История буддизма

Тема статьи: История буддизма - разбираемся в вопросе, тренды 2019 года.

Мировыми называются религии, которые не определяют ограничений по этническому признаку для своих последователей.Исповедовать такую религию может любой человек, в любой стране, представитель любой национальности и расы.Всего насчитывается три такие религии: буддизм, христианство и ислам.

Возникновение буддизма

Буддизм зародился в середине первого тысячелетия до нашей эры на севере Индии как течение, оппозиционное господствовавшему в то время брахманизму.В середине VI в.до н.э.индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис.Распадались родовая организация и традиционные связи, происходило становление классовых отношений.В это время в Индии было большое количество бродячих аскетов, они предлагали свое видение мира.Их противостояние существующим порядкам вызывало симпатии народа.Среди учений подобного рода был и буддизм, который приобрел наибольшее влияние в обществе.

Большинство исследователей считают, что основатель буддизма был реальной личностью.Он был сыном главы племени шакьев, родившимся в 560г.до н.э.на северо-востоке Индии. Предание гласит, что индийский царевич Сиддхартха Гаутама после беспечной и счастливой молодости остро ощутил бренность и безысходность жизни, ужас перед идеей о бесконечной череде перевоплощений.Он ушел из дому, для того чтобы, общаясь с мудрецами, найти ответ на вопрос: как можно человеку освободиться от страданий.Семь лет путешествовал царевич и однажды, когда он сидел под деревом Бодхи, на него снизошло озарение.Он нашел ответ на свой вопрос.Имя Будда означает «просветленный».Потрясенный своим открытием, он просидел под этим деревом несколько дней, а затем спустился в долину, к людям, которым начал проповедовать новое учение.Первую свою проповедь он прочел в Бенаресе. Сначала к нему примкнули пять его бывших учеников, которые отошли от него, когда он отказался от аскетизма.Впоследствии у него появилось множество последователей.Его идеи были близки многим.В течение 40 лет он проповедовал в Северной и Центральной Индии.

Истины Буддизма

Основные истины, открытые Буддой заключались в следующем.

Вся жизнь человека — страдание. Эта истина основана на признании непостоянства и преходимости всех вещей.Все возникает, чтобы быть уничтоженным.Существование лишено субстанции, оно само себя пожирает, поэтому в буддизме оно обозначается в виде пламени.А из пламени можно вынести только скорбь и страдание.

Причина страдания — наше желание. Страдание возникает, потому что человек привязан к жизни, он жаждет существования.Поскольку существование наполнено скорбью, страдание будет существовать до тех пор, пока человек будет жаждать жизни.

Чтобы избавиться от страдания, нужно избавиться от желания. Это возможно только в результате достижения нирваны, которая в буддизме понимается как угасание страстей, прекращение жажды.Не есть ли это одновременно и прекращение жизни? Буддизм избегает прямого ответа на этот вопрос.По поводу нирваны высказываются только отрицательные суждения: это не желание и не сознание, не жизнь и не смерть.Это такое состояние, в котором освобождаются от переселения душ.В позднейшем буддизме нирвана понимается как блаженство, состоящее в свободе и одухотворении.

Чтобы избавиться от желания, нужно следовать восьмеричным путем спасения. Именно определение этих ступеней на пути к нирване и является основным в учении Будды, которое называют срединным путем, позволяющим избежать двух крайностей: потакания чувственным удовольствиям и истязания плоти.Это учение называют восьмеричным путем спасения, потому что оно указывает восемь состояний, овладев которыми человек может достичь очищения ума, спокойствия и интуиции.

Вот эти состояния:

  • правильное понимание: следует поверить Будде, что мир полон скорби и страданий;
  • правильные намерения: следует твердо определить свой путь, ограничить свои страсти и стремления;
  • правильная речь: следует следить за своими словами, чтобы они не вели ко злу, — речь должна быть правдивой и доброжелательной;
  • правильные поступки: следует избегать недобродетельных поступков, сдерживаться и совершать добрые дела;
  • правильный образ жизни: следует вести жизнь достойную, не принося вреда живому;
  • правильные усилия: следует следить за направлением своих мыслей, гнать все злое и настраиваться на доброе;
  • правильные помыслы: следует уяснить, что зло — от нашей плоти;
  • правильная сосредоточенность: следует постоянно и терпеливо тренироваться, достигать умения сосредоточиваться, созерцать, углубляться в поисках истины.
  • Первые две ступени означают достижение мудрости или праджня. Следующие три — нравственное поведение — шила. И наконец, последние три — дисциплина ума или самадха.

    Однако эти состояния нельзя понимать как ступени лестницы, которую человек осваивает постепенно.Здесь все взаимосвязано.Нравственное поведение необходимо для достижения мудрости, а без дисциплины ума мы не сможем развить нравственное поведение.Мудр тот, кто поступает сострадательно; сострадателен тот, кто поступает мудро.Такое поведение невозможно без дисциплины ума.

    В целом же можно сказать, что буддизм принес в религию личностный аспект, которого раннее не было в восточном мировоззрении: утверждение о том, что спасение возможно только благодаря личной решимости и готовности действовать в определенном направлении.Кроме того, в буддизме достаточно четко прослеживается идея о необходимости сострадания ко всем живым существам — идея, наиболее полно воплотившаяся в буддизме Махаяны.

