не все было ладно.Просуществовал этот рай на земле до 9 века когда внутренние распри и внешние враги – народность таи — не подвели черту под его существованием.

    Вот тут-то и появляются бирманцы, давшие название стране.Напоследок о пью: как народ, они просуществовали аж до 13 века, а затем тихо растворились среди массы бирманцев.Таи отошли на север, а бирманцы, хорошенько обосновавшись на освободившихся территориях и многому научившись как у пью, так и у монов, к середине 11 столетия создали свое государство с центром в Багане.

    И из этих народностей и формируются 3 этнические группы: на юге – моны, на востоке – шаны или таи, и в центре – бирманцы.

    Бирма в древности, но уже не в такой седой

    Середина 11 века – новый этап в истории страны, когда появляется письменная история.Время, когда Бирма становится нацией.Время объединения страны.В течении столетия наблюдается подъем религиозной активности людей – буддистов Тхеравада, который инициирует строительство в окрестностях столицы более 10000 святынь: пагод, храмов и монастырей.

    Баган сегодня – бесконечное море ступ и храмов на обширной равнине – является крупнейшим местом археологических раскопок во всей Азии.Пик его могущества пришелся на двенадцатый век, тогда лишь один Ангкор из соседнего кхмерского государства мог соперничать с ним.А теперь это руины неподалеку от Мандалая.

    Империя просуществовала до 13 века, пока в нее не вторглись монголы, которых возглавлял внук Чингисхана, знаменитый хан Хубилай.Захватчики разрушили столицу и развалили саму империю на куски.Период монгольского ига в Бирме был коротким, потому что отдаленность страны, ее география и тропический климат оказались слишком большим испытанием для победителей.

    Образовавшиеся осколки государства, соперничая, враждуя и воюя между собой, просуществовали до 15 века, когда в истории Бирмы была сделана еще одна, но неудачная, попытка возродить империю.Третья попытка создания единого королевства приходится на 18 век.Столица его получила название Янгон – “конец войне”.

    Но мир так и не наступил.В начале 19 века в непрекращающихся междоусобицах с соседними государствами, в незатихающих сварах даже внутри семьи короля как-то неожиданно началась англо-бирманская война.

    Бирманцы сражались отчаянно и небезуспешно, командовавший бирманской армией генерал Маха Бандула был серьезным противником англичанам.Но и эту кампанию, и две последующие две войны с Англией Бирма все-таки проиграла.А тут еще суеверный, бестолковый и жестокий бирманский король Тибо в своих указах повелел приносить человеческие жертвы.

    И в результате 1 января 1886 г.Бирма потеряла независимость и вошла в состав Британской империи.

    Британское правление

    Владычество Британии над Бирмой продлилось до Второй Мировой войны.Эти годы британского правления были и благословением и проклятием для народа этой страны.

    Колониальная эпоха произвела большие изменения в инфраструктуре и демографии Мьянмы.Страну поделили на Верхнюю и Нижнюю Бирму.Был создан свод законов, основанный на английском праве, созданы государственные службы с британскими чиновниками или индусами на всех ведущих постах.Англичане построили железные дороги и порты, и многие британские компании обогатились на торговле тика и риса.Открытие Суэцкого канала дало новые рынки сбыта бирманскому рису, а это сообщило толчок хозяйственному развитию страны, сделав ее ведущим экспортером риса.Увеличивалась внешняя торговля.В связи с этим в стране появилось множество рабочих-мигрантов из Индии и китайских предпринимателей, а вопросы миграции, конечно, тоже курировались колониальными властями.

    Но все богатство шло мимо бирманцев в руки европейцев, частично доставалось индусам и китайцам.Крестьянство же разорялось, теряло землю и не находило работы.В стране нарастало недовольство всего населения Бирмы своим положением как в обществе, так и существующим уровнем жизни.

    Британцы, следуя испытанному временем принципу – разделяй и властвуй, вносили рознь в отношения между многочисленными этническими меньшинствами, создавая для некоторых более благоприятные условия.В тридцатые годы двадцатого века мощной волной нарастает движение за национальную независимость.

    И тут на политической арене возникает новый борец за освобождение – молодой студент-юрист по имени Аун Сан, будущий генерал, будущий отец своей в будущем несгибаемой и легендарной дочери Аун Сан Су Чжи.в 1938 он невероятно популярен в качестве лидера радикальной партии Добама Асиайон.

    Бирма, Япония и серебряные ложки генерала Аун Сана

    Перед Второй мировой войной Аун Сан начал сотрудничать с японцами.В 1940 году он сбежал в Китай, чтобы установить связи с Мао Дзе Дуном, но его перехватили японцы, предложив сотрудничество.В 1941 году он и его товарищи воюют на стороне японцев, которые вторглись в Бирму.Так, сотрудничая с японцами и расчищая им дорогу, Аун Сан встает во главе новосозданной Армии независимости Бирмы.

    Японские колонизаторы мало чем отличаются от прочих захватчиков, а их репрессивные меры в разы превосходят английские.Но все-таки Япония в 1943 году предоставляет Бирме формальную независимость.

    А когда стало понятно, что японцы проигрывают войну, генерал быстро проявляет – м-м-м – политическую гибкость, и разворачивается на 180 градусов.Теперь он уже на стороне американцев и англичан и воюет против японцев.Ради независимости родины, безусловно.Однако, как в том анекдоте: ложечки нашлись, но неприятный осадок остался.

    Япония сдалась в августе 1945 года.В страну вернулись англичане, которым очень хотелось придержать Бирму под своей властью.Но они не смогли восстановить прежние колониальные порядки, нормализовать положение в стране и вынуждены были уйти.И вот 4 января 1948 года прошла официальная церемония провозглашения независимости Бирманского Союза.Так Мьянма стала независимой.

    Независимая Бирма и британские скелеты в шкафу

    Но еще до этого, в июле 1947 года Аун Сан и несколько его сподвижников были убиты.Проблем, в обретшей независимость стране, было много.Уходя, англичане заложили настоящую бомбу, пообещав различным регионам Бирмы независимость.

    Многие нацменьшинства – на территориях Шан, Карен, Кайя, Мон, Аракан, Чин, Качин – страстно жаждали отделиться.И не только жаждали, но предпринимали для этого разные действия вплоть до вооруженного сопротивления.Этническое меньшинство Карен почти 60 лет на воевало против бирманского правительства.

    Все эти этнические повстанцы будут много лет ввергать страну в разруху и хаос.Причем в эту войну гармонично вплетутся мотивы контроля и сбыта наркотиков.

    О диктатуре и о слове, которое, не дано предугадать, как отзовется

    В марте 1962 года армия берет власть в стране.Перед Бирмой открывается путь в светлое будущее – в социализм! В результате следования по этому пути страна оказывается в ужасной нищете, голоде и всеобщем дефиците.И, дополнительно, в международной изоляции.

    В 1988 ситуация в Бирме становится абсолютно неконтролируемой, идут уличные демонстрации, вооруженные стычки… К власти приходит военная хунта и все затихает.В это время в стране действует оппозиция – «Национальная лига за демократию», возглавляет которую дочь генерала Аун Сана – Аун Сан Су Чжи .

    В 1990 году проходят всеобщие выборы в парламент.Саму Аун Сан Су Чжи участвовать в них не допускают.Препятствие – положение в конституции, по которому баллотироваться на государственные посты могут только те граждане, у которые их супруги и дети не являются подданными/гражданами иностранного государства.А, как нарочно, у Аун Сан Су Чжи муж подданный Великобритании, оба ее сына – тоже.Да и сама она последние 16 лет жила в Англии и вернулась в Бирму только в в 1988 году.Кстати, этот разумный пункт был включен в конституцию страны по предложению именно ее дальновидного папы.