    Основные направления Буддизма

    Ранние буддисты были лишь одной из многих соперничавших в то время сект неортодоксального направления, однако с течением времени их влияние возрастало.Буддизм был поддержан прежде всего городским населением: правителями, воинами, которые видели в нем возможность избавиться от верховенства брахманов.

    Первые последователи Будды собирались в каком-нибудь уединенном месте на период дождей и, пережидая этот период, образовывали небольшую общину.Вступившие в общину обычно отказывались от всякой собственности.Их называли бхикшу, что означает «нищий».Они обривали голову, облачались в лохмотья, преимущественно желтого цвета, и имели при себе лишь самое необходимое: три предмета одежды (верхняя, нижняя и ряса), бритву, иглу, пояс, сито, чтобы процеживать воду, выбирая из нее насекомых (ахимса), зубочистку, чашку для подаяний.Большую часть времени они проводили в странствиях, собирая милостыню.Принимать пищу они могли только до полудня и только вегетарианскую.В пещере, в заброшенном строении бхикшу переживали период дождей, беседуя на благочестивые темы и практикуясь в самосовершенствовании.Близ мест их обитания умерших бхикшу обычно и хоронили.Впоследствии на местах их захоронений возводились памятники-ступы (куполообразные строения-склепы с наглухо замурованным входом).Вокруг этих ступ сооружались различные строения.Позже возле этих мест возникали монастыри.Складывался устав монастырской жизни.Когда был жив Будда, он сам разъяснял все сложные вопросы учения.После его смерти устная традиция сохранялась еще длительное время.

    Вскоре после смерти Будды его последователи созвали первый буддийский собор для канонизации учения.Цель этого собора, который проходил в городе Раджагрих, заключалась в том, чтобы выработать текст послания Будды.Однако не все были согласны с принятыми на этом соборе решениями.В 380 г.до н.э.был созван второй собор в Вайшали, для того чтобы разрешить возникшие разногласия.

    Особого расцвета буддизм достиг во времена правления императора Ашоки (III в.до н.э.), благодаря стараниям которого буддизм стал официальной государственной идеологией и вышел за пределы Индии.Ашока много сделал для буддийской веры.Он воздвиг 84 тыс.ступ.При его правлении прошел третий собор в городе Паталипутра, на котором был утвержден текст священных книг буддизма, составивший Типитаку (или Трипитаку), и принято решение о рассылке миссионеров во все концы страны, вплоть до Цейлона.Ашока послал своего сына на Цейлон, где тот стал апостолом, обратив в буддизм многие тысячи людей и соорудив множество монастырей.Именно здесь утверждается южный канон буддийской церкви — хинаяна, которую называют еще тхеравадой (учением старейшин).Хинаяна означает «малая колесница или узкий путь спасения».

    В середине последнего столетия до н.э.на северо-западе Индии скифские правители создали Кушанское царство, правителем которого стал Канишка, ревностный буддист и покровитель буддизма.Канишка созвал четвертый собор к концу I в.н.э.в городе Кашмир. Собор сформулировал и утвердил основные положения нового течения в буддизме, получившего названия махаяна — «большая колесница или широкий круг спасения».Буддизм махаяны, разработанный известным индийским буддистом Нагараджуной, внес много изменений в классическое учение.

    Особенности основных направлений буддизма заключаются в следующем (см.таблицу).

    Основные направления буддизма

    Хинаяна

    Махаяна

  • Идеалом считается монашеская жизнь, только монах может достичь спасения и избавиться от перевоплощений
  • На пути спасения никто не может помочь человеку, все зависит от его личных усилий
  • Отсутствует пантеон святых, которые могут заступиться за людей
  • Нет понятия рая и ада.Есть только нирвана и прекращение воплощений
  • Отсутствуют обряды и магия
  • Отсутствуют иконы и культовая скульптура
  • Считает, что благочестие мирянина сопоставимо с заслугами монаха и обеспечивает спасение
  • Появляется институт бодисатв — святых, достигших просвещения, которые помогают мирянам, ведут их по пути спасения
  • Появляется большой пантеон святых, которым можно молиться, просить у них помощи
  • Появляется понятие о рае, куда душа попадает за добрые дела, и аде, куда она попадает в наказание за грехи Придает большое значение обрядам и чародейству
  • Появляются скульптурные изображения будд и бодисатв
  • Буддизм зародился и достиг значительного расцвета в Индии, однако к концу I тысячелетия н.э.он теряет здесь свои позиции и вытесняется более привычным для жителей Индии индуизмом.Можно назвать несколько причин, приведших к такому исходу:

  • развитие индуизма, который наследовал традиционные ценности брахманизма и модернизировал его;
  • вражда между разными направлениями буддизма, которая нередко приводила к открытой борьбе;
  • решительный удар по буддизму нанесли арабы, завоевавшие многие индийские территории в VII-VIII вв.и принесшие с собой ислам.
  • Буддизм же, распространившись во многих странах Восточной Азии, стал мировой религией, сохраняющей свое влияние до настоящего времени.