    На выборах партия Аун Сан Су Чжи одерживает блистательную победу.Но результаты выборов хунта аннулирует, власть не отдает, а саму главу партии держит под арестом, правда не в тюрьме, а дома, на комфортной вилле.За свою деятельность и за гражданское мужество в 1991 году доо Су Чжи получает Нобелевскую премию мира.

    Она продолжит находиться под домашним еще 20 лет и станет настолько популярной, что ее изображения не будет разве что на утюге..

    Бирма сейчас

    История Бирмы продолжается… После пятидесяти лет военного правления, которое изолировало страну на международном уровне и мешало ее экономическому и социальному развитию, наконец, в 2011 году к власти пришло гражданское правительство.

    Несмотря на многие проводимые либеральные реформы, Мьянме предстоит еще долгий путь к демократическому обществу.В стране все еще имеют место нарушения прав человека.Хотя большинство политзаключенных вышли из тюрем, но за решеткой остаются еще политические узники.

    Смягчены ограничения на деятельность СМИ.Аун Сан Су Чжи и ее партии было позволено участвовать в политическом процессе.

    Сохраняется напряженность между правительством и повстанческими этнических группами в некоторых приграничных районах.Пока действуют перемирия, но проблема не исчезла.

    В экономике все еще пока сохраняется стагнация, но предпринимаются шаги, которые должны будут обеспечить стране процветание.Создаются особые экономические зоны около морских портов, развивается туризм, строятся отели, подготавливаются исторические достопримечательности к наплыву иностранцев.

    Бирма сейчас чувствует реальную возможность вернуть свое былое величие.

    Древняя Бирма, страна богатой и непростой истории, Бирма, ставшая сейчас Мьянмой, мы говорим тебе: “Мангалаба! Здравствуй и процветай!”

    Бирма — «Золотая Земля»

    М ьянма (в прошлом Бирма) — одна из самых загадочных и красивейших стран юго-восточной Азии, расположенная недалеко от Индии и граничащая с Китаем, Таиландом и Лаосом.Что мы о ней знаем, и почему её стоит увидеть, об этом читайте в нашей статье.

    Бирма — «Золотая земля»

    Суварнапхуми (สุวรรณภูมิ) в переводе с санскрита — ‘золотая земля’.Так называлось первое королевство, населённое монами, а основано оно было предположительно в III веке до н.э.Китайцы именовали этот народ цянами, но сами моны привыкли к другому имени — ‘мьянма’.

    Так, начиная с III века до н.э., мы наблюдаем неразрывную связь веков, дошедшую до наших дней, и благодаря тому, что в стране всего лишь несколько лет назад было отменено военное положение, которое там господствовало в течение многих лет, вплоть до 2008 года, Мьянма наконец-то обретает настоящую независимость, и всё больше интересующихся культурой этой таинственной страны туристов открывают для себя Бирму с её обширнейшим культурно-религиозным наследием буддизма.

    Так как же в действительности называть Бирму? Мьянмой или Бирмой? Со времён английской колонизации, которая просуществовала до 1942 года, а начало её отмечено 1824 годом, эту страну называли Бирмой, потому что и местные часто называют её Бама, с ударением на второй слог.После многих событий, последовавших за военным переворотом 1988 года, страну решили переименовать для того, чтобы полностью порвать с прошлым, с воспоминаниями об оккупации и прошлой власти, поэтому новое правительство, которое хоть и состояло из военных, что не сулило стране больших перемен к лучшему, всё-таки приняло решение о переименовании Бирмы в Мьянму, одновременно делая символический жест, как вы уже догадались, в сторону некоторых народов, населяющих эту этнически многообразную страну.Говоря об этносе Мьянмы, нужно сказать, что на территории страны проживают более ста различных этнических групп и народностей (что также означает и наличие некоторых трений между ними), которые в своё время стремились получить независимость и боролись за неё, поэтому история государств, располагавшихся на территории современной Мьянмы и соседствующих с ней стран, богата описаниями вооруженных конфликтов, многие из которых перерастали в войны, что сделало Мьянму одним из наиболее милитаризированных государств юго-восточной Азии.

    Бирма Баган

    Где находится Бирма

    Вы хотите знать, где находится Бирма и тысячи золотых пагод, известных нам с самого момента основания Баганского царства? Бирма или Мьянма находится в западной части полуострова Индокитай и граничит с Индией, Бангладешем, Китаем, Лаосом и Таиландом.Такая география и соседство со множеством стран могут нам многое сказать и об истории страны и её отношениях с окружающими её соседними странами, некоторые из которых не были хорошими друзьями для Бирмы в прошлые века, при этом вражда между ними шла не на жизнь, а на смерть, отчего каждый раз и происходили войны между тем же Сиамом или Аютаёй (ныне входящих в состав Таиланда) и правителями Бирмы.Территория, которую мы привыкли считать Мьянмой и которая даже в наше время остаётся самой большой по площади страной в южно-азиатском регионе, а также занимает 40-е место в мире, значительно раньше, несколько веков назад, была гораздо обширнее, о чём говорит тот факт, что моны населяли Суварнапхуми, золотую землю, которая находится на территории современного Таиланда, и что ещё более примечательно, что в этом регионе построен главный международный аэропорт с одноимённым названием.Так что, прилетая в Таиланд с запада, вы ступаете на «золотую землю», которая когда-то принадлежала правителям Бирмы.

    Между XVI и XVIII веками велось много войн между соседними государствами: Туангу (так называлась Мьянма в период 1510–1752 гг.) и королевством Сиама.Согласно историческим летописям, Туангу зачастую выходило победителем.Такая непростая история объединяет современный Таиланд и Мьянму.Опора на военное сословие — это одна из культурно-исторических черт современного государства Мьянма, где вплоть до наших дней военные находятся на особом положении.

    Бирма и религия

    Бирма неслучайно в последнее время привлекает так много туристов.Многие из тех людей, которые хотят посетить страну, интересуются не только её историческим прошлым, но и богатым духовным наследием.

    Буддизм, который является главенствующей религией в стране с почти 60-миллионным населением, пришёл на эту территорию ещё приблизительно в III веке до н.э., но экспансия этого философского учения началась со II века до н.э., когда гонцы царя Ашоки прибыли в места, населённые древними монами.С тех пор индийские влияния тесно переплетались с буддийской духовностью.

    Однако расцветом буддийской культуры можно называть тот самый период Баганского царства, продолжавшийся со второй половины IX века до конца XIII века н.э., отмеченный постройкой города Баган, который первоначально служил в качестве крепости.Пройдёт ещё не менее двух веков, прежде чем на трон взойдёт король Аноратха, известный тем, что под влиянием буддийского монаха, посланного в Баган другим королем, Манухом, принял буддизм как основу своего мировоззрения, а вместе с этим и многочисленные подарки от короля Мануха в виде реликвий и буддийских текстов.Но спустя некоторое время Манух стал сомневаться в чистоте помыслов Аноратхи и повелел вернуть подаренные реликвии, на что Аноратха ответил отказом и повёл войска против Мануха, захватив его в плен и сделав его и всех его потомков вплоть до сего дня храмовыми рабами, которые обязаны следить за чистотой и поддержанием храмов.Во время правления Аноратхи и после него в Багане было возведено более 10 000 храмов, пагод и ступ.Так что даже после многочисленных разгромов и переворотов, которые происходили за это время на территории Багана, до наших дней сохранилось около 2 000 священных построек, которые непременно стоит увидеть!

    Пагода Шведагон

    Стоит заметить, что буддизм в Мьянме наследует традиции Тхеравады, или Хинаяны, Малой Колесницы, и это означает, что за основу принят Палийский канон, а строгого пути отречения придерживаются только монахи, остальные жители следуют срединным путём, как и положено буддистам.Продолжая тему истории, переименований и переноса столиц из одного города в другой нельзя не вспомнить о Янгуне, в прошлом столице Бирмы, а ныне большом туристическом центре этой страны.Одна только пагода Шведагон, расположенная в Янгуне (Рангун), стоит того, чтобы проделать длинный путь и посмотреть на этой чудо бирманской архитектуры.Пагода видна далеко за пределами храмового комплекса, она полностью покрыта золотом и отделана 4 500 бриллиантами, самый крупный из которых весом в 72 карата венчает это монументальное строение.