    Священная литературы и представления об устройстве мира

    Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает палийский канон «Ти — питака» или «Трипитака», что означает «три корзины».Буддийские тексты первоначально записывались на пальмовых листьях, которые складывали в корзины.Канон записан на языке пали. По произношению пали относится к санскритскому так же, как итальянский к латинскому.Канон состоит из трех частей.

    1. Винайя-питака, содержит этическое учение, а также сведения о дисциплине и церемониале; сюда входит 227 правил, по которым должны жить монахи;
    2. Сутта-питака, содержит учение Будды и популярную буддийскую литературу, включающую «Дхаммападу», что означает «путь истины» (антология буддийских притч), и «Джатаку» — собрание рассказов о предыдущих жизнях Будды;
    3. Абидхамма-питака, содержит метафизические представления буддизма, философские тексты, в которых излагается буддийское понимание жизни.

    Перечисленные книги из всех направлений буддизма особенно признаются хинаяной.Другие направления буддизма имеют свои священные источники.

    Последователи махаяны считают своей священной книгой «Праджняпаралшта сутру» (поучения о совершенной мудрости).Ее считают откровением самого Будды.Из-за исключительной трудности для понимания современники Будды положили ее на хранение во Дворце змей в срединном мире, а когда наступило подходящее время, чтобы открыть эти поучения людям, великий буддийский мыслитель Нагараджуна вернул их обратно миру людей.

    Священные книги махаяны написаны на санскрите.Они включают мифологические и философские сюжеты.Отдельными частями этих книг являются Алмазная сутра, Сердечная сутра и Лотосовая сутра.

    Важной особенностью священных книг махаяны является то, что Сиддтарха Гаутама не считается единственным буддой: до него были другие и после него тоже будут другие.Большое значение имеет разработанное в этих книгах учение о бодисатве (боди — просветленный, саттва — сущность) — существе, которое уже готово перейти в нирвану, но задерживает этот переход, чтобы оказать помощь другим.Наиболее почитаемым является бодисатва Авалокитешвара.

    Большой интерес представляет космология буддизма, поскольку она лежит в основе всех воззрений на жизнь.Согласно основным положениям буддизма Вселенная имеет многослойное строение.В центре земного мира, представляющего собой цилиндрический диск, находится гора Меру. Она окружена семью концентрическими кольцеобразными морями и столькими же кругами гор, разделяющими моря. Снаружи от последней горной цепи находится море, которое доступно взорам людей.На нем лежат четыре мировых острова. В недрах земли находятся адские пещеры. Над землей возвышаются шесть небес, на которых обитает 100 000 тыс.богов (пантеон буддизма включает в себя всех богов брахманизма, а также богов других народов).У богов есть зал заседаний, где они собираются на восьмой день лунного месяца, а также парк для развлечений. Главным богом считается Будда, однако он не является творцом мира, мир существует рядом с ним, он так же вечен, как и Будда.Боги рождаются и умирают по своему желанию.

    Выше этих шести небес — 20 небес Брахмы; чем выше небесная сфера, тем легче и духовнее в ней жизнь.В последних четырех, которые называются брахмалока, нет уже никаких образов и никаких возрождений, здесь блаженные уже вкушают нирвану.Остальной мир называется камалокой. Все вместе образует в совокупности вселенную.Таких вселенных бесконечное множество.

    Бесконечное множество вселенных понимается не только в географическом, но и в историческом смысле.Вселенные рождаются и погибают.Время существования вселенной называется кальпа. На этом фоне бесконечного порождения и разрушения разыгрывается драма жизни.

    Однако учение буддизма уклоняется от всякого метафизического утверждения, оно не говорит ни о бесконечности, ни о конечности, ни о вечности, ни о невечности, ни о бытии, ни о небытии.Буддизм говорит о формах, причинах, образах — все это объединяет понятие сансара, цикл воплощений.Сансара включает все предметы, возникающие и исчезающие, она есть результат бывших состояний и причина будущих действий, возникающих по закону дхамма.Дхамма — это нравственный закон, норма, по которой создаются образы; сансара — форма, в которой закон осуществляется.Дхамма — это не физический принцип причинности, а нравственный мировой порядок, принцип возмездия.Дхамма и сансара тесно связаны между собой, но понять их можно только в соединении с основным понятием буддизма и в целом индийского мировоззрения — понятием кармы.Карма означает конкретное воплощение закона, возмездие или вознаграждение за конкретные дела.

    Важным понятием буддизма является понятие «апшан». На русский язык его обычно переводят как «индивидуальная душа».Но буддизм не знает души в европейском смысле.Атман означает совокупность состояний сознания.Существует множество состояний сознания, которые называются сканды или дхармы, но нельзя обнаружить носителя этих состояний, который бы существовал сам по себе.Совокупность сканд приводит к определенному поступку, из которого вырастает карма.Сканды распадаются при смерти, карма же продолжает жить и приводит к новым существованиям.Карма не умирает и приводит к переселению души.Человек продолжает существовать не в силу бессмертия души, а в силу неуничтожимости его дел. Карма, таким образом, понимается как нечто материальное, из которого возникает все живущее и движущееся.В то же время карма понимается как нечто субъективное, поскольку создается самими индивидами.Итак, сансара есть форма, воплощение кармы; дхамма — это закон, который выясняется сам собой благодаря карме.И наоборот, из сансар складывается карма, которая затем влияет на последующие сансары.В этом проявляется дхамма.Освободиться от кармы, избежать дальнейших воплощений можно только путем достижения нирваны, о которой буддизм тоже не говорит ничего определенного.Это не жизнь, но и не смерть, не желание и не сознание.Нирвану можно понять как состояние отсутствия желаний, как полный покой.Из такого понимания мира и человеческого существования вытекают и четыре истины, открытые Буддой.

    Буддийская община.Праздники и обряды

    Последователи буддизма называют свое учение Триратной или Тиратной (тройное сокровище), имея в виду Будду, дхамму (учение) и сангху (общину).Изначально общиной буддистов являлась группа нищенствующих монахов, бхикшу.После смерти Будды не осталось главы общины.Объединение монахов осуществляется только на основе слова Будды, его учения.Централизация иеркви в буддизме отсутствует, за исключением естественной иерархии — по старшинству.Живущие по соседству общины могли объединяться, монахи действовали сообща, но не по команде.Постепенно происходило формирование монастырей.Объединенная в рамках монастыря община называлась сангхой. Иногда словом «сангха» обозначали буддистов одного района или целой страны.

    Вначале в сангху принимались все желающие, затем были введены некоторые ограничения, перестали принимать преступников, рабов, несовершеннолетних без согласия родителей.В послушники часто шли подростки, они обучались грамоте, изучали священные тексты, получали немалое по тому времени образование.Вступавший в сангху на время пребывания в монастыре должен был отказаться от всего, что связывало его с миром, — семьи, касты, собственности — и принять на себя пять обетов: не убий, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не пьянствуй; он должен был также сбрить волосы и облачиться в монашеские одежды.Однако в любой момент монах мог выйти из монастыря, за это его не осуждали, и он мог находиться в дружеских отношениях с общиной.

    Те монахи, которые решали посвятить всю жизнь религии, проходили обряд посвящения.Послушника подвергали суровому экзамену, проверяя его дух и волю.Принятие в сангху в качестве монаха накладывало дополнительные обязанности и обеты: не пой и не танцуй; не спи на удобных постелях; не ешь в неположенное время; не стяжай; не употребляй вещей, имеющих сильный запах или интенсивный цвет. Кроме того, существовало большое количество мелких запретов и ограничений.Два раза в месяц — в новолуние и в полнолуние — монахи собирались для взаимных исповедей.На эти собрания не допускались непосвященные, женщины и миряне.В зависимости от тяжести греха применялись и санкции, чаше всего выражавшиеся в форме добровольно взятого на себя покаяния.Четыре главных греха влекли за собой изгнание навсегда: плотское совокупление; убийство; воровство и ложное утверждение, что кто — то обладает сверхчеловеческой силой и достоинством архата.

    Архат — это идеал буддизма.Так называют тех святых или мудрецов, которые освободились от сансары и после смерти отправятся в нирвану.Архат — это тот, кто сделал все, что должен был сделать: уничтожил в себе желание, стремление к самоосуществлснию, невежество, неправильные взгляды.

    Существовали и женские монастыри.Они были организованы так же, как и мужские, однако все основные церемонии в них проводили монахи из ближайшего мужского монастыря.

    Одеяние монаха чрезвычайно просто.Он имел три предмета одежды: нижняя одежда, верхняя одежда и ряса, цвет которой на юге желтый, на севере красный.Деньги он не мог брать ни в коем случае, даже пищу он не должен был просить, а миряне сами должны были подавать ее только показавшемуся на пороге монаху.Монахи, отрекшиеся от мира, каждый день заходили в дома простых людей, для которых появление монаха было живой проповедью и приглашением к высшей жизни.За оскорбление монахов миряне наказывались тем, что от них не принимали подаяния, перевертывая чашу для милостыни.Если таким образом отвергнутый мирянин примирялся с общиной, то его дары опять принимались.Мирянин всегда оставался для монаха существом низшей природы.

    У монахов не было настоящих проявлений культа.Они не служили богам; напротив, они считали, что боги должны им служить, поскольку они святые.Монахи не занимались никаким трудом, кроме ежедневного хождения за милостыней.Их занятия состояли в духовных упражнениях, медитации, чтении и переписывании священных книг, совершении или участии в совершении обрядов.

    К буддийским обрядам относятся уже описанные покаянные собрания, на которые допускаются только монахи.Однако существует множество обрядов, в которых участвуют и миряне.Буддисты переняли обычай празднования дня отдыха четыре раза в месяц.Этот праздник получил название упосатха, нечто вроде субботы у евреев, воскресенья у христиан.В эти дни монахи поучали мирян и объясняли писание.

    В буддизме существует большое количество праздников и обрядов, центральной темой которых является фигура Будды, — важнейшие события его жизни, его учение и организованная им монашеская община.В каждой стране эти праздники отмечаются по-разному в зависимости от особенностей национальной культуры.Все буддийские праздники отмечаются по лунному календарю, и большинство важнейших праздников приходится на дни полнолуния, так как считалось, что полная луна обладает магическим свойством указывать человеку на необходимость усердия и обещать освобождение.