    Валюта Бирмы: денежная единица Бирмы — кьят

    После очередного переворота, случившегося в Бирме в 1988 году, страна стала меняться, последовали, как это обычно и бывает, денежные реформы: валюта страны осталась прежней, её называют «кьят», но в результате реформы 1989 года из обращения были изъяты купюры достоинством 25, 35 и 75 кьят, что привело к уменьшению денег в обращении почти на 80 %.За такими мерами последовали массовые беспорядки, особенно на улицах Янгуна.Во время написания этой статьи курс кьята равен 0.00074 доллара США, т.е.банкнота в 10 000 кьят равна 7.4 долларов США.Код валюты — «ММК», а название сокращённо пишется одним символом «К».Интересный факт для тех, кто хочет поехать в эту страну, что наряду с местной валютой в ходу также и доллары США, но для того, чтобы их у вас приняли, они должны быть, что называется, «хрустящими».Да и в целом, если вы планируете обменять доллары на кьяты, то лучше выбрать самые чистые купюры, при этом желательно достоинством не ниже 50 долларов, а лучше, если у вас будут 100-долларовые гринбэки, потому что в Мьянме банкноты такого достоинства гораздо легче обменять, и их примут по более выгодному курсу.

    Баган

    Столица государства Бирма.Народ Бирмы

    Янгун многие годы был столицей Бирмы, но после переворота в 1988 году многое изменилось, и если столица всё ещё продолжала находиться в старом месте, то можно было почти предугадать, что недолго ей там оставаться во времена, когда почти в буквальном смысле переписывалась история страны.После переименования многих городов пришло время и для смены столицы.В 2005 году было решено перенести её в Нейпьидо.Этот город построили специально для того, чтобы он стал главным городом страны.Неподалёку от него (в 17 км) находится более известный ранее Пьинман.Оба города находятся в округе Мандалай.

    Выяснив насущные вопросы о деньгах Бирмы, мы подошли к самой интересной части рассказа: о народе Бирмы.И действительно, что может быть примечательней и разнообразней в любой стране, если не её народ.По некоторым данным Бирму населяют более 135 различных этнических народностей.Это и потомки тех самых монов, от чьей цивилизации ведёт свой отсчёт государство Бирма, их осталось примерно около 2 % от общего населения страны, а также шаны, карены, араканцы, китайцы, индийцы, качины и, конечно, бирманцы.Последние составляют большинство.Их около 67 % .И в заключение хотелось бы привести слова известного путешественника XIII века Марко Поло, который писал о том, что на просторах Мьянмы много золота и драгоценных камней, что, впрочем, остаётся верным и по сей день, так как, например, бирманские рубины считаются самыми чистыми в мире и ценятся очень высоко.О Багане он записал следующее: «Башни этого города сделаны из чистейшего золота.Одна покрыта золотом толщиной с палец, так что кажется, будто вся башня полностью отлита из цельного золота.Другая покрыта серебром таким же образом, как и предыдущая, и выглядит, будто бы сделана из чистого серебра.Они искусно отделаны и расположены так, что увидеть их можно даже с самого большого расстояния».Звучит завораживающе, не правда ли?

    Марко Поло повидал в своей жизни немало стран.Но, в конце концов, не важно, сколько бы там ни было башен или пагод (хотя правительство Мьянмы принялось вновь отстраивать ещё больше пагод и новых храмов, так что, наверное, скоро мы увидим новый Баган с его когда-то 10 000 храмовыми строениями), главное то, что для нас открылись двери в неизведанный мир одной из самых таинственных стран юго-восточного региона, которую можно посетить тогда, когда вам этого захочется.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Валентин Пырьев
    Написано статей
    1036
    Ссылка на основную публикацию