    Этот праздник посвящен трем важным событиям в жизни Будды: дню рождения, дню просветления и дню ухода в нирвану — и является самым важным из всех буддийских праздников.Он отмечается в день полнолуния второго месяца индийского календаря, который выпадает на конец мая — начало июня григорианского календаря.

    В дни праздника во всех монастырях проводятся торжественные молебны и устраиваются процессии и шествия.Храмы украшаются гирляндами из цветов и бумажными фонариками — они символизируют просветление, которое пришло в мир с учением Будды.На территории храмов масляные лампы также расставляются вокруг священных деревьев и ступ.Монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды и его учеников.Миряне тоже совершают медитацию в храме и слушают наставления монахов в течение всей ночи.Особенно тщательно соблюдается запрет на проведение сельскохозяйственных работ и другую деятельность, которая может принести вред маленьким живым существам.После окончания праздничного молебна миряне устраивают обильное угощение членам монашеской общины и преподносят им подарки.Характерным обрядом праздника является омовение статуй Будды подслащенной водой или чаем и осыпание их цветами.

    В ламаизме этот праздник является самым строгим обрядовым днем календаря, когда нельзя есть мясо и повсюду зажигаются светильники.В этот день принято совершать обход ступ, храмов и других буддийских святынь по часовой стрелке, распростершись по земле.Многие дают обет соблюдать строгий пост и пребывать в молчании в течение семи дней.

    Васса (от названия месяца на языке пали) — уединение на период сезона дождей.Проповедническая деятельность и вся жизнь Будды и его учеников была связана с постоянными странствиями и скитаниями.Во время сезона дождей, который начинался в конце июня и оканчивался в начале сентября, совершать путешествия было невозможно.По преданию, именно в сезон дождей Будда впервые уединился со своими учениками в Оленьей роще (Сарнатхе). Поэтому уже во времена первых монашеских общин установился обычай останавливаться на период сезона дождей в каком-нибудь уединенном месте и проводить это время в молитве и медитации.Вскоре этот обычай стал обязательным правилом монашеской жизни и соблюдался всеми направлениями буддизма.В течение этого периода монахи не покидают свой монастырь и занимаются более глубокой практикой медитации и постижением буддийского учения.На этот период сокращается обычное общение монахов с мирянами.

    В странах Юго-Восточной Азии миряне часто сами принимают монашество на период дождей и на протяжении трех месяцев ведут такой же образ жизни, как и монахи.В этот период запрещается заключать браки.По окончании периода уединения монахи исповедуются друг другу в содеянных грехах и просят прощение у своих собратьев по обшине.В течение последующего месяца контакты и общение монахов с мирянами постепенно восстанавливаются.

    Праздник огней

    Этот праздник знаменует окончание монашеского уединения и отмечается в полнолуние девятого месяца лунного календаря (октябрь — по григорианскому календарю).Продолжается праздник в течение месяца.В храмах и монастырях проводятся обряды, посвященные празднику, а также выходу из общины тех, кто вступил в нее на период сезона дождей.В ночь полнолуния все освещается огнями, для чего используются свечи, бумажные фонарики, электрические лампы.Говорят, что огни зажигают для того, чтобы осветить путь Будце, пригласив его сойти с небес, после того как он произнес проповедь перед своей матерью.В некоторых монастырях снимают с пьедестала статую Будды и несут ее по улицам, символизируя сошествие Будды на землю.

    В эти дни принято навещать родственников, ходить в гости друг к другу, чтобы засвидетельствовать свое почтение и сделать маленькие подарки.Праздник завершает церемония катхина (от санскрит.— одежда), которая заключается в том, что миряне дарят одежду членам общины.Одно одеяние торжественно преподносится главе монастыря, который затем передает его монаху, признанному в обители самым добродетельным.Название церемонии происходит от способа, которым шилась одежда.Куски ткани натягивались на раму, а потом сшивались.Эта рама и называлась катхина.Другое значение слова катхина — «трудный», здесь подразумевается трудность быть учеником Будды.

    Обряд катхина стал единственной церемонией, к которой привлекаются миряне.

    Существует в буддизме немало священных мест почитания.Считается, что сам Будда определил в качестве мест паломничества города: где он родился — Капилаватта; где достиг высшего просветления — Гайа; где впервые проповедовал — Бенарес; где вошел в нирвану — Кусинагара.

    История возникновения буддизма

    Б уддизм — одна из самых популярных мировых религий! Она занимает 3–4-е место в списке наиболее часто встречающихся вероисповеданий.Буддизм распространён в Европе, Азии.В некоторых странах эта религия является основной, а где-то она — одна из главных в списке религий, проповедуемых в государстве.

    История возникновения буддизма уходит далеко вглубь веков.Это немолодая религия, которая давно прочно закрепилась в мире.Откуда же она взялась и кто подарил людям веру в Будду, его философию? Узнаем об этой религии больше в поиске ответов на эти вопросы.

    Где и когда зародился буддизм

    Датой отсчёта зарождения буддизма принято считать исторический момент ухода Будды в мир иной.Однако есть мнение, что правильней считать и годы жизни прародителя религии.А именно период просветления Гаутамы Будды.

    По официальной информации, признанной ЮНЕСКО, паринирвана Будды свершилась в 544 году до нашей эры.Буквально век назад, а именно в 1956 году мир озарился торжественным празднованием 2500-летия буддизма.

    Столица буддизма и другие страны, где проповедуют религию

    Сегодня буддизм является государственной религией в 4 странах: Лаос, Бутан, Камбоджа, Таиланд.Но зарождение этой религии свершилось именно в Индии.Около 0,7–0,8 % (около 7 млн человек) населения этой страны проповедуют буддизм.Эта чудесная страна подарила миру одну из крупнейших религий.Поэтому по праву Индия называется столицей буддизма.

    Помимо Индии, буддизм проповедуют в таких странах, как Китай, Тайвань, Южная Корея, Япония, Шри-Ланка, Мьянма.В этих странах буддизм является официально признанной религией, которая занимает 1–2-е место в списке.Проповедуют буддизм в Тибете, Малайзии, Сингапуре.Более 1 % жителей России проповедуют эту религию.

    Распространение этой веры растёт.Причина тому — особая миролюбивость религии, её красочность, философское насыщение, интеллектуальная подоплёка.Многие находят в буддизме успокоение, надежду, знание.Поэтому интерес к религии не иссякает.Буддизм распространяется в разных частях мира.Но, конечно, столицей мирового буддизма была и останется навсегда Индия.

    Возникновение буддизма

    Многим людям, окунувшимся в познание буддизма или только изучающим этот вид религии, будет интересно, как возникло это вероисповедание и что стоит у истоков развития буддизма.

    Создатель учения, на основе которого была сформирована религия, — Гаутама.Ещё его называют:

  • Будда — просветлённый высшим знанием.
  • Сиддхартха — осуществивший своё предназначение.
  • Шакьямуни — мудрец из племени Шакья.
  • будда, бодхгайя

    И всё же самое привычное для человека, неглубоко ведающего основы этой религии, имя основателя — Будда.

    Легенда о просветлении Будды

    По приданию, необычный мальчик по имени Сиддхартха Гаутама родился у четы индийских королей.После зачатия королева Махамайа увидела вещий сон, который указывал на то, что ей суждено произвести на свет не обычного человека, а великую личность, которая войдёт в историю, озарив этот мир светом познания.Когда малыш появился на свет, знатные родители увидели для него будущее правителя или Просветлённого.

    Отец Сиддхартхи, король Шуддходана, оберегал мальчика от мирских несовершенств, болезней и несчастий всё его детство, юность.До своего двадцати девятилетия жил юный Будда в цветущем дворце, вдали от бренности бытия и невзгод обычной жизни.В 29 лет юный красивый принц женился на красавице Яшодхаре.У молодой четы родился здоровый, славный сын Рахула.Жили они счастливо, но однажды молодой муж и отец вышел за ворота дворца.Там он обнаружил людей, измотанных болезнями, страданием, нищетой.Он увидел смерть и понял, что существует старость, недуги.Его расстроили такие открытия.Он осознал всю бесполезность бытия.Но отчаяние не успело захлестнуть принца.Ему встретился отрешённый монах — саману.Эта встреча была предзнаменованием! Она показала будущему Просветлённому, что, отрекшись от мирских страстей, можно обрести умиротворение, безмятежность.Наследник престола бросил семью, ушёл из отчего дома.Он отправился на поиски истины.

    На своём пути Гаутама придавался жёсткой аскезе.Он брёл в поиске мудрецов, чтобы послушать их учения и мысли.В итоге Будда нашёл свой идеальный путь избавления от страданий.Он открыл для себя «золотую середину», которая подразумевала отрицание жёсткой аскезы и отказ от неумеренных излишеств.

    В 35 лет Сиддхартха Гаутама обрёл Просветление и стал Буддой.С этой поры он радостно делился с людьми своим знанием.Он вернулся в родные места, где ему очень обрадовались его близкие.Выслушав Будду, жена и сын также выбрали путь монашества.Будда обрёл освобождение и покой вначале своего девятого десятка.Он оставил огромное наследие — Дхарму.

    Как распространялся буддизм

    Общая численность буддистов на всей земле — более 500 миллионов человек.И эта цифра неуёмно растёт.Идеи и принципы буддизма интересуют, трогают сердца многих людей.

    Эта религия отличается отсутствием навязчивой философии.Идеи буддизма по-настоящему цепляют людей, и они сами приобретают эту веру.

    В распространении религии в первую очередь сыграла роль география возникновения этого вероисповедания.Страны, где буддизм давно является основной религией, подарили эту веру соседствующим государствам.Возможность путешествовать по всему миру открыла людям из отдалённых стран знакомство с буддийской философией.Сегодня существует немало литературы, документальных и художественных видеоматериалов об этой вере.Но, конечно, по-настоящему заинтересоваться буддизмом можно лишь прикоснувшись однажды к этой уникальной культуре.

    В мире есть этнические буддисты.Это люди, рождённые в семьях с этим вероисповеданием.Очень многие приняли буддизм сознательно, познакомившись с философией Просветления во взрослом возрасте.

    Конечно, знакомство с буддизмом не всегда знаменуется принятием этой религии для себя.Здесь личный выбор каждого.Однако однозначно можно сказать, что философия буддизма — это интересная область, которая любопытна многим с точки зрения саморазвития.

    Будда Шакьямуни

    Что такое буддизм

    Подводя итог, хочется отметить, что буддизм — это целая философия, основанная на религии, зародившейся в Индии ещё до нашей эры.Прародителем Священного учения Дхармы является Будда (Просветлённый), некогда бывший наследником индийского престола.

    В буддизме выделяют три основных направления:

    Существуют разные буддийские школы, которые раскиданы по странам.В зависимости от школы могут разниться какие-то детали учения.Но в целом буддизм, тибетский или индийский, китайский, тайский и любой, другой несёт одни и те же идеи и истины.В основе этой философии — любовь, добро, отречение от излишеств и прохождение идеального пути для избавления от страданий.

    У буддистов есть свои храмы, дацаны.В каждой стране, где проповедуется эта религия, существует буддийская община, где каждый страждущий может найти информационную, духовную поддержку.

    Люди, исповедующие буддизм, поддерживают особые традиции.У них своё понимание мира.Как правило, эти люди стремятся нести добро окружающим.Буддизм не ограничивает интеллектуальное развитие.Напротив, эта религия наполнена смыслом, в её основе лежит многовековая философия.

    У буддистов нет икон.У них есть статуи Будды и других Святых-последователей этой веры.В буддизме принята своя особая символика.Стоит выделить восемь благих символов:

    1. Зонт (чхатра);
    2. Ваза с сокровищами (бумпа);
    3. Золотая рыбка (матсья);
    4. Лотос (падма);
    5. Раковина (шанкха);
    6. Знамя (двахья);
    7. Колесо Драхмы (Дхармачакра);
    8. Бесконечность (Шриватса).

    Каждый символ имеет своё обоснование и историю.В буддизме вообще нет ничего случайного и пустого.Но, чтобы понять истины этой религии, придётся потратить время на ознакомление с ними.

    Как появился буддизм — история зарождения первой мировой религии

    Здравствуйте, дорогие читатели и искатели истины!

    Буддизм за свою долгую историю существования поведал о себе всей планете и забрался даже в самые неожиданные ее уголки.Так откуда он родом, в каком веке он зародился, почему появился, как далеко зашел и кто из известных людей его исповедует?

    Обо всем этом вы узнаете из статьи ниже, а в качестве приятного дополнения познакомитесь с красивой историей о Сиддхартхе – прекрасном принце из рода Шакья.

    Зарождение буддизма

    Буддизм является самой древней мировой религией.Существуют легенды о том, как появился буддизм, и они могут показаться забавным вымыслом, однако на эту тему также приводятся и подтвержденные факты.

    По поводу того, в какой стране появился буддизм, споров не возникает.Его исторической родиной является северо-восток Индии, где в наши дни расположился штат Бихар.Тогда – в середине I тысячелетия до н.э.– на этих землях находились страны Магадха, Вайшали и Кошала.Именно здесь Будда начал проповедовать, именно здесь находился «очаг» будущей мировой религии.

    История буддизма неразрывно связана с именем своего основателя, а точнее, с несколькими его именами, и корни их уходят в санскрит:

  • Гаутама;
  • Сиддхартха – в переводе звучит «Выполнивший свое назначение»;
  • Шакьямуни – означает «Мудрец из племени Шакья»;
  • Будда – значит «Просветленный высшим знанием».
  • Корень «buddh» на санскрите встречается и в русском языке и обозначает то же самое, что и слово «будить».Наш язык вообще очень похож на санскрит.Это может показаться невероятным, если не углубляться в языкознание – русский относится к группе индоевропейских языков.

    Датой основания буддийской традиции признается смерть (паринирвана) Будды.Но до сих пор среди буддологов имеются разногласия на тему того, в каком году конкретно это произошло.ЮНЕСКО приняла дату – 544 г.до н.э., и в 1956 г.весь мир радостно отмечал праздник – 2500 лет буддизму.

    Другие ученые называют иные даты.Одно не вызывает сомнений – Будда жил и проповедовал до индийских походов Александра Македонского, которые происходили в 20-х годах IV века до н.э.

    Причины появления буддийской традиции

    До нас дошли всего лишь отголоски истории об индийском обществе того времени, но имеющиеся данные позволяют нарисовать картину, которая показывает причины возникновения буддизма.

    Во-первых, в то время в Индии надвигался кризис древней ведической культуры.Она господствовала долгое время и отличалась ритуализмом, жертвоприношениями и формальным благочестием брахманов – жрецов.Прежние племенные устои перестали отвечать сознанию людей, и общество нуждалось в новых, альтернативных учениях и религиях.

    Во-вторых, в то же время укреплялась государственная власть.Варновый (сословный) строй претерпевал изменения.Варна кшатриев, воплощавшая благородную власть индийских царей в древности, становилась сильнее и начинала противостоять варне брахманов.

    В северо-восточной Индии привилегии брахманов и без того были меньше по сравнению с остальной частью страны, и в кризисный период эта местность стала открыта для новых веяний и традиций.На почве этого на индийском северо-востоке, в «слабом звене» брахманизма, появился источник буддийской религии, который постепенно разливался по всей стране и дальше – по всей Юго-восточной Азии, и его течение приносило всем отречение и избавление.

    Разрастаясь, буддизм делился на разные виды: хинаяну, махаяну и другие более мелкие виды, а позднее он пришел на Тибет, прочно там укоренившись и преобразившись в новую форму – ламаизм.

    К XI-XII вв.буддизм был почти полностью «изгнан» индуизмом со своей исторической родины.Сегодня среди индийцев всего 0,7 процентов буддистов.

    Легенда о прекрасном принце Сиддхартхе

    Вот уже почти 26 столетий буддийское учение, или дхарма, приносит миллионам людей внутреннее спокойствие и душевную гармонию.Но кем же был этот самый Будда?

    К нашему времени жизнеописание Будды сплелось воедино и с научной биографией, и с прекрасными, будто сказочными, сюжетами.Разделить их невозможно, а может, и не имеет смысла вовсе.Историю наследника короны, а позже – великого Пробужденного – рассказывают разные житийные тексты, например, «Жизнь Будды» индийского поэта Ашвагхоши (I в.н.э.) или «Лалитавистара» в традициях махаяны.

    В семье короля Шуддходаны и королевы Махамайи родился мальчик.Когда после зачатия королева увидела во сне необычного слона, у которого было шесть бивней, она осознала, что ей суждено родить великого человека.

    Астролог Ашита, приглашенный королем после рождения сына, увидел на младенце признаки, которые присущи только великому человеку.Так, например, его ладони, ступни и межбровье были увенчаны знаками колеса, а пальцы соединяли перепонки.

    Мальчика назвали Сиддхартха Гаутама.Ему пророчили звание всемирного правителя или Пробужденного.Отец желал, чтобы малыш унаследовал трон, и всячески оберегал его от превратностей жизни, ограждал от лицезрения болезней, старости и смерти.

    29 лет жил принц в цветущем дворце, далеком от бренности и взял в жены красавицу Яшодхару, с которой у них родился сын Рахула.Но однажды Сиддхартха выехал за пределы дворца и увидел человека, побитого болезнями, глубокого старика и похоронную процессию.Острым ножом полоснуло это его по сердцу, и он осознал тщетность бытия.

    А потом он увидел саману – отрешенного, бедного, худого монаха – и осознал безмятежность, которую можно достичь при отказе от мирских забот и желаний.

    Престолонаследник Сиддхартха бросил все, покинув отца, жену и сына, отрешившись от прежнего безбедного образа жизни и отправившись на поиски истины.Он долго бродил, слушая учения разных мудрецов, несколько лет подвергал себя жестокой аскезе, но в итоге наедине с самим собой открыл Срединный путь, который подразумевал с одной стороны, отказ от полного аскетизма, а с другой — избегание излишеств.

    Сиддхартха достиг Просветления, когда ему было 35 лет.Так он стал Буддой.На протяжении 45 лет он проповедовал всем желающим, делясь своим открытием и своей истиной.Будда не оставил и свою семью.Однажды он вернулся на землю шакьев, и все горячо обрадовались ему.Побеседовав с Буддой, его сын и жена тоже приняли монашество.

    В начале своего девятого десятка Будда достиг незыблемого покоя нирваны.Он получил Великое Освобождение, оставив огромное наследие дхармы многим поколениям на разных континентах, которое за свою многовековую историю стало целой религией.

    Царь Шуддходана в итоге остался без наследников.Видя страдания отца, Будда обещал забирать монахом единственного сына в семье только с согласия родителей.И это условие и сейчас очень чтится в буддизме.

    Как появился буддизм среди нас

    С течением времени учение Будды распространялось все дальше, претерпевало изменения, принимало все новые формы и содержание.Сегодня буддийское учение простирается не только по юго-востоку Азии: Таиланду, Шри-Ланке, Вьетнаму, Непалу, Японии, Мьянме, Лаосу, Бутану.Уже с конца позапрошлого века оно привлекает европейцев и американцев, а общая численность буддистов на планете сейчас достигает 500 миллионов человек.

    Идеи и принципы буддизма все крепче укореняются в западной культуре: современная беллетристика пестрит обложками книг о буддизме, Голливуд снимает фильмы о Будде, а многие известные деятели считают себя его последователями.

    Так, например, немец Герман Гессе еще в 1922 году рассказывает миру свою интерпретацию истории «Сиддхартха», а Джек Керуак раскрывает путь американцев, которые следуют своей дзен-философии.Киану Ривз вживается в роль Гаутамы и ищет освобождения в фильме «Маленький Будда» – полной версии легенды, кратко рассказанной выше.

    А буддистов среди известных людей не перечесть: Альберт Эйнштейн, Сергей Шойгу, Джеки Чан, Брюс Ли, Дженнифер Лопес, Леонарди Ди Каприо, Стив Джобс, Стинг, Кейт Мосс – этот список можно продолжать бесконечно.

    Буддизм по праву повлек за собой миллионы приспешников.Появившись 2,5 тысячелетия назад в далекой Индии, он стал не просто религией, а целой философией, традицией, учением, почитаемым во всем мире.

    Заключение

    Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если статья пришлась вам по душе, не забудьте поделиться ею с друзьями в социальных сетях.

    Рейтинг автора
    Автор статьи
    Валентин Пырьев
    Написано статей
    1036
    Ссылка на основную публикацию